Гигиенические рекомендации для обучающихся без отрыва от производства

Обновлено: 07.05.2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Обучение без отрыва от производства (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Обучение без отрыва от производства

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Обучение без отрыва от производства

Путеводитель по кадровым вопросам. Образцы заполнения кадровых документов Приказ о направлении работника на обучение без отрыва от производства >>>

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: О предоставлении гарантий при направлении работника на обучение (повышение квалификации) в рабочее время, в том числе с отрывом от работы в другую местность, и в нерабочее время.
(Письмо Роструда от 24.01.2020 N ПГ/37449-6-1) Таким образом, обучение (повышение квалификации) работника по направлению работодателя производится за счет средств самого работодателя, а не работника. При этом направление работника на обучение в нерабочее время возможно только с согласия работника. Принуждать работника проходить обучение в свободное от работы время работодатель не вправе.

Нормативные акты: Обучение без отрыва от производства

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 14.07.2022)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022) Работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы.

"Школьные" СанПиН - 2022: актуальные требования к помещениям, организации образовательного процесса и учебникам

1 сентября стартовал новый учебный год. Как отметил глава Минпросвещения России Сергей Кравцов 31 августа на совещании Президента РФ с членами Правительства РФ, в этом году свои двери открыли 39 218 школ, из которых 155 - совершенно новые. А количество обучающихся увеличилось на 500 тыс. и достигло 17,5 млн человек. В связи с возрастающим количеством общеобразовательных организаций и ростом числа школьников особую актуальность приобретают вопросы обеспечения защиты - не только антитеррористической, но и санитарно-эпидемиологической.

Несмотря на то что в указанные акты с момента их принятия не вносились изменения, не лишним будет вспомнить закрепленные в них ключевые положения. Ознакомление с ними будет полезно как руководителям и сотрудникам образовательных организаций, так и школьникам и их родителям.

Требования к территории

Требования к помещениям

Соответствующие нормы санитарных правил предусматривают требования к:

Нормативы площадей основных помещений образовательных организаций тоже строго регламентированы - они представлены в виде таблицы в СанПиН 1.2.3685-21. К примеру, площадь учебных помещений при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий берется из расчета 3,5 кв. м/чел, помещений, оборудованных индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером, - 4,5 кв. м /рабочее место, мастерских трудового обучения, кабинета кулинарии и домоводства - 6 кв. м/рабочее место, туалетов - 0,1 кв. м/чел, комнат гигиены девочек - 3 кв. м. Актовый зал должен быть не менее 0,65 кв. м/посадочное место, а спортивный зал - 10 кв. м/чел с раздевалкой минимальной площадью 14 кв. м. Ширина рекреаций зависит от расположения кабинетов: при их одностороннем расположении - 4 м, при двухстороннем - 6 м.

Требования к уборке

В свою очередь, спортивные залы нужно мыть минимум 2 раза в день, а также проветривать в течение не менее 10 минут после каждого занятия. Аналогичная периодичность проветривания предусмотрена для гимнастического, хореографического и музыкального залов. Спортивный инвентарь и маты в спортивном зале ежедневно протираются с использованием мыльно-содового раствора, а ковровые покрытия ежедневно очищаются пылесосом и раз в месяц подвергаются влажной обработке.

Самые жесткие требования к чистоте установлены в отношении школьных туалетов, столовых, вестибюлей, рекреации - их влажная уборка проводится после каждой перемены. Причем по мере загрязнения, но не менее 2 раз в день, уборщицы должны чистить раковины и унитазы с помощью моющих и дезинфицирующих средств. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей также следует мыть ежедневно теплой водой с мылом или иным безвредным для здоровья человека моющим средством. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию. Не стоит забывать и о чистоте вытяжных вентиляционных решеток - периодичность их очистки не урегулирована, она проводится по мере загрязнения.

Что касается требований к материалам и покрытию, позволяющим проводить обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств, то они касаются:

  • столов и стульев;
  • столовой мебели;
  • спортивного оборудования;
  • отделки пола, стен и потолков, иных строительных и отделочных материалов.

Не менее важное требование - отсутствие в помещениях школ насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности. "При появлении синантропных насекомых и грызунов проводится дезинсекция и дератизация. Дезинсекция и дератизация проводится в отсутствии детей и молодежи", - следует из текста санитарных правил.

Требования к организации образовательного процесса

Нормативы продолжительности учебных занятий для обучающихся разбиты по классам, а для первоклассников - еще и по сезону. В частности, в период с сентября по декабрь уроки в 1-х классах должны длиться не более 35 минут, а с января по май - 40 минут. Сокращенное время занятий - по 40 минут - предусмотрено и для классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Для всех остальных продолжительность занятий традиционна - 45 минут.

Требования к учебникам

Последняя группа общих требований касается печатных учебных изданий и содержит ограничения в части:

  • веса учебников: для 1-4-х классов - не более 300 г, для 5-6-х классов - 400 г, для 7-9-х классов - 500 г, для 10-11-х классов - 600 г - отклонение от этих показателей в сторону увеличения допускается только в пределах 10%;
  • способов скрепления блока издания - нельзя применять такие способы, которые могут привести к ухудшению условий чтения (шитье проволокой втачку, клеевое бесшвейное скрепление);
  • корешковых полей: на развороте издания они должны быть не менее 26 мм, а на странице, включая верхние, наружные и нижние поля, за исключением их иллюстрированного заполнения, - не менее 10 мм;
  • применения для выделения текста цветных красок - на уровне начального общего образования допустимо не более 3 цветных красок, на уровне основного общего образования - не более 2 цветных красок;
  • полиграфических материалов, применяемых для изготовления печатных учебных изданий, - они должны соответствовать требованиям химической безопасности, в частности, по содержанию фенола и формальдегида;
  • количества переносов на странице - их допускается не более 4.

Для учебных изданий, предназначенных для начальной школы, включая прописи, некоторые требования конкретизированы.

Также установлен ряд запретов, касающихся: печати текста с нечеткими ("рваными") штрихами знаков; применения шрифтов узкого начертания (допускается исключительно для оформления заголовков); двухколонного набора текста (такой возможен только при печати стихотворений); применения выворотки шрифта и цветных красок на цветном фоне, в том числе для наглядных изображений - графиков, схем, таблиц. Дополнительно в изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения: непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать; затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании; деформация блока или переплетной крышки (п. 213 СанПиН 1.2.3685-21).

Понимая всю важность деятельности общеобразовательных организаций как фундамента, формирующего у молодого поколения россиян базовые мировоззренческие установки и необходимые для жизни знания и умения, государство продолжает курс на обеспечение безопасных условий пребывания детей в школах, в том числе - посредством нормативного закрепления и поддержания в актуальной редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Напомним, рассматриваемые санитарные правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и ИП при осуществлении ими образовательной деятельности (п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Их несоблюдение грозит административными санкциями по ст. 6.3 КоАП - как в виде штрафа, так и в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Гигиенические основы трудового обучения и воспитания школьника

Трудовое обучение и воспитание школьников направлено на формирование у детей трудолюбия, определенных навыков, социально-ценных мотивов труда, нравственно-психологических качеств.



Основной формой трудового обучения в школе является урок труда. Число этих уроков определяется учебными планами. Предусматривается также общественно полезный труд. В учебных программах сельских школ наряду с техническим трудом (для мальчиков) и обслуживающими видами труда (для девочек) предусматривается раздел сельскохозяйственного труда.

Трудовое обучение в школе является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и осуществляется в зависимости от возраста. В младших классах (1-4-х) трудовые операции направлены на развитие тонкой координации движений и укрепление мелких мышц кисти (склеивание, лепка, вышивание). Это во многом помогает детям осваивать трудный для этого возраста навык письма. Для учащихся начальной школы, обладающих меньшими физическими возможностями, предусматриваются относительно простые операции с материалами, легко поддающимися обработке (бумага, ткань, картон, пластилин, проволока).

В возрасте 10-12 лет (5-7 классы) учащиеся получают общетрудовую политехническую подготовку. Мальчики приобретают навыки по обработке металла, дерева, знакомятся с основами электротехники, металловедения. Девочки обучаются шитью, домоводству. В этом возрасте они могут изготавливать некоторые несложные изделия для школы.

С 15 лет учащиеся могут применять инструменты для взрослых, так как к этому возрасту заканчиваются рост костей верхних конечностей и формирование кисти.

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» определены гигиенические требования к помещениям для проведения занятий и их оборудованию, к состоянию рабочего инструмента, уровню освещенности и параметрам микроклимата в мастерской, организации рабочего места и др. Площадь мастерской для трудового обучения рассчитывается из расчета 6,0 м2 на 1 рабочее место.

Используемые в трудовой деятельности оборудование, инструменты, рычаги управления, рабочая мебель по своим параметрам должны соответствовать требованиям с учетом роста и физического развития детей.

Учитель должен контролировать соблюдение учащимися правильной рабочей позы при выполнении определенных видов работ. Правильная рабочая поза обеспечивается в первую очередь соответствием высоты рабочего места росту учеников.

Столярные мастерские, где проводится работа с деревом, оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45° к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Верстаки расставляются на расстоянии не менее 0,8 м в передне-заднем направлении.

В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков - не менее 1,0 м, двухместных - 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой высотой 0,65-0,7 м.

Сверлильные, точильные и другие станки устанавливают на специальном фундаменте, обеспечивают предохранительными сетками, стеклами и местным освещением. Верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног.

На уроках труда учащимся приходится пользоваться чертежами, выполненными или установленными преподавателями на доске. Поэтому необходимо соблюдать определенные расстояния при расстановке оборудования. Так, расстояние от доски до первого ряда рабочих мест должно быть не менее 2,4 м, а от доски до последних рабочих мест - не более 8,6 м.

В мастерских оборудуются умывальные раковины с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами, мылом.

Для кабинета домоводства необходимо предусмотреть наличие не менее двух помещений: для обучения навыкам приготовления пищи и для кройки и шитья.

В кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двугнёздных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2-х столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.

Кабинет домоводства, используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами.

Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.

При наличии одного кабинета домоводства предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника.

Важным моментом является соблюдение режима проветриваний учебных помещений во время перемен. До начала занятий и после их окончаний необходимо проводить сквозное проветривание кабинета в отсутствие детей. Температура воздуха в мастерских должна составлять 17-20 0С, а относительная влажность воздуха - 40-60%.

В мастерских и кабинетах обслуживающего труда обязательно обеспечивается естественное освещение, а уровень искусственного освещения на рабочей поверхности должен составлять 300-500 лк.

Трудовое воспитание школьников может продолжаться и в период каникул. Так, ежегодно, во время каникул подростки могут и отдохнуть, и потрудиться в лагерях труда и отдыха.

Условия труда подростков, режим дня, организация питания, организация физкультурно-оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, условия пребывания детей в лагере - все это должно способствовать сохранению и укреплению здоровья подростков и соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков».

Хотелось бы обратить внимание, что ни в школе, ни в лагере труда и отдыха не допускается привлекать детей и подростков к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, работе с растворами дезинфицирующих средств и другим аналогичным работам.

В местах организации трудовой деятельности детей и подростков - будь это в школе, в месте проведения производственной практики, либо в лагере труда и отдыха, в наличии обязательно должна быть аптечка для оказания первой медицинской помощи.

Учебные планы по трудовому обучению в школе будут выполнены, но, важно помнить, что основное воспитание, в том числе и приучение к труду, должно быть в семье. Дома ребенок тоже нуждается в соблюдении режима труда, правильной организации рабочего места и соблюдению требований безопасности при выполнении работ.

Гигиенические требования к организации образовательного процесса и расписанию занятий

Для того, чтобы период обучения не отражался негативно на состоянии здоровья детей необходимо создание и соблюдение определенных гигиенических требований к организации образовательного процесса. Оптимальным возрастом начала школьного обучения является возраст не менее 7лет. В соответствии с законодательством зачисление в первый класс возможно, если ребенок на период 1 сентября достиг возраста не менее 6 лет 6 месяцев.Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, рекомендуется проводить в условиях дошкольной организации.

Количество учащихся в классе определяется исходя нормы площади на одного школьника (не менее 2,5 -3,5 м 2 в зависимости от формы обучения), соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях (расстояние от наружной стены до ряда столов не менее 50-70 см.; расстояние между рядами не менее 60 см.; от первых столов до классной доски не менее 2,4м.; от последнего стола до классной доски не более 8,6м.; самое удаленное от окон место не более 6м.).

Начало учебных занятий не допускается ранее 8 часов утра, в расписание не должно быть нулевых уроков.

Односменный режим занятий в соответствии с требованиями санитарного законодательства предусматривается в учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Для организации обучения в 1-м классе предусмотрены дополнительные требования:

- 5-дневная учебная неделя и только в первую смену;

- "ступенчатый" режим обучения - сентябрь, октябрь - по 3 урока в день по 35 минут каждый; ноябрь-декабрь - по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь - май - 4 урока в день по 40 минут каждый;

- рекомендуется проведение в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

В течение учебной недели недельная образовательная нагрузка для всех учащихся распределяется равномерно, при этом предусматриваются отдельные расписания обязательных уроков и факультативных занятий, которые планируются в дни с наименьшей нагрузкой. Таким образом, общий объем нагрузки в течение дня не должен П физической культуры;

- для обучающихся 2 - 4 классов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;

- для обучающихся 5 - 7 классов - не более 7 уроков;

- для обучающихся 8 - 11 классов - не более 8 уроков.

Умственная работоспособность обучающихся различна в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

В связи с этим при составлении расписания уроков учитывается дневная и недельная умственная работоспособность обучающихся и шкала трудности учебных предметов. Поэтому в расписании уроков должны чередоваться различные по сложности предметы в течение дня и недели. Так для школьников начального звена основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередуются с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры. Для учащихся среднего и старшего звена предметы естественно-математического профиля чередуются с предметами гуманитарного профиля.

Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках также в середине учебной недели.

В расписании наиболее трудные предметы для школьников 1 классов предусматриваются на 2 уроке, для 2 - 4 классов - 2 - 3 уроках; для обучающихся 5 - 11-х классов - на 2 - 4 уроках. В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы.

Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

При проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного экзамена в день. Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2-х дней. При продолжительности экзамена 4 и более часа необходима организация питания обучающихся.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели в расписании предусматривается облегченный учебный день в четверг или пятницу.

Продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее 10 минут, после 2 или 3 уроков предусматривается большая перемена - 20 - 30 минут (вместо одной большой перемены допускается устанавливать две перемены по 20 минут каждая после 2 и 3 уроков).

При 2-хсменных занятиях для проведения уборки, проветривания всех помещений устанавливается перерыв между сменами не менее 30 минут.

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали во 2 - 3 классах - 1,5 ч, в 4 - 5 классах - 2 ч, в 6 - 8 классах - 2,5 ч, в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

Необходимо помнить, что учебные занятия в школе, приготовление домашних заданий сочетают в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки, как на отдельные органы и системы, так и на весь организм в целом. Для снятия локального и общего утомления должны предусматриваться перерывы в формате проведения физкультурных минуток.

Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток (далее ФМ)

Обучение без отрыва от производства табель

Подборка наиболее важных документов по запросу Обучение без отрыва от производства табель (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Обучение без отрыва от производства табель

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Комментарий к Письму Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.11.2020 N 14-1/ООГ-16649
(Точкина Т.Н.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2020, N 23) Обучение без отрыва от производства в выходной день оплачивается, как работа в выходной день. При этом в табеле учета рабочего времени отмечаются часы работы в выходной день.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Как оформить направление работника на семинар?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2022) повышение квалификации осуществляется без отрыва от работы (то есть без освобождения работников от исполнения трудовых обязанностей на срок обучения) - в табеле учета рабочего времени дни, приходящиеся на профессиональное обучение без отрыва от работы, отмечаются в обычном порядке как рабочие (буквенным кодом "Я" или цифровым "01"). В случае частичного освобождения от работы - в табеле учета рабочего времени отмечается фактически отработанное время;

Нормативные акты: Обучение без отрыва от производства табель

"ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий"
(принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст)
(ред. от 18.02.2021) Выполняемые обязанности работников данной малой группы обычно включают: разработку учебных программ и планирование содержания курса и методов преподавания; определение учебных потребностей обучающихся и поддержание связи с отдельными лицами, отраслями промышленности и другими секторами образования для обеспечения надлежащего уровня образования и программ подготовки; чтение лекций и проведение семинаров для повышения уровня знаний и навыков студентов; обучение студентов использованию инструментов, оборудования и материалов и надзор за правильностью и безопасностью их применения, а также профилактику травм и ущерба; наблюдение за работой студентов и ее оценивание для определения уровня подготовки студентов, осуществления обратной связи и внесения предложений о повышении уровня их подготовки; проведение устных, письменных или производственных испытаний для выяснения уровня знаний, оценки эффективности обучения и общего уровня квалификации; подготовку отчетов и ведение документов, таких как табели успеваемости студентов, табели посещаемости, и характеристик учебного процесса; контроль за индивидуальными или групповыми проектами, практикой на рабочем месте, лабораторными работами или другими формами подготовки; обеспечение индивидуальной, наставнической подготовки или коррекционных курсов; проведение учебных курсов без отрыва от производства для преподавания и демонстрации принципов, методик, процедур или методов изучения отдельных предметов.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Методические рекомендации по исполнению запросов социально-правового характера"
(утв. Росархивом) - из лицевых счетов, личной карточки (ф. Т-2) - указывать сведения о продолжительности очередного отпуска, об условиях труда (нормальные, вредные, тяжелые), обо всех отвлечениях от постоянной работы (предоставление учебного отпуска, отпуска без сохранения зарплаты, отпуска по уходу за ребенком, учеба на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, простои и т.д.) - при отсутствии соответствующих приказов (Приложения N N 29 - 32);

Читайте также: