Реорганизация программ психиатрической помощи. Длительность психиатрических расстройств

Обновлено: 20.09.2024

Как уже отмечалось, важными задачами современной психиатрии являются поиск и разработка наиболее эффективных форм деятельности психиатрических служб, улучшение качества лечебно-диагностической помощи, создание оптимальной структуры помощи и определение приоритетных направлений перспективного развития службы. Иными словами, речь идет о разработке концепции психиатрической помощи. В зарубежной психиатрии это направление сформировалось в начале 80-х годов и получило название "Политика охраны психического здоровья" ( Mental health policy ). Говоря об охране психического здоровья населения, зарубежные психиатры ставят этот вопрос более широко, имея в виду решение не только медицинских проблем, но и выполнение ряда важных социальных программ, которые должны обеспечить оптимальные условия для выявления, лечения и профилактики психических заболеваний и расстройств, создания здорового образа жизни. Для выполнения этих задач привлекаются многие ведомства, деятельность которых координируется федеральным или муниципальным правительством. Выполнение этой программы привело зарубежных психиатров к необходимости пересмотра деятельности всей психиатрической службы и отдельных ее звеньев, а также к поиску новых, более эффективных форм работы. В связи с этим важной проблемой, которая привлекла внимание многих психиатров мира, стало также проведение реформ в современной психиатрии.

Разработка концепции охраны психического здоровья может быть с полным основанием отнесена к числу сложнейших теоретических и практических вопросов современной психиатрии, затрагивающих проблемы многих смежных с психиатрией и общей медициной дисциплин.

По-видимому, в отечественной психиатрии решение проблемы психического здоровья населения должно осуществляться с учетом всех особенностей нашей страны. Как уже отмечалось, основными принципами психиатрической помощи у нас были государственный характер, общедоступность, территориальный подход, преемственность, специализация. Применение этих принципов позволило нам создать одну из самых мощных и эффективно действующих систем помощи психически больным в мире. И сохранение этих принципов в условиях резких социально-экономических перемен является важнейшей задачей.

В 1994 г. Министерством здравоохранения РФ была создана специальная комиссия, в состав которой вошли организаторы психиатрической помощи, директора научно-исследовательских институтов, известные клиницисты, психологи, экономисты, работники проектных организаций и др. Она должна была разработать проект Федеральной целевой программы неотложных мероприятий по улучшению ситуации в психиатрии. Проект программы был обсужден на Российском совещании психиатров в 1995 г., а Программа утверждена постановлением Правительства РФ (№ 383 от 20.04.95 г.). Программа предусматривает проведение в 1995—1997 гг. ряда мер, направленных на повышение эффективности и доступности психиатрической помощи, оказываемой населению России; совершенствование форм специализированной психиатрической помощи; совершенствование подготовки психиатров, других специалистов и работников психиатрических учреждений; разработку новой концепции проектирования и строительства специализированных психиатрических учреждений; повышение уровня материально-технического оснащения психиатрических служб; развитие и реорганизацию судебно-психиатрической службы. К сожалению, из-за огромного дефицита средств лишь немногие разделы Программы выполняются в установленные сроки. Сложившаяся в стране экономическая ситуация требует постановки вопроса о необходимости разработки государственной программы психиатрической помощи, которая должна быть составлена, с одной стороны, в соответствии с требованиями современной психиатрии, а с другой — с учетом реальных возможностей. Эта программа должна быть разработана на основе единой концепции совершенствования психиатрической помощи.

Очевидно, при разработке концепции психиатрической помощи в первую очередь необходимо определить основную цель и задачи федеральной и региональных психиатрических служб, пути и методы их решения; разработать стандарты оказания помощи; выделить приоритетные направления деятельности психиатрической службы, разработать экономические и иные механизмы регулирования деятельности службы в целом и отдельных ее звеньев; определить место, роль и функции других, альтернативных действующим государственным службам, форм психиатрической помощи; найти пути объединения совместных усилий различных ведомств.

Исходя из положений принятого Закона о психиатрической помощи, концепция последней должна отражать интересы больных и общества, соблюдая при этом приоритет интересов больных. Как уже отмечалось, концепция должна учитывать все происходящие при формировании нового типа общества изменения — необходимость сочетания экономической эффективности и социальной справедливости в сложных условиях переходного периода с одновременным существованием государственного регулирования и 352

рыночных механизмов, с многообразием форм собственности и типов хозяйствования. С целью защиты интересов пациентов и самой службы в психиатрии должны быть установлены четкие границы и пределы, переход которых недопустим ни при каких обстоятельствах (например, объемы финансирования, границы компетенции психиатрической службы, стандарты помощи и др.). И, наконец, все положения концепции должны быть интегрированы в • общую стратегию здравоохранения и охватывать все сферы деятельности общества по улучшению качества помощи и совершенствованию психиатрической службы.

Все необходимые мероприятия по улучшению качества помощи психическим больным можно объединить в две основные группы.

Первая группа мероприятий выходит далеко за рамки компетенции и возможностей психиатрической службы, здравоохранения и на государственном уровне объединяет все меры, которые направлены на формирование так называемого здорового образа жизни: обеспечение политической и экономической стабильности общества, защиту окружающей среды, борьбу с алкоголизмом, наркоманией, бродяжничеством и др. Мероприятия же второй группы входят в компетенцию и обязанности работников служб психического здоровья и должны быть направлены на максимально быстрое и эффективное оказание помощи лицам, страдающим психическими расстройствами. В эту группу мероприятий должны входить совершенствование законодательной основы системы охраны психического здоровья, обеспечение гарантированного права на лечение всех лиц, нуждающихся в психиатрической помощи; обеспечение выздоровления каждого больного в тех случаях, когда современный уровень научных знаний позволяет добиться этого; достижение максимально возможной социальной адаптации больного в условиях, когда современный уровень науки не позволяет добиться выздоровления; сохранение и совершенствование государственной системы помощи больным; создание необходимых условий для развития приватных форм психиатрической помощи, активной деятельности общественных организаций и движений; достижение полной удовлетворенности потребителей психиатрической помощи путем повышения ее качества, разработки необходимых стандартов помощи и предоставление потребителю возможности выбора ее форм.

В современных условиях крайне важным является и определение направлений дальнейшего совершенствования системы помощи больным. К настоящему времени сложилось мнение, что эти изменения должны происходить прежде всего в направлении развития амбулаторных и полустационарных форм помощи, активного внедрения психиатрической помощи в общесоматическую сеть с тенденцией снижения количества стационарных коек, установления оптимальной зависимости размеров и структуры психиатрической сети от реальной потребности в помощи, особенностей демографического состава населения, материальной базы региона, технологических возможностей современной медицины. При этом развитие внебольнич-ных форм помощи должно опережать процесс сокращения стационарных коек. Крайне важно организовать этот процесс таким образом, чтобы он в ходе преобразований не ущемлял интересов сотрудников психиатрических служб. Совершенствование деятельности служб должно идти по линии развития специализированных форм психиатрической помощи (детские, герон-топсихиатрические, реабилитационные, интенсивной терапии и т.п.) и их приближения к населению, а также должно включать организацию вневедомственных служб защитников пациентов, общественных форм поддержки и защиты больных, создание эффективно действующей системы контроля деятельности психиатрических учреждений. Один из видов такого контроля могли бы осуществлять общественные организации родственников больных.

В условиях экономического кризиса необходимо проведение финансово-экономической реформы психиатрической службы, которая должна соответствовать разрабатываемой новой экономической политике. Важными мероприятиями в этом направлении являются использование бюджетных средств в качестве основного источника финансирования службы; доведение расходов на охрану психического здоровья населения при формировании бюджетной системы с учетом средств предприятий, внебюджетных фондов и других источников до 1 % ВВП страны; коренное изменение управления как отраслью, так и отдельными объектами психиатрической службы с проведением децентрализации управления, эффективным использованием средств, предоставлением хозяйственной самостоятельности, усилением социальной и экономической ответственности персонала, созданием материальной заинтересованности граждан путем улучшения условий труда и образа жизни; улучшение материально-технического обеспечения отрасли; использование преимущественно экономических методов управления, способствующих интенсификации лечебно-диагностического процесса, повышению его качества, внедрению прогрессивных организационно-правовых форм деятельности. Для повышения эффективности лечебно-профилактической помощи необходимы разработка стандартов качества клинико-диагности-ческих исследований и лечебных мероприятий, а также проведение лицензирования и аккредитации как самих психиатрических учреждений, так и ее работников.

Современная психиатрическая служба нуждается в реформировании планирования и финансирования. Наиболее целесообразны в этом плане: частичный, поэтапный переход психиатрических учреждений на страховую медицину, широкое использование возможностей целевого финансирования мероприятий для психически больных из внебюджетных источников, единовременное введение в лечебных учреждениях новых принципов финансирования в соответствии с объемом и качеством предоставляемых услуг, совершенствование методики ценообразования, привлечение средств благотворительных организаций, дальнейшее совершенствование системы оплаты труда в зависимости от сложности, интенсивности и качества выполняемой работы.

Совершенствование психиатрической помощи, ее дальнейшее развитие должны предусматривать: обеспечение доступности, качества и безопасности лекарственной помощи, укрепление социальной базы психиатрической службы, развитие форм и методов социальной помощи психически больным, общественной их поддержки, расширение мед ико-психологической и психотерапевтической помощи, развитие системы медицинского просвещения по вопросам психического здоровья населения, реформирование системы подготовки кадров, организация медицинского образования в соответствии с международными стандартами, улучшение последипломного образования врачей-психиатров, переподготовка психологов, социальных работников, юристов, работающих в психиатрических учреждениях, оказание консультативно-методической помощи на местах.

При разработке концепции психиатрической помощи речь должна идти о совершенствовании деятельности психиатрических служб, улучшении качества помощи, определении направлений перспективного развития психиатрической помощи. Эти задачи должны решать работники психиатрических служб и других органов здравоохранения в соответствии со своими полномочиями и обязанностями. Решение же более широкого круга вопросов, связанных с проблемой охраны психического здоровья населения, должно стать задачей государства и общества в целом. В реализации этой комплексной программы должны принимать участие правительственные органы и ведомства, обязанностью которых является решение вопросов охраны здоровья населения.

Таким образом, современная организация психиатрической помощи представляет собой область психиатрии, знания и опыт которой вышли далеко за пределы общемедицинских и клинических проблем и охватывают широкий круг вопросов социального характера. Сегодня невозможно оказывать полноценную и качественную помощь психически больным, не решив многих правовых, морально-этических, финансовых и других вопросов. Следует отметить, что история формирования отечественной системы помощи психически больным была неоднозначной и во многом определялась теми историческими, политическими, социально-экономическими условиями, которые были присущи нашему обществу. Несомненными достижениями отечественной психиатрии являются создание таких условий, при которых все нуждающиеся в психиатрической помощи могли ее получить. Совершенствованию качества оказываемой помощи и ее большей доступности способствовала интеграция психиатрических служб с учреждениями общемедицинского профиля, в результате чего многие виды психиатрической помощи стали оказываться в условиях территориальных поликлиник, общесоматических больниц, мед ико-санитарных частей. Это направление специализированной помощи получает все большее распространение, разнообразие. Различные виды социореабилитационной помощи, которые возникли в разных регионах страны, способствовали возвращению многих больных в общество, восстановлению их социального и трудового статуса.

Проблемы, возникшие перед психиатрическими службами в период экономического кризиса, при резком снижении объемов их финансирования, более сложны, поэтому требуется комплексный подход для их решения. Как отмечалось, эти проблемы должны быть разделены на две основные группы.

Первая группа проблем, которая предусматривает охрану здоровья населения на государственном уровне и имеет стратегический характер, связана с необходимостью решения важных социальных и экономических программ, со стабилизацией общей ситуации в стране. При этом важно добиться отнесения вопросов охраны психического здоровья населения к числу приоритетных, социально значимых для государства проблем, решение которых может принести очевидный социальный и экономический эффект. В этой связи задачей работников органов здравоохранения, других ведомств, самих психиатров является разработка концепции психиатрической помощи, а в дальнейшем и национальной программы охраны психического здоровья, реализация которых может проводиться по мере стабилизации ситуации в стране.

Вторая группа проблем носит более узкий характер и относится к компетенции служб психического здоровья и органов здравоохранения. Речь идет об оптимизации психиатрической помощи и деятельности психиатрических служб в современных условиях. Выполнение этих сложных задач возможно лишь при условии выбора наиболее оптимальных с точки зрения клинической, социальной и экономической эффективности форм и методов работы психиатрических служб, разработки необходимых стандартов помощи, рационального использования выделяемых денежных ресурсов, повсеместного внедрения в деятельность психиатрических служб новых механизмов хозяйствования. При проведении перечисленных реформ в психиатрии необходимыми условиями являются также поиск дополнительных источников финансирования, развитие альтернативных форм помощи (общественных организаций, ассоциаций, приватных форм помощи). В этой работе важная роль отводится органам местного самоуправления (сельским, городским). Естественно, эти мероприятия должны проводиться наряду с одновременным совершенствованием законодательных актов в области психиатрии, этических и иных норм психиатрической помощи.

Реорганизация программ психиатрической помощи. Длительность психиатрических расстройств

от 17 мая 2012 года N 566н

(с изменениями на 1 февраля 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Утвердить Порядок оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения согласно приложению.

в Министерстве юстиции

12 июля 2012 года,

регистрационный N 24895

Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 17 мая 2012 года N 566н

Порядок оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения

1. Настоящий Порядок определяет правила оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения в медицинских организациях.

2. Оказание медицинской помощи осуществляется при психических расстройствах и расстройствах поведения, включающих:

органические (симптоматические), психические расстройства;

психические расстройства и расстройства поведения, вызванные употреблением психоактивных веществ;

шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства;

расстройства настроения (аффективные расстройства);

невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства;

поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами;

расстройства личности и поведения в зрелом возрасте;

эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся в детском и подростковом возрасте.

3. Медицинская помощь при психических расстройствах и расстройствах поведения оказывается в виде:

скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;

первичной медико-санитарной помощи;

специализированной медицинской помощи.

4. Медицинская помощь при психических расстройствах и расстройствах поведения оказывается в добровольном порядке, кроме случаев, регламентированных действующим законодательством Российской Федерации, и предусматривает выполнение необходимых профилактических, диагностических, лечебных и медико-реабилитационных мероприятий, оказываемых в соответствии с установленными стандартами медицинской помощи.

5. Медицинская помощь при психических расстройствах и расстройствах поведения в состояниях, представляющих угрозу жизни пациента, оказывается в экстренной форме.

6. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь при психических расстройствах и расстройствах поведения оказывается фельдшерскими выездными бригадами скорой медицинской помощи, врачебными выездными бригадами скорой медицинской помощи, специализированными психиатрическими выездными бригадами скорой медицинской помощи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи".

(Сноска дополнительно включена с 19 ноября 2018 года приказом Минздрава России от 13 сентября 2018 года N 620н)

7. При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация.

8. Первичная специализированная медико-санитарная помощь при психических расстройствах и расстройствах поведения оказывается врачами-специалистами медицинских организаций, оказывающих специализированную помощь, во взаимодействии с иными врачами-специалистами.

9. Пациент после проведения лечения и медицинской реабилитации в стационарных условиях в соответствии с медицинскими показаниями направляется для дальнейшего лечения и медицинской реабилитации в медицинские организации (и их структурные подразделения), оказывающие первичную специализированную медико-санитарную помощь при психических расстройствах и расстройствах поведения.

10. Специализированная медицинская помощь при психических расстройствах и расстройствах поведения оказывается врачами-психиатрами во взаимодействии с иными врачами-специалистами и включает в себя диагностику и лечение психических расстройств и расстройств поведения, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

11. К медицинским организациям и их структурным подразделениям, оказывающим медицинскую помощь при психических расстройствах и расстройствах поведения, относятся:

психоневрологический диспансер (диспансерное отделение психиатрической больницы), осуществляющий свою деятельность в соответствии с приложениями N 1-3 к настоящему Порядку;

кабинет участкового врача-психиатра, осуществляющий свою деятельность в соответствии с приложениями N 4-6 к настоящему Порядку;

кабинет активного диспансерного наблюдения и проведения амбулаторного принудительного лечения, осуществляющий свою деятельность в соответствии с приложениями N 7-9 к настоящему Порядку;

психотерапевтический кабинет, осуществляющий свою деятельность в соответствии с приложениями N 10-12 к настоящему Порядку;

дневной стационар (отделение), осуществляющий свою деятельность в соответствии с приложениями N 13-15 к настоящему Порядку;

отделение интенсивного оказания психиатрической помощи, осуществляющее свою деятельность в соответствии с приложениями N 16-18 к настоящему Порядку;

медико-реабилитационное отделение, осуществляющее свою деятельность в соответствии с приложениями N 19-21 к настоящему Порядку;

отделение медико-психосоциальной работы в амбулаторных условиях, осуществляющее свою деятельность в соответствии с приложениями N 22-24 к настоящему Порядку;

лечебно-производственные (трудовые) мастерские психоневрологического диспансера (психиатрической больницы), осуществляющие свою деятельность в соответствии с приложениями N 25-27 к настоящему Порядку;

психотерапевтическое отделение, осуществляющее свою деятельность в соответствии с приложениями N 31-33 к настоящему Порядку;

медико-реабилитационное отделение психиатрической больницы, осуществляющее свою деятельность в соответствии с приложениями N 34-36 к настоящему Порядку;

отделение медико-реабилитационного отделения для формирования навыков самостоятельного проживания у пациентов, утративших социальные связи, осуществляющее свою деятельность в соответствии с приложениями N 37-39.

12. Профилактическая консультативная и лечебная психиатрическая, психотерапевтическая и медико-психологическая помощь пациентам, в том числе пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, с целью предотвращения у них суицидальных и иных опасных действий, оказывается:

отделением "Телефон доверия", осуществляющим свою деятельность в соответствии с приложениями N 40-42 к настоящему Порядку;

кабинетом медико-социально-психологической помощи, осуществляющим свою деятельность в соответствии с приложениями N 43-45 к настоящему Порядку.

Часть девятая статьи 6.1 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 51, ст.5681; 2021, N 27, ст.5141).

(Сноска дополнительно включена с 1 марта 2022 года приказом Минздрава России от 1 февраля 2022 года N 44н)

Приложение N 1
к Порядку оказания медицинской помощи
при психических расстройствах и
расстройствах поведения, утвержденному
приказом Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 17 мая 2012 года N 566н

Правила организации деятельности психоневрологического диспансера (диспансерного отделения психиатрической больницы)

(с изменениями на 13 сентября 2018 года)

1. Настоящие Правила определяют порядок организации деятельности психоневрологического диспансера (диспансерного отделения психиатрической больницы) (далее - психоневрологический диспансер).

2. Психоневрологический диспансер является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации.

3. Психоневрологический диспансер предназначен для оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи (при наличии в структуре психоневрологического диспансера стационарных подразделений).

4. Деятельность психоневрологического диспансера осуществляется по территориальному принципу.

5. Организационная структура и штатная численность психоневрологического диспансера определяется с учетом численности обслуживаемого населения, структуры заболеваемости и иных особенностей и потребностей в оказании психиатрической помощи населению, объема оказываемой медицинской помощи.

6. Для психоневрологического диспансера государственной и муниципальной систем здравоохранения штатная численность медицинских и иных работников устанавливается с учетом рекомендуемых штатных нормативов согласно приложению N 2 к Порядку оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения, утвержденному настоящим приказом.

7. При наличии двух и более психоневрологических диспансеров в субъекте Российской Федерации каждому из них присваивается порядковый номер, при этом на один из них могут возлагаться координирующие функции по организационно-методическому руководству психиатрической помощью и сбору данных по субъекту Российской Федерации для регистров, ведение которых предусмотрено законодательством.

8. Оснащение психоневрологического диспансера осуществляется в соответствии со стандартом оснащения психоневрологического диспансера согласно приложению N 3 к Порядку оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения, утвержденному настоящим приказом, в зависимости от объема и вида оказываемой медицинской помощи.

9. Для обеспечения функций психоневрологического диспансера по оказанию психиатрической помощи в амбулаторных и стационарных условиях рекомендуется предусматривать в его структуре следующие подразделения:

Длительность лечения

Сколько времени нужно лежать в стационаре? Сколько длится лечение в домашних условиях? Сколько времени нужно пить лекарства? Как долго проводится психотерапия? Можно ли по пожеланиям пациента и его близким менять длительность лечения? От чего зависит длительность лечения и реабилитации психических, неврологических заболеваний и зависимостей? Ответам на эти вопросы посвящен предлагаемый ниже материал.

Общая информация для пациентов и их родственников

Длительность курса определяется исключительно лечащим врачом, исходя из специфики болезни, индивидуальных особенностей организма и восприимчивости к терапии!
Не существует строго регламентированных сроков для лечения определенных болезней. У разных пациентов с одним и тем же «диагнозом» мы наблюдаем различные сроки лечения и даже разные результаты терапии.

Пациент или его близкие не должны мешать лечению своими настояниями по изменению сроков и интенсивности лечения. Но, как показывает практика, это получается не всегда.

длительность лечения в психиатрической клинике

Значительная часть пациентов и особенно их близких склонны к манипуляции относительно сроков и интенсивности терапии в сторону увеличения. За счет преувеличения тяжести симптомов, о которых они рассказывают врачу, за счет собственных просьб и своих опасений ухудшения состояния они стремятся оттянуть момент выписки из больницы.

И наоборот, многие пациенты (реже их близкие) пытаются повлиять на врача для укорочения длительности терапии. У пациентов есть право по собственной инициативе отказаться от необходимого лечения и врачи в этом случае ничего (кроме как попытаться разубедить) сделать не могут.

Близких и родственников пациентов не должны пугать кажущиеся длительными (или короткими) сроки лечения. Рекомендованная длительность терапии имеет целью победить болезнь и добиться того, чтобы болезненные приступы не возвращались.

длительность лечения в психиатрическом стационаре

Отдельно следует сказать о тех случаях, когда врачи не могут точно спрогнозировать сколько времени потребуется пробыть в стационаре для проведения лечения. Такое может быть при впервые возникших психозах с неустановленными причинами и механизмами развития, нервных срывах, реактивных состояниях.

В таких ситуациях врачи определяют необходимость продолжения лечения ежедневно, исходя из динамики состояния. От близких больного здесь потребуется терпение.

Средняя продолжительность лечения

Ниже приведем среднестатистические сроки лечения в стационаре психиатрической и психотерапевтической клиники при разных заболеваниях психики и нарушениях поведения, а так же длительность терапии после выписки из больницы.

Данные взяты из реальной клинической практики. Напоминаем, что эти сроки не являются стандартами!

Заболевание Степень выраженности, тяжесть состояния Ср. сроки госпитализации Ср. сроки лечения после выписки из стационара
Психоз тяжелый 60 дней 2 года
средней степени тяжести, впервые возникшие острые психозы 30 дней 12 месяцев
не выраженная психотическая симптоматика, обострение хронических психозов 10 дней 6 месяцев, при хронических психозах много лет
Пограничные психические расстройства (неврозы, расстройства личности, реактивные состояния) выраженная симптоматика 30 дней 12 месяцев
средняя степень выраженности симптомов 10 дней 6 месяцев
легкая выраженность симптомов несколько дней (1-5) 30 дней
Панические атаки, тревожные расстройства длительно текущие тревожные расстройства, фобии, генерализованное тревожное расстройство 30 дней 1,5 года
смешанное тревожное и депрессивное расстройство, неврастения 15 дней 12 месяцев
панические атаки впервые выявленные 10 дней 6 месяцев
Депрессия тяжелая депрессия, депрессия с психозом, суицидальное поведение 45 дней 12 месяцев
средней степени выраженности депрессивная симптоматика, впервые возникший депрессивный приступ 30 дней 9 месяцев
легкая выраженность депрессивной симптоматики 10 дней 4 месяцев
Органические психические расстройства (последствия черепно-мозговых травм, нейроинфекций и интоксикаций, сосудистых нарушений мозга и т.п.) тяжелые психозы с бредом и обманами восприятия 45 дней 2 года
«органические» психозы средней степени тяжести, острые психозы на фоне деменции, делирий 30 дней 12 месяцев, при деменции - постоянное наблюдение всю жизнь
органическое расстройство личности, пограничные «органические» расстройства (нарушения сна, настроения, двигательные нарушения) 21 день 12 месяцев
астеническое состояние 10 дней 6 месяцев
Шизофрения, шизоаффективное расстройство 30 дней постоянно
Алкогольная зависимость алкогольная зависимость в сочетании с психическими расстройствами, 3-я стадия алкогольной зависимости 30-45 дней 2 года, при 3-й стадии - всю жизнь
2-я стадия алкогольной зависимости 21 день 12 месяцев
1-я стадия и начало 2-й стадии алкогольной зависимости 10 дней 12 месяцев
Вывод из запоя, снятие отравления, устранение похмельного состояния, отрезвление (указанные мероприятия не являются лечением алкогольной зависимости) 1-2 дня нет
Наркотическая зависимость 2-я и 3-я стадия зависимости, сопутствующие психические расстройства 45 дней 3 года
2-я стадия зависимости с сохраненной критикой к заболеванию, реабилитационным потенциалом 30 дней 3 года
1-я стадия зависимости 10 дней 12 месяцев

Как видно из таблицы, при психических расстройствах и нарушениях поведения средние сроки лечения после выписки из стационара длительные: исчисляются месяцами и даже годами.

Различные методики лечения имеют свою длительность применения.

Длительность фармакотерапии (прием лекарств)

Фармакотерапия при лечении психических расстройств и нарушений поведения делится на:

  • Активную. Проводится, как правило, на ограниченный срок не более 1-2 месяца для снятия болезненного состояния.
  • Поддерживающую. Проводится после того, как состояние стабилизировалось. Может длиться месяцами и годами.

длительность фармакотерапии

Такие группы препаратов как транквилизаторы и нейрометаболическая терапия применяются короткими курсами, а антидепрессанты, нормотимики, нейролептики могут применяться длительно (при необходимости, всю жизнь).

Длительность немедикаментозного лечения

Физиотерапия применяется ограниченными курсами (от 10 до 30 дней), которые могут повторяться (например, весной и осенью).

Психотерапия - это метод лечения, рассчитанный на длительные сроки. К примеру, среднестатистический курс такого распространенного вида психотерапии как когнитивно-бихевиоральная занимает несколько месяцев. Хотя существуют и однократные психотерапевтические занятия и тренинги рассчитанные на одно или несколько занятий (так называемая краткосрочная психотерапия).

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.№ 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011,№ 48, ст. 6724) приказываю:

И.о. Министра Т.Голикова

Приложение

ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ И РАССТРОЙСТВАХ ПОВЕДЕНИЯ

  1. Настоящий Порядок определяет правила оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения в медицинских организациях.
  2. Оказание медицинской помощи осуществляется при психических расстройствах и расстройствах поведения, включающих:

шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства; расстройства настроения (аффективные расстройства); невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства; поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами; расстройства личности и поведения в зрелом возрасте; умственная отсталость;

скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи; первичной медико-санитарной помощи; специализированной медицинской помощи.

4. Медицинская помощь при психических расстройствах и расстройствах

поведения оказывается в добровольном порядке, кроме случаев, регламентированных действующим законодательством Российской Федерации, и предусматривает выполнение необходимых профилактических, диагностических, лечебных и медико-реабилитационных мероприятий, оказываемых в соответствии с установленными стандартами медицинской помощи.

психоневрологический диспансер (диспансерное отделение психиатрической больницы), осуществляющий свою деятельность в соответствии с приложениями№1-3 к настоящему Порядку;

кабинет участкового врача-психиатра, осуществляющий свою деятельность в соответствии с приложениями№4-6 к настоящему Порядку;

кабинет активного диспансерного наблюдения и проведения амбулаторного принудительного лечения, осуществляющий свою деятельность в соответствии с приложениями№7-9 к настоящему Порядку;

психотерапевтический кабинет, осуществляющий свою деятельность в соответствии с приложениями№10-12 к настоящему Порядку;

дневной стационар (отделение), осуществляющий свою деятельность в соответствии с приложениями№13-15 к настоящему Порядку;

отделение интенсивного оказания психиатрической помощи, осуществляющее свою деятельность в соответствии с приложениями№16-18 к настоящему Порядку;

медико-реабилитационное отделение, осуществляющее свою деятельность в соответствии с приложениями№19-21 к настоящему Порядку;

отделение медико-психосоциальной работы в амбулаторных условиях, осуществляющее свою деятельность в соответствии с приложениями№22-24 к настоящему Порядку;

лечебно-производственные (трудовые) мастерские психоневрологического диспансера (психиатрической больницы), осуществляющие свою деятельность в соответствии с приложениями№25-27 к настоящему Порядку;

психотерапевтическое отделение, осуществляющее свою деятельность в соответствии с приложениями№31-33 к настоящему Порядку;

медико-реабилитационное отделение психиатрической больницы, осуществляющее свою деятельность в соответствии с приложениями№34-36 к настоящему Порядку;

отделение медико-реабилитационного отделения для формирования навыков самостоятельного проживания у пациентов, утративших социальные связи, осуществляющее свою деятельность в соответствии с приложениями№37-39.

отделением "Телефон доверия", осуществляющим свою деятельность в соответствии с приложениями№40-42 к настоящему Порядку;

кабинетом медико-социально-психологической помощи, осуществляющим свою деятельность в соответствии с приложениями№43-45 к настоящему Порядку;

Приложение №1 к Порядку

Правила организации деятельности психоневрологического диспансера (диспансерного отделения психиатрической больницы)

6. Для психоневрологического диспансера государственной и муниципальной систем здравоохранения штатная численность медицинских и иных работников устанавливается с учетом рекомендуемых штатных нормативов согласно приложению№2 к Порядку оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения, утвержденному настоящим приказом.

8. Оснащение психоневрологического диспансера осуществляется в соответствии со стандартом оснащения психоневрологического диспансера согласно приложению№3 к Порядку оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения, утвержденному настоящим приказом, в зависимости от объема и вида оказываемой медицинской помощи.

а) приемное отделение;

б) лечебно-реабилитационный отдел, имеющий в своем составе: кабинеты участковых врачей-психиатров, кабинет врача-невролога, психотерапевтический кабинет(ы), кабинет(ы) медицинского психолога, кабинет(ы) медико-социальной помощи,

кабинет активного диспансерного наблюдения и проведения амбулаторного принудительного лечения,

дневной стационар (отделение),

отделение интенсивного оказания психиатрической помощи,

отделение медико-психосоциальной работы в амбулаторных условиях,

клуб для больных,

лечебно-производственные (трудовые) мастерские,

кабинет функциональной диагностики,

в) амбулаторное отделение судебно-психиатрических экспертиз; г) отдел детской психиатрии, имеющий в своем составе: кабинет по обслуживанию детей; кабинет по обслуживанию подростков;

д) организационно-методический отдел (кабинет);

е) диспансерное отделение;

ж) отделение "Телефон доверия";

з) медико-реабилитационное отделение для формирования навыков самостоятельного проживания у пациентов, утративших социальные связи;

и) психотуберкулезное отделение (палату); к) регистратуру.

15. Психоневрологический диспансер выполняет следующие основные функции:

оказание неотложной психиатрической помощи;

раннее выявление психических расстройств, их своевременная и качественная диагностика;

осуществление лечебно-консультативного и диспансерного наблюдения лиц, страдающих психическими расстройствами;

участие в разработке и реализации индивидуальных программ медико-социальной реабилитации;

осуществление адекватного и эффективного лечения пациентов в амбулаторных условиях;

участие в решении медико-социальных проблем;

привлечение семей пациентов к реализации индивидуальных программ медико-социальной реабилитации;

осуществление взаимодействия между пациентами, медицинскими и иными специалистами, участвующими в оказании психиатрической помощи;

содействие в трудовом устройстве лиц, страдающих психическими расстройствами;

участие в решении вопросов опеки;

участие в консультациях по вопросам реализации прав и законных интересов лиц, страдающих психическими расстройствами;

участие в решении вопросов медико-социально-бытового устройства инвалидов и престарелых, страдающих психическими расстройствами;

участие в организации обучения инвалидов и несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами;

участие в организации психиатрической экспертизы, определении временной нетрудоспособности;

участие в оказании психиатрической помощи в чрезвычайных ситуациях; ведение учетной и отчетной документации, предоставление отчетов о деятельности в установленном порядке, сбор данных для регистров, ведение которых предусмотрено законодательством.

Приложение №2 к Порядку

Рекомендуемые штатные нормативы психоневрологического диспансера (диспансерного отделения психиатрической больницы)*

1. Штатные нормативы психоневрологического диспансера, не имеющего в своей структуре стационарного подразделения (диспансерного отделения психиатрической больницы)

N п/п Наименование должности Количество должностей
1. Руководитель (главный врач) 1
2. Заместитель главного врача по медицинской части (при наличии не менее 10 врачебных должностей, включая должность главного врача) 1
3. Врач-психиатр участковый на 25 тысяч взрослых 1
4. Врач-психиатр подростковый на 15 тысяч подростков (в возрасте от 15 до 17 лет включительно) 1
5. Врач-психиатр детский участковый 1 на 15 тысяч детей (до 14 лет включительно)
6. Врач-психиатр участковый (для оказания амбулаторной психиатрической помощи населению сельских районов и жителям населенных пунктов, подчиненных администрации городов) 1 на 40 тысяч населения (взрослых, подростков, детей),но не менее 1 должности на район (с учетом этих должностей в диспансерных отделениях (кабинетах) городов районного подчинения)
7. Врач-психиатр 1 на 250 тысяч взрослых
8. Врач-психиатр подростковый 1 на 100 тысяч подростков (в возрасте от 15 до 17 лет включительно)
9. Врач-психиатр детский 1 на 150 тысяч детей (до 14 лет включительно)
10. Врач-психиатр детский психиатр детский (врач-психиатр подростковый)(для оказания помощи учащимся учреждений для детей с задержкой психического развития,умственной отсталостью специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных професссионально-технических училищ) 1 на каждое учреждение для детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью, специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных профессионально-технических училищ
11. Врач-психотерапевт (для больных, находящихся на диспансерном наблюдении) 1 на 100 тысяч населения (взрослых,подростков, детей)
12. Заведующий организационно-методическим отделом 1
13. Заведующий диспансерным отделением должность устанавливается вместо 0,5 должности врача-психиатра при наличии 4 врачебных должностей; свыше 5 врачебных должностей - сверх этих должностей
14. Врач-физиотерапевт 0,5 на 10-24 должностей врача-психиатра участкового, 1 на 25-40 должностей врача-психиатра участкового, дополнительно 0,5 ставки на каждые последующие 25 должностей врачей,ведущих амбулаторный прием
15. Врач функциональной диагностики из расчета норм времени на функциональные исследования
16. Врач-психотерапевт 1 на 50 коек
17. Врач-фтизиатр 1 на 45 коек в психотуберкулезных отделениях (палатах)
18. Врач-терапевт 1 на 250 коек для взрослых**
19. Врач-педиатр 1 на 100 коек для детей (до 14 лет включительно)
20. Врач акушер-гинеколог 1 на 500 коек, используемых для госпитализации женщин
21. Врач-невролог 1 на 500 коек
22. Врач-стоматолог или зубной врач 1 на 500 коек
23. Врач-офтальмолог 1 на 500 коек
24. Врач-оториноларинголог 1 на 500 коек
25. Врач-лаборант 1 на 400 - 600 коек, но не менее 1 должности в больницах на 200 и более коек
26. Врач-рентгенолог 1 на 500 коек
27. Врач-эпидемиолог 1 на 500 коек
28. Медицинская сестра участковая соответственно должностям врачей-психиатров участковых, врачей-психиатров подростковых участковых и врачей-психиатров детских участковых
29. Медицинская сестра врачебных соответственно должностям кабинетов врачей-психиатров подростковых участковых и врачей-психиатров детских участковых
30. Медицинская сестра 2 на 5 должностей участковых медико-социальной помощи врачей-психиатров, участковых подростковых врачей-психиатров, участковых детских врачей-психиатров
31. Медицинская сестра 1 в смену процедурной
32. Медицинская сестра по физиотерапии из расчета норм времени на соответствующие виды работ
33. Медицинский статистик при наличии не менее 12 врачебных должностей***
34. Медицинский регистратор 1 на 8 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием, кроме должностей врачей судебно-психиатрических экспертов, но не менее 1 должности
35. Помощник врача-эпидемиолога 1 на 500 коек
36. Сестра-хозяйка 1
37. Медицинский психолог 1 на 75 тысяч взрослых и 1 на 45 тысяч детей (до 14 лет включительно)
38. Специалист по социальной работе 1 на 75 тысяч взрослых и 1 на 45 тысяч детей (до 14 лет включительно)
39. Социальный работник 1 на каждый участок
40. Юрисконсульт 1

2. Дополнительные штатные нормативы психоневрологического диспансера, имеющего в своей структуре стационарное подразделение*

* настоящие штатные нормативы не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения

** при наличии гериатрических и экспертных коек дополнительно устанавливаются по 1 должности врача-терапевта или врача-гериатра на 75 гериатрических и 100 экспертных коек

*** в штате организационно-методического консультативного отдела дополнительно устанавливается должность медицинского статистика

Приложение №3 к Порядку

Стандарт оснащения психоневрологического диспансера (диспансерного отделения психиатрической больницы)*

* настоящий стандарт оснащения не распространяется на медицинские организации частной системы здравоохранения

Приложение N 4
к Порядку

Правила организации деятельности кабинета участкового врача-психиатра

диспансерное наблюдение и лечение лиц, страдающих хроническими и затяжными психическими расстройствами с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;

ведение учетной и отчетной документации, предоставление отчетов о деятельности в установленном порядке, сбор данных для регистров, ведение которых предусмотрено законодательством.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2022 г. № 451н “Об утверждении Порядка проведения медицинского психиатрического освидетельствования”

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2022 г. № 451н “Об утверждении Порядка проведения медицинского психиатрического освидетельствования”

В соответствии с частью 4 статьи 65 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724) и подпунктом 5.2.71 пункта 5 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526), приказываю:

1. Утвердить Порядок проведения медицинского психиатрического освидетельствования согласно приложению.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует до 1 марта 2029 г.

Министр М.А. Мурашко

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 30 июня 2022 г. N 451н

Порядок проведения медицинского психиатрического освидетельствования

1. Медицинское психиатрическое освидетельствование (далее - психиатрическое освидетельствование) проводится для определения: страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи 1 .

2. Психиатрическое освидетельствование проводится медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (услуг) по "психиатрическому освидетельствованию".

Психиатрическое освидетельствование проводится врачом-психиатром либо комиссией врачей-психиатров и включает в себя:

а) сбор жалоб и анамнеза (объективный и субъективный) в психиатрии;

б) психопатологическое обследование.

3. Врач, проводящий психиатрическое освидетельствование, обязан представиться обследуемому и его законному представителю как психиатр, за исключением случаев, предусмотренных пунктом "а" части четвертой статьи 23 Закона Российской Федерации N 3185-1 2, 3 .

4. Психиатрическое освидетельствование проводится при наличии информированного добровольного согласия обследуемого на его проведение. Психиатрическое освидетельствование несовершеннолетнего в возрасте до пятнадцати лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет проводится при наличии информированного добровольного согласия на его проведение одного из родителей либо иного законного представителя, а в отношении лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать информированное добровольное согласие, - при наличии информированного добровольного согласия на проведение психиатрического освидетельствования законного представителя такого лица. В случае возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или иного законного представителя психиатрическое освидетельствование несовершеннолетнего проводится по решению органа опеки и попечительства, которое может быть обжаловано в суд. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного о даче информированного добровольного согласия на проведение психиатрического освидетельствования подопечного не позднее дня, следующего за днем дачи указанного согласия 4 .

5. Психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя в случаях, когда по имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, которое обусловливает:

а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или

б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или

в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи 5 .

6. Психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя, если обследуемый находится под диспансерным наблюдением по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 27 Закона Российской Федерации N 3185-1 6, 7 .

7. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 13.1, пунктом "а" части четвертой и частью пятой статьи 23 Закона Российской Федерации N 3185-1, решение о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя принимается врачом-психиатром самостоятельно 8 .

В случаях, предусмотренных пунктами "б" и "в" части четвертой статьи 23 Закона Российской Федерации N 3185-1, решение о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя принимается врачом-психиатром с санкции судьи 9 .

8. Решение о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 23 Закона Российской Федерации N 3185-1, принимается врачом-психиатром по заявлению, содержащему сведения о наличии оснований для такого освидетельствования, перечисленных в части четвертой статьи 23 Закона Российской Федерации N 3185-1 10 .

Заявление может быть подано родственниками лица, подлежащего психиатрическому освидетельствованию, врачом любой медицинской специальности, должностными лицами и иными гражданами 11 .

В неотложных случаях, когда по полученным сведениям лицо представляет непосредственную опасность для себя или окружающих, заявление может быть устным. Решение о психиатрическом освидетельствовании принимается врачом-психиатром немедленно и оформляется записью в медицинской документации 12 .

При отсутствии непосредственной опасности лица для себя или окружающих заявление о психиатрическом освидетельствовании должно быть письменным, содержать подробные сведения, обосновывающие необходимость такого освидетельствования и указание на отказ лица либо его законного представителя от обращения к врачу-психиатру. Врач-психиатр вправе запросить дополнительные сведения, необходимые для принятия решения. Установив, что в заявлении отсутствуют данные, свидетельствующие о наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами "б" и "в" части четвертой статьи 23 Закона Российской Федерации N 3185-1, врач-психиатр в письменном виде, мотивированно отказывает в психиатрическом освидетельствовании 13 .

Установив обоснованность заявления о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя, врач-психиатр направляет в суд по месту жительства лица свое письменное мотивированное заключение о необходимости такого освидетельствования, а также заявление о психиатрическом освидетельствовании и другие имеющиеся материалы 14 .

9. Лицо, госпитализированное в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, по основаниям, предусмотренным статьей 29 Закона Российской Федерации N 3185-1 15 , подлежит обязательному психиатрическому освидетельствованию в течение 48 часов комиссией врачей-психиатров медицинской организации, которая принимает решение об обоснованности госпитализации. В случаях, когда госпитализация признается необоснованной и госпитализированный не выражает желания остаться в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, он подлежит немедленной выписке 16 .

10. Лицо, госпитализированное в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, в течение первых шести месяцев не реже одного раза в месяц подлежит психиатрическому освидетельствованию комиссией врачей-психиатров указанной медицинской организации для решения вопроса о продлении госпитализации. При продлении госпитализации свыше шести месяцев психиатрические освидетельствования комиссией врачей-психиатров проводятся не реже одного раза в шесть месяцев 17 .

11. Несовершеннолетний в возрасте до пятнадцати лет или больной наркоманией несовершеннолетний в возрасте до шестнадцати лет, госпитализированные в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, по просьбе или с согласия одного из родителей или иного законного представителя, подлежит обязательному психиатрическому освидетельствованию комиссией врачей-психиатров такой медицинской организации в порядке, установленном частью первой статьи 32 Закона Российской Федерации N 3185-1. В течение первых шести месяцев несовершеннолетний подлежит психиатрическому освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в месяц для решения вопроса о продлении госпитализации. При продлении госпитализации свыше шести месяцев психиатрические освидетельствования комиссией врачей-психиатров проводятся не реже одного раза в шесть месяцев 18 .

12. Психиатрическое освидетельствование гражданина, указанного в статье 15 Закона Российской Федерации N 3185-1 19 , проводится в рамках военно-врачебной экспертизы в соответствии со статьей 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" 20, 21 .

13. Данные психиатрического освидетельствования и заключение о состоянии психического здоровья обследуемого фиксируются в медицинской документации, в которой указываются также причины обращения к врачу-психиатру и медицинские рекомендации 22 .

По окончании психиатрического освидетельствования врачом-психиатром (комиссией врачей-психиатров) оформляется медицинское заключение по результатам проведенного медицинского психиатрического освидетельствования (далее - медицинское заключение), которое выдается обследуемому (его законному представителю).

В медицинском заключении указываются:

а) наименование медицинской организации;

б) фамилия, имя отчество (при наличии), число, месяц и год рождения обследуемого;

в) адрес регистрации по месту жительства (пребывания) обследуемого;

г) дата, время проведения психиатрического освидетельствования;

д) причина обращения (направления);

е) описание жалоб, данные анамнеза, данные психопатологического исследования;

ж) заключение о состоянии психического здоровья обследуемого;

з) медицинские рекомендации.

Заключение подписывается врачом-психиатром (всеми членами комиссии врачей-психиатров) с указанием его (их) фамилии(й) и инициалов и заверяется печатью медицинской организации, проводившей психиатрическое освидетельствование (при наличии).

Допускается выдача медицинских заключений в форме электронных документов, подписанных усиленными квалифицированными электронными подписями, посредством передачи по защищенным каналам связи, исключающим возможность несанкционированного доступа к информации третьих лиц, и с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных и врачебной тайны.

1 Часть первая статьи 23 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее - Закон Российской Федерации N 3185-1) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст. 1913).

2 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст. 1913.

3 Часть третья статьи 23 Закона Российской Федерации N 3185-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст. 1913).

4 Часть вторая статьи 23 Закона Российской Федерации N 3185-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст. 1913; Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165).

5 Часть четвертая статьи 23 Закона Российской Федерации N 3185-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст. 1913).

6 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст. 1913.

7 Часть пятая статьи 23 Закона Российской Федерации N 3185-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст. 1913).

8 Часть первая статьи 24 Закона Российской Федерации N 3185-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст. 1913; Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 1, ст. 60).

9 Часть вторая статьи 24 Закона Российской Федерации N 3185-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст. 1913).

10 Часть первая статьи 25 Закона Российской Федерации N 3185-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст. 1913).

11 Часть вторая статьи 25 Закона Российской Федерации N 3185-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст. 1913).

12 Часть третья статьи 25 Закона Российской Федерации N 3185-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст. 1913).

13 Часть четвертая статьи 25 Закона Российской Федерации N 3185-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст. 1913).

14 Часть пятая статьи 25 Закона Российской Федерации N 3185-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст. 1913; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

15 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст. 1913; Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165.

16 Часть первая статьи 32 Закона Российской Федерации N 3185-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст. 1913; Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165).

17 Часть вторая статьи 36 Закона Российской Федерации N 3185-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст. 1913; Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165).

18 Часть первая статьи 31 Закона Российской Федерации N 3185-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст. 1913; Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165).

19 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст. 1913; Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4160.

20 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2018, N 32, ст. 5102.

21 Часть седьмая статьи 23 Закона Российской Федерации N 3185-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст. 1913; Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165).

22 Часть шестая статьи 23 Закона Российской Федерации N 3185-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст. 1913).

23 Часть девятая статьи 6 1 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 51, ст. 5681; 2021, N 27, ст. 5141).

Обзор документа

Урегулирован порядок медицинского психиатрического освидетельствования. Оно проводится лицензированными медорганизациями для определения наличия у обследуемого психического расстройства, установления потребности в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о ее виде.

Процедура осуществляется при наличии добровольного согласия обследуемого (одного из его родителей, законного представителя). В ряде случаев она может быть проведена без него. Решение об освидетельствовании принимает врач-психиатр по соответствующему заявлению. В неотложных случаях, когда лицо представляет опасность для себя или окружающих, заявление может быть устным. Данные освидетельствования и заключение о состоянии психического здоровья обследуемого фиксируются в медицинской документации.

Приказ вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует до 1 марта 2029 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: