Организация эпидемического процесса. Биологическая основа эпидемического процесса.

Обновлено: 03.05.2024

Эпидемический процесс это процесс возникновения и распро­странения среди населения специфических инфекционных со­стояний: от бессимптомного носительства до манифестных за­болеваний, вызванных циркулирующим в коллективе возбуди­телем.

Эпидемиология - наука, которая:

изучает условия и механизмы формирования эпидемического процесса,

разрабатывает проти­воэпидемические мероприятия, направленные на предупрежде­ние и снижение инфекционных болезней.

Биологической основой развития эпидемического процесса служит паразитарная система (взаимодействие популяций паразита и хозяина).

В процессе такого взаимодействия при любой инфекции или инвазии происходит взаимное влияние популя­ций паразита и хозяина, которые в результате этого взаимно адаптационно изменяются. Взаимодействие паразитарной систе­мы с социальными условиями превращает ее в эпидемический процесс.

Эпидемический процесс обусловливает непрерывность взаи­модействия 3-х его элементов:

ме­ханизмов, путей и факторов передачи;

Выключение любого из этих звеньев приводит к прерыванию эпидемического процесса.

Решающую роль в раз­витии эпидемического процесса играют социальные факторы окружающей среды.

Рассмотрим теперь отдельные звенья эпидемического процесса.

Источник инфекции

Источник возбудителя инфек­ции - это живой или абиотический объект, являющийся местом естественной жизнедеятельности патогенных микробов, из которого происходит заражение людей или животных.

Источ­ником инфекции могут быть:

организм человека (больного или носителя),

организм животного (больного или носителя),

абиотические объекты окру­жающей среды (вода, пища и др.).

Инфекции, при которых источником инфекции служит только человек, называются антропонозными.

Инфекции, при которых источником явля­ются больные животные, но может болеть и чело­век — зоонозными.

Инфекции, при которых источником инфекции служат объекты окружающей среды - сапронозные.

Возбудители сапронозов являются псевдопаразитами человека и животных. Они постоянно и естественно обитают в окружа­ющей среде (вода, почва) и для поддержания своего суще­ствования в природе необязательно нуждаются в эпидемичес­ком процессе. К сапронозам, например, относятся легионеллезы, иерсиниозы.

Меха­низм, пути и факторы передачи

Механизм передачи - способ перемещения возбудителя инфекционных и инвазивных заболеваний из зараженного организма в восприим­чивый.

Этот механизм включает последовательную смену 3-х стадий:

выведение возбудителя из организма хозяина в окру­жающую среду;

пребывание возбудителя в объектах окружаю­щей среды (биотических или абиотических);

внедрение возбуди­теля в восприимчивый организм.

Различают следующие механизмы передачи:

фекально-оральный,

аэрогенный (респираторный),

кровяной (трансмиссивный),

вертикальный (от одного поколения к другому, т.е. от матери плоду трансплацентарно)

Факторы передачи это элементы внешней среды, обеспечивающие пе­ренос микробов из одного организма в другой.

К ним относятся вода, пища, почва, воздух, живые членистоногие, предметы ок­ружающей обстановки.

Пути передачи это конкретные элемен­ты внешней среды или их сочетание, обеспечивающие попадание возбудителя из одного организма в другой в определенных вне­шних условиях.

Для фекально-орального механизма передачи ха­рактерны:

контактный (не­прямой контакт) пути передачи.

Для аэрогенного механизма передачи ха­рактерны:

Для трансмиссивного механизма передачи ха­рактерны:

передача через укусы кровососущих эктопаразитов,

Для кон­тактного (прямого) механизма передачи характерны:

контактно-половой (прямой контакт).

Для вертикального механизма передачи ха­рактерен трансплацентарный путь.

Русский ученый-эпидемиолог Л.В.Громашевский сформули­ровал закон соответствия механизма передачи с локализацией возбудителя в организме.

По этому закону все инфекционные болезни по механизму и основным путям передачи классифицируются следующим образом:

инфекции дыхательных путей (респираторные);

трансмиссивные (или кровяные) инфекции;

инфекции наружных покровов.

В соответствии с этим делением для каждой из групп присущи основные пути передачи инфекции:

для кишечных инфекций — это алиментарный, водный и контактно-быто­вой;

для респираторных — воздушно-капельный и воздушно-пылевой;

для транссмиссивных — через переносчиков, парентераль­ный и половой;

для инфекций наружных покровов — раневой и контактно-половой пути передачи.

Кроме этих основных ме­ханизмов, при некоторых инфекциях возможен вертикальный путь передачи инфекции от матери плоду и через зародышевые клетки.

Современное представление об эпидемическом процессе, его сущности и эпидемиологии как науки

Основоположник учения об эпидемическом процессе Л.В. Громашевский определялэпидемический процесс как цепь следующих друг за другом специфических инфекционных состояний.Но это определение не объясняло сущности эпидемического процесса как явления. Суть последнего была обоснована Беляковым В.Д. (1989), который дал следующее определение эпидемического процесса: «Эпидемический процесс это эволюционно обусловленный процесс взаимодействия паразита - возбудителя и человека - хозяина на популяционном уровне, проявляющийся, при определенных социальных и природных условиях манифестными, стертыми и бессимптомными формами заболевания».

В данном определении раскрывается сущность эпидемического процесса как процесса взаимодействия. Реализация этой сущности на популяционном уровне (взаимодействие внешних и внутренних причин между собой при определенных социальных и природных условиях), в отличие от организменного, именуется причинностью в эпидемиологии.Результатом этого является не только возникновение инфекционных, но и любых других заболеваний как следствие взаимодействия патогенных факторов неинфекционной (физической, химической, ятрогенной и др.) природы с неоднородной по степени восприимчивости к ним популяцией людей. То есть различияпри инфекционной и неинфекционной патологиикасаются лишьприроды патогенов (этиологии) при одной и той же биологической основе формирования заболеваемости [7]. В этой связи термин эпидемический процесс (процесс взаимодействия), «рожденный» в недрах эпидемиологии инфекционных заболеваний, в настоящее время широко используется для обозначения сущности этого процесса и при заболеваниях неинфекционной природы.

Поэтому понятие эпидемический процесс в настоящее время определяется как процесс взаимодействия патогенных факторов различной природы (биологической, физической, химической, ятрогенной и др.) с неоднородной по восприимчивости к ним популяцией людей, проявляющийся при определенных необходимых и достаточных социальных и природных условиях манифестными, стертыми и бессимптомными формами заболеваний. То есть понятие «эпидемический процесс» не противоречит понятию «заболеваемость» и применение этого термина к процессу распространения неинфекционных заболеваний отражает эволюцию эпидемиологии и ее современный этап развития [4]. Вследствие этого наиболее полно современному представлению эпидемиологии как науки соответствует следующее

определение: "Эпидемиология - наука об эпидемическом процессе, изучающая причины, условия и механизмы формирования патологии населения путем анализа ее

распределения по территории, среди различных групп населения и во времени, использующая эти данные для разработки системы профилактических и противоэпидемических мероприятий для снижения заболеваемости и улучшения здоровья населения» [1].

Это определение полностью соответствуют паспорту ВАК РФ номенклатуры научной специальности: 14.02.02 - эпидемиология, областью исследования которой являются инфекционные и массовые неинфекционные заболевания, т.е. любая заболеваемость и ее исходы необходимые для интегральной оценки состояния здоровья населения [17].

Выше указывалось, что в возникновении и распространении любых заболеваний людей, помимо наличия патогенных факторов различной природы и популяции восприимчивых людей, существенную роль играют конкретные элементы социальной и природной среды, а также образа жизни людей и индивидуальные особенности организма. Роль этих элементов хорошо обоснована в возникновении и реализации инфекционных заболеваний, при которых элементарной ячейкой эпидемического процесса является эпидемической очаг.

Тема: Основы эпидемиологии. Эпидемический процесс

Эпидемический процесс -это возникновение и распространение среди населения специфических инфекционных состояний, от бессимптомных носителей до манифестных заболеваний, вызванных циркуляцией возбудителя в коллективе.

Манифестная форма заболевания - клиническая форма заболевания с полным набором характерных для него симптомов.

Бессимтомная форма -скрытая инапарантная.

По длительности взаимодействия микроорганизмов и организмов инфекции делят на 2типа:

1. Непродолжительное пребывание микробов в организме до 6 месяцев.

Так проявляется острая продуктивная и скрытая инфекция.

2. Длительное сохранение микробов в организме без выделения в окружающую среду.

Персистенция -форма носительства латентной инфекции, хронической инфекции с периодами рецидивов и ремиссий.

Суперинфекция -повторное заражение с усилением клиники.

Реинфекция -заражениепри выздоровлении.

Условия и механизмы формирования эпидемического процесса, методы его изучения, а также совокупность противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение и снижение инфекционных болезней, является предметом изучения специальной науки - эпидемиологии.

Эпидемический процесс обусловливает непрерывное взаимодействие трёх элементов:

1. источник инфекции;

2. восприимчивый коллектив;

3. механизм передачи.

Выключение любого из звеньев приводит к прерыванию эпидемического процесса.

1. Источник инфекции -живой или абиотический объект, являющийся местом естественной жизнедеятельности патогенных микробов, благодаря которому происходит заражение людей и животных.

Источником инфекции может быть организм человека и животного, абиотические объекты окружающей среды (вода, пища).

2. Механизм передачи -способ перемещения возбудителей инфекции и инвазивных заболеваний из заражённого организма в восприимчивый.

Включает 3 фазы:

а) выведение возбудителя из организма хозяина в окружающую среду;

б) пребывание возбудителя в объектах окружающей среды (биотических и абиотических);

в) внедрение возбудителя в восприимчивый организм.

Механизмы передачи различают: фекально-оральный, аэрогенный, трансмиссивный, контактный

Факторы передачи-элементы внешней среды, обеспечивающие перенос микробов из одного организма в другой.

Пути передачи-элемент внешней среды, обеспечивающий попадание возбудителя из одного организма в другой, в определённых внешних условиях.

Для фекально-орального механизма существуют пути: алиментарный (пищевой), водный и контактно-бытовой. Для аэрогенного механизма существуют пути: воздушно- капельный и воздушно-пылевой.

4. Восприимчивый коллектив,если иммунная прослойка в популяции составляет 95% и выше, то в данном коллективе достигается состояние эпидемического благополучия.

Поэтому задачей по предупреждению эпидемий является создание в коллективах иммунной прослойки путём вакцинации.

Русский учёный - эпидемиолог Л.В. Громашевскийсформулировал закон соответствия механизма передачи с локализацией возбудителя в организме.

По этому закону все инфекционные заболевания по механизмам и путям передачи можно представить следующим образом:

1. кишечные инфекции

2. инфекции дыхательных путей

3. трансмиссивные инфекции

4. инфекции кожных покровов.

Для каждой из групп присущи пути передачи: кишечной-алиментарный путь, респираторной - воздушно-капельный путь, инфекции наружных покровов - раневой путь.

Противоэпидемические мероприятия:

1. Изоляция источника инфекции -

а) выявление больных, их изоляция и лечение;

б) выявление носителей, санация и постановка на учёт;

в) уничтожение больных животных;

г) карантинные мероприятия.

2. Разрыв механизмов и путей передачи, включающий в себя комплекс санитарно-гигиенических мероприятий:

а) благоустройство населённых мест (создание центрального освещения, отопления, канализации)

б) разукрупнение организованных коллективов;

в) санитарный эпидемиологический надзор над объектами пищевой промышленности и общественного питания;

г) соблюдение правил асептики, антисептики, санитарно-эпидемического режима в больничных учреждениях;

д) уничтожение кровососущих эктопаразитов.

Мероприятия, направленные на второе звено эпидемического процесса наиболее эффективны при ВБИ.

3. Мероприятия, направленные на третье звено эпидемического процесса включают в себя повышение невосприимчивости населения. Интенсивность эпидемического процесса выражается в показателях заболеваемости и смертности (10 на 100 тысяч населения).

Различают 3 степени интенсивности эпидемического процесса:

I - Спорадическая заболеваемость -уровень заболеваемости данной нозологической формы на данной территории в определённый исторический отрезок времени;

II - Эпидемия -уровень заболеваемости данной нозологической формы на определённой территории в конкретный отрезок времени, резко превышающий уровень спорадической заболеваемости;

III - Пандемия -уровень, резко превышающий эпидемический. Пандемия очень быстро распространяется, захватывает страну, континент, весь мир. Эпидемия менее масштабная, чем пандемия, охватывает город, регион, страну.

Эндемия - характеризует не интенсивность эпидемического процесса, а частоту заболеваемостиданной нозологической формы на конкретной географической территории.

Различают эндемию природно - очаговую, связанную с природными условиями, распространения и резервуарами инфекции.

Социально - экономическая эндемия связана с социальными факторами и уровнем экономики.

По распространению инфекционные заболевания различают:

1. Кризисные - заболеваемость более 100 случаев на 100 тысяч населения;

2. Массовые - 100 случаев на 100 тысяч населения;

3. Распространённые управляемые - от 20 случаев на 100 тысяч населения;

Учение об эпидемическом процессе

Эпидемический процесс — это процесс возникновения и распро­странения среди населения специфических инфекционных со­стояний.

Эпидемический процесс обуславливает непрерывность взаи­модействия трех его элементов:

1) источник инфекции - живой или абиотический объект, являющийся местом естественной жизнедеятельности патогенных микробов, из которого происходит заражение людей или животных. Инфекции, при которых источником инфекции служит только человек, называются антропонозными, а инфекции, при которых источником явля­ются больные животные, но может болеть и чело­век — зоонозными, а также выделяют группу сапронозов, при которых источником инфекции служат объекты окружающей среды.


2) ме­ханизм и путь передачи. Механизмом передачи - это способ перемещения возбудителя инфекционных и инвазивных заболеваний из зараженного организма в восприим­чивый. Различают фекально-оральный, аэрогенный (респираторный), кровяной(трансмиссивный), контак­тныйивертикальный (от одного поколения к другому, т.е. от матери плоду трансплацентарно) механизмы передачи. Факторы передачи — это элементы внешней среды, обеспечивающие пе­ренос микробов из одного организма в другой. К ним относятся вода, пища, почва, воздух, живые членистоногие, предметы ок­ружающей обстановки. Путь передачи — это конкретные элемен­ты внешней среды или их сочетание, обеспечивающие попадание возбудителя из одного организма в другой в определенных вне­шних условиях. Для фекально-орального механизма передачи ха­рактерны алиментарный (пищевой), водный и контактный (не­прямой контакт) пути передачи; для аэрогенного — воздушно­капельный и воздушно-пылевой; для кровяного — через укусы кровососущих эктопаразитов, парентеральный и половой; для кон­тактного — раневой и контактно-половой (прямой контакт); для вертикального — трансплацентарный путь.

3) восприимчивость коллектива- чем больше иммунных лиц, тем меньше вероятность возникновения заболевания. Главной задачей по предупреждению эпидемий является создание эпидемического благополучия, которое достигается следующими путями:

ü Проведение массовой вакцинации против соответствующих возбудителей.

ü Проведение комплекса мер, направленных на изоляцию источника инфекции: больных не­обходимо выявлять, изолировать и лечить; носителей — выяв­лять, ставить на учет и санировать; больных животных обычно уничтожают (или лечат, изолируют); карантинные мероприятия.

ü Разрыв механиз­мов и путей передачи, включают в себя комплекс санитарно- гигиенических мероприятий по благоустройству населенных пун­ктов (например, централизованное водоснабжение и канализа­ция), разукрупнение организованных коллективов, санитарный надзор за объектами пищевой промышленности и общественно­го питания, соблюдение правил асептики, антисептики, дезин­фекции и стерилизации в больничных учреждениях, уничтоже­ние кровососущих эктопаразитов и др.

ü Улучшение социально-бытовых условий, влияющих на резистентность организма человека, а также санитарно-просветительная работа среди населения.

Интенсивность эпидемического процесса выражается в пока­зателях заболеваемости и смертности на 10 000 или 100 000 населения, с указанием названия болезни, территории и исто­рического отрезка времени. Эпидемиологи различают 3 степени интенсивности эпидемического процесса:

ü спорадическая заболеваемость — это обычный уровень за­болеваемости данной болезнью на данной тер­ритории в данный исторический отрезок времени;

ü эпидемия — это уровень заболеваемости данной болезнью на данной территории в конкретный отре­зок времени, резко превышающий уровень спорадической заболеваемости;

ü пандемия — это уровень заболеваемости данной болезнью на данной территории в конкретный отре­зок времени, резко превышающий уровень обычных эпи­демий. Как правило, такой уровень заболеваемости трудно удержать в рамках определенного географического региона, и инфекция обычно быстро распространяется, захватывая новые и новые территории (например, пандемии чумы, холеры, гриппа, ВИЧ-инфекции и др.). Не исключена возможность пандемии какого-либо заболевания в строгих географических рамках, например, пандемия сыпного тифа в период гражданской войны в России (1918—1922), ко­торая не вышла за границы России.

Об этом полезно знать:

Закон сохранения момента импульса Моментом импульса относительно неподвижной оси z называется скалярная величина Lz.
ОПРОБОВАНИЕ ТОРМОЗОВ В ПОЕЗДАХ С ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГОЙ Устанавливаются три вида опробования тормозов: полное и сокращённое опробования в поездах.
Компетенция и компетентность Компетенция - это способность к выполнению какой-либо деятельности на основе приобретенных в ходе обучения знаний.
Категория работ по тяжести (ГОСТ 12.1.005-88) Категория работ Энергозатраты Ватт Ккал/час Легкие: Iа Iб Средней тяжести: IIа IIб Тяжелые III  .
Примеры решения некоторых проблем пациента Приоритетная проблема: боль в эпигастральной области. Сестринский диагноз: боль в эпигастральной области вследствие образования язвы.

Лекция "Основы эпидемиологии. Учение об эпидемическом процессе"

III . Количественная характеристика эпидемического процесса по уровню интенсивности.

I . Основы эпидемиологии .

Эпидемиология - это наука, изучающая закономерности развития и распространения эпидемического процесса и разрабатывающая профилактические и противоэпидемические мероприятия.

Задачи эпидемиологии.

1. Выявление причины возникновения и распространения инфекционных болезней среди людей.

2. Предупреждение эпидемии.

3. Полная ликвидация ряда заразных болезней.

II . Учение об эпидемическом процессе.

1. Понятие об эпидпроцессе.

Эпидемический процесс - это процесс возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди людей.

2. Звенья ЭП.

1 - источник инфекции;

2 - механизмы, пути и факторы передачи;

3 - восприимчивый организм.

Если отсутствует хотя бы одно из звеньев, то это приводит к прерыванию эпидпроцесса.

а) 1 звено ЭП - источник инфекции. Это тот объект или

живой организм, который служит местом естественного пребывания и размножения возбудителя, и из которого возбудитель тем или иным путем попадает в другой организм

Источник инфекции всегда человек или животное. В зависимости от источника инфекции делятся на:

· антропонозы - источник инфекции только человек;

· зоонозы - источник инфекции животное;

· антропозоонозы - источник инфекции и человек и животное;

· сапронозы - источник инфекции объект внешней среды.

б) 2 звено ЭП - механизмы, пути и факторы передачи.

Механизм передачи - это процесс передачи возбудителя из одного организма в другой, сложившийся в процессе эволюции.

Он состоит из трёх этапов:

1. Выход возбудителя из заражённого организма во внешнюю среду.

2. Пребывание во внешней среде.

3. Внедрение в другой восприимчивый организм.

Путь передачи - совокупность факторов, участвующих в передаче инфекции на данной территории в данное время.

Факторы передачи - это факторы внешней среды, предметы обихода, вода, продукты, воздух, почва, членистоногие и т.д., через которые происходит передача инфекции.

Механизмы и пути передачи зависят от локализации возбудителя.

МЕХАНИЗМЫ И ПУТИ ПЕРЕДАЧИ.

2. Пищевой (алиментарный)

Трансмиссивный - через укусы кровососущих насекомых

Кожные покровы и слизистые оболочки

4. Прямой контакт

От матери к плоду

В) 3 звено ЭП - восприимчивый организм.

Человек заболеет только тогда, когда его организм будет восприимчив к данной инфекции. Например: когда ослаблен иммунитет, нет прививок, стресс, плохое питание и т.д.

Восприимчивость людей в коллективе к инфекции также зависит от коллективного иммунитета.

Установлено, что если 95% людей в коллективе имеет иммунитет к инфекции

(иммунная прослойка равна 95%), то в данном коллективе эпидемическое благополучие, и циркуляция возбудителя прекращается.

III . Количественная характеристика ЭП (по уровню интенсивности) .

1. Спорадия - это единично повторяющиеся от случая к случаю

инфекционные заболевания, эпидемической связи между которыми нет.

Это обычный уровень заболеваемости на данной территории.

2. Вспышка - рост числа инфекционных заболеваний в несколько раз по сравнению со средним уровнем (в коллективе, учреждении, городе и районе).

3. Эпидемия - массовое распространение инфекции среди людей охватившее страну, происходящее от общего источника инфекции, общих путей передачи и связанных между собой общей цепью заражений.

Заболеваемость при этом резко превышает обычный уровень.

4. Пандемия - это заболевание, которое получило широчайшее распространение, охватившее несколько стран или весь земной шар.

Например: пандемия гриппа, холеры, ВИЧ - инфекции.

5. Экзотические болезни - болезни, которые на данной территории не встречаются, а завезены из другой страны.

6. Эндемия - системное возникновение среди населения на определённой территории инфекционных заболеваний в течение длительного времени (эндемичные или природно-очаговые болезни).

Читайте также: