Разномодальные агрессивно-оборонительные реакции. Механизмы аффективной и холодной атаки

Обновлено: 04.05.2024

В частности, в приведенном случае такая коррекция может быть внесена с помощью введения метамизила — вещества, снижающего содержание ацетилхолина в головном мозгу и тем самым уменьшающего страх. Этим путем удается снизить уровень пассивно-оборонительных реакций и значительно ускорить процесс обучения. Такого же эффекта можно добиться при использовании других препаратов, обладающих успокаивающим (транквилизирующим) действием.

Следует учитывать особенности реагирования животных на определенные стимулы в разные периоды развития. Слабовыраженные оборонительные реакции на резкие раздражители наблюдаются уже у новорожденных щенков (почувствовав запах нашатырного спирта или уксусной кислоты, щенок проявляет беспокойство, отворачивает голову, поскуливает). Такие реакции, вероятно, наблюдали многие заводчики, когда смазывали йодом или спиртом ранки щенкам. Особого внимания требуют щенки в возрасте 15—25 дней при изменении окраски ориентировочной реакции — к ней присоединяются элементы пассивно-оборонительного поведения, сопровождающегося дефекацией и мочеиспусканием. Такой тип ответа на неожиданные звуки, свет, запахи, вестибулярные и тактильные раздражения имеет место практически у всех щенков до 40—45-го дня жизни.

Биологическое значение включения в ориентировочно-исследовательское поведение элементов пассивно-оборонительного огромно. К концу первого месяца жизни щенка у него расширяется ареал жизнедеятельности. Мы редко задумываемся о том, сколь много опасностей поджидает щенка в самой обычной обстановке, если бы его поступки были полностью случайны. Если раньше щенок находился под защитой матери, то теперь сталкивается с новыми раздражителями, правильный и быстрый ответ на которые еще затруднен из-за несовершенства органов чувств и двигательной системы, а также отсутствия достаточного жизненного опыта. Благодаря наличию пассивно-оборонительного поведения щенок избегает многих опасностей. Так, во время прогулок при внезапном гудке машины, свете фар, крике птицы, резком хлопке щенок обычно прекращает движение и прижимается к земле или ноге хозяина. Такое поведение является нормальным и не требует фармакологической коррекции. Не следует путать щенячью робость с трусостью. В этом периоде развития нужно терпеливо относиться к щенку, не пугать его окриком, не дергать поводок, подбодрить щенка лаской.

Дальнейшее развитие пассивно-оборонительного поведения во многом зависит от условий воспитания щенка. Его уровень существенно снижается в «обогащенной» внешней среде (общение со сверстниками, знакомство с новыми предметами, явлениями и т.д.). При отсутствии достаточных раздражителей (в изоляции) пассивно-оборонительный рефлекс упрочивается и может сохраниться в течение всей жизни.

С 40—45-го дня до 3—4 месяцев (критический период, названный американским ученым Дж. Скоттом периодом «социализации») исследовательское поведение достигает максимума. При правильном воспитании в это время мало проявляются элементы пассивно-оборонительного поведения. Однако при чрезмерной нагрузке, при необходимости решать сложные задачи может наступить срыв — щенок отказывается работать, скулит, лает, засыпает во время тренировки.

Пассивно-оборонительное поведение у щенков в возрасте 15—45 дней более примитивно, чем у 3—4-месячных. У последних оно проявляется на фоне сложных аналитико-синтетических процессов в центральной нервной системе, связанных с рассудочной деятельностью. Эти животные очень ранимы, они хорошо решают сложные задачи, но при этом легко невротизируются. В этом возрасте формируются типологические особенности нервной системы, поэтому пассивно-оборонительное поведение начинает носить выраженный индивидуальный характер. На каком-то этапе щенок замечает, что его угрозы лаем, рычанием, наконец, атакой хорошо защищают в конфликтных ситуациях. Так пассивно-оборонительная реакция постепенно сменяется активно-оборонительной, характерной для собак многих пород, особенно служебных.

Интересно отличие способа становления активно-оборонительной реакции у собак разных пород. Так, щенка восточно-европейской овчарки робость заставляет опасаться всего и вся. Он жмется к защитнику-хозяину и готов облаять весь белый свет. Став старше и крупнее, он действительно может напугать чужого. Вырабатывается условная реакция, связывающая его атаки с безопасностью. Вырастает смелый, атакующий защитник хозяина.

Совсем иначе проходит становление злобы у ротвейлера или черного терьера. Щенки этих пород менее робки, рано обретают чувство безопасности в окружающем мире. Часто проходит достаточно много времени и требуется существенная провокация, чтобы хозяин убедился в том, что это кажущееся добродушие — самоуверенность сильного, опасного для врагов защитника.

Для правильного развития оборонительного поведения щенка в возрасте 3—4 месяцев необходимо следить за соблюдением режима, оберегать его от перегрузок, а в случае необходимости использовать бромиды, валериану, корвалол, девикан и другие успокаивающие средства.

Отцовское поведение

Отцовское поведение По мере взросления щенков в их воспитании все чаще принимается участие отец, поэтому уместно теперь разобрать родительское поведение кобеля. По сути своей этот комплекс совершенно не родственен материнскому поведению. Прежде всего, для его

Поведение

Поведение Умственное и социальное развитие щенков продолжает прогрессировать и к возрасту в три — четыре недели они начинают играть в простые игры, например, «салочки», бегая друг за другом. И уже в этом раннем возрасте обычно определяется лидер в стае. В возрасте пяти

Поведение В начальные сутки опытов у многих животных поведение было значительно изменено. Собаки почти все время находились в активных позах, много прыгали, вертелись, у них часто регистрировались продолжительные двигательные реакции большой интенсивности. Одна из них

Поведение Позные состояния. В переходный период животные 68% времени по данным наблюдения находились в активных позах. Расслабленные положения тела регистрировались больше глубокой ночью. Иногда днем наблюдалось возникновение сидячих пассивных поз, что объяснялось

Поведение Позные состояния, движения и голосовые реакции при удлинении опытов были чрезвычайно разнообразны и в большей степени, чем любые другие функции, носили на себе отпечаток индивидуальных особенностей отдельных животных. В первые 20 суток поведение изменялось в

1.3. Поведение

1.3. Поведение Если проблемы морфогенеза пугающе сложны, то еще более трудно разрешимы проблемы поведения. Во-первых, инстинкт. Обратите внимание, например, как пауки могут плести паутину, не учась этому у других пауков.[23] Или посмотрите, как ведут себя европейские кукушки.

11.4. Поведение человека

11.4. Поведение человека Высшие животные часто ведут себя более гибко, чем низшие животные. Однако эта гибкость ограничена ранними стадиями поведенческого ряда, и особенно начальной фазой, обусловленной потребностью в пище; более поздние стадии, и в частности акт

Беспримерное поведение

Беспримерное поведение Грюньон, или лаурестес, — очень странная рыба: она мечет икру на берегу в сыром песке. О том, когда и где грюньон будет метать икру, пишут даже в газетах и передают по радио. Например, так: "Завтра в полночь ожидается набег грюньона".И вот наступает это

ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Демонстрация вместо нападения. В своей изначальной форме агрессия предполагает нападение на объект, нанесение ему физического ущерба или даже убийство. Наблюдая развитие ребенка, вы могли видеть, что первые проявления агрессии у него

Поведение типа А - «борьба или бегство», поведение типа Б - «затаивание»

Поведение типа А - «борьба или бегство», поведение типа Б - «затаивание» Два этих термина сначала были предложены для описания поведения животных, у которых значительная часть стрессорных событий связана с угрозой нападения хищников и неблагоприятными изменениями

Пассивно-оборонительная реакция

Пассивно-оборонительная реакция Пассивно-оборонительная реакция не является чем-то однородным: разные собаки могут проявлять пассивно-оборонительную реакцию на весьма различные раздражители.В настоящей работе учитывался специфический тип пассивно-оборонительной

О взаимоотношении наследования активно- и пассивно-оборонительных реакций

О взаимоотношении наследования активно- и пассивно-оборонительных реакций По форме проявления пассивно - и активно-оборонительные реакции существенно различаются. Первая выражается в убегании животного, вторая — в нападении на пришельца. Соединение этих двух реакций

Взаимоотношение между пассивно-оборонительной реакцией и возбудимостью

Взаимоотношение между пассивно-оборонительной реакцией и возбудимостью Инъекция кокаина трусливым собакам приводила к значительной заторможенности их поведения. Говорить о том, что у трусливых особей произошло усиление возбудимости, можно было только по аналогии с

Влияние внешних условий на пассивно-оборонительную реакцию

Влияние внешних условий на пассивно-оборонительную реакцию Чрезвычайно трудным и в то же время исключительно важным моментом в изучаемом вопросе является зависимость оборонительных реакций от внешних условий. Последнее десятилетие дало ряд блестящих работ,

ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ

ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ (син. реакции защиты) — комплекс поведенческих реакций, выражающихся в форме отдельных или сочетанных проявлений признаков реакций агрессии (ярости, гнева) и избегания (страха), направленный на сохранение особи и вида в условиях действия неблагоприятных факторов окружающей среды.

Двигательные реакции (убегать — нападать), специфичные для проявления ярости и страха и вариантов их сочетанного проявления, отражают биол, значимость О. р. как тактического приема в реакциях адаптации, когда проявления только агрессии или только избегания уступают место смешанному компромиссному варианту, наиболее гибкому и целесообразному в данных условиях. С этой точки зрения представления И. П. Павлова о пассивных и активных оборонительных реакциях отражают одну из попыток подчеркнуть разное соотношение аверсивных (избегательных) и агрессивных тенденций животного в зависимости от его индивидуальных свойств и особенностей подкрепления.

Реакции ярости и страха принято рассматривать как эмоциональные реакции, ориентированные гл. обр. на контроль внешней ситуации, и, следовательно, представляют определенные стандартизированные способы реагирования на наиболее типичные ситуации среды.

Реакции страха как филогенетические древние формы адаптивного поведения направлены на самосохранение путем активного избегания реального или потенциально опасного фактора (хищника, ядовитого вещества и т. д.), а при невозможности избежать — путем пассивного приспособления (реакции замирания, мнимой смерти, позы пассивного подчинения и др.), позволяющего уменьшить или предупредить действие вредных факторов. Реакция агрессии — филогенетически более поздняя форма адаптивного поведения — направлена на сближение с объектом с целью достижения определенных выгод путем борьбы с ним или для демонстративных действий, для установления иерархических отношений в сообществе и т. д. Реакции агрессии и страха сопровождают разные формы поведения — пищевое, сексуальное, материнское и др. У нек-рых видов проявление агрессии необязательно (напр., у грызунов в отсутствии конкуренции из-за пищи), но у хищников оно становится необходимым средством выживания и включается как необходимое звено в пшцедобы-вательное поведение.

Проявление О. р. определяется многочисленными внешними и внутренними факторами. У животных с преобладанием относительно жестких, врожденных, программ поведения О. р. могут быть вызваны так наз. ключевыми, или пусковыми, раздражителями (силуэт хищной птицы для цыпленка, крик предостережения и тревоги и др.). У детей (и у молодых животных) О. р. в форме страха проявляется на любой новый и достаточно сильный раздражитель, в т. ч. на резкие изменения в деятельности внутренних органов.

У взрослых животных возможность проявления О. р. в форме агрессии повышается при увеличении численности животных в популяции, при голодании, половом возбуждении, т. е. при наличии какой-либо выраженной биол, потребности или состояния стресса. У человека О. р. в форме немотивированной раздражительности и беспричинных конфликтов могут быть вызваны бедностью впечатлений, однообразием и монотонностью работы, длительным пребыванием в малочисленном коллективе. Поэтому комплектование групп для длительного пребывания в условиях относительной изоляции обычно проводится с обязательным учетом психологической совместимости в условиях дефицита сенсорной информации.

На ранних стадиях онтогенеза О. р. у человека и животных носят характер специализированных стереотипных рефлексов типа отдергивания, отряхивания, выплевывания горьких и, следовательно, потенциально ядовитых веществ. В возрасте б—8 мес. у ребенка вырабатываются достаточно стойкие стереотипы, связанные с процедурой кормления, вкусом пищи, режимом и т. п. Поэтому ломка установившегося стереотипа, напр, при помещении в ясли (сад), может вызвать реакцию протеста, или фрустрации (отказ от новой пищи, негативное отношение к новому лицу). Как показали М. Я. Студеникин, Ю. А. Макаренко, H. Н. Бурмистрова (1979), эмоциональный стресс у детей в связи с поступлением в новый коллектив и ограничением контактов с матерью сопровождается существенными изменениями метаболизма, неспецифических защитных механизмов терморегуляции и является одним из факторов, снижающих резистентность к инфекциям.

Центральные механизмы, участвующие в осуществлении простых стереотипных О. р. (отдергивание конечности, отряхивание и др.), расположены на уровне спинного и продолговатого мозга. Целенаправленные О. р. формируются в процессе обучения и осуществляются при участии неокортекса и лобных долей. Эксперименты с избирательным выключением определенных структур мозга позволили выявить нек-рые функц, различия между ними. Так, разрушение вентромедиальных ядер гипоталамуса усиливает проявление реакции избегания и изменения поведения, напоминающее одичание; повреждение поясной извилины и медиальных отделов таламуса тормозит реакцию активного избегания, усиливая пассивные формы О. р. типа замирания.

Вопрос о наличии биологически активных веществ (гормонов, медиаторов, пептидов), избирательно изменяющих О. р., окончательно не решен. Вместе с тем показана существенная роль М- и N-холинергических структур мозга в механизмах возникновения О. р. Представление о роли моноаминоергических структур мозга в интеграции О. р. получило новое объяснение: обнаружено, что при введении ряда нейротропных средств в мозг наряду с общим повышением активности у животного происходит усиление агрессивных тенденций. С другой стороны, многие транквилизаторы способствуют уменьшению страха и тревоги, практически не изменяя порогов реакции агрессии и само-стимуляции.

Характер проявления О. р. значичительно модифицируется под влиянием гормонов. В частности, у животных наблюдается усиление агрессивных тенденций при повышении уровня андрогенов у самцов и пролактина у самок. Гормоны щитовидной железы усиливают агрессивность у животных обоих полов. Менее ясны данные о механизмах действия АКТГ и стероидных гормонов коры надпочечников. Введение больным АКТГ или кортизона в терапевтических целях вызывает непредсказуемые изменения настроения; предполагают, что характер эмоциональных реакций при этом зависит от исходного эмоционального состояния. Г. Селъе — автор концепции об общем адаптационном синдроме как неспецифической реакции организма на стрессор — выдвинул представление о кататаксических и синтаксических гормонах, к-рые он рассматривает соответственно как тканевые аналептики и транквилизаторы, и условно выделил активный, наступательный (кататоксический) и пассивный, примиренческий (синтаксический), варианты поведения, рекомендуя последний как более предпочтительный для сохранения здоровья.

Нарушения О. р., имея различное происхождение, проявляются гл. обр. в избирательном усилении или ослаблении тревоги и страха или агрессии. У детей раннего возраста в условиях сенсорной депривации и дефицита социального общения могут возникнуть своеобразные защитные реакции в форме упорного стремления сосать пальцы, ритмических движений головы и туловища. У детей более старшего возраста способы защиты от чрезмерной опеки родителей или строгих требований педагогов могут проявляться негативизмом и рядом вредных привычек (кусание ногтей, выдергивание волос, тики и др.). В отдельных случаях у детей, а также у эмоционально незрелых субъектов выраженная реакция страха вызывает мозаику симптомов, свойственных филогенетически древним формам защиты,— двигательную бурю или эмоциогенный ступор, оцепенение — т. е. реакции типа «животного гипноза». У взрослого человека реакции выраженного страха сопровождаются снижением перцептивных, мнемонических и других психических функций (напр., снижение скорости переработки информации, уменьшение пропускной способности сенсорных каналов), что в конечном итоге затрудняет принятие адекватного решения. И наоборот, эмоции активного стенического типа, стремление к самоутверждению, так наз. спортивная злость и др., как правило, повышают эффективность разных видов деятельности.

Следует подчеркнуть, что в отличие от агрессивных реакций реакции страха и тревоги с трудом поддаются угашению и нередко выступают в качестве обязательного симптома при нек-рых форхмах психосоматической патологии. Страх, напр., возникая как естественная реакция на внезапное изменение в деятельности внутренних органов (приступ бронхиальной астмы, аритмии и т. п.), в дальнейшем фиксируется в памяти и может провоцировать наступление соматических расстройств по механизму порочного круга.

Различные О. р. (приступы неудовольствия, немотивированного страха, злобности, ярости или даже агрессивности) могут быть симптомами органического поражения отдельных структур головного мозга, в частности амигдалоидной области (см.).

Форма и частота проявления О. р. характеризуют поведение индивида. Социологический анализ взаимоотношений внутри малых групп показал, что лидер в микроколлективе, как правило, обладает инициативой, активностью и самоконтролем. В сообществе животных вожаком становится наиболее агрессивный и физически сильный самец.

Количественная оценка О. р. используется при определенных видах проф. отбора для характеристики поведения в нек-рых критических ситуациях, требующих активных и адекватных действий (деятельность летчика, диспетчера, строителя-высотника и др.). Такой проф. отбор проводится при помощи комплекса методов, включающего опросники, психологические тесты, ряд специальных приемов, имитирующих падение, аварии, а также исследований на специальных тренажерах.

Экспериментальные исследования О. р. на животных проводят путем создания конфликтных ситуаций, с помощью ноцицептивной стимуляции или стимуляции защитных зон мозга. Реакция агрессии, напр., может быть воспроизведена введением больших доз фенамина или кофеина, а также способами, имитирующими нек-рые естественные ситуации (тест открытого поля, тест на «социальное доминирование» и др.)- О- Р- широко используются при этологических методах наблюдения, в частности при изучении иерархической организации в популяции животных и т. д.


Библиография: Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968; Березин Ф. Б., Мирошников М. П. и Рожа-н e ц Р. В. Методика многостороннего исследования личности, М., 1976; Вальд-ман А. В., Козловская М. М. и Медведев О. С. Фармакологическая регуляция эмоционального стресса, М., 1979; К о см о линек ий Ф. П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях, М., 1976; Макаренко Ю. А. Системная организация эмоционального поведения, М., 1980; Милнер П. Физиологическая психология, пер. с англ., М., 1973; С т у д е-никин М. Я., М а к а р e н к о Ю. А. и Бурмистрова H. Н. Адаптация детей к условиям среды, Вестн. АМН СССР, № 10, с. 20, 1979; Экологическая физиология человека, Адаптация человека к экстремальным условиям дошкольного учреждения и лечебного стационара, под ред. О. Г. Газенко и др., с. 625, М., 1979; Экспериментальная психология, под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже, пер. с франц., в. 3, М., 1975.

Агрессивно-оборонительная модель

В этой модели роли первой и второй сторон различны. Первая сторона - агрессор, - желая добиться определенных изменений, вступает в конфликт со второй стороной - обороняющейся. Агрессор может ставить целью что-то отнять у обороняющегося, или изменить существующие условия в ущерб ему, или призвать его к порядку, поскольку агрессор недоволен его поведением. Обычно агрессор сначала пускает в ход мягкие тактики соперничества, потому что это менее рискованно. Но если мягкие методы не помогают, агрессор использует более жесткие тактики, и конфликт набирает силу, пока цель не достигнута или пока не обнаружится, что затянувшаяся эскалация обходится дороже, чем цель, ради которой затеян конфликт. Обороняющийся же лишь отвечает на выпады агрессора, причем его реакции обостряются с обострением эскалации. Процесс этот длится до тех пор, пока агрессор не добьется своего либо не отступится.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Модель «О.Р.У.Ж.И.Е.»

Модель «О.Р.У.Ж.И.Е.» Аббревиатура О.Р.У.Ж.И.Е. расшифровывается следующим образом:ОткрытостьРасслабленностьУверенностьЖизненная ЭнергияИгривостьЕще раз все по кругу…Для того чтобы проверить, чего вам не хватает для полной включенности в состояние высокой

Часть 3 Оборонительная война

Часть 3 Оборонительная война Сражаться в обороне - не признак слабости; напротив, это высота стратегической мудрости, весьма мощный стиль ведения военных действий. Требования к такой войне просты. Прежде всего, следует беречь ресурсы, быть расчетливым во всем и вступать

Часть 6: Модель мужской сексуальной привлекательности, или модель ста баллов

Часть 6: Модель мужской сексуальной привлекательности, или модель ста баллов Жизнь - это то, что с нами происходит, пока, мы строим планы. Джон Леннон. Итак, мой уважаемый читатель, мы уже подошли к восприятию основы Русской Модели Эффективного Соблазнения — модели ста

Глава 3 Оборонительная позиция при принятии решений

Глава 3 Оборонительная позиция при принятии решений Кельвин: Чем больше вы знаете, тем труднее предпринимать решительные действия. Хоббс: Ммм… Кельвин: Как только вы получаете более полную информацию, вы начинаете замечать все сложности и оттенки серого. Хоббс:

Оборонительная позиция при принятии решений

Оборонительная позиция при принятии решений Заседания многих комиссий заканчиваются словами: «Нам нужно больше данных». Все радостно кивают головами и издают вздох облегчения, довольные тем, что принятие решения откладывается. Через неделю, когда нужные данные

Оборонительная медицинская практика

Оборонительная медицинская практика Если вы думаете, что ваш врач рекомендует вам самый оптимальный вариант лечения, то, возможно, вы и правы - и тогда вам повезло. Но очень многие врачи чувствуют, что у них нет другого выбора, кроме как рекомендовать ненужные

Модель

Модель Эссенциалист, идущий по собственному пути, контролирует свои действия. Потому этот принцип ведет к новым уровням успеха и значимости. Он позволяет нам не только наслаждаться полученным результатом, но и получать удовольствие от движения к нему. Но существует

74 Берегитесь тех, кто агрессивно проповедует в среде молодежи, что главной целью в жизни является успех

74 Берегитесь тех, кто агрессивно проповедует в среде молодежи, что главной целью в жизни является успех Любой сигнал извне может побудить к размышлениям, но глубокая и искренняя мотивация должна исходить из глубины души человека. Другими словами: тебе могут показать

Часть вторая. Частная подростковая психиатрия


Острыми аффективными реакциями обозначаются состояния крайнего эмоционального напряжения, обусловленные психи­ческими травмами или кризисными ситуациями. Они длятся от нескольких минут до многих часов, иногда до 1—2 сут. Потреб­ность в естественном сне служит границей, определяющей максимальную продолжительность острой аффективной реакции. Аффективное напряжение, длящееся многие дни, говорит о про­лонгированном реактивном состоянии.

При острых аффективных реакциях в определенные моменты тяжесть аффекта может приближаться к такому уровню, что под­росток плохо управляет своими действиями и не дает себе дос­таточного отчета об их последствиях. Однако психотического уровня аффект никогда не достигает: ориентировка в окружающем не страдает, последующей амнезии не бывает способность управлять своими действиями полностью не утрачивается.

Представляется нецелесообразным обозначить эти нарушения как «психопатические реакции», чтобы не «привязывать» их к психопатиям. В подростковом возрасте подобные реакции вовсе не являются редкостью и тем более не служат признаком того, что начинается или обязательно начнется в будущем формиро­вание психопатии. Конечно, при наличии психопатий у подростков также могут возникать острые аффективные реакции, притом лежащие за пределами того поведения, которое обычно присуще данному типу психопатий.

У взрослых острые аффективные реакции привлекали внима­ние, в основном, с точки зрения судебно-психиатрической экспер­тизы [Шостакович Б. В. и др., 1974], И. А. Кудрявцевым (1980) они названы «аномальными непсихотическими аффектами».

Систематика острых аффективных реакций разработана недос­таточно. Психологическая классификация аффектов (гнев, страх и т. п.) для психиатрии практически малопригодна, так как не позволяет прогнозировать поведение (гнев может обернуться самоповреждениями, страх — агрессией).

С клинической точки зрения нами были выделены следующие четыре типа острых аффективных реакций: агрессивная, аутоагрессивная, импунитивная и демонстративная.

Агрессивная (экстрапунитивная) реакция

Проявляется в виде нападения на обидчиков, нанесения им побоев или в виде «вымещения злобы» на случайных лицах, а также в виде разрушительных действий в отношении вещей обидчиков или попавшихся на глаза предметов. Вся суть реакции состоит в разрядке аффекта. Эта реакция, несмотря на частоту, относи­тельно редко служит поводом для направления к психиатру. Обычно подобное поведение трактуется как банальная драка или хулиганство.

Лишь иногда поведение подростка кажется столь необычным, столь не вяжется с его прошлой манерой вести себя или настолько представляется «бессмысленным» в глазах окружающих (напри­мер, агрессия в отношении явно более сильных), что рассматри­вается как признак возможной «ненормальности».

Валерий Д., 17 лет. Отец неоднократно был осужден за драки и хулиганство, находился в заключении. Вырос с матерью и бабушкой, к последней очень привя­зан. В возрасте 4 лет перенес менингит (осложнение после свинки). С тех пор раздражителен, вспыльчив. Под надзором матери и бабушки без нарушений пове­дения окончил 8 классов. Поступил на завод учеником слесаря — хотелось скорее начать зарабатывать. В 15 лет сошелся с девицей легкого поведения, под ее вли­янием стал регулярно выпивать. Мать его сперва корила, читала нудные нотации, а затем, по совету своей знакомой, у которой муж был алкоголиком, стала тайком подсыпать в пищу сына тетурам. Появилась «непереносимость к алкоголю» — решительно бросил выпивки и расстался с сожительницей. Опасался за свое здоровье.

Отличался аккуратностью, по словам матери — «чистюля», не доверяя ей, сам стирал и гласил свое белье, дома сам любил делать уборку, мыть пол. Увле­кался авиамоделированием, затем современной музыкой.

Последнее время очень уставал, так как по своей инициативе перешел в другой цех, где больше заработок, но работа тяжелая. Одновременно вместе с матерью ремонтировал квартиру.

В день поступления, придя с работы домой, застал ссору матери с бабушкой — «не мог смотреть, как мать довела старуху до слез». Попросил у матери таблетку от головной боли. Неожиданно в ответ услышал оскорбительный для него отказ: «С кодеином от меня не получишь! Чуть не стал алкоголиком, так теперь хочешь стать наркоманом!». Вскипел, в неистовстве стал сдирать накануне наклеенные на стены обои, разбил телевизор, поломал мебель. По словам матери, стал «диким». Мать вызвала скорую психиатрическую помощь, которая застала его спящим среди разбитых вешей. Признаков алкогольного опьянения не установлено. Уснул, по его словам, потому что очень устал, «весь выложился».

Во время осмотра был спокоен, сдержан, тактичен, но без угодничества. Крити­чески оценивал свое поведение, сам не понимал, что на него «нашло». Все слу­чившееся хорошо помнил, даже описывал в деталях. Отметил, что когда шел домой, настроение было «нормальным», собирался быстро поесть и приняться за ремонт — «надоел беспорядок дома». Все началось после неожиданного оскорбления, нанесенного матерью. Винил мать в том, что она его и бабку «доводит нотациями». Обижен на нее за направление в психиатрическую клинику. Имеется установка на труд. Хочет служить в армии. Мечтает о десантных войсках. Обеспокоен, как бы поступление в психиатрическую больницу не отрази­лось на его репутации.

При неврологическом осмотре и на ЭЭГ — без отклонений от норм. Физически развит по возрасту.

При патохарактерологическом обследовании с помощью ПДО по шкале объек­тивной оценки диагностирован эпилептоидный тип. Имеется указание на возмож­ность формирования эпилептоидной психопатии. Реакция эмансипации — умерен­ная, отношение к алкоголизации — отрицательное. Самооценка по шкале субъ­ективной оценки — неверная: находит у себя конформные черты, отрицает черты психастенические.

Диагноз. Острая аффективная экстрапунитивная реакция на фоне акценту­ации эпилептоидного типа.

Катамнез через год. На учете в психоневрологическом диспансере не состоит.

О взаимоотношении наследования активно- и пассивно-оборонительных реакций

По форме проявления пассивно - и активно-оборонительные реакции существенно различаются. Первая выражается в убегании животного, вторая — в нападении на пришельца. Соединение этих двух реакций под общим названием «оборонительная» является, как нам кажется, довольно искусственным. По своему происхождению эти реакции, как мы полагаем, являются тоже различными. Во-первых, пассивно-оборонительная реакция в той или другой форме свойственна всем животным, особенно она развита у диких. Та пассивно-оборонительная реакция, которая изучалась в настоящей работе, наиболее резко выражена по отношению к человеку, и мы полагаем, что она в какой-то степени могла быть обязана своим происхождением той гибридизации, которая иногда ведется между некоторыми породами собак и волком. Основной наш генетический материал базировался на немецких овчарках, так как среди них наиболее часто встречаются трусливые собаки. И именно немецкие овчарки наиболее часто скрещиваются с волками (в нашем генетическом материале нам пришлось встретиться с несколькими собаками, которые были недалекими потомками волка). Во-вторых, трусость может быть приобретена во время индивидуальной жизни животного в результате неблагоприятных условий воспитания собак.

Что касается активно-оборонительной реакции в той форме, в какой она встречается у собак, то, по всей вероятности, она возникла в результате искусственного отбора как полезного для человека признака собак. Если, действительно, эти реакции поведения различны по своему происхождению, то можно ожидать и их независимого наследования.

Наш генетический материал, хотя и не может ответить полностью на этот вопрос, все же говорит о большой вероятности независимого наследования этих признаков. Возникновение злобно-трусливых особей (родословные № 2, 4, 9 на рис. 3-5) при скрещивании злобной с трусливой собакой легче всего объясняется при допущении независимого наследования этих двух признаков. Расщепление в потомстве злобно-трусливых особей при скрещивании с собаками различного поведения на злобных, злобно-трусливых и трусливых (родословные № 4, 9, 3, 7, 8 на рис. 4-8) говорит также о независимом наследовании данных реакций.

Доминантный тип наследования

Доминантный тип наследования Если мутантный ген является доминантным, наличие такого гена обязательно будет проявляться у человека, который является его носителем. Чаще всего такие люди бывают гетерозиготами по данному гену, то есть один аллельный ген у них является

Рецессивный тип наследования

Рецессивный тип наследования Болезни с рецессивным типом наследования проявляются только у людей — рецессивных гомозигот по данным генам. Это означает, что в случае, когда клетки человека обладают только одним мутантным аллельным геном, а второй ген работает нормально,

5.5. Модификации и проблема наследования приобретенных признаков

5.5. Модификации и проблема наследования приобретенных признаков Модификации - это варианты фенотипа в пределах нормы реакции генотипа. Они обеспечивают приспособляемость организма в течение его жизни к факторам внешней среды и представляют собой изменения,

3.7.2. Пассивно-оборонительное поведение

3.7.2. Пассивно-оборонительное поведение В процессе эволюции возникли разные формы поведения, каждая из которых имеет важное приспособительное значение. Одна из них — пассивно-оборонительное поведение или, как его называли в павловских лабораториях, «рефлекс

ПРОТОКОЛ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДОВАНИЯ СУКИ

ПРОТОКОЛ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДОВАНИЯ СУКИ от ____________________200_ г.Выдан ____________________проживающему ____________________в том, что принадлежащая ему сука ____________________породы ____________________, возраст____________________прошла ветеринарную гинекологическую оценку. Ф.И.О. подпись врача ____________________

7. Злоба (выраженность активно-оборонительной реакции)

7. Злоба (выраженность активно-оборонительной реакции) В данном разделе выставляется оценки по двум показателям:— подвижность (атака помощника).— сила (смелость).Эта проверка производится согласно проверки собак на смелость и подвижность, изложенной в первой

Глава 6. Законы наследования

Глава 6. Законы наследования Мендель и его горохК сожалению, наследование цвета глаз в действительности не столь уж элементарно, как это было описано в предыдущей главе. Если бы оно было таким простым, люди, возможно, заметили бы способ, с помощью которого цвет глаз

Практическое значение смещенных реакций

Практическое значение смещенных реакций Во-первых, идентификация поведения как смещенной активности указывает на то, что объект наблюдения испытывает стресс. Поэтому стрессорные ситуации создают для того, чтобы определить, является ли ситуация незнакомой для

25. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание

25. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание Вспомните!Что такое ген?Какой набор хромосом содержат половые клетки?Закон единообразия гибридов первого поколения. Мендель начал работу с постановки эксперимента по наиболее простому, моногибридному

26. Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание

26. Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание Вспомните!Какое скрещивание называют моногибридным?Что такое гомозиготный организм; гетерозиготный организм?Что расходится к разным полюсам в анафазе первого мейотического деления?Закон независимого

Данные по наследственности оборонительных реакций

Данные по наследственности оборонительных реакций Для доказательства второго положения нашей рабочей гипотезы о возможности наследования пассивно-оборонительной реакции было необходимо исследовать, наследуется ли пассивно-оборонительная реакция у собак и в

Активно-оборонительная реакция

Активно-оборонительная реакция При учете собак с активно-оборонительной реакцией мы столкнулись с большим затруднением: выше уже отмечалось, что имеется непрерывный ряд переходов от собак с наличием пассивно-оборонительной реакции к собакам без таковой. Для

7. Поверхностность аффективных реакций

7. Поверхностность аффективных реакций Здесь нас интересует глубина, качество и стабильность эмоциональной жизни человека. По описанию Клекли, психопат выказывает полное равнодушие к трудностям, будь то финансовые, социальные, эмоциональные, физические или иные,

Читайте также: