Стрессовые ситуации у ребенка. Как защитить своего ребенка?

Обновлено: 13.05.2024

Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.

ВложениеРазмер
konsultatsiya_dlya_roditeley_v_detskiy_sad_bez_slyoz_ili_kak_uberech_rebenka_ot_stressa.docx 24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

В детский сад без слёз, или как уберечь ребенка от стресса

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №83

«В ДЕТСКИЙ САД БЕЗ СЛЁЗ, ИЛИ КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ СТРЕССА»

I МЛАДШАЯ ГРУППА

г. Комсомольск - на - Амуре

Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться .

ПРИЧИНЫ, КОТОРЫЕ ВЫЗЫВАЮТ СЛЕЗЫ У РЕБЕНКА:

Тревога, связанная со сменой обстановки (ребенок до 3 лет еще нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей) и режима (ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребенка нарушается, это может провоцировать истерики и нежелание идти в ДО.

Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.

Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.

Избыток впечатлений. В детском саду малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого — нервничать, плакать, капризничать.

СПОСОБЫ УМЕНЬШИТЬ СТРЕСС РЕБЕНКА

Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребенка к новым жизненным условиям.

«Рекомендуется приучать ребенка к детскому саду постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи), соответствующий режиму ДО.

«В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель (данный период индивидуален для каждого ребенка), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДО.

«Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.

«Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить — вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше.

«Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

«В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДО, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.

«Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ

В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растерянны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша — это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость — нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуются только терпение и помощь. Все, что нужно малышу, — это адаптироваться к новым условиям. Воспитатели детского сада должны быть готовы помочь родителям в этот непростой для семьи период.

В первое время, когда ребенок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2-3 месяца.

Еще одна ошибка родителей — пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли мамы и папы. Прежде всего им нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.

Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, — это верный знак того, что он освоился.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ

- Каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться делами семьи).

- Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребенка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.

- С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.

- Еще до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.

- Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.

- Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.

- Поиграйте с ребенком дома в игру "Детский сад". Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив - вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.

- Обговорите с малышом, как вы будете прощаться и как встречаться в детском саду. Несколько раз проделайте несложные, но очень важные действия для малыша при прощании и встрече. Пытайтесь их в будущем придерживаться.

- Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.

- Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребенка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке.

- Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.

Стресс у ребенка

Стресс - это неспецифический ответ организма на любые предъявленные ему требования. Это реакция нервной системы на разнообразные физические, психические и эмоциональные раздражители.

Сам по себе стресс важен с точки зрения эволюции и выживания человека. Но не стоит путать такой вид стресса с хроническим, который может стать первопричиной ряда физических и психических заболеваний.

Мы привыкли, что стресс - это явление взрослого мира. Но сегодня на детях лежит огромный груз обязанностей - школьные домашние задания, важные контрольные, подготовка к которым происходит в режиме запугивания от учителей и, порой, родителей, необходимость соответствовать навязанным нормам по успеваемости и многое другое. В состоянии постоянного давления дети тоже подвергаются стрессу.

Иногда симптомы бывают маловыраженными, поэтому важно быть внимательным по отношению к своему ребенку, чтобы не допустить хронический стресс.

В этой статье мы рассмотрим, чем опасен стресс и каковы причины его возникновения. А также попробуем разобраться, как помочь детям, которые уже подверглись стрессу.

Стадии стресса

Стресс проявляет себя не сразу, а состоит из трех стадий, которые проявляются по нарастающей.

1. Первичная тревога (на этой стадии дети часто замыкаются в себе, испытывая непривычную тоску и беспокойство, физические изменения еще не затрагивают ребенка, но проявляется недоверие к окружающим людям).

2. Период сопротивления (в это время психика ребенка сопротивляется пережитому стрессу, пытается вытеснить воспоминания о плохом событии, что сопровождается чувством постоянной усталости).

3. Истощение (моральное истощение от стресса переходит на физическое, агрессия или апатия вызваны тем, что нервная система перестает контролировать эмоции).

Каждой стадии характерно все более угнетенное эмоциональное состояние, а затянувшийся стресс может в конечном счете перейти в депрессию.

Причины возникновения детского стресса

Самыми распространёнными источниками детского стресса являются школьные и социальные проблемы:

- Переезды и расставания с близкими людьми

- Невнимание со стороны родителей (настоящее или мнимое)

- Постоянные укоры со стороны родителей, близких родственников или учителей

- Буллинг (травля со стороны сверстников)

- Резкая смена режима или распорядка дня

- Начало и конец учебного года

- Экзамены и подготовка к ним

- Увлечение агрессивными компьютерными играми

- Нехватка важных витаминов и микроэлементов (определяется лечащим врачом на основании ряда анализов)

Стресс может возникнуть даже у детей до года. Для его причины достаточно смены питания, выхода мамы на работу, похода в ясли, детский сад, появления няни, сильного испуга или длительной болезни, а также ссоры родителей.

Признаки стресса у детей

Очень важно распознать стресс на ранних этапах и не игнорировать его признаки. Стресс у детей можно выявить по ряду симптомов:

- Частая смена настроения

- Нарушение режима сна

- Впадение в детство (ребенок семи лет может начать вести себя как младенец - сосать палец, есть с ложечки только при помощи родителей и т.д.)

- Частые головные боли, боли в животе и другой физический дискомфорт

- Пониженная концентрация внимания и падение успеваемости

- Кошмарные сны и фобии

- Стремление все контролировать

- Побег от реальности (избегание встреч с неприятными людьми и ситуациями, симулирование болезней на этом фоне)

У малышей к этим опасным признакам можно добавить вредные привычки - сосание пальца, грызть ногти, беспричинное ковыряние в носу и т.д. У ребят постарше - это часто неадекватная агрессивная реакция.

Последствия стресса у ребенка

Как влияет стресс на ребенка? Под влиянием стресса в 4 раза увеличивается риск сердечно-сосудистых заболеваний. Обостряются различные хронические заболевания, ухудшается самоконтроль.

Хронический стресс в детском возрасте может спровоцировать ряд различных психических заболеваний во взрослом возрасте. Ведь большинство расстройств у взрослых людей связаны с детскими фобиями и психологическими травмами.

Лечение стресса у детей

Помощь самих родителей . Начать можно с того, чтобы отследить и устранить источник стресса. Станьте опорой для своего ребенка, дайте ему уверенность, что поддержите его в любой ситуации. Разрешайте ему выплескивать свои эмоции. Обсуждайте вместе его переживания. Поднимайте его самооценку. С маленькими детьми прорабатывайте стрессовые ситуации через игру.

Терапевт . Если родители устранили все стрессовые источники, но ребенок уже находится в «точке невозврата», следует обратиться к своему лечащему врачу, который даст направления на различные обследования организма и, скорее всего, направит к невропатологу или психологу.

Психотерапия . Если вы дошли до этого этапа, не стоит переживать. Психолог и даже детский психиатр не поставят крест на будущем вашего ребенка, а только помогут ему выйти из сложившейся ситуации с минимальными потерями для здоровья. Помощь психиатра - это не обязательно медикаментозное лечение, которое просто снимет беспокоящие в данный момент симптомы. В любом случае будет рекомендован новый режим, который станет профилактикой дальнейших стрессов.

Физиотерапия . В качестве поддерживающих процедур врач может назначить массажи, плавание, принятие лечебных ванн, диетическое питание.

Профилактика стресса у ребенка

Очень важно развивать стрессоустойчивость. Лучшей профилактикой стресса у детей являются регулярный отдых, здоровый режим, занятия физической культурой.

Необходимо соблюдать гигиену сна - пусть ребенок ложится спать и просыпается в одно и то же время; ложиться спать следует не в перевозбужденном или расстроенном состоянии; спать необходимо достаточное количество часов и непрерывно; перед сном можно принять прохладный или теплый душ, чтобы расслабить тело; не читать и не играть в кровати, особенно перед сном; ограничить вечером компьютерные игры и физические упражнения.

Одна из важнейших составляющих - физическая активность. Она помогает детям повысить стрессоустойчивость и снимает излишнее эмоциональное напряжение. Постарайтесь, чтобы различные тренировки присутствовали в жизни ребенка хотя бы 3 раза в неделю по 30-40 минут. Вариантов может быть масса, самые популярные и доступные - прогулки на свежем воздухе (особенно в лесу и парке), плавание в бассейне, катание на велосипеде, танцы и т.д. Также становятся популярны занятия йогой для детей, которые помогут укрепить опорно-связочный аппарат, улучшат растяжку и осанку. Самое главное, сделать занятия регулярными.

Еще одна составляющая профилактики стресса - сбалансированное питание, в котором присутствуют все необходимые витамины и микроэлементы.

Если мама счастлива и спокойна, ребенок скорее всего тоже будет пребывать в состоянии гармонии. Модель поведения ребенок копирует в первую очередь со своей семьи. Присмотритесь к себе перед тем, как бить тревогу и вести ребенка к специалисту.

Примечание: Улучшит коммуникативные навыки, творческое мышление робототехника для детей. Купить курсы по разработке и оживлению роботов легко в образовательном центре POLYCENT. Проводим курсы авиамоделирования, где ребята обучаются основам технического моделирования.

Консультация для родителей о детских стрессах и страхах.
консультация на тему

В тексте рассматриваются причины стресса и страхов у детей до 10 лет, а также рекомендации по их преодолению.

ВложениеРазмер
stress_detskie_strakhi.docx 23.01 КБ

Стресс - это психический механизм защиты внутреннего мира ребенка. Когда привычный ход вещей нарушается любым нововведением для психики малыша.

Причины стресса у детей.

Как правило, необходимость разлучаться с близкими людьми, начиная от похода в детский сад и заканчивая самостоятельным посещением туалета, перемены в привычном течении жизни. На третьем месте по распространенности - телевизионные программы. Часто неизбежные стрессы связаны с расставанием, посещением врача или парикмахера, больницей. Отношение ребенка к этим событиям связано в первую очередь с тем, как их переживает взрослый - дети заражаются от тревожности родителей. Распространенная причина стресса - развод родителей. Мир малыша состоит из двух половинок: маминой и папиной. И когда эти половинки разъединяются, он испытывает настоящие физические страдания. Взрослые должны об этом помнить. У ребенка начинает болеть голова, снятся страшные сны. Иногда он ищет для себя опасную ситуацию, которая кончается травмой. Стресс вызывается также различного вида катастрофами, травмами, и т.д.

У детей разного возраста преобладающие причины возникновения стресса различны. Это связано с тем, что в разном возрасте у ребенка различные "зоны психической чувствительности"( ощущение, отражение), которые наиболее ранимы и подвержены стрессу.

Взрослым, обычно, такие тонкости неизвестны. Поэтому, временами, бывает трудно отличить детский стресс от недомоганий , сопровождающих нормальные процессы роста и развития ребенка. Как же узнать, что у малыша именно стресс, а не что-то другое?

Психолог Людмила Ступакова предлагает несколько точек:

Продолжительность. Плохое настроение в течение одного дня является абсолютно нормальным. Но если ребенок капризничает и не слушается на протяжении недели, а то и месяца, это должно стать поводом для волнений.

Возрастное соответствие. Ситуация, когда двухлетний ребенок плачет и хватается за одежду покидающей его мамы, совершенно нормальна. Но если это происходит с девятилетним ребенком, то родители должны более внимательно присмотреться к малышу.

Отклонение от нормы. Насколько его поведение не соответствует привычному? Насколько его реакция на проблематичные ситуации и неприятных людей отличается от привычной, нормальной для детей его возраста и темперамента?
Если вам кажется, что ваш ребенок переживает стресс, необходимо выяснить, почему. Дети не всегда могут словами выразить то, что их беспокоит, поэтому психологи создали специальный путеводитель по симптомам, возможным причинам и способам преодоления детских стрессов.

Грудные дети и дети в возрасте до двух лет: повышенная раздражительность, отказ от принятия пищи, неожиданное и резкое нарушение общей картины сна.

Причины стресса: как правило, болезнь, разлука с близкими людьми, изменения в распорядке дня, а также стресс, переживаемый родителями.

Помощь: снятию стресса у грудных детей, начиная с пятимесячного возраста, лучше всего способствуют игры, особенно прятки, которые заставляют ребенка поверить в то, что, несмотря на временные исчезновения, папа и мама всегда возвращаются и что они всегда где-то рядом. Уходя, оставляйте рядом с ребенком его любимые игрушки. И конечно же будьте с ним внимательнее, добрее, ласковее и заботливее. Помните, что депрессия или агрессия родителей негативным образом сказывается даже на самых маленьких детях.

От двух до пяти: поведенческая регрессия (ребенок возвращается к соске, вновь начинает мочиться в штаны или в кровать), избыточные страхи, агрессивное поведение или неконтролируемые вспышки плохого настроения, заикание, гиперактивность, слезы как реакция на все новое, нервные движения.
Помощь: детям дошкольного возраста трудно выразить чувства словами, особенно общаясь со взрослыми. Хорошим способом выяснить, что именно происходит с ребенком, является прослушивание его разговоров с любимыми игрушками, наедине с которыми малыш бывает гораздо более откровенен, нежели рядом со взрослыми людьми. Хорошим способом снять стресс является быстрое, механическое рисование с использованием ярких красок, а также крик: дайте ребенку возможность покричать на улице. Ведущие американские психологи советуют: не забывайте выключать телевизор! Старайтесь, чтобы дети хотя бы несколько часов в день проводили в тишине наедине с книгой или тихими, традиционными играми. С ними полностью согласны и наши российские врачи и педагоги. Хотите, чтобы детство осталось в памяти ребенка как самое счастливое, золотое время, спрашивают они. Значит, вам нужно чаще болтать с сыном или дочерью о том, о сем, брать их на руки, обнимать.

От пяти до десяти: необъяснимые боли и расстройства, включая рвоту, повышенная озабоченность своим здоровьем, отказ от посещения школы и от прогулок с другими детьми, слишком рьяное желание казаться хорошим, необъяснимые тревоги и страхи, нервные движения, низкая самооценка, нарушение сна и питания, отставание в школе.

Причины стресса: как правило, школа, друзья и неуспехи или конкуренция в учебе. Дети в этом возрасте начинают понимать, что кто-то умнее, кто-то сильнее, а кто-то красивее их, и это является для них серьезной психологической нагрузкой. Издевательства и оскорбления в школе стоят на первом месте в списке причин детского стресса. Однако вы будете удивлены, узнав, что вовсе не всегда наши мальчики и девочки запуганы сверстниками. Главный "возбудитель" стресса у школьников - учителя. Их боится и ненавидит каждый десятый ребенок. Причиной детского стресса в любом возрасте может стать крупное семейное событие, например развод, рождение еще одного ребенка, переезд на другое место жительства и конечно же смерть домашнего питомца.

Помощь: во-первых, необходимо узнать, в чем причина стресса. Выяснить это лучше всего во время прогулки или похода в кино, когда ребенок находится далеко от других членов семьи и, возможно, являющейся причиной стресса домашней обстановки. Рисунки и игры также позволяют лучше узнать о том, что беспокоит ребенка. Помогают различного рода ролевые игры, когда от ребенка требуется показать, как бы он повел себя в той или иной ситуации, а также интенсивные и постоянные физические упражнения, например бег по утрам. Ко всему прочему психологи рекомендуют говорить детям правду и о разводе, и о смерти, и о болезни, или хотя бы ту часть ее, которая не приведет к дополнительной травме. И конечно же ребенок должен знать, что родители любят его, поддерживают, гордятся им.

Не стоит забывать и о традиционных детских страхах.

Они, по мнению психологов, также могут стать причиной стресса. Речь прежде всего идет об инстинктивной боязни ребенка остаться одному . Стремление всегда быть со своей семьей заложено природой в подсознании каждого ребенка. Не нужно пугать сына тем, что вы отдадите его "вон тому дяде" или говорить дочке, что сдадите ее в детдом, если она не будет слушаться. Эти невинные, с точки зрения взрослых, угрозы детьми воспринимаются крайне остро. При определенных обстоятельствах они способны вызвать глубокий стресс у малолетних мальчиков и девочек. Последствия этого стресса нередко могут отравить всю их последующую жизнь.

Хуже всего, предупреждают ученые, что, единожды попав под влияние стресса, мы потом становимся все более уязвимыми для новых его атак. Отсюда вывод : взрослые должны сделать все, чтобы знакомство со стрессовой ситуацией для ребёнка наступило как можно позже. И уж коль в нашей жизни нервных перегрузок избежать совсем невозможно, то мы должны знать, как с ними бороться и внимательнее относиться к себе и окружающим. Счастливое детство - это самое главное наследство, которое мы оставляем своему ребенку. Поверьте, в трудную минуту эти положительные эмоции и уверенность в себе могут оказаться не менее важными, чем фамильный капитал.

Даже если ребенок не хочет общаться, можно спросить: "О чем ты хочешь поговорить?". Ведь на самом деле малышу хочется высказаться, поделиться с кем-нибудь. Только он боится или не умеет.

И начинается разговор на посторонние темы, а потом удается повернуть на то, что было. Иногда помогают очень простые вопросы: а когда тебе стало страшно? А что бы случилось, если бы ты остановился? А что тебе нужно было сделать в этой ситуации? Иногда такие вопросы могут травмировать, но чаще наоборот. Чем больше он говорит о своем потрясении, тем быстрее страшное воспоминание стирается. Оно бледнеет, теряет свою эмоциональную окраску. Есть и такой способ, он называется "психодрамма": мы с ребенком проигрываем то, что произошло, но по-другому, чем это было в реальности. Мы представляем стрессовую ситуацию, но в ней все режиссируем иначе, с другим результатом. В особо тяжелых случаях следует обращаться к психологу.

Самое главное, когда ребенок находится в стрессе , родители не должны предъявлять ему непосильных требований. Нельзя говорить: "встряхнись, возьми себя в руки, ты обязан быть сильным". Все это приводит к тому, что ребенок чувствует себя виноватым. Ему кажется: он провинился, потому что попал в такую ситуацию. Важно разрушить это убеждение и дать малышу понять: он имеет право на ошибку. Конечно, нужно следить, чтобы у маленького пострадавшего не возникло соблазна манипулировать родителями в качестве компенсации. И тем не менее он должен знать, что родители любят его, что бы с ним не случилось. Это очень помогает в работе, и дети, как правило, быстро приходят в норму.

Скажите: "Я знаю, что у тебя возникли трудности с друзьями, но я не сомневаюсь, что ты сумеешь все уладить. Если я понадоблюсь тебе, я всегда буду здесь". Расскажите им о своих воспоминаниях. Поделитесь с детьми воспоминаниями о своих взлетах и падениях, и объясните как вы справились со стрессом. Расскажите ребенку истории о своем детстве, о том, что причиняло вам боль и что вас смущало. Это сделает нормальными его собственные переживания.
Продемонстрируйте свой метод контроля над стрессом. Ничто не действует так хорошо, как демонстрация метода своего собственного управления .

5 способов научить ребёнка справляться со стрессом


Давайте честно признаемся, большинство из нас не умеет справляться со стрессовыми ситуациями. Ну, или не совсем умеет. Однако это важный навык не только для нас самих, но и для детей. Наш блогер Юлия Подругина предлагает несколько вариантов, как научить детей правильно реагировать на сложные ситуации.

Когда ребёнок хорошо справляется со стрессом, укрепляется его психика, организм становится более устойчивым, быстрее принимает решения, менее подвержен внешним раздражителям. Чему нужно научить ребёнка, чтобы он умел сам выбираться из стрессовых ситуаций? Вот пять простых советов, как научить маленьких детей справляться со стрессом.

1. Выражать эмоции

Научите ребёнка распознавать свои эмоции и не бояться их показывать. Ребёнок не должен стесняться признаваться в своих чувствах, говорить, что ему страшно, обидно или больно. Так же он не должен стесняться плакать или прятаться за маму. Часто проблема может состоять в том, что ребёнок сам не знает, что чувствует. Вам на помощь придут мультфильмы и книжки, в которых герои испытывают разные эмоции.

2. Отвлекаться

Научите малыша переключать внимание на что-то другое после стрессовой ситуации. Хорошо, если ребёнок посещает какие-то спортивные или творческие секции — они, как правило, способствуют снятию стресса. Или займитесь какой-то активностью с ребёнком — сходите на прогулку, в бассейн, в парк аттракционов.

3. Просить о помощи

Объясните ребёнку, что иногда (а на самом деле почти всегда) не зазорно попросить о помощи. Если он оказался один в людном месте (например, потерялся), то пусть не стесняется заговорить с окружающими людьми. Если ребёнок испытывает сложности в общении в школе, то нет ничего стыдного в том, чтобы поделиться переживаниями с родителями и вместе найти решение. Обязательно давайте ребёнку возможность высказаться, поддерживайте дружескую обстановку в семье.

4. Подготовка к стрессу

Нет сомнений в том, что каждому ребёнку придётся столкнуться со многими стрессовыми ситуациями. Вы можете помочь ребёнку подготовиться к ним. В раннем возрасте это может быть игра в прятки. Для детей постарше это могут быть различные квесты, участие в спортивных соревнованиях, в школьных/детсадовских конкурсах и выставках. Играйте в игрушки вместе со своим малышом, моделируйте различные ситуации, в которое могут попадать герои, и придумывайте вместе с ребёнком разные выходы из сложных обстоятельств. Дети учатся, наблюдая. Кстати, не забывайте показывать свой пример удачной борьбы со стрессом: даже если вы очень устали вечером после работы и очень разозлились на своего начальника, не нужно демонстрировать это ребёнку.

5. Помните о режиме дня и сбалансированном питании

Для борьбы со стрессом необходимо иметь запас энергии. Секрет энергичности банален и прост: ребёнок должен получать с пищей все необходимые витамины и микроэлементы, а также вовремя отдыхать, чтобы накопить энергию.

Стресс — это часть жизни абсолютно каждого человека. Объясните ребёнку, что иногда находиться в подавленном или взвинченном состоянии — нормально, чем бы ни было это состояние вызвано. Но чтобы быть здоровым, уравновешенным и приятным в общении человеком необходимо из такого состояния уметь выходить, чтобы никому не портить настроение. И прежде всего — себе.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

«Трёхлетки отвечают на агрессию агрессией». Бывает ли буллинг в детсадах и как это связано со стрессом

Представители старшего поколения часто говорят о том, что трехлетние дети не могут испытывать стресс, однако современные родители считают иначе. В эфире «Радиошколы» мы вместе с доцентом департамента педагогики МГПУ Татьяной Савенковой попытались разобраться, как и почему возникает агрессия и тревожность у дошкольников.

Что такое «стресс» и почему он возникает

В наши дни слово «стресс» стало очень модным, и все что угодно могут списывать на стресс и на депрессию. Мы используем эти слова очень часто, зачастую не до конца понимая, что они значат. Например, когда говорим: «Я впала в депрессию, потому что села на диету». Но на самом деле мало кто задумывается о стрессе и его причинах до того, как с ним столкнется.

Говоря научным языком, стресс — это естественная физиологическая реакция, которая сопровождает нервное напряжение с первых дней жизни человека. И дети подвержены стрессу ничуть не меньше, чем взрослые люди. С приходом ребенка в детский сад, на развивающие курсы или в другое дошкольное учреждение, в его жизни, как и в жизни его родителей, начинается новый этап — то есть стресс испытывают все.

Вообще, слово «стресс» используется для описания состояния человека в экстремальных условиях — на физиологическом, на психологическом и на поведенческом уровне. Чаще всего в повседневной жизни взрослые и дети испытывают стресс физиологический или психологический.

Психологический стресс можно разделить на информационный и эмоциональный

Информационный стресс возникает при информационных перегрузках. То есть когда ребенок не справляется с задачей, не успевает принять какие-то верные решения. А эмоциональный стресс появляется в условиях угрозы, опасности или обиды — того, что касается эмоций. Именно его чаще всего испытывают дети, когда приходят в детский сад.

Стресс — это неспецифический ответ организма на любое предъявленное требование, не соответствующее тому, что он уже привык делать. Так как это требование необычно, у человека происходит адаптация к новой ситуации.


Как понять, что у ребенка стресс и сложности с адаптацией в детском саду

Про адаптацию все специалисты говорят, что она длится примерно три месяца. Но у кого-то адаптация может пройти незаметно, а бывают дети, которые вообще не могут привыкнуть к детскому саду. У ребенка нет социального опыта и навыков для того, чтобы как-то вести себя в новой ситуации. Он только что был дома, где были мама, папа — но неожиданно его отдали туда, где есть такие же дети (в современных государственных детских садах в группе может быть до 45 человек) и всего один воспитатель.

Если рассматривать адаптацию с точки зрения психологии, то в её начале рядом с детьми должны находиться и социальный педагог, и психолог, и, конечно же, воспитатели. Не зря в начале адаптационного периода — он обычно длится три месяца — работают два воспитателя на группу. Я знаю, что во многих садиках детей можно сначала приводить на час, потом на два, потом до обеда, потом на сон. Это тоже помогает успешной адаптации

Симптомы стресса есть как и у детей до двух лет, так и у детей от трех до пяти лет

Они немного разные, но в принципе похожи. И если вы видите такие симптомы — это повод для беспокойства. Трехлетки могут стать слишком требовательными, злиться после садика, или наоборот — испытывать эмоциональные всплески, когда вроде бы должны устать.

Еще в период адаптации у некоторых детей может наблюдаться «возвращение в детство», когда ребенок, например, находит свою старую пустышку и начинает ее сосать, чтобы успокоиться. Или непроизвольно ходить в туалет. Также могут возникнуть чрезмерные детские страхи. Ребенок может сказать: «Я боюсь уснуть, потому что я боюсь умереть». Где-то он это слово услышал и испугался.

Могут быть и частые вспышки внешней агрессии — к родителям, домашним животным, младшим братьям и сестрам, к дедушкам и бабушкам. Могут проявиться дефекты речи. Если ребенок не заикался до этого, или были какие-то незначительные нарушения, то сейчас они могут обостриться. Либо родители могут заметить повышение активности. Мы привыкли говорить, что если ребенок приходит из детского сада и все равно ведет себя очень шумно, то «они там весь день просидели за столом», или «они не выходили гулять». А на самом деле это один из признаков стресса.

Прежде всего надо не бояться пойти к психологу, если вдруг вы заметили, что с ребенком стало твориться что-то невообразимое или он стал вести себя не так, как раньше. В детских садах есть психологи. Это очень хорошие и грамотные специалисты. Можно записаться к такому специалисту на прием и сказать: «Меня беспокоит поведение ребенка». Если в образовательном комплексе вам не удалось найти этого специалиста или у него нет времени, затягивать нельзя. Ищите психолога со стороны.

В том, чтобы отвести ребенка к специалисту, нет ничего страшного. Психолог соберет какие-то данные, сделает тесты, пообщается с ребенком и скажет вам, как себя вести, чтобы помочь ему в этом процессе. 80% детей хорошо проходят адаптационный период — он может длиться до или чуть дольше трех месяцев.


Как и почему может возникнуть агрессия у дошкольников

У маленьких детей агрессия соседствует с самоутверждением. Агрессивным поведением, истерикой, плачем ребенок часто испытывает родителей или других взрослых «на прочность» и проверяет, где та грань, через которую ему уже не позволят переступить. На самом деле, это очень непростое время для семьи. Первое, что хочется сделать родителю — наказать ребенка за такое поведение. Но этого делать нельзя. Можно сказать, что в этот период мамы и папы проходят экзамен на родительскую зрелость — и если они отреагируют неправильно, поведение ребенка не изменится.

Поэтому взрослым, которые столкнулись с детской агрессивностью, стоит задуматься о её причинах. Агрессивное поведение часто имеет оправданные причины, которые мы можем не замечать. Например, страх. Родители могут не догадываться, чего именно боится ребенок в данный момент, или намеренно игнорировать его страхи.

Ребенок не перестанет бояться, если мы просто предложим ему перестать думать о том, что ему кажется страшным

Это нужно прорабатывать. Запреты тоже могут быть причиной агрессии. Допустим, ребенок недавно пошел в детский сад, а его родители решили, что именно сейчас он хочет стать профессиональным спортсменом. С шести до семи часов утра у ребенка тренировка, потом детский сад, его забирают сразу после обеда, без сна, и ведут на другую тренировку. Получается, у него нет никакого свободного времени — не только поиграть, но и подумать о том, что с ним происходит. Это тоже может привести к агрессивному поведению.

Еще одна проблема — ссоры между родителями. Ни в коем случае нельзя ссориться при детях. После этого ребенок начинает ждать только враждебности и нападения. В любой ситуации, когда он сделал что-то не так, он думает, что, раз папа стал ругаться на маму, когда она что-то сделала неправильно, на него папа тоже может закричать или даже ударить его. От родителей, которые постоянно ссорятся, ребенок будет, скорее всего, скрывать все свои ошибки, и это может превратиться в патологическое вранье.

Возможен ли буллинг в детском саду

Проблеме буллинга в последние тридцать лет уделяют все большее внимание. Но отечественными специалистами комплексное изучение этого явления не проводилось, оно рассматривалось как две части — агрессия и насилие. У нас принято считать, что этому процессу подвержены только школьники и подростки. На самом деле буллинг может начаться сразу после адаптации к детскому саду, когда у детей появляются друзья.

Чаще всего у дошкольников насилие проявляется спонтанно в отдельных акциях. Характерной чертой этого явления является непосредственность. В дошкольном возрасте ребенок еще не способен продумать травлю. Он может не до конца осознавать свои действия и не задумываться о последствиях. То есть суперконфликтных детей, которые ведут себя всегда и беспричинно агрессивно, не бывает. Чаще всего, если ребенок ведет себя так, причиной для этого может поведение кого-то из семьи или какого-то иного авторитарного взрослого, чье поведение он начал копировать.

При этом, если говорить о стороне, страдающей от буллинга или агрессии, то у трехлетних детей даже нет возможности осознавать, что можно промолчать или не отвечать. Для них естественнее агрессивный ответ. Только в шесть-семь лет некоторые дети могут понять, что не надо драться, если тебя обижают, а можно встать и уйти.


Когда взрослый может вмешаться в детский конфликт

В определенном возрасте ребенок может начать вести себя в конфликте продуктивно — с 4-5 лет. До этого возраста конфликты лучше предотвращать взрослым. Но если говорить о спорах дошкольников, то они могут уже и зайти в конфликт добровольно, и выти из него. Однако если они не знают, как это сделать правильно, скорее всего, тихо решить проблему у них не получится. Чаще всего дети ссорятся в детских садах из-за того, что что-то не поделили, например, из-за игрушки.

Разговаривать с детьми о конфликтном поведении нужно и родителям, и воспитателям. Существует много игр и мультиков, направленных на продуктивное поведение в такой ситуации. Прежде всего нужно поймать момент начала спора, подойти к конфликтующим детям, взять объект, из-за которого они поссорились (или проговорить ситуацию, которая привела к спору), попросить высказаться обе стороны, рассказать об этой ситуации, чувствах и мыслях. После того, как вы разберете ситуацию, оба ребенка поймут, что некомфортно было обоим. И после этого можно искать компромисс, к примеру: «Давай сейчас он поиграет в эту игрушку пять минут, потом принесет ее, и вы будете играть по очереди». Если игрушка, из-за которой они ссорились, не одна, можно предложить детям поиграть вместе похожими игрушками.

Полную запись интервью с Татьяной Савенковой слушайте здесь. Разговор прошёл в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 17:00 на радио «Говорит Москва».

Читайте также: