Роль дифференциации пола. Эволюция и половая гетеротипия.

Обновлено: 18.05.2024

Половой диморфизм - разделение женского и мужского полов, благодаря которому происходит процесс естественного воспроизводства человеческого вида.

В психологии половых различий сложилось несколько ориентаций:

1)изучение роли пола как индивидуально первичного свойства в онтогенезе человека - биогенетическая ориентация (анализ закономерностей развертывания генетической программы в онтогенезе индивида под влиянием социальных факторов)

2)социогенетическое направление - значение роли культуры в процессе социальной дифференциации, связанной с половым деморфизмом, изучение механизмовусвоения в соответствие с принятыми в культуре стереотипами поведения разных обусловленных половым деморфизмом половых социальных ролей.

3)персоногенетическая ориентация - анализ вопросов онтогенезаполовой идентичности, «я-образа», познавательного развития детей, индивидуального стиля, связанные с половым диморфизмом

4)исследования социологов, психологов, этнографов, сексологов, медиков и биологов - изучениепсихологии половых различий в историко-эволюционном

Пол индивида - предпосылка развития психологического пола личности
Эволюционный смысл полового деморфизма

Женские особи обеспечивают в ходе отбора неизменность, . устойчивость инерционного генетического ядра популяции. (консервативная подсистема)

Мужские особи- тенденция к изменчивости. (оперативная подсистема)

Психосексуальная дифференциация и социальное поведение.

Индивид рождается с определенным хромосомным полом.. Функционирование гормонального пола приводит к созреванию внешнего и внутреннего морфологического пола. В подростковом возрасте гормональный пол приводит к появлению вторичных женских и мужских половых признаков.

Психологический пол зависит от социальной половой роли - набора предписаний и ожиданий, которые предъявляет данное общество индивиду, оценивая его половую принадлежность; от отношения самой личности к своим индивидным свойствам, связанным с полом, и к социальным половым ролям - осознание и принятие личностью своей половой принадлежности.

Сквозной хар-р различий, обусловленный полом, подчеркивает вполне естественное разделение всего человечества на 2 мира: женский и мужской.

1.Половые различия и полоролевое поведение.

Двойная детерминация изучаемых признаков:

- учет эволюционно-биологического фактора

понятие пола как конституциональной координаты(несоциальные воздействия)

- человеческое поведение как соц.феномен

понятие половой и сексуальной роли, которая предписывается субъекту как члену группы

Д.Басс 1995г. -Эволюционная теория личности

Мужчины и женщины будут проявлять личностные различия только в тех областях жизни, где они сталкиваются с проблемами адаптации, относящимися к их биологическим различиям в сексуальной и репродуктивной функциях.

2. Некоторые аспекты половой дифференциации

Многие из наблюдаемых в прентальный период физич. Различий, закладывают основу для особенностей, проявляющихся в течении всей жизни.

XY-тестостерон - если мало- “демаскулинизация”

Некоторые гормоны воздействуют на мозг- например это может проявляться в уровне физической агрессивности.

Первый акт самоопределения- отнесение субъектом себя к определённому полу. С 2 лет-поведение мальчиков начинает дифференцироваться в определённом направлении.Влияние генетических факторов на развитие половой самоидентификации продолжается в течении всей жизни.

На фоне общих различий в конституции в период созревания появляется более отчетливые признаки мужского и женского стилей поведения.

Формирование основных подструктур характера, в частности образа-Я, также имеет отметку пола.

В период молодости происходит окончательное закрепление полоролевых стереотипов, а также в целом завершается формирование половой идентификации как процесса, связаного с физиологическими элементами созревания организма. На данном этапе особенности поведения могут рассматриваться как закрепление выработанных в детские годы реакций.

В период взрослости связанные с первичными половым диформизмом мозговых функций, а также гормональным влиянием половые различия наиболее очевидны.

3. Фактор пола и психика

Феномен социальной желательности.

-определяет акцентирование или сглаживание в зависимости от обстоятельств, характерных особенностей мужчин и женщин.

“Естественные различия между полами.” Некоторые способности базируются на врожденых чертах.

Обнаружил, что у мужчин основные факторы способностей более дифференцированы и автономны, чем у женщин.

3 фактора у мужчин:

- все 3 мужских в одном

- вербально зависимый от пола.

Различия в языковых способностях выявились по след.показателям:

Матери чаще говорят со своими дочерьми, чем с сыновьями.

Стили реагирования мужчин и женщин на стресс отчетливее всего проявляются в способах преодоления отрицательных переживаний.

- женщ.- подавлена- думает о причинах своего состояния

- муж.-подавлен- пытается отгородиться от депрессивных эмоций вовлекается в физич.активность.

пассивность, концентрация на чувствах, проявление эмоций.

физич. И интеллектуальная активность, неэмоциональность, сила

Соц.стереотипы

Анализ полоролевых стереотипов на основе прилагательных, описывающих личностные черты.

Муж.- агрессивные, доминантные, предприимчивые

Женщ.- нежные, сентиментальные, мягкосердечные.

Андрогиния-сочетания в индивиде психологич.профиля высоких показателей маскулинности и феминности. Андрогины демонстрируют “женское” и “мужское” поведение в зависимости от параметров ситуации.

Фактор пола и психика

Экстраверсия - параметр, включающий доминантность ощущений, что отражает личные аспекты более типичные для мужчин. Дружелюбность - женская черта.

Половые различия есть и в моральном поведении: моральное развитие женщин базируется на стандарте «забота о других», а у мужчин стандарт - «справедливость».

19. Личность в истории культуры. Концепция Л.С. Выготского. Культура и программы поведения. (от прошлого года)

В социотипическом поведении субъект выражает усвоенные в культуре образцы поведения и познания, надсознательные надындивидуальные явления.

Социотипическое поведение личности, выражающее типовые программы данной культуры, нейтрализует тенденцию к индивидуализации поведения, рост его вариативности; вместе с тем усвоенные личностью социальные образцы и стереотипы, характеризующие ее как члена той или иной общности, освобождают личность от принятия индивидуальных решений в типовых стандартных для данной общности ситуациях.

Автономное «Я» существовало уже на ранних этапах развития общества(начертательная деятельность).

Отклонение от нормативного социотипического поведения на самых разных этапах социогенеза, выход за рамки общепринятых стандартов поведения присущи любым культурам.

В разных видах зарождающейся профессиональной деятельности индивидуальность личности проявляется в выборе средств, различных способов достижения цели. Специализация деятельности - движущая сила, определяющая развитие индивидуальных способностей способностей и склонностей.

В самой социокультурной системе содержатся активные механизмы по выработке неопределенности:

  • Переход в другую возрастную категорию
  • Изменение статуса в обществе

Исторически субъектом индивидуализации выступала социальная группа, которая побуждала члена общины пройти через пороговые ситуации. Процесс опирался на внешние средства - знаки, через которые субъект овладевал своим я(обряды).

Но автономность человека было относительной. Чем значительнее была группа, в которую входил человек, тем выше была его личностная ценность. «Ролевой фетишизм» - социальные роли начинают казаться доставшимися от рождения. Как и индивидные свойства личности, смешиваемые с качествами индивидуальности.

Современный мир: кризис идентичности - ценность быть личностью входит в конфликт с социотипическими проявлениями личности.

Наряду с тенденцией к сохранению эволюционирующей социальной системы, проявляющейся в социотипическом поведении, в типовых программах разных культур, всегда существовала и тенденция к ее изменению, источником которой был социально-исторический образ жизни. В любом социально-историческом образе жизни существует зона неопределенности, в которой и проявляются индивидуальные качества личности при встрече с непредвиденными ситуациями.

Будучи присвоен личностью, социокультурный материал, характерный для данного социально-исторического образа жизни, становится регулятором социотипического поведения личности. Личность присваивает в культуре и обществе социальные эталоны, нормы, фиксированные в языке черты личности, типичные для данной группы, нации, культуры.

Л. С. Выготского: культурно-исторической теории психики человека.

В рассуждениях Л. С. Выготского на эту тему можно

выделить три крупные логические части.

1. Первая часть может быть озаглавлена: . Она относится к общефилософским предпосылкам теории. В этой части содержится два основных положения. Первое положение опирается на мысль, неоднократно высказывавшуюся классиками марксизма о том, что при

переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой.

На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное и видоизменяла его; животное приспосабливалось к среде, и это обусловило биологическую эволюции животного мира. С появлением же человека начался процесс противоположного смысла.Человек ознаменовал свое появление тем, что начал действовать на природу и видоизменять ее.

Итак, человек оказался способен к овладению природой. Это первое фундаментальное положение.

Второе. Человеку удалось сделать это, т. е. наложил на природу , благодаря использованию орудий, а обобщенно говоря, благодаря развитию материального производства. Легко понять, что это действительно так, если представить себе, что именно материальное производство привело к эволюции средств воздействия на природу: от неотесанного камня или копья палки до современных станков и атомных двигателей.

Итак, Л. С. Выготский подчеркивает измененное взаимоотношение человека и природы, во-первых, и механизм эТого изменения через использование орудий, во-вторых.

II. Вторая часть может быть озаглавлена: . Она содержит тоже два положения, которые звучат не только как точные аналоги обоих положений первой части, но и имеют с ними внутреннюю связь.

Первое. Способность к овладению природой не прошла бесследно для человека в одном очень важном отношении: он научился также овладевать собственной психикой. Появились произвольные формы деятельности, или высшие психические функции.

У человека появляются произвольные формы таких функций, которые Л. С. Выготский и называет высшими, человек может заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-то предмет, организовать свою умственную деятельность.

Возникает вопрос: каким образом появление высших психических функций связано с овладением природой? По мнению Л. С. Выготского, здесь имеет место двусторонняя связь: указанные изменения в психике человека выступают одновременно и как следствия его измененных отношений с природой, и как фактор, который обеспечивает эти изменения. Ведь если жизнедеятельность человека сводится не к приспособлению к природе, а к изменению ее, то его действия должны совершаться по какому-то плану, подчиняться каким-то целям. Так вот, ставя и реализуя внешние цели, человек с какого-то момента начинает ставить и осуществлять внутренние цели, т. е. научается управлять собой. Таким образом, первый процесс стимулирует второй. В то же время прогресс в самоорганизации помогает более эффективно решать внешние задачи.

Итак, овладение природой и овладение собственным поведением - параллельно идущие процессы, которые глубоко взаимосвязаны.

Второе положение. Подобно тому как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает собственным поведением тоже с помощью орудий, но только орудий особого рода - психологических.

ill. Третью часть концепции Л. С. Выготского можно озаглавить -. Логический переход от второй части к третьей позволяет задать вопрос:

Рассмотрим сначала культурно-историческое развитие человека, а потом онтогенез, развитие ребенка. Эти два процесса имеют принципиальное сходство.

Как вам уже известно, труд создал человека, общение в процессе труда породило речь. Первые слова обеспечивали организацию совместных действий. Это были слова-приказы, обращенные к другому и направляющие его действия: , , и т. п. А что произошло потом?

Потом произошло принципиально важное событие: человек стал обращать слова-приказы на самого себя! Из внешнекомандной функции слова родилась его внутреннеорганизующая функция. Человек говорит себе - и встает; он говорит себе - и делает.

Итак, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены и весь процесс, по выражению Л. С. Выготского, был интерпсихологическим., т. е. межличностным. Затем эти же отношения превратились в отношения с самим собой, т. е. в

Превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические Выготский назвал процессом интериоризации. В ходе него происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, коготь, жребий, громко произнесенное слово) во внутренние (образ, элемент внутренней речи и т. п.).

Идея интериоризации - второе рассмотренное нами фундаментальное положение теории Л. С. Выготского. Первое - опосредствованная структура высших психических функций (наш II п.) и второе - интериоризация отношений управления и средств-знаков (наш III п.).

В онтогенезе наблюдается принципиально то же самое. Л. С. Выготский выделяет здесь следующие стадии интериоризации. Первая: взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Вторая: ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает dоздействовать словом на взрослого. И третья: ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

Принципиальное отличие человека от животных состоит в том, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику: он научился овладевать собственными психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия особые, психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение. Наиболее типичной и универсальной системой знаков является речь.

Первоначально - в фило- и онтогенезе - психологические . орудия выступают во внешней, материальной форме и используются в общении как средства воздействия на другого человека. Со временем человек начинает обращать их на себя, свою собственную психику. Интериндивидуальные отношения превращаются в интраиндивидуальные акты самоуправления. При этом психологические орудия из внешней формы переходят во внутреннюю, т. е. становятся умственными средствами.

Таким образом, высшие психические функции человека отличаются от низших, или естественных, психических функций животных по своим свойствам, строению, происхождению: они произвольны, опосредованны, социальны.

20. Проблема социально-типического в личности. Сравнительные исследования личности в разных культурах. (не знаю…..взала полность как с прошлого года, нет ничего не показыает

В социотипическом поведении субъект выражает усвоенные в культуре образцы поведения и познания, надсознательные надындивидуальные явления. В основе надсознательных надындивидуальных явлений - система значений, являющаяся продуктом совместной деятельности. Эта система значений опредмечена в виде схем поведения, традиций и тп. Надсознательные явления представляют собой усвоенные человеком как членом группы образца типичного поведения и познания для данной общности, влияние которых не осознается и не контролируется. Эти образцы, например этнические стереотипы, усваиваются через подражание и идентификацию.

В проявлении неосознаваемых социотипических особенностей человек и группа выступают как единое целое.

При исследовании этих проявлений выделяют те существенные в культуре эталоны и стереотипы, ориентируясь на которые вступают с представителями этнических групп в контакт. Например, педантичность немцев или вспыльчивость итальянцев.

Нередко оценка тех или иных поступков через призму эталонов своей культуры или через выработанные мерки о нормах поведения в другой культуре приводит к неадекватному восприятию других людей.

Социальный характер - характер большинства людей данного общества.

И этнический, и социальный характер выступают как выражение функциональных ролевых качеств личности, проявляющихся в ее социотипическом поведении, т.е. в поведении, в котором личность слита с социальной общностью.

Социальные и этнические стереотипы:

· Могут выступать как индивидуальные нерефлексируемые способы решения проблемы данным социумом, которые отражают индивидуальность данной социальной общности.

· Выступают для личности в данной группе как ее функционально-ролевые качества

Этнопсихологические характеристики личности проявляются в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора, когда выработанные в ином образе жизни этнические стереотипы и нормы решения встающих перед личностью проблем не срабатывают, а новые нормы или стереотипы как средства регуляции социального поведения личности еще находятся в процессе своего формирования. Следовательно, специфические этнопсихологические социотипические феномены обнаруживаются в ситуациях взаимодействия разных культур.

Эволюционная теория пола В.А.Геодакяна

С чем же могут быть связаны индивидуальные различия между представителями мужского и женского пола? Очевидно, что для ответа на этот вопрос необходимо выйти за пределы психологии и обратиться к теориям и гипотезам, существующем в этологии и биологии.

Вопрос, для чего вообще существует пол, возникал давно. Самый простой ответ ? для размножения ? удовлетворительным считаться не может. В живом мире существует помимо раздельнополого еще также бесполое (вегетативное) и гермафродитное размножение, причем очевидных преимуществ перед ними у раздельнополого размножения не отмечается. Напротив того, комбинаторный потенциал (сочетание генов) у гермафродитов в два раза больше, а количество потомства (эффективность размножения) выше у бесполых. Однако все прогрессивные формы размножаются именно половым путем (3, 5).

Для прояснения роли раздельнополого размножения в 1965 г. отечественным биологом В.А.Геодакяном (под очевидным воздействием кибернетики и теории систем) была создана так называемая эволюционная теория пола, в которой автор утверждал, что дифференциация полов связана со специализацией по двум основным аспектам эволюционного процесса ? сохранению и изменению генетической информации как выгодной для популяции формы информационного контакта со средой (3). Очевидно, что только мужских (или только женских) особей недостаточно для обеспечения преемственности и развития вида. Они должны сосуществовать.

Положив в основу своей теории принцип сопряженных подсистем, Геодакян отметил, что адаптивные системы, эволюционирующие в движущей среде, значительно повышают свою общую устойчивость при условии дифференциации на две сопряженные подсистемы, с консервативной и оперативной специализацией, которые принадлежат особям соответственно женского и мужского пола. Как же это происходит?

Изначально организм женских особей обладает более широкой нормой реакции, чем мужской. Так, если мужчина в конфликтном поведении, например, обычно ведет себя взрывчатым образом, то сделать его терпимым и миролюбивым едва ли удастся. А женщина может сочетать в своем поведении несколько стратегий, гибко используя их в зависимости от ситуации. Благодаря этому адаптивные способности женских особей намного выше, а обучаемость лучше. (В исследованиях по педагогической психологии отмечается, что изначальный уровень способностей, как правило выше у мальчиков, но в процессе обучения они быстрей выходят на плато, в то время как девочки, отталкиваясь от более низких показателей, набирают темп и обгоняют мальчиков.) Если мы придем в школьный класс и посмотрим на успеваемость детей, то окажется, что девочки (как и мальчики) в равной степени распределяются на отличниц, двоечниц и посредственных учениц. Однако если мы поставим вопрос иначе: кто самый отъявленный двоечник и хулиган, кто самый талантливый ученик? ? то окажется, что эти группы заполнены, как правило, мальчиками. То есть мужская подвыборка обладает более специализированным поведением, что в целом мешает адаптации на уровне индивида. Все крайности ярче представлены у мужчин, но женщины более обучаемы.

Предположим, что среда существования вида практически не меняется (такую среду называют стабилизирующей). В этой среде естественный отбор ведет к простому увеличению численности особей, без изменения их генотипа. Для этой цели нет необходимости присутствия большого количества мужских особей в популяции, главное, чтобы было достаточно много женских особей. И действительно, в стабильных условиях мальчиков рождается чуть меньше (существует даже примета, что много мальчиков рождается к войне).

Но если среда резко меняет свои условия (становится движущей), то задачи отбора в приспособлении несколько меняются; он приводит не только к увеличению количества особей, но и к изменению генотипа. В условиях катастроф (экологических, социальных, исторических) элиминация и отстранение от размножения в основном затрагивают мужской пол, а модификация ? женский. Благодаря дифференциации полов появилось два основных изменения по сравнению с бесполым размножением ? это более широкое сечение информационного канала взаимодействия у мужской особи и более широкая норма реакции у женской особи. Таким образом, мужская особь может оплодотворить большее количество самок, а женская ? обеспечить спектр фенотипов из одного генотипа.

После исчезновения катастрофического фактора и окончания действия отбора доля мужских особей уменьшается, и их генотипическая дисперсия сужается (те, кто не выжил, не оставляют генетических следов). Итак, женщины обеспечивают постоянную филогенетическую память вида, а мужчины ? временную, онтогенетическую (3).

Для иллюстрации этой мысли Геодакян приводит такой поэтический пример. Когда наступило всеобщее похолодание на планете, то у женщин, как высокоадаптированных существ, увеличилась жировая прослойка. А мужчины в силу слабой приспособленности оказались к этому неспособны и большей частью просто вымерли. Зато оставшийся ? изобрел огонь, чтобы согревать всю общину, и с этого момента стал закрепляться именно его генотип. Итак, мужчины осуществляют поиск, а женщины ? совершенствование. Таков механизм эволюционного биологического (и психологического) прогресса.

Очевидно, что, обладая узкой нормой реакции, мужчины более биологически (и психологически) уязвимы. Поэтому и продолжительность жизни у них ниже. Новорожденные мальчики чаще гибнут, чем девочки. Однако большинство долгожителей все-таки ? мужчины.

Конечно, развиваются и изменяются не все анатомо-физиологические и поведенческие признаки, а только некоторые. Наличие различий признаков у мужских и женских особей называется половым диморфизмом, т.е. существованием двух форм (а в психологии уже начали использовать и выражение половой дипсихизм). У современных людей, например, существует половой диморфизм по признакам роста, веса, оволосения, но нет диморфизма по признаку количества пальцев или ушей, по цвету глаз.

В стабилизирующей среде половой диморфизм отсутствует (нет необходимости приспосабливаться, и мужские и женские особи обладают одним и тем же эволюционно выгодным значением признака). А в движущей среде уже в одном поколении появляется генотипический половой диморфизм, возрастающий в следующих поколениях. По вариативности признака можно судить о фазе эволюционного процесса по признаку. Так, если в мужской подвыборке дисперсия выше, чем в женской, это свидетельствует о начале эволюционного процесса, а фазу отбора называют дивергентной. Затем наступает параллельная фаза, при которой дисперсии в обеих группах примерно равны. И, наконец, конвергентная фаза, на которой вариативность у женщин возрастает по сравнению с мужчинами, свидетельствует о том, что эволюционный процесс близок к завершению.

Геодакяном сформулировано филогенетическое правило полового диморфизма: если по какому-либо признаку существует популяционный половой диморфизм, то этот признак эволюционирует от женской формы к мужской. То есть популяция маскулинизируется, а значения признака, существующие в мужской подвыборке, являются эволюционно выгодными. Это относится ко всем видам, обладающим раздельнополым размножением. Так, например, если у млекопитающих самка по размеру меньше, чем самец, это означает, что по ходу эволюционного процесса самки будут увеличиваться в размере, потому что это выгодно для вида. А у насекомых (например, у пауков) самки, напротив, значительно больше, чем самцы; это говорит о том, что легкому существу в его среде выжить легче. Следовательно, и самки будут становиться меньше.

В селекции этот факт также используется: поскольку селекционные признаки больше продвинуты у отцов, то отбор производителя ? ключевая проблема для выведения новых пород, даже если это касается скрытых признаков, например удойности.

Существует также и онтогенетическое правило полового диморфизма: если по какому-либо признаку существует популяционный половой диморфизм, то в онтогенезе этот признак меняется, как правило, от женской формы к мужской. Правило отцовского эффекта в селекции состоит в том, что по дивергирующим признакам родителей (являющимся предметом внимания) должна доминировать отцовская форма (порода), а по конвергирующим (несущественным для выведения породы) ? женская.

Интересно, что в онтогенезе женские формы признака проявляются раньше, а мужские ? позже. Так, маленькие дети обоего пола больше похожи на девочек, а у пожилых людей, опять же, независимо от пола, начинают проявляться мужские черты (грубый голос, рост волос на лице и пр.). По характерологическим признакам маленькой девочки можно с большей достоверностью предсказать структуру личности и поведение взрослой женщины, чем у мальчиков. Поэтому можно говорить не только о диморфизме, но и о дихрономорфизме (т.е. временном несовпадении проявления женских и мужских признаков) (3, 6).

Примечательно, что врожденные аномалии, имеющие «атавистическую» природу, чаще проявляются у женщин, а «футуристическую» ? у мужчин. Так, среди новорожденных девочек чаще попадаются обладающие хвостиками. Однако самый длинный хвостик, составляющий 13 см, все же принадлежал мальчику. Наблюдается половой диморфизм и в области появления болезней (все новые заболевания, такие, как рак, СПИД, сначала появлялись у мужчин), и в строении мозга (у мужчин более отчетливо выражена асимметрия полушарий и оперативные системы ? кора и левое полушарие, а у женщин ? консервативные системы ? подкорка и правое полушарие, что обусловливает преобладание у мужчин аналитического мышления, а у женщин ? интуитивного, образного и чувственного познания). Благодаря меньшей асимметрии женщины также более обучаемы. Кроме того, и в культурно-историческом процессе наблюдается флагманская роль мужчин: каждая новая профессия была вначале только мужской и лишь затем становилась женской, а основные научные открытия и культурные революции также совершались мужчинами.

Глава 1. Биологические аспекты половой дифференциации

Биологическое предназначение мужчин и женщин можно было бы выразить очень кратко: задача мужчин - оплодотворять женщин, а задача женщин - рожать детей. Эта позиция отражает наиболее влиятельную концепцию XIX в. - дарвинизм и его развитие в виде социального дарвинизма XX в., которая делает упор на «естественный отбор», а также на основное и самое высокое назначение женщины в обществе - материнство, являющееся неотъемлемым фактором процветания нации. Как полагал И. И. Мечников, ради этой миссии природа допускает отставание женщин в развитии. Вот что он писал по этому поводу в начале XX в.: «Многими натуралистами вполне осознан тот факт, что женщина представляется как бы соответствующей мужчине в юношеском возрасте, следовательно, задерживается на известной ступени развития подобно тому, как задерживается развитие личинкоподобной самки многих насекомых, самцы которых являются в виде гораздо более развитых крылатых существ. Никто, конечно, не выведет из моих слов, чтобы я утверждал, будто женщина не способна к развитию и должна во всех случаях и вечно оставаться на личинкоподобной стадии развития. Я утверждаю только, что прогрессивное развитие женщины не должно совершаться в ущерб ее способности размножения, выкармливания и воспитания детей, совершенно подобно тому, как усиленная деятельность рабочих пчел, муравьев и термитов могла явиться не иначе как вместе с появлением бесплодия или же плодовитости в экстренных исключительных случаях, и фактическое доказательство этого мнения представляют нам Соединенные Штаты. Женщины-янки с давних пор заботятся о собственном развитии и сделали в этом отношении огромные успехи, но они совершились, видимо, за счет размножения и семейной жизни» (1913, с. 92). Конечно же, речь у И. И. Мечникова идет не о потере способности к деторождению в результате эмансипации женщин, а об изменении их социальной роли в семейной жизни и отношения к рождению большого количества детей. Не секрет, что чем более образована женщина, тем меньше у нее детей. Это плата за ее интеллектуальное развитие.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 11 Природные биологические особенности, I Знакомство с миром через ощущения

Глава 11 Природные биологические особенности, I Знакомство с миром через ощущения Все дети, независимо от того, есть ли у них расстройства аутистического спектра либо иные особенности развития или нет, по-разному воспринимают мир органами чувств. Родители, специалисты и

Глава 12 Природные биологические особенности, II Проблемы со зрением и слухом

Глава 12 Природные биологические особенности, II Проблемы со зрением и слухом Недостатки зрения и слуха — это две врожденные особенности, требующие более основательного изучения. Как мы можем помочь детям, которые не видят или не слышат? Как мы можем научить их

Принципы и модели психосексуальной дифференциации

Принципы и модели психосексуальной дифференциации В 1977 г. Дж. Мани сформулировал следующие основные принципы этой дифференциации:Первоначальное наличие в зародыше возможности развития и по мужскому, и по женскому типу. Этот принцип опровергает представление о том, что

Глава шестая Аспекты благодати

Глава шестая Аспекты благодати Свобода неприкасаема и дарует субъекту возможность испытать сверхъестественные

Глава 8 Биологические основы разбития и возрастная психология

Глава 8 Биологические основы разбития и возрастная психология 1. Жизненный цикл развития человекаВозрастная психология изучает факты и закономерности психического развития здорового человека.Традиционно принято разделять жизненный цикл на следующие периоды: 1)

Дифференциации либидного объекта

Дифференциации либидного объекта Иногда с четырехмесячного возраста, и фактически всегда к пяти или шести месяцам, младенец начинает проявлять интерес к миру, лежащему за пределами общения с матерью. Как только он двигательно способен к этому, младенец делает первые

Глава 25. Отдельные аспекты совместимости

Глава 25. Отдельные аспекты совместимости В этой главе мы рассмотрим отдельные свойства совместимости которые интересны для более детального изучения.Ревность.Ревность может быть интеллектуальная, эмоциональная и физическая.Пример интеллектуальной ревности - когда

Глава 1. От половой тряпки к девушке его мечты

Глава 1. От половой тряпки к девушке его мечты Считайте себя подарком судьбы, и тогда он вам поверит Сексуальная привлекательность на 50 процентов состоит из того, что у вас действительно есть, и на 50 процентов из того, что у вас есть, по мнению других людей. Софи

Глава 9. Адекватность родителей в их родительской функции: проблемы половой идентичности

Глава 9. Адекватность родителей в их родительской функции: проблемы половой идентичности Мать передает младенцу не чувство идентичности, а саму идентичность: он является органом, инструментом для осуществления ее бессознательных потребностей. Из бесчисленных

О процессах дифференциации своего «Я» в родительской семье Мюррей Боуэн

О процессах дифференциации своего «Я» в родительской семье Мюррей Боуэн Основное положение теории семейных систем касается следующей проблемы: насколько мы дифференцировали или не дифференцировали свое Я, или в какой мере у нас не прояснены и не проработаны

Теория дифференциации полов и значение дифференциации полов для эволюции человека

Точно также эволюционные проблемы нельзя решить в плоскости неэволюционных наук, оперирующих малыми масштабами времени. Поэтому, заранее обречены на неуспех, все попытки разгадать загадки асимметрии в рамках эмбриологии, патологии или аномалий развития, а так же попытки, решить проблему пола, как репродуктивную.
Что общего между такими разными явлениями, как женский-мужской пол, правое-левое полушария мозга, правши-левши общества, ДНК-белки, аутосомы-половые хромосомы?

Содержание

Введение.
Пол. Биологическое, социальное определение.
Определения дифференциации полов из различных источников.
Анализ проблемы пола.
Эволюционная теория пола В. А. Геодакяна
Значение дифференциации полов для эволюции человека.
Вывод.

Работа содержит 1 файл

ЗДО Федорова Ольга (1).docx

В эволюции пола на разных стадиях и уровнях организации появился целый ряд механизмов, которые последовательно обеспечивали более тесную связь женского пола с генеративным (консервативным) потоком, а мужского — с экологическим (оперативным). Так, у мужского пола по сравнению с женским выше частота мутаций, меньше аддитивность наследования родительских признаков, уже норма реакции, выше агрессивность и любознательность, активнее поисковое, рискованное поведение и другие качества, «приближающие к среде». Все они, целенаправленно вынося мужской пол на периферию распределения, обеспечивают ему преимущественное получение экологической информации.

Другая группа особенностей — огромная избыточность мужских гамет, их малые размеры и высокая подвижность, большая активность и мобильность самцов, их склонность к полигамии и другие этолого-психологические свойства. Длительные периоды беременности, кормления и заботы о потомстве у самок, фактически повышая эффективную концентрацию мужских особей, превращают мужской пол в «избыточный», стало быть, «дешевый», а женский — в дефицитный и более ценный.

Получение экологической информации от среды

Во-первых, изменение факторов среды может элиминировать самую чувствительную к данному фактору часть особей популяции, в результате естественного отбора. Bo-вторых, изменение факторов среды, создав дискомфортные условия, может полностью или частично отстранить от размножения другую часть популяции, за счет полового отбора. В-третьих, изменившаяся среда модифицирует выжившую часть популяции, создавая морфо-физиологические, поведенческие и другие ненаследуемые адаптации, за счет нормы реакции. Например в холоде у животных укорачиваются хвосты, гуще становится мех, утолщается подкожная жировая прослойка. Человек использует пещеры, одежду, огонь.

Первые два процесса (элиминация и дискриминация) убирают какие-то генотипы из пула воспроизводства. Третий процесс (модификация), наоборот, позволяет каким-то генотипам сохраниться под прикрытием модифицированного фенотипа и попасть в генофонд потомства. То есть кого-то приходится ломать, убивать, отстранять, а кого-то гнуть, «воспитывать», переделывать.

Механизмы регуляции параметров популяции

Два механизма контролируют параметры популяции у животных — стресс и половые гормоны. Растения получают экологическую информацию от среды через количество пыльцы. Конкретная природа фактора среды, по которому организм испытывает дискомфорт, для запуска этих механизмов не имеет, видимо, никакого значения, то есть безразлично, чем вызван дискомфорт—морозом, засухой, голодом или врагами. Во всех неблагоприятных условиях, при определенной интенсивности дискомфорта, развивается стрессовое состояние, то есть такая «обобщенная» экологическая информация как бы «одномерна»—только «хорошо» или «плохо».

Повышенная смертность мужского пола

В ходе онтогенеза соотношение полов у многих видов растений, животных и человека понижается. Это связано с повышенной смертностью и повреждаемостью мужских систем по сравнению с соответствующими женскими. Эта картина наблюдается почти на всех стадиях онтогенеза и на всех уровнях организации, исследуем ли мы различные виды (человек, животные или растения), разные уровни организации (особь, орган, ткань или клетка) или устойчивость к разным вредным факторам среды (низкие и высокие температуры, голод, яды, паразиты, болезни и др.).

«Оборачиваемость» мужских особей в экстремальных условиях среды

В изменчивых, экстремальных условиях среды, повышается смертность мужского пола и падает третичное соотношение полов популяции. Чем изменчивее среда, тем меньше остается в популяции мужских особей, и одновременно, тем больше их требуется для приспособления. Компенсировать понижение третичного соотношения полов можно только повысив вторичное. Иными словами, в экстремальных условиях среды, будет одновременно повышаться и смертность и рождаемость мужских особей, то есть будет расти их «оборачиваемость».

Организменные механизмы регуляции соотношения полов.

Отрицательная обратная связь реализуется у растений через количество пыльцы, а у животных — через интенсивность половой деятельности, старение, сродство и гибель гамет. При этом, малое количество пыльцы, интенсивная половая деятельность самцов, свежая сперма и старые яйцеклетки должны приводить к увеличению рождаемости мужских особей.

«Сечение» канала передачи информации потомству

Каждому потомку отец и мать передают примерно одинаковое количество генетической информации, но количество потомства, которому может передать генетическую информацию самец, несравненно больше количества, которому может передать информацию самка. Каждый самец в принципе может передать информацию всему потомству популяции, в то время как самки такой возможности лишены. То есть пропускная способность—"сечение"—канала связи самца с потомством значительно больше, чем сечение канала связи самки.

«Сечение» канала связи и репродуктивная структура популяции

В строго моногамной популяции число отцов и матерей равно, то есть самцы и самки имеют одинаковое “сечение канала” связи с потомством. В случае полигинии, когда отцов меньше, чем матерей, самцы имеют большее «сечение» канала связи. В случае полиандрии — все наоборот.

Онтогенетическая и филогенетическая пластичность

Широкая норма реакции делает женский пол более изменчивым и пластичным в онтогенезе. Она позволяет особям женского пола покинуть зоны элиминации и дискомфорта, собраться в зоне комфорта и уменьшить фенотипическую дисперсию и смертность.

Более узкая норма реакции мужского пола не позволяет ему уменьшить фенотипическую дисперсию. Мужские особи остаются в зонах элиминации и дискомфорта и погибают или не оставляют потомство. Это позволяет популяции за новую информацию «платить» в первую очередь жертвой мужских особей.

Половой диморфизм по признакам

Все признаки можно разделить на три группы по степени различия между полами.

Признаки одинаковые у обоих полов

К первой группе отнесем те признаки, по которым между мужским и женским полом нет никакой разницы. К ним относятся качественные признаки, которые проявляются на уровне вида — общий для обоих полов план и принципиальное строение тела, число органов и многие другие. Половой диморфизм по этим признакам в норме отсутствует. Но он наблюдается в области патологии. У девочек чаще проявляются атавистические аномалии (возвраты или остановки развития), а у мальчиков — футуристические (поиск новых путей).

Признаки присущие только одному полу

Ко второй группе относятся признаки, встречающиеся только у одного пола. Это первичные и вторичные половые признаки: половые органы, молочные железы, борода у человека, грива у льва, а также многие хозяйственные признаки (продукция молока, яиц, икры и т. д.). Половой диморфизм по ним носит генотипический характер, поскольку в фенотипе одного пола эти признаки отсутствуют, но наследственная информация об этих признаках записана в генотипе обоих полов.

Признаки, присутствующие у обоих полов

Третья группа признаков находится посередине между первой (половой диморфизм отсутствует) и второй группой (половой диморфизм носит абсолютный характер). К ней относятся признаки, которые встречаются и у мужского пола, и у женского, но распределены в популяции с разной частотой и степенью выраженности. Это количественные признаки: рост, вес, размеры и пропорции, многие морфофизиологические и этолого-психологические признаки.

Половой диморфизм у реципрокных гибридов («Отцовский эффект»)

По признакам, присущим только одному полу (первичные и вторичные половые признаки, а также многие хозяйственно-ценные признаки—продукция яиц, молока, икры), половой диморфизм имеет абсолютный, организменный характер. Поскольку в фенотипе одного пола эти признаки отсутствуют, о генотипическом половом диморфизме по ним можно судить по реципрокным эффектам. Если по «старым» (стабильным) признакам генетический вклад отца в потомка в среднем несколько меньше вклада матери из-за материнского эффекта, обусловленного цитоплазматической наследственностью, гомогаметной конституцией и утробным развитием у млекопитающих, то по «новым» признакам, согласно эволюционной теории пола, должно существовать некоторое доминирование отцовских признаков над материнскими.

Отцовский эффект установлен по алкоголизму у человека, по инстинкту насиживания, скороспелости, яйценоскости и живому весу у кур, по динамике роста, числу позвонков и длине тонкого кишечника у свиней, по удою молока и продукции молочного жира у крупного рогатого скота. Наличие отцовского эффекта по удою и яйценоскости означает не что иное, как более высокую генотипическую «удойность» у быков и «яйценоскость» у петухов, чем у коров и кур тех же пород.

Эволюционная теория пола — правила

Экологическое правило дифференциации полов

В оптимальных, стабильных условиях среды, когда нет необходимости в высокой эволюционной пластичности, основные характеристики уменьшаются и имеют минимальное значение, то есть падает рождаемость (одновременно и смертность) мальчиков, сокращается их разнообразие и разница между мужским и женским полом. Все это снижает эволюционную пластичность популяции

Правило критерия эволюции признака

Признак эволюционирует если по нему существует половой диморфизм и стабилен когда половой диморфизм отсутствует.

Филогенетическое правило полового диморфизма

Если по какому-либо признаку существует генотипический популяционный половой диморфизм, то этот признак эволюционирует от женской формы к мужской.

Филогенетическое правило дисперсии полов

Если дисперсия признака у мужского пола больше, чем у женского, эволюция находится в дивергентной фазе, если дисперсии полов равны, фаза эволюции стационарная, если дисперсия больше у женского пола, то фаза конвергентная.

Онтогенетическое правило полового диморфизма

“Если по какому-либо признаку существует популяционный половой диморфизм, то в онтогенезе этот признак меняется, как правило, от женской формы к мужской”.

Основная статья: Онтогенетическое правило полового диморфизма

Филогенетическое правило реципрокных эффектов

«У реципрокных гибридов по дивергирующим признакам родителей должна доминировать отцовская форма (порода), а по конвергирующим — материнская.»

Тератологическое правило полового диморфизма

«Аномалии развития, имеющие „атавистическую“ природу чаще должны появляться у женского пола, а имеющие „футуристическую“ природу (поиск),—у мужского».

Основная статья: Тератологическое правило полового диморфизма

Если имеется система связанных между собой явлений, в которых можно выделить ориентированные во времени прошлую и будущую формы, то существует соответствие (более тесная связь) между всеми прошлыми формами, с одной стороны, и между будущими—с другой.

5. Значение дифференциации полов для эволюции человека.

Филогенетическое и онтогенетическое правила полового диморфизма, связывающие явление полового диморфизма с динамикой признака в филогенезе и онтогенезе, дают возможность, зная одно явление, предсказать два других. Известно, что у далеких филогенетических предшественников человека глаза были расположены латерально, их зрительные поля не перекрывались и каждый глаз был связан только с противоположным полушарием мозга — контралатерально Применение тех же правил к обонятельному рецептору человека, приводит к выводу, что в филогенезе обоняние человека, в отличие от зрения, ухудшается. Поскольку, как было показано, у людей с возрастом происходит атрофия обонятельных волокон и их количество в обонятельном нерве неуклонно уменьшается, то можно предсказать, что их число у женщин должно быть больше, чем у мужчин.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

«РОССИЙСКИЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА»

Институт экономики и менеджмента. Кафедра

«Менеджмента и маркетинга ».

На тему : « Теория дифференциации полов и значение дифференциации полов для эволюции человека ».

По дисциплине : Антропологические аспекты менеджмента и маркетинга .

Студента: Федоровой О.А.

Факультет: Экономики и менеджмента.

Группа: ЗДО ,5 курс

План реферата.

  1. Пол. Биологическое, социальное определение.
  2. Определения дифференциации полов из различных источников.
  3. Анализ проблемы пола.
  4. Эволюционная теория пола В. А. Геодакяна
  5. Значение дифференциации полов для эволюции человека.
  6. Вывод.

" Пол - главный вызов современной теории эволюции.

королева проблем эволюционной биологии.

основной вопрос — для чего существуют два пола?"

“Для эволюционных биологов, существование самцов и самок

во многом парадоксально. . Вопрос дифференциации

на индивидуальном уровне все еще остается. Почему

большинство животных имеют самцов и самок вместо

того, чтобы [совмещать мужское и женское начала в

одном организме?]”

Д. Сарага (Reflex Magazine, Апрель, 2011 г.)

Как из 6 спичек составить 4 равносторонних треугольника?

Эта загадка объемная и не решается в плоскости (тетраэдр).

Точно также эволюционные проблемы нельзя решить в плоскости неэволюционных наук, оперирующих малыми масштабами времени. Поэтому, заранее обречены на неуспех, все попытки разгадать загадки асимметрии в рамках эмбриологии, патологии или аномалий развития, а так же попытки, решить проблему пола, как репродуктивную.

Что общего между такими разными явлениями, как женский-мужской пол, правое-левое полушария мозга, правши-левши общества, ДНК-белки, аутосомы-половые хромосомы?

Все теории биологии, в том числе и главные парадигмы: классическая генетика и дарвинизм, будучи по умолчанию для унитарных систем, не могут объяснить поведение бинарных систем, так как трактуют их подсистемы как разные формы, а не разные фазы, то есть им не хватает одной размерности.

Поэтому так много загадок.

Это значит, что небходима смена парадигмы:

Большее разнообразие и как следствие этого более тесный информационный контакт оперативных подсистем со средой, превращает мономодальную популяцию в бимодальную, непосредственную “экологию”, среда --- система, в опосредованную, среда --- оперативная --- консервативная подсистема и синхронную эволюцию в асинхронную (сначала оперативные,потом консервативные подсистемы). Для их описания нужны соответствующие теории.

Для бинарно-сопряженных систем нужны теории бимодальных

популяций, опосредованной "экологии" и асинхронной эволюции

1. Пол. Биологическое, социальное определение.

Биологический пол человека — это совокупность анатомических, физиологических, биохимических и генетических характеристик, отличающих мужской организм от женского и могущих применяться по отдельности или в комплексе для идентификации и различения мужчины от женщины.

В биологическом поле выделяют следующие компоненты:

Генетический пол, или хромосомный пол — зависит от набора половых хромосом: XY у мужчин, XX у женщин.

Гонадный пол, или пол гонад, пол половых желёз — яички либо яичники.

Внутренний генитальный пол, или пол внутренних половых органов — простата и семенные пузырьки либо матка и маточные трубы.

Наружный генитальный пол, или пол наружных половых органов — пенис и мошонка либо клитор, влагалище и половые губы.

Гормональный пол — преобладание в крови определённого вида половых гормонов: андрогенов (мужских) либо эстрогенов (женских).

Пол вторичных половых признаков — оволосение по мужскому или женскому типу, наличие или отсутствие развитых молочных желёз, голос, строение скелета, распределение подкожной жировой прослойки и др. Развитие вторичных половых признаков определяется как уровнем половых гормонов, так и расовыми, иными генетическими особенностями, характеристиками внешней среды.

б) социальный — комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины и женщины. В англоязычной литературе для разграничения этих понятий часто используются термины секс — биологический пол, связанный прежде всего с размножением, и гендер, обозначающий всю совокупность свойств, отличающих мужчину от женщины. Половая принадлежность человеческого индивида — многоуровневая система, элементы которой формируются на разных стадиях индивидуального развития. Первичное звено этого эволюционного процесса — хромосомный (генетический) набор, определяющий П., создается уже в момент оплодотворения и определяет будущую генетическую программу организма.

2. Определения дифференциации полов из различных источников.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

— совокупность генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании коих различаются мужской и женский пол. Фундаментальное и универсальное свойство живого, связанное с функцией воспроизведения себе подобных. У человека обусловлена социокультурно. С момента определения паспортного пола новорожденного начинается процесс его социализации половой — передачи ему устойчивых форм поведения социального соответственно роли половой.

Термины и определения, используемые в селекции, генетике и воспроизводстве сельскохозяйственных животных. — М.: ВНИИплем. И. М. Дунин. 1996.

дифференциация половая - процесс формирования пола в течение эмбрионального и постэмбрионального развития особи.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998

— совокупность генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании к-рых различаются мужской и женский пол. П. д. — это фундаментальное и универсальное свойство живого, связанное с функцией воспроизведения себе подобных. У человека П. д. социально обусловлена. С момента определения паспортного пола новорожденного ребенка начинается процесс его половой социализации —передачи ему устойчивых форм социального поведения в соответствии с половой ролью.

Англо-русский толковый словарь генетических терминов. — М.: Изд-во ВНИРО. Арефьев В.А., Лисовенко Л.А., науч. ред. Л.И.Патрушев. 1995

sex differentiation

дифференциация пола -Генетически детерминированный процесс превращения половых клеток в оогонии и сперматогонии в процессе закладки и развития половых органов; в основе Д.п. лежит хромосомная детерминация пола (половые хромосомы, или пол-детерминирующие аутосомные локусы при отсутствии дифференцированных гетерохромосом, или пол-аутосомное соотношение и т.п.); кроме того, Д.п. может регулироваться рядом надгеномных механизмов (гормональных и др.); Д.п. может нарушаться при гормональных и некоторых др. отклонениях (в частности, индуцированных), при различных генетических аномалиях и т.п.

3. Анализ проблемы пола

Понятие пола включает два фундаментальных явления: половой процесс (слияние генетической информации двух особей) и половую дифференциацию (разделение этой информации на две части). В зависимости от присутствия или отсутствия этих явлений, множество существующих способов размножения можно разделить на три основные формы: бесполое, гермафродитное и раздельнополое. Половой процесс и половая дифференциация явления разные и, по своей сути, диаметрально противоположные. Половой процесс создает разнообразие генотипов, и в этом состоит признаваемое многими учеными преимущество половых способов перед бесполыми. Половая дифференциация, наложив запрет на однополые комбинации (мм, жж), наоборот, снижает его вдвое (явление известное в англоязычной литературе как «two-fold cost of sex»). То есть при переходе от гермафродитного размножения к раздельнополому утрачивается минимум половина разнообразия.

Тогда, непонятно что дает разделение на два пола если оно ухудшает вдвое основное достижение полового размножения? Почему все прогрессивные в эволюционном плане виды животных (млекопитающие, птицы, насекомые) и растений (двудомные) раздельнополы, в то время, как явные преимущества количественной эффективности и простоты у бесполых форм, а разнообразия потомства — у гермафродитных?

Чтобы решить загадку раздельнополости необходимо объяснить что дает дифференциация а для этого необходимо понять преимущества раздельнополости, перед гермафродитизмом. Это значит, что раздельнополость, которую тщетно пытаются понять, как лучший способ размножения, вовсе таковым не является. Это — эффективный способ эволюции.

4. Эволюционная теория В. Геодакяна .

Консервативно-оперативная специализация полов

Разделение на два пола это специализация по сохранению и изменению информации в популяции. Один пол должен быть информационно более тесно связан со средой, и быть более чувствительным к её изменениям. Повышенная смертность мужского пола от всех факторов среды позволяет считать его оперативной, экологической подсистемой популяции. Женский пол как более стабильный является консервативной подсистемой и сохраняет существующее распределение генотипов в популяции.

Читайте также: