Применение термина эмоция. Эмоциональное состояние

Обновлено: 18.05.2024

Эта статья — об одном из видов эмоциональных процессов. О более общем понятии см. Эмоциональный процесс.

Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. [1]

Содержание

Описание и методы изучения

Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов. Способа оценить наличие субъективных переживаний (в виду того, что они субъективны) у животных научными методами пока не найдено. В этом контексте важно понимать, что сама по себе эмоция может, но не обязана такое переживание порождать, и сводится именно к процессу внутренней регуляции деятельности.

Эмоции эволюционно развились из простейших врождённых эмоциональных процессов, сводящихся к органическим, двигательным и секреторным изменениям, до значительно более сложных, утративших инстинктивную основу процессов, имеющих отчётливую привязку к ситуации в целом, то есть выражающих личное оценочное отношение к имеющимся или возможным ситуациям, к своему участию в них. К первичным витальным эмоциям, унаследованным человеком, относятся страх, ярость, боль и тому подобные эмоции [2] .

Выражение эмоций имеет черты социально формирующегося, изменяющегося с течением истории языка, что можно видеть из различных этнографических описаний. В пользу этого взгляда говорит также, например, своеобразная бедность мимики у слепых от рождения людей. [1]

К методам изучения эмоций относятся [3] :

  • Исследования на нейрофизиологическом уровне
    • Хирургические удаления и поражения (по этическим соображениям метод удалений применим только на животных)
    • Вживление электродов для прямой стимуляции мозга (обладает побочными эффектами из-за иррадиации возбуждения)
    • Психофизиологические исследования (экспериментальный стресс с измерением ряда функций)
    • Метод FAST, Facial Affect Scoring Technique — сравнение зон лица с атласом выразительных фотографий и определение эмоции по совокупности.
    • Естественное наблюдение эмоциональной экспрессии (имеет ограничения из-за неразличимости кратковременных эмоциональных проявлений)
    • Узнавание эмоциональных выражений

    Границы понятия

    Специалисты проводят различие между понятием «эмоция» и понятиями «чувство», «аффект», «настроение» и «переживание».

    В отличие от чувств, эмоции не имеют объектной привязки: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этого человека» — это чувство. В связи с этим эмоции, в отличие от чувств, не могут быть амбивалентными: как только отношение к чему-то становится одновременно и плохим и хорошим, это что-то можно назвать объектом, а эмоциональные процессы по отношению к нему — чувствами.

    В отличие от аффектов, эмоции могут практически не иметь внешних проявлений, значительно продолжительнее по времени и слабее по силе. Кроме того, аффекты воспринимаются субъектом как состояния его «я», а эмоции — как состояния, происходящие «в нём». Это особенно заметно, когда эмоции являются реакцией на аффект, например когда человек чувствует страх за своё будущее, как реакцию на только что испытанную вспышку гнева (аффект). [1]

    В отличие от настроений, эмоции могут меняться достаточно быстро и протекать довольно интенсивно. [4]

    Под переживаниями же обычно понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.

    Не существует однозначного мнения о том, можно ли различать субъективные понятия эмоций и мотивации. И. П. Павлов зачастую употребляет эти термины как синонимы, как и один из его учеников, Ю. М. Конорски, полагающий, что оба эти явления регулируются единой драйв-системой, носящей имя эмотивной или мотивационной. И. С. Бериташвили полагает, что эмоциональное возбуждение лежит в основе мотивационной деятельности (не голод побуждает к действию, но сопровождающее его эмоциональное возбуждение). П. К. Анохин выдвинул схожее положение, согласно которому отрицательные эмоциональные состояния мобилизуют организм на удовлетворение потребностей, а положительные эмоции являются конечным подкрепляющим фактором [2] . Однако, другие исследователи — П. Юнг, А. В. Вальдман, П. В. Симонов — различают эти понятия. По Юнгу, эмоция не является результатом внутриорганизменных изменений, побуждающих к удовлетворению потребности; Симонов выделяет эмоции как отдельный механизм, участвующий в регуляции поведения, а Вальдман считает, что эмоции вызываются преимущественно внешними, в то время как мотивы — преимущественно внутренними стимулами; мотивационное поведение, в отличие от эмотивного, носит организованный характер; эмоции носят психогенную природу, в то время как мотивации — эндогенно-метаболическую, и эмоции могут возникать на базе сильной мотивации, в том числе при сильных конфликтах при попытке удовлетворить потребность [5] .

    Особенности

    Одна из важнейших особенностей эмоций — их идеаторный характер, то есть способность формироваться по отношению к ситуациям и событиям, которые реально в данный момент могут не происходить, и существуют только в виде идеи о пережитых, ожидаемых или воображаемых ситуациях. [1]

    Другая важная особенность — их способность к обобщению и коммуникации (эмоции могут передаваться между людьми или животными), из-за чего эмоциональный опыт включает в себя не только индивидуальные переживания, но и эмоциональные сопереживания, возникающие в ходе общения, восприятия произведений искусства и тому подобного. [1]

    Характеристики

    Валентность (тон)

    Все эмоции характеризуются валентностью (или тоном) — то есть могут быть либо положительными, либо отрицательными. Количество видов отрицательных эмоций, обнаруживаемых у человека, в несколько раз превышает количество видов положительных эмоций.

    Интенсивность

    Эмоции могут различаться по интенсивности (силе). Чем сильнее эмоция, тем сильнее её физиологические проявления. На интенсивность эмоции в каждом конкретном случае влияет, обычно, большое количество факторов. В общем виде их вклад позволяет оценить формула Симонова.

    Кроме того, интенсивность эмоций может зависеть от полноценности и функциональной целостности центральной и вегетативной нервной системы. Так у больных с повреждением спинного мозга максимальное снижение интенсивности эмоций наблюдается при нарушениях целостности его шейных сегментов.

    Стеничность

    В зависимости от влияния на активность эмоции подразделяются на стенические (от др.-греч. σθένος — сила) и астенические (от др.-греч. ἀσθένεια — бессилие). Стенические эмоции побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (радость, энтузиазм и другие). Астенические эмоции расслабляют или парализуют силы (тоска, грусть и другие).

    Содержание

    Эмоции бывают разными по содержанию, отражая различные аспекты значения вызвавших их ситуаций. Выделяются десятки различных эмоций, причём количество отрицательных эмоций в несколько раз превосходит количество положительных. Каждый вид эмоции сопровождается специфической физиологической реакцией, в связи с чем некоторые учёные в прошлом выдвигали теории о том, что эмоции являются следствием физиологических реакций (теория Уильяма Джеймса и Карла Ланге - "мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим"), что, однако, было опровергнуто экспериментально исследованиями В. Кеннона, Ч. Шеррингтона и Д. Хебба, продемонстрировавшими вторичность висцеральных проявлений по отношению к мозговому психическому состоянию [6] . На связи конкретных видов эмоций с конкретными физиологическими реакциями построены и работы Пола Экмана.

    Физиология

    С физиологической точки зрения эмоция — активное состояние системы специализированных структур мозга, которое побуждает изменить поведение в сторону максимизации или минимизации этого состояния [7] (регулирующая функция эмоций; из чего следует представление физиологических механизмов силы воли как управления своими эмоциями) [8] .

    Эмоции проявляются как внешнее поведение и как перестройка внутренней среды организма, имеющая своей целью адаптацию организма к среде обитания. Например эмоция страха подготавливает организм к «поведению избегания»: активизируется ориентировочный рефлекс, активирующая система мозга, усиливается работа органов чувств, в кровь выделяется адреналин, усиливается работа сердечной мышцы, дыхательной системы, напрягаются мышцы, замедляется работа органов пищеварения, и тому подобное. То, что множество физиологических изменений, связанных с эмоциями, проявляются в активации вегетативной нервной системы, имеет важное прикладное значение: в клинической и научно-исследовательской практике широко используются такие её параметры, как артериальное давление, пульс, дыхание, реакция зрачков, состояние кожных покровов (в том числе, элевация волос кожи), активность желез внешней секреции, уровень глюкозы в крови. До того, как эмоции проявятся в сознании (на уровне коры головного мозга), информация от внешних рецепторов обрабатывается на уровне подкорки, гипоталамуса, гиппокампа, достигая поясной извилины. Система гипоталамуса и миндалины обеспечивают реакцию организма на уровне простейших, базовых форм поведения. [9]

    Ещё Чарльз Дарвин, характеризуя эмоции в эволюционном плане, обратил внимание на их связь с инстинктивными формами поведения. Как он показал, мимические реакции свойственны даже детям, слепым от рождения. Такие базовые проявления эмоций носят врожденный характер и свойственны не только человеку, но и высшим животным — приматам, собакам и другим. [10]

    Мимическая обратная связь

    Известно, что не только эмоции могут вызывать непроизвольную мимику, но и произвольная мимика инициирует появление эмоций, то есть присутствует обратная связь. Человек, пытающийся изобразить эмоцию на своём лице и в своём поведении, начинает в той или иной степени на самом деле её испытывать.

    Эмоции и стресс

    Слишком сильные эмоции, не зависимо от их валентности, являются стрессорами — утомляют организм и вводят его в состояние стресса. При продолжительном воздействии это приводит к различным проблемам, в том числе и физиологическим.

    Формулы эмоций

    Формула Симонова

    Широкое признание приобрела созданная советским психофизиологом Павлом Васильевичем Симоновым формула, в краткой символической форме представляющая совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции.

    Э Ин-Ис

    где Э — эмоция, её степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин-Ис) — оценка вероятности (возможности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис — информация о существующих средствах, которыми реально располагает субъект.

    Эта формула не применяется для получения конкретных количественных значений, а только для иллюстрации самого принципа формирования положительных или отрицательных эмоций различной силы. [11]

    Перечисленные выше факторы являются определяющими, необходимым и достаточными, однако следует учитывать также фактор времени (эмоция как кратковременный аффект или длительное настроение), качественные особенности потребности и индивидуально-типологические особенности субъекта. Из формулы следует, что вероятность удовлетворения потребности (сравнение значений ИС и ИН) влияет на знак эмоции, и отражательная функция эмоций совпадает с оценочной функцией [7] .

    Формула К. В. Анохина

    В формуле Симонова фигурирует величина Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности. Это означает, что потребность ещё не удовлетворена, то есть ситуация по удовлетверению потребности ещё не завершилась. Эмоции, возникающие до завершения ситуации называются предшествующими. Таким образом формула Симонова применима, в лучшем случае, только к предшествующим эмоциям.

    Кроме предшествующих есть так называемые констатирующие эмоции, возникающие после завершения ситуации. Для констатирующих эмоций Константином Владимировичем Анохиным разработана теория эмоций, которая утверждает, что знак и сила эмоции определяются степенью достижения цели. Если цель достигнута, то возникает положительная эмоция, если не достигнута, то отрицательная.

    Мимические проявления

    Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
    Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
    Эта отметка установлена 12 мая 2011.


    Мимика — универсальный способ проявления эмоций среди людей вне зависимости от расовой и социальной принадлежности. Центр распознавания эмоций располагается в правом полушарии головного мозга и имеет отличную от центра распознавания лиц локализацию.

    Существует так называемый феномен «эмоционального заражения» — эмоции, особенно в среде стадных животных, проявленные в поведении одной особью, вызывают сходные эмоции у других особей, которые эти проявления наблюдают. В человеческой среде этот эффект так же присутствует и особенно заметен в поведении толп.

    Понятия «эмоции», «эмоциональные состояния», «чувства»

    Жизнь человека наполнена множеством сменяющих друг друга разнообразных переживаний, таких, как удивление, тревога, радость, стыд и др. Их называют ЭМОЦИЯМИ.

    Эмоции — это особые психические явления, которые содержат в себе субъективную оценку значимости для человека всевозможных событий, предметов, явлений и людей в форме переживаний.

    Эмоции позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире с точки зрения его значимости: полезности—вредности, важности—неважности. Эмоциональная ориентировка, в отличие от рациональной, является гораздо более кратковременной (чаще всего мгновенной), непроизвольной, плохо осознаваемой, не требует специального обучения (то есть врожденная), возможна в условиях дефицита информации. Любая возникшая у человека

    эмоция выступает для него как жизненно важный внутренний сигнал, ориентирующий и направляющий его последующие мысли и действия.

    При этом он может даже не осознавать их истинных причин и оснований, однако оставаться уверенным в их правомерности. Уровень личного внутреннего доверия к эмоциональным сигналам всегда остается максимально высоким.

    Психофизиологию эмоций и чувств изучали:

    Ч. Дарвин,

    В. Вундт: взаимосвязь эмоциональных и физических явлений в организме.

    У. Джемс, У. Макдугалл, З. Фрейд, Ланге (датский врач, психолог): эмоции - это сумма органических ощущений, вызываемых изменениями в организме.

    У.Кеннон: эмоции - это самостоятельные психические явления, вызывающие органические изменения.

    П.К. Анохин: биологическая теория эмоций, основа которой - информационное отражение. Согласно этой теории, отрицательные эмоции возникают при недостатке обратной информации или ее несовпадении с ожиданиями.

    В структуре эмоционального явления можно выделить три компонента: предмет, эмоциональное переживание и потребность (мотив).

    Предмет эмоции представляет любое значимое для человека событие (явление), в связи с которым и по поводу которого возникает эмоциональное переживание. Это может быть оценка на экзамене, опоздание на работу, природное явление, чей-то поступок, собственная мысль и т. п. Такие значимые события и ситуации называются эмоциогенными. Они могут возникать стихийно или создаваться кем-то преднамеренно. Предмет определяет содержание эмоциональных переживаний. Однако человек далеко не всегда осознает предметное содержание своих эмоций.

    Эмоциональное переживание - этота субъективная реакция, которая возникает при столкновении человека с эмоциогенной ситуацией (радость, недоумение, удивление, испуг и т. п.). Эмоциональное переживание возникает непроизвольно и всегда осознается человеком. Оно в той или иной степени изменяет сознание и весь внутренний душевный мир человека (внимание, мышление, память, воображение, восприятие), а также его физиологические процессы.

    На уровне физиологии эмоциональные переживания больше всего затрагивают:

    · Сердечно - сосудистую систему;

    Эмоциональные переживания могут, как активизировать физиологические и психические процессы, так и тормозить их (негативно влиять на их протекание).

    Потребность (мотив) составляет третий структурный компонент эмоционального явления. Она выступает как внутреннее психологическое основание (критерий) для эмоциональной оценки значимости чего-либо для человека.

    Значимость той или иной ситуации определяется тем, в какой мере связана она с актуальной в данный момент потребностью (потребностями), препятствует или способствует ее удовлетворению. Значимость всегда задана потребностями. Поэтому при их отсутствии эмоции невозможны.

    Например, у голодного человека возникает множество связанных с этим эмоциональных переживаний, порождаемых соответствующими ситуациями. Однако те же самые ситуации сразу же перестают быть значимыми, как только пищевая потребность будет удовлетворена.

    Таким образом, эмоциональные переживания можно рассматривать как субъективные реакции на значимые для удовлетворения потребностей и мотивов человека жизненные ситуации.

    Эмоции и чувства - это процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания.

    Отличительные признаки эмоций:

    1) полярность, т.е. эмоции обладают положительным или отрицательным знаком: веселье - грусть, радость - печаль, счастье - горе и т.д.

    2) энергетическая насыщенность, которая проявляется в противоположностях напряжения и разрядки.

    Различают эмоции стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев) и астенические, сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль).

    3) интегральность, целостность: в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они моментально охватывают весь организм и придают переживаниям человека определенную окраску. Поэтому индикаторами эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и др.

    4) неотделимость от других психических процессов, они сопровождают все психические процессы.

    ЭМОЦИЯ

    Emotion) — относительно интенсивное чувство, характеризующееся физиологическим возбуждением и комплексными знаниями.

    Реакция человека в виде субъективно окрашенного переживания, чувства, отражающая значимость для него воздействующего раздражителя или результатов собственного действия. Эмоции дифференцируются прежде всего на положительные и отрицательные.


    (от лат. emovere - возбуждать, волновать) - переживание человеком своего отношения к действительности, к фактам общественной и личной жизни. Возникает в случаях нарушения равновесия между организмом и средой, поэтому Э. разделяется на два класса: положительные(преобладание на стороне организма) и отрицательные (преобладание на стороне среды). Термин "эмоция" часто употребляется как синоним слова "чувство".

    (Emotio) (от лат. emoveo). Букв. волнение, движение. Положительное или отрицательное отношение к внешней среде или собственной личности. Чувственное содержание, присущее всем переживаниям живых существ. Эмоции могут быть стеническими (радость, восторг, гнев) и астеническими (грусть, страх), положительными (радостными) и отрицательными (печальными), низшими (страх, гнев, радость) и высшими (интеллектуальными, эстетическими, моральными). Син. Чувство.

    Emotion; Emotion) - непроизвольная реакция, вызванная активизацией комплекса (см. также аффект).
    "С одной стороны эмоция есть алхимический огонь, теплота которого оживляет все и чей жар испепеляет все излишество (omnes superfluitates comburit). Но, с другой стороны, эмоция есть тот самый момент, когда сталь ударяет о кремень и выскакивает искра, поэтому эмоция является главным источником сознания. Без эмоции нет разницы между светом и темнотой или инерцией и движением" (CW 9i, par. 179).

    emotion) - психическое переживание, душевное волнение, которое может быть приятным или неприятным для человека. Эмоции имеют обычно три составляющие: субъективную (subjective), физиологическую (physiological) и поведенческую (behavioural). Например, страх может доставлять человеку неприятные субъективные ощущения, приводить к изменению некоторых физиологических характеристик (например, к учащению сердцебиения, усиленному потоотделению и т.д.) и заставлять его избегать таких ситуаций, которые провоцируют у него страх.

    (лат. emovere возбуждать, волновать) — психическое переживание. Син. Эмоциональное состояние. Отрицательные эмоции связаны прежде всего с возникновением определенной потребности. В общем эмоциональном состоянии различают эмоциональное переживание и эмоциональное выражение. Сила эмоциональной реакции обратно пропорциональна возможности высших мозговых центров адекватно реагировать на ситуацию. Структуры, с возбуждением которых связано большинство эмоциональных реакций, составляют эмотивную систему (ретикулярная формация, лимбическая система и промежуточный мозг).

    эмоцию следует понимать как реакцию в критические и катастрофические минуты поведения, как точки неравновесия, как итог и результат поведения, во всякую минуту непосредственно диктующий формы дальнейшего поведения. (3.1, 135) Всякая эмоция есть позыв к действию или отказ от действия. Ни одно чувство не может остаться безразличным и безрезультатным в поведении. Эмоции и являются таким внутренним организатором наших реакций, которые напрягают, возбуждают, стимулируют или задерживают те или иные реакции. Таким образом, за эмоцией остается роль внутреннего организатора нашего поведения. (3.1, 137) Мы обычно спокойны ил безразличны, когда совершаем привычные действия в привычной обстановке, но как только равновесие в поведении нарушается, так сейчас возникает очень живая и очень сильная реакция чувств. Эмоция, или волнение, возникает в нас всякий раз, когда равновесие наше со средой оказывается нарушенным. Если это нарушение сказывается в нашем усилении, в относительном превосходстве нашем над теми трудностями, перед которыми мы поставлены, в нас возникает обычно положительная эмоция - радость, гордость и т.п. Если, наоборот, равновесие нарушается не в нашу пользу, если мы сознаем свою беспомощность, - в нас возникает отрицательная эмоция - гнев, страх, печаль. (11.1, 46 - 47) См. Поведение, Реакция, Среда

    emotion) Общее состояние тела и психики, выражающееся в субъективном ощущении, которое либо приятно, либо неприятно, но никогда не нейтрально; сопровождается выразительным поведением или позой и физиологическими изменениями. Психоаналитическая теория имеет тенденцию представлять эмоции как АФФЕКТЫ, т.е. считать, что они являются КВАНТАМИ ЭНЕРГИИ, прикрепленными к идеям, что их присутствие указывает на нарушение психического равновесия и что они препятствуют АДАПТАЦИИ. "С точки зрения психологии неврозов, аффективное действие - в противоположность теоретическому идеалу рационального действия - часто представляется жалким остатком исходных психических состояний и отклонением от нормы… И все же нам известна решающая роль эмоциональности в организации и помощи в функционировании Эго. Freud (1937) подразумевал это, когда говорил, что анализ не рассчитан на то, чтобы освободить человека от всех страстей" - Hartmann (1958). Относительно некоторых трудностей и парадоксов, вызванных "теоретическим идеалом рационального действия" и предположением о примитивности и иррациональности эмоций, см. Rycroft (1962). Психоанализ почти не использовал предложенное McDougall (1908) различие между первичными эмоциями (страхом, гневом, нежностью), сложными эмоциями (восхищением, завистью) и чувствами, такими как любовь, ненависть, эгоизм. В результате психоанализу свойственно интерпретировать простые эмоции как проявление сложных, - например, ГНЕВ как проявление НЕНАВИСТИ, - или предполагать, что сложные эмоции могут присутствовать в начале жизни - например, приписывать ЗАВИСТЬ новорожденному младенцу. Частичное исключение можно найти у Brierley (1951).

    лат. emovere - возбуждать, волновать) - исторически этот термин, по словам Р.Ребера, оказался чрезвычайно резистентным к попыткам его определить, возможно, никакой другой термин в психологии не сочетает такую неопределенность с частотой его использования. В самом общем виде термин может быть представлен как обозначение особого, специфического типа реакции индивида, в которой интегрированы специфическое душевное переживание, его отношение к происходящему, физиологические реакции, выразительные акты, направление умственной деятельности, изменение активности и готовность действовать определенным образом. В свою очередь, эмоции так или иначе интегрированы в структуру личности индивида, которую они характеризуют едва ли не самым существенным образом. Различают эмоции по 1. знаку (а) положительные эмоции и б) отрицательные эмоции), по их 2. модальности, то есть качеству (тоска, страх, тревога, радость, чувство вины, стыд, гнев, негодование, умиление и т.п.- число различных эмоций у человека не поддается точной инвентаризации; но кто-то подсчитал, что в произведениях Л.Н.Толстого описывается более 90 разновидностей одной только улыбки)), по 3. интенсивности и продолжительности (аффект, страсть, настроение, ситуативные реакции), по 4. напряженности ( а) эмоции покоя и б) эмоции напряжения). Различают также эмоции, возникающие как 5. кратковременная преходящая реакция на конкретный стимул - эмоциональные реакции, и 6 «высшие эмоции» или чувства - устойчивое отношение индивида к определенному объекту, явлению или эмоции, связанные с определенными ценностями существования. По уровню развития разграничивают 7. эмоциональный тон ощущений, 8. органические эмоции (то есть связанные с врожденными, физиологическими потребностями), 9. социальные эмоции (связанные с отношением к другим людям, группам, обществу в целом) и уже упомянутые высшие эмоции (выражающие духовные потребности или возникающие в ходе их осуществления). Влияние эмоций на умственные процессы и поведение человека рассматривается как неоднозначное. В части случаев оно является безусловно деструктивным (например, это сверхсильные эмоции, аффекты), в другой части случаев роль эмоций представляется как весьма полезная или даже спасительная для человека (например, не будь у него страха, он неизбежно погиб бы, так как одна только мысль об опасности или возможности наказания мало кого останавливает от безрассудных действий). О природе эмоций см. Эмоций теории.

    Исторически этот термин оказался чрезвычайно резистентным к попыткам его определить; возможно, никакой другой термин в психологии не сочетает такую неопределимость с частотой использования. Большинство авторов учебников мудро использует его как название главы и позволяет материалу, представленному в этой главе, заменить сжатое определение. Сам термин происходит от латинского emovere, что переводится как двигать, возбуждать, подбадривать или волновать. Современное употребление имеет два вида: 1. Общий термин для обозначения любого из ряда субъективно переживаемых, аффективно нагруженных состояний; онтологический статус каждого из них устанавливается названием, значение которого определяется простым соглашением. Это основное использование термина как в специальном, так и в общем смысле. То, что мы имеем в виду, когда говорим, что любовь, страх, ненависть, ужас и т.д. являются эмоциями. 2. Название области научного исследования, которое занимается различными факторами, относящимися к окружающей среде, физиологии и познанию, которые лежат в основе этих субъективных переживаний. Имеются некоторые разногласия по поводу 1 значения, не связанные с сожалениями о том, что такой важный термин используется так свободно и субъективно. Множество перепутанных способов использования, с которыми сталкивается психолог, исходит из второго значения, где определения являются фактически мини-теориями об основе эмоций. Хотя они различаются по своим относительным вкладам, признанным за ними, почти все современные теории эмоции признают четыре класса факторов: (а) побуждающие стимулы: они могут быть экзогенными (события внешнего мира) или эндогенными (мысли, образы); (б) физиологические корреляты: сюда входят общие системы (действие центральной и автономной нервных систем), а также более специфические структуры (например, взаимодействие таламуса-гипоталамуса); (в) когнитивная оценка: личностная значимость события в значительной степени определяет возникновение эмоций, таким образом рычащие тигры за очевидно прочными прутьями клетки не вызывают страх, панику или бегство; (г) мотивационные свойства: почти всегда считается, что возникновение эмоций выполняет роль побуждения к активности. См. мотивация. В дополнение к этим признанным коррелятам эмоций этот термин обычно содержит в себе и ряд других коннотаций. Во-первых, эмоциональные состояния обычно рассматриваются как острые. Они сопровождаются относительно непродолжительным возбуждением и стремлением действовать; страх, радость, отвращение, жалость, любовь и т.д. считаются относительно кратковременными состояниями, переживание которых мотивирует активность и затем угасает. Действительно, в психиатрии многие аффективные расстройства характеризуются патологически хроническим переживанием эмоционального состояния. Этот оттенок смысла помогает отличать термин эмоция от термина чувство. Во-вторых, эмоции рассматриваются как сильно переживаемые состояния; в этом эмоции различаются с ощущениями. Никто не станет спорить, что их разделяет очень тонкая линия; это просто терминологическая эвристика. В-третьих, эмоциональные состояния часто дезорганизуют поведение. Особенно это относится к случаям критических состояний гнева, ужаса, отчаяния и т.п., когда поведение индивида может быть странным, хаотичным и неорганизованным. В-четвертых, эмоции, в некоторой степени, эволюционно детерминированы и отражают специфически видовые стратегии выживания, генетически заложенные в древности. Эта точка зрения наиболее четко отражена в работах по эволюционной биологии и этологии, оказавших влияние на психологическую теорию. В-пятых, эмоциональные реакции имеют тенденцию быть непривычными и возникать в результате конкретных ограничений окружающей среды и того, как это оценивается. Здесь обнаруживается их различие с другими моделями поведения, которые мотивируются внутренними биохимическими процессами, такими как голод, жажда и т.п., которые обычно удовлетворяются относительно стереотипными, привычными моделями поведения. Эта проблема связана с тем фактом, что эмоциональные состояния не цикличны или регулярны, но зависят от конкретных ситуаций и того, как они оцениваются с точки зрения их личностной значимости. Более подробно о нюансах использования см. следующие статьи, а также связанные с этим термины: аффект, ощущение, настроение, чувство.

    состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражаемые прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненного явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Непременные компоненты жизнедеятельности, могучее средство активизации сенсорно-перцептивной деятельности личности. В теории деятельности определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву, являются одним из главных регуляторов деятельности. Если с позиции мотива деятельность успешна, возникают положительные эмоции; если неуспешна - отрицательные. Эмоции возникают лишь в связи с такими событиями или результатами действий, кои связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит, это затрагивает его мотивы. Эмоции - очень важный показатель и потому - ключ к разгадке неосознаваемых мотивов. Нужно только подмечать, по какому поводу они возникают и какого они свойства. Б ходе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая, базовая форма эмоции - так называемый тон эмоциональный ощущений - генетически обусловленные непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные впечатления (например, вкусовые, температурные, болевые) и побуждающие к их сохранению или устранению. В условиях экстремальных, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются аффекты. Другой формой эмоций являются аффекты, являющие собой весьма сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локальным ситуациям, которая образовалась прижизненно. Они могут возникать и без действия актуальной ситуации их образования; в этом аспекте они выступают ориентирами деятельности. Эмоции по происхождению представляют собой форму видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает требуемые действия (например, по избеганию опасности, продолжению рода), целесообразность коих от него скрыта. Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта - в этом случае они вызываются ситуациями и сигналами, предшествующими прямым вызывающим эмоции воздействиям, что позволяет заблаговременно к ним приготовиться. Уровень энергетической мобилизации (активации) организма, нужный для реализуемых эмоциями функций, обеспечивается системой нервной вегетативной в ее взаимодействии со структурами мозга головного, представляющим центральный нервный субстрат эмоции. При эмоциях происходят изменения в деятельности органов дыхания, пищеварения, системы сердечно-сосудистой, желез внутренней секреции, скелетной и гладкой мускулатуры и пр. Эмоции человека относятся к процессам внутренней регуляции поведения. Будучи субъективной формой выражения потребностей, они предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Их важная особенность в том, что в общественно-исторической практике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некое общепринятое описание. На этой основе существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, имеющие достаточно жесткую привязку к определенной исторической эпохе. Высший продукт развития эмоций человека - устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Сильное, абсолютно доминирующее чувство называется страстью. События, сигнализирующие о возможных изменениях в жизни человека, наряду со специфическими эмоциями могут вызывать изменения общего эмоционального фона - настроения. Эмоциональная жизнь человека наполнена многообразным содержанием; эмоции выражают оценочное отношение:
    1) к отдельным условиям, способствующим или препятствующим осуществлению деятельности - например, страх, гнев;
    2) к конкретным достижениям в ней - радость, огорчение;
    3) к сложившимся или возможным ситуациям и пр. Характер и динамика эмоций ситуативных определяются как объективными событиями, так и чувствами, из коих они развиваются; так, из любви может развиться гордость любимым человеком, огорчение из-за его неудач, ревность и пр. Отношение к отражаемым явлениям как главное свойство эмоций представлено:
    1) в их качественных характеристиках; к ним относится: а) знак - положительный, отрицательный; b) модальность - удивление, радость, отвращение, негодование, тревога, печаль и пр.;
    2) в динамике протекания самих эмоций - длительность, интенсивность и пр.;
    3) в динамике внешнего выражения эмоций - эмоциональной экспрессии - в мимике, речи, пантомимике. Эмоции различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями чаще всего лежит в основе неврозов. Развитие эмоций в онтогенезе выражается:
    1) в дифференциации качеств эмоций;
    2) в усложнении объектов, вызывающих эмоциональный отклик;
    3) в развитии способности регулировать эмоции и их внешнее выражение. Эмоциональный опыт изменяется и обогащается в ходе развития личности в результате сопереживаний (-> эмпатия), возникающих в общении с прочими людьми, при восприятии произведений искусства, под влиянием средств массовой информации. Эмоции выступают в роли регуляторов общения, влияя на выбор партнеров общения и определяя его способы и средства. Одно из средств общения - движения выразительные, имеющие сигнальный и социальный характер. При многих общих чертах они существенно различаются в разные исторические эпохи ив различных культурах.

    Виды и функции эмоциональных состояний в психологии

    Эмоции, переживания, чувства — факторы, отвечающие за психоэмоциональное состояние индивида. Оно меняется каждый день и влияет на работоспособность человека. Эмоциональные состояния в психологии регулируют поведение человека, его мышление, желание, мотивации. Зависимо от настроения субъект может быстро достигать поставленных целей или ничего не делать, вести аморальный образ жизни.

    Понятие и значение

    Фото 1

    Эмоции — элементарные переживания. Они могут возникать под воздействием внешних или внутренних раздражителей. Характер проявления зависит от степени удовлетворенности собственных желаний, ожиданий.

    Эмоции выполняют огромную роль. От эмоционального состояния зависит:

    • продвижение в карьере;
    • развитие личных интересов;
    • общение с родными;
    • физическое здоровье.

    Если человек подавлен, могут начаться проблемы со здоровьем, снизится физическая активность.

    Виды и характеристики

    Психологи выделяют несколько видов проявлений — эмоции, аффекты, чувства, настроения, стрессы, фрустрация. Каждое из них имеет определенные характеристики.

    Эмоции

    Сложные психические явления. Наиболее значимые — стрессы, чувства, настроения. От аффектов эмоции можно отличить по длительности. Аффекты — кратковременные проявления. Эмоции могут на длительное время изменить психическое состояние.

    Аффекты

    Фото 2

    Аффекты — мощное проявление психологических реакций. Их можно сравнить с эмоциональными вспышками, которые на короткий промежуток времени изменяют психическое состояние. Примеры аффектов:

    • ужас;
    • ярость;
    • гнев;
    • глубокое горе;
    • бурная радость;
    • отчаяние.

    При возникновении аффекты полностью захватывают психику. Подобные вспышки полностью подавляют волю. Аффекты непреодолимы, они навязывают человеку какое-либо действие, которое чаще имеет дурные последствия.

    Чувства

    Чувства — эмоциональные процессы, которые длятся дольше, чем аффекты, но менее интенсивны. Могут проявляться по отношению к какому-либо предмету, животному, другому человеку. Чувства мотивируют человека к каким-либо действиям.

    Настроения

    Настроения — эмоциональные процессы, которые длятся дольше аффектов. Интенсивность крайне слабая. К подобным проявлениям можно отнести скуку, нейтралитет, безразличие, недовольство, удовлетворение.

    Стрессы

    Фото 3

    Стресс — эмоциональное состояние, которое возникает как реакция на различные события, экстремальные воздействия. Возникают из-за неудач, потерь, череды тяжелых жизненных моментов, конфликтных ситуаций, испытаний.

    Стрессы знакомы людям, которые занимаются ответственной работой, развивают бизнес. Они постоянно нервничают, и напряжение накапливается, вызывая нервный срыв.

    Одно из известных эмоциональных состояний, которое похоже на затяжной стресс — эмоциональное выгорание.

    Фрустрация

    Фрустрация возникает при систематическом разрушении планов, расстройстве, обмане. Чаще вызвано непреодолимыми трудностями, барьерами, затруднениями, которые возникают при достижении определенной цели.

    Фрустрации сопровождают негативные чувства. Они способны разрушить деятельность, сознание. Виды:

    • внешняя, внутренняя агрессия;
    • подавленность;
    • озлобленность;
    • огорчение;
    • неудовлетворенность.

    Фрустрация усиливается, если в разных сферах жизни постоянно возникают неудачи, окружающие корят за это человека, обвиняют, унижают, критикуют.

    Функции

    Фото 4

    Психологи выделяют ряд функций, которые выполняют эмоции:

    1. Мобилизация. Эта функция проявляется на физиологическом уровне. Основные проявления — выброс в кровь адреналина, притупление ощущений, сужение сознания. Описанные проявления помогают отбросить лишние мысли, действовать согласно конкретной ситуации.
    2. Оценка. С помощью эмоций можно моментально оценить сложившуюся ситуацию или внешний раздражитель. Эмоциональная оценка появляется прежде, чем будет составлен развернутый ответ. Первое впечатление о новом человеке крайне сложно разрушить.
    3. Компенсация. Эмоции можно назвать высшим порядком интеллекта. Они не идут вразрез с разумом. Психологи называют их ресурсом для решения разных задач. Например, с помощью положительных эмоций можно усилить потребности, а с помощью отрицательных — снизить их эффективность.
    4. Следообразование. Часто случаются ситуации, когда эмоции проявляются слишком поздно, когда все закончилось, ничего серьезного изменить невозможно. Созданный эмоциональный эффект закрепляется в памяти, будет возникать при появлении подобных ситуаций.
    5. Коммуникация. Эмоции имеют экспрессивный компонент. Они прозрачны для социума. Например, когда один человек выражает боль, горечь утраты, у окружающих возникает альтруистическая мотивация, желание помочь. Часто подобные проявления приводят к новым знакомствам, которые могут сыграть значительную роль в жизни.

    Применение шкалы Абрахама Хикса для оценки состояния

    Чтобы составить точную психологическую характеристику эмоциональных состояний человека, выявить нарушения эмоциональной сферы, можно воспользоваться шкалой Абрахама Хикса. С ее помощью можно описать обширный диапазон чувств — от негативных до положительных. Чувства в шкале разделяются по цветам.

    Важно запомнить особенность шкалы. Невозможно передвигаться по шкале с одной стороны к другой, минуя промежуточные этапы. Например, невозможно перейти от страдания сразу к радости. Цвета идут от красного до фиолетового. Нейтральная зона, которая расположена по центру обозначается зеленым цветом.

    Красная зона

    • безнадежность;
    • бессилие; ;
    • отчаяние;
    • неуверенность;
    • горечь;
    • зависть;
    • несчастье;
    • унижение;
    • страх;
    • стыд;
    • заброшенность.

    Чтобы продвигаться по негативной зоне, нужно испытать негатив, стараться выражать его, чтобы двигаться к положительным эмоциям.

    Оранжевая

    Оранжевая зона менее негативная, но ощущения остаются плохими:

    • испуг;
    • отстраненность;
    • возмущенность;
    • недооцененность;
    • злость;
    • жажда мести;
    • вина;
    • недоверие;
    • обида;
    • ненависть;
    • обескураженность.

    Важно быть терпеливым при преодолении различных зон шкалы. Чтобы избавиться от негативных чувств, можно пользоваться естественными механизмами психологической защиты, например, перекладыванием вины на других. Это помогает освободиться от негатива.

    Желтая

    Фото 6

    Это зона разочарования. Чувства:

    • беспокойство;
    • грусть;
    • разочарование;
    • раздражение;
    • сомнение;
    • жалость к себе;
    • одиночество;
    • подавленность;
    • тревога;
    • сожаление.

    При прохождении этой и следующе зоны психологи рекомендуют перенастраиваться на положительные мысли.

    Зеленая

    Нейтральная зона. Главное проявление — скука. Чувства становятся смешанными, поскольку происходит переход между положительными и отрицательными эмоциями. Субъект не может точно охарактеризовать свое состояние. Ему не хорошо, но и не плохо. Ему:

    • скучно;
    • пусто;
    • нормально;
    • безразлично.

    На этом этапе важно расслабиться, попытаться отречься от любых чувств. Временно появится ощущение усталости. Человек не знает, что ему делать дальше. Главное не поддаваться негативу. Нужно попробовать отдохнуть.

    Голубая

    Фото 7

    На этом этапе у субъекта появляется надежда. Характеризуется:

    • доверием;
    • ценностью;
    • благородностью;
    • весельем;
    • принятием;
    • заинтересованностью.

    Синяя

    С каждым этапом чувства будут становиться лучше. На этом этапе появляется вера в себя. Ее цель — продвинуться от надежды к вере. Важно правильно настроиться, чтобы происходили только хорошие вещи. Синяя зона характеризуется:

    • уверенностью;
    • одобрением;
    • уважением;
    • предвкушением интересных событий.

    На этом уровне человек чувствует безопасность, удовлетворение. У него появляется энтузиазм, силы к достижению поставленных целей.

    Фиолетовая

    Последняя зона — фиолетовая. Для этого этапа характерно чувство непобедимости. Чтобы почувствовать глобальные позитивные изменения, нужно оставаться в этой зоне не менее трех дней подряд. Если подобное состояние будет сохраняться на протяжении месяца и больше, поменяется жизненная позиция, ход мыслей. Скорее всего произойдут материальные изменения — смена работы, переезд на новое место жительства, продвижение по карьерной лестнице.

    Психологическая саморегуляция

    Фото 2099

    Психологическая саморегуляция — совокупность методов управления собственным психическим состоянием. Субъект воздействует на себя с помощью силы воли. С помощью методик психологической саморегуляции можно легко добиться необходимого результата.

    Эффекты психологической саморегуляции:

    1. Успокоение — достигается после устранения эмоциональной напряженности.
    2. Восстановление — начинается после полного успокоения, качественного отдыха.
    3. Активация — начинается при повышении психофизиологической активности.

    Способы психологической саморегуляции делятся на две больших группы:

    1. Естественные — происходят сами по себе, без определенной цели.
    2. Направленный — применяются человеком для достижения определенного психического состояния.
    • сон, еда;
    • взаимодействие с животными, природой;
    • массаж, танцы;
    • музыка, развлечения.

    Доступные методы психологической саморегуляции:

    1. Смех, улыбка, юмор.
    2. Созерцание панорам, пейзажей.
    3. Концентрация внимания на приятном, например, на любимых цветах, старых фотографиях.
    4. Вдыхание свежего воздуха.
    5. Размышление о хорошем.
    6. Мышечное расслабление.
    7. Выражение похвал, комплиментов.

    От эмоционального состояния человека зависят многие аспекты его жизни. Невозможно продуктивно работать при плохом настроении, депрессии, стрессе. Проще достичь поставленной цели в хорошем расположении духа. Важно научиться контролировать собственное эмоциональное состояние, знать, как правильно выходить из стресса.

    ЭМОЦИЯ Исторически этот термин оказался чрезвычайно резистентным к попыткам его определить; возможно, никакой другой термин в психологии не сочетает такую неопределимость с частотой использования. Большинство авторов учебников мудро использует его как название главы и позволяет материалу, представленному в этой главе, заменить сжатое определение. Сам термин происходит от латинского emovere, что переводится как двигать, возбуждать, подбадривать или волновать. Современное употребление имеет два вида: 1. Общий термин для обозначения любого из ряда субъективно переживаемых, аффективно нагруженных состояний; онтологический статус каждого из них устанавливается названием, значение которого определяется простым соглашением. Это основное использование термина как в специальном, так и в общем смысле. То, что мы имеем в виду, когда говорим, что любовь, страх, ненависть, ужас и т.д. являются эмоциями. 2. Название области научного исследования, которое занимается различными факторами, относящимися к окружающей среде, физиологии и познанию, которые лежат в основе этих субъективных переживаний. Имеются некоторые разногласия по поводу 1 значения, не связанные с сожалениями о том, что такой важный термин используется так свободно и субъективно. Множество перепутанных способов использования, с которыми сталкивается психолог, исходит из второго значения, где определения являются фактически мини-теориями об основе эмоций. Хотя они различаются по своим относительным вкладам, признанным за ними, почти все современные теории эмоции признают четыре класса факторов: (а) побуждающие стимулы: они могут быть экзогенными (события внешнего мира) или эндогенными (мысли, образы); (б) физиологические корреляты: сюда входят общие системы (действие центральной и автономной нервных систем), а также более специфические структуры (например, взаимодействие таламуса-гипоталамуса); (в) когнитивная оценка: личностная значимость события в значительной степени определяет возникновение эмоций, таким образом рычащие тигры за очевидно прочными прутьями клетки не вызывают страх, панику или бегство; (г) мотивационные свойства: почти всегда считается, что возникновение эмоций выполняет роль побуждения к активности. См. мотивация. В дополнение к этим признанным коррелятам эмоций этот термин обычно содержит в себе и ряд других коннотаций. Во-первых, эмоциональные состояния обычно рассматриваются как острые. Они сопровождаются относительно непродолжительным возбуждением и стремлением действовать; страх, радость, отвращение, жалость, любовь и т.д. считаются относительно кратковременными состояниями, переживание которых мотивирует активность и затем угасает. Действительно, в психиатрии многие аффективные расстройства характеризуются патологически хроническим переживанием эмоционального состояния. Этот оттенок смысла помогает отличать термин эмоция от термина чувство. Во-вторых, эмоции рассматриваются как сильно переживаемые состояния; в этом эмоции различаются с ощущениями. Никто не станет спорить, что их разделяет очень тонкая линия; это просто терминологическая эвристика. В-третьих, эмоциональные состояния часто дезорганизуют поведение. Особенно это относится к случаям критических состояний гнева, ужаса, отчаяния и т.п., когда поведение индивида может быть странным, хаотичным и неорганизованным. В-четвертых, эмоции, в некоторой степени, эволюционно детерминированы и отражают специфически видовые стратегии выживания, генетически заложенные в древности. Эта точка зрения наиболее четко отражена в работах по эволюционной биологии и этологии, оказавших влияние на психологическую теорию. В-пятых, эмоциональные реакции имеют тенденцию быть непривычными и возникать в результате конкретных ограничений окружающей среды и того, как это оценивается. Здесь обнаруживается их различие с другими моделями поведения, которые мотивируются внутренними биохимическими процессами, такими как голод, жажда и т.п., которые обычно удовлетворяются относительно стереотипными, привычными моделями поведения. Эта проблема связана с тем фактом, что эмоциональные состояния не цикличны или регулярны, но зависят от конкретных ситуаций и того, как они оцениваются с точки зрения их личностной значимости. Более подробно о нюансах использования см. следующие статьи, а также связанные с этим термины: аффект, ощущение, настроение, чувство.

    Толковый словарь по психологии . 2013 .

    Полезное

    Смотреть что такое "ЭМОЦИЯ" в других словарях:

    ЭМОЦИЯ — (лат,). Чувствование, душевные волнения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭМОЦИЯ всякое вообще душевное движение, чувство. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.… … Словарь иностранных слов русского языка

    эмоция — См … Словарь синонимов

    ЭМОЦИЯ — ЭМОЦИЯ, эмоции, жен. (франц. émotion) (псих.). Душевное переживание, волнение, чувство (часто сопровождаемое какими нибудь инстинктивными выразительными движениями). Эмоция гнева, печали, радости. «Он упрекнул себя в утрате способности управлять… … Толковый словарь Ушакова

    ЭМОЦИЯ — (от франц. emotion - волнение, от лат. emoveo - потрясаю, волную) - реакция человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску и охватывающая все виды чувствительности и… … Философская энциклопедия

    эмоция — и, ж. émotion f. Душевное переживание, чувство. БАС 1. Она <хозяйка> все время сидела в соседней комнате, слышала весь разговор, и ея платок был почти мокр от слез. Она была почти совсем счастлива, от испытанных сегодня émotions. В.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ЭМОЦИЯ — ЭМО ИЯ, и, ж. Душевное переживание, чувство. Положительные, отрицательные эмоции. Э. радости. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    эмоция — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражаемые прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Психическое отражение в форме… … Большая психологическая энциклопедия

    Эмоция — Эмоция ♦ Émotion Единовременный аффект, который скорее движет нами, чем организует нас (как чувство) или захватывает нас (как страсть). Например, гнев, испуг или любовь с первого взгляда суть эмоции. Они могут перейти в страсти и чувства -… … Философский словарь Спонвиля

    Эмоция — Эта статья об одном из видов эмоциональных процессов. О более общем понятии см. Эмоциональный процесс. Эмоция (от лат. emoveo потрясаю, волную) эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий… … Википедия

    ЭМОЦИЯ — проявление аффективной жизни, обычно сопровождающееся приятным или мучительным состоянием сознания. Эмоция это беспокойство различной глубины, нарушение равновесия. Это беспокойство может быть сильным, влекущим за собой повышенную оживленность… … Философский словарь

    ЭМОЦИЯ — проявление аффекпивной жизни, обычно сопровождающееся приятиым или мучительным состоянием сознания. Эмоция - это беспокойство различной глубины, нарушение равновесия. Это беспокойство может быть сильным, влекущим за собой повышенную оживленность… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    Читайте также: