Сбор анамнеза для оценки органа слуха (слухового аппарата)

Обновлено: 18.05.2024

Слух, речь и общее развитие ребенка тесно связаны между собой. Заболевания и аномалии развития, приводящие к глухоте или тугоухости, требуют своевременного выявления и восстановительного лечения. Первая проверка слуха у детей проводится в роддоме (аудиологический скрининг новорожденных), далее малыши проходят обследование у ЛОР-врача в поликлинике.

Почему важно проверять слух у ребенка

В группу риска по возникновению глухоты или тугоухости в раннем возрасте входят дети, пострадавшие от воздействия одного или несколько факторов:

  • мать во время беременности переболела некоторыми инфекциями (например, краснуха, корь, грипп);
  • неблагоприятное течение беременности матери (преэклампсия, резус-конфликт, прием антибиотиков, опухоль);
  • нарушения естественного процесса родов с гипоксией или травмой плода;
  • близкие родственники малыша страдают глухотой с рождения или раннего возраста;
  • ребенок родился недоношенным, получал интенсивную терапию:
  • инфекционные заболевания, сепсис, менингит, менингоэнцефалит.

У детей раннего возраста нарушения слуха чаще связаны с гибелью нервных клеток (нейросенсорная глухота или тугоухость) или с аномалиями развития структур уха. При более позднем начале болезни важную роль играют хронические воспалительные процессы, травмы, опухоли, прием токсичных препаратов.

Но стоит ли соглашаться на плановое исследование слуха у детей, если родители не замечают явных нарушений? Формально представители ребенка могут отказаться от осмотра, считая, что малыш полностью здоров. Однако массовые скрининговые исследования новорожденных показывают, что у половины детей с выявленными нарушениями слуха нет никаких факторов, указывающих на повышенный риск болезни.

Формальное отношение к исследованию слуха у малыша до года может стать причиной пропуска незначительных нарушений, которые «принесут плоды» в раннем и дошкольном возрасте. Сурдологи отмечают, что даже при легкой степени тугоухости, практически незаметной для взрослого человека, ребенок не слышит глухие, шипящие звуки, хуже воспринимает окончания слов, предлоги. Это становится причиной задержки развития, нарушения речи и письма.

Тяжелая степень тугоухости, возникшая и не замеченная в раннем возрасте, приводит к полному отсутствию речи. Развитие основано на подражании, а если ребенок не слышит ни себя, ни окружающих, то не может повторять звуки и слова. Ранняя диагностика и протезирование слуховым аппаратом в первые полгода жизни позволит такому малышу «набрать» достаточный словарный запас, избежать отставания в развитии.

Более поздняя потеря слуха приводит к повышенной утомляемости, снижению интереса к учебе и как следствие - к интеллектуальным и коммуникативным нарушениям.


Современные методы проверки слуха у детей

Диагностика нарушений слуха в педиатрической практике включает сбор анамнеза, объективные инструментальные и поведенческие методики. Только комплексное обследование может дать корректные результаты.

В роддоме проводится визуальный осмотр и скрининговое исследование методом вызванной отоакустической эмиссии (или ОАЭ). Запись о результатах заносится в карту младенца.

На поликлиническом этапе объем исследований зависит от возраста малыша, наличия жалоб и технической оснащенности учреждения. Как правило, проверка слуха включает:

  • анкетирование родителей (анамнез, жалобы, факторы риска);
  • визуальный осмотр ребенка;
  • методы инструментальной диагностики соответственно возрасту;
  • методы поведенческой аудиометрии.

Когда говорят о проверке слуха у ребенка на аппарате, то имеют в виду стандартные методики: скрининг путем регистрации коротколатентных слуховых потенциалов (КСВП), ОАЭ, импедансную аудиометрию.

КВСП дает информацию о проведении импульса до уровня улитки, ствола, коры головного мозга (Подробнее о строении органа слуха). Потенциалы регистрируют непосредственно с поверхности кожи, острота слуха оценивается по реакции на звуковой раздражитель. Метод удобен для детей любого возраста. Исследование можно проводить во время сна или бодрствования.

Метод вызванной отоакустической эмиссии позволяет оценить состояние улитки. В норме нервные клетки выдают колебание в ответ на звуковой стимул. При нейросенсорной тугоухости отоакустическая эмиссия отсутствует. Метод позволяет отдифференцировать поражение улитки от ретрокохлеарной патологии и удобен для детей с периода новорожденности.

Импедансная аудиометрия изучает проведение звука по наружному и среднему уху, а также подвижность барабанной перепонки. В основе метода лежит принцип эхолокации.

Поведенческая аудиометрия применяется у детей любого возраста. В основе лежит оценка реакции на звуковой стимул. Различают:

  • безусловно-рефлекторную аудиометрию;
  • условно-рефлекторную аудиометрию;
  • игровую аудиометрию;
  • детскую игровую аудиометрию.


Как проверить слух у ребенка

Обследование и выявление нарушений слуха находится в компетенции врача-отоларинголога, однако при подозрении на заболевание родители могут сами понаблюдать за ребенком, оценивая его реакции. Признаки тугоухости или глухоты зависят от возраста.

На что обратить внимание и как проверить слух у ребенка в домашних условиях:

  • новорожденный или младенец до 3-4 месяцев не проявляет интереса к мелодичным игрушкам, не реагирует на громкие звуки или голос матери;
  • ребенок в возрасте 3-6 месяцев не начинает гулить, не ищет источник звука и не вздрагивает от резких шумов;
  • ребенок 10-12 месяцев перестает произносить слоги, заменяет общение жестами;
  • малыш от 1 года не расширяет словарный запас, выполняет инструкции, глядя в лицо матери;
  • ребенок от 1 до 3 лет не реагирует на слова, произнесенные тихим голосом до того, как увидит говорящего, приближается к источнику звука ухом, разговаривает громко, коверкая слова;
  • дошкольник произносит слова неправильно, пропускает буквы, окончания, предлоги, во время разговора пристально всматривается в лицо собеседника, переспрашивает, увеличивает громкость планшета, телевизора;
  • ребенок 3-7 лет плохо усваивает информацию в аудиоформате, отстает в развитии;
  • школьник не справляется с программой, делает много ошибок в словах, жалуется, что не слышит, о чем говорит учитель, с трудом общается с 2 и более собеседниками.

Для оценки степени снижения слуха можно провести тесты с крупой - горохом, гречкой и манкой. Зерна насыпают в пластмассовую закрывающуюся емкость (например, от шоколадного яйца). В одну руку проверяющий берет баночку с крупой, в другую - пустую. Исследование проводят последовательно - от самого тихого «пробника» с манкой до самого громкого - с горохом. Баночкой с крупой потряхивают на расстоянии 20 см от правого и левого уха. Пустая емкость используется для контроля, чтобы отличить поворот головы на звук и поворот головы для того, чтобы разглядеть предмет.

При подозрении на снижение или потерю слуха у ребенка следует немедленно обратиться к отоларингологу или сурдологу.

Специалист по слуху «Аудионика» — Новокрещеных Марина Валерьевна

Новокрещеных Марина Валерьевна

Специалист по слуху в г. Ачинск. Более 1000 подобранных и настроенных слуховых аппаратов.

Исследование функций слухового анализатора

В зависимости от задач, стоящих перед врачом, объем выполняемых исследований может быть различным. Информация о состоянии слуха необходима не только для диагностики заболеваний уха и решения вопроса о методе консервативного и хирургического лечения, но и при профессиональном отборе, подборе слухового аппарата. Очень важным является исследование слуха у детей с целью выявления ранних нарушений слуха.

Жалобы и анамнез. Во всех случаях исследование начинают с уточнения жалоб.,Понижение слуха может быть одно- или двусторонним, постоянным, прогрессирующим или сопровождаться периодическим ухудшением и улучшением. На основании жалоб ориентировочно оценивают степень тугоухости (затруднено общение на работе, в быту, шумной обстановке, при волнении), определяют наличие и характер субъективного шума в ушах, аутофонии, ощущения переливающейся жидкости в ухе и т.д.

Анамнез позволяет предположить причину снижения слуха и шума в ушах, изменение слуха в динамике болезни, наличие сопутствующих заболеваний, влияющих на слух, уточнить применявшиеся методы консервативного и хирургического лечения по поводу тугоухости и их результативность.

Исследование слуха с помощью речи . После выявления жалоб и сбора анамнеза выполняют речевое исследование слуха, определяют восприятие шепотной и разговорной речи.

Пациента ставят на расстоянии 6 м. от врача; исследуемое ухо должно быть направлено в сторону врача, а противоположное помощник закрывает, плотно прижимая козелок к отверстию наружного слухового прохода II пальцем, при этом III палец слегка потирает II, что создает шуршащий звук, который заглушает это ухо, исключая переслушивание.

Обследуемому объясняют, что он должен громко повторять услышанные слова. Чтобы исключить чтение с губ, пациент не должен смотреть в сторону врача. Шепотом, используя воздух, оставшийся в легких после нефорсированного выдоха, врач произносит слова с низкими звуками (номер, нора, море, дерево, трава, окно и др.), затем слова с высокими звуками - дискантные (чаща, уж, щи, заяц и др.). Больные с поражением звукопроводящего аппарата (кондуктивная тугоухость) хуже слышат низкие звуки. Напротив, при нарушении звуковосприятия (нейросенсорная тугоухость) ухудшается слух на высокие звуки

Если обследуемый не слышит с расстояния 6 м, врач сокращает расстояние на 1 м. и вновь исследует слух. Эту процедуру повторяют до тех пор, пока обследуемый не будет слышать все произносимые слова. В норме при исследовании восприятия шепотной речи человек слышит низкие звуки с расстояния не менее 6 м, а высокие - 20 м. Исследование разговорной речи проводят по тем же правилам. Результаты исследования записывают в слуховой паспорт.

Исследование камертонами - следующий этап оценки слуха.

Звучащий камертон подносят к наружному слуховому проходу обследуемого на расстояние 0,5 см. и удерживают таким образом, чтобы бранши совершали колебания в плоскости оси слухового прохода. Начиная отсчет времени с момента удара камертона, секундомером измеряют время, в течение которого пациент слышит его звучание. После того как обследуемый перестает слышать звук, камертон отдаляют от уха и вновь приближают, не возбуждая его повторно. Как правило, после такого отдаления от уха камертона пациент еще несколько секунд слышит звук. Окончательное время отмечается по последнему ответу. Аналогично проводится исследование камертоном С2048, определяют длительность восприятия его звучания по воздуху.

Исследование костной проводимости. Костную проводимость исследуют камертоном С128. Это связано с тем, что вибрация камертонов с более низкой частотой ощущается кожей, а камертоны с более высокой частотой переслушиваются через воздух ухом.

Звучащий камертон C128 ставят перпендикулярно ножкой на площадку сосцевидного отростка. Продолжительность восприятия измеряют также секундомером, ведя отсчет времени от момента возбуждения камертона.

При нарушении звукопроведения (кондуктивная тугоухость) ухудшается восприятие по воздуху низкозвучащего камертона C128; при исследовании костного проведения звук слышен дольше.

Нарушением восприятия по воздуху высокого камертона С2048 сопровождается преимущественно поражение звуковоспринимающего аппарата (нейросенсорная тугоухость). Пропорционально уменьшается и длительность звучания С2048 по воздуху и кости, хотя соотношение этих показателей сохраняется, как и в норме, 2:1.

Качественные камертональные тесты проводят с целью дифференциальной экспресс-диагностики поражения звукопроводящего или звуковоспринимающего отделов слухового анализатора. Для этого проводятся опыты Ринне, Вебера, Желле, Федериче, при их выполнении используют камертон C128

Опыт Ринне (R). Заключается в сравнении длительности воздушной и костной проводимости. Звучащий камертон C128 приставляют ножкой к площадке сосцевидного отростка. После прекращения восприятия звука по кости камертон, не возбуждая, подносят к наружному слуховому проходу. Если обследуемый продолжает слышать по воздуху звучание камертона, опыт Ринне расценивается как положительный (R+). В том случае если пациент по прекращении звучания камертона на сосцевидном отростке не слышит его и у наружного слухового прохода, опыт Ринне отрицательный (R).

При положительном опыте Ринне воздушная проводимость звука в 1,5-2 раза превышает костную, при отрицательном - наоборот. Положительный опыт Ринне наблюдается в норме, отрицательный - при поражении звукопроводящего аппарата, т.е. при кондуктивной тугоухости.

При поражении звуковоспринимающего аппарата (т.е. при нейросенсорной тугоухости) проведение звуков по воздуху, как и в норме, преобладает над костн лм проведением. Однако при этом длительность восприятия звучащего камертона как по воздушной, так и по костной проводимости меньше, чем в норме, поэтому опыт Ринне остается положительным.

Аудиометрия: особенности исследования и оборудования, которым измеряют остроту слуха

В медицинской практике часто приходится сталкиваться с пациентами, которые жалуются, что теряют способность слышать. А родители совсем маленьких детей часто обращают внимание на то, что ребёнок не реагирует на звуки, и приходят к врачу, подозревая проблемы со слухом у своего малыша.

Чтобы убедиться, есть ли на самом деле глухота, и определить степень её выраженности, в клинической практике используют аудиометр.

С помощью этого медицинского электроакустического прибора измеряют остроту слуха. Аудиометрия — важное исследование, без которого невозможно поставить точный диагноз и правильно подобрать слуховой аппарат.

Аудиометрия на дому

Для чего и кому проводят аудиометрию?

Исследование проводят пациентам всех возрастов, обоих полов — всем, у кого есть медицинские показания. Процедура проста и безопасна.
Для большинства аудиометрических тестов не требуется специальной подготовки, хотя при первом тестировании слуха у ребёнка, процедуру нужно объяснить, как можно яснее.
Если тестирование детей ABR или ASSR проводится под седацией, то малыша рекомендуют не кормить в течение нескольких часов до введения препаратов. Врач учитывает дозировку, и выбирает седативные средства без побочных эффектов или с их минимумом. В остальном нет никаких рисков, связанных с аудиометрией.
Целью аудиометрии является определение диапазона слуха человека. Чаще всего ее проводят при подозрении на снижение слуха. Аудиометрия может установить степень, а также тип потери слуха.
Распространенными причинами потери слуха являются:

  • врожденные дефекты;
  • хронические ушные инфекции, травмы уха;
  • заболевания внутреннего уха;
  • регулярное воздействие громких звуков;
  • разрыв барабанной перепонки;
  • наследственные заболевания, такие как отосклероз, и другие состояния.

Аудиометрические методы также используются, когда у человека наблюдается головокружение, поскольку многие проблемы со слухом, вестибулярным аппаратом и нарушением равновесия связаны между собой. У людей с параличом лицевого нерва иногда наблюдается потеря слуха. В таких случаях им также проводят аудиологическое тестирование.

По какому принципу работает аудиометр?

Орган слуха устроен сложно. Он воспринимает звуковые раздражители, поступающие не только по воздухоносному пути слухового прохода, но и через вибрации костной ткани черепа. То есть слуховая проводимость бывает воздушной и костной.

Аудиометр представляет собой специальное медицинское оборудование, воспроизводящее звуки, и передающее их через наушники, испытуемому. Пациент сообщает врачу о звуках, когда начинает их слышать.

Аудиометр измеряет:

В процессе аудиометрии пациент слушает специальный шум, надевая наушники сначала на одно, а затем на другое ухо. Исследование выявляет патологию на уровне наружного слухового прохода, структур внутреннего уха и нервной передачи.

Для этого в аудиометре имеется «костный телефон», — вибратор, обычно встроенный в наушники. Аппарат определяет как звук посредством костной вибрации проходит от надкостницы к костной улитке.

Современные аудиометры, производимые компаниями разных стран, отличаются высокой точностью измерений. Приборы определяют реакцию органа слуха на узкополосные и широкополосные колебания, легко интегрируются с ПК, принтерами и другим оборудованием.

Виды аудиометрии и приборов

Аудиометрия — это безболезненная неинвазивная проверка слуха, которая оценивает способность человека адекватно воспринимать звуки, отличающиеся по высоте тонов или частот. Аудиометрические тесты помогают определить степень, а также тип потери слуха.
Результаты показывают, наблюдается ли у пациента:

  • нейросенсорная тугоухость — повреждение нервных волокон, улитки;
  • кондуктивная тугоухость — паталогия барабанной перепонки, слуховых косточек.

Медицинские аппараты, измеряющие остроту слуха делятся на три типа, в зависимости от вида сигналов, которые используют.

Тональный аудиометр Речевой аудиометр Тимпанометр или импедансный аудиометр
Имеет настройки на звуковые частоты диапазона 125-8000 Гц. Определяет тип, степень и конфигурацию тугоухости. Определяет нарушения слуха по интенсивности звучания речи, которую пациент способен услышать и воспринять. Совмещает принципы работы тонального и речевого аудиометров. Полностью автоматизирован, фиксирует рефлексы, возникающие в ответ на слуховой раздражитель.

Аудиометрическое тестирование тональным аудиометром

Пациент сидит в звуконепроницаемой кабине. Врач, проводящий обследование, находится за её пределами. Они общаются с помощью микрофона и знаков.
Испытуемый надевает звуковые наушники для проверки воздушной проводимости, с вибрирующим устройством, располагающимся за ухом, рядом с сосцевидным отростком или вдоль лба, для проверки костной проводимости.

За один раз проверяется одно ухо, именно на него надевается наушник. Метод использует маскировочный приём, при котором шум периодически подается на ухо, противоположное проверяемому. Это гарантирует исследователю, что одновременно проверяется только одно ухо.

Через наушники к уху пациента поступают чистые звуки — как по частоте, так и по интенсивности. Для каждой частоты устанавливается порог, при котором испытуемый слышит звук. Пациент сигнализирует о способности слышать, поднимая руку, или нажимая пальцем на специальную кнопку оборудования.
При оценке младенцев, вместо проверки пороговых уровней, врач диагност устанавливает минимальный уровень реакции, при котором ребёнок реагирует на слуховые раздражители.

Минимальный уровень интенсивности, при котором новорожденный в норме реагирует на звук, составляет 25 дБ. Он постепенно снижается по мере взросления. В возрасте 36 месяцев большинство детей реагирует на звук силой менее 10 дБ.

Для младенцев в возрасте до четырех месяцев, аудиологи используют аудиометрию наблюдения за поведением (BOA). Специалист наблюдает за реакцией испуга и изменениями двигательных рефлексов у ребенка, поскольку для вызова этих действий используются различные источники шума. Сложность теста заключается в том, что используемые шумы не стандартизированы по частоте или интенсивности.

Аудиологическое тестирование с визуальным подкреплением (VRA) оценивает слух младенцев в возрасте от шести месяцев до двух лет. Звуки различной интенсивности подаются на один из двух динамиков, когда рёбенок сидит на коленях у родителей. Если он слышит звук, то поворачивается в соответствующую сторону, за что вознаграждается визуальным стимулом — анимированной игрушкой или мигающим светом. Для детей старшего возраста с этой целью используют видеоизображения.

Повзрослевшего ребёнка обследуют методом условной игровой аудиометрии (CPA). Главное, правильно проинструктировать малыша, чтобы он прислушивался, и правильно реагировал, когда услышит звук — выполнял задания. Например, его просят класть мяч в чашку или вставлять колышек в доску, когда он услышит слуховой стимул. Для этого типа тестирования ребёнку надевают наушники.

Поскольку достоверный субъективный ответ затруднён или невозможен у малолетних пациентов, им часто проводят электрофизиологическое исследование — надежный метод оценки потери слуха у младенцев и детей младшего возраста, не связанный с поведенческими особенностями. Во время процедуры ребёнок обычно спит или находится под действием седативных препаратов. Лучше, если накануне обследования родители не дают ему спать, тогда малыш крепко спит без лекарств, пока его обследуют.

Электрофизиологические исследования включают:
• Тест слуховой реакции ствола мозга — ABR
• Тест слуховой стационарной реакции — ASSR
• Тест электроэнцефалической аудиометрии — ЭЭГ
• Тест отоакустической эмиссии — ОАЭ

Тональная аудиометрия выявляет нарушения слуха при пресбиакузисе — возрастной потере слуха, а также среднем отите, воздействии интенсивного шума, отосклерозе, болезни Меньера.

Речевая аудиометрия

Исследование проверяет, насколько хорошо пациент слышит речь на разных уровнях тонов. Его легче проводить взрослым, которые недавно заметили проблемы со слухом. Детям, особенно маленьким, — очень сложно или невозможно.

Когда ребёнок способен понимать слова и реагировать на них, различение речи также используется, как один из видов детской аудиометрии. Метод также определяет способность воспринимать согласные звуки. При тестировании на различение речи пациент читает, а затем повторяет слова из двух слогов. Это важная часть диагностики, поскольку многое в обучении детей зависит от их способности различать речь.

В более старшем возрасте — от 10 до 12 лет — пациенты распознают речь, почти как взрослые. Они чаще хорошо справляются с этим видом тестирования. Чтобы убедиться, что оценивается только различение речи, эта часть проверки слуха проводится на уровне от 30 до 40 дБ, что выше, чем при повседневном разговоре.
Различение речи в возрасте от трёх до шести лет проверяют, попросив ребёнка смотреть на изображения обычных предметов, когда ему читают односложное слово. Ребёнок слышит и правильно понимает слово, если указывает на соответствующий предмет.

Тимпанометрия с помощью аудиометров комбинированного действия

Метод выявляет любые проблемы. Например, правильно определяет, когда в среднем ухе скапливается сера или жидкость, повреждается барабанная перепонка или слуховые косточки, развивается опухоль.

Дополнительным к аудиометрии тестом, является тест акустического сопротивления. Он оценивает скорость, с которой звук проходит от наружного уха к улитке, внутри среднего уха. Наиболее знакомым, из этого типа тестирования, является тимпанограмма, которая определяет скопилась ли жидкость за барабанной перепонкой.

Комбинированные аудиометры хорошо подходят как для выявления глухоты, так и для определения её причин. Оборудование имеет современные технологические возможности, с помощью которых усовершенствовали классические приборы.

Поэтому в особых случаях, — например, когда нужно провести исследование у младенцев, или чтобы выдать заключение судебно-медицинской экспертизы, пользуются тимпанометрией.

Цели, задачи и принципы проведения аудиометрии

С помощью аудиометрии оценивают как воздушную, так и костную проводимость звуков.
Воздушная проводимость определяет степень передачи звука через отверстие в кости среднего уха.
Результаты теста на костную проводимость определяют, насколько мягкий звук человек может слышать на нескольких частотах или высотах.
Аудиометрия костной проводимости определяет степень нейросенсорной тугоухости. Человек с нейросенсорной проблемой может слышать звуки, но не понимает их.

Основной целью аудиометрии является определение частоты и интенсивности звуков, которые можно услышать.

Децибел — единица интенсивности звука или мера громкости. Нормальная речь обычно произносится в диапазоне примерно 20-50 дБ.
Поскольку люди с потерей слуха часто не слышат звуки с нормальным уровнем децибел, интенсивность до 115 дБ используют для оценки степени потери воздушной проводимости, и до 70 дБ — для оценки потери костной проводимости.

Частота. Звук, распространяющийся по воздуху или человеческому телу, производит вибрации — молекулы отскакиваются друг от друга, по мере распространения звуковой волны. Частота звука — это количество колебаний в секунду. Измеряется она в герцах — Гц.

В слышимом диапазоне частота означает высоту звука: чем выше частота, тем выше высота звука. Люди способны слышать звуки в диапазоне частот или высоты тона от 20 до 20 000 Гц. Большинство разговоров происходит в диапазоне от 300 до 3000 Гц.

Оборудование для аудиометрии синтезирует звуки в диапазоне от 50 до 12 000-15 000 герц. Начинают тестирование частот, которые не воспринимаются, а затем их медленно повышают.

Аппараты разных брендов обязательно имеют шкалу делений с децибелами, которая помогает определять частоту, воспринимаемую пациентом. В процессе тестирования отмечают уровень децибелов, с которого пациент начинает слышать звук, и определяют интенсивность восприятия сигнала.

Аудиометры строят и выдают аудиограммы в виде графиков. Отоларингологи изучают графические результаты исследований, которые помогают ставить окончательные диагнозы, в совокупности с общими клиническими данными.

Аудиометрическое тестирование обычно проводится в диапазоне частот от 125 до 8000 Гц. Уровни интенсивности или степень громкости, при которых звуки могут быть слышны для большинства взрослых, в норме составляют от 0 до 20 дБ.
Аудиометры определяют:

  • Нормальный слух — 0 - 25 дБ.
  • Лёгкую потерю слуха — 26 - 40 дБ.
  • Умеренную потерю слуха — 41 - 55 дБ.
  • Потерю слуха от умеренной до тяжёлой — 56-70 дБ.
  • Тяжёлую потерю слуха — 71 - 90 дБ.
  • Глубокую потерю слуха — > 90 дБ.

Последние модели немного отличаются более продвинутыми функциями, несмотря на общий принцип работы, который решает главную задачу — диагностирует остроту слуха.

Аудиометры используют, чтобы проводить:

  • скрининги среди определённой группы населения;
  • диагностические исследования пациентов, обратившихся с жалобами на снижение или утрату слуха;
  • клинические исследования, точно определяющие диагноз и динамику состояния.

В связи с этими целями, промышленность выпускает три вида аудиометров.

Аудиометры для скринингов

Скрининговый аудиометр обычно использует аудиометрию Pure Tone только для выполнения базового теста воздушной проводимости. Это тональные аудиометры, которые определяют насколько адекватно испытуемые воспринимают сигналы, и как у них функционирует воздушная проводимость.

Скрининговое оборудование используют в амбулаторных условиях, чтобы узнать, произошла ли у пациента потеря слуха. Исследование выявляет стандартные сдвиги порога, с течением времени.

Скрининговые аудиометры обычно используются при проверке соблюдения гигиенических норм труда на производстве, в школах, в общей практике врача поликлиники или в педиатрии.

Если скрининговый тест указывает на потерю слуха от умеренной до тяжелой, специалист по слуховым аппаратам или ЛОР врач должны провести проверку слуха с помощью диагностического аудиометра.

Диагностические аудиометры

Оборудование рассчитано на фиксацию пороговых уровней воздушной и костной проводимости, а также иногда имеют функционал для определения пороговых уровней речи. Эти аудиометры определяют локализацию основного патологического звена, которое привело к глухоте.

Прибор выдаёт анализ индекса чувствительности к приросту интенсивности, распаду тонов и восприятию мощности звука. С помощью диагностических аудиометров выявляют тугоухость, определяют, что пациент не способен воспринимать речь и имеет другие отклонения.

В чем разница между скрининговым и диагностическим аудиометром?

Скрининговый аудиометр только определяет, есть ли проблемы со слухом. Диагностический аудиометр выявляет какие именно проблемы со слухом возникли.

Клинические аудиометры

Оборудование определяет оба вида слуховой проводимости, помогает в дифференциальной диагностике, а также выявляет раннюю тугоухость. Клиническая аудиометрия определяет тип, степень и местонахождение проблемы со слухом.

Диагностику проводят всем младенцам, поскольку если не выявить потерю слуха на ранних этапах, она приводит к задержке речевых, языковых и коммуникативных навыков. Результаты аудиометрического тестирования могут помочь определить, какой слуховой аппарат или кохлеарный имплант поможет ребенку.

Аудиометрическое тестирование также проводят, как дополнение к диагностике более серьёзных проблем, связанных с потерей слуха, таких как родственный синдром или опухоль.
Родители ребёнка, у которого диагностирована потеря слуха, должны быть готовы приводить его для повторных осмотров, чтобы контролировать ситуацию
Обследование повторяют:

  • Через каждые три месяца, в течение первого года после постановки диагноза
  • Ежегодно, в течение оставшегося периода детства

По мере взросления, ребёнку проводят более обширное аудиометрическое тестирование.
Услуги аудиологии, которые предлагает наша клиника:

  1. Аудиометрия чистого тона.
  2. Речевая аудиометрия.
  3. Детская аудиометрия.
  4. Тимпанометрия.
  5. Релаксометрия.
  6. Функция евстахиевой трубы.
  7. Скрининг отоакустической эмиссии — ОАЭ.
  8. Диагностика слуховой реакции ствола мозга ABR/BERA ASSR.

Подбираем слуховые аппараты и даём рекомендации. Помогаем выбрать слуховые аппараты от ведущих международных брендов, в соответствии с бюджетом и требованиями, продиктованными образом жизни пациента.

Специалисты нашей клиники тщательно изучают потребности каждого человека, обратившегося в клинику с глухотой, и помогают найти индивидуальные решения его проблемы. Врачи нашей клиники чутко заботятся о людях, которые обращаются к нам.

Клиника предлагает услуги — пакеты медицинских осмотров, — которые обеспечивают точную диагностику, и проводит эффективные лечебные процедуры в отношении аудиологии, логопедии и ЛОР.

Преимущества нашего центра

  • Мы вкладываем значительные средства в новейшее оборудование и обучение врачей передовым технологиям, которые применяются для проверки слуха и лечения больных, чтобы гарантировать, что у нас вы получите необходимую диагностику, медицинскую помощь и поддержку на самом высоком уровне.
  • Пациентов тестируют высококвалифицированные доктора, имеющие дипломы и сертификаты об окончании ординатуры и специализации по дополнительным программам, в соответствии с мировыми стандартами.
  • Тестируем и настраиваем слуховые аппараты, используя высокие технологии мирового класса.
  • По желанию пациентов, проводим аудиологические исследования у них на дому, куда после оформления заявки выезжают наши врачи с высокоточным портативным оборудованием.

Стоимость услуг на выездное аудиологическое исследование:

Мы в стремимся предложить пациентам лучшие условия, когда диагностируем и лечим потерю слуха.
Тест проводят специалисты, прошедшие специальное обучение по работе на оборудовании, которое используется на базе нашей клиники для диагностики и лечения потери слуха.

Запишитесь на приём к врачу или оставьте заявку на диагностику слуха у вас дома. Сотрудники нашей клиники скоро свяжутся с вами, чтобы уточнить детали.

© Клиника «MediKids» 2021
Информация на сайте носит справочный характер и не может использоваться как рекомендации по самостоятельному лечению. Для обследования, постановки диагноза и лечения вам необходимо обратиться к специалисту.
Официальное уведомление

Время работы подразделения:
24 часа в сутки, 7 дней в неделю
Приём звонков и заявок с 9:00 до 21:00

Полное аудиологическое обследование детям и взрослым

Выездной Центр «Extendiagnostics» оказывает услуги по проведению полного аудиологического исследования. Обследование представляет собой комплекс, включающий одновременно несколько специфических тестов, и рекомендовано ЛОР-специалистами для подтверждения или установления имеющихся проблем с работой слухового аппарата. Нарушение в деятельности последнего становится причиной значительного ухудшения качества жизни человека, поскольку провоцирует нарушение коммуникативной функции речи на фоне сложностей с восприятием звуков.

Выполнение комплексного обследования упрощает постановку диагноза, что в итоге положительно сказывается на назначении адекватного текущему состоянию пациента лечения.

Процедуры, входящие в состав полного аудиологического исследования

Ведущими тестами, которые специалисты рекомендуют при проведении диагностики проблем со слухом, являются импедансометрия и тонально-пороговая аудиометрия.

Полное аудиологическое исследование проводится по следующей схеме:

  • Сбор анамнеза.
  • Отоскопия - проведение визуального осмотра наружного слухового прохода, барабанной перепонки при помощи специального инструмента.
  • Тонально-пороговая аудиометрия.
  • Импедансометрия.

Комплексное обследование слуха включает процедуры, применимые ко всем возрастным категориям пациентов.

Сбор анамнеза

Первый этап обследования представляет собою сбор анамнеза. ЛОР задает пациенту следующие вопросы:

  • в какой момент времени и какие обстоятельства предшествовали появлению проблем со слухом;
  • скорость развития возникших симптомов;
  • проблемы были постоянными или возникали периодически;
  • нарушения слуха затрагивали оба уха или только одно;
  • присутствует ли такая дополнительная симптоматика, как шум в ушах, головокружения.


ЛОР-специалиста также интересует, присутствуют ли проблемы со слухом у ближайших родственников по линии отца или матери, а также перенесенных патологий в данном направлении. Осмотр детей проводится только в присутствии родителей либо законных представителей, способных дать ответы на интересующие специалиста вопросы.

Отоскопия

После получения необходимой информации, врач проводит процедуру отоскопии. Методика относится к инструментальным способам и представляет собою осмотр наружного слухового прохода и поверхности барабанной перепонки при помощи отоскопа.

Тонально-пороговая аудиометрия

Тонально-пороговая аудиометрия - методика, используемая для определения порога слуха пациента. Для этой цели используется специальный прибор - аудиометр.

В ходе исследования на уши пациента надеваются наушники, через которые подаются акустические сигналы, отличающиеся между собой как частотой, так и интенсивностью. Когда обследуемый слышит звук, то он сигнализирует об этом нажатием кнопки. Полученные данные используются для построения аудиограммы - графика, отражающего степень и характер снижения слуха.

Импедансометрия

Импедансометрия является заключительным этапом тестирования и включает две процедуры:

  • тимпанометрия;
  • акустическая тефлексометрия.

При выполнении тимпанометрии в слуховой проход пациента помещается тонкий резиновый зонд, при помощи которого на барабанную перепонку оказывается воздушной давление и одновременно подается звуковой сигнал разной степени интенсивности. При помощи соединенного с зондом микрофона выполняется регистрация оказываемого на барабанную перепонку давления в виде графика - тимпоногарммы.

Процедура рефлексометрии основывается на даче оценки рефлекторного сокращения внутриушных мышц. Схема проведения следующая:

  1. Уши пациента закрываются наушниками, через которые подаются различные звуки
  2. Прибор записывает и анализирует ответный сигнал, поступаемый от улитки уха.

Импедансометрия может использоваться как для пациентов взрослой, так и детской возрастной категории.

Важным требованием является соблюдение полной неподвижности при проведении любой из процедур. В противном случае полученные результаты будут не совсем точными.

Комплексное диагностирование, выполненное квалифицированными специалистами, позволяет с максимальной точностью установить причины развития тугоухости. Проведенные тесты и полученные результаты позволяют:

  • подобрать адекватное текущему состоянию лечение и скорректировать слуховую функцию;
  • подобрать слуховой аппарат;
  • назначить проведение дополнительных исследований.

Для записи на проведение комплексного аудиологического исследования в медицинском центре «Extendiagnostics» вы можете воспользоваться одним из следующих способов:


«Проект: Аудиология» - сборник научно-практических материалов для профессионалов в области аудиологии и слухопротезирования, включающий материалы конференций, статьи по кохлеарной имплантации, отоневрологии и законодательные акты по сурдологии.

Проект - Аудиология

Сенсоневральная тугоухость. Клинические рекомендации

д.м.н., профессор Н.А.Дайхес

Президент Национальной медицинской Ассоциации оториноларингологов

Заслуженный врач России,

СЕНСОНЕВРАЛЬНАЯ ТУГОУХОСТЬ
Клинические рекомендации

Москва - Санкт-Петербург 2014

Клинические рекомендации «Нейросенсорная тугоухость»
Составители: д.м.н. проф. Абдулкеримов Х.Т., д.м.н., проф. Таварткиладзе Г.А., к.м.н., доцент Цыганкова Е.Р., д.м.н. Бобошко М.Ю., к.м.н. Климанцев С.А.
Рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании Национальной медицинской ассоциации оториноларингологов от 1-2 декабря 2014 года.
Экспертный совет: д .м.н. проф. Абдулкеримов Х.Т. (Екатеринбург); д.м.н. Артюшкин С.А. (Санкт-Петербург); д.м.н. проф. Гаращенко Т.И. (Москва); д.м.н. проф. Дайхес Н.А. (Москва); д.м.н. проф. Егоров В.И. (Москва); д.м.н. проф Карнеева О.В. (Москва); д.м.н. проф. Карпова Е.П. (Москва); д.м.н. проф. Коркмазов М.Ю. (Челябинск); д.м.н. проф. Кошель В.И. (Ставрополь); д.м.н. проф. Накатис Я.А. (Санкт-Петербург); д.м.н. проф. Овчинников А.Ю.(Москва); д.м.н. проф. Рязанцев С.В. (Санкт-Петербург); д.м.н. проф. Свистушкин В.М.(Москва); д.м.н. Фанта И.В. (Санкт-Петербург); член-корр. РАМН, д.м.н. проф. Янов Ю.К. (Санкт-Петербург).

Цель рекомендаций - оптимизация организации медицинской помощи врачами оториноларингологами и сурдологами-оториноларингологами населению с сенсоневральной тугоухостью (СНТ), создание алгоритма диагностики, лечения и реабилитации пациентов с данным заболеванием.
Определение и терминология
Сенсоневральная тугоухость (нейросенсорная потеря слуха , перцептивная тугоухость, кохлеарная невропатия) - форма снижения (вплоть до утраты) слуха, при которой поражаются какие-либо из участков звуковоспринимающего отдела слухового анализатора, начиная от нейроэпителиальных структур внутреннего уха и заканчивая корковым представительством в височной доле коры головного мозга

В соответствии с МКБ-10 выделяются:
H90.3 Нейросенсорная потеря слуха двусторонняя
H90.4 Нейросенсорная потеря слуха односторонняя с нормальным слухом на противоположном ухе
H90.5 Нейросенсорная потеря слуха неуточненная
H91.1 Пресбиакузис H91.2 Внезапная идиопатическая потеря слуха
H91.8 Другие уточненные потери слуха H91.9 Потеря слуха неуточненная

Классификации В 1997 году Всемирной Организацией Здравоохранения была утверждена единая классификация степеней тугоухости, представленная в таблице

1. Таблица 1 Международная классификация степеней тугоухости

Среднее значение порогов слышимости по воздуху на частотах 500, 1000, 2000 и 4000 Гц (дБ)

  • внезапную (снижение слуха развивается в срок до 12 часов);
  • острую (снижение слуха развивается в течение 1-3 суток и сохраняется до 1 месяца);
  • подострую ( снижение слуха сохраняется в срок 1-3 мес.)
  • хроническую (снижение слуха сохраняется более 3 месяцев и может быть стабильным, прогрессирующим и флюктуирующим).

СЕНСОНЕВРАЛЬНАЯ ТУГОУХОСТЬ У ВЗРОСЛЫХ

Этиология и патогенез
СНТ - полиэтиологичное патологическое состояние, которое может быть как самостоятельным заболеванием, так и вторичным проявлением коморбидной патологии. Патоморфологическим субстратом СНТ является количественный дефицит невральных элементов на различных уровнях слухового анализатора, начиная от периферического участка - спирального органа и заканчивая центральным отделом, представленным слуховой корой височной доли головного мозга. Повреждение чувствительных структур улитки является основным морфофункциональным условием развития СНТ вплоть до полной глухоты. Первоначальным патоморфологическим субстратом в улитке является дистрофический процесс в волосковых клетках, который может быть обратимым при своевременном начале оказания медицинской помощи. К числу значимых этиологических факторов развития внезапной и острой СНТ относятся:

  1. Инфекционные заболевания (вирусные - грипп, эпидемический паротит, корь, клещевой энцефалит; бактериальные - эпидемический цереброспинальный менингит, скарлатина, дифтерия, тифы, сифилис).
  2. Токсические воздействия (острые интоксикации, в т.ч. бытовые и промышленные; лекарственные ятрогенные повреждения ототоксическими препаратами - аминогликозидные антибиотики, петлевые диуретики, химиотерапевтические, нестероидные противовоспалительные средства и др.)
  3. Заболевания органов кровообращения (сердечно-сосудистые - гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца; нарушения мозгового кровообращения преимущественно в вертебро-базиллярном бассейне, нарушения реологических свойств крови и др.)
  4. Дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника (унко-вертебральный артроз С 1 -С 4 , спондилез, спондилолистез с клинической картиной «синдрома позвоночной артерии»)

ОКАЗАНИЕ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ

  • По возникновению: внезапная, острая, подострая, хроническая
  • По течению: обратимая, стабильная, прогрессирующая
  • По степени выраженности поражения слуха в зоне от 0,5 до 4 кГц (см. - международную классификацию тугоухости)

  1. Жалоб и клинической картины - внезапное (острое) снижение слуха на одно или оба уха, в сочетании или без субъективного шума в ушах и вегетативного симптомокомплекса.
  2. Анамнеза заболевания - наличие коморбидных форм заболеваний, перенесенные инфекционные заболевания, прием ототоксических лекарственных средств, травма головы и шейного отдела позвоночника , чрезмерное акустическое воздействие на орган слуха.

При дифференциальной диагностике необходимо иметь в виду другие фор мы заболеваний, проявляющиеся снижением слуха - лабиринтопатии (следствие хронического гнойного воспаления среднего уха, произведенной радикальной операции среднего уха, перенесенного лабиринта), поражения внутреннего уха вследствие инфекционного заболевания, интоксикации, невриномы VIII нерва, нарушения мозгового кровообращения в вертебро-базиллярном бассейне, рассеянный склероз, объемные процессы головного мозга, черепно-мозговая и спинальная травма, серная пробка, сахарный диабет, гипотиреоз, хроническая почечная недостаточность и др. Диагноз острой сенсоневральной тугоухости на догоспитальном этапе носит предположительный характер. Учитывая особую социальную значимость функции слуха для индивида установление этого диагноза, даже в предположительной форме, диктует особую тактику - экстренную цитопротекцию нейроэпителиальных структур внутреннего уха и центральных отделов слухового анализатора в головном мозге, срочную медицинскую эвакуацию в многопрофильный стационар (имеющий ЛОР-отделение) для дифференциальной диагностики, назначения или коррекции терапии.


ОКАЗАНИЕ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ В СТАЦИОНАРНОМ ОТДЕЛЕНИИ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ (СтОСМП)

  1. Жалоб и клинической картины (соответствует диагностике на догоспитальном этапе) .
  2. Анамнеза заболевания (соответствует диагностике на догоспитальном этапе) .

Лечение при внезапной и острой СНТ:

Лечение при хронической СНТ:

  1. Охранительный слуховой режим
  2. Лечение фоновых соматических заболеваний
  3. Курсы поддерживающей терапии 1-2 раза в год с использованием таблетированных препаратов, улучшающих мозговой и лабиринтный кровоток, а также процессы тканевого и клеточного метаболизма.

Реабилитация при хронической СНТ:

  1. Слухопротезирование аппаратами воздушного проведения - показано при средних порогах слуха в зоне речевых частот (500, 1000, 2000 и 4000 кГц) на лучше слышащем ухе ≥41 дБ.
  2. Льготное слухопротезирование заушными слуховыми аппаратами воздушного проведения - показано при средних порогах слуха в зоне речевых частот (500, 1000, 2000 и 4000 кГц) на лучше слышащем ухе ≥56 дБ.
  3. Операция установки импланта среднего уха - показана при невозможности использования слуховых аппаратов воздушного проведения, если пороги костного звукопроведения на 500 Гц не более 55 дБ и на высоких частотах не более 75 дБ.

Кохлеарная имплантация - показана при:

  1. двусторонней тугоухости с порогами не менее 90 дБ в зоне речевых частот (500-4000 Гц), не поддающейся коррекции обычным слуховым аппаратом;
  2. наличии развернутой речи;
  3. отсутствии противопоказаний к хирургическому вмешательству;
  4. высокой мотивации пациента и его ближайших родственников;
  5. отсутствии серьезных сопутствующих соматических заболеваний;
  6. отсутствии когнитивных проблем.

Оценка эффективности слухопротезирования

  1. Речевая аудиометрия в свободном звуковом поле в тишине и на фоне помех.
  2. Анкетирование с использованием анкеты COSI .

Повторные аудиологические исследования и наблюдение

  1. Тональная пороговая аудиометрия - 1-2 раза в год.
  2. Речевая аудиометрия в тишине и на фоне помех - 1-2 раза в год.
  3. Коррекция амплитудно-частотных характеристик усиления слухового аппарата (по результатам аудиологического обследования) - 1-2 раза в год.

СЕНСОНЕВРАЛЬНАЯ ТУГОУХОСТЬ У ДЕТЕЙ

Золотым рекомендованным стандартом является:

  1. скрининговое исследование слуха у всех новорожденных в возрасте до 1 мес.;
  2. завершение диагностического этапа детям, не прошедшим универсальный аудиологический скрининг, в возрасте до 3 мес.;
  3. определение индивидуальной программы реабилитации детям, у которых подтверждено снижение слуха, в возрасте до 6 мес.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СЛУХА У ДЕТЕЙ

Дети с факторами риска по тугоухости и глухоте направляются на диагностическое исследование даже при прохождении скрининга, основанного на регистрации ОАЭ. Рекомендуется проведение повторного аудиологического исследования каждые 24-30 мес. Исключение должны составлять дети с цитомегаловирусной инфекцией, синдромами, связанными прогрессирующей тугоухостью, нейродегенаративной патологией, травмой, постнатальными инфекциями, вызывающими сенсоневральную тугоухость, после химиотерапии, которым повторное аудиологическое исследование должно проводиться чаще. Расширенное аудиологическое исследование Рекомендуется использовать комплексное исследование. Дети должны исследоваться без седации. При необходимости использования седации вопрос решается педиатром, аудиологом, анестезиологом и семьей.

Аудиометрия у детей

  1. Поведенческая аудиометрия - возраст от 4 месяцев до 3 лет Ребенок усаживается вместе с родителем в звукозаглушенной камере таким образом, чтобы громкоговорители были расположены с обеих сторон от ребенка. Исследователь начинает говорить с интенсивностью в 30 дБ нПС, отмечая, локализует ли ребенок звуки. Обычно произносится имя ребенка или интересные для него звуки. Методика же определения порогов соответствует методике, используемой при определении порогов слышимости у взрослых. Так как у ребенка используются не телефоны, а стимуляция через громкоговорители, определяемый ответ соответствует лучше слышащему уха.
  2. Аудиометрия с визуальным подкреплением ( Visual Reinforcement Audiometry) - возраст от 1 года до 3 лет Ребенок усаживается вместе с родителем в звукозаглушенной камере таким образом, чтобы громкоговорители были расположены с обеих сторон от ребенка. Сверху или снизу от динамиков располагаются механические игрушки, которые могут двигаться или светиться (иногда перед исследуемым располагается монитор, на котором сменяются картинки). В свободном звуковом поле подается частотно-модулированный ("лающий") тон частотой 1000 Гц интенсивностью 50 дБ нПС и, если ребенок поворачивается в сторону динамика, приводятся в действие игрушки. Если же ребенок не обращает внимания на динамики, интенсивность повышается до тех пор, пока не будет получена реакция ребенка. Необходимо добиться того, чтобы ребенок объединял восприятие звука с началом движения (или зажиганием) игрушек или картинок. Исследование повторяется на частотах 2000, 4000, 500 и 250 Гц. Если при обследовании ребенка можно использовать телефоны, то будет получена информация, специфичная для конкретного уха, если же нет (т. е. исследование проведено в свободном звуковом поле) - полученные результаты следует считать ответом от лучше слышащего уха.
  3. Игровая аудиометрия - возраст от 3 до 5 лет Ребенка инструктируют надеть кольцо на стержень пирамидки или произвести другие аналогичные действия, когда он услышит звук. Исследование начинается с частоты 1000 Гц на интенсивностях между 30 и 40 дБ нПС. Методика определения порога слышимости соответствует методике, используемой при традиционной аудиометрии. Пороги определяются на частотах 250-4000 Гц для каждого уха.

Диагностическое исследование должно включать:

  1. Сбор анамнеза
  2. Отоскопию
  3. Регистрацию КСВП / СВП:
    1. Определение порогов КВП в каждом ухе при стимуляции щелчками и/или высокочастотными тональными посылками (4000 Гц).
    2. Пороги должны определяться шагом не более 10 дБ.
    3. Рекомендуется получение по возможности максимальной частотноспецифичной информации. Как минимум, дополнительно к щелчку или высокочастотному стимулу рекомендуется проводить регистрацию СВП на частотах 1000 Гц или менее.
    4. С целью дифференциации сенсоневрального и кондуктивного поражения рекомендуется регистрация КСВП на костнопроведенные стимулы.
    5. Рекомендуется проведение анализа морфологии КСВП, а также оценки абсолютных и межпиковых ЛП в ответ на высокие уровни стимуляции.
    6. На высоких уровнях стимуляции воздушнопроведенных широкополосных стимулов (щелчков) рекомендуется использование противоположных полярностей стимуляции и запись кривых в различные сегменты памяти с целью оптимизации регистрации микрофонного потенциала. Это позволяет диагностировать аудиторные нейропатии или другие формы патологии слуховых проводящих путей. С целью исключения наложения артефакта стимула на микрофонный потенциал рекомендуется использование внутриушных телефонов.

    Рекомендации по ведению пациентов с подтвержденным снижением слуха


    До возраста 3 мес. должны быть завершены следующие действия:

    1. При подтверждении повышения порогов слышимости в одном из ушей (или обоих) свыше 30 дБ ПС должны быть начата разработка программы (ре)абилитации, в том числе, предусматривающая слухопротезирование.
    2. При наличии указаний на патологию среднего уха отоларинголог определяет тактику лечения, которое должно сопровождаться исследованием слуха.
    3. При значительном повышении порогов КСВП или нарушением их морфологии (удлиненные ЛП), но нормальной ОАЭ следует рассмотреть вопрос о возможности наличия ретрокохлеарной дисфункции (аудиторная нейропатия, аудиторная десинхронизация).
    4. При выявлении одностороннего снижения слуха с нормальными порогами в здоровом ухе информируйте родителей о возможных эффектах одностороннего снижения слуха на развитие речи, слуха и языковых навыков, а также о необходимости сохранения слуха на здоровом ухе. Необходимо проводить динамическое наблюдение за слуховой функцией, а также развитием речи и языка каждые 6 мес. до достижения ребенком возраста 3 лет.

    Рекомендации по выбору параметров электроакустической коррекции

    У ребенка с подтвержденной тугоухостью до достижения им возраста 6 мес. должны быть завершены следующие мероприятия.

      Критерии определения кандидатов на слухопротезирование

    Вопрос о необходимости слухопротезирования решается на основании информации, полученной при аудиологических исследованиях, поведении ребенка дома, в детском саду (школе), наличия дополнительных специальных потребностей, информации о развитии слуховой функции, речи и языка. Критерии определения показаний должны основываться на следующих исследованиях:

    1. электрофизиологическом исследовании слуховой чувствительности (СВП на щелчки и частотноспецифичные стимулы (в том числе на chirp ), стационарные слуховые вызванные потенциалы, ОАЭ на частоте продуктов искажения).
    2. Определении поведенческих порогов при использовании стандартных аудиометрических методик, соответствующих возрасту ребенка(аудиометрия с визуальным подкреплением, игровая аудиометрия, стандартная методика тональной аудиометрии).

    Ребенок может рассматриваться как кандидат на слухопротезирование, если у него определяется стойкое повышение порогов слышимости в одном или обоих ушах свыше 40 дБ ПС (на любых двух частотах в диапазоне 500-4000 Гц) при поведенческой аудиометрии или при регистрации КСВП на щелчки (2000-4000 Гц).

      Предустановка: физические характеристики усиления

    Внимание: во всех случаях при двустороннем снижении слуха должно назначаться бинауральное слухопротезирование, если не имеется противопоказаний.

    Читайте также: