Организация донорства органов в США. Принципы

Обновлено: 13.05.2024

Донорство органов после смерти по-прежнему является исключением, а не правилом. Vox рассказывает о том, как его можно улучшить.

Система донорства органов позволяет десяткам тысяч американцев ежегодно жертвовать части своего тела, чтобы продлить жизни других. Но в то же время десятки тысяч жизнеспособных органов теряются и не идут к тем пациентам, которые в них нуждаются.

Недавние исследования показывают, что уровень донорства только в США можно увеличить в два раза. А если поддерживать всю систему в лучшем состоянии, показатели будут еще выше. И вот как это сделать.

Больше трансплантаций

2017 год стал рекордным: число умерших людей, чьи органы были отданы на донорство, впервые превысило 10 000. Эти пожертвования вместе с органами, которые отдали почти 6 000 живущих людей, стали жизненного важным даром для 35 000 больных людей. Но в том же году в список ожидания добавилось еще более 50 000 человек.


Из американцев, которые сейчас находятся в списке ожидания трансплантации, 81% нужна почка, 12% нужна печень, остальным - сердце, легкое, поджелудочная железа или кишечник. Они страдают от разных заболеваний (диабет, злоупотребление алкоголем, гепатит С), но всех объединяет то, что их жизненно важный орган необратимо отказывает.

Как только органы становятся доступны для трансплантации, их сопоставляют с ближайшим больным пациентом. На совместимость влияют несколько сложных физиологических и географических факторов. Помощи пациентам часто приходится ждать долго, и болезнь доходит до крайней стадии. В итоге они идут на операцию, когда меньше всего способны ее перенести.

Смерть и спасение

В США снабжением органами в основном занимаются некоммерческие организации. Они обладают навыками, практиковать которые у врачей нет возможности, так как на самом деле в системе здравоохранения донорство встречается редко.

Организации по cснабжению органами (сокращённо ОСО) мониторят больницы, и когда у пациента выявляют потенциал для донорства, ОСО отправляет к нему своего сотрудника. Такие работники - связующее звено между всеми сторонами процесса - донорской больницей, центром трансплантации, скорбящей семьей. Их задача - превратить потерю одного человека в спасение другого.

Говард Нейтан начал работать в Пенсильванской организации Gift of Life в 1978 году координатором трансплантаций. Сегодня он - президент организации. Их ключевая ответственность, как он считает, в том, чтобы представлять людей из списка ожидания: «Они не могут поговорить с донором у его постели. Мы - их голос».

Работа организации - это баланс между чуткостью и скоростью. Приходится говорить с семьями пациентов о том, каким будет их самый тяжелый день. Как только пациент умирает и в крови перестает циркулировать кислород, органы подвергаются сильнейшему риску, что уменьшает вероятность успешной трансплантации. Поэтому организации тщательно координируют их быструю транспортировку в любой из центров, где их готовы принять.


Донорство развивается вместе медициной

Хирурги-трансплантологи неохотно принимают органы от пожилых пациентов или органы, которые долго перевозили, потому что они истощены кислородным голоданием. Врачи отдавали предпочтение органам молодых людей, у которых было нормальное кровообращение.

Теперь хирурги все чаще могут пересаживать органы, которые раньше считались «второсортными». К ним относятся пожертвования от пожилых пациентов и органы, привезенные с большого расстояния.

Опираясь на четырехлетние данные о смертности в США, исследователи подсчитали, что ежегодно использовать для донорства можно органы более 24 000 человек. Это в два раза превышает число фактических доноров в 2017 году. Среди людей, которые умерли в возрасте до 39 лет, донорами стали 60%, среди умерших в возрасте 40-59 - только 30%, а среди пожилых людей 60-75 лет - лишь 11%.

«Эти данные говорят о большом количестве нереализованных доноров, - пишет один из авторов исследования, доктор Дэвид Голдберг, - "Необходимо стандартизировать практику ОСО, особенно среди организаций с самыми низкими показателями пожертвований".


Пожертвования от живых доноров остаются на прежнем уровне, их можно увеличить

Другой способ повысить трансплантацию органов - брать в счет не только умерших. В США пока только 40% трансплантаций почек и 4% печени получают от живого донора.

Здоровый человек может отдать на пересадку одну из почек или часть печени. В прошлом году журналист Vox Дилан Мэтьюз отдал почку незнакомцу, приняв участие в неориентированном пожертвовании. Такое случается редко - лишь одна из 30 успешных пересадок почки не ориентирована на конкретного человека. Подавляющее большинство доноров знакомы с пациентом.

Для больного живой донор предпочтительнее, потому что его орган обычно функционирует лучше. Кроме того, поскольку живые пожертвования проходят вне системы умерших доноров, пациентам не нужно ждать так долго, поэтому они, как правило, находятся в лучшем состоянии и лучше переносят операцию.

Профессор хирургии Дорри Сегев считает, что "в США достаточно здоровых людей, чтобы облегчить нехватку органов". Но с тех пор, как количество пожертвований живых почек утроилось в 1990-2004 годах, роста больше нет.

Новая культура донорства

Культурные нравы различаются по всей стране, но эксперты считают, что правительство США может принять меры по облегчению процесса донорства. У каждого штата есть цифровой портал для авторизации пожертвования, но в некоторых штатах его интегрируют и с другими процессами, с которыми могут столкнуться жители.

В 2017 году Нью-Йорк запустил современный онлайн реестр и теперь предлагает тем, кто пользуется медицинским страхованием, возможность присоединиться. С прошлого года для регистрации его использовали более 147 000 человек, согласно данным департамента здравоохранения.

Губернатор Эндрю Куомо подписал закон, разрешающий регистрироваться в качестве доноров, начиная с 16 лет. Социальную рекламу о продвижения донорства теперь можно увидеть в вагонах метро и киосках Нью-Йорка.

Технологические достижения и инвестиции только помогут увеличению доступности трансплантации органов, но реальный успех зависит от врачей, если они будут слаженно работать, задавать умирающим пациентам трудные вопросы правильным образом и честнее оценивать риски и выгоду. Таких успехов непросто достичь, и медицинская система пока не помогает.

Очерк о некоторых проблемах организации пересадки жизненно важных органов


В данной статье отражен современный уровень задач, стоящих перед решением проблем трансплантологии. Права реципиентов на получение донорского органа по действующему «листу ожидания» и коммерциализация данного процесса. Принцип реализации вышеуказанного права зависит от специфики трансплантационных программ, прежде всего от результатов иммунологического или генотипического подбора пары «донор-реципиент», от срочности операции, определяемой тяжестью клинического состояния больного. Подобная система распределения органов обычно базируется на профессионализме специалистов по пересадке органов, принимающих данные решения, на их ответственности и доброжелательности.

Ключевые слова: трансплантология, пересадка жизненно важных органов

Как известно, в настоящее время в мировой практике процесс выбора донора по действующему «листу ожидания» осуществляют с помощью компьютерной программы. Отобранные реципиенты включаются в соответствующий «лист ожидания» не только на региональном, межрегиональном, государственном, но и на международном уровне. Иначе говоря, они получают равные права в пределах этих уровней, включая и обмен донорскими трансплантатами между трансплантационными центрами (ТЦ).

В нашей стране права реципиента гарантированы Законом Кыргызской Республики «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (Раздел 1, ст. 5 и 6: «Медицинское заключение о необходимости трансплантации органов и (или) тканей человека»; «Согласие реципиента на трансплантацию органов и (или) тканей человека»).

Следует заметить, принцип реализации вышеуказанного права зависит от специфики трансплантационных программ, прежде всего от результатов иммунологического или генотипического подбора пары «донор-реципиент», от срочности операции, определяемой тяжестью клинического состояния больного.

Подобная система распределения органов обычно базируется: во-первых на профессионализме специалистов по пересадке органов, принимающих данные решения; во-вторых на их ответственности и доброжелательности. Все авторы солидарны в том, что она вне всякого сомнения должна исключать финансовые или иные конъюнктурные соображения.

По мнению исследователей, важным условием должны стать юридические гарантии для предотвращения возможности преимущественного, коррумпированного доступа к «листу ожидания» или к получению органа в зависимости от финансового или социального статуса больного.

К сожалению, права реципиента нарушаются, когда он не имеет доступа к необходимой информации и оздоровительной программе (нет осведомления, отсутствия направления или рекомендации). Это, прежде всего, связано с тем, что высокотехнологичная медицина слишком малодоступна широкому населению. В частности, такая ситуация сложилась и в Кыргызской Республике (КР) [1].

Другая проблема для нуждающегося больного может возникнуть из-за того, что в ряде регионов, в которых проповедуется ислам, существует религиозный запрет на изъятие донорских органов у умерших, поэтому больные вынуждены обращаться в трансплантационные центры других стран. Такая ситуация имеет место и в ряде стран СНГ.

Поскольку такие услуги для иностранцев, как правило, являются платными, ТЦ охотно берут больных на коммерческой основе. Между тем, такой подход создает определённую медико-социальную и этико-правовую проблему для всей трансплантологии, объявленной, как известно, вне финансовых требований [2].

Тем не менее, многие исследователи проблемы считают полную финансовую компенсацию иностранными гражданами за проведенную им пересадку жизненно важных органов (ЖВО) оправданной и этически допустимой. То есть некая трансформация взглядов на эту проблему все же происходит.

Трудно согласится с тем, что компенсация, а это в среднем 30-40 тыс. долларов США за пересадку почки, 100-120 тыс. долларов США — сердца, 150-200 тыс. долларов США — печени, как указывается в отчетах — это стоимость самой операции по пересадке — высказывают сомнение ряд авторов. Уже давно констатировано, что пересадка ЖВО — это бизнес и сверхприбыльная коммерция.

Между тем, как отмечалось выше, еще в 1970 году Европейское общество трансплантологов приняло решение о том, что «Продажа органов живых или мертвых доноров не может быть оправдана ни при каких условиях». В 1984 году принят соответствующий «Национальный акт» в США [3].

Однако, уже в 1985 году 37-я Всемирная медицинская ассамблея (Брюссель) на своем заседании обсудила вопрос о том, что во всем мире получила развитие торговля жизнеспособными почками из развивающихся стран для проведения операций по трансплантации в Европе и США.

Конференция министров здравоохранения стран Европейского Сообщества (1987) наложила запрет на коммерческое использование человеческих органов и записала в решении: «. человеческий орган не должен предлагаться с целью получения доходов какой бы то ни было организацией, занимающейся обменом органов, банком человеческих органов или любой другой организацией или индивидуальным лицом». Между тем, как считают многие исследователи, нет никаких гарантий что вопрос коммерционализации органного донорства лишь вопрос времени [2].

Следует отметить, что мировая практика ТЦ считает, что не должна запрещаться оплата разумных расходов за медицинские услуги, связанные с предоставлением донорского органа, его хирургическим изъятием, хранением, селекцией и распределением для трансплантации. Они подчеркивают, что денежная компенсация берется за услуги, но не за орган. Но, а с другой стороны, донорские органы — то со стороны ТЦ где-то покупаются.

Трансплантация может сопровождаться и рядом других нарушений законов о пересадке ЖВО: подделка документов; участие врачей, констатировавших смерть донора, в последующих операциях по извлечению трансплантата и его пересадке реципиенту; нарушением принципа коллегиальности в решении ряда вопросов трансплантации и пр.

Согласно УК КР (ст. 126), «неоказание помощи больному без уважительных причин лицом медицинского персонала, который обязан, согласно установленным правилам, оказывать помощь», является преступлением.

Степень наказания усиливается, если деяние «повлекло или заведомо могло повлечь смерть больного или иные тяжкие последствия». Прежде всего, это касается лица, которое нуждается в первой неотложной помощи в связи с несчастным случаем или внезапным заболеванием, опасным для жизни. А между тем необходимость в лечении посредством трансплантации может возникнуть не только в связи с указанными причинами, но, что гораздо чаще бывает, в связи с хроническими, медленно развивавшимися заболеваниями, лишенными свойства внезапности.

Абсолютное большинство исследователей считают, что большинство уже имевших место пересадок ЖВО выполняются не в связи с острым заболеванием реципиента, а в результате длительной хронизации патологического процесса. В этом аспекте, УК КР требует в будущем внесения соответствующей поправки.

Следующим пунктом может считаться врачебная ошибка, связанная с ненадлежащим выполнением пересадки ЖВО, повлекшим за собой смертельный исход либо причинение вреда здоровью. При этом, как рекомендуют многие исследователи, нужно уяснить то обстоятельство, что состояние медицинской науки в области трансплантации на сегодняшний день таково, что детально отработана техническая сторона многих операций, обеспечивающих при пересадке органов успех.

Между тем, не следует сбрасывать со счетов то, что успешный результат самой операции всегда является более или менее временным, поскольку дальнейшая судьба больного зависит от постоянного в течение последующей жизни применении иммунодепрессивных средств, направленных на задержание процесса отторжения чужеродного органа. Безусловно, это должно учитываться при определении наличия или отсутствия врачебной ошибки в области трансплантации.

Нужно отметить, что ответственность лица, выполняющего пересадку ЖВО, за усугубление здоровья или наступление смерти возникает лишь тогда, когда:

а) трансплантация была выполнена не по правилам;

б) если между установленным нарушением правил и отрицательным исходом существует причинно-следственная связь;

в) если трансплантолог виновен в наступлении нежелательных последствий [5].

Уместно напомнить, что существуют лишь две особенности при врачебной ошибке при пересадке ЖВО: 1) поскольку операция, как предполагается, имеет право делать только точно и персонально определенный круг высококвалифицированных лиц, постольку абсолютно исключается ссылка на незнание, вызвавшее ошибку; 2) пересадке ЖВО присуща особая специфика — оно выполняется у обреченного больного, как последний шанс, а потому исход зависит от многих причин, независящих от личности врача.

Вероятно, когда нет нарушений определенных правил, обеспечивающих безопасность операции следует говорить о врачебной неосторожности. Напротив, заведомо ложная констатация смерти донора, который является жизнеспособным и ему не оказывается медицинская помощь, с тем, чтобы использовать его ЖВО для другого, ничем не отличается от умышленного убийства.

При пересадке ЖВО общественно опасные деяния возможны при оформлении документации пересадки органов и тканей: а) оформление заключения о необходимости пересадки; б) удостоверении согласия или несогласия реципиента на операцию; в) заключении о смерти предполагаемого донора и других записей в истории болезни. То есть исключительно при выполнении врачом организационно-распорядительных функций [4].

В таких случаях следует говорить о злоупотреблении служебным положением либо о халатности, то есть «неисполнении или ненадлежащем исполнении должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, причинившего существенный вред охраняемым законом правам и интересам граждан».

Таким образом следует отметить, злоупотребление служебным положением, халатностью, преступлением или проступком являются следующие действия: а) нарушение принципа коллегиальности при решении вопросов трансплантации; б) предоставление врачам, констатировавшим смерть предполагаемого донора, возможности участвовать в последующих операциях по извлечению трансплантата или его пересадке реципиенту; в) допуск к производству пересадки лиц, не имеющих права на подобные хирургические операции; г) необоснованный отказ врача или судебно-медицинского эксперта предоставить трансплантат; д) санкционирование использования для пересадки органов от лиц, которые не могут быть донорами.

  1. Ашимов И. А. Диалог с самим собой // Под ред. А. Ч. Какеева). — Бишкек, 2001.- 554 с.
  2. Ашимов И. А., Ашимов Ж. И. Проблемы трансплантации органов. — Бишкек, 2008. — 352 с.
  3. Красновский Г. Н., Иванов Д. Н. Актуальные вопросы правового регулирования трансплантации органов и тканей в Российской Федерации // Вестник Моск. ун-та. — 1993. — № 5. — С.50-58.
  4. Кирпатовский И. Д. Зарубежный опыт трансплантации органов. — М., 1968. — С.61-65.
  5. Трансплантология. Руководство / Под ред. В. И. Шумакова. — М., 1995. — С.24-29.

Основные термины (генерируются автоматически): врачебная ошибка, доллар США, пересадок, пересадок органов, трансплантация, США, срочность операции, самая операция, реципиент, профессионализм специалистов, принцип реализации, принимающие данные решения, подобная система распределения органов, орган, определяемая тяжесть, область трансплантации, клиническое состояние больного, донорский орган, генотипический подбор пары.

Проблемы правового регулирования трансплантации органов и тканей человека в международном и национальном праве


В статье авторы выявляют основные проблемы правового регулирования трансплантации органов и тканей человека в международном и национальном праве и ищут возможные пути решения некоторых из них.

Ключевые слова: органы, трансплантация органов, ткани, Российская Федерация

Одним из важнейших прав человека является неотъемлемое и не отчуждаемое право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Тем не менее оно часто подвергается нарушениям, которые приводят к необратимым последствиям как для человека, так и для общества в целом. Одним из таких нарушений можно считать вмешательство в личные границы человеческой жизни, часто происходящее в рамках биомедицины, одним из наиболее популярных направлений которой является трансплантация органов и тканей человека.

В современном мире трансплантация органов и тканей человека является популярным методом лечения целого ряда заболеваний жизненно-важных органов. Количество операций, проводимых по пересадке органов, постоянно растет. Несмотря на то, что с точки зрения медицины, трансплантация очень успешна, с юридической точки зрения возникает большое количество проблем относительно ее регулирования и реализации на практике.

Одной из наиболее острых проблем в сфере трансплантологии является проблема незаконного изъятия органов и тканей человека, которые впоследствии становятся предметом торговли. ООН известны случаи, когда после продажи органы использовались не в медицинских, а религиозных и других целях [8]. Несмотря на то, что коммерциализация органов строго запрещена международными договорами, например, п. 8 Декларации о трансплантации человеческих органов от 1987 года: «Купля-продажа человеческих органов строго осуждается» [1], а также ст. 21 Конвенции о правах человека и биомедицине от 1996 года: «Тело человека и его части не должны являться источником получения финансовой выгоды» [3], в большинстве государств нормы уголовного закона недостаточно четко регулируют данную сферу, из-за чего процент незаконной торговли органами очень высок [7]. Незаконный оборот органами человека напрямую противоречит основным правам человека и гражданина любого государства и требует качественного урегулирования. В Российской Федерации проблема незаконной продажи органов существует и особо не регулируется законодательством, поскольку статья 15 Закона РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (с изменениями и дополнениями) устанавливает лишь факт недопустимости продажи органов, однако, не устанавливает ответственность за нее. Уголовный кодекс РФ, в свою очередь, устанавливает ответственность лишь за принуждение к изъятию, но не за продажу, поэтому для решения данной проблемы представляется возможным также добавить в главу 16 УК РФ статью, которая бы устанавливала уголовную ответственность.

Вторая проблема связана с тем, что существуют два способа изъятия органов: у живого и у умершего доноров. В международном праве случаи изъятия органов у живого донора регулируются принятыми в 1991 году Руководящими принципами ВОЗ по трансплантации человеческих клеток, тканей и органов, а именно принципами 3 и 4 [2]. Чаще возникает проблема с умершим донором, поскольку правовое регулирование в данном случае производится на основе установления критерия смерти человека, который является спорным, так как человеческие органы перестают функционировать по-разному, и возникает необходимость определить, прекращение функционирования какого из них является сигналом к изъятию органов [7]. Долгое время данным органом являлось сердце, но врачи научились поддерживать жизнь в теле человека искусственным путем после его остановки, поэтому новым критерием стала выступать смерть головного мозга [7]. С помощью Закона РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (с изменениями и дополнениями) данная проблема была урегулирована, поскольку статья 9 «Определение момента смерти» закрепила смерть мозга как необратимую гибель человека. Однако, в рамках российского законодательства остается не до конца урегулированным вопрос с «живым» донором, поскольку одной статьи 3 «Ограничение круга живых доноров» Закона РФ № 4180-I, которая закрепляет, что живым донором не признается лицо, не достигшее 18 лет или признанное недееспособным, недостаточно. Поэтому для решения данной проблемы Министерство здравоохранения РФ предложило актуализировать и инициировать процесс вступления в силу проекта федерального закона «О донорстве органов человека и их трансплантации», в котором существует отдельная глава, четко регулирующая прижизненное донорство [10].

Огромная проблема, требующая регулирования, состоит в существовании двух разных подходов к правомерному изъятию органов человека: презумпция согласия и несогласия (испрошенное согласие). В Российской Федерации действует презумпция согласия, которая предполагает изъятие органов умершего донора без согласия родственников, за исключением случаев, в которых лицо само возражало против процедуры в соответствии со ст. 8 ФЗ «О трансплантации органов и тканей человека» от 22.12.1992 [4]. Этот же принцип используется во Франции, Австрии. Данный подход часто не позволяет родственникам успеть заявить об отказе на изъятие органов умершего, так как во многих случаях, например, в случае автомобильной аварии, врачам необходимо действовать быстро, поскольку есть риск не успеть изъять жизнеспособные органы [6]. Более логичная практика существует в США и Англии, где нет презумпции согласия, а существует «донор-карта», в которой указано, является ли человек донором. Ее условия регулируются законом США «О едином акте анатомического дара» [5].

Актуальной также остается проблема, связанная с правом человека продавать свои органы при жизни для трансплантации. В данном случае мнения ученых расходятся, поскольку некоторые сравнивают это с донорством крови и называют реализацией свободы личности. Тем не менее большинство ученых придерживаются противоположной точки зрения и считают, что это может привести к запрещенной в большинстве государств торговле органами, а также побудит малообеспеченную часть населения на продажу своих органов [7]. Данная проблема требует решения посредством введения норм закона, регулирующих запрет или согласие на продажу органов для нужд трансплантации.

В РФ также существует проблема дефицита органов, которая могла бы быть решена посредством введения перекрестной трансплантации, которая на данный момент никак не регулируется. Подобная практика существует в США, Франции, Нидерландах. При соблюдении необходимых условий реципиент из пары 1 получает орган от реципиента из пары 2, и наоборот. Распределением занимаются специальные организации (во Франции — Агентство по биомедицине) [8]. Практика Франции показывает достаточно неплохие результаты в данной сфере, поэтому, возможно, Российской Федерации, чтобы искоренить данную проблему, стоит рассмотреть сложившуюся французскую практику и имплементировать ее.

Исходя из проблем, существующих в сфере трансплантации, можно сделать вывод, что законодательство многих стран требует четкого урегулирования данной сферы. Например, РФ, так как существующий закон «О трансплантации органов и тканей человека» регулирует не все вопросы, а также имеет противоречия с другими законами РФ, например, с ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996. Гораздо более конкретизированным и более четко регулирующим область трансплантации органов и тканей человека, а также содержащим в себе нормы, регулирующие те положения, которые на данный момент не урегулированы ни одним законом может стать принятый федеральный закон «О донорстве органов человека и их трансплантации», вступление которого в силу должно произойти в 2021 году. При изменении законодательства в данной сфере можно опираться на Федеральный закон Германии о трансплантации от 1997г., который очень четко и подробно регулирует данную сферу. К тому же существует необходимость в создании единого международного договора, который бы регулировал трансплантацию на международном уровне и был бы ратифицирован в большинстве стран.

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, проблема, трансплантация органов, орган, Российская Федерация, ткань, презумпция согласия, трансплантация, умерший донор, живой донор.

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОНОРСТВА В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В Соединенных штатах Америки для регулирования вопросов донорства и трансплантации применяется модель испрошенного согласия. Модель испрошенного согласия является наиболее часто применяемой моделью правового регулирования донорства. Данная модель предоставляет субсидиарное право дачи согласия на проведения изъятия органов родственникам умершего. В вопросе обращения с телом умершего его родственники имеют право решающего голоса. Модель испрошенного согласия применима в тех случаях, когда умерший при его жизни не принял решения относительно его готовности стать донором, либо его воля не известна.

Модель испрошенного согласия предоставляет возможность интегрировать родственников умершего в процесс принятия решения об изъятии органов. В данном случае родственники умершего являются носителями чужого волеизъявления. Также модель испрошенного согласия предоставляет возможность расширения круга лиц, уполномоченных дать согласие на изъятие органов, что обеспечивает увеличение числа органов, предоставляемых донорами для трансплантации.

В США, по причине широкой компетенции штатов в области здравоохранения, не существует унифицированного законодательства о донорстве и трансплантации. В рамках реализации модели испрошенного согласия, в США существуют две так называемые подмодели регулирования донорства: модель необходимого запроса (required request) и модель общепринятого осведомления (routine inquiry). Данные модели были впервые предложены в середине 80-х годов и применяются в настоящее время в американских штатах в разнообразных вариантах. Общность данных подмоделей состоит в том, что согласие донора или его родственников после его смерти на проведение изъятия органов для трансплантации является достаточным юридическим основанием для данного изъятия.

Примером применения модели общепринятого осведомления является секция 7184 Кодекса охраны здоровья и безопасности штата Калифорния. [1] Согласно секции 7184, родственники потенциального донора должны быть в обязательном порядке опрошены персоналом медицинского учреждения на предмет того, выразил ли умерший при жизни согласие на изъятие его органов для трансплантации. В случае отсутствия такого согласия со стороны донора, его родственники уполномочены на разрешение процедуры изъятия органов. Соответствующие обсуждения с родственниками умершего возможности проведения изъятия органов подлежат обязательному документированию.[2]

В качестве примера модели необходимого запроса может быть рассмотрена секция 1 Акта о трансплантации органов штата Орегон.[3] Согласно секции 1 данного Акта, руководство медицинского учреждения обязано попытаться получить согласие на проведение посмертного изъятия органов для трансплантации. [4] Существенным различием между моделями необходимого запроса и общепринятого осведомления является цель обсуждения вопроса о донорстве с родственниками умершего. В штатах, где применяется модель необходимого запроса, беседы с родственниками умершего направлены на получение органов для трансплантации. При реализации модели общепринятого осведомления обсуждения с родственниками умершего имеют целью информирование и обсуждение потенциального посмертного донорства как таковое, а не получение согласия на проведение изъятия органов.

Во время одновременного применения обеих моделей в США резко возросла потребность в унифицированном трансплантационном законодательстве. В середине 80-х годов Правительство США инициировало созыв Национальной конференции уполномоченных по вопросам унифицированного государственного права (National Conference of Commissioners on Uniform State Law). Первым результатом работы конференции стала переработка Унифицированного Акта об анатомическом дарении 1968 года[5], а именно внесение в него новой секции 5. В качестве основной идеи переработки осталось мнение, что изъятие органов для трансплантации возможно только при наличии согласия донора или его родственников. Новый Унифицированный Акт об анатомическом дарении 1987 года[6] попытался объединить обе существующие модели и устранить их юридические и структурные недостатки. Главной целью проведенных законодательных изменений на уровне федерации стало получение большего количества органов для трансплантации. Так секция 5 (а) Акта 1987 года обязала медицинские учреждения осведомляться у каждого стационарного пациента в общепринятом порядке о его решении в отношении акта донорства, детально информировать его о возможностях и последствиях пожертвования органов для пересадки и заносить волеизъявления пациентов в их стационарные карты (реализации элементов модели общепринятого осведомления). Секция 5 (b) Акта 1987 года обязала медицинские учреждения осуществлять меры по получению согласия родственников умершего на проведение изъятия органов (реализации элементов модели необходимого запроса). [7] Принятие нового Унифицированного Акта об анатомическом дарении в 1987 году стало одним из самых успешных примеров комбинированного правового регулирования в данной сфере. К 1994 году 14 штатов ввели данную смешанную модель в действие и приняли соответствующее региональное законодательство.

Со времен Второй Мировой войны Соединенные штаты Америки накопили обширный научный опыт проведения трансплантаций. Большинство основополагающих исследований были впервые проведены в американских клиниках. Первая успешная пересадка почки также впервые состоялась в 1954 году в Бостоне. Однако после разработки унифицированного законодательства в 80-х годах потребность в органах для трансплантации значительно превысила количественные показатели донорства. В связи с этим в многочисленных докладах Американской медицинской ассоциации были предприняты попытки поиска путей развития трансплантационного законодательства. Первый проект предполагал введение презумпции согласия для регулирования донорства в США (presumed consent); второе предложение состояло во введении обязанности граждан обеспечить контакт с государственными учреждениями и принять решение в отношении их готовности стать донорами (mandated choice); третий проект предлагал модель «предварительного договора», согласно которой каждый потенциальный донор мог заключить с государством некое подобие договора купли-продажи о посмертном изъятии органов и при жизни получить денежное вознаграждение. Однако США сделали выбор в пользу модели испрошенного согласия, руководствуясь двумя главными аргументами:

2. Изъятие органов и трансплантация не должны охватывать финансовых компонентов и не должны быть коммерциализированы (этический аргумент).

В США сбор статистических данных об уровне трансплантаций осуществляет Департамент общественного здоровья. Этот департамент подготавливает ежегодные доклады о количестве пожертвованных для трансплантации органов и состоянии листа ожидания. Последние статистические данные о состоянии данных показателей в США отражены в таблице:

Количество проведенных трансплантаций органов

14 208 (среди них 7 990 посмертных доноров, 6 128 актов прижизненного донорства)

30 124 (среди них 23 906 посмертно пожертвованных органов, 6 218 пожертвованных при жизни органов)

Как обставляется донорство органов в США

США очень религиозная страна, хотя нам так не кажется издали.
Но это так.

Донорство органов не оплачивается, но обставляется ритуалами, которые не помогают человеку,
которого сейчас разберут на части живьем, но впечатляют впечатлительных.

Несмотря на то, что в массы просачивается( очень недавно это стало общедоступным!)
информация о том, что делают с живыми людьми при заборе органов, массы еще не осознали
всего живодерства этой процедуры.
Я даже думаю, что работники этого американского госпиталя, которые сформировали
дорогу почета, для донора, которого везут на пытки. работники этого госпиталя
не понимают, что через несколько минут человек начнет умирать в агонии боли, ощущая все,
что с ним творят.
Ну и, разумеется, Душа его сверху увидит всю эту сатанистскую пытку.

Звук включать необязательно, это голос робота, читающий титры.

Американец пишет там в коментах, что они убирают все его коменты, в которых он пытается
открыть мозгопромытым реальное положение вещей о трансплантологии

Американцы в коментах пишут "Вы не найдете ни одного доктора, согласившегося стать донором органов!"

Читайте также: