Ориентированные на родителей методы психотерапии девиантного поведения

Обновлено: 18.05.2024

Многие из форм поведения, которые ранее трактовались как преступные (деликвентные) на сегодняшнем этапе развития воспринимаются как отклоняющиеся или же допустимые. Само понятие преступление сливается с понятием отклонение (но не равно ему). Понятие нормы становится расплывчатым, многозначимым, мультисемантичным, а иногда и вне или надсмысловым. Одной из причин девиантного поведения является опыт, который индивид приобретает в своей семье. Семейный стиль в огромной степени влияет на развитие психоэмоциональной и волевой сферы ребенка. Вряд ли можно говорить о преступных генах, но особенности темперамента, когнитивный стиль, скорости мыслительных процессов, способность к эмпатии или ее отсутствие могут наследоваться. Таким образом, если речь не идет о психопатологических или патохарактерологических особенностях личности, а также об органических нарушениях, повлекших за собой нарушения когнитивной, мировоззренческой или эмоционально-волевой сферы, в основе той или иной формы девиации лежит ранний детский опыт.


1. Барулин В. С. Экзистенциально-индивидуальный человек: грани духовности. Философия и современность. - М.: Профиздат, 2009. - С.16-19.

2. Братусь Б. С. Аномалии личности. - М., 1988. - (Основные направления психологии в классических трудах).

5. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 2-е изд., испр. - М., 2004.

6. Ильин И. А. О любезности: Социально-психологический опыт // Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. - М.,1996. - Т.6. - Кн.1. - С. 9.

На современном этапе развития нашей цивилизации вряд ли можно найти общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Прежде чем описывать патологии или отклонение от них, необходимо хорошо понимать норму. Следовательно, нужно понимать, что такое общество с его нормативными требованиями. Самое приближенное представление об обществе предполагает необходимость объединения определенного количества людей для решения определенных проблем и поставленных перед конкретным обществом целей. При этом следует учитывать, что отдельная личность не в состоянии самостоятельно решить проблемы и цели, заявленные как социальные, тогда как такое становится возможным для личностей, объединенных в общество. Для нормального функционирования общества (системы, социомира) необходимы правила и нормы, которые все его члены сформировали и по которым конвенционально живут. Соблюдаемые правила и нормы налагают на участников системы (членов общества) обязанности и обязательства, которые формируются в систему ценностей данного общества, которая, в свою очередь, становится нравственно-правовым основанием данного общества (системы, социомира). Разрушение этих оснований приводит к слому всей общественной системы, причем, в отличие от процесса создания социально структурирующих условий, который всегда значительно растянут во времени, процесс распада, или слома, происходит стремительно и лавинообразно, приводя к социальному хаосу. Хаосу, который, в свою очередь, «имеет тенденцию к самоуглублению и саморасширению» [15]. Эти процессы «подобны цепной реакции или сходу снежных лавин: первоначально незначительные очаги стремительно разрастаются, увлекая за собой все большие массы участников» [15].

В современном обществе человек обретает все большую свободу в поведении и в выражении своего «Я». Устои, догмы, нормы изменяются, трансформируются, нарушаются. Многие из форм поведения, которые ранее трактовались как преступные (деликвентные) на сегодняшнем этапе развития воспринимаются как отклоняющиеся или же допустимые. Само понятие преступление сливается с понятием отклонение (но не равно ему). Понятие нормы становится расплывчатым, многозначимым, мультисемантичным, а иногда и вне или надсмысловым. Нередко происходит и другая ситуация: «дословное» соблюдение нормы относит человека в область, от нормы далекую. И такой человек рискует получить ярлык «зануды», или педанта и т. д. Вместо ожидаемого положительного социального подкрепления, личность может столкнуться с определенным социальным отторжением или социальной холодностью.

Особое значение следует придавать тому факту, что нормальное поведение имеет культуральную основу и во многом определяется ею.

В данной статье нас будет интересовать феномен отклоняющегося поведения. Что же такое отклоняющееся или девиантное поведение? Если человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение, в зависимости от характера нарушения, называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т. п. Такие отклонения отличаются большим разнообразием: от пропусков школьных занятий до кражи, от вранья до различного рода аддикций, от сексуальной распущенности до разбоя, от упорного отказа выполнять свои обязательства в семье до убийства. Таким образом, к основным видам девиантного поведения относят, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркоманию, другие виды аддиктивного поведения: игроманию, геймблинг, компьютерную зависимость, шопоманию, пристрастие к опасным видам деятельности или экстремальные хобби, а также суицидальное поведение со всеми его разновидностями, проституцию, эгосинтонность как ведущую характеристику личности, вандализм. В этот перечень может быть добавлено жестокое отношение к людям и животным, а также трудоголизм как разновидность самодеструктивного и самоповреждающего поведения. Видимо, этот ряд может быть дополнен явлением анорексии и другими видами пищевого поведения.

Несоответствие социальным нормам, их несоблюдение или недостаточное их соблюдение, является отклоняющимся поведением или девиацией. Девиантное поведение по своей сути является одной из наиболее важных проблем современности. Особенно, если принять во внимание, что подобное поведение имеет тенденцию к нарастанию. По данным статистики, до 20 % молодёжи склонно к девиациям и примерно такой же процент ненормативного поведения характерен для взрослого населения. Следовательно, 40 % населения проявляет те или иные формы девиантности.

В любом обществе на каждом этапе его развития существовали и существуют люди, не сумевшие социализироваться. Следовательно, явление девиации противоположно явлению социализации, которая является составной частью процесса социальной адаптации (другой частью процесса социальной адаптации является социальный контроль). Можно выделить несколько типов адаптации человека. Под типом адаптации мы понимаем структурно- организованную совокупность относительно устойчивых социально-психологических характеристик личности, обеспечивающих реализацию жизненно важных потребностей. Согласно Е. В. Змановской, существуют пять типов социальной адаптации (социализации):

  1. Радикальная адаптация - самореализация посредством изменения личностью существующего социомира;
  2. Гиперадаптация - самореализация посредством влияния личности на социомир собственными сверхдостижениями;
  3. Гармоничная адаптация - самореализация посредством ориентации на социальные требования;
  4. Конформистская адаптация - приспособление за счет подавления индивидуальности, делающим процесс самореализации практически невозможным;
  5. Девиантная адаптация - (ложная) самореализация посредством негативного выхода за существующие нормы и правила.

Различают первичную и вторичную девиацию. Первичная девиация - это собственно ненормативное поведение, в основе которого лежат различные причины; вторичная девиация - это устоявшееся мнение социума о поведении того или иного человека [8]. Также различают девиантное поведение в широком и узком смысле. В широком смысле девиантное поведение - это поведение человека, нарушающего социальные нормы, в узком - нарушение таких поведенческих форм, которые не влекут за собой уголовного наказания [8].

Некоторые человеческие поступки, или трансакции, рассматриваются как правонарушения только в определенных обществах, другие - во всех без исключения. К примеру, не существует социальной системы, поощряющей убийство своих членов (сделаем оговорку, что есть определенные виды правонарушений, которые в ряде стран караются смертной казнью, отдельной строкой стоит поведение людей во времена войн, отдельно оценивается убийство в целях самозащиты или защиты своей семьи) или экспроприацию собственности других людей, или грабеж и осквернение могил и т.д. Употребление алкоголя - серьезное нарушение во многих исламских странах. А отказ выпить спиртное в определенных обстоятельствах в России или Франции считается нарушением принятой нормы поведения. Список подобных примеров может быть продолжен.

Итак, девиантное поведение - это совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения и/или социального ожидания в том или ином сообществе (с учетом его культуральной основы). Подчеркнем, что деструктивное, как и самодеструктивное, поведение является в полной мере девиантным. В этом аспекте можно отметить, что девиантное поведение условно делится на две группы: направленное на причинение вреда другим и на причинение вреда себе. Мы говорим «условно», поскольку любые виды деструктивного поведения одновременно, в широком смысле, являются и самодеструктивными.

Продолжим определять понятие девиантное поведение (лат. deviatio - отклонение). Это:

а) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям;

б) социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям.

В первом значении - как индивидуальный акт - девиантное поведение изучается преимущественно социальной философией, этикой, этологией человека, психологией, педагогикой и другими науками о поведении. Во втором значении - как элемент социального бытия - девиантность является предметом социологии, социальной психологии, юриспруденции. Говоря о юриспруденции, целесообразно упомянуть термин делинквентное поведение. Различие между девиантностью и делинквентностью следующее: девиантное поведение относительно, а делинквентное - абсолютно. Относительность девиантного поведения заключается в том, что человек нарушает культурно-социальные нормы, а делинквентное поведение абсолютно к законам страны [8].

Все социальные системы имеют свои законы, и в рамках каждой из них нарушители наказываются. Но невзирая на этот факт, определенная часть людей нарушает установленные правила и законы. Вопросы, на которые ученые-гуманитарии пытаются найти ответ, состоят в следующем: почему девиантное поведение продолжает существовать, почему наблюдается его рост, существуют ли теории (общие или локальные), объясняющие эти процессы, есть ли способы влияния на девиантное поведение, насколько эти способы эффективны и долгосрочны.

Серьезность правонарушения зависит не только от значимости нарушенной нормы, но также от частоты такого нарушения. В современном обществе считается, что наиболее существенными являются нормы поведения, затрагивающие интересы других людей, они вписаны в законы, и их нарушение рассматривается как преступление. Можно сказать иначе, при девиантном поведении нарушается процесс общения, нарушаются трансакции. Девиант оказывается неспособен к целостному восприятию себя и, как следствие, окружающего мира; он оказывается вне мира и вне самого себя, он утрачивает (или не приобретает) навыки полноценного общения с другими членами социума.

Коль скоро мы коснулись феномена общения, нам следует, хотя бы в общих чертах, рассмотреть этот феномен. «У человека, находящегося в обществе других, душа как бы непрерывно содрогается от воспринимаемых ею касаний и от реагирующих на это касание ответных разрядов»[6].

Общение играет в нашей жизни одну из главных ролей, если не главную. И жизнь каждого члена общества (социомира) зависит от качества общения и его количества. Мы можем вспомнить факт из истории наказаний, что одной из самых тягостных форм наказания являлось лишение человека общения (депривация общения): перевод его в одиночную камеру. Зачастую, такая мера воздействия имела катастрофические последствия на психику заключенного и, следовательно, его дальнейшую судьбу [9].

«Общение представляет собой способ существования индивида, выражающийся в различных формах взаимодействия людей, их взаимовлиянии, взаимозависимости, воздействии друг на друга» [1].

Способов, форм и видов общения огромное количество. В. С. Барулин классифицирует их следующим образом:

  1. Общение необходимо для самореализации, саморазвития, раскрытия своего внутреннего потенциала.
  2. В общении человек получает оценку себя как части общества.
  3. Общение мотивирует человека продолжить идти выбранной дорогой, либо отказаться от нее и выбрать иной путь самореализации (это положение напрямую связано с предыдущим).
  4. В общении человек может реализовывать свои самые глубинные устремления и желания (любви, заботы, власти и т.д.).
  5. «В общении и посредством общения человек как бы преодолевает слабость и ограниченность своей единичности, обретает поддержку и защиту, . создает своеобразную жизненную устойчивость» [1].
  6. Общение дает возможность активации жизненных сил.
  7. Общение оказывает постоянное информационное и духовное воздействие.
  8. Можно отметить способность общения оказывать сдерживающее воздействие на человека.
  9. Общение развивает способность человека, испытывая трагедии и утраты, развиваться душевно-духовно.

Список форм и видов общения, безусловно, можно продолжить, хотя, по нашему мнению, наиболее значимые для человека формы в нём отражены. «Общение - это огромный дар индивида, его несомненная ценность, это возможность универсального и всестороннего развития» [1].

Анализируя вышеизложенное, можно утверждать, что с людьми, чье поведение принято характеризовать как девиантное, происходят глубинные изменения в сфере общения, так называемые количественно-качественные изменения. Поскольку именно у категории девиантов серьёзным образом нарушен процесс общения.

Негативные явления подобного рода (девиации), присутствующие в жизни людей столь значительный период социально-исторического времени, безусловно, свидетельствуют о наличии исторических предпосылок, а также объективных и субъективных условий.

Существует достаточное число теорий, пытающихся объяснить причины отклоняющегося поведения. Все эти теории дают ответы на ряд вопросов, связанных с девиантным поведением, но ни одна из них не отвечает на вопрос, каковы корни девиантного поведения и каковы его социальные перспективы. Все теории условно можно разделить на три группы, в основе одних лежит биологическое объяснение, в основе других - социальное, социально-психологическое или культурно-историческое, третья группа объединяет первые две.

На наш взгляд, одной из причин девиантного поведения является тот опыт, который индивид приобретает в своей семье. Ребенок усваивает, в той или иной степени, тот стиль отношений, который преобладал в его родительской семье. Основываясь на наших наблюдениях и данных (на базе кризисно-семейного центра «КоВоКа» при муниципалитете Ломоносовский), семейный стиль в огромной степени влияет на развитие психоэмоциональной и волевой сферы ребенка. С полученными и усвоенными знаниями, традициями, привычками ребенок, а затем молодой человек, начинает осваивать общество, социомир.

Он постигает свои границы, ставит цели и формирует способы их достижения, создает свой модус операндэ, развивает свое «Я». Но все это происходит в тех самых границах его личности, которая была сформирована в родительской семье. Даже отрицая семейные традиции и ценности, молодой человек формируется и формирует себя теми способами, которые были заложены в его раннем детстве.

Нельзя говорить о врождённых преступниках, люди преступниками не рождаются. Однако особенности темперамента, когнитивный стиль, скорости мыслительных процессов, способность к эмпатии или ее отсутствие могут наследоваться.

Таким образом, если речь не идет о психопатологических или патохарактерологических особенностях личности, а также об органических нарушениях, повлекших за собой нарушения когнитивной, мировоззренческой или эмоционально-волевой сферы, в основе той или иной формы девиации лежит ранний детский опыт. Наиболее влиятельными триггерами девиантного поведения являются:

  1. Жестокое отношение к ребенку его родителей, или лиц, их заменяющих, к этой же категории мы относим сексуальный деликт.
  2. Пренебрежение основными потребностями и правами ребенка.
  3. Холодное, отчужденное и отчуждающее поведение родителей, особенно, матери.
  4. Гиперопека, подавление, контроль, стремящийся к тотальному.
  5. Делегирование ребенку прав и свобод, чрезмерных для его возраста при отсутствии равнозначных обязанностей.
  6. Чрезмерный, не по возрасту, труд и другие обязанности.

Исследуя феномен девиантного поведения, следует принимать во внимание тот факт, что девиация всегда вторична к личности, что это не причина, но следствие. А истинной причиной подобного явления, его фундаментом является как родительская семья, так и собственно особенности личности.

Рецензенты:

Щеглов Б. С., д-р филос. наук, профессор, профессор кафедры философии, Таганрогский государственный педагогический институт им. А. П.Чехова, г. Таганрог.

Никифоров А. Л., д-р филос. наук, г.н.с. Института философии РАН, ФГБУ науки Институт РАН, г. Москва.

Что такое девиантное поведение?

Девиантное поведение - позитивное или негативное отклонение от общепринятых порядков. Зачастую нарушает правовые и морально-этические нормы современного общества. Деструктивно-девиантных людей также называют асоциальными личностями, социопатами.

Асоциальное поведение

Причины девиантного поведения

Девиантное поведение - это совершение нестандартных действий и поступков, не вписывающихся в стандарты поведения большинства. Девиация может быть позитивной, выражаемой в творчестве или науке, общественно-нейтральной либо негативной.

К причинам девиантности относятся следующие группы факторов:

  • биологические;
  • воспитательные;
  • социальные.

Биологические факторы

Биологические причины девиантности - это факторы, обусловленные заболеваниями и медицинскими патологиями. К ним относятся:

  • воспаления, травмы головного мозга;
  • психосоматические патологии;
  • депрессивные состояния;
  • психозы различной этиологии;
  • шизотипическое расстройство;
  • инфантильность, СДВГ;
  • шизофрения.

Также причина может заключаться в повреждении и инфицировании плода внутри материнской утробы или во время родов.

Воспитательные факторы

Воспитательные, или педагогические факторы проявляются при неправильном воспитании ребёнка. Среди причин этой подгруппы выделяют:

  • негативный пример, подаваемый членами семьи;
  • отсутствие уважения между членами семьи;
  • излишняя строгость, несправедливые наказания;
  • потакание всем прихотям и желаниям ребёнка;
  • излишняя опека либо отсутствие опеки;
  • лишение ребёнка личного пространства;
  • игнорирование моральных, физических потребностей.

Помимо этого, девиантное поведение возникает при отсутствии тёплых, доверительных взаимоотношений внутри семьи.

Социальные факторы

К социальным причинам девиантности относят факторы, вызванные взаимодействием с окружающими людьми. В этой подгруппе отмечают следующие причины:

  • трудности в общении с ровесниками у дошкольников и школьников;
  • материальное, социальное неравенство с окружающими;
  • неблагополучное окружение: алкоголики, наркоманы;
  • пагубное влияние религиозных сект;
  • насмешки, издевательства, травля;
  • насилие: физическое и сексуальное.

Также к социальным факторам относят зависимости, провоцирующие поведенческие отклонения. Сюда включают алкоголь, наркотики, излишнее увлечение играми и субкультурами.

Классификация социальной девиации

Девиантное поведение подразделяется на позитивную и деструктивную форму.

Положительное девиантное поведение включает в себя:

  • научные достижения и открытия;
  • повышенное усердие в школе, на работе;
  • творческие увлечения и успехи;
  • участие в благотворительных акциях;
  • героические поступки, самопожертвование.

Такое поведение считается отклоняющимся от нормы, но отклонение носит позитивный характер.

Отрицательное девиантное поведение - совершение поступков и действий, порицаемых окружаемых большинством. Деструктивная девиация характера может подразделяться на следующие разновидности:

  • аддиктивная девиация;
  • аморальная девиация;
  • делинквентная девиация.

В свою очередь, эти типы подразделяются на несколько видов и подвидов.

Непризнанность

Все отрицательные типы девиации могут проявляться 3 формами поведения:

  1. Неосознанная девиация. Пациент не понимает, почему его поведение считается отклонением от нормы, и нарушает правила общества безотчётно.
  2. Нонконформистское поведение. Человек осознаёт, что его поступки и действия не вписываются в общественные нормы, и отклоняется от них намеренно.
  3. Абберантное поведение. Человек понимает неприемлемость своих поступков, и из-за нежелания быть порицаемым совершает их скрытно, втайне от других.

Аддиктивная девиантность

Аддиктивное девиантное поведение - это систематическое бегство от жизненных проблем, выраженное в виде нездоровой увлечённости чем-то, патологических зависимостей.

Бегство от проблем

Девиантная аддиктивность проявляется в виде:

  • алкоголизма и наркомании;
  • анорексии, булимии;
  • религиозного фанатизма;
  • нимфомании;
  • компьютерной зависимости;
  • трудоголизма.

Аддиктивность может быть общественно-полезной, нейтральной и деструктивной. Вне зависимости от подтипа, такое поведение говорит о психологических проблемах и требует вмешательства психотерапевта.

Аморальная девиантность

Подгруппа включает в себя отклоняющееся поведение, нарушающее морально-этические общественные нормы. Поступки аморального человека не представляют серьёзной общественной опасности, однако осуждаются обществом.

К аморальному поведению относится следующее:

  • беспорядочные сексуальные связи, проституция;
  • бродяжничество и попрошайничество;
  • повышенная агрессия по отношению к людям;
  • употребление алкоголя, наркотиков;
  • отказ от работы, учебной деятельности;
  • оскорбление, унижение окружающих людей.

Некоторые классификации девиантного поведения относят аморальный подтип к общественно-нейтральному виду девиантности.

Делинквентная девиантность

К подгруппе делинквентного, или ненормативного поведения относятся типы поведения, нарушающие правовые нормы общества. Они могут проявляться в 2 формах:

  1. Докриминогенный, или противоправный тип. Нарушает правовые нормы. Проявляется хулиганством, вандализмом, поджогами имущества, драками и побоями, оскорблениями.
  2. Криминогенный, или преступный тип. Нарушает уголовные нормы. Включает в себя грабежи, кражи со взломом, разбойные нападения, мошенничество, вымогательство, изнасилование и убийство, а также покушение на данные деяния.

Симптомы отклоняющегося поведения

Симптоматика девиантного поведения очень обширная. К общим признакам, встречающимся у девиантных типов личности, относят следующее:

  • конфликты с ровесниками, окружающими людьми;
  • отсутствие интереса к работе, учёбе;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • безответственность, нежелание помогать другим;
  • постоянная смена увлечений и круга общения;
  • отсутствие контактов с другими людьми;
  • постоянные перепады настроения;
  • завышенная или заниженная самооценка.

Также девиантность может проявляться физиологическими факторами: нарушениями сна и питания, проблемами с пищеварением.

Социопаты

Диагностика девиантного поведения

Диагностика отклоняющегося поведения выполняется психиатрами, психотерапевтами и клиническими психологами. Девиантность определяется такими методами:

  1. Осмотр и беседа с пациентом. Во время общения врач оценивает эмоциональное и психологическое состояние, манеру речи и поведение личности с девиацией. Также задаются уточняющие вопросы о семье, об увлечениях и интересах.
  2. Ознакомление с данными о пациенте. Специалист читает характеристики с места работы или учёбы, изучает выписки из амбулаторной карты. При необходимости врач контактирует с работодателем или педагогами пациента, с сотрудниками полиции.
  3. Опрос семьи, друзей. Контакт с близким окружением пациента помогает понять, в каких отношениях человек состоит с окружающими, в каких условиях проживает. Также это помогает узнать больше о характере, привычках пациента.
  4. Тестирование, личностные опросники. Определить девиантность помогают исследования тревожности, опросник Айзенка, тест на склонность к отклоняющемуся поведению (СОП).
  5. Проективные методы. Арт-исследования, тест Сонди и Розенцвейга позволяют выявит скрытые, подавленные эмоции пациента.

Также в диагностике применяются Миннесотский многофакторный опросник личности (ММОЛ), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО).

Коррекция и работа с социальной девиацией

Негативно отклоняющееся поведение необходимо лечить. Коррекция включает в себя лекарственную терапию, психотерапевтическую коррекцию и вспомогательные методы: йогу, дыхательную гимнастику.

Йога

Медикаментозная терапия

Лекарственные препараты допустимо использовать при биологических факторах, провоцирующих девиантное поведение. Седативные препараты и транквилизаторы, направленные на успокоение нервной системы, также могут применяться при повышенной агрессии, буйстве.

Группы препаратов Влияние на двойственность Примеры средств
Нормотимики Избавляют от резких перепадов настроения, свойственных для девиантных типов личности. Вальпромид, Карбамазелид
Антидепрессанты Регулируют уровень нейромедиаторов, избавляют от депрессивных состояний. Мелипрамин, Тризадон, Флуоксетин
Транквилизаторы Снимают психоэмоциональное напряжение, избавляют от тревоги, паники и проблем со сном. Диазепам, Феназепам, Гидроксизин
Антипсихотические препараты Справляются с паническими состояниями, агрессивностью и напряжённостью. Повышают концентрацию пациента. Галоперидол, Кветиапин, Клозапин
Ноотропные средства Укрепляют нейронные связи, улучшают кровоснабжение мозга. Улучшают интеллектуальные способности и память. Пикамилон, Ноотропил, Глицин
Снотворные средства Устраняют проблемы со сном: бессонницу, ночные пробуждения, повышенную чуткость сна. Донормил, Анданте, Мелаксен
Седативные препараты Успокаивают, избавляют от повышенной тревожности, стрессов, панических атак и избыточной агрессии. Валериана, Персен, Ново-пассит
Витамины группы В Укрепляют нервную систему, избавляют от стрессовых состояний, депрессии и неврозов. Нейробион, Витагамма, Мильгамма
Важно! При тяжёлых формах девиантности лечение медикаментами производится в условиях психиатрического стационара.

Психотерапия

Психотерапевтические методы позволяют скорректировать поведение пациента, обнаружить причину девиантного поведения и устранить её.

Групповая психотерапия

К методам психотерапии при девиации относят следующее:

  • индивидуальные консультации;
  • групповые занятия с психотерапевтом;
  • проблемно-ориентированные тренинги;
  • семейная терапия, родительский тренинг;
  • арт-терапевтическое лечение.

Наилучшего эффекта можно достичь, если комбинировать эти методы между собой.

Другие методы борьбы

В качестве вспомогательных способах борьбы с девиациями применяют:

  • физиотерапевтические методы;
  • закаливание, лечебную гимнастику;
  • ароматерапию, массаж и самомассаж;
  • дыхательную гимнастику, упражнения йоги.

Для коррекции поведения подростков и детей также используются активные хобби: спортивные занятия, туризм и кемпинг.

Профилактика девиантного поведения

Предупредить девиации в поведении помогут профилактические меры:

  • положительный пример в окружении ребёнка;
  • построение доверительных, тёплых отношений;
  • адекватные воспитательные меры;
  • информационно-профилактические работы;
  • консультации психолога по мере необходимости.

Примеры отклоняющего поведения

Примером позитивной девиантности может стать спасение ребёнка из пожара посторонним человеком. Вхождение в горящий дом без спецкостюма и оборудования - смелый и отважный поступок, но он отличается от поведения большинства людей. Такие действия говорят о повышенной социальной ответственности и относятся к девиантным.

Аморальный тип девиации встречается у лиц без определённого места жительства. Они выглядят неподобающим образом, употребляют алкоголь и наркотики, могут хамить людям и попрошайничать. Такое поведение не вредит окружающим, но вызывает отторжение, неприязнь.

Геймерство

Ярким примером аддиктивной девиантности могут стать люди, увлечённые компьютерными играми. Геймерство - интересное и увлекательное хобби, но у девиантов оно заменяет реальную жизнь. Человек начинает проводить всё свободное время за компьютером, тратит все сбережения на новые игры, прекращает контактировать с окружающим миром.

Отклонение от общественных норм лечится при помощи психотерапевтических методов, йоги и дыхательной гимнастики. Если причина отклонения заключается в биологических факторах, то медикаментозно с помощью антидепрессантов, седативных и снотворных средств, витаминов группы В. Девиантное поведение легче предупредить на построении теплых взаимоотношениях с ребенком и проведении бесед.

Роль психолога в коррекции девиантного поведения

Школа в жизни ребенка (наряду с семьей и группой сверстни­ков) занимает довольно важное место. Большую часть времени учащийся проводит в ее стенах, здесь в ходе учебного процесса он познает мир, учится читать и писать, изучает законы и явле­ния природы и общества, усваивает правила и нормы человече­ского общежития. Учебная деятельность в школьные годы оста­ется ведущим видом деятельности у абсолютного большинства детей и подростков.

Однако, как свидетельствуют статистика и научные исследо­вания, школа постепенно теряет свои общественные позиции, снижаются ее социальная роль и референтная значимость в раз­витии и формировании личности ребенка, в воспитательном воздействии на педагогически запущенных и трудновоспитуе­мых подростков.

Более 40% учащихся с девиантным поведением к учебе отно­сятся равнодушно, около 20% школьников учатся в школе с явной неохотой, а свыше 15% учащихся относятся к учебе отрицательно. Среди многообразия причин такого отношения к учебной дея­тельности у подростков с отклоняющимся поведением одним из наиболее значимых фактов являются их систематическое отстава­ние от темпов освоения школьной программы, пробелы в знани­ях, стойкая неуспеваемость (и как причина, и как показатель педа­гогической запущенности подростков). Отсюда снижен интерес к учебе, ослаблена мотивация учебно-познавательной деятельности, отмечается высокий уровень конфликтности в учебном процессе с учителями и одноклассниками.
Главная задача всех участников учебно- воспитательного процесса - вовремя увидеть проявление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации.
Такую работу можно разделить на три направления: профилактика, коррекция и реабилитация. Основное направление в работе - это изучение детей с девиантным поведением и проблемных семей учащихся, а в частности:

1. Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей.

2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребёнка.

3. Ведение картотеки педагогически запущенных детей и их семей.

4. Рейды в неблагополучные семьи и выявление их жилищно-бытовых условий.

5. Изучение положения подростка в коллективе.

6. Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы).

7. Изучение интересов и способностей учащихся.

8. Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы).

9. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.

10. Вовлечение учащихся в сферу дополнительного образования.

11. Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.

12. Проведение диагностики: исследование интересов, ценностных ориентаций, самооценки подростков, внутрисемейных отношений.

Изучив контингент семей учащихся, можно целенаправленно строить работу по профилактике девиантного поведения учащихся.
Суть профилактической деятельности заключается в создании для ребёнка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительно способами, а с другой, - своевременно получать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребёнка жизненной ситуации, способной перейти в ситуацию риска.
Важнейшей функцией участников образовательного процесса в профилактической работе выступает организация воспитательной деятельности, а именно:
Социально-педагогическая защита подростков;

· Предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми;

· Развитие способностей и интересов личности;

· Формирование и развитие личностных качеств ребёнка, необходимых для позитивной жизнедеятельности;

· Увеличение степени относительной самостоятельности детей, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

· Создание условий, в которых подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;

· Адаптация или реадаптация так называемых трудных подростков в обществе;

· Компенсация дефицита общения в школе, семье, среди ровесников;

· Дополнительное образование, получаемое в соответствии с их жизненными планами и интересами.

Говоря о коррекции, следует сказать, что необходимость коррекции поведения возникает при уже сформировавшемся и устойчивом девиантном поведении. То есть в том случае, когда явно присутствуют следующие признаки девиантного поведения:

· отсутствие навыка и готовности к сотрудничеству;

· чрезмерная эмоциональность и раздражительность;

· отсутствие интереса к творчеству и обучению.


Методы коррекционной работы с детьми девиантного поведения можно классифицировать на две группы: педагогические и психотерапевтические, каждая из которых подразделяется на подгруппы.

1. Методы общественного влияния:

коррекция активно-волевых дефектов;

метод культуры здорового смеха;

коррекция навязчивых мыслей и действий;

самокоррекция.
2. Специальные, или частные, педагогические методы:

коррекция недостатков поведения детей;

коррекция нервного характера и др .
3. Метод коррекции через труд.
4. Метод коррекции путём рациональной организации детского коллектива.

Психотерапевтические методы: внушение и самовнушение; гипноз; метод убеждения; психоанализ.

Реабилитация - это система мер, имеющих своей целью возвращение ребёнка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным.
Выделяют различные виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую.
В работе с семьёй, с целью её реабилитации, используются такие методы, как:

· консультирование с целью рациональной краткосрочной психотерапии, предоставление необходимой информации;

· работа со специалистами (психологами, психотерапевтами, наркологами) по специальным программам до достижения результата;

· групповые тренинги для родителей с целью преодоления проблем, возникших в связи со злоупотреблением алкоголем.

Учителю на уроке при взаимодействии с детьми девиантного поведения необходимо следовать таким рекомендациям:

· сосредоточить внимание учащегося не только и не столько на усвоении общих составляющих содержания учебного предмета, сколько на нахождении каждым ребёнком личностного смысла изучаемого предмета;

· помнить, что ребёнок имеет право на ошибку;

· ребёнок всегда должен быть выслушан; в случае несогласия с его точкой зрения учитель тактично и предметно её оспорит;

· использовать на уроке как можно больше наглядности, игровых моментов, физкульминуток;

· учащийся должен быть уверен, что ему не будут постоянно приводить в пример других ребят, его не будут сравнивать с другими, а только с самим собой на разных этапах роста;

· при анализе работы и поведения девиантного ребёнка необходимо делать акцент на позитивном;

· учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности девиантного ребёнка: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п.;

· не требовать от ребёнка невозможного и не пытаться унизить его чувство собственного достоинства;

· оказывать своевременную и ненавязчивую помощь;

· не вести борьбу с ребёнком по разным незначительным поводам и пустякам;

· нельзя использовать агрессивные методы воздействия (воспитания и наказания), так как агрессивность - это следствие враждебности, а урок - не поле битвы;

· помнить, что главное в работе с детьми девиантного поведения - это толерантное отношение к особенностям их личности.

Исходной точкой психолого- педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков в учебной деятельности является глубокая диагностика их познавательных возможностей, мотивации учеб­ной деятельности, состояния эмоционально-волевой сферы.
Для этого учителя часто обращаются к школьному психологу: провести диагностику или тренинг в классе, поработать с учеником. Однако не всегда учитель целенаправленно приходит в кабинет к психологу и четко излагает запрос и цель работы.
Часто учителя подходят в коридоре, на шумной перемене, когда случайно увидят психолога — это можно объяснить тем, что не всегда есть время подойти в кабинет и поговорить. В данном случае трудно точно понять, чего бы хотел учитель: «Возьмите Васю Иванова, посмотрите! Он какой-то чудной, странный. Не знаю, что с ним и делать» или «А вы к нам придёте в класс? Проведёте какую-нибудь диагностику, или что-нибудь?». Трудно понять, в чем странности Васи: залезает ли под парту на уроке, дерётся? Или не может второй год освоить чтение и письмо?

Поэтому, для грамотного сотрудничества психолога и учителя необходимо выделить время для разговора. Можно самостоятельно подойти к учителю после уроков или назначить время консультации в кабинете психолога, либо дать бланк запроса от педагога . Почему так много внимания уделяется запросу? Потому, что необходимо чётко определить объект работы, цель и предполагаемый результат; и проговорить это. Иначе получается поди туда, не знаю куда; принеси то, не знаю что. При отсутствии того, не знаю, чего будет виноват исполнитель — психолог. Другой вопрос, что учитель не всегда может сформулировать проблему и желаемый результат, так как находится внутри проблемной ситуации. Психолог-консультант помогает занять мета-позицию над ситуацией и понять, в чём проблема. Для конкретизации запроса разработан специальный бланк для учителя, который проясняет проблему:

Педагогу-психологу средней школы №32
Андреевой Т.Т.
От ____________._____

«_12__» __декабря____2014 г.

1.Трудности в обучении, вызванные его (её) личностными или познавательными особенностями:____________________________________

2.Нарушение социальных норм и правил поведения в школе, мешающие самому ребёнку и окружающим:_____________________________________

3.Трудности в общении со сверстниками и взрослыми:___________________

4.Другое_______________________________________________________

Таким образом, в запросе содержатся сферы — учёба, поведение, общение. Подобный бланк поможет конкретизировать проблему, а на руках у психолога и учителя будет документ, подтверждающий их работу над ней и страхующий в случае ЧП (хулиганство, драки, прогулы), когда администрация будет спрашивать, какие меры были предприняты психологом и классным руководителем.

Отмечу, что не все учителя доходят до психолога после того, как получают этот бланк. Почему? Потому, что от учителя тоже требуется активная работа в разрешении проблемы, в одиночку психолог, как волшебник, не может изменить ситуацию: беседовать с родителями, создавать благоприятный климат в классе, осознать за учителя негативные проекции на ученика… И так далее.

В целях увеличения положительного влияния на подростка с девиантным поведением , усиления коррекционного воздействия коллектива на него можно использовать следующие педагогические приемы:
- доверия - подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения;
- постепенного приучения к деятельности на общую пользу - поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;
- поддержки коллективистических проявлений - поощрение и одобрение коллективом усилий подростка выполнять общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих;
- недоверия - коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;
- отклонения недобросовестного и некачественного выполнения работы;
- осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;
- переключения критики на самокритику, побуждающей подростка дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих;
- включения подростка в коллективные общественно значимые виды деятельности, где он должен проявить свое отношение к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с одноклассниками.

В своей работе используем следующие приемы педагогического воздействия на учеников, имеющих нарушения в поведении.
1.Приемы, способствующие упражнению в нравственных поступках и накоплению социально жизненного опыта:
-организация успехов в учебе (помощь ребенку, пока он не догонит сверстников и не начнет лучше учиться)
-моральная поддержка и укрепление веры в свои силы
-вовлечение в интересную деятельность
-убеждение
-доверие
-нравственные упражнения
2.Приемы, способствующие улучшению взаимоотношений между педагогом и воспитанником:
-просьба
-поощрение
-авансирование личности
-обходное движение (отведение от воспитанника заслуженного обвинения со стороны коллектива)
-проявление огорчения
-прощение
-поручительство
-проявление внимания, доброты и заботы
-проявление умения и превосходства педагога в какой-либо области
3.Приемы, которые строятся на понимании интересов и чувств воспитанников:
-опосредование (предъявление ребенку определенного условия)
-фланговый подход (воздействие на те чувства, которые побуждают постоянно преодолевать отклонения в поведении)
-активизация сокровенных чувств воспитанников (тактичное проникновение в сокровенные мысли и чувства воспитанников)
4.Тормозящие приемы:
А) в которых открыто направляется власть педагога.
-констатация поступка (педагог, не выражая открыто своего отношения к действиям ребенка, показывает, что ему известно о них)
-осуждение (проявляется в отрицательном отношении к поступку)
Б) со скрытым действием:
-параллельное педагогическое действие (наказание всего коллектива, чтоб в будущем сам коллектив влиял на провинившегося)
-намек (воспитаннику дают почувствовать свою вину, не прибегая к осуждению, или наказанию)
-ласковый упрек
-мнимое безразличие

Взвешенное сочетание индивидуального и коллективного психолого-педагогического воздействия, применение различных форм и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической работе с детьми с отклоняющимся поведением усиливает ее результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении воспитанников реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.

Ориентированные на родителей методы психотерапии девиантного поведения

Трухманова Елена Николаевна 1 , Гузнищева Мария Вячеславовна 2
1 Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
2 Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, студентка 5 курса естественно-географического факультета


Аннотация
В статье рассматриваются особенности самоопределения девиантных подростков и специфика их индивидуального психологического консультирования, направленного на первичную коррекцию поведенческих отклонений.

Truhmanova Elena Nikolaevna 1 , Guznischeva Maria Vyacheslavovna 2
1 Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas Branch, PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Psychology
2 Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas Branch, 5-th year student of natural-geographical faculty


Abstract
The article discusses the features of the self-determination of deviant adolescents and the specifics of their individual psychological counseling for primary correction of behavioral abnormalities.

Социальное развитие является важнейшим направлением в становлении личности подрастающего человека. В процессе общения с другими людьми ребенок учится жить по законам общества, следовать общепринятым традициям, адекватно взаимодействовать с окружающими. Усвоенные, интернализованные человеком ценностные ориентации, убеждения, взгляды, социальные нормы, установки становятся в дальнейшем значимыми компонентами самосознания, внутренними регуляторами поведения, основой его самоопределения.

В современных условиях социальной нестабильности процесс адекватного самоопределения подростков (включая полоролевое, ценностно-смысловое, профессиональное) значительно затруднен. Характерные для этого возрастного периода статусная и ролевая неопределенность, неустойчивость Я-концепции обостряются существованием в обществе противоречивых нормативных моделей и отсутствием четких нравственных ориентиров. В данной ситуации у подростков зачастую формируются различные формы девиантного (отклоняющегося) поведения [1, с. 8].

В Психологическом словаре дается общее определение девиантного поведения как системы поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали [2, с. 257].

В.Д. Менделевич дает более конкретную трактовку девиантного поведения - «система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нор­мам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением» [3, с. 14].

Ю.А. Клейберг, рассматривая девиантное поведение подростков, делает акцент на его психологической сущности - специфическом способе «изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним» [4, с. 146]. Автор отмечает, что девиантные действия могут служить в качестве средства достижения значимой цели, способа психологической разрядки, способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Девиантное поведение подростков становится своеобразным выбором социальной роли: подросток хочет «продемонстрировать себя», привлечь к себе внимание, пусть и неадекватными способами.

По мнению Ю.А. Клейберг, важным фактором, обусловливающим отклоняющееся поведение в подростковом возрасте, является деформация ценностно-ориентационной системы, в частности, нечеткое разграничение социально одобряемых и асоциальных норм, аморфность представлений о будущем, ограниченность интересов текущей жизнедеятельностью, некритичность в усвоении ценностей референтной группы [4, с. 81].

Таким образом, очевидна связь различного рода девиаций с особенностями самосознания, Я-концепции личности.

В этой связи, актуальным направлением в коррекции поведенческих отклонений подростков является создание условий для активизации у них процесса рефлексии, развитие способности принимать решения на основе анализа разнообразной, часто противоречивой информации из социума и нести ответственность за свой выбор. Подобные задачи предполагают доверительное обсуждение проблем экзистенциального характера, поэтому в системе коррекционной работы с такими подростками особое место занимает психологическое консультирование. Психологическое консультирование представляет собой один из видов психологической помощи, направленный на разрешение проблемной ситуации консультируемого человека; основано на установление взаимодействий, в результате которых будет поставлен вопрос о поиске решений, которые удовлетворят консультирующую сторону.

Психологическое консультирование подростков является особым шагом для установления контакта ребёнка с окружающим его миром. В этом возрасте идёт активное разностороннее развитие личности, идентификация с определенными группами, и когда на несформированную личность обрушивается большой поток информации из социальной среды, у подростка наступает период замешательства и неопределенности, что сказывается на неточном выборе социальной роли [5, с. 188].

Психолог призван выполнять особую роль в гармонизации отношений ребенка с социумом, как специалист, профессионально ориентирующийся в широком круге психологических проблем, в наибольшей степени нацеленный на реализацию субъект-субъектного подхода в общении и владеющий специфическими техниками организации подобного межличностного взаимодействия. Именно диалогическое, субъектное общение, предполагающее открытость, доверительность и безоценочность, принятие подростка как значимого человека является основным условием оказания ему помощи в адекватном личностном самоопределении.

Реальная практика психологической консультации не всегда основана на добровольном, осознанном обращении ребенка за помощью, гораздо чаще запрос на помощь формулируется другим человеком. В этом случае установление доверительного контакта с подростком, которого “привели” на консультацию, его мотивирование на работу начинается с выявления актуального эмоционального состояния (Страшно было сюда идти? Как ты себя сейчас чувствуешь? Какое у тебя сейчас настроение, можешь нарисовать? и т.п.). Можно предложить подростку любую рисуночную методику (“Несуществующее животное”, “ДДЧ” и т.п.) и начать беседу с обсуждения ее результатов. Подобные техники, в сочетании с уважительным, серьезным, но без нравоучительной оценки отношением взрослого позволяют снизить эмоциональное напряжение консультируемого ребенка и установить с ним первичный личностный контакт [6, с. 147].

В дальнейшей беседе необходимо выявить особенности проявления специфических поведенческих реакций подросткового возраста: реакции эмансипации (Какие у тебя отношения с родителями? Всё ли ты можешь рассказать родителям? Есть ли у тебя от них секреты?), реакции группирования (Есть ли у тебя друзья? Кого ты считаешь другом? Для чего нужны друзья? Как часто ты с ними проводишь время?), реакции увлечений (Что тебя интересует? Чем ты увлекаешься? Как проводишь свободное время?), реакции сексуального влечения (Что ты знаешь о таком чувстве как влюбленность? Влюблялся ли ты? А сейчас влюблен?), реакции самосознания (Что ты думаешь о жизни? Всё ли тебя устраивает? Что бы ты хотел изменить?).

Полученная психологическая информация о субъективном восприятии и оценке подростком наиболее значимых сфер его жизни, переживаниях, личностных смыслах дает возможность психологу выстроить стратегию дальнейшей коррекционной работы с ним с учетом акцентуаций характера [7].

В процессе консультирования целесообразно также обсудить перспективы в будущем подростка, его жизненные планы, цели и ценности (Каким бы ты хотел видеть свое будущее? Какие возможности ты считаешь важными, чтобы осуществились твои жизненные планы? Что ты считаешь в жизни важным, ценным? Что бы ты хотел изменить в своей жизни? Что необходимо сделать, чтобы твои планы осуществились? и т.п.). Такое обсуждение само по себе является важным, так как ставит ребенка подросткового возраста в позицию рефлексирующего субъекта, планирующего важные жизненные решения, осознающего свои поступки и несущего за них ответственность. Подросток, имеющий планы на будущее, осознает себя в настоящем и будет пытаться что-то предпринять, чтобы добиться своих целей.

Следующим логичным этапом консультативной беседы является совместное выявление личностных ресурсов подростка, необходимых для достижения желаемого будущего (Какие качества, личностные особенности ценны, важны для тебя? Какими из этих качеств ты обладаешь, как они помогают тебе достигать своих целей? За что бы ты мог похвалить себя? Какие личностные качества затрудняют достижение намеченных целей? и т.п.).

Подобное обсуждение закономерно приводит к исследованию и конкретизации путей и методов решения существующих у ребенка психологических проблем, способствует его личностному росту. На этой основе становится возможной дальнейшая психокоррекционная работа с девиантным подростком, нацеленная на помощь в адекватном социальном самоопределении.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Читайте также: