Развитие фониатрии в Европе. Фонаторный аппарат

Обновлено: 04.05.2024

Фониатрия — это раздел оториноларингологии, посвящённый проблемам диагностики, лечения и профилактики заболеваний голосового аппарата. Лор-врач, специализирующийся в области фониатрии, называется фониатром.

Главные задачи этого специалиста:

  • лечение потери голоса;
  • восстановление голоса;
  • лечение охриплости голоса;
  • лечение осиплости голоса.

При наличии хотя бы одного из ниже описанных признаков Вам необходимо проконсультироваться и лечиться у оториноларинголога-фониатра:

  • Если Ваша речь стала грубой и охрипшей, фониатр выявит причины охриплости голоса и назначит необходимое лечение охриплости голоса.
  • Если Вам постоянно приходится прокашливаться, перед тем как заговорить или в течение разговора, то фониатр обследует голосовые связки и назначит противовоспалительную терапию.
  • Если Ваш голос слабый и невыразительный, и требуются большие усилия во время разговора, то главной задачей фониатра станет лечение потери голоса.
  • Если диапазон Вашего голоса сузился, то восстановление голоса возможно с помощью процедур и медикаментов.
  • Если люди постоянно спрашивают Вас, не простудились ли Вы, возможно, Ваша речь изменилась и требуется лечение осиплого голоса.
  • Если Вы чувствуете боль при глотании, Вас беспокоит затруднение прохождения пищи или жидкости при глотании, причиной дискомфорта могут быть воспаленные связки или опухоли голосового аппарата.
  • Если Вы курите более 5 лет или часто употребляете алкоголь, то Ваши вредные привычки - главные причины охриплости голоса. Врач фониатр назначит процедуры, направленные на восстановление голоса и назначит медикаментозное лечение охриплости голоса.
  • Если Вы чувствуете напряжение или боль при голосообразовании, то фониатр поможет восстановить голосовые функции.
  • Если периодически или постоянно Вы «теряете голос», то для лечения потери голоса тоже нужен фонитар.

Здоровый голос необходим не только вокалистам и артистам, а также таким специалистам голоса, как педагоги, врачи, дикторы. К сожалению, продолжительное нарушение голоса способно повлечь за собой длительную нетрудоспособность. Если вовремя не решить задачу и не назначить лечение осиплого голоса, то восстановление голоса займет много времени и может привести к потере работы.

Но голосовые расстройства могут возникнуть и у тех, кто ещё не работает, а посещает детский сад или школу. Голоса детей, по ряду причин, достаточно часто бывают охрипшими. Хороший врач поможет установить причины охрипшего голоса и назначит терапию. Грамотное лечение поможет быстро восстановить голосовые функции у ребенка.

Так же чаще проблемы с голосом появляются у женщин, так как они больше подвержены различным эмоциональным и физиологическим состояниям. Но это не значит, что мужчины не имеют таких проблем. Иногда причины охрипшего голоса кроются в наших вредных привычках. Из-за распространенного в наши дни курения, мужчины курильщики, как и женщины, имеют высокий риск появления ларингитов, доброкачественных и злокачественных образований голосовых связок.
Для того, чтобы узнать о состоянии Вашего голоса, голосового аппарата и возможных методах диагностики и лечения необходимо обратиться за консультацией к отоларингологу-фониатру. В клинике 7 докторов работают лучшие лор врачи в СПб. Они помогут в устранении патологий голосового аппарата и назначат грамотное лечение осиплости голоса, охриплости и помогут в восстановлении голосовые функций.

ФОНИАТРИЯ

ФОНИАТРИЯ (греч. phone звук, голос + iatreia лечение) — раздел оториноларингологии, изучающий вопросы физиологии, патологии, лечения и профилактики заболеваний голосового аппарата человека.

Зарождение Ф. относится к глубокой древности, однако научное ее развитие началось после разработки Гарсией (М. Garcia) метода ларингоскопии (1854). В течение 60—70 лет после изобретения ларингоскопического метода накапливались наблюдения, анализировались и обобщались результаты научных исследований по функциональным расстройствам голосового аппарата в период наступления половой зрелости, а также результатов стробоскопических исследований гортани (см.). В эти годы были изданы руководства по физиологии голосового аппарата, лечению и гигиене певческого голоса. В 20—40-е гг. 20 в. проводилось изучение состояния голосовых связок при воспроизведении звуков, разных по высоте и силе, разрабатывались вопросы лечения и предупреждения профессиональных заболеваний голосового аппарата, заболеваний голосового аппарата у детей, связи эндокринной системы с голосовым аппаратом. В дальнейшем были изучены особенности дыхания певца во время пения, значение носовой полости, носоглотки и придаточных пазух носа для оформления звука и дикции при пении, в результате чего стала возможной диагностика нарушений певческого голоса; выработан певческий режим в период мутации у мальчиков и девочек.

Исследования в области Ф. ведутся с использованием данных оториноларингологии, неврологии, психиатрии, внутренних болезней, эндокринологии, рентгенологии, хирургической стоматологии, ортодонтии, психологии, педагогики, достижений в области гистологии, физиологии, биохимии, анатомии.

Широкое внедрение микроларингоскопии (см. Ларингоскопия), ларингостробоскоиии (см. Стробоскопия), фиброларингоскопии, спектрального анализа голоса, микрохирургии (см.) и криохирургии (см.) в фониатрическую практику повысило эффективность и качество диагностической и леч.-проф. помощи работникам вокальных профессий и профессий, связанных с большой речевой нагрузкой.

В современной клин, практике в СССР квалифицированную помощь при патологии голосового аппарата оказывают только специалисты-фониатры или оториноларингологи, прошедшие подготовку по фониатрии. На базе крупных б-ц и поликлиник созданы фониатрические кабинеты, к-рые обеспечивают в полном объеме всеми видами помощи больных с голосовыми расстройствами. Фониатрические кабинеты проводят также диспансерное наблюдение за лицами вокальных и речевых профессий (см. Диспансеризация), отбор лиц, поступающих в педагогические и театрально-музыкальные учебные заведения, экспертизу трудоспособности больных с патологией голосового аппарата, сан.-просвет, работу по гигиене голоса и профилактике голосовых расстройств.

Библиогр.: Егоров А. М. Гигиена голоса и его физиологические аспекты, М., 1962; Ермолаев В. Г., Лебедева Н. Ф. и Морозов В. П. Руководство по фониатрии, Л., 1970, библиогр.; Зарицкий Л. А., Тринос В. А. и Тринос Л. А. Практическая фониатрия, Киев, 1984, библиогр.; Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха, пер. с польск., Варшава, 1965; Фомичев М. И. Основы фониатрии, Л., 1949.

Кто такой врач-фониатр


Фониатрия - это одно из направлений отоларингологии. На практике к фониатру обращаются люди, главной жалобой которых является нарушение голоса и дискомфорт в области гортани. Чаще это представители так называемых «голосоречевых» профессий, но проблемы с голосом могут возникать и у тех людей, работа которых не связана с необходимостью много говорить или петь. Причиной могут выступать и сопутствующие заболевания, например, патология эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта, психические заболевания и др.

Причины обращения к врачу фониатру:

  • Изменения голоса: голос стал хриплым, грубым, слабый, потеря выразительности, потеря плавности, сужение диапазона голоса, когда требуются большие усилия во время разговора.
  • Периодическая или постоянная потеря голоса.
    Если люди постоянно спрашивают вас о том не простудились ли вы? - возможно нужный вам врач это именно фониатр.
  • Снижение качества голоса при длительных нагрузках
  • Невозможность восстановить тембр после инфекционных заболеваний перенесенных более недели назад
  • Утренняя и вечерняя осиплость голоса, возникновение одышки.
  • Потеря голоса из-за стресса.
  • Болевые ощущение при глотании, голосообразовании.
  • Изменение голоса в результате операции на шее или головном мозге, изменение голоса в результате травм - бытовых или автоаварий.
  • Ощущение комка в горле. Чувство напряжения или боль в горле во время разговора или пения.
  • Ломка голоса в подростковом возрасте. Затянувшаяся мутация - задержавшийся дискантовый (детский) тембр голоса у юношей.
  • Затруднение прохождение пищи или жидкости при глотании.
  • Курение более 5 лет. Отягощенная наследственность (если у кого то из близких родственников была или есть патология гортани)
  • Постоянно приходится прокашливаться, перед тем как заговорить или в течение разговора.
  • Профессиональные и личные цели по увеличению своего звучного диапазона и улучшению голосовых данных.

Раньше считалось, что фониатры - это специалисты только для певцов. На самом деле среди пациентов они составляют не такой уж и большой процент среди посещения врача фониатра .

Лев Рудин: «Фониатры работают в рамках оториноларингологии, занимаясь проблемами голоса». 16 апреля - Международный день голоса

16 апреля будет отмечаться Международный день голоса. Фониатрия - сравнительно молодая специализация. О том, чем занимаются отечественные фониатры, и о перспективах развития специализации рассказывает Президент Российской общественной академии голоса, Председатель Всероссийской коллегии фониатров и фонопедов, кандидат медицинских наук, доцент Лев Борисович Рудин.

  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: голос, ассоциация фониатров, фонопеды

- Лев Борисович, как давно отмечается День голоса и почему именно 16 апреля?

- День голоса впервые был проведен в Бразилии в 1999 году как Национальный день голоса. C этого времени он стал ежегодным и проводится 16 апреля в Бразилии, США, Англии, странах Евросоюза, Аргентине и Португалии. Это событие объединяет как представителей медицины (оториноларингологов, фониатров, хирургов «голова - шея», логопедов), так и многих других людей, чья деятельность напрямую не связана с использованием голоса. Голос, наряду со слухом и зрением, является одним из основных механизмов эффективной коммуникации, поэтому в современном обществе голосовые проблемы оказывают значительное влияние на качество жизни.

Основная задача Международного дня голоса - привлечь внимание людей к оценке состояния своего голоса, разъяснить влияние вредных привычек на голос, правила его гигиены, способы предотвращения заболеваний голосового аппарата.

За рубежом к Международному дню голоса организуют научные симпозиумы, в СМИ проводят всестороннюю просветительскую работу в области информирования людей о вреде курения, соблюдения гигиенических требований при голосообразовании и т.д.

И в России проведение очень многих фониатрических мероприятий приходится именно на апрель. Наша Академия и Научно-клинический центр оториноларингологии тоже активизировали свою работу. Региональные центры, фониатры на местах организуют выездные бригады, проводят бесплатные профосмотры, выступают с лекциями, принимают участие в телевизионных программах, готовят статьи для газет и журналов. И надо признать, что с каждым годом проводится все больше мероприятий по голосу, приуроченных именно к этому дню.

В современном обществе назрела необходимость измененить отношение к этой функции организма. Почему к голосу? Потому что фониатр или опытный ларинголог, которые вовремя обращают внимание на изменение голоса, могут в прямом смысле спасти человека от смерти. Следует помнить, что изменения качественных характеристик голоса и речи может быть сигналом серьезных заболеваний (нарушения мозгового кровообращения, опухолевого процесса и пр.). Если на это вовремя обратить внимание, то можно предупредить многие болезни. Голосовые изменения - это и проблема стойких ларингитов, не поддающихся лечению. Например, для рефлюксной болезни не характерен такой симптом, как изжога, зато бывает чувство кома в горле, скопление слизи. Микросимптоматика преходяща, а дисфония не проходит и может свидетельствовать о наличии заболевания ЖКТ. Таким образом, проведение Дня голоса включает в себя профилактические мероприятия и заставляет по-новому посмотреть на проблемы уже измененного голоса.

- Фониатрия - молодая специализация. Можно узнать подробнее, каковы цели и задачи Общества фониатров, чем занимаются специалисты этого профиля?

- Дело в том, что фониатрия как

отдельная специальность из ото риноларингологии не выделилась. То есть все мы работаем в рамках оториноларингологии, но кто-то больше занимается проблемами носа, мы же занимаемся проблемами голоса. Мы - это Всероссийская коллегия фониатров и фонопедов, которая стала преемницей Всероссийской ассоциации фониатров и фонопедов. Сейчас она в составе Российской общественной академии голоса - общероссийской общественной организации междисциплинарного характера, куда входят и вокальные и речевые педагоги, представители других смежных специальностей. Подавляющее большинство фониатров и фонопедов состоят в Академии как в профессиональном союзе. Цель у сообщества одна - междисциплинарная интеграция специалистов, взаимообогащение междисциплинарными знаниями. А цель непосредственно фониатров - это профилактика, диагностика и лечение заболеваний голосового аппарата. Она - главная, и именно ей подчинены все остальные задачи, такие как разработка различных нормативных актов, рекомендаций, других документов, способов, методов, которые мы затем обсуждаем на конференциях, конгрессах и потом внедряем в практику.

- Как много сейчас фониатров в России?

- Очень мало. Состав коллегии фониатров и фонопедов все время колеблется, но вместе с фонопедами нас порядка 110 человек. То есть фониатров в стране, наверное, человек 90, и большинство из них состоят в коллегии. Тех, кто не состоит, человек 20. У нас достаточно узкий круг, поэтому все фониатры друг друга знают и активно работают в специальности. в се состояли в Ассоциации фониатров и фонопедов, которую в свое время возглавлял профессор И.С. Василенко. Фониатры, которые не принимают участия в работе Академии и в профильных тематических мероприятиях, мало известны. Мы об их работе ничего не знаем. А если и знаем, то больше по отрицательным отзывам. Подавляющее большинство моих коллег сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге и еще в нескольких крупных городах, таких как Омск, Новосибирск, Екатеринбург. У нас есть фониатры, которые работают на несколько субъектов Федерации. В основном - один на край. Если врач ведет общий ЛОР-прием и еще сочетает с ним прием фониатрический, он тоже попадает в категорию специалистов-фониатров, при этом он может не работать в театре и других учреждениях культуры. Если не работать в учреждении культуры, т.е. ежедневно не видеть вокалистов, драматических актеров, студентов соответствующих вузов, значит, это не фониатрия, а ларингология. Фониатром такого человека назвать сложно. Можно пройти повышение квалификации по фониатрии, назвать себя фониатром, но от этого мало что изменится.

- Расскажите, пожалуйста, о Ваших пациентах.

- Мы очень редко задумываемся о том, что с голосом может что-то происходить. Как правило, человек вспоминает о своем голосе только тогда, когда его теряет. Чаще это происходит с теми, кто не использует голосовой аппарат активно, профессионально. Однако в любом случае, если уж с голосом что-то произошло, качество жизни резко снижается, особенно у тех наших пациентов, кому приходится использовать голосовой аппарат активно. И тем более, если от этого зависит финансовое состояние, - например, у певцов или артистов драматического театра. Они, лишившись голоса, лишаются работы и заработка. А специфика голосовых расстройств такова, что трудоспособность утрачивается полностью. В период болезни наступает полная, но временная утрата нетрудоспособности. Другое дело, когда человек, скажем, работает за компьютером. Для него голосовые проблемы куда менее драматичны. Хотя сейчас не только актеры и певцы заинтересованно относятся к этой функции организма. Для работодателя, например, приятный голос кандидата является несомненным плюсом. Тем более если работа связана с общением с людьми, ведением переговорного процесса. Сейчас очень активно такой контингент пытается получить дополнительные знания по технике речи, взять тренинги. Эти услуги давно востребованы у банкиров, руководителей, которые читают доклады, делают публичные отчеты. Если вы ведете переговорный процесс, то вам, во-первых, будет приятно слышать хороший, красивый голос и, во-вторых, качественную речь, которая должна быть нормативной. Если у говорящего речь прерывистая, голос напряженный и в нем чувствуется возбуждение, неуравновешенность, то это сразу передается собеседнику. Поэтому среди людей, которые вас окружают, есть те, с кем вам приятно и вы можете длительное время общаться, и те, кого вы долго слушать не можете. От голосо-речевых качеств многое зависит. Наш слух, например, будет воспринимать хорошо поставленный голос певца, только если психика будет воспринимать его таковым. Если наша психика восприняла этот голос, мы его можем слушать бесконечно, он нам кажется льющимся, звонким, красивым. Мы не устаем от слушания этого певца, мы уходим вместе с ним в пение и говорим, что это хороший поставленный голос, что это хороший певец, умеющий донести смысл произведения. На самом деле все это воспринимает наша психика через орган слуха, это психоакустический феномен. И если параметры в голосе правильные, качественное вибрато, определенные обертоны, то такой голос воспринимается нашей психикой как очень хороший и качественный. Отсюда следует, что фониатр должен быть постоянным доктором артиста, знать о нем все.

- В данный момент мы находимся в а нсамбле имени А.В. Александрова. Каждый поющий артист бывает у Вас?

- Дело в том, что голос полностью зависит от внутреннего состояния человека и от состояния его психики, нервной системы, других органов и систем. Мы всегда можем определить в телефонном разговоре по голосу собеседника, что у него случилось - хорошее или плохое. Более того, определенные тембральные качества и характеристики, если их посмотреть через компьютерные акустические программы, можно использовать как детектор лжи. У Владимира Петровича Морозова есть работы, в которых по тембру голоса определяется степень искренности и неискренности говорящего: по интонациям, по определенному тембральному составу можно определить, правду или неправду говорит человек. И в криминалистике существует целое направление по тембру голоса и речи. Мы же в большинстве случаев имеем дело с патологией гортани у работников учреждений культуры. Те из них, кто за голосовым аппаратом следит тщательно, как правило, избегают грубой патологии. А в основном проблемы голоса обусловлены функциональными расстройствами. И эти расстройства в 90% случаев связаны прежде всего с теми или иными состояниями организма, общим переутомлением, личными неурядицами, проблемами здоровья. И мы каждый раз разбираемся, почему возник, например, гипотонус голосовых связок - то, что в народе называется несмыканием. Дело в том, что голосовая мышца более вынослива, чем сердечная. В экспериментах при постоянной 6-часовой работе в голосовой мышце не наблюдалось биохимических сдвигов, которые говорили бы о ее утомлении. Она в принципе неутомима, как и сердечная мышца. Поэтому говорить об утомлении голосового аппарата можно только при совсем неверной постановке голоса. Хотя это тоже субъективно, потому что нет объективных критериев, которые бы указывали на хорошую или плохую постановку голоса у певца. Чаще всего фониатру приходится разбираться в общих проблемах здоровья. В этом его работа сходна с работой семейного врача. Мы всех своих актеров знаем, можем предвидеть их реакции и оказывать им своевременную помощь.

- В этом году планируется проведение Междисциплинарого конгресса «Голос». Чем он будет отличаться от предыдущих?

- Российская общественная академия голоса традиционно раз в 2 года проводит свое главное научное мероприятие - Междисциплинарный конгресс «Голос». В первый раз он проводился в 2007 г., на нем и была организована Российская общественная академия голоса. В 2009 г. состоялся второй конгресс. И с 28 сентября по 1 октября 2011 г. мы проведем уже 3-й Международный междисциплинарный конгресс голоса. Он заявлен в этом году на двух языках: на русском и на английском. Тезисы мы тоже будем принимать на русском или на английском. Анонсирование этого конгресса идет в 36 странах мира. Мы хотим его сделать поистине международным, а не с международным участием. Конгресс будет проходить в здании а нсамбля им. Александрова, нашего надежного партнера. Первый конгресс проходил тоже здесь. У нас тогда еще не было финансирования, и мы до сих пор благодарны им. Ансамблю Александрова за то, что с его помощью и участием мы смогли провести этот форум. Тогда в наше распоряжение на два дня было отдано все здание. И мы очень благодарны директору Ансамбля Леониду Ивановичу Малееву за проявленное к нам внимание, за то, что Ансамбль готов помочь в проведении столь крупного мероприятия.

Мы приглашаем всех желающих принять участие в 3-м конгрессе.

- Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития фониатрии?

- В настоящее время отечественная фониатрия переживает не лучшие времена. Связано это, прежде всего, с тем, что нормативные акты, существовавшие в Советском Союзе, перестали действовать. После этого у нас стали активно расформировывать фониатрические центры, которые имели статус межобластных. Их осталось только два, и то исключительно благодаря инициативе фониатров на местах. Поэтому сейчас наш НКЦ оториноларингологии этой проблемой занимается. Мы пытаемся через Минздравсоцразвития провести обоснование этой формы работы, необходимости оказания данных услуг. И параллельно пытаемся структурировать всю эту службу через Министерство культуры, а именно через ведомственные кабинеты. Надеемся, что это направление окажется более перспективным.

- Лев Борисович, Вы сами пели, оканчивали параллельно медицинскую академию и музыкальное училище. Скажите, пожалуйста, почему Вы выбрали карьеру доктора, а не певца?

- Путь в фониатрию мне открыл мой вокальный педагог, который однажды сказал: «Тебе сам бог велел быть фониатром! У тебя в совокупности два образования. И этим грех не воспользоваться». Я задумался, а потом погрузился в фониатрию, что называется, с головой и… открыл для себя целый мир. И теперь, когда ко мне приходят пациенты и высказывают жалобы, которые обычным врачом воспринимаются неоднозначно, мне легко их понять, потому что сам пел, сам имел проблемы с голосом и сам их пытался решать. Так этот путь и определился. Он оказался для меня очень интересным.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Голос как структурный компонент экспрессивной речи, акустический и биологический феномен, инструмент профессиональной деятель­ности • Основные закономерности функционирования голосового аппарата • Фонопедия как раздел логопедии • История возникнове­ния и развития фонопедии

Человеческий голос — явление уникальное как акустический феномен и анатомо-физиологический продукт, а также как фак­тор величайшего социального значения (Максимов И., 1987). Го­лос не только представляет собой результат взаимодействия ды­хательной, эндокринной, нервно-мышечной систем человека, но и служит свидетельством их патологических состояний, отражаю­щихся в изменении его акустических параметров.

Совокупность высказанных положений позволяет рассматри­вать голос как идентификационную и диагностическую катего­рию. По голосу человека возможно определить размеры его тела, особенности телосложения, пол, возраст, физическое и эмоцио­нальное состояние, социальное положение и этническое проис­хождение.

В латинском языке от глагола «зопаге» ('звучать') произошло слово «персона», что первично означало маску, которой в антич­ные времена актеры закрывали лицо, а в настоящее время обо­значает понятие «личность». В немецком языке от слова «зИтте» ('голос') произошло «Зитти炙 ('настроение').

Идентификационные качества голоса были известны и исполь­зовались еще в Древней Греции. В паспорте граждан Греции на­ряду с указанием на пол, рост, цвет волос и глаз содержались сведения об особенностях звучания голоса. В настоящее время идентификационные качества голоса используются в работе си­ловых министерств как своеобразные коды доступа. Компьютер­ный анализ аудиозаписей позволяет не только выявлять «вла­дельца» голоса, но и определять его физическое и психическое состояния.

Голосовая функция представляет собой особую социальную категорию и проявляется как звуковая основа экспрессивной речи и как певческий дар.

Для представителей многих профессий голос становится ос­новным орудием труда, инструментом, потеря или порча которо­го могут коренным образом повлиять на социальный статус чело­века, ограничить возможности его самореализации. Помимо ути­литарного значения голос имеет определенную эстетическую ценность, сферами применения которой являются вокальное и театральное искусства.

На различных этапах жизни голос имеет для человека разное значение. В момент рождения крик ребенка становится первым свидетельством его появления на свет и доказательством включе­ния важнейшей жизненной функции — дыхания. В период ранне­го детства голос еще не обладает ярко выраженными индивиду­альными характеристиками и приблизительно идентичен у маль­чиков и девочек.

В подростковом возрасте изменения голоса сопровождают по­ловое созревание. Именно с этого момента голос приобретает ярко выраженные индивидуальные черты. Постепенно благодаря голо­су человек обретает широкие возможности передачи информа­ции, выражения эмоционального состояния; голос может стать его профессиональным инструментом и основным орудием труда.

Звучание голоса проявляется в разных формах:

- непроизвольной, в виде крика, стона;

- разговорной, как средство озвучивания и обеспечения рече­вой коммуникации;

- певческой, которая отличается от разговорной формы боль­шим диапазоном по высоте и по силе звучания, обладает особы­ми эстетическими качествами;

- промежуточной между разговорным и певческим голосом яв­ляется ораторская форма, которая широко реализуется в профес­сиональной деятельности политиков, преподавателей, учителей.

Такое многообразие характеристик голоса в условиях нормы и вариативность патологических изменений, проявляющихся как акустически, так и анатомически, предопределяют социально зна­чимый характер фонации, делают ее предметом изучения многих отраслей научного знания.

С точки зрения акустики голос рассматривается как звук, с точки зрения биологии и биофизики — как продукт деятельности организма, с точки зрения вокального искусства — как эстети­ческий продукт, с точки зрения психологии — как показатель, отражающий эмоциональное состояние человека; различные ва­рианты нарушений голоса являются предметом исследования в медицине, в частности фониатрии. В последнее время голос как инструмент воздействия на человека становится предметом ак­тивного интереса в области РК-технологий.

Особой интегративной областью изучения голоса и методов его педагогической коррекции при органических и функциональных

нарушениях является специальная отрасль логопедии — фоно-педия.

Фонопедия — раздел логопедии, предусматривающий воспита­ние навыков правильного голосоведения с помощью педагоги­ческих приемов при постоянной активизации мышечного аппа­рата гортани с минимальной на него нагрузкой (Лаврова Е.В., 1975).

Предметом фонопедии являются нарушение голосовой функ­ции и коррекционно-педагогические условия ее восстановления. Объектом — процесс, отражающий отклонения в развитии голо­сового аппарата или в его функционировании.

Специфическое направление фонопедии — педагогическое со­провождение людей, использующих голос профессионально (ак­теров театра и кино, вокалистов, педагогов и др.).

Фонопедия исторически является структурным компонентом фониатрии — науки, изучающей физиологию голосового аппара­та, лечение и предупреждение его заболеваний, и развивается совместно с ней.

Читайте также: