Кровеносная система кольчатых червей, членистоногих и позвоночных.

Обновлено: 28.04.2024

Органы кровообращения у животных: кольчатых червей, моллюсков. членистоногих и позвоночных.

Учебные цели для достижения на этом уроке (ссылка на учебную программу)

7.1.3.6 распознавать органы, учавствующие в транспорте веществ у животных

Распознавать органы, учавствующие в транспорте веществ у животных.

Критерий оценки

Все смогут распознавать органы, учавствующие в транспорте веществ у животных.

Большинство сможет определять типы кровеносных систем животных, сравнивать типы кровеносных систем безпозвоночных и позвоночных животных, изображать их в виде схем.

Некоторые смогут устанавливать эволюционные причины усложнения кровеносных систем животных, определять наиболее совершенные.

Языковые цели

Учащиеся будут использовать в речи ключевые термины и понятия: кровь, сердце, сосуды, артерии, вены, капиляры, замкнутая и незамкнутая кровеносные системы.

Деятельность: чтение, говорение, письмо, аудирование

Привитие ценностей

Общенациональная идея « Мәңгілік ел »

С ветское общество и высокая духовность.

Межпредметная связь

Связь с физиологией растений. С темой движение веществ по сосудам и ситовидным трубкам. Химия (транспорт кислорода, углекислого газа и других веществ), физика (движение крови осуществляется по законам физики).

Предшествующие знания

Транспорт веществ в растениях по сосудам и ситовидным трубкам.

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке

Мотивацияонный этап (10 мин)

Цель: Создание благоприятного психологического климата, создание мотивации к изучению темы: «Органы кровообращения у животных: кольчатых червей, моллюсков. членистоногих и позвоночных».

«Круг радости» (3 мин). Ученики в становятся в круг

Учитель говорит «Повернитесь к соседу и пожелайте ему всего хорошего на сегодняшний день и пожмите руку». Поменяйте соседа и повторите действие. Все берутся за руки и по очереди желают сразу всему классу.

На предыдущих уроках мы изучили транспорт веществ у растений.

Какие веществ необходимы растениям для роста и развития?

( органичесие и неорганические).

Просмотр видеофрагмента: «Транспорт веществ по растению» (2 мин).

Активный метод обучения «Жокей и лошадь» (7 мин). Деление учащихся на 2 группы : 1 группа - «жокеев»,

2 группа - «лошадей»

Первые получают карточки с вопросами, вторые - с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».

1. По какой части стебля передвигается вода и минеральные вещества? (по древесине)

2. По какой части стебля передвигаются органические вещества?

3. Что находится в древесине? (сосуды)

4. Что находится в коре?( Ситовидные трубки.)

5. Проводящая ткань, которая обеспечивает доставку из листьев в стебель и корень органические вещества. (флоэма).

6. Проводящая ткань, которая обеспечивает поступление из корней в стебли и листья воды и минеральных веществ. (Ксилема).

7. Проводящая ткань, обеспечивывает подъем веществ вверх, из корня в стебли и листья. (Ксилема)

8. Ткань, обеспечивающая нисходящий ток веществ в растениях. (Флоэма)

Как вы думаете, нужны ли питательные вещества животным?

Как поступают эти вещества в клетки?

«Отгадай» (2 мин)

1. В сосуде водица, ею нельзя напиться. (Кровь)

2. В какую сеть нельзя поймать рыбу? (Капиллярную)

3. Оно много меньше нас, а работает всяк час. (Сердце)

4. Кто целый век в клетке? (Сердце)

Учащиеся определяют тему и цели урока.

Видео фрагмент «Транспорт веществ по растению».

Карточки с вопросами.

Карточки с ответами

Операционный этап

Цель: опрелелять органы животных , участвующих в транспорте веществ у животных, типы кровеносных систем.

Демонстрация видео фрагмента. Транспорт веществ в организме животных.(3 мин)

Прием активного обучения « ЗИГЗАГ» (15 мин). Проблемный вопрос перед просмотром видеоролика: Чем отличаются кровеносные системы беспозвоночных и позвоночных животных?

Класс делится на 4 группы ( «родные»). На стадии содержания ученики читают свой фрагмент текста на своей карточке, выделяют главное, новые непонятные слова. Группа составляет постер.Так они работают в родной группе. Затем ученики расходятся по другим, «экспертным», группам в соответствии цветами своего листочка с текстом. Выступают у доски.

Формативное оценивание (5 мин).

Рассмотрите рисунки, определите, каким животным принадлежат сердца, используя вспомогательные слова: сердце рыбы, сердце лягушки, сердце собаки.

Вспомогательные слова: строение сердца рыбы, строение сердца земноводных, строение сердца собаки.

ГДЗ по биологии 7 класс Константинов Стр. 79


Кольчатые черви являются наиболее прогрессивной группой среди всех червей. Они являются первыми животными, у которых появляется сегментированное тело. Каждый сегмент его соединен с соседними, но при этом является самостоятельным отсеком со своими собственными нервными узлами, наружными выростами, половыми железами и органами выделения.

У кольчатых червей появляется кровеносная система замкнутого типа (кровь течет исключительно по сосудам) и прообраз будущих конечностей - парные органы движения. Также у них первых в эволюции появляется вторичная полость тела или целом, которая развивается из клеток мезодермы, выстлана эпителием и заполнена полостной жидкостью.

2. Каково строение и значение кожно-мускульного мешка кольчатого червя?

Кожно-мускульный мешок кольчатого червя состоит из кожного эпителия, хитиновых выростов, несбрасываемой кутикулы, кольцевых (поперечных) и продольных мышц. Благодаря кольцевым и продольным мышцам кожно-мускульного мешка обеспечивается движение кольчатого червя. Также он служит вместилищем внутренних органов, защищая их от негативных воздействий из внешней среды и облегчая организму процесс передвижения.

3. Назовите особенности строения кровеносной и нервной систем органов кольчатых червей.

У кольчатых червей кровеносная система замкнутого типа, то есть кровь в их организме движется только по сосудам, а не выливается в полость тела.

Нервная система у кольчатых червей отличается более совершенным строением, нежели у круглых. Она представлена крупным головным ганглием или мозгом и отходящей от него брюшной нервной цепочки, состоящей из нервных узлов в каждом из сегментов тела червя. От нервных узлов отходят нервы. Также у кольчатых червей есть органы чувств: обоняния, зрения, вкуса, слуха, осязания и равновесия.

4. Сформулируйте вывод об уровне развития органов чувств у свободноживущих кольчатых червей в сравнении с паразитическими круглыми червями и обоснуйте его.

По сравнению с паразитическими круглыми червями у свободноживущих кольчатых червей сенсорные структуры более развиты. Располагаются они на голове и придатках, разбросаны по всему телу животного и представлены одноклеточными фото-, хемо- и механорецепторами. Кроме этого, многощетинковые черви даже обладают такими органами чувств, как глаза и глазки, специальные органы химического чувства и органы равновесия. Наличие хорошо развитых чувств и различных клеточных рецепторов позволяет получать им как можно больше информации об окружающей среде, добывать пищу, адаптироваться к новым условиям и т.д.

5. Используя информационные ресурсы, охарактеризуйте роль малощетинковых червей в процессах почвообразования и значение этих животных для хозяйственной деятельности человека.

Малощетинковые черви, которые обитают в почве, играют важнейшую роль в процессах почвообразования. Высокая численность, например, дождевых червей (примерно 20 млн. на 1 га) является показателем ее плодородия. Черви прокладывают в почве длинные ходы, эффективно разрыхляя ее и тем самым улучшая доступ кислорода и питательных веществ с водой к корням растущий на ней растений.

Также малощетинковые черви питаются отмершими остатками растений, которые они затаскивают в свои ходы и норки. Тем самым почва обогащается органикой. Дополнительно в процессе переваривания пищи в кишечнике этих организмов вырабатываются вещества, из которых состоит гумус.

Учитывая, что малощетинковые черви участвуют в почвообразовании, он несут много пользы для хозяйственной деятельности человека. На удобренных почвах хорошо растут овощи, фрукты, культурные растения, а значит, человек получает богатый урожай. Также червей используют и в качестве прикорма рыбы во время рыбалки.

Параграф Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви

Стр. 79

1. Какое строение имеет пищеварительная система у плоских и круглых червей?

У плоских червей пищеварительная система примитивного типа. Начинается она ртом, который располагается на брюшной стороне тела посередине. После рта идет глотка и кишечник, заканчивающийся слепо. То есть, анального отверстия у плоских червей нет, а непереваренные остатки пищи выводятся во внешнюю среду через рот.

У круглых червей пищеварительная система начинается с ротового отверстия, которое окружено кутикулярными губами. Далее идет пищеварительная трубка, которая на переднем конце тела продолжается из губ и глотки с плотными мускульными стенками, а заканчивается в заднем конце анальным отверстием. Сама пищеварительная трубка делится на три отдела: передний, средний, задний. У некоторых представителей есть также бульбус - расширение пищевода и зубы, образованные выростами кутикулы.

2. Что является опорно-двигательной системой у многощетинковых червей?

Опорно-двигательная система многощетинковых червей представлена кожно-мускульным мешком, который состоит из кожного эпителия, тонкой кутикулы и двух слоев мышц: поперечных или кольцевых и продольных. Под слоем мышц также находится однослойный внутренний эпителий, выстилающий изнутри вторичную полость тела червя и образующий перегородки между сегментами его тела.

По бокам каждого сегмента тела у них имеются кожно-мускульные выросты. Это параподии - органы движения. С их помощью червь может загребать в направлении спереди назад, цепляясь за неровности субстрата, чтобы ползти вперед.

У многощетинковых червей сидячих форм происходит частичное сокращение количества параподий - они могут сохраняться только в передней части их тела.

ГДЗ по биологии 7 класс Константинов Стр. 134

Признаки, по которым представителей членистоногих объединяют в один тип:

Наличие хитинового покрова, который выполняет роль наружного скелета;

Сложная голова с ротовыми органами;

Незамкнутая кровеносная система;

Наличие настоящих конечностей, которые служат для передвижения и захвата пищи;

Хорошо развитые органы чувств и нервная система.

2. Укажите характерные признаки представителей классов Ракообразные, Паукообразные, Насекомые.

Признаки класса Ракообразные:

Два отдела тела (брюшко и головогрудь);

Наличие хитинового покрова, поперечно-полосатых мышц;

5 пар ходильных лап;

Пара сложных глаз на подвижных стебельках;

Ротовой аппарат грызущего типа;

Дыхательная система представлена жабрами;

Выделительная система представлена двумя зелеными железами;

Незамкнутая кровеносная система, сердце пятиугольной формы.

Признаки класса Паукообразных:

Два отдела тела (головогрудь и брюшко);

4 пары ходильных ног;

4 пары простых глазков;

Ротовой аппарат сосущего типа, переваривание пищи наружное;

Дыхательная система - лёгочные мешки или трахеи;

Выделительная система представлена выделительными трубочками и почками.

Незамкнутая кровеносная система, сердце трубочковидное.

Признаки класса Насекомых:

Тело имеет три отдела (голова, грудь, брюшко);

Наличие хитинового покрова, поперечно-полосатых мускулов;

3 пары ходильных ног;

Пара сложных глаз и простые глазки;

Ротовой аппарат грызущего, сосущего или колюще-сосущего типа, сложные железы;

Органы дыхания - трахеи;

Выделительная система представлена выделительными трубочками и жировым телом.

Кровеносная система незамкнутая, сердце трубочковидное.

3. Назовите промысловых ракообразных. Опишите их среду обитания.

К промысловым ракообразным относятся креветки, лангусты, крабы, омары. Среда их обитания разнообразна. Например, речные раки обитают в реках и озерах. Крабы живут только в морях и в некоторых пресных водоемах, а креветки - жители океанов и морей.

4. Сравните нервную систему речного рака и паука-крестовика и назовите различия.

У речного рака и паука-крестовка нервная система узлового типа. Отличие состоит в том, что у рака она представлена окологлоточным нервным кольцом нервными узлами, которые образуют брюшную нервную цепочку.

У паука-крестовика нервная система представлена надглоточным узлом с пятью парами нервных узлов, которые образуют мозг. От мозга отходит нервная брюшная цепочка, а все ганглии соединены друг с другом.

5. Установите взаимосвязь особенностей питания паука-крестовика и строения его пищеварительной системы.

Пищеварительная система паука-крестовика состоит из таких частей: рта, глотки, пищевода, желудка и кишки. Частично у него внешнее пищеварение. Поймав свою добычу, паук обездвиживает ее при помощи паутины и выпускает в ее тело яд. После в мертвую жертву впрыскивается пищеварительный сок, которые разжижает ее ткани. Все это потому, что паук не может питаться твердой пищей. Разжиженные ткани он высасывает, оставляя от жертвы только оболочку.

6. Охарактеризуйте черты приспособленности насекомых к полету.

Приспособленность насекомых к полету выражена в обтекаемой со всех сторон форме их тела, легких и прочных крыльях, малом общем весе.

7. Сравните функции гемолимфы речного рака и майского жука.

Гемолимфа - это кровь, смешенная с лимфой (межтканевой жидкостью). Она бесцветная или со слегка зеленоватым оттенком. У речного рака кровеносная система по строению незамкнутая. Из сосудов гемолимфа изливается в промежутки между органами, где отдает в клетки питательные вещества и кислород, а забирает продукты обмена и углекислый газ. Далее гемолимфа благодаря работе сердца поступательными движениями по сосудам оправляется в жабры.

У майского жука, как и у всех насекомых, гемолимфа выполняет такую же функцию, что и кровь с лимфой у животных с замкнутой кровеносной системой.

8. Охарактеризуйте особенности строения и функций систем внутренних органов членистоногих по сравнению с кольчатыми червями.

У членистоногих пищеварительная система представлена ротовым аппаратом, который образован видоизменёнными членистыми конечностями. Передний отдел кишечника у них дифференцирован и включает глотку, пищевод и желудок. Печень есть только у насекомых, тогда как у кольчатых червей она вовсе отсутствует.

Разнятся также кровеносная, нервная и выделительная системы. У членистоногих трубчатое сердце, сильно развитый надглоточный ганглий, который образует мозг. У кольчатых червей функцию сердца выполняют пульсирующие участки сосудов. У членистоногих выделительная система выражена мальпигиевыми сосудами (пауки и насекомые) или зелеными железами (раки). У кольчатых червей она представлена метанефридиями.

Также все членистоногие являются раздельнополыми, тогда как среди кольчатых червей есть особи гермафродиты.

9. Опишите роль насекомых в природе, в жизни человека.

Роль насекомых в природных сообществах огромна. Насекомые важнейшие опылители цветковых растений. Они служат пищей различным позвоночным (паукам, многоножкам), рыбам, амфибиям, рептилиям и зверям, даже некоторым насекомоядным растениям (росянке). Среди насекомых много санитаров, которые помогают перерабатывать органические остатки растений и животных. Почвенные насекомые и их личинки повышают плодородие почвы, перемешивая и удобряя её своими экскрементами. Велика роль насекомых в круговороте веществ в природе.

Стр. 134.

Какие утверждения верны?

1. Членистоногие имеют сегментированное тело с двусторонней симметрией, членистые конечности и хитиновый покров.

2. Хитиновый покров защищает тело от потери влаги.

3. У членистоногих органы обоняния и осязания развиты плохо.

4. Пчёлы имеют простые и сложные глаза, паук-крестовик — только простые.

5. Большинство членистоногих раздельнополые.

6. Членистоногие наиболее сходны по строению с плоскими червями.

7. Органы выделения насекомых — мальпигиевы сосуды.

8. Органы дыхания насекомых - лёгкие.

Стр. 134

Выберите все правильные ответы

1. К типу Членистоногие относят:

Ответ: б.

2. Паукообразные, в отличие от ракообразных,

а) обитают преимущественно в наземно-воздушной среде;

б) имеют лёгочное и трахейное дыхание;

в) имеют наружный скелет;

г) некоторые виды являются переносчиками тяжёлых заболеваний человека.

3. Среди членистоногих насекомые - самая высокоорганизованная группа животных, так как

а) их тело разделено на три отдела - голову, грудь, брюшко;

б) у них хорошо развиты органы чувств;

в) их нервная система включает надглоточный и подглоточный нервные узлы и брюшную нервную цепочку;

Органы кровообращения у животных: у кольчатых червей, моллюсков, членистоногих и позвоночных


Некоторые учащиеся: смогут сравнить эволюционные изменения кровеносной системы беспозвоночных и позвоночных животных.

Критерии оценки

Определяют органы, участвующие в транспорте веществ у животных

Определяют типы кровеносных систем

Перечисляют транспортируемые вещества

Объясняют значение транспорта питательных веществ в живых организмах.

Анализируют изменения в кровеносной системе в ходе эволюции

Языковые цели

Учащиеся могут: применяя терминологию по данной теме раскрыть роль кровеносной системы в транспорте веществ у животных, в ходе обсуждения, диалога, анализа, сравнения.

Предметная лексика и терминология: сердце, сосуды, замкнутая и незамкнутая кровеносные системы, спинной сосуд, брюшной сосуд, кольцевые сосуды, гемоглобин, гемолимфа; двухкамерное, трехкамерное, четырехкамерное сердце; предсердия, желудочки, большой и малый круги кровообращения.

Серия полезных фраз для диалога/письма

Кровеносная система включает…….

Кровеносная система бывает…… и ……

Кровеносная система переносит…… и……от……и… к…….

Кровеносная система переносит ……и …… от …… к…. и ….

Сердце …. состоит из …… и …….

Кровеносная система…… в отличии от кровеносной системы….

Большой круг кровообращения проходит через все … кроме….

Малый круг кровообращения проходит через …….

Привитие ценностей

Светское общество и высокая духовность: обучение на протяжении всей жизни, уважение, сотрудничество, открытость.

Межпредметные связи

Физика (движение крови по сосудам подчиняется законам гидродинамики)

Химия (названия веществ)

Предшествующие знания по теме:

Естествознание 5 класс Раздел: 5.3.А Процессы в живой и неживой природе. Тема «Свойства живых организмов»

Биология 7 класс. Раздел: Транспорт веществ

Тема « Значение транспорта веществ для жизнедеятельности живых организмов. Органы и системы органов живых организмов, участвующих в транспорте веществ»

Запланированные этапы урока:

Виды запланированных упражнений на уроке

Начало урока

Деление учащихся на группы по картинкам.

На картинках изображения дождевого червя, рыбы, собаки. Создание коллаборативной среды. Прием «Улыбка»

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

Итак, ребята давайте начнем наш урок с разминки.

Учитель задает учащимся 10 вопросов тонкого порядка для повторения (стратегия критического мышления «Тонкие и толстые вопросы»).

1.Какие веществ необходимы растениям для роста и развития? ( органические и неорганические).

2.Как растения получают органические вещества? (путем фотосинтеза)

3.Где протекает процесс фотосинтеза? (листьях- хлоропластах)

4. Что такое фотосинтез?

5.Растения по способу питания являются … (автотрофами)

6.Какие неорганические вещества необходимы растениям? (вода и соли)

7.Что способствует поднятию воды с минеральными веществами? (давление)

8.По какой части стебля поступает вода с минеральными веществами? (сосуды древесины)

9.По какой части стебля передвигаются растворы органических веществ? (ситовидные трубки)

10. К какой ткани относятся ксилема и флоэма? (проводящая)

Формативное оценивание «Смайлик - за каждый правильный ответ.

Проблемные вопросы группам (проблемно-поисковый метод, стратегия критического мышления «Тонкие и толстые вопросы»)

1.Как вы думаете, чем будет отличаться питание животных?

2.Как поступают эти вещества в клетки животных?

3.Как вы думаете почему даже кратковременная остановка сердца может привести к смерти?

Группы обсуждают и от каждой группы выступает спикер. Оценивание формативное . Если ответ полный, правильный то спикер получает смайлик. В оценивании принимают участие эксперты других групп, а эксперт группы, дающий ответ имеет возможность дополнить ответ.

Методический прием «Отгадай»

(позволит узнать органы, участвующие в транспорте веществ и значение движения крови)

В организме есть река

Та река не глубока

Носит к клеткам кислород

Кормит ткани круглый год

Яд из органов уносит

Этим пользу нам приносит

Цвета красного она

Отгадаешь без труда. (Кровь)

Можно ли прочитав эти строки выделить значение движения крови?

Это что за странный звук?

Слева в клеточке грудной

У себя найдет любой (Сердце)

Есть у нас водопровод

Кровь всем клеточкам несет:

Носу,пальцам и глазам, почкам,печени, желудку

Трубы каждую минуту

Так наш организм живёт (сосуды)

Учащиеся определяют тему и цели урока.

Делают вывод о том, что у животных роль транспорта веществ выполняет кровеносная система.

Что кровеносную систему включает сердце и кровеносные сосуды.(записи в тетради)

Органы кровообращения у животных: у дождевого червя, моллюсков, членистоногих и позвоночных.

Некоторые учащиеся могут: устанавливать взаимосвязь между структурами стенок сосудов и строением сердца и их функциями.

Цели обучения

Определите цели на урок. Они могут быть идентичны целям обучения (ЦО) или могут быть адаптированы для данного урока

7.1.3.6 распознавать органы, участвующие в транспорте веществ у животных

Критерии успеха

Ученик достигнет успеха, если…

называет органы кровообращения у различных животных;

описывает взаимосвязь между органом и его функцией;

сравнивает системы органов кровообращения у различных животных.

Объясняет важность кровеносной системы животных, делая правильные выводы.

Правильно описывает строение сердца и кровеносных сосудов у животных.

Определяет различия между левой и правой половинами сердца и между кровеносными сосудами..Знает строение кровеносных сосудов: артерий, вен, капилляров

Языковые цели

Полезные выражения для диалогов и письма

обсудить значение транспорта питательных веществ в животном организме

называть органы кровообращения;

сравнить системы органов кровообращения на примере различных животных;

Замкнутая и незамкнутая кровеносная система; позвоночные и беспозвоночные животные;

Сердце, сосуды: артерии, вены, капилляры

Названия животных на русском, английском и казахском языках:

Она образована ……. и…….

Кровеносная система…… в отличии от кровеносной системы…. имеет…

Кровеносная система ….. отличается…… от кровеносной системы….

Привитие ценностей

(из Интегрированной образовательной программы, национальные, общечеловеческих ценности, на которые направлен данный урок)

Примите ценностей осуществляется посредством/через… (описать виды деятельности и/или содержания урока)

 глубокие академические знания;

 творческого применения знаний;

 устойчивые навыки самообразования;

 свободное владение казахским, русским и английским языками;

 умение эффективно работать как в команде, так и индивидуально

 физическое, психологическое и духовное здоровье;

Предварительные знания

(Что учащиеся уже знают или что им нужно знать перед уроком - основные понятия, факты, формулы, теории. Как Вы активизируете уже имеющиеся знания?)

В курсе естествознания биологии 6 кл, учащиеся изучили строение кровеносной системы животных.

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на урока

К) Предложить учащимся рассмотреть схемы кровеносной системы животных

Попросить рассказать об их функциях и веществах, которые они транспортируют

«Мозговой штурм»

Через вопросы ученикам определение темы урока.

Что такое кровообращение?

Какие органы участвуют в транспорте веществ в живых организмах?

(учащиеся высказывают свое мнение)

Озвучивают тему и цели урока

- Каково значение сердечно - сосудистой системы?

- Почему важна кровеносная система?

(учитель вместе с учениками определяет значение ССС)

- У кого из животных есть кровеносная система?

Посмотрите на ваших животных. Встаньте те, кто считает, что их животное имеет ССС.

(У) Кровеносная система имеется у немертин, у кольчатых червей, моллюсков, членистоногих, иглокожих, полухордовых и хордовых.

Ее строение у животных разных типов отличается, но у всех она состоит из сосудов и органа, обеспечивающего движение крови: у хордовых это сердце, у беспозвоночных эту функцию выполняет спинной сосуд.

Кровеносная система может быть замкнутой и незамкнутой.

(Г) Учащиеся работают с информационным листом «Кровеносная система», осуществляют чтение с учебника, пометками.

Читайте также: