Мышцы туловища и стенки тела эмбрионов. Морфогенез мышц конечностей плода

Обновлено: 16.05.2024

Доступная, качественная и высокотехнологичная медицинская помощь женщине и ребенку, содействие сохранению и восстановлению репродуктивного здоровья в семье и как следствие - снижение материнских и перинатальных потерь, детской инвалидности.

Внимание!

На сегодняшний день Перинатальный центр остается одним из медицинских учреждений, не перепрофилированных для лечения пациентов с коронавирусной инфекцией.

В период сложившейся эпидемиологической обстановки хотим обратить внимание, что у нас одноместные палаты, а это значит:
- вы сможете проводить время со своим малышом только наедине;
- ежедневный осмотр врачами малыша и мамы проводится в индивидуальном порядке в палате;
- отсутствуют контакты с другими пациентами;
- запрещены посещения родственниками;
- питание по графику с разграничением по времени;
- уникальная современная вентиляционная система, в каждой палате установлен фильтр тонкой очистки (Hepa H13),что дает 99% очистку воздуха от вирусов, бактерий и токсичной пыли.

При входе всем пациентам проводят измерение температуры тела, в случае повышения температуры более 37˚С пациент в Перинатальный центр не допускается.

Данные меры исключают риск заражения коронавирусной инфекцией.

ВНИМАНИЕ.

Мы рады пригласить будущих мам в Областной перинатальный центр для подписания диспансерных книжек (на сроке после 28 недель).

Весь комплекс медицинских услуг по родоразрешению Вы сможете получить по полису ОМС.

⚡⚡⚡ Закрытие на плановую дезинфекцию акушерских стационаров ГБУЗ ЯО «Областной перинатальный центр» запланировано на период с 08:00 17 октября по 08:00 31 октября 2022 года.

В период закрытия будет осуществляться прием:
- беременных и рожениц до 33 недель 6 дней включительно,
- пациенток гинекологического профиля для плановых оперативных вмешательств.
Беременные высокой группы риска в сроках 34 недели и более, а также пациентки гинекологического профиля для оказания экстренной помощи, в указанные период, госпитализируются в Клиническую больницу №9.

Основание: приказ Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 11.10.2022 №1277.

P.S. В декабре 2022 года закрытия на дезинфекцию не будет.

С учетом эпидемиологической ситуации, в настоящее время продолжает действовать ограничение на посещения пациентов стационарных отделений Перинатального центра.

Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области информирует, что в рамках реализации типового пилотного проекта «Репродуктивное здоровье», утверждённого Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. от 25 ноября 2021 года № 12752п-П12, продолжается проведение регулярных встреч граждан с экспертами по проблемным вопросам репродуктивного здоровья.

Встречи проводятся каждую субботу на канале «Репродуктивное здоровье», который доступен по ссылкам:

График просветительского проекта «Репродуктивное здоровье» на август - декабрь 2022 год

№ п/п

Дата

Время

Эксперт

Наименование темы

Ожирение как междисциплинарная проблема. Профилактика и коррекция нарушений пищевого поведения. Правильное питание и психологические аспекты нарушений женского здоровья.

Современные возможности лекарственного и хирургического лечения нарушений мужского репродуктивного здоровья. Вспомогательные репродуктивные технологии при мужском бесплодии.

Беременность, роды и аборты у подростков. Особенности профилактического осмотра несовершеннолетних. Современные методы контрацепции для подростков и молодежи.

Миома матки: бессимптомная, симптомная. Семейные формы. Возможные варианты обследования и лечения.

Последствия перенесенного COVID-19 у женщин (постковидный синдром).

Рак предстательной железы и стереотипы мужского репродуктивного здоровья. Возможности современной медицины и правильное отношение к своему здоровью.

ВИЧ, гепатит и беременность. Профилактика ВИЧ и гепатита среди молодежи.

Доброкачественная дисплазия молочных желез. Предраковые заболевания и факторы риска развития злокачественных новообразований молочной железы. Что надо знать: простые ответы на вопросы женщин.

«Письма к сыну»: о каких эндокринных аспектах репродуктивного здоровья нам необходимо рассказывать подросткам

Репродуктивное здоровье онкопациентов: возможности стать родителями реальны.

Профилактика послеродовой депрессии, в том числе в период ограниченного социального общения. Постковидный синдром.

Планирование семьи при сахарном диабете и патологии щитовидной железы: на что обратить внимание.

Онкология и беременность: сохранение репродуктивной функции, подготовка и ведение беременности при онкозаболеваниях.

Подростковая беременность: аборт нельзя родить. Где поставить знак препинания или что делать в непростой ситуации?

Современная эстетическая и пластическая гинекология. Единство красоты, сексуальности и психологического комфорта.

Мы то, что мы едим. Питание и мужская фертильность. Что и как необходимо есть, пить для сохранения фертильности?

Медико-генетическое консультирование при планировании беременности. Вспомогательные репродуктивные технологии, программы помощи семьям. Неэффективность ВРТ и пути преодоления.

Не только гены: роль родителей в формировании детского ожирения. Влияние ожирения на соматическое, психологическое и социальное благополучие детей и подростков.

Новые возможности в медицине и репродукции (генетика, иммунология, клеточные технологии, эндокринология, репродуктивная хирургия, гинекология, урология, онкология).

⚡⚡⚡ Партнерские роды возобновились.

На основании п. 811. Постановления Главного Государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» партнёр, присутствующий при партнерских родах, обязан предоставить результат обследования на туберкулез (флюорографию органов грудной клетки) давностью не более 1 года.

Кроме того, будущему отцу нужно при себе иметь паспорт, сменную обувь (чистые резиновые сланцы), сменную чистую одежду (футболку и штаны), можно пару чистых носовых платков, пачку влажных антибактериальных салфеток и маленькую бутылочку с питьевой водой.

⚡⚡⚡ Информация для сопровождающих лиц

⚡⚡⚡ Информация для пациентов с бесплодием, нуждающихся в проведении ВРТ

В соответствие с приказом Минздрава РФ от 31.07.2020 №803н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению», который вступил в силу 01.01.2021, наличие показаний к проведению программ ВРТ осуществляет лечащий врач. Он же оформляет направление на проведение лечение бесплодия методом ЭКО.

Мышцы туловища и стенки тела эмбрионов. Морфогенез мышц конечностей плода

Лекция "Возрастная анатомия опорно-двигательного аппарата"

Стадии развития скелета в филогенезе.

У животных выделяют наружный и внутренний скелет.

Наружный скелет у разных животных (рис. 1) имеет разное строение и происхождение. У многих беспозвоночных он является продуктом выделения кожного эпителия: кутикула дождевого червя, хитин членистоногих, известковые раковины молюсков.

Наружный скелет у позвоночных появляется в форме чешуи у рыб. Из чешуй у высших рыб развиваются покровные кости головы и плечевого пояса.

Чешуя рыб и кожные окостенения наземных позвоночных всегда дополняются внутренним скелетом.

Внутренний скелет у низших животных (рис. 1) развит слабо и представляет собой систему соединительнотканных образований, иногда включающих рогоподобные волокна, кремниевые или известковые иглы.

Внутренний скелет у головоногих молюсков представлен хрящом.

У позвоночных животных внутренний скелет всегда хорошо развит.

У бесчерепных он перепончатый, у низших рыб - хрящевой, у высших рыб и наземных позвоночных он построен преимущественно из костной ткани.

Развитие скелета в онтогенезе у человека.

Согласно основному биогенетическому закону Геккеля-Мюллера онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Онтогенез твердого скелета у человека не является исключением: в развитии костей у человека выделяются три последовательных стадии (рис. 2):

1. Соединительнотканная.
2. Хрящевая.
3. Костная.

Большинство костей в своем развитии последовательно проходят все три стадии - это вторичные кости. Ряд костей при развитии пропускают хрящевую стадию - это первичные кости. К первичным по развитию костям относятся: кости свода черепа, кости лицевого черепа, часть ключицы (акромиальный конец).

Первичные и вторичные кости.

По развитию кости человека делятся на две группы (рис. 3):

  1. Первичные - проходят в своем развитии две стадии: соединительнотканная и костная.
  2. Вторичные кости - проходят в своем развитии три последовательных стадии: соединительнотканную, хрящевую и костную.

Характеристика остеобластов и остеокластов развиваюшейся кости.

Для развития костной ткани в костях необходимо наличие популяций двух видов клеток (рис. 4):

Остеобласты представляют собой кубовидной формы клетки (20-30 мкм в диаметре) с одним крупным ядром, располагающиеся близко друг к другу на костном матриксе (межклеточном веществе). Фибробласты продуцируют все компоненты костного матрикса. Они имеют два разных эмбриональных источника:

  1. нервные гребешковые клетки (выделяются из краев нервного желобка эмбриона при замыкании его в нервную трубку). Они дают начало волокнистой костной ткани костей черепа.
  2. мезенхимальные клетки закладки кости. Они дают начало пластинчатой костной ткани.

Остеокласты - многоядерные (от 2 до 100 ядер в клетке), большие (от 20 до 100 мкм) клетки гемопоэтической природы. Заносятся в соединительнотканные и хрящевые закладки костей по кровеносным сосудам. Функция остеокластов - резорбция кости.

Для формирования кости как органа необходимо совместная работа двух видов клеток: остеобластов и остеокластов.

Cпособы развития костей (окостенения).

В зависимости от того где начинается формирование костной ткани в костях (включая их закладки) выделяют четыре способа окостенения (рис. 5):

  1. Эндесмальное окостенение.
  2. Перихондральной окостенение.
  3. Энхондральное окостенение.
  4. Периостальной окостенение.

При эндесмальном окостенении (рис. 5) первичная точка окостенения появляется в центре соединительнотканной закладки кости. Затем новообразующаяся костная ткань распространяется от цента органа к периферии. Таким способом окостеневают первичные кости. На месте первичной точки окостенения обычно наблюдается утолщение (например, теменной бугор, наружный затылочный выступ и т.п.).

Периходральное окостенение характерно для вторичных костей. Остеобласты выстраиваются на поверхности хрящевой закладки кости и начинают синтезировать костный матрикс. Это приводит с сдавливанию и нарушению трофика подлежащей хрящевой ткани, изменения которой активирует остеокласты. В результате этого на поверхности хрящевой закладки кости появляется и постепенно нарастает костная ткань (рис. 5). За счет перихондрального окостенения формируется компактное костное вещество. У длинных трубчатых костей так во внутриутробном периоде образуется диафиз.

При энхондральном окостенении точка (первичный очаг) окостенения появляется в центре хрящевой закладки кости. Затем костная ткань разрастается из центра к периферии (рис. 6). В результате этого формируется губчатое костное вещество. Этим способом развиваются вторичные кости: эпифизы и апофизы трубчатых костей, губчатые, плоские (кроме свода черепа) кости.

Периостальное окостенение происходит за счет надкостницы (periosteum, лат - надкостница). У детей за счет надкостницы кости растут в толщину (напоминаем, что рост кости в длину идет за счет метафизарного хряща)(рис. 6). У взрослых периостальное окостенение обеспечивает физиологическую регенерацию кости.

Развитие костей туловища (общие свойства). Развитие и аномалии развития позвонков.

Рис. 8. Развитие и аномалии развития позвонков.

Рис. 9. Расщелина дуг позвонков на протяжении всех грудных позвонков.

Кости туловища по развитию относятся к вторичным костям. Они окостеневают энхондрально (рис. 7).

Развитие позвонков:

У зародыша закладывается 38 позвонков: 7 шейных, 13 грудных, 5 поясничных, 12-13 крестцовых и копчиковых (рис. 8).

13-й грудной превращается в 1-й поясничный, последний поясничный - в 1-й крестцовый, Идет редукция большинства копчиковых позвонков.

Каждый позвонок имеет первоначально три ядра окостенения: в теле и по одному в каждой половинке дуги. Они срастаются лишь к третьему году жизни.

Вторичные центры появляются по верхнему и нижнему краям тела позвонка у девочек в 6-8 лет, у мальчиков - в 7-9 лет. Они прирастают к телу позвонка в 20-25 лет.

Самостоятельные ядра окостенения образуются в отростках позвонков.

Аномалии развития позвонков (рис. 8, 9):

- Врожденные расщелины позвонков:

- Spina bifida - расщелина только дуг.
- Рахишизис - полная расщелина (тело и дуга).

- Клиновидные позвонки и полупозвонки.

- Платиспондилия - расширение тела позвонка в поперечнике.

- Брахиспондилия - уменьшение тела позвонка по высоте, уплощение и укорочение.

- Аномалии суставных отростков: аномалии положения, аномалии величины, аномалии сочленения, отсутствие суставных отростков.

- Спондилолиз - дефект в межсуставной части дуги позвонка.

- Врожденные синостозы: полный и частичный.

- Os odontoideum - неслияние зуба с телом осевого позвонка.

- Ассимиляция (окципитализация) атланта - слияние атланта с затылочной костью.

- Сакрализация - полное или частичное слияние последнего поясничного позвонка с крестцом.

- Люмбализация - наличие шестого поясничного позвонка (за счет мобилизации первого крестцового).

Развитие и аномалии развития ребер и грудины.

Рис. 10. Развитие и аномалии развития ребер.

Рис. 11. Развитие и аномалии развития грудины.

Развитие ребер (рис. 10):

Закладывается 13 пар ребер. Затем 13-е ребро редуцируется и срастается с поперечным отростком 1-го поясничного позвонка.

Основных точек окостенения в ребре две: точка окостенения на месте будущего угла ребра (окостеневает тело ребра) и в головке ребра (на 15-20 году жизни). У 10 верхних ребер появляется точка окостенения в бугорке ребра.

Передние концы 9 пар верхних ребер образуют грудные полоски - источник развития грудины.

Развитие грудины (рис. 11):

Источником развития грудины являются грудные полоски - расширенные концы хрящевых концов девяти пар верхних ребер. В грудине бывает до 13 точек окостенения.

Аномалии развития ребер (рис. 10):

- Отсутствие ребра
- Отсутствие части ребра
- Дефект ребра
- Раздвоение ребра (вилка Лушки)
- Шейное ребро
- XIII ребро

Аномалии развития грудины (рис. 11):

- Аплазия рукоятки грудины
- Отсутствие отдельных сегментов тела грудины - Расщепление грудину
- Отсутствие тела грудины
- Воронкообразная деформация
- Куриная грудь

Физиологические изменения во время беременности

физиологические изменения во время беременности

Таз — это часть скелета, обеспечивающая прикрепление нижних конечностей к туловищу. У женщин таз шире и ниже, чем у мужчин, что делает его более подходящим для размещения плода как во время беременности, так и при родах. Он защищает и поддерживает внутренние органы, обеспечивает прикрепление мышц и перенос веса с туловища к ногам в положении стоя и к седалищным буграм в положении сидя.

Анатомия поперечного сечения женского таза показывает пять костей: две тазовые кости, крестец, копчик и две бедренные кости. Каждая тазовая кость образована слиянием трех костей: подвздошной, лобковой и седалищной. Крестец и копчик также состоят из нескольких более мелких костей. Крестец состоит из слияния пяти крестцовых позвонков (S1-S5), а копчик — из слияния четырех копчиковых позвонков. Бедренная кость сочленяется с тазовой костью посредством тазобедренного сустава.

Суставы таза поддерживаются одними из самых сильных связок в теле, которые становятся более расслабленными во время беременности, что приводит к увеличению их подвижности и к менее эффективной передаче нагрузки через таз. Выход из полости малого таза имеет более узкий поперечный диаметр по сравнению с входом. Выход из полости малого таза образован копчиком, крестцово-бугорными связками, ветвями седалищных костей, седалищными буграми, нижними ветвями лобковых костей и лобковым симфизом.

Четыре пары брюшных мышц образуют переднюю и боковую брюшные стенки (их еще называют брюшным корсетом). Поперечная мышца живота расположена под внутренней и наружной косыми мышцами живота, а также под прямой мышцей живота, которая располагается по центру и наиболее поверхностно. Внутренняя косая мышца живота, наружная косая мышца живота и поперечная мышца живота соединяются посередине по белой линии живота.

Глубокие мышцы живота вместе с мышцами тазового дна, многораздельными мышцами и диафрагмой могут рассматриваться как единое целое, их еще называют пояснично-тазовым цилиндром. Этот «цилиндр» обеспечивает поддержку содержимого брюшной полости и сохраняет внутрибрюшное давление.

Основной функцией прямой мышцы живота является сгибание поясничного отдела позвоночника, в то время как косые мышцы обеспечивают его латерофлексию и ротацию.

Мышцы спины включают квадратную мышцу поясницы, широчайшую мышцу спины, заднюю нижнюю зубчатую мышцу, мышцу, разгибающую позвоночник, межостистые мышцы и поперечно-остистые мышцы позвоночника.

Мышцы, которые имеют отношение к бедренной кости, можно разделить на три секции: переднюю, медиальную и заднюю. Передний компартмент включает подвздошно-поясничную мышцу, квадратную мышцу бедра, портняжную и гребенчатую мышцы. Медиальная часть состоит из большой приводящей мышцы, длинной приводящей, короткой приводящей, наружной запирательной и тонкой мышц. Задний отдел состоит из двуглавой мышцы бедра, полусухожильной и полуперепончатой мышц. Мышцы ягодичного отдела — это большая, средняя и малая ягодичные мышцы, напрягатель широкой фасции бедра, а также грушевидная мышца, верхняя и нижняя близнецовые мышцы, внутренняя запирательная мышца.

Женская репродуктивная система

Органы женской репродуктивной системы, располагающиеся в малом тазу, подразделяются на внутренние и наружные половые органы. Внутренние органы включают матку, маточные трубы, яичники и влагалище. К наружным половым органам относится лобок, клитор, большие и малые половые губы и бартолиновы железы.

Изменения мышечно-скелетной системы

Постура

Общее равновесие позвоночника и таза изменяется с течением беременности, но все еще существуют разногласия относительно точного характера любой связанной с беременностью постуральной адаптации. При наборе веса, увеличении объема крови и вентральном росте плода центр тяжести больше не проходит через стопы, и женщинам, приходится наклоняться назад, чтобы достичь равновесия, что приводит к дезорганизации изгибов позвоночника.

Наблюдаемые позы могут включать уменьшение поясничного лордоза, увеличение как поясничного лордоза, так и грудного кифоза или уплощение грудо-поясничного перехода позвоночника. Также будут наблюдаться компенсаторные изменения осанки в грудном и шейном отделах позвоночника, и это в сочетании с увеличением веса молочных желез может привести к смещению плечевого пояса и грудного отдела позвоночника кзади, а также увеличению шейного лордоза.

Суставы и связки

Измененные уровня релаксина, эстрогена и прогестерона во время беременности приводят к изменению метаболизма коллагена и повышению гибкости и растяжимости соединительной ткани. Следовательно, связки расслабляются, что сопровождается снижением пассивной стабилизации суставов. Особенно подвержены изменениям лобковый симфиз и крестцово-подвздошные суставы. Слабость связок может сохраняться в течение шести месяцев после родов. Биомеханические изменения позвоночника и суставов таза могут приводить к увеличению истинной конъюгаты, увеличению пояснично-крестцового угла, наклону безымянных костей кпереди, а также наклону лобкового симфиза вниз и кпереди.

В норме зазор лонного сочленения составляет 4-5 мм, а во время беременности он может увеличиваться на 3 мм. Расслабление суставов таза начинается на 10 неделе беременности, а в норму они приходят лишь через 4-12 недель после родов. Крестцово-копчиковые суставы также расслабляются.

К последнему триместру беременности абдукторы и экстензоры бедра, а также подошвенные сгибатели стопы увеличивают свою мощность во время ходьбы, что сопровождается увеличением нагрузки на тазобедренные суставы в 2.8 раза, особенно при работе стоя за столом. По мере того, как матка поднимается по направлению к диафрагме, грудная клетка расширяется латерально и ее диаметр может увеличиваться на 10-15 см.

Мышечная система

Во время беременности увеличение матки приводит к удлинению мышц брюшного пресса и расхождению прямых мышц живота по белой линии.

Уменьшение пассивной стабилизации суставов изменяет афферентный вход от их механорецепторов и, вероятно, влияет на вовлечение двигательных нейронов. Снижение силы мышц и, следовательно, активного компонента стабилизации суставов может быть результатом изменения работы мышечного веретена, что особенно актуально для мышц тазового пояса.

Эти изменения могут привести к слабому рекрутированию мышц, отвечающих за стабильность таза (в частности, больших и средних ягодичных мышц), что часто сопровождается нарушением паттерна ходьбы и болью в поясничном-крестцовой области.

Изменения других систем организма

Сердечно-сосудистая система

Сердце во многом приспосабливается к возрастающей нагрузке, которая возникает во время беременности. Сердечный выброс увеличивается на ранних сроках и достигает пика в третьем триместре, обычно это на 30-50% выше исходного уровня. Эстроген способствует увеличению сердечного выброса, увеличивая преднагрузку и ударный объем, в основном за счет увеличения общего объема крови (который увеличивается на 40-50%). Частота сердечных сокращений увеличивается, но обычно не превышает 100 ударов в минуту. Общее системное сосудистое сопротивление снижается на 20% вследствие вторичного сосудорасширяющего действия прогестерона. В целом, систолическое и диастолическое артериальное давление падает на 10-15 мм. рт. cт. в первом триместре, а затем возвращается к исходному уровню во второй половине беременности. Все эти сердечно-сосудистые адаптации могут привести к таким жалобам, как сердцебиение, снижение толерантности к физической нагрузке и головокружение.

Желудочно-кишечный тракт

Прогестерон вызывает расслабление гладкой мускулатуры, что замедляет моторику желудочно-кишечного тракта и снижает тонус нижнего пищеводного сфинктера. В результате повышение внутрижелудочного давления в сочетании со снижением тонуса нижнего пищеводного сфинктера приводит к гастроэзофагеальному рефлюксу, достаточно часто возникающему во время беременности. Тошнота и рвота во время беременности, обычно известные как «утренняя тошнота», являются одним из наиболее распространенных симптомов изменения работы ЖКТ во время беременности. Это начинается между 4 и 8 неделями беременности и обычно проходит к 14-16 неделям. Точная причина тошноты не вполне понятна, но она коррелирует с повышением уровня хорионического гонадотропина, прогестерона, и в результате этого происходит расслабление гладкой мускулатуры желудка. Также во время беременности могут возникать запоры и геморрой.

Пищевое поведение

Во время беременности изменяются как белковый, так и углеводный обмены. Откладывается один килограмм дополнительного белка, причем половина направляется на потребности плода и рост плаценты, а другая половина расходуется на сократительные белки матки, железистую ткань молочной железы, белок плазмы крови и гемоглобин.

Повышенная потребность в питательных веществах обусловлена ​​ростом плода и отложением жира. Эти изменения вызваны стероидными гормонами, лактогеном и кортизолом. Беременные женщины нуждаются в увеличении калорийности пищи. За весь период беременности прибавка в весе может достигать 9,1 — 13,6 кг.

Мочевыделительная система

Беременная женщина может испытывать увеличение размеров почек и мочеточников из-за увеличения сосудистой системы и объема крови. Также могут развиваться физиологический гидронефроз и гидроуретер, что является нормальным процессом.

Проблемы во время беременности

  • Дисфункция мышц тазового дна.
  • Дисфункция лобкового симфиза.
  • Боли в области ребер.
  • Боли в спине.
  • Компрессионная невропатия.
  • Туннельный синдром запястья.
  • Мышечные спазмы.
  • Утренняя тошнота.
  • Отеки.

Противопоказания к упражнениям

Если вы думаете о регулярных занятиях, то необходимо проконсультироваться с лечащим врачом.

Следует избегать занятий контактными видами спорта и занятий, которые несут в себе высокий риск падения или травмы живота. Также следует избегать подводного плавания.

Самостоятельно регулируйте уровень интенсивности и продолжительность тренировок. Важно сохранять низкую ударную активность. Носите подходящую обувь, чтобы снизить нагрузку на мышечно-скелетную систему. Принимайте достаточное количество жидкости для предотвращения обезвоживания и избегайте упражнений во время жаркой и влажной погоды, или если присутствует гипертермия. Разогрев и охлаждение должны осуществляться в течение не менее пяти минут. Не прибегайте к растяжке (из-за эффектов релаксина).

Обратитесь за советом по конкретным упражнениям (например, для мышц тазового дна). Избегайте баллистических упражнений, глубоких приседаний, перекрестных шагов и быстрых изменений направления. Не занимайтесь в положении лежа на спине после 16 недель беременности, чтобы избежать аорто-кавальной компрессии. Ешьте по аппетиту, без ограничений калорийности. Чтобы избежать перетренированности, работайте в направлении смежной нагрузки; заканчивайте тренировки до того момента, как наступит усталость.

Друзья, совсем скоро состоится семинар Марины Осокиной «Женское здоровье: возможности восстановительного фитнеса и физической терапии». Узнать подробнее…

Женщины, не привыкшие к регулярным занятиям спортом, должны быть информированы о следующем:

  • не начинать программу упражнений до тех пор, пока срок беременности не превысит 13 недель;
  • рассмотреть возможность начать с упражнений с малой нагрузкой, таких как занятия в бассейне для беременных;
  • начинать с простых и базовых упражнений, постепенно переходя к более сложным (под наблюдением квалифицированного специалиста).

Противопоказания к тренировкам

  • Сердечно-сосудистые и респираторные заболевания, заболевания почек или щитовидной железы.
  • Диабет (1 типа, если не контролируется).
  • Выкидыш или преждевременны родов в анамнезе, задержка роста плода, цервикальная некомпетентность.
  • Артериальная гипертензия, вагинальное кровотечение, снижение подвижности плода, анемия, ягодичное предлежание плода, предлежание плаценты.

Всем женщинам следует немедленно прекратить физические упражнения и обратиться к врачу, если у них появились:

Развитие ребенка в утробе матери

Развитие ребенка в утробе матери

За девять месяцев дородового развития еженедельно и даже ежедневно происходят разительные перемены с телом плода.

По дням

1-й день. Сперматозоид соединяется с яйцеклеткой. В результате образуется одна «большая» (размером меньше крупинки соли) клетка, которая содержит 46 хромосом, унаследованных от родителей (по 23 хромосомы от каждого). Оплодотворенная яйцеклетка несет всю генетическую информацию о будущем человеке: его поле, цвете глаз, кожи и волос, чертах лица.

3-9-й дни. Оплодотворенное яйцо опускается по маточной трубе в матку. Зародыш прикрепляется к ее стенке и вскоре начинает получать необходимые вещества для питания и кислород для дыхания с материнской кровью, которая поступает к нему через пуповину и ветвистый хорион (будущую плаценту).

10-14-й дни. Зародыш увеличивается на одну десятую, по сравнению со своим прежним размером.

20-й день. Начинается процесс закладки нервной системы.

21-й день. Начинает биться сердце.

30-й день. За прошедший месяц эмбрион вырос в 10 тысяч раз и продолжает активно развиваться. Сердце прокачивает через кровеносную систему все возрастающее количество крови.

35-й день. На ручке малыша можно различить пальчики. Глаза темнеют, поскольку организм ребенка уже начал вырабатывать пигмент.

40-й день. С помощью специального прибора может обнаруживать и записывать сигналы, поступающие из мозга.

Первый триместр

6 недель. Печень начинает производить кровяные клетки, а мозг контролирует движения мышц и работу сердца.

8 недель. Малыш подрос до 2,5 сантиметров. Он уже похож на взрослого человека. Сердце бьется, желудок вырабатывает желудочный сок, функционируют почки. Мышцы сокращаются под воздействием импульсов, поступающих от мозга. По крови ребенка можно определить его резус-принадлежность. Сформировались пальцы и суставы. Лицо малыша приобретает определенные черты, развивается мимика. Тело ребенка реагирует на прикосновение.

10 недель. Рост ребенка достигает 4 сантиметров, вес — приблизительно 2 граммов. В этот период у малыша начинают формироваться наружные и внутренние половые органы.

12 недель. Малыш растет. Время от времени он сосет пальчик. В период бодрствования ребенок энергично тренирует мышцы: поворачивает голову, загибает пальчики на руках и ногах, открывает и закрывает ротик. Малыш уже слышит и видит: если его начинают беспокоить резкие звуки, доносящиеся из внешнего мира, он пытается закрыть руками уши, и старается загородиться ладошкой от луча света, направленного в глаза. Если дотронуться до его ладошки, она сожмется в кулачок. Все эти движения осуществляются благодаря тому, что у малыша сформировался вестибулярный аппарат, который помогает ему ориентироваться в пространстве.

Второй триместр

16 недель. Ребенок весит примерно 150 граммов, его рост достигает 16-18 сантиметров. На головке появляются волосы, на лице — реснички и брови. Малыш открывает ротик, глотает, сосет, улыбается. В этот период начинает полноценно функционировать плацента, которая связывает его с мамой.

20 недель. Рост малыша достигает 30 сантиметров, у него появляются ноготки на пальцах рук и ног. Теперь мама чувствует его движения, так как время от времени он начинает заниматься физкультурой: отталкивается от одной стенки матки и доплывает до другой. Кроме того, ребенок может отреагировать на резкий звук или волнение матери прыжком, который воспринимается как активное шевеление. Если же малыш начинает икать, женщина ощущает слабые ритмичные толчки, идущие изнутри. В 20 недель врачи выслушивают сердцебиение малыша с помощью стетоскопа.

24 недели. Малыш уже может рассердиться. Это доказывает фотография ребенка в этом возрасте. На ней видны его сердитый взгляд, напряжение мышц вокруг глаз, сморщенные губки, видно, что он плачет, выражая свое недовольство. Кстати, чтобы отдохнуть ночью, малыш ложится спать и… видит сны. Ребенок весит около 500 граммов это немного, но он только начал набирать вес. Его кожа красная и морщинистая. Так как она еще очень нежна, малыш защищается от воздействия околоплодных вод специальной смазкой. К 24-й неделе беременности начинают функционировать жировые и потовые железы, созревают легкие ребенка. В них образуется пленка, которая не дает им склеиваться при дыхании. Если ребенок родится в это время и будет обеспечен необходимой заботой, он сможет выжить.

Третий триместр

28 недель. Ребенок весит около 1000 граммов, его рост достигает 35 сантиметров. У него уже развиты все органы чувств — эти данные подтверждаются исследованием биотоков мозга (ЭЭГ) еще не родившегося ребенка. Он начинает узнавать голос мамы. Малыш осуществляет первые элементарные дыхательные движения. Его кожа уплотняется (утолщается) и становится больше похожей на кожу новорожденного. Если на этом сроке беременности начнутся роды, то их назовут преждевременными, но врачи смогут помочь ребенку выжить.

32 недели. Ребенок весит около 2000 граммов, у него образуется подкожно-жировая клетчатка, ручки и ножки становятся пухленькими. Происходит закладка иммунной системы: малыш начинает получать от матери иммуноглобулины, которые защитят его от болезней в первые месяцы жизни. Объем околоплодных вод, окружающих ребенка, составляет один литр. Каждые три часа они полностью обновляются, поэтому малыш всегда плавает в «чистой» воде, которую можно безболезненно глотать.

34 недели. Малыш весит 1800-2100 граммов, его рост достигает 40-41 сантиметра. Ему становится тесно в матке: он уже не может перевернуться и чаще всего располагается головкой вниз. Его легкие окончательно созревают, и в случае преждевременных родов ребенок будет дышать самостоятельно. Однако подкожно-жировой слой пока развит слабо и плохо удерживает тепло.

36-38 недель. С девятого месяца беременности малыш ежедневно прибавляет в весе (до 14 граммов). В его печени накапливается железо, которое будет помогать кроветворению в первый год жизни. Пушок, покрывающий кожу ребенка (особенно плечи и спину), к сроку родов исчезает. Ребенок интенсивно растет, матка становится слишком тесной, поэтому его шевеления ощущаются более интенсивно.

Обычно в 38 недель его головка опускается ко входу в малый таз. Малыш уже готов к самостоятельной жизни и считает дни до рождения…

Научная электронная библиотека


Развитие моторной сферы плода и ребенка является одним из ярчайших феноменов возрастного развития. Моторная деятельность плода обеспечивает нормальное внутриутробное развитие и роды. Так, раздражение проприорецепторов и рецепторов кожи обеспечивает своевременное возникновение специфической «внутриутробной» позы, которая является позой наименьшего объема с минимальным внутренним давлением на стенки матки. Благодаря этому происходит донашивание беременности уже при достаточно крупных размерах плода.

Лабиринтные двигательные рефлексы плода способствуют строгому удержанию положения, оптимального для будущих родов, т.е. «головного предлежания». Наконец, целый ряд двигательных рефлексов, формирующихся внутриутробно, окажет большую помощь самому плоду и его матери в критический для них период - в родах.

Вполне логично, что первые теоретики психологии развития (А.Л. Гезелл, 1977 и др.) предполагали, что хорошо известные этапы моторного развития, фиксирующие достижения ребенка в управлении движениями головы, головы и туловища, в сидении, стоянии, ползании и ходьбе, обеспечиваются процессами созревания. Прогресс в развитии настолько универсален и неизбежен, что представлялся автоматическим следствием биологического роста.

Однако в настоящее время известно, что созревание этих моторных навыков отнюдь не является жестко запрограммированным. Напротив, овладение каким-либо навыком создает условия для обучения другим, более сложным навыкам. На моторное развитие оказывают влияние также и культурные факторы (Д. Баттерворт, М. Харрис, 2000).

Известно, что нервно-психическая деятельность и поведение детей, в частности развитие их движений, не являются результатом только органического созревания нервной системы. Для того чтобы обеспечить нормальное нервно-психическое развитие ребенка, мало озаботиться только его питанием и правильным гигиеническим уходом, надо дать ему необходимое воспитание. Воспитание в раннем детстве определяется системой воздействий, вызывающих определенные реакции детей и организующих их моторную и нервно-психическую деятельность (Н.М. Щелованов, 1996). В работах автора показано, как «дефицит воспитания», даже при самом тщательном уходе и соблюдении режима питания детей, приводит к задержке их развития в двигательном, умственном и даже физическом отношении. Автор утверждает, что при «дефиците воспитания» резко возрастает детская смертность. По-видимому, потребность в новых впечатлениях порождается включением в жизнедеятельность ребенка коры головного мозга. Это делает понятным возникновение такой потребности. К моменту, когда кора головного мозга вступает в действие, она еще не закончила своего формирования ни в структурном (морфологическом), ни тем более в функциональном отношении.

В настоящее время накоплен уже достаточно большой фактический материал, свидетельствующий о том, что положительные эмоции у младенцев возникают и развиваются лишь под влиянием удовлетворения потребности во внешних впечатлениях (Э.Л. Фрухт, 1996; К.Л. Печора, 2000; Г.В. Пантюхина, 2001). Наблюдения показывают, что ребенок при удовлетворении потребности испытывает не только состояние довольства и успокоения, но при каких-то, пока еще не достаточно изученных условиях, и сильные положительные эмоции (Н.М. Щелованов, 1975; М.Ю. Кистяковская, 1978).

Известно также, что полноценное развитие органа, а тем более такого сложного, как полушария головного мозга, возможно лишь в результате его функционирования. Поэтому мозг нуждается в раздражителях, вызывающих его деятельность и тем самым обеспечивающих его морфологическое и функциональное развитие. Иначе говоря, движущей силой выступает не слабость ребенка перед окружающей средой, не стремление лишь приспособиться к ней, а напротив, стремление познать действительность и овладеть ею (Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, 1995).

После рождения ребенок последовательно наращивает эффективность управления моторикой, типичный ход развития которой одним из первых описал М. Макгро (Д. Баттерворт, М. Харрис, 2000).

Сначала дети приобретают способность поднимать голову, потом голову и грудь, затем они приподнимают голову и туловище с упором на локти и запястья и, наконец, они поднимают себя на всех четырех конечностях. К 9-ти месяцам дети обычно ползают на четвереньках, хотя некоторые ползают на животе. Вскоре они могут встать прямо, а в 12 месяцев большинство детей делает свои первые шаги (М.М. Безруких с соавт., 2005).

Ранее высказывалось предположение о том, что может существовать преемственность между шагательным рефлексом новорожденных и последующими движениями при ползании и ходьбе (А. Пайпер, 1968).

Однако Ф. Зелазо (F. Zelaso, 1984) было установлено, что тренировка шагательного рефлекса предотвращает его исчезновение в более позднем возрасте и ведет к чуть более раннему началу ходьбы по сравнению с контрольной группой, не имевшей подобной тренировки (Д. Баттерворт, М. Харрис, 2000).

Существуют также наблюдения, относящиеся к некоторым африканским племенам таким, как кипсигам из Нигерии, которые помогают своим младенцам упражняться в принятии различных поз, что ведет, например, к ускорению на срок до 5-ти недель времени самостоятельного принятия сидячей позы. Подобные культурные обычаи ускоряют моторное развитие, однако еще до конца не ясно, происходит это благодаря накоплению специфического опыта или же за счет усиления общего мышечного тонуса и увеличения силы так, что дети становятся способны поддерживать свой вес в более раннем возрасте.

Становление самостоятельной локомоции зависит от возможности поддержания динамического равновесия тела при передвижении в пространстве. Ходьбу можно рассматривать как «контролируемое падение» в том смысле, что для продвижения вперед и реализации повторяющихся циклов шагательного поведения ребенок должен постоянно противостоять воздействию гравитации (Н.А. Бернштейн, 1966).

Необходимым условием достижения такого динамического равновесия является овладение статической позой тела. Поэтому младенцы сначала научаются поддерживать устойчивую позу головы, а потом сидячую и стоячую позы.

Нормальное развитие всех этих навыков требует участия зрения, в пользу чего говорят факты замедленного развития локомоции у детей с врожденной слепотой (S. Fraiberg, 1974).

Дж. Баттерворт и Д. Сичетти (1982) в своих исследованиях показали, что дети, которые только что научились сидеть без поддержки, должны учитывать поток зрительной информации для успешного контроля сидячей позы (Дж. Баттерворт, М. Харрис, 2000). Они заметно качаются, если их посадить в комнату с движущимися стенами, искажающую зрительную обратную связь.

Исследованию самых ранних проявлений контроля позы и движения была посвящена работа М. Поуп (1984), где было показано, что 2-месячные младенцы, которые еще только учатся держать голову, также нуждаются в зрительной обратной связи для управления позой головы. Зрительная система, вестибулярная система (сенсорная система, находящаяся во внутреннем ухе и чувствительная к движениям головы) и кинестетические механизмы, участвующие в поддержании равновесия, с самого начала тесно переплетены между собой и помогают младенцу овладеть движениями собственного тела. Таким образом, современные исследования позволяют предположить, что зрительная обратная связь оказывает существенную помощь младенцу в постепенном овладении всеми теми позами, которые обычно выделяют как «этапы двигательного развития» (Т. Хелльбругге, Ф. Лайоси, Д. Линара, 1997).

Формирование системы управления сложным двигательным поведением требует более точной динамической информации, получаемой от зрительного анализатора. Как только ребенок становится способен поддерживать устойчивую позу головы и туловища, создаются благоприятные условия для быстрого развития движений дотягивания и схватывания. Управление движениями плеча, предплечья и кисти основано на перемещении руки в позицию, определяемую зрением. Для того чтобы задать цель движению руки, необходимо иметь «пусковую платформу» неподвижной, т.е. стабильность позы является одним из условий развития движения дотягивания. Таким образом, формирование контроля позы помогает овладению зрительно-мануальными навыками (Дж. Баттерворт, М. Харрис, 2000).

После рождения, благодаря морфологическим и анатомическим особенностям головного мозга, тип развития движений у детей отличается от развития моторики у детенышей животных. Сравнение обоих типов позволяет считать, что чем большую роль играет кора головного мозга в развитии движений, тем неорганизованнее моторика новорожденных, тем продолжительнее период ее развития и тем сложнее и разнообразнее движения взрослого организма. Наконец, соотношение во времени развития функции рецепторов и моторики оказывается у ребенка иным, чем у детенышей животных (Л.О. Бадалян, 2001). Так, кора головного мозга ребенка становится деятельной около середины первого месяца жизни ребенка, о чем свидетельствуют условные рефлексы, которые можно получить в это время. Однако движения даже 2-месячного ребенка еще крайне несовершенны.

У большинства млекопитающих последовательность в развитии движений и деятельности рецепторов совершенно иная: их движения или уже организованы к моменту рождения, или формируются прежде, чем образуются условные рефлексы с высших анализаторов - слухового и зрительного. Таким образом, у ребенка вначале начинают функционировать высшие анализаторы и лишь затем развиваются сложные локомоторные акты, требующие сложной координации. Эта закономерность имеет важное практическое значение и свидетельствует о необходимости воспитания движений в определенной последовательности (Л.О. Бадалян, 2001).

К рождению формируются подкорковые образования двигательного анализатора, интегрирующие деятельность экстрапирамидной системы. Этот уровень, по Н.А. Бернштейну, называется таламопаллидарным. Движения новорожденного хаотичны, генерализованны, носят атетозоподобный характер, нецеленаправленны, наблюдается мышечная гипертония с преобладанием сгибателей (Н.А. Бернштейн, 1966).

Координация движений у детей начинает развиваться после рождения. Этот уровень организации движений назван пирамидно-стриарным. Вначале формируется координация мышц глаз, что проявляется у ребёнка на 2-3-й неделе в виде фиксации взора на ярком предмете, затем ребенок следит за движущейся высоко поднятой игрушкой, поворачивая голову, что уже свидетельствует о начале развития координации движений шейных мышц. К 1-2-му месяцу ребенок начинает держать голову. Затем начинают развиваться координированные движения рук - это приближение рук к глазам и носу, потирание их, а несколько позднее поднимание рук над лицом и разглядывание их (Д.А. Фарбер, 2005).

С 3-3,5 месяцев ребенок начинает ощупывать свои руки, перебирать пальцами одеяло и край пеленки. Теперь необходимы уже игрушки более мелкие, и их подвешивают невысоко над кроватью. В этот период начинают формироваться целенаправленные движения. Вначале ребенок начинает удерживать игрушку двумя руками, а затем постепенно начинает делать попытки и активно захватывать ее руками (с 12-13-й недели). На 4-5-м месяце развивается координация движений мышц спины, что проявляется вначале переворачиванием со спины на живот, а затем (в 5-6 месяцев) - с живота на спину. Лишь только с 5-го месяца протягивание руки и хватание предмета начинает напоминать аналогичные движения взрослого человека. Однако и здесь имеется ряд особенностей, прежде всего, это обилие сопутствующих нерациональных движений. Хватательные движения этого периода сопровождаются параллельными движениями второй руки, в связи, с чем можно говорить о двуручном хватании. Наконец, во время хватания движения возникают в ногах и в туловище, нередко происходит и открывание рта. Хватающая рука совершает много лишних ищущих движений; схватывание осуществляется исключительно ладонью, т.е. пальцы сгибаются так, чтобы прижать игрушку к ладони.

На 6-м месяце начинает формироваться навык самостоятельного сидения, что уже свидетельствует о развитии координации движений мышц ног. В последующем совершенствуется взаимодействие двигательного и зрительного анализаторов, что приводит к 7-8 месяцу к большей прицельности движения хватающей руки. С 9-10 месяца возникает ножницеобразное хватание посредством смыкания большого и II-III пальцев по всей длине. С 12-13-го месяца возникает клещеобразное хватание с использованием концевых фаланг большого и указательного пальцев. В течение всего периода детства постепенно угасают различные содружественные нерациональные движения (А.Б. Пальчик, 2002).

Читайте также: