Уход по месту жительства

Обновлено: 22.09.2024

Следует отметить, что судебной практики вопросам по частичной мобилизации пока нет, так как явление новое для нашей жизни. Судебная практика по призыву на военную службу лежит в иной плоскости. Не исключено, что суды при решении вопросов , связанных с мобилизацией, начнут принимать решения, опираясь на судебную практику по вопросам призыва на военную службу. Этот момент спорный, особенно, по уголовным делам.

П. 3 ч.1 ст. 18 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»:
Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам:
3) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан.

Если внимательно прочитать п. 3 ч.1 ст. 18 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», то можно увидеть, что в этом пункте есть два понятия "постоянный уход" и "содержание" .

Важно отметить, что уход имеет два существенных признака. Уход должен быть посторонним и постоянным. Это свидетельствует о тяжести состояния здоровья того лица, который нуждается в постоянном уходе и не способен себя обслуживать самостоятельно.

Второй важный момент заключается в том, что на момент получения повестки гражданин уже должен быть занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в постоянном уходе. Если учесть, что признание лица нуждающимся в постоянном уходе и получение группы инвалидности дело не такое быстрое (в среднем уходит 4- 6 месяцев), то ситуация, когда приходит повестка, а признание лица, нуждающимся в постоянном уходе, еще в процессе, нормативными актами не урегулирована. По всей видимости, такая ситуация должна решаться индивидуально в каждом случае.

Следует обратить внимание, что п.3 ч. 1 ст. 18 Закона № 31-ФЗ сужает круг лиц за которыми осуществляет постоянный уход гражданин, подлежащий призыву на военную службу по мобилизации, для получения отсрочки. По действующему законодательству осуществлять постоянный уход можно за любым человеком, который нуждается в таком постоянном уходе. В случае призыва гражданина на военную службу по мобилизации, который осуществляет постоянный уход за иным лицом (лицами), нуждающимся в таком уходе по состоянию здоровья, остается открытым вопрос кто будет осуществлять постоянный уход за этим лицом (лицами) дальше? явно положение такого человека существенно ухудшается.

"Постоянный уход" и "содержание" - абсолютно разные понятия. СК РФ (ст. 89 и т.д.) говорит об алиментных обязательствах, то есть именно о содержании нуждающегося члена семьи (бывшего члена семьи). А постоянный уход - это социально-медицинский термин. Их нельзя смешивать. И то, что в п.3 ч.1 ст. 18 Закона № 31-ФЗ указываются разные понятия "уход" и "содержание" не случайно, правда, формулировка данного пункта Закона нуждается в уточнении. Возможно, судебная практика дойдет до Конституционного Суда РФ, так как по закону или по решению суда можно заставить содержать члена семьи, родственника, а вот заставить осуществлять постоянный уход за членом семьи (родственником) - нельзя. Это морально-социальное обязательство, которое человек берет на себя добровольно.

Если опираться на определения из п. 5 Приказа Минтруда России от 29.09.2020 N 667 , то:
2) долговременный уход - технология социального обслуживания, в том числе стационарозамещающая, позволяющая обеспечивать посторонний уход за гражданами, нуждающимися в постороннем уходе, в целях обеспечения комфортных и безопасных условий проживания, сохранения (поддержания) самостоятельности и уменьшения зависимости от посторонней помощи таких граждан, их интеграции в общество;

3) уход - совокупность действий по обслуживанию граждан, нуждающихся в постороннем уходе, с учетом их индивидуальных потребностей, структуры и степени ограничений жизнедеятельности, состояния здоровья, психофизических особенностей, предпочтений, реабилитационного потенциала и иных имеющихся ресурсов, обеспечивающих оптимальные условия для комфортной и безопасной жизни, поддержку их здоровья и самостоятельности, а также способствующих благоприятному течению жизни, предотвращению возможных неблагоприятных ситуаций, выполнению медицинских рекомендаций и назначений, основанных на соблюдении прав человека и гражданина, уважении личности и не допущении унижения чести и достоинства человека;

4) граждане, нуждающиеся в постороннем уходе - граждане пожилого возраста и инвалиды, в том числе граждане с психическими расстройствами, признанные в установленном порядке нуждающимися в социальном обслуживании по причине полной или частичной утраты способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

5) граждане, осуществляющие уход - граждане, осуществляющие на основе родственных, соседских или дружеских связей уход за гражданами, нуждающимися в постороннем уходе.

Положения глав 14 и 1 5 СК РФ (алиментные обязательства), на мой взгляд, не применимы при решении вопросов о постоянном уходе в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 18 Закона № 31-ФЗ. Обязательство по уплате алиментов и финансовому содержанию по закону или решению суда не равно обязательству о постоянном уходе. Да, обязать содержать финансово и платить алименты можно по закону и по решению суда. Но нельзя по решению суда заставить члена семьи или иное лицо, например, осуществлять уход за лежащим больным и выносить за ним судно. Зачастую нужна физическая сила поднять человека, перевернуть и жена-пенсионерка не в силах это сделать. Это может только мужчина, еще и не один. Следует особо отметить, что помощь соцработников ограничена и не связана с физическими усилиями, например, переворачивать, носить мыть лежачего больного и пр, они не должны.

Кроме того, фактом подтверждения постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в постоянном уходе, является регистрация с таким лицом в одной квартире или фактическое проживание, подтвержденное, например, медицинскими документами. Например, когда лицо, нуждающееся в постоянном уходе живет без регистрации в квартире своего сына, брата, который осуществляет за ним постоянный уход. Факт такого проживания можно подтвердить медицинскими документами, предварительно сделав переоформление полиса медицинского страхования по фактическому месту жительства. Или справка ф.№ 9 также подтверждает факт совместного проживания гражданина, осуществляющего уход, и лица, который нуждается в постоянном уходе.

В Указании ГШ ВС РФ от 4 октября № 315/2/3658 «Порядок предоставления гражданам отсрочки от призыва по мобилизации» говорится о том, что отсрочка согласно п.3 ч.1 ст. 18 Закона № 31-ФЗ, предоставляется на основании, в том числе заключения медико-социальной экспертизы об инвалидности. Но Бюро МСЭ не дают заключение об инвалидности!

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2022 г. № 588 "О признании лица инвалидом" при проведении медико-социальной экспертизы для признания лица инвалидом составляется Акт.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 № 1031н "О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления" (вместе с "Порядком составления форм справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы") факт установления инвалидности подтверждается справкой, установленной формы и выпиской из Акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом.

Мало того, что ГШ ВС РФ включил для отсрочки по мобилизации основания, которых нет в ст. 18 Закона № 31-ФЗ и Указах Президента РФ, так еще сильнее запутал ситуацию с гражданами, которым нужен постоянный уход (надзор), так как заключение медико-социальной экспертизы об инвалидности как форма документа не установлена нормативно-правовыми актами.

В такой ситуации, следует опираться на действующие нормативно-правовые акты и следовать им.

p.s. В Государственную Думу РФ внесен законопроект № 206845-8 "О внесении изменений в Федеральный закон от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации". Предлагаемый законопроект не затрагивает отсрочку, предусмотренную в п. 3 ч.1 ст. 18 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» для граждан, занятых постояным уходом за родственником.

Осуществление компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами

Государственная услуга предоставляется неработающим трудоспособным лицам из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающим на территории Российской Федерации, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, а также членам их семьи и их наследникам в случае неполучения начисленной суммы компенсационной выплаты в связи со смертью лица, осуществлявшего уход (далее - гражданин).

К нетрудоспособным гражданам относятся инвалиды I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также престарелые, нуждающиеся по заключению медицинской организации в постоянном постороннем уходе либо достигшие возраста 80 лет.

Гражданин может воспользоваться государственной услугой через своего законного или уполномоченного представителя (далее - представитель).

Государственную услугу предоставляют территориальные органы ПФР.

Территориальные органы ПФР при предоставлении государственной услуги не вправе требовать от гражданина осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации.

Заявление о назначении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, рассматривается территориальным органом ПФР в течение 10 рабочих дней со дня его приема территориальным органом ПФР со всеми документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, представленными гражданином по собственной инициативе.

В том случае, если к заявлению о назначении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, были приложены не все необходимые документы из числа документов, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые он вправе представить по собственной инициативе (далее - документы, которые гражданин вправе представить по собственной инициативе), территориальный орган ПФР рассматривает заявление о назначении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, и принимает решение о назначении компенсационной выплаты либо об отказе в назначении компенсационной выплаты не позднее чем через 10 рабочих дней со дня представления гражданином дополнительных документов в соответствии с пунктом 44 Административного регламента, и поступления документов, запрошенных территориальным органом ПФР в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.

В случае если до поступления документов, запрошенных территориальным органом ПФР в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, гражданин представит такие документы по собственной инициативе, территориальный орган ПФР рассматривает заявление о назначении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, с учетом документов, представленных гражданином по собственной инициативе, в срок, указанный в абзаце втором настоящего пункта.

В случае если гражданин на основании разъяснения территориального органа ПФР не представил недостающие для назначения компенсационной выплаты документы, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, в срок, предусмотренный пунктом 44 Административного регламента, и при этом в территориальный орган ПФР поступили документы, запрошенные в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, заявление о назначении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, вместе с имеющимися в распоряжении территориального органа ПФР документами рассматривается не позднее 10 рабочих дней со дня истечения срока, предусмотренного пунктом 44 Административного регламента.

Компенсационная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с вышеназванным заявлением и документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, обязанность по предоставлению которых возложена на гражданина, в территориальный орган ПФР, осуществляющий выплату пенсии, а также в случае представления недостающих документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в срок, предусмотренный пунктом 44 Административного регламента, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату.

Принятие решения о прекращении осуществления компенсационной выплаты осуществляется территориальным органом ПФР в день получения территориальным органом ПФР заявления о прекращении осуществления ухода неработающим трудоспособным лицом за нетрудоспособным гражданином и (или) извещения.

Прекращение осуществления компенсационной выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие прекращение осуществления компенсационной выплаты.

Заявление о продолжении осуществления ухода неработающим трудоспособным лицом за нетрудоспособным гражданином рассматривается территориальным органом ПФР не позднее 5 рабочих дней со дня его получения территориальным органом ПФР с документами, представляемыми в соответствии с пунктом 23 Административного регламента.

Возобновление осуществления компенсационной выплаты производится на основании вышеназванного заявления с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оно было приостановлено.
Выплата неполученных в связи со смертью нетрудоспособного гражданина сумм компенсационной выплаты, а также начисленных сумм компенсационной выплаты, причитавшихся неработавшему трудоспособному лицу, осуществлявшему уход за нетрудоспособным гражданином, и оставшихся неполученными им в связи с его смертью, производится не позднее 5 рабочих дней со дня приема территориальным органом ПФР заявления о выплате неполученных в связи со смертью нетрудоспособного гражданина сумм компенсационной выплаты или заявления о выплате начисленных сумм компенсационной выплаты, причитавшихся неработавшему трудоспособному лицу, осуществлявшему уход за нетрудоспособным гражданином, и оставшихся неполученными им в связи с его смертью, документов, предусмотренных пунктами 24 и 25 Административного регламента, и информации организации, занимающейся доставкой пенсии, о недоставленных суммах пенсии.

Справка о суммах компенсационной выплаты, не полученных при жизни неработавшим трудоспособным лицом, осуществлявшим уход за нетрудоспособным гражданином, выдается территориальным органом ПФР в течение 3 рабочих дней после приема территориальным органом ПФР заявления о выдаче справки о суммах компенсационной выплаты, неполученных при жизни неработавшим трудоспособным лицом, осуществлявшим уход за нетрудоспособным гражданином, с документами, предусмотренными пунктом 26 Административного регламента.

В случае отказа в удовлетворении поданного заявления территориальный орган ПФР не позднее 5 рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом гражданина с указанием причины отказа и порядка обжалования вынесенного решения любым способом, позволяющим определить факт и дату его направления, и одновременно возвращает все представленные им документы.

Территориальные органы ПФР при предоставлении государственной услуги руководствуются:

Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая);

Гражданским кодексом Российской Федерации (часть третья);

Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»;

Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»;

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;

Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами»;

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. № 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»;

приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 885н «Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии»;

приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению».

Максимальное время ожидания в очереди при обращении по вопросам предоставления государственной услуги не должно превышать 15 минут.

Опека или патронаж: как оформить уход за пожилым человеком?

Никто не хочет быть старым. Но возраст всегда берет своё, и очень часто это самое «своё» - способность к самообслуживанию. Болезнь ли или просто старость, значения не имеет: такому пожилому человеку обязательно нужен уход и помощь. Но чтобы в полной мере печься об интересах пенсионера, мало просто готовить ему еду и убирать горшок - нужно оформить официальный статус помощника. Тогда вы сможете представлять интересы старика, управлять его имуществом и выполнять иные поручения, в том числе обращаться в государственные органы.

О чем вообще речь и кто может оформить уход за пожилым человеком? Разбираемся, какие существуют варианты.

Опека или патронаж?

Собственно, способов оформить уход всего два: это либо опека, либо патронаж. И они принципиально отличаются друг от друга, а те, кто попадает под опеку, патронаж оформить не могут. Разберемся.

Опека - это форма законного представительства граждан, которые утратили дееспособность из-за психического заболевания. Опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от имени все действия, имеющие юридические последствия (ст. 32 ГК). То есть обязательное условие опеки - недееспособность, а ее условие - наличие психического заболевания . Без него оформить опеку нельзя, даже если анамнез занимает несколько томов. Даже если пожилой гражданин не встает с кровати и не в состоянии поднять кружку воды, опеку над ним не оформить.

Что делает опекун:

  1. Обеспечивает уход и бытовое обслуживание пенсионера, его содержание.
  2. Получает за него пенсии, пособия, отчитывается перед органами опеки за их расходование.
  3. Совершают от лица пенсионера все сделки, но только в его интересах.
  4. Управляет его имуществом.

Патронаж - форма ухода за дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно защищать свои права и исполнять обязанности (ст. 41 ГК). Это когда с головой все неплохо, но вот иные функции организм выполнять не может. Это и лежачие больные, и старики без конечностей, и просто пожилые люди, которым в силу возраста крайне сложно самостоятельно обслуживать себя. таким людям назначается патронажный помощник, который в отличие от опекуна осуществляет уход за пожилым человеком, и выполняет другие функции исключительно по поручению такого пожилого .

Чувствуете разницу? Опека - только над недееспособными, патронаж - над дееспособными, но нуждающимися в постороннем уходе.

Как оформить опеку и патронаж?

Итак, ваш родственник признан судом недееспособным или в силу возрастной немощи, состояния здоровья или физических недостатков нуждается в досмотре. Где оформить уход за пожилым человеком? В обоих этих случаях нужно идти в органы опеки и попечительства по месту проживания пенсионера .

Правила оформления опеки

  • заявление о назначении опекуном;
  • справку с места работы с указанием должности и размера зарплаты;
  • медицинское заключение о состоянии здоровья;
  • копию свидетельства о браке (при наличии);
  • автобиографию;
  • документ о прохождении подготовки для опекунов, если заявитель не является близким родственником.

В течение 7 дней после подачи документов орган опеки направит к вам с визитом специалиста, который проверит ваши жилищно-бытовые условия, личные качества, поинтересуется о ваших мотивах, отношениях с пенсионером и проверит способности к выполнению обязанностей опекуна. Если все в порядке, в 15-дневный срок вам выдадут решение о назначении вас опекуном, и вы сможете приступать к своим обязанностям. Жить с пенсионером не обязательно, это ваше личное решение. Главное - оказывать ему должный уход и заботу, а также распоряжаться его деньгами и имуществом исключительно в его интересах. Учтите, что это будут проверять.

Правила оформления патронажа

Присмотр и уход за пожилыми людьми в виде патронажа оформляется в ином порядке. Обычно он регулируется региональными нормативными актами (например, Распоряжение Комитета по социальной политике СПб № 214-р от 21.09.2012, Постановление Правительства Мурманской области № 191-ПП/4 от 26.04.2016). В отличие от опеки, патронаж оформляется на основании заявления самого пенсионера, поданного в органы опеки им лично либо его представителем по доверенности. Порядок действий таков:

  1. Пожилой гражданин обращается к своему терапевту, и получает заключение о том, что он нуждается в сторонней помощи.
  2. Вы тоже обращаетесь к терапевту и получаете у него заключение о состоянии своего здоровья.
  3. Затем вы обращаетесь к своему работодателю (председателю ТСЖ, руководителю учебного заведения) для оформления характеристики.
  4. Когда первые 3 этапа пройдены, пожилой гражданин обращается в орган опеки с заявлением о назначении ему патронажного помощника. К такому заявлению он прикладывает:
  • ваше заявление о согласии назначить вас помощником;
  • заключение от терапевта о нуждаемости в помощи (справка МСЭ об установлении инвалидности, выписка из протокола врачебной комиссии);
  • заключение терапевта о состоянии здоровья помощника;
  • копии паспортов заявителя и помощника;
  • характеристику с места работы (учебы, проживания);
  • справки о регистрации по месту жительства для заявителя и для помощника.
  1. В 30-дневный срок документы рассмотрят и пришлют решение - либо о назначении патронажного помощника, либо об отказе в его назначении.
  2. Если в этом есть необходимость, пожилой гражданин и помощник заключают договоры поручения, договоры доверительного управления имуществом пенсионера и иные договоры. На их основании помощник будет совершать все порученные ему сделки, другие действия, в том числе представлять интересы пенсионера в государственных органах.

Сколько платят за уход за пожилым?

Возможно, это вас разочарует, но ни опека, ни уход за пожилыми больными на дому в порядке патронажа возмездной услугой не являются. За эту вашу помощь государство вам ничего не заплатит. Совсем.

Есть одно исключение. Если вы трудоспособны, но не работаете, государство готово ежемесячно платить вам по 1200 руб., но только если вы ухаживаете за инвалидом 1 группы, престарелым, который нуждается в уходе по медицинскому заключению либо ему исполнилось 80 лет (Указ Президента № 1455 от 26.12.2006). Но и эти 1200 руб. будут перечисляться на счет престарелого вместе с его пенсией. Как вы их поделите - ваше личное дело.

Но на вознаграждение можно претендовать от самого пожилого. Правда, только если:

  • вы - патронажный помощник, а не опекун;
  • право на такое вознаграждение предусмотрено договором, например, договором поручения за выполнение каких-либо услуг.

Если ваша основная цель - заработать, уход за пожилым родственником точно не для вас. В регионах много муниципальных и частных патронажных служб - обратитесь лучше к ним. Они освободят вас от хлопот, а родственник получит квалифицированную помощь.

Могу ли я получить детское пособие по месту временной регистрации?

Здравствуйте. Мой вопрос связан с получением детского ежемесячного пособия. Живу в Московской области, есть временная регистрация. А постоянная прописка в республике Алтай(там не живу уже 10 лет, проживают родители). Могу ли я оформить пособие по месту проживания? Я домохозяйка, много лет не работала, т. к ребенок второй и справки с работы соответственно нет.

Из местного отделения соц.защиты мне ответили:

Согласно Закона Московской области №1/2006-ОЗ "О мерах

социальной поддержки семьи и детей в Московской области" пособие на

ребенка оформляется по месту постоянной регистрации ребенка с одним из

родителей. Так как у вас нет постоянной регистрации в Московской области,

пособие по уходу за ребенком Вам не положено. За указанной мерой

социальной поддержки Вам следует обратиться по месту постоянной

Закона Московской области №1/2006-ОЗ «О мерах
социальной поддержки семьи и детей в Московской области»

Статья 7. Ежемесячное пособие на ребенка
1. Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей либо лицо его заменяющее, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на обучающегося общеобразовательной организации — до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума
, установленную в Московской области на душу населения,
если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в Московской
области.

Понятие места пребывания и места жительства четко закреплено в нормах Федерального закона:

И как следует из закона это разные понятия.

То есть Вам либо нужно оформить по месту жительства пособие либо при возможности зарегистрироваться в Московской области именно по месту жительства.

Здравствуйте, Наталья! Собственно обратимся к Закону Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области (с изменениями на 3 октября 2017 года)», в частности к статьям 1 и 2:

Между тем Законом РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 03.04.2017) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» раскрыты понятия места жительства, регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания, регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства:

Как видим, в действующих нормативных правовых актах содержится два термина: «регистрация по месту пребывания» и «регистрация по месту жительства». Первый термин означает временный характер, второй — постоянный. Таким образом вышеуказанный законы подразумевают, что для получения детского пособия необходима постоянная регистрация по месту жительства в Московской области(в Вашем конкретном случае).

Между тем Законом РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 03.04.2017) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» Емельянов Евгений Эти положения применимы к обязательствам федерального бюджета, поэтому в приказе 1012 пособия федерального значения могут назначаться по месту жительства, пребывания и даже фактического проживания, но пособия регионального значения это полностью прерогатива региона финансирующего выплату данного вида пособий за счет средств регионального бюджета, т.е. здесь действует принцип разграничения полномочий и субъекты РФ с 2005 года по ФЗ-224, вправе устанавливать свои правила назначения своих региональных пособий, закон Московской области и установил такое правило, как наличие места жительства в Московской области, для назначения ежемесячного пособия для малоимущих Московской области.

Агибалов Иван

речь идет о федеральном пособии.

Пособие по месту фактического жительства Вы сможете получить, если предоставите с места жительства справку о том, что там за пособием не обращались и не получаете

Если такую справку предоставить не сможете, то только по месту жительства

В соцзащите по моей прописке сообщили, что такого рода справку они не предоставляют - соцзащита по временной регистрации должна сделать к ним запрос и они подтвердят, что там я пособие не получаю.

В соцзащите по моей прописке сообщили, что такого рода справку они не предоставляют — соцзащита по временной регистрации должна сделать к ним запрос и они подтвердят, что там я пособие не получаю.

Если речь идет о федеральном пособии по уходу за ребенком, как безработной, то это вид федерального пособия, т.е. пособия предусмотренного федеральным законом и назначаться может как по месту жительства (постоянной регистрации), так и по месту временного пребывания.

Также. согласно федеральному закону:

Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

Действие настоящего Федерального закона распространяется на:
граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации;

По состоянию на 2017 года, размер федерального пособия по уходу за ребенком составил по информации органов ФСС:

Соответственно, факт проживания подтверждается регистрацией как по месту жительства, так и по месту временного пребывания, т.е. ежемесячной пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, предусмотренное согласно федеральному закону, может назначаться по месту жительства, по месту пребывания и по месту фактического проживания и получать пособия на детей предусмотренные федеральным законом можно по любому из этих оснований.

Между тем, законодательством не запрещено субъектам РФ устанавливать выплату так называемого ежемесячного пособия как малоимущим за счет средств бюджета субъекта РФ, т.е. данные виды пособий уже не являются федеральными и обязательными на всей территории РФ, а являются пособиями на детей регионального значения и порядок, а также условия их назначения регулируются уже законами субъекта (региона) РФ.

Т.е., если вести речь о Законе Московской области №1/2006-ОЗ то этим законом установлен как раз вид регионального пособия, а не федерального соответственно и условия его назначения также определяются данным законом.

Из чего следует, что нужно исходить из разграничения пособий на федеральные предусмотренные федеральным законом и выплачиваемые за счет средств Фонда социального страхования и региональные.

Пособие по уходу за ребенком выплачиваемое через органы социальной защиты неработающим, является пособием федеральным и может назначаться в т.ч. и по месту временного пребывания, ежемесячное пособие на ребенка если семья малоимущая, является пособием регионального значения и размеры, порядок и условия его назначения в каждом регионе свои, т.к. выплачивается данное пособие за счет средств регионального бюджета.

Поэтому если Вы обратились в соцзащиту Московской области по вопросу именно назначения ежемесячного пособия как малоимущей по закону Московской области и Вам отказали в виду отсутствия там места жительства, то отказе правомерен.

Если же Вы обратились по вопросу назначения пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, как безработной, то отказ по данному основанию неправомерен, т.к. данное пособие может быть назначено по месту временного пребывания.

Предоставление отсрочки по уходу за родным

Здравствуйте! Планируется получение отсрочки по праву ухода за тяжелобольным родственником. Инвалид 1-й группы, нуждающийся в постороннем уходе. Состав семьи: Я (призывник), Мать (Инвалид первой группы), Ее мать (Инвалид второй группы, не нуждающийся в постороннем уходе). Отец есть, но не являлся законным супругом, фигурирует только в свидетельстве о моем рождении, братьев и сестер - нет.

Вопрос: имею ли я право по уходу за матерью получить отсрочку? Возникло сомнение в 85 ст. СК: не будет ли военкомат оперировать тем фактом, что т.к. моя мать имеет родителя, то он должен за ней ухаживать?

Также хотелось бы уточнить, какие документы нужны в военкомате, да и что мне им вообще говорить.

В такой ситуации Вы имеете полное право на отсрочку. С собой возьмите свидетельство о рождении и справку мамы об инвалидности. Если возникнет вопрос о бабушке, покажите и ее справку об инвалидности. Инвалидность сама по себе свидетельствует об ограничении трудоспособности, и в Вашей семье только Вы являетесь трудоспособным. следовательно ч.1 ст 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» дает Вам право на отсрочку от призыва на военную службу. Говорите все, как есть.

да, конечно, право имеетн

53-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О воинской обязанности и военной службе»Статья 24. Отсрочка от призыва граждан на военную службу

1. Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам:

б) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);
(в ред. Федеральных законов от 01.12.2004 N 149-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

в военкомат возьмите свидетельство о рождении и справку мамы ми бабушки об инвалидности., подтверждение, что они живут с вами.

Да, Вам обязаны предоставить отсрочку на основании статьи 24 Закона «О воинской обязанности и военной службе»

1. Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам:

б) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем,если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).

По смыслу ст. 85 СК РФ, на которую вы сослались Ваша бабушка должна осуществлять уход за Вашей матерью. Однако, Вы указали, что она является инвалидом 2 группы (не требует постоянного ухода).

Однако, Согласно Приказу МИНТРУДА РОССИИ от 29.09.2014 · № 664н

5. К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:
а) способность к самообслуживанию;
б) способность к самостоятельному передвижению;
в) способность к ориентации;
г) способность к общению;
д) способность контролировать свое поведение;
е) способность к обучению;
ж) способность к трудовой деятельности.
6. Выделяются 3 степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека:
а) способность к самообслуживанию — способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе использовать навыки личной гигиены:
1 степень — способность к самообслуживанию при более длительном затрачивании времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
2 степень — способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень — неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и уходе, полная зависимость от других лиц;
б) способность к самостоятельному передвижению — способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:
1 степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительном затрачивании времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
2 степень — способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень — неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
в) способность к ориентации — способность к адекватному восприятию личности и окружающей обстановки, оценке ситуации, к определению времени и места нахождения:
1 степень — способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;
2 степень — способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень — неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;
г) способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации:
1 степень — способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации, использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи, при изолированном поражении органа слуха — способность к общению с использованием невербальных способов общения и услуг по сурдопереводу;
2 степень — способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень — неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
д) способность контролировать свое поведение — способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:
1 степень — периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;
2 степень — постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;
3 степень — неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;
е) способность к обучению — способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни:
1 степень — способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных и иных организациях с созданием специальных условий (при необходимости) для получения образования, в том числе обучение с применением (при необходимости) специальных вспомогательных технических средств, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
2 степень — способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных и иных организациях с созданием специальных условий для получения образования только по адаптированным образовательным программам и адаптированным (основным) образовательным программам при необходимости обучение на дому и/или с использованием дистанционных технологий с применением (при необходимости) специальных вспомогательных технических средств, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
3 степень — способность к обучению только элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения только элементарных целенаправленных действий в привычной бытовой сфере или ограниченные возможности способности к такому обучению в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма, определяемые с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
ж) способность к трудовой деятельности — способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:
1 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии (должности, специальности) при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;
2 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств;
3 степень — способность к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма.

таким образом наличие 2 группы инвалидности говорит о том, что у человека имеются ограничения по жизнедеятельности, соответственно уход она может осуществлять с учетом этих ограничений.

Поэтому, Вы будете являться единственным лицом способным осуществлять уход за матерью.

В Военкомате подадите заявление о предоставлении Вам отсрочки. проблем возникнуть не должно. Если же вдруг Вам откажут в предоставлении отсрочки по данному основанию, необходимо будет получить обязательно письменный отказ и обжаловать его в суд. можно и в вышестоящий военкомат, но я бы рекомендовал именно в суд.

Читайте также: