Сомато-неврологические нарушения у глухих. Профилактика психических отклонений у тугоухих детей

Обновлено: 17.05.2024

Причины нарушения слуха у ребенка могут быть врожденными или приобретенными, возможны и сочетания различных факторов. Рассмотрим основные причины снижения слуха у детей.

Генетика

40% случаев снижения слуха в детстве происходит из-за генетической предрасположенности. Также потерю слуха может спровоцировать врожденный порок развития уха или слухового нерва. Обратите особое внимание на слух малыша, если он был рожден с недостатком веса, испытывал кислородное голодание, родился недоношенным или перенес желтуху в первые дни после рождения.

Инфекции

Если мать, будучи беременной, переболеет цитомегаловирусом или краснухой, то это может повлечь за собой нарушение развития органа слуха у плода. Если ребенок заболеет свинкой или корью, то слух также может пострадать. Отиты - особенно опасное заболевание в детстве. Если вы не долечили, например, насморк у ребенка, болезнь может добраться до ушей и привести к образованию нагноения и снижению слуха. Кроме того отит является опасным для жизни.

Неправильная гигиена

Специалисты по слуху призывают всех отказаться от использования ватных палочек в качестве инструмента для чистки ушей. Палочкой очень легко протолкнуть серу только глубже в ухо и даже повредить барабанную перепонку. Из-за скопления большого количества ушной серы образуются серные пробки, которые блокируют поступление звукового сигнала в среднее ухо. Для правильной гигиены уши достаточно регулярно мыть теплой водой.

Шумная обстановка

Берегите детей от шумных мест - и без того хрупкая система слуха может не выдержать постоянного шума и пострадать. Если ребенок использует наушники, научите его важным правилам обращения с ними: звук не должен быть громче 50%, а использование наушников должно быть ограничено одним часом в день.

Ототоксичные препараты

Некоторые сильнодействующие лекарства могут нарушить работу сенсорных клеток в среднем ухе. Такие препараты используются при лечении сложных заболеваний, например, малярии, туберкулеза и рака.

Дети с нарушением слуха - причины и особенности развития

Признаки снижения слуха у детей

Проблема сниженного слуха чаще всего заметна не самому слабослышащему, а тем, кто с ним общается. В случае снижения слуха у ребенка это будет заметно в первую очередь его родителям.

Главный признак снижения слуха у ребенка до года - отсутствие реакции на громкие звуки. В норме ребенок должен реагировать (вздрагивать, плакать) после двух недель жизни, если этого не происходит, немедленно обратитесь к специалисту. Подробнее о проверке слуха у новорождённых

Если нарушение слуха произошло у ребенка старше года, то определить это уже проще. Ребенок не отзывается на свое имя, плохо ориентируется в пространстве по звукам, не слышит происходящего в соседней комнате и т.п.

Более старшие дети выпадают из разговора, отвечают невпопад, также не реагируют на свое имя и на зов издалека. Подробнее о проверке слуха у детей и подростков

Классификация снижения слуха

  • I степень: обычно ребенок слышит хорошо, но начинаются проблемы при попадании в шумную акустическую ситуацию.
  • II степень: возникают проблемы с шепотной речью, даже если она звучит в тихой обстановке.
  • III степень: у ребенка серьезные проблемы с разборчивостью речи, даже если она звучит довольно громко.
  • IV степень: малыш слышит только то, что звучит совсем рядом с его ухом.

Страшнее четвертой степени тугоухости может быть только полная глухота.

Обратите внимание: тугоухость - это не временное количественное снижение возможности воспринимать звуки, а качественные необратимые изменения всей слуховой системы, которые неизбежно окажут свое влияние на развитие детской психики. Роль слуха в развитии человека очень велика.

Характеристика детей с нарушением слуха

Слабослышащие дети испытывают трудности не только с восприятием звуков, но и с процессом познания и с социальной адаптацией. Задача взрослых в этом случае - правильно расставить приоритеты и сделать все возможное, чтобы развитие ребенка проходило в нормальном ритме. Также взрослому необходимо знать об особенностях развития слабослышащих детей. Особенностями детей с нарушениями слуха являются особенности психического и умственного развития.

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха

Если оставить без внимания нарушения слуха у детей в раннем возрасте, то можно столкнуться с вытекающей проблемой - недоразвитием речи и других функций: мышление, память, внимание. Этот тип развития называется дефицитарным.

В целом, психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит по тем же законам, что и здоровых малышей, но происходит это значительно медленнее из-за ограниченности контактов с миром вокруг. Также психическая деятельность слабослышащего ребенка, как бы упрощается - теряются полутона, полумеры. Ребенку тяжелее связывать между собой различные явления, распознавать эмоции. Также отличительной чертой является нарушение речи у детей с нарушением слуха.

Дети с нарушением слуха - причины и особенности развития

Особенности умственного развития детей с нарушениями слуха

Умственное развитие ребенка характеризуется развитием его внимания, памяти и мышления. Слабослышащие дети по результатам многочисленных исследований испытывают трудности при развитии всех этих показателей.

Особенности внимания

Дети с нарушением слуха одновременно воспринимают гораздо меньшее количество элементов, чем дети с нормой слуха. Особенно ярко это проявляется на уроках, когда необходимо, например, одновременно слушать учителя и писать в тетради. Также слабослышащему ребенку требуется значительно больше времени, чтобы переключиться с одного типа восприятия на другой, например, с чтения на слушание.

Особенности памяти

Дети с нормой слуха непроизвольно запоминают огромнейшее количество вещей при простом контакте с окружающим миром. У слабослышащего ребенка, как мы помним, такие контакты довольно сильно ограничены, поэтому запоминает он значительно меньше, хотя и способен на те же самые объемы, что и здоровый ребенок. У слабослышащих детей хорошо получается запоминать слова, тесно связанные со зрительными образами, и значительно хуже обстоят дела со словами, обозначающими звуковые или абстрактные явления.

Особенности мышления

Из-за ограниченности контактов с миром и социумом набор мыслительных инструментов ребенка с нарушением слуха не так широк. Он часто пытается, как бы открывать разные двери одним ключом. Ребенок может иметь сложности с вычленением главных и второстепенных деталей в рассказах или рисунках, выявлением неочевидных причинно-следственных связей. В целом, развитие мыслительных процессов будет в значительной мере замедленно.

Обучение детей с нарушением слуха - сложная задача. Ее решением должны заниматься и родители, и специалисты параллельно.

Диагностика нарушения слуха у детей

Своевременная диагностика - это важнейший этап в помощи слабослышащему ребенку. Чем раньше вы обнаружите проблему и начнете решать ее, тем быстрее и проще пройдет адаптация ребенка к жизни в социуме. Не ждите, пока ребенок замкнется в своем тихом одиноком мире.

Для определения состояния слуха у детей существует несколько методов.

В России самую первую проверку слуха должны провести в роддоме. Называется она «аудиоскриннинг» - это объективный метод исследования, который показывает наличие нарушений. Этот тип диагностики может проводиться, даже если ребенок спит. Для детей постарше диагностику должен проводить специалист сурдоакустик, лор, аудиолог или сурдолог. Это может быть игровая или речевая аудиометрия. Для детей с 12 лет допустимо проводить тональную пороговую аудиометрию.

Лечение нарушений слуха у детей

Как и у взрослых, лечение тугоухости будет зависеть от ее вида. Тугоухость бывает нейросенсорной и кондуктивной. И, если кондуктивная тугоухость по большей части успешно поддается медикаментозному или хирургическому лечению, то с нейросенсорной тугоухостью все не так просто. Шанс на восстановление слуха может быть только у тех, кто незамедлительно обратился за помощью к специалистам. Однако большая часть случаев тугоухости может быть скорректирована при помощи слухопротезирования.

Специалист по слуху «Аудионика» — Исправникова Олеся Владимировна

Исправникова Олеся Владимировна

Обладатель диплома МГПУ по специальности «Сурдоакустик». Специалист по слуху «Аудионика» с 2016 года

Глухие дети с эмоциональными и поведенческими расстройствами

В настоящее время принято считать группу детей с врожденной глухотой достаточно разнородной по составу. В зависимости от причин нарушения слуха, примерно третья часть этой группы может иметь дополнительные нарушения: недостатки зрения, костно-мышечной системы; интеллектуальную недостаточность, соматические заболевания и пр. Наряду с этими видами дополнительных нарушений при глухоте в западных странах широко обсуждается частота проявления эмоциональных и поведенческих расстройств у детей со слуховым ограничением. Согласно данным этих исследований, примерно треть учащихся школ для глухих имеет поведенческие проблемы. Особенно высокий процент проблемного поведения (54%) был выявлен в отделениях для глухих детей с дополнительными нарушениями. Наряду с дополнительным нарушением, в зарубежных исследованиях рассматриваются еще три фактора, имеющих важное значение при возникновении проблем поведения: недостаток коммуникативных навыков со стороны ребенка, проблемы отношения родителей к глухому ребенку и нарушенное взаимодействие между родителями и ребенком.

В очень немногочисленных отечественных исследованиях эмоциональных особенностей людей с нарушением слуха встречается мнение о свойственной им излишней невротизации и характерологических нарушениях, объясняемых прежде всего сенсорной и социальной депривацией (Матвеев,1997).

В течение ряда лет нами наблюдаются более 100 глухих детей со сложным нарушением - учащиеся Санаторной школы- интерната №65 для глухих детей с психоневрологическими заболеваниями г.Москвы. Выраженность и уникальность нарушений у части этих детей сделало невозможным их обучение в классах, поэтому в разное время они были переведены на индивидуальное обучение. Все они имели сложные нарушения, такие как слепоглухота, нарушения опорно-двигательного аппарата, выраженные интеллектуальные нарушения и педагогическую запущенность, хронические соматические заболевания, эпилепсию.

Но среди них мы выделили особую группу детей, отличающуюся особой эмоциональной неуравновешенностью, трудностями в общении (в использовании жестовых и словесных средств общения), агрессивным и самоагрессивным поведением, своеoбразием свободного (спонтанного) поведения и рисунка, несформированностью произвольной деятельности. Многие из них отставали в психическом развитии, испытывали большие трудности и даже невозможность обучения по традиционным программам школы глухих. При этом нельзя было отнести все трудности этих детей к умственной отсталости, от умственно отсталых детей их отличала асинхрония в развитии разных психических функций.

Опыт индивидуального обучения и воспитания этих детей в школе показал разную природу их поведенческих и эмоциональных нарушений. В ряде случаев, трудности общения и обучения объяснялись нарушением привязанности. В других случаях в основе особенностей поведения лежали сложные неврологические расстройства. Понимание природы этих нарушений позволило подобрать адекватные методы психологического сопровождения и обучения этих детей и существенно нормализовать их поведение. Меньшие успехи наблюдались в случаях раннего детского аутизма и психических расстройств у глухих детей со сложными нарушениями.

Нарушения слуха и глухота - глобальная проблема современного здравоохранения

Таварткиладзе Г.А. ФГБУ «Российский научно-клинический центр аудиологии и слухопротезирования» ФМБА России; Кафедра сурдологии ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва

Всемирный доклад по проблемам слуха предвидит мир, в котором нет людей с нарушениями слуха, которые можно было бы предотвратить, а те, у кого имеются нарушения слуха, смогут достичь своего полного потенциала за счет реабилитации, образования и расширения прав и возможностей.

В мире насчитывается более 1,5 миллиарда людей, имеющих нарушения слуха разной степени, среди которых минимум 430 миллионов нуждаются в реабилитации. Результаты последних исследований по изучению глобального бремени болезней (Global Burden of Disease - GBD) свидетельствуют о возрастании влияния нарушений слуха. Сравнительный анализ результатов продемонстрировал, что тугоухость была 11-й по значимости причиной лет, проведенных с инвалидностью, в 2010 году и 4-й лидирующей причиной - в 2015 году. Кроме того, следует отметить, что распространенность нарушений слуха в настоящее время намного больше, чем в 1985 году, когда были опубликованы первые данные для всех стран мира [ 25 , 33 ].

Нарушения слуха выходят далеко за пределы сенсорного поражения [ 9 , 19 , 20 ]. Отсутствие или существенное ослабление слухового входа к мозгу изменяет связи мозга и обработку в нем [ 19 , 20 , 24 , 27 , 29 ], что особенно выражено в возрасте до 3 лет и, возможно, после 60 лет [ 16 , 22 ]. Нарушения слуха в раннем возрасте сопровождаются задержкой развития разговорного языка [ 16 , 22 , 24 , 27 , 29 , 31 ]. У детей с выраженной тугоухостью отмечается более низкая грамотность, чем у сверстников с нормальным слухом. Большинство взрослых с инвалидизирующими нарушениями слуха отмечают чувство глубокой изоляции, они, как правило, выпадают из общества, у них нарушаются отношения в семье [ 8 , 9 ].

Не выявленные вовремя и оставленные без внимания нарушения слуха могут иметь далеко идущие последствия, отрицательно влияющие на развитие языка, психосоциальное благополучие, качество жизни, уровень образования и экономическую независимость на разных жизненных этапах [ 21 , 28 , 30 ]. Они сопровождаются ежегодными затратами, превышающими 980 миллиардов долларов, и могут нарушить глобальную цель стран-членов ООН покончить с бедностью и обеспечить всем людям планеты мир и процветание к 2030 году [ 15 ]. При этом расходы в секторе здравоохранения (включая только стоимость медицинского обслуживания детей и взрослых, обусловленного невозможностью решить проблемы, связанные с нарушениями слуха, но не учитывающие расходы на оказание диагностической помощи и реабилитацию) составляют 314 миллиардов долларов; в секторе образования (при учете только детей и подростков в возрасте 5-14 лет с порогами слышимости в лучше слышащем ухе выше 50 дБ) - 27 миллиардов; расходы, обусловленные безработицей и снижением производительности - 182,5 миллиардов; социальные расходы, включая социальную изоляцию, проблемы с коммуникацией, стигматизацию - 456, 5 миллиардов долларов [ 37 ].

В 2019 году количество лет, проведенных с инвалидностью, обусловленной нарушениями слуха, составило 43,5 миллионов и выросло на 73% с 1990 года. Возрастные нарушения слуха были третьей по значимости причиной лет, проведенных с инвалидностью, в 2019 году и основной причиной у лиц старше 70 лет [ 26 ]. В 65% инвалидность, обусловленная нарушениями слуха, относится к средним и выраженным степеням тугоухости. Однако, вне зависимости от выраженности тугоухости и аудиологического профиля выраженность отрицательного эффекта нарушений слуха на жизнь людей зависит от применения эффективных клинических и реабилитационных технологий. Усугубляется ситуация при наличии других функциональных ограничений, таких как нарушения зрения, аутизм или нарушения развития. Так, слепо-глухота имеется у 0,2-2% популяции земного шара во всех возрастных группах [ 17 ].

Многие причины, вызывающие нарушения слуха, могут быть предотвращены (у детей - в 60%). К ним относятся осложнения при родах, хронические и инфекционные заболевания уха, заболевания, которые можно предотвратить при своевременной вакцинации, а также воздействие шума, химических веществ, препаратов с ототоксическим действием.

По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) более 1,1 миллиарда подростков и молодых людей имеют риск возникновения постоянных нарушений слуха за счет прослушивания музыки на высоких уровнях интенсивности в течение длительного времени. Уменьшение таких рисков за счет действий национальных систем здравоохранения принципиально важно для решения проблем, связанных с тугоухостью [ 23 , 32 , 35 ].

Главная цель - все люди с нарушениями слуха должны иметь возможность доступной и эффективной реабилитации в течение всей жизни. Предлагаемые ВОЗ подходы включают скрининг слуха и раннее вмешательство, профилактику и лечение заболеваний уха, доступ к современным технологиям, развитие сети реабилитационных центров, улучшение коммуникации, снижение уровней шума и более активное участие общества.

Последние десятилетия отмечены инновационными достижениями в области диагностики и реабилитации нарушений слуха, телемедицины и телеаудиологии. Консервативное и хирургическое лечение, слухопротезирование, кохлеарная имплантация, реабилитационная терапия и сурдопедагогическая реабилитация, являются решениями, обеспечивающими пациентам с нарушениями слуха и глухотой доступ к образованию и полноценной реализации своего потенциала.

Однако, несмотря на современные возможности реабилитации, многие люди с нарушениями слуха все еще не имеют доступа к ним. Для решения этой глобальной проблемы Всемирной ассамблеей здравоохранения в 2017 году была принята резолюция WHA 70.13 [ 13 ], которая призывает правительства интегрировать оказание помощи при заболеваниях уха и нарушениях слуха в национальные системы здравоохранения и рекомендует ВОЗ обеспечить условия и инструменты для этого.

Всемирный доклад по проблемам слуха, который был принят ВОЗ 3-го марта 2021 года, был разработан с целью обеспечения глобальных действий для равноправного доступа к оказанию помощи при заболеваниях уха и нарушениях слуха во всем мире вне зависимости от экономического достатка стран. В Докладе представлены четкие доказательства, позволяющие рассматривать нарушения слуха как глобальный приоритет систем здравоохранения, даны подходы к решению многих существующих проблем.

Вызовы эти еще более усилились в условиях пандемии, вызванной COVID-19, которая проявила уязвимость современных систем здравоохранения и сфокусировала внимание на необходимости инвестирования в них. При этом должны приниматься во внимание происходящие демографические изменения и ожидаемое увеличение 1,5 раза в ближайшие 30 лет числа людей с нарушениями слуха. В условиях пандемии особое значение приобретает широкое применение технологий телемедицины и телеаудиологии.

Основными задачами Всемирного доклада является определение помощи при заболеваниях уха и нарушениях слуха глобальным приоритетом систем здравоохранения с рекомендацией подходов к ее реализации от пренатального периода до старческого возраста. И это должно признаваться на политическом уровне.

Программы раннего выявления нарушений слуха и их реабилитации включают:

  • универсальный аудиологический скрининг новорожденных;
  • постоянное наблюдение за новорожденными с факторами риска по тугоухости, которые прошли скрининг в родовспомогательном учреждении;
  • расширенное диагностическое обследование для определения степени и формы тугоухости;
  • участие родителей и поддержку семьи;
  • социальную психологическую и информационную поддержку семей детей, у которых был подтвержден диагноз стойкой тугоухости;
  • реабилитационные технологии, в том числе, слуховые аппараты, кохлеарные импланты, FM-системы;
  • дополнительное консультирование, информацию и обучение для обеспечения технологий;
  • варианты развития коммуникации, включая аудиторно-вербальную терапию, развитие жестового языка и другие [ 2 , 4 , 5 , 37 ].

При этом, целевые показатели предусматривают относительное увеличение эффективного охвата аудиологическим скринингом новорожденных на 20%, относительное увеличение на 20% эффективного охвата взрослых с нарушениями слуха, использующих технические средства реабилитации; относительное снижение на 20% распространенности хронических заболеваний уха и оставленных без внимания нарушений слуха у школьников в возрасте 5-9 лет.

Особое значение должно придаваться включению ориентированной на человека помощи при заболеваниях уха и нарушениях слуха в национальные системы здравоохранения, совершенствованию оказания помощи на всех уровнях, информационным кампаниям, направленным на борьбу с заболеваниями уха и нарушениями слуха и связанной с ними стигматизацией, определению целей и мониторингу национальных трендов, оценке прогресса и обеспечению высококачественных исследований в этой области [ 37 ].

Современные слуховые аппараты и кохлеарные импланты являются ключевым компонентом реабилитации. Однако следует отметить, что они составляют лишь часть реабилитационной стратегии, которая включает участие в процессе многопрофильной команды специалистов.

У детей проведенные в ранние сроки слухопротезирование и кохлеарная имплантация обеспечивают развитие слуха, речи и коммуникаций, улучшают качество жизни, что в результате приводит к лучшим результатам обучения [ 1 , 3 ]. Использование слуховых аппаратов способствует предотвращению когнитивных нарушений у детей и деменции у взрослых [ 22 ]. У взрослых слухопротезирование и кохлеарная имплантация улучшают слух и качество жизни.

Накопленный опыт свидетельствует о том, что современные технические средства реабилитации, такие как слуховые аппараты и кохлеарные импланты, экономически эффективны [ 6 , 7 , 10 , 11 , 14 , 18 ]. По консервативным оценкам ВОЗ при слухопротезировании одного уха в экономически развитых странах каждый инвестированный доллар предполагает возврат в 1,84 доллара. При односторонней имплантации эта величина соответствует 2,59 долларам. Однако, несмотря на функциональную и экономическую эффективность слухопротезирования и кохлеарной имплантации, существует множество проблем, ограничивающих их доступность и применение.

Ключевые проблемы, стоящие перед системой оказания помощи при заболеваниях уха и нарушениях слуха, можно сгруппировать в три категории:

  1. демографические и популяционные тенденции,
  2. правильность организации системы оказания помощи и стигма, связанная с нарушениями слуха,
  3. вопросы, связанные с системой здравоохранения.

Демографические и популяционные тенденции являются отражением высокого и постоянно растущего уровня распространенности нарушений слуха в течение жизни [ 36 ]. Ожидается, что к 2050 году количество людей с нарушениями слуха приблизится к 2,5 миллиардам, из которых 700 миллионов будут иметь среднюю и высокую степень снижения слуха в лучше слышащем ухе [ 37 ]. И только правильно организованная помощь людям с нарушениями слуха, предполагающая придание ей приоритетов в национальных системах здравоохранения, сможет обеспечить эффективную реабилитацию всем, кто в ней нуждается. Для этого необходимы профессионалы, которые могут обеспечить высококачественную помощь на индивидуальном уровне, решая, в то же время, все вопросы на межличностном, организационном, общественном и политическом уровнях.

Недостаток в человеческих ресурсах должен быть решен за счет инновационных стратегий в подготовке кадров. В этих стратегиях должен быть сделан акцент на увеличении количества специалистов, оказывающих помощь при заболеваниях уха и нарушениях слуха, за счет обеспечения больших возможностей для профессиональной подготовки и переподготовки сурдологов-оториноларингологов, оториноларингологов, сурдопедагогов, преподавателей жестового языка, среднего медицинского персонала, утверждения профессионального стандарта «сурдолога-оториноларинголога», разработки стандартов и клинических рекомендаций, отвечающих современным требованиями нуждам пациентов.

Основная цель - доступность помощи на всех уровнях (первичном, вторичном и третичном) в течение всей жизни. Например, оказание помощи при нарушениях слуха должно быть частью планов развития ребенка, здоровья подростков, школьников, программ здоровое поколение и здоровая старость, служб гигиены труда и т.д. А для того, чтобы эта помощь была доступна, она должна быть интегрирована в систему оказания помощи первичного уровня.

Важно, чтобы решение вопросов оказания помощи при заболеваниях уха и нарушениях слуха осуществлялось на правительственном уровне через национальные системы здравоохранения. Во многом этому должно способствовать создание национальных стратегий и национальных комитетов по профилактике нарушений слуха и глухоты, а также сотрудничество и взаимодействие различных правительственных секторов, включая Министерство здравоохранения, Министерство труда и социальной помощи, Министерство финансов, Министерство экономического развития, Министерство образования, Министерство юстиции, а также региональные Министерства и Департаменты здравоохранения и образования.

Интеграция комплексной социально ориентированной помощи при заболеваниях уха и нарушениях слуха в национальные системы здравоохранения должна предусматривать:

  • определение потребности в помощи, оценку потенциала системы здравоохранения, определение приоритетов и целей;
  • постановку реалистичных, актуальных и привязанных к срокам задач, согласованных с глобальными целями;
  • интеграцию помощи при заболеваниях уха и нарушениях слуха в первичное звено систем здравоохранения;
  • выделение адекватных финансовых ресурсов для оказания помощи людям с нарушениями слуха;
  • увеличение количества и финансирование профессиональных образовательных программ;
  • подготовку специалистов смежных областей для оказания помощи на первичном уровне;
  • использование при возможности телемедицины и инновационных технологий для обеспечения доступности к качественной помощи;
  • обеспечение доступа к высококачественным реабилитационным технологиям с налаживанием адекватного сервиса;
  • обеспечение необходимыми медикаментами, вакцинами и техническими средствами реабилитации;
  • интеграцию индикаторов данного вида помощи в национальные информационные системы;
  • проведение исследований, направленных на повышение эффективности помощи при заболеваниях уха и нарушениях слуха.

Инвестиции в экономически эффективные технологии будут способствовать реабилитации лиц с нарушениями слуха и глухотой и принесут финансовую выгоду обществу.

Сомато-неврологические нарушения у глухих. Профилактика психических отклонений у тугоухих детей

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Алёна
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Говорит — значит слышит, так ли это, и что значит — дети с нарушением слуха.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Ребенок родился и издает свой первый крик. Кричат все дети, когда чувствуют голод, жажду, боль, мокрые пеленки. Обратить внимание на интонационную окраску плача ребенка с нарушением слуха невозможно. Гуление с 2-4, 5 месяцев, а также и лепет с 5-6 месяцев не предполагают наличия слуховой обратной связи, являясь наследственными программами голосового и моторного развития даже для детей глухих от рождения. Обратная слуховая связь только начинает системно участвовать в формировании предречевых вокализаций на этапе позднего лепета к 10 месяцам, когда происходит бессознательное подражание звукам слышимой ребенком речи. У детей с нарушением слуха наблюдается не увеличение разнообразия вокализации звуков, а происходит уменьшение вокальной активности. Их лепет более монотонный, бедный по звуковому составу. Известно, что дети со значительным нарушением слуха при отсутствии соответствующей реабилитационной поддержки замолкают к 1,5 годам. И если этого не удалось предотвратить, то достичь нормального качества звучания голоса и просодических характеристик речи впоследствии у них практически невозможно. Ясна картина, при которой родители уверены, что их малыш слышит, гулит, лепечет, и все-то у него хорошо. И насколько бывает неожиданной страшная правда, если у ребенка проблемы со слухом.

Родителям важно не игнорировать, не замыкаться на этом, а знать причины подобных проблем и особенности детей с нарушением слуха.

Итак, нарушения слуха встречаются довольно часто как у взрослых, так и у детей разного возраста. Иногда нарушения слуха носят временный характер - при образовании серной пробки, воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей, аденоидах 3-4 степени, остром воспалении среднего уха, экссудативном среднем отите. Такого рода нарушения называются кондуктивными. Как правило, эти нарушения можно устранить при ранней диагностике и проведении своевременного и рационального лечения.

Другую группу нарушений слуха составляют стойкие нарушения, связанные с поражением звуковоспринимающего аппарата - сенсоневральная тугоухость и глухота. При этих нарушениях речь может идти о поддерживающей терапии, определенных профилактических мероприятиях, слухопротезировании и длительной систематической педагогической коррекции.

Сочетание кондуктивной и сенсоневральной тугоухости относят к смешанной форме нарушения слуха. В зависимости от степени снижения слуха (по Л.В. Нейману) выделяют 3 степени снижения слуха и глухоту.

Степень потери слуха Средние пороги слуха, дБ Восприятие разговорной и громкой речи Восприятие шепотной речи

Степень потери слуха

Средние пороги слуха, дБ

Восприятие разговорной и громкой речи

Восприятие шепотной речи

Громкая речь у уха

1-я степень - снижение слуха в речевом диапазоне до 40 Дб. Речевое общение вполне доступно. Возможно разборчивое восприятие речи разговорной громкости на расстоянии более 1м.

2-я степень - слух снижен в речевом диапазоне до55дБ. Речевое общение затруднено, разговорная речь воспринимается на расстоянии менее 1м.

3-я степень - снижение слуха до70 ДБ. Речь разговорной громкости становится неразборчива даже у уха. Общение осуществляется с помощью громкого голоса на близком от уха расстоянии.

Снижение слуха на 15-25 дБ предлагается отнести к пограничной зоне между нормальным слухом и тугоухостью. Условная граница между тугоухостью и глухотой находится на уровне 90 дБ.

Если говорить о соматическом здоровье детей с нарушением слуха, то оно более ослаблено по отношению к другим детям заболеваниями лор органов - это воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, аллергические или вазомоторные риниты, искривления носовой перегородки, часты отиты, евстахеиты, аденоиды. Внешне у ребенка наблюдаются мешки под глазами, может быть затруднено носовое дыхание, во сне дети беспокойны, спят с открытым ртом. Эти дети, несмотря на то, что зачастую сами очень активны, быстроутомляемы в шумных играх.

В плане физического отставания (по наблюдениям Н.А. Рау) у глухих и слабослышащих детей отмечается шаткая походка, шарканье ногами, некоторая неловкость движений. У некоторых детей расстройства вестибулярного аппарата нередко приводит к снижению устойчивости и потере равновесия.

Слуховое восприятие, развивающееся на остаточном слухе — а он есть даже у глухих, конечно, не всегда приближается к норме - все зависит от сложности дефекта, его наступления и начала реабилитации ребенка. Особенностью этих детей является дискомфорт к громким звукам, причем, чем больше нарушение слуха, тем явнее проявляется феномен ускоренного нарастания громкости. Если же говорить о неречевом слухе - музыкальном и шумовом, то у этих детей можно наблюдать хорошие музыкальные способности, ведь они не определяются аудиограммой, а являются врожденными индивидуальными задатками. Следует отметить, что у детей этой категории вибрационная чувствительность развита даже лучше, чем у остальных детей, поэтому они способны хорошо различать ритмический рисунок, играть на музыкальных инструментах и даже танцевать. Внешне заподозрить нарушение слуха можно наблюдая частые переспрашивания детей, отсутствие реакций на обращенную к ним речь, если ребенок не видит лица говорящего, просмотр телевизионных передач на достаточно громком звучании, прислушивание к речи говорящего с поворотом головы лучше слышащим ухом к говорящему, дети теряются с определением направления звука.

Эмоционально-волевая сфера детей с проблемами слуха отличается бедностью эмоций, слабостью волевых усилий, нежеланием доводить начатые дела до конца. Но при этом дети более активны, чем слышащие дети. Взрослым важно понимать, что с помощью действий они познают предметы вокруг себя, используя все сохранные виды восприятия.

Глухие и слабослышащие дети обладают рядом особенностей восприятия окружающего мира. Так наблюдается недоразвитие в плане зрительного восприятия, в частности низкая скорость восприятия и узнавания предметов, замедленное формирование подражания, а также затруднения при выборе по образцу.

Речь глухих или слабослышащих характеризуется количественной недостаточностью и качественным своеобразием. У детей даже небольшие потери слуха приводят к задержке речевого развития, несформированности фонематического анализа, поскольку ребенок не воспринимает и не различает тихие звуки речи и части слов. Ребенок слышит только часть слова и поэтому плохо усваивает его значение. Большие потери слуха приводят к выраженным нарушениям речевого развития, а при отсутствии необходимой реабилитации - к немоте. В целом речь слабослышащих детей с нарушениями звукопроизношения, невнятна, неравномерна по громкости звучания, либо очень тихая, либо достаточно громкая, часто сопровождаемая жестами.

Отсутствие речи или более низкий уровень ее развития ведет к задержке развития познавательной деятельности, особенно страдает наглядно-образное и словесно- логическое, так называемое речевое мышление.

Потенциальные возможности детей с нарушениями слуха крайне велики. Современная медицина уже в силах вернуть таким детям слух посредством адекватного бинаурального слухопротезирования, а при больших потерях слуха и отсутствии эффекта от слуховых аппаратов - кохлеарной имплантации.

Из многолетней практики работы с дошкольниками, имеющими нарушение слуха, могу отметить, что если дети не имеют серьезных дополнительных отклонений в развитии, и адекватная и целенаправленная коррекционная работа проводилась с первого года жизни, и сами они позже посещали дошкольное учреждение, то к 3- 7 годам можно максимально приблизить уровни, как общего, так и речевого их развития к возрастной норме, даже не смотря на тяжелую тугоухость. Такие дети владеют развернутой фразовой речью, свободно общаются как с детьми, так и со взрослыми, могут рассказать об увиденном, о каких-то случаях из жизни, хорошо воспринимают обращенную к ним речь, воспринимают ее слухозрительно, могут читать, рассказывать наизусть стихотворения и напевать песенки.

Звучание их собственной речи обычно очень мало отличается от речи слышащих детей, они без сложностей пользуются слуховыми аппаратами. Для них становится реальным дальнейшее обучение в массовой школе.

Крайне важно родителям и специалистам дошкольной коррекционной направленности четко представлять основные моменты, определяющие эффект коррекционного воздействия на детей с нарушением слуха:

Тугоухость у детей

Тугоухость у детей - понижение слуха различной степени выраженности, затрудняющее восприятие речи и окружающих звуков. Симптомами тугоухости у детей может служить отсутствие реакции на звук игрушки, материнский голос, зов, просьбы, шепотную речь; отсутствие гуления и лепета; нарушение речевого и психического развития и др. Диагностика тугоухости у детей включает проведение отоскопии, аудиометрии, акустической импедансометрии, регистрацию отоакустической эмиссии, определение слуховых ВП. С учетом причин и вида тугоухости у детей может использоваться медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, слухопротезирование, методы функциональной отохирургии, кохлеарная имплантация.

Общие сведения

Тугоухость у детей - нарушение слуховой функции, при котором восприятие звуков затруднено, но в той или иной степени сохранно. Тугоухость у детей является предметом изучения детской отоларингологии, сурдологии, отоневрологии. В России число детей и подростков с тугоухостью и глухотой составляет более 600 тысяч, при этом у 0,3% больных нарушения слуха носят врожденный характер, а у 80% малышей возникают в первые три года жизни. Потеря слуха в детском возрасте тесно связана с развитием речевой функции и интеллекта ребенка, поэтому раннее выявление и реабилитация детей с тугоухостью является важно задачей практической педиатрии.

Классификация тугоухости у детей

С учетом этиологической обусловленности различают наследственную, врожденную и приобретенную тугоухость у детей. В зависимости от локализации повреждения в слуховом анализаторе принято выделять:

  • нейросенсорную (сенсоневральную) тугоухость у детей, развивающуюся вследствие поражения звуковоспринимающего аппарата: внутреннего уха, слухового нерва или центральных отделов слухового анализатора.
  • кондуктивную тугоухость у детей, развивающуюся вследствие поражения звукопроводящего аппарата: наружного уха, барабанной перепонки и среднего уха (слуховых косточек).
  • смешанную тугоухость у детей, при которой одновременно нарушаются функции звукопроведения и звуковосприятия.

В структуре детской тугоухости в 91% случаев выявляются сенсоневральные поражения, в 7% — кондуктивные, в остальных - смешанные.

Степень тяжести тугоухости у детей оценивается на основании данных речевой и тональной аудиометрии:

  • 1 степень (26-40 дБ) - ребенок слышит разговорную речь с расстояния 4-6 м, шепотную речь - с расстояния 1-3 м; не различает речь на фоне постороннего шума, удаленную речь;
  • 2 степень (41-55 дБ) - ребенок различает разговорную речь только с расстояния 2-4 м, шепотную речь - с расстояния 1 м;
  • 3 степень (56-70 дБ) - ребенок слышит разговорную речь только с расстояния 1-2 м; шепотная речь становится неразличимой;
  • 4 степень (71-90 дБ) - ребенок не различает разговорную речь.

Повышение слухового порога выше 91 дБ расценивается как глухота.

По времени возникновения снижения слуха различают прелингвальную (наступившую до развития речи) и постлингвальную (наступившую после появления речи) тугоухость у детей.

Причины тугоухости у детей

Наследственная нейросенсорная тугоухость у детей в большинстве случаев передается по аутосомно-рецессивному; реже - по доминантному типу. В этом случае у ребенка имеются необратимые, непрогрессирующие изменения органа слуха, обусловленные двусторонним нарушением звуковосприятия. Наследственная форма тугоухости у 80% детей встречается изолированно, в остальных случаях входит в структуру многих генетических синдромов. Из более чем 400 известных синдромов, включающих нейросенсорную тугоухость у детей, наиболее распространенными являются синдромы Дауна, Патау, Альпорта, Пендреда, Ледпарода, Клайпеля-Фейла и др.

Развитию врожденной тугоухости у детей способствуют различного рода патологические воздействия на слуховой анализатор во внутриутробном периоде. Наибольшую опасность для формирующегося органа слуха плода представляют инфекционные заболевания, перенесенные беременной в I триместре: краснуха, грипп, герпес, корь, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция, туберкулез, сифилис. Эти и другие внутриутробные инфекции, как правило, приводят к поражению звуковоспринимающего отдела слухового анализатора, а степень выраженности нарушения слуха у детей может варьировать от легкой тугоухости до полной глухоты.

Врожденная патология слуха у ребенка может быть обусловлена различными хроническими заболеваниями матери (тиреотоксикозом, сахарным диабетом, анемией, авитаминозами), приемом беременной ототоксических препаратов (неомицина, стрептомицина, гентамицина, канамицина и др.), профессиональными вредностями, алкогольной интоксикацией (фетальный алкогольный синдром) и пр. Нередко причиной тугоухости у ребенка выступает гемолитическая болезнь, асфиксия плода, внутричерепные родовые травмы, пороки развития органа слуха. Недоношенность (вес ребенка при рождении менее 1500 кг) является фактором риска развития врожденной тугоухости у детей.

Причины приобретенной тугоухости у детей воздействуют на нормально сформированный орган слуха уже в постнатальном периоде. Приводить к снижению слуха у ребенка могут серные пробки, инородные тела уха, перфорация барабанной перепонки, аденоиды, хронический ринит, тонзиллит, рецидивирующий средний отит, травмы различных отделов уха и другие заболевания ЛОР-органов. Кроме этого, тугоухость у детей может являться осложнением общих инфекций (ОРВИ, эпидемического паротита, скарлатины, дифтерии, энцефалита, менингита, сепсиса новорожденных), гидроцефалии, черепно-мозговых травм с вовлечением пирамиды височной кости, лекарственной интоксикации, вакцинации детей. Развитию приобретенной сенсоневральной тугоухости способствует увлечение подростков прослушиванием громкой музыки через наушники плеера.

Симптомы тугоухости у детей

Главная роль в распознавании тугоухости у детей отводится наблюдательности родителей. Взрослых должно насторожить, если до 4-х месяцев у ребенка отсутствует реакция на громкие звуки; к 4-6 месяцам отсутствуют предречевые вокализации; к 7-9 месяцам ребенок не может определить источник звука; 1-2 годам отсутствует словарный запас.

Дети постарше могут не реагировать на шепотную или разговорную речь, обращенную к ним сзади; не отзываться на свое имя; несколько раз переспрашивать одно и то же, не различать звуки окружающей среды, говорить громче, чем это необходимо, «читать с губ».

Для детей с тугоухостью характерно системное недоразвитие речи: имеется полиморфное нарушение звукопроизношения и резко выраженные трудности слуховой дифференциации фонем; крайняя ограниченность словарного запаса, грубые искажения звуко-слоговой структуры слова, несформированность лексико-грамматического строя речи. Все это обусловливает формирование у слабослышащих школьников различных видов дисграфии и дислексии.

Тугоухость на фоне терапии ототоксическими препаратами у детей обычно проявляется через 2-3 месяца после начала лечения и имеет двусторонний характер. Снижение слуха может достигать 40-60 дБ. Первыми признаками тугоухости у детей чаще выступают вестибулярные нарушения (неустойчивость походки, головокружение), шум в ушах.

Диагностика тугоухости у детей

На этапе скрининга ведущая роль в диагностике тугоухости у детей отводится неонатологу, педиатру и детскому отоларингологу. Особое внимание в первый год жизни должно уделяться выявлению врожденной и наследственной тугоухости у детей групп риска. У хорошо слышащих новорожденных в ответ на звуки в норме регистрируются различные безусловные реакции (мигание, расширение зрачков, рефлекс Моро, торможение сосательного рефлекса и пр.). С 3-4 месяцев у ребенка можно определить способность к локализации источника звука. Для выявления патологии наружного уха и барабанной перепонки проводится отоскопия.

Для исследования слуховой функции у детей младшего возраста с предполагаемой тугоухостью используется игровая аудиометрия, у школьников - речевая и тональная пороговая аудиометрия, камертональное исследование слуха. К методам объективной аудиологической диагностики относятся акустическая импедансометрия (тимпанометрия), регистрация слуховых вызванных потенциалов, отоакустическая эмиссия. С целью выяснения места поражения слухового анализатора используется электрокохлеография. Углубленное обследование слуховой функции позволяет судить о степени и характере тугоухости у детей.

При получении данных за наличие у ребенка снижения слуха дальнейшее ведение пациента осуществляется специалистами сурдологами, отоневрологами, слухопротезистами.

Лечение тугоухости у детей

Все методы лечения и реабилитации детей с тугоухостью делятся на медикаментозные, физиотерапевтические, функциональные и хирургические. В ряде случаев бывает достаточно проведения несложных процедур (удаления серной пробки или удаления инородного тела уха) для восстановления слуха.

При кондуктивной тугоухости у детей, обусловленной нарушением целостности барабанной перепонки и слуховых косточек, обычно требуется проведение слухулучшающей операции (мирингопластики, тимпанопластики, протезирования слуховых косточек и пр.).

Лекарственная терапия сенсоневральной тугоухости у детей проводится с учетом этиологического фактора и степени тугоухости. При снижении слуха сосудистого генеза назначаются препараты, улучшающие церебральную гемодинамику и кровоснабжение внутреннего уха (винпоцетин, никотиновую кислоту, папаверин, эуфиллин, бендазол). При инфекционной природе тугоухости у детей препаратами первой линии являются нетоксичные антибиотики. При острых интоксикациях проводится дезинтоксикационная, дегидратационная и метаболическая терапия, гипербарическая оксигенация.

Во многих случаях единственным способом реабилитации детей с сенсоневральной тугоухостью является слухопротезирование. При наличии соответствующих показаний детям с сеносневральной тугоухостью выполняется кохлеарная имплантация.

Комплексная реабилитация детей, страдающих тугоухостью, включает в себя помощь логопеда, сурдопедагога, дефектолога, детского психолога.

Прогноз и профилактика тугоухости у детей

Своевременное выявление тугоухости у детей позволяют избежать задержки речевого развития, отставания в интеллектуальном развитии, развития вторичных психологических наслоений. При раннем начале лечения тугоухости у детей в большинстве случаев удается добиться стабилизации слуха и успешно осуществлять реабилитационные мероприятия.

Профилактика тугоухости у детей включает исключение перинатальных факторов риска, проведение вакцинации, предупреждение заболеваний ЛОР-органов, отказ от приема ототоксических препаратов. Для обеспечения гармоничного развития детей, страдающих тугоухостью, им необходимо комплексное медико-педагогическое сопровождение на всех возрастных этапах.

Читайте также: