Родители и больные шизофренией дети. Нарушения психики детей и родителей

Обновлено: 13.05.2024

Люди, зная, что многие болезни передаются от родителей к детям с помощью генов, очень боятся, что и шизофрения достанется им или их детям от кого-то из родственников.

С давних пор семьи, в которых были психически больные люди, считались проклятыми, а винили в этом их грехи и нечистую силу. С членами таких семей не хотели связываться, вступать в брачные отношения, опасаясь за душевное здоровье будущего потомства.

К сожалению, такая «дремучесть» жива и до сих пор, хотя теперь, когда общество более просвещенное, утверждают: «Против генов не попрешь»! Такое мнение подогревается многочисленными статьями из интернета, околонаучными передачами по телевизору и даже фильмами.

Адепты подобных знаний, понабравшись учености из вышеупомянутых источников, совершенно уверены, что шизофрения передается исключительно на генном уровне, но строго через поколение, то есть, от бабушек и дедушек. Но вот кто больше рискуют, девочки или мальчики, тут точных утверждений нет.

Постараемся найти истину.

Теории

Гипотез развития шизофрении, по мнению ученых, несколько, и, как говорят, каждая из них не подтверждена точно:

  1. Дофаминовая. Психическая деятельность человека осуществляется при выработке в головном мозге медиаторов дофамина, серотонина, мелатонина, и их взаимодействии. Если в лимбической его области дофаминовые рецепторы испытывают повышенную стимуляцию, то у индивида возникают галлюцинации и бред - явные симптомы шизофрении.
  2. Конституциональная. Тут имеются в виду особенности психофизического состояния человека.
  3. Инфекционная. Есть мнение, что хронические вирусные болезни, стрептококк, туберкулезная палочка, стафилококк снижают иммунитет и тем самым дают толчок к развитию нарушения психики.
  4. Нейрогенетическая. Дефект мозолистого тела в головном мозге нарушает согласованность в работе левого и правого полушария. Сюда же относят разрыв лобно-мозжечковых связей.
  5. Экологическая. Негативное влияние загрязнение окружающей среды на формирование плода и нехватка витаминов в этот период.
  6. Психоаналитическая. Воспитание ребенка деспотичным отцом, жесткой матерью, негативная, холодная атмосфера в семье.
  7. Эволюционная. Природа, под влиянием увеличения интеллектуальных способностей людей и технократического развития общества, пытается подстроить под них работу мозга, но терпит фиаско.
  8. Травмы мозга.
  9. Генетическая. В семьях, родители которых или предки (дедушки и бабушки, родственники пра- пра- и так далее), наиболее возможно появление потомков с шизофренией.

Специалисты считают, что все эти факторы могут стать причиной развития шизофрении. Кроме них не следует убирать со счетов наркоманию, алкоголизм, острые стрессы.

Доводы «за» и «против»

Ученые давно и глубоко занимаются поисками наследственного фактора передачи гена шизофрении, но никаких точных доказательств они предъявить не могут.

Существует байка о найденных ими целых 74 генах этого психического заболевания, но они так и не были предъявлены медицинскому сообществу.

По результатам генетических анализов или крови диагноз установить невозможно, хотя есть такие шарлатаны, которые утверждают о владении такой методикой.

Исследователи выделили набор генов, нарушающих работу мозга, но нет свидетельств, что именно они ответственны за развитие шизофрении.

Наследственный фактор опровергается и тем, в генеалогии довольно большого количества заболевших нет родственников, страдающих этой патологией. При этом у 30 % больных таковые все-таки имеются.

Давайте ознакомимся со статистикой диагностированных шизофреников:

  • 1% - впервые появившееся в семье заболевание;
  • 2% - болеет племянник, дядя/тетя, кузен/кузина;
  • 5% - заболевание было у прадедушки/прабабушки;
  • 5% - страдает шизофренией родной брат/сестра;
  • 10% - те же сестра или брат, но к ним добавляются родственники 1-3 линии имеют психические расстройства;
  • 10% - больна бабушка/дедушка;
  • 20% - шизофрения у мамы или папы.

Как видно из цифр, риск развития этого психического заболевания, имея соответствующих родственников, довольно велик, особенно если они близкие. Но это не свидетельствует на 100% о том, что у последующего поколения оно обязательно проявится. Кстати, ситуация с сахарным диабетом II типа и некоторыми видами рака гораздо плачевнее.

Шизофрения передается по наследству от матери или отца? Врачи-психиатры и ученые заявляют, что прямой закономерности передачи заболевания по женской или мужской линии не выявлено. И вообще, шизофрению они все же не относят к наследственным заболеваниям.

Однако специалисты предупреждают пары, планирующие ребенка: если у кого-то из будущих родителей или их родственников имеется это психическое расстройство, то целесообразно проконсультироваться у психиатра. Им будет проведено тщательное обследование и предупрежден возможный риск.

Бомба замедленного действия?

А вот тут начинается самое интересное. Обнаружить с помощью генетической экспертизы наличие «неправильного» гена невозможно. В профильной консультации специалисты распишут риски клиента, а также, исследовав плод в утробе будущей мамочки, могут указать на наличие или отсутствие дефекта.

Однако существуют заболевания, обусловленные несколькими генами, которых от двух до десяти. Давайте рассмотрим такую ситуацию на примере ревматизма. Есть ли наследственность по нему? Нет! Все дело в следующем: чтобы заболеть, недостаточно быть носителем генов ревматизма, нужно еще и подхватить гемолитический стрептококк группы А. То есть, это просто особенность иммунитета, который легко поражается.

Как же обстоит дело с шизофрениками, если у них набор «порченых» генов неодинаковый? Имеется в виду, что у одних это, к примеру, АВС, у других - АВ, а у третьих - только С и тому подобное. Есть и общее: их функции затрагивают развитие мозга, не давая процессу идти нормально. И, чем таких подозрительных генов больше, тем выше вероятность заболеть психическим расстройством. И еще: риск в 16 раз увеличивают дефекты в генах в третьей хромосоме, а в шестнадцатой - в 8.

Несмотря на многолетние усилия генетиков, профиль шизофреника они составить не могут. То есть, пока не существует теста, позволяющего ответить на вопрос о возможности заболеть.

Как уже упоминалось, для того чтобы «плохие» гены проявили себя, им нужен какой-то толчок. Если такового не будет, то носитель, имея их в большом количестве, не заболеет. Какие именно внешние факторы это должны быть, неизвестно.

Возьмем однояйцовых близнецов, у которых все одинаковое, в том числе и гены. Но у одного из них шизофрения, а другой совершенно здоров, а риск заболеть у него 46%. Почему не 100%, спросите вы? Ответ таков: у больного часть генов была закрыта метильной группой, и из-за этого «замка» они перестали функционировать, и развитие мозга нарушилось.

Откуда взялась эта группа? Неизвестно, но было высказано предположение, что в этом виноват вирус гриппа, так как мама мальчиков, будучи беременной, переболела им.

Согласно нынешним данным, риск появления шизофрении у ребенка в связи с перенесенным будущей матерью гриппом возрастает в 1,5-7 раз. Однако это не связано именно с вирусом, а со слишком сильной иммунной реакцией организма женщины, увеличившей количество интерлейкина-8. Но надо знать: не все подобные случаи могут спровоцировать развитие психического заболевания у потомства.

Игры природы

Существует заблуждение, что отсутствие «шизофренических генов», или, правильнее, тех, что отвечают за развитие мозга - это точная гарантия не заболеть этим страшным расстройством психики. Но не тут-то было! У 10% больных в анамнезе такие предки отсутствуют в обозримом прошлом напрочь. Но, что огорчительно для каждого человека, гены могут мутировать, и никто не знает, чем это может нам грозить.

«Гены разума», назовем их так, весьма чувствительны и, легко подвергаясь воздействию внешней среды, меняются. С одной стороны, это хорошо - благодаря такому свойству человек эволюционировал, а с другой, как видим, совсем плохо.

И еще раз: предсказать, что у индивида с дефектным геномом родится больной ребенок, невозможно. Как и то, что и здоровый у совершенно здоровых родителей. Увы…

Симптомы шизофрении (на всякий случай)

Прежде всего, успокоим напрягшихся: это заболевание психики лечится довольно успешно, особенно если его удается купировать в начальной стадии, и если терапия проводилась опытным психиатром. Бывшие пациенты, победившие шизофрению, заканчивают высшие учебные заведения, устраиваются на престижную работу и на хорошие должности, заводят семьи, в общем, их жизнь полноценна.

Специалисты определяют наличие болезни по таким трем типам симптомов, продолжающихся в течение месяца:

  • наличие посторонних голосов в голове, галлюцинаций, бредовых мыслей, которые сам больной считает гениальными;
  • расстройство когнитивных способностей - мышления, восприятия, слаженности речи, внимания и т.п.;
  • отсутствие желания, мотивации что-то делать, воли, наступление апатии.

Шизофренику тяжело общаться с другими людьми, он испытывает сложности в социуме. Никакие события его не интересуют, он теряет интерес и к жизни. Такой человек может либо застыть в неестественной позе, либо резко возбудиться.

Своевременное обращение к врачу позволяет купировать эти симптомы с помощью медикаментов и психотерапии. Методик лечения сейчас имеется огромное количество, поэтому важно попасть к опытному специалисту.

Следует иметь в виду, что с возрастом снижается возможность заболеть шизофренией. Согласно статистике это:

  • 10-20 лет - 17 %;
  • 20-30 лет - 39 %;
  • 30-40 лет - 26 %
  • 40-50 лет - 14 %.

Специалисты дают советы по профилактике шизофрении людям, которые особо беспокоятся о возможном развитии у себя этой болезни. Им рекомендуется:

  • не употреблять алкоголь и наркотики, не курить;
  • заниматься спортом, быть активным;
  • относится к жизни правильно, не держать в себе проблемы, не замыкаться. Целесообразно иметь своего психолога, чтобы в случае эмоционального расстройства, безразличия получить его консультацию;
  • отдавать себе отчет, что отягощенная наследственность вовсе не конец света, и ничего страшного может и не произойти.

Болезни, передающиеся от матери ребенку (для общей информации)

Раз мы уже говорим о наследственных болезнях, нелишними будут сведения о том, какие именно из них действительно совершенно точно передаются генами.

Астма и аллергия. Довольно серьезные заболевания и непредсказуемые. У мамы с тяжелой формой астмы может родиться ребенок с пищевой аллергией, а у той, у которой легкая аллергия на пыльцу - астматик.

Психические расстройства. Речь идет о депрессии - ее развитие на 10-30% зависит от того, страдала ли ею родительница. У нее, а потом у ребенка, уровень серотонина, гормона счастья, невысокий, а именно его вырабатывает определенная группа генов.

Сердечно-сосудистые заболевания. Случаев возможной передачи всего 20 %, то есть не слишком часто. Однако дочери есть смысл обращаться с сердцем и сосудами бережно.

Онкология. Рак развивается вследствие мутации генов, которые могут перейти ребенку. Особо рискуют детки женщин с диагностированным в раннем возрасте заболеванием.

Склонность к полноте. У полных родителей чадо будет таким же в 70% случаев. Интересно, что мать передает это дочери, а отец - сыну. Но многие специалисты утверждают, что гены здесь ни при чем, а все дело в рационе. Родители просто перекармливают своих чад, так как сами привыкли переедать, в итоге у последних нарушается обмен веществ.

Мигрень, головная боль. Оказывается, существует отдельный ген мигрени, и он с 80% вероятности будет и у ребенка.

Ранний климакс. За наступление менопаузы отвечает 4 гена, поэтому скорректировать ее никак не получится. Поэтому у матери, у которой климакс наступил раньше 50 лет, дочь на 80% будет такой же.

По наследству передается и физическая форма. Известно очень много спортивных династий, в таких семьях, как правило, рождаются выдающиеся атлеты. К генам и способностям накачивать мышцы добавляются традиционные в таких семьях привычки правильного рационального питания, четкого режима дня, проведения активного досуга.

Семья больного шизофренией


Обширные данные подтверждают важность участия семей в оказании психиатрической помощи больным шизофренией и другими серьезными психическими заболеваниями. До 75% людей с шизофренией находятся в постоянном контакте со своими семьями и более трети больных шизофренией живут с членами семьи, часто стареющими родителями. Семьи обеспечивают эмоциональную и финансовую поддержку, а также содействие лечению своих психически больных родственников. Понимание бремени, которое несут семьи пациентов с шизофренией, а также научно обоснованная практика работы с этими семьями, может помочь психиатру и клиническим психологам удовлетворить потребности не только больных шизофренией, но и членов их семей. Психиатрам необходимо оценить гетерогенность семей, и это бремя семьи варьируется в зависимости от отношения к пациенту с психическим заболеванием. Хотя большая часть литературы посвящена родителям, у которых есть взрослые дети с шизофренией, следует отметить, что от 20 до 30% пациентов с шизофренией состоят в браке или находятся в отношенияхс партнером , а некоторые имеют и детей. Отметим, что что уникальная роль и отношения братьев и сестер больных шизофренией также требует особого внимания психиатров.

Родители психически больных взрослых детей часто огорчает потерю "ребенка", которого они знали до начала болезни, и кем мог бы стать этот "ребенок", если бы болезнь не случилась. Такое горе часто приводят к глубокой изоляции семьи. Эти родители должны также обеспечивать своего психически больного ребенка эмоциональной, а также финансовой поддержкой и жильем. Стареющие родители, которые ухаживают за психически больными детьми, беспокоятся о том, что случится с их ребенком, когда они умрут или он станет совсем немощным, а они больше не смогут заботиться о нем. Они говорят о потребности в информации о будущем планировании жизни больного шизофренией.

Супруги и партнеры пациентов с шизофренией испытывают бремя болезни, которое накладывается и выходит за рамки опыта родителей. Существуют не только практические соображения, такие как потеря дохода, но также может быть потеря выгод от партнерства, когда супруг берет на себя роль опекуна психически больного партнера. Диагноз шизофрении может быть особенно разрушительным для здорового партнера, когда заболевание наступает после брака или после начала отношений, или когда больной партнер становится агрессивным во время обострений болезни. По необходимости братья и сестры становятся более связанными с психически больным родственником, когда родители отсутствуют или стареют. Шизофрения создает проблемы с родственными связями, которые вызывают чувство вины у здорового родного брата или сестры; эта динамика может создавать различные модели выживания у последних , включая избегание, рационализацию, уход в себя и скорбь. Кроме того, здоровые братья и сестры часто боятся стать психически больными или передать «плохие гены» по наследству . Это особенно верно, если в семье есть также родитель с психическим заболеванием.

Взрослые дети больных шизофренией, как было обнаружено, имели нестабильность жизни в детстве и испытывали чувство смущения или страха, связанные с симптомами больных родителей. Эти взрослые дети сообщили о значительных различиях в знаниях о болезнях своих родителей, а у некоторых вообще не было никакой информации. Семейный опыт шизофрении не ограничивается бременем; она также может быть награждать, особенно , как психически больной родственник прогрессирует в его восстановлении. Кроме того, братья и сестры сообщили о личных качествах и силах, полученных от психически больного брата или сестры ( вспомним художественный фильм "Человек дождя" ) .

Основанный на фактических данных подход к предоставлению семьям и пациентам необходимой помощи - это семейное психообразование (FPE). FPE включает в себя несколько клинических рекомндаций , предлагаемых как часть общего плана клинического лечения, с основным упором на уменьшение количества рецидивов и улучшение функционирования и благополучия пациента. FPE предоставляется с медикаментозным лечением и стремится оптимизировать соблюдение режима приема медикаментов. Одним из методов для одной семьи является "поведенческое управление семьей", которое включает оценку, анализ проблем, обучение и развитие навыков решения проблем и эффективных коммуникационных подходов.

Пациенты могут неохотно привлекать членов семьи к лечению своего психического здоровья, потому что они боятся потерять конфиденциальность. Члены семьи могут не осознавать преимущества FPE, и как пациенты, так и их семьи могут сталкиваться с практическими препятствиями, такими как транспорт и нехватка времени. Среди психиатров требуется более глубокое понимание эффективности этого подхода, а также обучение и административная поддержка. С точки зрения администраторов в области психического здоровья, необходимы значительные предварительные инвестиции во время и ресурсы, а также участие ключевых заинтересованных сторон на этапе планирования и далее с постоянным мониторингом необходимой психотерапевтической помощи семьи. Тем не менее, даже когда предпринимаются согласованные усилия по преодолению различных барьеров, связанных с его внедрением, FPE не является широко доступным и не используется с готовностью семьями пациентов с шизофренией. Еще более тревожная проблема, чем ограниченная доступность и использование FPE - интенсивной службы, - это последовательные исследования, показывающие, что даже минимальный контакт семьи с клиницистами происходит менее чем в половине случаев, когда пациенты получают лечение от шизофрении. Семьи обычно ценят услуги в области психического здоровья, предоставляемые их больным родственникам, но могут иметь минимальные знания о психиатрических заболеваниях и имеющихся ресурсах, а также неадекватную поддержку и ограниченную подготовку в разработке стратегий преодоления трудностей и решения проблем. Диалог с семьями требует сочетания клинических навыков, необходимых для работы с пациентами, и навыков общения, необходимых для эффективного взаимодействия с коллегами.

Врачи, работающие в стационарных условиях, должны помнить, что семьи, как правило, сталкиваются с кризисом и могут испытывать ряд эмоций; сильные, неудовлетворенные потребности в информации; и нереалистичные ожидания стационарного лечения, а также необходимость иметь дело с ограниченным временем клинициста и конфиденциальностью.

Травма детского возраста и шизофрения

У психоаналитиков появляется все больше свидетельств того, что детская травма является основным фактором риска развития шизофрении, но основополагающие механизмы этой ассоциации остаются неясными. Исследования нейровизуализации обнаруживают связь у пациентов с шизофренией между детской травмой и снижением общего серого вещества головного мозга, особенно в префронтальной коре. При шизофрении детская травма связана с нарушением целостности белого вещества в нижнем и верхнем продольном пучке, нижнем лобно-затылочном пучке и крупном цингулуме. Исследования функциональной связности предполагают связь между детской травмой и нейронной сетью, включающей миндалину, переднюю поясную извилину, область прекунеуса / задней поясной извилины и височно-теменную связь.

Таким образом, неблагоприятные детские переживания влияют на микроструктуру белого вещества больных шизофренией.

Записаться на прием

Михаил Владимирович Биккель , врач -психиатр -психотерапевт: 13.06.2019

Таким образом, неблагоприятные детские переживания влияют на микроструктуру белого вещества больных шизофренией." Ничто не мешает предположить обратного, - особенности "микроструктуры белого вещества" детей, предрасположенных к шизофрении приводит к "неблагоприятным детским переживаниям". И что такое тогда сама эта детская травма? Сила стрессора или характер ответа на него? Психоаналитики слишком разнородная группа психотерапевтов, (вне зависимости от того признают они себя психотерапевтами или полагают обособленной профессиональной группой), но все они практически не имеют заметных результатов в лечении шизофрении.

Светлана Михайловна Захарова (психотерапевт) 13.06.2019

Наконец-то в официальной медицине стали появляться такие сведения. Почему-то не возникает уже сомнений в связи, например: стресс - выработка гормонов стресса - повышение давления - функциональное нарушение ссс - органическое поражение сосудов - патология органов, где сосуды повреждены, вплоть до некроза или склероза. Еще в детстве помню две семьи с больными шизофренией - одни были соседями по даче, другие жили на лестничной площадке - так вот родители больных весьма специфичные люди, не хотела бы я долго находиться с ними рядом, а уж тем более зависеть от них. Принципиально это важно для терапевтической тактики и еще важнее для профилактики. Возможно, постепенно будут разработаны способы коррекции родительского влияния для смягчения симптоматики или даже серьезной коррекции прогноза.

Владимир Юрьевич Куликов 14.06.2019

Михаил Владимирович Биккель (психотерапевт) 14.06.2019

Владимир Юрьевич Куликов (психиатр) 14.06.2019

Психоаналитическая теория на сегодняшний момент не считается доказанной. Кроме того, она не рекомендована ВОЗ для лечения больных шизофренией. От слова ВООБЩЕ! Так как очень много эпизодов, когда психоаналитическая терапия провоцировала болезнь до критического состояния. По данным ВОЗ из 100 пациентов вылечился (от биполярного расстройства) только один. Лечение того пациента продолжалось 23 года (!). Я - отечественный психолог и скажу одно: российская психологическая школа относится к психоанализу более чем настороженно. Нет никаких статистических данных, подтверждающих утверждения психоаналитиков. Наоборот, есть клинические доказательства того, что шизофрения - генетически обусловленное заболевание. Детская психологическая травма является только моментом, когда болезнь принимает свой острый характер.

Семьи больных шизофренией и депрессией

Родственники играют важную роль в уходе за больными, страдающими хроническими психическими расстройствами. Забота о больных не легкая задача, и она может повлиять на личную жизнь членов семьи пациента. Больные шизофренией имеют меньше шансов найти работу и вступить в брак, что создает большую нагрузку для лиц, обеспечивающих уход за этими пациентами. Как следствие, члены семьи должны взять на себя заботу о больном человеке, тем более , сегодня, когда повсеместно идет процесс деинституциализации , при котором нагрузка с государства практически перекладывается на семью больного. Семейное бремя по уходу за тяжелыми пациентами с психическими расстройствами требует от членов семьи больного пропуски, а то и прекращенире работы , бытовые беспорядки, финансовое напряжение, влияние на социальные и развлекательные мероприятия и снижение заботы , касающихся других членов семьи.

"Семейное бремя ухода" широко изучалось при шизофрении и в литературе сообщалось о значительном бремени для лиц, осуществляющих уход. На это число приходится 90% лиц, осуществляющих уход и при этом , испытывающих нагрузку от средней до тяжелой степени выраженности. . Средний балл финансового бремени семьи был значительно выше у пациентов в группе шизофрении по сравнению с депрессией. Возможными различиями в обеих группах может быть тот факт, что шизофрения - это хроническое заболевание, при котором пациент не может достичь экономической независимости, в то время как депрессия является эпизодическим заболеванием, при котором степень инвалидности может быть меньше. Шизофрения требует более длительного лечения по сравнению с депрессией. Другой возможной причиной разницы в бремени может быть тот факт, что производительность труда в группе шизофрении снижается гораздо в большй степени, чем при депрессии. Большинство пациентов с шизофренией - безработные. Больные шизофренией имеют гораздо больше нарушений на рабочем месте из-за преобладающих позитивных, негативных, когнитивных и аффективных симптомов, в то время как пациенты с депрессией не имеют негативных симптомов и не обнаруживают серьезного и специфического нейрокогнитивного дефицита, присущего больным шизофренией.

Анализ различий в общем среднем балле за влияние на семейный досуг показал, что бремя семьи было значительно выше в группе шизофрении по сравнению с депрессивной группой пациентво. Причиной различий может быть поведение больного шизофренией, которое может нарушать распорядок семьи и ограничивать ее досуг. Характер и выраженность психотических симптомов могут вызывать социальную отстраненность, например, меньше взаимодействия между членами семьи , отсутствие конструктивных разговоров и мало интересов в общем досуге членов семьи. Обычно, лица, обеспечивающие уход, избегают в своей социальной деятельности развлечений, чтобы добиться "взаимного баланса" в семье. Некоторые члены семьи больного шизофрении, на которых в первую очередь, ложить бремя ответственности, не только колеблятся в своей социальной активности , но и ограничивают свои социальные контакты из-за симптомов болезни, но также из-за чувства вины, стигмы и дискриминации. Конечно, многие члены семьи больных с психическими расстройствами имеют и психосоматические расстройства, которые возникают под влиянием бесконечных переживаний , но и время от времени обостряются из-за стресса. Следовательно, кажется, что эта группа населения нуждается в большей практической поддержке со стороны социальной сети, тогда как в случае депрессии дискретный характер эпизодов заставляет пациентов возвращаться к своему преморбидному уровню функционирования. Напомню читателю моего Блога, что шизофрения является заболеванием с ранним началом, и тот, кто поражен, может быть из младшей возрастной группы и впоследствии не может работать на себя. Страх оставить одного пациента с шизофренией заставляет лиц, ухаживающих за больными, большую часть времени проживать дома и, следовательно, они сами изолируются от социального контакта или внешнего мира.

Разрушение семейного взаимодействия было еще одной важной переменной семьи больного шизофренией. Из-за симптомов шизофрении лица, ухаживающие за больными, становятся напряженными и раздражительными, вследствие чего в семейной системе может возникнуть двойственное отношение к уходу за больным человеком. При шизофрении, которая представляет собой непрерывное рецидивирующее расстройство, члену семьи требуется несколько иной вид адаптивных навыков, чем обычно. При депрессии в семье существует относительно меньшие напряжения, поскольку лица, ухаживающие за больными, могут разделить энергию при уходе за больными. У пациента с шизофренией величина перестройки в семейной системе достаточно выражена , роли изменчивы , решение проблем может быть различным, и от тех лиц, которые обеспечивают уход за больным, требуется более быстрая мобилизация во время обострений шизофрении, кризисов и управлением процесса лечения, например, касающееся режима лекарственной терапии илирегулярность посещений врача - психиатра. Тем не менее, взаимодействие семьи с шизофренией и влияние расстройства на члена семьи остаются существенными. Симптомы шизофрении могут быть непредсказуемыми, даже иногда пугающими членов семьи ( агрессия , исчезновение , неадекватное поведение и пр.) , что нарушает динамику семьи. При шизофрении негативные симптомы апатии, амотивации, асоциальности часто нарушают семейное взаимодействие. Это выражено больше, когда пациент становится жертвой плохих санитарных условий, чрезмерного курения и смены ритма сна. Такая привычка ко сну может повлиять на потребность членов семьи в отдыхе , как , впрочем, и всчей семейной системы. Из-за болезни члены семьи могут чувствовать себя отвергнутыми, и это часто смешивается с чувством гнева, вины и безнадежности. При этом, большинство членов семьи используют механизм защиты от болезни своих больных родственников ( рационализация , изоляция и пр.) . Это также проявляется тенденцией увеличением психологической нагрузки.

Известно, что тревожно-депрессивное состояние , да и аналогичное поведение выражено у тех, кто ухаживает за пациентами , страдающими хроническими заболеваниями и особенно , психическими расстройствами. Возможно, на западе люди несколько более гибкие и открытые, выражая терпимость по отношению к психически больным людям, но негативное отношение все еще очевидно. Однако, на востоке члены семьи больного и даже отдаленные родственники проявляют больше внимания , как к пациенту, так и к тем, кто ухаживает за ними.

Субъективное бремя определяет личный стресс или боль в результате болезни, которые представляют собой психологические реакции, которые испытывают, как сами пациенты , так и лица, осуществляющие уход. К последним относятся скорбь о больном, чувство потери человека, который мог бы быть здоровым и иметь свою семью и работу. Эти члены семьи испытывают значительное чувство горя от того, что ими было недостаточно что-то сделано для больных, и они могут чувствовать, что они даже являются причиной или способствуют заболеванию пациента. Программа психосоциального вмешательства должна планироваться на основе надлежащей оценки со стороны тех, кто занимается уходом, со стилями общения, навыками общения и ресурсами основных лиц, осуществляющих уход за больными, страдающими психическими расстройствами.

Шизофрения у детей

Шизофрения у детей - это психическое расстройство с психотической симптоматикой и хроническим течением. Проявляется искажением восприятия, нарушением ассоциативных процессов, уплощением аффекта, эмоциональной холодностью, аутизмом, амбивалентностью побуждений, поступков. Основными методами диагностики являются клинический, клинико-биографический, психологический. Основу фармакологического лечения составляют препараты группы нейролептиков. Проводится индивидуальная, групповая и семейная психотерапия, направленная на коррекцию когнитивного дефицита, восстановление навыков социального взаимодействия.

МКБ-10

Общие сведения

Термин «шизофрения» используется с начала XX века, происходит от словосочетания на греческом языке - «расщепление ума, рассудка». Название болезни отображает ее основной клинический признак - двойственность, амбивалентность различных сфер психики. Распространенность шизофрении составляет 1-1,6%. Пик заболеваемости приходится на подростковый возраст, эпидемиологические показатели выше средних в 3-4 раза. Расстройство чаще диагностируется у мальчиков, гендерное соотношение 1,5:1. У подростков преобладают злокачественная параноидная, приступообразная и шизоаффективная формы. Пики обострений и дебютов регистрируются весной, что частично объясняется колебаниями аффективного состояния.

Причины

Причины заболевания до конца не выяснены. Выделены патогенные факторы, сочетание которых ассоциируется с повышенным риском шизофрении. Распространение получила идея о биологической предрасположенности и зависимости дебюта от воздействий окружающей среды. Комплексное действие биологических, психологических и социальных причин воплощено в биопсихосоциальной модели развития шизофрении. Включены следующие компоненты:

  • Генетическая предрасположенность. Изменения генов (делеции, дупликации последовательностей ДНК, полиморфизм, уровень экспрессии гена RELN), передаются от родителей либо становятся результатом мутаций, являются неспецифическими, обнаруживаются при психотических расстройствах.
  • Пренатальные воздействия. Риск шизофрении повышается при неблагоприятных условиях внутриутробного развития на этапах закладки и формирования нервной системы (алкоголизм матери, интоксикации, инфекции).
  • Семейные отношения. Развитию болезни способствует неадекватное эмоциональное, физическое отношение родителей, ранняя утрата матери/отца, заброшенность, враждебность, необоснованная критика, навязывание чувства вины, гиперопека, воспитание «кумира», холодность, недостаток эмпатии, физическое и эмоциональное насилие.
  • Социальные условия. Факторами риска являются низкий социальный статус семьи, тяжелые материально-бытовые условия, вынужденные миграции, расовая и религиозная дискриминация, социальная изоляция.
  • Алкоголизм, наркомания. Шизофрении подвержены подростки с токсическими зависимостями. Провоцирующим фактором является использование амфетаминов, алкоголя, галлюциногенных и стимулирующих средств, каннабиса.
  • Психологические особенности. Развитию шизофрении способствуют эмоциональные, личностные свойства, искажающие восприятие и оценку ситуации. Впечатлительные, поддающиеся внешнему влиянию, склонные к фантазированию дети проявляют повышенное внимание к угрозам, чересчур эмоционально реагируют на стрессовые стимулы, что становится основой для появления психотической симптоматики.

Патогенез

Патогенетические механизмы шизофрении продолжают исследоваться. Наиболее доказанным является предположение о локальной гипоксии мозга в периоды интенсивного созревания и миграции нейронов. Исследования головного мозга выявляют расширение третьего и боковых желудочков, атрофию коры, расширение борозд, уменьшение объемов гиппокампа, таламуса, миндалевидного тела, префронтальной области (правое полушарие), нарушение симметрии извилин височных областей.

Определяется изменение метаболизма, размера, ориентации и плотности клеток гиппокампа, префронтальных зон. Предположительно патогенетической основой шизофрении является поражение кортикостриатоталамических контуров, приводящее к нарушению селективности восприятия, снижению концентрации внимания. Клинически данные изменения проявляются легкой отвлекаемостью, удлинением времени реакции на сенсорные стимулы, затруднениями переключения внимания, недостаточным подавлением слабых (вторичных) раздражителей.

Классификация

Шизофрения у детей классифицируется по характеру течения, скорости нарастания негативной и продуктивной симптоматики. Выделяют три формы заболевания:

  1. Непрерывно-прогредиентная. Злокачественная форма шизофрении, характеризующаяся быстрым интеллектуальным снижением, регрессом эмоционально-волевых функций, наличием кататонического, кататоно-гебефренического синдромов. За 2-4 года формируется олигофреноподобный дефект, психический диссоциативный дизонтогенез.
  2. Непрерывная вялотекущая. Заболевание развивается медленно. На протяжении нескольких лет формируются неврозоподобные, психопатоподобные, аффективные расстройства. Интеллектуальный дефект, изменения мыслительных процессов возникают поздно.
  3. Приступообразная малопрогредиентная. Шизофрения проявляется волнообразно: периоды приступов характеризуются деперсонализацией, сенестопатиями, навязчивостями, маниакально-депрессивными синдромами. Между приступами выявляется неврозоподобная симптоматика. Течение относительно благоприятное с ремиссиями после одиночного приступа (25%), с малой прогредиентностью (50%).

Симптомы шизофрении у детей

Клиническая картина шизофрении у детей представлена симптомами регресса, диссоциативного дизонтогенеза, асинхронным развитием психических функций, кататоническими расстройствами. Бред проявляется рудиментарно - страхами, навязчивостями.

Шизофрения у детей раннего и младшего возраста сопровождается снижением активности, нарастанием апатии, равнодушия к играм, любимым занятиям. Возникает стремление оградиться от окружающих. Ребенок становится замкнутым, предпочитает находиться в одиночестве, отказывается от коллективного времяпрепровождения. Характерно повторение однообразных действий: хождение по периметру комнаты, перекладывание игрушек, выполнение штриховки карандашом. Поведение импульсивное, эмоциональная неустойчивость проявляется беспричинным плачем, смехом. Частые перепады настроения не зависят от внешней ситуации.

У дошкольников, школьников определяются искажения восприятия, качественные нарушения мышления. Бредовые идеи высказываются детьми самостоятельно, определяются через неадекватность поведения. Патологические концепции рудиментарны либо имеют сложную систему патологических причинно-следственных связей. Преобладает бред отношения, преследования, подмены родителей. Чем старше ребенок, тем более выражена бессвязность процесса мышления, соскальзывание на вторичные признаки предметов и событий, обрывочность мыслей.

Ребенок неспособен поддержать разговор на заданную тему, из-за недостаточной целенаправленности, хаотичности ассоциаций речь становится «разорванной», логические связки отсутствуют. Искажение восприятия приводит к развитию галлюцинаций. Эмоции становятся обедненными, уплощенными. Неадекватность аффекта проявляется равнодушием к проблемам близких людей (болезням, расставаниям, смерти), бурными реакциями страдания, счастья по отношению к незнакомцам, животным. Дети могут быть дурашливыми, эмоционально «холодными», пребывать в состоянии эйфории или подавленности без причины. Со временем движения теряют плавность, осанка, поза становятся дисгармоничными, лицо - «маскообразным».

В подростковом возрасте к вышеперечисленным симптомам добавляются более сложные. Развивается «метафизическая интоксикация» - склонность к беспочвенному философствованию, оторванному от реальности, отличающемуся примитивностью суждений, отсутствием критического отношения. Непринятие своего тела выражается дисморфофобическим синдромом - устойчивой, некорректируемой идеей о неприглядности, уродстве определенной части тела. Гебоидная симптоматика проявляется нарушениями поведения - подросток становится грубым, проявляет негативизм, неприязнь к окружающим, демонстрирует свое превосходство. Дурашливость, детскость, гримасничанье, кривляние, бессодержательно-веселое настроение определяются при гебефреническом синдроме.

Осложнения

При отсутствии терапевтической, реабилитационной помощи шизофрения у детей осложняется социальной дезадаптацией. По мере взросления повышается риск алкоголизма, наркомании. Эмоционально-волевые нарушения и нарастающий когнитивный дефект приводят к прогулам школьных занятий. Стремление к одиночеству, бредовые концепции, галлюцинации могут стать причиной уходов из дома, бродяжничества, совершения асоциальных действий, суицидальных поступков. Неблагоприятное течение шизофрении способно привести к тяжелой инвалидности.

Диагностика

Для диагностики шизофрении у детей используются клинические и психологические методы. Решение о постановке диагноза принимается врачом-психиатром на основании данных комплексного обследования, которое включает:

  • Беседу. Психиатр выслушивает жалобы родителя, расспрашивает о продолжительности, выраженности симптомов, наличии сопутствующих заболеваний, собирает анамнестические данные, определяет наследственную отягощенность. В беседе с ребенком (подростком) обсуждает его увлечения, хобби, отношение к учебе, сверстникам, родителям.
  • Наблюдение. В ходе консультации врач отмечает особенности эмоциональных реакций, поведения, речи ребенка. По структуре и характеру высказываний выявляет искажения мыслительного процесса, предполагает наличие бреда, галлюцинаций (если они отрицаются пациентом и родителем).
  • Психодиагностику.Психолог использует методики, позволяющие определить интеллектуальное снижение, неустойчивость внимания, качественные изменения мышления (соскальзывания, разноплановость, актуализацию латентных признаков). Используются таблицы Шульте, корректурная проба, исключение лишнего, классификация, исключение понятий, сравнение понятий, ассоциативная проба, тест Равена.

Дифференциальная диагностика

Задача дифференциальной диагностики - различение детской шизофрении с ранним детским ранним детским аутизмом,, шизотипическим расстройством личности. Основные отличия РДА - отсутствие бредовых проявлений, галлюцинаций, наследственной предрасположенности, ремиссий и рецидивов, определяется задержка социальных отношений, а не уход от них. Проблема различения с шизотипическим личностным расстройством возникает при непрерывной вялотекущей форме шизофрении. Основными дифференциальными признаками являются наличие/отсутствие галлюцинаций, бреда, грубых патологий мышления.

Лечение шизофрении у детей

Терапия шизофрении проводится полипрофессиональной бригадой, состоящей из психиатра, психолога, психотерапевта, социального работника. Комплексный подход позволяет купировать продуктивную симптоматику, скорректировать когнитивный дефицит, эмоциональные и поведенческие отклонения, восстановить навыки межличностного взаимодействия. В состав лечения входит:

  • Фармакотерапия. Основные препараты для лечения шизофрении у детей - нейролептики. Подбор лекарственного средства, определение дозировки, схемы приема определяется индивидуально. Дополнительно назначаются антидепрессанты, ингибиторы ацетилхолинэстеразы, антиконвульсанты.
  • Психокоррекция.Занятия с психологом направлены на устранение когнитивного дефицита. Выполняются упражнения на развитие активного внимания, целенаправленного восприятия, мыслительных процессов.
  • Психотерапия. Индивидуальные сеансы проводятся с целью восстановления эмоционально-волевой сферы. Используются методы когнитивно-поведенческой терапии, ориентированные на снижение стресса, обучение навыкам продуктивного эмоционального реагирования. Семейная и групповая психотерапия помогает устранить социальную изоляцию, восстановить межличностное взаимодействие.

Реабилитация детей с шизофренией направлена на предупреждение обострений, возвращение к прежним условиям жизни. В зависимости от тяжести заболевания пациенты направляются в специально организованные мастерские, творческие студии, образовательные учреждения либо возвращаются в привычное социальное окружение - школу, секцию - при участии куратора (социального педагога, школьного психолога).

Прогноз и профилактика

Благоприятный прогноз шизофрении у детей коррелирует с острым дебютом, старшим возрастом при первом эпизоде, преобладанием позитивных симптомов, расстройств настроения, школьными успехами до болезни, хорошим социальным положением семьи, выполнением врачебных предписаний. На исход болезни положительно влияют сильные стороны характера подростка, принятие и поддержка родственников, друзей. Профилактика шизофрении основана на создании благополучной семейной обстановки, продуктивном стиле воспитания, доверительных отношениях. Детям групп высокого риска рекомендуется периодический контроль психиатра, посещение психотерапевтических сеансов.

Читайте также: