Познание окружающей действительности. Ощущение и восприятие у глухих

Обновлено: 20.05.2024

Ощущения и восприятия, являющиеся результатом сложной аналитико-синтетической деятельности мозга, обеспечивают чувственное познание окружающего.

ВложениеРазмер
deti_s_narusheniyami_sluha.doc 37 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с нарушениями слуха, их особенности ощущения и восприятия

Ощущения являются одной из форм познавательной деятельности человека. Изучая развитие познавательной деятельности в эволюции животного мира (в филогенезе) и у ребенка (в онтогенезе), можно увидеть, что ощущения являются первичной формой ориентировки организма в окружающем мире.

Ощущениями можно назвать психологические процессы, возникающие при непосредственном воздействии предметов и явлений окружающей действительности на органы чувств и мозг и заключающиеся в осознанном отражении отдельных свойств и явлений. Ощущения, как и все психические процессы, имеют рефлекторную природу, они возникают как ответные реакции нервной системы на воздействия окружающей организм среды. С ощущений начинается всякое познание человеком действительности – это первая ступень познания. На основе ощущений возникает процесс восприятия.

Восприятие – это тоже психический процесс, возникающий при непосредственном воздействии на органы чувств и мозг предметов и явлений и заключающийся в отражении совокупности присущих им свойств в форме единого сложного образа воспринимаемого, т.е. восприятие в отличии от ощущений представляет собой целостный образ предметов и явлений.

Ощущения и восприятия, являющиеся результатом сложной аналитико-синтетической деятельности мозга, обеспечивают чувственное познание окружающего. Но это познание не исчезает бесследно. В дальнейшем они воспроизводятся как представления, позволяющие нам отражать восприятия и в его отсутствии. Но восприятия и ощущения не всегда дают нам полное представление об окружающем мире. Существуют свойства материи, которые мы не можем ощущать непосредственно. Более высокой формой познания и отражения окружающего материального мира является человеческое мышление. Мышление помогает глубже проникнуть в причинную связь и зависимость между предметами и явлениями и отражать свойства их, которые недоступны непосредственным ощущениям и воспроиятиям.

В истории психологии по вопросу о природе ощущений шла борьба двух противоположных направлений – материалистического и идеалистического. Сторонники идеалистического направления в психологии или вовсе отрицали существование материи, утверждая, что окружающий мир является лишь «комплексом ощущений» или отрицали всякую связь наших ощущений с материей.

В специальной психологии были распространены такие теории, как отрицание возможности изучение и познания психических процессов глухих детей, возможности их развития и компенсации, полноценности умственного развития. Основные положения материалистического учение об ощущениях имеют очень важное значение в решении всех этих спорных вопросов сурдопсихологии, так как могут полностью быть отнесены и к характеристике природы ощущений и восприятий глухих детей.

Ощущения аномальных детей также отражают объективно существующий материальный мир и являются важной ступенью познания свойств предметов и явлений. Ведь глухой ребенок узнает многое о цвете, вкусе, запахе, форме окружающих его вещей на основе ощущений и восприятий.

Наряду с общими закономерностями в формировании ощущений и восприятий имеются и специфические особенности. Своеобразие ощущений у глухих детей выражается прежде всего в том, что у них отсутствуют слуховые ощущения. Полнота отражения окружающего мира заметно сужается, так как известно, что в познавательном отношении ведущая роль из анализаторов принадлежит зрению и слуху, наряду с которыми выступают как орган познания и движущаяся рука. Отсутствие слуховых ощущений влечет за собой не только сужение круга непосредственно отражаемых свойств и качеств окружающих вещей и явлений, но и чрезвычайно ограничивает возможность опосредованного знания.

На организм человека постоянно действуют звуковые раздражители. Большую часть знаний развивающийся ребенок получает через слуховые ощущения и восприятия. Кроме того, познание мира ребенка всегда опосредованно взрослыми. Знания о многих свойствах предметов ребенок получает в процессе общения со взрослыми через их речь, воспринимаемую на слух. Он многое узнает не только в процессе общения с окружающими, но и слушая радио, музыку, посещая театр.

Отсюда становится понятным исключительно важное социальное значение слуха. Жизненно и социально значимые раздражители чаще и больше отражаются через слух, чем через зрение. Звуки воздействуют не только ото всюду, со всех сторон, но и всегда, даже когда зрение исключено: в темноте, через непроницаемые для зрения преграды, при большом отдалении от человека звучащего тела. Слуховые ощущения возникают непроизвольно: мы слышим то, что не хотим слышать, в то время как видим лишь то, на что смотрим. И.М. Сеченов писал: «Из всех органов чувств слух дает нам наибольшее разнообразие впечатлений».

Отсутствие слуха обуславливает качественное своеобразие мира ощущений неслышащих людей. Все это затрудняет процесс познания и требует компенсации. Это в свою очередь влияет на формирование и развитие других ощущений и восприятий – зрительных, двигательных, осязательных и т.д.

Чтобы коррегировать у глухого познания звучащего мира посредством имеющихся у него анализаторов, необходимо знать не только то, что отсутствует в сфере ощущений у глухого, но и то, чем он располагает и какие компенсаторные возможности имеет.

В психологии выделяют следующие виды ощущений:

1 видимые ощущения и восприятия

2 слуховые ощущения и восприятия

3 кожные ощущения и восприятия:

а) тактильные ощущения

б) температурные ощущения

4 двигательные ощущения и восприятия

5 обонятельные процессы

6 вкусовые ощущения

7 органические ощущения

Все эти виды ощущений, за исключением слуховых ощущений, имеются и у неслышащих детей.

В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий у неслышащих особую роль приобретают видимые (или зрительные) ощущения и восприятия. Зрительный анализатор неслышащего ребенка становится ведущим в познании окружающего мира. У неслышащих детей зрительные ощущения и восприятия не только не хуже, чем у слышащих, но у них они активизируются и обостряются. Поэтому неслышащие дети часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые слышащий ребенок не обратит внимания. Так, например, неслышащие дети сразу заметят, что у только что вошедшего чужого человека на лице маленький шрам, они сразу обратят внимание, что у человека оборвана пуговица и т.п.

Особенности восприятия у детей с нарушениями слуха
статья по коррекционной педагогике

Ощущение — это психическое отражение отдельных свойств и предметов объективного мира, возникающее при их воздействии на рецепторы. Восприятие — отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств в совокупности их свойств, их целостности. Восприятие имеет активный саморегулирующий характер. Его активность реализуется благодаря участию двигательных компонентов — движений периферических частей анализаторов, перемещений тела или его частей. Все движения, включенные в акт восприятия, имеют значение для анализа воздействующих раздражителей, их синтеза в целостный образ предмета. Успешность восприятия определяется конкретными условиями протекания деятельности и прошлым опытом.

Для того, чтобы зрительное восприятие могло выполнить свою роль в развитии и воспитании детей с нарушениями слуха, им необходимо научится управлять. А для успешного развития зрительного восприятия у детей с нарушениями слуха и эффективного управления им нужно знать его особенности.

Исследование скорости процесса восприятия и узнавания предметов глухими и слышащими детьми было выполнено К. И. Вересоцкой. Скорость процесса восприятия, у детей с нарушением слуха, исследовалась также Х. Майклбастом и М. Браттеном.

В результате исследований выяснилось, что скорость зрительного восприятия у детей с нарушениями слуха ниже, чем у слышащих детей, им требуется больше времени, чем слышащим, чтобы увидеть в изображении предмета те признаки, по которым делается возможным воссоздать предмет в целом. Лучше воспринимались детьми с нарушением слуха знакомые предметы, отсюда следует, что скорость зрительного восприятия зависит от прошлого опыта детей. Разница в скорости значительно отличается при восприятии малознакомых предметов.

Таким образом, зрительное восприятие у детей с недостатками слуха формируется также как и у слышащих. Отсутствие слуховых ощущений и восприятий, замедленное овладение устной речью, создают особые условия для развития зрительного восприятия. Оно не доминирует, его нужно развивать.

ВложениеРазмер
osob_vospriyatiya.docx 16.35 КБ

У детей с нарушениями слуха правильное восприятие пространственно-временных отношений предметов, изображённых на картинах, складывается более медленно, чем у детей развивающихся нормально. Те трудности, которые имеются у детей с нарушением слуха при восприятии предметов в необычных положениях, в контурных изображениях, в полной мере обнаруживаются и при восприятии картин. Дети с нарушениями слуха с трудом узнают изображенные предметы, если они частично заслонены другими, изменены по величине, форме и окраске по законам линейной и воздушной перспективы, если они имеют необходимую форму, когда изображается отдельный момент движения. Отмеченные затруднения обнаруживаются у детей с нарушениями слуха в большей мере, устойчивее и продолжительнее, чем у слышащих.

Не менее важное значение конструктивная деятельность имеет и для развития восприятия. У детей с нарушениями слуха наблюдается определённое своеобразие зрительного восприятия по сравнению со слышащими: они затрудняются в мыслительном расчленении воспринимаемых предметов, в установлении правильных отношений сложного целого и его частей, в различении формы, контура, в восприятии изображений на картинках. Практическое изготовление различных окружающих нас предметов, изображений, формирование навыков конструирования предполагает членение объектов на части, подробный и многосторонний анализ и синтез. Всё это делает зрительное восприятие более тонким и дифференцированным.

У глухих детей позднее формируется восприятие объёмной формы и контура. Развитие восприятия объёмной формы и контура предмета происходит в процессе взаимодействия зрительного анализатора с кинестетическим, дети познают другие формы (брусок, цилиндр, куб и т. д.). Также конструктивная деятельность способствует развитию пространственных отношений. Дети с нарушениями слуха изготавливая картинку, учатся выделять три плана. На третьем – располагаются наиболее удалённые предметы, следуют более маленькие, по размеру, которые могут быть частично закрыты предметами первого и второго плана. На занятиях по конструктивной деятельности используются различные технологии, например на развитие процесса осязательного восприятия (ощупывание предмета, не видя его, игровые ситуации)

Таким образом, дети с нарушениями слуха, не слыша окружающих звуков, хуже ориентируются в пространстве, не фиксируют внимание на отличительных свойствах предметов, позже начинают с ними действовать. Отсутствие полноценного общения со взрослыми, трудности руководства предметными действиями ребёнка задерживают развитие восприятия и деятельности.

Если же обучение детей с нарушениями слуха конструированию ведётся без учёта их особенностей, по аналогии со слышащими, оно даёт весьма низкие результаты. Несмотря на то, что дети овладевают техникой конструктивной деятельности, их постройки бедны по содержанию. И, естественно, недостаточно владея речью, дети не могут конструировать по словесной инструкции.

В зависимости от степени нарушения слуха зрительное восприятие устной речи дополняется слуховым. Компенсация утраченной или нарушенной слуховой функции, происходит в условиях специального развития других

видов чувствительности. Большое значение имеет специальное обучение детей с недостатками слуха. Наибольшими компенсаторными возможностями обладает наименее страдающий анализатор, терпящий меньший ущерб в своем развитии из-за бездеятельности пораженного.

Зрительное восприятие неслышащих детей, лишенных слуха с рождения, развивается в особых условиях – отсутствия связей между слуховыми и зрительными воздействиями и в условиях задержки в формировании речи, что приводит к определенному своеобразию в развитии зрительного восприятия: снижению скорости восприятия, его обедненности, неполноте анализа и синтеза воспринимаемого материала, затруднениям в определении пространственно-временных отношений, трудностям опознания предметов, воспринимаемых в необычном ракурсе.

Имеются различные примеры, показывающие, что слуховое восприятие базируется на основе ассоциаций, связей между понятиями[8] .

У детей с нарушением слуха эти ассоциативные цепочки звуковых атрибутов не образуются, процесс формирования связей затруднен.

Внутренний мир слабослышащих во многих случаях имеет значительно меньшую размерность, чем внутренний мир слышащего. Для расширения своего внутреннего мира глухому, за счет затрудненности формирования связей между понятиями, приходится прилагать значительно больше усилий, чем слышащему. Этим можно объяснить меньшую когнитивную способность людей, глухих от рождения. В то же время позднооглохшие люди сохраняют способность к формированию новых знаний на основе имеющихся. Двигательные ощущения детей с нарушениями слуха.Многие дети, имеющие нарушения слуха, отстают от нормальнопо развитию движений. По данным А.А. Венгер,Г.Л. Выгодской и Э.И. Леонгард, 70 % детей позже срока начинают держать головку, позднее, чем положено, начинают сидеть, стоять и ходить. Задержка ходьбы отмечается у 50 % таких детей. Некоторая неустойчивость, трудности сохранения статичного и динамичного равновесия, недостаточно точная координация и неуверенность движений, относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки сохраняются у многих детей с недостатками слуха на протяжении всего дошкольного возраста.По данным Ж.И. Шиф, на первом году обучения в школе у глухих детей скорость двигательной реакции заметно снижена по сравнению со слышащими сверстниками. К 14 годам она почти не отличается от таковой у слышащих, т.е.за время обучения скорость движений возрастает. Для детей, имеющихнарушения слуха, характерно более медленное овладение двигательными навыками.Потеря слуха создает сложные условия для развития двигательной чувствительности. Слуховой контроль помогает выработке четких плавных и размеренных движений, его отсутствие приводит к трудностям в ихформировании. У детей с нарушениями слуха компенсация отсутствующего слухового контроля может совершаться за счет увеличения роли зрительного, тактильно-вибрационного и двигательного восприятия. Для ее достижения нужно заботиться о развитии у таких детей двигательного контроля за качеством своих движений. Компенсация отсутствующего слухового контроля у глухих детей может совершаться за счет увеличения роли зрительного восприятия и кожной чувствительности. Большое значение имеет развитие собственно кинестетического контроля за качеством движений. Велика роль двигательных ощущений в овладении глухими устной речью они являются для детей и взрослых единственным средством самоконтроля за произношением, поскольку при исправлении неправильного произношения глухой зачастую может опираться только на те ощущения, которые получает. [7] Специфические особенности развития двигательных ощущений детей с недостатками слуха вытекают из структуры нарушения и связаны с отставанием в формировании межфункциональных взаимодействий.

У детей с недостатками слуха наблюдаются:

· недостаточно точная координация и неуверенность движений

· замедленность в овладении двигательными

· трудности в овладении статического и динамического равновесия

· нарушение плавности и синхронности движений

· низкий уровень пространственной ориентировки

Замедленная скорость выполнения отдельных движений и темпа в целом [6]

Таким образом, анализ особенностей развития ощущений и восприятия у детей с нарушенным слухом показывает, что у них наблюдается определенная закономерность развития этих процессов, которая характерна дефицитарного нарушения – асинхрония, что проявляется в разной степени недоразвития одних систем восприятия(двигательная чувствительность,
осязание) при более высоком уровне развития других систем восприятия(зрительное восприятие, вибрационная чувствительность).

Познание окружающей действительности. Ощущение и восприятие у глухих

Кожная чувствительность у глухих. Статико-кинестетические ощущения при глухоте

Кожные ощущения играют большую роль в жизни глухих, создавая условия более полного восприятия окружающей действительности. К кожным ощущениям относятся тактильные (ощущение прикосновения, давления и пр.), температурные (ощущение тепла и холода) и болевые. В коже имеются рецепторы, соответствующие разным видам кожных ощущений. Тактильные ощущения в единстве с кинестетическими образуют осязание.

При потере человеком слуха большую помощь оказывает вибрационная чувствительность, которая может в известной степени заменить слух. Колебания вибрирующих предметов распространяются в воздушной среде через твердые тела и жидкости. Эти колебания могут не создавать ясно воспринимаемых звуков, и вибрация ощущается только благодаря вибрационной чувствительности.

Ощущение вибрации возникает при воздействии на любой участок кожной поверхности, но наиболее чувствительной к вибрационным раздражениям является кожа кончиков пальцев рук. Благодаря вибрационной чувствительности человек может различать вибрации по частоте, силе, дифференцировать различные виды вибрации, воздействующие на те или иные участки кожи.

При сравнении вибрационной и слуховой чувствительности значительно большие преимущества у последней, поскольку слуховой анализатор по сравнению с кожными рецепторами способен воспринимать вибрацию во много раз меньшей интенсивности.

глухота

В программе обучения глухих большое внимание уделяется развитию вибрационных ощущений путем специальных упражнений. Вибрационные ощущения, развитые таким образом, играют большую роль в жизни глухих детей в качестве познавательного средства. К старшему школьному возрасту вибрационные ощущения развиваются у глухих детей относительно больше, чем у слышащих: увеличение чувствительности к вибрационным воздействиям, умение четко локализовать источник колебаний в пространстве [Соколов В. М., Маркарян С. С.].

В результате тренировок с помощью специальных вибраторов глухие лучше ощущают темп речи, ритм, логическое ударение. С помощью вибрационной чувствительности глухих можно познакомить с музыкой путем специальных вибраторов или воздушным путем (восприятие темпа, ритма музыки).

Статико-кинестетические ощущения. У глухих детей со здоровым вестибулярным аппаратом способность сохранять равновесие формируется путем зрительного восприятия, подобно тому как это происходит у детей с нормальным слухом. При поражении вестибулярного аппарата (в результате перенесенного менингита, скарлатины и других инфекций) у детей наблюдаются расстройства координации движений, шаткая походка.

Кинестетические ощущения и восприятия сигнализируют человеку о напряжении скелетных мышц, о положении частей тела в пространстве. Сохранность кинестетической чувствительности у глухих детей, несмотря на поражение вестибулярного аппарата, позволяет правильно двигаться в пространстве, сохранять равновесие. Выработка этих навыков происходит путем настойчивой, постоянной тренировки в процессе обучения, занятий физкультурой и спортом.

Глухие дети лишены слухового контроля за характером своих движений, поэтому контролирующая роль может осуществляться путем зрительных, тактильно-вибрационных и кинестетических восприятий, которые требуют специального развития. Кинестетический контроль особо необходим при овладении различными практическими навыками двигательного характера.

Психологические особенности ощущений и восприятий детей с нарушениями слуха
статья на тему

ВложениеРазмер
psihologicheskie_osobennosti_oshchushcheniy_i_vospriyatiy_detey.docx 19.71 КБ

Психологические особенности ощущений и восприятий детей

с нарушениями слуха.

Зрительное восприятие у глухих и его развитие

По вопросу о характере зрительного восприятия у глухих имеются различные взгляды. Некоторые сурдопедагоги-практики считают, что глухие более наблюдательны, видят точнее и расчлененнее, чем слышащие. Однако, по данным современных исследователей, при рассмотрении отдельных сторон зрительного восприятия у глухих не представляется возможным однозначно решить вопрос о качестве этого восприятия. Так, скорость восприятия у глухих детей оказалась относительно более низкой, чем у их слышащих сверстников [Вересотская К. И., Myklebus H. R., Brulten M.].

В проводимых опытах [Вересотская К. И.] глухим и слышащим детям показывали изображения знакомых предметов (чашка с блюдцем, шляпа, графин) в обычном и перевернутом виде. Изменение срока экспозиции позволило проследить, какое время было затрачено для узнавания предъявляемых предметов. При самых кратких экспозициях в обычном положении глухие дети узнавали предметы хуже, чем слышащие. Еще большие трудности испытывали глухие дети при узнавании предметов в перевернутом виде и, кроме того, чаще принимали их за другие (например, шляпу за тарелку, графин за рюмку).

Исследование способности расчленения предметов на части показало, что в отношении предметов, четко расчлененных, эта способность у глухих и слышащих была одинаковой, а в отношении предметов, слабо расчлененных, оказалась сниженной у глухих детей. Так, при членении на части животного слышащие говорили «грудь, живот, спина», глухие же чаще отмечали «тело» [Шиф Ж. И.].

Исследование способности выделения свойств предмета [Кудрявцева Е. М.] показало, что у глухих учащихся 7-го класса эта способность была заметно ниже, чем у слышащих (глухие указывали в 2 раза меньше свойств). Тем не менее в процессе обучения у глухих заметно развивалось умение выделять свойства. Выделение свойств частей вызывало еще большие затруднения, чем выделение самих свойств [Шиф Ж. И.].

Глухих детей отличала также неполнота анализа и синтеза при восприятии. В опытах X. Майклбаста, М. Браттена глухие по сравнению со слышащими затруднялись воспроизвести фигуру из шашечек по предъявленному образцу.
Зрительное восприятие формы предметов [Дьячков А. И.] и узнавание предметов по их контурному изображению [Гозова А. И.] запаздывают у глухих детей по сравнению со слышащими. Однако эти способности совершенствуются с возрастом в процессе обучения глухих детей.

зрительное восприятие у глухих

Что касается восприятия величины предмета в зависимости от его удаленности, то здесь не было найдено существенных различий между глухими и слышащими детьми [Бейн Э. С.].
Особый интерес представляет восприятие глухими детьми изображений картин, понимание светотени, воздушной перспективы, движения, сюжета картины, мимики людей, эмоций. Согласно данным Н. В. Яшковой, глухие дети, характеризуя картины, значительно реже слышащих писали о взаимоотношениях изображаемых лиц, их эмоциях, мимике, о назначениях изображенных предметов, еще более редко могли правильно раскрыть причины поступков изображенных на картине лиц.

У глухих учащихся 4-го класса преобладали описания картин с пониманием основного смысла, но обедненные и без обоснований, у глухих 6-го класса появлялись обоснования, а у некоторых глухих — описания с обоснованием смысла и раскрытием разнообразных связей между изображенными персонажами и предметами [Рубинштейн С. Л., Овсепян Г. П. и др.].

В заключение следует сказать, что хотя восприятие глухих детей развивается подобно восприятию слышащих, но отсутствие слухового анализатора, замедленное овладение словесной речью своеобразно отражаются на развитии зрительного восприятия глухих. Как показывают экспериментальные исследования, в младшем школьном возрасте у глухих детей процесс зрительного восприятия предметов протекает медленнее, чем у слышащих.

В процессе дальнейшего обучения в школе зрительное восприятие глухих развивается, и в старших классах оно почти такое же, как у слышащих детей. Более того, отмечается определенная специфика в развитии зрительного восприятия у глухих: формирование тонкого восприятия мимики и жестов, сопровождающих устную речь окружающих людей. В процессе обучения глухих детей речи зрительное восприятие играет большую роль в развитии возможности общения с окружающими людьми.

Основная задача обучения состоит в том, чтобы развивать зрительное восприятие в единстве с формированием словесной речи и мышления.

Читайте также: