Психопатология слепоглухонемого. Внутренний мир глухого и слепого

Обновлено: 17.05.2024

ВВЕДЕНИЕ 3 1 ОБЩАя ХАРАКТЕРИСТИКА СЛЕПОГЛУХИХ ДЕТЕЙ 6 1.1 Категории слепоглухих детей 6 1.2 Восприятие внешнего мира слепым и глухонемым 8 1.3 Психопатология слепоглухонемого. Внутренний мир глухого и слепого 10 2 ОСОБЕННОСТИ ОБУчЕНИя СЛЕПОГЛУХИХ ДЕТЕЙ 14 2.1 Учебная программа обучения слепоглухих детей в обобщенном виде 14 2.2 Обучение слепоглухонемых по Соколянскому и Мещерякову 19 ЗАКЛЮчЕНИЕ 23 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Актуальность темы исследования. Достаточно многочисленную и наиболее изученную часть популяции детей с комплексными нарушениями развития составляют дети, имеющие нарушения зрения и слуха. Выключение одного из главных дистантных анализаторов — зрения или слуха — оказывает существенное влияние на процесс адаптации человека во внешней среде. Выключение зрения или слуха во многих случаях приводит к тем или иным отклонениям со стороны психической сферы.

Если вы не знаете где заказать дипломную работу по педагогике, обращайтесь к нам. Мы напишем диплом качественно и в соответсвии со всеми вашими требованиями.

. Освещение проблемы сенсорной депривации (зрительной, слуховой) было бы неполным, если бы мы хотя бы в общих чертах не остановились на слепоглухоте — проблеме, мало освещенной в литературе, но чрезвычайно важной в плане понимания как развития отдельных психопатологических нарушений, так и путей становления всех психических процессов, нарушенных болезнью. Знакомство с особенностями компенсации, достигаемой с помощью педагогико-воспитательной работы, при слепоглухоте, возникшей на ранних этапах онтогенеза, убеждает в том, что в извечном споре между представителями клерикализма и материализма побеждают сторонники материалистического понимания сущности сознания и психики, мышления и речи. Человек, лишенный одновременно таких важных органов чувств с раннего детства, обречен на изоляцию и одиночество, поскольку, никогда не слышав человеческой речи, он не может использовать ее как средство общения. Психическое развитие в таких условиях оказывается ограниченным. Составить представление об особенностях развития слепоглухонемых стало возможным только после разработки способа общения с ними и совершенствования системы воспитания слепоглухонемых — тифлосурдопедагогики. В монографиях и статьях о слепоглухоте указывается, что саморазвитие изначально заложенных особенностей является основой формирования психики. Внешнее воздействие рассматривается лишь как толчок «к пробуждению бессмертной души». Возможность нормального психического развития при слепоглухоте убедительно показывает, что путь «очеловечивания» идет не от языка и сознания, а от процесса построения человеческих отношений и возникающего на этой основе общения, ведущего к овладению языком. Обращение к истории изучения и обучения слепоглухих детей позволяет и современному педагогу лучше понять и представить, как следует работать сегодня, используя наиболее ценное из обширного и разностороннего опыта и стремясь избежать вероятных ошибок. Со времени опубликования первых работ о слепоглухих детях произошли серьезные изменения в отношении состава данной категории, что в свою очередь обусловливает поиск новых направлений коррекционно-педагогической работы. На крайнюю неоднородность этой популяции было указано еще в исследованиях Чулкова В.Н., Апухтиной А.Д., Басиловой Т.А., Васиной Г.В. и др. При изучении проблем слепоглухоты большое внимание уделялось анализу структуры дефекта у детей данной категории, созданию и детальной разработке дифференцированного подхода при их обучении и воспитании. Слепоглухонемой ребенок располагает потенциальной возможностью развития. Но обладая этой возможностью, сам он своими собственными усилиями никогда не достигнет даже низкого уровня умственного развития. При отсутствии корригирующего педагогического вмешательства такой ребенок остается инвалидом на всю жизнь, поскольку без специального обучения он не может овладеть навыком усваивать звуки, научиться выполнять самые элементарные человеческие действия. Цель данной курсовой работы - изучить специфику обучения слепоглухих детей. Для достижения заданной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1) Рассмотреть общую характеристику слепоглухих детей; 2) Исследовать особенности обучения слепоглухих детей.

На основании проведенного исследования автору удалось достичь поставленной во введение цели*.* Все задачи, сформулированные перед началом работы, были последовательно нами выполнены. На основании проведенного исследования автор пришел к ряду выводов. Слепоглухота - одновременное нарушение зрения и слуха, которое сказывается на развитии личности человека в целом. Поражение двух анализаторов не всегда бывают тотальными. Часто при полной глухоте человек может воспользоваться остатками зрения и наоборот. Можно представить следующие субкатегории слепоглухих детей: 1) дети с ранней слепоглухотой; 2) дети с поздней слепоглухотой; 3) дети со сложным сенсорным дефектом — частичным нарушением одного из двух пострадавших анализаторов (глухие слабовидящие, незрячие слабослышащие, слабослышащие слабовидящие). К категории множественных нарушений развития следует отнести слепоглухих умственно отсталых, слепоглухих, имеющих речевые нарушения первичного характера, слепоглухих с первичной задержкой психического развития, слепоглухих с нарушениями опорно-двигательной системы, слепоглухих с различными нарушениями нейропсихической сферы. Российский опыт обучения слепоглухих берет свое начало с 1909 г., когда в Санкт Петербурге, в детском саду для глухих начали обучать первых трех слепоглухих детей. Позже там же был создан отофонетический институт, в котором слепоглухие дети обучались вместе с глухими и по программам школ глухих. Во время Великой Отечественной войны при блокаде Ленинграда все дети погибли. В Украине обучение велось с 1923 года при Харьковском Доме слепых. Впоследствии на его базе был создан институт экспериментальной медицины, в котором велись работы по слепоглухоте. Руководителем этих работ был профессор И.А. Соколянский. Наиболее известная его ученица - Ольга Ивановна Скороходова, которая потеряла зрение в возрасте восемь с половиной лет, а слух несколько позднее. О.И. Скороходова была кандидатом психологических наук, научным сотрудником лаборатории по изучению слепоглухих детей НИИ дефектологии АПН СССР, она внесла весомый вклад в изучение слепоглухоты. Ее книга «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» была дважды издана в Советском Союзе огромными тиражами и интересна не только специалистам, а и широкому кругу читателей. Позже, под руководством А.И.Мещерякова был осуществлен успешный эксперимент по обучению четырех слепоглухих, имеющих разные сроки потери зрения и слуха, в Московском университете. В настоящее время, организованное обучение слепоглухих осуществляется в единственном на постсоветской территории учреждении - Сергиево-Посадском доме-интернате для слепоглухонемых детей. Туда принимаются слепоглухие дети и дети с незначительными остатками зрения и слуха, которые являются обучаемыми. Факт обучаемости бывает трудно установить при определении ребенка в учреждение, тогда ребенка пробуют учить в течение года, если продвижения нет, его отчисляют. Обучение начинается с ориентировки в пространстве. У детей формируют осязательные представления об окружающих предметах, учат самообслуживанию на базе совместно-разделенной деятельности. Потом подключают речевое сопровождение в виде дактиля или жестовой речи. Следующий этап - знакомство с письменной речью в виде шрифта Брайля. Искусственным путем ставят звуки, опираясь на кинестетические и осязательные ощущения, соотнося их как с буквой Брайля, так и с дактильным знаком. Иногда используют обычные выпуклые буквы вместо шрифта Брайля. При этом используются не только сохранные анализаторы, но и сохранная часть пораженных: остаточное зрение или остаточный слух. Советы специалистов родителям, имеющим слепоглухого ребенка следующие: · ни в коем случае не изолировать ребенка; · всемерно поощрять активность в осязательном исследовании пространства; · осуществлять совместно-разделенную деятельность в самообслуживании; · применять импровизированные средства общения (жесты), обозначающие предметы, действия, связанные с удовлетворением естественных потребностей.

Психопатология слепоглухонемого. Внутренний мир глухого и слепого

По выраженности сенсорных нарушений детей с врожденными нарушениями зрения и слуха принято разделять на тотально слепоглухих, на практически слепоглухих, на слабовидящих глухих, слепых слабослышащих и слабовидящих слабослышащих детей. Такие дети нуждаются в специальных условиях обучения. Это могут быть специальные школы для слепоглухих и специальные классы в школах для слепых или для глухих, а также индивидуальное обучение при специальных школах разного типа.

Первыми средствами общения у этих детей могут стать предметы быта или естественные жесты, изображающие действия с этими предметами. В дальнейшем они могут научиться общаться с помощью дактилологии, устной и письменной речи (письмо большими «зрячими» буквами или шрифтом Брайля). Известны отдельные случаи обучения детей с врожденной слепоглухотой чисто устным методом — они могли говорить устно и считывать устную речь окружающих по вибрации, рукой с горла говорящего.

2. Врожденные нарушения слуха и приобретенная с возрастом слепота. Эти люди составляют до 50 % взрослых слепоглухих. Причинами нарушений являются синдром Ушера и другие наследственные синдромы, травма и др. Как правило, эти люди. Оканчивают учебные заведения для лиц с нарушенным слухом, зрение их значительно ухудшается в старших классах школы или позднее, Особого внимания требуют глухие дети, теряющие зрение в подростковом возрасте. Острое, шоковое состояние и психозы, возникающие в отдельных случаях у таких подростков и их родителей, можно во многом предотвратить, если вовремя выявить этих детей и оказать им своевременную психотерапевтическую и психолого-педагогическую помощь. Ведущими средствами общения для слепоглухих этой категории чаще всего являются жестовая речь и дактилология, которым в случаях резкого падения зрения может помочь осязание: они могут воспринимать жестовую речь собеседника, если будут касаться его рук или воспринимать дактильную речь «в руку».

3. Врожденная слепота и приобретенная глухота. Это люди, имеющие глубокие нарушения зрения и обучающиеся в школах для слепых. В результате разных причин они с возрастом теряют слух частично или полностью. Как правило, это дети, подростки или взрослые люди, пользующиеся в общении преимущественно устной речью, иногда недостаточно внятной. Многие из них нуждаются в логопедической и аудиологической помощи. Большинству показано ношение слуховых аппаратов и индивидуальные занятия по развитию остаточного слуха и коррекции произношения. Наблюдения показывают, что в ряде случаев эти люди. В зрелом возрасте могут потерять слух полностью, и тогда они переходят на общение только с помощью осязания (письмо на ладони, дактилология «в руку» или Лорм — специальный алфавит слепоглухих, изобретенный чешским слепоглухим Г.Лормом и достаточно популярный в Германии, Чехии и некоторых других странах).

Если некоторые мыслители прошлого и признавали теоретическую возможность обучения слепоглухонемого ребенка (например, Д. Дидро (D. Diderot, 1749) еще в 1749 г. в своем знаменитом «Письме о слепых в назидание зрячим»), то практически осуществить эту возможность и не пытались. Мнение о невозможности обучения и развития слепоглухонемых оставалось в силе даже и тогда, когда уже были известны первые, в какой-то степени успешные попытки обучения детей с потерей слуха и зрения. Например, даже в 1913 г. французский исследователь Лемуан (Н. Lemoine, 1913) в своей докторской диссертации говорил, что слепоглухонемые от рождения являются вырожденцами, близкими к идиотам, нормальное психическое развитие которых невозможно, при любом педагогическом вмешательстве они остаются глубоко недоразвитыми и могут быть только объектом призрения.

Считалось, что дети с потерей слуха и зрения в силу характера своих дефектов обречены на полную изоляцию, отсутствие общения с ними ставит их на положение бессловесных идиотов.

Лора Бриджмен, воспитанница Перкинсовской школы в Бостоне (США), была первой слепоглухонемой, успешное обучение которой разрушило господствующее мнение о том, что слепоглухонемые необучаемы. Лора Бриджмен научилась читать, писать, излагать простые мысли, научилась выполнять некоторые ручные работы и, таким образом, сама могла заработать себе на пропитание.

Несмотря, может быть, на некоторое преувеличение успехов Лоры Бриджмен в книге Вейда (W. Wade, 1903), автор в принципе прав, говоря о значительном влиянии этого первого опыта обучения слепоглухонемой на взгляды современников.

Значительно большую известность, по сравнению со своей предшественницей—Лорой Бриджмен получила недавно умершая Елена Келлер. Она, будучи слепоглухонемой с двухлетнего возраста, не только освоила словесную речь и грамоту, но стала писательницей и общественным деятелем.

Правда, характер ее произведений, состоящих большей частью, как это правильно отметила А. В. Ярмоленко (1961), из литературных реминисценций, нуждается в особом рассмотрении, а ее общественная деятельность сводилась в основном к благотворительности, но сам факт ее успехов бесспорно показывает возможность не только очеловечивания, но и значительного развития слепоглухонемого.

Глухонемота ( Сурдомутизм )

Глухонемота, или сурдомутизм - это врожденное или приобретенное в долингвальном периоде отсутствие слуха, которое препятствует развитию речи. Основные клинические проявления - глухота, немота, искажение голоса, вестибулярные и поведенческие нарушения, чрезмерно развитая мимика. Постановка диагноза основывается на данных исследования звукового восприятия, ABR-тесте, методах нейровизуализации и ДНК-диагностике. Специфическое лечение отсутствует. Реабилитационные мероприятия включают в себя слухопротезирование, изучение языка жестов и артикуляции.

МКБ-10

Глухонемота

Общие сведения

Существует две основные формы глухонемоты - врожденная и приобретенная. Второй вариант встречается более чем у 70% от общего количества больных. Свыше 50% случаев врожденной формы заболевания спровоцировано генетическими мутациями. Согласно статистическим данным мировой отоларингологии, распространенность глухонемоты выше на территориях с высокой частотой близкородственных браков. Порядка 35% случаев приобретенной потери слуха происходит на первом году жизни ребенка, 25% - на втором. Мальчики и девочки болеют с одинаковой частотой. Всего на территории Российской Федерации проживает порядка 200 тысяч глухонемых.

Глухонемота

Причины глухонемоты

Первопричиной всегда является врожденная или приобретенная в раннем возрасте потеря слуха. Немота возникает вторично в результате неспособности изучать и воспроизводить слова. Врожденная глухонемота может быть спровоцирована следующими факторами:

  • Врожденные инфекции. Чаще всего это заболевания из группы TORCH-инфекций: токсоплазмоз, краснуха, цитомегалия, герпетическая инфекция, сифилис, гепатит В.
  • Генетические мутации. Глухота входит в состав более 400 генетических синдромов. Наиболее распространенными являются синдромы Ваарденбурга, Стиклера, Пендреда, Альпорта, брахио-ото-ренальный синдром, нейрофиброматоз II типа, дисплазия Мондини, болезнь Рефсума и недостаточность биотинидазы.
  • Внутриутробная интоксикация. Врожденное отсутствие слуха может вызывать злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами во время вынашивания ребенка, а также контакт с химическими веществами в условиях производства.

В случаях приобретенной глухонемоты слух у ребенка на момент рождения присутствует, но через короткий промежуток времени резко ухудшается или полностью исчезает. Причиной может быть:

  • Родовая травма новорожденного. Неправильно выбранный метод родоразрешения и некорректное использование акушерских пособий может привести к повреждению анатомических структур среднего и внутреннего уха, корковых центров головного мозга.
  • Поражение внутреннего уха, слухового нерва. Рецидивирующий лабиринтит, осложненное течение болезни Меньера, двухсторонний кохлеарный неврит и врожденные аномалии развития внутреннего уха могут становиться причиной нарушения функции кортиевого органа и, как следствие - глухоты.
  • Ототоксические медикаменты. Потеря слуха может выступать в роли побочного эффекта при приеме антибиотиков из групп полипептидов и полимиксинов, некоторых аминогликозидов и петлевых диуретиков.
  • Инфекционные заболевания. К глухоте может приводить перенесенный в детском возрасте цереброспинальный менингит, скарлатина, корь, брюшной тиф, сифилис, грипп, дифтерия и коклюш.

Патогенез

Ведущее нарушение при глухонемоте - стойкое ухудшение слуха или его полное отсутствие. Причинами глухоты могут быть структурные аномалии, инфекционные и воспалительные заболевания внутреннего уха или непосредственно звуковоспринимающего аппарата (кортиевого органа), слухового нерва и задних отделов верхней височной извилины - области Вернике. Речевые центры (лобная извилина - зона Брока) и органы артикуляционного аппарата не поражены. При врожденной глухоте ребенок с рождения не воспринимает окружающие звуки, в том числе человеческую речь, что делает невозможным ее изучение - формируется вторичная немота. При потере слуха в возрасте старше 1 года дети уже имеют некоторый словарный запас, но при отсутствии специальных мероприятий по развитию речи приобретенные навыки быстро теряются.

Симптомы глухонемоты

При отсутствии прицельной диагностики слуха у новорожденного заболевание долгое время может оставаться незамеченным. На первых месяцах жизни у детей проявляется рефлекторный плач и крик за счет нормально функционирующих ЦНС и органов речевого аппарата. В норме в возрасте 6-7 месяцев ребенок начинает имитировать речь окружающих и выговаривать первые слоги («ма-ма», «па-па»), а в 1 год его словарный запас составляет порядка полноценных 10 слов. При глухонемоте подобная речевая активность полностью отсутствует, компенсаторно сильно развивается мимика. В некоторых случаях ребенок издает отдельные звуки в попытке имитировать движение губ родителей.

При приобретенной глухонемоте, возникшей у детей старше 2 лет, ребенок резко прекращает воспринимать внешние звуки - не откликается на свое имя, не реагирует на музыку и т. д. В 3-4 года дети могут предъявлять жалобы на шум в ушах или резкую потерю слуха. Одновременно искажается уже сформированная речь - она становится чрезмерно громкой или тихой, скандированной, монотонной. У некоторых детей формируется нетипичный для пола и возраста низкий или высокий тембр голоса. Выраженность вестибулярных расстройств напрямую зависит от этиопатогенетического варианта глухонемоты. Зачастую они ограничиваются плохим чувством равновесия, особенно в условиях темноты или с закрытыми глазами. В возрасте после 3 лет возникают психические нарушения - замкнутость, отчуждение, вспыльчивость и раздражительность. В редких случаях наблюдаются противоположные изменения поведения - чрезмерная веселость, коммуникабельность и подвижность.

Осложнения

Отсутствие речевой активности при глухонемоте сопровождается неправильным функционированием голосового аппарата. В дальнейшем это приводит морфологическим изменениям гортани - неполному смыканию голосовой щели, преждевременному окостенению хрящей и т. д. Это делает невозможным формирование естественного звучания речи даже на фоне ее поддержания и дальнейшего развития. Отсутствие полноценных реабилитационных мер и обучения в специализированных учреждениях делает практически невозможной полноценную адаптацию пациента в социуме.

Диагностика

Диагностика при глухонемоте заключается в исследовании звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов, изучении структуры височных и лобных отделов коры головного мозга и установлении этиологического фактора. Сложность обследования детей до 2 лет состоит в том, что распространенные тесты с использованием камертона и аудиометра непонятны для ребенка и не дают возможности получить четкие результаты. Таким образом, диагностическая программа включает:

  • Исследование звукового восприятия.Отоларинголог при осмотре пациента разговаривает с ним с разной громкостью, дает ему звучащие игрушки. Для исключения тактильных ощущений от выдыхаемого воздуха или визуального восприятия движения губ врач использует маску или лист бумаги. При глухоте у ребенка отсутствует какая-либо реакция на окружающие звуки.
  • ABR-тест. Позволяет оценить функцию проводящих нервов и слухового отдела ствола мозга. При их поражении нервный импульс из внутреннего уха не передается или не воспринимается структурами ЦНС.
  • Нейровизуализацию.КТ черепа, МРТ височных костей и МРТ головного мозга позволяют выявить структурные или воспалительные изменения в строении звукопроводящей и звуковоспринимающей систем, мозговой коры.
  • ДНК-диагностику. Изучение структуры ДНК применяется при наличии других симптомов, указывающих на развитие того или иного генетического заболевания.

Лечение глухонемоты

В большинстве случаев восстановить нормальный уровень слуха при условии уже сформировавшегося сурдомутизма невозможно. На ранних этапах прогрессирующего ухудшения звуковосприятия проводится медикаментозное или хирургическое лечение с учетом этиологических факторов. Дети с врожденной глухотой направляются в специализированные воспитательные и учебные заведения. При глухонемоте, сформировавшейся в возрасте 3-5 лет, осуществляется дальнейшее развитие речи при помощи занятий с сурдопедагогом. К реабилитационным мероприятиям относится применение слуховых аппаратов и кохлеарных имплантатов. Эти приборы эффективны при глухоте, возникшей в результате поражения органов звукопроводящей системы или внутреннего уха.

Прогноз и профилактика

Прогноз при глухонемоте неблагоприятный. В подавляющем большинстве случаев потеря слуха - это проявление финальной стадии заболевания, на которой изменения уже необратимы. В дальнейшем дети проходят специальное обучение, направленное на развитие частично сформированной речи или изучение артикуляции и языка жестов. К профилактическим мероприятиям относится медико-генетическое консультирование семейных пар, планирование беременности, антенатальная охрана плода, ранняя диагностика и лечение заболеваний, которые потенциально могут привести к глухоте.

Слепоглухота

Слепоглухота - это комплексное нарушение функций органов чувств, при котором у пациента отсутствует зрение и слух. Состояние чаще бывает врожденным, возникающим на фоне тяжелых пороков развития и наследственных синдромов. Возможна вторичная слепоглухота, развивающаяся у людей любого возраста после болезней и травм. Для диагностики нарушений слуха проводят отоакустическую эмиссию, аудиометрию и отоскопию, отсутствие зрения подтверждается исследованием ЗВП и офтальмоскопией. Чтобы определить причину слепоглухоты, проводят нейровизуализацию, генетические анализы. Слепоглухим людям необходима пожизненная реабилитации на дому и в специализированных учреждениях.

Слепоглухота
Слепоглухота
Занятия с тифлосурдопедагогом

Слепоглухота встречается достаточно редко - около 5-8 случаев на 100 тыс. населения. Она представляет сложную медико-социальную проблему, поскольку значительно затрудняет или делает невозможным интеграцию человека в общество, ограничивает возможности обучения и приобретения навыков самообслуживания. Слепоглухие люди требуют пожизненной поддержки, ухода и реабилитации, поскольку, несмотря на развитие медицины, пока нет способа вернуть утраченные функции.

Слепоглухота

Причины

Для слепоглухоты характерна сложная этиологическая структура. Состояние может быть связано с генетическими и экзогенными факторами, зачастую наблюдается комбинация этих двух причин. В большинстве случаев потеря слуха и зрения связана с одним наследственным или приобретенным заболеванием, которое действует одновременно на оба анализатора. Разнообразие причин классифицируется на несколько групп:

  • Наследственные синдромы. Известно более 80 вариантов генетических аномалий, которые провоцируют сочетанные патологии зрения и слуха. Наиболее распространен синдром Ушера, который вызывает до 3-6% случаев слепоглухоты. Он проявляется поражением слухового анализатора и пигментным ретинитом, постепенно прогрессирующим в слепоту.
  • Внутриутробные инфекции (ВУИ). Самым известным представителем этой группы является врожденная краснуха, после эпидемии которой в 1963-65 г.г. регистрировали много слепоглухих от рождения младенцев. Сейчас встречаются отдельные случаи патологии. Реже слепоглухота связана с внутриутробным токсоплазмозом, цитомегаловирусной инфекцией, герпетической инфекцией.
  • Приобретенные заболевания. Типичной причиной слепоглухоты являются нейроинфекции (менингит, энцефалит), которые затрагивают центры сенсорных анализаторов в головном мозге. Патология может быть вызвана опухолями мозга, сосудистыми мальформациями, внутричерепными кровоизлияниями.
  • Травмы. Одномоментные травматические повреждения зрительного и слухового анализатора относятся к казуистическим ситуациям в медицине. Патология возможна при тяжелых переломах костей лицевого и мозгового черепа, ожогах 3-4 степени. Серьезную опасность представляют травмы, химические и термические ожоги глаз у пациентов с тяжелой формой тугоухости.

Слепоглухота развивается при поражении в любом отделе зрительного и слухового анализатора: периферическом (представлен свето- и звуковоспринимающими рецепторами), проводниковом (представлен нервными пучками) и центральном (представлен афферентными зонами в соответствующих отделах коры больших полушарий). Непосредственной причиной патологии выступают воспалительные и нейродегенеративные процессы, прямое повреждающее действие при инфекционных заболеваниях.

Слепоглухота

Симптомы слепоглухоты

При врожденных синдромах нарушения органов чувств наблюдаются у ребенка с периода новорожденности. В этом возрасте невозможно провести клиническую оценку слуха и зрения, поэтому используют современные аппаратные методики. Базовая проверка выполняется всем младенцам, углубленный осмотр нужен при наличии внешних признаков врожденных пороков или внутриутробных инфекций, отягощенной наследственности, осложнениях беременности и родов.

Патологии анализаторов имеют разную интенсивность. В ряде случаев дети рождаются полностью слепоглухими, соответственно, у них отсутствует речь и резко снижены интеллектуальные способности. Это самая тяжелая форма заболевания. Другой вариант предполагает постепенное прогрессирование слепоглухоты, начиная с младенческого возраста. Такие дети имеют больше шансов на базовое обучение и реабилитацию.

Если слепоглухота вызвана приобретенными патологиями, проблема может возникать в любом возрасте. Чем позже она развивается, тем больше шансов на частичную адаптацию человека в обществе. Такие пациенты имеют речевые навыки, развитый интеллект и способности к обучению, поэтому они показывают лучшие результаты в процесс реабилитации.

Слепоглухота, особенно ее врожденная форма, оказывает определяющее влияние на развитие. У таких пациентов из-за отсутствия внешних стимулов не развивается речь, поэтому правильнее говорить о слепоглухонемоте. Нарушения восприятия звуков и зрительных образов угнетает психомоторное развитие и становление интеллекта. Клиническая картина дополняется психическими расстройствами, которые бывают как при врожденной, так и при приобретенной слепоглухоте.

Пациенты со слепоглухотой проходят обследование у профильных врачей - отоларинголога и офтальмолога, по показаниям к осмотру подключают генетика. Первичная консультация начинается со сбора анамнеза, выяснения характера течения беременности и родов у матери, изучения генеалогического древа. Далее назначается лабораторно-инструментальный комплекс диагностики:

Диагноз слепоглухоты не оставляет сомнений, поскольку имеет конкретные клинические проявления. Сложности возникают при дифференцировке разных причин этого состояния, от чего зависит прогноз для пациента и рекомендации для родителей. Дифференциальная диагностика проводится между генетическими синдромами, ВУИ и приобретенными неврологическими заболеваниями. В постановке диагноза помогает сбор семейного анамнеза.

Занятия с тифлосурдопедагогом

Лечение слепоглухоты

Поскольку состояние имеет необратимый характер, усилия врачей направлены на максимально возможную реабилитацию и адаптацию пациентов к жизни в обществе. К лечению привлекают команду специалистов: офтальмологов, ЛОР-врачей, дефектологов и тифлосурдопедагогов. Пациенты проживают дома либо в специальных учреждениях (интернаты, хосписы) с круглосуточным уходом. Применяются следующие направления реабилитации:

  • Слухопротезирование. При нейросенсорной тугоухости есть шанс улучшить восприятия звуков путем установки кохлеарных имплантов. Такая операция подходит не всем пациентам, показания и противопоказания обсуждаются в каждом конкретном случае.
  • Альтернативные средства общения. Для контакта с внешним миром слепоглухих пациентов обучают методу письма на ладони (дермографии), распознаванию точечного шрифта Брайля, коду Лорма. При частичной сохранности слуха и/или зрения возможно обучения словесной речи.
  • Обучение ручному труду. Некоторых пациентов с сохранной мелкой моторикой удается обучить вязанию, шитью и другим достаточно простым операциям. Многие люди успешно приобретают навыки самообслуживания: приема пищи, одевания, гигиенических процедур.

Продолжительность жизни со слепоглухотой зависит от соматического статуса пациента, наличия у него тяжелых заболеваний. Прогноз остается неблагоприятным, поскольку невозможно воссоздать для человека адекватное качество жизни и обеспечить его личностную реализацию. Все реабилитационные мероприятия носят поддерживающий характер. Профилактика заключается в генетическом консультировании семейных пар, которые имеют отягощенную наследственность.

1. Эволюция содержания понятий «слепоглухонемота» и «слепоглухота»/ А.Е. Пальтов// Понятийный аппарат педагогики и образования. - 2020.

3. Возможности реабилитации глухих и слабослышащих людей/ М. Файтарон// Специальное образование. - 2011. - №2.

Читайте также: