Травмобезопасность автомобилей. Влияние техосмотра на безопасность автомобиля

Обновлено: 28.04.2024

Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1434
"Об утверждении Правил проведения технического осмотра транспортных средств, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

26 октября 2020 г., 30 января, 30 июня 2021 г., 9 марта 2022 г.

В соответствии с Федеральным законом "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила проведения технического осмотра транспортных средств;

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Пункт 2 вступает в силу с 1 марта 2021 г.

2. Правила проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденные настоящим постановлением, вступают в силу со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и действуют в течение 6 лет со дня вступления в силу этого Федерального закона.

3. Пункт 2 изменений, утвержденных настоящим постановлением, вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Председатель Правительства
Российской Федерации

Правила вступают в силу с 1 марта 2021 г.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 сентября 2020 г. N 1434

Правила
проведения технического осмотра транспортных средств

30 января 2021 г., 9 марта 2022 г.

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают:

а) порядок оказания услуг по проведению технического осмотра транспортных средств, в том числе с использованием передвижной диагностической линии, включая процедуру подтверждения соответствия транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) обязательным требованиям безопасности транспортных средств, проводимую в форме технического диагностирования, в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами (далее - технический осмотр);

б) особенности проведения технического осмотра вне пунктов технического осмотра с использованием передвижных диагностических линий;

в) порядок аннулирования диагностической карты.

3. Обязательные требования безопасности транспортных средств, предъявляемые при проведении технического осмотра к транспортным средствам отдельных категорий, приведены в приложении N 1.

4. При проведении технического осмотра к транспортным средствам не применяются требования, касающиеся наличия подлежащих проверке элементов конструкции, которые не были предусмотрены на транспортном средстве на момент его выпуска в обращение, при условии отсутствия внесения изменений в его конструкцию в части указанных элементов и содержащих их узлов и агрегатов, за исключением требований, касающихся наличия тахографа или контрольного устройства (тахографа) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств, предусмотренного Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР).

5. Технический осмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в установленном порядке для проведения технического осмотра в области аккредитации, соответствующей категориям транспортных средств, предусмотренным приложениями N 1 и 2 (далее - операторы технического осмотра).

6. Проведение технического осмотра осуществляется на платной основе в соответствии с договором о проведении технического осмотра, заключаемым владельцем транспортного средства или его представителем, в том числе представителем, действующим на основании доверенности, оформленной в простой письменной форме (далее - заявитель), и оператором технического осмотра по типовой форме, утвержденной Министерством экономического развития Российской Федерации.

7. Размер платы за проведение технического осмотра и размер платы за проведение повторного технического осмотра, который определяется объемом выполненных работ, устанавливаются оператором технического осмотра и не могут превышать предельный размер платы за проведение технического осмотра, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методикой, утвержденной Федеральной антимонопольной службой.

8. Операторы технического осмотра обеспечивают размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в удобном для ознакомления владельцами транспортных средств месте и виде в пунктах технического осмотра и местах работы передвижных диагностических линий (при наличии) текста Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", настоящих Правил, информации справочного характера (в том числе адресов оператора технического осмотра, пунктов технического осмотра и мест работы передвижных диагностических линий (при наличии), номеров телефонов, адреса электронной почты, адреса сайта оператора технического осмотра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), актуальной информации о режиме работы пунктов технического осмотра и передвижных диагностических линий (при наличии), информации о размерах платы за проведение технического осмотра и платы за проведение повторного технического осмотра, перечня документов, необходимых для прохождения технического осмотра, копии аттестата аккредитации оператора технического осмотра и сведений о наличии передвижных диагностических линий (при наличии), типовой формы договора о проведении технического осмотра, а также информации о возможности предварительной записи на технический осмотр.

II. Порядок оказания услуг по проведению технического осмотра

9. Для проведения технического осмотра заявитель обращается к любому оператору технического осмотра в любой пункт технического осмотра вне зависимости от места государственной регистрации транспортного средства и представляет транспортное средство, а также следующие документы:

а) документ, удостоверяющий личность;

б) свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства.

10. В случае непредставления заявителем указанных в пункте 9 настоящих Правил документов либо в случае отказа от оплаты услуг по проведению технического осмотра оператор технического осмотра отказывает заявителю в оказании услуг по проведению технического осмотра.

11. Оператор технического осмотра устанавливает тождественность идентификационного номера транспортного средства и (или) идентификационных номеров основных компонентов транспортного средства (кузова, рамы, кабины) и данных, содержащихся в свидетельстве о регистрации транспортного средства или паспорте транспортного средства (электронном паспорте транспортного средства).

При несоответствии данных транспортного средства, в том числе его идентификационного номера и (или) идентификационных номеров его основных компонентов (кузова, рамы, кабины), данным документов, идентифицирующих это транспортное средство, оператор технического осмотра вносит в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра информацию об отказе в оказании услуг по проведению технического осмотра. Такая информация содержит указание на выявленные несоответствия.

При соответствии данных транспортного средства данным документов, идентифицирующих транспортное средство, это транспортное средство допускается к проведению технического диагностирования.

До начала проведения технического диагностирования заявителем производится оплата услуг, оказываемых по договору о проведении технического осмотра, что подтверждает заключение указанного договора.

12. Техническое диагностирование осуществляется техническими экспертами, отвечающими квалификационным требованиям, установленным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, которые уполномочены оператором технического осмотра на проведение такого диагностирования в соответствующем пункте технического осмотра или на соответствующей передвижной диагностической линии и сведения о которых внесены в реестр операторов технического осмотра.

14. Продолжительность технического диагностирования транспортных средств отдельных категорий приводится в приложении N 2 к настоящим Правилам.

15. По результатам технического осмотра оператор оформляет в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра диагностическую карту по форме согласно приложению N 3, содержащую заключение о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (подтверждающую или не подтверждающую допуск транспортного средства к участию в дорожном движении), которая подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование транспортного средства.

По запросу заявителя оператор технического осмотра выдает диагностическую карту на бумажном носителе, которая заверяется подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование, и печатью оператора технического осмотра.

Правила заполнения диагностической карты утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.

16. Транспортное средство, в отношении которого оформлена диагностическая карта, содержащая заключение о несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (не подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении), подлежит повторному техническому осмотру, проводимому в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных статьей 18 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

III. Особенности проведения технического осмотра вне пунктов технического осмотра

17. Проведение технического осмотра вне пунктов технического осмотра организуется с использованием передвижных диагностических линий в целях выполнения нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра, предусмотренных статьей 6 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

18. Оператор технического осмотра, являющийся владельцем передвижной диагностической линии, проводит технический осмотр с использованием передвижной диагностической линии в границах субъекта Российской Федерации, в котором расположен пункт технического осмотра такого оператора технического осмотра.

19. Адреса (координаты) мест проведения технического осмотра, в том числе с использованием передвижной диагностической линии, во входящих в состав субъекта Российской Федерации муниципальных образованиях, в которых не соблюдаются нормативы минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра, согласовываются оператором технического осмотра с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на принятие мер по организации проведения технического осмотра.

20. График работы пункта технического осмотра, использующего передвижную диагностическую линию (с учетом климатических условий эксплуатации, установленных заводом-изготовителем передвижных диагностических линий), согласовывается с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на принятие мер по организации технического осмотра в регионе.

IV. Порядок аннулирования диагностической карты

21. В случаях, указанных в части 10 статьи 19 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", диагностическая карта аннулируется органом государственного контроля (надзора) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств путем внесения уполномоченным должностным лицом этого органа соответствующих сведений в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра на основании решения руководителя (заместителя руководителя) такого органа одновременно с принятием решения о привлечении к административной ответственности оператора технического осмотра транспортного средства в соответствии со статьей 14.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

22. Орган государственного контроля (надзора) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств в течение 3 рабочих дней со дня аннулирования диагностической карты информирует о таком аннулировании страховщика, заключившего договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на основании такой диагностической карты, и (или) профессиональное объединение страховщиков, а также собственника транспортного средства.

Информация об изменениях:

Приложение 1 изменено с 1 сентября 2022 г. - Постановление Правительства России от 9 марта 2022 г. N 306

Приложение N 1
к Правилам проведения технического
осмотра транспортных средств

Обязательные требования безопасности,
предъявляемые при проведении технического осмотра к транспортным средствам отдельных категорий

Техосмотр с 1 сентября 2022 года: что изменится и для кого?


Для кого и в каких ситуациях нужна диагностическая карта?

В конце 2021 года в России был принят закон, в рамках которого с 30 декабря 2021 года прохождение техосмотра для легковых автомобилей и мототранспортных средств, принадлежащих физическим лицам, стало добровольным (п. 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Это касается легковых авто и мотоциклов, используемых в личных целях - их владельцам больше не нужно получать диагностическую карту, по крайней мере для эксплуатации ТС на территории РФ. При этом они вправе обращаться за проведением техосмотра в добровольном порядке. Но по-прежнему его придется проходить владельцам легковых автомобилей или мотоциклов старше четырех лет при постановке транспортного средства на учет, совершении регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства или в случае регистрации изменений в его конструкции.

Техосмотр остался обязательным для коммерческого транспорта, такси, автобусов и грузовиков.

Помимо этого, наличие действующей диагностической карты необходимо для выезда за рубеж, на таможне принимающей стороны с большой вероятностью ее запросят.

Диагностическая карта подтверждает, что автомобиль находится в исправном состоянии и пригоден для передвижения по российским дорогам. Она выдается по итогу прохождения техосмотра в одном из аккредитованных пунктов технического осмотра (ПТО).

Техосмотр проводится по графику, который зависит от класса транспортного средства и его предназначения.

На сегодняшний день периодичность прохождения техосмотра по категориям транспортных средств выглядит следующим образом:

Вид ТС

Возраст ТС

Периодичность проведения техосмотра

Раз в 2 года (для физлиц только в случае регистрационных действий)

Ежегодно (для физлиц только в случае регистрационных действий)

Грузовые автомобили разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн

Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн

Мотороллеры, мотоциклы, трициклы и квадроциклы, прицепы и полуприцепы с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн

Грузовые автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов; прицепы и полуприцепы к ним

Раз в 6 месяцев

Такси, автобусы и оборудованные для перевозки людей грузовые ТС с числом пассажирских сидений более восьми


Ответственность за отсутствие диагностической карты

С 1 марта 2022 года штраф за езду без диагностической карты, подтверждающей прохождение техосмотра, составляет 2 тыс. руб. (ч. 1.1 ст. 12.5 КоАП). Фиксировать данное нарушение помимо сотрудников ДПС могут автоматические камеры с частотой до одного раза в сутки. Если же речь идет о юридических лицах, то согласно ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ штрафы за выпуск на линию транспортного средства, не прошедшего техосмотр, влечет наложение штрафа на должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере 500 руб.; на юридическое лицо 50 тыс. руб.

Данные штрафы на сегодняшний день применимы к следующим категориям авто:

  • коммерческому транспорту (такси, автобусы, грузовики);
  • транспорту, принадлежащему юридическим лицам;
  • личному транспорту, который используется в рабочих поездках;
  • личному транспорту при перерегистрации автомобиля, если его возраст превышает четыре года;
  • при внесении изменений в конструкцию автомобиля (например, после тюнинга и т. п.).

Но как показывает практика, при обнаружении отсутствия диагностической карты в комплекте документов для регистрационных действий, вам просто откажут в регистрации и штраф, скорее всего, выписывать не станут.

Рассчитать полис ОСАГО самостоятельно за 3 минуты, чтобы проверить страховщиков перед покупкой, поможет наша шпаргалка

Не стоит забывать, что если при остановке, скажем, для проверки документов, у инспектора ДПС возникнут сомнения в исправности транспортного средства, он может провести экспертизу при наличии соответствующих средств диагностирования, и в случае выявления неисправности запретить эксплуатацию ТС до момента ее устранения. Наличие же действующей диагностической карты позволит избежать данных процедур.


Что изменится и для кого с 1 сентября 2022 года?

Изменения, вступающие с указанной даты, относятся к правилам проведения ТО, а именно к количеству параметров, проверяемых в рамках данной процедуры, и применяются ко всем категориям транспортных средств.

1 сентября 2022 года вступает в силу постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306, согласно которому в процедуру техосмотра вносятся изменения, уменьшающие число проверок систем автомобиля с нынешних 82 до 55.

Так под нож попали следующие пункты диагностирования:

  • наличие коррозии элементов тормозной системы;
  • наличие повреждений тормозных трубопроводов;
  • наличие мест для установки государственного регистрационного знака;
  • уровень шума выпускной системы;
  • наличие каплепадения масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
  • наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
  • проверка способности стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
  • проверка работы штатного противоугонного устройства и другие.

При этом введено несколько новых параметров проверки. Так, с 1 сентября 2022 года при диагностике двигателя будет проверяться "подсос воздуха" (скорее всего, речь идет о проверке герметичности впускного коллектора) и утечка выхлопных газов в обход "системы выпуска" (выпускного коллектора, глушителя, нейтрализатора и др.).

МВД России расширило требования к безопасности автомобиля при прохождении техосмотра


В перечне неисправностей перечислено более 80 пунктов, которые касаются практически всех узлов автомобиля таких как: тормозная система, двигатели, передние фары и задние фонари, система рулевого управления, а также типов покрышек и колесных дисков.
Согласно перечню, теперь автовладелец не пройдет техосмотр если будут обнаружены такие неисправности как: люфт в рулевом управлении, подтекания различных жидкостей, нарушение герметичности топливопроводов, трещины или сколы на фарах, а также на лобовом стекле. Нельзя будет пройти техосмотр если испорчен или вообще отсутствует ремень безопасности, не работают дворники или омыватели стекла, отсутствует гайка или болт на колесе.
Также начиная с 1 марта за отсутствие техосмотра начнут штрафовать на 2 тысячи рублей. Кроме того, прямо на дороге могут аннулировать действующую диагностическую карту при обнаружении неисправностей или если она куплена в интернете. МВД также предупреждают, что за поддельную диагностическую карту автовладельцу грозит уголовное наказание.

Как техническое состояние автомобиля влияет на безопасность движения. Часть 1

Каждый день случаются аварии. В том числе из-за водителей, которые халатно подошли к обслуживанию своего автомобиля. Это при том, что в правилах дорожного движения есть список неисправностей, с которыми запрещено эксплуатировать автомобиль.


Тормозная система: тормозные диски

На многих автомобилях установлена система оповещения об износе колодок. Как правило, датчик износа колодки подает сигнал на приборную панель и у водителя есть примерно 800-1000 километров, чтобы найти время для посещения сервиса. То же самое нужно делать, как только при торможении появляется скрежет или любой другой посторонний звук. Однозначного ответа, насколько хватит комплекта новых колодок, нет. Все зависит от стиля вождения и состояния суппорта. Те, кто любит гонять или меняя колодки не обслуживает суппорт меняют колодки раз в 10-15 тыс. км. Те, кто ездит спокойно и обслуживает тормозную систему — 30-50 тыс. км.

Насторожитесь, если:
— Педаль тормоза стала непривычно реагировать на усилие;
— Ощутимо увеличился тормозной путь;
— Во время торможения бьёт руль;
— Во время торможения машину сносит.


Если отказали тормоза:
— Не паниковать и несколько раз сильно нажать на педаль тормоза, чтобы убедиться, что проблема действительно в тормозной системе.
— Включить пониженную передачу и таким образом сбавить скорость.

С ручной коробкой передач все просто. Если дорожная ситуация позволяет, можно опуститься до первой передачи, а с автоматической надо перейти в ручной режим, и переходить на пониженную передачу. Дальше нужно использовать ручной тормоз, который на современных автомобилях выглядит как обычная кнопка и уже не получится контролировать тормозное усилие. Нажимаете и ждёте результата. Если машину начинает заносить, отпускаете кнопку и выжимаете снова, как только автомобиль выровняется — и так до полной остановки. Во время экстренных маневров лучше включить аварийную сигнализацию, чтобы другие участники дорожного движения успели среагировать на ваши действия. Затем вызывать эвакуатор и отправляться в сервис.


Элементы подвески: рычаги, тяги, опоры, пружины и амортизаторы

Ходовая часть современного автомобиля состоит из многих элементов, которые в комплексе обеспечивают комфортное и безопасное передвижение. Выход из строя хотя бы одного элемента приводит к дальнейшему разрушению всей подвески. Как только появятся проблемы с управляемостью, нехарактерные звуки-стуки, лучше сразу обратиться в сервис.


Звучит вроде не так уж и страшно, но с регулярным постоянством наблюдаю стоящие на дороге машины с оторванным колесом. Чаще всего дело в шарнире равных угловых скоростей (ШРУС) или в шаровой опоре. И то и другое обездвижит машину в самый неподходящий момент. Пыльник, который защищает эти детали от влаги, пыли и грязи, не даёт уйти густой смазке, которая обволакивает детали. Любое повреждение пыльника приводит к нарушению герметичности и дальнейшему выходу детали из строя.


Если чувствуете, что колесо вот-вот оторвёт или уже оторвало:
— Выставить руль прямо, нажать на тормоз (если он всё ещё работает);
— Включить аварийку, выставить знак аварийной остановки;
— Вызвать эвакуатор.

Система вентиляции и кондиционирования: кондиционер

Пренебрежение элементарной процедурой по замене салонного фильтра может усложнить длительную поездку или даже привести к печальным последствиям. Салонный фильтр защищает от выхлопных газов других автомобилей, пыли, пуха и прочих частиц, что находятся в уличном воздухе. Со временем он забиваться и требует замены, но многие его в лучшем случае пылесосят. Появляется неприятный запах, потеют стекла. Если с первым многие свыкаются, то второе мешает обзору или заставляет отвлекаться от управления (протереть стёкла, повернуть ручку кондиционера на максимум, покрутить дефлекторы) и может привести к ДТП. Производители рекомендуют менять салонный фильтр раз в год или в 15.000 километров. Если вы сомневаетесь в этом регламенте, попросите мастера показать вам старый фильтр и все сразу станет ясно. Как правило, они забиты грязью и пылью.

Также забитый салонный фильтр может стать причиной поломки кондиционера. Когда фильтр не работает, грязь скапливается на постоянно мокром отопителе. Она начинает загнивать, давать неприятный запах и становится причиной коррозии отопителя. Когда очаги коррозии пробьют алюминиевую трубку, уйдёт фреон. Автолюбитель, который не привык следить за машиной скорее всего не обратит на это внимание: будет потеть и страдать. Здесь важно помнить, что при сильной жаре в салоне внимание водителя рассеивается, реакция ухудшается, а это тоже риск ДТП.


Система рулевого управления: гидравлическая и электрическая

У машины, за которой не следят могут появиться проблемы с рулевым управлением. Обычный люфт руля — уже веский повод обратиться в сервис. Чем больше люфт, тем сложнее управлять автомобилем. Случается, что выходит из строя усилитель руля, поворачивать его становится сложно — это ещё один повод срочно записаться на сервис.

Опасность выхода из строя рулевого управления на ходу заключается в том, что автомобиль становится непредсказуемом и неуправляемым в один миг. А в следующую секунду есть вероятность улететь в кювет или на встречную полосу. Как только почувствовали провалы в управлении надо сразу снижать скорость и останавливаться на обочине, если такая возможность конечно есть. И конечно включать аварийную сигнализацию, чтобы информировать других участников дорожного движения и не создавать помех для других транспортных средств. Потом вызывать эвакуатор и отправляться в сервис.

Электрооборудование

Современный автомобиль наполнен датчиками, косами, блоками управления и электронными системами. Всё рассчитано и вмешательства в систему обычно заканчиваются плачевно — доверяйте такие работы компетентным проверенным электрикам, даже если это элементарная процедура по добавлению провода для видеорегистратора. Отсутствия должного уровня квалификации специалиста может привести стать причиной возгорания. Обычно автомобиль успевает сгореть за 5-7 минут.


В классической схеме работы электрической цепи автомобиля генератор заряжает аккумуляторную батарею, которая дает питание всем системам транспортного средства, а она в свою очередь накапливает и держит электроэнергию. Выход из строя батареи или генератора может обездвижить автомобиль. Этого можно избежать, если заблаговременно обратить внимание на обслуживание этих элементов. Срок эффективной работы аккумулятора в европейской части России — 4-5 лет. Старайтесь не пренебрегать своевременной заменой аккумулятора.

Генератор может перестать работать из-за обрыва ремня, благодаря которому крутится его шкив. Также он может сломаться от времени. При первых признаках проблем записывайтесь в сервис. Вроде бы ничего страшного — подумают некоторые, но нет. Двигаться с неисправным генератором нельзя: когда аккумулятор разрядится, будет невозможно включить аварийный сигнал. Другой участник движения скорее всего не заметит такой автомобиль и влетит в него на скорости — причины читателю и так понятны.


Следуя этим простым рекомендациям, вы сможете не только поддерживать автомобиль в отличном состоянии, но обеспечите безопасную эксплуатацию на дорогах общего пользования.

Так ли влияет техосмотр на безопасность дорожного движения, как мы привыкли думать?


Каждый раз, когда прохожу техосмотр, не могу понять: зачем мне это нужно? Я не камикадзе. Наоборот, люблю безопасность до трусости. Поэтому к ремонтникам заезжаю раза три-четыре в год. А в бардачке лежит отдельный блокнотик - своеобразная карта техобслуживания. В него записываю все ремонтные операции. Для чего? Чтобы отслеживать сроки службы и замены расходников. Если тормозным колодкам положено «отходить» 30 тысяч километров, то зачем переезжать до скрежета и выбивания суппортов. Лучше вовремя поменять - и ехать спокойно. Заодно при каждом визите на СТО спецы делают визуальный осмотр узлов и агрегатов, по компьютеру ошибки смотрят. Иногда неисправности находят, которые еще не переросли в проблемы. Поэтому техосмотра не боюсь. Но времени жалко. Да и расходы на эту процедуру не то чтобы бьют по карману, но раздражают своей бессмысленностью.

Штамп о техосмотре еще не гарантирует исправность машины.

Во время подготовки и обсуждения Закона «О дорожном движении» вопрос о целесообразности безапелляционного техосмотра не поднимался, отметил член Палаты представителей, председатель правления Республиканского союза транспортников Валерий Бороденя. Насколько ему известно, альтернативные варианты контроля за исправностью автомобилей не рассматривались. Хотя он со мной соглашается: отметка о техосмотре далеко не гарантирует, что машина будет исправна в течение года или двух до следующей проверки. Какая-нибудь деталь может выйти из строя уже на выезде с диагностической линии. И наличие отметки о техосмотре не гарантирует наличия тормозов в машине. В этом году мой «Пассат» буквально на диагностической линии выбросил коленце: пробило фильтр, и топливо потекло под капот. Парадоксально, но штамп мне поставили. Хотя в тот момент мой «конь» был несколько огнеопасен. Фильтр оказался бракованным. Бывает. На эвакуатор — и менять по гарантии. Но уже со «свежим» техосмотром.

Недаром же в Правилах дорожного движения написано: водитель должен следить за исправностью транспортного средства. И не раз в году, а постоянно.

Но, полагаю, многие уверены: бейджик на лобовом стекле - гарантия от поломок и неожиданностей. Сию убежденность в мае этого года вдребезги разбила одна известная компания: провела социальную акцию - за неделю бесплатно продиагностировала около тысячи автомобилей. И у 90 процентов нашли серьезные неисправности. У многих - в тормозной системе. Причем нередко проблемы скрывались в электронных блоках управления. До поры до времени «глюки в мозгах» на тормозной путь не влияют, но, если их не ликвидировать, рано или поздно сыграют злую шутку. Не раз приходилось слышать, когда электроника «умирала» на ходу. И машина вообще почти без тормозов оказывалась. Непередаваемые ощущения. От серьезных аварий тогда спасают только счастливые случайности и ангелы-хранители. Техосмотр вообще ни при чем.

Нет, полностью согласен с Валерием Бороденей: в том или ином виде государственный контроль за техническим состоянием машин должен быть. И наказания нерадивых. И строже, чем сейчас. Речь идет о жизни и здоровье. Другой вопрос, как организовывать проверки? Ведь сам институт техосмотра с непринципиальными изменениями перекочевал к нам из советского времени. Но тогда на профессиональные сервисы было не пробиться, многие чинили авто своими руками на дачах и в гаражах и даже запчасти вытачивали самодельные на токарных станках. Заводские были в большом дефиците. В тех условиях некоторые ждали техосмотра как манны небесной. Он являлся своеобразной проверкой их смекалки и кустарных умений. Но сегодня-то не составляет труда поставить машину на обслуживание на сертифицированную СТО, соблюдать все его регламенты. Возможно, для таких автолюбителей необходимость в обязательном техосмотре можно и отменить. Для них это дополнительная и бесполезная операция. А время - деньги. В конце концов, жизнь надо упрощать. Не только предпринимателям, но и простым гражданам.

Владимир АНТОНОВ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Читайте также: