Нормобарические подводные скафандры. История нормобарического погружения

Обновлено: 13.05.2024

Сначала были ведра, а потом — колокола

Да, первым инструментом, позволяющим проводить под водой много времени, было обычное ведро. Этот способ погрузиться в водный мир использовали еще до нашей эры: на голову надевали ведро и опускались под воду. Принцип работы ведра очевиден: в ведре оставался воздух, который позволял прадедушкам водолазов оставаться под водой немного дольше, чем при обычном нырянии. Но этот способ был не самым эффективным.

Первое значительное изобретение, которое позволяло долго находиться под водой — водолазный колокол. Еще его называли купол. Впервые этот инструмент упоминается в 1531 году, но когда он точно был изобретен — неизвестно. Этот агрегат по форме практически полностью имитировал колокол, за что и получил свое название.. С его помощью водолаз мог не только погружаться под воду, но и исследовать морское дно. Под колоколом скапливался воздух и человек мог в нем находиться. Для того, чтобы исследовать морское дно нужно было два водолаза. Один оставался в колоколе и держал шланг, второй выходил из колокола и дышал через шланг. Кстати, возможность добавить воздуха, когда тот заканчивался под куполом, тоже была — его доставляли водолазам в бочке с трубкой.

Без да Винчи не обошлось

Считается, что первый водолазный костюм в более классическом его понимании изобрел Леонардо да Винчи, он есть в чертежах Леонардо. По одной из версий да Винчи разрабатывал его для ныряльщиков за жемчугом, по другой — для венецианских военных, которым было нужно отражать нападение в море. Костюм состоял из водонепроницаемой кожи.

Чтобы водолаз мог всплыть с большой глубины, на груди костюма был карман, который заполнялся воздухом. Для дыхания также использовался купол. Только в этот раз купол плавал на поверхности, а воздух доставлялся через дыхательную трубку из кожи, тростника и металлических колец. В костюме предполагался шлем, а для быстрого передвижения — перчатки с перепонками. Сегодня доказали, что такой костюм действительно мог работать, хотя и был крайне неудобным для водолаза.

Первое официальное изобретение водолазного костюма

Официальным изобретателем водолазного костюма считается английский конструктор Август Зибе, а датируется это событие 1819 годом. Правда, все не настолько однозначно: примерно за 100 лет до Зибе свой вариант водолазного костюма предложил русский крестьянин (да, вы все правильно прочитали) Ефим Никонов. Вариант Никонова был изготовлен из кожи, вместо шлема был деревянный бачок с окошками для глаз. Для утяжеления водолаза к спине крепился груз с песком или свинцом. Воздух подавался через кожаную трубу. Вариант Зибе был более продвинутым: здесь уже был металлический шлем с иллюминатором, плотно соединенный с кожаной рубашкой. Еще были грузы и уже знакомый вам колокол.

Правда, этот вариант, как и у Да Винчи, был крайне неудобным: для того, чтобы дайвер XIX века мог дышать, его голова всегда должна была находиться строго в вертикальном положении. Если же ее хоть немного наклонить, в шлем затекала вода. Но лучшей альтернативы не было. Впервые костюм Зибе использовали на практике в 1834 году, когда проводились водолазные работы на «Ройял Джордже» — затонувшем корабле. Весь 19-й век костюм улучшали: добавили заглушки, выпускной клапан, а во второй половине века его уже применяли в разных флотах мира. Кстати, шлем без существенных изменений был частью водолазного костюма еще сто лет.

Русский электротехник и его вклад в развитие водолазных костюмов

В 1871 году свой вариант костюма предложил Александр Николаевич Лодыгин — русский электротехник, изобретатель и предприниматель. Его костюм интересен своей автономностью.

Лодыгин предложил использовать газовую смесь из кислорода и водорода, кислород добывался с помощью электролиза. Этот вариант обрел большую известность и стал снаряжением, которые должны были брать с собой морские экспедиции. В костюме Лодыгина можно было свободно двигаться и опускаться под воду в любом положении. Это был прорыв!

Водолазы входят в моду

Если изначально водолазное снаряжение вызывало интерес у изобретателей и профессионалов, то уже в начале XX века оно по-настоящему вошло в моду. Журналы публиковали статьи с инструкциями, по которым можно было сделать водолазный шлем из банки от печенья или корпуса водонагревателя.

Появились первые дайверы-самоучки, которые погружались на обычных пляжах отдыха. Правда, самоучек, как и с куполом, должно было быть двое: один погружается, второй подкачивает первому воздух с поверхности.

Настоящий прорыв: акваланг!

1943 год стал знаменательным для водолазных костюмов: Жак Ив Кусто и Эмиль Ганьян изобретают первый акваланг! Некоторые считают, что первым были не Кусто и Ганьян, а некий Маккин, который запатентовал изобретение, похожее на акваланг, еще в 1863 году. Немного позже был японец Огуши. Он в 1918 изобрел устройство, в котором были маска, баллон со сжатым воздухом, гибкий резервуар, клапанный редуктор. Этот аппарат долго использовали в императорском флоте. Однако именно акваланг Кусто и Ганьяна принято считать первым. Именно их изобретение сделало дайвинг доступным для каждого. Но в то же время несло серьезную опасность для жизни аквалангистов.

Если аквалангист погрузился на глубину более 30-ти метров, могла возникнуть декомпрессионная болезнь (еще ее называют кессонная болезнь). Газы из дыхательной смеси (азот, гелий, водород) из-за быстрого понижения давления выделялись в кровь в виде пузырьков. Из-за этого кровь вспенивалась. В тяжелых случаях этот процесс приводил к параличу и смерти.

Правда, этот процесс запускался в том случае, если дайвер резко поднимался на поверхность. Сегодня проблема решена: дайверы рассчитывают время и глубину, на которой нужно задержаться, чтобы избежать декомпрессионной болезни. А еще сегодня дайверы, которые погружаются на большую глубину, берут с собой Nitrox — воздух, в котором больше кислорода, но меньше азота. Компрессоры для Nitrox (Нитрокс) есть и в нашем магазине. Состав Nitrox помогает избежать кессонной болезни. Правда, если опуститься ниже 300 метров, то она все-таки возникнет. Чтобы избежать кессонной болезни после такого погружения, придется 14 дней провести в барокамере.

Нормобарический скафандр — не водолазный костюм, но погружение обеспечит

Конечно, никому не захочется провести две недели в барокамере, поэтому решение все же было найдено. Им оказался нормобарический скафандр. Это уже не водолазный костюм, но важное изобретение для изучения водных глубин, поэтому мы не могли о нем не упомянуть. Впервые подобный скафандр разработали еще XIX веке братья Кармагнолль. Он напоминал латы рыцаря: полностью состоял из металлических накладок, которые соединяли полоски свинной кожи.

У него был серьезный минус: полоски кожи не обеспечивали полной герметичности. Были еще разработки, но до конца Второй мировой войны в них не было никакой необходимости. Необходимость появилась после, когда начала процветать добыча нефти. Тогда изобрели скафандры серии Jim. С помощью такого скафандра морской биолог Сильвия Эрл смогла погрузиться на глубину 381 метров и погулять на морском дне 2.5 часа!

Jim Suit компенсировал давление подачей гидравлической жидкости. Сейчас существуют скафандры Hardsuit 200 и Exosuit, в которых можно погружаться на глубину до 600 метров.

Сегодня существует много вариантов гидрокостюмов: от легководолазного снаряжения снаряжения, разработанного для пловцов спецназначения. Конечно, вопрос с герметичностью давно решен. Решен настолько, что именно водолазные костюмы помогали летчикам подниматься высоко в небо без рисков для здоровья! Но это уже совсем другая история.

Военные моряки получили уникальные глубоководные скафандры

Военно-морской флот закончил испытания уникальных нормобарических скафандров, создающих водолазу на большой глубине атмосферные «земные» условия. Скафандры серии АС, созданные петербургской компанией «Дайвтехносервис», представляют собой гибрид батискафа и водолазного костюма. Они позволяют подводникам выполнять работы на глубинах свыше 500 м.

При помощи механических манипуляторов скафандра водолаз может совершать почти ювелирные операции, доступные только человеческим рукам. Изделие также предотвращает развитие кессонной болезни, когда из-за быстрого понижения давления при подъеме с глубины газы, растворенные в крови и тканях организма (азот, гелий, водород), начинают выделяться в виде пузырьков в кровь, разрушая стенки сосудов и блокируя кровоток.

— В настоящее время испытания скафандров уже завершены, — рассказал представитель Военно-морского флота, знакомый с ситуацией. — В ходе работ были проведены не только глубоководные погружения в различных гидрографических и гидрологических условиях, но и выполнен ряд сложных монтажных глубоководных работ. В частности, с помощью двух скафандров с номерами АС-54 и АС-55 провели на Северном флоте ремонт линий связи, расположенных на глубине в несколько сот метров.

В «Дайвтехносервисе» подтвердили, что поставили российскому Военно-морскому флоту два одноместных и два двухместных нормобарических скафандра, которые получили наименования АС (автономные станции) и порядковые номера с 54-го по 57-й. Правда, от дальнейших комментариев в «Дайвтехносервисе» воздержались.

В настоящее время одна пара АС передана Черноморскому флоту, оставшиеся два — Северному флоту.

Внешне нормобарический скафандр, несмотря на свое название, напоминает скорее миниатюрный батискаф. При длине 2,5 м и ширине 1,5 м одноместный АС весит 1,5 т. В верхней части аппарата размещен обзорный купол, а по бокам корпуса крепятся металлические руки-манипуляторы. За счет использования четырех электродвигателей одноместные скафандры могут развивать под водой скорость до трех узлов, а система погружения позволяет опускаться на глубину до 600 м.

Двухместная версия — это два соединенных друг с другом одноместных скафандра. Один оператор отвечает за передвижение самого аппарата, а второй управляет работой рук-манипуляторов. Такой вариант скафандра весит чуть более 3 т.

Погружаются АС только в паре, помогая друг другу выполнять работы, а в случае необходимости проводят эвакуацию вышедшего из строя скафандра. При этом обе версии аппарата чрезвычайно мобильны, компактны и приспособлены к доставке с помощью вертолета.

— В настоящее время подводная инфраструктура достигла того уровня сложности, когда применение телеуправляемых подводных аппаратов уже не позволяет оперативно устранять все возникающие чрезвычайные ситуации, — рассказал редактор интернет-проекта «Отвага-2004» Леонид Карякин. — Манипуляторы телеуправляемых комплексов не имеют точности и ограничены по времени действия, при этом обслуживание подобных машин стоит значительных средств.

По словам эксперта, российскому флоту необходимы легкие обитаемые батискафы — нормобарические скафандры, способные погружаться на достаточную глубину, где применение специалистов-водолазов уже невозможно. В то же время они должны иметь достаточно совершенные манипуляторы, чтобы устранять неисправности инфраструктуры. Это особенно актуально в свете наращивания российского военного присутствия в Арктике.

Читайте в Дзене

В Объединённой двигателестроительной корпорации Ростеха смотрят в будущее, и поэтому заговорили о создании гибридной силовой установки (ГСУ).

Эту силовую установку планируют использовать в вертолетах Ансат, VRT-500 и Ка-226Т, где сейчас используются импортные двигатели.

Сахалин даже в XXI веке был изрезан "наследием" японкой оккупации словно шрамами на теле. Эти шрамы можно было видеть на любой карте.

ВМФ закончил испытания новых скафандров

ВМФ РФ завершил испытания нормобарических скафандров, создающих водолазу на большой глубине «земные» атмосферные условия, сообщают Известия.

ВМФ закончил испытания новых скафандров

Скафандр создан петербургским предприятием «Дайвтехносервис» и представляют собой гибрид батискафа и водолазного костюма.

Под водой операции совершаются водолазом с помощью механических манипуляторов. Скафандр предотвращает развитие кессонной болезни.

«В настоящее время испытания скафандров уже завершены. В ходе работ были проведены не только глубоководные погружения в различных гидрографических и гидрологических условиях, но и выполнен ряд сложных монтажных глубоководных работ. В частности, с помощью двух скафандров с номерами АС-54 и АС-55 провели на Северном флоте ремонт линий связи, расположенных на глубине в несколько сот метров», - рассказал газете военный источник.

По данным «Известий», российскому флоту переданы пока 4 скафандра - два одноместных и два 2-местных.

Внешне скафандр напоминает миниатюрный батискаф. «При длине 2,5 м и ширине 1,5 м одноместный АС весит 1,5 т. В верхней части аппарата размещен обзорный купол, а по бокам корпуса крепятся металлические руки-манипуляторы. За счет использования четырех электродвигателей одноместные скафандры могут развивать под водой скорость до трех узлов, а система погружения позволяет опускаться на глубину до 600 м», - говорится в публикации.

Двухместный вариант весит 3 т и представляет собой два соединенных между собой скафандра. Один оператор отвечает за передвижение аппарата, другой работает манипуляторами.

Редактор интернет-проекта «Отвага-2004» Леонид Карякин: «В настоящее время подводная инфраструктура достигла того уровня сложности, когда применение телеуправляемых подводных аппаратов уже не позволяет оперативно устранять все возникающие чрезвычайные ситуации. Манипуляторы телеуправляемых комплексов не имеют точности и ограничены по времени действия, при этом обслуживание подобных машин стоит значительных средств».

Глядя из-под шторма - из истории подводного спецназа

Глядя из-под шторма - из истории подводного спецназа


О них писали, пишут и будут писать, в том числе и на страницах «Военного обозрения» (ГИПЕР). Одна из самых неординарных военных профессий остаётся таковой и после создания подводного атомного флота, и после полётов в космос.

Человек - существо сухопутное, но всегда мечтал плавать как рыба и летать как птица. Несмотря на то, что его физические возможности под водой весьма ограничены, начиная с древнейших времен учёные изыскивали возможности расширить их при помощи различных технических средств. Подобные изыскания ведутся непрерывно и сейчас, особенно в военной сфере.

Первые люди-лягушки

Оснащение боевых пловцов на родине этих подразделений, в античном Средиземноморье, было крайне примитивным. Чаще всего погружения осуществлялись на задержке дыхания, либо с близкого расстояния к объекту противника, либо глубокой ночью, когда водолаз мог на какой-то момент вынырнуть, вдохнуть воздух и погрузиться снова с минимальным риском быть замеченным.

Если в ту эпоху гражданские ныряльщики, достававшие с глубины раковины или выполнявшие на глубине какую-либо работу, пользовались грузом и ходовым концом, то в военное время речь чаще всего шла о незаметном перемещении до кораблей или инженерных сооружений противника, и диверсия, как правило, осуществлялась на небольшой глубине, поэтому необходимость в грузе отпадала, а ходовой конец противник мог заметить.

Из устройств искусственной подачи воздуха под воду тогда уже существовали тростниковые трубки, выходившие на поверхность, но это можно было практиковать только ночью, когда противник не мог заметить двигающийся по поверхности воды конец трубки. Использование кожаных бурдюков с воздухом было также затруднено, поскольку замедляло движения диверсанта. К тому же эти приспособления можно было применять из-за давления воды только на небольших глубинах.

Бытуют легенды о существовании уже тогда хрустальных водолазных колоколов, в одном из которых якобы погружался на дно Александр Македонский, но доказательств этому нет. Несомненным достижением инженерной мысли античного Средиземноморья является изобретение маски, которая в то время выполнялась из кожи со вставленными в прорези для глаз кусками стекла.


О подводных аппаратах, почти точной копии будущих подводных лодок, скафандре и иных способах глубокого погружения всерьёз размышлял Леонардо до Винчи. Однако по большому счёту инженерная мысль в Европе в Средние века надолго пришла в депрессивное состояние по сравнению с Древним миром.

Впрочем, исламский мир, в отличие от христианского, успешно пользовался изобретениями античных ученых и даже развивал их. Вплоть до промышленной революции во всем мире сохранялась именно античная экипировка боевых пловцов. Российская империя и её окраины - не исключение. Тростниковыми трубками пользовались и запорожские казаки, и воины Петра I при взятии Азова, и пловцы казачьих частей во время Крымской войны.

Хотя в то время гражданские водолазы использовали водолазный колокол, а к концу XIX века повсеместно в промышленном водолазном деле использовались жёсткие скафандры. Но технологии военных погружений оставались белым пятном.

Дышите глубже

Эксперименты в области создания автономных портативных дыхательных аппаратов велись еще с 1830 года, когда было совершено первое погружение на 6 метров с резервуаром сжатого воздуха. Но второе погружение закончилось для изобретателя гибелью.

Следующие разработки автономных дыхательных аппаратов были более удачными. Наконец, в 1926 году офицер французских Национальных военно-морских сил Ив Ле Приер запатентовал автономный дыхательный аппарат с баллоном со сжатым воздухом, регулятором (пока еще примитивным) и манометром, что легло в основу всех дальнейших конструкций подводных дыхательных аппаратов.

Недостатком было то, что в силу плохого знания физиологии подводной деятельности человека Ле Приер добавил к маске носовой зажим, наивно думая, что это предохранит от баротравмы (некоторые предлагали в то время затыкать уши водолаза ватой, что тоже вело к баротравмам при погружении на определенную глубину, что для каждого дайвера определяется индивидуально).

Это при том, что даже приморские народности, находившиеся в стадии первобытнообщинного строя, знали, что при погружениях нужно было продувать евстахиевы трубы - вот пример, насколько мрачное Средневековье отбросило Европу назад. Следующие модели уже, правда, позволяли продуваться, хотя давление в самой маске не выравнивалось, и водолаз на глубинах более 7-8 метров испытывал боль в глазах.

Аппараты именно такой конструкции использовались в снаряжении первого в мире подводного спецназа - итальянских «людей-лягушек». Ни о каком специальном подводном оружии речь тогда не шла, спецназовцев не готовили к поражению противника под водой - разве что ножом или физической силой.

Несмотря на все огрехи и неудачи, порой стоившие человеческих жизней, во время Второй мировой войны, помимо управляемых боевыми пловцами торпед, были и две другие разработки: ребризер и акваланг. Ребризер - аппарат с замкнутым дыхательным контуром, в котором углекислый газ удаляется, но добавляется кислород, был изобретен ещё в 1878 году. Выдыхаемый дайвером углекислый газ очищался первоначально через веревочную пряжу, пропитанную раствором едкого калия, при этом обогащался кислородом.


С одной стороны, при диверсиях применения ребризеров было оправданным в том смысле, что противник не видит пузырьков на воде. Но под конец пловец дышит практически чистым кислородом без азота, что может сжечь его легкие, и в любом случае из-за высокого процента кислорода глубина погружений ограничена. В связи с этим в вооруженных силах большинства стран мира сейчас наблюдается планомерный отказ от ребризеров, на смену им приходят другие устройства, не оставляющие следов.

Заслуги Жака-Ива Кусто сильно преувеличены. Он всего лишь, будучи участником Сопротивления и офицером ВМФ Франции, женился на дочери газового инженера Эмиля Ганьяна, которому предложил создать систему преобразования повышенного давления в газовых баллонах в атмосферное. Основы же современных автономных дыхательных систем были изобретены до него.

Эпоха подводного оружия

Уже с 1930-х годов велись разработки гарпуна для подводного боя на поражение. Пытались разработать и подводное огнестрельное оружие, химикаты и электрошок для отпугивания акул и поражения противника, но два последних варианта приносили больше урона самим пловцам, нежели представляющей опасность стороне.

Наконец, в 1964 году Фрэнк Либераторе изобрел оружие, направленное в первую очередь против акул: на шест была установлена однозарядная мортира, которая приводилась в действие ударом дулом ствола о поверхность. Происходила детонация пороха в патроне, пуля поражала противника, не встречая противодействия воды - в упор. В 1987 году конструкция была усовершенствована, она позволяла преодолевать водную стихию, но на очень малом расстоянии.

Основная проблема таких разработок всегда заключалась в том, что сопротивление воды в 800 раз больше, чем сопротивление воздуха, к тому же вода попадала непосредственно в ствол. Относительно успешным было изобретение в шестидесятых подводного револьвера Барра, позволявшего стрелять из шести стволов, каждый из которых после выстрела закупоривался от попадания воды, пуля была игловидной и выталкивалась пыжом.

Ствол гильзы после выстрела закупоривался, чтобы газы не демаскировали бойца на воде. Параллельно велись разработки реактивных игольчатых снарядов, но идея потерпела фиаско, поскольку они оставляли следы на воде. Более жизнеспособной оказалась 13-зарядная гарпунная винтовка, разработанная в 1978 году. Полуавтоматические пистолеты для подводного боя позже стали разрабатываться в ГДР (видимо, при содействии советских военных инженеров).

Очень серьёзные технологические разработки в этой сфере были сделаны в СССР во время Карибского кризиса, учитывая то, что Куба - остров, со всех сторон окруженный морем. Никита Хрущев всерьез готовился к военному вмешательству, только благоразумие его и президента США Кеннеди спасло фактически от очередной мировой войны.

Но нет худа без добра - предвоенная ситуация повлияла на ход научных разработок подводного индивидуального оружия. Были разработаны автомат подводный специальный (АПС) и четырехствольный пистолет СПП-1. Последнее предназначалось скорее для защиты диверсантов от преследования, чем для нападения, а вот первое - явно для нападения под водой на таких же подводных бойцов. На Черном море были развернуты несколько баз для подготовки БоПл, некоторые из них были заброшены еще при СССР, одну не смогла содержать получившая независимость Украина.

Разработки подводного огнестрельного оружия строились на использовании двухконусных игольчатых пуль и простых промежуточных патронов с усиленной герметичностью. Дальность за счет формы пули составляла 17 метров, тогда как у зарубежных аналогов она не превышала 10 метров.

До относительно недавнего времени в качестве подводного наступательного огнестрельного оружия войсками СССР и РФ использовался уже упомянутый автомат АПС с магазином на 26 патронов. Но в конце десятых годов отечественные инженеры разработали двухсредный автомат-амфибия АДС, обеспечивающий поражение противника как в воде, так и на суше, что позволяет вести при его помощи десантные операции с проникновением на территорию противника из-под воды.


До этого подводным пловцам, которым предстояло десантирование на сушу или на борт неприятельского судна нужно было нести на себе две единицы оружия - сухопутную и подводную. Несмотря на то, что научные исследования в области разработки двухсредного огнестрельного автоматического оружия ведутся во многих странах мира, пока реально действующие его экземпляры есть только в России.

Где «мобильник»?

Как в России, так и за рубежом, технологические разработки в данной сфере идут по линии создания и модернизации средств транспортировки подводных боевых пловцов к объекту диверсии. Наиболее в этом преуспела Италия. Однако эти средства скорее можно окрестить мелководными индивидуальными батискафами, чем ПСД (подводными средствами движения).

Только уже при приближении к объекту диверсии бойцы покидают ПСД и двигаются автономно. Аналогичные средства передвижения под водой созданы в Британии и США. Проблемой является использование на глубине переговорных средств: учитывая свойства воды, особенно морской, электромегафон может быть услышан другим бойцом боевой единицы за 30 м, но переговоры могут быть перехвачены неприятелем.

Выводы

Таким образом, сейчас перед военными инженерами в области подводного ведения боевых действий стоят четыре задачи:

1. Обеспечить дальность, целкость, эффективность использования огнестрельного оружия под водой, максимально приближенную к таким же параметрам на суше.

2. Обеспечить безопасность дыхательных средств, особенно закрытого цикла, продлить срок использования дыхательных смесей.

3. Разработать средства, позволяющие плыть военным водолазам на больших глубинах, чем 50 м (предел погружения на воздухе) при сокращении декомпрессионных остановок. Но это уже удел медицины, пока еще она не разработала средства, чтобы избежать декомпрессионную болезнь.

4. Разработать эффективные средства быстрого передвижения под водой без участия мышечной силы бойца.

i_hemisphere

Водолаз в скафандре Нейфельдта-Кунке с фонарем подводного освещения ПФ-1 образца 1943 г.

Накопился материал по скафандру Нейфельдта-Кунке, учитывая скудость публикаций на эту тему, решил поделится результатами своих поисков, придав им некоторую упорядоченность.
Итак нормобарический скафандр Нейфельдта-Кунке, другия названия - жесткий скафандр, панцирный скафандр, 1 atm diving suit (ADS). Как следует из названия предназначен для обеспечения работы водолаза под водой при нормальном, то есть атмосферном, давлении. В этом его основное отличие и преимущество перед так называемыми "мягкими" скафандрами, в которых водолаз работает и дышит воздухом под давлением, равным давлению окружающей его воды. Основная возникающая при этом проблема - растворение в крови избыточного количества азота, который при быстром выходе на поверхность образует пузырьки, закупоривающие кровеносные сосуды и приводящие к комплексу симптомов, от зуда до паралича и смерти, который называется декомпрессионной болезнью или ДБ, кессоной болезнью, "кессонкой", "заломаем".
Долгое время ДБ отправляла водолазов в могилу или делала инвалидами. Единственный известный способ предупреждения - степенчатый подъем на поверхность с остановками на разных глубинах в течении определенного времени. Это позволяет избыточному азоту выйти из организма естественным путем, через легкие, и занимает значительное время, часто много часов, в зависимости от глубины погружения и времени работы на ней. Например, общее время декомпрессии, согласно ПВС-2002, ч.3, при подъеме с глубины 100 м, при экспозиции на грунте 150 мин, составляет 59ч 03мин. Единственный известный способ лечения - подъем давления до исчезновения симптомов путем погружения водолаза обратно воду или в барокамеру и медленное снижение давления. Барокамер тогда еще не было, а длительная декомпрессия в море чревата опасностями, начиная от преохлаждения и заканчивая внезапным ухудшением погоды - нужно прятаться, а за бортом водолаз и висеть ему еще несколько часов.

Другая не менее серьезная проблема-наркотическое действие азота, проявляющееся на глубинах свыше 40 метров. Симптомы лежат в диапазоне от легкой эйфории до зрительных и слуховых галлюцинаций. Естественно, что водолаз при этом начинает вести себя неадекватно, что может привести, и приводит, к травмам и гибели. Эксперименты с газовыми смесями, в которых азот замещался другими инертными газами, например гелием, начали проводить в только в 30-х годах прошлого века, а широкое применение смесей началось еще позже, а необходимость работы на больших глубинах уже была.

Собственно по этим причинам и был придуман жесткий скафандр.
Ганс Нейфельдт (Hans Neufeldt) и Карл Кунке (Karl Kuhnke) основали свою фирму в 1899 году. В 1905 они поглотили фирму Людвига фон Бремена (Ludwig von Bremen), которая занималась помимо прочего продажей водолазного снаряжения Рукейроля-Денейруза, и взяли название Hanseatische Apparatebau Gesellschaft (HAG). Впоследствии название неоднократно менялось, менялись владельцы и профиль деятельности, но производство водолазного снаряжения и оборудования продолжалось вплоть до 1960 года, и в истории закрепилось название Нейфельдт и Кунке.

Известные случаи применения.

Наверняка их больше, но в основном в доступных источниках упоминаются эти.
1.ноябрь 1925 г Отто Крафт (Otto Kraft) погрузился на 75 м (230 футов) для работ на по поиску британской подводной лодки М-1, затонувшей после столкновения со шведским пароходом. На то время погружение было рекордным. Правда неизвестно, какого поколения, первого или второго, применялся скафандр.
2. Подъем груза золота и серебра с парохода "Иджипт" (SS Egypt) в 1930-х гг. компанией SO.RI.MA., которую я упоминал ранее. Спасательная операция на "Иджипте" описана в очень распространенной книге Дж. Н. Горза "Подъем затонувших кораблей" и в менее известной книге Патрика Прингла "Приключения под водой". ( Первую книгу я перечитывал раз десять, а вторая была одной из любимых книг моего детства). Собственно эта работа стала звездным часом жестких скафандров, а с другой стороны стало ясно, что эффективность их применения невысока. Целесообразнее оказалось использовать более простые и технологичные наблюдательные камеры.
3. В 30-х годах скафандры Нейфельдта-Кунке закупались ЭПРОНом. В 1935 году Специальная комиссия во главе с академиком Л. А. Орбели проводила испытания в море, инструктор-водолаз Н. Г. Щербаков достиг глубины 155 метров. Случаев применения этих скафандров ЭПРОНом мне пока найти не удалось. После войны применение жестких скафандров сошло на нет. ПВС-2002 (Правила водолазной службы) вообще не предусматривают проведение спусков в таких устройствах, только водолазные колокола и наблюдательные камеры.Тем не менее разработки жестких скафандров продолжаются по сей день.

ТТД скафандра Нейфельдта-Кунке третьего поколения. (Приводятся по Справочной книге по аварийно-спасательному, судоподъемному и водолазному делу. ч.2. Изд. Управления военно-морского издатетельства НКВМФ Союза ССР, 1945 г.)

Предельная глубина погружения - 150 м
Время работы на грунте - 4-5 ч
Вес на воздухе - 450 кг
Вес в воде (максимальный, при заполненных балластных цистернах)- 60 кг
Вес в воде (минимальный, при продутых балластных цистернах)- 10 кг
Запас кислорода - 1200 л, 4 баллона по 2 л, рабочее давление - 150кг/см2
Кислородные баллоны закреплены снаружи прочного корпуса, и предназначены для дыхания водолаза и регулировки плавучести. Водолаз дышит воздухом из внутреннего объема скафандра, вдыхая через клапан полумаски и выдыхая через патрон с химическим поглотителем углекислоты. По мере расходования кислорода, водолаз пополняет его количество во внутреннем объеме вручную, из баллонов.
Спереди и сзади скафандра размещены по одной балластной цистерне, которые продуваются кислородом из тех же баллонов. Регулировка плавучести позволяет ложиться на грунт, самостоятельно всплывать, передвигаться на грунте. Скафандр спускается за борт на стальном тросе, закрепленном на выносной стреле судна обеспечения.

Скан страниц из "Справочной книга по аварийно-спасательному, судоподъемному и водолазному делу". ч.2.


Читайте также: