Спасание тонущих. Спасательные суда и средства на воде

Обновлено: 21.09.2024

Подготовка экипажа судна к спасению человека, находящегося в воде, должна начинаться с занятий с последующим проведением показательных учебных тревог "Человек за бортом" с фактическим спуском спасательной шлюпки на воду, установлением связи судно - шлюпка, управлением шлюпкой с судна в светлое и темное время суток.

При отработке практических навыков по спасению человека, упавшего за борт, особое внимание следует обратить на:

  • первичные действия лица, обнаружившего упавшего за борт, и вахтенного начальника;
  • подход к человеку на шлюпке, подъем в шлюпку, оказание первой помощи и передачу его на судно;
  • отработку связи судна со шлюпкой, в том числе, с помощью шлюпочной радиостанции;
  • обучение судоводительского состава и отработку с ним видов маневрирования применительно к своему судну в различных условиях плавания. А именно: разворот на обратный курс, остановка судна, подход судном, если позволяют условия, непосредственно к утопающему и т. д.;
  • схемы маневрирования должны быть вывешены в ходовой рубке по форме, устанавливаемой Наставлением по штурманской службе.
  • отработку с судоводительским составом судов, выходящих в морское и прибрежное плавание, порядка ведения радиотелефонных переговоров с самолетами (вертолетами), занятыми поиском. Знание сигналов, показывающих направление на судно или лицо, терпящее бедствие на воде, подаваемые летательными аппаратами.

При нахождении судна в море дежурная шлюпка, а при ее отсутствии одна из спасательных шлюпок, должна быть не более чем в пятиминутной готовности к спуску для использования по тревоге "Человек за бортом". На пассажирских судах валовой вместимостью 500 рег.т и более, должно быть в готовности не менее чем по одной спасательной шлюпке на каждом борту.

На морских судах в качестве дежурной шлюпки могут использоваться только моторные спасательные шлюпки.

Первый, заметивший человека за бортом, обязан бросить ему спасательный круг, громко крикнуть: "Человек за бортом слева (справа)", и, продолжая по возможности вести за ним наблюдение, доложить лично или через кого-либо на мостик вахтенному начальнику.

Получив доклад о человеке, находящемся в воде и нуждающемся в помощи, вахтенный помощник должен: переложить руль в сторону упавшего за борт человека, сбросить в воду спасательный круг со светодымящимся буйком, объявить тревогу "Человек за бортом" и номер шлюпки, которую необходимо готовить к спуску, включить РЛС, выставить наблюдателя с биноклем, начать маневрирование с целью подхода к человеку, находящемуся в воде. В узкостях, если позволяет обстановка, руль перекладывается в сторону упавшего за борт человека, стопорится машина. При нахождении в море, если вблизи имеются другие суда, поднимается флаг "О" (Оскар).

Поднявшись на мостик и получив доклад вахтенного помощника, капитан принимает на себя руководство спасательной операцией.

В составе экипажа спасательной шлюпки должен быть судовой врач или лицо умеющее оказывать первую медицинскую помощь.

Команда шлюпки, а также все, участвующие в подготовке и спуске шлюпки, должны быть в спасательных жилетах (нагрудниках).

Направление на терпящего бедствие человека указывается наблюдателем по радио, или с помощью флажков днем, или трехцветного фонаря ночью (белые длинные проблески означают, что курс шлюпки верен, зеленые — шлюпке держать правее, красные — шлюпке держать левее). Для указания нужного направления движения спасательной шлюпки в темное время можно использовать также прожектор.

Согласно Уставу службы на судах, при оказании помощи в море, спасательная шлюпка следует к лицу, терпящему бедствие, без кормового флага. Подъем флага на шлюпке означает, что человек поднят из воды, после чего флаг "О" (Оскар) на судне спускают.

Поиск людей, оказавшихся в воде, ведется до тех пор, пока есть надежда на их спасение.

Если погодные условия не позволяют произвести спуск шлюпки, судно должно зайти с наветренной стороны относительно человека, находящегося в воде, и лечь в дрейф. С борта необходимо спустить до воды шторм-трапы и (или) грузовую сетку из растительных или синтетических тросов, приготовить спасательные круги, подвязанные к прочным линям.

Спасательный круг, в случае необходимости, используется для подведения спасаемого к штормтрапу или сетке. Если человек не в состоянии самостоятельно подняться на борт, ему необходимо оказать в этом помощь.

Поднятого из воды человека следует доставить в теплое помещение, раздеть быстро и осторожно, принять, если необходимо, меры для оживления (очищение рта, освобождение легких от воды, искусственное дыхание, массаж сердца), согреть одним из известных способов, обеспечить постельный режим на срок не менее 24 ч, давая успокаивающие и общеукрепляющие средства, горячее питье и высококалорийное питание.

Действия при падении человека за борт.

При падении человека за борт, необходимо:

  • выполнить маневр по уклонению от упавшего за борт;
  • сбросить спасательный круг со светящим или светодымящим буем;
  • выставить наблюдателя;
  • объявить тревогу «Человек за бортом»;
  • выполнить маневр по выходу на место падения человека за борт;
  • остановить главный двигатель судна;
  • спустить дежурную шлюпку и проследовать на ней к терпящему бедствие человеку;
  • при подъеме человека в шлюпку оказать ему первую медицинскую помощь, завернуть его в одеяла или надеть на него гидрокостюм;
  • поднять шлюпку на борт и оказать пострадавшему медицинскую помощь.

Для уклонения и выхода на место падения человека за борт по рекомендации MERSAR применяют следующие способы (рис.85 рис.87.).

При выполнении способа одноразового отворота на 270° (рис. 86.), необходимо.

  • положить руль на борт в сторону падения человека;
  • после отклонения от первоначального курса на 250° переместить руль в диаметральную плоскость судна;
  • остановить движение судна;
  • начать поиск и подъем на борт пострадавшего;

Для выполнения поворота Вильямса или Вильямсона (рис. 86.), необходимо:

  • положить руль на борт в сторону падения человека за борт;
  • после отклонения от первоначального курса на величину 60", руль переложить полностью на другой борт;
  • когда судно не дойдет до обратного курса на величину 20". руль расположить в диаметральной плоскости судна;
  • остановить движение судна;
  • начать поиск и подъем на борт пострадавшего.

Поворот Шарнова (рис, 85.) используется тогда, когда судно прошло некоторое расстояние с момента падения человека за борт, т.е. тогда, когда не предприняты мгновенные действия по уклонению с упавшим за борт. Для выполнения этого способа, необходимо:

  • руль положить на борт в любую сторону;
  • после отклонения от первоначального курса на величину 240°, переложить руль полностью на противоположный борт;
  • когда судно не дойдет до обратного курса на величину 20°, расположить руль в диаметральной плоскости судна;
  • выйти на полагаемое место падения человека за борт и остановить движение судна;
  • начать поиск и подъем на борт пострадавшего.

Поиск пострадавших судном.

Приняв сигнал бедствия, капитан обязан изменить курс судна и следовать в указанный район кратчайшим путем с максимально возможной скоростью. Если капитан лишен возможности сделать это или в силу особых обстоятельств случая считает ненужным или излишним следовать на помощь терпящим бедствие, то он обязан сделать в судовом журнале запись о причинах, в силу которых судно не последовало для оказания помощи.

Если аварийное судно погибло и люди остались на плотах или шлюпках и точное местоположение их неизвестно, то для их обнаружения поисковым судном выбирается одна из трех систем поиска:

  • по расширенным квадратам (Рис.88.);
  • по секторам (Рис.89.);
  • паралельными галсами (Рис.90.).

Та или иная схема поиска выбирается в зависимости от:

  • дальности обнаружения;
  • типа цели;
  • метеорологической видимости;
  • состояния моря;
  • времени суток;
  • положения Солнца.

Маневрирование начинают с определения исходной точки поиска, которая дается RCC.

Первоначальный район поиска обычно устанавливают в виде квадрата, описывающего круг радиусом R = 10 миль.

При поиске одним судном выполняют меневрирование по схеме поиска по расширяющимся квадратам (Рис.88. )

Схема поиска по секторам (Рис.89.) применяется в том случае, когда положение объекта поиска известно в узких пределах в небольшом районе (при падении человека за борт, найденный и затем утерянный объект и т.д.).

Если в районе поиска находится несколько судов, то поиск выполняют параллельными галсами (Рис.90.). Интервал между соседними судами принимают за 0,75 дальности видимости объекта (Табл. 31.). Во всех случаях перед началом поиска исходную точку начала маневрирования метят дымовой шашкой, хорошо видимым предметом или радиолокационным буем-ответчиком.

В Табл. 31. даны оценочные величины (по IMOSAR) дальности обнаружения целей при ясной погоде, которые могут использоваться в качестве руководства при планировании поиска.

Поисково-спасательная операция продолжается до тех пор, пока не потеряны все надежды на спасение потерпевших.

При принятии решения о прекращении поиска учитываются следующие факторы:

  • возможность того, что потерпевшие могут быть еще живы при данном состоянии температуры, ветра и моря;
  • вероятность обнаружения поискового объекта, если бы он находился в поисковом районе;
  • пригодность поисковых единиц.

Так, если температура забортной воды менее 2°С, то предполагаемое время выживания человека, попавшего в воду, составляет менее 45 мин; от 2 до 4°С - 1,5 ч; от 4 до 10°С - 3 ч; от 10 до 15°С - 6 ч; от 15 до 20°С -12 ч. Эти данные не относятся к пострадавшим, одетым в специальную защитную одежду. Они не могут являться средством произвольного установления предела времени поиска. Известны случаи, когда отдельные люди оставались живыми гораздо дольше предполагаемого времени выживания, и это необходимо учитывать при решении вопроса об окончании поиска.

Если же поиск пострадавших закончился безрезультатно и принято решение о его прекращении, то всем судам, находящимся в данном районе, передается просьба о продолжении наблюдений.

Тактика спасания человека из воды

Обнаруженного в воде человека можно спасти (вытащить из воды) различными способами:

  • спасательным кругом с прикрепленным к нему линем — при нахождении человека невдалеке от борта судна, при условии, что он уверенно держится на воде и может доплыть и ухватиться за круг или линь самостоятельно;
  • прыжком спасающего за борт — если обнаруженный в воде человек находится без сознания, и задержка времени, связанная со спуском шлюпки, может стать для него роковой; спасатель берет с собой спасательный круг с линем и может быть одет в защитный костюм;
  • со спасательной шлюпки — применяется в большинстве случаев, так как позволяет подойти к человеку, находящемуся на большом расстоянии от судна, и обеспечивает оказание быстрой первой помощи спасенному, так как в составе группы спасателей обязательно находится врач. Способ требует определенных навыков, так как спасательные шлюпки маломаневренны, что затрудняет подход к терпящему бедствие даже при небольшой волне.
  • если пострадавший находится без сознания или полностью потерял силы, то необходимо предпринять следующие действия:
  • подвести шлюпку к пострадавшему с наветренной стороны; двум спасателям стать на борт шлюпки, держась одной рукой за леер (для большей безопасности можно прикрепить себя к лееру страховочным канатом);
  • при приближении шлюпки к пострадавшему схватить его за одежду и втащить в шлюпку. Существует и более простой и безопасный способ: обернуть вокруг спасаемого кусок парусины или сетки и поднять его на борт шлюпки в горизонтальном положении. Иногда для этой цели применяют специальную спасательную сеть.

При проведении спасательной операции не следует рассчитывать на разумные действия спасаемого, так как чаще всего он находится в полушоковом состоянии вследствие психологического стресса и пребывания в низкотемпературной среде.

Спасаемый нередко совершает действия, грозящие гибелью ему и затрудняющие работу спасателей: неожиданно бросается под шлюпку, хватается "мертвой хваткой" за спасателя и т.п

Литература

Безопасность жизнедеятельности и выживание на море - Колегаев М.А. Иванов Б.Н. Басанец Н.Г. [2008]

Тема №7.2 Поведение человека в воде. Способы спасания и спасательные средства.

1) Поведение человека на воде. Физиологические изменения при нахождении в воде.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы при наводнениях и катастрофических затоплениях должны вестись непрерывно, днём и ночью, в любую погоды и обеспечить спасение пострадавших в сроки, не превышающие времени наступления опасных для жизни физиологических изменений в организме человека при нахождении в воде в данных условиях.

Данные о времени наступления физиологических изменений в организме пострадавших приведены в таблице.

Время наступления физиологических изменений в организме пострадавших, находящихся в воде, в зависимости от её температуры

Температура воды, °С Время потери сознания, ч Время смерти, ч
+10 +15 +20 +25 +30 0,25 0,5-1,9 2,0-4,0 3,0-7,0 12,0 70,0 0,25-1,0 1,0-2,0 6,0-8,0 10,0-15,0 20,0-30,0 72,0-75,0

Приведённые табличные данные следует считать весьма приблизительными, поскольку время пребывания в воде зависит от многих объективных и субъективных факторов. К объективным факторам следует относить такие, как температура воды и воздуха, волнение водной поверхности и скорость ветра, теплоизолирующие качества одежды и проч. К субъективным факторам относятся: подготовленность к активным действиям, направленным на сохранение жизни, волевая мотивация и др. Подтверждением вышесказанному служат многочисленные примеры из практики выживания в экстремальных условиях.

2) Виды помощи, способы спасания

Способ и технология спасения конкретного пострадавшего (группы пострадавших) определяются командиром поисково-спасательного подразделения (группы) на основе оценки обстановки на месте их нахождения. При этом оцениваются:

- условия, в которых находится пострадавший (на воде, под водой, блокирован и т. д.), характер и степень непосредственно угрожающей ему опасности, состояние пострадавшего;

- наличие и характер факторов, затрудняющих спасение пострадавшего (скорость течения, температура воды и окружающего воздуха, ветер, подводные и надводные препятствия и т. п.), удобство подхода и причаливания к месту нахождения пострадавшего, свобода маневра, возможное влияние этих факторов на проведение спасательных работ;

- время года, суток, состояние погоды, их возможное влияние на ПСР;

- возможности спасателей и имеющихся спасательных средств.

На основе оценки этих факторов определяются:

- наиболее целесообразный способ спасения пострадавших;

- технология спасения избранным способом с учетом местных условий;

- каких спасателей назначить для выполнения работ;

- меры безопасности при спасении пострадавших.

Затем ставится задача личному составу ПСГ, организуется и осуществляется спасение пострадавших. Спасение пострадавших, находящихся на поверхности воды, осуществляется:

- с помощью спасательных средств;

- подъёмом из воды на борт плавсредства с помощью спасателей;

- подъемом на борт вертолета.

По возможности должна соблюдаться следующая очередность спасения пострадавших: в первую очередь - плавающих без каких-либо спасательных средств; затем - плавающих с помощью подручных средств с положительной плавучестью; в последующем - плавающих на табельных спасательных средствах; находящихся на плотах, в лодках.

Спасение с помощью спасательных средств (спасательного круга, спасательных шаров, каната) заключается в подаче пострадавшему указанных спасательных средств, обеспечивающих поддержание его над водой до момента подъема на борт плавсредства.

Способ применяется при обнаружении в воде группы пострадавших для поддержания их на плаву в течение времени, необходимого для поочередного их подъема на борт плавсредства или вертолета.

Подъем пострадавшего на борт плавсредства с помощью спасателя производится в условиях, когда подход плавсредства с помощью спасателя производится в условиях, когда подход плавсредства непосредственно к нему невозможен, а также когда пострадавший находится в шоковом состоянии или физически ослаб.

Захват и буксировка спасателем пострадавшего к плавсредству производится с учетом его состояния.

Для захвата и буксировки тонущего пострадавшего спасатель, по возможности, подплывает сзади или подныривает под пострадавшего, переворачивает его спиной к себе и всплывает на поверхность.

Буксировка пострадавшего производится захватом его за голову, захватом под мышки - плывя па спине, или захватом под руки или выше локтей - плывя на боку.

Спасение уставшего пострадавшего производится буксировкой его спасателем или толканием впереди себя.

При буксировке спасатель плывет способом брасс, а спасаемый, положив руки на плечи спасателя, сзади, помогает ему, работая ногами.

При толкании спасатель наплывает на пострадавшего, плывущего на спине, и толкает его впереди себя, плывя способом брасс.

Если помощь оказывают два спасателя, то пострадавший располагается между ними, положив вытянутые руки и ноги на плечи спасателей. Спасатели плывут способом брасс друг за другом.

Спасение пострадавших подъемом их из воды непосредственно на борт плавсредства производится в условиях, когда плавсредство может подойти непосредственно к пострадавшим.

Подъем пострадавших на борт плавсредства производится, как правило, с кормы по одному человеку. В надувную лодку разрешается поднимать одновременно или поочередно с каждого борта по два человека. Пострадавшие, ожидающие своей очереди подъема из воды, держатся за спасательный леер на борту плавсредства или им подаются индивидуальные табельные средства (спасательные круги, шары и т. п.).

Спасение пострадавших с поверхности воды подъемом на борт вертолета производится в случаях, когда подход спасательной группы на плавсредствах невозможен по условиям обстановки или для подхода ее требуется определенное время, а дальнейшее пребывание пострадавших в воде невозможно по физиологическим показателям.

При обнаружении пострадавших, прежде всего, следует показать им, что они обнаружены, путем полета над ними на малой высоте или галсами, а в условиях плохой погоды - с включением посадочных огней или пуском зеленых ракет, затем сбросить пострадавшим средства спасения.

Подготовка пострадавших к подъему производится с помощью спасателя, предварительно спускаемого с борта вертолета с использованием спасательного устройства типа СУ-Р.

При невозможности подъема пострадавших следует вызвать спасательную группу, сообщив ей место обнаружения, состояние пострадавших, обстановку на месте их нахождения.

Спасение пострадавших, находящихся ниже уровня воды (на дне, или в затопленных помещениях), производится спасателями с использованием лёгкого водолазного снаряжения. В затопленных помещениях, учитывая темноту, нагромождение мебели и оборудования, сложность проникновения в отдельные помещения, спасение пострадавших, находящихся под водой производится двойками аквалангистов-спасателей со средствами освещения и соблюдением всех мер страховки. При отсутствии свободного доступа в затопленное помещение проводятся работы по разборке завалов или пробивке проёмов. Пробивка проёмов осуществляется сверху, из незатопленных помещений с использованием аварийно-спасательного инструмента. Разборка завалов под водой производится преимущественно вручную.

Страховка спасателей в ходе проведения поисково-спасательных работ в затопленном помещении осуществляется с использованием страховочной веревки, свободный конец которой должен находиться в руках страхующего, расположенного на поверхности у места входа в затопленное помещение. Спасение пострадавших, находящихся выше уровня воды на отдельных местных предметах, на крышах и верхних уровнях зданий и сооружений, и эвакуация их в безопасные места, осуществляется с помощью вертолетов. С помощью вертолета осуществляется спасение пострадавших, находящихся на отдельных местных предметах, блокированных на крышах и верхних уровнях затопленных зданий и сооружений, расположенных в местах, куда доступ спасателей на плавсредствах затруднен по условиям обстановки.

3)Средства спасения, их ТТД

4)Рекомендации упавшим за борт.

При падении в воду необходимо:

-сделать глубокий вдох и постараться принять вертикальное положение;

- в воде вести себя спокойно, не поддаваться панике, не растрачивать силы на ненужные движения;

- при попадании в течение - не бороться с ним, плыть по течению, выбирая удобный момент и время, чтобы приблизиться к берегу;

- при волнении спокойно подниматься на волну и скатываться с неё, следить чтобы вдох приходился в промежутке между ударами волны;

- при приближении спасателей - подавать сигнал поднятием руки, криком, свистом;

- находясь в воде принять свободную позу, по возможности согнуть ноги с поднятыми коленями, прижать руки к бокам и груди; время от времени выполнять непродолжительные физические движения или напрягать попеременно мышцы ног, живота, рук и шеи;

- при нахождении в воде нескольких человек - сгруппироваться, прижаться друг к другу, положить руки друг другу на плечи - для сохранения тепла;

- при судороге бедра - согнуть ногу в колене, сильно прижать руками пятку по направлению к седалищу, при судороге мышц живота - энергично подтягивать к животу колени ног;

- при падении под лёд освободиться от верхней одежды и обуви, спокойно опереться локтями об лёд, перевести тело в горизонтальное положение так, чтобы ноги были у поверхности воды, ближнюю к кромке льда ногу вынести на лёд, переворачиваясь на спину выбраться на лёд, отползти от опасного места;

- при обнаружении неисправностей аквалангистского снаряжения или плохом самочувствии прекратить работу, доложить командиру спуска и, проявляя хладнокровие, действовать в соответствии с его указаниями.

Использованная литература:

1). В.Г.Волович "Человек в экстремальных условиях природной среды", "Мысль" 1983г.

2). Я.Палкевич " Выживание на море ", "Транспорт" 1996г.

4). Г.А.Акимов "Общее охлаждение организма", "Медицина" 1977г.

5)." Наставление по организации и технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС ", часть 3 (приказ МЧС РФ № 231 от 24.05.2001 г.)

Средства спасения на воде

Средства спасения на воде

Спасательные средства - это устройства, способные обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна или попадания в воду. Они обеспечивают всплытие на поверхность человека, оказавшегося в воде, без приложения с его стороны физических усилий, тем самым спасая ему жизнь.

Средства спасения должны быть:

- стойкими к гниению, коррозии, морской воде, нефти и грибкам;
- хорошо видимого цвета для лучшего их обнаружения (обычно оранжевого);
- снабжены светоотражающим материалом;
- способны работать на волнении.

Спасательные средства делятся на коллективные и индивидуальные.

К коллективным относятся: спасательные и дежурные шлюпки, спасательные плоты, спасательные приборы, плот-каюты.

К индивидуальным относятся: спасательные круги, спасательные лини, спасательные жилеты.

Спасательные круги должны отвечать определенным требованиям. Так, их наружный диаметр должен быть не более 800 мм, а внутренний - не менее 400 мм. Они должны поддерживать в пресной воде груз массой 14,5 кг в течение 24 ч, сам круг должен иметь массу не менее 2,5 кг, выдерживать сбрасывание на воду с высоты 30 м.

Спасательный линь - это средство для оказания помощи утопающим, оказавшимся в воде, может использоваться вместо спасательного круга.

Его легко можно сделать самому, он представляет собой плавучий канат из полипропилена диаметром 8 - 12 мм, длиной около 18 м, с петлёй диаметром около 60 см, двумя поплавками, и армированным шлангом диаметром 9 - 14 мм.

Спасатель забрасывает утопающему конец с петлёй, оставляя противоположный конец себе. Благодаря плавучести полипропилена, линь держится на поверхности воды. Утопающий берётся за петлю руками и (или) надевает её себе под мышки, после чего спасатель подтягивает его к судну. Поплавки при этом дополнительно поддерживают человека на плаву, в некоторой степени являясь слабым подобием спасательного жилета, а армированный шланг не причиняет боль в месте соприкосновения с телом.

Спасательные жилеты должны быть предусмотрены для каждого находящегося на борту человека. Выбирая спасательный жилет, нужно знать, на какие параметры следует обратить внимание:

Размер. Спасательный жилет должен идеально подходить по размеру, поэтому он подбирается сугубо индивидуально, а не один на несколько человек. Для того, чтобы он плотно облегал тело, должны быть исправны системы регулировки (ремни). Чем ремней больше - тем лучше, так как можно лучше откорректировать размер, но при этом, следует помнить, что они не должны затруднять дыхание.

Если спасательный жилет будет малого размера, то он будет затруднять движение, слишком большой в экстремальной ситуации может просто слететь. Если жилеты покупаются для группы людей с разными размерами, то рекомендуется подобрать универсальный жилет, который охватывает сразу же несколько размеров.

Каждый жилет имеет свою весовую категорию. Если дать ему гораздо большую нагрузку, чем ту, на которую он рассчитан, то он не будет обладать достаточной плавучестью, чтобы спасти человека. Все необходимые параметры указаны на упаковке.

Спасательный жилет подбирается в зависимости от рода деятельности. К примеру, на маломерном судне не придают большого значения тому, ограничивает жилет движения, или нет. А вот что касается водителя гидроцикла, у которого работает каждая мышца, то здесь этот фактор занимает первое место. Ведь сковывание движений может привести к тому, что человек просто не сможет вовремя совершить определенный маневр. Такие жилеты стоят несколько дороже, но зато они на 100% справятся со своей задачей.

Конструкция и материал спасательного жилета должны соответствовать ГОСТу 22336-77. Поверхность спасательного жилета, согласно ГОСТУ, должна быть оранжевого цвета. Жилеты других цветов считаются страховочными и используются, например, водными лыжниками, при катании на «бананах» или «ватрушках» и т.п. Спасжилет снабжается свистком.

Если жилет надувной, то он должен иметь не менее двух камер, надуваться либо автоматически при погружении в воду, либо иметь устройство для надувания от специального баллончика со сжатым воздухом, а также может надуваться ртом. В случае потери плавучести одной из камер жилет не теряет своих качеств.

Все спасательные жилеты, независимо от конструкции, должны обеспечивать всплытие лицом вверх упавшего в воду человека, потерявшего сознание, и поддержание его над водой таким образом, чтобы рот находился на высоте 12 см, а тело было наклонено назад от вертикали под углом от 20 до 50°. Также должен обеспечиваться поворот тела человека в бессознательном состоянии из положения лицом вниз за 5 сек. Спасательный жилет должен обеспечивать возможность удобно одеть его не дольше, чем за 1 мин.

Европейский стандарт подразделяет спасательные жилеты на четыре категории:
- EN 393 (ISO 1202-5)- страховочный жилет, с плавучестью не менее 5,1 кг (50 N) и районом эксплуатации в закрытых водах с удалением до 5-ти миль;
- EN395(ISO12402-5)- спасательный жилет, с плавучестью не менее 10,2 кг (100 N) и районом эксплуатации в закрытых водах с удалением до 20-ти миль;
- EN396 (ISO 12402-3)- спасательный жилет, с плавучестью не менее 15,3 кг (150 N) и неограниченным районом эксплуатации;
- EN399 (ISO 12402-2)- спасательный жилет, с плавучестью не менее 28,3 кг (275 N) и неограниченным районом эксплуатации в экстремальных условиях.

Размер спасательного жилета зависит от веса человека:

Особое внимание следует уделить подбору спасательного жилета для детей. Для этого нужно: надеть жилет на ребенка, полностью застегнуть его, просунуть руки под плечи и интенсивно попытаться вытряхнуть ребенка из жилета. Если это удалось и уши или нос закрылись полами жилета - то следует подобрать жилет на размер меньше.

ПОРЯДОК ОДЕВАНИЯ СПАСАТЕЛЬНОГО ЖИЛЕТА:
- одеть и застегнуть жилет;
- затянуть боковые стропы, отрегулировать при необходимости;
- проверить, что все стропы подтянуты, застегнуты молнии, фастексы, бакли;
- убедиться, что жилет не натирает шею, подбородок, подмышки, не сползает вверх при попытке другого человека подергать за плечевые стропы - в противном случае будет неудобно и поток воды может сорвать жилет. Если жилет сползает, следует туже затянуть боковые стропы на поясе.

Также необходимо регулярно выполнять проверку пены жилета на то, чтобы она принимала исходное состояние после сжимания. Если пена после сжатия не возвращается к исходному объему, это является признаком старения жилета, а значит, теряется плавучесть и, соответственно, защитные свойства жилета.

Если жилет перестал плотно облегать тело и необходимой подгонки не удается добиться с помощью регулировок, не стоит пытаться вносить какие-то изменения в конструкцию жилета. Возможно, его нужно заменить новым или подобрать экземпляр другого размера.

Спасение людей с терпящего бедствие судна

Спасение людей с судна

Спасение людей с судна

Выход к местам сбора и посадки в коллективные спасательные средства.

По сигналу тревоги по оставлению судна члены экипажа должны прибыть на места сбора, которые, как правило, находятся вблизи мест установки коллективных спасательных средств и посадки в них или совпадают с ними, при условии, что они легко доступны, по возможности защищены от непогоды и вмещают всех людей,которые должны там собраться.

Места сбора указываются при объявлении тревоги.

Они предусматриваются заранее, однако могут быть изменены из-за большого крена, заливания палубы, наличия огня или задымленности и т. п.

Для указания маршрутов эвакуации по судну размещаются фотолюминесцентные указатели с символами или надписями белого или желтого цвета на зеленом фоне. Указатели обозначают также места расположения спасательных средств,выхода из помещения и т. п.

Фотолюминесцентные указатели на судах

Указатели маршрутов эвакуации

Перед выходом необходимо одеться в соответствии с климатическими условиями и погодой, рассчитывая на самый худший вариант. В условиях умеренных и низких температур нужно надеть теплую, желательно шерстяную одежду (теплое белье, свитеры), теплые носки, куртку с водонепроницаемым верхним слоем, шерстяные перчатки, прочную закрытую обувь и головной убор.
Нельзя надевать обувь на высоких каблуках. Нужно взять с собой личные документы, очки, самые необходимые лекарства. К месту сбора каждый должен выходить с закрепленными за ним индивидуальными спасательными средствами (спасательным жилетом, гидротермокостюмом).

Сбор членов экипажа должен осуществляться:

при численности экипажа до 15 человек - в течение 3 минут;

при численности от 15 до 50 человек - в течение 4 минут;

при численности более 50 человек - в течение 10 минут.

Четкость, быстрота и согласованность действий при выходе к местам сбора по тревоге отрабатывается на учениях по оставлению судна. Члены экипажа должны твердо знать, по каким маршрутам и через какие выходы они должны попадать к местам сбора, уметь ориентироваться на судне в полной темноте.

Выделенные члены группы охраны порядка и безопасности по команде с мостика проверяют пути эвакуации, докладывают на мостик, какие проходы свободны или загромождены, при необходимости освобождают проходы.

Организуется доставка и погрузка в спасательные средства одеял, дополнительных запасов воды, продовольствия, пиротехнических средств. Члены экипажа,за которыми закреплены соответствующие обязанности, доставляют с мостика носимую радиостанцию, автоматический радиобуй, радиолокационный ответчик.

Командиры шлюпок и плотов и их заместители проверяют по спискам наличие людей, расписанных на эти спасательные средства. Списки должны также иметь заместители командиров шлюпок и плотов.

На местах сбора и при посадке в коллективные спасательные средства особенно велика роль соблюдения порядка и дисциплины. Командир шлюпки или плота должен показывать пример собранности и уверенности в своих действиях,пресекать проявления паники и растерянности.

Перед посадкой в надувной спасательный плот командир плота изымает у спасающихся ножи, отвертки и другие колющие и режущие предметы.

Спасательные жилеты и гидротермокостюмы надевают по команде с мостика. Командир плота или шлюпки и его заместитель проверяют правильность надевания.

Старший помощник капитана организует контроль за тем, чтобы никто из людей не остался в жилых или служебных помещениях судна.

Посадка в шлюпки и спуск их на воду

В зависимости от конструкции судна посадка в шлюпки осуществляется либо на местах их установки, либо после их вываливания и приспускания до нижележащей палубы.

отдают откидные части поворотных кильблоков (если они предусмотрены для установки шлюпки по-походному) и найтовы, удерживающие шлюпку;

освобождают стопоры шлюпбалок, предохраняющие от случайного спуска шлюпки;

действуя ручным тормозом шлюпочной лебедки, дают ход шлюпбалкам, выводят шлюпку за борт и опускают ее до уровня посадочной палубы;

закрепляют ходовые концы лопарей шлюпталей, заводят подтягивающее устройство и с его помощью прижимают шлюпку к борту;

выбирают втугую фалини и закрепляют их.

Посадка в спасательную шлюпку или на спасательный плот осуществляется только по приказанию командира спасательного средства или другого ответственного лица командного состава.
Люди садятся в шлюпку, соблюдая установленную командиром шлюпки очередность. В первую очередь в шлюпку переходят члены спусковой команды, назначенные для оказания помощи при посадке в шлюпку и обеспечения спуска. Затем переходят лица, нуждающиеся в помощи при посадке:раненные и больные, дети, женщины, пожилые люди.

Последним занимает место командир спасательного средства.

Для посадки нужно использовать носовые и кормовые люки шлюпки. Командир шлюпки руководит размещением людей, с тем, чтобы их вес был равномерно распределен по всей площади шлюпки. Спасающиеся должны занять места в шлюпке, пристегнуть привязные ремни и выполнять распоряжения командира.

После посадки всех людей нужно:

изнутри закрыть все люки и открыть вентиляционные отверстия;

открыть топливный кран и запустить двигатель.

Шлюпку спускают на воду потравливанием лопарей шлюпталей. Спускать шлюпку следует так, чтобы она садилась во впадину между волнами. Когда шлюпка окажется на гребне волны, нужно разобщить ее от талей, действуя устройством управления подъемными гаками.

Когда есть необходимость принять в спущенную шлюпку оставшихся на борту аварийного судна людей, шлюпка удерживается у борта на фалинях, и люди спускаются в нее с помощью трапов, шкентелей с мусингами, сеток или скатов.

Если спуск части спасательных средств невозможен, командиры шлюпок и плотов организуют перераспределение людей, с тем, чтобы оставшиеся шлюпки и плоты были загружены равномерно.

Конвенция СОЛАС-74 предписывает, чтобы либо на коллективных спасательных средствах, либо на пульте управления их спуском или вблизи них были размещены плакаты с нанесенными на них символами, наглядно изображающими действия при посадке в шлюпки или плоты, спуске их на воду и использовании их оборудования.

Сокращения на морских судах

Морские сокращения

Спуск спасательных плотов и посадка в них

Переворачивание спасательного плота в исходное положение

Надувные спасательные плоты сбрасываются на воду после отдачи креплений контейнеров. Плоты наветренного борта перетаскиваются на подветренный.
Перед сбрасыванием нужно проверить крепление ходового конца пускового линя к судну. Когда плот окажется в воде,нужно выбрать слабину пускового линя и резко дернуть за него; включается система газонаполнения.
После надувания камер плавучести плот подтягивают к борту судна за пусковой линь.

Посадка в плот производится по трапам, спасательным шкентелям или с платформы морской эвакуационной системы.
При высоте борта до двух метров можно прыгнуть на днище плота через вход, а при высоте до четырех метров - на арки плота после их наполнения.
Прыжки на плот допускаются, но не рекомендуются, поскольку при этом можно повредить плот или причинить травму человеку,который уже находится на плоту. Если "сухой" переход невозможен, приходится прыгать в воду и попадать на плот из воды.

Подплыв к плоту, спасающиеся удерживаются за спасательный леер и по очереди забираются на плот, используя посадочную площадку или посадочный трап.

Если обессилевший человек не может самостоятельно взобраться на плот, то его необходимо развернуть в воде спиной вниз и прибуксировать к входу. Два человека, уже находящиеся на плоту, подхватывают обессилевшего под мышки и резко падают на спину внутрь плота, этим рывком затаскивая его на плот.

Не исключено, что после раскрытия контейнера и надувания плот окажется на воде перевернутым вверх дном. При этом он будет накренен на тот край, на котором закреплен газовый баллон. Чтобы привести плот в нормальное положение, нужно развернуть его повышенным краем против ветра и взобраться на днище, став ногами на газовый баллон.

Руками взяться за лямки, пришитые к днищу. Сделав глубокий вдох и задержав дыхание, резким рывком опрокинуть плот на себя. Из-под плота вынырнуть в сторону газового баллона,чтобы избежать опасности запутаться в линях, свисающих с противоположной стороны. Затем, поднявшись на плот, возможно скорее его осушить.

Отход спасательных средств от борта судна

Для отхода шлюпки от борта нужно незначительно переложить руль от борта судна, отдать фалинь и дать ход. Однако отход спасательной шлюпки или спасательного плота от борта тонущего судна осложняется тем, что шлюпки и плоты спускаются, как правило, с под- ветренного борта и после спуска на воду оказываются в ветровой тени судна.

Шлюпка с гребным винтом фиксированного шага правого вращения может отходить от правого борта судна как в нос, так и в корму. От левого борта судна шлюпка может отходить только на переднем ходу, так как на заднем ходу корма шлюпки будет не отходить от борта судна, а, наоборот, прижиматься к нему.

Чтобы отойти от борта судна на спасательном плоту, нужно подтянуть балластные карманы, находящиеся под днищем плота, за прикрепленные к ним штерты. При раскрытии плота один из двух плавучих якорей, входящих в комплект его снабжения, окажется в воде. Нужно выбрать этот якорь за прикрепленный к нему нирал.

Чтобы отсоединить плот от тонущего судна, надо обрезать пусковой линь (фалинь) ножом с закругленным лезвием и плавучей рукояткой, закрепленным около входа в плот вблизи места крепления коренного конца фалиня.

Командир спасательного плота назначает двух гребцов, которые садятся у входа под тент и работают веслами, отводя плот от гибнущего судна. Когда плот отойдет от судна на достаточное расстояние, отпускают штерты, подтягивающие балластные карманы.

Действия спасающихся в коллективных спасательных средствах после отхода от гибнущего судна

Спасающиеся с морского судна

На внутренней стороне тента спасательного плота напечатана инструкция по первоначальным действиям, которая расположена так,чтобы ее можно было прочитать при свете электрической лампочки, автоматически загорающейся при надувании плота.

Инструкция напоминает, что должен сделать экипаж плота в первую очередь:

организовать поиск и спасание людей, оказавшихся в воде; плавающим в отдалении нужно бросать спасательное кольцо, прикрепленное к плавучему линю, и подтягивать к входу плота;

после отхода от судна убедиться, что плавучий якорь находится в воде;

закрыть входы плота, отрегулировав их так, чтобы обеспечивалась защита от непогоды и вентиляция в подтентовом помещении;

вскрыть упаковку со снабжением, достать и прочитать инструкцию по сохранению жизни на спасательном средстве.

Инструкция предусматривает, что необходимо установить командира плота.

Если среди спасающихся не оказалось командира или его заместителя, указанных в расписании по тревогам, то обязанности командира принимает на себя старший по должности и наиболее опытный из находящихся на борту коллективного спасательного средства членов экипажа.

Воду с днища плота надо удалить, используя плавучие черпаки, насухо протереть днище губкой, входящей в комплект снабжения. При необходимости создать тепловую изоляцию от забортной воды надувают днище плота воздухом с помощью ручного меха.
Если в подтентовое пространство проник из камер углекислый газ, нужно проветрить помещение. Командир плота обеспечивает оказание первой медицинской помощи спасающимся, получившим травмы, и больным.

Аналогичные действия осуществляются и в спасательной шлюпке. В ней также имеется инструкция или руководство по сохранению жизни. Командир плота или шлюпки распределяет обязанности между членами экипажа коллективного спасательного средства.
Он назначает вахтенных,которые должны осуществлять наблюдение за окружающей обстановкой, поручает наблюдателям докладывать о любых обнаруженных плавающих предметах; те из них, которые могут оказаться полезными, поднимают на борт.

Ведется постоянное наблюдение за состоянием плота. В штормовых условиях необходимо обеспечить постоянное наблюдение за шторками входов в спасательный плот и готовность к заделыванию входов при их разрыве; разрушение входа ударом волны может привести к заполнению водой подтентового помещения и гибели людей.

Выделятся лица, ответственные за сохранность запасов питьевой воды и пищи, за сбор дождевой воды, за ловлю рыбы и т. д. Нужно установить санитарные нормы для сохранения обитаемости спасательного средства.

Командир обязан вести дневник, в который заносится список людей, оказавшихся на борту плота или шлюпки, а также сведения обо всех происходящих событиях.

Необходимо подготовить и использовать имеющиеся на борту плота или шлюпки средства для обнаружения: выставить и закрепить радиолокационный отражатель или задействовать радиолокационный ответчик, включить в работу аварийный радиобуй.
Пиротехнические средства следует использовать для привлечения внимания и подачи сигналов бедствия тогда, когда есть надежда, что они будут замечены.

Экипаж спасательного средства должен подготовиться к действиям при подходе судна-спасателя, взятию на буксир или подъему на борт спасателя и спасанию с помощью вертолета.
Как правило, после оставления гибнущего судна на спасательной шлюпке или спасательном плоту, когда нет реальной надежды добраться до ближайшего берега или района интенсивного судоходства, самое разумное - оставаться на месте аварии, где будут искать потерпевших бедствие.
Шлюпки и плоты нужно собрать в одном месте; дежурные шлюпки или моторные спасательные шлюпки буксируют к этому месту плоты. Для самостоятельного передвижения плота используются гребки (плавучие весла). Можно также забрасывать в нужном направлении как можно дальше плавучий якорь, собранный в комок, а затем подтягиваться за дректов.

Шлюпки и плоты соединяют друг с другом фалинями или буксирными линями, которые наращиваются другими имеющимися прочными концами и вытравливаются на полную длину, чтобы избежать обрыва при волнении.

Для уменьшения дрейфа выпускается плавучий якорь, а на плотах открывают днищевые балластные карманы.

Высадка шлюпки и плота на берег

Высадка людей из спасательного плота на берег

Подход к берегу и высадка на него представляет собой особенно опасную для спасающихся ситуацию, так как в полосе прибоя шлюпка и плот могут быть перевернуты и разрушены ударами о прибрежные скалы и рифы.

Если имеется такая возможность, следует избегать высадки на скалистые участки. При подходе к берегу удерживать шлюпку перпендикулярно фронту волны. Подготовить к отдаче плавучий якорь, нарастив его дректов имеющимися прочными концами.

Когда расстояние до берега будет приблизительно равно длине дректова, опустить плавучий якорь и несколько сместить центр тяжести шлюпки в направлении, противоположном берегу. Постепенно потравливать дректов, а если шлюпка начинает разворачиваться лагом к волне, удерживать его, чтобы не допустить разворота.

При сближении с берегом нужно стремиться удерживать шлюпку на пологом склоне крупной волны.

Следование к берегу на гребне волны особенно опасно, так как оконечность шлюпки при этом резко опускается, что приводит к удару о грунт и опрокидыванию шлюпки.
Приближаясь на волне к береговой черте, нужно максимально увеличить скорость хода с тем, чтобы шлюпка была выброшена на берег как можно дальше.

На спасательном плоту для выброски на берег нужно так же опустить плавучий якорь и потравить дректов на всю длину. Люди на плоту должны разместиться на середине плота и как можно ниже.
Надувной спасательный плот имеет малую осадку, и поэтому он скользит по поверхности воды, что уменьшает опасность ударов о грунт.

Спасание людей вертолетом

Спасание людей вертолетом с морского судна

Для спасания людей вертолетом нужно подготовить на аварийном судне посадочную площадку, освободив это место от антенн, натянутых тросов и других предметов, за которые могут задеть лопасти винта вертолета или зацепиться спущенный с него трос. Вблизи от площадки установить вымпел для указания направления ветра.

Для предотвращения скольжения вертолета после посадки следует застелить площадку грузовой сетью из пенькового троса, которая должна быть прочно закреплена. Место посадки обозначить буквой "Н", выложенной белыми полотнищами.
В темное время суток подсветить место посадки, вымпел, мачты, трубы, рубки, но так, чтобы освещение не ослепляло пилота. До посадки вертолета люди должны быть удалены с площадки.
Судно сохраняет постоянными курс и скорость, если только от командира вертолета не последуют другие указания.

Если посадка вертолета на судно невозможна, то вертолет может принимать людей в режиме зависания. С вертолета спускается на тросе приспособление для подъема людей: спасательная корзина, спасательный пояс или иное.

Во избежание поражения статическим электричеством, заряд которого может достигать 250 000 В, не следует дотрагиваться до спущенного с вертолета металлического троса с подъемным приспособлением, пока он не заземлится, прикоснувшись к металлическим частям судна или к воде.
В подъемное устройство одновременно размещается только такое число людей, какое указано с вертолета. В зависимости от типа устройства человек фиксируется в нем поясным ремнем, лямками с карабином и т.п.

Если на судне нельзя выбрать место, безопасное для зависания над ним вертолета и подъема людей, рекомендуется спустить на воду надувной спасательный плот и спасающимся перейти на него. Плот удерживать на фалине в 40-50 м от судна, подъем людей осуществлять с плота.

Индивидуальные спасательные средства

Спасательный круг

Спасательный круг

Спасательный круг - это плавучий круг эллиптической формы в сечении с прикрепленным к нему в четырех точках спасательным леером.

Спасательный круг должен:

иметь спасательный леер, проходящий по наружному

периметру круга и закрепленный в четырех равноудаленных друг от друга местах, образуя четыре одинаковых петли;

иметь нашитые полосы из световозвращающего материала;

иметь массу не менее 2,5 кг.

Не менее одного круга с каждого борта должны иметь спасательные лини длиной не менее 30 м.

Спасательные круги со спасательным линем и с самозажигающимся огнем

Спасательные круги со спасательным линем

50% спасательных кругов, но не менее шести, должны быть снабжены самозажигающимися огнями с источником электроэнергии, обеспечивающим горение не менее 2 часов.
Огонь белого цвета должен гореть непрерывно или быть проблесковым с частотой не менее 50 и не более 70 проблесков в минуту. Не менее двух кругов, из числа оборудованных самозажигающимися огнями, должны быть снабжены автоматически действующими дымовыми шашками с продолжительностью действия не менее 15 минут и иметь возможность быстро сбрасываться с ходового мостика.
Эти круги не должны иметь спасательных линей. Дымовые шашки дают дым оранжевого цвета, хорошо видимый днем и отличимый от других возможных источников дыма.

Обычно самозажигающиеся огонь и шашку совмещают в одном корпусе. Такая комплектация спасательных кругов делается для того, чтобы иметь возможность оказать помощь человеку, находящемуся в воде, при различных обстоятельствах:

если человек упал за борт с судна стоящего на якоре, то наиболее рациональным является подача круга со спасательным линем, что не позволит течению относить человека от судна во время проведения спасательной операции;

если человек упал за борт движущегося судна, то подавать ему круг с линем бессмысленно − круг уйдет вместе с судном. В этом случае должен быть сброшен круг со средствами подачи сигнала: днем - с самозажигающейся дымовой шашкой, ночью - с самозажигающимся огнем.

Круг с самозажигающимися огнем и дымовой шашкой

Круг с дымовой шашкой

Круги распределяются таким образом, чтобы быть легкодоступными на обоих бортах судна и по возможности на всех простирающихся до борта открытых палубах. По меньшей мере, один спасательный круг должен размещаться вблизи кормы судна.

Храниться круги должны таким образом, чтобы их можно было быстро сбросить, и не должны крепиться наглухо каким-либо образом. На каждом спасательном круге должны быть нанесены печатными буквами латинского алфавита название судна и порт приписки.

Спасательный жилет - это средство для поддержания человека на поверхности воды. На суда должны поставляться спасательные жилеты трех размеров в соответствии с табл.
Каждый член экипажа и пассажир должен быть обеспечен индивидуальным жилетом. Спасательные жилеты маркируются либо весом,либо высотой, или весом и высотой вместе.
В дополнение к этому должно быть предусмотрено определенное количество спасательных жилетов, пригодных для детей, равное по меньшей мере 10% числа находящихся на борту пассажиров, или такое большое количество, которое может потребоваться для того, чтобы на каждого ребенка приходилось по одному спасательному жилету.

Если спасательный жилет предназначен для взрослого человека весом более 140 кг и имеющего обхват груди более 1750 мм, то должно быть предусмотрено подходящее приспособление, позволяющее прикрепить жилет к такому лицу. При перевозке младенца на борту судна должен быть предусмотрен специальный жилет для младенцев.

Маркировка спасательного жилета

Должно быть достаточное количество спасательных жилетов для вахтенного персонала, а также для использования в удаленных местах расположения спасательных шлюпок и плотов. Спасательные жилеты, предусмотренные для вахтенных, должны храниться на мостике, в посту управления двигателем и в любом другом посту, где несется вахта.

Спасательные жилеты конструктивно могут быть надувными или с "жесткими" элементами, обеспечивающими плавучесть.

Конструкция спасательного жилета должна обеспечивать:

всплытие человека, находящегося в бессознательном состоянии, и его переворот лицом вверх не более чем за 5 секунд;

поддержание человека в таком положении, чтобы тело было отклонено назад не менее чем на 20°, а рот находился на высоте не менее 12 см над водой.

при прыжке в воду с высоты 4,5 метра жилет не должен причинять повреждений.

Надувные спасательные жилеты имеют не менее двух независимых камер,обладающих такой плавучестью и устройством, чтобы в случае повреждения любой из них жилет отвечал выше перечисленным требованиям.

Система надувания позволяет надувать жилет как автоматически, так и вручную от газового баллона.

Кроме того, она предусматривает возможность подкачки жилета ртом.

Прыжок в воду в жилете делается ногами вперед. При этом жилет должен быть хорошо зафиксирован (не болтаться).

Жилет с жесткими элементами плавучести при входе в воду имеет большое сопротивление, поэтому для дополнительной фиксации вертикального смещения следует взяться руками за нагрудные элементы плавучести.

Прыгать в воду в надетом жилете с жесткими элементами плавучести с высоты более 4,5 метров не рекомендуется. Однако, если неизбежно приходится прыгать с большей высоты,то следует намотать конец лямок для крепления на руку,а жилет взять в руку.
В этом случае жилет при входе в воду будет вырван из руки, но удержан за лямки. Каждый спасательный жилет должен быть снабжен белым сиг- нальным огнем и свистком.

Батарейка сигнального огня начинает работать после ее заполнения морской водой. Остановить начавшуюся электрохимическую реакцию после попадания в корпус воды невозможно, поэтому для предотвращения преждевременного использования ресурса, отверстие для впуска воды закрыто пробкой.

Пробка выдергивается только вручную, и это следует делать только с наступлением темноты.

Сигнальная лампочка и батарея спасательного жилета.

Гидрокостюмы и защитные костюмы

Гидротермокостюм − костюм из водонепроницаемого материала для предохранения человека от переохлаждения в холодной воде. Для каждого находящегося на борту человека должен быть предусмотрен гидротермокостюм.
Также гидрокостюмы должны находиться в удаленных местах расположения плотов, количество их определяется Администрацией флага судна, но рекомендуется иметь равное вместимости плота, но не менее двух.

Гидрокостюмы должны удовлетворять следующим требованиям:

любой член экипажа мог самостоятельно надеть костюм в течение не более 2 минут вместе с одеждой и спасательным жилетом;

температура тела человека не должна понижаться более чем на 20С в течение 6 часов при температуре воды 0 - 20С;

не поддерживал горения и не плавился, если был охвачен открытым пламенем;

обладал прочностью, обеспечивающей прыжок с высоты 4,5 метра;

обеспечивал свободу перемещения при спуске спасательных средств, при подъеме по вертикальному трапу на высоту до 5-ти метров, а также чтобы человек в гидрокостюме мог проплыть небольшое расстояние и забраться в шлюпку или плот.

В маркировке гидрокостюма указывается гарантированное время теплозащиты.

Гидрокостюм

Теплозащитное средство − изготавливают из водонепроницаемого материала с низкой теплопроводностью в виде костюмов или мешков, предназначено для восстановления температуры тела человека, побывавшего в холодной воде.
В снабжение каждой спасательной шлюпки и плота должны входить теплозащитные средства в количестве 10% от вместимости людей, но не менее двух.

Теплозащитное средство должно обеспечивать условие, чтобы температура тела человека не падала более чем на 1,5°С после первого получасового пребывания в воде с температурой 5°С при отсутствии волнения.

Читайте также: