Синдром Бадера (Baader) - синонимы, авторы, клиника

Обновлено: 06.05.2024

Может быть, вы уже слышали об этом феномене. Если нет, то услышите несколько раз в ближайшие дни.

Это явление, получившее двойную немецкую фамилию, — когнитивная ошибка, которую многие вспомнят по собственному опыту. При этой иллюзии человеку кажется, что информация, на которую он недавно обратил внимание, стала ему попадаться с удивительной частотой. В лучшем случае — чаще, чем раньше, в худшем — превышая все мыслимые пределы и ввергая в ужас и трепет.

Скажем, вы вчера были на лекции о Шопенгауэре, потом подслушали, как о нём говорят соседи по вагону метро, а сегодня узнали, что друзья назвали так хомячка. Вас это удивляет. Редко услышишь, как люди в транспорте говорят о философии. А уж хомяк по кличке «Артур Шопенгауэр» — совсем дикость. Именно на третий день вам начинает казаться, что дело нечисто, а если вы суеверны, то начинаете подозревать вмешательство высших сил.

Но если разбираться, мы не найдём здесь ничего необычного. Хотя феномен получил название только в 1994 году, он известен издревле и практически каждому человеку. Всё просто: так работает наш мозг. Каждое новое появление информации закрепляет её запоминание.

Забавно, что люди, которые впервые слышат о феномене, часто впадают в ещё одну иллюзию. Логично подумать, что он назван в честь учёных, которые его открыли. Не тут-то было: немцы Андреас Баадер и Ульрика Майнхоф прославились как ультралевые террористы, связанные с беспорядками в 60 - 70-х годах прошлого века. Когнитивное искажение было названо в их честь случайно: из-за одного из комментаторов на форуме St. Paul Pioneer Press, который описал личный опыт. Фамилии Баадера и Майнхоф встречались ему несколько раз в разных источниках — и всего лишь в пределах суток.

left_image

left_image

Как объясняется?

Итак, феномен Баадера-Майнхоф представляет собой когнитивное искажение, то есть шаблонное отклонение в мышлении. Нам только кажется, что информации о каком-то феномене стало больше — а если её на самом деле стало больше (просто случайно), мы пытаемся увидеть здесь сверхъестественные закономерности.

Этот процесс в 2005 году описал с научной точки зрения Арнольд Цвики, профессор лингвистики Стэнфордского университета. Он назвал его иллюзией частотности.

Её легко объяснить двумя известными в психологии явлениями: избирательным вниманием и предвзятостью подтверждения (confirmation bias).

Первое означает: как только человек что-то замечает, он становится более внимательным к его проявлениям. Именно поэтому маловероятность при феномене Баадера-Майнхоф часто субъективно завышается: мы выхватываем дублирующуюся информацию и не замечаем, какие её объёмы в целом проходят через нас за день.

Второе можно перевести на русский как «склонность к подтверждению собственной точки зрения». Это тенденция находить информацию, которая согласуется с изначальной установкой, и обесценивать другую.

Вероятно, это усиливается ещё эффектом новизны, когда человек воспринимает только что полученные сведения как более важные. Но, в любом случае, если эмоциональная вовлечённость велика, то и совпадениям будет присвоена бо́льшая значимость, возможно даже мистического порядка.

image_image

Чем вредна иллюзия частотности?

Излишне было бы говорить, чем опасны иллюзии вообще. Концепции, осознанные или нет, влияют на принятие решений. И влекут за собой последствия. Говорят даже о том, как феномен Баадера — Майнхоф мешает врачам в постановке верного диагноза.

У этого когнитивного искажения, впрочем, есть и своя особенность — в мистическом флёре, который окружает любые совпадения.

На этом основана и концепция синхроничности Карла Густава Юнга, который определял её как связь особого рода — не причинно-следственную, а смысловую, причём имеющую отношение к самому субъекту. Психоаналитик даже связывал такого рода случаи с вещими снами и предчувствиями реальных событий в будущем.

Для него это подтверждали случаи из жизни и психоаналитической практики. Грубо говоря, Юнг полагал, что архетипическая основа коллективного бессознательного проявляет себя одновременно и в фантазиях, и в сновидениях, и в самой реальности.

Например, он писал о пациентке, которая рассказывала ему, как ей снился скарабей. В то же время в окно стал биться скарабеидный жук — хрущ. Юнг считал это совпадение уникальным опытом.

Поэтому разговор о вреде этой иллюзии можно отчасти свести к недостаткам мистического мышления в принципе: там, где человек должен подойти к вопросу рационально, он цепляется за случайное.

image_image

Только ли вред?

Магия и миф всегда служили цели упорядочивания хаоса, приручения тех сил, которые человеку были неизвестны и неподвластны — вплоть до погодных условий, которые считались делом богов, а не безличных природных сил.

Такую же функцию сейчас выполняют приметы и разные личные маленькие суеверия. Не последнее место тут занимает и иллюзия частотности. О её связи с древними гадательными практиками говорила, например, последовательница Юнга Мария-Луиза фон Франц — в лекциях, которые были изданы под названием «Прорицание и синхрония».

Большинство людей не поверит сегодня, что цыганка может воочию узреть будущее. Не понадеется на знак свыше, когда нужно принять решение на работе. Но всегда есть та область, которая не слишком «дружит» с рациональным — область личных ценностей. Для них человеку зачастую требуется внешнее подтверждение.

Так, скажем, новые друзья или парочка на начальной стадии отношений отыскивают внезапные совпадения, и радуются, когда могут угадать мысли друг друга, чтобы сказать: «Это судьба». Загоревшийся идеей человек чувствует, как мир вокруг вдохновляет и говорит с ним на одном языке.

То, что разум может обнаружить порядок там, где его быть не может, но он жизненно необходим — хорошая новость. Мир становится зеркалом, в котором человек лучше видит собственные неосознанные желания. Иными словами — это хороший материал для самопознания.

Бадера синдром

1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг .

Смотреть что такое "Бадера синдром" в других словарях:

Бадера синдром — (Е. Baader) см. Стивенса Джонсона синдром … Большой медицинский словарь

Бадера дерматостоматит — (Е. Baader, совр. нем. терапевт) см. Стивенса Джонсона синдром … Большой медицинский словарь

Стивенса-Джонсона синдром — (А. М. Stevens, 1884 1945, амер. педиатр; F. С. Johnson, 1894 1934, амер. педиатр; син.: Бадера дерматостоматит, Бадера синдром, эритема экссудативная злокачественная) дерматоз, характеризующийся полиморфными высыпаниями в виде эритематозных… … Большой медицинский словарь

Стивенса — Джонсона синдром — I Стивенса Джонсона синдром (А.М. Stevens, амер. педиатр, 1884 1945; Р.С. Johnson, амер. педиатр, 1894 1934) разновидность многоформной экссудативной эритемы, характеризующаяся генерализованным поражением кожи и слизистых оболочек, явлениями… … Медицинская энциклопедия

Что такое синдром Баадера Майнхофа?

Феномен Баадера-Майнхофа

Многим знаком феномен Баадера-Майнхофа, хотя вряд ли о нем часто задумываются. Если вы раньше ничего не слышали, то, возможно, вскоре вновь столкнетесь с ним. Именно в этом и кроется его мистическая суть.

Загадочные повторения

Все началось с того, что житель Миннесоты отправил в газету рассказ о том, как несколько раз за день от незнакомых людей впервые услышал о немецкой группировке Андреаса Баадера и Ульрики Майнхоф (известные деятели леворадикального движения в Западном Берлине в конце 1960-х годов). Казалось бы, обычная, ничем не примечательная история вызвала среди местных жителей бурную реакцию. Они стали отправлять в газету схожие рассказы о загадочных повторениях, которые случались с ними. Сам феномен вскоре так и назвали «Баадер-Майнхоф».

Мистическое объяснение феномена

До сих пор бытуют разные мнения, что это явление относится к области мистики или психологии. Например, такая ситуация знакома каждому: стоит лишь подумать о неком человеке, как от него раздается звонок. Это частенько вызывает чувство удивления. Ведь как 2 человека одновременно могли подумать об одном и том же, выполнив одинаковое действие?

Или, для примера, человек узнает новую фразу, название, книгу, песню, писателя, а потом в тот же день, но в другом месте она опять попадается на глаза. С определенного момента начинает казаться, что это преследует его. А ведь до этого он жил, не подозревая об этом. В такие моменты человек начинает задумываться о судьбе, о том, что во Вселенной все заранее предопределено. Не зря ученые говорят, что с нами все происходит неспроста, на все есть свои причины. Но мысль, которая всплывает в голове, «странно, совсем недавно об этом слышал», собственно, и определяет наличие Баадера-Майнхофа.

Какова причина явления?

Некоторые считают такие совпадения невероятными и начинают искать им объяснения в области мистики. Ведь нечто таинственное, загадочное и неопознанное всегда манит и завораживает. Люди постоянно пытаются раскрыть тайны неизведанного, приоткрыть те двери, которые остаются закрытыми для всех.

Психологическое объяснение феномена как коллективной идеи

В научной среде одним из популярных объяснений является избирательность человеческой памяти. По мнению ученых, основная причина кроется в особенностях нашего мозга. В память врезаются наиболее запоминающиеся факты. При этом новая информация может казаться более важной, чем ранее полученная.

Избирательная память помогает человеку не перегружать его тем массивом информации, который окружает каждый день. Таким образом, она бережет человеческий мозг от переутомлений и хаоса.

Другое дело, что не всегда человек обращает внимание на важную информацию, а концентрируется на малозначительных деталях, которые позже начинаем замечать повсюду. Выходит, когда кто-то слышит о чем-то, что было на слуху на днях, ему кажется это удивительным.

Повтор информации усиливает эффект ее новизны и придает большую важность.

Другая теория опирается на концепцию известного психиатра Карла Юнга. По его мнению, популярные коллективные идеи, которые люди не осознают, находятся на поверхности памяти и могут проявляться одновременно. Нечто близкое к поговорке «хорошие идеи витают в воздухе». Также в рамках данной теории бытуют утверждения, что существует сильная зависимость между открытиями одного и того же слова разными людьми в один момент.

Как бы то ни было, феномен Баадера-Майнхофа, окруженный неким ореолом загадочности и мистики, продолжает привлекать внимание исследователей, порождая новые споры, мнения, гипотезы и теории на счет уникального феномена Баадера-Майнхоф.

СТИВЕНСАДЖОНСОНА СИНДРОМ

(описан американскими педиатрами А. М. Stevens, 1884-1945, и F. С. Johnson, 1894-1934; Бадера синдром, по имени немецкого терапевта E. Baader; синоним - экссудативная злокачественная эритема) - тяжелая форма буллезной многоформной экссудативной эритемы с поражением кожи и слизистых оболочек двух или более органов. Начало заболевания острое, с лихорадкой, артралгиями, миалгиями. Полиморфные пузыри, часто с геморрагическим содержимым, локализуются на коже лица, шеи, конечностей и туловища, конъюнктиве, слизистых оболочках полости рта, носа, глотки, половых органов, бронхов; после вскрытия пузырей образуются кровоточащие эрозии, частично покрытые серо-белой пленкой. Болеют преимущественно молодые мужчины. Возможные осложнения - пневмония, пневмоторакс, гломерулонефрит, стриктуры пищевода, язвы роговицы, слепота. Лечение: антибиотикотерапия, парентеральное введение жидкостей, гемосорбция, плазмаферез, по показаниям - глюкокортикоиды. A. M. Stevens, F. C. Johnson. A new eruptive fever associated with stomatitis and ophthalmia; report of two cases in children. American Journal of Diseases of Children, Chicago, 1922; 24: 526-533. E. Baader. Dermatostomatitis. Archiv fUr Dermatologie und Syphilis, Berlin, 1925, 149: 261-268.

Стивенса-Джонсона синдром (А. М. Stevens, 1884-1945, амер. педиатр; F. С. Johnson, 1894-1934, амер. педиатр; син.: Бадера дерматостоматит, Бадера синдром, эритема экссудативная злокачественная) — дерматоз, характеризующийся полиморфными высыпаниями в виде эритематозных пятен и пузырей, часто с геморрагическим содержимым, локализующихся на коже, слизистых оболочках полости рта, мочеиспускательного канала и на конъюнктиве; сопровождается явлениями интоксикации.

(А. М. Stevens, 1884-1945, амер. педиатр; F. С. Johnson, 1894-1934, амер. педиатр; син.: Бадера дерматостоматит, Бадера синдром, эритема экссудативная злокачественная) дерматоз, характеризующийся полиморфными высыпаниями в виде эритематозных пятен и пузырей, часто с геморрагическим содержимым, локализующихся на коже, слизистых оболочках полости рта, мочеиспускательного канала и на конъюнктиве; сопровождается явлениями интоксикации.

Срежиссированная реальность: феномен Баадера-Майнхоф, при котором люди видят странные повторения

Royal Cheese — о том, что заставляет людей видеть в жизни странные повторения и волноваться по этому поводу. Может, ты уже читал эту статью?

Часто случается так, что наш ум приковывает внимание к новым явлениям жизни. Представь: сегодня ты идешь на работу, по дороге узнал про новый вид кофе, который показался тебе очень приятным и уникальным на вкус. Ты хочешь поделиться находкой с коллегами, но когда приходишь в офис, то видишь на их столах точно такой же кофе. Может возникнуть странное ощущение, о котором мы сегодня поговорим. Royal Cheese узнал, какой эффект эксплуатирует маркетинг, расскажет, почему у этого феномена такое странное название, и поделится знанием о том, как феномен Баадера-Майнхоф используется в пропаганде.

Эффект, названный в честь банды

Дело в том, что когда ты видишь что-то новое, будь то порода собаки, особая архитектура здания или слово, то начинаешь замечать это повсюду. Так появляются предпосылки к эффекту Баадера-Майнхоф. В общем-то, за неимением других названий было принято решение дать феномену имя радикальной организации.

Иллюзия частоты упоминаний

В 2005 году профессор Арнольд Цвики описал похожее искажение сознания словосочетанием «иллюзия частотности» или, если быть точнее, «иллюзия частоты упоминаний». Дело в том, что наш мозг может прицепиться к какому-нибудь атрибуту реальности, безжалостно его про себя подмечая. Пример: если какая-нибудь песня возглавляет топ-чарты, то это нормально, когда ты постоянно ее слышишь. Однако если песня непопулярная или, более того, старинная, то ее повторное упоминание в течение дня может вызвать у тебя странное ощущение. Поздравляю, ты в тисках феномена.

Цвики описал два проявления иллюзий частотности:

  1. Избирательное внимание. Когда ты замечаешь только то, что интересует тебя больше всего, игнорируя все остальное.
  2. Предвзятое подтверждение. Когда ты ищешь в мире вещи, которые подкрепляют твой образ мышления. При этом ты специально игнорируешь то, что не согласуется с твоим мировоззрением.

Иллюзия частотности имеет негативное влияние на судебную систему. В некоторых случаях этот эффект может сбить следователей с верного пути.

Как выявить эффект Баадера-Майнхоф


Представь, что твоя голова — это радиоприемник, и ты сам настраиваешь частоты. В обычном состоянии мы не уделяем внимание бытовым вещам, однако если явление жизни имеет «крючок», за который можно зацепиться, то это может привлечь тебя. Этим «крючком» станет характеристика явления: внешний вид, возраст, цвет, исторический бэкграунд или еще что. Вернемся к истории с бандой. Она была не настолько популярна, чтобы появляться в СМИ так часто, тем более в Америке. Человек, увидевший новость дважды за короткий промежуток времени, начинает напрягать свои извилины, и по итогу у него могут возникнуть мысли в духе: «Кто режиссирует мою реальность?» Как минимум, вероятно, возникнет странное, необъяснимое ощущение.

Другой пример проявления феномена, но более бытовой. Ты купил красную машину, чтобы выделиться из толпы. Довольный, ты выезжаешь на парковку, и тут случается нечто странное: почти все машины вокруг — красные. Поздравляю, у тебя возник эффект иллюзии частотности. Но правда в том, что никто не будет специально покупать машины, чтобы «стриггерить» тебя или нарушить твои планы. Люди не меняют свое расписание и не умеют видеть будущее, чтобы припарковаться на той стоянке, которую выбрал ты и твоя красная машина. В действительности мы зря волнуемся попусту. Мозг обманывает нас.

Как лечат Баадера-Майнхоф

Реальную проблему этот эффект представляет для научных исследований и людей с паранойей и шизофренией. В первом случае этот эффект может усугубить симптомы психологических расстройств, а когда нечто подобное происходит с ученым, который разрабатывает сложную теорию, то он может не устоять перед соблазном увидеть доказательства, подтверждающие ее. «А что? Ведь часто же встречается, а значит, теория верна» — в таком духе.

Кстати, информирование об этом феномене повышает частотность его появлений. Будь готов к нему и не теряй здравый рассудок. Ведь все хорошо — ты знаешь, как он работает.

Читайте также: