Принципы тренинговой терапии при легастении у детей и подростков

Обновлено: 18.05.2024

Освоить знания и навыки когнитивно-поведенческой психотерапии, необходимые специалистам для проведения психотерапевтической работы с детьми и подростками, с использованием когнитивно-поведенческого подхода.

  1. Ознакомиться с основами детской и подростковой психопатологии, особенностями и спецификой психологических проблем детского и подросткового возраста.

ЗЕМЛЯНЫХ МАРИНА ВЕАНИРОВНА
Канд. мед. наук, доцент кафедры психосоматики и психотерапии СПБГПМУ, член АКПП, Российской Ассоциации Детских Психиатров и Психологов, Международного Сообщества по Предотвращению Насилия над Детьми (ISPCAN), международный консультант Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ).

Помогает при широком спектре детских и подростковых психологических проблем, таких как неврозы, расстройства поведения в детском и подростковом возрасте, депрессивные расстройства, заикание, аутизм и нарушения развития, проблемы психологической адаптации в школе, проблемы детско-родительских отношений.

СОЛОМЕНИК ВАЛЕРИЯ ВИКТОРОВНА
Психотерапевт, детский психолог, психолог, член Российской Психотерапевтической Ассоциации, член Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии.

Работает в направлениях Когнитивно-поведенческой терапии, поведенческой психотерапии, работа с детьми с аутистическим спектром расстройств, ТМНР, поведенческими нарушениями.

ИЗОТОВА МАРГАРИТА ХАДЖУМАРОВНА
Клинический психолог, психолог для работы с детьми с отклонениями в развитии арт-терапевт, преподаватель кафедры логопатологии Санкт-Петербургского Государственного Педиатрического Университета, член Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии, эксперт ООН по кризисным ситуациям, международный консультант Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ).

Специализируется на детской психологии и когнитивно-поведенческой психотерапии.

ОКОНИШНИКОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
Врач психотерапевт, врач психиатр, ассистент Кафедры психиатрии и медицинской психологии Медицинского института Российского университета дружбы народов (РУДН).

Работает в направлениях:
диагностика и лечение тревожно-депрессивных состояний, обсессивно-фобических расстройств, расстройств питания и пищевого поведения, психосоматических заболеваний, декомпенсаций расстройств личности, психических и поведенческих нарушений при хронической соматической патологии.

КИМ КОНСТАНТИН АНАТОЛЬЕВИЧ
Коррекционный психолог, аспирант Дальневосточного Федерального Университета, член Российской Психотерапевтической Ассоциации, член Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии.

Работает в КПТ направлении, схематерапии. Является сертифицированным схематерапевтом по стандартам ISST. Работает с детьми с ТМНР и поведенческими нарушениями.

Когнитивно-поведенческая психотерапия детей и подростков и сферы её применения. Особенности детской и подростковой психопатологии. Психологические проблемы и психопатологические синдромы у детей и подростков.

Вы изучите:

  1. Место КПТ в психотерапии детей и подростков. Биопсихосоциальная модель.
  2. Исторический аспект применения КПТ в детском и подростковом возрасте.
  3. Особенности использования КПТ в детском и подростковом возрасте.
  4. Основные положения КПТ в свете возрастных особенностей, отдельные аспекты применения у детей и подростков: мотивация, концептуализация, возрастные особенности концептуализации, домашние задания, методы и техники, сократический диалог и особенности его использования в работе с детьми и подростками.
  5. Сферы применения КПТ в детском и подростковом возрасте: общий обзор.
  6. Третья волна КПТ в работе с детьми и подростками: диалектико-поведенческая психотерапия, майндфулнесс.
  7. Проблемные аспекты КПТ детей и подростков.

Формат:

Мы используем самые современные технологии для удаленного участия в обучении! Вы видите презентацию, спикера и аудиторию, интерактивно взаимодействуете с участниками с помощью мессенджера или аудио/видео связи, а при наличии нескольких удаленных участников есть возможность работать в группах в виртуальных комнатах.

Продолжительность:

2 дня, 20 академических часов.

Вы изучите:

    Обзор методов и техник КПТ при различных расстройствах в детском подростковом возрасте.

  1. Поведенческая терапия - обзор методов и подходов в детском и подростковом возрасте.
  2. Теоретические основы и практическое применение.
  3. Сферы применения, роль поведенческого компонента в протоколах КПТ.
  4. Теория и практика оперантного и социального научения в работе с детьми и подростками: прикладной поведенческий анализ ( АВА ), выработка системы подкреплений, закрепление навыков.
  5. Жетонная система.
  6. Интерактивная терапия ребёнок-родитель.
  7. Прикладной поведенческий анализ и сферы его применения в детском и подростковом возрасте.
  8. Десенсибилизация и градуированная экспозиция.
  9. Дыхательная и мышечная релаксации.
  10. Поведенческий эксперимент.
  1. Протокол КПТ при работе с тревожно-фобическими расстройствами у детей и подростков.
  2. Когнитивные техники и их применение в возрастном контексте: декатастрофизация, выявление логических несоответствий, доказательства «за» и «против». Практические примеры использования в разных возрастах.
  3. Поведенческие техники при работе с тревогой и изолированными фобиями: десенсибилизация, градуированная экспозиция, изменение поведения, навыки совладания.
  4. Отдельные аспекты интеграции КПТ с методами и приёмами арт- и игровой терапии при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Отработка практических приёмов.
  5. Особенности КПТ при работе с социальными фобиями: экспозиция, поведенческий эксперимент.
  1. ОКР - причины, основная симптоматика, возрастные особенности.
  2. Протокол КПТ ОКР у детей и подростков.
  3. Поведенческие техники: экспозиция при ОКР у детей и подростков, виды, особенности.
  4. 4-хшаговая модель когнитивно- поведенческой терапии ОКР с практическими упражнениями по отработке конкретных приёмов когнитивного тренинга.
  5. Применение техник релаксации с учётом возрастных особенностей.
  6. Работа с родителями детей и подростков с ОКР. Роль психологического образования родителей при ОКР.
  1. Депрессивные расстройства и БАР в детском и подростковом возрасте - причины, распространённость, возрастные особенности, мишени психотерапии.
  2. Методы оценки : опросник Бека, опросник Ковакс. Оценка суицидального риска.
  3. Модель КПТ в работе с депрессивными подростками. Проблема мотивации к психотерапии при депрессии.
  4. Техники когнитивного реструктурирования (идентификация когнитивных искажений, когнитивное реструктурирование, техника «СТОП», переформулирование, отвлечение и др.) в контексте возрастных особенностей.
  5. Формы и виды дневников, бланков, расписаний активности , применяемых для домашних заданий в работе с депрессивными подростками.
  6. Тренинг поведенческих навыков при депрессии.
  7. Работа с подростками, имеющими суицидальную настроенность и склонность к самоповреждениям.
  8. Работа с родителями депрессивных детей и подростков.
  9. Групповая КПТ с депрессивными подростками.
  10. КПТ в работе с подростками, имеющими биполярное аффективное расстройство.
  1. Посттравматическое стрессовое расстройство: причины, возрастные особенности реакции на травму, клинические проявления. Особенности проявлений ПТСР у детей в зависимости от характера травматического события. Понятие посттравматического роста.
  2. Использование КПТ при терапии детей и подростков, пострадавших при чрезвычайных ситуациях, от физического и сексуального насилия.
  3. Протокол травма - фокусированной КПТ - PRACTICE .
  4. Интегративная терапия ПТСР у детей (интеграция методов семейной терапии и арт-терапии с когнитивно-поведенческими методами).
  5. КПТ расстройства адаптации в детском и подростковом возрасте.
  6. Интеграция методов психотерапии в работе с переживанием горя и утраты в детском и подростковом возрасте.

  1. Расстройства поведения у детей и подростков: оппозиционно - вызывающее расстройство поведения, гиперкинетические расстройства (СДВГ), расстройства поведения у подростков, смешанные расстройства поведения и эмоций. Причины, основные проявления.
  2. Предпосылки формирования расстройств личности у детей и подростков.
  3. Методы психологической диагностики:
    • Наблюдение.
    • Использование тестов (опросники на выявление агрессии, депрессивности, опросник Ахенбаха, полуструктурированные интервью для родителей, проективное тестирование).
  4. Бихевиоральный подход в работе с поведенческими нарушениями.
  5. Теория и практика оперантного и социального научения в работе с детьми и подростками с нарушениями поведения:

Расстройства пищевого поведения (РПП) - это заболевания, которые имеют свою специфику и представлены в различных диагностических формах. В последние десятилетия распространение РПП приобретает характер эпидемии, а возраст начала заболеваний снижается и диагностируется даже у 6-8 летних детей. Нервная анорексия и нервная булимия занимают одно из первых мест по угрозе летального исхода среди всех психических расстройств, трудно поддаются лечению, приводят к социальной дезадаптации и имеют высокий суицидальный риск. Приступообразное переедание, избегающее ограничительное расстройство пищевого поведения могут не иметь тяжких последствий для здоровья, но также ухудшают нормальное функционирование, влияют на рост и развитие детей и подростков.

Международные руководства по лечению РПП рекомендуют когнитивно-поведенческую психотерапию, как терапию первого выбора, с доказанной эффективностью, которая направлена на изменение дисфункциональных мыслей, эмоций и болезненного поведения, влияющих как на появление, так и на поддержание симптомов.

  1. Диагностические критерии (МКБ10-11, DSM-5) наиболее распространённых РПП - нервная анорексия (НА), нервная булимия (НБ), приступообразное переедание, избегающее ограничительное расстройство пищевого поведения.
  2. Эпидемиология, биопсихосоциальная модель развития РПП, осложнения, прогнозы и исходы. Коморбидность РПП с другими психическими и соматическими расстройствами.
  3. Психометрия (опросники) для скрининга РПП и оценки результатов терапии. Понятие образа тела и дисморфофобии, как психопатологической основы НА и НБ. Психофармакотерапия РПП и её влияние на процесс психотерапии.
  4. Диетология, как важная часть лечебного процесса: основные принципы нормализации пищевого поведения и массы тела и возможные осложнения связанные с этим. Структурирование питания по методу Marcia Herrin «Правило трёх».
  5. Точка зрения когнитивно-поведенческой науки на расстройства пищевого поведения и трансдиагностический подход в диагностике и терапии. «Усиленная когнитивно-бихевиоральная терапия» — КБТ-У Кристофера Ферберна (CBT-E - enhanced, C.Fairburn). Протокол КБТ-У для подростков Риккардо Далле Граве (CBT-E for adolescents, Riccardo Dalle Grave). Краткосрочный протокол когнитивно-бихевиоральной терапии за 10 сессий Гленна Уоллера (CBT-T - ten, Glenn Waller).
  6. План первичного диагностического интервью. Оценка психического и соматического статуса с целью определения медицинских рисков и противопоказаний для проведения психотерапии в амбулаторном формате; влияние голодания и дефицита веса на когнитивные процессы и выраженность симптомов РПП.
  7. Построение продуктивных терапевтических отношений и психообразование. Работа с мотивацией и ценностями, определение ресурсов. Планирование питания, ведение дневников приёма пищи, формирование нормативного отношения к различным продуктам питания, физиологическим параметрам организма и их оценке.
  8. Работа с дисфункциональными убеждениями в отношении внешности, веса и формы тела, с эмоциональными триггерами, с поведением, препятствующим терапии и дисморфофобической симптоматикой. Работа с рестриктивным поведением, перееданием и компенсаторными мерами (физические нагрузки, вызывание рвоты, использование мочегонных, слабительных, анорексигенных средств).
  9. Концептуализация случаев в зависимости от нозологического варианта РПП. Основные приемы КБТ: когнитивное реструктурирование, поведенческий эксперимент и экспозиция в отношении паттернов поведения, поддерживающих симптомы заболевания.
  10. Работа с семьёй в терапии РПП. Терапия, основанная на семье / Семейная психотерапия клиники Модсли, «Family Based Treatment-FBT» / «The Maudsley family-based treatment».
  11. Стратегии, повышающие эффективность КБТ протоколов - навыки эмоциональной регуляции, практики осознанности и сострадания для снижения чувства стыда и самокритики. Критерии завершения терапии и план мониторинга поведения для закрепления ремиссии и профилактики рецидива.

Участники семинара научатся дифференцировать основные варианты РПП, выстраивать терапевтические отношения с клиентами, выбирать эффективные стратегии в работе с ними, используя стандартные протоколы и основные психотерапевтические приёмы; определять границы своей компетенции и организовывать процесс направления клиентов к педиатру, диетологу, психиатру для комплексной терапии.

Принципы тренинговой терапии при легастении у детей и подростков

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Алёна
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Почему возникает легастения и как она влияет на обучение ребёнка в школе. Ее симптомы, методы диагностирования и способы лечения.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Умение грамотно писать и правильно произносить слова является не только признаком образованности человека, но и своеобразной нормой хорошего тона. Но не все дети и даже взрослые способны освоить эту науку — правописание. Оказывается, что при легастении у человека просто нет возможности писать грамотно. Как жить таким людям в обществе и возможно ли избавиться от этого недуга?

Причины легастении

Родители часто думают, что их ребенок ленится и не хочет учиться писать правильно. Но все не так. Легастения — это психическое расстройство у ребенка с нормальным уровнем интеллектуального развития. Дети-легастеники путают буквы и звуки, они их не могут иногда различить между собой. Особенно те, что похожи по звучанию. При этом у них часто присутствует дислексия и дисграфия.

Причина появления нарушения — проблемы в работе некоторых отделов головного мозга. К нарушению восприятия и обработки информации мозгом приводит его недостаточное кровоснабжение, снижение или увеличение активности отдельных его участков, увеличение плотности мозгового вещества в разных отделах и некоторые другие причины.

Из факторов риска появления недуга психиатры отмечают следующие:

  • Одна половина мозга патологически преобладает над другой половиной;
  • Травмы головы;
  • Заболевания инфекционного характера, которые оказывают влияние на отделы головного мозга;
  • Внутриутробные отклонения в развитии плода из-за гипоксии, внутриутробных инфекции и ряда других причин;
  • Социальные факторы.

Слишком высокие требования от родителей или учителей в школе могут спровоцировать или усугубить развитие этой патологии. У ребенка часто на фоне неправильного отношения взрослых появляются вторичные психопатологии, стрессы и эмоциональное перенапряжение.

Если ребенок физически не может соответствовать тем требованиям в учебе, которые к нему предъявляются, он перестает стремиться к достижению результатов в обучении и начинает привлекать к себе внимание взрослых иными способами и поступками. Как результат — изменение поведения в сторону неадекватности.

Гиперактивность на фоне систематических эмоциональных расстройств является характерной для легастеников. Постоянные неврозы, страх и депрессивное состояние является следствием неправильного отношения взрослых к детям, у которых развита эта патология.

Перед уроками, особенно перед оценочными занятиями, у легастеников могут проявиться психосоматические расстройства — тошнота, рвота и сильная головная боль.

Симптомы нарушения

Как уже отмечалось, легастения является нарушением в работе головного мозга при восприятии и обработке информации при обучении. При этом у ребенка уровень интеллекта может быть даже выше среднего, но стандартные методы обучения для него не подходят.

Симптомы легастении могут значительно отличаться в зависимости и от возраста ребенка, и от уровня его умственного развития. Наиболее часто встречаются следующие признаки:

  • Нарушена мелкая моторика (ребенок неуклюже берет в руку карандаш, ручку, ложку или другой мелкий предмет);
  • Концентрация внимания также нарушена;
  • Трудно запомнить и воспроизвести информацию;
  • Перестановка местами соседних букв при написании или чтении;
  • Пространственное мышление имеет нарушение, понятия «верх-низ» и «право-лево» вызывает сложности с определением.

В дошкольном возрасте у детей легастеников нарушены социальные навыки и координация движений, замедленное усвоение новых навыков и новой информации, возникают трудности в произношении некоторых сложных слов. У детей школьного возраста отмечается замена слов другими, похожими по звучанию и смыслу, путаница в написании слогов, непонимание смысла арифметических знаков и неправильное их использование.

Легастения является сложным заболеванием, симптоматика которого сильно зависит от индивидуальных особенностей каждого отдельного пациента. Она может быть как отдельным недугом, так и сопутствующим расстройством психики при таких заболеваниях, как ДЦП, ЗРП, умственная отсталость и некоторых других.

Диагностика и лечение

При появлении нескольких отмеченных выше симптомов необходимо посетить педиатра, который после осмотра при необходимости направляет на консультацию к узким специалистам: психиатру, невропатологу, логопеду, сурдологу. Диагностика проводится по результатам прохождения тестов на списывание текста, письма под диктовку и зачитывания вслух специально составленного текста.

Специалисты разработали тест, который можно применить для диагностики недуга у детей с трех лет. Его первая часть посвящена проверке внимательности, вторая уделяется способностям, которые необходимы для чтения, письма и арифметики.

Лечение легастении имеет два направления: устранение причины появления недуга и устранение его последствий. Часто назначают прием лекарственных препаратов, которые улучшают кровоснабжение мозга, реже рекомендуют антидепрессанты. В любом случае медикаментозное лечение назначается после осмотра узкими специалистами и результатов обследований (ЭЭГ, ЭхоЭг и другие).

В зависимости от степени тяжести выбираются подходящие логопедические корректирующие программы занятий. Они помогут ребенку правильно воспроизводить текстовую информацию. От родителей требуется понимание сути проблемы и уменьшение требований к ребенку.

Обычная или специализированная школа?

Родители легастеника рано или поздно должны выбрать один из вариантов — обучать ребенка в специализированной школе или в обычной. Если есть желание, то стоит выбирать спецшколу. Там учителя имеют высокий уровень подготовки для обучения детей с этим расстройством, они не будут своими действиями наносить психологические травмы ребенку.

Если школьник вынужден ходить в обычную школу, то необходимо предупредить педагогов о наличии и ребенка легастении. Нарушение в написании и чтении слов у такого ученика не является признаком недостаточного умственного развития. Легастеники с успехом способны освоить школьную программу по всем остальным предметам.

Причины легастении у детей, симптомы нарушения, способы лечения

Почему возникает легастения и как она влияет на обучение ребёнка в школе. Ее симптомы, методы диагностирования и способы лечения. Последствия запущенного состояния патологии.

Умение грамотно писать и правильно произносить слова является не только признаком образованности человека, но и своеобразной нормой хорошего тона. Но не все дети и даже взрослые способны освоить эту науку — правописание.

Родители часто думают, что их ребёнок ленится и не хочет учиться писать правильно. Но всё не так. При легастении у него просто нет возможности писать грамотно.

Легастения — это психическое расстройство у ребёнка с нормальным уровнем интеллектуального развития. Дети-легастеники путают буквы и звуки, не могут иногда различить их между собой. Особенно те, что похожи по звучанию. При этом у них часто присутствует дислексия и дисграфия.

Причина появления легастении — проблемы в работе некоторых отделов головного мозга. К нарушению восприятия и обработки информации мозгом приводит его недостаточное кровоснабжение, снижение или увеличение активности отдельных его участков, увеличение плотности мозгового вещества в разных отделах и некоторые другие причины.

Из факторов риска психиатры отмечают следующие:

Слишком высокие требования от родителей или учителей в школе могут спровоцировать или усугубить развитие этой патологии. У ребёнка часто на фоне неправильного отношения взрослых появляются вторичные психопатологии, стрессы и эмоциональное перенапряжение.

Если ребёнок физически не может соответствовать тем требованиям в учёбе, которые к нему предъявляются, он перестаёт стремиться к достижению результатов в обучении и начинает привлекать к себе внимание взрослых иными способами и поступками. Как результат — изменение поведения в сторону неадекватности.

Гиперактивность на фоне систематических эмоциональных расстройств является характерной для легастеников. Постоянные неврозы, страх и депрессивное состояние является следствием неправильного отношения взрослых к таким детям.

Симптомы легастении

Как я уже отметила выше, легастения является нарушением в работе головного мозга во время восприятия и обработки информации при обучении. При этом уровень интеллекта может быть даже выше среднего, но стандартные методы обучения для него не подходят.

Симптомы легастении могут значительно отличаться в зависимости и от возраста и уровня умственного развития.

Частые симптомы легастении:

  • Нарушена мелкая моторика (ребёнок неуклюже берёт в руку карандаш, ручку, ложку или другой мелкий предмет);
  • Концентрация внимания также нарушена;
  • Трудно запомнить и воспроизвести информацию; или написании;
  • Пространственное мышление имеет нарушение, понятия «верх-низ» и «право-лево» вызывает сложности с определением.

Легастения является сложным заболеванием, симптоматика которого сильно зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Она может сопутствующим расстройством психики при таких заболеваниях, как ДЦП, ЗПРР, умственная отсталость и некоторых других.

При появлении нескольких отмеченных выше симптомов необходимо посетить педиатра, который после осмотра при необходимости направляет на консультацию к узким специалистам: психиатру, невропатологу, логопеду, сурдологу. Диагностика проводится по результатам прохождения тестов на списывание текста, письма под диктовку и зачитывания вслух специально составленного текста.

Лечение легастении имеет два направления: устранение причины появления недуга и устранение его последствий. Иногда врачи назначают приём лекарственных препаратов, которые улучшают кровоснабжение мозга, рекомендуют антидепрессанты. В любом случае медикаментозное лечение назначается после осмотра врачами и получения результатов обследований (ЭЭГ, ЭхоЭг).

В зависимости от степени тяжести выбираются подходящие логопедические корректирующие программы занятий. Они помогут ребёнку правильно воспроизводить текстовую информацию. От родителей требуется понимание сути проблемы и уменьшение требований к ребенку.

Обычная или спецшкола?

Родители легастеника рано или поздно должны выбрать один из вариантов — обучать ребёнка в специализированной школе или в обычной. Если есть желание, можно выбирать спецшколу. Там учителя имеют высокий уровень подготовки для обучения детей с этим расстройством, они не будут своими действиями наносить психологические травмы ребёнку.

Если школьник вынужден ходить в обычную школу, то необходимо предупредить педагогов о наличии у ребёнка легастении. Нарушение в написании и чтении слов у такого ученика не является признаком недостаточного умственного развития. Легастеники с успехом способны освоить школьную программу по всем остальным предметам.

Тики у детей: причины и лечение

Родители сразу замечают изменения в поведении малыша. Неконтролируемые движения отдельных частей тела или некоторых мышц у ребенка не могут не стать поводом для беспокойства и возникают вопросы:

  • Откуда взялось заболевание?
  • Можно ли было его предотвратить?
  • Что делать?
  • Как лечить?

Этот список можно еще долго продолжать. Ясно одно - повод для беспокойства, безусловно, есть. И первое, что необходимо сделать - это узнать максимум информации о данном неврологическом расстройстве.

Так что же собой представляют нервные тики у детей и в чем заключается их опасность?

Общее понятие о тиках

Это - самая популярная патология детской нервной системы в раннем возрасте. Визуально не заметить проявление тика просто невозможно, хотя некоторые родители умудряются неделями и даже месяцами не видеть никаких странностей в поведении ребенка.

Тики - это непроизвольные, стереотипно повторяющиеся, внезапные или отрывистые движения, являющиеся результатом спонтанного сокращения отдельных мышц или их групп.

На начальном этапе развития расстройства приступы возникают довольно редко, повторяющиеся движения не вызывают особого беспокойства или проблем. Ребенок даже может их сдерживать или контролировать. Однако попытки сдерживания тика доставляют ему:

  • внутренний дискомфорт;
  • чувство тревожности;
  • психическое напряжение.

При ослаблении контроля над собой происходят тикозные проявления, и малыш сразу же получает явное облегчение.

Нервные тики у детей обычно обнаруживаются в возрасте от двух до пятнадцати лет. В период 6-8 лет наиболее часто развивается тикозный гиперкинез, тогда как в 14-15 примерно в половине случаев он самопроизвольно исчезает.

Интересный факт: мальчики подвержены расстройству в пять раз чаще, чем девочки. С научной точки зрения это объясняется более устойчивой психикой представительниц женского пола.

Разновидности нервных тиков у детей

Каждый ребенок отличается своей индивидуальностью, поэтому и нервные тики, возникающие по тем или иным причинам, бывают разными.

Тикозные проявления в целом имеют две разновидности:

  1. Двигательные (моторные). Они обнаруживаются спазмами отдельных мышц, их групп или движением конечностей, другими частями тела.
  2. Голосовые (вокальные). Их можно распознать в виде часто повторяющихся отдельных звуков, слогов, восклицаний, слов и даже фраз.

Обе группы делятся на простые и сложные тики. Здесь все понятно. Простая форма - какое-то одно короткое движение или звук, сложная - подключаются несколько мышечных групп, если присутствуют вокальные нарушения, в них тоже наблюдается прогресс.

Основные проявления

Локализация тикозных движений наиболее часто происходит в лицевых или шейных мышцах. Со временем они могут распространяться в направлении сверху вниз. Самые распространенные примеры простых детских моторных тиков:

  • нахмуривание бровей;
  • моргание;
  • зажмуривание;
  • шевеление крыльями носа;
  • втягивание воздуха носом;
  • подергивание уголком рта;
  • повороты или наклоны головы;
  • пожимание плечами;
  • вздрагивания;
  • подергивание конечностями;
  • сгибание или разгибание пальцев;
  • щелчки пальцами.

Голосовые тики проявляются покашливанием, отхаркивающими горловыми звуками, сопением, произносимыми слогами или возгласами. Это бессмысленное звуковое сопровождение, которое вмешивается в речь и производит впечатление заикания или запинок. Если не предпринимаются никакие меры по их устранению, то ситуация будет лишь усугубляться. Тикозные движения также прогрессируют и выходят на новый уровень в виде:

  • гримас;
  • вскидывания головы;
  • касания руками различных частей тела;
  • сокращения мышц живота или диафрагмы;
  • приседаний;
  • подпрыгиваний.

Все перечисленные выше нервные тики у детей - это далеко не все проявления заболевания. Они могут быть индивидуальны и нетипичны. Все зависит от уровня развития ребенка, его характера и темперамента, восприимчивости к окружающим раздражителям и целого ряда других причин.

Особенности течения болезни

Изначально у ребенка проявляются моторные тики, а если ситуация ухудшается, то к ним присоединяются и вокальные. Однако бывают случаи, когда гиперкинез начинается со звуковых тиков, что значительно усложняет диагностику и затягивает лечение.

В тяжелых случаях наблюдается одновременно несколько видов спонтанных движений. Иногда им сопутствуют и голосовые тики.

Нервные тики у детей имеют свои характерные особенности, дающие возможность отличать их от других патологий двигательных функций. Их можно выделить в несколько пунктов:

  1. Самоконтроль. Работает он, следует отметить, только на ранних стадиях заболевания. Это означает, что ребенок может контролировать свои приступы, только со временем делать это становится все сложнее.
  2. Усиление симптомов на фоне стрессовых ситуаций. Такая же тенденция наблюдается в конце дня вследствие переутомления нервной системы. Осенне-зимний период является пиком протекания заболевания.
  3. Никоим образом не страдает сознание ребенка. Этот факт позволяет исключить развитие эпилепсии.
  4. Гиперкинезы не проявляются во сне. Особенность актуальна при наличии вокальных тиков и подтверждает отсутствие патологий верхних дыхательных путей.
  5. Нервный тик глаза у ребенка сначала можно принять за развивающийся конъюнктивит, но вскоре все становится понятно.

Замечена такая закономерность: чем раньше заболевание проявится у ребенка, тем тяжелее оно будет протекать. Если не предпринять соответствующие меры, гиперкинез перерастает в хроническую форму. В таком случае лечение усложняется тем, что постепенно могут быть вовлечены несколько групп мышц. Патологические движения переходят с головы на нижние органы и становятся более сложными, присоединяются вокальные тики. Врачи оценивают их как генерализированные.

Тикозные проявления, возникшие после десятилетнего возраста, почти всегда квалифицируются, как преходящие. Это означает, что они пропадают спонтанно и незаметно, так же, как и появились. Их также называют транзиторными. Особого участия с медицинской стороны они не требуют.

Причины возникновения

Несмотря на бесчисленные и многолетние исследования нервных тиков у детей, прийти к единой точке зрения по поводу провоцирующих факторов врачам так и не удалось. Но среди множества теорий выяснили, что наиболее вероятные - это последствия психотравмирующих влияний. К таковым относятся:

  1. Испуг.
  2. Страх.
  3. Развод родителей или вынужденное расставание с одним из них.
  4. Смена окружения.
  5. Первое сентября. Первые дни пребывания в школе служат для малыша огромным стрессом.
  6. Рождение второго ребенка в семье.

Наследственность также играет не последнюю роль в возникновении тиков. Дети, чьи родители пережили в детстве гиперкинез, имеют намного больше шансов приобрести его тоже.

Нестабильная обстановка в семье или ближайшем окружении, с которым ребенок сталкивается в садике, школе, во дворе, безусловно, является главным провоцирующим фактором. Детские отношения, общение со сверстниками и взрослыми, могут иметь самый разнообразный характер. Часто в них присутствуют и конфликтные ситуации, они и служат отправной точкой нервных расстройств.

Причинами нервных тиков у детей могут быть и органические повреждения головного мозга. Иногда они являются следствием следующих событий:

  • тяжелого течения беременности матери и сложных родов;
  • черепно-мозговой травмы;
  • перенесенного нейроинфекционного заболевания.

Отдельно следует упомянуть, что причины развития тиков могут быть скрыты в нехватке каких-либо витаминов, минералов или микроэлементов. Так как детский организм только формируется и очень неустойчив к внешним воздействиям, то гиповитаминоз способен вызвать нарушения или сбои работы нервной системы.

Замечено, что заболевание протекает волнообразно. Если ребенок находится в спокойном, уравновешенном психическом состоянии, то тикозные движения могут снизиться до минимальных проявлений или не наблюдаться вообще. В то же время любая стрессовая ситуация, страх или тревога, служат толчком к обострению состояния и усилению тиков.

Диагностические процедуры

Прежде чем начинать какое-либо лечение, нужно обследовать ребенка у специалиста. После первичного осмотра врач-невролог направляет пациента на прохождение электроэнцефалографии. Она дает возможность выявить следующие показатели:

  • локальные общемозговые нарушения;
  • очаги патологической активности;
  • анализ состояния мозговой деятельности.

Повторное проведение исследований позволяет следить за эффективностью проводимой терапии. Обязательным является биохимический анализ крови. Если врач посчитает нужным, ребенок может быть направлен на МРТ.

Определить нервные тики у маленьких детей, установить их причины и назначить адекватное лечение - задача невролога. Но прямая обязанность родителей - обеспечить комфортное пребывание ребенка дома, в учебном заведении или на улице. Необходимо выяснить факторы, представляющие угрозу для психики малыша и любым способом устранить их.

Лечение

Очень часто дети, у которых обнаружены тикозный гиперкинез, не нуждаются в специальной терапии. Она абсолютно бессмысленна, а помогает лишь коррекция образа жизни пациента. Однако если тики генерализуются, то лечения не избежать. А вот какой из методов выберет врач, зависит от тяжести заболевания, возраста и физических показателей ребенка.

Возможен комплексный подход лечения тиков у детей. В него входит:

  1. Мероприятия, направленные на правильную организацию режима дня ребенка. Ограждение его от стрессов, волнений и прочих неприятностей.
  2. Безмедикаментозная терапия. В этот комплекс входит посещение психотерапевта, физиотерапевтические процедуры, рефлексотерапия.
  3. Лечение с помощью медикаментов.

На начальных этапах развития тиков у детей раннего возраста для видимой положительной динамики бывает достаточно лишь режимных мероприятий. Рационально организованное время занятий и отдыха, своевременный отход ко сну, правильное питание, занятия спортом являются залогом позитивного исхода нервного расстройства.

Хорошие результаты в профилактике и лечении тиков дают развивающие игры с использованием мелкой моторики, арт-терапия, релаксация. Из физиотерапевтических способов борьбы с этим расстройством чаще всего используются следующие:

  • метод биологически обратной связи;
  • метод аудиовизуальной стимуляции;
  • иглорефлексотерапия;
  • лазеротерапия;
  • озокеритовые аппликации;
  • массаж шейно-воротниковой зоны;
  • электросон.

В тех случаях, когда медикаментозного лечения избежать не удается, то сначала назначаются седативные препараты. Они оказывают общее успокоительное действие, убирают нервозность и раздражительность. Если ожидаемого эффекта не наблюдается, врач назначает транквилизаторы. Их сфера действия - снятие эмоционального напряжения, тревожности и страхов.

При прогрессирующем тикозном гиперкинезе, не поддающемуся щадящему лечению, применяются более тяжелые препараты. К ним относятся нейролептики и антидепрессанты. К сожалению, эти медикаменты имеют массу побочных действий и используются только в крайнем случае, исключительно по назначению врача и строго соблюдая дозировку. Главным показателем к применению является безопасность ребенка с учетом особой чувствительности еще не сформированного организма, в том числе и нервной системы.

Лечение тиков у детей обычно проводится амбулаторно, поскольку госпитализация может являться дополнительным источником тревожных переживаний. По той же причине при медикаментозной терапии избегают введения препаратов с помощью инъекций.

Возможные последствия

Нервные тики у детей различного возраста, независимо от причины возникновения, являются сигналами о том, что с ребенком не все в порядке, его психическое состояние на пределе возможностей, и он нуждается в безотлагательной помощи. Если вовремя убрать раздражитель, то тикозные проявления уходят самопроизвольно.

А что произойдет, если оставить все как есть? Здесь возможны несколько вариантов развития событий:

  1. Эпилепсия. Тики могут быть симптомами начальной стадии этого тяжелого неврологического заболевания.
  2. Тяжелые неврозы, психоэмоциональные нарушения. Нелеченый гиперкинез прогрессирует в детском организме, подключая новые проявления тикозного состояния. Отсутствие квалифицированной помощи приводит к развитию депрессии и других критических состояний.
  3. Синдром Туретта. Это психическое расстройство хоть и не является последствием родительской бездеятельности, но ее клиническая картина обязательно включает в себя и моторные, и вокальные тики.

Даже если гиперкинез через неделю самостоятельно исчезнет без каких-либо последствий, идти к врачу и проходить диагностические процедуры нужно обязательно. Это - залог здоровья ребенка, и делается с целью исключения вышеперечисленных заболеваний.

Адаптация в обществе

Дети, как известно, по своей природе жестоки, поэтому ребенку с явными проявлениями гиперкинеза адаптироваться в новом коллективе будет весьма проблематично. Но он ведь не виноват в том, что нервный тик случился именно у него. В общении со взрослыми ему очень важно чувствовать толерантное отношение. А если дома на этой теме постоянно заостряют внимание, одергивают малыша, считая, что он делает это намеренно, ситуация лишь усугубляется.

Родители должны быть всецело на стороне ребенка, причем он это должен чувствовать не только на словах. Вот как это должно выглядеть:

  • все разговоры о нервных расстройствах, в том числе и тиках, должны быть под запретом, тем более в присутствии малыша.
  • не акцентировать внимание на проблеме, вести себя свободно и естественно.
  • провести разъяснительную беседу с преподавателями или воспитателями коллектива, который посещает ребенок, призвать их к содействию.
  • подобрать малышу подходящее занятие для проведения досуга. Приветствуются одиночные виды активного спорта, например, лыжи или плавание.
  • обеспечить полноценное и разнообразное питание.

В период переходного возраста организм подростка непредсказуем, к тому же претерпевает гормональные изменения. Если на этом этапе еще и обнаруживаются нервные тики, то это вообще может обернуться личной трагедией. В первую очередь страдает самооценка, ребенок замыкается в себе, не желает ни с кем общаться, а зацикливается лишь на своем недуге.

Задача родителей - вовремя рассмотреть угрозу и принять все меры по их устранению. Даже если тики не прошли сами собой, есть все шансы, что от них поможет избавиться правильно подобранная терапия или медикаментозное лечение. В любом случае можно и нужно стремиться жить полноценной жизнью.

Советы по профилактике

Чтобы нервные тики ребенка со временем не переросли в более серьезные психические нарушения, нужно предпринять все возможные меры, чтобы их не допустить. Для осуществления этого не нужно ничего сверхъестественного. Достаточно будет не забывать о том, что малыш видит поведение родителей и окружающих его людей, делает собственные выводы и оценивает происходящие события в силу своего уровня развития.

Психика ребенка в раннем возрасте неустойчива и ранима, поэтому любое выяснение отношений родителей на повышенных тонах - стрессовая ситуация, которая может повлечь за собой тикозные проявления. Именно в семье малыш должен чувствовать поддержку и понимание. Это его крепость, в которой он, в случае необходимости, может спрятаться от всех своих страхов. Если таких взаимоотношений нет, то риск развития тиков достаточно высок.

Дети, живущие в спокойной, доброжелательной обстановке, очень редко бывают подвержены нервным тикам. Чтобы не пришлось лечить последствия психического дисбаланса у ребенка, достаточно создать для него комфортные условия. Заключаются они в следующем:

  • избегание беспокойства и стрессовых ситуаций;
  • здоровый полноценный сон;
  • качественная и полезная еда, запрет на фастфуд и слишком сладкую и жареную пищу;
  • соблюдение режима дня, правильная организация отдыха;
  • дозированное использование компьютера и просмотр телепередач;
  • максимальное пребывание на свежем воздухе;
  • занятия в спортивных секциях, соответствующих интересам и темпераменту ребенка;
  • недопустимость переутомления.

В редких случаях воспитание подрастающего поколения обходится без наказаний. Они, безусловно, нужны, но в пределах разумного. Физическое воздействие сразу исключается. Допустимы лишь моральные методы влияния. Ребенок должен четко знать, за какой проступок он наказан и как нужно было поступить правильно. При этом следует заверить малыша, что на любовь к нему наказание никак не влияет. Только в такой ситуации он сделает правильные выводы и получит минимальное нервное потрясение.

Даже если появления нервных тиков у ребенка избежать не удалось, следует помнить, что это не самое страшное, что могло с ним произойти. Современная медицина в сочетании с родительской заботой и вниманием способны творить чудеса.

Принципы медицинского сопровождения детей с дисплазией соединительной ткани

Рассмотрены составляющие медицинского сопровождения детей с дисплазией соединительной ткани, включающие отдельные немедикаментозные воздействия и основные медикаментозные средства, направленные на коррекцию метаболических нарушений в соединительной ткани.

Principles of medical support for children with connective tissue dysplasia V. V. Chemodanov, E. E. Krasnova

The aspects of medical support of children with connective tissue dysplasia, including individual non-drug effects and basic drugs aimed at the correction of metabolic disorders in connective tissue are considered. The principles of dispensary observation of this category of children are presented.

Дисплазия соединительной ткани (ДСТ) представляет собой не самостоятельную нозологическую единицу, а гетерогенную группу нарушений соединительной ткани полигенно-многофакторной природы, объединенных в фенотипы на основе общности внешних и/или висцеральных признаков. В основе ДСТ лежат разнообразные дефекты формирования коллагеновых и эластиновых волокон, а также основного вещества соединительной ткани, возникающие в результате генетической предрасположенности, реализация которой во многом зависит от воздействий факторов внешней среды 1. Именно «вездесущность» соединительной ткани определяет многообразие клинических проявлений при нарушении ее развития. Свой вклад в это многообразие вносят разнообразные метаболические расстройства (дисэлементозы, вторичная митохондриальная недостаточность), лабильность нервных процессов, вегетативная дистония, психоэмоциональные нарушения, характерные для детей с ДСТ 6.

По МКБ-10 ДСТ может быть отнесена к XIII классу (болезни костно-мышечной и соединительной ткани). Подробный алгоритм диагностики представлен в Российских рекомендациях «Наследственные и многофакторные нарушения соединительной ткани у детей. Алгоритмы диагностики. Тактика ведения», опубликованных в ряде научно-практических журналов России 6. Данные рекомендации должны помочь не только педиатрам, но и врачам разных специальностей в выявлении детей группы риска развития ДСТ и раннем ее обнаружении, что является залогом своевременно начатой профилактики или лечебно-реабилитационных мероприятий. Лечебно-реабилитационные мероприятия, направленные на коррекцию нарушений соединительной ткани, должны проводиться систематически и длительно, быть комплексными и подобранными индивидуально. Это возможно только при способности врача донести до пациента и его родителей суть патологического процесса в соединительной ткани, чтобы убедить их в необходимости выполнения рекомендаций в течение длительного времени.

Важными составляющими программы лечебно-реабилитационных мероприятий детей и подростков с ДСТ являются немедикаментозные воздействия и медикаментозные средства.

Немедикаментозные методы коррекции

Несомненную ценность представляют такие немедикаментозные методы, как полноценная диета и организация режима дня.

Детям с ДСТ рекомендуется пища, богатая белком (мясо, рыба, кальмары, фасоль, соя, орехи), с индивидуально подобранными биодобавками, содержащими незаменимые аминокислоты (лизин, аргинин, метионин, лейцин, изолейцин, валин). Продукты питания должны содержать большое количество макро- и микроэлементов, витаминов, непредельных жирных кислот, необходимых для осуществления нормального синтеза коллагена. Пациентам без патологии пищеварительной системы целесообразно несколько раз в неделю включать в рацион крепкие бульоны, заливные блюда из мяса и рыбы, содержащие значительное количество хондроитинсульфатов.

Необходимо четко организовать режим дня с чередованием труда и отдыха. Обязательны ежедневная гимнастика, прогулки на свежем воздухе, короткий отдых днем и полноценный ночной сон. Некоторым детям показан и дневной сон, особенно если нагрузки в школе достаточно значительны. С утра желательно принимать контрастный душ, при этом прохладной водой достаточно облить ноги. Помимо утренней гимнастики в течение дня, когда ребенок отдыхает, можно по 5-10 минут выполнить упражнение «велосипед» в положении лежа на твердой поверхности. Любая физическая активность должна чередоваться с отдыхом, причем желательно, чтобы во время отдыха ребенок либо прилег, либо сидел с поднятыми ногами, что способствует улучшению кровообращения в нижних конечностях.

Врач должен помочь в подборе оптимального двигательного режима, избегая гиподинамии, с одной стороны, и перегрузок — с другой. Однако эти простые с точки зрения исполнения мероприятия зачастую оказываются нереализованными из-за неподготовленности родителей и детей к их исполнению. Для этого необходимо обучение и тех и других. Такое обучение возможно не только при индивидуальной беседе лечащего врача с ребенком и его родителями, но и путем чтения специально подготовленных лекций-бесед для группы детей с ДСТ, в которых в доступной и наглядной форме объясняется значимость выполнения режимно-диетических рекомендаций. Можно проводить групповое обучение пациентов в дневных стационарах поликлиник, реабилитационных центрах, а также в условиях Центров здоровья для детей, которые сейчас являются и центрами по пропаганде здорового образа жизни.

Если нет противопоказаний к занятиям спортом, то ребенок может им заниматься, но не профессионально. Хороший эффект оказывает плавание, снимающее статическую нагрузку на позвоночник. Рекомендуются ходьба на лыжах, велосипед, дозированная физическая нагрузка на тренажерах и велотренажерах, дозированная ходьба, туризм, бадминтон, настольный теннис. Следует иметь в виду, что систематические физические нагрузки повышают адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы.

Всем детям с ДСТ для улучшения трофики мышц показан лечебный массаж (курс — 15-20 сеансов). Массированию подлежит преимущественно область позвоночника и шейно-воротниковая зона (сегментарный массаж). При болях в суставах или ногах показан массаж конечностей.

Успешность реабилитационных мероприятий во многом зависит от коррекции вегетативных нарушений, выявляющихся у подавляющего большинства пациентов с ДСТ, при которой помимо медикаментозных препаратов используются дозированные физические тренировки, лечебная физкультура, элементы классической кинезиотерапии. Однако каждый из указанных методов имеет свои ограничения, поскольку нередко при их использовании не в полной мере учитываются физические качества пациента, тип его вегетативной регуляции, эмоциональные и личностные психологические характеристики. В то же время психологические отклонения также характерны для детей с ДСТ, что обусловлено целым комплексом причин и в первую очередь — характером вегетативной регуляции. Поэтому в программу реабилитации таких пациентов мы предлагаем включать занятия психофизической тренировкой, состоящие из динамических упражнений аэробного типа, изометрических упражнений и сеанса саморегуляции в состоянии релаксации [10]. Психофизическая тренировка гармонизирует эмоциональную сферу, обеспечивая у детей с ваготонией снижение личностной тревожности, повышение психической активности и работоспособности, а у детей с симпатикотонией — уменьшает агрессивность, импульсивность, реактивную тревожность. Количество занятий определяется индивидуально. По мере стабилизации параметров вегетативного гомеокинеза психофизическая тренировка должна переходить в разряд оздоровительной методики, при этом важна регулярность проведения занятий.

Медикаментозная терапия

Поскольку генетически детерминированные изменения в соединительной ткани сопровождаются метаболическими сдвигами в ее структурных элементах, то патогенетическая медикаментозная терапия должна носить заместительный характер и проводиться по следующим направлениям:

1) стимуляция коллагенообразования;
2) коррекция нарушений синтеза и катаболизма гликозоаминогликанов;
3) стабилизация минерального обмена;
4) коррекция биоэнергетического состояния организма;
5) стабилизация процессов перекисного окисления.

Для стимуляции процесса синтеза коллагена рекомендуется использовать лизин, карнитин, витамины С, Е, группы В, микроэлементы (магний, медь, цинк, марганец и др.). Рационально применение витаминно-минеральных комплексов.

Наиболее широкое применение из препаратов этого направления получили левокарнитин и препараты магния. Левокарнитин (Элькар) — природное вещество, родственное витаминам группы В. Левокарнитин участвует в процессах обмена веществ в качестве переносчика жирных кислот через клеточные мембраны из цитоплазмы в митохондрии, где эти кислоты подвергаются процессу окисления с образованием большого количества метаболической энергии (в форме АТФ). Препарат разрешен детям с рождения и имеет разные формы выпуска (30% раствор для дозирования в каплях для детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста и в сиропе — для детей старшего школьного возраста). Дозировка: детям от 0 до 3 лет — по 8-10 капель раствора в день, с 3 до 12 лет — по 27-40 капель в день, с 12 лет — по 5 мл сиропа в день. Курс лечения — 1 месяц.

Показано применение препаратов магния в комбинации с магнезиофиксатором — витамином В6 (Магне В6). Детям старше года (при массе более 10 кг) в виде питьевого раствора в суточной дозе 10-30 мг/кг (1-4 ампулы). Внутрь подросткам по 2 таблетке или по 1 ампуле 2-3 раза в день. Меры предосторожности: при ассоциированной кальциевой недостаточности до начала кальциетерапии рекомендуется насыщение организма магнием. Курс — 4-6 недель.

Коррекция нарушений синтеза и катаболизма гликозоаминогликанов осуществляется путем назначения хондропротекторов, которые участвуют в регуляции метаболизма хондроцитов и подавлении синтеза ферментов, повреждающих суставной хрящ. К ним относятся хондроитинсульфаты, глюкозаминсульфат, препараты комбинированного действия, которые содержат комбинацию хондроитина сульфата и глюкозамина сульфата.

Хондроитинсульфат (хондроитина сульфат, Структум) — высокомолекулярный гликозоаминогликан, участвует в синтезе коллагена, построении основного вещества костной и хрящевой ткани, замедляет резорбцию костной ткани, способствует снижению потерь кальция, ускоряет процессы восстановления костной ткани, тормозит дегенеративные процессы в хрящевой ткани, а также нормализует обмен веществ в гиалиновой ткани. Применяется у детей с 15 лет по 1 г в сутки в 2 приема. Капсулы принимают внутрь, запивая небольшим количеством воды. Продолжительность курса — 3 мес.

Для наружного употребления при суставных болях показан комбинированный препарат, включающий хондроитинсульфат и диметилсульфоксид (Хондроксид). Диметилсульфоксид дополнительно оказывает противовоспалительное действие, обладает способностью проникать через клеточные мембраны, улучшает транспорт лекарственных препаратов через кожу. Мазь наносят на область поражения 2 раза в день в течение 2-3 недель.

Глюкозаминсульфат (ДОНА, глюкозамина сульфат) является физиологическим субстратом биосинтеза гиалуроновой кислоты, гликозоаминогликанов и протеогликанов суставного хряща. Инициирует процесс фиксации серы во время синтеза хондроитинсерной кислоты, способствует нормализации отложения кальция в костной ткани. Глюкозамин необходим для синтеза коллагена и восстановления хряща. Показан детям старше 12 лет в виде таблеток или саше 1 раз в день в течение 6 недель. В отдельных случаях назначают более длительный курс. Повторный курс лечения — не менее чем через 2 мес.

Кроме того, существует большое количество других препаратов, содержащих хондроитина сульфат и глюкозамина гидрохлорид. Например, Терафлекс, разрешенный к применению с 15 лет, содержит в 1 капсуле хондроитина сульфата 400 мг, а глюкозамина гидро­хлорида — 500 мг. Дозировка — 1-2 капсулы в день в течение 2-3 месяцев.

Для стабилизации минерального обмена, в первую очередь — фосфорно-кальциевого, используются препараты витамина D2, а по показаниям — его активные формы: альфакальцидол (альфа-D3-тева, Оксидевит), а также препараты кальция с витамином D (Кальций-Д3 Никомед, Кальций Д3 Ультра). Так, Кальций-Д3 Никомед — удобная форма для детей, содержит 1250 мг карбоната кальция, в 10 раз превышающего глюконат кальция по усвояемости, и холекальциферол (витамин D3) в дозе 200 ME. Такое соотношение является оптимальным. Детям 3-5 лет препарат может быть назначен по 1/2 таблетки 1 раз в день, 5-12 лет — 1 по таблетке 1 раз в день, детям старше 12 лет — по 1 таблетке 2 раза в день. Курс лечения — 1 месяц. При необходимости курс лечения повторяется 2-3 раза в год.

Назначаются также витаминно-минеральные комплексы.

Коррекция биоэнергетического состояния организма проводится путем назначения препаратов, стимулирующих выработку АТФ: инозин, убидекаринон, левокарнитин, препараты янтарной кислоты.

Кроме того, показана терапия, направленная на стабилизацию процессов перекисного окисления липидов, которая способствует угнетению свободнорадикального окисления, улучшению тканевого дыхания, быстрому удалению перекисей и токсических радикалов кислорода, для этого применяют бета-каротин в сочетании с витаминами С и Е (Веторон), убидекаринон, липоевую кислоту, омега-3 и пр.

Курсы метаболитной терапии должны включать 1-2-3 препарата, а их длительность должна составлять не менее 1-2 месяцев. Число курсов — 2-3 раза в год в зависимости от тяжести ДСТ.

Диспансеризация

Характер диспансерного наблюдения и проводимых клинико-инструментальных обследований пациентов с ДСТ определяется тяжестью заболевания (табл.).

Таким образом, медицинское сопровождение детей с ДСТ, включающее диагностику этого состояния, организацию профилактических и лечебно-реабилитационных мероприятий, является непростым, но очень важным компонентом работы врача-педиатра, поскольку ДСТ широко распространены в детской популяции, склонны к прогредиентному течению, существенно ухудшая качество жизни детей. Выявление ДСТ имеет большое значение не только для оценки состояния здоровья ребенка, но и для профилактики возможных заболеваний, ассоциированных с ДСТ, рационального их лечения и предупреждения возможных осложнений. Пациенты с ДСТ нуждаются в длительной и систематической коррекции нарушений в соединительной ткани, сочетающей как медикаментозные, так и немедикаментозные методы воздействия.

Литература

  1. Кадурина Т. И., Горбунова В. Н. Дисплазия соединительной ткани: руководство для врачей. М.: ЭЛБИ, 2009. 714 с.
  2. Арсентьев В. Г., Баранов В. С., Шабалов Н. П. Наследственные заболевания соединительной ткани как конституциональная причина полиорганных нарушений у детей: монография. СПб, 2013. 44 с.
  3. Стрелков Н. С., Кильдиярова Р. Р., Шараев П. Н., Ишмамедов И. Л. Соединительная ткань у детей при патологии: монография / Под ред. Р. Р. Кильдияровой. Ижевск, 2011. 210 с.
  4. Иванова И. И., Гнусаев С. Ф., Коваль Н. Ю., Герасимов Н. А., Солдатова И. А. Метаболические аспекты недифференцированной дисплазии соединительной ткани у детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2012. Т. 57. № 4-1. С. 103-111.
  5. Творогова Т. М., Воробьева А. С. Недифференцированная дисплазия соединительной ткани с позиции дисэлементоза у детей и подростков // Русский медицинский журнал. 2012. Т. 20, № 24. С. 1215-1221.
  6. Георгиева Е. Н. Калмыкова А. С., Минаев Б. Д. Психоэмоциональные особенности у подростков и лиц молодого возраста при синдроме дисплазии соединительной ткани сердца // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2009. Т. 29, № 1. С. 70-72.
  7. Кадурина Т. И., Гнусаев С. Ф., Аббакумова Л. Н. и др. Наследственные и многофакторные нарушения соединительной ткани у детей. Алгоритмы диагностики. Тактика ведения. Проект Российских рекомендаций // Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. 2014. Т. 93, № 5 (Приложение 1). 38 с.
  8. Кадурина Т. И., Гнусаев С. Ф., Аббакумова Л. Н. и др. Наследственные и многофакторные нарушения соединительной ткани у детей. Алгоритмы диагностики. Тактика ведения. Проект Российских рекомендаций // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2015. № 1 (37). С. 5-35.
  9. Аббакумова Л. Н. и др. Наследственные и многофакторные нарушения соединительной ткани у детей. Алгоритмы диагностики. Тактика ведения. Российские рекомендации // Педиатр. 2016. Т. 7, № 2. С. 5-39.
  10. Нежкина Н. Н., Воробьева Е. В., Кулигин О. В., Чистякова Ю. В. Использование психофизической тренировки в коррекции нейроциркуляторной дистонии у подростков // Вестник Ивановской медицинской академии. 2010. Т. 15, № 2. С. 54-55.

В. В. Чемоданов, доктор медицинских наук, профессор
Е. Е. Краснова 1 , доктор медицинских наук, профессор

ФГБОУ ВО ИвГМА МЗ РФ, Иваново

Принципы медицинского сопровождения детей с дисплазией соединительной ткани/ В. В. Чемоданов, Е. Е. Краснова
Для цитирования: Лечащий врач № 11/2018; Номера страниц в выпуске: 66-69
Теги: метаболические нарушения, коррекция, коллаген, эластин

Читайте также: