Принципы действия психотерапии (основы эффективности)

Обновлено: 10.05.2024

Филиппова Анастасия Эдуардовна
Саратовский национальный исследовательский государственный университет
магистрант


Аннотация
В данной статье определены основные принципы психокоррекционной работы, также рассмотрены более подробно каждый из них, даны основные определения.


Abstract
In this article the basic principles of psycho-correction work are also discussed in more detail each one of them gives the basic definitions.

Психологическая коррекция выступает в качестве особой формы психологического воздействия, базирующейся на следующих фундаментальных положениях отечественной психологии.

1. Положение, которое разработано в теоретической концепции В.Н. Мясищева [3]. В соответствии с этой концепцией личность рассматривается как продукт системы значимых отношений, в связи с чем эффективная психотерапия и психокоррекция предполагает включение в коррекционную работу не только ребенка, но и её семью.

2. Положение теории деятельности А.Н. Леонтьева [2], которое состоит в том, что позитивное влияние на процесс развития означает управление ведущим видом деятельности.

3. Положение Д.Б. Эльконина (1978) о коррекционном потенциале игры. Игра позволяет ребенку включиться в практику новых социальных отношений в процессе специально организованных игровых занятий.

4. Положение концепции личности С.Л. Рубинштейна (1973) о формах психологических контактов между людьми.

В практике психокоррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии существуют различные модели понимания и объяснения причин нарушения развития.

Биологическая модель связывает нарушения в развитии со снижением темпа созревания структур мозга. В соответствии с медицинской моделью нарушения в развитии ребенка объясняются с точки зрения логики заболевания: этиологии, патогенеза, клинических проявлений. В интеракционисткой модели в качестве ведущей причины отклонений в развитии рассматривается нарушение взаимодействия личности и среды. В педагогической модели среди причин нарушений развития на первый план выступают явления социальной и педагогической запущенности. В деятельностной модели объяснение причин неблагополучия ребенка связывается с несформированностью ведущего вида деятельности.

Следует отметить, что эффективность психологической коррекции в значительной степени обусловлена не только глубоким анализом причин нарушений развития у ребенка, но и учетом клинико-психологической структуры дефекта.

Принципы психологической коррекции выступают в качестве основополагающих идей, обязательных требований к ее проведению.

В качестве основных принципов психологической коррекции выступают принципы единства диагностики и коррекции, нормативности развития, личностного подхода, принцип коррекции «сверху вниз», деятельностный принцип коррекции, принцип системности, каузальный принцип, временной принцип психокоррекции развития психической деятельности. Рассмотрим сущность каждого из принципов.

Принцип единства диагностики и коррекции представляет собой отражение целостности образовательной практики. Тщательно рассмотренный в работах Ученых И.В. Дубровиной и Д.Б. Эльконина, данный принцип считается главным принципом для всей коррекционной работы, потому что ее результативность находится в зависимости от комплексности, глубины предыдущей диагностической работы. Результаты диагностического исследования являются основополагающими для планирования и проведения психолого-педагогических коррекционных мероприятий [5].

Подобная диагностика носит комплексный характер, она требует применения системы взаимосвязанных психологических методик, направленных на изучение различных сторон психического развития ребенка, его познавательной деятельности, личности, общения и деятельности. При этом важное значение имеют методики, сконструированные по типу естественного эксперимента путем моделирования реальной деятельности в группах и парах, применения игровых диагностических процедур, использования групповых дискуссий. Реализация комплексного подхода в психологической диагностике предполагает также изучение семьи и семейного воспитания ребенка, определение психологических проблем его семьи. Диагностика психологических факторов риска нарушений развития осуществляется с помощью биографического метода, позволяющего восстановить весь ход психического развития ребенка в жизни его семьи.

Диагностика как начальный этап психологической коррекции требует учета принципа активности участников коррекционных мероприятий. Это значит, что все диагностические процедуры являются личностно мотивированными для всех участников исследования, диагностика таким образом превращается в самодиагностику, когда ее участники ставят перед собой задачи анализа своих психологических черт и определение целей и путей совершенствования, поэтому в диагностике широко применяются проективные опросники, самоотчеты, дневниковые записи, проективные сочинения, рисунки с последующим обсуждением всех деталей с их автором.

Диагностика и коррекция осуществляется практически одновременно на всех этапах работы, поэтому коррекционные приемы являются одновременно и приемами диагностики, и самодиагностики участников коррекционной работы. Психологический диагноз ставится на основе результатов наблюдения за ребенком в процессе различных видов его деятельности и взаимодействия в образовательносм пространстве. Важно сочетать тестовые методы с методиками наблюдения.

Принцип нормативности развития отражает суть нормативности как последовательности сменяющих друг друга возрастных стадий, отличающихся своей динамикой и содержанием. Данный принцип предполагает учет социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности и личностных новообразований психического развития клиентов. Индивидуальная норма выступает в качестве основы составления программы индивидуального развития.

Принцип личностного подхода (К. Роджерс, 1931) выступает в качестве подхода к клиенту как целостной личности с учетом всей ее сложности и всех индивидуальных особенностей, поэтому в коррекционной работе учитывается прежде всего не изолированная психическая функция, а личность в целом.

Иерархический принцип, или принцип коррекции «сверху вниз», акцентирует внимание на завтрашнем дне развития, создании «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский). В данном принципе проявляется опережающий характер коррекции, нацеленность на формирование психологических новообразований. Коррекция с ориентацией на зону ближайшего развития требует максимальной активности ребенка и носит опережающий характер.

Принцип коррекции «снизу вверх» предполагает упражнение и тренировку имеющихся психологических способностей и подкрепление желательных форм поведения (М. Монтессори), в нем учитывается зона актуального развития клиента. Этот принцип реализуется сторонникам поведенческого подхода (бихевиористического) как «вызывание» любыми способами заданной модели поведения (как комбинации уже имеющегося поведенческого репертуара) и ее немедленное подкрепление.

Принцип системности развития психической деятельности задает взаимосвязанность разных личностных структур и гетерохронность (неравномерность) их развития. Реализация данного принципа направлена на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии и предполагает актуализацию системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами.

Деятельностный принцип коррекции выступает как предмет приложения коррекционных усилий; он заключается в том, что личность формируется и проявляется в процессе жизнедеятельности, важен выбор средств и способов достижения цели, тактики проведения коррекционной работы, путей и способов реализации поставленных целей. В соответствии с этим принципом главным течением коррекционная деятельность считается направленным развитием общих методов ориентировки клиента в разных областях предметной деятельности, межличностных взаимодействий, в окончательном счёте в общественной условия формирования. Самостоятельно коррекционная деятельность создается никак не равно как элементарная тренировка способностей и умений, а равно как целая осознанная работа, безусловно и неотъемлемо вписывающаяся в концепцию ежедневных актуальных взаимоотношений клиента. Данный принцип задает способы коррекционных мероприятий путем организации соответствующих видов деятельности. Коррекционная работа при этом осуществляется не в виде простой тренировки навыков и умений, а в виде целостной, осмысленной деятельности, которая включается в систему повседневных жизненных отношений клиента.

Каузальный принцип направлен на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка. Сложная иерархия отношений между симптомами и их причинами, структура дефекта определяют цель и задачи психологической коррекции. С учетом первопричины разрабатывают стратегию психокоррекционной работы.

Временной принцип психокоррекции предполагает раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохраненный функции. Проведение ранней коррекционной работы обусловлена особенностями детского мозга - его пластичностью и универсальной способностью к компенсации нарушенных функций. Коррекция должна строиться не с учетом хронологического возраста, а в связи с тем, на каком этапе психического развития находится ребенок.

Таким образом, опора в деятельности на систему принципов психологическогой коррекции в деятельности специального психолога позволяет повысить эффективность коррекции нарушенных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Принципы действия психотерапии (основы эффективности)

Психотерапия представляет собой группу психологических приемов, методик и теоретически обоснованных подходов, направленных на изменение когнитивных процессов, мотивов, эмоциональных реакций, самосознания и поведения человека с целью оказать благотворное влияние на его психическое и соматическое здоровье. И, если рассматривать человека как сложную информационную систему, то психотерапия воздействует на ее различные компоненты, включая вербальные и невербальные подсистемы, а также на подсистему взаимоотношений индивидуума с другими людьми и обществом. В основе психотерапии лежит целый ряд научных теорий и научно обоснованная методология, которые неоднократно подтверждались результатами различных исследований. Психотерапия отличается от других методов воздействия на человека и его поведение тем, что она направлена на коррекцию патологических и предболезненных состояний. При этом она осуществляется на основе профессиональных этических стандартов. Отличительными чертами психотерапии являются также целенаправленность и упорядоченность.

Бобров Алексей Евгеньевич

Психотерапия как медицинская специальность прошла значительный путь развития, в ходе которого сформировалось три ее основных направления: психодинамическое, когнитивно-поведенческое и интерперсональное. Психодинамическая психотерапия направлена на углубление и совершенствование механизмов смыслообразования и формирование смысловых конструктов, опосредующих возникновение новых, более адаптивных форм поведения и отношений. Когнитивно-поведенческая терапия - нацелена на коррекцию познавательных и поведенческих навыков за счет устранения дисбаланса между основными компонентами и этапами познавательной деятельности, а также дифференциации когнитивных стилей, свойственных субъекту. Интерперсональная терапия оказывает лечебные эффекты за счет повышения коммуникативной компетенции и улучшения межличностных отношений.

Исследования последнего десятилетия показали, что указанные направления в целом обладают примерно одинаковой клинической эффективностью. Это обусловлено тем, что в основе всех методов и техник психотерапии лежат одни и те же психологические механизмы. Их можно свести к следующим.

  1. Обусловливание, т.е. формирование условной (оперантной) связи между целевыми формами поведения, а также вознаграждением, наказанием или контролем. Обычно указанная форма условно-рефлекторной связи в отличие о классического или стимульного, обозначается как оператное обусловливание. К этой же категории. Сюда же следует отнести многие средства психологического контроля.
  2. Моделирование - т.е. усвоение нового поведения посредством средств т.н. социального научен ия, главным образом, - через воспроизведение или избегание чужого опыта. Такое усвоение происходит либо прямым копированием, либо - через наблюдение и отождествление.
  3. Внушение - обычно связано с формированием веры в необходимость изменений и следованию предписаний. Внушение бывает прямым и косвенным. Причем в обоих случаях доводов в пользу необходимости изменений поведения не требуется. Внушение ориентируется на полностью или частично неосознаваемые механизмы подчинения, идентификации и комплиментарности, которые интенсифицируются в определенны условиях.
  4. Убеждение - т.е. привитие новых мотивов, установок, ценностей, а также преодоление страха и неконструктывных форм поведения через осознанное понимание преимуществ изменения. Убеждение часто сочетается с косвенным внушением.
  5. Целенаправленное обучение новым видам поведения и деятельности через тренировку и следование прямым предписаниям. Такое изменение поведения осуществляется полностью осознанно и обычно объединяет в себе компоненты обусловливания, моделирования, внушения и убеждения.
  6. Изменение внешних условий, благодаря которому реализация желаемых форм поведения облегчается, а не желаемых затрудняется. Особенно эффективной формой изменения внешних условий является активное взаимодействие с другими людьми, в том числе, в коллективе.
  7. Развитие психологических способностей, целенаправленное формирование новых психологических структур и функций - дифференциация поведенческих, когнитивных и эмоциональных реакций. Среди таких психологических образований можно указать на автономию, ответственность, ассертивность, критичность, навыки решения жизненных задач, углубление осознавания, рефлексия и т.п.

Возможности интеграции различных психотерапевтических подходов

Сам факт наличия единых механизмов изменения поведения создает предпосылки для разработки интегративного психотерапевтческого подхода, который позволил бы объединить в единую систему большинство из существующих психотерапевтических подходов. А это, в свою очередь позволило бы существенно повысить их эффективность.

Дело в том, что различные формы психотерапии неодинаково используют вышеперечисленные механизмы. Это и определяет их специфику, которая проявляется в доминирующих психотерапевтических техниках и сеттингах. При этом, как показывает опыт, практическая реализация техник, выработанных в различных концептуальных рамках, никогда не бывает специфичной только для тех психологических мишеней и процессов, применительно к которым они создавались. Любое психотерапевтическое воздействие с необходимостью вовлекает дополнительные процессы, которые могут описываться в иных методологиях другими терминами. В связи с этим целесообразно объединить близкие по механизмам психологического воздействия методики и техники, которые исторически были выработаны в различных теоретических традициях, и представить их в форме универсальных терапевтических процедур.

Например, в группу невербальных коммуникаций относятся такие процессы как перенос, раппорт, принятие. Все эти понятия, являющиеся неотъемлемой частью методов, которые используются в разных направлениях психотерапии (в данном случае - в психодинамике, гипнотерапии, личностно центрированной терапии), имеют общее содержание. Оно характеризуется интерактивным потенцированием процессов воображения у пациента и его нежесткой фиксацией на персонализированных и авторитетных образах субъективного прошлого. Невербальные процедуры во многом создают атмосферу и условия для изменения поведения и состояния пациента. В различных методиках они могут приобретать неодинаковое оформление. Тем не менее, суть этих процессов во многом близка.

Вторую группу психотерапевтических процедур составляют методы, направленные на расширение и дифференциацию самосознания за счет активизации понятийного мышления. Сюда относятся инсайт-ориентированные техники, рефрейминг, методы решения и переформулирование проблем, подходы, направленные на разрешение конфликтов и самоосвобождение. В основе всех указанных техник и психологических приемов лежит трансформация и перестройка связей между смысловыми конструктами, при помощи которых субъект дифференцирует и оценивает явления окружающего мира и себя самого. В ряде же случаев в процессе терапии удается способствовать порождению у пациента новых смысловых образований. Большинство из указанных приемов нацелены на улучшение самооценки и самоуважения, что достигается за счет переоценки моделей должного и кристаллизации моделей потребного будущего.

Третьей группой психотерапевтических процедур являются прямые или косвенные предписания. К ним можно отнести правила, задаваемые психотерапевтом или терапевтической группой, прямые и косвенные внушения, а также задания, которые даются пациенту в процессе терапии. Большинство из указанных процедур нацелены на снижение остроты психологических переживаний (десенситизация), выработку противоположных чувств и видов деятельности (контратрибуция), а также их подкрепление или элиминацию. При этом указанные процессы инициируются психотерапевтом как отражение некого типового терапевтического «алгоритма».

Помимо универсальных психотерапевтических процедур основой для интеграции различных психотерапевтических методов является использование основных психологических модальностей. Примером здесь является разработанная Лазарусом мультимодальная терапия. Данный подход базируется на исследовании особенностей психического состояния пациента по ряду базовых категориальных осей (модальностей). Причем в основу такого исследования положен принцип ситуационной адекватности и субъективной неудовлетворенности. К рассматриваемым параметрам относятся следующие характеристики психологического состояния пациента:

  1. Поведение (действия, жесты, привычки, реакции, ответы): Какие формы поведения хотелось бы усилить, а какие ослабить
  2. Чувства (эмоции, настроение, переживания): Какие эмоции отмечаются наиболее часто? Каковы нежелательные эмоции?
  3. Соматические ощущения (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание): Каковы нежелательные ощущения?
  4. Образы (сны, воспоминания, фантазии): Имеются ли возвращающиеся образы?
  5. Мысли (идеи, мнения, ценности, отношения): Какие мысли мешают? Иррациональные мысли? «Вредные» мысли?
  6. Межличностные отношения: Каковы проблемы во взаимоотношениях? Как они влияют на Вас?
  7. Биологические факторы: Какие принимаются препараты, какие есть или были заболевания, имеются ли проблемы с диетой, весом тела, физической активностью?

Дальнейшее развитие принципа мультимодальности привело к необходимости выработки научно и клинически обоснованных мишеней психотерапии. С одной стороны такими мишенями могут становиться психиатрические диагнозы. Так, было показано, что эффективность лечения обсессивно-компульсивного расстройства существенно повышается при использовании техник, сопряженных с сознательным блокирование пациентом компульсивного ответа. Аналогично при лечении соматоформных расстройств целесообразно использовать тактику «игнорирования» фокусировки на телесных ощущениях пациента и «перевод» его внимания на сферу межличностных отношений и связанных с этим эмоций.

С другой стороны в качестве мишеней психотерапии могут рассматриваться некоторые аномальные психологические особенности больных, такие как нарушения коммуникации, чрезмерная потребность в поддержке и зависимости, слияние эмоциональных и поведенческих реакций и др.

При таком подходе предполагается, что в процессе предварительного клинического и психологического обследования пациента специалистами выявляются ключевые проблемные зоны, на которые впоследствии и осуществляется целенаправленное воздействие. Это могут быть некоторые эмоциональные состояния, когнитивные дисфункции или нарушения поведения. В рамках такого подхода для коррекции указанных аномалий используются заранее определенные методы, показавшие свою эффективность и относительную независимость от теоретического контекста.

Что такое когнитивно-поведенческая психотерапия?

Техники и методики КПТ

Существует большая вероятность, что источник проблем и знакомое многим состояние психологического дискомфорта находятся в самом человеке и не зависят от жизненных ситуаций. Разобраться в причинах тревог и страхов, научиться верно реагировать на внешние раздражители, контролировать свои эмоции, убеждения и поведение - все это необходимо нам в условиях ощутимо меняющихся событий в мире.

Давайте поговорим об одной из эффективных психологических методик, которую давно и успешно применяют психологи с целью благотворного воздействия на мышление человека и исправления ошибок в его поведении, - о когнитивно-поведенческой психотерапии.

Основы и задачи когнитивно-поведенческой психотерапии

Chto_takoe_kognitivno-povedencheskaya_psixoterapiya.jpg

Когнитивностью считается способность человека воспринимать и умственно перерабатывать внешние события в соответствии со своими убеждениями.

С самого детства человек приобретает ряд правил и привычек - как здоровых, так и вредоносных, мешающих жить. Когнитивно-поведенческая терапия - это направление в психологии, основанное на принципе, что мышление и поведение зависят от привычной реакции человека. Что это значит? Определенный человек подсознательно реагирует на внешние раздражители определенным образом, присущим только ему.

Как мы обычно реагируем на тревожное событие? Переживаем, боимся или ощущаем невозможность повлиять на ситуацию. Если долгое время находиться под властью таких негативных эмоций - это неизбежно приведет к расстройству психики. Но от такой «вредной привычки» можно отказаться, научившись воспринимать события по-другому, чтобы легче справляться с трудностями и избежать стресса.

Основной задачей психолога КПТ будет научить пациента верной работе со своими мыслями и новому отношению к возникающим непростым ситуациям. Такая терапия проводится в несколько этапов и постепенно формирует жизнеутверждающие стереотипы сознания. В конечном итоге пациент осваивает техники, направленные на снижение уровня тревог, и преодолевает пугающие его ситуации без привычных паник и страхов.

  • выявить тревожные мысли, которые способствуют возникновению страхов, депрессий, фобий, панических атак;
  • пересмотреть образ жизни и трансформировать его в здоровую норму (к примеру, избегать перегрузок, поменять распорядок дня, избавиться от вредных привычек);
  • закрепить новое мышление и в будущем верно противостоять возникающим негативным ситуациям;
  • преодолеть стыд за свои слабости и тревоги, научиться делиться проблемами с близкими людьми и с благодарностью пользоваться их поддержкой.

Какие преимущества у КПТ?

Техники и методики КПТ

Наиболее важным достоинством применения КПТ является устойчивый долговременный результат. После прохождения когнитивно-поведенческой психотерапии пациент умеет сам контролировать, диагностировать и лечить сложные состояния и становится сам себе психологом, поэтому рецидив практически исключен.

Помимо этого, КПТ имеет еще целый ряд преимуществ:

  • высокую эффективность, доказанную множеством клинических испытаний;
  • краткосрочность - обычно требуется примерно 10-15 консультаций;
  • дает качественную научную базу, так как подход основан не только на психологии, но и на психофизиологии, нейробиологии и других научных течениях;
  • понятный пациенту и терапевту план действий;
  • преследует конкретные задачи и решает конкретные проблемы, которые обсуждаются в начале проведения сессий;
  • признана на уровне страховых компаний, то есть расходы на КПТ в некоторых случаях осуществляются посредством медицинского страхования.

Основные принципы КПТ

Техники и методики КПТ

На чем же стоит когнитивно-поведенческая психотерапия?

Основными принципами нового мышления будут:

Ваши переживания - это только ваше личное видение и личная оценка конкретной ситуации, а не результат прошлого опыта.

Можно кардинально изменить свою оценку произошедшего события и мысли, связанные с ним.

Ваши негативные убеждения, хоть и кажутся правдоподобными, не являются истиной. И именно от этих убеждений вы испытываете психологический дискомфорт.

Ваши тревожные переживания - это схема мышления, к которой вы привыкли. Вы в силах изменить образ мышления и проверить наличие ошибок в привычных убеждениях.

Когда поможет когнитивно-поведенческая терапия?

Техники и методики КПТ

Когнитивно-поведенческая терапия успешно применяется психологами для преодоления и коррекции у пациентов:

  • тревожных расстройств;
  • шизофрении;
  • депрессивных состояний;
  • разновидностей зависимости;
  • расстройств пищевого поведения;
  • фобий;
  • обсессивно-компульсивных расстройств;
  • нарушений сна;
  • асоциального поведения;
  • психосоматических заболеваний.

Кроме того, в последнее время психологи предлагают применять методы КПТ для помощи пациентам с хроническими заболеваниями. Однако, результативность такого подхода пока не имеет стойких доказательств. Но уже сейчас существует перечень болезней, при которых КПТ может успешно дополнить медицинский план лечения. Это - бронхиальная астма, гипертония, острый психоз, синдром раздраженного кишечника, неприятные симптомы менопаузы.

Резюмируя возможности методики КПТ, можно говорить о том, что такая терапия может эффективно применяться для коррекции психоэмоциональных расстройств и неврологических нарушений, а в некоторых случаях способна стать хорошим дополнением к стандартной схеме лечения хронических заболеваний. Поэтому знание КПТ-подхода рекомендуется освоить желающим получить профессию психолога, практикующим психологам и психотерапевтам любых направлений, врачам и студентам старших курсов психологических и медицинских факультетов. Всем заинтересовавшимся мы предлагаем пройти дистанционный курс обучения, который поможет в приобретении востребованной профессии психолога или в совершенствовании имеющихся знаний.

Методы и техники когнитивно-поведенческой терапии

Техники и методики КПТ

В своих сессиях психологи КПТ, в зависимости от ключевой проблемы, применяют разнообразные техники, помогающие выявить, проанализировать и скорректировать тревожное восприятие человеком ситуации. Зачастую человек заранее боится того, что сам себе напророчил, на подсознательном уровне ожидает плохого. Так и начинается паника. При помощи методик КПТ человек изменяет свое мышление и ощутимо снижает действие негатива на свое психоэмоциональное состояние.

Рассмотрим основные существующие техники КПТ:

    Один из самых распространенных методов - это сократовский диалог. Терапевт задает пациенту вопросы таким образом, чтобы тот сам смог найти источник своих устоявшихся правил. Специалист слушает ответы и обращает внимание клиента на логические противоречия. Далее совместно обсуждаются аргументы за и против, исследуются значение и влияние мысли на психологическое состояние. В итоге пациент выказывает готовность пересмотреть свои убеждения, приходит к новым выводам и, соответственно, к новому поведению.

Подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что когнитивно-поведенческая психотерапия дает явное понимание о происхождении негативных реакций и отрицательных эмоций человека и предлагает конкретные маршруты к нормализации эмоционального состояния. Психолог КПТ показывает клиенту, что нет ничего невозможного, и даже в самой сложной ситуации можно радоваться жизни и контролировать свои страхи.

Когнитивно-поведенческие упражнения

Эффективные упражнения КПТ

В сложных жизненных ситуациях современные люди перестали стесняться обращаться к психологу. Часто специалист предлагает разобраться в причинах проблем, расстройств или страхов при помощи когнитивно-поведенческих упражнений.

Что такое когнитивно-поведенческая терапия и какие упражнения помогут избавиться от депрессии, бессонницы, тревоги и других опасных состояний - рассказываем в нашей статье.

Основные принципы КПТ

Эффективные упражнения КПТ

Психологи уверяют, что зачастую источник проблем кроется в самом человеке, в его мышлении и убеждениях. С раннего детства мы постигаем правила поведения в обществе, учимся понимать, что хорошо, а что плохо, приобретаем привычки - как здоровые, так и вредоносные, мешающие гармоничному существованию.

Когнитивностью в психологии называется способность человека реагировать на происходящее вокруг в соответствии со своими убеждениями. Когда мы переживаем трудности, то испытываем страх, бессилие, злость. Эти негативные реакции - наша «привычка» именно так воспринимать тревожные события. А такие установки могут заставлять нас совершать необдуманные поступки, неадекватно общаться с окружающими, паниковать. Именно когнитивно-поведенческая психотерапия помогает в осознании этих ошибок в мышлении и поведении, а специальные упражнения побуждают человека отказаться воспринимать события искаженно, по привычке, учат смотреть на проблему с новой позиции и легко справляться с трудностями.

Задачи когнитивно-поведенческих упражнений

Эффективные упражнения КПТ

КПТ достаточно популярна, давно и успешно используется специалистами не только для профилактики и коррекции психических расстройств, но и как метод, способный изменить мышление и поведение на более рациональные и полезные.

Психотерапевт учит пациентов техникам и упражнениям, которые:

направлены на выявление негативных и тревожных мыслей;

помогают пересмотреть внутренние стереотипы и установки;

  • учат верно реагировать на внешние раздражители и контролировать свои эмоции;
  • формируют жизнеутверждающее поведение;
  • оказывают успокоительное действие.

В конечном итоге человек, усвоивший упражнения КПТ и выполняющий их регулярно, проходит через стрессовые и пугающие ситуации без привычных тревог.

учиться, развивать умственную и двигательную деятельность.

Кому помогут КПТ-упражнения, а кому нет?

Эффективные упражнения КПТ

Применение когнитивно-поведенческого подхода может помочь:

желающим разобраться в причинах своих тревог и страхов;

людям, подверженным депрессиям, фобиям, паническим атакам;

пациентам, страдающим разными видами зависимостей (наркомания, алкоголизм, зависимые отношения, игромания, нарушения пищевого поведения и другие);

людям, подверженным психосоматическим недугам;

желающим повысить стрессоустойчивость и самоконтроль;

стремящимся наладить общение с окружающими;

пациентам с нарушениями сна.

Когнитивно-поведенческая терапия и ее упражнения подходят не всем. Людям с тяжелыми психическими расстройствами (например, с шизофренией) необходимо серьезное лечение, в том числе, медикаментозное. В таких случаях только врач может помочь избавиться от острых психологических симптомов заболевания и предотвратить опасные последствия.

Самые эффективные упражнения когнитивно-поведенческой терапии

Эффективные упражнения КПТ

УПРАЖНЕНИЕ ПЕРВОЕ «Избавление от тревоги при помощи гештальт-терапевтической техники»:

Это поэтапное упражнение поспособствует уменьшению тревожных симптомов.

1. Задайте себе вопросы и постарайтесь быть максимально честным в ответах:

Не портит ли волнение за мое будущее качество моей настоящей жизни?

Я тревожусь, потому что мои проблемы большие и неразрешимые? Или я ничего не делаю, чтобы их решить?

Я могу прямо сейчас совершить то, чего боюсь? (Например, спланировать дальнейшие действия или серьезно побеседовать с человеком, с которым долгое время откладывался разговор).

3. Сконцентрируйтесь на окружающей действительности.

Подумайте, что вы чувствуете в данную минуту, какие звуки слышите, обращайте внимание на цвета и запахи.

Напишите на бумаге все, что чувствуете.

4. Прислушайтесь к внутренним ощущениям (к ритму ударов сердца и дыханию) и тоже запишите, что именно ощущаете. Отвечайте на вопрос: «Все ли части тела я ощущаю?». И если нет, попробуйте повторить анализ ощущений, акцентируя внимание именно на той части тела, которая бездействовала.

УПРАЖНЕНИЕ ВТОРОЕ: «Как преодолеть страх по методике психолога Альберта Эллиса»:

Посмеяться над своими страхами. Подумайте, для чего вам необходимо одобрение других людей, например, по приготовленному блюду. А если бы суп оказался недосоленным или невкусным, то они бы сказали об этом и не стали есть. А раз все молчат и обедают - значит суп удался. Посмейтесь над собой и над тем, что вы ожидали признания со стороны близких.

Откровенно поделиться своим страхом с близким человеком и расскажите ему, что вы чувствуете при этом.

Найти ложную причину страхов и трансформировать ее в разумную.

Понаблюдать за своими переживаниями, признаться, что они мелкие и незначительные. Например, если вы страшитесь показаться другим слабым человеком из-за того, что сильно переживаете, нужно сознаться в том, что вы стесняетесь своих эмоций, и это необоснованный страх, ведь каждый имеет право на чувства.

Виды и методы психотерапии

Психотерапия - виды и методы

  • Арт-терапия
  • Клиент-центрированная психотерапия
  • Когнитивно-поведенческая терапия
  • Телесная терапия
  • Психоанализ
  • Десенсибилизация и переработка при помощи движения глаз
  • Танцевально-двигательная терапия
  • Семейная терапия
  • Гештальт-терапия
  • Гипноз
  • Юнгианский анализ
  • Психодрама

Если вы приняли решение посетить психотерапевта, то есть большая вероятность, что вскоре вы столкнетесь с разными видами и методами терапии и встанете перед выбором: какой из них предпочесть? Ведь методики ориентированы на разных людей, разные проблемы и имеют разные конечные задачи. Чтобы получить максимально возможный результат от психотерапии, стоит изучить ее виды.

Рассказываем все подробности о видах и методах психотерапии, чтобы помочь с непростым выбором как психологам, так и пациентам.

Для чего разбираться в видах психотерапии?

Психотерапия - виды и методы

Термин «психотерапия» подразумевает гигантское количество направлений, подходов и методов, начиная с индивидуальных бесед и заканчивая играми, танцами и тестами. Все методики помогают исследовать человеческие эмоции и найти маршрут к улучшению жизни.

Сегодня многие обращаются за помощью к специалистам или хотя бы задумываются о таком шаге. Однако, выбрать не так-то просто: кто-то из терапевтов работает с парами, а кто-то с семьями или группами людей, кто-то - с детьми и подростками, а кто-то со взрослыми, а самих направлений такое множество, что несложно запутаться. Знакомые могут порекомендовать хорошего врача, излечившего их от депрессии, но ведь ваша ситуация, скорее всего, абсолютно другая. Сами же специалисты чаще всего предлагают использовать лишь те методы, которые практикуют. И люди задаются логичным вопросом: а что конкретно поможет именно мне?

Основные виды и методы психотерапии

Арт-терапия

Психотерапия - виды и методы

Уникальная методика, основанная на лечении посредством разговорной терапии и творчества, суть которой заключается в гипотезе, что творчество - это внешнее выражение внутренних эмоций, грамотно считывать которые - и есть основная задача арт-терапевта.

  • метод не имеет противопоказаний и используется в работе как со взрослыми, так и с детьми;
  • индивидуальным пациентам, парам, семьям, группам, сообществам;
  • детям и взрослым с нарушениями речи;
  • клиентам, которые испытывают трудности с самовыражением;
  • людям, пережившим травму;
  • подверженным детским страхам и соматическим расстройствам;
  • пациентам, испытывающим проблемы в общении;
  • испытывающим трудности в учебе и образовании.

Театральные постановки, музыка, рисование, лепка, создание скульптур, любое другое искусство.

Клиент-центрированная психотерапия

Психотерапия - виды и методы

Один из самых популярных методов у современных психотерапевтов, в основе которого бытует утверждение о том, что пациент способен самостоятельно стать лучшей версией себя, выявить причины своих проблем и найти решение по их устранению.

  • людям, которые испытывают недостаток понимания, сочувствия, тепла;
  • стремящимся исследовать свои мысли;
  • подверженным неврозам, тревогам и депрессиям;
  • желающим разрешить социальные и семейные конфликты;
  • в решении проблем развития ребенка.

Терапевт путем доверительного диалога только сопровождает и направляет клиента, предлагает, на что обратить внимание.

Когнитивно-поведенческая терапия

Психотерапия - виды и методы

Терапевт и пациент вместе исследуют, при каких ситуациях автоматически возникают негативные мысли. При помощи методов смягчения жестких убеждений и специальных упражнений закрепляются новые навыки, и постепенно пациент учится жить с более гибкими взглядами.

Телесная терапия

Психотерапия - виды и методы

  • страдающим психосоматическими заболеваниями;
  • при депрессивных, стрессовых и тревожных состояниях;
  • для повышения уровня здоровья в целом;
  • людям, имеющим пагубные привычки;
  • подверженным паническим атакам.

Психоанализ

Психотерапия - виды и методы

Родоначальник этого популярного учения - Зигмунд Фрейд - положил в основу психоанализа задачу распознать бессознательные процессы пациента (посредством анализа слов, мыслей, снов и фантазий), обнаружить истинные внутренние проблемы и выстроить новые отношения с внешним миром.

  • желающим ответить на свои внутренние вопросы и выстроить позитивные отношения с окружающими;
  • при различных невротических состояниях;
  • людям с заниженной самооценкой.

Сеанс проходит так: пациент ложится на кушетку, старается максимально расслабиться и рассказывает вслух все, что приходит ему в голову. Основной метод психоанализа - свободные, гибкие ассоциации, дающие терапевту доступ к подсознанию пациента.

Десенсибилизация и переработка при помощи движения глаз

Психотерапия - виды и методы

Метод работы с травматическими и негативными воспоминаниями пациента.

  • неуверенным в себе людям;
  • при посттравматическом стрессовом расстройстве;
  • для избавления от последствий эмоциональной травмы;
  • пациентам с низкой самооценкой;
  • при навязчивых мыслях, обидах, чувстве вины.

Во время сеанса психотерапевт просит клиента вообразить прожитые негативные ситуации и одновременно водит пальцем или указкой перед лицом, запуская механизм переработки информации при помощи специфических движений глаз. После такого метода память о произошедших болезненных событиях сохраняется, но человек больше не воспринимает случившееся остро.

Танцевально-двигательная терапия

Психотерапия - виды и методы

Одна из самых динамичных и экспрессивных форм психотерапии, основанная на взаимосвязи тела и разума. Движение под музыку способствует самовыражению, улучшению эмоционального состояния и внешнего вида, формирует положительный образ себя самого, поэтому пациенты с удовольствием занимаются танцами. Психотерапевты включают танцевально-двигательную терапию в свои реабилитационные программы, потому как этот метод практически не имеет противопоказаний и подходит детям и взрослым.

  • людям любого пола и возраста, желающим улучшить самооценку, двигательные и координационные функции;
  • стремящимся проработать эмоциональные зажимы;
  • подверженным депрессиям;
  • страдающим эмоциональными расстройствами и нарушениями межличностного общения.

Семейная терапия

Психотерапия - виды и методы

  • семьям, желающим урегулировать детско-родительские и супружеские отношения;
  • семьям, имеющим проблемного непослушного ребенка;
  • любому члену семьи с невротическим или психосоматическим расстройством;
  • людям, тяжело переживающим утрату члена семьи.

Специалист беседует со всей семьей и с каждым ее членом в отдельности. В процессе консультаций используются тесты, рисунки, игры и домашние задания для создания новых взаимоотношений и поведения, которые устроят всех членов семьи.

Гештальт-терапия

Психотерапия - виды и методы

Метод психотерапии, основанный на убеждении, что люди стремятся к душевному и физическому здоровью, но шаблонные модели поведения создают для этого препятствия. Гештальт-терапия при помощи специальных упражнений помогает человеку проработать непрожитые чувства и незавершенные истории, учит жить «прямо сейчас», активизируя ответственность за свое поведение, тягу и способность к полноценной жизни. Гештальт-терапия - это эффективный подход в работе с детьми и подростками.

  • стремящимся к полноценной жизни;
  • при склонности к подавлению чувств и желаний;
  • людям, испытывающим сложности в общении;
  • при страхах, тревогах, апатии, плохом настроении;
  • желающим разобраться со своим прошлым;
  • пациентам, испытывающим сильное волнение в незнакомом обществе;
  • при неконтролируемой агрессии.

Индивидуальные или групповые консультации, в процессе которых осваиваются методики самостоятельного выбора поведения. На первой беседе психотерапевт и клиент(-ты) договариваются о желаемом результате и обсуждают способы его достижения, планируют продолжительность и количество встреч.

Гипноз

Психотерапия - виды и методы

Гипнотерапия вводит пациента в глубокое состояние расслабленности и измененного состояния, в котором бессознательный разум способен беспрепятственно воспринимать новые возможности, мысли и установки поведения.

  • при решении конкретной проблемы;
  • тем, кто хочет изменить поведение или отношение к острой ситуации;
  • для лечения болей;
  • при стрессах, беспокойстве и тревоге;
  • стремящимся избавиться от вредных привычек;
  • людям, желающим развиваться.

Психотерапевт во время беседы использует особый метафорический язык, чтобы затронуть бессознательное пациента.

Юнгианский анализ

Психотерапия - виды и методы

Аналитические тактики Юнга основаны на анализе архетипов личности и сновидений и способны расширить сознание пациента с целью выстроить новые ценности и достичь эмоциональной гармонии.

  • в достижении гармонии и целостности личности;
  • в решении семейных и межличностных проблем;
  • людям, переживающим кризисную ситуацию;
  • людям, стремящимся к позитивному восприятию окружающего мира;
  • маленьким детям для коррекции сильных и болезненных переживаний;
  • для купирования психологической боли и страданий;
  • при тревожных расстройствах, депрессиях и других невротических состояниях.

Доверительная беседа, в процессе которой клиент говорит обо всем, что приходит в голову - запретных тем не существует. Терапевт также приглашает клиента к творчеству - выразить свои чувства и мысли посредством рисунка, ведения дневниковых записей, стихов. Словом, используется все то, что может помочь человеку понять себя.

Психодрама

Психотерапия - виды и методы

Область психотерапии, подразумевающая участие группы людей в ролевой игре, в которой разыгрываются острые жизненные ситуации из реальной жизни одного из участников.

  • желающим увидеть свои эмоции со стороны и начать противостоять конфликтам;
  • стремящимся научиться новым эффективным способам решения проблем.

Инсценировка действий по сюжету реальных событий, прожитых одним из участников, в ходе которой он сам и состоящие в группе люди погружаются в стрессовую ситуацию, «проживают» ее, с целью получить ответы на свои вопросы. Поддержка участников группы и психотерапевта помогает найти верное решение в конкретной ситуации.

Какой вид психотерапии выбрать?

Психотерапия - виды и методы

Мы рассказали лишь об основных терапевтических методиках, коих в практике действующих коррекционных специалистов великое множество.

Сразу ответим, что нет идеального вида психотерапии, который был бы лучше и эффективней всех остальных. Выбор должен зависеть от особенностей личности пациента, его поведения, взглядов и убеждений, от конкретной проблемы и от искреннего желания ее решить.

Изучите свои цели, посоветуйтесь со специалистом, прислушайтесь к своим внутренним ощущениям. Возможно, какой-то метод откликнется именно вам, и вы с энтузиазмом пожелаете испробовать его действие.

Важным будет полное понимание своих задач и их соответствие возможностям существующих методов психотерапии. К примеру, когнитивно-поведенческая терапия исследует, как мысли человека влияют на поведение; клиент-центрированный метод помогает самостоятельно разобраться в своих проблемах; экзистенциальный подход отвечает на главные жизненные вопросы и т.д.

На что еще обратить внимание при выборе психотерапевта?

16.jpg

Для достижения результата важен не только метод, который будет применяться терапевтом в процессе консультаций, но и ваша взаимная симпатия и понимание - насколько специалист внимательно слушает, принимает ваши проблемы и уважительно к вам относится.

Читайте также: