Приступы гнева - синдром эпизодического нарушения контроля у детей. Мастурбация

Обновлено: 21.09.2024

ОКР. Что это означает?

Обсессивно-компульсивное нервное расстройство имеет специфические симптомы и проявляется соответствующим поведением. При этом оно не считается патологией до тех пор, пока действия и мысли не начинают портить качество жизни своего обладателя.

Обсессии - навязчивые мысли, периодически произвольно возникающие в голове и побуждающие к таким же навязчивым действиям - компульсиям. Этот процесс призван произвести психологическую разрядку организма, снять тревожность и избавиться от напряжения.

Все это имеет вид некого ритуала: подумал о невыключенном кране - нужно пойти проверить, вспомнил о микробах на руках - пошел, помыл и т.д. Суть компульсивных действий заключается в том, что совершаются они спонтанно, необдуманно и лишь под влиянием обсессивных мыслей.

Научное понятие

Как и все известные заболевания, обсессивно-компульсивное нервное расстройство внесено в МКБ-10. Это общепринятая Международная классификация болезней, которая периодически пересматривается и модифицируется (число соответствует номеру пересмотра). Описание данного психического заболевания в классификации этого пересмотра расположено в разделе F42.

Согласно МКБ 10, ОКР отличается стереотипными, навязчивыми мыслями, которые периодически повторяются и побуждают к вынужденным действиям. Воспринимаются мысли, как собственные, даже если они противоречивы или же вызывают отвращение, и позиционируются как некий знак для проведения ритуала. Цель этих повторяющихся действий - предотвратить возможные неприятности, которые якобы угрожают либо самому исполнителю, либо его близким.

В редких случаях больной понимает, что навязчивые мысли абсурдны, а последующее поведение не имеет ожидаемого эффекта. Однако попытки сопротивления обсессивным идеям и побуждениям не дают положительных результатов. Подавление компульсивных действий неизбежно приводит к нарастанию тревожного состояния.

С точки зрения физиологии, развитию обсессивно-компульсивного расстройства способствуют патологические изменения в таких отделах мозга, как:

  • базальные ганглии;
  • лобная часть коры головного мозга;
  • хвостатое ядро;
  • миндалевидное тело.

Определяет заболевание серотониновая дисфункция. Происходит сбой взаимодействия серотонина с вышеперечисленными структурами и, как следствие, наблюдается нарушение процесса передачи импульсов нейронами.

Проявления заболевания

Обсессивно-компульсивное расстройство развивается постепенно, его легко можно распознать на ранних стадиях. Признаки, характерные для этого психического нарушения, проявляются в виде резких перепадов настроения или нелогичного поведения, выходящего за рамки общепринятых норм и убеждений. Состояние больного можно охарактеризовать, как подавленное и тревожное, выполнение привычных ежедневных действий вызывает затруднения.

В зависимости от стадии психического расстройства, у человека могут наблюдаться следующие симптомы:

  • физические - боль, слабость, бессонница;
  • эмоциональные - тревога, страх, грусть;
  • когнитивные - нарушение памяти, ложные убеждения, проблемы с четкостью мышления;
  • поведенческие - агрессия либо, наоборот, апатия, проблемы с гигиеной и банальным самообслуживанием;
  • перцептивные - человек считает себя избранным, поскольку он слышит голоса и видит различные видения.

На практике заболевание может выражаться не только банальным частым мытьем рук (при упоминании ОКР это как раз то, что первое приходит в голову), но и другими проявлениями. К примеру, это может быть: использование салфеток для очистки поверхности кожи от несуществующей грязи, избегание контакта с любыми поверхностями вне дома. Больным движет страх загрязнения или заражения тяжелой, неизлечимой болезнью.

Стремление к симметрии - еще одно навязчивое состояние и оно вполне может быть проявлением обсессивно-компульсивного расстройства. Если желание расставить все вещи вокруг себя в симметричном порядке настолько непреодолимо, то помочь сможет только квалифицированный специалист.

Наличие хотя бы одного из вышеперечисленных симптомов - повод для проведения диагностики, а присутствие нескольких проявлений являются показателем для незамедлительного обращения в специализированное медицинское учреждение.

Развитие ОКР не привязано ни к возрастной категории, ни к половой принадлежности человека. Это расстройство может начать прогрессировать в любом возрасте, при этом с одинаковой вероятностью наблюдается как у мужчин, так и у женщин.

Причины развития расстройства

Конечно же, всем хочется знать, почему возникает данное психическое нарушение и насколько велик риск развития этого заболевания у абсолютно здорового человека. Ученые-нейробиологи длительное время проводили исследования, изучая факторы, влияющие на развитие обсессивно-компульсивного расстройства. Прорабатывая несколько версий, они убедились, что риск формирования патологии имеет зависимость от следующих причин:

  1. Генетическая предрасположенность. За распределение гормона серотонина отвечает отдельная группа генов. Если они подвергаются мутации, то вероятность получить ОКР заметно возрастает.
  2. Наследственность. Дети, чьи родители страдают от навязчивых мыслей и действий, имеют больше шансов тоже обзавестись этим расстройством.
  3. Аутоиммунные. Инфекционные болезни, вызванные стрептококками группы А, к которым относятся скарлатина, острый тонзиллит, стрептодермия и другие, перенесенные в детском возрасте, увеличивают допустимость развития нарушения психики.
  4. Приобретенные. К ним относятся родовые травмы либо связанные с ними дефекты развития.
  5. Перфекционизм. Патологическая требовательность как к себе, так и к окружающим. Ее развитие могут спровоцировать слишком высокие стандарты раннего воспитания.

Гиперфункция определенных участков мозга дает толчок к действию. Мозговая деятельность постоянно находится в активном и даже возбужденном состоянии. Она ищет угрозу. И чем дальше, тем этих угроз все больше, а, соответственно, и ответных действий.

Особенности поведения при ОКР

Люди, у которых наблюдается обсессивно-компульсивное расстройство, характеризуются следующим образом:

  • ответственные исполнители. Они строго следуют самостоятельно придуманным ритуалам, боясь хоть как-то их нарушить;
  • требовательные руководители. Эти люди не только сами выполняют собственные правила, но и требуют этого от окружающих, причем не многие способны такое вытерпеть;
  • верящие приметам и суевериям. Они убеждены, что все мысли обязательно должны материализоваться, поэтому думать нужно только о позитивных вещах, а ритуальные действия, исполняемые им, ускорят этот процесс.

Довольно часто случается, что человек в течение долгого времени наблюдает у себя наличие тревожных мыслей и, следующих за ними, навязчивых действий, но по каким-то причинам не обращается за помощью к специалистам. Скорее всего, больному кажется, что все это - временное явление. Он, допустим, устал, пережил очередной стресс и т.п. - так он сам пытается найти оправдание своей проблеме.

Однако чуда не происходит. Симптомы лишь усугубляются. При обсессивно-компульсивном расстройстве, вернее, его активной стадии, произвольного самоизлечения практически никогда не наступает.

Еще одной отличительной чертой ОКР от других психических нарушений является его стойкая резистентность к некоторым видам терапии. Именно по этой причине для лечения чаще всего используется комплексный подход. Не имеют должного результата также методы самопомощи, показывающие эффективность в блокировании симптомов похожих заболеваний.

Стадии заболевания

В плане восприятия собственным сознанием психического нарушения каждый человек проходит три обязательных этапа:

  1. Непонимание. То самое чувство, которое появляется вместе с первыми симптомами заболевания. Непонятное и непривычное состояние, непонятно откуда приходящие тревожные мысли и такие же непонятные действия. Все это вызывает дикий, животный страх. Скорее всего, человек с начальной стадией обсессивно-компульсивного расстройства абсолютно ничего не знает об этом психическом нарушении. А даже если и слышал о нем, то никоим образом не предполагает, что именно оно у него стремительно развивается.
  2. Понимание, но не осознание. После установления диагноза больной понимает, что расстройство у него таки присутствует. Однако мозг упрямо отказывается осознавать всю сложность ситуации. Остается неизвестно на чем основанная надежда на то, что все пройдет само собой. Периодически возникают попытки противостоять навязчивым мыслям и действиям. На этой стадии развития обсессивно-компульсивного нервного расстройства главная задача - не потерять веру в себя и в возможность жить обычной жизнью.
  3. Принятие. Это самый важный и ответственный период заболевания. Человек осознает и принимает себя вместе с присутствующим психическим расстройством. Он понимает, что обсессивные мысли - это результат нервного нарушения и с ними нужно бороться. Он учится контролировать свои действия, хоть это и нелегко, а не всецело уходить в тревожное патологическое состояние.

Большое значение имеет владение информацией. Если человек намерен как можно быстрее справится с ОКР, то помимо профессиональной помощи, необходимо самостоятельно изучить механизмы заболевания. Не всегда, но в отдельных случаях, бывает вполне реально взять под контроль тревожные мысли и думать о чем-то более приятном.

Разновидности лечения

В зависимости от степени запущенности заболевания подбирается оптимальный способ и вид лечения: стационарный либо амбулаторный. Могут быть использованы следующие методики или же их сочетания:

  • психотерапевтическое воздействие;
  • терапия с использованием лекарственных препаратов;
  • семейная и социальная реабилитация.

В лечении обсессивно-компульсивного расстройства доказал свою эффективность когнитивно-поведенческий метод психотерапии. Этот подход был разработан именно для устранения симптомов ОКР. Его основа - осознание заболевания, распознание его проявлений и обучение сопротивлению им до полного обретения контроля над ситуацией.

Стойкая ремиссия достигается при применении методики, направленной на предупреждение обсессивных приступов. Для больного моделируется ситуация, вызывающая дискомфорт и тревожное состояние. Однако он имеет четкие инструкции поведения в данных обстоятельствах, которые противоречат навязчивым действиям. Многократно повторяющиеся сопротивления компульсивным ритуалам дают видимый результат.

Для лечения тяжелых форм ОКР широко используются психотропные препараты, в частности антидепрессанты и транквилизаторы, среди которых:

  • Ламотригин;
  • Диазепам;
  • Афобазол;
  • Кломипрамин;
  • Мапротилин;
  • Имипрамин и др.

Медицинский препарат Ламотригин был разработан относительно недавно, но уже успел доказать свою эффективность. Он имеет наименьшую вероятность развития побочных действий сравнительно с другими лекарственными средствами этого класса. Снижение частоты тревожных состояний заметно уже после первых дней приема препарата.

Профилактические действия

Любое заболевание лучше вовремя предотвратить, чем лечить. Это относится и к обсессивно-компульсивному расстройству. Большинство психических нарушений формируются ещё в раннем детстве, поэтому некоторая степень вины за их развитие лежит и на родителях.

Главное - помочь ребенку самому сложить мнение о себе и своей роли в обществе. Адекватная самооценка - важная деталь воспитания здоровой личности. Чувство собственной неполноценности или, наоборот, превосходства является причиной формирования комплексов, страхов и тревожных мыслей в будущем.

К профилактическим мероприятиям следует отнести:

  • спокойные, доброжелательные отношения между родителями и остальными членами семьи;
  • устранение факторов, способных травмировать психику;
  • исключение физических наказаний в воспитательном процессе и методов влияния, унижающих личность.

Если кто-то из родственников когда-либо страдал ОКР, то имеется риск наследственности. Необходимо вести спокойный образ жизни, избегая раздражителей.

Общее положительное воздействие на психику в целом оказывают занятия спортом или йогой. Употребление алкоголя или наркотических веществ могут послужить толчком для развития навязчивых тревожных состояний либо усугублению имеющихся. Подобное действие оказывают чрезмерное увлечение компьютерными играми и практически непрерывное пребывание в социальных сетях.

Приступы неконтролируемой агрессии

Приступы неконтролируемой агрессии - АландМед

Агрессивное поведение в большинстве своем мешает построению равноценных, здоровых взаимоотношений между людьми. Когда же приступы агрессии становятся бесконтрольными и частыми, то наносимый урон окружающим становится в разы опаснее. В чем причины таких выбросов негативных эмоций, и почему работа с психологом - это главный путь спасения?

Агрессия и ее функции

Понимание агрессии только как негативного и «животного» чувства не совсем верное. Агрессивное поведение человека - это механизм, срабатывающий не только от жестокости, но и для того, чтобы нанести вред другим. Во многом он выполняет полезные функции, которые берут свое начало с инстинктов самосохранения. В этом кроется одна из причин неконтролируемого характера агрессии.

В экстремальных условиях агрессия - полезная и спасительная реакция нашего организма, но в социуме она скорее несет негативный характер. Дело в том, что в сознании человека понятия угрозы нередко подменяются, отсюда появляется необоснованная агрессивная реакция на незначительные неприятности или же обыденные ситуации.

Причины неконтролируемой агрессии

Причины бывают настолько различными, что без специалиста люди не рассматривают взаимосвязь между приступами агрессии и образом жизни, состоянием здоровья. Наиболее частыми причинами врачи выделяют:

  • последствия травм головного мозга;
  • алкогольную, наркотическую зависимости и токсикоманию;
  • расстройства личности: шизофрения, депрессивное и маниакальное состояние и т.д.;
  • эмоциональное выгорание, стресс;
  • избыточный вес;
  • патологическую склонность к агрессии.

Исследование неконтролируемой агрессии, которое проводилось психиатрами с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ), показали, что среди 132 добровольцев разных полов и возрастов 42 человека имели склонность к приступам агрессии, у 50 были выявлены психические расстройства.

Нередко работа психолога приводит к осознанию того, что корень проблемы лежит в вопросах, не проработанных в детстве. Родители бывают настроены скептически к детской психологии, поэтому из-за невозможности различить здоровую реакцию ребенка от неадекватной и требующей психологической помощи, могут возникнуть тяжелые последствия в будущем.

Детская агрессия. Помощь психолога в борьбе с неконтролируемой агрессией

Агрессивное поведение ребенка - одна из частых жалоб родителей, ведь приступы агрессии у детей различаются от проявления агрессии взрослого человека.

Детская агрессия почти всегда - механизм, который запускается во время фрустрации. Такое психическое состояние характеризуется тем, что у ребенка не получается сделать так, как ему хочется. Возникает ситуация, когда желаемое не совпадает с возможным. Это естественная вспышка эмоций, ведь ребенок еще не контролирует свою жизнь полностью, а значит ему приходится с каждым годом сталкиваться с новыми «надо» и «нельзя», которые вытесняют детское «хочу».

Когда все попытки добиться своего заканчиваются, а желаемое так не достигнуто, разумное решение проблемы уходит на второй план, и ребенку остается только выходить на чувственный уровень (эмоциональный). Даже самые воспитанные дети в этот момент начинают истерить, кричать, иногда в ход может пойти физическая сила. Огромную роль в недопущении развития неконтролируемой агрессии у детей играют родители. Родителям важно показать способы осознания и контроля эмоций, начиная с младшего возраста, объяснить, что даже в самой безвыходной ситуации агрессия - это не выход.

Однако не всегда родители могут быстро найти правильный подход к решению проблемы, в таком случае на помощь приходит детский психолог. Важная задача специалиста в этом возрасте - научить растущую личность жить в согласии со своими ощущениями и управлять агрессией. Ребенку вместе с психологом предстоит разобраться в случаях, которые порождают агрессивность, и понять, как адекватно проявлять свои чувства, чтобы они встали под контроль, а не стали ведущими в ситуации.

Записаться на консультацию

Если болезнь не отступает, она прогрессирует! Консультация врача в нашем медцентре — это шаг к выздоровлению.

Помощь психолога в борьбе с неконтролируемой агрессией

Во время работы с психологом важно найти комфортное состояние для человека, которое располагается между двумя нездоровыми позициями:

  • полное подавление негативных эмоций, при котором человек внешне спокоен и не причиняет вреда окружающим.
  • неконтролируемое агрессивное поведение.

Уравновешивание агрессии и здоровый контроль чувств - то, чего человек достигает при правильном лечении. В первую очередь избавление от приступов агрессии - это не искоренение «плохого», а умение обратить внимание на личное состояние, осознание агрессивности и профилактика возникновения бесконтрольных ситуаций.

Приступы гнева - синдром эпизодического нарушения контроля у детей. Мастурбация

Первичные головные боли широко распространены в детской популяции и по мере взросления встречаются в 20-80% случаев, при этом разнообразные клинические проявления и особенности цефалгий, как и их представленность у детей, зачастую недооцениваются. Эпизодические синдромы у детей, ассоциированные с мигренью, — группа неврологических расстройств, правильная диагностика и дальнейшее лечение которых представляют для клиницистов большие сложности. В настоящее время к ним относят синдром младенческих колик, доброкачественный пароксизмальный тортиколлис, доброкачественное пароксизмальное головокружение, синдром циклических рвот и абдоминальную мигрень. Пристальное внимание клиницистов к этим пароксизмально наблюдающимся состояниям в первую очередь связано с их недостаточной диагностикой и дальнейшим ведением этой категории пациентов.
Обзор посвящен клиническим особенностям периодически возникающих нарушений у детей разного возраста, практическому использованию диагностических критериев и возможных подходов к лечению данных неврологических расстройств.

Ключевые слова: эпизодические синдромы у детей, ассоциированные с мигренью, абдоминальная мигрень, младенческие колики, синдром циклических рвот, доброкачественное пароксизмальное головокружение.

E.V. Ekusheva 1 , A.V. Sergeev 2

1 Institution of Advanced Training, Federal Medical and Biological Agency, Moscow
2 Sechenov University, Moscow

Primary headaches are widespread in the pediatric population, and due to coming-of-age, they range from 20% to 80% of cases, in this the diverse clinical manifestations and features of cephalgia, as well as their presence in children, are often underestimated. Episodic syndromes in children associated with migraine are a group of neurological disorders, the correct diagnosis and further therapy of which are a formidable task for clinicians. At present, they include the syndrome of infantile colic, benign paroxysmal torticollis, benign paroxysmal dizziness, cyclic vomiting syndrome, and abdominal migraine. Close attention of clinicians to these paroxysmally observed conditions is primarily due to their insufficient diagnosis and further adequate management of this patients category.
The review focuses on the clinical features of periodically occurring disorders in children of different ages, the practical use of diagnostic criteria and possible approaches to the treatment of these neurological disorders.

Key words: episodic syndromes in children associated with migraine, abdominal migraine, infantile colic, cyclic vomiting syndrome, benign paroxysmal dizziness.
For citation: Ekusheva E.V., Sergeev A.V. Episodic syndromes in children associated with migraine // RMJ. Medical Review. 2018. № 9. P.33 - 36.

Для цитирования: Эпизодические синдромы у детей, ассоциированные с мигренью. РМЖ. Медицинское обозрение. 2018;2(9):33-36.

Обзор посвящен клиническим особенностям периодически возникающих эпизодических синдромов, ассоциированных с мигренью у детей разного возраста, практическому использованию диагностических критериев и возможных подходов к лечению

Первичные головные боли широко распространены в детской популяции и по мере взросления встречаются в 20-80% случаев, при этом разнообразные клинические проявления и особенности цефалгий, как и их представленность у детей, зачастую недооцениваются как их родителями и педагогами, так и профильными специалистами. В детском возрасте также наблюдаются эпизодические синдромы, ассоциированные с мигренью, которые рассматриваются как состояния, предшествующие появлению мигренозных атак, кроме того, они могут отмечаться у пациентов с диагностированной мигренью и приступами головной боли и даже возникать во взрослом возрасте [1]. В настоящее время к этой группе неврологических расстройств относят синдром младенческих колик, доброкачественный пароксизмальный тортиколлис, доброкачественное пароксизмальное головокружение, синдром циклических рвот и абдоминальную мигрень [2], возникающие в разные периоды жизни — с момента рождения до достижения взрослого возраста (рис. 1) [3]. Частота встречаемости эпизодических синдромов в педиатрической популяции варьирует от 1,8-4% случаев в целом до 9,8% у детей, которые, становясь взрослыми, страдают от приступов мигрени [4]. Пристальное внимание клиницистов к этим пароксизмально наблюдающимся состояниям в первую очередь связано с их недостаточной диагностикой и дальнейшим ведением этой категории пациентов.

У детей с эпизодическими синдромами, ассоциированными с мигренью, в зависимости от представленного варианта наблюдаются стереотипные и полностью обратимые расстройства, вне которых нет каких-либо неврологических отклонений, выявляется положительный семейный анамнез мигрени или предшествующих ей пароксизмальных состояний, переходящих во взрослом возрасте в мигренозные приступы [5]. Также показано, что синдром циклических рвот, абдоминальная мигрень и доброкачественное пароксизмальное головокружение могут не только предшествовать появлению мигрени, но и отмечаться у пациентов с уже диагностированной формой мигрени [1, 6]. У этой категории больных нередко возникают разнообразные нарушения сна, в частности сноговорение, снохождение и бруксизм [2]. Диагностика эпизодических синдромов, ассоциированных с мигренью, являющихся диагнозом исключения, основана на тщательном анализе совокупности имеющихся симптомов, анамнеза больного и результатов необходимых обследований, проводимых для исключения различных заболеваний со схожей клинической картиной. Появление в дальнейшем мигренозных приступов прослеживается у многих пациентов, имевших периодические расстройства в детском возрасте (табл. 1) [1-3, 6].

Синдром младенческих колик (инфантильные колики)

Это пароксизмально возникающие эпизоды чрезмерного, безутешного и затяжного плача ребенка без видимой причины более 3 ч в день в первые месяцы жизни [3]. Данные состояния наблюдаются в 5-19% случаев, наиболее часто — в возрасте 6 нед., как правило, не отмечаются после 3 мес. жизни [6], реже продолжают беспокоить до 9 мес. [1]. Для обозначения этих расстройств ранее использовались следующие термины: «хроническая боль в животе», «функциональная абдоминальная боль», «синдром раздраженной толстой кишки», «функциональная диспепсия» и «синдром функциональной абдоминальной боли» [2]. Синдром младенческих колик обусловлен периодически возникающими эпизодическими приступами боли или выраженного дискомфорта в области живота, наблюдающимися преимущественно во второй половине дня, с разной частотой, периодически сопровождающимися тошнотой и рвотой, при этом исключены какие-
либо нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) или иные причины [2, 6]. Изменение пищевого рациона или добавление ветрогонных средств не производит должного эффекта, положительное действие отмечается при соблюдении поведенческих рекомендаций, в частности при пребывании ребенка в тихой, затемненной комнате с минимальным количеством сенсорных стимулов [1].

Доброкачественный пароксизмальный тортиколлис

Это периодически повторяющиеся эпизоды наклона головы в одну сторону, с небольшим поворотом или без него, самопроизвольно исчезающие через несколько минут, несколько дней, реже — недель [6]. В этот период голова ребенка может быть возвращена в обычное положение, при этом ощущается легко преодолимое сопротивление. Доброкачественный пароксизмальный тортиколлис (ДПТ) наблюдается в 2,4% случаев у детей на первом году жизни [6], как правило, возникает ежемесячно, может возобновляться и в дальнейшем у детей младшего возраста [2], обычно до 4 лет [1, 6]. У 55% пациентов с ДПТ имеется семейный анамнез мигрени, причем у большинства из них мигреноз-ные атаки развиваются уже в раннем детском возрасте, возможно наличие приступов абдоминальной мигрени [6]. Приступы ДПТ сопровождаются одним из следующих симптомов: побледнение, повышенная возбудимость, недомогание, рвота или атаксия, последняя наблюдается у детей старшего возраста; возможны асимметричные дистонические установки туловища и таза (тортипельвис) [3]. Вне эпизодов ДПТ не отмечается каких-либо неврологических симптомов, вместе с тем при наличии длительных периодов тортиколлиса у детей наблюдается некоторая задержка моторного развития [7]. У некоторых пациентов с ДПТ в результате генетического исследования обнаруживается мутация гена CACNA1A, также определяемая у больных с 1 типом семейной гемиплегической мигрени, 2 типом эпизодической атаксии и альтернирующей гемиплегией [5, 8]; у других больных имеется мутация гена PRRT2, ассоциированная с пароксизмальной кинезиогенной дистонией и гемиплегической мигренью [9].
Дифференциальная диагностика ДПТ проводится с идиопатической торсионной дистонией, гастроэзофагеальным рефлюксом, эпилепсией со сложными парциальными приступами, врожденной или приобретенной патологией в области задней черепной ямки и краниоцервикального сочленения [2]. При наличии длительных и тяжелых приступов ДПТ рекомендуются препараты для их купирования, например нестероидные противовоспалительные средства (НПВС) и антиэметики, а также профилактическая терапия, в частности курс топирамата в суточной дозе 2-4 мг на 1 кг веса ребенка [6].

Доброкачественное пароксизмальное головокружение

Это кратковременные повторяющиеся эпизоды головокружения (максимально выраженного в самом начале приступа) без потери сознания у здоровых детей, возникающие спонтанно, длящиеся минуты (в пределах 5 мин), реже — часы и проходящие самостоятельно [2]. Эпизоды доброкачественного пароксизмального головокружения (ДПГ) сопровождаются одним из следующих симптомов: нистагм, атаксия, рвота, тревога и побледнение, возможны избыточное потоотделение, фото- и фонофобия [2, 3]. Вне приступов ДПГ не наблюдается каких-либо отклонений в неврологическом статусе, по результатам аудиометрии и исследования вестибулярной функции [7]. Данные пароксизмальные состояния, как правило, отмечаются в возрасте 2-5 лет, могут продолжать возникать и в подростковом периоде [6], но чаще проходят после 12 лет [10]. Появление мигренозных приступов с течением времени наблюдается у 20% пациентов с ДПГ [1]. У детей с ДПГ часто выявляется семейный анамнез мигрени и кинетозов или болезней движения. Последние также отмечаются у больных с ДПГ [3].
Диагностические трудности, связанные с ДПГ, обусловлены тем, что маленьким детям сложно вербально описать состояние головокружения, при этом эпизодические периоды нарушения равновесия и неустойчивости, замечаемые родителями, могут быть расценены как эпизоды головокружений [2]. У некоторых пациентов с ДПГ при проведении генетических исследований обнаружена мутация гена CACNA1A, как и у больных с ДПТ и семейной гемиплегической мигренью [5]. Среди детей, обращающихся к отоларингологам с жалобами на головокружение, наиболее часто встречаются пациенты с ДПГ [11], составляя 2,6% среди всех больных в возрасте 5-15 лет [10]. Дифференциальная диагностика ДПГ проводится с опухолями задней черепной ямки, эпилептическими приступами и заболеваниями вестибулярной системы [2]. Как правило, даже при частых приступах ДПГ пациентам не назначается профилактическое лечение. Лишь при наличии тяжелых и длительных приступов ДПГ рекомендуется курсовое лечение препаратами из группы b-блокаторов (пропранолол) и антигистаминными средствами с антисеротонинергическим действием (ципрогептадин) [6].

Синдром циклических рвот

Это повторяющиеся стереотипные эпизоды выраженной тошноты и интенсивной рвоты, сопровождающиеся бледностью, вялостью, головной болью умеренной или выраженной интенсивности (до 40% случаев) [6] и возникающие с предсказуемой периодичностью [2]. Диагностическими критериями синдрома циклических рвот (СЦР) считаются: частота пароксизмов тошноты и рвоты не реже 4 раз в час, длительность приступов от 1 ч до 10 дней с промежутком между ними более 1 нед., а также отсутствие каких-либо симптомов патологии ЖКТ в межприступный период (по результатам дополнительных исследований) [2].
Различают три фазы СЦР: продромальный период, сам приступ и период восстановления, при этом частота, продолжительность и выраженность симптомов во время эпизодов СЦР у пациентов имеют индивидуальные особенности [1]. Возникновение СЦР возможно в разных возрастных периодах — от 6 мес. до 40 лет и старше [12], наибольшая частота пароксизмов наблюдается в возрасте от 3 до 12 лет [3],
причем у 75% детей с СЦР мигренозные приступы отмечаются уже до 18 лет [13].
Среди всех эпизодических синдромов у детей, ассоциированных с мигренью, СЦР первым описал французский врач W. Heberden в 1806 г., а в 1882 г. известный английский педиатр S. Gee представил когорту из 9 детей от 4 до 8 лет с данным расстройством [14, 15]. Кроме того, СЦР первым из всех периодических нарушений детского возраста был включен во 2-е издание Международной классификации головной боли в 2004 г. [2].
Очень часто пациентам с СЦР не ставят диагноз правильно, они нередко подвергаются дорогостоящим, инвазивным и травматичным манипуляциям, их ведут специалисты разного профиля. Только 3% больных во взрослом возрасте имеют установленный диагноз СЦР и получают необходимое лечение [16]. Вместе с тем исключение ургентной патологии, включающей метаболические и хирургические заболевания, и правильное использование диагностических критериев СЦР в большинстве случаев позволяют предположить это заболевание, приступы которого всегда стереотипны у пациентов.
Дифференциальная диагностика СЦР проводится с широким кругом различных патологических состояний: заболеваниями ЖКТ — от острой хирургической патологии (аппендицит, кишечная непроходимость и др.) до язвенной болезни, панкреатита и пр., инфекционными (энтериты), метаболическими/эндокринными (феохромоцитома, сахарный диабет, органические ацидемии, болезнь Аддисона и др.), неврологическими (внутричерепная гипертензия, эпилепсия и др.), урологическими (мочекаменная болезнь и др.) и гинекологическими заболеваниями, лекарственными интоксикациями (антибиотики, НПВС и др.), митохондриальными и системными болезнями [1, 3, 6]. Одним из патологических состояний у взрослых, сопровождающихся неукротимой циклической рвотой и болью в животе, является синдром каннабиноидной гиперемезии, возникающий при длительном и чрезмерном употреблении наркотических веществ — каннабиоидов (марихуаны), временное облегчение при этом приносит горячая ванна или душ [17].
Как правило, у пациентов с СЦР применяется терапия для купирования пароксизмальных эпизодов, особенно если у больных наблюдаются длительные приступы частой и неукротимой рвоты, приводящей к выраженной дегидратации и нередко требующей лечения в условиях стационара [1]. С этой целью используются лекарственные средства из группы антиэметиков, бензодиазепинов, триптанов, в частности назальный спрей, содержащий суматриптан или золмитриптан [18], а также α2-адреномиметиков [1]. Назначение профилактической терапии пациентам с СЦР рассматривается при частых, длительных приступах интенсивной рвоты. Препаратами выбора являются амитриптилин, топирамат, пропранолол, флунаризин, ципрогептадин, коэнзим Q10, левокарнитин и рибофлавин [1, 6, 19, 20]. В открытом несравнительном исследовании показан эффект противорвотного препарата — апрепитанта, селективного высокоаффинного антагониста рецепторов нейрокинина-1 (NK1) субстанции Р, как в купировании приступов, так и в профилактическом лечении СЦР [21].

Абдоминальная мигрень

Абдоминальная мигрень (АМ) характеризуется приступами умеренной или интенсивной боли в области средней линии живота, длительность которой может составлять от 2 ч до 3 сут, и отсутствием вне этих эпизодов каких-либо отклонений от нормы (по результатам исследования ЖКТ или почек) [6]. Данные пароксизмальные состояния сопровождаются по крайней мере двумя из следующих симптомов: анорексией, тошнотой, рвотой и бледностью [2], рвота при АМ не столь интенсивная и частая, как при СЦР [1].
Во время приступов АМ не наблюдается головной боли, появление которой позволяет предположить наличие мигрени без ауры [2]. Показано, что при появлении приступов АМ у больных в возрасте 7 лет и присоединении в момент пароксизмов головной боли в течение последующих 1-2 лет у этих пациентов уже в 10 лет развиваются типичные мигренозные приступы [6].
Данный вариант периодических расстройств встречается в 2-4,1% случаев, как правило, у детей школьного возраста, чаще наблюдается у девочек; возможно возникновение АМ и во взрослом возрасте [22, 23]. В большинстве исследований было показано, что мигренозные приступы по мере взросления развиваются в 70% случаев у больных с АМ [3]. Пароксизмы АМ существенно нарушают привычную активность пациентов, характеризуются схожими с мигренью триггерами, также возможно возникновение ауры со зрительными или сенсорными феноменами, реже — с нарушением речи и мышечной слабостью, предшествующей приступу АМ [3].
Для купирования приступов АМ рекомендуется назальный спрей, содержащий суматриптан [24]. Эффективность пизотифена*, обладающего антисеротонинергическим действием, в профилактическом лечении больных с АМ показана в небольшом рандомизированном плацебо-контролируемом исследовании [25]. Положительное влияние флунаризина* на течение заболевания продемонстрировано в исследовании пациентов с АМ [26]. Другими средствами, использующимися в профилактическом лечении АМ, являются пропранолол, ципрогептадин [6] и вальпроевая кислота [1].

Заключение

Таким образом, эпизодические синдромы у детей, ассоциированные с мигренью, на сегодняшний день недостаточно изучены, что приводит уже на этапе диагностики к большому количеству ненужных, порой инвазивных исследований у этих пациентов и дальнейшему назначению им различных, часто неэффективных, лечебных мероприятий. Вместе с тем впервые появившиеся и периодически возникающие неврологические расстройства у детей требуют тщательного анализа имеющихся симптомов и анамнеза и обязательного проведения необходимых обследований для исключения клинически схожих заболеваний, что отличается от тактики ведения пациентов с мигренью в педиатрической популяции. Необходимы дальнейшее углубленное изучение эпизодических синдромов, ассоциированных с мигренью, у детей, валидизация данных неврологических расстройств в диагностическом и терапевтическом направлениях.

Поведенческие и эмоциональные нарушения у детей

В основном, принято считать, что дети подвержены простудам и различным вирусным болезням, хотя психоневрологические нарушения у детей встречаются довольно часто, и доставляют немало проблем как самим пациентам, так и их родителям.

А главное, могут стать фундаментом для дальнейших трудностей и проблем в социальном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в эмоциональном, в интеллектуальном и социальном развитии, причиной школьной «неуспешности», трудностей социальной адаптации.

Так же, как у взрослых больных, детские психоневрологические заболевания диагностируются на основании целого ряда симптомов и признаков, являющихся специфичными для определенных расстройств.

Но следует принимать во внимание, что диагностический процесс у детей бывает значительно более сложный, и некоторые поведенческие формы могут выглядеть, совсем ни как симптомы психических нарушений. Часто это сбивает с толка родителей и дает возможность долгое время «прятать» голову в песок. Этого делать категорически нельзя и очень ОПАСНО.

Например, в эту категорию входят странные пищевые привычки, излишняя нервозность, эмоциональность, гиперактивность, агрессия, плаксивость, «полевое» поведение, которые могут быть расценены, как часть нормального развития ребенка.

К нарушениям поведения у детей относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными, вызывающими или неадекватными поступками, доходящими до открытого несоблюдения соответствующих возрасту социальных норм.

Типичными признаками патологии могут быть:

- «полевое» поведение, невозможность усидеть на одном месте и сконцентрировать своё внимание;

- чрезмерная драчливость и намеренное хулиганство,

- жестокость к другим людям или животным,

- преднамеренная порча имущества,

- частые, беспричинные и тяжелые вспышки гнева;

- вызывающие провокационные поступки;

Любая из перечисленных категорий при достаточной выраженности является основанием для беспокойства не сама по себе, а как симптом серьезного заболевания.

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

  • Гиперактивное поведение
  • Демонстративное поведение

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм - отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство - стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость - в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

  • Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере, а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии.

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Значительная роль в коррекции поведенческих нарушений отведена психотерапевтическим, нейропсихологическим и коррекционным методам.

Коррекция нарушений поведения у детей в НейроЛогопедическом центре «Выше радуги»:

Этот метод позволяет ребенку безмедикаментозно преодолеть трудности поведения, развития или общения. Нейропсихологическая коррекция оказывает терапевтическое воздействие на организм — улучшает эмоциональное и физическое состояние, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает внутренние резервы и способности, развивает дополнительные скрытые возможности головного мозга.

В нашем центре в программу нейропсихологической коррекции интегрировано самое новейшее Инновационное оборудование и методики для достижения наибольшего и скорейшего результата, а также для того, чтобы была возможность проводить нейропсихологическую коррекцию даже в самых тяжелых случаях . Образовательные и коррекционные симуляторы мотивируют к работе даже самых маленьких, детей с гиперактивностью, агрессией, тиками, «полевым» поведением, синдромом Аспергера и тд.

Специалисты не имеющие в своем арсенале интерактивное и инновационное оборудование не в состоянии проводить качественную и результативную нейрокоррекционные занятия со сложными детьми.

Итак, в НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» в нейропсихологическую коррекцию по усмотрению (в зависимости от целей и задач индивидуальной программы) методиста и диагноста интегрируется огромное количество образовательного оборудования.

Форма проведения занятий индивидуальная.

В результате нейропсихологической диагностики составляется профиль трудностей ребенка, на основе которого разрабатывается нейропсихологическая программа коррекции.

    . Мозжечок — один из отделов головного мозга — отвечает за реализацию множества функций в организме человека, в том числе, за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, а также за развитие когнитивных функций. Мозжечок - диспетчер нашего мозга. Он связан со всеми частями мозга и перерабатывает всю информацию от органов чувств, которая поступает в мозг. На основе этой информации мозжечок проводит коррекцию движений и поведения. Нейропсихологи установили, что у всех детей с нарушениями развития и поведения эта система работает неправильно. Именно поэтому дети тяжело усваивают навыки, не могут регулировать свое поведение, плохо говорят, с трудом учатся читать и писать. Но функцию мозжечка теперь можно тренировать.

Программа мозжечковой стимуляции нормализует работу ствола мозга и мозжечка. Методика улучшает:

  • Поведение;
  • Взаимодействие и социальные навыки;
  • все виды памяти
  • координацию движений, баланс, походку, ощущение собственного тела

Проявление поведенческих нарушений нередко обусловлено различными нарушениями в работе мозжечка. Именно поэтому стимуляция, направленная на нормализацию функционирования лимбической системы, мозжечка и ствола мозга, помогает ускорить развитие речи, улучшить концентрацию внимания, нормализовать поведение и, как следствие, решить проблемы с успеваемостью в школе.

Широко используется система тренировок на балансировочной доске Learning Breakthrough («прорыв в обучении») разработчик программы Френк Бильгоу. Серия реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка.

Результаты достаточно быстро проявляются в улучшении поведения, внимания, речи ребенка, успехах в учебе. Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность любых коррекционных занятий.

3. Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой сенсорной интеграции и антигравитации.

СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - это естественный, неврологический процесс развития человека, который начинается в утробе и продолжается всю жизнь. Важно отметить, что наиболее благоприятное время для развития - это первые семь лет жизни.

СЕНСОРНАЯ ОБРАБОТКА - это процесс, в ходе которого мозг получает сенсорную информацию, обрабатывает ее и использует по назначению.
Если говорить об обычном процессе сенсорной обработки, продуктивном, естественном с «адаптивным ответом», то происходит следующее:
• Наша нервная система воспринимает сенсорную информацию
• Мозг организует и обрабатывает ее
• Затем дает нам возможность использовать ее согласно нашего окружения, чтобы достичь «все больше комплексных, направленных действий»

Нам нужно развивать способность сенсорной обработки для:
• Социального взаимодействия
• П
оведенческих навыков
Развития моторных навыков
• Умения концентрироваться,

Это система физических упражнений и особых телесноориентированных игр, направленных на развитие сенсомоторной интеграции - способности мозга объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств.

Эти занятия полезны всем детям, так как сенсомоторная интеграция - это обязательный этап психического развития каждого ребенка.

Формирование сенсомоторной интеграции начинается еще во внутриутробном периоде жизни на основе трех базисных систем: вестибулярной, проприоцептивной и тактильной.

Очень часто дети испытывают дефицит целенаправленной «правильной» двигательной активности, поэтому их мозг не получает достаточной информации, малыши «не чувствуют» собственное тело в пространстве. Процесс формирования сенсомоторной интеграции нарушается. Это мешает развитию высших психических функций (мышлению, вниманию, восприятию, памяти, речи и тд.).

4. Ритмотерапия интегрированная в программу сенсорной интеграции обеспечивает развитие чувства ритма и чувства времени, которые необходимы для успешного чтения, письма и других видов учебной деятельности. Эти занятия - многоуровневая стимуляция всех сенсорных систем, участвующих в формировании речи, чтения и письма. У многих детей, имеющих поведенческие проблемы, учебные затруднения, есть трудности с удержанием равновесия, проблемы с координацией движений и сенсорной интеграцией (обработкой мозгом информации от всех органов чувств).

Хотя эти трудности не всегда заметны, нарушения базовых функций мешают мозгу осваивать более сложные «продвинутые» виды деятельности, такие как речь, чтение, письмо. Мозг вынужден тратить слишком много сил времени и энергии на контроль положения тела и регуляцию простых движений.

Взаимодействие с ритмичной музыкой стимулирует развитие чувства ритма, внимания, стрессоустойчивости, способности организовывать свои мысли и движения во времени. Все эти способности развиваются благодаря тому, что в процессе коррекции обеспечивается стимуляция, улучшающая качество функционирования головного мозга и качество его связей с телом.

5. БОС с видеобиоуправлением Timocco назначается детям с различными нарушениями развития: поведенческими, задержками речи и общего развития, ДЦП, ЗПР, гиперактивность, нарушения внимания, нарушение развития школьных навыков .

Умение контролировать положение своего тела в пространстве является фундаментом для овладения всеми видами учебной деятельности.
У всех детей, имеющих нарушения в развитии есть трудности в этой области. Программа Timocco обеспечивает визуальную обратную связь, на основе которой ребенок быстрее учится управлять своим телом, выполняя все более сложные последовательности движений.

6. Высокотехнологичная развивающая методика, созданная компанией Interactive Metronome для преодоления нарушений речи, внимания и поведения, связанных с расчетом времени и планированием движений, с развитием чувства ритма и времени.

Занятия с интерактивным метрономом назначаются детям с проблемами поведения и развития, СДВГ, нарушениями аутистического спектра (ранний детский аутизм), задержкой психического развития, ДЦП, нарушениями темпа речи, детям после черепно-мозговых травм, повреждений спинного мозга, заиканием, тиками, синдромом навязчивых состояний, нарушением координации движений.

Детям часто очень трудно концентрироваться, запоминать и выполнять инструкции, состоящие из нескольких частей, выполнять всё до конца, не отвлекаться и не «перескакивать». Такие проблемы связаны с чувством времени и чувством ритма. Это основа для овладения любыми учебными навыками, в том числе чтением, письмом и счетом, решением задач.

Интерактивный метроном стимулирует мозговую активность, которая необходима для обработки сенсорной информации, поступающей извне. Это способствует развитию способности планировать свою деятельность, стабилизирует поведенческие реакции.

7. Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой OMI BEAM. Для нас это не просто яркий спецэффект и весёлая игра, в первую очередь это важный инструмент в руках специалиста, который помогает реализовывать важные цели и задачи при обучении и коррекции:

  1. развитие мелкой моторики и устранение непроизвольных движений (гиперкинезов);
  2. улучшение рисунка ходьбы;
  3. развитие и закрепление правильной осанки;
  4. улучшение общей подвижности;
  5. развитие ощущения собственного тела в пространстве;
  6. обучение способности слушать и концентрировать внимание;
  7. развитие мотивации;
  8. открытие способности к импровизации и творческой активности;
  9. развитие навыков общения;
  10. развитие настойчивости в достижении цели

8. Арт-терапия — наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры. Этот психотерапевтический подход применяется для того, чтобы помочь детям проработать их психологические проблемы и эмоционально травмирующие переживания или преодолеть поведенческие проблемы и сложности развития. В процессе терапии ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.

Специалист в игровой форме решает поведенческие и эмоциональные проблемы ребёнка:

— школьную дезаптацию, отсутствие мотивации к обучению;

— кризис трёх лет;

— трудности в общении с родителями и учителями;

— стрессовые ситуации (смерть родителей, развод, смена школы, сада);

— конфликты между детьми в семье;

— ревность к другим детям в семье и другим членам семьи;

В своей работе психолог применяет различные подходы и методы:

— элементы песко и глинотерапии;

— элементы арт-терапии;
9. Психолого-коммуникативные занятия.

Цель развития коммуникативных навыков - это развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками. В нашу программу развития коммуникативных навыков мы включаем — умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Для каждого ребенка после диагностического обследования создается индивидуальная программа коррекции и интегрируется специальное оборудование . Часто бывает так, что детям с одинаковым диагнозом или нарушением подходят совершенно разные программы с интеграцией различного оборудования. Индивидуальный подход очень важен, и дает возможность достичь быстрого и качественного результата. В нашем центре по другому не бывает. Наши специалисты гарантируют 100% результат при соблюдении всех рекомендаций. С наших пациентов после курса реабилитации снимают диагнозы аутизм, задержка речи, алалия, СДВГ, необучаемость.

Читайте также: