Острота зрения в норме у плода и новорожденного

Обновлено: 03.05.2024

Первые месяцы развития зрения у новорожденных — это время, когда глаза «учатся» видеть предметы и различать первые цвета. Когда зрение ребенка становится четким, влияет ли питание новорожденного (грудное молоко и детская смесь) на формирование зрения и почему особенно важно посетить офтальмолога в год, рассказала врач-офтальмохирург Виктория Леонидовна Точилина.

— Виктория Леонидовна, как развивается зрительный аппарат малыша еще в утробе матери?

— Первый триместр беременности — это самое опасное время для плода, когда только начинается его формирование. Поэтому при подготовке к беременности и сразу после зачатия важно исключить любые вредные факторы, которые могут повлиять на правильное деление клеток и развитие органов будущего малыша, в том числе на зрительный аппарат..

Формирование органа зрения начинается к 3—6 неделе. В начале беременности глаза плохо защищены от токсических воздействий, так как плацента, в которой формируется зародыш, еще уязвима и проницаема. Крайне важно на этой стадии беречься от инфекционных заболеваний, в том числе от инфекций, передающихся половым путем (ИППП), кори и краснухи. Будущим мамам и папам рекомендуется пройти соответствующее обследование перед планированием беременности.

— Поговорим про зрение новорожденного и этапы его становления. Что происходит в первые месяцы развития зрения у новорожденных?

— Развивается глаз на протяжении всей жизни. Начиная от полного формирования всех структур и остроты зрения (рефракции) до возрастных изменений в виде обезвоживания хрусталика и формирования катаракты в старческом возрасте.

Практически все дети появляются на свет с незначительным нарушением зрения, которое проявляется дальнозоркостью (врачи используют термин гиперметропическая рефракция), которая в среднем составляет +4.0 диоптрии. Длина глаза грудного ребенка 17-18 мм. На протяжении первых трех лет жизни наблюдается интенсивный рост глаза, при этом острота зрения меняется, выраженность дальнозоркости снижается.

— Что видит и что умеет различать ребенок?

— В первые месяцы мышечное волокно еще слабое (мышцы глаз тоже развиваются постепенно), поэтому у новорожденных можно наблюдать младенческое косоглазие. После рождения ребенок не видит маму и папу четко — его обоняние и слух развиты острее. Только к 1 месяцу, когда малыш уже больше бодрствует, можно замечать слежение за предметами, и то хаотичное. Но этого не нужно пугаться. Кроме того, запускаются нормальная работа носослезного хода, слезная продукция и слезоотделение. Зачастую на первых месяцах жизни, пока идут эти процессы, у деток слез почти нет.

— Какие питательные вещества полезны для зрения грудных детей?

— Для защиты глаз в период формирования и развития зрения важны лютеин и витамин D. Лютеин не вырабатывается организмом самостоятельно, и малыш может получить его только с питанием. Витамин D синтезируется в коже под воздействием солнечного света, его также можно получить с пищей. У совсем маленького ребенка это может быть материнское молоко и/или адаптированная молочная смесь.

Подчеркну, что грудное молоко и смесь не могут дать ребенку достаточное количество витамина D, поэтому всем детям с рождения независимо от вида вскармливания участковый врач-педиатр назначает прием этого витамина в профилактической дозе. Важно понимать и то, что если младенец только на смеси, в которой нет лютеина, то он его и не получает.

Адаптированные детские смеси MAMAKO ® Premium на козьем молоке обогащены витамином D и IQ-комплексом с лютеином и полезными жирными кислотами докозагексаеновой DHA и арахидоновой ARA. Работая вместе, они помогают улучшить познавательную активность, развитие нервной системы, головного мозга и зрения ребенка. Козье молоко в основе смесей — условие для эффективного всасывания и усвоения этих и других питательных веществ.

— Нужно ли показывать ребенка офтальмологу в возрасте 1 месяц? Что смотрит офтальмолог у новорожденных детей?

— Первый плановый осмотр у офтальмолога в 1 месяц обязательно должен состояться.

Что ожидает ребенка на осмотре у офтальмолога в месяц

  • Визуальный осмотр слезных путей, чтобы исключить непроходимость слезного канала — «дакриоцистит новорожденных».
  • Осмотр глазного дна для исключения врожденных грубых патологий, которые могут быть следствием инфекций, перенесенных мамой в первом триместре беременности.
  • Недоношенных детей проверяют на наличие/отсутствие ретинопатии (заболевание, которое может грозить слепотой).

Как проверяют зрение грудничкам

  • Перед осмотром проводится расширение зрачка при помощи специальных капель.
  • Доношенным детям осмотр проводится бесконтактной линзой, через которую оцениваются зрелость сетчатки, формирование диска зрительного нерва, макулярной области и хода сосудов.
  • Недоношенным малышам проводится контактное исследование на ретинальной камере. Это своего рода фотоаппарат, который делает качественный снимок, где можно увидеть ход сосудов и степень развития структур глаза.
  • При тяжелых родах и гипоксии при рождении или неврологических патологиях досконально изучаются сосуды: вены и артерии обследуются для определения уровня притока и оттока крови. Также есть иные специфические обследования, которые проводятся по назначению других специалистов.

— Первые настоящие слезы у грудничков появляются к 1,5—3 месяцам. В чем их особенности?

— Слезотечение из глазок малышей имеет две крайности. Первая особенность в том, что слеза стоит без специфического отделяемого и плохо отходит через узкие носовые протоки новорожденного — это не считается опасным, так как формирование носослезного хода еще не завершено. К трем месяцам эта проблема может разрешиться самостоятельно. Помогать малышу можно промыванием носа физраствором и легким массажем слезной точки.

Вторая черта — слеза стоит и есть желтовато-белесоватое отделяемое, слипание ресниц после сна. Между носом и глазом существует носослезный ход, и в норме у всех младенцев имеется специальная защитная мембрана, которая во время рождения и первого крика в идеале должна лопнуть естественным путем. Если этого не произошло, то полноценного хода нет, и жидкость застаивается в слезном мешке — а должна отходить в нос. При затрудненном проходе жидкость находится в замкнутом пространстве, к ней присоединяется бактериальная инфекция, и, как следствие, появляется отделяемое неспецифического цвета.

До 3 месяцев это лечится консервативным путем: каплями, массажем (мембрана под действием нажатий лопается). Если проблему не получилось решить консервативно, то удаление проводят механически с помощью процедуры зондирования. Она помогает наладить отток жидкости в нос; бактерия перестает повреждать слезный мешок и сам ход. В процедуре ничего опасного нет, это вынужденная мера помощи младенцу. Иначе с каждым месяцем проблема будет только усугубляться.

Таблица. Зрение младенца по месяцам: норма и особенности

  • В первый и второй месяц зрение меняется мало.
  • К двум месяцам реакция на свет становится ярче, слежение за предметами — более осознанным.
  • Ребенок много бодрствует, можно повесить в кроватке мобиль — он активно развивает мышцы глаз.
  • Малыш более устойчиво и длительно смотрит на предмет, следит за ним. Но поле его зрения не сильно расширено, поэтому, чтобы рассмотреть предмет, ребенок должен повернуть голову.
  • Солнечный свет, падая на кроватку, не оказывает негативного влияния на ребенка: у него происходит активное сужение зрачка на свет. Это защитная реакция глаз, чтобы пучок солнечного света стал меньше и уже.
  • Уходит младенческое косоглазие, ребенок должен четко хватать предмет, понимая расстояние до него.
  • Зрение начинает приходить в норму, но пока также характеризуется близорукостью (гиперметропией) средней степени. Четко ребенок не видит, это нормально.
  • Дети становятся еще более активными и начинают тереть глазки руками. Чтобы не случилось проникновения в глаз вторичной инфекции, нужно соблюдать детскую гигиену рук и хорошо подстригать ногти. Любые неаккуратные движения руки с длинными ногтями могут нанести травму роговице, поцарапать ее.
  • К 1 году рефракция меняется, и дальнозоркость (гиперметропия) значительно уменьшается. Показатели варьируются от +3.0 до +2.0 диоптрий, возможен слабый астигматизм из-за формирования роговицы.

— Третий осмотр у офтальмолога происходит в 12 месяцев. Это уже более осознанный и показательный визит для малыша?

— Ребенок осмысленно и с любопытством следит за предметами, и врачу очень легко его осмотреть как контактно, так и бесконтактно.

Осмотр у офтальмолога в 1 год

Многие родители не могут смириться с младенческим косоглазием и неверно представляют себе процессы развития зрения у ребенка до года. Чтобы убедиться, что у малыша здоровые глазки, важно наблюдаться у детского офтальмолога. На протяжении первого года жизни ребенок посещает кабинет врача дважды: в 1 и 12 месяцев. Проблемы, выявленные в грудном возрасте, зачастую могут быть исправлены без операций. Лучший способ поддержать правильное формирование и развитие глаз ребенка в течение первого года жизни — это сбалансированное полноценное питание с достаточным содержанием жирных кислот, особенно DHA, лютеином и витамином D, а также занятия с родителями, направленные на зрительно-моторную координацию.

* Грудное молоко является лучшим питанием для младенцев. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в течение первых 6 месяцев жизни ребенка и продолжение грудного вскармливания после введения прикорма до возраста 2 лет. Перед вводом новых продуктов в рацион малыша необходимо проконсультироваться со специалистом. Материал носит информационный характер и не может заменить консультацию специалиста здравоохранения. Для питания детей с рождения.

Зрение новорожденного до 1 года: норма и патология

Зрение — самый информативный и в тоже время самый хрупкий внешний анализатор. Именно при помощи глаз человек получает большую часть информации об окружающем мире. Зрительные центры связаны и оказывают сильное влияние практически на все жизненно важные структуры головного мозга (зрение участвует в пищеварительной, двигательной, вестибулярной, половой и др. видах деятельности организма). Особенно важным в становлении и развитии зрения является первый год жизни, когда глаза и детский организм в целом легко подвержен различным вредным влияниям как внутренних, так и внешних факторов.

Если в этом возрасте произошло поражение зрительного органа, то у ребенка развиваются нарушения координации движений, младенец испытывает страх перед окружающим миром, что часто приводит к значительному отставанию в развитии ребенка, так как остальные органы чувств не в состоянии полноценно компенсировать дефицит информации.

В первый год зрение ребенка развивается очень интенсивно. Практически полная слепота новорожденного младенца (ненаправленное световосприятие) за несколько месяцев перерастает в способность анализировать предметы и их движение, оценивать и сравнивать предметы по их различным, в том числе цветовым, характеристикам. Поэтому особенно важно для родителей понимать основные принципы развития зрения у детей первого года жизни и знать о ранних признаках появления патологии глаз.

Развитие зрительной системы

В развитии органа зрения существует несколько периодов. Самый важный из них — это закладка и внутриутробное формирование. На этом этапе действие повреждающих факторов может привести к катастрофическим последствиям (аномалиям развития — гипоплазиям зрительных нервов, врожденной катаракте, глаукоме; воспалениям оболочек глаза; и т.д.). Следующий период — от рождения до 1 года. В это время активно развиваются участки зрительной коры головного мозга, получающие информацию об окружающем мире. Тренируется одновременное движение глаз, формируется визуальный контроль движения рук, заполняется «библиотека » зрительных образов. Если на этом этапе возникают ограничение поступления света к сетчатке (нарушение прозрачности оптических сред глаза), нарушение фокусировки предметов (наличие близорукости или высокой степени дальнозоркости) или ухудшение восприятия зрительных образов (поражение зрительных нервов, зрительных центров головного мозга), то зрение может остановиться на начальном этапе развития и не сформироваться до нормального уровня.

Сразу после рождения ребенок способен воспринимать только наличие или отсутствие источника света. В первые месяцы жизни перед ребенком, как из тумана, проявляются различные объекты окружающего мира. Сначала младенец только фиксирует взгляд на крупных предметах (первый месяц), затем пытается прослеживать их перемещение в пространстве — изучает проходящих мимо родителей, следит за движущимися игрушками (3 -4 месяц). Не следует в этом возрасте подвешивать игрушки непосредственно перед глазами — расположите их по сторонам от ребенка или на ногами. В 6 месяцев острота зрения ребенка позволяет ему наблюдать за мелкими объектами, визуально узнавать «своих », хватать и бросать игрушки, познавая при этом трехмерность пространства. Поместите погремушки и «шуршалки » в районе движения рук ребенка для облегчения их захвата.

Годовалый малыш уже собирает «мелкий мусор» на полу, активно двигается к яркой игрушке. Используйте для привлечения внимания удаленные предметы. Получая мощные зрительные стимулы, малыш начинает стремиться к заинтересовавшим его объектам, совершает попытки встать на ноги и делает свои первые шаги. Только к 6-7 годам зрение ребенка достигает уровня взрослого человека (по специальным таблицам называет 10-ую строчку).

Родительский контроль

Уже в роддоме при визуальном осмотре новорожденного можно выявить признаки некоторых врожденных заболеваний глаз. Катаракта — помутнение хрусталика, которое проявляется сероватым свечением вместо черного зрачка. Лечение чаще всего — хирургическое — удаление мутного хрусталика. Длительное существование помехи при прохождении света внутрь глаза приведет к существенной задержке развития зрения (обскурационной амбиопии). После такой операции ребенок носит специальные очки или контактную линзу, заменяющие хрусталик. В последнее время распространена методика ранней имплантации искусственного хрусталика. Некоторые виды полупрозрачных катаракт не оперируют в раннем детстве. В таких случаях проводят периодические курсы стимулирующего лечения (воздействие на глаз световым и лазерным излучением, электрическим и магнитным полем, занятия на специальных компьютерных программах) и проводят отсроченное хирургическое вмешательство в более взрослом возрасте.

Сходные с катарактой внешние проявления могут выявляться при более опасном заболевании — ретинобластоме (опухоль сетчатки). В ранних стадиях на опухоль можно воздействовать с помощью специальных лучевых аппликаторов — пластинок с нанесенным на них радиоактивным веществом. Они подшиваются непосредственно к склере в месте проекции опухоли, тень которой определяют во время операции, просвечивая склеру диафаноскопом (прибором , похожим на фонарь). Радиоактивный материал аппликатора разрушает опухоль сквозь склеру. На поздних стадиях, когда возникает опасность распространения опухоли за пределы глаза, путь только один — удаление пораженного глаза.

Врожденная глаукома — заболевание глаз, которое характеризуется повышением внутриглазного давления из-за врожденных нарушений системы образования и оттока внутриглазной жидкости. В результате глаз ребенка растягивается и увеличивается в размерах, выдвигаясь вперед (вплоть до ограничения полного смыкания век). Также при глаукоме может отмечаться помутнение роговицы (бельмо ). Поскольку это заболевание связано с структурными изменениями некоторых отделов глаза, то лечение, в основном, хирургическое. Цель операции — обеспечение нормального оттока внутриглазной жидкости из полости глаза. Если к моменту операции не затронуты роговица и зрительный нерв, то возможно сохранение и развитие полноценного зрения.

Воспалительные заболевания (конъюнктивит — воспаление наружной оболочки глаз, покрывающей заднюю поверхность век и переднюю поверхность глазного яблока до роговицы, дакриоцистит — воспаление слезного мешка, увеит — воспаление сосудистой оболочки глаза, и др.). Основными признаками этой группы глазных болезней являются покраснение глаза, слезотечение, отек век и конъюнктивы, обильные выделения из глаз. Средства и методы лечения в таких случаях должен определять только офтальмолог, поскольку неправильное лечение может вызвать усугубление воспаления и осложнение процесса. Необоснованно назначенные антибиотики не редко приводят к аллергизации слизистой оболочки глаза, а длительное их использование — нарушает жизнедеятельность нормальной бактериальной флоры.

При воспалительных заболеваниях глаз не следует закапывать в них грудное молоко — это прекрасная питательная среда для вредоносных микроорганизмов, к тому же жир, содержащийся в молоке, нарушает отток слезы.

К наиболее частым внешним проявлениям патологии глаз, которые можно выявить при неспециализированном осмотре новорожденного, относятся так же:

  • нистагм — подергивание глаз в горизонтальном или вертикальном направлении, из-за чего у ребенка отсутствует фиксация взгляда и не формируется четкого зрения (то есть глаз не может зафиксироваться на предмете и поэтому видит его детали «размытыми »). Причиной могут стать как различные заболевания глаз (высокая степень близорукости, поражения центрального отдела сетчатки и т. д.), так и поражение головного мозга;
  • птоз (опущение ) верхнего века — когда один или оба глаза не открываются полностью. Происходит это из-за поражения соответствующего нерва или мышцы, поднимающих верхнее веко (в результате кровоизлияний, родовых травм и т. д.). Возможность развития зрения в такой ситуации определяется степенью птоза. Если веко прикрывает зрачок, то ребенку требуется специальная пластическая операция. Если же такая проблема не мешает малышу, он способен рассматривать этим глазом игрушки на различных расстояниях и у него не возникает косоглазия, вопрос с оперативным вмешательством можно отложить на более поздний срок, поскольку хирургическая помощь в этом случае понадобится лишь с косметической целью. Для поддержания нормального функционирования глаза в таком случае необходимо проводить специальные тренировки.

Родители или офтальмолог при профосмотре могут обнаружить у малыша косоглазие (изменение правильного положения одного или обоих глаз в глазной щели). Оно возникает из-за нарушения зрения на одном или обоих глазах, изменении мышечного тонуса глазодвигательных мышц, поражений глазодвигательных нервов и др. Рассматриваемый предмет фокусируется не на центральный отдел сетчатки, а на соседний участок, где зрительная чувствительность существенно ниже, что создает угрозу формированию бинокулярного зрения у малыша. Бинокулярное зрение — зрение двумя глазами с соединением одновременно полученных ими изображений, позволяющее локализовать объекты по направлению и по относительной их удаленности. В этом случае необходимо начать лечение как можно раньше. На некосящий глаз с помощью пластыря наклеивают «занавеску » из марлевой салфетки (в случае двухстороннего косоглазия салфетку с пластырем крепят попеременно на каждом глазу), при этом проводят тренировки «проблемного » глаза. Исключение составляют только случаи, когда острота зрения на обоих глазах резко снижена и заклейка может привести к торможению развития зрения на том глазу, который лучше видит.

Если угол отклонения глаза достаточно большой, без оперативной коррекции косоглазия не обойтись. Это ни в коем случае не отменяет проведения заклеек и стимулирующего лечения. При помощи этих мер к моменту операции (чаще всего ее проводят в возрасте 4-5 лет, чтобы до школы была возможность сформировать бинокулярное зрение) удается уменьшить угол косоглазия и сохранить хорошую остроту зрения. А это способствует меньшему объему оперативного вмешательства, лучшему послеоперационному эффекту и дает возможность в дальнейшем нормализовать зрительные функции.

Специализированный осмотр офтальмологом

При осмотре малыша в родильном доме (а для недоношенных детей — в отделениях выхаживания недоношенных) офтальмолог может выявить и другие заболевания глаз, которые не имеют внешних проявлений на ранних стадиях. Самыми грозными из них на сегодняшний день считаются ретинопатия недоношенных и атрофия зрительных нервов.

Ретинопатия недоношенных — заболевание сетчатки глаза, при котором нормальное развитие и рост ее сосудов останавливаются, и начинают развиваться патологические сосуды, не выполняющие своей функции по доставке кислорода к сетчатой оболочке. Стекловидное тело мутнеет и уплотняется, что вызывает натяжение и отслойку сетчатки, и при отсутствии адекватного лечения это может привести к безвозвратной потере зрения. К сожалению, внешне это заболевание никак не проявляется, и только на последней стадии, когда помочь ребенку уже не удается, становится заметным серое свечение зрачка. Болезнь на ранних стадиях может диагностироваться только опытным офтальмологом. Легкие стадии ретинопатии могут оставлять после себя незначительные изменения, не оказывающие существенного влияния на зрение. Но при достижении 3пороговой или 4-й стадии заболевания ребенка необходимо срочно прооперировать.

Атрофия зрительного нерва — это поражение нервных волокон, проводящих зрительные сигналы от глаза в зрительные центры коры головного мозга. Основной причиной являются различные поражения структур и желудочковой системы головного мозга. Если атрофия зрительного нерва полная (что бывает редко), то зрение может полностью отсутствовать. В случае частичной атрофии, острота зрения определяется степенью и местом поражения зрительного нерва. При атрофии зрительных нервов применяют стимулирующее функциональное лечение с помощью специальных приборов, ноотропную (улучшающую обменные процессы в мозге) и сосудорасширяющую терапию.

Динамическое наблюдение за ребенком

После роддома родителям необходимо внимательно наблюдать за развитием своего малыша, обращая внимание на формирование зрительных функций.

Важно, чтобы первый осмотр офтальмолога был осуществлен в первые 3 месяца жизни малыша (в эти сроки можно диагностировать большинство врожденных заболеваний на ранних стадиях, что является залогом успешного лечения). При отсутствии патологии на первичном осмотре, следующий визит к врачу нужен, когда ребенку исполнится полгода (созревание основных структур глаза, отвечающих за правильную фокусировку изображения на сетчатку).

Первичное обследование проводится по следующему алгоритму:

Определение остроты (в 1 месяц — по реакции фиксации на предмете, в 2-3 месяца — по слежению за яркой игрушкой размером 15-20 см на светлом однотонном фоне, в 4-5 месяцев — по четкости слежения до расстояния 3-5 м) и полей зрения (поле зрения — максимальное пространство, осматриваемое одним глазом.). Поля зрения определяются ориентировочно — врач двигает игрушку вперед из-за головы ребенка до появления реакции малыша на предмет. Одновременно проводится осмотр придатков глаза: мышц, слезных путей, век (движений глаз в разные стороны, проходимости слезных путей, полноценности открывания-закрывания век), а также оптических сред глаза и глазного дна при помощи офтальмоскопа и щелевой лампы (приборов , посылающих щелевидный или круглый луч света сквозь оптические среды глаза).

Офтальмолог так же измеряет рефракцию с помощью скиаскопии (теневой пробы с оптическими линейками) или рефрактометрии (применяется специальный аппарат).

Если остроту зрения определить не удается (у малыша нечеткая реакция фиксации или слежения), то выполняется исследование импульсов головного мозга в ответ на зрительные раздражители (метод зрительных вызванных потенциалов). По его результатам можно судить о наличии функциональных и структурных поражений зрительного анализатора или о задержке его развития.

В 6 месяцев на осмотре у офтальмолога помимо стандартного обследования ребенка проводится контроль динамики рефракции глаза, то есть сравниваются вновь полученные и первичные данные этого исследования. У большинства детей в 6 месяцев рефракция колеблется в пределах +1-+2,5 Дптр. Иногда в этом возрасте может появиться сдвиг в сторону минусовой рефракции, что говорит о предрасположенности малыша к развитию близорукости. В таком случае необходимо ограничить зрительные нагрузки — убрать мелкие и близко висящие игрушки, сделать акцент на удаленных и движущихся предметах. При выявлении близорукости более 2 Дптр, особенно если наряду с этим у ребенка снижается острота зрения и появляется косоглазие, как можно раньше назначается коррекция зрения с помощью очков. Очки при необходимости могут назначаться уже с 6 месяцев (иногда , при больших степенях или выраженной асимметрии между глазами применяют коррекцию зрения с помощью контактных линз).

Даже если в 6 месяцев на профилактическом осмотре не было выявлено никакой патологии органа зрения, в дальнейшем полагается проходить осмотр у офтальмолога каждые полгода, так как в течение этого времени могут начать изменяться показатели рефракции глаз (формироваться близорукость, астигматизм), проявляться некоторые генетические синдромы, протекающие с резким нарушением остроты зрения. Кроме того, регулярное наблюдение за малышом дает врачу возможность своевременно выявить скрытно протекающие воспалительные процессы.

Когда надо обратиться к врачу срочно

Первыми симптомами многих заболеваний, на которые следует обратить внимание в первые месяцы жизни, являются отсутствие или замедленное слежение за движением предмета, появление косоглазия, краснота белочной оболочки, выделения, скапливающиеся во внутренних углах глаз и на веках. При появлении подобных признаков необходимо срочно обратиться к специалисту.

Важно знать: даже если врач выявил патологию, это не повод для паники. Нарушенную функцию органа зрения в большинстве случаев можно восстановить адекватным лечением.

Будьте внимательны к своим детям! Не занимайтесь самостоятельным лечением!

Автор статьи: врач-педиатр, офтальмолог, кандидат медицинских наук,
заведующий отделением офтальмологии НИИП и ДХ МЗ РФ
Скрипец Петр Петрович

Зрение новорожденного

Чтобы понимать функциональное состояние органа зрения новорожденного ребенка, рассмотрим немного внутриутробное развитие малыша.

Зачаток органа зрения закладывается на 22 дне эмбриогенеза в виде глазных бороздок в переднем мозге, далее из них формируется глазной пузырек (в этот момент идет закладка будущего хрусталика) и затем на 5 неделе беременности - образуется глазной бокал (в этот момент формируется закладка роговицы, сосудистой сети будущего глазного яблока и сетчатки). В конце 2 месяца беременности формируется слезная железа и идет закладка глазодвигательных мышц и век, а также конъюнктивы, в дальнейшем идет дифференциация заложенных клеток.

Полное анатомическое формирование органа зрения, в том числе зрительных трактов и коры головного мозга, отвечающего за зрение, формируется к 8 месяцу беременности, но ребенок рождается с функционально недоразвитой зрительной системой. Окончательное развитие сетчатки, как 1 нейрон (начало зрительного пути) происходит только под воздействием света после рождения (внутриутробно света нет!).

Учитывая все выше сказанное, видно, как важен период первого триместра беременности для закладки здорового глаза ребенка, и если в этот период мама, например, болеет, курит, принимает алкоголь или сильные медикаменты и тп, то может произойти сбой в системе эмбриогенеза, который в свою очередь приведет к возможным внутриутробным порокам развития.

Но вот малыш родился.

Его глаза при рождении различают только свет, к концу 1 месяца жизни идет формирование фиксации взора. Ребенок начинает фиксировать игрушку, следить за предметами.

В норме при рождении ребенок имеет дальнозоркость в 3.0-3.5 диоптрии (это заложено природой на вырост, при росте ребенка плюсовая рефракция уменьшается и к 7 годам ребенок выходит на остроту зрения 100%).

При изначальном уменьшении дальнозоркости при рождении мы говорим о так называемом «малом запасе» рефракции (ранние завершение рефрактогенеза) и это состояние является группой риска по возможному возникновению близорукости в дальнейшем

Глазик ребенка при рождении круглый, а не вытянутый, как у взрослого человека. Хрусталик также приближен к круглой форме. На заметку: хрусталик растет всю жизнь!

Как раньше говорилось, сетчатка и зрительный нерв начинают формироваться активно именно под воздействием света, и окончательный вид приобретают к 7-8 месяцам жизни ребенка, до этого зрительный нерв при осмотре глазного дна выглядит серым, иногда темного, почти черного цвета, и это норма для детей первых месяцев жизни.

К 7-8 месяцам диск зрительного нерва становится бледно-розовым, все световые рефлексы с сетчатки также к этому времени должны сформироваться.

В первые месяцы жизни ребенок скашивает глаза к носу, это обычно пугает родителей. Не надо бояться! Это физиологическое косоглазие за счет низкой остроты зрения новорожденного ребенка.

Также малыш не видит двумя глазами, как взрослые, он видит каждым глазом по отдельности и не умеет еще сливать образы с каждого глаза в единую картинку, это косоглазие должно полностью исчезнуть к первому году жизни. Иногда может кратковременно с периодичностью возникать до 1,2 - 1,3 месяцев жизни.

К году ребенок видит 10-20% от того, что видит взрослый (по таблице проверки остроты зрения - это первый, второй ряд оптотипов)

Родителям надо обращать внимание на косоглазие, если оно постоянное, угол косоглазия очень большой и не меняется, если косит один глаз, если косоглазие расходящиеся (косит к виску, а не к носу), если нет синхронности движения глаз, если косоглазие не уменьшается после 7-8 месяцев жизни ребенка.

На что еще нужно обращать внимание родителям и почему следует обратиться к офтальмологу?

1 - Сразу же при рождении зрачки должны реагировать на свет, если зрачки не расширяются в темноте и не сужаются на свету - обязательно обратитесь к офтальмологу!

2 - Если при фотографировании вы видите разный цвет зрачков - это прямой повод прийти к офтальмологу, не откладывая посещение.

Разность цвета зрачков может быть вызвана помутнением хрусталика, внутриглазной опухолью (лейкория или кошачий зрачок, когда виден желтоватый оттенок зрачка при ретинобластоме - злокачественной опухоли сетчатки!)

3 - Если родителей смущает размер и вид зрачков. В норме зрачок черный, круглый, активно сужается или расширяется при разной освещенности. На фотографиях рефлекс должен быть розовый или красный, не сильно отличающийся между глазами по интенсивности.

4 - Если к 1-1,5 месяцам жизни ребенок не следит за игрушкой, наблюдается разный размер глазной щели.

5 - Ребенок недоношенный, маловесный, длительно находился под кислородом или ему оказывались реанимационные мероприятия. Такие детки осматриваются первоначально в роддоме и если вопрос стоит о ретинопатии недоношенных, то осмотр идет каждую неделю до завершения васкулогенеза сетчатки. При раннем родоразрешении в сетчатке, которая еще не готова к воздействию света, могут патологически разрастаться сосуды, которые приводят к кровоизлияниям, отслойке сетчатки и как следствие - к возможной потере зрения.

6 - Первый плановый осмотр офтальмолога необходимо пройти на 1-3 месяце жизни, далее после 7 месяцев и в 1 год. В дальнейшем осмотры назначаются по ситуации, но не реже 1 раза в 6-12 месяцев.

7 - Отягощенный наследственный анамнез, если родители или ближайшие родственники имею заболевания глаз. Дети таких родителей осматриваются каждые 6 месяцев после 1 года.

И в заключении, сетчатка у детей "улыбается"! (так говорил мой учитель. ) Так пусть эта "улыбка" будет всегда!

Развитие зрения у новорожденных: что важно знать

Зрение необходимо ребенку не только для того, чтобы видеть и различать предметы. Зрительный анализатор позволяет изучать мир, развивать интеллект, обеспечивает зрительный контроль при освоении моторных навыков. О том, когда у новорожденных появляется зрение и как оно развивается, поговорим сегодня.

Как развивается зрительная система?

Зрительная система начинает развиваться задолго до появления ребенка на свет. Примерно на второй-третьей неделе беременности у плода начинают формироваться глазные пузырьки (зачаток глаза в эмбриональном периоде). Ближе к концу четвертой — началу пятой недели появляется хрусталик, и начинают формироваться сосудистые оболочки глаза. К концу первого триместра уже развиты склеры, глазные камеры, веки, зрачок, слезные железы и даже ресницы. Одним словом, к моменту появления на свет практически все составляющие зрительной системы сформированы, но еще функционально незрелые.

Особенности зрения у новорожденных

Несмотря на то, что зрительная система развивалась на протяжении всей беременности, малыш, приходя в этот мир, видит его очень плохо: все вокруг — лишь череда нечетких образов. Однако единственное, что сейчас нужно видеть ребенку, — это лицо мамы и ее грудь (или бутылочку).

После рождения зрение новорожденного проходит несколько этапов развития. Этот процесс происходит в течение долгого времени и закончится к школьному возрасту (а в некоторых моментах — только в пубертате).

Светочувствительность. С первых минут жизни малыш реагирует на свет. Однако в первые дни яркий свет, скорее, пугает кроху, поэтому малыш рефлекторно закрывает глазки. Примерно через 2-5 недель ребенок способен фиксировать свой взгляд на различных источниках света: фонарике, люстре, дисплее мобильного телефона и др. Светочувствительность у новорожденных резко снижена по сравнению со взрослыми людьми: к 6 месяцам она соответствует 2/3 от должного уровня и только к подростковому возрасту достигает нормальных значений.

Центральное зрение — способность глаза замечать и различать мелкие предметы. Вот как происходит развитие этой важнейшей функции зрения у новорожденных и подросших малышей по месяцам. Она появляется к 2-3 месяцам жизни (тогда же малыш начинает хорошо фокусировать зрение на игрушках и лицах) и дальше постепенно совершенствуется. Примерно через 2 недели малыш может следить за достаточно крупной и яркой игрушкой. К 4-6 месяцам ребенок начинает различать лица, в 7-10 месяцев умеет распознавать различные фигуры, к дошкольному возрасту — нарисованные образы.

Цветовосприятие. При рождении малыш способен различать только черный и белый цвета. Способность идентифицировать цвет появляется у разных детей в разном возрасте — от 2 до 6 месяцев.

Бинокулярное зрение — это способность одновременность видеть обоими глазами и создавать при этом один объемный образ. Можно сказать, что эта функция определяет пространственное зрение. Этой способностью зрительный анализатор сразу после рождения не владеет. Только после двух месяцев малыш начинает осваивать ближнее пространство, хотя к моменту рождения ребенок способен на расстоянии 25-30 см улавливать взглядом фигуры и силуэты.

Поля зрения — это пространство, которое видимо для человека при фиксированном взгляде. Первые недели малыш способен видеть только то, что находится непосредственно перед ним, а все, что расположено сбоку, остается им незамеченным — вот какое зрение у новорожденных. Постепенное расширение полей начинается после двухмесячного возраста.

Кроме того, глядя на глазки только что родившегося малыша, можно заметить их нескоординированные движения, взгляд будто «сквозь тебя», поэтому иногда родители начинают бить тревогу, думая, что у их малыша косоглазие. Да, подобные явления возможны и совершенно физиологичны. Это обусловлено слабостью мышц глазного яблока. К 6 месяцам жизни эти отклонения исчезают.

Острота зрения у новорожденных

У новорожденных детей острота зрения гораздо ниже, чем у взрослых людей, и находится в диапазоне 0,005-0,015 (в норме 0,8-1,0). Причина этому — незрелость зрительной системы: сетчатка еще продолжает формироваться, а желтое пятно (участок сетчатки, где острота зрения в норме достигает максимального значения — 1,0 или 100%) еще не появилось. В течение первого года жизни острота зрения постепенно возрастает, но приблизится к взрослым показателям только к 6-7 годам.

Как проверить зрение у новорожденного?

Сразу после рождения оценка зрения проводится только по медицинским показаниям (например, при недоношенности, врожденных аномалиях глаз). Здоровые доношенные детки впервые попадают на плановый осмотр к офтальмологу только в 1 месяц жизни.

Обследование зрительной системы малыша включает в себя несколько этапов:

наружный осмотр: осматривают глазные яблоки, оценивают их симметричность, работу глазодвигательных мышц;

определяют способность фиксировать предмет взглядом;

оценивают реакции на свет;

проводят офтальмоскопию — оценивают глазное дно (состояние сетчатки, сосудов глаза, диск зрительного нерва).

Таким образом, оценка остроты зрения у новорожденных детей проводится крайне редко, обычно это рекомендуется делать уже в более зрелом возрасте.

Когда нужно обращаться к врачу?

Хотя проблемы с развитием органов зрения у новорожденных и малышей первого года жизни встречаются не так часто, есть ряд признаков, на которые стоит обратить внимание и немедленно обратиться к офтальмологу:

чрезмерное слезоотделение или наличие гнойного отделяемого из глаза — это может быть признаком непроходимости слезного канала;

покраснение глаза/век (в сочетании с гнойным отделяемым или без) или покрытые коркой веки могут свидетельствовать об инфекционном процессе;

повышенная восприимчивость к свету;

постоянное вращение глазных яблок;

неполное открытие одного из глаз, асимметрия глазных яблок;

отсутствие фиксации на лице родителей после 4-5 месяцев;

появление белого участка на зрачке может свидетельствовать о ретинобластоме.

Как можно помочь развитию зрения у новорожденных и детей первого года жизни?

Есть немало простых способов, которые могут помочь правильному развитию зрительных навыков у малышей.

Используйте ночник или другую тусклую лампу в комнате ребенка в первые 2-3 месяца жизни малыша.

Часто меняйте положение кроватки и положение ребенка в ней.

Держите игрушки, до которых можно дотянуться и дотронуться, в пределах фокуса ребенка.

Разговаривайте с ребенком, прогуливаясь по комнате; говорите эмоционально, давайте время разглядеть ваше лицо.

Чередуйте правую и левую стороны при каждом кормлении.

Тренируйте фиксацию взгляда на игрушке — водите яркой крупной игрушкой перед малышом на расстоянии 30-40 см, ближе к 3-4 месяцам — на расстоянии 60 см (держать игрушки лучше на уровне пупка малыша).

Развитие зрительных функций у детей

Зрительная система ребенка


Зрительная система ребенка уже при рождении обладает некоторыми безусловными зрительными рефлексами — прямая и содружественная реакция зрачков на свет, кратковременный рефлекс поворота глаз и головы к источнику света, попытка слежения за движущимся объектом. В дальнейшем, с ростом ребенка, постепенно развиваются и совершенствуются все другие зрительные функции.

Световая чувствительность

Световая чувствительность появляется сразу после рождения. С самых первых дней жизни ребенка свет оказывает стимулирующее действие на развитие зрительной системы в целом и служит основой формирования всех ее функций. Однако, под действием света у новорожденного не возникает зрительный образ, а вызываются, в основном, неадекватные защитные реакции. Световая чувствительность у новорожденных резко снижена, причем в условиях темновой адаптации она в 100 раз выше, чем при адаптации к свету. К концу первого полугодия жизни ребенка световая чувствительность существенно повышается и соответствует 2/3 ее уровня у взрослого, а к 12-14 годам становится почти нормальной. Пониженную световую чувствительность у новорожденных объясняют недостаточным развитием зрительной системы, в частности сетчатки. Расширение зрачка в темноте у них происходит медленнее, чем его сужение на свету. Но уже на 2-3-ей неделе в результате появления условно-рефлекторных связей начинается усложнение деятельности зрительной системы, формирование и совершенствование функций предметного, цветового и пространственного зрения.

Центральное зрение

Центральное зрение появляется у ребенка только на 2-З-м месяце жизни. В дальнейшем происходит его постепенное совершенствование — от способности обнаруживать предмет до способности его различать и распознавать. Возможность различать простейшие предметы обеспечивается соответствующим уровнем развития зрительной системы, а распознавание сложных образов уже связано с развитием интеллекта.


На 4-6-м месяце жизни ребенок реагирует на появление рядом лиц, а еще раньше — на 2-3-м месяце замечает грудь матери. На 7-10-м месяце у ребенка появляется способность распознавать геометрические формы (куб, пирамида, конус, шар), а на 2-3-м году жизни нарисованные изображения предметов. Полное восприятие формы предметов и нормальная острота зрения развиваются у детей только к периоду школьного обучения.

Острота зрения новорожденного крайне низка, по данным исследований она составляет 0,005-0,015. В течение первых месяцев постепенно возрастает до 0,01-0,03. К 2-м годам она повышается до 0,2-0,3 и только к 6-7 годам (а по разным данным и к 10-11) достигает 0,8-1,0.

Цветовосприятие

Параллельно развитию остроты зрения происходит становление цветовосприятия. В ходе исследований выявлено, что способность распознавать цвет впервые появляется у ребенка в возрасте 2-6 мес. Различение цветов начинается, прежде всего, с восприятия красного цвета, возможность же распознавать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий) появляется позже. К 4-5-ти годам цветовое зрение у детей уже хорошо развито, но продолжает совершенствоваться. Аномалии цветоощущения у них встречаются приблизительно с такой же частотой и в таких же количественных соотношениях между лицами мужского и женского пола, как и у взрослых.

Поле зрения

Границы поля зрения у детей дошкольного возраста примерно на 10% уже, чем у взрослых. К школьному возрасту они достигают нормальных величин. Размеры слепого пятна по вертикали и горизонтали, определенные при исследовании с расстояния 1 м, у детей в среднем на 2-3 см больше, чем у взрослых.

Бинокулярное зрение

Бинокулярное зрение развивается позднее других зрительных функций. Главная особенность бинокулярного зрения состоит в более точной оценке третьего пространственного измерения — глубины пространства. Можно выделить следующие основные этапы развития пространственного зрения у детей.

  • При рождении ребенок сознательного зрения не имеет. Под влиянием яркого света у него суживается зрачок, закрываются веки, голова толчкообразно откидывается назад, но глаза, при этом, бесцельно блуждают независимо друг от друга.
  • Через 2-5 нед. после рождения сильное освещение уже побуждает ребенка удерживать глаза относительно неподвижно и пристально смотреть на световую поверхность.
  • К концу первого месяца жизни оптическое раздражение периферии сетчатки вызывает рефлекторное движение глаза, в результате которого световой объект воспринимается центром сетчатки. Эта центральная фиксация вначале совершается мимолетно и только на одной стороне, но постепенно, в связи с повторением, она становится устойчивой и двусторонней. Бесцельное блуждание каждого глаза сменяется согласованным движением обоих глаз. Формируется физиологическая основа бинокулярного зрения.

Таким образом, бинокулярная зрительная система формируется, несмотря на еще явную неполноценность монокулярных зрительных систем, и опережает их развитие. Это происходит для того, чтобы в первую очередь обеспечить пространственное восприятие, которое в наибольшей мере способствует лучшему приспособлению организма к условиям внешней среды.

Освоение ближнего пространства - важный этап развития бинокулярного зрения

В течение 2-го месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее пространство. В первое время близкие предметы видны в двух измерениях (высота и ширина), но благодаря осязанию ощутимы в трех измерениях (высота, ширина и глубина). Закладываются первые представления об объемности предметов.

На 4-м месяце у детей развивается хватательный рефлекс. При этом направление предметов большинство детей определяют правильно, но расстояние оценивается неверно. Ребенок ошибается также в определении объемности предметов: он пытается схватить солнечные блики и движущиеся тени.

Со второго полугодия жизни начинается освоение дальнего пространства. Осязание при этом заменяют ползание и ходьба. Они позволяют сопоставлять расстояние, на которое перемещается тело, с изменениями величины изображений на сетчатке и тонуса глазодвигательных мышц, создаются зрительные представления о расстоянии. Эта функция обеспечивает трехмерное восприятие пространства и совместима лишь с полной согласованностью движений глазных яблок и симметрией в их положении. Механизм ориентации в пространстве выходит за рамки зрительной системы и является продуктом сложной деятельности мозга. В связи с этим дальнейшее совершенствование пространственного восприятия тесно связано с познавательной деятельностью ребенка.

Значительные качественные изменения в пространственном восприятии происходят в возрасте 2-7 лет, когда ребенок овладевает речью и у него развивается абстрактное мышление. Зрительная оценка пространства совершенствуется и в более старшем возрасте.

В дальнейшем развитии зрительных ощущений ребенка принимают участие как врожденные механизмы, выработанные и закрепившиеся, так и механизмы, приобретенные в процессе накопления жизненного опыта.

Читайте также: