Религия и духовность у пожилых людей

Обновлено: 22.09.2024

Всё дело в нашем головном мозге и возрастных изменениях в нём.

Маленький ребёнок рождаясь и подрастая - воспринимает всю информацию от взрослых сначала только НА ВЕРУ - то есть некритично. Критичное мышление у него пока что не развито. Но уже двухлетний малыш, получая зачатки рационального мышления - начинает их упорно тренировать, подвергая сомнению, сказанное взрослыми, и настаивая на своём мнении. И делая ВЫВОДЫ. Чаще всего о том, что надо было бы послушать взрослых.

Поэтому с возрастом - приходит ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС снижения когнитивных способностей. Ухудшается память, "быстродействие" и другие способности мозга и, соответственно интеллекта. Поэтому уровень рациональности мышления снижается, и возрастает уровень иррациональности. И человек "приходит к богу". Сам он своё возрастное ухудшение когнитивных способностей может воспринимать, как "особую мудрость". А это просто старость. И ухудшение работы мозга.

"На всякую психическую функцию можно найти такую область мозга, повредив которую, этой функции лишишься. Ведущий: То есть, если религиозному человеку, который верит в божественную искру, повредить определённую область мозга, - он лишится своей религиозности? Марков: В данном случае, ситуация обратная. Боюсь, что скажу неполиткорректную вещь. Чтобы из глубоко верующего сделать рационального человека, атеиста, нужно не что-то разрушить, а что-то добавить в мозгу. Есть области в теменных долях коры, разрушение которых приводит к достоверному возрастанию склонности к религиозно-мистическим переживаниям. " (Александр Марков, доктор биологических наук).

Религия и духовность у пожилых людей

Религия и духовность являются схожими, но не идентичными понятиями. Религия часто рассматривается как имеющая большую институциональную, более структурированную основу, и связана с традиционными видами деятельности, ритуалами и практиками. Духовность относится к нематериальному и неосязаемому и, следовательно, может рассматриваться как более общий термин, не связанный с конкретной группой или организацией. Это может относиться к чувствам, мыслям, опыту и поведению, связанным с душой или к поиску священного.

Традиционная религия предполагает исповедь и покаяние; духовность предполагает меньшие требования. Люди могут отвергать традиционные религии, но считать себя духовными. В США более 90% людей пожилого возраста считают себя религиозными или духовными; от 6 до 10% считают себя атеистами и не ищут смысл через религию или духовную жизнь. Большинство исследований оценивают религию, но не духовность, с помощью таких мер, как посещение религиозных служб, частота частных религиозных обрядов, использование религиозных механизмов психологической адаптации (например, молитвы, упования на Бога, перенос проблем к Богу, получение поддержки от духовенства) и подлинная религиозность (впитывание религиозных убеждений).

Для большинства пожилых людей в США, религия играет важную роль в их жизни, около половины посещают религиозные служения минимум раз в неделю.

Уровень участия пожилых людей в религиозных мероприятиях больше, чем в любой другой возрастной группе. Для пожилых людей религиозная община является крупнейшим источником социальной поддержки за пределами семьи, и участие в религиозных организациях является наиболее распространенным типом добровольной общественной деятельности - чаще, чем всех других формах добровольной социальной активности.

Преимущества религии и духовности

Религия коррелирует с улучшением физического и психического здоровья, и религиозные люди предполагают, что этому способствует вмешательство Бога. Тем не менее эксперты не могут определить, способствует ли участие в организованной религии улучшению здоровья или более психологически или физически здоровые люди вовлекаются в религиозные группы. Полезна ли религия и религиозные верования сами по себе, или же другие факторы являются причиной улучшения состояния человека, не выяснено. Было предложено много таких факторов (например, психологические преимущества, поощрение здорового образа жизни, социальная поддержка религиозных сообществ).

Психологические преимущества

Религия может предоставлять следующие психологические преимущества:

Положительное и обнадеживающее отношение к жизни и болезни, которое прогнозирует улучшение здоровья и снижают смертность

Смысл и цель в жизни, которые влияют на здоровье, поведение, социальные и семейные отношения

Больше возможности для преодоления болезни и предотвращения инвалидности

Люди, которые используют религиозные механизмы психологической адаптации, менее подвержены риску развития депрессии и беспокойства, чем те, кто этого не делает; эта обратная связь является самой сильной среди людей с большими физическими нарушениями. Даже восприятие инвалидности, по-видимому, изменяется в зависимости от степени религиозности. Из общего числа женщин старшего возраста с переломом бедра наиболее религиозные имели самые низкие показатели депрессивной шкалы и при выписке из больницы могли преодолеть значительно большие расстояния, чем те, которые были менее религиозны. Религиозные люди, как правило, оправляются от депрессии быстрее.

Оздоровительные практики

У пожилых людей активное вовлечение в религиозные общины коррелирует с лучшей поддержкой физического состояния и здоровья. Некоторые религиозные группы (например, Мормоны, Адвентисты Седьмого Дня) пропагандируют поведение, способствующее укреплению здоровья, такое как отказ от табакокурения и чрезмерного употребления алкоголя. Члены этих групп менее подвержены риску развития заболеваний, вызываемых употреблением этих веществ, и они живут дольше, чем население в целом.

Социальные льготы

Религиозные верования и практика зачастую способствуют развитию сообществ и сетей широкой социальной поддержки. Увеличение социальных контактов для пожилых людей повышает вероятность того, что болезнь будет выявлена на ранней стадии и что пожилые люди будут соблюдать схемы лечения, поскольку члены их сообщества взаимодействуют с ними и задают им вопросы об их здоровье и медицинской помощи. Пожилые люди, имеющие такие сети сообществ, вероятно, будут меньше пренебрегать собой.

Опекуны

Вера способствует опекунству. В исследовании, посвященном опекунам, осуществлявшим уход за пациентами с болезнью Альцгеймера или терминального рака, которое продолжалось 2 года, было показано, что опекуны с сильной личной религиозной верой и множественными социальными контактами лучше справлялись со стрессами, связанными с медицинским уходом.

Вредное воздействие религии и духовности

Религия не всегда полезна для пожилых людей. Ревностная религиозность может способствовать возникновению чувства непомерной вины, косности и тревоги. Религиозные предрассудки и заблуждения могут развиться у пациентов с обсессивно-компульсивным и биполярным расстройствами, шизофренией или психозами.

Некоторые религиозные группы препятствуют сохранению психического и физического здоровья, в т. ч. жизненно необходимых методов лечения (переливание крови, лечение угрожающих жизни инфекций, инсулинотерапия), и могут заменить лечение религиозными ритуалами (молитвы, пение, зажигание свечей). Некоторые более жесткие религиозные организации изолируют и способствуют отдалению пожилых людей от членов их семей, которые не принимают участие в деятельности этих организаций, и от общества в целом.

Роль практического врача

Разговоры с пожилыми пациентами об их религиозных убеждениях помогают практикующим врачам обеспечивать уход, потому что эти убеждения могут повлиять на психическое и физическое здоровье пациентов. Осведомление о религиозных вопросах во время посещения врача является уместным при определенных обстоятельствах, в т ч следующих:

Если пациенты серьезно больны и находятся в состоянии существенного стресса или близки к смерти и просят или предлагают практикующему врачу общение на религиозные темы

Когда религиозные потребности очевидны и могут влиять на здоровье пациентов или на их поведение

Пожилые люди часто имеют различные духовные потребности, которые могут пересекаться, но не являются такими же, как их психологические потребности. Определение духовных потребностей пациента может помочь мобилизовать необходимые ресурсы (например, духовные консультации или группы поддержки, участие в религиозных мероприятиях, установление социальных контактов с членами религиозной общины).

Духовная история

Кроме того, врач может попросить пациентов, чтобы они описали их наиболее важный механизм выживания. Если ответ не религиозный, пациентам может быть задан вопрос о том, смогут ли религиозные или духовные ресурсы оказать какую-либо помощь. Если в ответ прозвучит «нет», пациенты могут быть чутко опрошены о препятствиях на пути к такой деятельности (например, транспортные проблемы, дефекты слуха, отсутствие финансовых ресурсов, депрессия, отсутствие мотивации, неразрешенные конфликты), чтобы определить, заключается ли причина в обстоятельствах или это их выбор. Тем не менее, практикующие врачи не должны вмешиваться в религиозные убеждения или мнения пациентов, если пациенты не хотят помощи.

Обращение к духовенству

Многие представители духовенства предоставляют консультации для пожилых людей на дому и в больнице, часто бесплатно. Многие пациенты старшего возраста предпочитают такие консультации психиатрической помощи практикующего врача, потому что они больше удовлетворены результатами и потому, что они верят, что такие консультации не имеют клейма, которое ставит врач-психиатр. Тем не менее, многие представители общинного классического духовенства не имеют интенсивной подготовки в консультировании по вопросам психического здоровья, и не могут распознать, когда более пожилые пациенты нуждаются в профессиональной помощи в области охраны психического здоровья. В отличие от них, многие представители больничного духовенства имеют широкую подготовку в области психических, социальных и духовных потребностей пожилых людей. Таким образом, может быть полезным рассматривать больничное духовенство как часть медицинской команды. Они часто могут устранить разрыв между медицинской помощью и уходом в больнице и сообществе, связываясь с духовенством в сообществе. К примеру, когда пациент уже выписан из больницы, больничное духовенство может позвонить духовному наставнику пациента, таким образом, мобилизуется религиозная команда сообщества для поддержки пациента, чтобы помочь в процессе выздоровления (например, предоставляя услуги уборки помещений, питание, транспорт, посещение пациента или попечителя).

Поддержка религиозных верований пациентов и религиозных догм

Пациенты обращаются за медицинской помощью по причинам, связанным со здоровьем, а не по религиозным. Тем не менее, специалисты медико-санитарной помощи не должны высказывать неодобрение касательно религиозных пристрастий пациента, пока они не препятствуют оказанию необходимой медицинской помощи, поскольку такое участие может способствовать хорошему здоровью. Люди, которые активно участвуют в религиозных группах, в частности в группах основных религиозных конфессий, оказываются, как правило, здоровее.

Если пациенты еще не принимают участия в религиозной деятельности, предложение заняться такой деятельностью требует чуткости. Однако cпециалисты в области здравоохранения могут предположить, что пациенты считают религиозной деятельностью, если пациенты восприимчивы и могут получить выгоду от таких действий, которые могут наладить социальные контакты, уменьшить отчуждение и изоляцию, увеличить чувство сопричастности, смысла и цели жизни. Эти виды деятельности могут также помочь пожилым людям сосредоточиться на положительных видах деятельности, а не на своих собственных проблемах. Однако, некоторые виды деятельности являются подходящими только для религиозных пациентов.

Дополнительная информация

Следующий англоязычный ресурс может оказаться информативным. Обратите внимание, что The manual не несет ответственности за содержание этого ресурса.

The Age Gap in Religion Around the World, Pew Research Center, Washington, DC: информация относительно измерения степени вовлечения в религиозную деятельность по возрастным группам

Авторское право © 2022 Merck & Co., Inc., Rahway, NJ, США и ее аффилированные лица. Все права сохранены.

Религия и духовность — похожие, но не идентичные понятия. Религия часто рассматривается как более организованное, более структурированное понятие и включает более традиционные ритуалы и мероприятия. Под духовностью понимается нечто неосязаемое и нематериальное, то есть этот термин можно считать более общим, не связанным с конкретной группой или организацией. Под духовностью могут подразумеваться чувства, мысли, впечатления и поведение, связанные с душой или поиском чего-либо духовного.

Традиционная религия предусматривает подотчетность и ответственность. Духовность предъявляет меньше требований. Люди могут отказаться от традиционной религии, но при этом считать себя духовными людьми. В Соединенных Штатах Америки более 90 % пожилых людей считают себя религиозными или духовными. От 6 до 10 % являются атеистами и не зависят от религиозных, духовных практик или традиций в поиске смысла.

Среди пожилых людей уровень религиозности выше по сравнению со всеми остальным возрастными группами. Около половины посещают религиозные службы каждую неделю или чаще. Для пожилых людей религиозное сообщество является крупнейшим источником социальной поддержки за пределами семьи, и участие в религиозных организациях является наиболее распространенным видом добровольной социальной активности — более распространенным, чем все остальные формы добровольной социальной активности вместе взятые.

Преимущества

Религиозные люди, как правило, характеризуются лучшим физическим и психическим здоровьем, чем нерелигиозные. Религиозные люди могут считать, что причиной таких преимуществ является вмешательство бога. Однако эксперты не могут определить, способствует ли сохранению здоровья принадлежность к официальной религии или психически и физически более здоровые люди вступают в религиозные группы. Если религия полезна, причина не ясна, то ли это сами религиозные верования, то ли другие факторы. Предлагалось множество таких факторов (например, польза для психического здоровья, поощрение полезных для здоровья практик и социальная поддержка).

Польза для психического здоровья

Религия может приносить пользу для психического здоровья следующим образом:

Позитивное и оптимистичное отношение к жизни и заболеванию, которое обычно приводит к более благоприятным исходам для здоровья

Чувство осмысленности и значительности собственной жизни, которое положительно влияет на поведение и отношения в обществе и в семье

Большая способность справляться с заболеванием и инвалидностью

Многие пожилые люди говорят, что религия является наиболее важным фактором, позволяющим им справляться с их физическими проблемами со здоровьем и жизненными стрессами (такими, как уменьшение финансовых ресурсов или потеря супруга или партнера). Например, оптимистичное, позитивное отношение к будущему помогает людям с физическими проблемами сохранять мотивацию к выздоровлению.

Некоторые исследования показали, что пожилые люди, использующие религиозные механизмы психологической адаптации, менее склонны к развитию депрессии и тревожности, чем другие люди. Даже восприятие инвалидности, по-видимому, меняется в зависимости от степени религиозности. В ходе одного исследования с участием пожилых женщин с переломами бедра было обнаружено, что у наиболее религиозных из них реже всего развивалась депрессия, и они могли пройти значительно дальше после выписки из больницы, чем менее религиозные женщины.

Полезные для здоровья практики

Активное участие в жизни религиозного сообщества связывают с лучшим поддержанием физического функционирования и здоровья. Некоторые религиозные группы (такие, как мормоны или адвентисты седьмого дня) выступают в защиту поведения, способствующего сохранению здоровья, например, отказа от табака и потребления алкоголя в больших количествах. Члены таких групп менее склонны к развитию расстройств, связанных с употреблением запрещенных веществ, и они живут дольше, чем обычные люди.

Социальные преимущества

Религиозные верования и практики часто способствуют развитию общества и расширению сети социальной поддержки. Увеличение количества социальных контактов у пожилых людей повышает вероятность того, что заболевание будет выявлено на ранней стадии, и что пожилые люди будут соблюдать режим лечения, потому что члены их сообщества будут общаться с ними и задавать им вопросы об их здоровье и медицинском обслуживании. Пожилые люди, состоящие в таких общественных сетях, менее склонны к неряшливости Неряшливость у пожилых людей Иногда пожилые люди не заботятся о себе. Они не покупают продукты питания, лекарства или другие необходимые им вещи и не соблюдают правила личной гигиены. Эта называется неряшливостью. Неряшливость. Прочитайте дополнительные сведения .

Лица, осуществляющие уход

Вредные последствия

Определенные религиозные группы выступают против необходимого психического или физического медицинского обслуживания, включая спасательные меры (например, переливания крови, лечение смертельно опасных инфекций и инсулинотерапия), и могут заменять их религиозными ритуалами (например, молитвы, песнопения или зажжение свечек). Некоторые более жесткие религиозные группы могут изолировать и отдалять пожилых людей от их родственников и более широкого общества.

Роль медицинских специалистов

Медицинские специалисты могут обсуждать с пожилыми людьми их религиозные верования, потому что эти верования могут влиять на психическое и физическое здоровье пожилого человека. Знание религиозных верований человека может помочь врачу предоставлять лучший уход в некоторых обстоятельствах:

Когда человек тяжело болен, подвержен значительному стрессу или при смерти и просит медицинского специалиста поговорить с ним о религиозных вопросах

Когда человек говорит медицинскому специалисту, что он верующий, и что религия помогает ему справляться с заболеванием

Когда религиозные потребности очевидны и могут влиять на здоровье или поведение человека

Когда врачи или другие медицинские специалисты понимают духовные потребности человека, они могут помочь ему получить необходимую помощь (например, консультации по духовным вопросам, обращение в группы поддержки, участие в религиозных мероприятиях или общение с членами религиозного сообщества). Врачи могут поинтересоваться, являются ли духовные верования важной частью жизни человека, и как эти верования влияют на заботу о своем здоровье. Или же они могут попросить человека описать наиболее важные для них механизмы психологической адаптации. Если человек интересуется религиозными или духовными ресурсами, врачи могут спросить, не существует ли барьеров, препятствующих доступу к таким ресурсам, и могут порекомендовать альтернативные ресурсы. Например, врачи, возможно, смогут предложить услуги транспортировки для пожилых людей, не способных посещать религиозные службы.

Иногда пожилые люди предпочитают поговорить с представителем духовенства вместо посещения психолога. Если представитель духовенства прошел обучение психологическому консультированию и способен распознавать, когда человеку требуется помощь профессионального психолога, такие религиозные консультации могут быть очень полезны. Представители духовенства также могут помочь человеку получить необходимую поддержку по месту жительства, например, посетив его после выписки из больницы или предоставив питание или услуги транспортировки.

Могут быть полезны перечисленные ниже ресурсы на английском языке. Обратите внимание, что составители СПРАВОЧНИКА не несут ответственности за содержание этого ресурса.

ПРИМЕЧАНИЕ: Это — пользовательская версия ВРАЧИ: Нажмите здесь, чтобы перейти к профессиональной версии

Психологи: Вера в Бога делает пожилых людей счастливыми


Психологи из Университета Техаса доказали, что молитва может влиять на психическое самочувствие в зависимости от восприятия Бога. В ходе исследования около 1 000 человек в возрасте 65 лет отвечали на вопросы о своей религиозности. Добровольцев разделили на три группы, среди которых были практикующие христиане, бывшие христиане и атеисты. Всех просили ответить на вопросы, позволяющие оценить три показателя самочувствия: оптимизм, уверенность в себе и удовлетворенность жизнью. Также людей опрашивали о личном восприятии Бога.

Чем более сильной была вера в Бога, тем более резко увеличивалось ощущения хорошего настроения у людей, которые практиковали регулярные молитвы. У тех, кто обращался к Богу лишь время от времени, отмечалось умеренное повышение самочувствие после молитв. У людей, которые чувствовали себя отстраненными от Бога, самочувствие ухудшалось после проведения молитв. Таким образом, не только вера в Бога, но и личное отношение к нему играли важную роль в психическом состоянии человека.

Исследование показало, что религиозные люди обладают более выраженным чувством хорошего психического самочувствия в старости по сравнению с теми, кто ни во что не верит. Чем чаще люди молятся, тем чаще после этого сообщают об ощущении счастья. Ученые выяснили, что религиозные люди старше 65 лет более часто бывают оптимистами, уверенными в себе и вполне удовлетворенными своей повседневной жизнью по сравнению с теми, кто не является религиозным человеком. Однако психологическое воздействие молитвы зависит от того, как человек рассматривает Бога. Так, религиозные люди, которые считают Бога любящим и находящимся рядом, значительно чаще испытывают счастье по сравнению с теми, то воспринимает Бога требовательным и находящимся на значительном расстоянии.

Читайте также: