Проблема дефицита в здравоохранении. Наука дефицита в медицине

Обновлено: 21.09.2024

Сайт высшей школы экономики IQ.HSE привело основные тезисы из статьи.

Специалистов массовой медицины, прежде всего, врачей общей практики, не хватает. Зато стоматологов, дерматологов, фармацевтов — масса. Поликлиники и стационары резко контрастируют между собой: в первых — дефицит кадров, во-вторых — избыток.

Кадровые диспропорции — проблема медицины многих стран, выяснили авторы, проанализировав зарубежную и российскую литературу и изучив данные по многим российским медицинским вузам. Во Франции, согласно исследованию Европейской Комиссии, не хватает акушеров и гинекологов, в Нидерландах — психиатров и гастроэнтерологов. Но самая острая проблема — дефицит врачей первичной медицинской помощи (в поликлиниках). Он отчасти объясняется экономически. Доходы врачей общей практики много ниже доходов узких специалистов, и студенты неохотно осваивают эту специальность.

Кадровые перекосы могут быть связаны и с разбалансировкой образовательной и кадровой политики. Подготовка в медвузах слабо коррелирует со спросом общества на тех или иных специалистов. Не случайно во многих странах государство активно регулирует прием в медицинские институты, состав постдипломного образования (в России это ординатура, во многих западных странах — резидентура) и трудоустройство выпускников.

В связи с этим необходимо введение долгосрочного планирования. Есть квотирование приема, но его недостаточно: оно опирается лишь на текущие показатели. Это планирование «должно дополняться перспективным расширением горизонта до 2030-2035 годов, для чего необходимо создать новую институциональную структуру планирования кадров», подчеркивают исследователи. Для этого в Минздраве стоит организовать подразделение по прогнозированию кадров (в целом и по отдельным специальностям), регионам тоже составлять свои планы и подключать к этому профессиональное сообщество.

За рубежом потребность в кадрах оценивается с учетом возрастной структуры населения, уровня заболеваемости, объема потребления медпомощи и пр. Особенно тщательно планируется потребность во врачах общей практики, которая растет с распространением хронических заболеваний. Население «доживает» до этих болезней, состояние пациентов нужно постоянно наблюдать и координировать лечение на разных этапах. Роль координаторов выполняют врачи общей практики. Если первичная помощь организована хорошо, это помогает спасти немало жизней, поддерживать здоровье и разгрузить стационары.

Врачей первичного звена в поликлиниках недостаточно. Доля участковых в общей численности российских врачей — лишь 13%. Для сравнения: в Канаде и Франции их почти половина (по 48%), в странах ОЭСР в среднем — треть.

Специализация врачебных кадров — процесс, характерный для всех западных стран, и в России он выражен особенно сильно, подчеркивают эксперты.

Из-за дефицита врачей первичного звена, они вынуждены работать в условиях постоянной высокой нагрузки. По федеральному нормативу участковый терапевт должен обслуживать 1700 пациентов. Но на практике в регионах получается в полтора — два раза больше.

Самое проблемное звено — врачи общей практики. Курс на их ускоренную подготовку де-факто затянулся на десятилетия, пишут авторы.

Наращивать число врачей первичного звена можно по-разному. Сегодня работает принудительная мера: большинство выпускников вузов могут поступить в ординатуру только после трехлетней работы в качестве участковых врачей. Авторы предлагают альтернативы. Прежде всего — повышение доли мест в ординатуре по ОВП до 25-30% в ближайшие годы. Возможно экономическое стимулирование работы участковым, перераспределение персонала между стационарами и поликлиниками.

В селе врачей по-прежнему не хватает, хотя действует государственная программа «Земский доктор» (с выдачей «подъемных» врачам, трудоустроенным в селах). Дефицит сельских врачей характерен для многих развитых стран. Доктора не склонны работать в удаленных районах. Там ниже уровень доходов, чувствуется оторванность от ведущих медицинских центров, ниже стимулы для развития и пр.

В России сельских медиков — лишь 14,5 в расчете на 10 тысяч жителей. Городских втрое больше — 45,2 на 10 тысяч жителей. «Методика планирования кадров для сельской местности должна устанавливать сближение этих показателей, как минимум, до двукратного уровня», — считают исследователи.

Стимулы, которые используют за рубежом для привлечения врачей в села, включают:
- субсидии для укрепления врачебной практики (например, для найма помощников),
- ежегодные доплаты за стаж работы в удаленных районах,
- нематериальные способы мотивации — отладку коммуникаций между отдаленными практиками и крупными медцентрами,
- групповые формы работы и развитие телемедицины.

«Минобрнауки и Минздрав России устанавливают контрольные цифры приема в ординатуру, где ведется подготовка кадров по отдельным специальностям: терапии, хирургии, педиатрии и пр. Но эти цифры отражают прежде всего возможности медицинских вузов, и лучший пример этого — планирование подготовки кадров для участковой службы», — пишут исследователи. Вывод логичен: имеет смысл усилить госрегулирование структуры постдипломной подготовки кадров.

Число мест платного обучения тоже стоит планировать (как в большинстве европейских стран). Это позволяет избежать «гипертрофированного развития» некоторых специальностей — таких, как фармацевтика, стоматология, косметология, дерматовенерология и пр. Все это прибыльные направления, и желающих изучить их слишком много. В итоге медвузы, которым тоже нужно зарабатывать, выпускают чересчур много таких специалистов.

Исследователи предлагают повышать сроки и углублять последипломную подготовку медиков, чтобы приблизиться к мировым стандартам обучения. Прежде всего это касается специалистов, которых слишком много. Число их «может быть сокращено, что даст возможность переориентировать ресурсы на углубление подготовки кадров», уточняют авторы. Но этот маневр ресурсами предполагает «тщательный анализ потребности здравоохранения в специалистах».

Аккредитация врачей должна быть усовершенствована. Сейчас она не вполне объективна, поскольку ее проводят медвузы, которые «аттестовывают» своих же выпускников. Аккредитацию стоит проводить силами профессионального сообщества, организаций, внешних по отношению к вузам. По каждой специальности стоит выделить центры передовой подготовки (это могут быть лечебные отделения ведущих больниц или институтов, кафедры медвузов и пр.). Нужно отказываться от специалистов с уровнем подготовки, недостаточным для допуска к клинической работе, заключают эксперты.

Как сообщалось ранее, общероссийский народный фронт провёл экспертное совещание по вопросам доработки нацпроекта «Здравоохранение». Подробнее читайте: Устранить дефицит медиков можно, обеспечив их жильём и достойной зарплатой.

Проблема дефицита в здравоохранении. Наука дефицита в медицине


2. Пестерева Н.М. Современное состояние рынка труда и занятости населения Приморского края / Н.М. Пестерева, Л.А. Савинкина, Т.Ю. Шашок, Р.В. Савинкин // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России № 6(9), 2013. - С.41-49.

3. Постановление Администрации Приморского края № 397-па от 07.12.12 «Об утверждении государственной программы «Развитие здравоохранения Приморского края» на 2013-2017 гг.». - СПС «Консультант Плюс».

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2511-р от 24.12.12 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». - СПС «Консультант Плюс».

10. Savinkina L.A. The main objective of the formation of a regional development programs labor resources of Primorsky Region / N.M. Pestereva, O.S. Nadeina, L.A. Savinkina // American Journal Scientific Research. США, 2014. C.

В последние годы одной из наиболее острых проблем мирового масштаба становится дефицит медицинских кадров. В докладе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «A Universal Truth: No health without a workforce», сделанном на Третьем глобальном форуме по кадровым ресурсам здравоохранения в ноябре 2013 года, отмечено, что в 2035 году в мире будет не хватать 12,9 миллионов работников здравоохранения; на сегодняшний день нехватка исчисляется в 7,2 миллиона человек [5]. Исследование вопроса дефицита медицинских кадров является актуальным как для всего мира, так и для России и в частности для Приморского края. Цель исследования - проанализировать потребность в медицинских кадрах, выявить существующие проблемы, сформулировать рекомендации по их ликвидации.

Методы исследования. В работе использован метод сравнительного анализа. Для решения отдельных вопросов использованы методы системного, факторного и логического анализа, а также были использованы нормативные акты. В работе впервые были исследованы особенности рынка труда и занятости медицинских кадров по фактическим данным за период с 2005 по 2012 годы.

Анализ мировой ситуации

Обеспеченность трудовыми ресурсами здравоохранения на 10 тысяч населения в регионах ВОЗ согласно данным «Доклада о состоянии здравоохранения в мире» за 2013 год представлена в таблице 1.

Обеспеченность трудовыми ресурсами здравоохранения в регионах ВОЗ в 2005-2012 гг.

(абсолютные данные, средние арифметические цифры)

Сестринский и акушерский

Регион Юго-Восточной Азии

Регион западной части

Как видно из таблицы 1, в большей степени медицинскими кадрами обеспечен европейский регион, в меньшей степени - африканский. Так же можно отметить, что количество врачей на 10 тыс. населения в Объединенной республике Танзания - 0,1 чел., в Монако - 70,6 чел., аналогичная история со средним и младшим медицинским персоналом: наименьшее количество сестринского и акушерского персонала - в Сомали (1,1 чел.), наибольшее - в Норвегии (319,3 чел.). В целом на 10 тыс. жителей нашей планеты приходится 13,9 врачей и 29,0 медицинских сестер и акушеров.

По мнению экспертов ВОЗ, для обеспечения базового уровня медицинской помощи необходимо 23 специалиста здравоохранения на 10 тысяч населения. В 83 странах этот уровень все еще не достигнут. В тройку стран с количеством врачей обеспечивающих базовый (и выше) уровень медицинской помощи входят Монако (70,6 чел.), Республика Куба (67,2 чел.) и Республика Ниуэ (60,0 чел.). Россия занимает в этом списке шестое место - на каждые 10 тыс. россиян приходится 43,1 медик с высшим образованием, что соответствует требованиям ВОЗ.

В докладе «A Universal Truth: No health without a workforce» («Всеобщая реальность: без трудовых ресурсов нет здоровья») определен ряд основных причин кадрового дефицита работников здравоохранения [5]:

- старение работников здравоохранения и их выход на пенсию;

- переход медицинских работников на более высокооплачиваемую работу;

- отсутствие специалистов, приходящих на освободившиеся места;

- недостаточное число молодых людей, желающих получить или уже получивших профессию врача;

- рост численности населения мира, подвергающегося рискам со стороны неинфекционных заболеваний;

- внутренняя и международная миграция работников здравоохранения.

В своих рекомендациях Всемирная организация здравоохранения предложила решение мировой проблемы дефицита медицинских кадров [5]:

- усиление политического и технического лидерства в странах в поддержку усилий по развитию кадровых ресурсов в долгосрочной перспективе;

- сбор надежных данных и усиление кадровых ресурсов для баз данных в области здравоохранения;

- максимальное усиление роли работников среднего уровня и отдельных сообществ для улучшения доступности и приемлемости медико-санитарных услуг первой линии;-

- удержание работников здравоохранения в странах с наиболее острой нехваткой и более уравновешенное географическое распределение работников здравоохранения; обеспечение механизмов, предусматривающих права и обязанности работников здравоохранения при разработке и осуществлении политики и стратегий достижения всеобщего охвата медико-санитарными услугами.

Анализ ситуации в России

Обеспеченность населения России врачами и средним медицинским персоналом в 2011-2012 гг. в соответствии со статистическими отчетами Министерства здравоохранения Российской Федерации представлена в таблице 2.

Численность и обеспеченность населения России врачами и средним медицинским персоналом

Средний медицинский персонал

численность (физ. лица)

обеспеченность на 10 тыс. населения

Центральный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Южный федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Из таблицы 2 видно, что в большей степени обеспечен врачами Северо-Западный федеральный округ (49,3 чел. на 10 тыс. населения в 2011 г., 50,5 чел. на 10 тыс. населения в 2012 г.), в меньшей - Северо-Кавказский федеральный округ (36,8 чел. на 10 тыс. населения в 2011 г., 38,0 чел. на 10 тыс. населения в 2012 г.). Обеспеченность средним медицинским персоналом в большей степени наблюдается в Уральском федеральном округе (98,6 чел. на 10 тыс. населения в 2011 г., 97,4 чел. на 10 тыс. населения в 2012 г.), в меньшей степени - в Северо-Кавказском федеральном округе (80,8 чел. на 10 тыс. населения в 2011 г., 81,9 чел. на 10 тыс. населения в 2012 г.). В целом по России в период 2011-2012 гг. наблюдается тенденция к повышению количества фактически работающих врачей на 10822 человека и снижению числа среднего медицинского персонала на 20723 человека.

По данным Министерства здравоохранения, на 1 января 2013 года в стране насчитывалось 2 млн 162 тыс. медработников. При этом продолжает снижаться и соотношение врачей и медперсонала, которое в среднем по России находится на уровне 1:2, несмотря на то, что целевые индикаторы для этого показателя 1:3. Во многих европейских странах это соотношение еще выше - 1:4.

По данным социологического исследования, проведенного в пяти субъектах по заказу Министерства здравоохранения Российской Федерации при поддержке Национальной медицинской палаты, одной из причин дефицита кадров здравоохранения является низкий уровень привлекательности работы. При опросе только 14% медицинских работников ответили, что морально и материально удовлетворены своей деятельностью, 17% собирались сменить место работы, 47% не хотели бы, чтобы их дети стали врачами. Наиболее уязвимой группой с позиции потери кадров являются выпускники учреждений медицинского образования. В последние годы такие учреждения выпускают около 30 тыс. врачей в год. Этого было бы достаточно при условии, что все выпускники останутся работать в здравоохранении. Однако, по данным проведенных опросов, 11% студентов уже в процессе обучения не планируют работать в медицине по окончании ВУЗа, 25% хотели бы работать в коммерческих медицинских учреждениях, 22% - высказывают намерение продолжить образование за рубежом, половина из них хотят остаться там работать [7].

В целях решения проблем кадрового дефицита медицинских работников в подпрограмме «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» был утвержден следующий комплекс мероприятий [4]:

- пересмотр программ подготовки в интернатуре и ординатуре;

- анализ и внедрение опыта ведущих мировых медицинских школ в российскую образовательную практику;

- проведение конкурсов «Лучший врач года», конкурсов лучших медсестер, лучших преподавателей медицинских образовательных учреждений;

- повышение средней заработной платы медицинских работников;

- обеспечение дополнительных выплат врачам остродефицитных специальностей, врачам, трудоустроившимся в сельских учреждениях здравоохранения, врачам с вредными условиями труда, молодым специалистам;

- предоставления жилых помещений, земельных участков, жилищных субсидий;

- создание обучающих симуляционных центров как структурных подразделений образовательных организаций; разработка профессиональных стандартов по 96 медицинским специальностям с привлечением в качестве разработчиков и экспертов представителей работодателей;

-получение выпускниками права на занятие профессиональной деятельностью по определенным специальностям непосредственно после завершения подготовки.

Анализ ситуации в Приморском крае

Численность и обеспеченность населения Приморского края врачами и средним медицинским персоналом в 2011-2012 гг. по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю представлена в таблице 3.

Численность и обеспеченность населения Приморского края врачами и средним медицинским персоналом

В статье представлены основные проблемы, связанные с организацией медицинской помощи сельскому населению. Авторы приводимых в статье публикаций анализируют особенности здоровья населения России в современных условиях: низкую рождаемость, высокую смертность, ухудшение здоровья, выраженную тенденцию постарения и др. В статье рассматриваются результаты исследований, доказывающих, что сельскому здравоохранению России свойственны и специфические характеристики, требующие определённых подходов при его модернизации. Уровень и объём медицинской помощи сельскому населению отстаёт от городского, в первую очередь это обусловлено низкой доступностью и качеством медицинской помощи, недостаточно эффективным управлением здравоохранением на селе, нерациональным использованием материальных и трудовых ресурсов. Все это, по мнению авторов статьи, обосновывает необходимость комплексного подхода к решению проблем медицинской помощи сельскому населению.

1. Агаларова Л.С. Мнение населения об организации и качестве медицинской помощи, оказываемой участковыми терапевтами и врачами общей практики // Здравоохранение Российской Федерации. - 2009. - № 1. - С.26-28.

2. Актуальные проблемы организации специализированной медицинской помощи жителям села / И.М. Водяненко, И.В. Поляков, И.П. Сергеев, Т.М. Зеленская, А.В. Паскаль // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2002. - № 2. - С.35-36.

3. Давыдова Ю.В., Клюшина Е.А., Самойленко А.Б. Проблемы доступности и качества медицинского обслуживания // Бюллетень медицинских Интернет‐конференций. - 2013. - Т. 3, № 11. - 1287 c.

4. Евсюков А.А., Шарафутдинова Н.Х., Калининская А.А. Медико-демографические показатели здоровья сельского населения в Республике Башкортостан. - Уфа: Здравоохранение Башкортостана, 2010. - 200 с.

5. Закоркина Н.А. К методике сохранения здоровья подростков в условиях сельской местности // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2007. - № 6. - С.40-41.

6. 6. Калининская А.А., Дзугаев А.К., Чижикова Т.В. Кадровая политика в здравоохранении Российской Федерации. // Здравоохранение Российской Федерации. -2009. - № 5. - С.11-14.

7. Калининская А.А., Маликова Л.М. Проблемы и пути реформирования села // Социальные аспекты здоровья населения. - 2015. ISSN 2071-5021 Эл №ФС77-28654.

9. Кром И.Л., Еругина М.В., Сазанова Г.Ю. Оценка медицинской помощи в контексте качества жизни больных ишемической болезнью сердца // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 1-6. - С. 1174-1177.

10. Лакунин К.Ю. Социально-экономические аспекты функционирования системы оказания медицинской помощи в сельских муниципальных образованиях // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2001. - № 5. - С.44-46.

11. Медико-демографические особенности сельского населения / А.А. Калининская, В.В. Стрючков, А.А. Евсюков, А.А. Кудрявцев // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. - 2010. - № 2. - С. 97-101.

12. Подходы к реформированию первичной медико-санитарной помощи в сельских районах Сибири / И.С. Доминов, В.Ф. Капитонов, В.А. Вагнер, Г.А. Галичев // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2007. - № 2. - С. 35-37.

13. Паскаль А.В. Научное обоснование организации медико-социальной помощи сельскому населению: автореф. дис. … канд. мед. наук. - М., 2007. - 48 с.

14. Рагимов Г.Г. Научное обоснование путей оптимизации амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению в условиях модернизации здравоохранения: автореф. дис. … канд. мед. наук. - М., 2014. - 23 с.

15. Современные проблемы организации помощи сельскому населению / Н.К. Гусева, М.В. Доютова, В.А. Соколов, И.А. Соколова // Медицинский альманах. - 2015. - № 3(38). - С. 11-15.

16. Степанов В.В. Основные направления развития здравоохранения в сельских районах субъекта Российской Федерации. - Новосибирск, 2006. - 203 с.

17. Федеральный закон № 323 от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ» 21.11.2011 г. № 48 ст. 6724.

18. Филатов В.Н., Скрипин Ю.Ю. Проблемы системы сельского здравоохранения глазами ее врачей // Российский семейный врач. - 2007. - № 4. - С. 42.

19. Шаманова Л.В., Маслаускене Т.П. Проблемы медицинской помощи сельскому населению // Сибирский медицинский журнал. - 2010. - № 6. - С. 19-24.

20. Юргель Н.В. Вопросы повышения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению // Вестник Россздрава. - 2008. - № 2. - С. 39.

Доступность медицинской помощи является важнейшей проблемой организации здравоохранения, повышения качества жизни населения, в особенности сельского [9]. Основные медицинские ресурсы сконцентрированы в городах даже в тех странах, где большинство проживает в сельской местности. Некоторые страны до сих пор испытывают трудности при обеспечении транспортной доступности организаций здравоохранения, использования средств связи, практически все государства сталкиваются с проблемой дефицита врачей и других медицинских работников в сельских и отдаленных районах. Как правило, сельское население живет в более бедных условиях, чем городское, что приводит к ухудшению здоровья и снижению производительности труда [21].

На протяжении советского периода развития здравоохранения, периода становления медицинского страхования и современных реформ в здравоохранении проблемы доступности медицинской помощи сельскому населению не потеряли своей актуальности. В.Ф. Капитонов, В.М. Новиков, характеризуя здравоохранение села на рубеже XX-XХI вв., убедительно доказывают, что сельское население в меньшей степени обеспечено медицинской помощью, как по объему, так и по качеству. Крайне незначительны объемы профилактической работы, низка доступность специализированной медицинской помощи [8]. Для повышения доступности сельского здравоохранения этого периода И.М. Водяненко с соавт., К.Ю. Лакунин предлагали четко определить состав медицинской помощи, которую государство может бесплатно предоставить населению в рамках системы обязательного медицинского страхования [2,10].

И.Ю. Юрова к особенностям организации медицинской помощи жителям сельской местности, обусловленным спецификой сельского труда и быта, относит отсутствие точного времени амбулаторного приема, когда прием больных нудно проводить с учетом сезонности сельскохозяйственных работ, в отсутствие врача прием может осуществлять фельдшер; вызовы на дом обслуживает врач лишь в селе, где расположена участковая больница; вызовы на дом в другие населенные пункты сельского врачебного участка обслуживает фельдшер; в работе врача выделяется один профилактический день в неделю; дежурство врача в стационаре возможно с правом пребывания дома и обязательной информацией персонала о своем местонахождении на случай оказания неотложной помощи [21].

Л.В. Шаманова, Т.П. Маслаускене к особенностям сельского здравоохранения относят неравномерный характер расселения сельских жителей; отсутствие возможности реализации права выбора врача медицинской организации; дефицит врачей, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, врачей и средних медицинских работников, подготовленных к проведению целевой профилактики, при относительном профиците врачей специалистов, слабую лечебно-диагностическую базу, низкий уровень диагностики и лечения больных, низкая материально-техническая оснащенность; невысокий уровень развития информационных технологий, дефицит санитарного транспорта, неудовлетворительное состояние транспортных коммуникаций и большой радиус обслуживания; преобладание среди сельских жителей пенсионеров [19].

Сельское население составляет 26 % населения страны или 37,2 млн человек. В четверти субъектов Российской Федерации сельские жители составляют 40 % населения. Продолжается процесс измельчания сельских поселений. В период между Всероссийскими переписями населения 1989 г. и 2010 г. сельские территории утратили 9,2 тыс. сельских населенных пунктов. К 2010 г. оставалось немало лечебно-профилактических учреждений сельских муниципальных образований, не укомплектованных врачебными кадрами, что снижало уровень доступности врачебной помощи для сельского населения и требовало разработки единой государственной стратегии развития здравоохранения села [6,19].

Так, одно из направлений реформирования здравоохранения предполагало организацию первичного звена по принципу врача общей практики, что должно было привести к улучшению качества, доступности и экономичности медицинской помощи, эффективному использованию ресурсов, изменению ориентации на профилактику заболеваний и укреплению здоровья [1]. Доказано, что особенно актуален переход сельских врачебных участков на общую врачебную практику в отдалённых районах и в районах с невысокой численностью населения [12].

А.В. Юргель предлагал реализовать комплекс мероприятий в области здравоохранения, направленных на укрепление первичной медико-санитарной помощи в сельской местности, включая развитие сети ФАПов и врачебных амбулаторий с учетом установленных критериев физической доступности доврачебной и врачебной помощи; массовое внедрение института врача общей практики в сельской местности; формирование квалифицированного кадрового потенциала здравоохранения, в т.ч. создание экономических условий для привлечения молодых специалистов; повышение квалификации, подготовку и переподготовку кадров; внедрение в практику первичного звена здравоохранения сельской местности и удаленных районов телекоммуникационных технологий; внедрение стандартов оказания медицинской помощи; проведение диспансеризации населения и других профилактических мероприятий; создание систем, заинтересованных в защите прав пациентов и в повышении эффективности использования ресурсов здравоохранения (развитие рынка страховых услуг). При анализе данных мониторинга оказания медицинской помощи, проводимого Росздравнадзором во всех федеральных округах, установлено, что пациенты, проживающие в труднодоступных и удаленных районах, имеют более низкое качество жизни, уровень оказания медицинской и лекарственной помощи, чем жители городов и населенных пунктов городского типа [20].

Для совершенствования работы участковых врачей и врачей общей практики обосновывалось совершенствование выездных видов специализированной помощи; реорганизация сельских участковых больниц; укрепление и модернизация материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений, особенно участковой службы, необходимость пересмотра системы финансирования медицинской помощи сельским жителям (обязательное медицинское страхование + бюджет). Внедрение этих методов в практику было призвано значительно повысить качество и эффективность работы участковых врачей и врачей общей практики [19,1].

На качество медицинской помощи значительно влияет наличие кадров, их количество, качество и подготовка. Особенно это ощущается в сельской местности. Низкая зарплата, отсутствие перспектив - все это делает работу в селе малопривлекательной для специалистов. Таким образом, чем дальше находится населенный пункт, тем ниже возможность оказания медицинской помощи [3].

За последнее десятилетие реализован национальный проект «Здоровье» (стартовал в 2005 г.), программа модернизации здравоохранения (2012 г.), долгосрочные региональные программы развития здравоохранения (до 2015 г.), но всего 35,4 % граждан нашей страны довольны качеством медицинского обслуживания. В реформенный период сохранялась неблагоприятная медико-демографическая ситуация - рост заболеваемости, особенно социально значимыми болезнями, инвалидности, смертности, естественной убыли населения, а также увеличивающийся разрыв между потребностями населения в медицинской помощи и финансовыми ресурсами - особенно ощутимы в сельских регионах. Разрушение сельскохозяйственной инфраструктуры, изменение видов хозяйственных связей, существовавших ранее между различными территориями, привели к высокому уровню безработицы на селе, снижению жизненного уровня, деформации социальной структуры населения, росту численности социально-дезадаптированной популяции [6]. В 2005-2007 г. констатируется сокращение занятости населения и рост безработицы в сельской местности [13]. Все эти неблагоприятные факторы обострили ситуацию с доступностью сельской медицины. По данным анкетирования, проведенного А.А. Калининской и Л.М. Маликовой, сегодня врачебная помощь территориально доступна только 49 % селян, для 40 % - труднодоступна, 9 % - практически недоступна (2 % респондентов не смогли ответить на вопрос). Результаты этих исследований свидетельствуют о низком уровне доступности медицинской помощи, что обуславливает плохое состояние здоровья сельского населения и стойкую тенденцию к его ухудшению [7, 11].

Результаты исследования Н.К. Гусевой с соавт. показали, что за 2005-2014 гг. в сельских муниципальных образованиях число медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, снизилось в 2,9 раз [15].

Обеспеченность сельского населения медицинской помощью по Российской Федерации с 2005 по 2012 год имела негативную тенденцию. За этот период сократилась на 27 % обеспеченность койками на 10 000 населения; 2,9 раза уменьшилось число учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь; количество фельдшерско-акушерских пунктов сократилось на 7431, количество физических лиц среднего медицинского персонала, работающего на фельдшерско-акушерских пунктах, сократилось на 14 629 человек [15].

Анализ международного и отечественного опыта показывает, что организация медицинской помощи сельскому населению должна реализовываться в рамках комплексных программ, которые должны учитывать риски со стороны внешней среды, особенности развития региона и стратегические направления административных реформ. Формирование и реализация совместных, федеральных и региональных программ требуют соблюдения единства в решении проблем. При этом планирование коечной мощности медицинских организаций вне пределов крупных городов не учитывает особенностей расселения на определенной территории, поло-возрастного состава населения, особенностей в структуре заболеваемости, этапности при организации медицинской помощи, что порождает структурные диспропорции, влияющие на ее доступность для населения и качество [4].

Принятый 21 ноября 2011 года Федеральный закон № 323 - ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации» определил, что одним из основных направлений совершенствования медицинской помощи населению является развитие первичной медико-социальной помощи на базе муниципальных учреждений [17].

Необходимость комплексного решения проблем села нашла свое отражение в реализации национальных проектов, приоритетные места в которых отводятся охране здоровья населения и повышению уровня жизни в сельской местности. Федеральная программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и до 2020 г.» призвана решить задачу обеспечения комплексного развития сельских территорий, активизацию человеческого фактора и экономического роста; улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, в том числе развитие сети общеобразовательных учреждений, сети фельдшерско-акушерских пунктов и/или офисов врача общей практики, сети плоскостных спортивных сооружений, газификации и водоснабжения; грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности [3].

Определены планируемые индикаторы и показатели Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Так, за время реализации Программы к 2020 г. планируется ввод в действие 858 офисов врача общей практики и фельдшерско-акушерских пунктов [7], несмотря на сокращения, только количества фельдшерско-акушерских пунктов почти на 7,5 тысяч единиц за 10 лет, предшествующих утверждению данного документа.

До настоящего времени недостаточно изучен объем и качество амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению на всех этапах ее оказания, состояние здоровья, качество диспансеризации сельского населения; объем и качество медицинской помощи на дому; качество доврачебной медицинской помощи; особенности организации скорой медицинской помощи сельскому населению. Необходимо разработать и обосновать новые организационные формы медицинской помощи сельскому населению в современных социально-экономических условиях [14].

Проведенный анализ литературных данных о результатах проводимых исследований по проблеме доступности медицинской помощи сельскому населению позволяет сделать следующие выводы:

- проблема доступности медицинской помощи сельскому населению в последнее десятилетие обострилась;

- существует две группы основных факторов, влияющих на доступность медицинской помощи населению: одна группа факторов связана с особенностями расселения на определенной территории, транспортной доступностью, особенностями сельского быта, другая - с особенностями организации медицинской помощи, обусловленными указанными факторами, недостаточным ресурсным обеспечением организаций здравоохранения;

- реализуемые в последнее десятилетие программы, направленные на повышение доступности и качества медицинской помощи, не привели к значимому положительному результату.

Главные проблемы в медицине РФ 2018

Многие специалисты по изучению вопросов развития различных сфер государственной деятельности сходятся во мнении, что медицина и система здравоохранения в Советском Союзе была одной из лучших во всем мире. После распада Союза резко сократилось финансирование данной сферы, что сказалось на квалифицированности специалистов, привело к их нехватке, а также к нехватке медикаментов и специализированного оборудования. К началу 2000-ых ситуация в стране относительно стабилизировалась, однако по сей день остаются некоторые неразрешенные или разрешенные не до конца проблемы, тянущиеся еще с тех времен.

В первую очередь для российской медицины остро стоит вопрос о толковых врачах и специалистах, которые будут оказывать медицинскую помощь населению, работать в научно-исследовательских комплексах и лабораториях, продвигать уровень развития медицины в России на новый уровень. Нехватка молодых кадров связана с тем, что большинство молодых людей, окончив обучение, или только собираясь поступать, уезжают за границу, где возможности в медицине и науке значительно шире, чем в Российской Федерации. Уровень жизни и оплаты медработников гораздо выше, а перспективы карьерного роста кажутся более радужными. Чтобы удержать молодых специалистов в стране необходимо повысить бюджет здравоохранения, создавать новые рабочие места и возможности для научных деятелей.

Согласно соцопросам россияне считают, что самые острые проблемы со здравоохранением связаны с несколькими факторами:
• нехватка квалифицированных специалистов низкий уровень компетентности тех, кто работает в клиниках;
• недоступность (дороговизна) лекарственных средств и медицинских услуг;
• недостаточная оснащенность клиник и больниц современным оборудованием;
• низкий уровень обслуживания (некомфортабельные помещения, длинные очереди, нехватка сидячих мест, некомпетентность персонала, халатное отношение).

Причины такого положения те же опрошенные граждане называют разные. Из-за нехватки медицинских учреждений в связи с медицинской реформой последних лет (сокращение мелких поликлиник и перевод пациентов в областные медицинские учреждения) формируются длинные очереди и большой наплыв людей. Персонал поликлиник начинает работать в аварийном режиме, каждому отдельному больному не уделяется достаточно времени, что в свою очередь приводит к неправильным диагнозам и лечению.

Недостаток современного оборудования приводит к тому, что пациенты не могут своевременно получить медицинскую помощь, им либо приходится ехать в далеко расположенные областные центры, либо и вовсе оставаться без обследования, поскольку стоимость лечения часто остается недоступной для среднестатистических граждан.

Халатное обращение медперсонала с пациентами, неправильные диагнозы, некачественное обслуживание опрошенные люди считают результатом недостаточной стимуляции работников сферы здравоохранения - низкие зарплаты и многочасовой рабочий график приводит к тому, что хорошие специалисты меняют место работы на частную клинику, либо и вовсе уезжают за границу.

Еще одна важная проблема - отсутствие собственных производителей лекарств. Больше 80% препаратов являются импортной продукцией, а в рамках недавних санкций эти препараты перестали поступать в аптеки, что вынуждает отечественные компании в ускоренном режиме начинать производство жизненно важных лекарственных средств. Первым делом все проблемы медицины ударяют по экономике страны, а для их решения потребуется не один год.

дефицит медицинских кадров

Эксперты Общероссийского народного фронта отмечают ряд положительных мер, принятых правительством РФ и Минздравом России для изменения ситуации с кадрами в системе здравоохранения.

Однако при этом они признают, что на данный момент предпринимаемые меры недостаточны: дефицит врачей (в первую очередь первичного звена) сохраняется практически повсеместно, особенно остро эта проблема стоит на селе. В определенной мере уменьшению дефицита кадров будет способствовать введенная с этого года аккредитация выпускников лечебного и педиатрических факультетов. Несмотря на это Народный фронт считает необходимым оставить на контроле исполнение поручения президента РФ по обеспечению системы здравоохранения кадрами.

Эксперты рабочей группы Народного фронта «Социальная справедливость» изучили доклад правительства РФ о том, как выполняется поручение президента страны по мониторингу обеспеченности системы здравоохранения медицинскими кадрами и отметили ряд положительных моментов.

К примеру, кабинет министров сообщает, что в 2016 г. в 50 субъектах были достигнуты показатели обеспеченности врачами, предусмотренные региональными программами. А среднемесячная заработная плата, по данным Росстата, в 2016 г. увеличилась у врачей на 5,9%, среднего медицинского персонала - на 4,4%, младшего медицинского персонала - на 9,6% в сравнении с предыдущим годом.

Соотношение числа врачей и специалистов со средним медицинским образованием составило 1 к 2,4, что соответствует показателю, предусмотренному государственной программой «Развитие здравоохранения». А показатель обеспеченности населения врачами, по данным Минздрава, увеличился на 0,1% (с 37,1 на 10 тыс. населения в 2015 г. до 37,2 на 10 тыс. населения в 2016 г.).

Однако, как обращают внимание эксперты Народного фронта, если сравнивать данные докладов правительства РФ в 2016 и 2017 гг., то из них следует, что общая численность врачей сократилась на 28,5 тыс. человек, а среднего медицинского персонала - на 108 тыс. человека.

Также эксперты рабочей группы отмечают неравномерность распределения кадров: при дефиците врачей, работающих в амбулаторно-поликлинических медучреждениях, и дефиците сотрудников скорой медицинской помощи имеется переизбыток врачей, работающих в стационарах (9,7 тыс. человек).

Кроме того, эксперты обращают внимание на то, что в докладе отсутствуют данные об уровне совместительства, укомплектованности поликлинического звена узкими специалистами, потребности в специалистах в сельской местности. При этом именно там особенно остро ощущается нехватка врачей первичного звена. В 2016 г. численность средних медицинских работников на селе сократилась на 1 тыс. 660 человек (0,8%). Всего за 2015-2016 гг. в связи с ликвидацией медицинских организаций либо сокращением штата были уволены почти 53 тыс. медработников.

Напомним, в ходе заседания подгруппы рабочей группы «Как преодолеть кадровую проблему в здравоохранении», которое прошло 22 июня на площадке ОНФ, эксперты из всех регионов единодушно подтвердили наличие острой кадровой проблемы в первичном звене и предложили свои пути решения, в том числе расширить оказываемые меры социальной поддержки медицинских работников, усовершенствовать систему подготовки медицинских кадров, продлить и расширить программу «Земский доктор».

Активисты Народного фронта приняли решение просить кабинет министров рассмотреть вопрос о разработке четкой профинансированной госпрограммы сокращения дефицита медицинских кадров. Эксперты ОНФ сейчас формируют предложения, которые будут направлены в правительство. Проведенное заседание дало повод к широкому обсуждению вопросов, связанных с проблемой медицинского дефицита.

«Толчком к серьезному разговору и постановке вопроса о кадровом дефиците в здравоохранении послужил нелицеприятный разговор на эту тему, проведенный экспертами ОНФ в рамках заседания подгруппы рабочей группы с участием федеральных министерств и ведомств, на котором было показано, что острый дефицит медицинских кадров в поликлиниках, амбулаториях и сельских больницах - это общегосударственная проблема, которую необходимо решить быстро и сообща», - прокомментировал член Центрального штаба ОНФ, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль.

Пор его словам, госпрограмма поэтапного сокращения дефицита медицинских кадров и устранения кадровой диспропорции должна содержать в себе меры социальной поддержки, которые бы повышали привлекательность отрасли для специалистов, в том числе престиж медицинской научно-образовательной деятельности.

«Я считаю необходимым ввести обязательное распределение выпускников медицинских вузов, которые прошли обучение на бюджетной основе. Таким образом пополнится первичное звено, решится проблема дефицита врачей в сельских и рабочих поселках, а также в отдаленных регионах. Речь идет не только о численности врачей, но и о чрезмерных нагрузках на врачей первичного звена. Поэтому говорить об исполнении поручения главы государства пока не приходится, и рабочая группа «Социальная справедливость» предлагает не снимать его с контроля», - подытожил Леонид Рошаль.

Как сообщалось ранее, минздрав рассчитывает в течение двух лет ликвидировать недостаток медицинских кадров в стране. Подробнее читайте: Скворцова пообещала Путину за три года полностью ликвидировать дефицит медицинских кадров.

Читайте также: