Проявления детской нервности. Признаки детской невропатии

Обновлено: 19.05.2024

Состояния, пограничные между олигофренией (дебильностью) и нормой. Здесь не рассматриваются выделявшиеся ранее и сохранившиеся в МКБ-10 нарушения психологического развития, которые могут повлечь или включают легкие формы интеллектуального недоразвития, не относящиеся к собственно олигофрении. Как самостоятельное состояние задержки психического развития встречается у детей с частотой 1,2%. В структуре общей психической болезненности оно выявляется у 8-10% пациентов. Общая особенность задержек развития состоит в замедлении созревания моторики, интеллекта, эмоциональной, мотивационной сфер и речи, которое в конечном счете спустя разное время преодолевается. Тяжесть задержки развития определяется в первую очередь тем, как много времени требуется для созревания соответствующей функции.

При легкой степени задержки — это один возрастной период и менее, при средней степени — два периода и менее, при тяжелой степени — более двух возрастных периодов. Кроме того, у пациентов с легкой задержкой отчетливо выявляются признаки компенсации отстающей функции, при средней задержке при наличии тенденции к компенсации сроки развития психических функций значительно отстают от нормы. При тяжелой задержке признаков компенсации не обнаруживается, отставание от нормы весьма значительно, кроме того, могут быть установлены разного рода аномалии, указывающие на некое повреждение в пре- или интранатальном периоде.

Случаи последнего рода особенно трудны в дифференциально-диагностическом плане, прежде всего относительно олигофрении, других заболеваний (которые могут манифестировать в первые годы жизни легкой задержкой психического развития). Отметим также, что задержка может касаться не только одной какой-то функции, но иногда двух и более, причем в разной степени.

Оставляя в стороне общие рассуждения Г.В.Козловской и А.В.Горюнова в соответствующей главе «Руководства по психиатрии» (1999), обратимся к более ясным и конкретным соображениям В.В.Ковалева (1979, 1991). В.В.Ковалев разграничивает три группы задержек психического развития:

  • типичная задержка развития недифференцированного генеза, при котором имеют место равномерная или парциальная ретардация в целом или отдельных психических функций на фоне неврологических симптомов минимальной мозговой дисфункции или без таковых; эта форма легкообратима и мало выражена;
  • задержка психического развития церебрально-органического типа, характеризующаяся выраженностью нарушений развития (средней и большей степени), сочетанием с неврологическими симптомами и частичной обратимостью отклонений;
  • задержка психического развития депривационного генеза при сенсорной депривации, а также эмоциональной, когнитивной, микросоциальной депривации (имеется в виду «сиротский синдром»).

Строго говоря, если использовать термин «задержка» и в соответствии с его клиническим значением понимать, что при определенных благоприятных условиях она завершается устранением или компенсацией приостановленного развития той или иной функции, лишь депривационная задержка отвечает контексту темы. Первая категория задержки отражает попытку совместить очень разные вещи. Первый ее вариант — «синдром минимальной мозговой дисфункции». Обычно он проявляется расстройством, чаще определяемым термином «синдром дефицита внимания». Это расстройство, как известно, достаточно длительное, требующее не только лекарственного контроля, но и значительной медико-психологической помощи; к подростковому возрасту расстройство смягчается, исчезает, если оно не связано с каким-то скрыто протекающим заболеванием.

Второй вариант (без симптомов минимальной мозговой дисфункции) является, скорее всего, конституциональным и в этом смысле представляет собой крайний вариант нормы (как и нередкие случаи несколько ускоренного психического созревания). Требуется ли при этом какое-то лечение? Возможно (ноотропы, общеукрепляющая терапия, витамины). В литературе на этот счет четких указаний нет. Главное состоит в другом, а именно: в учете родителями, психологами и врачами индивидуальных особенностей ребенка. Таким детям часто вредят, нежели помогают завышенными требованиями, выражением недовольства, сравнениями с другими,

«нормальными» детьми, растерянностью с посещением разных врачей и психологов. К сожалению, мы не обнаружили данных отдаленного катамнеза таких детей. Но, по неподтвержденным научным и врачебным сведениям, А.Эйнштейн не мог пользоваться активной речью до трех лет, А.С.Даргомыжский не разговаривал до 5-летнего возраста. Иначе говоря, такие дети со временем могут не только нагнать своих быстрее развивающихся сверстников, но и обогнать их, как бы подтверждая, что «тише едешь — дальше будешь».

Искажения психического развития

Имеются в виду генерализованные (первазивные) расстройства развития детей типа синдрома раннего детского аутизма Каннера, синдрома аутизма Аспергера, аутистических явлений в рамках органической патологии мозга и парааутистических расстройств (т. е. психогенно обусловленный, депривационный аутизм). Кроме того, в эту группу нарушений пытаются включить синдром Ретта, который все еще мигрирует по разным рубрикам психиатрических классификаций. Явления аутизма в разных вариантах описаны нами в главе «Самоосознавание, самопознание и их нарушения», а синдром Ретта — в тексте, содержащем сведения об олигофрении. Остановимся на других нарушениях.

1. Акселерация — ускоренное общее или частичное психическое развитие. При исключительно редко встречающемся гармоническом варианте акселерации ускорение развития в равной степени касается физической и психической сфер, а также отдельных психических функций. При дисгармонической акселерации в раннем возрасте у детей обнаруживают выраженные соматовегетативные дисфункции, в более старшем — эндокринные нарушения. Дисгармония касается и психической сферы, так как одни психические функции опережают развитие других или сочетаются с их недоразвитием. Акселерацию рассматривают и как самостоятельную аномалию, не получившую пока четкую клинико-психопатологическую оценку, и как симптом в рамках других психопатологических синдромов.

В последнем случае имеют в виду «диспропорциональный вариант инфантилизма» с обилием у детей «взрослых» черт в речи, мимике, поведении, а также «эндокринный тип инфантилизма» с явлениями прогерии (признаков наступления старости) и в то же самое время симптомами психического инфантилизма. Г.В.Козловская (1999) указывает, что такое расстройство свойственно гипофизарному нанизму; между тем при данном заболевании наблюдаются в основном признаки психического инфантилизма. К собственно прогерии относят синдром Вернера и синдром Гетчинсона-Гильфорда. Синдром Вернера (1904), как бы неклассический вариант прогерии, отличается началом в возрасте между 14 и 30 годами, а также прогрессирующим слабоумием. Болеют и женщины, и мужчины в равной степени. Характерные проявления: карликовый рост, маленькая голова, признаки преждевременного старения (поседение, облысение, выпадение зубов, изменение высоты голоса, гиперпигментация кожи и др.). Наблюдаются также явления хореоретинита, часто присоединяется сахарный диабет. Отмечаются локальное истощение, атрофия или изъязвление и локальные утолщения кожи, атрофия половых органов. Часты «пучеглазие» и катаракта, изредка — гинекомастия. Рентгенологически рано обнаруживается обызвествление артерий, нередко — остеопороз костей.

При лабораторном обследовании часто выявляются гипергликемия и снижение экскреции 17-кетостероидов с мочой. В гипофизе иногда находят кисты и уменьшение количества эозинофильных клеток. Психические нарушения в начале болезни проявляются симптомами астении. Синдром Гетчинсона-Гильфорда (прогерия с нанизмом) (1886-1897); другие названия — прогерия детская, инфантильный сенилизм, болезнь Гильфорда, прогерия Гартинса, геродермия детская. Заболевание развивается медленно. Дети рождаются нормальными, но в возрасте около 2 мес.-3 лет их рост замедляется или почти прекращается. Череп по сравнению с лицом большой, черты лица западают, волосы на голове становятся тонкими, нередко выпадают. Развиваются изменения, внешне напоминающие прогерию. Кожные покровы сухие, местами мраморного цвета, имеются участки депигментации, уплотнения. Суставы деформируются, эпифизы срастаются преждевременно. Наблюдается диффузный артериосклероз и кальцификация артерий с клиническими проявлениями нарушения коронарного кровообращения. Рентгенологически часто обнаруживаются обызвествление хрящей, деструкция и остеопороз костей различной локализации. Развивается умственная отсталость. Лечения нет. Психических проявлений прогерии также нет. Оба синдрома в психиатрическом контексте характеризуются слабоумием: деменцией и олигофренией. «Диспропорциональный эндокринный тип инфантилизма», похоже, является достаточно условной категорией.

Термином «нанизм примордиальный» объединяет состояния первичного карликового роста, имея в виду семейные и расовые причины его развития. Существенных психических нарушений при этом не наблюдается. В случаях тиреогенного нанизма развивается кретинизм (болезнь Лангтона-Дауна).

Различают также «социально-психологический» вариант акселерации, наступающий при излишне «интеллектуализированном» воспитании ребенка в отрыве от контактов с другими детьми. В.В.Ковалев описывал явления акселерации у пациентов с детским церебральным параличом, при пороках сердца и иных болезненных состояниях, в силу чего дети бывают лишены общества сверстников, возможности заняться подвижными играми, и потому большую часть времени они проводят в интеллектуальных занятиях. Наконец, встречаются случаи акселерации и при раннем начале шизофрении: дети задают очень сложные вопросы взрослым, интересуются вещами, о которых нормальные дети и не подозревают. Пациенты помнят себя с очень раннего возраста (с 1-1,5 года и ранее), чему находятся объективные подтверждения, очень рано осознают свое Я, помнят впечатления и переживания столь юного возраста, интересуются строением внутренних органов птиц, животных, задаются вопросами, которые приходят в голову далеко не каждому взрослому человеку и т. п. О том, что так проявляется начало заболевания (чаще шизофрении), иногда удается удостовериться по прошествии 3-10 и более лет. Процессуальные варианты акселерации к данной теме, как и упомянутые синдромы прогерии, не относятся.

2. Психический инфантилизм (Lasegue, 1864; Anton, 1906) — это незрелость личности с сохранением детских и ювенильных качеств. Обычно выявляется в школьном и подростковом возрасте, иногда и позже. Здесь не имеется в виду регрессия личности, связанная с заболеванием или длительной изоляцией детей, например в больнице (когда появляются признаки госпитализма). Распространенность психического инфантилизма у детей оценивается в 1,6%. Причины его различны: легкие поражения головного мозга (инфекции, интоксикации, гипоксия в фетальном периоде беременности и в интранатальный период), наследственность, конституция, а также неправильное воспитание (гипо-, гиперопека, авторитарный стиль отношения родителей и других взрослых к детям, а также такие формы воспитания, как аутократическое, эгалитарное, изнеживающее, возможно и амбивалентное). Нередко разные причины развития психического инфантилизма сочетаются. Различают следующие варианты психического инфантилизма.

Гармонический простой инфантилизм — равномерная задержка темпа как физического, так и личностного созревания. Отставание развития составляет 1-3 года от нормы, выравнивание со сверстниками в благоприятных случаях наступает примерно к 10-летнему возрасту. Дети отличаются грацильностью, выглядят младше сверстников, щуплы и тянутся к детям поменьше себя. Они не стремятся походить на взрослых, как сверстники, которые ведут себя солиднее в плане самопрезентации детям, как бы подчеркивая, что они уже не «малявки», а вполне самостоятельные люди. Им трудно понять, что они имеют какие-то обязанности: заниматься в школе, отвечать на вопросы учителя, соблюдать дисциплину, делать уроки, помогать в домашних делах взрослым, поддерживать порядок в своей комнате. Все это кажется им неинтересным, не доставляющим удовольствия, а потому не очень-то нужным. Охотнее всего они занимаются разными играми, обычно в ущерб серьезным делам.

Дети беспечны, не способны контролировать свои желания, что-то заставить себя делать, от чего-то отказаться или отложить до времени то, что хочется. Интересы поверхностны, неустойчивы, больше похожи на праздное любопытство, чем на любознательность; увлеченности чем-либо, кроме игры, они не обнаруживают. Не проявляют самостоятельность, инициативу, способность постоять за себя, полагаясь на помощь матери («симбиотическая привязанность» к ней, как это бывает у дошкольников). Внимание неустойчиво, дети постоянно на что-то отвлекаются, они порывисты и находятся во власти разных и часто неуместных побуждений. Легко устают от серьезных занятий, но при этом неутомимы в играх. При нормальном интеллекте учатся значительно хуже, чем ожидалось. Школьная адаптация дается им с трудом, нередко возникают невротические реакции (отказ отвечать у доски, «истерики», попытки покинуть класс, занятия посторонними вещами). В их тетрадях царит беспорядок, да и во многом другом дети обычно небрежны, лишены старания. Любят жаловаться, часто чувствуют себя обиженными, чувства вины и ответственности развиты недостаточно. К сожалению, не всегда дети «дозревают» до нормы, впоследствии, как выясняется, многие пациенты становятся акцентуированными или психопатическими личностями неустойчивого или истерического типа (В.В.Ковалев, 1985).

Дисгармонический инфантилизм — сочетание признаков простого инфантилизма с отдельными патологическими чертами характера, такими как аффективная возбудимость, конфликтность, лживость и бахвальство, эгоизм, капризность, склонность к социальным эксцессам. Отдельные патологические черты характера обнаруживаются уже на 1-2-м году жизни. К подростковому возрасту поведение делается девиантным, делинквентным, приближаясь к формирующейся психопатии возбудимого, истерического, диссоциального и иного типа.

Органический инфантилизм связан с психоорганическим синдромом. Одновременно выявляются стигмы внутриутробной патологии: дисгенезии, нарушения роста и т. п. Симптомы эмоционально-волевой незрелости обычно сочетаются с явлениями пограничной умственной отсталости: замедленность и инертность психических процессов, обеднение воображения и однообразие в поведении, снижение памяти, двигательная расторможенность, вспыльчивость, истощаемость. В отличие от дебилов пациенты, однако, вполне обучаемы по программе общеобразовательной школы, удовлетворительно справляются с усвоением абстрактного материала, с письмом, чтением, счетом, пониманием смысла текстов и способностью в целом верно пересказать их содержание, некоторые по своей охоте читают даже книжки, если они заинтересовали их какими-то острыми сюжетами.

Описаны осложненные варианты органического инфантилизма: церебрастенический, невропатический, диспропорциональный, а также инфантилизм при эндокринопатиях. Церебрастеническому варианту свойственны признаки психической незрелости и симптомы мягкой интеллектуальной недостаточности, не достигающие степени дебильности. Невропатический вариант осложняется астеноневротическими явлениями, неуверенностью в себе, робостью, признаками вегетосоматической нестабильности, трудностями адаптации в детском коллективе. При эндокринном варианте признаки незрелости дополняются симптомами психоэндокринного синдрома. При диспропорциональном варианте признаки собственно инфантилизма отступают на второй план, а на первый выходят симптомы осложнения.

Некоторые авторы (Кириченко, 1979 и др.) различают психогенный инфантилизм, связывая его развитие с дефектами воспитания. Г.Е.Суxapeвa (1959) различает органический, дисгармонический и гармонический варианты инфантилизма в зависимости от того, к чему ближе примыкают его симптомы: к олигофрении, психопатии или к норме. В целом можно, по-видимому, сказать, что инфантилизм, если он не преодолевается или за ним не следует психическое заболевание, обычно завершается формированием выраженной акцентуации характера или психопатии.

3. Соматопатия или невропатия (Крепелин, 1915). Другие названия: конституциональная нервность, нервность эндогенная. В.В.Ковалев (1985) рассматривает невропатию как неспецифический синдром ранней детской патологии, проявляющийся вегетосоматическими нарушениями, возбужденностью или вялостью детей, нарушениями сна, аффектреспираторными приступами, склонностью к инфекционной патологии и разными исходами в перспективе.

Различают истинную, органическую и невропатию смешанного типа (Козловская, Горюнова, 1999).

Конституциональная или истинная невропатия характеризуется следующими признаками: гипотрофия (от рождения), снижение иммунитета и склонность к аллергии, экссудативным и простудным заболеваниям, повышенное беспокойство по различным поводам, расстройства сна, разнообразные вегетосоматические расстройства (срыгивания, поносы, повышение температуры и т. д.), чрезмерные эмоциональные проявления (дети много и громко плачут). На 2-3-м году выявляются признаки подавленного настроения, пугливость, страхи, болезненная впечатлительность. Дети жалуются на боли в разных частях тела. В ситуациях фрустрации легко возникают невротические реакции, реактивные состояния. Выявляются чрезмерная привязанность к матери, трудности адаптации к новой среде, проблемы в контактах с детьми и взрослыми (элективный мутизм и др.). В дошкольном возрасте на первый план выступают личностные особенности (повышенная тормозимость либо излишняя возбудимость с быстрой истощаемостью).

Органическая невропатия проявляется резко выраженными вегетосоматическими нарушениями, рассеянными неврологическими знаками, а иногда и очаговой симптоматикой. Нередко наблюдаются гипертензионно-гидроцефальные приступы и эпилептические припадки, задержка психомоторного развития. У детей старше одного года могут быть обнаружены симптомы гипердинамии, признаки церебрастении, другие резидуальные церебральные синдромы.

Невропатия смешанного типа проявляется большей тяжестью расстройств. Особенно это касается эмоциональных нарушений (склонность к реакциям испуга, возбудимости, капризности). Дети слишком требовательны, не умеют потерпеть, подождать. Наблюдаются реакции протеста, аффективно-респираторные пароксизмы (по данным отдаленного катамнеза, у значительной части таких пациентов впоследствии возникают эпилептические припадки). Во многих случаях симптомы невропатии к трем годам сглаживаются, исчезают. Нередко, однако, невропатия является признаком раннего начала шизофрении, аффективных психозов, эпилепсии, раннего детского аутизма или предшествует формированию конституциональной либо органической психопатии; признаки конституциональной нервности (проблемы со сном, вегетодисфункция и др.) могут оставаться и у взрослых.

Астено-невротический синдром у детей ( Астенический невроз )

Астено-невротический синдром у детей — это совокупность психоэмоциональных, неврологических и вегетативных проявлений, которые возникают как признак дезадаптации организма. Патология встречается при любых заболеваниях, действии физических или психических стрессоров. Основные симптомы: слабость и повышенная утомляемость даже после отдыха, нестабильность эмоциональных реакций, жалобы на головные боли. Диагностика основана на клинической оценке анамнеза, субъективных и объективных признаков. Для лечения астенического невроза необходимы нормализация режима дня и диеты, сеансы психотерапии, медикаментозная терапия нейрометаболитами и адаптогенами.

МКБ-10


Общие сведения

Астено-невротический синдром (астенический невроз) — самая распространенная жалоба в практике педиатра, которая зачастую служит проявлением других патологий или общего снижения адаптационных возможностей организма. Учитывая частую встречаемость, многообразные клинические симптомы и трудности в подборе терапевтических схем, астено-невротический синдром очень актуален в современной педиатрической практике.

Причины

Астено-невротические состояния характеризуются многообразием этиологических факторов. Любое соматическое или инфекционное заболевание сопровождается симптомами астении, что особенно выражено у детей, для которых типична лабильность нервно-психических процессов, их быстрая истощаемость. Чем дольше длится болезнь и чем более выражены ее симптомы, тем выше вероятность формирования невротического синдрома.

Специфическим фактором риска у детей является гипоксически-ишемическая энцефалопатия, которая возникает под влиянием перинатальных провоцирующих факторов. К предпосылкам астении относят повышенные нагрузки в школе, большую загруженность во внеклассных кружках и секциях. Риск развития невротического синдрома выше при нездоровом семейном микроклимате, проблемах во взаимодействии с ровесниками.

Патогенез

В механизме развития выделяют психосоциальные, нейрогуморальные и инфекционно-иммунные факторы, которые в комбинации оказывают негативное влияние на детскую нервную систему. Ключевым звеном патогенеза астено-невротического синдрома называют отклонения в работе лимбико-ретикулярного комплекса, который регулирует реакцию детей на действие стрессовых факторов.

Из-за расстройств в функционировании ретикулярной формации нарушаются процессы сна и бодрствования, изменяются эмоциональные реакции ребенка на привычные раздражители. Постепенно изменяется работа гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы, которая отвечает за реагирование на стрессовые факторы. Еще один значимый фактор — церебральная гипоперфузия и нейротрансмиттерные нарушения.

Классификация

Большинство педиатров в практической деятельности разделяют астено-невротический синдром на первичный, обусловленный особенностями характера и течения психических процессов, и вторичный, который развивается на фоне органических патологий. Эта классификация не отражает в полной мере этиопатогенетические особенности расстройства, поэтому в 2011 году был предложен новый вариант систематизации невротического синдрома. Согласно ему, выделяются 5 форм астении:

  • Неврастения. Функциональное состояние, которое вызвано истощением высшей нервной деятельности в результате острых или хронических стрессов. Термин неврастения часто используется как синоним астено-невротического синдрома у взрослых и детей.
  • Цереброгенная. Патология связана с наличием органического поражения головного мозга вследствие заболеваний, травм, операций. Для состояния типичны клинически выраженные симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов.
  • Соматогенная. Обусловлена соматическими или инфекционными болезнями. Симптомы появляются одновременно с основным заболеванием или после него, исчезают достаточно быстро.
  • Резидуальная. Возникает в раннем детском возрасте как следствие перенесенной перинатальной патологии. Помимо психоэмоциональных нарушений, у таких детей бывают проблемы с умственным развитием, расстройства мелкой моторики.
  • Дизонтогенетическая. Эта форма считается более легким вариантом резидуальной астении, проявляется в ответ на незначительную гипоксически-ишемическую энцефалопатию. Характеризуется вариабельностью и лабильностью клиники. Симптомы чаще усиливаются весной и осенью.

Симптомы

Основные проявления астено-невротического синдрома — утомляемость и усталость. У детей страдает память и мышление, снижается способность к переключению внимания. Школьникам становится сложно сконцентрироваться на занятии. Обычно это дополняется двигательным беспокойством, суетливостью. Начальные стадии синдрома расцениваются как невоспитанность и неусидчивость, поэтому на раннем этапе родители не задумываются о походе к врачу.

Вторая типичная группа признаков — психоэмоциональные симптомы. У детей наблюдаются резкие беспричинные перепады настроения, повышенная раздражительность и нервозность. Как правило, возникает патологическая подавленность настроения, которая в подростковом возрасте может трансформироваться в депрессию. Характерно яркое эмоциональное реагирование на незначительные события.

Отличительная черта астенической симптоматики — устойчивость и отсутствие улучшения состояния после отдыха. Если при обычной усталости ребенок испытывает прилив сил и энергии после ночного сна или выходного, то при астении даже длительный отдых не приносит облегчения. Неврологические симптомы дополняются соматическими: мышечными и головными болями, длительным субфебрилитетом, бессонницей.

Если у ребенка есть конституциональная склонность к возникновению длительной астении, со временем у него формируется астено-невротический тип характера. Основные его черты проявляются в периоде пубертата. Подросток становится тревожным и мнительным, тяжело переживает конфликты в семье, школе, испытывает сильное волнение перед незначительными событиями (контрольная, поход в гости). Иногда у детей выражены симптомы ипохондрии.

Осложнения

Легкие преходящие формы невротического синдрома не представляют угрозы здоровью, однако длительная астения резко нарушает социальную адаптацию, снижает способности к обучению. Астения часто сочетается с нарушениями психоэмоционального состояния вплоть до тяжелых депрессий, тревожных расстройств и усугубления психопатических черт личности.

Диагностика

Выявление астении не представляет труда для опытного педиатра или детского невролога. Для этого врачу достаточно детально собрать жалобы и анамнез жизни, побеседовать с ребенком, использовать специальные шкалы и опросники. По показаниям пациенту рекомендуют консультацию детского психиатра, чтобы своевременно выявить патологические черты личности и нарушения социальной адаптации, которые могли спровоцировать астению.

Затруднения могут возникать при верификации причин этого типа невротического состояния. Для исключения органических поражений ЦНС проводится:

Если врач подозревает соматические болезни, он назначает консультации профильных специалистов: детского кардиолога, эндокринолога, травматолога и т. д. Сочетание астенических реакций и субфебрилитета — повод для направления к детскому инфекционисту.

Лечение астено-невротического синдрома у детей

Основу лечения синдрома составляют немедикаментозные методы, которые направлены на нормализацию образа жизни ребенка. Родители должны следить за соблюдением распорядка дня, приобщать детей к активным играм, не перегружать его внеклассными занятиями. Решающее значении приобретает психологический комфорт дома и в учебном заведении, иногда для ликвидации причины хронического стресса приходится сменить школу.

Диету обогащают продуктами, богатыми витаминами группы В (субпродукты, цельнозерновой хлеб, яйца), триптофаном (нежирное мясо, сыры). Рекомендуют исключить газированные напитки и острые снеки (чипсы, сухарики). С подростками проводят беседы по поводу вреда алкогольных напитков и энергетиков, которые дают ложное чувство бодрости на короткое время, а в перспективе усугубляют состояние.

Для решения внутренних конфликтов, устранения психотравмирующих ситуаций или изменения отношения ребенка к ним показана длительная работа с психологами. Занятия проходят в формате индивидуальной или семейной психотерапии, арт-терапии, музыкотерапии. Лекарства применяются ограниченно. При тяжелой астении назначают нейрометаболические препараты, витамины, растительные адаптогены.

Важную роль в устранении соматической и цереброгенной астении играет лечение основного заболевания. С учетом ведущих клинических признаков врачи подбирают консервативные и/или интервенционные методики. В лечении астено-невротического синдрома важен мультидисциплинарный подход, привлечение к терапевтическим программам школьных психологов, учителей, руководителей внеклассной активности.

Прогноз и профилактика

Симптомы астено-невротического расстройства не несут серьезной угрозы для ребенка, но длительная астения значительно снижает качество жизни, нарушает физическое и интеллектуальное развитие. Несмотря на достижения современной педиатрии, лечение представляет сложную задачу, требует привлечения мультидисциплинарной команды, комбинации немедикаментозных методов и лекарственной терапии.

В основе профилактики невротического синдрома лежит приучение детей к здоровому образу жизни и полноценному сну, исключение травмирующих факторов дома, в организованных детских коллективах. В повседневных занятиях должны гармонично сочетаться умственные и физические нагрузки, время на отдых и общение со сверстниками. Для предупреждения и раннего выявления ухудшения здоровья дети должны регулярно проходить медицинские осмотры.

1. Астенический синдром в практике невролога и семейного врача. О.В. Котова, Е.С. Акарачкова// Регулярные выпуски «РМЖ». — 2016.

3. Астенические состояния у детей и подростков. Профилактика и лечение/ А.М. Пивоварова// Практика педиатра. — 2012.

Синдром ранней детской невропатии

Синдром ранней детской невропатии - психоневрологическое расстройство, характеризующееся неустойчивостью вегетативных функций, повышенной возбудимостью, легкой истощаемостью нервных процессов. Проявляется нарушениями сна и аппетита, чрезмерной чувствительностью к внешним и внутренним раздражителям (к боли, свету, звукам), эмоциональной лабильностью, боязливостью, плаксивостью. Диагностика проводится педиатром, неврологом, психиатром. Включает опрос, осмотр, наблюдение, дополняется инструментальными исследованиями. Лечение основывается на соблюдении режима активности и отдыха, исключении сильных раздражителей, применении общеукрепляющих средств, успокоительных препаратов, ноотропов.

Синдром ранней детской невропатии имеет ряд синонимичных названий: синдром ранней детской нервности, врожденной нервности, эндогенной нервности, нервный дизонтогенез. Данное патологическое состояние не относится к самостоятельным заболеваниям, но рассматривается как фактор, предрасполагающий к развитию невротических расстройств, психозов, психопатий, вегето-сосудистой дистонии. Распространенность врожденной детской нервности наиболее высока среди малышей от рождения до 3-5 лет, достигает 0,6%. Отмечается эпидемиологическое преобладание синдрома у жителей крупных городов, первенцев и «поздних» детей. Заболеваемость выше среди мальчиков, гендерное соотношение составляет 1:1,8. У девочек симптоматика менее выраженная, последствия лучше поддаются коррекции.

Этиология синдрома представлена сложным взаимодействием внешних и внутренних факторов. Их влияние может быть предопределено генетически, осуществлено в пренатальном, натальном и раннем постнатальном периоде. Детская нервность проявляется с самого рождения либо спустя несколько месяцев, в клинической картине преобладают эмоционально-личностные либо церебрастенические симптомы. Причины подразделяются на три группы:

  • Наследственные факторы. У детей с невропатией члены семей отличаются эмоциональной лабильностью, астенией, тревожно-мнительными чертами. В 79% случаев детской нервности высокая возбудимость выявляется у одного или обоих родителей.
  • Пренатальные и натальные негативные факторы. Распространенными экзогенными влияниями считаются токсикозы, хронические заболевания, стрессы, переживаемые будущей матерью. Также развитию невропатии у ребенка способствует асфиксия в процессе родов.
  • Ранние постнатальные поражения ЦНС. Тяжелые заболевания, перенесенные в первые недели и месяцы жизни, увеличивают риск возникновения детской нервности. Органические поражения мозга формируются при инфекциях, интоксикациях, травмах, гипоксических состояниях.

Патогенетической основой ранней детской невропатии является несформированность высших центров вегетативной регуляции - взаимосвязанных образований в мозговых структурах, регулирующих интеграцию симпатических и парасимпатических рефлексов, координацию соматических и вегетативных рефлекторных актов, вегетативное обеспечение произвольной деятельности. Анатомически они располагаются в области ствола мозга, гипоталамуса, среднего мозга, ретикулярной формации, мозжечка, лимбической системы и коры больших полушарий.

Функциональная недостаточность центров регуляции вегетативной нервной системы может быть обусловлена наследственно-конституциональными особенностями, органическими повреждениями пренатального, натального и раннего постнатального периода. В структуре резидуально-органических патологий синдром детской нервности проявляется сразу после родов, носит характер церебрастении, в дальнейшем нередко сочетается с задержкой психомоторного и речевого развития. Синдром конституционального типа обнаруживается с 3-4 месяцев, выражен менее грубо, становится основой эмоциональных и поведенческих расстройств.

Существует две наиболее распространенных классификации ранней детской невропатии. Первая учитывает особенности клинической картины. Согласно ей выделяют два типа синдрома: астенический, проявляющийся тревожностью, робостью детей, и возбудимый с симптомами аффективной захваченности, раздражительности, гиперактивности. По этиологическому признаку выделяют три вида детской нервности:

  • Истинная. Другое название - конституциональная невропатия. Диагностируется с трехмесячного возраста и позже, отличается большей выраженностью эмоционально-волевых, личностных отклонений.
  • Органическая. Симптомы проявляются с рождения. Преобладает вегетативная дисфункция - нарушения сна, пищеварения, выраженность реакций на физические раздражители.
  • Смешанного генеза. Конституционально-энцефалопатический тип нервности. До года превалируют симптомы органической патологии, в последующем - эмоционально-волевые, поведенческие отклонения.

Симптомы ранней детской невропатии

Клинические проявления наиболее заметны до двухлетнего возраста, далее становятся менее выраженными, трансформируются в нервно-психические и вегетативные патологии. У грудных детей наблюдается повышенная возбудимость, состояние беспокойства, крики, плач, прерывистый сон. Прикладывание к груди успокаивает ребенка ненадолго, нередки отказы от кормления. После приема пищи возникают обильные срыгивания, колики, возможны нарушения стула. Замедлено формирование циркадных ритмов: сохраняется частый и непродолжительный сон днем, бодрствование ночью. Характерна повышенная восприимчивость к шумам и изменению освещенности, вздрагивания во сне. Пробуждения сопровождаются плачем. Дети тяжело переносят одиночество, предпочитают находиться на руках у взрослого.

В периоде раннего детства повышенная тревожность, беспокойство проявляются излишней подвижностью, стереотипными движениями и действиями. Дети раскачиваются в стороны, сосут пальцы, обкусывают ногти. Высокая подвижность и недостаточная координация приводят к падениям, ушибам, что усиливает плач и беспокойство ребенка. Дисфункция желудочно-кишечного тракта, обусловленная незрелостью вегетативной координации, в сочетании с повышенной эмоциональной возбужденностью становится причиной отказов от прикорма, вздутия живота, тошноты, рвоты, диареи и запоров. Возможны нарушения акта глотания, жевания, избирательность в еде вплоть до отказа от всех продуктов кроме одного-двух.

При изменениях погоды, атмосферного давления самочувствие детей ухудшается - усиливаются вегетативные нарушения, появляется слабость, головные боли, плаксивость, капризность. Тяжело переносятся сезонные простудные заболевания, инфекции. При повышении температуры тела возникают судорожные приступы и иные нарушения неврологического спектра. В сфере социальных взаимодействий определяются противоречивые ситуации. С одной стороны, ребенок хочет играть со сверстниками, просит сходить на прогулку, на детскую площадку, в гости. С другой стороны, большое количество незнакомых раздражителей - крики детей, шум, тактильные контакты - быстро утомляют, повышают возбудимость, провоцируют истерику. Дети с синдромом ранней невропатии лучше чувствуют себя дома, в узком кругу близких родственников. Сильно привязаны к матери, предпочитают проводить время с ней, находиться в одиночестве не любят.

Характер осложнений ранней детской невропатии зависит от вида синдрома, своевременности и адекватности лечения. При конституциональной детской нервности вегетативный компонент нивелируется, часто формируются расстройства психической сферы, основанные на повышенной аффективной возбудимости, тревожности, истощаемости функций нервной системы. Нарушения эмоций, поведения закрепляются в форме неврозов и неврозоподобных синдромов, служат основой для формирования психопатий. Органическая невропатия осложняется вегетативно-сосудистыми патологиями, синдромом гиперактивности. Часто наблюдаются ночные страхи, кошмары, обмороки, энурез, ВСД с нарушения дыхания, болями в районе сердца, живота.

Ранняя детская невропатия определяется в ходе обследования неврологом и психиатром. Диагноз основан на раннем проявлении характерных симптомов, не имеющих связи с патологиями соматической и неврологической сферы, развивающимися в послеродовом периоде. Обследование ребенка комплексное, базовый набор процедур включает:

  • Общий осмотр, опрос педиатра . Врач проводит первичную беседу с родителем, собирает анамнез, уточняет жалобы, осматривает кожные покровы, измеряет температуру тела, рост и вес ребенка. Характерные признаки ранней невропатии - акроцианоз (посинение пальцев, кончика носа, кистей, стоп), холодные и влажные конечности, аллергический ринит, дерматит, нарушения ритма дыхания, плаксивость.
  • Осмотр невролога. Определяется лабильность, чрезмерная активность кожных и сухожильных рефлексов, возможна недостаточность глоточного и роговичного рефлексов. Мышечный тонус лабилен, в ситуации врачебного осмотра из-за повышенной возбудимости возникает перенапряжение (ложная спастичность). Зрачки часто расширены, определяется беспокойство, неравномерная реакция на свет. Болевая и тактильная чувствительность повышены.
  • Консультацию врача-психиатра. Специалист беседует с родителями, наблюдает за особенностями реакций и поведения ребенка. Отмечается раздражительность, слабость (астения), легкая возбудимость, быстрая истощаемость, нормальный уровень интеллектуального развития. В беседе ребенок робок, застенчив, напуган, иногда двигательно расторможен. При установлении продуктивного контакта обнаруживается любознательность, но интерес к общению быстро угасает.

Дифференциальная диагностика ранней детской невропатии основана на установлении причинно-следственной связи между соматическим, неврологическим заболеванием (воздействием негативных факторов) и проявлением симптомов. В спорных ситуациях назначаются лабораторные и инструментальные обследования: общий, биохимический анализ крови и мочи, УЗИ внутренних органов, ЭЭГ, МРТ головного мозга.

Лечение ранней детской невропатии

Лечение детской нервности включает комплекс процедур, центральное место в которых занимают общережимные и оздоровительные мероприятия. На первом году жизни необходимо организовать правильный режим кормления и сна, исключить моменты, провоцирующие беспокойство и плач ребенка (яркие и громкие игрушки, посещения гостей). В раннем детстве важно уделить внимание особенностям воспитания - создавать ситуации предсказуемости (план дня, режим), демонстрировать спокойствие, уверенность, предупреждая колебания эмоций, формирование страхов. Помощь врачей в лечении ранней детской невропатии включает:

  • Психологическое консультирование. Зачастую симптомы невропатии усиливаются и поддерживаются особенностями поведения родителей - беспокойством, тревожностью, страхами, непоследовательностью действий. На консультации психолог рассказывает о наиболее благоприятных методах воспитания, способах взаимодействия с ребенком, позволяющих избежать обострения симптоматики.
  • Медикаментозное лечение. Препараты выписываются психиатром, неврологом. Показано применение общеукрепляющих, успокоительных средств, ноотропов.
  • Физиотерапию. Для улучшения регуляции вегетативного звена рекомендуются водные процедуры (гидромассаж, душ, плавание), массаж, лечебная и гигиеническая гимнастика. Индивидуально назначается терапия с использованием токов.

Прогноз ранней детской невропатии во многом определяется правильным воспитанием, соблюдением режимных и общеукрепляющих мероприятий. Чем больше усилий приложено родителями в возрасте до 2-3 лет, тем менее выраженными будут последствия синдрома. При своевременной помощи к 5-7 годам признаки деткой нервности полностью исчезают. Для предупреждения ранней невропатии важно исключить влияние неблагоприятных факторов во время беременности и после нее, минимизировать риск осложнений в родах, ранних заболеваний ребенка. После рождения профилактика базируется на правильных воспитательных методах, создании спокойной предсказуемой обстановки. Необходимо снизить воздействие стрессовых факторов: не стремиться к посещению гостей, развлекательных мероприятий, не покупать игрушки, способные вызвать возбуждение ребенка (с громким звуком, резким запахом, яркие).

Неврозы у детей

Невроз у детей - это нервно-психическое расстройство, возникшее в результате острой или длительно существующей психотравмирующей ситуации. К симптомам относятся общие, вегето-сосудистые и невротические нарушения. Последние имеют различную клинику: тики, фобии, капризность, замкнутость или расторможенность. Диагностика основана на сборе жалоб, истории развития заболевания, определении причинного фактора. Дополнительные обследования проводятся для исключения схожих органических патологий. Лечение включает психотерапевтические, медикаментозные и физиотерапевтические техники.

Неврозы — общая проблема для педиатрии и детской психиатрии, так как больной ребенок одновременно страдает физически и эмоционально. Иногда соматическая составляющая настолько сильна, что невроз сопровождается повышенной болезненностью, склонностью к возникновению патологий общего характера при нормальном органическом фоне. По данным статистики, доля детских неврозов среди всех нервно-психических заболеваний составляет 45%. Мальчики болеют в 1,5 раза чаще девочек. Пик заболеваемости приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст.

Этиология заболевания многогранна. Считается, что решающее значение в развитии невроза имеет межличностный конфликт ребенка и значимых для него членов семьи. На втором месте находятся школьные разногласия. Провоцирующие факторы неврозов:

  • Социально-психологические: эмоциональная изоляция ребенка (единственный в семье, первенец в многодетной семье), непоследовательность воспитательного стиля, вредные привычки у родителей, семейные конфликты, перестановка семейных ролей.
  • Социально-культурные: проживание в большом городе, темп жизни, не соответствующий возможностям и потребностям ребенка, сложные отношения в коллективе.
  • Социально-экономические: неполная семья, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, ранний выход матери на работу, раннее помещение ребенка в дошкольное учреждение.
  • Биологические: осложненное течение беременности и родов, лабильная нервная система, наследственные или индивидуальные особенности психики, проблемы с физическим здоровьем, церебральная органическая недостаточность.
  • Общеистощающие: хроническая усталость, дефицит сна, умственная и физическая перегрузка (секции, кружки), пережитый стресс (смерть близкого человека, невольное участие в аварии, драке).

Патофизиология неврозов имеет несколько этапов. В ответ на действие триггерного фактора происходит сбой процессов торможения или возбуждения в ЦНС. У детей в норме возбуждение превалирует над торможением, потому, обычно наиболее ранний ответ − именно церебральная возбудимость. При запредельном действии раздражителя, который нервная система не в состоянии переносить, следует защитная реакция торможения.

Организм, приспосабливаясь к новым условиям, изменяет психическую реактивность. Включается каскад нарушений неврологического и соматического характера. У ребенка возникает внутренний конфликт, основанный на несоответствии требований (родителей, общества) и его жизненного опыта. Пытаясь найти выход, дети входят в несвойственные им роли, что приводит к дезорганизации нейропсихической деятельности.

Неврозы у детей классифицируют в зависимости от полисимптомности проявлений. Согласно международной номенклатуре, определяют следующие виды:

  1. Общие. В клинике присутствуют различные, в том числе неспецифические проявления. Представители группы — неврастения, истерический, депрессивный невроз, невроз навязчивых движений.
  2. Системные. Неврозы, которые имеют ведущий симптом. Включают в себя энурез, энкопрез, заикание, расстройства аппетита и сна.

Симптомы неврозов у детей

Астенический невроз (неврастения)

Формируется у детей, отличающихся робостью, мнительностью. Часто возникает после длительно текущих инфекционных заболеваний, на фоне хронического стресса или переутомления. Невроз проявляется расстройствами сна, тревожностью, необоснованными страхами. У больного появляется неадекватная чувствительность к привычным раздражителям: шуму, яркому свету.

Из соматических симптомов отмечаются головные боли, дискомфорт в области сердца, желудочно-кишечные нарушения. Нередко присоединяются вегетативные компоненты: ощущение мурашек, озноб, потливость.

Истерический невроз

К истерическому неврозу склонны дети с чертами демонстративности, публичности, инфантилизма. В раннем возрасте характерны нарушения физиологических функций (аффективно-респираторные приступы, непроизвольные дефекации и мочеиспускания), падение на пол с криком.

У детей с нормальным речевым развитием появляются симптомы мутизма - отсутствие ответной реакции в диалоге, нежелание вступать в речевой контакт. Для старшего и подросткового возраста типична яркая картина истерики: театральность, выгибание в нефизиологических позах, громкое эмоциональное рыдание. Реже могут возникать судороги, истерическая слепота.

Невроз навязчивых состояний

Среди заболевших чаще встречаются дети с повышенной моральной ответственностью. Больные обычно отличаются педантичностью, принципиальностью, дотошностью. Ребенка преследуют навязчивые переживания, фобии, от которых он сам хочет избавиться: боязнь смерти, войны, разлуки с родителями.

Присутствует обсессивная составляющая, которая реализуется судорожными спазмами, навязчивыми движениями (моргание, покашливание, наморщивание лба). У детей существуют «успокаивающие» ритуалы, например, сосание края подушки, длительное мытье рук.

Депрессивный невроз

Нередко развивается вследствие действия постоянного психотравмирующего фактора в семье. К деперессивному неврозу более склонны подростки, дети в пубертатном возрасте. Ребенок замкнут, желает уединиться, постоянно пребывает в подавленном настроении. Речь становится скудной, лицо - гипомимичным. Характерно снижение физической активности, плохой аппетит, бессонница.

Системные (малосимптомные) неврозы

Группа включает ряд заболеваний, которые представлены отдельными проявлениями. Один из видов - тики или тикозные движения. Невроз выглядит как периодические подергивания век, мышц лица, конечностей или туловища в целом. К данной категории также принадлежит потеря контроля над мочеиспусканием (энурез) или испражнениями (энкопрез). Представитель системного невроза — логоневроз, или невротическое заикание, при котором нарушение ритма и плавности речи у детей связано с судорогами речевой мускулатуры.

На фоне нераспознанных неврозов развиваются тяжелые депрессии, нейрогенная анорексия, аффективные расстройства. При подобных осложнениях у детей возможны суицидальные попытки или оконченный суицид. По статистическим подсчетам, 70-75% подростков с попыткой самоубийства имеют психотравмирующий фактор в семье или в школе. Без своевременного оказания помощи при неврозах последние определяют устойчивые изменения личности и характера. Во взрослой жизни это приводит к проблемам социализации, нарушению взаимопонимания в браке и формированию неврозов у будущих детей.

Постановка диагноза в основном базируется на клинической картине заболевания. Важен тщательный сбор жалоб и анамнеза у ребенка и его родителя/родственника. Невроз требует дифференциации с органической патологией нервной системы, астеническим синдромом при общих заболеваниях. Ребенок с подозрением на невроз обследуется у детского психиатра. Алгоритм диагностики:

  • Первичная консультация. Родители предъявляют жалобы на необоснованную вялость или суетливость ребенка, плохой сон, появление непроизвольных, стереотипных движений, гримасничанье. Из общих симптомов возможны нарушение сердцебиения, дискомфорт в груди, животе.
  • Инструментальные обследования. ЭКГ не выявляет патологии. На ЭЭГ возможны признаки дисфункции гипоталамо-гипофизарной системы. РЭГ показывает невыраженные сосудистые изменения.
  • Осмотр смежных специалистов. Исходя из характера жалоб, могут понадобиться консультации детского кардиолога, невролога, гастроэнтеролога. Как правило, при неврозах узкие специалисты не обнаруживают у детей данных за органическую патологию.

Лечение неврозов у детей

Консервативное лечение

Большинство детей проходят терапию амбулаторно. Госпитализации подлежат пациенты с тяжелыми формами истерического невроза. Цель лечения — регресс симптомов или достижение длительной ремиссии. Схема лечения комплексная, направлена на физическое и психологическое восстановление. Для получения результата обязательно исключить фактор или среду, которые провоцируют заболевание.

Из режимных мероприятий рекомендуется наладить оптимальное соотношение активности и отдыха, полноценное регулярное питание. На старте лечения желательно освободить ребенка от уроков на 1-2 недели. Фармакотерапия включает:

  • транквилизаторы небензодиазепинового ряда: мебикар, гидроксизин;
  • седативные средства растительного происхождения, содержащие зверобой, мелиссу, мяту;
  • нейролептики, преимущественно галоперидол;
  • психостимуляторы из группы метилфенидата;
  • ноотропы на основе аминофенилмасляной кислоты;
  • поливитаминные комплексы.

Психотерапия

Психотерапевтические методики занимают ведущее место в лечении неврозов у детей. На протяжении курса требуется поднять самооценку ребенка, сформировать чувство полноценности, снизить уровень тревожности. Психотерапия проводится в двух формах — индивидуальной или групповой. Одна из разновидностей — семейная терапия, представляет собой работу со всеми участниками конфликта, направлена на коррекцию психотравмирующей составляющей внутри семьи.

Физиотерапия

Применение физиолечения позволяет сократить курс медикаментозной нагрузки, снизить дозу препаратов до минимально эффективной. Различные техники ЛФК применяются с расслабляющей или тонизирующей целью. Проводится электрофорез воротниковой зоны с седативными или сосудистыми средствами. Из водных процедур при неврозе используются душ Шарко, хвойные ванны, ножные ванны. Также назначается массаж спины, шеи, конечностей.

Невроз у детей — состояние обратимое, при своевременно начатом лечении прогноз для выздоровления благоприятен. К профилактическим мероприятиям относятся соблюдение режима сна и бодрствования, адекватные физические и эмоциональные нагрузки, соответствующие возрасту, темпераменту и возможностям ребенка. В предупреждении детской психотравмы большая роль принадлежит семье — важен комфортный климат и правильные расстановки ролей в отношениях.

2. Современные подходы к лечению неврозов у взрослых и детей/ Турсынов Н.И.// Нейрохирургия и неврология Казахстана − № 2 (43). − 2016.

3. Общие особенности неврозов у детей/ Лимонцева Г.В., Кузнецова Е.Н.// Материалы конференции «Психологические науки: теория и практика». Москва — 2012.

Читайте также: