Статьи по анатомии органов чувств - эстезиология

Обновлено: 15.05.2024

Эстезиология (aesthesiologia, др.-греч. αεσθεσια — "чувство, ощущение") — раздел анатомии, изучающий строение и функции органов чувств: глаза (зрение), уши, включая вестибулярный аппарат (слух и чувство равновесия), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание)

Атлас анатомии человека . Академик.ру . 2011 .

Смотреть что такое "Эстезиология" в других словарях:

эстезиология — эстезиология … Орфографический словарь-справочник

Эстезиология — (aesthesiologia, др. греч. αεσθεσια чувство, ощущение ) раздел анатомии, изучающий строение и функции органов чувств: глаза (зрение), уши, включая вестибулярный аппарат (слух и чувство равновесия), язык (вкус), нос (обоняние), кожа… … Википедия

эстезиология — сущ., кол во синонимов: 1 • радиоэстезиология (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

эстезиология — (гр. aisthesis ощущение, чувство + . логия) разделы анатомии и физиологии, изучающие строение и функции органов чувств. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009. эстезиология [гр. ощущение, чувство + понятие, учение] - раздел анатомии,… … Словарь иностранных слов русского языка

эстезиология — (истор.; эстезио + греч. logos учение, наука) наука, изучающая строение и функции органов чувств … Большой медицинский словарь

Эстезиология — (от греч. áisthesis чувство, ощущение и . Логия) раздел анатомии, изучающий строение органов чувств … Большая советская энциклопедия

Эстезиология — отдел анатомии, изучающий органы чувств, как неврология изучает нервную систему, ангиология сосудистую систему, спланхнология прочие внутренние органы, миология мускулатуру, синдесмология связки и остеология скелет … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Эстезиология — ж. Научная дисциплина, раздел анатомии и физиологии, изучающие строение и функции органов чувств. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

эстезиология — эстезиология, эстезиологии, эстезиологии, эстезиологий, эстезиологии, эстезиологиям, эстезиологию, эстезиологии, эстезиологией, эстезиологиею, эстезиологиями, эстезиологии, эстезиологиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А.… … Формы слов

эстезиология — эстезиол огия, и … Русский орфографический словарь

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АНАТОМИЯ ОРГАНОВ ЧУВСТВ

Показания органов чувств являются источниками представлений об окружающем нас мире.

Процесс чувственного познания совершается у человека по шести каналам: осязание, слух, зрение, вкус, обоняние, земное тяготение. Шесть органов чувств дают человеку

многообразную информацию об окружающем объективном мире, которая отражается в сознании в виде субъективных образов - ощущений восприятий к представлений памяти.

Живая протоплазма обладает раздражимостью и способностью отвечать на раздражение. В процессе филогенеза эта способность особенно развивается у

специализированных клеток покровного эпителия под влиянием внешних раздражений и клеток кишечного эпителия под влиянием раздражения пищей. Специализированные клетки

эпителия уже у кишечнополостных оказываются связанными с нервной системой. В некоторых участках тела, например на щупальцах, в области рта, специализированные клетки,

обладающие повышенной возбудимостью, образуют скопления, из которых возникают простейшие органы чувств. В дальнейшем в зависимости от положения этих клеток

происходит их специализация по отношению к раздражителям. Так, клетки ротовой области специализируются к восприятию химических раздражений (обоняние, вкус), клетки на

выступающих частях тела - к восприятию механических раздражений (осязание) и т.д.

Развитие органов чувств обусловлено значением их для приспособления к условиям существования. Например, собака тонко воспринимает запах ничтожных концентраций

органических кислот, выделяемых телом животных (запах следов), и плохо разбирается в запахе растений, которые не имеют для нее биологического значения.

Возрастание тонкости анализа внешнего мира обусловлено не только усложнением строения и функции органов чувств, но прежде всего усложнением нервной

системы.Возникающие в силу тех или иных раздражений нервные возбуждения воспринимаются нами в форме различных ощущений.Так, например, световая энергия, действуя на

сетчатку глаза, вызывает нервные импульсы, которые, передаваясь по нервной системе, вызывают в нашем сознании зрительные ощущения.

Для возникновения ощущений необходимы: приборы, воспринимающие раздражение, нервы, по которым передается это раздражение, и мозг, где оно превращается в факт

сознания. Весь этот аппарат, необходимый для возникновения ощущения, И.П.Павлов назвал анализатором. "Анализатор - это такой прибор, который имеет своей задачей разлагать

сложность внешнего мира на отдельные элементы" (Павлов И.П. Лекции по физиологии).

Каждый анализатор состоит из трех частей:

1) рецептор - трансформатор энергии раздражения в нервный процесс;

2) кондуктор-проводник нервного возбуждения;

3) корковый конец анализатора, где возбуждение воспринимается как ощущение.

Различают две группы ощущений:

1. Ощущения, отражающие свойства предметов и явлений окружающего материального мира: осязание, т.е. ощущение прикосновения и давления, температурное чувство

(тепла, холода) и боль; затем ощущения слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные и земного притяжения.

2. Ощущения, отражающие движения отдельных частей тела и состояние внутренних органов (двигательные ощущения, ощущение равновесия тела, ощущения органов).

Соответственно этому все органы чувств делят на две группы:

1. Органы внешних чувств, получающие нервные импульсы из экстероцептивного поля, - экстеpоцептоpы. Их шесть: органы кожного чувства, чувства земного тяготения

(гравитации), слуха, зрения, вкуса и обоняния.

2. Органы внутренних ощущений:

а) получающие импульсы из проприоцептивного поля (мышечно-суставное чувство, тесно связанное с чувством земного притяжения)-проприоцепторы;

б) органы, воспринимающие нервные импульсы из интероцептивного поля (внутренностей и сосудов), - интеpоцeптоpы.

Ощущения, идущие из внутренних органов, обычно неопределенны и при нормальном состоянии этих органов не достигают сознания, сказываясь только "общим

самочувствием". Вообще все внутренние процессы, регулируемые вегетативной нервной системой, протекают без нашего ведома и только при болезненных расстройствах дают о

себе знать обычно более или менее сильной болью.

Подробно об интероцептивном анализаторе было изложено в специальной главе. Из возбуждений, идущих от проприоцептивного поля, надо упомянуть только

мышечно-суставное чувство, благодаря которому воспринимается ощущение положения частей тела и происходит координация движений. С одной стороны, это чувство

комбинируется с кожной чувствительностью (чувство стереогноза), в с другой, стоит в связи с органом гравитации, дающим ориентацию по отношению к гравитационному полю,

который может быть рассмотрен также как статокинетический аппарат, обеспечивающий равновесие тела. Нервные окончания (в мышцах, костях, сухожилиях и суставах) и

проводники мышечно-суставного чувства были описаны при изложении двигательного анализатора. В данном разделе будут рассмотрены только органы, воспринимающие

ощущения, получаемые из внешнего мира, - экстероцепторы.

Общий план воспринимающих приборов у всех классов животных более или менее одинаков, несмотря на последующие значительные усложнения в деталях. Основным

элементом, за исключением органов кожного чувства, у наземных животных являются особые чувствительные клетки, которые в процессе развития всегда происходят из эпителия

наружного листка (эктодермы), который уже по своему положению находится в соприкосновении с окружающим миром. Каждая такая клетка на одном конце, обращенном к наружной

поверхности, несет штифтик или воспринимающие волоски, а с другой стороны отдает (в органе обоняния и зрения) отросток, идут на соединение с отростками нервных клеток

В других органах (вкуса и слуха) чувствительная клетка, не давая центрального отростка, оплетается концевыми разветвлениями подходящего к ней афферентного нерва.

Первый тип чувствительных клеток сравнительно со вторым видом нужно считать первичным. У водных животных такая форма воспринимающих элементов встречается и в кожных

покровах, где эти элементы подвергаются увлажнению окружающей жидкостью. В коже наземная животных чувствительных клеток не бывает, и рецепторные нервные волокна

оканчиваются или свободно между клетками эпителиального покрова, или же имеют на своих концах особого рода концевые тельца. В образовании органов чувств принимает также

участие мезодерма, но только вторичным порядком, образуя для них защитные, поддерживающие и вспомогательные приспособления. Эти приспособления, обрастающие и

дополняющие чувствительные клетки, т.е. рецепторы, образуют вместе с ними периферические отделы органов чувств: кожа, ухо, глаз, язык, нос. Например, зрительным рецептором

являются чувствительные клетки сетчатки (палочки и колбочки), а периферическим отделом - весь глаз.

Кроме деления органов чувств на 2 группы, все анализаторы можно классифицировать с точки зрения учения И.П.Павлова о двух сигнальных системах следующим образом:

I. Анализаторы первой сигнальной системы (конкретно - наглядное мышление):

А. Анализаторы внешнего мира - экстероцепторы (органы кожного чувства, слуха, зрения, вкуса, обоняния и гравитации).

Б. Анализаторы внутреннего мира организма:

1. Проприоцепторы, несущие раздражение от органов животной жизни (мышечно-суставное чувство).

2. Интероцепторы, несущие раздражение от органов растительной жизни (внутренности, сосуды).

II. Анализаторы второй сигнальной системы (абстрактно-логическое мышление):

1. Анализаторы устной речи.

2. Анализаторы письменной речи.

Анализаторы первой и второй сигнальных систем имеют резкие анатомические отличия. Анализаторы первой сигнальной системы обладают каждый всеми тремя компонентами

(рецептор, кондуктор и корковый конец). Анализаторы второй сигнальной системы лишены своих рецепторов и кондукторов, а имеют только корковые концы (корковые концы

речевых анализаторов); они воспринимают свои сигналы (вторые сигналы) на базе первых сигналов, составляющих первую сигнальную систему, без которой они не функционируют.

Этим подчеркивается и разделение, и объединение корковых концов всех анализаторов, составляющих единую кору большого мозга.

ЭСТЕЗИОЛОГИЯ

ЭСТЕЗИОЛОГИЯ (греческий aisthesis чувство, ощущение + logos понятие, учение) — раздел анатомии и физиологии, изучающий развитие органов чувств в филогенезе и онтогенезе, их строение, топографию и функции. Органы чувств (см.) представляют собой морфофункциональные образования, являющиеся физиологической основой возникновения ощущений (см.). Различают пять органов чувств: орган зрения, обеспечивающий восприятие световых и цветовых ощущений; преддверно-улитковый орган, воспринимающий звуковые раздражения, а также информацию об ориентации тела в пространстве; орган обоняния, ответственный за восприятие запахов; орган вкуса, воспринимающий вкусовые ощущения; орган осязания (кожу), воспринимающий болевые, температурные и осязательные (тактильные) ощущения.

Первые представления о строении и функции органов чувств имеются в трудах Гиппократа и Аристотеля. Гален в книге «О назначении частей человеческого тела» описал строение глаза и создал первую теорию возникновения зрительных образов — так называемую теорию эманации. Согласно представлениям арабского философа 10 веке Ибн-аль-Хайсама (Альгазена), светочувствительным отделом глаза является хрусталик. Эти представления разделял Ибн-Сина. В своем труде «Канон врачебной науки» он рассматривает нос как орган обоняния, описывает строение уха, излагает свою теорию восприятия звука. Впервые все пять органов чувств (обоняния, зрения, слуха, вкуса и осязания) описал А. Везалий. На протяжении 16—18 веков были открыты детали строения органов чувств. Коломбо (R. Colombo) описал строение слуховых косточек среднего уха, Б. Евстахий — строение внутреннего уха, слуховой трубы и мышц барабанной полости, А. Корти — спиральный орган улитки, Фабриций (H. Fabricius) — строение радужки глаза, Ф. Рюйш — кровеносные сосуды глаза, Цинн (J. G. Zinn) — ресничное тело. В 19 веке строение органов чувств изучалось на гистологическом уровне, исследовалась их иннервация. Физиология органов чувств долгое время считалась составной частью соответствующих разделов физики (оптики и акустики). Так, некоторые физические свойства органов зрения и слуха были описаны Р. Декартом, Кеплером (J. Kepler). М. В. Ломоносов (1756) высказал мысль о том, что цветоощущение связано с функцией колбочек сетчатки глаза. Он впервые выдвинул теорию трехкомпонентного цветного зрения, получившую дальнейшее развитие в трудах Юнга (J. Young). Г. Гельмгольц описал механизм аккомодации глаза и создал резонансную теорию восприятия звуков. Новый подход к исследованию физиологии органов чувств дало учение И. П. Павлова об анализаторах (см.), объяснившее с материалистических позиций природу и механизм возникновения ощущений. В 20 веке широкое использование методов электрофизиологии (см.), электронной микроскопии (см.), цитогистохимии (см. Гистохимия, Цитохимия) способствовало изучению тонкой структуры и механизмов функционирования органов чувств: были описаны морфология органа вкуса, строение спирального органа улитки и органа обоняния на цитологическом уровне; английский нейрофизиолог Э. Эдриан исследовал физиологию обонятельного анализатора. Дальнейшие исследования органов чувств способствовали совершенствованию специальных разделов медицины, например офтальмологии (см.), оториноларингологии (см.).

В настоящее время термин «эстезиология» в физиологии употребляется редко.

В медвузах эстезиология входит в курс анатомии. В учебниках анатомии данные о строении и развитии органов чувств представлены самостоятельным разделом.

Библиогр.: Бронштейн А. И. Вкус и обоняние, М.— Л., 1950; Винников Я. А. и Титова Л. К. Морфология органа обоняния, М., 1957; они же, Кортиев орган, М.— Л., 1961; Гельмгольц Г. Л. Ф. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, пер. с нем., Спб., 1875; Лазарев П. П. Исследования по ионной теории возбуждения, т. 1, ч. 1, М., 1916; При вес М. Г., Лысенко в Н. К. и Бушкович В. И. Анатомия человека, М., 1985; Рок И. и Харрис Ч. Зрение и осязание, в кн.: Восприятие, Механизмы и модели, пер. с англ., под ред. Н. Ю. Алексеенко, с. 275, М., 1974; Corti A. Recherches sur l’organe de Poui'e des mammiffcres, Lpz., 1851; Lehrbuch der Anatomie des Menschen, hrsg. v. H. Fer-ner u. J. Staubesand, Bd 3, S. 376, Miin-chen u. a., 1979.

Эстезиоло́гия (aesthesiologia, др.-греч. (b) αεσθεσια — «чувство (b) , ощущение») — раздел анатомии (b) и физиологии (b) , изучающий строение, топографию, функции, развитие органов чувств в филогенезе (b) и онтогенезе (b) . Органы чувств (b) , или анализаторы (b) , представляют собой сложные нервные приборы, специализированные на восприятии, проведении и анализе нервного возбуждения. [1]

Различают пять органов чувств:

История

Первые представления о строении и функции органов чувств имеются в трудах Гиппократа (b) и Аристотеля (b) . Гален (b) в книге «О назначении человеческого тела» описал строение глаза и создал первую теорию возникновения зрительных образов — так называемую теорию эманации (b) . Согласно представлениям арабского философа 10 века (b) Ибн-аль-Хайсама (b) (Альгазена), светочувствительным отделом глаза является хрусталик (b) . Эти представления разделял Ибн-Сина (b) . В своем труде «Канон врачебной науки» он рассматривает нос как орган обоняния, описывает строение уха, излагает свою теорию восприятия звука. Впервые все пять органов чувств описал Андреас Везалий (b) . На протяжении 16— (b) 18 веков (b) были открыты детали строения органов чувств. Коломбо (R. Colombo) (b) описал строение слуховых косточек среднего уха, Бартоломео Евстахий (b) — строение внутреннего уха (b) , слуховой трубы (b) и мышц барабанной полости (b) , Альфонсо Корти (b) — спиральный орган улитки, Фабриций (H. Fabricius) (b) — строение радужки (b) глаза, Фредерик Рюйш (b) — кровеносные сосуды глаза, Цинн (J. G. Zinn) (b) — ресничное тело (b) . [2]

Эстезиология (aesthesiologia, др.-греч. αεσθεσια — "чувство, ощущение") — раздел анатомии, изучающий строение и функции органов чувств:

  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.

Литература

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Эстезиология — (aesthesiologia, др. греч. αεσθεσια чувство, ощущение ) раздел анатомии, изучающий строение и функции органов чувств: глаза (зрение), уши, включая вестибулярный аппарат (слух и чувство равновесия), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание) … Атлас анатомии человека

Читайте также: