Сосудисто-вегетативные нарушения глухих детей. Неправильное воспитание глухих - гиперопека

Обновлено: 04.05.2024

Реформы, осуществляемые в России, вызывают кардинальные изменения в обществе. Преобразованиями затронуты практически все сферы жизни и деятельности людей.

В отношении системы специального образования научно обоснован новый широкомасштабный подход к решению проблем обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья (Н.Н. Малофеев). Как правило, любое отклонение в развитии ребенка влечет за собою нарушение его взаимодействия со сверстниками и окружающими взрослыми. Лица с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от ряда объективных и субъективных причин имеют определенные трудности социальной адаптации. В рамках содержательной модернизации образования признается необходимым усилить внимание к социально-эмоциональному, личностному развитию, сознательной регуляции поведения ребенка в социуме.

Известно, что 35-40% детей с нарушениями слуха имеют комплексные нарушения развития. В научной литературе отражены данные клинико-психологических исследований глухих детей со сложными нарушениями развития старшего дошкольного и школьного возраста, неуспевающих глухих и слабослышащих учащихся, школьников с ЗПР, слепоглухих детей (Г.П. Бертынь, Л.А. Головчиц, М.С. Певзнер, Т.В. Розанова, И.А. Соколянский, Е.А. Стребелева, Л.И. Тигранова, В.Н. Чулков, А.В. Ярмоленко и др.). Чаще всего у дошкольников констатируются сочетания снижения слуха с первичной задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, первичными речевыми нарушениями. Глухие и слабослышащие дети со сложной структурой нарушения развития имеют иной исходный уровень и другие темпы развития в процессе коррекционного обучения. Психическое развитие глухих и слабослышащих детей требует особого психолого-педагогического подхода к обучению и воспитанию (Г.П. Бертынь, М.С. Певзнер, А.И. Мещеряков, Т.В. Розанова).

Наши наблюдения и практика обучения глухих и слабослышащих детей показывают, что лица с недостатками слуха со сложными нарушениями развития испытывают значительные трудности при включении их в социум не только слышащих людей, но и в микросоциум глухих и слабослышащих.

Проблема социального развития глухих и слабослышащих детей при сложной структуре нарушений развития является значимым направлением в современной отечественной сурдопедагогике.

До последнего времени проблемы социального воспитания, социального развития ребенка с нарушениями слуха в сурдопедагогике не были объектом специального изучения, не разрабатывалось программно-методическое обеспечение этого процесса. На первый план выдвигалась проблема обучения глухих и слабослышащих языку, математике и другим учебным предметам. Достижения в социальной адаптации рассматривались чаще всего в качестве побочного результата обучения и воспитания школьников с нарушениями слуха. Однако результаты подобной работы, как показывает практика, не удовлетворяли педагогов и родителей. Вместе с тем известно, что этап детства особенно важен для становления личности, для освоения жизненных ценностей, норм, образцов поведения, для присвоения культуры общества. Процесс социализации начинается с самого рождения человека и продолжается всю жизнь; для данного процесса характерна последовательность постепенно усложняющихся этапов, их преемственность. Запаздывание с решением вопросов социализации на каждом этапе отрицательно сказывается на личностном развитии ребенка. Старший дошкольный период имеет особое значение для социального развития ребенка, имеет свои задачи и содержание воспитания. Важно определить подходы к изучению основных показателей социального развития дошкольника с недостатками слуха со сложной структурой нарушений с тем, чтобы обеспечить ему наилучшие условия для социализации в дошкольный период и овладение новой социальной ролью школьника на следующем этапе своего развития. Нам представляется чрезвычайно актуальным охарактеризовать достижения и недостатки в социальном развитии глухих и слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями развития, чтобы иметь возможность целенаправленно и вовремя оказывать необходимую поддержку и руководить процессом их социализации.

Цель исследования - изучить социальное развитие дошкольников 5-7 лет с недостатками слуха со сложными нарушениями развития и определить условия, обеспечивающие социальное развитие и плавный переход к школьному обучению.

Задачи исследования: 1) проанализировать научно-методическую литературу с целью выявления существующих показателей социального развития детей дошкольного возраста; 2) изучить существующую организацию педагогической работы по социальному воспитанию глухих и слабослышащих дошкольников, а также дошкольников с недостатками слуха со сложными нарушениями развития; 3) выявить особенности социального развития глухих и слабослышащих старших дошкольников со сложной структурой нарушений; 4) определить содержание и методы работы по социальному воспитанию детей данной категории с учетом уровня их психофизического развития.

Объектом исследования является процесс социального воспитания глухих и слабослышащих старших дошкольников, имеющих сложные нарушения развития.

Предмет исследования - педагогические условия, способствующие социальному развитию глухих и слабослышащих старших дошкольников, имеющих сложные нарушения развития.

Гипотеза исследования заключалась в том, что:

  • неотъемлемым направлением обучения и воспитания глухих и слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями развития является систематическая и целенаправленная работа по социальному воспитанию;
  • содержание работы по данному направлению возможно определить на основе понимания общих и особых образовательных потребностей данной категории детей;
  • эффективная организация процесса социального воспитания предполагает специальную подготовку педагогов и обучение родителей результативному взаимодействию с детьми.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют культурно-историческая теория развития высших психических функций; положение об общности закономерностей развития нормального ребенка и ребенка с психофизическими нарушениями (Л.С. Выготский); психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев); психолого-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха (Р.М. Боскис, Г.Л. Выгодская, С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Б.Д. Корсунская, Н.Г. Морозова, Л.И. Тигранова); теория обучения и воспитания слепоглухих детей (Т.А. Басилова, А.И. Мещеряков, И.В. Саломатина, И.А. Соколянский); нейрофизиологические исследования детей со сложной структурой нарушения (З.С. Алиева, Л.П. Григорьева, М.Н. Фишман); теория воспитания и обучения дошкольников с недостатками слуха при комплексных нарушениях развития (Л.А. Головчиц, Т.В. Розанова).

Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение; изучение личных дел детей; психолого-педагогическое обследование, беседа и анкетирование педагогов, родителей; констатирующий и формирующий педагогический эксперимент.

Организация исследования. Исследование проводилось в 2002-2007 гг. на базе специальных образовательных дошкольных и школьных учреждений для глухих и слабослышащих детей г. Челябинска. На разных этапах в соответствии с поставленными задачами в исследовании принимали участие воспитанники ДОУ № 263 комбинированного вида, дошкольного отделения МСКОУ № 10 (I вида), всего - 24 чел. В целом в исследовании приняли участие дошкольники и школьники с нарушениями слуха - 653 человека (с учетом изученных личных дел по г. Челябинску и Челябинской области), родители - 51 чел., педагоги - 30 чел., студенты ЧГПУ - 104 чел.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

  • впервые представлены данные об особенностях социального развития старших дошкольников с недостатками слуха, имеющих сложные нарушения развития;
  • предложены методики психолого-педагогического изучения уровня социального развития данной категории детей;
  • определены специальные образовательные потребности глухих и слабослышащих со сложными нарушениями в области социального развития;
  • доказана необходимость своевременной целенаправленной коррекционной работы по социальному воспитанию глухих и слабослышащих дошкольников со сложной структурой нарушений;
  • научно обоснованы и экспериментально разработаны содержание, методы и приемы коррекционно-педагогической работы по социальному воспитанию с указанной категорией детей.

Практическая значимость исследования заключается в разработке практических рекомендаций по оценке социального развития глухих и слабослышащих детей со сложными нарушениями развития. Определены направления, содержание и методика социального воспитания детей, соответствующие их специальным образовательным потребностям. Материалы исследования могут быть использованы специалистами в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками данной категории в дошкольных учреждениях, а также преподавателями дефектологических факультетов ВУЗов при чтении лекций по проблемам социального воспитания дошкольников с недостатками слуха, имеющих сложную структуру нарушений развития. Результаты исследования могут стать основой для разработки методических рекомендаций для работы специалистов с родителями глухих и слабослышащих детей со сложными нарушениями развития.

Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется теоретико-методологическим обеспечением исследования, его комплексностью, адекватностью методов исследования поставленным целям и задачам, репрезентативностью полученных данных, длительным и разносторонним характером наблюдений за постоянным составом испытуемых, положительными результатами апробации материалов исследования, сочетанием количественного и качественного анализа результатов исследования.

Основные выводы:

Изучение состава специальных (коррекционных) учреждений для дошкольников и школьников с нарушениями слуха показало, что категория детей с нарушениями слуха со сложными нарушениями развития является разнородной и многочисленной. Исследование выявило значительное отставание в социальном развитии глухих и слабослышащих дошкольников, имеющих сложную структуру нарушения, от их сверстников, страдающих нарушениями слуха.

Дошкольники с недостатками слуха, имеющие сложные нарушения развития, испытывают трудности в социальных контактах со сверстниками и взрослыми, в налаживании этих контактов, в поддерживании общения на положительном эмоциональном уровне. Вместе с тем в ходе изучения социального развития выявлены факты, характеризующие потенциальные возможности данной категории детей в аспекте их социализации, условия, обеспечивающие социальное развитие детей.

В процессе исследования определились особые образовательные потребности в сфере социального развития данной категории детей, обуславливающие содержание и методику воспитательного воздействия. Доказано, что осуществление социального воспитания глухих и слабослышащих детей со сложными нарушениями развития является одним из направлений обучения и воспитания дошкольников, требует систематической и целенаправленной педагогической работы, содержание которой определяется с учетом общих и особых образовательных потребностей детей. Такой подход повышает результативность социального развития дошкольников и позволяет одновременно формировать предпосылки плавного перехода к школьному обучению. Коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками может быть эффективна при условии овладения педагогами содержанием и методами социального воспитания детей, а также при систематической консультативно-обучающей работе с родителями. Результаты исследования открывают большие возможности для дальнейшего решения организационных, содержательно-методических проблем социального воспитания.

Вегето-сосудистая дистония у детей

Вегето-сосудистая дистония у детей - симптомокомплекс функциональных расстройств со стороны различных систем, обусловленных нарушением регуляции их деятельности вегетативной нервной системой. Вегето-сосудистая дистония у детей может проявляться кардиальным, респираторным, невротическим синдромами, вегетативно-сосудистыми кризами, синдромом нарушения терморегуляции. Диагностика вегето-сосудистой дистонии у детей включает функциональное обследование сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной систем (ЭКГ, ЭЭГ, ЭхоКГ, ЭхоЭГ, РЭГ, реовазография и др.). В лечении вегето-сосудистой дистонии у детей используется медикаментозное, физиотерапевтическое, психологическое воздействие.


Общие сведения

Вегето-сосудистая дистония у детей - вторичный синдром, затрагивающий различные сомато-висцеральные системы и развивающийся на фоне отклонений вегетативной регуляции функционального состояния организма. По различным данным, те или иные признаки вегето-сосудистой дистонии диагностируются у 25-80% детей. Чаще синдром обнаруживается у детей 6-8 лет и у подростков, преимущественно женского пола.

В педиатрии вегето-сосудистая дистония не рассматривается в качестве самостоятельной нозологической формы, поэтому изучением ее проявлений занимаются различные узкие дисциплины: детская неврология, детская кардиология, детская эндокринология, детская гастроэнтерология и др. Вегетативные нарушения у детей могут дать толчок к развитию серьезных патологических состояний - артериальной гипертензии, бронхиальной астмы, язвенной болезни желудка и др. С другой стороны, соматические и инфекционные заболевания могут усугубить вегетативные сдвиги.

Причины

Причины формирования вегето-сосудистой дистонии у детей чаще носят наследственный характер и обусловлены отклонениями в структуре и функционировании различных отделов вегетативной нервной системы по материнской линии. Развитию вегето-сосудистой дистонии у ребенка способствует осложненное течение гестации и родов: токсикозы беременной, гипоксия плода, внутриутробные инфекции, стремительные или затяжные роды, родовые травмы, энцефалопатии и пр.

Особая роль в развитии вегето-сосудистой дистонии у детей принадлежит различным психотравмирующим воздействиям - конфликтам в семье и школе, педагогической запущенности ребенка, гиперопеке, хроническим или острым стрессам, повышенным школьным нагрузкам. Предрасполагающими факторами вегето-сосудистой дистонии у детей могут выступать соматические, инфекционные, эндокринные заболевания, нейроинфекции, аллергозы, очаговые инфекции (хронический тонзиллит, кариес, фарингит, синусит), аномалии конституции, анемия, черепно-мозговые травмы.

Непосредственными триггерами вегетативной дисфункции в большинстве случаев служат неблагоприятные метеоусловия, климатические особенности, неблагополучная экологическая обстановка, гиподинамия, дисбаланс микроэлементов, чрезмерная физическая нагрузка, нерациональное питание, нарушение режима дня, недостаточный сон, гормональная перестройка пубертатного периода. Проявления вегето-сосудистой дистонии у детей манифестируют в периоды активного роста ребенка, когда функциональная нагрузка на организм особенно велика, а нервная система лабильна.

Вегетативные нарушения сопровождаются разнообразными реакциями симпатической и парасимпатической систем, обусловленными нарушением выработки кортикостероидов, медиаторов (ацетилхолина, норадреналина), биологически активных веществ (простагландинов, полипептидов и др.), нарушением чувствительности сосудистых рецепторов.

Классификация

При постановке диагноза вегето-сосудистой дистонии у детей учитывается ряд критериев, которые являются определяющими в различении форм синдрома. По преобладающим этиологическим признакам вегето-сосудистая дистония у детей может иметь психогенную (невротическую), инфекционно-токсическую, дисгормональную, эссенциальную (конституционально-наследственную), смешанную природу.

В зависимости от характера вегетативных расстройств различают симпатикотонический, ваготонический и смешанный варианты вегето-сосудистой дистонии у детей. С учетом распространенности вегетативных реакций вегето-сосудистая дистония у детей может носить генерализованную, системную или локальную форму.

Согласно синдромологическому подходу в течение вегето-сосудистой дистонии у детей различают кардиальный, респираторный, невротический синдромы, синдром нарушения терморегуляции, вегетативно-сосудистые кризы и др. По степени тяжести вегето-сосудистая дистония у детей может быть легкой, среднетяжелой и тяжелой; по типу течения - латентной, перманентной и пароксизмальной.

Симптомы вегето-сосудистой дистонии у детей

Клиническая картина вегето-сосудистой дистонии у ребенка во многом определяется направленностью вегетативных нарушений - преобладанием ваготонии или симпатикотонии. Описано около 30 синдромов и более 150 жалоб, сопровождающих течение вегето-сосудистой дистонии у детей.

Для кардиального синдрома вегето-сосудистой дистонии у детей характерно развитие приступообразной кардиалгии, аритмии (синусовой тахикардии, брадикардии, нерегулярной экстрасистолии), артериальной гипотонии или гипертензии. В случае преобладания кардиоваскулярных расстройств в структуре вегето-сосудистой дистонии, говорят о наличии нейроциркуляторной дистонии у детей.

Невротический синдром при вегето-сосудистой дистонии у детей наиболее постоянен. Обычно ребенок предъявляет жалобы на утомляемость, нарушение сна, плохую память, головокружение, головные боли, вестибулярные расстройства. У детей с вегето-сосудистой дистонией отмечается пониженное настроение, тревожность, мнительность, фобии, эмоциональная лабильность, иногда - истерические реакции или депрессия.

При ведущем респираторном синдроме развивается одышка в покое и при физическом напряжении, отмечаются периодические глубокие вздохи, чувство нехватки воздуха. Нарушение терморегуляции при вегето-сосудистой дистонии у детей выражается в возникновении непостоянного субфебрилитета, ознобов, зябкости, плохой переносимости холода, духоты и жары.

Реакции пищеварительной системы могут характеризоваться тошнотой, повышенным или пониженным аппетитом, немотивированными болями в животе, спастическими запорами. Со стороны мочевыделительной системы типична склонность к задержке жидкости, отекам под глазами, учащенному мочеиспусканию. У детей с вегето-сосудистой дистонией часто имеется мраморная окраска и повышенная сальность кожи, красный дермографизм, потливость.

Вегетативно-сосудистые кризы могут протекать по симпатоадреналовому, вагоинсулярному и смешанному типу, однако у детей они встречаются реже, чем у взрослых. В детском возрасте кризы обычно имеют ваготоническую направленность, сопровождаясь ощущениями замирания сердца, нехватки воздуха, потливостью, брадикардией, умеренной гипотонией, посткризовой астенией.

Диагностика вегето-сосудистой дистонии у детей

Дети с вегето-сосудистой дистонией нуждаются в консультации педиатра, а также (в соответствии с ведущими причинами и проявлениями) детского невролога, детского кардиолога, детского эндокринолога, детского гастроэнтеролога, детского отоларинголога, детского офтальмолога.

Исходный вегетативный тонус и вегетативную реактивность оценивают с помощью анализа субъективных жалоб и объективных показателей - данных ЭКГ, холтеровского мониторирования, ортостатической, фармакологических проб и др.

Для оценки функционального состояния ЦНС у детей с вегето-сосудистой дистонией проводится ЭЭГ, РЭГ, ЭхоЭГ, реовазография.

В ходе диагностики исключается другая патология, имеющая сходные клинические проявления: ревматизм, инфекционный эндокардит, ювенильная артериальная гипертензия, бронхиальная астма, психические расстройства и др.

Лечение вегето-сосудистой дистонии у детей

При выборе методов лечения вегето-сосудистой дистонии у детей учитывается этиология и характер вегетативных нарушений. Предпочтение отдается немедикаментозной терапии. Общие рекомендации включают нормализацию режима дня, отдыха и сна; дозированные физические нагрузки; ограничение травмирующих воздействий, консультацию семейного и детского психолога и пр. При вегето-сосудистой дистонии у детей положительным эффектом обладают курсы общего массажа и массажа шейно-воротниковой зоны, ИРТ, физиопроцедур (электрофореза на воротниковую зону, эндоназального электрофореза, гальванизации, электросна), ЛФК. Полезны водные процедуры: плавание, лечебный душ (циркулярный, веерный, душ Шарко), общие ванны (скипидарные, радоновые, хвойные, углекислые).

Важная роль в комплексной терапии вегето-сосудистой дистонии у детей отводится лечению очаговой инфекции, соматических, эндокринных и др. заболеваний. При необходимости подключения лекарственной терапии используются седативные, ноотропные средства, поливитаминные комплексы, по показаниям детского психоневролога - антидепрессанты или транквилизаторы.

Прогноз и профилактика вегето-сосудистой дистонии у детей

Последовательная профилактика, своевременная диагностика и лечение вегетативных нарушений позволяют существенно ослабить или устранить проявления вегето-сосудистой дистонии у детей. В случае прогредиентного течения синдрома в дальнейшем у детей может развиться различная психосоматическая патология, вызывающая психологическую и физическую дезадаптацию ребенка.

Профилактика вегето-сосудистой дистонии у детей включает предотвращение действия потенциальных факторов риска, общеукрепляющие мероприятия, гармонизацию развития детей. Дети с вегето-сосудистой дистонией должны находиться на диспансерном учете у специалистов и получать систематическое превентивное лечение.

Гиперопека

Гиперопека - это тип детско-родительских отношений, характеризующийся повышенным вниманием, тотальным контролем действий, поступков ребенка. Родители расценивают многие ситуации как опасные для жизни, здоровья, стремятся ограждать, защищать детей, ограничивая их свободу, лишая возможности проявлять самостоятельность. Диагностика выполняется клиническим, психодиагностическим методом - используются беседы, наблюдение, опросники, интерпретационные тесты, рисунки. Основные способы лечения - семейная, когнитивно-бихевиоральная психотерапия, консультирование.

Термин «гиперопека» распространен в отечественной педагогике и медицине. Международный синоним - «гиперпротекция». Приставка «гипер» переводится как «сверх», слово «протекция» означает «охрана, защита, покровительство». Гиперопека - чрезмерная забота, контроль родителей, ограничение активности, самостоятельности ребенка. Данных о распространенности гиперпротекции нет - она не осознается родителями, не является причиной обращения за медицинской помощью. Случаи выявляются специалистами косвенно при диагностике аффективных нарушений (тревожных, фобических расстройств), психопатий (шизоидного, демонстративного типа), мутизма. Гиперопеке более подвержены болезненные пациенты, единственные дети в семье.

Причины гиперопеки

Гиперпротекцию формируют определенные личностные черты, эмоциональные состояния родителя. Факторами, способствующими реализации данного стиля воспитания, являются:

  • Тревожная мнительность. Тревога, постоянное предчувствие беды, опасности, богатое воображение, рисующее сцены падения, ушибов, болезней сына или дочери становятся основой гиперпротекции.
  • Перфекционизм. Стремление стать идеальной мамой, иметь послушного, умного ребенка реализуется посредством жесткого контроля его действий, ограничения самостоятельности.
  • Потребность самореализации. Иногда воспитание является единственной сферой проявления сильных, положительных черт родителя. Гиперопека компенсирует профессиональные, карьерные, личные неудачи.
  • Чувство вины. Ребенок вызывает враждебность, неудовлетворенность, разочарованность. Неприемлемость чувств порождает переживание вины, компенсируемое гиперопекой.
  • Инертность отношения родителей. Неумение адаптироваться, приспосабливаться к взрослению малыша становится причиной гиперопеки. Родители заботятся о дошкольнике, школьнике как о малыше 1-3 лет.
  • Недостаток любви, признания. Отношениями с ребенком родитель компенсирует жизненные неудачи - увольнение, развод, ссоры с друзьями. Обостряется ощущение зависимости, чувство любви, привязанности. Малыш становится «отдушиной».

Патогенез

Основа патогенеза гиперопеки - психологические проблемы, комплексы родителя. Тревожность, навязчивые страхи, самообвинения, заниженная самооценка компенсируются возможностью контролировать, управлять жизнью другого человека. Отношения с послушным, исполнительным, предсказуемым ребенком становятся источником успокоения, самореализации, устранения напряжения. Невротический сверхконтроль, являющийся основой родительской гиперпротекции, развивается при повышенной тревожности, мнительности, комплексе неполноценности, боязни старости, одиночества, нереализованной потребности любить, заботиться, оберегать. Нужды, желания, чувства ребенка игнорируются.

Излишняя забота, сверхконтроль над ребенком реализуются различными способами. По особенностям проявления, мотивам гиперопека бывает:

  1. Доминирующая. Авторитарный стиль воспитания. Воля родителя исполняется беспрекословно, его слова, мнение считаются непреложной истиной. Существует строгая система запретов, правил поведения. Непослушание наказывается, потребность ребенка в уважении, принятии игнорируется. Доминирует недоверие, критика, занижение способностей.
  2. Потворствующая. Капризы, желания, потребности малыша сиюминутно удовлетворяются. Ребенок является кумиром семьи. Родители, родственники ограждают от трудностей, необходимости решать повседневные задачи, делать выбор. Формируется завышенная самооценка, уязвимое самолюбие, потребность во внимании, признании окружающих - истероидные черты характера.
  3. Демонстрационная. Ребенок используется для повышения общественного статуса. Гиперопека - результат неуверенности родителей, зависимости от мнения окружающих. Покупка дорогой одежды, посещение престижного учебного заведения, развлекательных мероприятий - «игра на публику». Родители требуют хороших школьных оценок, спортивных, творческих, научно-исследовательских достижений. Используют возможность продемонстрировать окружающим медали, грамоты, кубки.
  4. Инертная. Родители стараются сохранить зависимость ребенка, возможность полного контроля, несмотря на процесс взросления. Подавляют самостоятельность, инициативу, находятся «на шаг впереди». Ребенок позже начинает ходить, осваивать навыки самообслуживания, социального взаимодействия. Опека родителей тормозит физическое, психическое, социальное развитие.

Симптомы гиперопеки

Основное проявление гиперопеки - стремление родителей контролировать поведение ребенка, окружать заботой, защищать. Дети находятся рядом с матерью/отцом, зависят от их настроения, чувств. Гиперопека реализуется через приказы, требования, манипуляции, шантаж. Воля взрослого интерпретируется как форма любви, желание помочь. Решения принимаются исключительно родителем, создаются ситуации псевдовыбора: «ты хочешь кашу или суп?» - оба варианта устраивают мать, но не учитывают желаний ребенка.

Дети неспособны самостоятельно решать жизненные проблемы, справляться с повседневными трудностями. Сложные, опасные ситуации вызывают чувство растерянности, панику. Ребенок начинает плакать, кричать, ожидая помощи взрослого. Формируется обусловленная реакция - «выученная беспомощность». Возникают трудности детсадовской, школьной адаптации. Неадекватная самооценка, отсутствие инициативности препятствуют установлению дружеских отношений.

Повышенные требования родителей к школьной успеваемости, достижению спортивных побед делают ребенка напряженным, тревожным. Чрезмерные нагрузки проявляются вегетативными нарушениями (головными болями, бессонницей). Противоположное отношение - стремление оградить ребенка от умственной, физической работы. Матери выполняют домашние уроки, читают вслух сказки. Итог: познавательный интерес снижается, развивается школьная неуспеваемость.

Осложнения

Гиперопека тормозит, искажает развитие детей. Избыточное беспокойство, тревожность родителей передаются ребенку. Формируются детские аффективные расстройства - невроз навязчивых состояний, фобический невроз. Гиперопека рассматривается как фактор риска мутизма - отсутствия речи при физиологической сформированности навыка. Зависимость, инфантилизм, несамостоятельность, неуверенность, тенденция избегать трудностей осложняют социальную адаптацию. Детям нелегко заводить дружеские отношения, справляться со школьной программой, выбирать будущую профессию. У подростков гиперопека способствует формированию шизоидного/истероидного типа личности либо провоцирует «бунт» - скандалы, уходы из дома, бродяжничество.

Диагностика

Непосредственно гиперопека не вызывает беспокойства родителей. Помощь специалистов необходима для диагностики аффективных, поведенческих отклонений ребенка, возникающих как последствие чрезмерной заботы, тотального контроля. Гиперпротекция выявляется при исследовании эмоционально-личностной сферы. Используются следующие методы:

  • Клиническая беседа.Врач-психиатр, медицинский психолог собирают анамнез, уточняют жалобы, расспрашивают о способах воспитания. По ответам ребенка предполагают наличие/отсутствие гиперконтроля взрослых.
  • Наблюдение. О гиперпротекции свидетельствует неуверенность, зажатость, повышенная тревожность ребенка либо демонстративное поведение, пренебрежительное отношение к ситуации обследования. Могут наблюдаться тики, навязчивости, сниженная речевая активность, избегание зрительного контакта.
  • Рисуночные тесты. Наиболее распространено применение методики «Рисунок семьи». Характерными признаками гиперопеки являются первоочередное изображение доминирующего родителя, большие размеры его фигуры, центральное расположение. Ребенок изображает себя вблизи, схожим образом, но меньшим по размеру.
  • Тесты интерпретации ситуаций. Используется детский апперцептивный тест, тест Розенцвейга. Общая черта итоговых данных - картинки воспринимаются ребенком как ситуации доминирования, контроля, управления, опеки.
  • Опросники. Анкетирование предлагается родителям. Результаты определяют тип воспитания, выявляют наличие гиперпротекции, но искажаются при соответствующей установке родителей. Используется методика PARI, опросник родительского отношения (В.В. Столин, А.Я. Варга), тест ЛИРИ.

Коррекция гиперопеки

На фоне лечения эмоционально-поведенческих нарушений ребенка проводится коррекция способа воспитания. Применяется ряд методов:

  • Психологическое консультирование. Родители узнают о различных типах воспитания, их влиянии на развитие ребенка. Основная задача специалиста - помочь осознать, принять факт наличия гиперопеки, установить причины, разобрать случаи реализации.
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия. Цель индивидуальных сеансов - устранить неуверенность, страхи, тревожность. Выполняется коррекция эмоционального состояния, ошибочных когнитивных паттернов, вырабатываются продуктивные поведенческие сценарии, поддерживающие уверенность, независимость, спокойствие.
  • Семейная психотерапия. Используются тренинги коммуникации, сотрудничества, взаимопомощи, взаимопонимания. Родители и дети обучаются взаимодействовать вне рамок модели «доминирование-подчинение». Для закрепления результата врач-психотерапевт дает домашние задания, отслеживает их выполнение.

Прогноз и профилактика

Прогноз определяется способностью, желанием родителей осознать наличие проблемы, обратиться за помощью к специалистам. Ориентация на сотрудничество с психотерапевтом дает положительный результат. Профилактика требует критического отношения к собственным психологическим проблемам - страхам, комплексам, сложностям взаимоотношений. Важно знать основные стадии детского развития, выстраивать взаимоотношения, ориентируясь на ближайшую зону развития - понимая реализовавшиеся и потенциальные возможности ребенка. Необходимо научиться делегировать обязанности, обучать малыша бытовым, социальным навыкам, постепенно сокращая долю своего участия.

Глухие дети с эмоциональными и поведенческими расстройствами

В настоящее время принято считать группу детей с врожденной глухотой достаточно разнородной по составу. В зависимости от причин нарушения слуха, примерно третья часть этой группы может иметь дополнительные нарушения: недостатки зрения, костно-мышечной системы; интеллектуальную недостаточность, соматические заболевания и пр. Наряду с этими видами дополнительных нарушений при глухоте в западных странах широко обсуждается частота проявления эмоциональных и поведенческих расстройств у детей со слуховым ограничением. Согласно данным этих исследований, примерно треть учащихся школ для глухих имеет поведенческие проблемы. Особенно высокий процент проблемного поведения (54%) был выявлен в отделениях для глухих детей с дополнительными нарушениями. Наряду с дополнительным нарушением, в зарубежных исследованиях рассматриваются еще три фактора, имеющих важное значение при возникновении проблем поведения: недостаток коммуникативных навыков со стороны ребенка, проблемы отношения родителей к глухому ребенку и нарушенное взаимодействие между родителями и ребенком.

В очень немногочисленных отечественных исследованиях эмоциональных особенностей людей с нарушением слуха встречается мнение о свойственной им излишней невротизации и характерологических нарушениях, объясняемых прежде всего сенсорной и социальной депривацией (Матвеев,1997).

В течение ряда лет нами наблюдаются более 100 глухих детей со сложным нарушением - учащиеся Санаторной школы- интерната №65 для глухих детей с психоневрологическими заболеваниями г.Москвы. Выраженность и уникальность нарушений у части этих детей сделало невозможным их обучение в классах, поэтому в разное время они были переведены на индивидуальное обучение. Все они имели сложные нарушения, такие как слепоглухота, нарушения опорно-двигательного аппарата, выраженные интеллектуальные нарушения и педагогическую запущенность, хронические соматические заболевания, эпилепсию.

Но среди них мы выделили особую группу детей, отличающуюся особой эмоциональной неуравновешенностью, трудностями в общении (в использовании жестовых и словесных средств общения), агрессивным и самоагрессивным поведением, своеoбразием свободного (спонтанного) поведения и рисунка, несформированностью произвольной деятельности. Многие из них отставали в психическом развитии, испытывали большие трудности и даже невозможность обучения по традиционным программам школы глухих. При этом нельзя было отнести все трудности этих детей к умственной отсталости, от умственно отсталых детей их отличала асинхрония в развитии разных психических функций.

Опыт индивидуального обучения и воспитания этих детей в школе показал разную природу их поведенческих и эмоциональных нарушений. В ряде случаев, трудности общения и обучения объяснялись нарушением привязанности. В других случаях в основе особенностей поведения лежали сложные неврологические расстройства. Понимание природы этих нарушений позволило подобрать адекватные методы психологического сопровождения и обучения этих детей и существенно нормализовать их поведение. Меньшие успехи наблюдались в случаях раннего детского аутизма и психических расстройств у глухих детей со сложными нарушениями.

Сосудисто-вегетативные нарушения глухих детей. Неправильное воспитание глухих - гиперопека

При статистической обработке результатов использовалась программа SPSS, для оценки достоверности различий между группами применяли критерии Манна—Уитни и χ 2 .

Результаты и обсуждение

При анализе амбулаторных карт были выделены следующие группы сопутствующей патологии у детей с СНТ: 1) патология ЦНС; 2) двигательные нарушения; 3) нарушения зрения; 4) патология мочевыделительной системы; 5) патология желудочно-кишечного тракта; 6) патология сердечно-сосудистой системы; 7) патология верхних дыхательных путей; 8) челюстно-лицевые аномалии; 9) внутриутробные инфекции; 10) дизартрия; 11) системные заболевания соединительной ткани (включая мукополисахаридоз); 12) эндокринная патология (рис. 1).


Рис. 1. Распределение дополнительной патологии у детей с сенсоневральной тугоухостью.

Эти сопутствующие нарушения были выявлены у 41% (132) детей. Полученные результаты в целом согласуются с большей частью публикаций о частоте встречаемости КН у детей с нарушениями слуха, которая приближается к 40%, несмотря на различия в критериях отбора анализируемых выборок, а также тех нарушений, которые учитывались как дополнительные. В частности, в нашем исследовании учитывались дети с хронической СНТ разной степени, данные Галлодетского университета [1] приведены в отношении детей с глубокой степенью тугоухости и глухотой, данные А.Г. Кисиной [9] получены для детей с разным типом и степенью нарушений слуха.

Значительные отличия этих данных от результатов, полученных в исследованиях, выполненных в коррекционных учреждениях [12], по-видимому, можно объяснить, во-первых, тем, что с развитием кохлеарной имплантации и инклюзивного образования увеличивается число детей с изолированным нарушением слуха, обучающихся в массовых школах, тогда как в коррекционных школах растет доля детей с КН [15]. Во-вторых, существует проблема диагностики дополнительных первичных интеллектуальных, речевых и коммуникативных нарушений у ребенка с нарушенным слухом, поскольку нарушение слуха приводит к вторичным нарушениям развития всех психических процессов у ребенка [10]. Много вопросов вызывает также учет дополнительных психических расстройств. В частности, диагноз «расстройство аутистического спектра» устанавливается психиатром, который отсутствует в штате сурдологического центра, а родители часто избегают посещения этого врача, даже если сурдолог или невролог рекомендует им такую консультацию, или не сообщают ее результаты в сурдоцентре. В-третьих, медицинский подход в число дополнительных нарушений у детей с патологией слуха включает патологию всех органов и систем, тогда как педагогический подход прежде всего направлен на выявление нарушений, наиболее влияющих на обучение ребенка (ЦНС, двигательной системы, зрения).

Как видно на рис. 1, большая часть КН приходится на патологию ЦНС и двигательные расстройства. В 41% случаев выявлялось одно сопутствующее заболевание, в 39% — два заболевания и в 20% — три заболевания помимо тугоухости. Наиболее часто сочетались патология ЦНС и двигательные нарушения (26%).

Особую проблему представляет диагностика первичных речевых расстройств у детей с нарушением слуха. В нашем исследовании, по сравнению с данными [8], доля детей с нарушениями артикуляционной моторики ниже, что можно объяснить осторожным отношением к диагностике дизартрии и других речевых нарушений как самостоятельных расстройств у детей с патологией слуха в отечественной практике. Кроме того, в исследовании [8] участвовали дети с КИ, у которых легче диагностировать не только выраженные, но и более легкие нарушения артикуляции по мере развития слухоречевого восприятия.

В исследуемой выборке детей не обнаружена корреляция между степенью тугоухости и наличием/отсутствием дополнительной патологии (p>0,05). Отсутствовали также достоверные различия в частоте встречаемости КН среди мальчиков и девочек (p>0,05).


Рис. 2. Возраст постановки диагноза по слуху у детей с комплексными нарушениями и изолированным нарушением слуха.

У детей с КН генетический фактор тугоухости (оценивался по результатам генетического анализа и с учетом наличия нарушения слуха у родителей ребенка) встречался достоверно реже (11,6% случаев, 15 детей), чем у детей с изолированной тугоухостью (39% случаев,75 детей) (p <0,001), что согласуется с данными других исследований [9, 11].

С целью изучения влияния КН у ребенка с нарушением слуха на процесс слухопротезирования анализировались тип и возраст слухопротезирования. В исследуемой группе, включающей 321 ребенка, 65,6% детей использовали слуховые аппараты (СА) или/и КИ, а 36,4% детей не использовали средства слухопротезирования (табл. 2). В большинстве случаев это были дети с односторонней тугоухостью или двусторонней тугоухостью 1 степени. Кроме того, часть детей с более выраженным снижением слуха не использовали СА из-за нежелания родителей. Как правило, эти случаи встречались в семьях, где оба родителя были глухими.

Таблица 2. Количество детей с комплексными нарушениями и детей с изолированным нарушением слуха, использующих различные средства слухопротезирования

Читайте также: