Количественный эпидемиологический анализ. Социально-экономический анализ в эпидемиологии.

Обновлено: 17.05.2024

Понятие «эпидемиология неинфекционных болезней» означает лишь применение эпидемиологического метода для изучения закономерностей распространения различных по своей природе неинфекционных массовых нарушений здоровья населения. Эпидемиологический метод — своеобразная совокупность различных методических приемов и способов, позволяющих изучать все многообразие проявлений эпидемического процесса.

Сегодня под эпидемиологическими методами понимают методы изучения закономерностей распространения неинфекционных болезней среди населения, основанные на применении статистических показателей.

Классификация эпидемиологических исследований проводится по различным критериям.

В зависимости от цели, эпидемиологические исследования подразделяются на поисковые (выдвигающие гипотезу) и проверяющие гипотезу.

По характеру вмешательств исследования подразделяются на эмпирические или обсервационные (observational studies) и экспериментальные (experimental or interventive epidemiology) (рисунок1).

Эмпирические исследования - это исследования без преднамеренного вмешательства в естественное течение и развитие заболевания. Исследователь наблюдает и фиксирует необходимую информацию в соответствии с программой исследования. Эмпирические исследования, в свою очередь, могут быть описательными и аналитическими. Одной из разновидностей описательных исследований является описание случаев и описание серии случаев. Аналитические методы могут быть когортными, исследованиями типа «случай-контроль» и экологическими.

В эксперименте исследователь целенаправленно и сознательно контролирует основные параметры, являющиеся предметом изучения (например, факторы риска, новые методы лечения, профилактики), а также распределяет объекты исследования (больных и здоровых лиц) по определенным группам. Экспериментальные исследования подразделяются на полевые (профилактические) и клинические, неконтролируемые и контролируемые, рандомизированные и нерандомизированные (рисунок 1).

С точки зрения продолжительности наблюдения за состоянием здоровья изучаемого контингента эпидемиологические исследования могут быть одномоментными (поперечные, трансверзальные, кросс-секционные - cross-sectional) и длительными (продольные, лонгитудинальные - longitudinal) (рис. 2).


Рис.1. Типы эпидемиологических исследований по характеру вмешательств, по решаемым задачам и по организации исследований


Рис. 2. Классификация эпидемиологических методов по временным параметрам

Исследования с применением описательных эпидемиологических методов в основном проводятся как поперечные, а аналитические и экспериментальные - как продольные.

Продольные эпидемиологические исследования делятся на проспективные (cohort study, follow study, prospective study) и ретроспективные (case-referent study, case-control study, case-history study, retrospektiv stady) (рис.3).


Рис. 3. Классификация продольных эпидемиологических исследований по времени сбора данных и формирования выборки

Характеристика отдельных видов эмпирических исследований

Описательные методы исследования

Описательная эпидемиология (descriptive epidemiology) занимается изучением а) частоты и распространения заболеваний (исходов) на определенной территории (страна, область, район, город, село), в определенное время (месяц, год, 5 лет и т.д), в различных группах населения (дифференцированно по полу, возрасту, национальности, социально-экономическому положению, образованию, профессии и т.д.); б) течения заболеваний; в) эффективности диагностических критериев, а также изучает распространенность потенциально опасных факторов. На основании данных описательной эпидемиологии можно установить связь частоты встречаемости в определенный момент времени отдельных факторов и их комбинаций не с фактом возникновения того или иного заболевания, а только с его распространенностью. Например, заболеваемость раком легких наблюдается у мужчин в несколько раз чаще, чем у женщин. Это не означает, что пол является причиной заболевания раком легких.

Характеристики, полученные при проведении описательных исследований, составляют основу для формулирования этиологических гипотез, дают нужную информацию для оценки состояния здоровья населения и являются необходимыми для управления службой здравоохранения и планирования лечебно-профилактической деятельности. Полученные данныe служат основой для планирования аналитических эпидемиологических исследований.

Разновидностью организации описательных исследований для редко встречающихся заболеваний являются исследования типа «описание отдельных случаев» и «описание серии случаев».

Описание отдельных случаев (Case report) - наиболее старый способ медицинского исследования. Он состоит в подробном изложении данных, полученных путем наблюдения одного или нескольких случаев заболеваний (не более 10 больных). Это метод, который позволяет привлечь внимание медиков к новым или мало известным болезням, проявлениям или сочетаниям болезней.

Описание серии случаев (Case series) - исследование, включающее обычно описательную статистику группы болезней, (численность группы с определенным заболеванием - 10 пациентов и более). Серия случаев - самый распространенный способ описания клинической картины заболевания. Он достаточно информативен и удобен для выполнения этой задачи, но имеет серьезные ограничения. Недостатки исследований серии случаев заключаются в: а) отсутствие группы сравнения;

б) случаи изучаются в разные моменты времени и на разных стадиях течения заболевани.

Аналитические методы исследования

Аналитические эпидемиологические исследования (etiologic epidemiology) применяют с целью установления причинных связей между заболеваниями и различными факторами риска (профессиональными, социально-бытовыми, окружающей среды, генетическими и др.), а также для оценки эффективности профилактических и лечебных вмешательств. Основной отличительной чертой таких исследований является изучение влияния тех или иных потенциально вредных воздействий на процесс возникновения хронических неинфекционных заболеваний. Роль воздействия в этиологии заболевания оценивают по степени его влияния на интенсивность появления новых случаев данного заболевания. При этом оценивают силу и достоверность связи между одним определенным воздействием или небольшим их числом и конкретной нозологической формой болезни (или небольшим их числом). Аналитическая эпидемиология внесла весомый вклад в развитие современной медицины, определив ключевые факторы риска развития многих заболеваний. Например, была установлена связь между частотой возникновения рака легких и курением; более высокий показатель встречаемости инсульта головного мозга среди лиц, страдающих гипертонией; высокая частота инфарктов миокарда среди лиц с низкой физической активностью.

Разновидностью аналитических исследований являются экологические исследования (еще их называют территориальными), единицей анализа в которых выступает популяция или ее подгруппа, привязанная в этом случае к географической местности. Целью этих исследований является изучение распространенности и причин того или иного заболевания в различных географических регионах в связи с особенностями этих регионов.

В конечном счете, цель аналитических методов состоит в проверке гипотезы о тех или иных конкретных этиологических связях «воздействие - заболевание».

Аналитические эпидемиологические исследования проводятся с применением комплекса оригинальных методических подходов (когортные исследования, случай-контроль), основанных на использовании специальных показателей и включающих особые схемы сбора и обработки информации.

Одномоментные исследования

Описательные исследования обычно проводятся как одномоментные (поперечные - cross-sectional) исследования. Это наиболее распространенный и относительно простой вид исследования. Одномоментное исследование еще называют исследованиями распространенности. Главной его особенностью является то, что наблюдение как за воздействием (причиной), так и за эффектом относится к одному моменту времени. Одномоментные исследования позволяют изучить распространенность какого-либо заболевания (или факторов риска) к моменту обследования и при необходимости выявить статистическую связь между распространенностью тех или иных заболеваний и потенциально опасными факторами. Как правило, проводится одно обследование участников научного исследования, хотя в некоторых случаях два отдельных обследования могут следовать друг за другом через определенный промежуток времени. Сначала проводится скрининг всей группы, а затем можно более тщательно обследовать лиц с подозрениями на отклонение от нормы. Общепринятой формой одномоментных эпидемиологических исследований является скрининг.

Существует два варианта проведения одномоментных исследований: а) сравнение частоты болезни или симптомов у лиц основной и контрольной групп, б) выявления различий в уровнях воздействия факторов риска в группах больных и здоровых.

Благодаря тому, что одномоментное исследование проводится однократно, его осуществление требует относительно небольших затрат и занимает немного времени. Доступность и простота одномоментных исследований являются их несомненным преимуществом, однако, возможности этого метода весьма ограничены. С его помощью можно ответить на определенный круг вопросов, но в ряде случаев нельзя сделать окончательного вывода о значении того или иного фактора в развитии заболевания, так как одномоментные исследования имеют ряд существенных недостатков. Существенным недостатком является невозможность учесть динамику (фактор времени).

Длительные (продольные) исследования

Длительное, динамическое (лонгитудинальное - longitudinal) или постоянное наблюдение за определенным контингентом называют продольным исследованием. Оно позволяет устанавливать связь между воздействием факторов риска и возникновением заболеваний даже в тех случаях, когда эти события разделены значительным промежутком времени. Различают короткие (short term) лонгитудинальные исследования продолжительностью до 3 лет и полные долгосрочные (long term) исследования от рождения до зрелости и даже до смерти.

Деление продольных исследований на ретроспективные и проспективные относится ко времени возникновения изучаемых явлений. В ретроспективных исследованиях изучаются характеристики в отношении заболевания, которое имело место до начала исследования, а в проспективных - изучается вероятность его возникновения в будущем.

Ретроспективное исследование. При ретроспективном исследовании путь исследования обратный - от следствия (болезнь, смерть) к возможной причине (факторам риска).

Ретроспективные исследования можно охарактеризовать как схему, в которой наличие связи между воздействием фактора и заболеванием оценивается путем сравнения распространенности изучаемого фактора риска среди больных рассматриваемой формой заболевания и среди лиц контрольной группы, не имеющих данного заболевания. Ретроспективное исследование опирается на информацию о факторах риска и последствиях их воздействия, собранную в течение какого-то периода в прошлом. Например, источником информации о случаях рака часто служат регистры рака или регистры причин смерти, что позволяет снизить затраты на проведение исследования. Точность такого исследования зависит от полноты регистрации заболевания в территориальном регистре и от исследуемого периода времени.

К преимуществам ретроспективной схемы исследований относится:

- значительная экономия времени на проведение исследования;

- возможность одновременно изучать влияние на заболеваемость нескольких факторов риска, причем возникает возможность анализировать влияние тех или иных сочетаний факторов и оценивать результат их взаимодействия;

- наличие воздействия факторов у наблюдаемых можно прослеживать сколь угодно далеко в прошлом. Благодаря этому, проявление связи между воздействием и заболеванием не ограничивается заранее выбранным периодом наблюдения (как при проспективных исследованиях). Ретроспективные исследования особенно эффективны при изучении рака и других заболеваний с длительным латентным периодом;

- возможность проведения исследования в относительно короткий срок; при необходимости его легко повторить;

- являются чувствительным методом изучения редких заболеваний.

Основным недостатком ретроспективной схемы исследований по сравнению с проспективной является меньшая достоверность полученных с ее помощью результатов. Причин для этого несколько: а) сравнительно невысокая точность оценки воздействия факторов риска в прошлом, которая в значительной степени основывается на субъективных данных (оценка наличия воздействия полностью или частично основывается на материалах интервьюирования наблюдаемых. Если группа формируется из лиц, умерших от того или иного заболевания, то интервью берется у ближайших родственников); б) отсутствие единых условий и критериев оценки состояния здоровья наблюдаемых.

Ретроспективное исследование чаще проводится в виде исследования "случай-контроль" (case control study, case-reference). Метод «случай-контроль» - сопоставление информации о подверженности действию изучаемого фактора лиц, с каким-то заболеванием (случай) и лиц, у которых данное заболевание отсутствует (контроль).

Проспективное исследование. При проспективном подходе путь исследования направлен от фактора риска (предполагаемой причины) к последствиям для здоровья (возникновение заболевания, смертельные исходы и т.д.). Продольные проспективные исследования, в основном, проводятся как когортные исследования (follow up).

Термин "когорта" (cohorta) означает группу лиц, объединенных каким-либо общим признаком и наблюдаемых в течение определенного периода времени, чтобы проследить, что с ними произойдет в дальнейшем

Когортное исследование, при котором из популяции отбираются две или более группы (когорты) людей, изначально не имеющих изучаемого заболевания (исхода). Отличаются группы между собой тем, что на одну группу людей воздействует изучаемый фактор риска, а на другую — нет. После этого они сравниваются между собой на предмет появления у них данного исхода. Таким образом можно понять, как изучаемый фактор риска связан с последующими исходами (заболеваниями) (Проспективное когортное исследование).

При когортных исследованиях, когда регистрируется либо не регистрируется заболевание, а затем возникает необходимость наблюдать заболевших применяются показатели Риск непосредственный и Риск относительный.

Риск — в эпидемиологии вероятностная мера возникновения неблагоприятного события или явления, (заболевание, смерть, возникновение эпидемии).

Риск непосредственный — показатель, отражающий разницу заболеваемости в коллективах, подвергавшихся и не подвергавшихся действию фактора риска, но равноценных по всем другим признакам.

Риск относительный — показатель, коэффициент, отражающий соотношение числа заболевших, среди относящихся к группе риска к заболевшим, не относящимся к ней, т. е.

Р.отн. = риск у подвергшихся воздействию / риск у не подвергшихся воздействию

Показатель используется с целью оценки степени вероятности того, что воздействие фактора с результатом воздействия находятся в причинной связи.

Как когортное исследование, так и исследование типа "случай-контроль" - это обсервационные (эмпирические) аналитические исследования и иногда их путают между собой. Отличительная особенность методики исследования "cлучай-контроль" состоит в том, что к моменту начала исследования все изучаемые исходы уже состоялись. В когортном исследовании в начале наблюдения, когда оцениваются факторы риска, участники еще не имеют изучаемого заболевания. Исследование "случай-контроль" - это метод, альтернативный когортным исследованиям при оценке факторов риска.

Прямо сейчас студенты читают про:

Вертикальная и горизонтальная коммуникация С точки зрения направления движения различают вертикальную (с направлением вверх или вниз) и горизонтальную коммуни­кацию.
Алгоритм действий при взятии мазка из зева Цель: лечебная. Показания: определяет врач. Противопоказания: определяет врач. I. ПОДГОТОВКА К МАНИПУЛЯЦИИ. 1. Приготовьте: ·.
Виды и методы контроля качества в строительстве Контроль за качеством строительства заключается в проверке соответствия строительно-монтажных работ.
Количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования в психологии Количественный (математико-статистический) анализ - совокупность процедур.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНОСТЕЙ Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - наука, которая изучает проблемы безопасного пребывания человека в окружающей среде в процессе.

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ


Ретроспективный эпидемиологический анализ представляет собой комплекс исследований уровня, структуры и динамики инфекционной заболеваемости за длительный предшествующий промежуток времени с целью обоснования перспективного . планирования противоэпидемических мероприятий.

Цели, задачи, этапы РЭА

В связи с необходимостью профилактики инфекционной заболеваемости при ретроспективном эпидемиологическом анализе следует решать две задачи.

1. Оценка структуры заболеваемости и выделение инфекций, имеющих наибольшую эпидемиологическую, социальную и экономическую значимость.

2. Выявление основных причин, определяющих особенности развития эпидемического процесса отдельных инфекций среди обслуживаемого населения, расшифровка механизма действия этих причин. При решении данной задачи особенно важное значение имеет дифференциация групп населения, территорий и отдельных периодов по степени риска заражений и заболеваний различными инфекциями.

Ретроспективный эпидемиологический анализ предусматривает следующие этапы исследований.

I. Составление программы: определение целей и задач, которые необходимо решить при ретроспективном эпидемиологическом анализе, и в соответствии с ними обозначить направления его проведения.

II. Сбор и первичная обработка (группировка) информации: поиск следующей информации.

1. Данные о заболеваемости обслуживаемого населения, содержащиеся в
следующих официальных документах:
— отчеты об инфекционной заболеваемости:
— журнал регистрации инфекционных заболеваний (в лечебно-профилактических учреждениях и в центре гигиены и эпидемиологии);
— истории болезни, карты амбулаторных больных, статистические талоны уточненных диагнозов (данные об инфекционных заболеваниях, не подлежащих официальному учету — об эризипелоиде, кампилобактериозе, демодекозе и т.д. либо о подлежащих суммарному учету).

2. Данные бактериологических, вирусологических и серологических лабораторий центров гигиены и эпидемиологии, амбулаторно-поликлинических и лечебно-профилактических учреждений:
— об уровне носительства;
— о биологических свойствах возбудителей (серовары. фаговары, чувствительность к антибиотикам и др.);
— энтомологические данные (например, численность комаров рода Anopheles, наличие мух и др.);
— гигиенические данные о результатах лабораторного контроля пищевых, коммунальных и других объектов.

3. Демографические данные статистических отделов администрации районов или городов (о численности совокупного населения и отдельных групп, о рождаемости, смертности, миграции).

4. Информация об эпидемически значимых природных условиях -данные гидрометеорологической службы (температура, влажность воздуха, высота стояния грунтовых вод, расход воды в жаркие месяцы, перечень ландшафтных зон, сведения о наличии и состоянии водоемов и т.д.).

5. Сведения о социальных условиях:
— хозяйственно-экономическая характеристика района;
— характеристика эпидемически значимых условий труда и быта различных контингентов, численность определенных профессиональных контингентов;
— санитарно-гигиеническая характеристика района и эпидемически значимых объектов;
— информация о проведенных профилактических и противоэпидемических мероприятиях.

III Сводка данных в группировочные таблицы.

IV. Изучение информации по соответствующим направлениям.

1. Анализ уровня и структуры заболеваемости регистрируемыми нозологическими формами для определения приоритетных проблем профилактики (отдельных нозологических форм) на обслуживаемой территории (определение эпидемиологической, социальной и экономической значимости): далее каждая нозологическая форма анализируется в отдельности.
2. Анализ многолетней динамики заболеваемости совокупного населения по данным календарных и эпидемических лет.
3. Анализ годовой динамики заболеваемости совокупного населения по данным календарных и эпидемических лет.
4. Анализ уровня, структуры и динамики заболеваемости в социально-возрастных группах населения и в отдельных коллективах, выделенных по эпидемиологическим признакам.
5. Анализ заболеваемости по факторам риска.

V. Постановка эпидемиологического диагноза.
1. Оценка проявлений эпидемического процесса на определенной территории, среди различных групп населения, за конкретное время (территории, группы, коллективы, время риска).
2. Выявление конкретных условий жизни и деятельности людей, факторов социальной и природной среды (включая качество и эффективность профилактической работы), которые определяют проявления эпидемического процесса (формулирование гипотез о факторах риска).
3. Проверка сформулированных гипотез, расшифровка механизма причинно-следственных связей, приводящих к заболеваемости, достаточная для назначения эффективных в данной обстановке противоэпидемических
мероприятий.
4. Ближайший или отдаленный прогноз уровня заболеваемости, оценка достоверности гипотез о факторах риска по эффекту (экспериментальное доказательство гипотез), определение эпидемиологической, социальной и экономической эффективности мер профилактики.

Анализ уровня и структуры инфекционной заболеваемости

Анализ уровня и структуры инфекционной заболеваемости — это направление ретроспективного эпидемиологического анализа, позволяющее с помощью эпидемиологических и статистических методов исследования количественно оценивать значимость инфекционных болезней и эффективность мероприятий и средств борьбы с ними.
Его часто относят к социально-экономическим исследованиям.

Научно-обоснованный подход к выбору нозологических форм, которые необходимо изучать в первую очередь, вызван тем, что инфекционная патология представлена не одним заболеванием, а большим числом нозологических форм и каждая из них отличается своей эпидемиологической характеристикой.
При анализе уровня и структуры инфекционной заболеваемости необходимо проводить комплексное эпидемиологическое, социальное и экономическое исследование. Количественной мерой значимости инфекционной болезни служат показатели наносимого ею клинико-эпидемиологического, социального и экономического ущерба.

Эпидемиологическая значимость болезней оценивается по показателям среднемноголетней заболеваемости. Однако этот подход, приемлем лишь при стабильном уровне заболеваемости. При изучении динамических рядов с выраженной тенденцией или цикличностью он недостаточно информативен и для оценки эпидемиологической значимости болезней используются также показатели прогнозируемой заболеваемости и эпидемической тенденции.
Социальная значимость болезней представляет собой совокупность отрицательных явлений в обществе, вызванных заболеваемостью каждой болезнью. Она определяется на основе опенки общего ущерба, нанесенного здоровью людей этими болезнями, с учетом не только частоты возникновения заболеваний, но и их тяжести, длительности течения, а также степени оказываемого ими дезорганизующего воздействия на различные формы жизни и деятельности населения и его последствий. Количественной мерой социальной значимости служит относительная величина социального ущерба, определяемая степенью выраженности клинико-эпидемиологических особенностей инфекционной болезни.

Экономическая значимость болезней определяется ущербом, наносимым ими экономике, и измеряется в рублях. Различают ущерб прямой и
косвенный. Прямой ущерб наносится вследствие затрат на обследование и лечение заболевших, выплат по временной нетрудоспособности и инвалидности, а также пенсий и пособий в случае смерти кормильца, расходы на противоэпидемические мероприятия, научную разработку средств и методов борьбы с заболеваниями. Косвенный ущерб выражается в стоимости продукции, недополученной обществом в результате нетрудоспособности его членов по причине болезни (ухода за больным), инвалидности, смерти. Экономические последствия инвалидности оценивают по средней длительности предстоящего нетрудоспособного периода.

Значимость инфекционных болезней оценивают путем решения следующих задач:
— определение социального и экономического ущерба, наносимого нозологической формой (на 1 случай и на исследуемую совокупность случаев);
— сравнительная оценка социально-экономической значимости отдельных заболеваний или их групп;
— исследование роли составляющих социального и экономического
ущерба;
— выявление тенденций изменения социально-экономической
значимости за определенный период времени;
— изучение значимости (ущерба) по отдельным контингентам больных. Социальный ущерб в количественном выражении оценивают по основным
клинико-эпидемиологическим показателям болезни, характеризующим ее «агрессивность» (тяжесть и длительность течения, летальность) или определяющим ее дезорганизующее влияние на общество (сезонное и возрастное распределение заболевших). Причем оценивается относительная мера социального ущерба, нанесенного отдельными заболеваниями, абсолютная величина ее измерению не поддается.
Степень выраженности отрицательного влияния заболевания на общество при прочих равных условиях тем больше, чем шире его распространенность.

Поэтому важнейшим показателем социальной значимости болезни является уровень ее заболеваемости.
Значения исходных социальных показателей базируются и тесно коррелируют с клинико-эпидемиологическими особенностями отдельных нозологических форм. Например, фактор сезонности заболеваемости наиболее выражен при гриппе, дизентерии и сибирской язве; фактор их тяжести — при менингококковой инфекции, брюшном тифе и вирусных гепатитах, фактор летальности — при менингококковой инфекции, дифтерии и сибирской язве. Такие факторы социальной значимости заболеваний, как сезонность и возраст, вскрывают эпидемиологические, а тяжесть их течения и обусловленная ими летальность — клинические особенности болезней. Длительность течения заболевания занимает промежуточное положение. При оценке социальной значимости одного случая болезни в первую очередь учитывают факторы, связанные с ее клинической характеристикой.

Социальная значимость болезни определяется совокупностью клинико-эпидемиологических особенностей и степенью ее распространенности. Поэтому для оценки социальной значимости болезни совокупного населения величину нанесенного социального ущерба (на 1 случай) умножают на показатель заболеваемости (на 100 000 населения).

Экономическая значимость инфекционных болезней оценивается экономическим ущербом, вызванным всей совокупностью заболевших в конкретных условиях места и времени.

Для оценки социальной и экономической значимости инфекционной болезни применяют экспресс-метод, разработанный Центральным институтом эпидемиологии (г. Москва). В его основе лежит использование «стандартных» величин социального и экономического ущерба, наносимого одним случаем инфекционного заболевания (табл. 1).

Таблица 1 «Стандартные» величины социального н экономического ущерба, наносимого одним случаем инфекционного заболевания

Анализ уровня и структуры инфекционной заболеваемости

Для выделения приоритетных проблем профилактики необходимо определить значимость отдельных нозологических групп и форм
индивидуального заболеваания. Для этого используют стандартные величины социального и экономического ущерба, а также сведения среднемноголетней заболеваемости основными регистрируемыми нозологическими формами. При использовании разных критериев оценки получают различные ранговые значения отдельных болезней или их групп. Простейшим методом оценки приоритетности проблемы является арифметический подсчет суммы рангов и выявление наиболее значимых болезней с наименьшей суммой рангов (табл. 2). Однако интегрированная оценка проблем профилактики осуществляется при учете комплекса показателей и факторов (табл. 3).

Эпидемиологическое изучение заболеваемости

Основной предмет эпидемиологии как познавательной деятельности — заболеваемость населения. Её можно представить как одно из объективных массовых явлений, отражающих влияние неблагоприятных внешних факторов на население. С другой стороны, заболеваемость — статистическая величина, определяемая совокупностью объективных (причинных) и субъективных (качество выявления, диагностики и т.д.) факторов,

Показатели заболеваемости различными болезнями образуют сложную упорядоченную структуру. Размерность этого показателя — количество случаев на 100, 1000, 10 000 или 100 000 населения. Эпидемиологический смысл показателя состоит в том, что он отражает частоту заболевания либо риск его развития

В зависимости от задач эпидемиологических исследований используются два показателя частоты: распространенность и частота новых случаев (заболеваемость),

Распространенность (prevalance rate - PR) дает представление о числе всех случаев выявленных заболеваний (исходов: инвалидность, смертность) за какой-то период времени

Частота новых случаев болезни в популяции, где это заболевание исходно отсутствовало, называется заболеваемостью (incidence).

Эпидемиологическое изучение заболеваемости предпола­гает: 1) описание (измерение) ее проявлений; 2) их объясне­ние; 3) обоснование проблем и мер профилактики; 4) оценку эффективности профилактических средств и мероприятий. Соответственно эпидемиологические исследования на всех уровнях включают описательную, аналитическую, практиче­скую и экспериментальную части. Реализация каждой из час­тей эпидемиологического исследования имеет свои особенно­сти на отдельных уровнях, но по содержанию и целям они однотипны. В связи с этим можно говорить об общем алгоритме эпидемиологических исследований.

Описательная часть эпидемиологического исследования на популяционном уровне — это оценка (описание и измерение) распределения заболеваемости по категориям, а в отношении отдельных болезней — по территории, группам населения и во времени. В описательную часть эпидемио­логического исследования включают оценку (описание и из­мерение) самого населения, а также социальных и природных условий его жизнедеятельности (весь диапазон состояний и явлений, имеющих отношение к здоровью). Цель описатель­ной части эпидемиологического исследования — определение масштаба и характера проблем профилактики заболеваний. Однако ее главное предназначение состоит в том, что резуль­таты этого исследования служат основой второй, стержневой части эпидемиологического исследования — анализа проявле­ний заболеваемости.

Цель аналитической части эпидемиологического изучения заболеваемости — формулирование, оценка и проверка гипо­тез, объясняющих причину, условия и механизм возникнове­ния заболеваний и их распределения. Важно выявить такие критические факторы, знание которых позволяет вести борьбу с заболеваниями или как-то влиять на них.

Практическая часть эпидемиологического исследования состоит в обосновании проблем и мер профилактики. Ответы на вопросы, поставленные в первой части исследования, позволяют установить, в отношении каких заболеваний следует проводить мероприятия в приоритетном порядке, а также где, среди кого и когда нужно проводить мероприятия. Ответы на вопросы, поставленные во второй части эпидемиологического исследования, используют для того, чтобы решить, какие ме­роприятия по профилактике заболеваний и борьбе с ними не­обходимо проводить. Конкретное содержание практической части эпидемиологического исследования определяется его особенностями на каждом из трех уровней.

Цель четвертой, экспериментальной, части эпидемиологи­ческого исследования — оценка эффективности мероприятий по борьбе с заболеваниями и улучшению здоровья населения. При этом обеспечивается получение фактов, доказывающих правильность гипотез, сформулированных и обоснованных во второй части исследования.

Общее для всех частей эпидемиологического исследова­ния — это количественное измерение показателей здоровья и патологии населения и установление связи их с индивидуаль­ными особенностями населения, временным фактором, фак­тором среды и воздействиями мер профилактики.

Таким образом, эпидемиология неинфекционных заболеваний как составляющая часть науки эпидемиология играет основополагающую роль в выявлении причин любых патологических состояний, что позволяет разрабатывать и осуществлять профилактические меры по уменьшению масштабов соматических заболеваний в патологии человека.

Эпидемиология неинфекционных заболеваний имеет фундаментальное значение в меди­цине и прикладное в здравоохранении. Фундаментальный ха­рактер эпидемиологии определяется тем, что в эпидемиологи­ческих исследованиях приобретается неизвестное в медицине знание о причинах, условиях и механизме развития заболевае­мости населения отдельными болезнями, что способствует обобщениям по проблеме причинности в патологии.

Прикладной характер эпидемиологии состоит в том, что на основе накопленных фундаментальных знаний решают практические проблемы здравоохранения. В эпидемиологиче­ских исследованиях устанавливают конкретные проявления, причины, условия и механизм формирования патологии, не­обходимые для обоснования профилактических рекоменда­ций, поэтому эпидемиологию правомерно называть диагно­стической дисциплиной профилактического здравоохранения.

1. Определение "Эпидемиология неинфекционных заболеваний" (ЭНЗ).

2. Предмет изучения эпидемиологии неинфекционных заболеваний.

3. Отличие эпидемиологии неинфекционных болезней от инфекционной эпидемиологии

4. Задачи эпидемиологии неинфекционных заболеваний:

5. Что такое причина?

6. В чем состоит разница между причинами болезней и факторами риска?

7. Что такое фактор риска?

8. Какое явление называется синергизмом ?

9. Какое явление называется антагонизмом?

10. Как классифицируются причины в соответствии с моделью многофакторной природы причин заболеваний?

11. Что такое дополнительные причины? Приведите примеры.

12. Что такое необходимая причина? Приведите примеры.

13. Перечислите эпидемиологические методы, которые позволяют установить причины заболевания.

14. Какие методы позволяют собрать информацию о факторах риска?

15. Перечислите основные группы факторов риска и их количественный вклад в формирование общественного здоровья.

16. Какую комплексную меру для оценки последствий заболеваний использовали в исследовании мировой картины заболевания?

17. Какая доля в глобальном бремени смертей обусловлена влиянием установленных факторов риска?

18. Какая причина во всем мире занимает ведущее место в глобальном бремени смертей?

19. Что такое условия проявления факторов риска?

20. 3аболеваемость - основной предмет эпидемиологии как познавательной деятельности.

Анализ уровня и структуры инфекционной заболеваемости с оценкой эпидемиологической, социальной и экономической значимости

Изучение уровня и структуры инфекционной заболеваемости позволяет выявить наиболее актуальную для данного региона, коллективов, различных социальных и профессиональных групп инфекционную патологию из всей совокупности инфекционной заболеваемости. Анализ уровня позволяет научно обосновать наиболее рациональные профилактические мероприятия в отношении групп или отдельных нозологических форм инфекций.

Учебные цели:

Научиться определять эпидемиологическую, социальную и экономическую значимость инфекционных заболеваний.

В результате освоения темы студент должен уметь:

- составлять программу для изучения инфекционной заболеваемости;

- проводить группировку и статистическую сводку информации;

- определять эпидемиологическую значимость;

- определять экономическую значимость;

- анализировать полученные результаты с оценкой их статистической достоверности;

- графически выражать полученные результаты с оценкой их статистической достоверности;

- формулировать выводы, в дальнейшем используя их в разработке конкретных профилактических и противоэпидемических действий в профессиональной деятельности;

Для формирования умений необходимо знать:

- Заболеваемость (Инцидентность), как статистическая величина. Количественная оценка заболеваемости;

- Показатели превалентности (распространённости, болезненности). Формулы расчёта. Взаимосвязь этих показателей. Область применения. Эпидемиологический смысл;

- Достоверность различия показателей заболеваемости. Критерий Стьюдента. Эпидемиологический смысл. Метод расчёта;

- Показатели структуры. Методы расчёта. Применение в эпидемиологии;

- Способы графического отражения эпидемиологических данных; Графическое изображение интенсивных и экстенсивных показателей;

- Различные виды классификации инфекционных заболеваний, в том числе МКБ-Х, эпидемиологические классификации;

3. Материалы для самоподготовки к освоению анализа уровня и структуры инфекционной заболеваемости населения:

Вопросы для самоподготовки:

1. Критерии оценки эпидемиологической значимости;

2. Критерии оценки социальной значимости;

3. Виды экономического ущерба. Критерии оценки экономической значимости;

4. Учётно-отчётные документы используются для сбора данных об инфекционной заболеваемости.

5. Демографические данные необходимы для проведения анализа.

6. Статистические показатели применяются для проведения анализа инфекционной и неинфекционной заболеваемости.

7. Показатели (заболеваемость, поражённость, болезненность) используются при анализе инфекционных и паразитарных болезней - эшерихиозы, малярия, аскаридоз, туберкулёз.

8. Показатели, используемые для характеристики структуры и уровня заболеваемости, и укажите способы их графического изображения.

Пользуясь данными таблицы 1, проведите сравнительную оценку всей инфекционной заболеваемости, заболеваемости гриппом и ОРЗ в отчётном году со средними показателями предшествовавших лет по критерию Стьюдента (t - коэффициенту достоверности различия показателей). Сформулируйте вывод. Выдвинете гипотезы, с чем может быть связано столь интенсивное изменение уровня всей заболеваемости. Аргументируйте ход дальнейшего исследования. Что, по Вашему мнению, необходимо проанализировать (группы, нозологические формы болезней и т.д.).

Для выполнения задания необходимо использовать следующие формулы:

yi - показатель заболеваемости отчётного года;

yi - - средний показатель заболеваемости предшествовавших лет;

myi - ошибка показателя отчётного года;

myi - -ошибка показателя предшествовавших лет;

N - численность населения за отчётный год;

N - - средняя численность населения предшествовавших лет;

Инфекционная заболеваемость в городе У. в отчётном 2010 г. gо сравнению со среднегодовой заболеваемостью в предыдущие 5 лет (2005-2009гг.).

Группа заболеваний Среднегодовые показатели заболеваемости за (2005-2009) Заболеваемость отчётного года (2010г.)
Абсолютное число случаев Заболеваемость на 100 тыс. (%000) Абсолютное число случаев Заболеваемость на 100 тыс. (%000)
Инфекционные заболевания 1907,3 1563,2
Грипп и ОРЗ 29077,13 34515,28
Всего инфекционных заболеваний по форме №85 20984,39 36068,41

2. Изучение уровня и структуры инфекционной заболеваемости в различных группах инфекционной патологии.

Используя сведения таблицы №2, обоснуйте и проведите группировку заболеваний для таблицы №4. оцените достоверность изменения показателей заболеваемости отчётного года со средними показателями предшествовавших лет по группам инфекций (используя критерий Стьюдента или уровни доверия и дополнительные интервалы). Проанализируйте полученную структуру инфекционной заболеваемости по группам инфекций (См. табл. 4).

Проанализируйте отдельно уровень и структуру заболеваемости населения зоонозными инфекциями (используя табл. №2 заполните табл. №5). Подумайте и предположите, с чем может быть связано такой характер изменения структуры заболеваемости. Графически изобразите полученные результаты уровня заболеваемости и структуры по группам инфекций (табл. 4.5.).

Число случаев инфекционных заболеваний в городе У. в различные периоды наблюдения.

№ п/п Нозологические формы болезней Абсолютное число случаев за 2005-2009. (среднее значение) Абсолютное число случаев за 2010 г.
Брюшной тиф
Паратиф A,B,C,
Бактериальные дизентерии
Пищевые токсикоинфекции, вызванные установленным возбудителем
Пищевые токсикоинфекции, вызванные неустановленным возбудителем
Другие ОКЗ, вызванные установленным возбудителем
Другие ОКЗ, вызванные не установленным возбудителем
Дифтерия
Коклюш
Скарлатина
Менингококковая инфекция
Ветряная оспа
Корь
Краснуха
Клещевой весенний энцефалит
Геморраргическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС)
Вирусные гепатиты: Вирусный гепатит B Вирусный гепатит A Вирусный гепатит C Микст гепатиты (ГВ+ГС, ГВ+ГД+ГС) Вирусные гепатиты неустановленной этиологии (ГНЭ)
Бруцеллёз
Паротит эпидемический
Малярия
Легеонеллёз
Сибирская язва
ОРЗ
Грипп
ВИЧ-инфекция

Табл.3 Численность населения города У. в 2005-2010гг.

Периоды Численность населения
Среднегодовая численность населения в период 2005-2010 гг.
Отчётный год 2011

Заболеваемость в различных группах инфекционных заболеваний в период 2005-2010 гг. (исключая грипп и ОРЗ).

Группа инфекционных заболеваний Среднегодовые показатели заболеваемости в период (2005-2010 гг.) Показатели заболеваемости отчётного года (2011 г.)
Абсолютное число случаев На 100 тыс. ( y- i) % Абсолютное число случаев На 100 тыс. ( y- i) %
1.Кишечные инфекции 2.Инфекции дыхательных путей 3.Кровяные инфекции 4.Инфекции с гемаконтактным механизмом передачи 5.Инфекции наружных кожных покровов
Всего

Заболеваемость населения города У. зоонозными инфекциями в 2005-2010 гг.

Группа инфекционных заболеваний Среднегодовые показатели заболеваемости в период (2005-2010 гг.) Показатели заболеваемости отчётного года (2011 г.)
Абсолютное число случаев На 100 тыс. ( y- i) % Абсолютное число случаев На 100 тыс. ( y- i) %
Сибирская язва ГЛПС Бруцеллёз Клещевой энцефалит Всего

1.Определение эпидемиологической значимости. Проведите эпидемиологический анализ группы инфекций с гематоконтактным механизмом передачи, используя табл. №6. определите наиболее эпидемиологически значимые группы или формы инфекционных заболеваний, используя методы оценки достоверности различий сравниваемых показателей (t - критерий, уровни доверия и доверительные интервалы). Изобразите графически интенсивные показатели с уровнями доверия и доверительными интервалами. Сделайте вывод по полученным результатам.

Для выполнения задания необходимы следующие формулы:

ΔPy - i - верхний и нижний доверительный уровень среднего показателя заболеваемости предшествовавших лет;

ΔPyi - верхний и нижний доверительный уровень среднего показателя заболеваемости отчётного года;

Структура и заболеваемость в группе инфекций с гемоконтактным механизмом передачи в период 2005-2010 гг.

Группа инфекционных заболеваний Среднегодовые показатели заболеваемости в период (2005-2010 гг.) Показатели заболеваемости отчётного года (2011 г.)
Абсолютное число случаев На 100 тыс. ( y- i) % Абсолютное число случаев На 100 тыс. ( y- i) %
Вирусный гепатит В (ГВ) Вирусный гепатит С (ГС) Вирусные гепатиты микст (ГП+ГС, ГВ+ГД+ГС) ВИЧ-инфекция Всего

2.Определение социальной значимости различных нозологических форм инфекционных заболеваний.

Социальная значимость болезни рассчитывается на основе таблиц стандартных величин социального ущерба, наносимого, одним случаем болезни, следует умножить на показатель заболеваемости, рассчитанный на 100 тыс. населения. Полученный ряд значений социального ущерба ранжируют и определяют нозологические формы с наибольшей социальной значимостью. Пользуясь данными табл. 6 и 7, проведите расчёты социальной значимости отдельных нозологических форм группы инфекций с гемоконтактным механизмом передачи (табл. 8). Сформулируйте вывод. Объясните, почему уровень социального ущерба в группе инфекций столь различен.

Стандартные величины социального и экономического ущерба, наносимого, одним случаем инфекционной болезни (Данные Центрального НИИ эпидемиологии МЗ РФ, 2011 г.)

Нозологические формы Социальный ущерб (в относительных величинах) Экономический ущерб от 1 случая, тыс. руб. (в ценах 2000 г.)
Брюшной тиф и паратифы 47,85 27,41
Пищевые токсикоинфекции 42,31
Бактериальная дизентерия 11,74 5,26
ОКИ, установленной этиологии н.д* 2,84
ОКИ, неустановленной этиологии н.д* 2,69
Вирусный гепатит А 12,68 14,21
Вирусный гепатит В 147,15 22,48
Вирусный гепатит С (ГС) аа 154,6 17,84
> вируса ГВ 8,16 2,24
> вируса ГС н.д* 1,79
Скарлатина 6,87
Дифтерия 131,62 16,60
Корь 14,60 3,02
Коклюш 8,16 3,27
Краснуха 7,17 1,58
Эпидемический паротит 7,23 1,50
Сибирская язва 67,77
Клещевой энцефалит 32,4 11,81
Грипп 8,48 1,27
ОРВИ 8.48 1,15
Бруцеллёз н.д* 20,87
ГЛПС 15,20 15,29
ВИЧ-инфекция 198,9 58,46

Социальная значимость группы инфекций с гемоконтактным механизмом передачи в городе У. в период 2005-2010 гг.

Нозологические формы Величина социального ущерба в период 2005-2010 гг. Ранг Величина социального ущерба в 2011 г. Ранг
Вирусный гепатит В (ГВ)
Вирусный гепатит С (ГС)
ВИЧ-инфекция

3.Определение экономической значимости. Экономическая значимость болезни определяется прямым и косвенным ущербом, наносимым государству от всей совокупности заболевших. Экономическая значимость рассчитывается путём умножения величины ущерба от одного случая заболевания на абсолютное число заболеваний.

Пользуясь данными таблиц № 6,7, рассчитайте экономический ущерб отдельных нозологических форм группы инфекций с гемоконтактным механизмом передачи и заполните в тетради (Табл. 9). Сформулируйте вывод.

Место проведения самоподготовки: читальный зал.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме: Можно взять первичный материал на кафедре по различным нозологическим формам или группам заболеваний и провести научно-исследовательскую работу по анализу уровня и структуры заболеваемости населения, по результатам проведенного анализа представить материал на студенческой научной конференции.

Читайте также: