Оценка травматизма на дороге. Травматизм пешеходов

Обновлено: 18.05.2024

В настоящем примере рассмотрен процесс оценки риска травматизма пешехода на одноуровневых пешеходных переходах третьей категории через двухпутные участки железной дороги на примере данных о двух железнодорожных станциях, находящихся на пути следования высокоскоростных поездов.

А.1.1 Анализ риска

А.1.1.1 Определение области анализа риска

Целью оценки риска является помощь ответственным лицам в принятии решений о необходимости строительства двухуровневых пешеходных переходов на железнодорожных станциях на пути следования высокоскоростных поездов.

Задачей оценки риска является получение необходимой объективной информации для предотвращения или снижения травматизма пешеходов при переходе железнодорожных путей.

Описание исследуемых объектов:

- двухпутный участок железной дороги для движения высокоскоростных поездов;

- железнодорожная станция 1 с небольшим пассажиропотоком;

- железнодорожная станция 2 с большим пассажиропотоком;

- пешеходный переход третьей категории, данные об оснащенности которого представлены на рисунке А.1.

- случайный импульсный поток, представляющий движение пешеходов по пешеходному переходу; - средняя длительность импульсов, равная среднему времени пребывания хотя бы одного пешехода на пешеходном переходе; - средняя длительность случайных интервалов между моментами начала двух соседних импульсов, равная среднему времени между движениями пешеходов по данному пешеходному переходу; - случайный импульсный поток, представляющий движение поездов по одному железнодорожному пути; - средняя длительность импульсов, равная среднему времени пересечения поездом, идущим по одному пути, пешеходного перехода; - средняя длительность случайных интервалов между моментами начала двух соседних импульсов, равная среднему времени между подходами поездов, идущих по одному пути, к данному пешеходному переходу; - случайный импульсный поток, представляющий движение поездов по второму железнодорожному пути; - средняя длительность импульсов, равная среднему времени пересечения поездом, идущим по второму пути, пешеходного перехода; - средняя длительность случайных интервалов между моментами начала двух соседних импульсов, равная среднему времени между подходами поездов, идущих по второму пути, к данному пешеходному переходу; - случайный поток импульсов совпадений, представляющий собой случайный поток опасных событий наезда поезда на пешехода на одноуровневом пешеходном переходе

Рисунок А.1 - Модель риска травматизма пешеходов на пешеходном переходе на двухпутном участке железной дороги

А.1.1.2 Модель риска

Опасные ситуации, как правило, возникают вследствие маловероятного совпадения нескольких факторов, каждый из которых в отдельности не вызывает опасной ситуации, но может служить источником ее появления.

Процессы появления и действия дестабилизирующих факторов могут быть представлены в виде стационарных случайных потоков взаимно не перекрывающихся во времени импульсов.

Решение задачи о совпадениях импульсов из разных потоков может быть выполнено в соответствии с моделью, приведенной на рисунке А.1. Сначала определяют среднюю частоту совпадения импульсов трех потоков (потока движения пешеходов по пешеходному переходу и потоков движения поездов по двухпутному участку железнодорожного пути), которая является средней частотой (интенсивностью) опасных ситуаций на пешеходных переходах при условии, что пешеход игнорирует все средства предупреждения о приближении поезда.

Амплитуда импульсов во всех рассматриваемых потоках , и принята равной единице.

Длительность импульса совпадения не включена в модель, так как необходимо учитывать только факт совпадения импульсов, что соответствует факту наезда поезда на пешехода.

Формула расчета интенсивности наезда поезда на пешехода на двухпутном железнодорожном участке при условии, что частота следования и скорости движения поездов на обоих путях одинаковы (т.е. , ), имеет следующий вид:

где - вероятность того, что пешеход правильно отреагирует на предупреждающие знаки, сигналы, приближение поезда.

Затем определяют интенсивность опасных ситуаций на пешеходных переходах с учетом адекватной оценки ситуации пешеходом, которая зависит от оснащенности пешеходного перехода.

Оснащенность пешеходного перехода третьей категории, рассматриваемого в примере, приведена на рисунке А.2.


1 - пешеходный настил; 2 - тактильный указатель; 3 - предупреждающий плакат; 4 - указатель места перехода через железнодорожные пути; 5 - пешеходная дорожка; 6 - осветительная установка; 7 - разделитель пассажирских потоков; 8 - ограждение

Рисунок А.2 - Оснащенность пешеходного перехода третьей категории

В рамках данного примера принимают только один вид последствий наезда железнодорожного подвижного состава на пешехода - гибель пешехода. Поэтому величина риска будет выражаться только вероятностью наезда подвижного состава на пешехода на пешеходном переходе.

Вероятность возникновения травматизма пешехода на одноуровневом переходе в течение интервала времени :

А.1.1.3 Анализ интенсивности

Анализ интенсивности проведен с использованием метода анализа риска ЕТА , который позволяет выявить последовательность событий, приводящих к определенным последствиям (исходам), и рассчитать вероятность наступления каждого исхода.

ЕТА - Event Tree Analysis; Анализ дерева событий.

При построении дерева событий, приведенного на рисунке А.3 в качестве примера, были учтены защитные меры, используемые на пешеходном переходе третьей категории (см. рисунок А.1). При расчетах вероятностей событий принято, что, по экспертным данным, 5% пешеходов не оценивают опасность приближения поезда, 10% пешеходов неверно оценивают опасность (считают, что успеют перейти перед приближающимся поездом и т.п.).


Рисунок А.3 - Пример дерева событий для оценки риска травматизма пешеходов на пешеходном переходе третьей категории

Рассматривают два типа исходов:

- жертва или травма;

- отсутствие жертвы или травмы.

Значения вероятностей исходов определяют по правилам построения дерева событий: вероятность исхода по каждой ветви равна произведению условных вероятностей по каждому узлу.

Общую вероятность наступления типа исходов рассчитывают как сумму всех вероятностей наступления каждого исхода данного типа, и общая вероятность представляет собой множитель из формулы (А.1).

Исходные данные для железнодорожной станции 1 с небольшим пассажиропотоком: =70 ч, =0,003 ч, = =3 ч, =0,001 ч.

Исходные данные для железнодорожной станции 2 с большим пассажиропотоком: =0,127 ч, =0,003 ч, = =3 ч, =0,001 ч.

Интенсивность опасности наезда поезда на пешехода на станции 1:

Вероятность возникновения травматизма пешехода на одноуровневом переходе на станции 1 в течение года (8760 ч):

Интенсивность опасности наезда поезда на пешехода на станции 2:

Вероятность возникновения травматизма пешехода на одноуровневом переходе на станции 2 в течение года (8760 ч):

Полученные вероятности соотносят с принятыми уровнями частот, приведенными в таблице А.1.

Таблица А.1 - Принятые уровни интенсивностей

Уровень интенсивности Количественное значение
Частое 10
Вероятное 10
Случайное 10
Редкое 10
Крайне редкое 10
Маловероятное

A.1.1.4 Анализ последствий

Пусть, по имеющимся статистическим данным о травматизме пешеходов на железнодорожном транспорте за год (например, за 2010 г.), на железнодорожной станции 1 был зафиксирован один случай травматизма с получением серьезных травм, а на железнодорожной станции 2 - два случая гибели людей и три случая травматизма с получением серьезных травм.

Эти данные соотносят с одним из принятых уровней тяжести последствий, которые приведены в таблице А.2. Количественная оценка тяжести последствий принята, исходя из размеров страховых выплат, которые зависят от степени вреда здоровью.

Таблица А.2 - Принятые уровни тяжести последствий

Уровень тяжести последствий Описание Количественная оценка , тыс. руб.
Бедственный Более 5 погибших >20000
Катастрофический От 2 до 5 погибших 4000 < 20000
Критический 1 погибший или от 2 до 10 пострадавших с причинением тяжкого вреда здоровью 200 < 4000
Серьезный 1 пострадавший с причинением тяжкого вреда здоровью 50 < 200
Незначительный 1 и более пострадавших с причинением средней тяжести и легкого вреда здоровью 50

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Дорожно-транспортный травматизм: причины и профилактика

Почти во всех случаях из-за беспечности люди получают травмы в дорожно-транспортных происшествиях. Случаются и летальные исходы. Особенно страшно говорить о детском травматизме. Необходимо беседовать с чадом, обучать ПДД, принимать активное участие в его жизни.

Обратимся к статистике

Дорожно-транспортный травматизм представляет наибольшую опасность для здоровья и жизнедеятельности людей. По данным ГБДД, по всей России за прошлый 2017 год произошло около 170 тыс. ДТП. Эта цифра в сравнении с 2016 годом меньше на 2,5%. Тенденция снижения транспортных происшествий, безусловно, радует. Но число погибающих людей на дорогах страны по-прежнему остается крайне высоким. ДТП со смертельным исходом в 3-4 раза больше, чем в Европе.

За год погибло 19 тыс. человек. Это меньше на 6% с прошлым годом, но это совсем не утешительно. Цифра дорожно-транспортного травматизма составляет более 215 тыс. Минус 2,6%.

А теперь разберемся в причинах

Дорожно-транспортная травма - это повреждение с летальным или не смертельным исходом в результате дорожного происшествия с участием хотя бы одного транспортного средства, находящегося в движении.

При совершении ДТП выделяют следующие факторы: дорога, водитель, автомобиль и пешеход. В трагическом случае, как правило, задействовано не менее двух из них. Главным является человек, а первостепенными - водитель и пешеход. Итак, к причинам.

Пьяный водитель

  1. ДТП с пострадавшими происходят по вине водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, их число составляет 11% от общего количества происшествий.
  2. Игнорирование ремня безопасности, отсутствие детского автомобильного кресла.
  3. Беспечность пешеходов.
  4. Неожиданный выход из транспортного средства.

А теперь подробнее поговорим о детском дорожно-транспортном травматизме.

Почему дети попадают в ДТП?

Рассмотрим причины, в основе которых лежат физиологические и психологические основы, итак:

  • Малыши, в силу своего возраста, быстро запоминают ПДД и так же стремительно забывают.
  • Часто взрослые показывают плохой пример детям.
  • Мальчишки более подвижны, чем девочки, их активность преобладает над осторожностью. По этой причине, заигравшись, они часто становятся участниками ДТП.

Детский травматизм

  • Зрение детей устроено таким образом, что, глядя вперед на машину, они не замечают рядом идущий транспорт.
  • Ребенку требуется больше времени для оценки ситуации, чем взрослому.
  • Из-за маленького роста водителю бывает трудно его заметить на дороге. В силу короткого шажка, ребенок дольше остается в зоне повышенной опасности. А центр тяжести расположен выше, по этой причине малышу во время бега трудно остановиться, а вот потерять равновесие или упасть легко.
  • Слышит информацию взрослого не сразу, поэтому запаздывает с реакцией на сигналы.
  • Мозг устроен таким образом, что ребенку тяжело сосредотачиваться на одном объекте, поэтому он устремляет взор в сторону более интересных вещей.
  • Неодинаковое отношение к разным транспортным средствам. Больших автомобилей он побаивается, а вот легковые и мотоциклы недооценивает.

Ребенок на проезжей части - тревожный звонок водителю!

Легче предупредить возможность дорожно-транспортного травматизма, чем потом разруливать последствия. Если ребенок смотрит на автомобиль, это не означает, что он его видит. Увлеченный другими мыслями, может выскочить на дорогу, не заметив приближающегося транспорта. Если взрослого сбивает машина, травма в основном приходится на область голени, а у ребенка удар наносится на верхнюю часть тела (живот, грудную клетку и голову), вследствие чего малыш погибает или получает серьезные увечья черепа, головного мозга, разрыв внутренних органов. Запомните, чем выше скорость транспортного средства, тем сильнее удар и страшнее последствия.

Двиджение по пешеходному переходу

Поговорим о профилактике дорожно-транспортного травматизма

И вернемся вновь к детям. Родителям необходимо предпринять все возможные меры, чтобы уберечь ребенка от опасности на дороге. Порой очень сложно выявить виновника ДТП, потому что оно случается по причине многих субъективных факторов. Хотя в первую очередь ответственность должны нести водители, родители и равнодушно проходящие мимо люди.

Следует также помнить, что дети остаются детьми. Они активны, динамичны, веселы, любят играть и резвиться. И смотрят на мир иными глазами, нежели взрослые. Они в силу своего психологического развития не могут объективно оценить расстояние до движущейся машины и скорость. Водителям стоит принять к сведению, что, заметив ребенка в районе проезжей части, необходимо снизить скорость, малыш может повести себя отнюдь не предсказуемо - резко выскочить на дорогу, остановиться и внезапно рвануть в другую сторону, то есть менять траекторию движения в любом направлении.

С целью профилактики ДТП сотрудникам и преподавателям школ, воспитателям дошкольных учреждений необходимо проводить различные мероприятия и тестирования, дабы уберечь детей от дорожно-транспортного травматизма.

Чему нужно учить детей?

Чтобы они не попали в аварию, необходимо с раннего детства обучать ПДД. Полезно и взрослым знать, что частой причиной ДТП становится халатность пешехода. ДТП со смертельным исходом случается в случаях:

  • Перехода дороги в необорудованных местах.
  • Движения по проезжей части, а не тротуару.
  • На запрещающий свет светофора.
  • Пересечения проезжей части в наушниках.
  • Неправильного обхода общественного транспорта и др.

На своем личном примере необходимо показывать ребенку, как нужно переходить дорогу, идя в сад, из магазина домой. Каждый день, а не тогда, когда он попал в аварию. Ваша дисциплинированность, усердность и терпение должны стать для него маяком.

Железнодорожный травматизм

Памятка родителям

Есть определенные общие правила, которые должен знать каждый ребенок и взрослый:

  • Переходить дорогу можно только после того, как вы уверились в загоревшемся разрешающем зеленом свете светофора.
  • Доверяя последнему, лучше еще раз убедиться в безопасности движения, посмотрите направо и налево.
  • Ребенка необходимо крепко держать за руку, коляску катить позади себя.
  • Во время перехода в руках не должно быть отвлекающих предметов: телефона, наушников с музыкой, сигареты и так далее.
  • Осуществляйте переход таким образом, чтобы ребенок поспевал за вами.
  • Только в положенном месте: на пешеходном переходе, по прямой перпендикулярной линии относительно перекрестка или по подземному переходу.
  • В темное время суток переходите дорогу только на освещенных участках дороги, и не забывайте про светоотражающие элементы.

Никогда не пугайте ребенка опасностью, разговаривайте, объясняйте ПДД с раннего детства, расскажите о сигналах светофора, на какой можно осуществлять движение, при котором нужно стоять. Малыш впитывает информацию словно губка, а лучше показать это на наглядном примере, посредством мультиков и картинок.

А теперь коротко дадим общую характеристику дорожно-транспортному травматизму

Рассмотрим классификацию причиняемых увечий в зависимости от вида транспортного средства. Итак, различают:

  • автомобильную травму;
  • тракторную;
  • мотоциклетную;
  • железнодорожную;
  • авиационную;
  • от водного транспорта.

Автомобильной травме отводится первое место по причинению увечий человеку.

Рассмотрим классификацию автотравмы

Ее можно подразделить на следующие виды:

  • Наезд либо травма от столкновения с транспортным средством.

Дорожный травматизм

  • Переезд (передним колесом).
  • Травмы, получаемые от выпадения из машины.
  • От сдавливания человека автомобилем и другими предметами либо грунтом.
  • От повреждения внутренней кабины машины.
  • Смешанные виды автомобильных травм.
  • И нетипичные случаи.

Мотоциклетные и железнодорожные травмы

Встречаются реже автомобильных. Следует отметить, что в авариях с участием мотоцикла, сильные увечья получают и водитель этого транспортного средства, и его пассажиры из-за конструктивных особенностей данного вида транспорта.

Травмы подразделяются на следующие виды:

  • Столкновение с движущемся навстречу автотранспортом.
  • Падения с мотоцикла, находящегося в движении.
  • Наезд на пешехода.

Мотоциклетный травматизм

  • Наезд на неподвижные объекты.
  • Переезд через пострадавшего.

И сюда также относятся нетипичные ситуации.

Железнодорожный травматизм занимает второе место после автомобильного. Железнодорожная травма - это сочетание механических увечий, которые возникают от выступающих частей движущегося состава, вращающихся колес и рельсов. Виды травм следующие: удар, переезд, падение, сдавливание тела частями транспорта и сооружениями, расположенными вдоль путей, внутри вагонов и смешанные.

Авиационная травма

Это повреждения пассажиров и членов экипажа, полученные вследствие авиакатастрофы. Причин авиационных происшествий множество. Систематизируем на примере самолетов обстоятельства несчастных случаев.

Авиационный травматизм

Итак, различают травмы:

  • Полученные в воздушном полете по причине столкновения с другим, иным летящим или недвижимым объектом.
  • В самолете на земле, а также вне его.
  • Смешанные варианты условий происшествия.
  • И атипичные.

В статье были рассмотрены основные вопросы по ДТП о предупреждении дорожно-транспортного травматизма. Напоследок стоит сказать, что, какие бы факторы и условия ни влияли на вас, при переходе дороги не усыпляйте свою бдительность. Всегда нужно быть внимательным. Забудьте про спешку, порой именно она становится причиной несчастного случая. Не оставайтесь равнодушными, проходя мимо детей, которые не знают, как перейти дорогу или бояться. Вы затратите несколько минут, но, возможно, спасете жизнь маленькому человечку. Запомните, только вы способны уберечь себя и своих детей от несчастного случая.

Дорожно-транспортный травматизм в социальном аспекте

Сегодня во всем мире в дорожно-транспортных происшествиях ежегодно погибает более 1,2 миллиона человек, а число получивших травмы на автомобильных дорогах может достигать 50 миллионов человек в год. Дорожно-транспортный травматизм занимает десятое место среди основных причин смертности в мире. В результате дорожно-транспортных происшествий; 90 % этих смертей приходится на страны с низким и средним уровнем доходов. Более 50 % случаев смертей в результате дорожно-транспортного травматизма в мире приходится на долю молодежи и взрослых в возрасте 15-44 лет. Таким образом, из всех остальных причин смерти дорожно-транспортный травматизм вносит наибольший вклад в показатель «потерянные годы потенциальной жизни» (YPLL).

Многие из людей этого возраста экономически активны и, следовательно, дорожно-транспортный травматизм приводит к значительным экономическим издержкам для семей и общества в целом. Травмы и инвалидность в результате дорожных аварий ложатся тяжелым бременем не только на бюджет сектора здравоохранения, но и на национальную экономику в целом, ежегодно поглощая от 1 до 2 % валового национального продукта. [1]

Согласно проведенным оценкам, глобальные экономические издержки, связанные с дорожно-транспортным травматизмом, составляют 518 миллиардов долларов США в год (Научно-исследовательская лаборатория транспорта Соединенного Королевства). В странах с низким уровнем доходов рассчитанные затраты составляют 65 миллиардов долларов США, превышая ежегодный объем помощи, который они получают на развитие. [2,3]

Эти затраты включают непосредственные затраты на медицинское обслуживание, а также косвенные и долгосрочные затраты, например в связи с потерянной производительностью. Влияние дорожно-транспортного травматизма на экономику особенно разрушительно в странах, борющихся с бедностью и общими проблемами развития, поскольку травматизму такого рода в наибольшей степени подвержена экономически активная часть населения.

Любая система дорожного движения очень сложна и опасна для человека. К элементам системы относятся автотранспортные средства, дороги и участники дорожного движения, а также физическая, социальная и экономическая среда. Создание менее опасной системы дорожного движения требует системного подхода — понимания системы в целом и взаимодействия между ее элементами, а также выявления потенциальных возможностей для вмешательств. В частности, для этого необходимо понимать, что человеческое тело весьма уязвимо, а люди могут совершать ошибки. Безопасная система дорожного транспорта — это система, которая учитывает уязвимость человека и его способность совершать ошибки и может компенсировать эти факторы.

Вмешательства, позволяющие снизить риск дорожно-транспортного травматизма и смертей на дорогах, могут быть направлены на все указанные выше элементы транспортной системы. В странах с высоким уровнем доходов владельцы и водители автотранспортных средств составляют значительное большинство участников дорожного движения, и на них приходится большинство смертельных случаев в результате дорожно-транспортных происшествий. Однако даже в этих странах пешеходы, велосипедисты, водители мопедов и мотоциклисты подвергаются значительно большей опасности погибнуть (из расчета на километр пути).

Как уже говорилось выше, более 50 % случаев смерти в мире и 60 % от общего числа утраченных лет здоровой жизни (DALYs) в результате дорожно-транспортного травматизма, приходится на долю людей в возрасте 15-44 лет.

Самые высокие показатели смертности в странах с высоким уровнем доходов наблюдаются в возрастной группе 15-29 лет, в то время как в странах с низким и средним уровнем доходов — среди людей 60 лет и старше. В этих странах показатели смертности среди детей в результате дорожно-транспортных происшествий также выше, чем в странах с высоким уровнем доходов.

Существует множество различных рисков, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, и они могут наблюдаться одновременно.

На индивидуальном уровне к факторам риска относятся принадлежность к мужскому полу, молодой возраст и такое поведение, как употребление алкоголя и наркотиков, превышение скорости, неиспользование защитных шлемов или ремней безопасности. Использование устройств, отвлекающих водителей, например мобильных телефонов, также увеличивает опасность возникновения дорожно-транспортного происшествия, а их использование одновременно с превышением скорости или в состоянии алкогольного или наркотического опьянения еще больше повышает риск.

Физиологические причины, например нарушение сна, употребление некоторых лекарственных препаратов и преклонный возраст могут также негативно влиять на способность человека адекватно вести себя в транспортном потоке. Кроме того, свой вклад в увеличение риска возникновения дорожно-транспортного происшествия вносят такие условия, как, например, плохая видимость, не позволяющая увидеть пешеходов, и нехватка опыта у водителя.

Что касается непосредственно транспортного средства, то отсутствие элементов безопасности, например ремней безопасности или подушек безопасности, пригодность автомобиля к эксплуатации, плохая освещенность автомобиля, размер транспортного средства и высота его центра тяжести, также связаны с увеличением риска возникновения аварии. Крупногабаритные транспортные средства представляют большую опасность для пешеходов и для транспортных средств меньшего размера.

Внешние условия, например использование камер контроля скорости, дорожные пробки, расположение дорожных знаков, защитные ограждения и средства, регулирующие движение, также вносят свой вклад в изменение степени риска.

Дорожно-транспортный травматизм можно предсказать и предотвратить. На основе данных, полученных в некоторых странах с высоким уровнем моторизации, можно сделать вывод, что интегрированный системный подход к дорожной безопасности обеспечивает снижение числа смертей и серьезных травм в результате дорожно-транспортных происшествий. В отличие от подходов, направленных исключительно на изменение поведения участников дорожного движения, этот подход рассматривает все факторы — окружающую среду, транспортное средство и действия участников дорожного движения — на всех стадиях (до аварии, во время аварии, после аварии).

Несмотря на большие успехи в предупреждении дорожно-транспортного травматизма, все еще существуют большие пробелы в знаниях относящихся к этой проблеме. Вот почему необходимо расширять исследования, в основе которых лежат местные проблемы и приоритеты, и эти исследования должны сопровождаться усилиями по привлечению финансовых средств для осуществления мероприятий по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.

Обнаруженные пробелы в знаниях могут помочь в определении направления исследований, но это во многом зависит от местных обстоятельств и приоритетов. Для более точной оценки эффективности профилактических мер необходима хорошая база данных. Отсутствие информационных систем делает невозможным донесение истинной сущности проблемы до лиц, принимающих решения, и сообщества в целом. Таким образом, создание точных и надежных информационных систем является первым этапом эффективной профилактики. Хотя имеется определенный объем информации, которая дает представление о ситуации по многим направлениям, этих знаний недостаточно, и при этом мало усилий прилагается для проведения качественного анализа.

  1. Всемирный доклад о предупреждении дорожно- транспортного травматизма / М.: Весь Мир, 2004. — 280 с.
  2. Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2004 год. Изменить ход истории / ВОЗ, Женева
  3. Михайлова, Ю. В. Медико-социальные последствия дорожно-транспортного травматизма/ Ю. В. Михайлова [и др.] — М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2007. — 216 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дорожно-транспортный травматизм, дорожное движение, высокий уровень доходов, транспортное средство, уровень доходов, YPLL, доллар США, дорожно-транспортное происшествие, превышение скорости, ремень безопасности.

Анализ смертности и травматизации от дорожно-транспортных происшествий в РФ

Ключевые слова: ДТП, автомобильный транспорт, демография

Автомобильный транспорт — важная составная часть экономики Российской Федерации. По своей значимости конкурирует с железнодорожным транспортом благодаря собственной мобильности и маневренности. Однако, аварийность на автомобильном транспорте — одна из острейших социально-экономических проблем. По данным статистики число смертей от внешних причин снижается. При этом доля погибших в результате ДТП составляет около 13 % от общего числа умерших от внешних причин. Ежегодно в результате ДТП умирает около 20 тысяч человек и порядка 220 тысяч россиян получают травмы различной степени тяжести. Вклад дорожно-транспортной аварийности в общую величину ежегодной смертности в РФ составляет 1 %. На рисунке 1 показана численность погибших в ДТП от общего числа погибших от внешних причин в РФ [3, 5].

Смертность населения от внешних причин

Рис. 1. Смертность населения от внешних причин

Нельзя не отметить, что демографические последствия ДТП являются значимым элементом социально-экономического ущерба, следует выделить следующие показатели: снижение численности населения страны, уровня здоровья россиян, продолжительности жизни человека, продолжительность трудоспособного периода, искажение возрастной пирамиды населения.

В Российской Федерации с 2016 по 2019 годы в ДТП погибло 74,6 тысяч человек, в том числе 2,6 тысяч детей в возрасте до 16 лет, ранено 651 тысяча человек, в том числе детей — 85,4 тысяч человек. Около 75 % смертей приходится на людей трудоспособного возраста (16-50 лет). В таблицах 1 и 2 указаны абсолютные показатели смертности и травматизма от ДТП [3].

Смертность и травматизм от ДТП за 2016-2019 гг.

Методические аспекты профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

В статье рассматривается проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, основные причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей, особенности их психофизиологического развития, результаты констатирующего эксперимента по изучению знаний учащимися правил поведения на дороге.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, детский травматизм, правила дорожного движения.

Актуальность проведения исследования по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена общественной потребностью в сохранении здоровья подрастающего поколения: снижением детского дорожно-транспортного травматизма, адаптацией детей в современном Мегаполисе, умением ориентироваться в постоянно изменяющейся дорожной обстановке. В школе данное направление работы должно стать приоритетным для всего педагогического коллектива. Чтобы осознать логику безопасных действий, необходимо знание обязанностей пешеходов и пассажиров, изложенных в правилах дорожного движения, а также творческий подход педагогов начальных классов к изучению правил безопасного поведения на дорогах. Решение этих задач может успешно реализовываться в учебно-воспитательном процессе по трем основным видам деятельности: обучение детей и подростков теоретическим знаниям; самостоятельная творческая работа учащихся; практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Необходимо отметить, что поведение ребенка на улице включает четыре этапа: восприятие окружающей дорожной среды (умение смотреть, видеть и слышать); предвидение дорожной ситуации на предмет опасности или безопасности; выработка наиболее безопасного решения; реализация конкретных действий. Предвидение ситуаций - это умение быстро выбирать правильный вариант поведения на дороге. Этому должны научить родители, отрабатывая с детьми сенсорные (зрение, слух), мыслительные и двигательные навыки. Необходимо с раннего детства развивать у ребенка глазомер и чувства времени при оценке скорости движения машины. Увидев, например, автобус вдалеке, предложить ему сосчитать на какой счет транспортное средство доедет до определенного места. Потом обратить внимание на автомобиль и снова посчитать [1]. Такие упражнения помогают младшим школьникам понять, что скорости движения у разных машин отличаются, а это необходимо знать при переходе улиц и дорог. Чтобы у ребенка не появился страх перед дорогой и транспортом, он должен уметь ориентироваться на улице, у него должна сформироваться привычка всегда соблюдать Правила дорожного движения.

Рассмотрим основные причины дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием детей и подростков: переход проезжей части в неположенном месте или вне пешеходного перехода; неумение подчиняться сигналам светофора; нахождение школьников на дороге без сопровождения взрослых; игры около или вблизи проезжей части; движение детей вдоль проезжей части при наличии тротуара; движение детей по проезжей части в направлении, попутном движению транспортных средств; незнание правил перехода перекрёстка; неправильный выбор места перехода проезжей части при высадке из маршрутного транспорта; езда на велосипедах, самокатах, роликовых коньках по проезжей части дороги; переход проезжей части дороги не под прямым углом, а по диагонали [1] . Таким образом, причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей довольно много. В одних случаях виновниками в ДТП являются водители или взрослые пешеходы, которые не держали детей за руку или сами неоднократно нарушали Правила дорожного движения. В других случаях виноваты в ДТП сами дети. Необходимо отметить, что предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями их психофизиологического развития, например: неустойчивость и быстрое истощение нервной системы; неспособность адекватно оценивать обстановку; преобладание процессов возбуждения над процессами торможения; преобладание потребности в движении над осторожностью; стремление подражать взрослым; недостаток знаний об источниках опасности; отсутствие способности отделять главное от второстепенного; переоценка своих возможностей в реальной ситуации; неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др. [2]. Психологические и возрастные особенности детей во многом определяют их поведение на дороге. Следовательно, их необходимо учитывать всем педагогам, занимающимся с детьми вопросами профилактики ДТП. Для каждого этапа развития характерна своя восприимчивость к различным формам педагогического воздействия. Значит, и формы, и методы работы по воспитанию навыков безопасного поведения должны соответствовать возрастным периодам.

На второй вопрос анкеты: «Можно ли переходить улицу на красный цвет светофора?» большинство опрошенных ответили правильно (87%). Однако, есть учащиеся, ответившие неверно (6%), а также те, кто ответа не знает (7%). Следующий вопрос «Можно ли ходить по обочине дороги?» вызвал у пятиклассников неоднозначные эмоции, некоторых привёл в замешательство и позволил выявить серьёзные пробелы в знаниях, касательно культуры поведения на дороге. Правильный ответ дали меньше половины опрошенных (40%); неправильный вариант ответа выбрала половина ребят (50%); оставшаяся часть учеников не знает ответа на данный вопрос (10%). Четвертый вопрос был направлен на изучение того, как дети оценивают ситуацию на дороге и осознают ли опасность, которую представляет собой автотранспорт. Результаты анкетирования показывают, что только половина опрошенных (47%) знает, что у края обочины дороги на автобусной остановке стоять не рекомендуется; почти столько же учащихся (46%) считают, что у края обочины дороги на автобусной остановке стоять можно (данное неправильное убеждение показывает, что пятиклассники, добирающиеся до школы с помощью общественного транспорта ежедневно подвергают свою жизнь опасности); оставшееся количество опрошенных (7%) не знает ответа. Далее ученикам предлагалось ответить на вопрос: «Можно ли переходить проезжую часть, где нет пешеходного перехода, если поблизости нет машин?». Ответы показали, что многие ребята пренебрегают правилами дорожного движения и, следовательно, сознательно или по незнанию подвергают свою жизнь опасности. Большинство опрошенных (43%) на данный вопрос ответило правильно, чуть меньшее число участников опроса (40%) ответили не верно, оставшиеся (17%) не знает ответа.

Последний вопрос анкеты звучал так: «Хотели ли бы вы, чтобы в 5 классе учителя больше времени отводили на изучение темы: «Безопасность дорожного движения»? Результаты ребят порадовали, потому что эта тема им небезразлична, несмотря на юный возраст, плюс ко всему, исходя из рассказов детей, им понадобится это, когда они пойдут в автошколы. Следует отметить, что многие ребята неравнодушно отнеслись к предложению ввести в школьную программу курсы по изучению правил дорожного движения. В частности, многие учащиеся (67%) хотят получать новые знания в области изучения правил дорожного движения; 13% считают, что им это не нужно знать; 20% не определились с ответом. Таким образом, обучение детей Правилам дорожного движения и воспитание у них навыков безопасного поведения на дороге являются первейшими задачами в работе по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма. В Законе «О безопасности дорожного движения» записано, что основным приоритетом государственной политики в области обеспечения дорожной безопасности является сохранение жизни и здоровья людей [3]. Если общество не безразлично к своим детям, к сохранению их жизни и здоровья, оно должно потребовать от государства выполнения им его обязанностей, но не ожидать этого пассивно, а самостоятельно и активно защищать своих детей, используя различные формы, виды обучения в общеобразовательной школе, в том числе на уроках по основам безопасности жизнедеятельности.

Одной из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма может являться работа с родителями младших школьников. Исследования показывают, что подавляющее большинство родителей (в основном не имеющих личного автомобиля) не знают Правила дорожного движения. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде, что и является основными причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрывать причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей [2].

Родители должны знать опасные места вокруг школы и дома, где их дети гуляют самостоятельно. Некоторые родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Они нуждаются в педагогических советах. Следовательно, организуя учебно-воспитательный процесс с учащимися необходимо обеспечить и работу с родителями. Занятия с родителями можно проводить в форме лекции, тематических бесед, индивидуальной работы. На занятиях с родителями целесообразно сообщить им следующие установки: постоянно контролировать поведение детей, даже когда они гуляют во дворе, жилой зоне, идут по тротуару; при переходе дорог крепко держать ребенка за руку и разъяснять им правила поведения на улицах и дорогах; вопросы воспитания и обучения детей реализовывать с учетом их индивидуальных различий и уровня психического и физиологического развития. Родители для своих детей - безупречный авторитет, поэтому родители в первую очередь сами должны соблюдать Правила дорожного движения и требовать это от ребенка. Дети подражают своим родителям, поэтому они повторяют такие же действия. От поведения родителей на улицах и дорогах во многом зависят и действия их детей. Поэтому безопасному поведению надо обучать не только в школе, но и дома.

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, безопасное поведение, ребенок, детский дорожно-транспортный травматизм, дорога, обучение детей, Правило, родитель, ответ, участие детей.

Читайте также: