Температура тела новорожденного. Потребность новорожденного в витаминах и микроэлементах

Обновлено: 06.05.2024

Спустя долгие месяцы ожидания вы наконец-то держите в руках своего малыша. Вы любуетесь его розовыми щечками, целуете в маленький носик, прислушиваетесь к тихому дыханию. Вы готовы защитить своего малыша от любых бед и неприятностей. А готова ли его иммунная система противостоять вирусам и бактериям? Ведь в отличие от стерильной среды, в которой малыш рос и развивался внутри мамы, наш мир не такой безопасный. В этой статье мы поговорим о том, как развивается иммунная система и какие особенности есть у иммунитета новорожденного ребенка.

Какой иммунитет у новорожденного?

Иммунитет — это способность организма противостоять чужеродным веществам и удалять их. Но, кроме того, иммунная система помогает различать и устранять измененные клетки внутри своего собственного организма.

Иммунитет бывает врожденным, его ребенок наследует от родителей, и приобретенным, полученным в ходе «встреч» с антигенами в процессе жизни. Приобретенный (адаптивный) иммунитет малыша в свою очередь делится на активный, который формируется после перенесенных инфекций или введения вакцин, и пассивный, который развивается после введения уже готовых антител в виде сыворотки, а также от матери к ребенку через молозиво, грудное молоко и во время вынашивания.

Существует и другой принцип классификации, при котором выделяют естественный иммунитет новорожденного (сюда относится врожденный иммунитет, приобретенный после заболеваний и полученный ребенком от матери) и искусственный (развившийся после вакцинации и введения сывороток).

Иммунная система очень сложна в организации и работе. В ее состав входят красный костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка. Помимо взаимодействия между собой, в работе иммунитета принимают участие все системы в теле человека, в том числе нервная и эндокринная.

Теперь попробуем простыми словами описать, как работает иммунитет. Представьте, что в организм попадает какой-то патоген, например, бактерия. Первым делом на это проникновение реагирует врожденный иммунитет — для борьбы с «врагом» у него есть несколько видов «борцов»: фагоциты (клетки, которые поглощают чужеродные организмы), система комплемента (комплекс белковых молекул — ферментов, необходимых для защиты организма), натуральные киллеры (лимфоциты, способные уничтожать патогены), лейкоциты (клетки крови, выбрасывающиеся на борьбу с патогенами), дендритные клетки (помогают представлять антиген, чтобы лимфоцитам было проще его находить).

Когда патоген встречается с клетками иммунной системы, происходит выброс в кровь цитокинов — веществ, которые сигнализируют всему организму о воспалении. В случае, если кроха сталкивается с инфекцией, с которой встречался раньше или привит от нее, начинает работать приобретенный — активный и пассивный иммунитет новорожденных. Патоген, проникнув в организм, встречается с дендритными клетками. Именно они доставляют патоген в лимфатические узлы, где Т-клетки уже уничтожают его. Параллельно В-лимфоцитами начинают вырабатываться антитела к чужеродным клеткам.

Развитие иммунитета у младенца

Иммунная система начинает формироваться задолго до появления ребенка на свет и созревает на протяжении многих лет.

Первые клетки, предшественники лимфоцитов — основы будущего естественного иммунитета новорожденного, появляются в 3-4 недели жизни плода. На 6-й неделе внутриутробного периода формируются тимус, красный костный мозг, лимфатические узлы, миндалины — главные органы иммунной системы. Ко второму или третьему месяцу беременности некоторые из клеток-предшественников уже превращаются в Т-клетки. Макрофаги могут быть обнаружены в кишечнике плода к 11 или 12 неделям беременности, и их количество быстро увеличивается в течение четвертого и пятого месяцев беременности. Аналогичным образом, В- и Т-клетки можно обнаружить в кишечнике примерно к 16 неделям беременности, и примерно к 19 неделям беременности они организуются в специализированные лимфатические узлы в кишечнике, называемые участками Пейера.

К моменту рождения иммунная система еще не совсем зрелая: полноценно она начинает функционировать ближе к 6 месяцам. Огромное значение в защите организма от патогенных веществ имеют молозиво и грудное молоко. Иммунитет новорожденного на грудном вскармливании активно совершенствуется благодаря большому количеству уже готовых антител и макрофагов, которые он получает от мамы. Со временем компоненты грудного молока меняются, играя меньшую роль в защитном иммунитете и большую роль в питательной ценности, хотя молоко по-прежнему содержит около 100 000 клеток на миллилитр, из которых около 60 000 являются макрофагами.

Особенности иммунитета новорожденных

Несмотря на то, что при рождении иммунная система ребенка обладает инструментами для выработки иммунного ответа, она не имеет «опыта» в распознавании потенциальных патогенов (внутриутробная среда стерильна). Поэтому иммунитет новорожденного ребенка не способен справляться со многими проблемами.

Новорожденные подвергаются повышенному риску заражения (недоношенные дети особенно: у их иммунной системы не было столько времени, чтобы созреть до рождения). Эта восприимчивость является одной из причин, по которой молодым родителям рекомендуется немедленно обратиться к врачу своего ребенка, если у него в возрасте до 2 месяцев развивается лихорадка. Особо младенцы восприимчивы к таким бактериям, как стрептококк группы В, стафилококк, виды клебсиелл, Haemophilus influenzae типа в (Hib), менингококк и пневмококк.

Врожденный иммунитет новорожденных

Неспецифический иммунный ответ характеризуется фагоцитарными клетками, такими как нейтрофилы (лейкоциты) и макрофаги. Хотя у новорожденных есть оба этих типа клеток, их количество ограничено. Примерно к 2 месяцам младенцы уже способны сопротивляться инфекциям лучше.

Приобретенный иммунитет малыша

Поскольку эта часть иммунного ответа характеризуется специфичностью, а иммунной системе новорожденного не хватает «антигенного опыта», практически каждый патоген является новым. Поэтому развитие иммунного ответа, обусловленного дендритными клетками, В-клетками и Т-клетками, займет больше времени. Взаимодействия между этими звеньями иммунного ответа у новорожденного не столь развиты, поэтому Т-клетки стимулируются не так эффективно. Кроме того, соотношение различных типов Т-клеток у новорожденных различно по сравнению со взрослыми. В совокупности это приводит к снижению уровня выработки антител. Выработка антител в этой ситуации дополнительно затруднена тем фактом, что это новый иммунный ответ, поскольку иммунные реакции памяти не существуют у новорожденного, который не подвергался воздействию патогенов до рождения.

Какой иммунитет передается малышу с молоком матери?

Антитела, передаваемые с грудным молоком, в основном представляют собой иммуноглобулины А (IgA). IgA — это тип антител, важных для защиты поверхностей слизистых оболочек, таких как, например, кишечник. По мере того, как пищеварительный тракт ребенка перерабатывает грудное молоко, материнские антитела покрывают кишечник ребенка, помогая бороться с желудочно-кишечными вирусами.

Антитела, которые защищают ребенка, но которые были выработаны у матери, обеспечивают так называемый пассивный иммунитет новорожденных. Эта относительно краткосрочная помощь дает иммунной системе ребенка возможность начать работать и завершить развитие в период сразу после рождения. По мере того, как эти антитела ослабевают в течение первых нескольких месяцев жизни, иммунная система ребенка укрепляется. Таким образом, мама и ребенок работают вместе, чтобы защитить малыша от многих патогенов, воздействию которых он подвергается в течение нескольких дней и недель после рождения.

Как поддержать иммунитет у новорожденных

До тех пор, пока иммунная система не начала полноценно работать, мама в силах помочь своему ребенку защититься от воздействия чужеродных агентов.

Грудное вскармливание. Иммунитет передается новорожденному от матери. Помимо ценных питательных веществ, вместе с грудным молоком ребенок получает антитела.

Вакцинация. Это единственный научно доказанный способ защитить организм от таких серьезных и жизнеугрожающих заболеваний, как полиомиелит, дифтерия, менингит и др.

Полноценное питание. Современные молочные смеси и рационально подобранный прикорм обеспечивают организм всеми полезными веществами, которые нужны для здоровья малыша. Единственный витамин, который малыш должен получать извне в качестве пищевой добавки, — витамин Д.

Оптимальные климатические условия дома. В помещении, где не жарко, достаточно увлажнен воздух и регулярно проветривают, гораздо меньше условий для размножения патогенных вирусов и бактерий.

Потребность в витаминах и минеральных веществах у детей разного возраста

В статье рассматриваются возрастзависимые потребности в витаминах и минеральных веществах у пациентов в возрасте 0-18 лет. Приводятся обновленные российские нормы физиологических потребностей в витаминах и минеральных веществах для детей различного возрас

The article focuses on age-related requirements for vitamins and minerals in patients aged 0-18 years. Renewed Russian references for daily physiologic consumption of vitamins and minerals in infants and children of different age groups are provided.

В нейродиетологии детского возраста необходимость регулярного потребления витаминов и минеральных веществ является аксиомой [1]. Именно эти эссенциальные вещества, относящиеся к микронутриентам, позволяют обеспечить нормальное физическое развитие и адекватное функционирование всех органов и систем организма, включая центральную нервную систему [2].

По аналогии с витаминами, неадекватное потребление которых сопровождается витаминодефицитными состояниями или гиповитаминозами, недостаточное поступление в организм минеральных веществ может приводить у детей и взрослых к микроэлементозам (или дисэлементозам) 3. В частности, это касается таких минеральных веществ, как магний (Mg), цинк (Zn) и кальций (Ca), каждому из которых ранее были посвящены наши соответствующие публикации 7.

Дискутабельным продолжает оставаться вопрос о целесообразности одновременного или разделенного по времени приема витаминов и минеральных веществ, но, по-видимому, этот момент не может считаться принципиальным. Неоспоримо, что потребности детей в витаминах и минеральных веществах являются строго возраст-зависимыми.

В действующих с 2008 г. в Российской Федерации «Нормах физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» пересмотрена и уточнена потребность детей в витаминах и минеральных веществах в зависимости от возраста [20]. Представленные ранее «Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР» датировались 1991 г.

При приведении данных о потребностях в витаминах А (ретинол) и Е (токоферол) используются аббревиатуры «рет. экв.» (ретинол эквивалент, 1 мкг рет. экв. соответствует 1 мкг ретинола) и «ток. экв.» (токоферол эквивалент, 1 мг ток. экв. соответствует 1 мг альфа-токоферола).

Для детей первого года остались прежними нормы потребления витамина С (0-3 мес — 30 мг/сутки, 4-6 мес — 35 мг/сутки, 7-12 мес — 40 мг/сутки), витамина А (0-12 мес — 400 мкг рет. экв./сутки), витамина Е (0-6 мес — 3,0 мг ток. экв./сутки), витамина D (0-12 мес — 10 мкг/сутки), витамина В1 (0-3 мес — 0,3 мг/сутки, 4-6 мес — 0,4 мг/сутки, 7-12 мес — 0,5 мг/сутки), витамина В2 (0-3 мес — 0,4 мг/сутки, 4-6 мес — 0,5 мг/сутки, 7-12 мес — 0,6 мг/сутки), витамина В6 (0-3 мес — 0,4 мг/сутки, 4-6 мес — 0,5 мг/сутки, 0,6 мг/сутки) и витамина В12 (0-3 мес — 0,3 мкг/сутки, 4-6 мес — 0,4 мкг/сутки, 7-12 мес — 0,5 мкг/сутки). В обновленных рекомендациях потребность в витамине РР (ниацин) у детей в возрасте 7-12 месяцев увеличилась до 7 мг/сутки (ранее составляла 4 мг/сутки), как и нормы алиментaрного потребления фолиевой кислоты (0-6 месяцев — 50 мкг/сутки вместо 40 мкг/сутки). Появилась отсутствующая ранее рекомендация по потреблению витамина В5 (пантотеновая кислота): в возрасте 0-3 мес — 1,0 мг/сутки, 4-6 мес — 1,5 мг/сутки, 7-12 мес — 2,0 мг/сутки. К сожалению, потребность детей первого года жизни в витамине К и биотине не уточняется [20].

Для детей, возраст которых превысил 12 месяцев, в России в настоящее время рекомендуются следующие нормы потребления витаминов:

  • аскорбиновая кислота (1-3 года — 45 мг/сутки, 3-7 лет — 50 мг/сутки, 7-11 лет — 60 мг/сутки, 11-14 лет — 70 мг/сутки для мальчиков и 60 мг/сутки для девочек, 14-18 лет — 90 мг/сутки для подростков и 70 мг/сутки для девушек);
  • витамин А (1-3 года — 450 мкг рет. экв./сутки, 3-7 лет — 500 мкг рет. экв./сутки, 7-11 лет — 700 мкг рет. экв./сутки, 11-18 лет — 1000 мкг рет. экв./сутки для юношей и 800 мкг рет. экв./сутки для девушек);
  • витамин Е (1-3 года — 4,0 мг ток. экв./сутки, 3-7 лет — 7,0 мг ток. экв./сутки, 7-11 лет — 10,0 мг ток. экв./сутки, 11-14 лет — 12,0 мг ток. экв./сутки, 14-18 лет — 15 мг ток. экв./сутки);
  • витамин D (1-18 лет — 10 мкг/сутки);
  • витамин В1 (1-3 года — 0,8 мг/сутки, 3-7 лет — 0,9 мг/сутки, 7-11 лет — 1,1 мг/сутки, 11-14 лет — 1,3 мг/сутки, 14-18 лет — 1,5 мг/сутки для юношей и 1,3 мг/сутки для девушек);
  • витамин В2 (1-3 года — 0,9 мг/сутки, 3-7 лет — 1,0 мг/сутки, 7-11 лет — 1,2 мг/сутки, 11-14 лет — 1,5 мг/сутки, 14-18 лет — 1,8 мг/сутки для юношей и 1,5 мг/сутки для девушек);
  • витамин В6 (1-3 года — 0,9 мг/сутки, 3-7 лет — 1,2 мг/сутки, 7-11 лет — 1,5 мг/сутки, 11-14 лет — 1,7 мг/сутки для мальчиков и 1,6 мг/сутки для девочек, 14-18 лет — 2,0 мг/сутки для юношей и 1,6 мг/сутки для девушек);
  • витамин В12 (1-3 года — 0,7 мкг/сутки, 3-7 лет — 1,5 мкг/сутки, 7-11 лет — 2,0 мкг/сутки, 11-14 лет — 3,0 мкг/сутки);
  • ниацин (1-3 года — 8,0 мг/сутки, 3-7 лет — 11,0 мг/сутки, 7-11 лет — 15,0 мг/сутки, 11-14 лет — 18,0 мг/сутки, 14-18 лет — 20,0 мг/сутки для юношей и 18,0 мг/сутки для девушек);
  • биотин (1-3 года — 10,0 мкг/сутки, 3-7 лет — 15,0 мкг/сутки, 7-11 лет — 20,0 мкг/сутки, 11-14 лет — 25 мкг/сутки, 14-18 лет — 50 мкг/сутки);
  • фолиевая кислота (1-3 года — 100 мкг/сутки, 3-11 лет — 200 мкг/сутки, 11-14 лет — 300-400 мкг/сутки, 14-18 лет — 400 мкг/сутки);
  • витамин В5/пантотеновая кислота (1-3 года — 2,5 мг/сутки, 3-11 лет — 3,0 мг/сутки, 11-14 лет — 3,5 мг/сутки, 14-18 лет — 5,0 мг/сутки для юношей и 4,0 мг/сутки для девушек);
  • витамин К (1-3 года — 30 мкг/сутки, 3-7 лет — 55 мкг/сутки, 7-11 лет — 60 мкг/сутки, 11-14 лет — 80 мкг/сутки для мальчиков и 70 мкг/сутки для девочек, 14-18 лет — 120 мкг/сутки для юношей и 100 мкг/сутки для девушек) [20].

Если до 2008 г. регламентировалось потребление детьми лишь 6 минеральных веществ (Ca, P, Mg, Fe, Zn и I), то теперь имеются рекомендации по потреблению в детском возрасте 13 элементов. Среди них, помимо уже перечисленных, фигурируют калий (K), натрий (Na), хлор (Cl), медь (Cu), селен (Se), хром (Cr) и фтор (F) [20].

Cледует отметить, что рекомендаций по суточной потребности в калии (К) и хроме (Cr) для детей первого года жизни пока не существует.

С 2008 г. предусмотрены следующие нормы потребления детьми различного возраста минеральных веществ:

  • кальций (0-3 мес — 400 мг/сутки, 4-6 мес — 500 мг/сутки, 7-12 мес — 600 мг/сутки, 1-3 года — 800 мг/сутки, 3-7 лет — 900 мг/сутки, 7-11 лет — 1100 мг/сутки, 11-18 лет — 1200 мг/сутки);
  • фосфор (0-3 мес — 300 мг/сутки, 4-6 мес — 400 мг/сутки, 7-12 мес — 500 мг/сутки, 1-3 года — 700 мг/сутки, 3-7 лет — 800 мг/сутки, 7-11 лет — 1100 мг/сутки, 11-18 лет — 1200 мг/сутки);
  • магний (0-3 мес — 55 мг/сутки, 4-6 мес — 60 мг/сутки, 7-12 мес — 70 мг/сутки, 1-3 года — 80 мг/сутки, 3-7 лет — 200 мг/сутки, 7-11 лет — 250 мг/сутки, 11-14 лет — 300 мг/сутки, 14-18 лет — 400 мг/сутки);
  • калий (1-3 года — 400 мг/сутки, 3-7 лет — 600 мг/сутки, 7-11 лет — 900 мг/сутки, 11-14 лет — 1500 мг/сутки, 14-18 лет — 2500 мг/сутки);
  • натрий (0-3 мес — 200 мг/сутки, 4-6 мес — 280 мг/сутки, 7-12 мес — 350 мг/сутки, 1-3 года — 500 мг/сутки, 3-7 лет — 700 мг/сутки, 7-11 лет — 1000 мг/сутки, 11-14 лет — 1100 мг/сутки, 14-18 лет — 1300 мг/сутки);
  • хлориды (0-3 мес — 300 мг/сутки, 4-6 мес — 450 мг/сутки, 7-12 мес — 550 мг/сутки, 1-3 года — 800 мг/сутки, 3-7 лет — 1100 мг/сутки, 7-11 лет — 1700 мг/сутки, 11-14 лет — 1900 мг/сутки, 14-18 лет — 2300 мг/сутки);
  • железо (0-3 мес — 4,0 мг/сутки, 7 мес — 7 лет — 10,0 мг/сутки, 7-11 лет — 12,0 мг/сутки, 11-14 лет — 12,0 мг/сутки для мальчиков и 15,0 мг/сутки для девочек, 14-18 лет — 15,0 мг/сутки для мальчиков и 18,0 мг/сутки для девочек);
  • цинк (0-6 мес — 3,0 мг/сутки, 7-12 мес — 4,0 мг/сутки, 1-3 года — 5,0 мг/сутки, 3-7 лет — 8,0 мг/сутки, 7-11 лет — 10 мг/сутки, 11-18 лет — 12,0 мг/сутки);
  • йод (0-12 мес — 0,06 мг/сутки, 1-3 года — 0,07 мг/сутки, 3-7 лет — 0,10 мг/сутки, 7-11 лет — 0,12 мг/сутки, 11-14 лет — 0,13 мг/сутки для мальчиков и 0,15 мг/сутки для девочек, 14-18 лет — 0,15 мг/сутки);
  • медь (0-6 мес — 0,5 мг/сутки, 7-12 мес — 0,3 мг/сутки, 1-3 года — 0,5 мг/сутки, 3-7 лет — 0,6 мг/сутки, 7-11 лет — 0,7 мг/сутки, 11-14 лет — 0,8 мг/сутки, 14-18-1,0 мг/сутки);
  • селен (0-3 мес — 0,01 мг/сутки, 4-12 мес — 0,012 мг/сутки, 1-3 года — 0,015 мг/сутки, 3-7 лет — 0,02 мг/сутки, 7-11 лет — 0,03 мг/сутки, 11-14 лет — 0,04 мг/сутки, 14-18 лет — 0,05 мг/сутки);
  • хром (1-3 года — 11 мкг/сутки, 3-11 лет — 15 мкг/сутки, 11-14 лет — 25 мкг/сутки, 14-18 лет — 35 мкг/сутки);
  • фтор (0-6 мес — 1,0 мг/cутки, 7-12 мес — 1,2 мг/сутки, 1-3 года — 1,4 мг/сутки, 3-7 лет — 2,0 мг/сутки, 7-11 лет — 3,0 мг/сутки, 11-18 лет — 4,0 мг/сутки) [20].

В линейке витаминно-минеральных комплексов для детей фигурируют Супрадин Кидс гель (с 3-летнего возраста), Супрадин Кидс Юниор (с 5-летнего возраста), мармеладные конфеты Супрадин Кидс c омега-3 и холином (с 3-летнего возраста), жевательные пастилки Супрадин Кидс мишки (с 11-летнего возраста).

Ниже рассматривается состав комплексов линии Супрадин Кидс применительно к детям различного возраста (дозирование и назначение в соответствии с возрастными показаниями — по аннотации производителя).

Одна чайная ложка Супрадин Кидс гель обеспечивает 3-летнему ребенку 7,4 мкг витамина D (74% от суточной потребности), 1,9 мг витамина Е (27,1%), 0,31 мг витамина В1 (34,4%), 0,29 мг витамина В2 (32,2%), 0,39 мг витамина В6 (32,5%), 3,5 мг ниацина (31,8%), 0,42 мг пантотеновой кислоты (12%), 13,5 мг витамина С (27%), а также 155 мкг рет. экв. β-каротина. Следует помнить, что 6 мкг последнего считаются эквивалентными 1 мкг витамина А, то есть β-каротин в данном случае по сути является заменителем ретинола. Таким образом, для детей, достигших 3-летнего возраста, в качестве важнейших рассматриваются 8 витаминов (2 жирорастворимых и 6 водорастворимых). Необходимо отметить, что включение в состав Супрадин Кидс гель лецитина (100 мг в 1 чайной ложке) не только оптимизирует утилизацию витаминных компонентов комплекса, но и способствует повышению концентрации внимания.

В одной жевательной таблетке Супрадин Кидс Юниор, предложенной 5-летнему ребенку, содержатся 2,5 мкг витамина D3 (25% от суточной потребности), 300 мкг витамина А (60%), 5 мг витамина Е (71,4%), 22,5 мг аскорбиновой кислоты (45%), 6 мг никотинамида (54,5%), 0,45 мг витамина В1 (50%), 0,45 мг витамина В2 (45%), 0,45 мг витамина В6 (37,5%), 0,5 мкг витамина В12 (33,3%), 2 мг пантотеновой кислоты (66,6%), 75 мкг фолиевой кислоты (37,5%), 10 мкг биотина (66,6%), 120 мг кальция (13,3%), 25 мг магния (12,5%), 6 мг железа (60%), 4 мг цинка (50%), 0,4 мг меди (66,6%), 60 мкг йода (60%), 12,5 мкг селена (62,5%), 12,5 мкг хрома (83,3%). Кроме того, в каждой таблетке Супрадин Кидс Юниор представлены 1 мг марганца и 25 мг холина (около 25% от суточной потребности в этом витаминоподобном веществе). Дефицит Mn, нормы физиологического потребления которого в детском возрасте не установлены (для взрослых 2 мг/сутки), сопровождается замедлением роста и повышенной хрупкостью костной ткани, что определяет целесообразность дотации этого микроэлемента детям. Примечательно, что в этом витаминно-минеральном комплексе представлены 12 витаминов из 13 (за исключением витамина К), а также 9 важнейших минеральных веществ. Описываемый состав отражает современные представления о потребностях детей в возрасте > 5 лет в указанных микронутриентах.

Одна мармеладная конфета (пастилка) Супрадин Кидс с омега-3 и холином, принимаемая 4-летним ребенком, обеспечивает его 15 мг витамина С (30%), 4,5 мг ниацина (40,9%), 0,5 мг витамина В6 (41,6%) и 0,25 мкг витамина В12 (8,3%). Кроме того, в составе присутствуют докозагексаеновая омега-3 жирная кислота (30 мг) и холин (30 мг); что способствует улучшению памяти и умственному развитию детей [19]. Представленность Супрадин Кидс с омега-3 и холином лишь четырех перечисленных выше водорастворимых витаминов восполняется добавлением двух биологически активных веществ, что фактически превращает этот комплекс в продукт функционального питания.

Каждая жевательная пастилка Супрадин Кидс мишки, принимаемая 11-летним ребенком, содержит 2,5 мкг витамина D (25% от суточной потребности в этом возрасте), 400 мкг витамина А (40-50%%), 5 мг витамина Е (41,6%), 30 мкг витамина С (42,8%), 1 мг витамина В6 (58,8%), 0,5 мкг витамина В12 (16,6%), 9 мг ниацина (50%), 100 мкг фолиевой кислоты (33,3%), 75 мкг биотина (300%). Такая (повышенная) представленность биотина обусловлена важной ролью этого витамина в обмене веществ (участвует в синтезе жиров, глиогена, метаболизме аминокислот). Девять вышеперечисленных жиро- и водорастворимых витаминов относятся к важнейшим для детей, переходящих от обучения в начальной школе к более сложному и дифференцированному предметному образованию. Витаминный состав Супрадин Кидс Мишки не только обеспечивает ежедневную потребность ребенка, но и призван стимулировать умственное развитие и способность к обучению [19].

Не вызывает сомнений необходимость признать важность возрастных различий в плане потребности детей в важнейших микронутриентах — витаминах, минеральных веществах, микроэлементах. Не являясь источниками пищевой энергии, эти микронутриенты принимают участие в утилизации пищи (метаболизм), регуляции функций различных систем и органов, осуществлении процессов роста, адаптации и развития организма [20].

Современные подходы к разработке и составу витаминных и витаминно-минеральных комплексов учитывают возрастные особенности пациентов и базируются на осознании невозможности обеспечить детей и взрослых всеми необходимыми витаминами и минеральными веществами исключительно алиментарным путем. Еще одной особенностью многих поливитаминных и витаминно-минеральных комплексов является так называемая «болезнь-специфичность» и коррегирующая направленность, то есть лечебно-профилактическая направленность в отношении тех или иных видов патологии (соматической или психоневрологической) [21, 22].

Фактически следует признать, что возрастзависимость и сбалансированность витаминно-минеральных комплексов, как и включение в их состав компонентов, обладающих доказанной эффективностью (лецитин, холин, омега-3-ненасыщенные жирные кислоты и др.), в полной мере соотносятся с концепцией нейродиетологии, направленной на оптимизацию терапии психоневрологических заболеваний посредством качественного/количественного манипулирования составом рационов питания, алиментарное предотвращение болезней нервной системы, а также на оптимизацию психомоторного развития, неврологических и интеллектуальных функций у детей [22]. Роль витаминов и минеральных веществ в достижении указанной цели трудно переоценить.

Литература

  1. Студеникин В. М., Шелковский В. И., Балканская С. В. Возможности применения витаминно-минеральных комплексов с профилактической и лечебной целями в детской нейродиетологии / «Совершенствование педиатрической практики. От простого к сложному»: сборник статей. М., 2008. С. 81-84.
  2. Студеникин В. М., Шелковский В. И. Витаминно-минеральные комплексы для детей: инструмент нейродиетологии // Педиатрия. 2008. Т. 87. № 6. С. 105-109.
  3. Студеникин В. М. Гиповитаминозы и поливитамины // Вопросы современной педиатрии. 2002. Т. 1. № 1. С. 48-51.
  4. Студеникин В. М. Гиповитаминозы // Лечащий Врач. 2002. № 5. C. 52-55.
  5. Студеникин В. М., Курбайтаева Э. М., Балканская С. В., Высоцкая Л. М., Шелковский В. И. Витаминно-минеральные комплексы для детей: азбука эссенциальных веществ // Лечащий Врач. 2007. № 2. С. 91-93.
  6. Студеникин В. М., Балканская С. В., Шелковский В. И., Курбайтаева Э. М. Витаминно-минеральная недостаточность у детей: соматические и психоневрологические аспекты проблемы // Лечащий Врач. 2008. № 1. С. 19-22.
  7. Студеникин В. М., Турсунхужаева С. Ш., Звонкова Н. Г., Пак Л. А., Шелковский В. И. Магний и его препараты в психоневрологии // Эффективная фармакотерапия. Неврология и психиатрия. 2012. № 4, с. 8-12, 58-60.
  8. Студеникин В. М., Турсунхужаева С. Ш., Кузенкова Л. М., Пак Л. А., Шелковский В. И., Акоев Ю. С. Препараты магния в коррекции повышенной возбудимости у детей // Фарматека. 2013. № 7 (260). С. 23-26.
  9. Студеникин В. М., Турсунхужаева С. Ш., Шелковский В. И. Цинк в нейропедиатрии и нейродиетологии // Лечащий Врач. 2012. № 1. С. 44-47.
  10. Николаев А. С., Мазурина Е. М., Кузнецова Г. В., Студеникин В. М., Чумакова О. В., Шелковский В. И., Маслова О. И. Физиологическое и патофизиологическое значение метаболизма кальция в детском возрасте // Вопр. практ. педиатрии. 2006. Т. 1. № 2. С. 57-65.
  11. Студеникин В. М., Курбайтаева Э. М. Кальциопенические состояния и их коррекция // Лечащий Врач. 2010. № 10. С. 54-56.
  12. Студеникин В. М. Витаминные и витаминно-минеральные комплексы для беременных женщин России // Доктор.ру. 2005. № 4. С. 33-37.
  13. Студеникин В. М. Поливитаминные препараты и витаминно-минеральные комплексы для беременных // Лечащий Врач. 2007. № 4. С. 63-65.
  14. Студеникин В. М. Витаминно-минеральные комплексы для беременных: основа формирования неврологического здоровья матери и ребенка // Лечащий Врач. 2009. № 3. С. 53-55.
  15. Студеникин В. М. Витамины и поливитаминные препараты в России // Доктор.ру. 2004. № 3. С. 30-34.
  16. Студеникин В. М. Витамины для детей: мифы и реальность // Доктор.ру. 2004. № 6. С. 19-23.
  17. Cтуденикин В. М., Николаев А. С., Акоев Ю. С., Балканская С. В., Горелова Ж. Ю., Шелковский В. И. Витамины и применение поливитаминных препаратов в педиатрии // Справочник педиатра. 2006. № 6. С. 68-88.
  18. Студеникин В. М., Балканская С. В., Курбайтаева Э. М., Высоцкая Л. М., Шелковский В. И. Поливитаминные комплексы для здоровых и больных детей // Практика педиатра. 2007. № 5. С. 12-14.
  19. Студеникин В. М. Возможности применения поливитаминных комплексов в нейропедиатрии // Лечащий Врач. 2013. № 9. С. 60-64.
  20. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Метод. реком. МР 2.3.1.2432-08.3.2.1. Рациональное питание. М., 2008. 40 с.
  21. Студеникин В. М. Витаминно-минеральный комплекс для профилактики атеросклероза и инсульта // Лечащий Врач. 2014. № 2. С. 8-11.
  22. Нейродиетология детского возраста (коллективная монография) / Под ред Студеникина В. М. М.: Династия. 2012, 672 с.

В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАЕ

Нехватка витаминов у новорождённых: как и когда давать добавки грудничку

Витамины необходимы для роста и гармоничного развития человека, и ребёнок нуждается в них уже с первого дня жизни. Но большинство витаминов не могут быть синтезированы организмом, и должны поступать извне.

Смесь молочная сухая начальная адаптированная Valio Baby 1 NutriValio для питания детей с рождения до 6 месяцев Подробнее

Смесь молочная cухая последующая адаптированная Valio Baby 2 NutriValio для питания детей с 6 до 12 месяцев Подробнее

Сухой молочный напиток «Детское молочко» Valio Baby 3 NutriValio для питания детей старше 12 месяцев Подробнее

Человек практически не «запасает» витамины впрок: только небольшой запас некоторых жирорастворимых витаминов сохраняется в организме, но и его хватает лишь на небольшой срок — от 4 суток до 6 недель. Именно поэтому так опасна их нехватка у новорожденных. Обеспечить ребёнку сбалансированное питание — первоочередная задача родителей.

Витамины для малышей

Решить проблему дефицита тех или иных полезных веществ намного проще со старшими детьми, их питание разнообразнее, да и ребёнку постарше врач может назначить курс витаминной терапии в таблетках. С малышами до 1 года ситуация немного сложнее, поэтому у многих молодых мамочек возникает вопрос: давать ли витамины новорождённым? Сразу отметим, что если ребёнок находится на естественном вскармливании, то все необходимые вещества, в том числе и витамины, он уже получает вместе с молоком матери. Поэтому витаминные комплексы при необходимости назначаются маме. Если же возникнет реальная необходимость в назначении витаминов для грудничков, то определить, какой именно препарат и в каких дозах давать ребёнку может только врач.

Витамины для детей на искусственном вскармливании

Если новорождённый находится на искусственном вскармливании, то здесь нет ничего страшного. Конечно, лучшее питание для малыша — молоко матери, однако некоторые женщины вынуждены отказываться от естественного кормления своего ребёнка по различным причинам. Современные молочные смеси, такие как Valio Baby, содержат все необходимые для роста и развития малыша витамины и минералы. Поэтому ребёнок на искусственном вскармливании так же не нуждается в дополнительной витаминной терапии, если, конечно, она не назначена врачом.

Витамин D для новорождённых

Препараты, содержащие витамин D, назначают всем малышам-искусственника в обязательном порядке. Дефицит этого вещества может привести к развитию рахита — это опасная болезнь, которая нередко возникает уже в полуторамесячном возрасте. Нередко рахит замечают уже на более поздних этапах развития заболевания, когда начинаются изменения костной системы, а ребёнок начинает отставать в развитии. Чтобы не допустить этого грудничкам дают витамин D в виде капель, которые размешивают с водой. Если ребёнок достаточное время проводит на солнце, то в летнее время дозу препарата уменьшают.

Следует отметить, что витаминная терапия — процесс длительный, и зачастую препараты нужно принимать несколько месяцев подряд, а нередко и в течение года. Помните, что назначить витамин и верно определить его дозировку может только педиатр.

Какая температура тела должны быть у новорожденного и грудного ребенка?

У всех на слуху заветная цифра «36,6», которая символизирует здоровье и хорошее самочувствие как взрослых, так и детей. И когда родители совсем недавно родившегося малыша видят на термометре «37,1», тревога и волнение рождаются в их сердце. Неужели с ребенком что-то не так, а он пожаловаться не может? Чтобы спокойствие не покидало разум молодых мам и пап, лучше заранее узнать, какая температура тела у грудничков считается нормальной.

Особенности поддержания температуры тела у грудничка

Температура тела человека поддерживается системой терморегуляции, основой которой являются два балансирующих между собой процесса — теплообразование и теплоотдача. У новорожденных детей многие функции организма работает несовершенно в силу своей незрелости, и поддержание температуры тела — не исключение.

Нормальная температура тела у новорожденных до месяца отличается от таковой у взрослых — из-за отличий в процессе теплопродукции. Если для нас основным способом образования тепла будут произвольные (движения) и непроизвольные («дрожь») мышечные сокращения, то у новорожденных детей это происходит путем окисления бурого жира, запас которого составляет примерно 8% от всей массы тела. Расщепление жира находится под контролем щитовидной железы и надпочечников.

Процесс теплоотдачи (и, соответственно, нормальная температура тела у грудничков) тоже имеет свои особенности: у них основной способ выделения тепла в окружающую среду — испарение посредством потери влаги через кожу или при дыхании через легкие. Из этого можно сделать два важных заключения: с одной стороны, дети быстро теряют жидкость, потому что часто дышат, а с другой — потоотделения у новорожденных практически нет, поэтому и перегреться им легче.

Незрелая система терморегуляции ребенка довольно восприимчива к различным внешним факторам, поэтому температура тела у новорожденных и детей первого года жизни может меняться в зависимости от:

времени суток (в вечерние часы показатели, как правило, на 0,5˚С выше обычных значений);

времени года (летом норма температуры тела у новорожденных примерно на 0,3˚С выше);

эмоционального состояния младенца (например, при плаче или крике температура тела у грудничка повышается) и др.

Какая температура тела у новорожденных и грудничков считается нормальной?

В среднем температура тела у грудничка колеблется в пределах 34,7—37,3˚С (норма температуры тела у новорожденных достигает 37,5˚С) в подмышечной впадине, однако существуют и другие способы измерения со своими отклонениями:

в прямой кишке — 36,6—38,0˚С;

во рту — 35,5—37,5˚С.

Как правильно измерять температуру тела у новорожденных и грудничков?

Сейчас на рынке существует несколько типов термометров: ртутные, цифровые, инфракрасные. Последние два наиболее предпочтительны для использования в раннем возрасте, поскольку совершенно безопасны в применении.

Температуру тела у грудничков можно измерять разными способами: при помощи бесконтактного термометра, направив его на лоб или на висок; можно поместить цифровой в прямую кишку (ректально); существуют термометры для измерения температуры тела через слуховой проход.

Конечно, можно также традиционно разместить термометр в подмышечной впадине, однако это не самый удобный способ, чтобы выяснить, какая температура тела у новорожденного до месяца. Более того, этот метод не очень подходит и для малышей постарше — вплоть до того возраста, когда вы наконец сможете объяснить ребенку, почему надо не двигаться и держать градусник подмышкой.

Для получения максимально достоверных результатов измеряйте температуру три раза подряд.

Стоит обязательно добавить: каждый малыш уникален, поэтому и показатели нормальной температуры тела у каждого младенца свои. Конечно, эти значения приближены к средним, однако небольшие отклонения могут быть. Важно оценивать состояние ребенка в целом — его активность, аппетит, настроение и самочувствие. И однозначно не стоит рутинно измерять температуру тела ребенка по три раза на дню без наличия на то необходимости. Факторов, влияющих на цифры, много, а ваше душевное равновесие — одно.

Температура у ребенка до года


В первые месяцы жизни у новорождённых начинают формироваться все системы организма. Механизм терморегуляции несовершенен, и поэтому показатели температуры тела разнятся от температурных данных взрослых людей.

Температура у ребенка до года

Нормы температуры тела у детей до года

Система терморегуляции формируется к концу первого года жизни малыша. После материнской утробы ребенок проходит адаптацию к внешней среде, совершенно отличающейся от утробы матери. Тело новорождённого учится ощущать разные воздействия, тем самым формируя реакцию на тепло, холод и пищу.

Сразу после рождения, нормальными показателями считаются:

- при измерении в подмышечной впадине - до 37.5°С;
- во рту - до 37.3°С;
- при ректальных замерах - до 37.7°С

По мере установления терморегулирующей системы, показатели приближаются к привычным замерам:

  • от 1 до 3 месяцев - 36.8 - 37.7 °С
  • от 4 до 6 месяцев - 36.3 - 37.5 °С
  • от 7 до 12 месяцев - 36.0 - 37.2 °С

Причины отклонения от нормы

Если у взрослого человека подъем температуры происходит на фоне инфекций, простуды или воспалительных процессов, то у грудничка для отклонений от нормы гораздо больше причин.

Причины повышения температуры

1. Прием пищи. Небольшой подъем температуры возможен во время еды или в течение 1 - 2 часов после, так как малыш тратит много сил и энергии для добычи молока и для переваривания пищи.
2. Перегрев. Родители очень часто укутывают ребенка, чего делать нельзя.
3. Вакцинация. После некоторых прививок может наблюдаться температурный скачок.
4. Прорезывание зубов. Это самая распространенная причина повышения температуры тела у младенцев на фоне набухания и воспаления десен.
5. Жажда и обезвоживание. Важно, чтобы ребенок получал достаточно жидкости, особенно на жаре или при искусственном вскармливании. Дефицит воды очень опасен для жизни младенца.
6. Инфекционно-воспалительные заболевания. ОРВИ, простудные заболевания.

Причинами пониженной температуры могут быть

1. Переохлаждение.
2. Прием жаропонижающих средств.
3. Сон.
4. Использование средств от насморка. Сосудосуживающие препараты могут способствовать понижению температуры тела младенца.

Как мерить температуру ребенку

Выполнять термометрию правильнее в спокойном, лучше сонном состоянии. Следует оголить малыша или оставить только в легкой распашонке. Длительность процедуры зависит от вида градусника.

1. Ртутный градусник. Это наиболее точный прибор. Замер делают в подмышечной впадине - 10 минут, во рту и анальном отверстии - 5 минут.
2. Электронный градусник. Он известен быстротой измерения, и у некоторых моделей имеется функция сохранения последнего результата, что дает возможность контролировать динамику температуры.
3. Инфракрасный градусник. Он прост в применении. Им нужно провести по лбу и получить точные цифры. Имеется и ушная модель такого градусника, но он покажет недостоверный результат при воспалении ушной раковины.
4. Бесконтактный градусник - для измерения без прикосновения. Он оптимальный в использовании у грудничков, особенно во сне.
5. Термометр-пустышка. Устройство для малышей, сосущих пустышку. Буквально за одну минуту на экране появится результат.

Какую температуру у грудных детей нужно сбивать?

Существует два вида лихорадки - это красная и белая. При красной гипертермии - кожа ребенка розовая, ладони и стопы теплые, поведение обычное. Температура сбивается легко.
При белой лихорадке происходит спазм периферических сосудов. Кожные покровы бледнеют, ручки и ножки холодные. Температура тела может достигать высоких значений. Температура сбивается плохо.

Это состояние очень опасно для жизни и нередко вызывает судороги. Поэтому при белой лихорадке нужно сбивать температуру уже с 38.0°С. А если дело идет к ночи, и температура явно нарастает, то лучше даже с 37.8°С.

При красной гипертермии, кроме жаропонижающих препаратов следует активно использовать физические методы охлаждения (обтирание спинки, животика, ног и рук малыша полотенцем, смоченным в теплой воде).

При белой гипертермии нужно поступать иным образом. Нужно, прежде всего, согреть ребенка, делая растирания поверхности тела руками. Прибегать к физическим методам охлаждения можно только после того, как кожа приобрела розовый цвет и стала теплой.

Что делать при высоких значениях

1. Поддерживать в помещении благоприятную температуру 20 - 22°С и чаще проветривать.
2. Одеть ребенка в легкую одежду.
3. Обильное теплое питье (грудное молоко, воду). Если малышу более 6 месяцев, то давайте компот, травяной чай, морс.
4. Исключить активные игры.
5. При значительном повышении температуры нужно дать жаропонижающее средство на основе парацетамола (суспензии Эффералган, Панадол, свечи Цефекон) или ибупрофена (суспензия Нурофен).

Что делать при низких значениях

1. Одеть ребенка немного теплее.
2. Дать теплое питье.
3. Устранить все сквозняки в доме.

Изменение температуры у малышей до года на 1-1,5°С от нормальной может бытья признаком патологии. Поэтому обязательным является обращение к врачу. Ребенку может помочь только специалист, лишь он точно знает, что нужно делать в такой ситуации. Заниматься самолечением запрещено.

Читайте также: