Проблемы подросткового возраста Введение

Обновлено: 13.05.2024

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Подростковый возраст: особенности и проблемы

Оглавление

  1. Подростковый возраст и его особенности
  2. Проблемы подросткового возраста
  3. Тревога со стороны детей и родителей
  4. Проблемы взрослых и детей в семье
  5. Подростковая преступность и её связь с особенностями подросткового возраста

Заключение
Список использованных источников

Введение


Актуальность: Все люди проходят этот период жизни; это самый трудный и сложный из всех возрастов, представляющий собой период становления личности. Также подростковый возраст по-своему насыщенный особенностями и проблемами.
Объектом исследования является подросток, особенности их возраста и проблемы, возникающие в связи с этим.
узнать, сопоставить и рассудить особенности подросткового возраста и возникающие проблемы в этот период жизни.

  1. Ознакомиться с литературой и данными исследований учёных;
  2. Провести социальный опрос среди разных возрастных групп;
  3. Проанализировать полученные данные;
  4. На основе задач, поставленных выше, сделать вывод — что из себя представляет современный подросток.

Подростковый возраст и его особенности


Подростковый возраст это самый трудный, кризисный, но с другой стороны, особенный и важный период в жизни человека, сопровождающийся как физиологической и физической, так и психологической перестройкой организма.

Центральное новообразование подросткового возраста - развитие социальной взрослости. Подростки могут взрослеть незаметно, во многом оставаясь детьми. Но этот процесс часто затрагивает лишь правовую сторону, т.е. подросток требует прав взрослого при сохранении обязанностей ребенка.

Этот период жизни можно охарактеризовать с разных точек зрения. Например с биологической точки зрения подростковый возраст - период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью. Это один из критических переходных периодов в жизненном цикле, в процессе которого человек лет 11-16 меняется внешне и внутренне, происходят изменения взглядов на мир, на общество и на жизнь.

Биологические особенности подростков

  • завершается половое развитие от появления вторичных половых признаков до наступления половой зрелости;
  • психологические детские процессы сменяются поведением, характерным для взрослых;
  • происходит переход от полной социально-экономической зависимости от взрослых к относительной независимости.

А с точки зрения психологии подростковый возраст всё чаще трактуется в широком диапазоне как относительный возрастной период с 12 до наступления 18 лет. Это бурный роста и развития человека. Подростковый возраст, говорят, трудный. Это утверждение и верно, и неверно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в воспитании человека, но об этом чуть позже.

А с точки зрения социологии подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Понятие отрочества объединяет младший, средний подростковый возраста, а также начало старшего подросткового возраста.

Социально-психологические особенности подросткового возраста

  • Чувствительность к оценке посторонних своей внешности;
  • Целеустремленность, настойчивость, импульсивность;
  • Апатия, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать;
  • Повышенная самоуверенность или ранимость, неуверенность в себе;
  • Развязность в поведении или застенчивость;
  • Романтика или цинизм, расчетливость;
  • Нежность, ласковость на фоне недетской жестокости;
  • Появление чувства «взрослости»;
  • Агрессивность;
  • Конфликтность;
  • Разнообразие интересов.

Проблемы подросткового возраста: тревога со стороны детей и родителей


С наступлением подросткового возраста, наряду с проявлением особенностей, у подростков возникают проблемы, причем в разное время и разного вида:
10 наиболее распространенных проблем, с которыми подростки сталкиваются сегодня:

  • Они страдают от негативного принятия своего образа тела.
  • Они стремятся принадлежать к поддерживающим и принимающим сообществам за пределами своей семьи.
  • Они испытывают стресс и трудности, расставляя приоритеты и управляя своим временем.
  • Они чувствуют большое давление со стороны сверстников, родителей и общества, в том чтобы соответствовать противоречивым ожиданиям.
  • Они подвержены риску психического и физического здоровья.
  • Им не хватает хороших наставников, образцов для подражания и героев.
  • У них возникает соблазн начать нездоровые привычки.
  • Они подвергаются насилию в интернете.
  • Они сталкиваются с издевательствами - онлайн и оффлайн.
  • Они могут участвовать в рискованной сексуальной активности.

В этом возрасте, какими бы подростки не были неуправляемыми, присутствует тревожность со стороны подростков. Но что вызывает эту самую тревогу у подростков?
60% девочек в возрасте испытывают беспокойство по поводу лишнего веса.

30% мальчиков и 20 % девочек в возрасте испытывают беспокойство по поводу своего роста. 79% школьников испытывают стресс из-за своей успеваемости. 68% учителей считают, что тревога и неуверенность мешает подросткам учиться.

Контрольные работы и экзамены вызывают тревогу у 57% учеников. Некоторым, а именно 37% подростков, не нравится, когда их сравнивают с другими подростками по успеваемости в школе.
Для родителей подростковый возраст их ребенка тоже даётся нелегко. Часто у них также проявляется тревожность.

Но что эту тревогу вызывает у родителей чаще всего? Примерно 75% родителей беспокоятся, что их дети могут контактировать с подозрительными людьми, а 44% уверены в том, что ребенок точно что-то скрывает.

Также, проведя собственные исследования и опросив порядка 15 взрослых, можем сказать то, что современные родители беспокоятся по поводу:

  • зависимости от виртуального мира по ту сторону экрана и интернета (меньше общения и «существования» в настоящем),
  • совершения неосознанных действий,
  • употребления алкоголя, наркотиков и табачных изделий,
  • уменьшения общения с близкими (подростков тянет к сверстникам),
  • чрезмерной «взрослости» в таком возрасте (отвержение советов и решений родителей).

Проблемы взрослых и детей в семье

В семье нередко возникают проблемы общения, отношения и взаимопонимания родителей и их детей (подростков). По итогам проведения исследования телеканалом "Пятница!" и ResearchMe, порядка 43% подростков не делятся переживаниями с родителями.

При этом, по мнению 29% опрошенных, из-за контроля со стороны родителей отношения становятся хуже: появляется больше конфликтов. Подростки не всегда делятся абсолютно всем, но 82% из них не видят в этом угрозы. Чаще всего ребята молчат о своих переживаниях или эмоциях.

Основная причина - страх ссор и осуждения, что отметили 47% опрошенных, или непонимание(44%).
Какие ещё семейные проблемы возникают у подростков в семье? Проведя собственные исследования и расспросив группу из 25 подростков возрастной категории 14-16 лет мы отметили, что подростки начинают спорить с родителями для проявления характера, начинают совершать самостоятельные поступки не спрашивая разрешение у родителей что может стать почвой для ненужной проблемы; не слушаются своих родителей, дабы сами знают, как лучше; нередко скрывают правду от родителей, иногда даже возникает некое непонимание и недоверие.

Подростковая преступность и её связь с особенностями подростков

  • Слабая профилактика правонарушений среди подростков;
  • Плохая организация общественной работы с подростками;
  • Отсутствие воспитательной функции в системе обучения;
  • Недостаточная организация системы безопасности учебных заведений;
  • Излишне мягкая ответственность за совершение преступления;
  • Незнание закона;
  • Уверенность в безнаказанности;
  • Безделье, желание повеселиться;
  • Желание выделиться среди сверстников;
  • Неблагополучная ситуация;
  • Употребления алкоголя, наркотиков;
  • Побуждение со стороны посторонних лиц.

Наиболее распространенные виды подростковой преступности:

  • кражи(40%);
  • грабежи(14%);
  • разбой(15%);
  • убийства(5%);
  • прочие преступления(26%).

В подростковом возрасте нередко встречаются случаи преступности. Но почему они это делают, зачем они совершают преступления, кто их побуждает на нарушение законов и связано ли это с особенностями подростков?

Могут ли особенности подросткового возраста влиять на частоту, меру и степень подростковой преступности?
Проведя собственные исследования и расспросив родителей некоторые утверждают, что на подростковую преступность влияют:

  • посторонние люди, с которыми их ребенок общается в тайне; эти же люди побуждают детей на правонарушения;
  • сверстники, большинство которых берут подростков на «слабо»;
  • СМИ и интернет;
  • бедность в семье;
  • глупость и неадекватность подростков.

Одной из особенностью НЕКОТОРЫХ подростков является стать идеалом. Но идеал подростков-правонарушителей не соответствует нормам морали. У тех, кто вообще хоть как-то замешан в противоправной деятельности отмечается слабое развитие личности внутри человека. Отсюда может следовать то, что правонарушения негативно влияют на подростка и особенности его возраста.

Заключение


В этом исследовательском проекте у нас, авторов, стояли цель и задачи, касаемо подросткового возраста, представителей этого периода жизни, их особенностей и проблем. Изучив данные различных интернет-ресурсов, проведя собственные исследования с участием 40 человек вместе взятых подростков и их родителей, мы можем заявить, что все цели и задачи, поставленные в начале исследовательской работы.

Мы узнали: подростковый возраст - это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических, биологических, социальных и психологических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.
7
Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. В этом возрасте происходят многие жизненно важные события и последствия, которые строят будущее современного подростка.

Сам же современный подросток из себя представляет из себя человека с 11 до 18 лет с формирующейся личностью, глобальными биологическими, социальными и физическими изменениями; также у современного подростка меняется мировоззрение и взгляд на окружающую среду. Подросток сам для себя решает, что хорошо, а что плохо.

По итогам проведения исследования телеканалом "Пятница!" и ResearchMe, порядка 43% подростков не делятся переживаниями с родителями. При этом, по мнению 29% опрошенных, из-за контроля со стороны родителей отношения становятся хуже: появляется больше конфликтов. Подростки не всегда делятся абсолютно всем, но 82% из них не видят в этом угрозы.

Чаще всего ребята молчат о своих переживаниях или эмоциях. Основная причина -- страх ссор и осуждения, что отметили 47% опрошенных, или непонимание (44%).

60% девочек в возрасте испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. 30% мальчиков и 20 % девочек в возрасте испытывают беспокойство по поводу своего роста.

Причины подростковой преступности:

  1. Слабая профилактика правонарушений среди подростков.
  2. Плохая организация общественной работы с подростками
  3. Отсутствие воспитательной функции в системе обучения.
  4. Недостаточная организация системы безопасности учебных заведений.
  5. Излишне мягкая ответственность за совершение преступления.
  6. Незнание закона.
  7. Уверенность в безнаказанности.
  8. Безделье, желание повеселиться.
  9. Желание выделиться среди сверстников.
  10. Неблагополучная ситуация.
  11. Употребления алкоголя, наркотиков.

79% школьников испытывают стресс из-за своей успеваемости
68% учителей считают, что тревога и неуверенность мешает подросткам учиться.
Контрольные работы, тесты и экзамены вызывают тревогу у 57% учеников
некоторым, а именно 37% подростков, не нравится, когда их сравнивают с другими учениками разного уровня успеваемости.

научно-исследовательская работа на тему "Трудности подросткового возраста или легко ли быть подростком?"


Сфера обществознания очень обширна и интересна; в ней содержится много не разрешенных вопросов, загадочных и необъяснимых явлений. Подростковый возраст по праву считается самым сложным, непростым. Переходным периодом в жизни человека от детства к юности. В психологии подростковый возраст называют периодом «бури и натиска» Почему же меня привлекла именно проблема подросткового возраста? Эту тему я выбрала, потому что сама являюсь подростком. И она сейчас для меня является наиболее актуальной. Мне интересно, что с нами происходит и почему? Как избежать массы проблем, связанных с подростковым возрастом? Как для всех быть «милым и послушным», дружелюбным и доброжелательным? Думаю, любопытно будет это и моим сверстникам. Я решила поинтересоваться, какие проблемы являются наиболее актуальными для подростков, какие пути решения этих проблем видят мои сверстники и что входит в сферу их интересов.

Исследовать особенности подросткового возраста и найти ответ «Легко ли быть подростком?»

Проблемы подросткового возраста Введение




Проблемы подростков и пути их решения

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Сколько раз вы слышали из уст подростка: «У меня проблемы. Мне очень грустно. У меня депрессия. Меня никто не понимает»? Готова поспорить, что довольно часто. Но, как правило, эти «проблемы» не воспринимаются всерьёз, игнорируются, а дети на просьбу о помощи получают ответ: «Это все подростковое! Пройдёт! Не забивай голову ерундой!»

Актуальность

Я считаю важным говорить о вещах, которые тревожат детей. Это играет важную роль в постановке общения между детьми и родителями, подростками и их сверстниками.

Также темы и вещи, которые тревожат подростков, часто обесцениваются, а дети остаются без внимания, без решения серьёзных, для них, проблем, и как результат замыкаются в себе, потому что уверены, что всем всё равно.

Обратить внимание на проблему обесценивания подростковых сложностей и тем самым побудить родителей быть более внимательными по отношению к своим детям.

Задачи

Выявить особенности подросткового периода

Определить перечень проблем подростка

Узнать о причинах возникновения проблем подростка

Ознакомится с разными мнениями о ситуации

В своей работе я использовала интернет ресурсы и информацию, полученную из общения с различными людьми. (подробнее в «Список используемых ресурсов»)

Глава 1. Подростковые проблемы изнутри.

В этой главе мы рассмотрим причины возникновения подростковых проблем, их перечень, а также особенности подросткового периода. Замечу, что мы изучаем тему без углубления в физиологические процессы.

Специфика периода взросления подростка

Под периодом взросления, я имею ввиду совокупность пубертатного и подросткового периодов.

Пубертатный период - (Половое созревание) — процесс изменений в организме подростка, вследствие которых он становится взрослым и способным к продолжению рода.

Подростковый период — это двухфазный переходный период развития, состоящий в переходе из детства в подростковую стадию и переходе из нее в стадию взрослости. Это период множественных и частично перекрывающихся преобразований, изменений в физическом, психологическом и социальном развитии, одни из которых зависят от пубертата, а другие - нет.

Из заключений учёных, мы знаем, что организм в этот период проходит через огромное количество сложных процессов. Это, по сути, становление «нового» организма. Происходит развитие биологической (половое созревание и физический рост); психофизиологической (самосознание, самоуважение,); когнитивной (мышление); социальной (взаимоотношения, поведение, мировоззрение) сторон личности. Эти сферы довольно тесно взаимосвязаны друг с другом, а если происходит неравномерное развитие этих сторон, то возникают противоречия личности 1 .

Главными задачами этого периода становятся:

Утверждение и принятие собственного «Я» и внешнего вида.

Успешная половая идентификация (усвоение мужской и женской роли, принятой в обществе).

Перемена манеры общения с ровесниками.

Формирование новой манеры взаимоотношений с родителями.

Формирование профессиональных заинтересованностей и возможностей с целью последующей профориентации.

Усвоение взрослой модели поведения, предполагающей обязанности, ответственность и т.д.

К естественным негативным проявлениям данного возраста относятся: пессимистичный настрой; повышенная чувствительность и раздражительность (нестабильность эмоций); физическое и душевное недомогание; мечтательность и неопределенность; амбициозность; нервозность; неудовлетворенность собой; повышенная утомляемость, рассеянность, вялость, обидчивость, противоречивость и т.д.

Главный риск подросткового возраста - девиации (зависимости, суицид, преступления и другое).

1.2. Поведение подростка

Смоделируем ситуацию. Подросток попадает в обстановку, в которой не знает как себя повести и как из неё выбраться без потерь. Тут играет роль недостаток личного опыта. Конечно, у него ничего не будет получаться, потому что модель мира, которая существовала до этого буквально рушится, вместо неё формируется новая и неизведанная, а информации о ней попросту нет. В итоге подросток начинает думать, что в этом виноват он сам, что он не такой как все, злится сам на себя, перестаёт воспринимать себя, но отказывается принимать, что это по большей части от недостатка опыта и усугубления ситуации факторами взросления перечисленных ранее

Иногда у подростков создается впечатление, будто за ними все наблюдают, жадно выискивая в нем и его поведение недостатки. Выхода тогда 2. Либо замкнутость (Н.-р: подросток отказывается ходить в школу или куда-либо, ведь «там все вокруг его осуждают и не понимают насколько он отличается от них»), либо путь демонстративного поведения, игры на публику («я покажу вам насколько я не такой как все»), начинает вести себя очень развязно и показательно. Оба пути, опять же, сильно усугубляются спецификой данного периода.

Ограниченное, то есть ведомое поведение, когда у подростка проявляется излишняя податливость по отношению к более сильным сверстникам. В трудных ситуациях подростки активно демонстрируют собственную беспомощность, некоторую долю упрямства, повышенную обидчивость, придерживаясь внешнего бесконфликтного поведения.

Изменения во внешнем виде. Не секрет, что школьники подвластны влиянию моды, по этой причине они могут носить слишком смелую одежу, либо красить волосы в неестественные тона.

Споры и разногласия. Стремясь приобрести независимость, подростки зачастую дискутируют с родителями.

Субкультуры. Что касается подростковой субкультуры, то она выделяется лишь неформальным поведением, которое свойственно подросткам. Будучи детьми, они испытывают зависимость от родителей, а вступая в подростковый возраст, молодые люди начинают испытывать интерес в самостоятельной жизни, вне зависимости от старшего поколения.

Перечень проблем подростка и причины их возникновения

Чтобы выявить темы, которые тревожат подростков, я провела небольшой эксперимент. Через популярную соц. сеть, я предложила своим друзьям и знакомым высказаться, отметить всё что их тревожит. Основываясь на личный опыт и результаты эксперимента, я выделила следующие темы и причины их возникновения, тревожащие подростков.

«Меня никто не понимает»

В момент заинтересованности чем-либо ребёнок не получил необходимого внимания к своей деятельности

Из предыдущей проблемы плавно вытекает другая - чувство одиночества. Причины те же.

«Разочарование в себе, людях»

Из-за того, что подростки ещё не научились адекватно оценивать людей по общению и поведению случается так, что они начинают общаться между собой, иногда сильно привязываются, а потом, когда перестают общаться, сильно переживают. Начинается поиск проблем в себе, разочарование.

Общие причины: гиперболизация всего вокруг на фоне сложного периода, отсутствие сформированной мотивации, неуверенность в себе, отсутствие личного опыта, особенности характера.

Глава 2. Решение проблем от разных источников.

В этой главе приведены советы от родителей, психологов и самих подростков, для разрешения сложных ситуаций во время подросткового периода.

Попытайтесь понять, что скрывается за гневом подростка. Он расстроен или находится в депрессии? Возможно, подросток так ведет себя потому, что у его друзей есть вещи, которые он не может себе позволить? А может быть, подростку просто нужно, чтобы его выслушали и не осуждали?

Всем подросткам необходимо чувствовать, что их любят. Каждый подросток - это личность с уникальным характером и предпочтениями. Но у всех подростков есть нечто общее. Не важно, насколько ваш ребенок отдалился от вас, насколько он кажется самостоятельным и какое поведение демонстрирует - он нуждается в вашей любви.

Постарайтесь понять, как развивается подросток. (Чтение соответствующей литературы/ интернет ресурсов.)

Постарайтесь уделять чуть больше времени и внимания подростку. Для него важно быть услышанным. Больше разговаривайте на важные темы, объясняйте то, что подросток не совсем понимает.

Очень важно сохранить доверительные отношения с ребенком, несмотря на его переменчивое настроение, которое может очень не нравиться родителям. Замечу, что дружбы между родителем и ребёнком строить особо не нужно, потому что у ребёнка и родителя отличное мировоззрение ввиду разницы в возрасте, но доверительные отношения сыграют не последнюю роль.

Тактильный контакт, непосредственная ласка, нежность как знак принятия и любви безусловно нужны подростку. Ошибочно считать, что подросток уже вырос и не нуждается в поглаживаниях.

В качестве профилактики подростковых девиаций возьмём контроль, но не тотальный. Всё-таки потом это может сыграть злую шутку.

Атмосфера дружелюбности в семье - это залог того, что у вашего сына либо дочери никогда не проявятся отрицательные типы поведения.

Заключение

Мы разобрались с понятиями, ознакомились с спецификой подросткового периода, а также поняли почему же подростки себя так странно ведут.

Я очень надеюсь, что смогла обратить внимание на довольно важную тему. Я верю, что помогла некоторым родителям, пролив свет на причины специфичного поведения их детей.

Список использованных ресурсов

1Внутриличностный конфликт - это сложно разрешаемое противоречие, происходящее внутри личности. Внутриличностный психологический конфликт переживается индивидом как серьезная проблема психологического содержания, которая требует скорого разрешения. Данная разновидность конфронтации способна одновременно ускорить процесс саморазвития, вынудив личность мобилизовать собственный потенциал, и нанести вред индивиду, затормозив процесс самопознания и загнав в тупик самоутверждение.

Доклад (Психология) По теме: "Подростковый возраст. Особенности развития психики подростка".


По теме: "Подростковый возраст. Особенности развития психики подростка".

Подготовила: Орлова Светлана Валерьевна

План 1. Введение …………………………………………………………………………. 2 2. Социальная ситуация развития ……………………………………………. 3-5 3. Физиологические и психологические изменения подростка …………. 6-8 4. Кризис подросткового возраста ………………………………………………. 9-10 5. Заключение ……………………………………………………………………. 11 6. Список литературы ……………………………………………………………. 12

Развитие человека в период с 11 до 15 лет называют подростковым периодом, при котором отмечается сильный подъем жизнедеятельности, значительное перестроение организма. В данном возрасте происходит интенсивное формирование личности, энергичный рост интеллектуальных и моральных сил, физическое созревание человека.

Подростковый возраст - это переходный возраст, ему характерен переход от состояния детства к взрослой жизни, от незрелого возраста к зрелому. Подросток - это уже не ребенок, но еще не является взрослым человеком. Данное развитие длится до шестнадцатилетнего возраста и завершается превращением подростка в девушку или юношу.

К этому возрасту подросток созревает в половом отношении, однако его духовное и физическое развитие далеко от завершения, созревание духовное и физическое наступает позже на четыре года.

В подростковый период ломается многое, являющееся у подростка уже сложившимся, привычным. Данное явление затрагивает практически все стороны его жизнедеятельности. Особо заметны изменения характера учебной деятельности - начинается систематическое усвоение основ наук, что приводит к перестройке мышления и изменению привычных форм работы, иной организации приемов запоминания, внимания. Наблюдается перемена и в отношении к окружающей действительности - подросток уже не ребенок, потому требует к себе иного отношения.

Отечественные психологи считают, что развитие интеллектуальной сферы - это не "саморазвитие", а следствие воспитания и обучения, специально организованного опыта, который учитывает возрастные возможности учащегося.

Обучение, воспитание, соответствующая деятельность, опыт направляют и стимулируют психическое развитие. Лишь при соответствующих условиях и правильном воспитании будет происходить нормальное развитие подростка.

Следствием этого является теория о том, что у понятия возраста, его особенностей нет безусловного значения, а, потому, у подросткового возраста также отсутствуют точные, определенные границы, потому как он весьма зависим от определенных условий жизнедеятельности, бывающие значительно различны.

Возрасту более определенно соответствуют возрастные изменения в организме - вес, рост, состояние желез внутренней секреции. При характерности возрастных особенностей психики отмечается довольно широкая изменчивость - разнообразные индивидуальные варианты определенных условиями жизнедеятельности, обучения и воспитания школьника.

Социальная ситуация развития.

Период подросткового возраста - это переходный и критический период развития человека. В данном возрасте происходят изменения социальной ситуации развития подростков — стремление присоединиться к миру взрослых, ориентирование поведения на ценности и нормы этого мира. В следствии этого, для подростка характерно проявление чувства "взрослости", также развитие самооценки и самосознания, интереса к собственным способностям и возможностям, к себе как к личности.

Особое значение физического развития подростка являет собой половое созревание, оказывающее на работу внутренних органов значимое влияние. Появляется половое влечение, зачастую неосознанное, и обусловленные им новые мысли, влечения, переживания.

Чувство взрослости проявляется как личностное переживание готовности учащегося стать полноправным членом взрослого коллектива, проявляющееся в желании показать собственную "взрослость", самостоятельность, добиваться уважения старшими достоинства личности подростка, чтобы те учитывали его мнение. Переоценка возросших собственных возможностей подростками детерминирует их готовность к самостоятельности и независимости, болезненную обидчивость и самолюбие, повышено-критичное отношение к старшим.

Следовательно, социальная ситуация развития определяет кризис и переходность подросткового периода. Его характерность проявления и протекания детерминируются определенными социальными факторами жизни подростков, их развития, общественным положением во взрослом мире.

По мнению К. Левина, причинами конфликтного типа подросткового развития является их "переходное" общественное положение. Он считал, что в обществе современного мира существуют отдельные самостоятельные группы детей и взрослых, каждая имеет преимущества, которых у другой нет. Особенность положения подростка - его существование меж данными группами: он не имеет желания принадлежать к детской группе, а проявляет рвение перейти во взрослую группу, но в нее его еще не принимают. Левин видел в таком положении неприкаянности источник специфичности особенностей подростка - чем больше разрыв меж этими группами и длиннее период неустроенности подростка, тем сложнее осуществляется протекание подросткового периода.

По мнению Л.С. Выготского, кризис переходного возраста имеет связь с двумя обстоятельствами: формирование новообразования в подростковом сознании и перестроение отношений меж средой и ребенком, составляющей основное значение кризиса. Характерностями социальной ситуации развития, индивидуальным положением подростка сообразно взрослому миру и индивидуальной особенностью взросления на данном этапе объясняют "кризис" и "переходность" подросткового возраста.

В ходе взросления подростковый возраст является значимой ступенью в общем ходе формирования личности - на основании особо нового состава деятельности, структуры и характера ребенка образовываются основы сознательного поведения, обрисовывается общее направление в формировании социальных установок и нравственных представлений.

Подростковый возраст является переходным главным образом в биологическом значении. Подростковый социальный статус не имеет практически никакого отличия от детского статуса. Все подростки - это школьники, находящиеся на содержании государства или родителей. Ведущей деятельностью подростков является учеба.

Продолжительность подросткового периода зачастую обусловлено конкретными условиями воспитания детей, величиной разрыва в требованиях и нормах, которые предъявляются к старшему и ребенку - от старшего требуются самостоятельность и инициатива, от ребенка - послушание. Подростка всяким образом избавляют от вопросов пола - во взрослой жизни отношения полов имеют важное значение.

Период переходного возраста всегда считали критическим вследствие всеобъемлющих личностных изменений. Варьирования личности детерминированы особой социальной ситуацией в подростковом возрасте, половым созреванием подростка.

Как считают отечественные психологи, самые важные личностные изменения подростка детерминируется социальными факторами.

В частности, Л.С. Выготский осуществил подход к подростковому возрасту как к образованию историческому. П.П. Блонский придерживался его мнения и также считал, что продолжительность и характерность протекания подросткового периода, в соответствии с уровнем общественного развития, в заметной степени варьируют.

Л.С. Выготский считал, что подростковый возраст является одним из самых изменчивых и неустойчивых периодов, отсутствующий у диких людей, и при неблагополучных условиях несколько сокращается, зачастую составляя едва приметную полоску меж исходом полового созревания и установлением конечной социальной зрелости.

По мнению И.С. Кона и Д.И. Фельдштейна, осознание, оценка собственных личных качеств, удовлетворение свойственного ему стремления к самоусовершенствованию подросток осуществляет в системе взаимодействия с окружающими. Собственно, восприятие самого мира осуществляется посредством взрослых - подросток ожидает от них доверия, понимания.

В ситуации, когда старшие не берут во внимание то, что подросток уже не является маленьким ребенком, наблюдается возникновение с его стороны разнообразных форм протеста и обид - непослушание, грубость, упрямство, негативизм, замкнутость.

Вместе с тем, своеволие, непослушание, упрямство, негативизм никоим образом не являют собой обязательные черты подросткового характера. Единственно, как результат неверного подхода к подростку, когда не учтены его психологические особенности, как результат просчетов воспитания иногда наблюдается возникновение кризисов и конфликтов, вовсе не являющиеся неизбежными и роковыми. В частности, игнорирование и непонимание старшими истинных мотивов подросткового поведения, проявление реакции только на внешний итог деятельности подростка или, хуже, приписывание подростку мотивов, которые не соответствуют действительности, приводят его к внутренней оппозиции воспитательным воздействиям.

Существует ошибочное мнение, что подросток - это маленький ребенок, который не способен проявлять собственную инициативу, что приводит его к обусловленному положению, лишает возможности совместной деятельности. Большая часть жизни подростка неотъемлема от учебы, потому как подросток - бессменно учащийся. Вместе с тем, он проявляет готовность занять конкретное место в обществе, что предполагает его участие в многоплановой полезной общественной деятельности.

В своих трудах Д.И. Фельдштейн представил систему взглядов, которые способствуют становлению целостной картины значимых аспектов подросткового развития. В период подросткового возраста ребенок переходит на важно новую социальную позицию - формирование его осознанного отношения к себе как к единице общества. Таким образом, от вариативности протекания социальной ориентации в данный период, многое зависит при формировании человеческих социальных установок. Такое обстоятельство ставит на передний план разработку психологических основ воспитательных воздействий, которые направленны на личностное развитие человека.

Физиологические и психологические изменения подростка.

В период 12-14 лет наблюдается активный рост ребенка - за год рост некоторых детей увеличивается на 3-7 см., это сложное испытание для детского организма. Более активный рост отмечается у трубчатых костей, формируется грудная клетка, руки, ноги, подросток становится непропорциональным, возможно нарушение координации движений.

Кроме роста скелета перестраивается работа и внутренних органов - увеличение темпа роста мышечной системы, изменение деятельности гипофиза, ускорение обмена веществ. Наибольшую активность в работе проявляют щитовидная и половые железы. Увеличивается объем легких, растет сердце.

Половые гормоны проявляют свою максимальную активность, вследствие чего у подростков акцентируются вторичные половые признаки - у мальчиков наблюдается мутация голоса, появление кадыка, рост волос на лице, теле, возникновение поллюций; у девочек - увеличение груди, появление менструации. Гормоны вызывают первые сексуальные желания, для ребенка безусловно новые ощущения, ему трудно контролировать себя, адекватно воспринимать свои действия.

По причине данных важнейших физиологических варьирований у подростка возможно возникновение проблем со здоровьем - повышенная утомляемость, частые головные боли, сложности с аппетитом, бессонница, отсутствие концентрации, снижение внимательности, нестабильное артериальное давление - это только типовой список возможных жалоб, обязывающие родителей обратить свое внимание.

Период подросткового возраста, по численности физиологических и гормональных изменений, очень схож с беременностью. Детский организм также в полной мере изменяется, как организм женщины при готовности стать матерью, однако, данный процесс при беременности во временных сроках более сокращен. Бесследно данные физиологические варьирования не могут произойти и для детской психики, так как все взаимосвязано.

Скачкообразный рост легких, системы кровеносных сосудов и сердца приводит к недостаточному насыщению кислородом детского головного мозга. Вследствие чего отмечается снижение внимания, возникновение сложностей при работе над несколькими объектами - успешное решение задачи и параллельная беседа с соседом по парте становится весьма затруднительна. У подростка возникает чувство усталости, наблюдается отсутствие желания учиться, идти в школу, прилагать какие-либо усилия для приобретения новых знаний. Родителям, в данный период, нужно поддержать здоровье ребенка, понять его состояние и предельно облегчить проявляющиеся симптомы.

Вследствие разрешения противоречий возникает основное новообразование подросткового периода - установление нового уровня самосознания, "Я"-концепции, характеризующейся желанием понять себя, собственные особенности и возможности, свое отличие и сходство с иными людьми - неповторимость и уникальность.

Наряду с этим, ребенок к подростковому возрасту достигает довольно высокого уровня развития психических процессов, в первую очередь мышления, продолжающие свое бурное развитие на протяжении всего этапа - это приводит к возможности осуществления деятельности психики на уровне взрослых.

Развитие и рост организма, к тому же, происходящие за ними изменения в отношении окружающих к подростку, его отношении к себе, детерминируют становление "чувства взрослости", которое становится концептуальной основой самосознания подростка - острое ощущение школьника, что он уже не ребенок, и требование признания данного, в первую очередь равных прав с окружающими старшими.

Выражение чувства взрослости проявляется в стремлении к самостоятельности, независимости, утверждению собственного личностного достоинства, в требовании к старшим уважать данные стремления, считаться с ними. Наряду с этим, подросток понимает, что его взрослость пока не совсем "подлинная" - проявление чувства неуверенности в собственной новой позиции. Формы проявления "чувства взрослости" зачастую ярко выражены, демонстративны, так как у школьника возникает острая нужда в признании, подтверждении данной позиции ровесниками и взрослыми.

Потому как, значимое, для становления самоотношения, самоутверждение во взрослом мире усложнено детским социальным статусом подростка, подросток ощущает себя отличающимся и от детей, и от старших, он заостряет свое внимание на ровесниках.

При формировании личности, общение подростка со сверстниками являет собой очень большую значимость - благодаря общению со сверстниками, подросток приобретает нужные жизненные знания, которые по некоторым причинам ему не дают старшие. Группа ровесников развивает у подростка навыки социального взаимодействия. Лишь здесь он примеряет разные роли - выступает в качестве ведущего и ведомого, судьи и виновного, подчиненного и командира, ученика и учителя.

Характерная черта подростковой группы - невообразимо высокая конформность. Некритическое отношение к мнению лидера и членов группы. Инакомыслие исключается, слабому "Я" требуется сильное "Мы". Потому, как правило, нормы и ценности группы ровесников подросток принимает как собственные.

В подростковом возрасте у многих людей возникают первые дружба и романтические чувства. Наряду с этим, дружбе подростков свойственны высокая степень устойчивости, избирательности, интимности.

Следовательно, как этап перехода от детства к взрослости подростковый возраст является довольно таки важным для личностного развития человека. Помимо самоотношения, в данный период возникает системообразующий компонент личности - направленности - мировоззрения личности, системы ценностей, интересов, нравственных ориентиров. В поиске ответа на вопрос "кто я?", в поиске себя, подросток, обладая уже мышлением взрослого уровня, понимает разные аспекты действительности, касаясь вопросов о значимости разных явлений, о жизненном смысле.

Проблемы современных подростков

«Подросток по-другому воспринимает мир», «мыслит по-другому», «он требователен и настойчив», «он гиперактивен и предприимчив», «он импульсивен и непринужден», «проявляет агрессию, когда его заставляют что-то делать в разрез его желанию», «не хочет выполнять указания взрослых», - именно так говорят о современном подростке. Мы тоже принадлежим к этой части общества. Нас очень заинтересовала эта тема. Для нас она является сверхактуальной, об этом наши беседы, дискуссии и размышления. Поэтому мы решили разобраться в этой теме детально. Однако в разных источниках информации прослеживается достаточно шаблонное описание проблем современных подростков. Для нас обозначилась проблема: недостаток актуальной информации по данной теме и о способах решения определенных жизненных трудностей.

Цель: исследовать социальный портрет старшеклассника в условиях современной школы.

Гипотеза: Мы предполагаем, что проблемы подростков имеют общий характер, как для 14-15- летних, так и для 15-16- летних.

Изучить необходимую литературу и другие источники по теме.

Сделать анализ результатов анкетирования.

Определить основные социальные проблемы подростков на современном этапе.

Попытаться найти пути решения существующих проблем подростков на современном этапе.

Актуальность: Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Важно осознавать, какие проблемы волнуют современных подростков, чтобы вовремя найти пути решения. Общество заинтересовано в здоровом подрастающем поколении, не только физически, но и духовно!

Объект исследования: подростковый возраст

Предмет исследования: проблемы подросткового возраста

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, анализ и сравнение.

Продукт проекта: буклет «Пути решения проблем современных подростков»

Этапы проекта:

Отметка о выполнении/

наличие отклонения от плана

Срок реализации проекта: 6 месяцев

Выполнено в отклонении

Определение путей исследование, выбранной темы

Выполнено в срок

Обработка результатов опроса

Составление таблицы результатов опроса

Подбор материала по обозначенной проблематике

Поиск информации в интернет ресурсах

Подготовка презентации и составление буклета

Планируемый результат: определение реальных проблем подростков, анализ социологического опроса, буклет с возможными решениями проблем современных подростков.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

На первом этапе нашего проекта мы задались вопросом - «Кто же такой подросток?» Такой ответ даёт любая энциклопедия: Подростковый возраст — это период развития детей от 11— 12 до 16 лет (что соответствует приблизительно, среднему и старшему школьному возрасту, учащимся V—X классов), отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. В это время происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Подростковый возраст называется иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Подросток — уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Это развитие завершается примерно к 16 годам превращением подростка в юношу или девушку.

Когда мы слышим слово «подросток», у нас возникает, пожалуй, один и тот же определенный и довольно яркий образ любознательного, активного, деятельного и шумливого мальчика или девочки.

В подростковом возрасте происходит ломка многого из того, что являлось привычным, уже сложившимся у подростка. Это касается почти всех сторон его жизни и деятельности. Особенно заметные изменения претерпевает характер учебной деятельности — в подростковом возрасте начинается систематическое усвоение основ наук, что требует изменения привычных форм работы и перестройки мышления, новой организации внимания, приемов запоминания. Изменяется и отношение к окружающему; подросток уже не ребенок и требует иного к себе отношения.

Исследуя разные источники, мы выяснили, что почти везде перечисляется один и тот же список проблем современных подростков. Мы их обобщили в следующий список.

  1. Сложности с общением в реальной жизни.
  2. Потеря мотивации учиться.

Проблемы внешнего вида.

Конфликты с родителями (или с другими взрослыми).

Стресс (от внешнего давления со стороны взрослых).

Проблемы со здоровьем из-за малоподвижного образа жизни.

Интернет - зависимость.

Страх перед экзаменами.

Разные источники предлагают множество путей решения проблем современных подростков. Эти пути решения можно представить в виде памятки для родителей.

Любить себя. Любовь к себе - наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребёнок не будет ценить собственную жизнь, он не станет деятельным, а значит, не сможет реализовать себя.

Интерпретировать поведение. Ребёнок должен научиться понимать и объяснять поведение людей и тогда он не будет склонен огорчаться в подобных ситуациях. Например, учительница повысила голос на него. Он может подумать о том, что у него сегодня сдали нервы, она очень устала, в классе много шалунов, которые ей мешают.

Ребёнка надо учить объяснить собственное поведение. Тогда он лучше сможет понять, чего от него хотят, что он делает не так и почему с ним это случается.

Общаться с помощью слов. Ребёнок, который может объяснить, что с ним происходит, словами, помогает другим лучше понять себя и этим снимает многие проблемы.

Понимать различия меду мыслями и действиями. Если ребёнок о чём-то переживает, надо научить его говорить о своих чувствах, а не переводить их в постоянные мысли, которых он боится или стесняется. Тогда его учебная боль проходит, и детское сознание может воспринимать учебную или другую задачу.

Интересоваться и задавать вопросы. Родители должны поддерживать у ребёнка инстинкт любознательности и учить самих вылавливать ответы на вопросы, помогать искать и находить.

Не бояться неудач. Детям надо помочь понять, что на ошибках учатся.

Доверять взрослым, знать, в чём можно полагаться на взрослого

Думать самому. Чувство собственной уникальности и способности к выбору - жизненно важная часть человеческого существования.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Было опрошено 50 человек учащихся 8 классов. У подавляющего количества ребят (80%) отсутствуют проблемы с общением. Многие опрашиваемые ответили, что у них вообще нет проблем (40%), а если есть, то этой проблемой ожидаемо стала учёба (42%). Список основных проблем современных подростков по версии восьмиклассников:

Учеба, сдача экзаменов-14 человек (28%).

Недопонимание с окружающими, родителями, буллинг-13 человек (26%).

Эмоциональный контроль над собой-4 человека (8%).

Зависимость от Интернета и игр-10 человек (20%).

Интернет - основной виновник проблем современной молодёжи по мнению восьмиклассников. Большинство (66%) считают эффективной работу с молодым поколением.

(см. Приложение 2 - диаграммы 1-6)

Было опрошено 46 учащихся 9-х классов.

Большинство (60%) учащихся 9-х классов имеют проблемы в общении. Предсказуемый результат и по второму вопросу - 59 % опрошенных на данный момент определяют для себя проблему сдачи ОГЭ. Однако 17% имеют также такую проблему, как отсутствие друзей. Список основных проблем современных подростков по версии девятиклассников:

Экзамены, учёба - 50%.

Зависимость от Интернета и игр - 20%.

Проблема с общением - 10%.

Отношения с родителями - 20%.

Стать успешным человеком - так ответили 48% учеников 9-х классов, отвечая на вопрос «Какая главная жизненная цель молодёжи?».

Родители (43%) - основной виновник проблем современной молодёжи по мнению девятиклассников. Интернет (35%) - на втором месте. Многие (35%) считают эффективной работу с молодым поколением. Однако 30 % отмечают, что этой работы нет совсем. (см. Приложение 2 - диаграммы 7-12)

Было опрошено 42 человека учащихся 10-11классов.

У подавляющего количества ребят (76%) отсутствуют проблемы с общением. Меньшинство (10%) опрашиваемых ответили, что у них вообще нет проблем. Для остальных 90% основной проблемой стала сдача ЕГЭ. Список основных проблем современных подростков по версии учеников 10 и 11 классов:

Учёба, ЕГЭ - 48%.

Зависимость от Интернета - 33%.

Лень - 7%

Недопонимание - 2%

Стать успешным человеком - так ответили 88% учеников 10 и 11 классов, отвечая на вопрос «Какая главная жизненная цель молодёжи?».

Родители (52%) - основной виновник проблем современной молодёжи по мнению десятиклассников и учеников 11 класса. Сама молодёжь (19%) - на втором месте. Государство (14%) - на третьем месте. Интернет опустился только на четвёртое место (10%). Большинство (60%) считают неэффективной работу с молодым поколением. (см. Приложение 2 - диаграммы 12 - 18).

Сходство позиций опрошенных заключается том, что у всех групп опрошенных на первом месте среди основных проблем - учёба, у выпускников ещё добавляется и сдача ОГЭ и ЕГЭ. Это объясняется тем, что главная для нас сейчас деятельность - это учеба, и она занимает большую часть нашей жизни.

Сходство также в том, что отвечая на вопрос «Какая главная жизненная цель молодёжи?» почти все единодушно отвечали «стать успешным в жизни». Причём успех прежде всего связан с высокооплачиваемой работой, престижной профессией и карьерой. Это объясняется тем, что сейчас на первом месте материальные ценности, а не духовные. Это ни хорошо и ни плохо. Просто такой сейчас мир.

Различие позиций опрошенных групп гораздо больше.

Различаются также и списки основных проблем у разных групп опрошенных, но не по содержанию, а по степени важности.

После анализа опроса мы решили составить буклет из наших предложений по решению распространенных проблем подростков. В буклете мы отразили следующие наши предложения:

Роскомнадзор должен усилить работу по борьбе с фейками. Большинство подростков не имеют критического мышления и воспринимают ложные заявления, с красивой подачей, за правду. Это предложение основано на том, что, судя по опросу, интернет играет огромную роль в жизни подростка и уметь «фильтровать информацию» подростки в полной мере ещё не умеют, государство в данном случае должно вмешиваться.

Ежегодно или лучше ежемесячно, проводить опросы у подростков. Выявлять их проблемы, и пытаться их решить. Это предложение основано на том, что, хотя опрос показал и ожидаемые результаты, но также выявил и неожиданные результаты. Постоянно мониторить проблемы подростков - это один из путей их решения.

Включить в школьную программу урок по психологии для того, чтобы дети могли открыто рассказать о своих проблемах и решить их вместе со школьным психологом. Психология - очень интересная наука, подростков она привлекает, так как это именно тот возраст, когда есть большое желание разобраться в себе.

Проводить в школе больше встреч с людьми, которые вовлечены в работу с подростками. Это предложение основано на результатах опроса. Большинство считают неэффективной работу с подростками, были даже ответы, что «её нет совсем», эту работу необходимо улучшать.

Создать комнату психологической разгрузки, релаксации, чтобы подростки в ней отдыхали от регулярно получаемой информации, не носящей какой-либо смысловой нагрузки. Это актуально особенно сейчас, в связи с тревожной ситуацией в мире и потоком лживой информации.

Цель проекта достигнута: выявлены проблемы, волнующие подростков и составлены рекомендации по их решению.

Самым сложным для нас оказалось описать основное содержание проекта, поскольку не хватало опыта. Пришлось прибегнуть к помощи взрослых.

В процессе выполнения работы мы поняли, что наши проблемы и волнения те же, что и у других подростков.

Проект будет иметь продолжение. Мы планируем на практике постараться осуществить некоторые из данных в буклете наших предложений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Авдулова Т. П. Психология подросткового возраста: учеб. пособие для студ. вузов - М. : Академия, 2012. - 384 с

Горбунова М.Ю. Социальная психология -- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 223 с.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология./ Москва 1999

Филипчук .Г. Знаете ли вы своего ребенка?/ Москва «Прогресс» 1989.

Приложение 1

Анкета для опроса

1) У вас присутствуют проблемы с общением?
2) Какая для вас самая большая проблема на данный момент?
3) Как вы считаете, какая главная проблема у современного подростка?
4) Какая главная жизненная цель подростков?
5) Как вы считаете, кто виноват в проблемах современных подростков?
6) Насколько сегодня эффективна воспитательная работа с подростками?


Приложение 2


1 вопрос

Диаграмма 1


2 вопрос

Диаграмма 2


3 вопрос

Диаграмма 3


4 вопрос

Диаграмма 4


5 вопрос

Диаграмма 5


6 вопрос

Диаграмма 6


1 вопрос

Диаграмма 7


2 вопрос

Диаграмма 8


3 вопрос

Диаграмма 9


Диаграмма 10


5 вопрос

Диаграмма 11


6 вопрос Диаграмма 12


Диаграмма 13


Диаграмма 14


Диаграмма 15


4 вопрос

Диаграмма 16


Диаграмма 17


Читайте также: