Восстановление фонации и артикуляции голоса. Фониатрическое лечение

Обновлено: 14.05.2024

Для восстановления нормальной функции голосового аппарата при фонастении необходимо прежде всего выяснить причину ее возникновения. Если она развилась в результате постоянного форсирования голоса, нужно ограничить и упорядочить речевую нагрузку, а также избегать психотравми-рующих ситуаций, которые могут отрицательно влиять на нервную систему. Удлинению фонационного выдоха, нахождению дыхательной опоры уделяется постоянное внимание на фонопедических занятиях.

Поскольку явной охриплости при фонастении обычно не наблюдается, то функциональные тренировки сводятся к постановке голоса, нахождению удобной, комфортной его подачи с минимальной нагрузкой голосового аппарата. Правильную индивидуальную для каждого позицию фонации легко подобрать при длительном произнесении звука м. Лицам с плохим музыкальным слухом можно рекомендовать пользоваться камертоном. Для этого камертон, звучащий соответственно высоте голоса, прикладывается к темени, и голос как бы подстраивается к его звучанию. Это значительно облегчает нахождение и закрепление правильных кинестезии голосоведения. Дальнейшие фонопедические упражнения не представляют трудностей и проводятся обычным порядком.

В восстановлении голоса при гипо- и гипертонусных нарушениях в первую очередь необходимо работать над дыханием, установлением дыхательной опоры. Главная задача логопедической работы заключается в активизации голосового аппарата при гипотонусных расстройствах и восстановлении координации, снятии излишнего напряжения при гипертонусе. После постановки диафрагмального дыхания при гопото - нусных расстройствах голоса можно провести активизирующие внутренние мышцы гортани упражнения комплекса Б, а затем переходить к голосовым упражнениям в обычной последовательности. Голосовые упражнения произносятся на твердой атаке звука, затем переводятся на мягкую атаку.

При гипертонусных нарушениях вначале используется придыхательная атака звука. Она помогает ослаблению мышечного тонуса. С этой же целью выполняют дыхательные упражнения комплекса А с озвучиванием.

Исходное положение — сидя на стуле.

  • вдох через нос, выдох через нос, имитация стона;
  • вдох через нос, выдох через рот со звуком а;
  • вдох через рот, выдох через нос, имитация стона;
  • вдох через нос, удлиненный выдох через нос, имитация стона с усилением в конце;
  • вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы с произнесением двугубного, слегка оглушенного звука в;
  • вдох через нос, выдох через нос толчками, имитация прерывистого стона.

Параллельно с этими упражнениями проводится массаж передней поверхности шеи
для уменьшения напряжения мышц. Такие тренировки подготавливают голосовой аппарат к фонации, и произнесение громкого полнозвучного соната м достигается у обучающихся данной группы довольно легко даже при афонии. После образования ясного полноценного «мычания» дальнейшие фонопедические упражнения затруднений не вызывают. Исключение составляют лица с многолетними нарушениями голоса, со стойкими навыками патологического голосообразования. В таких случаях каждая функциональная тренировка, каждое упражнение требует более длительной отработки.

Восстановление голоса при психогенно, функциональной афонии представляет значительную трудность.

После тщательно продуманной психотерапевтической подготовки энергично приступают к вызыванию звучного голоса. Легче всего голос появляется от кашлевого толчка и введением его в слоги ка, ко, ку, ки, ке; затем как, кок, кук, кик, кек. Или от «жужжания» со слогами жа, жо, жу, жи, же; жож, жуж.

Для закрепления полученного голоса в дальнейшем проводятся голосовые упражнения.

При различных нарушениях голоса в комплексе восстановительного обучения на некоторых этапах применяются технические средства — приборы «И-2-М», «ВИР-4», «АИР- 2», слухофильтры Страхова. С помощью этих приборов улучшается контроль за тембром и силой голоса.

Восстановление голоса при парезах и параличах гортани
консультация по логопедии

«Дутью в губную гармошку» отводится значительная роль в функциональных тренировках голосового аппарата.

Этим приемов достигается увеличение подвижности здоровой половины гортани и некоторая активизация парализованной, т.е. под действием воздушной струи происходит стимуляция мышц гортани, участвующих в фонации.

Одновременно с «дутьем губной гармошки» предлагается комплекс дыхательных упражнений, которые тренируют удлиненный выдох.

Комплекс 1. И.п. - сидя на стуле прямо или стоя:

  1. вдох и выдох через нос (вдох быстрый не очень глубокий, выдох продолжительный);
  2. вдох через нос, выдох через рот;
  3. вдох через рот, выдох через нос;
  4. вдох и выдох через одну половину носа, затем через другую (попеременно);
  5. вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно);
  6. вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце;
  7. вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы;
  8. вдох через нос, выдох через нос толчками (кратковременно задерживая дыхание, выталкивая воздух маленькими порциями).

Через 7-10 дней от начала дыхательных упражнений добавляются упражнения для активизации мышц шеи, наружных и внутренних мышц гортани. Такой интервал лучше соблюдать, чтобы на раннем этапе восстановления не перегружать упражнениями.

Комплекс 2. Упражнения выполняются сидя:

  1. и.п. руки в замок на затылке. Отклонение головы назад с легким сопротивлением рук.
  2. и.п. сжатые в кулак кисти упираются в подбородок. Наклоны головы вперед с легким сопротивлением рук.
  3. и.п. ладони рук прикрывают уши. Наклоны головы в стороны к плечам с сопротивлением рук.
  4. движение нижней челюсти вниз, в сторону, вперед. Сжимание челюстей.
  5. надувание щек.
  6. доставание кончиком языка мягкого неба
  7. поднятие мягкого неба при зевке

Оба комплекса легко выполнимы. Их можно проводить самостоятельно 6 раз в течение дня по 4-5 раз каждое упражнение.

После этого можно переходить к следующему этапу - голосовые упражнения. Однако дыхательные упражнения и «дутье в губную гармошку» рекомендуется продолжать до завершения коррекционной работы.

Начинаем с произнесения звука М .

Упр.1. Предлагается произносить звук М кратно при спокойном положении гортани, направляя звук так, чтобы он как бы «ударился» в твердое небо и вызвал большую резонацию вышележащих полостей. Постепенно по мере тренировок, длительность фонации увеличивается, и голос становится более ясным, звучным. Как только данное упражнение получается без затруднений, переходим к произнесению открытых слогов.

Упр.2. После длительного произнесения звука М слитно с ним произносятся кратко все гласные звуки при резком опускании нижней челюсти; МА, МО, МУ, МЭ, МЫ . Упражнения проводятся со всеми согласными звуками.

Дальнейшее закрепление голосоведения происходит при произнесении пар слогов с ударением на второй слог.

Упр.3. произнести слоги:

и т.д. и сочетание слогов с перемещающимся ударением.

нАна-нанА-нананА и т.д.

По достижении громкого полноценного звучания различных слоговых сочетаний переходим к упр.№5.

Упр.5. Тренировка сочетаний гласных звуков с Й . Звук произносится с незначительным шумом, гласный звук должен звучать коротко, твердо, а Й - длительно: АЙ…, ЯЙ…, ОЙ…, УЙ…, ЮЙ…, ЭЙ…, ЕЙ ….

В дальнейшем после получения звучного голоса необходима координация дыхания и голосоведения.

Упр.6. Произнести гласные звуки и их сочетания: А, АО, АУ, АЭ, АИ, АОУ, АОИ, АОУЭИ, АОУИ и т.д.

Сначала сочетания произносятся отраженно (кто-то проговаривает, а вы повторяете), затем самостоятельно. Данный этап занятий можно считать завершенным, если упражнения выполняются легко, без напряжения, нет жалоб на голосовую утомляемость, а голос достаточно громкий и звучный.

По завершении работы над звуковыми и слоговыми упражнениями начинается этап автоматизации (закрепления) восстановления голоса. Для этого подбираются слова с прямым ударным слогом - МА, МО, МУ. МЭ, МЫ. При произнесении слов типа МАНКА, МОРЕ, МУХА, МЫЛО легко включается верхний резонатор, и закрепляются наилучшие условия голосоведения. Далее приступайте к фразовой речи, чтению стихотворений и прозы. Одновременно с работой над речевым материалом выполняйте вокальные упражнения. Они позволяют закрепить восстановительную голосовую функцию в более короткие сроки, расширяют диапазон и увеличивают звучность голоса. Пропеваются гаммы, трезвучия, затем короткие мелодии без резких тональных переходов.

Восстановленным можно считать громкий звучный голос при организованном речевом дыхании и отсутствии жалоб на утомляемость и различные неприятные ощущения в горле.

Продолжительность реабилитационной работы 2-4 месяца, в зависимости от тяжести нарушений и времени начала занятий. К восстановлению необходимо приступать в ранние сроки с момента заболевания.

Самостоятельные тренировки проводить дробно, ни в коем случае не перенапрягать голосовой аппарат.

Консультация для учителей-логопедов по теме Фонопедическая терапия при органических и функциональных голосовых расстройствах
консультация по логопедии на тему

Изучение патологии голоса и способов его восстановления является одной из проблем логопедии. В последние годы область педагогического воздействия при различных нарушениях голосового аппарата значительно расширилась, получив наименование фонопедия. Фонопедия — комплекс педагогического воздействия, направленного на постепенную активизацию и координацию нервно мышечного аппарата гортани специальными упражнениям, коррекцию дыхания и личности обучающегося. В процессе фонопедических занятий устанавливаются и закрепляются такие условия голосоведения, при которых голосовой аппарат работает с наименьшей нагрузкой при хорошем акустическом эффекте. Это педагогический процесс, базирующийся на физиологии голосообразования, основных дидактических и методологических принципах логопедии.

Методики восстановления голоса при различных его нарушениях описаны С. Л. Танталовой (1962, 1977,1984), Е. В. Лавровой (1975, 1977,1984), О. С. Орловой (1978, 1981, 1985), Е.С.Алмазовой (1973).

Общие этапы коррекционной работы включают:

  • Психотерапия;
  • Коррекция физиологического и фонационного дыхания;
  • Тренировка кинестезий и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями;
  • Автоматизация восстановленной фонации

Восстановление голоса при парезах и параличах гортани.

После психотерапевтической подготовки начинается работа над дыханием, так как одновременно с фонацией страдает физиологическое и фонационное дыхание. Восстановить двигательную функцию при параличах невозможно. При тренировках голосового аппарата включают компенсаторные механизмы, которые должны увеличить подвижность здоровой половины гортани, а на парализованной стороне частично восстановить двигательную функцию. Занятия начинаются с упражнения «дутьё в губную гармошку», оно удлиняет выдох для правильного голосоведения, а равномерные движения вдыхаемой и выдыхаемой воздушной струи массируют гортань, происходит стимуляция мышц гортани. Одновременно предлагается комплекс дыхательных упражнений, которые тренируют удлинённый выдох. Затем переходят к голосовым упражнениям для тренировки кинестезий и координации голосового аппарата.(дыхательные упр. Продолжают до завершения коррекционного обучения). Начинается коррекция голоса с произнесения звука м Далее после длительного произнесения звука м слитно с ним произносятся кратко все гласные звуки при резком опускании нижней челюсти: ма, мо, му, мэ, мы. Упражнение проводят со всеми звонкими согласными звуками. Дальнейшее закрепление кинестезий происходит при произнесении пар слогов с ударением на втором слоге и сочетании слогов с перемещающимися ударениями. Тренировка сочетания гласных звуков с й длительно(ай…, ой. ей…и т.д.). Произнесение гласных звуков и их стечения: а, ао, ау, аоу, аоуи и т.д. По завершению работы над звуковыми и слоговыми упражнениями начинается этап автоматизации восстановленного голоса. Для этого подбираются слова, начинающиеся с прямых ударных слогов. Далее приступают к фразовой речи и чтению стихотворений и прозы. Одновременно с работой над речевым материалом выполняются вокальные упражнения.

Продолжительность коррекционно-логопедической работы 2-4 месяца, в зависимости от тяжести нарушения и времени начала занятий.

Восстановление голоса при хронических ларингитах.

Требует медикаментозного и физиотерапевтического лечения, после стихания воспалительных явлений сопровождается улучшением голоса, что исключает потребность его постановки. Когда изменения голоса весьма значительные отолярингологи направляют больных для фонопедии.

В период занятий желательно соблюдать голосовой режим: уменьшить голосовую нагрузку, не форсировать голос. Не следует говорить шепотом, так как возникает большое напряжение мышц голосового аппарата.

Занятия начинаются с работы над дыханием. Выработка дыхательной опоры, сознательного замедления выдоха. Начинается с выполнения диафрагмального дыхания лёжа, выдох озвучивается произнесением глухих согласных звуков с, ш . После освоения упражнения лёжа, его следует выполнять сидя и стоя.

Для снятия неприятных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами нужно проводить лёгкий массаж шеи в области наружной поверхности гортани.

При постоянном желании откашляться, ощущение першения можно предложить беззвучное произнесение ы .

Занятия лечебной физкультурой, установление дыхательной опоры и массаж продолжаются 7-10 дней. После этого переходят к голосовым упражнениям.(принципы постановки голоса, проведение голосовых упражнений те же, что при парезах и параличах гортани).

Восстановление голоса после удаления гортани.

Большинство нуждается в лечении у психиатра. Восстановление звучной речи у лиц без гортани возможно только при создании компенсаторного органа голосообразования (физиологическое сужение в пищеводе на уровне 4-6 шейных позвонков, называемое псевдоголосовой щелью - образующийся голос называют пищеводным).

Первый этап - подготовительный

  1. психотерапия
  2. дутьё в губную гармошку
  3. ЛФК для адаптации к дыханию через трахеостому

Второй этап - формирование псевдоголосовой щели и вызывание пищеводного голоса.

  1. упр. Стоя, слегка наклонив корпус вперёд, опустив руки, задержав дыхание при открытом рте, имитировать рвотное движение 3 раза подряд.
  2. упр. Лежа, задержав дыхание и вытянув живот имитировать рвотное движение 3 раза, затем появляется пищеводный звук, который нужно использовать, чтобы успеть сказать короткое слово, начинающееся со звуков к или т .

Третий этап - автоматизация пищеводного голоса. Произносить короткие фразы, постепенно усложняя речевой материал.

Четвертый этап завершает формирование пищеводного голоса , используются вокальные упражнения.

Продолжительность занятий по обучению пищеводному голосу 2-4 месяца.

Восстановление голоса у детей с органическими изменениями гортани.

Состоит из коррекции дыхания, звукопроизношения и восстановления голоса.

Занятия лечебной физкультурой. Коррекция звуков осуществляется общепринятыми приёмами параллельно с работой над голосом. Вокальные упражнения. Речевой материал подбирается с учётом возраста.

Восстановление функциональных нарушений голоса.

Необходимо избегать психотравмирующие ситуации.

Работа над дыханием, установление дыхательной опоры. Активизация голосового аппарата при гипотонусных расстройствах и восстановление координации, снятие излишнего напряжения при гипертонусе.

Голосовые упражнения произносятся на твердой атаке звука, затем переводятся на мягкую атаку.

При гипертонусе проводится массаж передней поверхности шеи для уменьшения напряжения мышц.

На некоторых этапах применяются технические средства - приборы «И-2-М», «ВИР-4»,»АИР-2», с их помощью улучшается контроль за тембром и силой голоса.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Консультация для учителей-логопедов дошкольных учреждений на тему «Использование метода пиктограмм в работе с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения»

Данная работа представляет интерес для воспитателей, учителей-логопедов, родителей. Работа посвещена методу пиктограмм,и его использованию в работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.

Консультация учителя-логопеда родителям по теме: «Речевое развитие ребенка».

Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребенка. Ведь их с нетерпением ждут! Несовершенные, смешные, сотворенные самими малышами, они так дороги родителям, бабушкам, дед.

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те.

Консультация для учителей - логопедов, учителей - дефектологов в рамках секции РМО

Тема: «Проектная деятельность в работе с дошкольниками»Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к .

Конспект занятия педагога-психолога и учителя-логопеда с использованием элементов песочной терапии «Волшебный песок» Учитель-логопед: Штырева У.С.

Конспект занятия педагога-психолога и учителя-логопеда сиспользованием элементов песочной терапии«Волшебный песок».

Консультация учителя-логопеда для родителей Тема: «На пути к грамоте»

Давайте поговорим о том, как же лучше подготовить детей к овладению грамотой в школе. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие.

Выступление на методическом объединении учителей - логопедов, учителей - дефектологов. Тема «Метод глобального чтения. «Личный букварь» - главный помощник при обучении детей с расстройством аутистического спектра (РАС) чтению и письму»

Расширение знаний педагогов о методе глобального чтения, знакомство с этапами работы по созданию пособия - «личный букварь».

Восстановление охрипшего голоса

Состояние, когда хрипнет голос, — явление весьма неприятное. Принято считать, что причиной осипшего голоса является простуда или громкий крик. Но существуют и другие, более серьёзные причины, которые требуют обязательного лечения у оториноларинголога и врачей смежных специальностей. Почему же голос хрипнет и становится осиплым? Как восстановить охрипший голос быстро? Какое лечение осипшего голоса является эффективным? Ответы вы найдёте в нашей новой статье.

Голос для человека играет далеко не последнюю роль. Благодаря нему мы можем полноценно общаться друг с другом и вести привычный образ жизни. Вспомните, какой дискомфорт возникает, когда голос хрипнет и становится осипшим. Охрипший голос становится проблемой глобального масштаба для представителей речевых профессий: певцов, дикторов, учителей, экскурсоводов. Да и любой рядовой человек в повседневной жизни, если осип голос, сталкивается с массой неудобств: невозможно отвечать на звонки по телефону, контактировать с коллегами, участвовать в обсуждениях и т.п.

В медицине расстройство голосового аппарата, когда голос хрипнет и становится осипшим, называется дисфонией.

Осиплость может проявиться в любом возрасте. Разумеется, при появлении этого симптома, единственное желание, которое возникает, — быстро восстановить осипший голос. Возможность полноценно разговаривать, без охриплости, восстанавливается после грамотного лечения. Но прежде чем начать лечить осипшее горло, необходимо установить причины осипа голоса. От определения причины и назначения корректного лечения зависит, насколько быстро восстановится работа голосового аппарата.

Почему же голос хрипнет и становится осиплым? Как восстановить охрипший голос быстро? Какое лечение осипшего голоса является эффективным? Давайте разбираться!

Как работает голосовой аппарат человека?

Гортань — это не только часть дыхательных путей, это орган звукообразования. На ней расположены голосовые связки — парный орган, представляющий собой скопление мышц. Когда человек молчит, между связками есть расстояние — гортанная щель. Чтобы рождался звук, необходимо, чтобы связки были плотно прижаты друг к другу. При таком плотном смыкании воздушный поток, выходящий из лёгких на выдохе, проходит через сомкнутые связки, вызывая их колебания. В этот момент зарождается звук, и мы слышим человеческую речь.

Если голос охрип и стал осипшим, значит связки не могут плотно примыкать друг к другу, в результате чего звучность речи теряется.

Состояние, при котором осипли голосовые связки, может быть вызвано их воспалением либо рядом других причин, которые мы разберём далее.

Почему голос становится осипшим?

Считается, что, если осип или охрип голос, виновницей такого неприятного состояния является простуда. Либо осипшее горло стало следствием громкого крика. Но это лишь вершина айсберга. Есть и другие причины, от которых горло может охрипнуть:


  • Причиной, почему осипло горло, могут быть инфекционные заболевания вирусной или бактериальной природы: ангина, хронический тонзиллит, фарингит, ларингит.
  • Состояние, при котором осипли голосовые связки, часто связывают с аллергической реакцией. Контакт с аллергеном (пыльцой растений, домашней пылью, шерстью домашних животных, продуктами бытовой химии и пр.) может спровоцировать сильнейший отёк гортани и голосовых связок. Одним из таких опасных проявлений аллергии является отёк Квинке, — при появлении первых признаков отёка необходимо быстро обратиться за медицинской помощью, поскольку любое промедление несёт в себе угрозу жизни и здоровья.
  • Перегрузка голосовых связок — частая «болезнь» представителей речевых профессий, которые по роду деятельности должны много разговаривать. Но и простой человек может перенапрячь свои голосовые связки, если будет громко и долго разговаривать или кричать.
  • Горло может осипнуть при ожоге его слизистой оболочки, например, уксусной кислотой.
  • Посторонний предмет (например, мелкая рыбная кость) может легко ранить стенки гортани, в результате чего горло также может осипнуть.
  • Изменения в звучании речи происходят у мальчиков-подростков в период полового созревания. Это естественный процесс, и как-то специально пытаться быстро восстановить голосовые функции не нужно.
  • Горло может осипнуть при неблагоприятных внешних условиях: при холодном, пересушенном, запыленном, загрязнённом воздухе.
  • Табакокурение — частая причина проблем с голосовыми связками. Все помнят, как звучит речь у заядлых курильщиков.
  • Охриплость или полная афония может появиться после перенесённой операции, когда неумышленно повреждается нервус рекуренс — возвратный нерв.
  • Так же при проведении операции трахеотомии, когда в первые кольца трахеи ставится трахеотомическая трубка, голос так же отсутсвует полностью..
  • Сильный стресс или испуг могут стать причиной осиплости. Восстановиться поможет полный покой и избегание нервных перенапряжений.
  • Причиной охриплости могут стать онкологические заболевания гортани, как доброкачественные, так и злокачественные. Осиплость — это первый звоночек, на который нужно быстро отреагировать и пройти диагностические мероприятия у онколога.

Осиплость горла — это симптом, от которого можно избавиться, вылечив основное заболевание. А поскольку причин появления дисфонии много, и некоторые их них действительно опасны для жизни, необходимо своевременно обратиться к оториноларингологу для диагностики.

Как быстро вернуть голос?

Быстрое восстановление охрипшего голоса возможно лишь после установления причины неприятного симптома.


Если осиплость вызвана инфекционным заболеванием, чтобы быстро восстановить работу голосового аппарата, назначают (в зависимости от диагноза):

  • антибактериальные препараты;
  • противовирусные препараты;
  • антисептики;
  • антигистаминные препараты;
  • противовоспалительные пастилки для рассасывания;
  • ингаляции;
  • промывания отварами лекарственных трав.

Если причиной охриплости стала аллергическая реакция, назначаются антигистаминные препараты. Важным элементом терапии является устранение аллергена.

При развитии отёка Квинке требуется экстренная помощь врачей: необходимо как можно скорее вызвать бригаду скорой помощи, поскольку отёк может спровоцировать приступ асфиксии.

Если неприятный симптом появился вследствие перенапряжения голосовых связок, показан абсолютный голосовой покой. Запрещается даже шептать — из-за шёпота связки напрягаются ещё сильнее.

Попавший в гортаноглотку инородный предмет нужно доставать как можно быстрее, обратившись за помощью к лор-врачу. Самостоятельные попытки могут протолкнуть его ещё глубже и перекрыть доступ кислорода. Восстанавливать голос после ожога нужно также под контролем оториноларинголога.

При онкологических заболеваниях необходимо лечение у врача — онколога.

Восстановить осипший голос можно при помощи специальной гимнастики — её назначает врач, специализирующийся на голосовых связках — фониатр.

На время лечения необходимо меньше говорить, воздержаться от курения, от употребления слишком горячей или холодной пищи.

При соблюдении всех предписаний лор-врача голос достаточно быстро восстанавливается.

В нашей клинике работает высококвалифицированный врач-фониатр с большим практическим опытом работы, поэтому любая проблема с голосовым аппаратом будет решена качественно и быстро.

Парез гортани: причины развития, симптомы, диагностика, лечение

Парез гортани является болезненным состоянием, при котором снижается двигательная активность гортанных мышц, и, как следствие, нарушается голос и дыхательная функция. Возникновение пареза гортани может быть обусловлено патологией мышц гортани. Кроме того, данное состояние развивается, если у больного поражаются иннервирующие нервы либо возникают нарушения в коре головного мозга.

Больные с парезом гортани жалуются на слабость, осиплость и охриплость голоса, в некоторых случаях - на афонию. Наиболее тяжелым симптомом заболевания является затрудненность дыхания и даже полная асфиксия. В диагностике пареза гортани в Юсуповской больнице Москвы используется мультидисциплинарный подход с привлечением различных узких специалистов: отоларингологов, неврологов, нейрохирургов, эндокринологов, пульмонологов, кардиологов, торакальных хирургов, психологов и психиатров.

Классификация парезов гортани

В соответствии с этиологией выделяют несколько видов парезов гортани:

  • миопатический парез гортани - его развитие связано с патологическими изменениями непосредственно в гортанных мышцах;
  • нейропатический парез гортани - развитие патологии обусловлено поражением любого из участков нервного аппарата, который обеспечивает иннервацию гортанных мышц. При возникновении патологии блуждающего нерва и его ветвей, которые иннервируют гортань, могут развиваться периферические парезы и параличи гортани. Если повреждается ядро блуждающего нерва в стволе головного мозга - возникает бульбарный парез. Нарушения в проводящих путях и участках коры головного мозга приводят к развитию коркового пареза гортани;
  • функциональный парез гортани - возникает вследствие нарушений деятельности коры головного мозга при которых появляется дисбаланс процессов возбуждения и торможения.

Симптомы парезов гортани

Чаще всего пациенты с парезами гортани жалуются на нарушение голоса (дисфония) и нарушение дыхания.

Парез гортани может сопровождаться и следующими симптомами:

снижением звучности голоса (вплоть до полного его отсутствия - афонии)

потерей тембра (индивидуальной окраски) голоса

дребезжанием либо осиплостью голоса

утомляемостью при голосовых нагрузках

При миопатических парезах гортани, которые чаще всего бывают двусторонними, у больных нарушается фонация либо возникают дыхательные нарушения - асфиксия.

При нейропатическом парезе гортани, чаще имеющем односторонний характер, у пациентов постепенно развивается слабость сначала в мышце, отвечающей за расширение голосовой щели, а затем в аддукторах гортани. При двустороннем нейропатическом парезе уже на второй-третий день заболеваний может развиться асфиксия.

Функциональный парез гортани чаще встречается у людей, имеющих лабильную нервную систему, перенесших психоэмоциональную нагрузку либо респираторное заболевание. Нарушения фонации при функциональном парезе гортани имеют приходящий характер. У больных возникают выраженные субъективные ощущения (скрежет, щекотание, боли, першение и др.) в гортани или глотке, головные боли, утомляемость, раздражительность, нарушение сна, чувство тревоги, неуравновешенность.

Диагностика парезов гортани

Диагностика пареза гортани требует консультаций нескольких специалистов: отоларингологов, психоневрологов, неврологов, нейрохирургов, торакальных хирургов, пульмонологов, эндокринологов, психиатров и фониаторов.

В первую очередь лечащий врач собирает анамнез пациента для выявления основного заболевания, которое спровоцировало развитие пареза гортани, а также его склонности к психогенным реакциям.

Для уточнения диагноза специалисты Юсуповской больницы назначают проведение дополнительных исследований, таких как:

  • ларингоскопия - для оценки положения голосовых связок, расстояния между ними, наличия воспалительных процессов или кровоизлияний
  • МСКТ и рентгенография гортани;
  • электромиография и электронейрография - для того, чтобы определить сократительную способность гортани и нейромышечную передачу.

Голосовая функция исследуется с помощью определения времени максимальной фонации, стробоскопии, фонетографии, электроглоттографии.

Периферические парезы и параличи гортани выявляются посредством проведения КТ и обзорной рентгенографии грудной клетки, ультразвукового исследования щитовидной железы, КТ щитовидной железы, ультразвукового исследования сердца, рентгенографии пищевода.

Исключить центральный (бульбарный или корковый) парез гортани позволяет КТ и МРТ головного мозга, спиральная КТ.

Если в результате всестороннего обследования у пациента не выявлены те или иные морфологические изменения, диагностируется функциональный парез гортани. Подтвердить данный диагноз можно с помощью психологического тестирования больного и осмотра психиатром.

Лечение парезов гортани

Терапия пареза гортани непосредственно зависит от его этиологии. Прежде всего необходимо устранить основное заболевание, которое привело к развитию пареза.

Лечение пареза гортани в Юсуповской больнице может проводится как медикаментозным, так и хирургическим способом.

Консервативная терапия проводится с применением следующих лекарственных препаратов:

  • при парезах гортани инфекционно-воспалительного происхождения назначается антибактериальная или противовирусная терапия;
  • при миопатическом парезе гортани эффективно применение биогенных стимуляторов и стимуляторов мышечной активности;
  • при функциональных парезах гортани назначается прием психотропных средств (нейролептиков, антидепрессантов, седативных препаратов, транквилизаторов);
  • при парезах, связанных с черепно-мозговыми травмами или инсультами, рекомендуется применение сосудистых препаратов и ноотропов.

Хирургическое лечение при парезе гортани представляет собой оперативные вмешательства, направленные на натяжение голосовых связок, удаление опухолей и дивертикулов пищевода, удаление опухолей средостения, а также тиреоидэктомию либо резекцию щитовидной железы. При возникновении асфиксии проводится экстренная трахеостомия или трахеотомия.

При любых видах парезов гортани в Юсуповской больнице успешно применяются физиотерапевтические методы лечения.

Отличные результаты при лечении нейропатического и миопатического парезов показывает применение электростимуляции, лекарственного электрофореза, магнитотерапии, микроволновой терапии, ДДТ, при терапии функционального пареза гортани - массажа, водолечения, рефлексотерапии, электросна. Кроме того, пациентам с функциональными парезами гортани назначается проведение рациональной психотерапии.

Благодаря комплексному лечению, применению в Юсуповской больнице передовых методик и эффективных терапевтических схем, восстановление голоса при парезах и параличах гортани у наших пациентов происходит в кратчайшие сроки.

Для того, чтобы восстановить голосовую функцию, врачи Центра реабилитации Юсуповской больницы назначают проведение фонопедических занятий, во время которых вырабатываются навыки правильной фонации и фонационного дыхания, повышается работоспособность голосового аппарата.

Записаться на прием к специалисту клиники реабилитации, получить подробную информацию о методах лечения пареза гортани и узнать стоимость предоставляемых услуг можно по телефону Юсуповской больницы или на сайте клиники через форму обратной связи.

Парез голосовых связок

Речь является важным элементом жизни человека. Так как она помогает выражать мысли, эмоции и выстраивать отношения с другими людьми. В образовании голоса и выполнении дыхательной функции принимает участие гортань, которая занимает промежуточное положение между глоткой и трахеей. В гортани расположены голосовые связки, функционирование которых зависит от нервных импульсов. Однако при повреждении или воспалении нервных волокон развивается парез голосовых связок.

В Юсуповской больнице осуществляется лечение пареза голосовых связок и восстановление голоса после болезни. В многопрофильном медицинском учреждении специалисты практикуют индивидуальный подход к каждому пациенту, позволяющий повысить качество терапии.

Парез голосовых связок, лечение которого следует начинать при появлении первых симптомов, характеризуется полным отсутствием колебаний в гортани, что связано с нарушением нервных волокон. Развитие данного патологического состояния происходит при опухолях, сдавливающих органы пищевода, а также при травмах шеи, выпячивании стенок аорты.

В медицине выделяется три вида парезов в зависимости от причин нарушения:

  • органические парезы развиваются при повреждении блуждающего нерва. В случае, когда нарушено соотношение между возбуждением и торможением в коре головного мозга, диагностируются функциональные парезы;
  • миопатические парезы зачастую возникают у подростков в период полового созревания, после чрезмерного напряжения голосовых связок, а также при кровоизлиянии;
  • нейропатические парезы диагностируются у пациентов со слабыми гортанными мышцами в результате повреждения нервных волокон.

Парез связок отражается не только на речи больного, но затрудняет дыхание, что может представлять опасность для жизни. Специалисты Юсуповской больницы оказывают экстренную помощь пациентам с тяжелыми симптомами.

Парез голосовых связок имеет характерные проявления:

  • отсутствие голоса;
  • охриплость, осиплость голоса;
  • одышка;
  • сложности при произношении отдельных звуков;
  • озвученный вдох;
  • нарушение движений языка и губ.

Если у пациента диагностирован парез голосовых связок, лечение будет зависеть от первопричины и степени нарушения. Для выявления причин пациенту назначается консультация специалистов: врача-терапевта, отоларинголога, невролога, эндокринолога, хирурга и психиатра.

Между специалистами различной направленности реализуется междисциплинарное сотрудничество, позволяющее составить провести наиболее полное обследование и составить комплексную программу терапии. На этапе диагностики специалистами используется европейское оборудование для проведения томографии головного мозга, УЗИ щитовой железы и сердца, рентгеновского исследования.

Если у пациента диагностирован парез голосовых связок, причины которого заключаются в нарушении иннервации, проводится медикаментозное или хирургическое лечение. Хирургическое вмешательство используется в исключительных случаях, когда существует опасность для здоровья пациента, например, при опухоли или кровоизлиянии. Для устранения функционального пареза пациенту назначаются успокоительные средства или антидепрессанты.

В центре реабилитации Юсуповской больницы специалисты помогают пациентам восстановить голос и речь. Методы, применяемые на этапе реабилитации, позволяют закрепить результат, полученный при использовании медикаментов.

Читайте также: