Самоуправляемая система эмоций. Нарушение целесообразности действий

Обновлено: 25.04.2024

Эмоции (thymus - душа, дух) - непосредственно переживаемое отношение человека к окружающей действительности и самому себе.

Познавая окружающий мир, человек не остается равнодушным. Субъективно это проявляется чувством приятного или неприятного. Эмоции субъективны.

Физиологическим субстратом эмоций является лимбическая система, отсюда обязательное вегетативное сопровождение эмоций (значение для клиники). Эмоции также выражаются в мимике и пантомимике (клиническое значение). Эмоции влияют на все сферы психической деятельности (восприятие, память, мышление, воля, инстинкты), поэтому при патологии эмоций меняются все психические процессы.

1. По отношению к объектам внешнего мира: Положительные и отрицательные. Сопровождаются чувством приятного или неприятного. Каждая эмоция имеет два полюса и в зависимости от ситуации они переключаются от одного к другому (любовь-ненависть).

2. По отношению к уровням личности: Низшие (связаны с удовлетворением инстинктов) и высшие (связаны с мышлением - этические, эстетические, удовольствие от интеллектуальной деятельности). Высшие эмоции называются чувствами.

3. В зависимости от характера влияния на жизнедеятельность и связи с волей: стенические (положительное влияние) и астенические (отрицательное влияние).

4. По силе и длительности выделяют 3 эмоциональных состояния:

· аффект - очень сильная, но короткая эмоция; выделяют физиологический (соответствует по силе причине, сознание сохранено, нет амнезии) и патологический (возникает на незначительный раздражитель, нарушается сознание по сумеречному типу, выпадает память) аффекты;

· страсть - сильная и продолжительная эмоция, может продолжаться всю жизнь (любовь);

· настроение - равнодействующая всех эмоциональных состояний на данный момент.

В психиатрии термины «аффект», «аффективный» имеют иное значение. Они используются для обозначения расстройств настроения.

Выделяют 4 группы расстройств эмоций.

1. Гипотимия - сниженное настроение.

2. Гипертимия - повышенное настроение.

3. Атимия - отсутствие эмоций.

4. Паратимия - извращение эмоций.

К гипотимиям относятся: депрессия и дисфория.

Депрессия. Сниженное настроение различного оттенка с нарушением адаптации. Для постановки диагноза необходимо, чтобы депрессия продолжалась не менее 2 недель. При субдепрессии настроение снижено незначительно, адаптация не страдает.

Депрессия встречается при аффективных расстройствах, шизофрении, как реакция на психотравму (реактивная депрессия), соматических заболеваниях и органическом поражении головного мозга.

Дисфория. Состояние тоскливо-злобного напряженного аффекта с потребностью в агрессивной разрядке продолжительностью обычно несколько часов.

Характерна для эпилепсии, органических поражений головного мозга.

1. Классическая (тоскливая, меланхолическая) депрессия

Характеризуется классической триадой:

1) сниженное настроение, чаще всего переживаемое как тоска; может сопровождаться чувством физической боли в области сердца (душа болит) - витальная тоска;

2) замедление мышления (брадифрения) - больному трудно думать, соображать, читать, возникает чувство ухудшения памяти, хотя она не страдает; речь замедлена, монотонная, на вопросы больной отвечает после пауз;

3) двигательная заторможенность - мимика (застывшая маска печали), осанка (опущенные голова, плечи), походка (медленная, шаркающая), в тяжелых случаях может развиваться депрессивный ступор.

Другие проявления депрессии:

1) сниженное или утрата способности радоваться (то, что было приятным, перестает доставлять удовольствие);

2) чувство упадка сил, простейшие дела выполняют с трудом;

3) заторможенность внимания (трудно сосредотачиваться, переключаться, падает интеллектуальная работоспособность);

4) депрессивные идеи (самообвинения и самоуничижения);

5) депрессивная переоценка прошлого, пессимизм в отношении будущего;

6) суицидальные мысли и попытки;

7) подавление всех инстинктов (пищевой, половой), больной худеет, выглядит старше своих лет;

8) нарушения сна, особенно характерны ранние пробуждения;

9) депрессия тяжелей в утренние часы;

10) вегетативные симптомы (симпатикотония): широкий зрачок, тахикардия, сухая кожа, запоры; слез нет; кроме того, у женщин развивается аменорея.

Другие варианты депрессивного синдрома:

2. тревожная депрессия - вместо заторможенности развивается тревожное возбуждение (ажитация) с нанесением самоповреждений, усиливается к вечеру, характерна для лиц пожилого возраста;

3. апатическая - преобладает безразличие к окружающему (апатия); встречается преимущественно при шизофрении;

4. адинамическая - отмечается ощущение общей тяжести, вялости, все делается с трудом, через силу; характерно для шизофрении;

5. слезливая - на фоне церебрального атеросклероза, характерна для лиц пожилого возраста;

6. брюзжащая (ворчливая) - в старческом возрасте;

7. маскированная (скрытая) депрессия - сниженное настроение, тоска выражены незначительно; на первом плане - различные соматические жалобы (боли в голове, сердце, животе); больные обращаются за помощью в соматическую сеть, при обследовании заболеваний не выявляется и соматотропная терапия эффекта не дает, однако эффект дают антидепрессанты;

8. анестетическая депрессия - депрессия с явлениями психической анестезии - проявлением депрессивной деперсонализации - возникает болезненное ощущение отсутствия каких-либо эмоций, утрата способности страдать, любить, сопереживать, радоваться и т.д. («Все застыло внутри, ничего не шевельнется - ни хорошее, ни плохое»).

9. депрессивно-параноидный синдром - сочетание тревожной депрессии и острого чувственного бреда преследования;

10. синдром Котара - нигилистически-ипохондрический бред на фоне тяжелой депрессии.

К гипертимиям относятся: мания, эйфория и экстаз.

Мания. Характеризуется подъемом настроения неадекватно обстоятельствам, ускорением мышления с многоречивостью, усилением двигательной активности (маниакальная триада). Мания приводит к нарушению работоспособности и социальной адаптации. При гипомании настроение повышено незначительно, адаптация не страдает. Минимальная продолжительность мании - 7 дней, гипомании - 4 дня.

Мания встречается преимущественно при эндогенных заболеваниях (аффективные расстройства, шизофрения). Экзогенные мании встречаются редко, например, при интоксикациях, ЧМТ.

Эйфория. Повышенное настроение с оттенком благодушия, снижением критики и без стремления к деятельности.

Встречается при органическом поражении головного мозга (лобный синдром), опийной интоксикации.

Экстаз. Субъективно переживаемое чувство наивысших эмоциональных переживаний.

Встречается при эпилепсии как вариант психических пароксизмов.

1. Веселая (солнечная) мания. Характеризуется классической триадой и дополнительными симптомами.

1) настроение повышено неадекватно обстоятельствам; субъективно переживается больными как солнечное, радостное, может сопровождаться ощущением счастья и желанием осчастливить других;

2) ускорение мышления (тахифрения) - в голове много мыслей, речь ускорена, ассоциации поверхностные; голос громкий (затем становится хриплым); больной декламирует стихи, поет, разговаривает со всеми собеседниками одновременно, рифмует слова;

3) двигательное возбуждение - мимика и движения выразительные, больные могут танцевать, хлопать в ладоши; возникает много планов, которые сразу пытаются реализовать;

4) отвлекаемость внимания - ничего не доводят до конца, бросают начатое и переключаются на другое - снижается продуктивность;

5) неразборчивость в общении, утрата чувства дистанции;

6) непрактичные и экстравагантные поступки (траты денег, кутежи, псевдопредпринимательство);

7) идеи переоценки (вплоть бреда величия) - внешности, собственных возможностей;

8) сниженная потребность во сне;

9) растормаживается пищевое и половое влечение (случайные связи);

10) вегетативные симптомы также проявляются симпатикотонией; однако внешне больные выглядят помолодевшими.

2. Гневная мания. Двигательное возбуждение сопровождается раздражительностью, агрессией.

3. Спутанная мания. Больной практически недоступен контакту из-за крайней степени ускорения мышления.

4. Непродуктивная мания. Повышенное настроение без стремления к деятельности.

5. Сложные мании: с вербальными галлюцинациями, с бредом преследования, с онейроидом, с конфабуляциями.

Маниакальный синдром встречается при аффективных расстройствах, шизофрении, соматических заболеваниях и органическом поражении головного мозга.

Апатия и эмоциональная тупость. Проявляются безразличием, безучастностью к происходящему (эмоциональная холодность). Отличаются тем, что апатия обратима, а эмоциональная тупость необратима. Кроме того, при апатии сохраняется критика (человек тяготится своим состоянием), при эмоциональной тупости - не замечает ее.

Апатия встречается при депрессии, эмоциональная тупость - при шизофрении.

Лабильность эмоций. Проявляется сильными эмоциональными реакциями в ответ на незначительное событие. Крайняя степень эмоциональной лабильности называется недержание эмоций (слабодушием).

Встречается при церебральном атеросклерозе, астеническом синдроме.

Неадекватность эмоций. В ответ на неприятное событие возникают положительные эмоции, в ответ на приятное - отрицательные.

Встречается при шизофрении.

Двойственность эмоций (амбивалентность). Одновременное сосуществование двух противоположных эмоций.

3. Особенности депрессии и мании у детей[‡‡].

У детей эмоциональные расстройства стерты, атипичны. На первый план выступают т.н. «возрастные эквиваленты»: соматовегетативные, двигательные и нарушения поведения.

Особенности депрессии в детском возрсте.

У детей первых лет жизни депрессия проявляется соматовегетативными нарушениями: отказ от еды, плач, потеря массы тела, стереотипные движения.

В дошкольном возрасте в клинической картине депрессии появляются характерные походка, осанка, выражение лица. Голос становится тихим.

При депрессии в младшем школьном возрасте дети пассивны, не играют, не усваивают школьный материал. Появляются обидчивость, драчливость, уходы из дома. В дошкольном и младшем школьном возрасте депрессия часто маскируется психосоматическими расстройствами. Депрессии могут напоминать невротические расстройства: с навязчивостями, страхами. У школьников может наблюдаться так называемая «депрессивная псевдодебильность» (ступидная депрессия) с выраженным затруднением школьной деятельности, кажущимся поглупением.

С 10 лет осознается подавленное настроение, появляются идеи малоценности. С этого времени возможно выделение классической триады симптомов.

С 15 лет депрессия по клиническим проявлениям не отличается от депрессии у взрослых. Однако ее клиника может дополняться ипохондрическими и дисморфоманическими переживаниями. Истинные суициды при депрессии возможны только с 15 лет. В подростковом возрасте депрессия часто прикрывается нарушениями поведения с асоциальными поступками, употреблением алкоголя и наркотиков.

Возрастные особенности мании.

В дошкольном и младшем школьном возрасте манию выявлять крайне трудно, т.к. детям свойственна жизнерадостность. О наличии мании можно подозревать при наличии у ребенка длительной эйфории с грубыми нарушениями поведения, двигательной расторможенности, упрямства, непослушания.

В возрасте 11-14 лет повышенное настроение становится более заметным, однако в клинической картине продолжают преобладать нарушения поведения. Такие дети активны, многоречивы, хвастливы, драчливы. Утрачивается чувство дистанции при общении со взрослыми. Появляется прожорливость.

С 15 лет отчетливо выражена маниакальная триада. По своим проявлениям мания очень похожа на данное состояние у взрослых с некоторым преобладанием двигательной расторможенности. Появляется сексуальная расторможенность.

11.2. Нарушение целесообразности действий

Как уже отмечалось, произвольное управление тесно связано с лобными долями больших полушарий головного мозга. Поражение этих долей приводит к нарушению произвольного управления психической деятельностью и нарушению целесообразности поведения в целом, причем преимущественно это касается тех форм сознательной деятельности, которые направляются мотивами, опосредованными речевой системой. Сознательное, целенаправленное поведение у таких больных распадается и заменяется более простыми формами поведения или инертными стереотипами [А. Р. Лурия]. Наряду с сохранением знаний и отдельных частных операций (умственных действий) наблюдается затруднение в их целесообразном использовании. Так, больной с тяжелым двусторонним поражением лобных долей, случайно дотянувшись до кнопки звонка, нажал на нее, но не смог сказать пришедшей сестре, зачем он ее вызвал. Другой больной с таким же поражением головного мозга, увидев дверь, открыл ее и вошел внутрь шкафа. Зачем он это сделал, больной объяснить не сумел. При обширном двустороннем поражении лобных долей больные не только не способны сами создать программу действий, но также не могут действовать в соответствии с готовой программой, данной им в инструкции. При менее грубых поражениях лобных долей сохраняется способность к выполнению заданных программ, но больные не в силах сами составить программу своих действий. Неустойчивость программ поведения, их легкая смена, полная потеря программ типичны для таких больных.

Пенфилд и Эванс [Penfield, Evans, 1935] приводили пример поведения больной, перенесшей операцию на лобных долях мозга. Внешне ее поведение казалось нормальным, но когда женщина должна была принять гостей, то гости, придя в назначенное ею время, обнаружили, что в доме полнейший беспорядок, хозяйка не одета и к приему гостей ничего не готово.

Нарушение программ поведения происходит вследствие сильной отвлекаемости на посторонние раздражители, т. е. из-за слабости произвольного внимания.

Нарушения целесообразности действий приводят и к различным двигательным расстройствам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

5. НАРУШЕНИЕ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ

5. НАРУШЕНИЕ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ В данном параграфе патология мотивов будет рассмотрена в аспекте взаимоотношения их смыслообразующей и побудительной функций. Дело в том, что выделяемые А. Н. Леонтьевым побудительная и смыслообразующая функции мотивов не всегда

3. НАРУШЕНИЕ ОПОСРЕДОВАННОЙ ПАМЯТИ

3. НАРУШЕНИЕ ОПОСРЕДОВАННОЙ ПАМЯТИ Работами советских психологов показано, что память является сложной организованной деятельностью, зависящей от многих факторов, уровня познавательных процессов, мотивации, динамических компонентов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. И.

12. НАРУШЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ

12. НАРУШЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ Применяя приемы разграничения, терапевт стремится изменить состав подсистем семьи или дистанцию между ними. Нарушая равновесие, он стремится изменить иерархические отношения между членами подсистемы.Когда терапевт и члены семьи объединяются в

22. Нарушение опосредованной памяти

22. Нарушение опосредованной памяти Опосредованным является запоминание с использованием промежуточного (опосредующего) звена с целью улучшения воспроизведения.Нарушение опосредованной памяти у различных групп больных исследовали С. В. Логинова и Г. В. Биренбаум. В

Нарушение правил

Нарушение правил В обществе есть свои правила. Частично они находят отражение в законах, а частично — в неписаных нравственных нормах. Они укрепляют структуру общества и защищают нас, его членов. Сдерживать свои негативные порывы нас заставляет не только страх

Нарушение питания

Нарушение питания В конце 1960-х годов, в бытность мою аспирантом на факультете клинической психологии, я знал двух женщин, у которых было явно нарушено питание, но понял я это лишь спустя много лет. С одной из них, блестяще учившейся в аспирантуре на математическом

НАРУШЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ

НАРУШЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ Пагубные привычки «в виде алкоголизма, наркомании, правонарушений, побегов из дому, бродяжничества для них не свойственны. Реальную опасность представляет суицид, особенно в случае сильных психических травм. Суицидальные мысли в тяжелые минуты

4. Нарушение правил

4. Нарушение правил Собственно говоря, правила для того и созданы, чтобы предотвращать конфликты. Нарушение правил способствует возникновению конфликтов, то есть является конфликтогеном.Наиболее важные для современного человека правила - это правила трудового

НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ Афродита нарушает правила. Богиня не только сама изменяла своему мужу, делила мужчин с другими женщинами и предавалась любви даже со смертными, но и понуждала к этому других богов. Только три богини, как уже говорилось, были свободны от ее власти. Все

10. Нарушение обещаний

10. Нарушение обещаний Нарушенное обещание так же опасно для любовных отношений, как и намеренная ложь. Выстраивание совместной жизни означает, что вам придется соглашаться друг с другом в плане бесспорных истин и повседневных процессов. Вы мечтаете о совместном будущем

«Князь» Макиавелли: идеал целесообразности

«Князь» Макиавелли: идеал целесообразности Никколо Макиавелли родился во Флоренции 3 мая 1469 года. Эпоха его юности совпала со временем правления во Флоренции Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным. В год рождения Макиавелли Лоренцо стал фактическим хозяином Тосканы.

Саморегуляция эмоциональных состояний

Эмоции играют важнейшую роль в жизни личности: они позволяют оценивать значимость внешних раздражителей, выступают сигналами о появлении новых потребностей, являются способом маркировки, актуализации значимых целей, становятся главным механизмом в процессе принятия решений. Следует отметить, что отрицательные, негативные эмоции оказывают более сильное влияние на физическое состояние личности, чем позитивные. В силу интенсивности своего протекания отрицательные эмоциональные состояния оказывают разрушающее действие как на физическое состояние, так и систему социальных взаимоотношений личности. Соответственно, саморегуляция эмоциональных состояний выступает необходимым условием жизнедеятельности личности.

Эмоциональная саморегуляция как психологическая категория

В современной научной литературе под эмоциональной саморегуляцией понимают один из уровней регуляции активности живых существ, выражающий специфику реализующих ее психических инструментов отражения, интерпретации и моделирования действительности; способность личности управлять своими психоэмоциональными состояниями посредством воздействия индивидуума на самого себя при помощи мысленных образов, вербальных концептов, управления дыханием и мышечным тонусом.

На психологическом уровне саморегуляция представляет собой стихийное, осознанное использование личностью разнообразных технологий, приемов, помогающих нормализировать ее эмоциональное состояние, создать нужный эмоциональный настрой.

В основе саморегуляции - сравнение актуального состояния (контролирующая составляющая) с желаемым, оптимальным (эталонная составляющая) с последующим оцениванием их совпадения и выработкой решений относительно стратегий коррекции актуального состояния.

Эмоциональная саморегуляция принадлежит к классу процессов регуляции, контроля эмоций, обеспечивающих человеку как возможности регулирования собственных чувств, так и возможности воздействия на эмоциональную сферу коммуникантов.

Виды регуляции эмоциональных состояний

Актуализация эмоциональной саморегуляции может быть детерминирована совокупностью внешних и внутренних факторов:

  • к внутренним относят базовые личностные качества, индивидуально-типологические характеристики, эмоциональные особенности, особенности защитно-совладающего поведения;
  • к внешним - условия окружающей социально-природной, академической, профессиональной среды, уровень социальной интеграции личности, адаптации к требованиям социума.

Готовые работы на аналогичную тему

Выделяют три основных типа регуляции эмоций:

  • выражение эмоционального состояния;
  • сдерживание, самообладание;
  • переключение.

Результаты эмоциональной регуляции

Принимая во внимание тот факт, что эмоции разворачиваются во времени, успешная реализация эмоциональной саморегуляции позволяет остановить эмоциональное переживание в самом начале его инициации, изменить интенсивность и силу переживания, приостановить запуск отдельных поведенческих реакций.

В результате эмоциональной саморегуляции могут возникать следующие эффекты:

  • успокоение - устранение эмоциональной напряженности;
  • восстановление - ослаблений проявлений эмоционального утомления;
  • активизация - повышение психо-физиологической реактивности.

В аспекте психофизиологии эмоциональная саморегуляция выступает эффективным, универсальным механизмом, при помощи которого личность может противостоять негативному влиянию факторов окружающей социально-природной среды, стрессовым ситуациям. Чем выше уровень развития эмоциональной саморегуляции, тем выше уровень стрессоустойчивости личности.

Таким образом, эмоциональная саморегуляция выступает личностным образованием, обеспечивающим индивидууму возможности противостояния негативным влияниям внешней среды, формирование адекватных навыков переживания травмирующих эмоциональных состояний, эффективных инструментов нормализации эмоционального фона.

Регуляция эмоциональных состояний

Сложнейшая проблема в психологии - проблема регуляции эмоциональных состояний - одновременно относится и к фундаментальным, и прикладным проблемам. Специалисты выделяют достаточно много подходов к исследованию регуляции эмоциональных состояний и психических механизмов, вызывающих стресс.

Регуляция эмоциональных состояний по Ф.Б. Березину

Первый подход в решении проблемы представлен работами Ф.Б. Березина. Регуляцию эмоционального состояния он рассматривал через призму психической адаптации, характер которой влияет на всю адаптацию в целом. Его подход основан на следующих положениях:

  1. Адаптация протекает на всех уровнях организации человека, включая психическую сферу;
  2. Центральное звено в общей адаптации человека - это психическая адаптация.

Ф.Б. Березин считает, что действия механизмов противостояния тревоге, а это разнообразные формы психологической защиты и компенсации, обусловливают успешность адаптации.

Психологическая защита представляет собой специальную регулятивную систему стабилизации личности. Её действия направлены на устранение чувства тревоги, связанного с осознанием какого-либо конфликта или сведение его до минимума. Психологическая защита выполняет важную функцию - «оградить» сферу сознания от негативных переживаний, которые травмируют личность.

Ученый выделяет четыре типа психологической защиты:

  1. Переживания угрозы, вызывающие тревогу;
  2. Факторы, позволяющие фиксировать тревогу;
  3. Факторы, снижающие уровень побуждений;
  4. Факторы, устраняющие тревогу.

Исследования, проведенные в этой области, позволили говорить о том, что различные формы психологической защиты имеют различные возможности противостоять как тревоге, так и другим негативным состояниям.

Когда в противостоянии тревоге одна форма защиты не помогает, включается другая её форма. Нарушение механизмов психической адаптации, а также использование неадекватной формы защиты приводят к соматизации тревоги, в этом случае она направлена на формирование предболезненных состояний и срыву адаптации.

Неадекватная форма психологической защиты, которую использует индивид, способствует возникновению гипертревоги и сопровождается сверхнапряжением. В этом случае возникает состояние фрустрации. Как синдром разочарования она является следствием психического напряжения и часто сопровождается внутренними конфликтами. Симптомы фрустрации:

  1. Безвыходное положение;
  2. Сложность отказаться от того, что происходит и не обращать на это внимание;
  3. Неумение найти выход и желание выйти из создавшегося положения.

С ситуацией интрапсихического конфликта может быть связан и эмоциональный стресс. Вероятность этого конфликта обусловлена особенностями когнитивной сферы, которая играет свою роль в развитии стресса. Несоответствие между когнитивными элементами приводит к возрастанию напряженности, а в дальнейшем к нарушению интеграции поведения, т.е. настроенности организма и психики на достижение конкретных результатов. На интеграцию поведения оказывают влияние:

  1. Установки;
  2. Система отношений;
  3. Ролевые структуры.

Все эти факторы могут привести к дезорганизации поведения человека, нарушению «Я-образа», «Я-концепции» и сопровождаться негативным эмоциональным фоном. Поэтому без построения интегрированного поведения невозможна регуляция негативных эмоциональных состояний. Коррекция эмоционального состояния, не подкрепленная формированием интегрированного поведения, дает только временное облегчение и создает иллюзию того, что проблема решена.

Эмоциональное состояние и невроз

Автор концепции отношений личности В.Н. Мясищев считал, что эту систему отношений составляет ядро личности. Сама система формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности.

Концепция В.Н. Мясищева нашла широкое применение в области исследования и лечения неврозов. Невроз является следствием длительного или очень интенсивного эмоционального напряжения, в основе которого лежит интрапсихический конфликт и запутанность душевной жизни. Конфликт, лежащий в основе большинства неврозов, сопровождается очень сильными и интенсивными переживаниями, например, ощущение вины, какого-либо упущения, которое привело к травмирующей ситуации и др. Если переживания для человека особо значимы, то они становятся источником невроза, поэтому основная часть интрапсихических конфликтов социальна.

Они могут стать причиной заболеваний человека, потому что по отношению к нему была проявлена несправедливость, нарушившая его веру в добро и зло, в смысл человеческого существования.

Человек может решить многие личностные проблемы, если повысить самооценку и уверенность в себе. Эта внутренняя уверенность является той самой мишенью, на которую необходимо ориентироваться в профилактической работе негативных эмоциональных состояний.

Практический аспект регуляции эмоциональных состояний

Другой подход к рассмотрению проблемы регуляции эмоциональных состояний связан с именем Р.М. Грановской. Все стратегии выхода из напряженной ситуации она делит на три группы:

  1. Ликвидировать или изменить проблему;
  2. Снизить её интенсивность, изменив свою точку зрения на проблему;
  3. Облегчить её воздействие, включив ряд способов.

Чтобы управлять своим состоянием, человек должен осознать жизненные цели и соотнести с ними конкретные ценности, они в этом играют ключевую роль. Чем быстрее это будет сделано, тем больше у человека шансов избежать негативных последствий эмоционального напряжения.

Трудная ситуация заставляет человека соотнести её значение с главными жизненными ориентирами и если это сделано своевременно, то состояние его нормализуется. Часто неблагоприятные последствия возникают не из-за самих случаев, а из-за реакции на них.

Таким образом, получается, что один из способов избежать чрезмерного эмоционального напряжения, является гармоничное развитие личности человека и формирование у него самостоятельной мировоззренческой позиции.

По мнению Р.М. Грановской другим способом регуляции эмоциональных состояний является правильный выбор момента для принятия решения. Сознание в экстремальной ситуации сужается, а это приводит к нарушению ориентировки в окружающем.

Стратегия поведения человека в состоянии тревоги и волнения меняется, он стремится избежать риска, боится идти в том направлении, которое грозит ошибками и заблуждениями. В результате каждую новую информацию человек стремится связать с той, которая ему уже известна, и опять принять неправильное решение. Естественно, можно сделать вывод о том, что надо учиться выбирать момент для реализации своих планов в сложной ситуации и делать это правильно.

Следующий способ заключается в ослаблении мотивации, например, на время отказаться от достижения поставленной цели.

Еще один способ борьбы с эмоциональными стрессами и эмоциональной напряженностью выделяет Р.М. Грановская. Он заключается в стратегиях отступления, заранее подготовленных. Это запасной вариант поведения в той или иной ситуации. При запасном варианте снижается излишнее возбуждение и увеличивается вероятность успешного решения задачи. Даже в случае неудачи запасной вариант помогает с ней смириться и сохранить оптимистическое расположение духа.

Запасные стратегии, таким образом, уменьшают страх неблагоприятного развития событий и способствуют созданию оптимального фона для решения задачи.

Безусловно, все способы выхода из стрессовой ситуации, надо иметь в виду, но необходимо помнить и о том, что бессмысленно бороться против того, что является уже свершившимся фактом. «Пробить» стену лбом достаточно сложно.

Эмоциональная регуляция

эмоциональная регуляция

Эмоциональная регуляция - это способность реагировать на происходящее с таким диапазоном эмоций, который является социально приемлемым и достаточно гибким; это также умение откладывать спонтанные реакции по мере необходимости. Ее можно определить и как оперирование внешними и внутренними процессами, ответственными за наблюдение, оценку и изменение эмоциональных реакций.

Несмотря на то, что сам термин и его описание могут показаться сложными, все на самом деле просто: в широком смысле эмоциональная регуляция - это умение совладать с собой, когда это нужно. В этой статье мы рассмотрим специальные техники для этого.

Как насчет эмоциональной дисрегуляции?

Если регуляция - это процесс контроля своих эмоций, поддержания их в равновесии и недопущение крайностей, то, соответственно, дисрегуляция - неспособность контролировать эмоциональные реакции. Вот как это происходит:

  1. Внутреннее или внешнее событие (думать о чем-то грустном или встретить злого человека) вызывает субъективный опыт (эмоции или чувства).
  2. Затем появляется когнитивная реакция (мысль), сопровождаемая эмоциональным и физиологическим ответом, связанным с эмоциями (например, увеличение частоты сердечных сокращений или гормональной секреции).
  3. Далее следует соответствующее поведение (избегание, физическое действие или экспрессия).

Люди, которые испытывают трудности с контролем чувств, реагируют на относительно безобидные негативные события эмоционально преувеличено: могут плакать, кричать, обвинять окружающих, вести себя пассивно-агрессивно или иным образом, что нарушает гармоничные взаимоотношения или обостряет конфликт.

Вопросник эмоциональной регуляции

Есть несколько полезных инструментов, которые помогут оценить свою способность регулирования эмоций. Ниже приведен один из наиболее популярных.

Вопросник эмоциональной регуляции

Этот вопросник (The Emotion Regulation Questionnaire, EQR) является самой популярной шкалой оценки регулирования эмоций среди американских психологов. Он был разработан в 2003 г. Джеймсом Гросом и Джоном Оливером на основе предварительных исследований.

Вопросник состоит из 10 вопросов, ответы на которые даются по шкале от 1 (полностью не согласен) до 7 (однозначно согласен). Существуют две грани, которые охватывает шкала: фаза когнитивной переоценки и грань экспрессионного подавления.

Шесть вопросов, составляющих когнитивную переоценку, следующие:

  • Когда я хочу испытывать позитивные эмоции, я меняю ход своих мыслей.
  • Когда я хочу перестать испытывать негативные эмоции, я меняю ход своих мыслей.
  • Когда я сталкиваюсь со стрессовой ситуацией, то заставляю себя думать о ней таким образом, чтобы помочь себе сохранять спокойствие.
  • Когда я хочу чувствовать более позитивную эмоцию, я меняю свое мнение о ситуации.
  • Я контролирую свои эмоции, меняя способ, при помощи которого думаю о ситуации.
  • Когда я хочу чувствовать меньше отрицательных эмоций, я меняю мнение о ситуации.

Четыре вопроса, составляющие грань экспрессионного подавления, следующие:

  • Я держу эмоции при себе.
  • Когда я чувствую положительные эмоции, то стараюсь не выражать их.
  • Я контролирую свои эмоции, не выражая их.
  • Когда я чувствую отрицательные эмоции, то не хочу их выражать.

Если хотите узнать об этом тесте больше, перейдите сюда (английский язык, PDF-файл).

Стратегии для эмоциональной регуляции

Пришло время познакомить вас со стратегиями эмоциональной регуляции. Помните, что самое важное - применять их как можно чаще, чтобы они стали привычкой.

Понимание и маркировка эмоций

Один из самых мощных инструментов в регулировании эмоций - это простое определение и поиск их наименований.

Для начала вам нужно понять разницу между первичными и вторичными эмоциями:

Первичные эмоции: первоначальная реакция на событие или стрессоры в вашей среде.

Вторичные эмоции: реакция на ваши первичные эмоции или мысли.

Первичные эмоции часто являются полностью естественными реакциями на окружающие нас события. Например, грусть от расставания или злость во время конфликта. Однако вторичные являются более опасными, хотя их можно научиться контролировать. Вы можете сами решить, что чувствовать через день или неделю после расставания.

Вторичные эмоции могут подтолкнуть нас к разрушительным и неадекватным поведенческим действиям - это делает обязательным понимание своих первичных эмоций.

Учиться понимать, распознавать и маркировать эмоции - это чрезвычайно полезный навык, который заложит основу управления своими чувствами.

Умение отпускать болезненные эмоции

Это один из самых важных навыков в эмоциональной регуляции - умение отпускать неприятные и болезненные чувства.

Человек склонен застревать в негативе во время анализа произошедшего. Вместо того чтобы просто отпустить такие эмоции, он задает себе разрушительные вопросы вроде «Почему это произошло именно со мной?».

Первый шаг, который нужно сделать: принять, что мы страдаем. Затем нужно увидеть, что на самом деле все не так страшно.

Чтобы научиться отпускать негативные эмоции, сделайте следующее:

  1. Наблюдайте за своими эмоциями. Признайте, что они существуют, отступите от них.
  2. Попытайтесь представить свои эмоции как волну, сквозь которую вы проходите. Сделайте это всего лишь один раз, не стоит застревать и преодолевать себя снова и снова.
  3. Вы - это не ваши эмоции. Они являются частью, но не формируют полностью личность.
  4. Помните, что наличие эмоций не означает, что вы обязательно должны действовать. Можно попросту сидеть и ничего не делать.

STOPP

Если вам нужна четкая и понятная методика для контроля своих эмоций, попробуйте технику STOPP.

STOPP - это техника, которая поможет в самой сложной ситуации, когда внутри бушуют эмоции. Она включает в себя аспекты когнитивной поведенческой терапии и медитацию осознанности. Вы можете управлять своими эмоциональными реакциями даже в самом ожесточенном конфликте.

  • Стоп! (S, Stop).
    • Сделайте паузу на секунду.
    • Обратите внимание на свое дыхание - то, как вдыхаете и выдыхаете.
    • Какие мысли сейчас в вашей голове?
    • Где находится фокус вашего внимания?
    • На что вы реагируете?
    • Какие ощущения вы сейчас замечаете в своем теле?
    • Какова общая картина?
    • Посмотрите на ситуацию издалека (буквально).
    • Как еще можно взглянуть на эту ситуацию?
    • Является ли ваша яростная мысль фактом или мнением?
    • Что является более разумным объяснением?
    • Насколько это важно?
    • Насколько важно это будет через шесть месяцев?
    • Что лучше всего сделать прямо сейчас?
    • Что лучше будет для меня, других, для ситуации?
    • Что я могу сделать, чтобы соответствовать моим ценностям?
    • Сделайте то, что будет эффективным и целесообразным.

    Если вы можете изучить только один навык, который поможет более эффективно регулировать эмоции, это именно он. Способность взять паузу в момент высочайшего раздражения поможет вам сделать гигантский шаг в овладении искусством эмоциональной регуляции.

    Умение различать позитивные и негативные стратегии

    Есть много способов регулировать свои эмоции, направлять их в правильную сторону и поддерживать в себе позитивное настроение. Возможно, вы пользуетесь методиками, которые пусть и позволяют сохранить эмоциональный баланс, но при внимательном рассмотрении оказываются разрушительными.

    Здоровые действия и стратегии, которые помогают вам регулировать эмоции, включают:

    • прогулки с друзьями;
    • физические упражнения;
    • ведение дневника;
    • медитация;
    • достаточное количество сна;
    • периодический отдых.

    Такие стратегии правильные, потому что они не только способствуют лучшему управлению эмоциями, но и не причиняют вам никакого вреда.

    • алкоголь и курение;
    • избегание сложных ситуаций;
    • физическая или словесная агрессия;
    • чрезмерное увлечение жизнью в социальных сетях.

    Помните, что такие действия помогают себя чувствовать лучше первое время (в плане управления эмоциями), но наносят длительный непоправимый ущерб.

    Читайте также: