Развитие реакции зрачков у ребенка

Обновлено: 18.05.2024

Обмороком (синкопе) называют кратковременную потерю сознания. Такое состояние часто наблюдается у детей разного возраста. Иногда у ребенка резко отключается сознание по причине резкого оттока крови в головном мозге. Но чаще всего обмороку предшествует целый ряд признаков, которые считают предвестниками патологического состояния. Причины обмороков у детей могут быть совершенно разными. В роли провоцирующего фактора часто выступают сердечно-сосудистые патологии.

Основные причины обморока

Спровоцировать обморок могут, как внешние, так и внутренние факторы.

К первой группе причин относятся:

  • длительное нахождение в душном помещении;
  • испуг;
  • неблагоприятные климатические условия на улице (жара).

Эти причины легко устраняются путем создания благоприятных условий для пребывания ребенка. Например, комнату, где находится ребенок нужно регулярно проветривать, а от солнечного удара спасет ношение головного убора.

Намного серьезнее внутренние причины, способствующие развитию обморочных состояний. В числе таких факторов:

  • Анемия и низкий показатель гемоглобина.
  • Артериальная гипертензия. Скачки давления чаще наблюдается у подростков в пубертатном периоде. Но по статистике 30% кризисов такого характера обусловлены с патологиями сердца. При диагностике очень важно учитывать фактор наследственности. Сегодня ситуация настораживает ведущих кардиологов мира, потому что гипертензия все чаще встречается у детей юного возраста.
  • Гипотензия. Резкое снижение давления тоже может привести к обмороку.
  • Сердечная недостаточность тоже сопровождается частой потерей сознания вследствие нарушения нормального кровоснабжения, что влечет кислородное голодание мозговых отделов.
  • Аритмии на фоне сердечных нарушений также могут вызвать временную потерю сознания у ребенка.
  • Сахарный диабет сегодня все чаще диагностируется у детей. Это эндокринное заболевание сочетается нарушением обменных процессов. Обморок может вызвать в любой момент резкое снижение уровня глюкозы в крови.
  • Эмоциональные реакции у детей, особенно малышей дошкольного возраста, выражены сильней, чем у взрослых. Причем даже положительные эмоции могут стать причиной кризисного состояния. Но чаще обмороки случаются от страха. Например, ребенок может потерять сознание в процедурном кабинете перед инъекцией.

У детей школьного возраста обмороки случаются по причине высоких нагрузок. Сильное переутомление ребенка может привести к более серьезным проблемам, в том числе и патологиям сердца и сосудов. Этот момент стоит учитывать родителям, которые пытаются из своего чада "вылепить" вундеркинда.

Но независимо от причины, обморок никогда не проходит бесследно. Поэтому даже единичный случай синкопе заслуживает пристального внимания, не говоря уже о часто повторяющихся эпизодах.

Симптомы обморока

Обычно обморочное состояние у детей развивается постепенно. Есть признаки, которые должны насторожить родителей:

  • головокружение;
  • тошнота;
  • заторможенность;
  • головные боли;
  • нитевидный пульс;
  • бледность кожных покровов;
  • провалы в памяти;
  • повышенное потоотделение;
  • шум или звон в ушах;
  • временное нарушение координации;
  • потеря чувствительности.

Предобморочное состояние может длиться несколько секунд или минут. Если взрослые не предпримут положенных в таких случаях мер, ребенок закатывает глаза и падает. Опасность в том, что при падении он может получить травму головы или другого участка тела. Состояние беспамятства тоже может длиться от нескольких секунд до минут. После обморока ребенок вялый, он жалуется на слабость и головную боль. Нередко после выхода из кризиса дети засыпают.

Механизм формирования обмороков у детей

При нарушении сердечной деятельности у детей обмороки возникают по причине уменьшения объема сердца. Это состояние длится несколько секунд без остановки работы желудочков. Но сердечный ритм нарушается. Резко выраженная тахикардия и мерцание предсердий вызывает временную потерю сознания. Подобный эффект может вызвать экстрасистолы, но такой механизм наблюдается реже. При обследовании больного вне приступов потери сознания у него не определяются отклонения со стороны кровообращения. В подобных случаях при правильной постановке диагноза важен анамнез.

Если у ребенка диагностирован порок сердца, то обмороку может предшествовать стеноз аорты. Реже кризис наступает по причине митрального стеноза. При врожденных пороках обморочные состояния развиваются у детей с тетрадой Фалло. Это так называемый "синий порок", сочетающий сразу четыре аномалии. Поэтому обморочное состояние может развиться стремительно даже при незначительной физической нагрузке, что обусловлено снижением уровня кислорода в периферическом кровотоке.

Обмороками сопровождаются следующие патологии сердечно-сосудистой системы:

  • пороки клапанов сердца;
  • разрыв аорты;
  • обструктивная кардиомиопатия;
  • болезни перикарда;
  • острый инфаркт (у детей крайне редко).

Многие взрослые теряются при обмороке у ребенка. Но именно от правильных действий людей, которые находятся рядом, во многом зависит разрешение критической ситуации.

Неотложная помощь

При обморочном состоянии у ребенка необходимо выполнить следующий комплекс мер:

  • Первым делом нужно обеспечить пострадавшему приток свежего воздуха. Стесняющие элементы одежды нужно снять.
  • Уложить ребенка так, чтобы его ноги были немного выше уровня головы. Такое положение обеспечит приток крови к головному мозгу.
  • Чтобы привести в чувство пострадавшего, надо дать ему понюхать смоченный нашатырем тампон.
  • Когда ребенок придет в себя, обязательно дать выпить чай с сахаром.
  • Для нормальной циркуляции кислорода рекомендуется проветрить помещение. Чтобы ребенок не простыл, его следует укутать одеялами.

Нежелательно присутствие в помещении большого количества людей. Поэтому родители должны создать в комнате благоприятную обстановку.

К какому врачу обращаться

Если обмороки у ребенка повторяются часто, следует незамедлительно показать ребенка детскому кардиологу. Многопрофильная детская поликлиника "Эдкарик" в Калининграде имеет все необходимое для диагностики и лечения маленьких пациентов. После первичного осмотра ребенка кардиолог ему назначит:

  • ЭКГ;
  • Эхокардиографию;
  • МРТ;
  • КТ;
  • Лабораторные исследования в полном объеме.

На основании результатов перечисленных диагностических мероприятий опытный специалист поставит точный диагноз. Ведь любую проблему легче лечить, если известна причина ее появления.

Существенную помощь могут оказать и сами родители ребенка, если они смогут точно ответить всего на 4 вопроса:

  1. В каком возрасте у ребенка был отмечен первый случай обморока.
  2. Какие внешние либо внутренние факторы способствовали развитию кризиса.
  3. Характер приступов синкопе и частота.
  4. Какая симптоматика наблюдается перед обмороком.

В нашей клинике создана благоприятная обстановка для прохождения обследования и лечения самых маленьких пациентов. А позитивный эмоциональный настрой — одно из главных условий для быстрого выздоровления.

Отсутствие реакции зрачка у детей при изменении освещения

Согласно статистике, более миллиона детей в РФ имеют проблемы со зрением, и наблюдается постоянное ухудшение ситуации. Но большая часть болезней глаз при вовремя установленном диагнозе полностью излечивается. Поэтому с момента появления ребенка на свет детский офтальмолог должен стать одним из тех специалистов, которых необходимо посещать чаще всего. Одним из нарушений, требующих помощи врача, является отсутствие реакции зрачка ребенка при изменении освещения.

При любых проблемах со зрением у ребенка любого возраста вы можете обратиться в клинику Эдкарик в Калининграде. У нас работают опытные специалисты, которые помогут поставить точный диагноз и назначат эффективное лечение.

При каком заболевании отсутствует реакция зрачка при изменении освещения

В норме зрачки человека всегда реагируют на свет. Продолжительность всей реакции составляет не больше секунды, но ее можно увидеть в зеркале. В нормальном состоянии размер зрачка достигает 3-8 мм. Сразу после затемнения происходит его увеличение до 3,8 мм, спустя 5 сек. еще на 2 мм с дальнейшим расширением. Спустя четверть часа в абсолютной темноте зрачок расширяется до размера 7,4-8 мм.

При некоторых офтальмологических и неврологических болезнях наблюдается синдром, который называется анизокория. Он проявляется тем, что размер правого и левого зрачка различается. Помимо внешних изменений, нарушается пространственное восприятие, искажается рассматриваемый объект, повышается утомляемость глаз. Обычно один зрачок ведет себя нормально, а другой пребывает в зафиксированном положении. Если отсутствуют какие-то травмы радужной оболочки или глазного яблока, заболевание, как правило, представляет собой результат поражения нервных волокон.

Причины анизокории

Неравномерные диаметры зрачков - явление довольно распространенное, но его причину получается определить не во всех случаях. Такие расстройства могут быть признаком органического дефекта оболочек зрительного органа или дисфункции, которая связана с заболеваниями вегетативной нервной системы. Главными провоцирующими факторами, из-за которых может развиться анизокория, считаются:

  • синдром Горнера;
  • ирит;
  • синдром Аргайл Робертсон;
  • синдром Холмс-Ади;
  • парализация глазодвигательного нерва;
  • травматизация;
  • использование глазных капель (в этом случае симптом исчезнет, когда из организма будет выведено действующее вещество).

Классификация

Возможно условное разделение любых поражений зрачка на врожденные и приобретенные. Имеется две формы заболевания:

  • Физиологическая. Зачастую наблюдается у людей, не имеющих проблем со здоровьем, заметна в состоянии покоя. Размер одного зрачка от другого отличается не больше, чем на один миллиметр. При этом от особенностей освещения разница в диаметре не зависит.
  • Патологическая. Такая форма заболевания представляет собой клиническое проявление неврологической или глазной патологии. Диаметры зрачков могут сильно отличаться. Наблюдается взаимосвязь между диаметром зрачкового отверстия и реакцией зрительного органа на изменение интенсивности света.

Симптомы

Если отличие размера зрачкового отверстия незначительно, то симптом может быть только один - это косметический дефект. При существенной разнице пациенты часто жалуются на то, что искажается картинка перед глазами, нарушается пространственное восприятие. Возможно развитие головокружений и интенсивных головных болей. При синдроме Холмс-Ади может казаться, что перед глазами туман.

При синдроме Бернара-Горнера симптомы более заметны при затемнении, в особенности в первые секунды. На пораженной стороне происходит нарушение потоотделения, радужная оболочка кажется более светлой.

Диагностика

Чтобы поставить точный диагноз, врач проводит осмотр, собирается анамнез. В ходе обследования должны быть исключены механические повреждения зрительных органов, использование глазных капель. При осмотре определяется, какой именно зрачок патологически изменен.

Также офтальмолог изучает реакцию зрачков пациента на освещение. Соответствие среднестатистическим показателям говорит о том, что это физиологическая форма заболевания. При патологии реакция зрачка на световой источник будет слабой, при устойчивых морфологических изменениях - результатом будет ее отсутствие.

Осматривается передний отрезок зрительного органа. Биомикроскопия глазного яблока способствует визуализации органических поражений.

Способы лечения

Терапия подбирается в зависимости от причины состояния. В некоторых случаях назначается нейростимуляция или заместительная терапия гормонами, в других - антибиотики и нестероидные противовоспалительные средства.

Какая бы ни была причина развития патологии, без консультации опытного специалиста не обойтись. Когда речь идет об офтальмологических заболеваниях у ребенка, самолечение попросту недопустимо. Только высококвалифицированный специалист, который обладает соответствующими знаниями и необходимой аппаратурой, может оказать ребенку медицинскую помощь и предотвратить развитие опасных осложнений.

Главная задача работы детского офтальмолога - разрабатывать и применять комплекс лечебных мероприятий, которые направлены на устранение заболевания и предупреждение его развития в будущем. Вовремя обратившись к специалисту, вы достигните значительных успехов в лечении, а также предотвратите риск перехода патологического процесса в хроническую форму.

Мы предлагаем жителям Калининграда прохождение качественного и информативного офтальмологического обследования в современной детской клинике Эдкарик. Высококвалифицированные специалисты, современное оборудование, возможность сдать различные анализы, внимательное и доброжелательное отношение к каждому пациенту - от грудничка до подростка - все это вы найдете в нашей клинике.

Не забывайте, что своевременное обнаружение нарушений и назначение эффективного лечения способствует сохранению остроты зрения и предотвращению появления серьезных проблем в будущем.

Развитие зрительных функций у детей

Зрительная система ребенка


Зрительная система ребенка уже при рождении обладает некоторыми безусловными зрительными рефлексами — прямая и содружественная реакция зрачков на свет, кратковременный рефлекс поворота глаз и головы к источнику света, попытка слежения за движущимся объектом. В дальнейшем, с ростом ребенка, постепенно развиваются и совершенствуются все другие зрительные функции.

Световая чувствительность

Световая чувствительность появляется сразу после рождения. С самых первых дней жизни ребенка свет оказывает стимулирующее действие на развитие зрительной системы в целом и служит основой формирования всех ее функций. Однако, под действием света у новорожденного не возникает зрительный образ, а вызываются, в основном, неадекватные защитные реакции. Световая чувствительность у новорожденных резко снижена, причем в условиях темновой адаптации она в 100 раз выше, чем при адаптации к свету. К концу первого полугодия жизни ребенка световая чувствительность существенно повышается и соответствует 2/3 ее уровня у взрослого, а к 12-14 годам становится почти нормальной. Пониженную световую чувствительность у новорожденных объясняют недостаточным развитием зрительной системы, в частности сетчатки. Расширение зрачка в темноте у них происходит медленнее, чем его сужение на свету. Но уже на 2-3-ей неделе в результате появления условно-рефлекторных связей начинается усложнение деятельности зрительной системы, формирование и совершенствование функций предметного, цветового и пространственного зрения.

Центральное зрение

Центральное зрение появляется у ребенка только на 2-З-м месяце жизни. В дальнейшем происходит его постепенное совершенствование — от способности обнаруживать предмет до способности его различать и распознавать. Возможность различать простейшие предметы обеспечивается соответствующим уровнем развития зрительной системы, а распознавание сложных образов уже связано с развитием интеллекта.


На 4-6-м месяце жизни ребенок реагирует на появление рядом лиц, а еще раньше — на 2-3-м месяце замечает грудь матери. На 7-10-м месяце у ребенка появляется способность распознавать геометрические формы (куб, пирамида, конус, шар), а на 2-3-м году жизни нарисованные изображения предметов. Полное восприятие формы предметов и нормальная острота зрения развиваются у детей только к периоду школьного обучения.

Острота зрения новорожденного крайне низка, по данным исследований она составляет 0,005-0,015. В течение первых месяцев постепенно возрастает до 0,01-0,03. К 2-м годам она повышается до 0,2-0,3 и только к 6-7 годам (а по разным данным и к 10-11) достигает 0,8-1,0.

Цветовосприятие

Параллельно развитию остроты зрения происходит становление цветовосприятия. В ходе исследований выявлено, что способность распознавать цвет впервые появляется у ребенка в возрасте 2-6 мес. Различение цветов начинается, прежде всего, с восприятия красного цвета, возможность же распознавать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий) появляется позже. К 4-5-ти годам цветовое зрение у детей уже хорошо развито, но продолжает совершенствоваться. Аномалии цветоощущения у них встречаются приблизительно с такой же частотой и в таких же количественных соотношениях между лицами мужского и женского пола, как и у взрослых.

Поле зрения

Границы поля зрения у детей дошкольного возраста примерно на 10% уже, чем у взрослых. К школьному возрасту они достигают нормальных величин. Размеры слепого пятна по вертикали и горизонтали, определенные при исследовании с расстояния 1 м, у детей в среднем на 2-3 см больше, чем у взрослых.

Бинокулярное зрение

Бинокулярное зрение развивается позднее других зрительных функций. Главная особенность бинокулярного зрения состоит в более точной оценке третьего пространственного измерения — глубины пространства. Можно выделить следующие основные этапы развития пространственного зрения у детей.

  • При рождении ребенок сознательного зрения не имеет. Под влиянием яркого света у него суживается зрачок, закрываются веки, голова толчкообразно откидывается назад, но глаза, при этом, бесцельно блуждают независимо друг от друга.
  • Через 2-5 нед. после рождения сильное освещение уже побуждает ребенка удерживать глаза относительно неподвижно и пристально смотреть на световую поверхность.
  • К концу первого месяца жизни оптическое раздражение периферии сетчатки вызывает рефлекторное движение глаза, в результате которого световой объект воспринимается центром сетчатки. Эта центральная фиксация вначале совершается мимолетно и только на одной стороне, но постепенно, в связи с повторением, она становится устойчивой и двусторонней. Бесцельное блуждание каждого глаза сменяется согласованным движением обоих глаз. Формируется физиологическая основа бинокулярного зрения.

Таким образом, бинокулярная зрительная система формируется, несмотря на еще явную неполноценность монокулярных зрительных систем, и опережает их развитие. Это происходит для того, чтобы в первую очередь обеспечить пространственное восприятие, которое в наибольшей мере способствует лучшему приспособлению организма к условиям внешней среды.

Освоение ближнего пространства - важный этап развития бинокулярного зрения

В течение 2-го месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее пространство. В первое время близкие предметы видны в двух измерениях (высота и ширина), но благодаря осязанию ощутимы в трех измерениях (высота, ширина и глубина). Закладываются первые представления об объемности предметов.

На 4-м месяце у детей развивается хватательный рефлекс. При этом направление предметов большинство детей определяют правильно, но расстояние оценивается неверно. Ребенок ошибается также в определении объемности предметов: он пытается схватить солнечные блики и движущиеся тени.

Со второго полугодия жизни начинается освоение дальнего пространства. Осязание при этом заменяют ползание и ходьба. Они позволяют сопоставлять расстояние, на которое перемещается тело, с изменениями величины изображений на сетчатке и тонуса глазодвигательных мышц, создаются зрительные представления о расстоянии. Эта функция обеспечивает трехмерное восприятие пространства и совместима лишь с полной согласованностью движений глазных яблок и симметрией в их положении. Механизм ориентации в пространстве выходит за рамки зрительной системы и является продуктом сложной деятельности мозга. В связи с этим дальнейшее совершенствование пространственного восприятия тесно связано с познавательной деятельностью ребенка.

Значительные качественные изменения в пространственном восприятии происходят в возрасте 2-7 лет, когда ребенок овладевает речью и у него развивается абстрактное мышление. Зрительная оценка пространства совершенствуется и в более старшем возрасте.

В дальнейшем развитии зрительных ощущений ребенка принимают участие как врожденные механизмы, выработанные и закрепившиеся, так и механизмы, приобретенные в процессе накопления жизненного опыта.

Зрительная система ребенка

Освоение ближнего пространства - важный этап развития бинокулярного зрения

Зрительная система ребенка

Освоение ближнего пространства - важный этап развития бинокулярного зрения

Читайте также: