Судебная экспертиза дорожного травматизма. Анализ травматизма

Обновлено: 18.05.2024

Травматология (от греч. trauma - «рана, повреждение» и logos - «учение») есть учение о повреждениях, их диагностике, лечении и профилактике.

Большая значимость травм для здоровья и жизни человека, чрезвычайное многообразие их характера, локализации, течения, условий возникновения обусловливают то, что вопросы травматологии изучаются не только врачами-травматологами, посвятившими себя изучению этой проблемы, но и представителями других медицинских специальностей, в частности организаторами здравоохранения, нейрохирургами, офтальмологами, стоматологами, отоларингологами и др. Достаточно активно изучают вопросы травматологии и судебно-медицинские эксперты.

Судебно-медицинская травматология - один из наиболее важных и сложных разделов судебной медицины. Сущность его составляет учение о повреждениях и смерти от любых разновидностей внешнего влияния на организм человека.

Травма вообще и механическая в частности является ведущей причиной насильственной смерти.

В судебно-медицинском отношении повреждение принято определять как нарушение анатомической целости и физиологической функции органов и тканей, возникшее при взаимодействии человеческого организма и факторов внешней среды. Нарушение анатомической целости органов, констатируемое макроскопически и микроскопически, всегда сопровождается нарушением функции органа или ткани. Так как единство структуры и функции присуще только живому организму, речь идет о прижизненных повреждениях.

Характер повреждений бывает различным в зависимости от свойств повреждающего фактора, условий взаимодействия его и организма человека.

При воздействии внешних факторов может быть изменена структура органов и тканей мертвого организма, где функция отсутствует. Такие повреждения называются посмертными.

Существуют, кроме судебно-медицинского, общебиологическое и юридическое понятия повреждения.

Общебиологическое понятие повреждения охватывает любые нарушения структуры и функции, вызванные как внешними, так и внутренними причинами.

Юристы понимают под повреждением действие (неправомерное, умышленное или неосторожное), влекущее расстройство здоровья. Они обозначают такое действие как причинение вреда здоровью. Исходом расстройства здоровья может быть:

1) полное выздоровление;

2) сохранение стойкой утраты трудоспособности;

Аспекты изучения вопросов травматологии врачами-клиницистами и судебными медиками различны и предопределяются прежде всего особенностями целей и задач, стоящих перед ними.

В задачи клинициста входит:

1) установление объема и локализации повреждения;

2) выбор наиболее рационального метода лечения;

3) наиболее быстрая реабилитация пострадавшего;

4) изучение травматизма и выработка мероприятий по его профилактике.

Задачи судебно-медицинского эксперта несколько иные. Вначале он должен, как и травматолог, установить наличие, объем и характер повреждения, затем определить степень его вреда для здоровья и констатировать фактор внешнего воздействия, вызвавший повреждение; решить вопрос о механизме возникновения повреждений.

Эксперту необходимо установить давность повреждения, а если повреждений несколько, то определить последовательность их возникновения.

При исследовании трупа во многих случаях приходится также решать вопрос о прижизненном или посмертном происхождении повреждений; выяснять, есть ли причинная связь (прямая или опосредованная) между воздействием внешнего фактора и расстройством здоровья или смертью пострадавшего.

Исходя из указанных задач, судебно-медицинский подход к изучению любых повреждений характеризуется следующими принципиальными положениями:

1) судебно-медицинской направленностью, т. е. решением тех специальных вопросов, которые вытекают из существа конкретного расследуемого дела;

2) всесторонним, полным и объективным подходом к исследованию объектов судебно-медицинской экспертизы;

3) применением такого комплекса основных, лабораторных и специальных методов исследования, результаты которых необходимы для полноценного обоснования выводов экспертизы;

4) определенной последовательностью применения методов исследования, гарантирующей получение максимальной фактической информации об объекте исследования (первоначальное использование методов, не изменяющих первичную морфологию повреждения, затем - методов, частично, а потом и полностью уничтожающих повреждение);

5) необходимостью формулировки каждого положения экспертных выводов в обоснованной и аргументированной форме;

6) документированием каждого положения экспертных выводов;

7) определенным порядком описания повреждений, обеспечивающим полноту отражения их морфологических свойств (локализация, форма, размеры, характер краев, концов, стенок и дна повреждений, наличие и характер инородных тел в ране, посторонних наслоений вокруг повреждения и т. д.).

1. Повреждающие факторы

Повреждающий фактор - материальное тело (предмет) или материальное явление, обладающие способностью причинять повреждения. Эту способность называют травмирующим свойством.

По объему воздействия все повреждающие факторы можно разделить на группы:

1) местного воздействия;

2) общего воздействия;

3) смешанного воздействия - общего и местного.

Повреждающие предметы и повреждающие явления существуют во времени. Поэтому они могут обладать постоянными или временными повреждающими свойствами. Некоторые повреждающие факторы могут обладать преимущественно каким-то одним (единичным, простым) травмирующим свойством, другие способны причинять повреждения, оказывая на организм многозначное (сложное) травмирующее действие.

В образовании повреждения могут участвовать один или несколько повреждающих факторов. Повреждения, образовавшиеся от действия нескольких повреждающих факторов, называют комбинированными.

Механизм образования повреждения (механизм травмы, механогенез травмы) - это приводящий к появлению травмы довольно сложный процесс взаимодействия травмирующего фактора и травмированной части тела (или организма в целом), происходящий под влиянием условий внешней среды и свойств самого организма.

Классификация повреждении

По своей природе все факторы, воздействующие на человека, можно разделить на физические, химические, биологические и психические, которые также подразделяются. Соответственно все повреждения делятся следующим образом:

1) повреждения от физических факторов:

а) механические повреждения (тупые повреждения, транспортная травма, острые повреждения, огнестрельные повреждения, повреждения от боеприпасов и взрывчатых веществ);

б) термические повреждения (действие высокой или низкой температуры);

в) электрические повреждения (действие технического или атмосферного электричества);

г) повреждения от действия лучистой энергии;

д) повреждения от действия высокого или низкого атмосферного давления (баротравма);

а) повреждения от действия щелочей;

б) повреждения от действия кислот;

3) повреждения от биологических факторов:

а) повреждения от действия ядовитых животных, растений;

б) повреждения от действия микроорганизмов;

а) макросоциальные (например, войны, вооруженные конфликты, массовые беспорядки и т. п.);

б) микросоциальные, представляющие собой отрицательное воздействие человеческих отношений, чаще всего в быту.

2. Понятие о травматизме

Синоним телесного повреждения - травма. Однако в понятие травматизма вкладывается другой смысл.

Под травматизмом понимают совокупность травм возникших, за определенный промежуток времени у определенных групп населения, находившихся в сходных условиях.

1) производственный (промышленный, сельскохозяйственный);

2) непроизводственный (спортивный, бытовой);

К производственному травматизму относят повреждения, полученные на территории промышленной или сельскохозяйственной организации рабочими и служащими во время работы, а также при выполнении производственных заданий вне территории организации или доставке на работу или с работы транспортом организации.

Обстоятельства возникновения промышленных травм:

1) обвалы, обрушения, падения и отбрасывание различных предметов;

2) попадание в работающие машины и механизмы;

3) действие внутрипроизводственных транспортных средств;

4) падение с высоты и на плоскости;

5) выстрелы из строительно-монтажных огнестрельных устройств;

6) взрывы котлов, баллонов со сжатым газом, взрывоопасных и взрывчатых веществ.

В сельскохозяйственном производстве нередко можно встретить механическую травму, являющуюся следствием дорожно-транспортных происшествий (повреждения колесными и гусеничными тракторами, их прицепами и другой транспортной техникой), контакта с движущимися деталями работающих сельскохозяйственных машин (плуг, культиватор и др.).

К непроизводственному травматизму следует относить повреждения, полученные в бытовых условиях, при занятиях спортом и происшествиях, связанных с эксплуатацией личного транспорта.

Бытовой травматизм охватывает широкий круг травм, возникающих при самых разнообразных видах домашних работ (от кулинарных до строительных), конфликтных ситуациях в быту между отдельными гражданами.

Спортивный травматизм классифицируется по видам спорта. Хотя случаи смертельного спортивного травматизма относительно редки, они возникают при занятиях почти всеми видами спорта. Многообразие действующих повреждающих факторов определяет большой полиморфизм спортивных повреждений.

Под военным травматизмом принято понимать совокупность повреждений, возникающих у военнослужащих в мирное и военное время. В мирное время различают травматизм при боевой подготовке, обслуживании боевой техники, транспортных перевозках, занятиях физкультурой и спортом, хозяйственных работах, в бытовых ситуациях. В военное время различают боевой и небоевой травматизм. Боевой травматизм - повреждения, возникающие в период боевых действий от повреждающего действия различных видов боевого оружия. Боевая травма - предмет изучения патологической анатомии. Небоевой травматизм охватывает повреждения, возникающие во время тактических и тактико-специальных занятий, других видов боевой подготовки, при обслуживании боевой техники, выполнении инженерных, саперно-технических, строительных, хозяйственных работ. Повреждения, полученные в небоевых условиях, изучают и оценивают в процессе судебно-медицинской экспертизы.

В судебно-медицинской практике чаще всего приходится сталкиваться со случаями травматизма на транспорте. В связи с эксплуатацией транспортной техники представители некоторых групп населения при подобных условиях получают сходные по характеру травмы. Совокупность этих повреждений называют транспортным травматизмом.

3. Механические повреждения

Механические повреждения - это повреждения, возникающие при воздействии на человека какого-либо движущегося предмета, т. е. предмета, обладающего кинетической энергией. По частоте случаев механические повреждения встречаются чаще других повреждений.

Механические повреждения могут быть одиночными и множественными, изолированными и сочетанными. Эти понятия в определенной степени условны, так как в судебной медицине существуют частные классификации механических повреждений.

Одиночное повреждение - одна обособленная травма, чаще возникающая при однократном травматическом воздействии.

Множественное повреждение - совокупность нескольких единичных травм, возникающих при многократном травматическом воздействии.

Изолированные повреждения - травмы в пределах одной части тела (голова, шея, грудная клетка, живот, конечности). Изолированная травма может быть единичной и множественной.

Сочетанные повреждения - травмы нескольких частей тела или органов. Чаще всего сочетанная травма бывает множественной.

В судебной медицине предмет, причиняющий повреждение, рассматривается как орудие травмы. Все орудия по происхождению и назначению делятся на следующие группы:

1) оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигнала;

2) предметы бытового и производственного назначения - орудия;

3) предметы, не имеющие определенного назначения (камень, палка и т. д.).

Характер механического повреждения в момент его образования зависит от:

1) кинетической энергии, которой обладает повреждающий предмет в момент воздействия на организм;

2) размеров и формы травмирующей поверхности;

3) взаиморасположения и взаимодвижения повреждающего предмета и тела человека.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

11.16. Судебно-медицинская экспертиза в гражданском процессе

11.16. Судебно-медицинская экспертиза в гражданском процессе 11.16.1. В каких случаях назначается экспертиза? Как следует из ч. 1 ст. 79 ГПК РФ: «При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства,

СТАТЬЯ 52. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы

СТАТЬЯ 52. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы Судебно-медицинская экспертиза производится в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения экспертом бюро судебно-медицинской экспертизы, а при его отсутствии - врачом,

ЛЕКЦИЯ № 2 Процессуальные и организационные вопросы судебно-медицинской экспертизы

ЛЕКЦИЯ № 2 Процессуальные и организационные вопросы судебно-медицинской экспертизы Основами Закона Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 в разделе IX «Медицинская экспертиза» предусмотрено производство судебно-медицинских экспертиз:

ЛЕКЦИЯ № 4 Судебно-медицинская экспертиза повреждений, причиненных тупыми твердыми предметами

ЛЕКЦИЯ № 4 Судебно-медицинская экспертиза повреждений, причиненных тупыми твердыми предметами Тупые повреждения вызываются предметами, механически воздействующими только своей поверхностью.Морфологическое многообразие тупых травм обусловлено формой, размерами,

ЛЕКЦИЯ № 5 Судебно-медицинская экспертиза повреждений, причиненных острыми предметами

ЛЕКЦИЯ № 5 Судебно-медицинская экспертиза повреждений, причиненных острыми предметами Смертельные и несмертельные повреждения от действия острыми предметами встречаются достаточно часто. По данным Российского центра судебно-медицинской экспертизы, в настоящее время

ЛЕКЦИЯ № 7 Судебно-медицинская экспертиза механической асфиксии

ЛЕКЦИЯ № 7 Судебно-медицинская экспертиза механической асфиксии Механическая асфиксия - это вызванное механическими причинами нарушение внешнего дыхания, приводящее к затруднению или полному прекращению поступления в организм кислорода и накоплению в нем

ЛЕКЦИЯ № 8 Судебно-медицинская экспертиза живых лиц. Экспертиза вреда здоровью, состояния здоровья, определение возраста, притворных и искусственных болезней

ЛЕКЦИЯ № 8 Судебно-медицинская экспертиза живых лиц. Экспертиза вреда здоровью, состояния здоровья, определение возраста, притворных и искусственных болезней 1. Экспертиза вреда здоровьюПод вредом здоровью понимают либо телесное повреждение, т. е. нарушение

ЛЕКЦИЯ № 9 Судебно-медицинская экспертиза живых лиц. Экспертиза половых состояний и при половых преступлениях

ЛЕКЦИЯ № 9 Судебно-медицинская экспертиза живых лиц. Экспертиза половых состояний и при половых преступлениях 1. Общие положенияПроизводство экспертизы в этих случаях регламентируется приказом Минздрава РФ от 24 апреля 2003 г. № 161 «Об утверждении Инструкции по

ЛЕКЦИЯ № 10 Судебно-медицинская экспертиза отравлений

ЛЕКЦИЯ № 10 Судебно-медицинская экспертиза отравлений По данным Всемирной федерации токсикологических центров (2000), в современном мире сложилась токсикологическая ситуация, которая вызвана ростом числа острых случайных и преднамеренных отравлений лекарственными и

ЛЕКЦИЯ № 11 Судебно-медицинская экспертиза повреждений от воздействия высокой и низкой температуры

ЛЕКЦИЯ № 11 Судебно-медицинская экспертиза повреждений от воздействия высокой и низкой температуры 1. Действие высокой температуры. Местные поврежденияПовреждение тканей от местного действия высокой температуры называется термическим или тепловым ожогом.

ЛЕКЦИЯ № 12 Судебно-медицинская экспертиза электротравмы

ЛЕКЦИЯ № 12 Судебно-медицинская экспертиза электротравмы Электрическая травма - результат действия на живой организм технического (от силовой и осветительной сети) и атмосферного (молния) электричества.1. Поражение техническим электричествомПреимущественно эти

ЛЕКЦИЯ № 13 Судебно-медицинская танатология

ЛЕКЦИЯ № 13 Судебно-медицинская танатология 1. Понятие о смертиСмерть - это неизбежное и необратимое прекращение взаимодействия белковых структур, выражающееся в полном прекращении всех жизненных функций организма. В многоклеточных организмах взаимодействие

ЛЕКЦИЯ № 15 Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств биологического происхождения

ЛЕКЦИЯ № 15 Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств биологического происхождения 1. Предварительные пробы на наличие кровиКогда отыскание кровяных следов сопряжено с особыми трудностями, могут быть применены предварительные пробы на кровь.

1.1 Судебно-медицинская экспертиза как род судебной экспертизы по уголовным делам

1.1 Судебно-медицинская экспертиза как род судебной экспертизы по уголовным делам При возбуждении, расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел следователь (лицо, производящее дознание), прокурор, суд, а также другие участники советского уголовного процесса

2.1 Классификация судебно-медицинских экспертиз по объекту и предмету исследования Судебно-медицинская экспертиза трупов, живых лиц, вещественных доказательств

2.1 Классификация судебно-медицинских экспертиз по объекту и предмету исследования Судебно-медицинская экспертиза трупов, живых лиц, вещественных доказательств Многообразие объектов, подвергающихся экспертному исследованию, существенные особенности оснований и

Солохин А.А. - Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы

Монография посвящена одному из наиболее актуальных, сложных и наименее разработанных вопросов судебномедицинской экспертизы. Она написана на основании большого судебномедицинского материала, а также практического опыта автора в данной области, с учетом данных литературы.

В работе излагаются общие и частные вопросы автомобильной травмы.

классификации автомобильной травмы

и предлагается собственная классификация этой травмы. Большое внимание

уделено задачам судебномедицинской экспертизы при расследовании таких

Подробно изложены частные вопросы автомобильной травмы. Материалы

излагаются в последовательности, в определенной степени соответствующей

этапам проведения судебномедицинской экспертизы по такой категории дел.

Значительное место в работе отведено осмотру места автодорожного про-

и методике судебномедицинского исследования лиц, пострадав-

таких происшествиях. Для каждого вида автомобильной травмы

приводятся специфические и характерные повреждения и механизмы их возникновения.

Большинство приведенного в монографии иллюстративного материала взято из экспертной практики автора. В монографии дается исчерпывающий обзор отечественной и зарубежной литературы.

Работа облегчит труд судебномедицинских экспертов при производстве экспертиз по делам об автодорожных происшествиях, главным образом в деле выявления морфологических изменений, правильной их оценке в определении механизма происхождения повреждений, а также установления вида автомобильной травмы.

Работа предназначена для практических судебномедицинских экспертов, аспирантов и преподавателей судебной медицины, а также для врачей других специальностей. Она может быть также полезной в практической деятельности следователей, прокуроров, судей и адвокатов.

Книга иллюстрирована 55 рисунками. Библиографический указатель содержит 230 работ.

Постоянно возрастающее количество автомобильного и вообще безрельсового транспорта, увеличение скоростей его передвижения, сложность уличной обстановки в городах и другие факторы, как показывает практика, ведут к росту автодорожного травматизма, а отсюда и к увеличению числа судебномедицинских экспертиз, связанных

с этим видом травматизма.

В связи со сложностью расследования автодорожных происшествий следственные органы предъявляют к судебномедицинской экспертизе повышенные требования. Это определяет, с одной стороны, улучшение качества всех ви-

дов экспертиз по делам автомобильных происшествий, а с другой — дальнейшее изучение автомобильной травмы.

Имеющиеся по этому вопросу данные (статьи в периодической печати, диссертации и главы в руководствах и учебниках по судебной медицине) мало доступны широкому кругу специалистов, кроме того, некоторые стороны этой проблемы освещены в ней явно недостаточно.

Мы поставили перед собой задачу обобщить разрозненные сведения по этому важному и сложному разделу судебномедицинской экспертизы, дополнив их собственными наблюдениями.

Настоящая работа предназначена облегчить труд судебномедицинских экспертов при производстве экспертиз, связанных с автодорожными происшествиями, вооружить их методикой выявления морфологических изменений и правильной их оценкой, дать в их руки отправные данные для установления механизма происхождения повреждений и вида автомобильной травмы. В работе приводится краткая историческая справка об автомобильном травматизме, предлагается новая классификация автомобильных травм.

Большое место отведено осмотру места автодорожного происшествия и методике судебномедицинского иссле-

ной травмы . Д л я каждого из них указаны

и характерные повреждения, механизм повреждений и дана их судебномедицинская характеристика и диагностика. Приводится классификация, механизм возникновения

и характеристика следов и повреждений одежды лиц, пострадавших при автомобильной травме, с указанием их значения для восстановления объективной картины происшествия.

В связи с тем что объем данного издания ограничен, в работу не включены сведения, касающиеся габаритов автомобилей, высоты расположения отдельных их частей от уровня грунта, а также рисунков протектора колес. Некоторые сведения по этим вопросам можно найти в курсах криминалистики и в соответствующих справочниках.

Нам представляется, что работа в какой-то степени восполнит имеющийся по этому вопросу пробел в литературе и окажется полезной как для судебных медиков, так и для врачей других специальностей и работников следственных органов.

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАВМАТИЗМЕ

В конце XIX и начале XX столетия в результате бурного роста промышленности и, в частности, автомобильной в крупных городах мира стали появляться первые автомобили. Однако их появление принесло людям не только радость и удовлетворение, но и огорчение. Уже в самом начале движение автомобильного транспорта стало опасным для жизни окружающих в связи с причинением им тяжелых травм.

В конце 90-х годов имелись лишь отдельные наблюдения случаев автомобильной травмы. С первых лет XX столетия автомобильный травматизм в той или иной мере охватил все страны мира. Динамика роста автомобильного травматизма в разных странах обусловлена степенью развития автомобильной промышленности, количеством автомобилей и совершенством организации движения транспорта.

От единичных смертных случаев, имевших место в начале столетия, смертность от автомобильной травмы в конце 50-х и начале 60-х годов достигла колоссальных разме-

ров. Так, в 1965 г. в США в результате автомобильных происшествий погибло 49000 человек и 3500000 человек получило ранения. В Англии в 1959 г. жертвами автомобильных катастроф оказались более 6000 человек. Во Франции в 1965 г. при автомобильных катастрофах погибло свыше 12000 человек, в Федеративной Республике Германии — более 14 000 человек. Число смертных случаев при автомобильных происшествиях высоко также в Австралии, Австрии, Бельгии, Японии и в других странах.

Царская Россия не имела автомобильной промышленности, если не считать сборочного Русско-Балтийского завода. Это, естественно, сказалось на численности автомобильного парка страны, который в 1913 г. составил всего 8 800 автомобилей. При столь незначительном автомобильном парке и малой интенсивности движения по дорогам страны травматизм, вызванный автомобильным транспортом, был невелик. Те отдельные случаи автомобильной травмы, которые имели место, не анализировались и не публиковались в периодической медицинской печати.

В Советском Союзе, начиная с конца 20-х и начала 30-х годов, автомобильный парк страны значительно пополнился новыми машинами, что сопровождалось увеличением автомобильного травматизма.

Отсутствие опыта в борьбе с транспортным травматизмом, а также полноценных данных о нем поставили перед соответствующими органами задачу более детально изучить и выявить причины его возникновения в каждом случае и внедрить более эффективные профилактические меры по его предупреждению. Начиная с 1932 г., органы милиции сосредоточили в своем ведении весь учет транспортных происшествий в стране, в том числе и автомобильных. Были созданы существующие и теперь Отделы регулирования уличного движения (ОРУД). Благодаря проведению этого мероприятия учет дорожно-транспорт- ных происшествий за короткий срок был хорошо налажен, а затем и существенно усовершенствован.

Автомобильный травматизм в настоящее время в нашей стране достаточно высок и имеет тенденцию к увеличению по мере роста численности автомобилей и интенсивности движения транспортных потоков.

В настоящее время в медицинской литературе опубликовано достаточно большое количество работ по вопросам автомобильной травмы. Направленность этих работ

различная. Анализ литературных данных, посвященных вопросам автомобильной травмы, позволяет выделить несколько направлений в ее изучении.

Эти направления находятся в тесной зависимости от периода изучения.

Нам представляется возможным выделить три периода в изучении автомобильной травмы. Перый период — описательный, характеризуется простым накоплением отдельных фактов и наблюдений и описанием наиболее интересных казуистических случаев. Первые случаи автомобильной травмы описаны в иностранной литературе, преимущественно немецкой и французской. Внимание судебномедицинских экспертов в то время привлекали не только обстоятельства происшествия, но и своеобразный характер и локализация повреждений при автомобильной травме. Исследователи описывали отдельные признаки и явления — повреждения, отображающие отпечаток радиатора, рисунок протектора, ссадины кожи от волочения, ссадины в месте переезда тела колесом, обращали внимание на несоответствие наружных повреждений внутренним, а также останавливались на других не менее важных вопросах (Strassmann, 1912; Parisot et Morin, 1923; Weimann, 1927; А. И. Шибков, 1926; Haberda, 1930; Heindl, 1932, и др.). Описательный период продолжался с момента появления автомобильного травматизма (1900) и до 1930— 1932 гг.,

Второй период — статистический. Его появление связано с резким увеличением числа жертв автомобильных катастроф и необходимостью установления причин автомобильного травматизма, условий, ведущих к его росту и разработке мер по его предупреждению. Эти задачи могли быть решены только на основе всестороннего статистического исследования материала.

Начиная с 30-х годов в зарубежной и отечественной литературе опубликовано значительное число работ травматологов, хирургов и судебных медиков, посвященных статистическому изучению несмертельного и смертельного автомобильного травматизма. В этих работах дается статистическая характеристика изучаемого материала, вскрываются причины автомобильных травм, в некоторых трудах приводится характеристика и морфологическое описание повреждений, указываются методы борьбы и мероприятия по предупреждению автомобильных проис-

шествий. В ряде работ травма, причиненная автомобилями, рассматривается совместно с другими транспортными травмами. Однако, несмотря на это, ее анализ и в этих трудах достаточно полный.

Наряду со статистическими работами в этот период опубликован ряд интересных казуистических наблюдений и работ обобщающего характера (Remund, 1931; Buhtz, 1936; Muresanu, 1940). В последних много внимания уделено описанию характера повреждений отдельных тканей и органов, но,' к сожалению, недостаточно объясняется механизм их возникновения. Статистический период продолжался примерно до 1940 г.

Совершенно новое направление изучение автомобильной травмы получило в последнее время. Этот период характеризуется углубленным, комплексным изучением преимущественно частных, специфических вопросов автомобильной травмы — ее видов, механизма и морфологии повреждений отдельных тканей и органов, повреждений отдельных областей тела, а также вопросов дифференциальной диагностики.

За последние 15 лет на эту тему появился ряд работ, в том числе диссертации (Р. Л. Шиманович, 1949; В. К. Стешиц, 1954; Б. И. Соколов, 1954; П. П. Щеголев, 1955; В. М. Зеленгуров, 1961; А. А. Матышев, 1963; В. М. Моисеев, 1964, и др.), а за рубежом и монографии (Lawes, Bitzel, Berger, 1956; Zanaldi, 1963). В них достаточно подробно рассматриваются особенности этой сложной травмы.

В последнее время автомобильная травма стала более широко освещаться в руководствах и учебниках по судебной медицине как отечественных, так и зарубежных авторов (М. И. Райский, 1953; М. И. Авдеев, 1959; Ponsold, 1950; Dettling, Schonberg, Schwarz, 1951; GisbertCalabuig, 1957, и др.). Однако этот вопрос не во всех руководствах излагается на должном уровне.

Значение и задачи судебномедицинской экспертизы по делам об автомобильных происшествиях

При расследовании автодорожных происшествий заключение судебномедицинской экспертизы имеет исключительно важное значение. На основании научной оценки полученных данных при исследовании трупа или освиде-

тельствовании потерпевшего судебномедицинская экспертиза имеет возможность установить определенные факты, касающиеся как механизма автодорожного происшествия в целом, так и отдельных его этапов. Это имеет существенное значение для следственных органов, так как помогает им на основании научных данных восстановить картину дорожно-транспортного происшествия во всех ее деталях. Однако значение судебномедицинской экспертизы не ограничивается только этим. При помощи заключения судебномедицинской экспертизы следственные органы могут проверить версии, выдвигаемые свидетелями, подозреваемым или обвиняемым. Это позволяет им подтвердить или исключить определенные факты, касающиеся возникновения следов и повреждений на одежде и теле пострадавших на том или другом этапе происшествия, а следовательно, и объективно установить виновность или невиновность того или другого участника происшествия. Все это в еще большей степени повышает значение экспертизы по данной категории дел.

Оценивая общее значение судебномедицинской экспертизы по делам об автомобильных происшествиях, П. П. Щеголев (1955) указывает, что чем менее достоверны имеющиеся в распоряжении следственных органов в каждом случае доказательства, тем большее значение приобретает экспертиза.

Вопросы, требующие для своего разрешения проведения судебномедицинской экспертизы, могут возникнуть в любой стадии уголовного процесса. Однако наиболее часто они возникают в стадии предварительного следствия, когда эксперта приглашают для участия в осмотре места происшествия, исследования трупа, освидетельствования лиц, пострадавших при катастрофе, освидетельствования водителя, а также для исследования вещественных доказательств. На этой стадии судебномедицинскому эксперту иногда поручается также проведение дополнительных экспертиз по вновь открывшимся обстоятельствам или проведение экспертизы по материалам дела.

В стадии судебного разбирательства эксперта приглашают для объяснения ранее данного заключения, а также для освещения други-х вопросов, возникающих у участников процесса во время судебного следствия.

На разрешение судебномедицинской экспертизы следственные органы ставят широкий круг различных вопро-

12. Методы анализа травматизма.

Производственный травматизм - совокупность производственных травм и несчастных случаев на производстве. Производственная травма - травма, полученная работающим на производстве, в следствии несоблюдения правил ОТ. Несчастный случай на производстве - внезапное воздействие на работника опасного производственного фактора или среды, в результате которого причинен вред здоровью или смерть.

Несчастные случаи на производстве следует рассматривать как сигнал о неудовлетво­рительном состоянии профилактической работы по предупреждению травматизма на том или ином судне, производственном участке. Материалы расследований и отчетные данные о несчастных случаях позволяют судить о состоянии безопасности труда и служат основанием для разработки и осуществлении мероприятий по активизации профилактической работы по предупреждению травматизма. Изучение и анализ причин травматизма производят по материалам расследования, а также монографическим, топографическим, статистическим и экономическим методам.

Методы анализа производственного травматизма.

Монографический. Состоит в углубленном и всестороннем изучении отдельного производства, цеха, участка, инструмента, оборудования.

Топографический. Предусматривает представление информации о количестве несчастных случаев на генеральном плане предприятия, на плане цеха. При этом такое представление информации позволяет наглядно показать наиболее травмоопасные участки. Это позволяет при разработке мероприятий по снижению травматизма учесть эту информацию, а также предусмотреть средства, необходимые для решения этих проблем

Групповой метод. Устанавливает повторяемость несчастных случаев по однородным случаям: времени травмирования, квалификации, полу, профессии, виду работ, возрасту, дню месяца, недели.

Эргономический метод. Основан на комплексном изучении системы человек - машина - производственная среда (ЧМС).

Монографическим методом исследуют технологические процессы, машины и другие виды оборудования; организацию рабочих мест, состояние воздушной среды, освещен­ность и другие виды производственной обстановки на судах, погрузо-разгрузочных пло­щадках, судоремонтных участках, средства индивидуальной защиты и их применение.

Целью изучения является выявление опасных мест и вредных условий труда. Объектом монографического метода могут быть судно или группа однотипных судов. Такой метод изучения является наиболее совершенным и эффективным, т.к. он дает возможность не только заранее предупредить повторение несчастных случаев, но и вскрыть причины травматизма и наметить меры по их устранению. В этом его основное преимущество перед другими методами.

Монографические исследования проводят следующим образом. Судно (группа однотипных судов), судоремонтных участков или предприятие в целом подвергают детально­му обследованию, в процессе которого выявляются причины травматизма, а также недос­татки в организации работы по технике безопасности и производственной санитарии. Кроме того, используют материалы по травматизму за прошедший период. Такой метод изучения травмоопасных участков дает материал для широких обобщений и проведения различных мероприятий общего характера по охране труда.

Топографический метод позволяет изучить причины несчастных случаев на месте. Ме­сто происшествия каждого случая наносится условным знаком на план размещения рабо­чих мест на судне. Выделенный таким образом опасный участок затем изучают моногра­фическим методом и по результатам изучения проводят профилактические мероприятия. Такие наглядные топографические схемы командный состав судна может использовать при проведении инструктажа по технике безопасности с вновь поступившими членами экипажа.

Статистический метод позволяет определить количественную сторону травматизма, а также изучить основные причины, закономерности их проявления по значительному чис­лу фактов. Этот метод дает возможность проанализировать степень обученности и опыт­ности работника, характер травм, а также определить организационно- технические при­чины как в период Коэффициент частоты характеризует число несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих за изучаемый период:

Коэффициент частоты:


где Т - общее количество пострадавших на предприятии за период;

Р - среднесписочное количество работающих на предприятии за тот же период.

Коэффициент тяжести:


где Д - суммарное количество дней нетрудоспособности;

Т - число пострадавших.

Метод основан на изучении листков нетрудоспособности, а также актов Н1 и Н2 за какой-либо период времени на предприятии. Этот метод позволяет выявить общую картину, динамику, связи, причины, а также закономерности несчастных случаев.

Сущность экономического метода заключается в определении убытков от травматиз­ма и профессиональных заболеваний с целью выяснения экономического эффекта на разработку и внедрение мероприятий по охране труда.

Все несчастные случаи, происшедшие на предприятиях, подлежат учету, который ве­дется в специальных журналах. Микротравмы, вызвавшие освобождение от работы менее одного дня, регистрируются в журналах оказания доврачебной помощи, которые хранятся в судовых медпунктах, а на судах, где нет медпунктов, - у старшего помощника капитана.

По итогам года администрация предприятия составляет отчет о производственном травматизме, материалом для составления отчета является акт по форме Н-1. Предприятия Минрыбхоза отчитываются по форме 9-Т, которая содержит более 20-ти показателей, не­обходимых для анализа и профилактики травматизма в целом для народного хозяйства. Например, в нее вносят данные о пострадавших на производстве с утратой работоспособ­ности, переведенных на легкую работу. В отчете также указываются основные травми­рующие факторы, причины несчастных случаев, материальные последствия травматизма, затраты на мероприятия по охране труда и др.

Объективность и глубина информации, получаемые при расследовании, определяются его качеством, которое зависит от уровня подготовки лиц, участвующих в расследовании, и от содержания используемых при этом руководящих документов.

Несчастные случаи являются следствием комбинированного воздействия нескольких одновременно действующих факторов, которые могут быть физическими, но могут исхо­дить из ошибок персонала, т.е. психологическими. Все они возникают из-за ошибок при проектировании и эксплуатации производственных объектов. При расследовании необходимо учитывать факторы случайные и факторы постоянные.

Судебная экспертиза дорожного травматизма. Анализ травматизма

В научной литературе последнего десятилетия стали появляться публикации результатов глубокого наукометрического анализа, посвященных проблеме дорожно-транспортного травматизма [5]. Предлагаются различные пути снижения уровня детского дорожного травматизма, в том числе путем профилактических образовательных мероприятий и формирования транспортной культуры [6—8].

Из организационно-технических мероприятий авторы выделяют необходимость обеспечения повышенной безопасности аварийно-опасных участков дорог, совершенствование средств активной и пассивной безопасности автотранспорта, использование ремней безопасности, детских удерживающих устройств [9—13]. Отмечается, что нахождение ребенка пристегнутым в детском кресле в момент ДТП снижает вероятность повреждений в 5 раз по сравнению с ребенком, находившимся на обычном пассажирском сиденье, что обусловлено ограничением перемещения тела в салоне [14].

Большое количество медицинских научных публикаций посвящено вопросам оптимизации оказания первой помощи на месте ДТП, организации транспортировки и специализированной медицинской помощи [15—18], а также анализу эпидемиологии, статистических показателей и структуры детского дорожно-транспортного травматизма по различным регионам [19—21]. По данным большинства авторов [21], более половины ДТП, в которых травмируются дети, происходит в крупных городах. Частота видов автомобильной травмы определяется местом происшествия: на федеральных автодорогах среди пострадавших 79,7% составляют дети-пассажиры, в городах преобладают пострадавшие дети-пешеходы (64,3%). Вероятность гибели ребенка категории «пешеход» оценивается в 4,36 раза выше, чем ребенка категории «пассажир»; при происшествиях с летальным исходом доля пешеходов составляет 88,1%. За последние 10 лет доля детей-пассажиров в структуре пострадавших увеличилась в несколько раз, практически сравнявшись с долей детей-пешеходов [22]. Отмечается также сезонная зависимость количества пострадавших в результате автотравм: 2/3 (66,4%) пострадавших детей приходится на период с мая по октябрь, причем на федеральных автотрассах максимальное количество ДТП совершается в летние месяцы. Другие авторы [23] считают наиболее неблагоприятным зимне-весенний период. Обозначена связь числа погибших и раненых детей с днями недели: «пик» пострадавших детей-пешеходов приходится на пятницу и субботу, а детей-пассажиров — на воскресенье. Относительно времени суток все авторы отметили увеличение числа ДТП в «час пик» (с 7 до 9 ч и с 16 до 19 ч). В возрастной структуре автомобильных происшествий происходит постепенный рост числа пострадавших детей в возрасте от 1 года до 8 лет, относительно стабильные показатели в возрастном периоде от 8 до 12 лет и наблюдается резкое увеличение погибших и раненых в ДТП детей начиная с 13-летнего возраста. Зависимость травмы от пола более характерна в возрастных группах старше 6 лет и проявляется преобладанием мальчиков в группах пострадавших детей-пешеходов и детей-водителей [21—23].

Особенности повреждений у детей в зависимости от возраста и вида автомобильной травмы не менее важны, с медицинской точки зрения, для решения клинических задач организации медицинской помощи на различных этапах и совершенствования специализированной врачебной помощи. Морфофункциональные особенности еще не полностью сформировавшегося растущего организма обусловливают различную ответную реакцию ребенка на травматическое воздействие, требуют особой методологии обучения специалистов для оказания медицинской помощи, позволяют выделить детский автомобильный травматизм в отдельный раздел медицины [24].

В судебной медицине возникает необходимость выделения ребенка как самостоятельного объекта судебно-медицинской экспертизы, поскольку морфологические особенности органов и тканей у растущего организма постоянно меняются, обладают различными прочностно-эластическими свойствами, по-разному подвергаются деформации и реагируют на различные виды воздействий. Оценку механизмов возникновения повреждений, скорости процессов регенерации, определение условий и особенностей травмы у детей необходимо проводить индивидуально, с учетом возраста. В соответствии с этими требованиями в 2015 г. впервые в мировой учебной литературе в России издан учебник «Судебная педиатрия». В нем перечень традиционных судебно-медицинских вопросов изложен в соответствии с основными положениями фундаментальной и клинической педиатрии [14].

До недавнего времени в судебной медицине транспортную травму, в том числе автомобильную, изучали в основном на материале погибших и раненых взрослых людей. Судебно-медицинские аспекты детской автотравмы изучены недостаточно, отсутствуют научно обоснованные методики, позволяющие определять особенности разрушения костной ткани и повреждений внутренних органов у детей различных возрастных групп. Часто решать судебно-медицинские вопросы при экспертизе детей, пострадавших в ДТП, экспертам приходится, используя методики и алгоритмы анализа, разработанные для взрослых [25, 26]. В последние годы в среде судебных медиков интерес к особенностям травмирования детей при автомобильной травме возрос, стало появляться все больше публикаций о характере и механизмах травмы, получаемой детьми в условиях ДТП.

Ключевыми вопросами, определяющими свойства и особенности повреждений, являются возраст ребенка и вид автомобильной травмы. При сравнительном исследовании смертельных сочетанных травм у детей и взрослых установили, что для детей характерны меньший объем и тяжесть повреждений, причем объем повреждений и тяжесть травмы возрастают с увеличением возраста погибших детей. В связи с относительно большими размерами головы и массы внутренних органов, слабым и неокрепшим связочным аппаратом у детей более выражены повреждения от сотрясения тела в виде кровоизлияний в фиксирующий аппарат органов груди и живота, а также более часто, чем у взрослых, возникает травма головы и шейного отдела позвоночника, особенно у детей младшего возраста. Переломы других костей скелета, напротив, в детском возрасте встречаются реже, чем у взрослых, из-за большей эластичности костной ткани, хорошо развитой надкостницы, наличия незаращенной хрящевой метаэпифизарной зоны [27—29].

Основными причинами гибели детей на месте ДТП считаются переломы свода и основания черепа с повреждением головного мозга и сочетанная травма, включающая повреждения головы и внутренних органов [28, 30], а в случаях смерти в первые 7 сут стационарного лечения — повреждения головного мозга или травма грудной клетки с разрывом легкого либо повреждением крупных сосудов.

К возрастным особенностям автомобильной травмы относят преобладание частоты черепно-мозговой травмы у детей до 3 лет, а в возрастной группе детей до 1 года (дети-пассажиры) все повреждения представлены исключительно различными видами травмы головы (сотрясения, ушибы головного мозга, переломы костей черепа). По мере увеличения возраста голова травмируется реже, а число повреждений других областей тела, их объем и тяжесть возрастают [31, 32]. Тем не менее основными повреждениями у детей всех возрастных групп являются травма головы (от 50 до 70% в зависимости от возраста) и нижних конечностей (от 20 до 39%). При травме в салоне автомобиля во всех возрастных группах отмечается преобладание переломов бедренных костей, причем увеличивается их частота в период от 4—6 до 12—14 лет, а при травме детей-пешеходов пропорционально возрасту возрастает частота переломов костей голени и снижается частота переломов бедренных костей. В отличие от взрослых у детей, особенно в возрасте до 8 лет, от воздействия выступающих частей автомобиля типичные поперечно-оскольчатые переломы («бампер-переломы») возникают редко. Чаще после удаления надкостницы обнаруживают косо-поперечные трещины, формирующие с линией перелома треугольник [14]. Отметили возрастные особенности переломов костей верхних конечностей при травме детей в салоне: у детей от 1 года до 3 лет преобладают переломы плечевых костей, а в возрасте 7—11 лет — костей предплечья и кисти [31].

Особенности повреждений у детей в зависимости от видов автомобильной травмы изучали на клиническом материале (нелетальные случаи) [33—35] по данным судебно-медицинских исследований трупов (в случаях со смертельным исходом) [29, 30, 36]. У пострадавших детей-пешеходов большее количество тяжелой травмы головы и переломов бедер наблюдали при ударе выше центра тяжести, когда вторая фаза травмирования (забрасывание на капот) отсутствовала, эту группу составили дети до 8 лет. У детей старших возрастных групп удар приходился ниже центра тяжести, и основной объем повреждений составляли повреждения голени, таза и верхних конечностей. Объем и тяжесть травмы детей-пассажиров зависели от места расположения ребенка в салоне автомобиля и направления удара. В основном повреждения были представлены черепно-мозговой травмой, переломами верхних и нижних конечностей в различном соотношении [34]. Авторы отметили, что задние боковые места в салоне являются самыми безопасными.

При сравнительном анализе повреждений, полученных детьми в нелетальных случаях при 3 наиболее часто встречающихся видах транспортной травмы: в салоне автомобиля, при ударе движущимся автомобилем и при ДТП с участием двухколесных транспортных средств — установили общие признаки и различные для каждого вида травмы. Общим признаком, по мнению авторов, является преобладание черепно-мозговой травмы, основной вид которой — сотрясение головного мозга, иногда с нарушением целостности костей черепа. Травма внутри автомобиля характеризуется более высокой долей тяжелой черепно-мозговой травмы и мягких тканей, требующей первичной хирургической обработки, более частым возникновением сочетанной травмы. При ударе движущимся автомобилем наряду с черепно-мозговой травмой часто травмируются конечности. В подобных случаях преобладает изолированная травма костей, сочетанные повреждения встречаются реже. При травме с участием двухколесных транспортных средств, как правило, регистрируют повреждения конечностей и изолированную костную травму. Принципиальные отличия заключаются в повреждениях конечностей: у детей-пешеходов преобладают повреждения голени, коленного сустава и переломы плечевой кости, у детей-пассажиров — переломы бедренной кости, костей предплечья и кисти, при ДТП с участием двухколесных транспортных средств — сочетание переломов костей голени и бедра [33, 35].

В случаях ДТП со смертельным исходом также отметили отличительные признаки различных видов автомобильной травмы. У детей-пешеходов чаще образуются наружные повреждения в виде ссадин и кровоподтеков, переломы верхних конечностей, обширные травмы внутренних органов с разносторонней локализацией как внутренних, так и наружных повреждений, что объясняется авторами многоэтапностью такой травмы. У детей-пассажиров повреждения преимущественно односторонние. Для них характерна более массивная травма головы, которая всегда сопровождается переломами костей черепа и в 50% случаев является причиной смерти [30].

При анализе различных видов смертельной автомобильной травмы В.М. Караваев и соавт. [28] отметили, что особенностью травмы детей в салоне автомобиля являются массивность и тяжесть черепно-мозговой травмы в сравнении с остальными повреждениями. Наибольший объем повреждений, сочетание травмирования различных областей тела наблюдаются при переезде колесами автомобиля. Независимо от условий ДТП главными факторами, которые определяют вероятность смертельного исхода у детей, являются объем и тяжесть повреждений центральной нервной системы.

Заключение

Повреждения, полученные при ДТП, занимают одно из ведущих мест в структуре детского смертельного травматизма. Для обеспечения снижения количества автомобильных аварий в России на государственном уровне принимаются меры административного, правового, технического, финансового порядка, однако смертность детей при транспортных происшествиях остается на высоком уровне. В связи с этим проблема детского дорожно-транспортного травматизма в России все еще остается актуальной.

Предлагаются различные пути снижения уровня детского дорожного травматизма: организационно-технические, профилактические образовательные мероприятия, формирование транспортной культуры, оптимизация оказания медицинской помощи на различных этапах. Следует констатировать, что этот вопрос в настоящий момент нельзя считать решенным.

Ввиду актуальности тематики в научной литературе последнего десятилетия стали появляться публикации результатов глубокого наукометрического анализа проблемы дорожно-транспортного травматизма с судебно-медицинских позиций.

Проведенный анализ публикаций отечественных и иностранных авторов, посвященных вопросам дорожно-транспортного травматизма у детей, показал, что представленные данные не систематизированы, а судебно-медицинская составляющая освещена явно недостаточно. Часто при проведении судебно-медицинских экспертиз автомобильной травмы с участием детей происходит экстраполяция методов исследования такой травмы у взрослых без учета особенностей детского организма. Недостаточно данных для разработки алгоритмов адекватной судебно-медицинской оценки механизмов и тяжести повреждений у детей в условиях ДТП.

Все это показывает, что проблема ДТП с судебно-медицинских позиций приобретает совершенно другое смысловое значение, когда рассматривается в контексте детского травматизма.

Определенно назрела необходимость в создании единой объективной систематизированной научной базы данных для разработки судебно-медицинских методик установления механизмов образования повреждений у детей различных возрастных групп при тех или иных видах автомобильной травмы, которая позволит выделить детский дорожно-транспортный травматизм в отдельный раздел судебно-медицинской травматологии.

Читайте также: