Методы Ничи, Брукмана, Гепферта по обучению к чтению с губ

Обновлено: 20.05.2024

ЛОР-болезни:

Популярные разделы сайта:

Обучение чтению с лица. Правила и техника

Как уже указывалось, одним из важнейших вспомогательных средств слуха является обучение чтению с лица. Это одно из действенных средств для компенсации угасающего слуха и прямая замена слуховой функции у оглохших и глухонемых (С. С. Преображенский, С. М. Компанееци др.).

Общение с людьми обеспечивается не только органом слуха, важно видеть лицо говорящего для восприятия его речи. Речь можно не только слышать, но и видеть, воспринимая ее по движениям губ, мышц лица, языка. Таким образом, чтение с лица — это оптическое восприятие речи по видимым речевым движениям говорящего.

Обучение с лица требует большого систематического труда и постоянных упражнений. Основные трудности чтения с губ состоят в том, что не все звуки, входящие в нашу речь, имеют видимый (оральный) образ. Плохо видны звуки л, р, с, з, ц, т и т. д. Сходные, хорошо видимые, образы дают буквы б, п, м, ф, х, ш, ж, ч, щ. Хорошо видны и различные гласные звуки. В русском языке в устной речи различают 42 звука (гласные и согласные, твердые и мягкие). Вместо 42 звуков, различимых органом слуха, читающий с губ различает лишь 12 самостоятельных оральных образов, из них некоторые соответствуют нескольким звукам.

Несмотря на трудность и сложность, многие тугоухие и глухие по движению губ и форме рта начинают понимать произносимые буквы, слоги, слова и целые предложения и, таким образом, смотря в лицо говорящего, понимают смысл его речи и в состоянии поддержать с ним разговор, а глухонемой от рождения таким путем постепенно учится говорить, а также понимать смысл речи своего собеседника.
Обучение чтению с губ для взрослых в нашей стране было организовано по почину С. С. Преображенского. Эту работу проводила сурдопедагог Н. A. Pay.

обучение чтению с лица

Обучение чтению с лица производится специально подготовленным персоналом — педагогами. В результате специального обучения больные овладевают этим методом, и иногда собеседник даже не догадывается, что имеет дело с глухим.
На основании многолетнего опыта мы, так же как и Я. С. Темкин, считаем, что целесообразно возможно более рано начинать обучение чтению с лица.

Не говоря уже о целесообразности возможно более раннего обучения взрослых этому методу, следует указать на важное его значение для подбора слухового аппарата. При тяжелых формах тугоухости обучение чтению с лица с одновременной подачей речевых упражнений через злектроусилительную аппаратуру («чтение с лица с микрофоном») часто позволяет в дальнейшем подобрать слуховой протез больным, у которых при предварительных исследованиях слуховой аппарат не давал никакого эффекта. Время прохождения всего курса чтения с лица индивидуально различно.

По одним авторам (А. А. Курносова, Т. Г. Ильинская) оно продолжается от 1,5 до 3 месяцев, по другим — от 1,5 месяцев до 2 лет (Н. A. Pay и др.). Оно зависит от зрительной памяти занимающегося, остроты зрения, способности сосредоточиться, настойчивости и терпения (А. А. Курносова). По данным сурдопедагога Т. Г. Ильинской, помимо этого, играет роль возраст больного— материал быстрее усваивается в возрасте от 16 до 25 лет, медленнее от 26 до 40 лет и с большим трудом приобретают те же навыки больные после 40 лет. На быстроту и качество обучения чтению с лица влияет давность заболевания. Больные, у которых слух начал падать с детства, более легко приспосабливаются считывать с лица.

Отмечено также влияние профессии на эффективность занятий: те лица, профессиональная деятельность которых невозможна без постоянной разговорной речи (артисты, педагоги, студенты и т. д.), значительно быстрее овладевают навыками по чтению с лица, чем пациенты, которым по роду их профессии разговорная речь в таком масштабе не нужна (работающие у станков и др.).
Формы заболевания не влияют на быстроту и качество овладения больными навыками по чтению с лица.

Что касается обучения детей чтению с губ, то, как указывает Л. В. Нейман, в плане специальной школы для этой цели выделены учебные часы, и методика преподавания предусматривает использование зрительного восприятия устной речи.

Обучение чтению с губ детей с нарушениями слуха
статья по теме

Зрительное восприятие устной речи по видимым движениям речевых органов принято называть чтением с губ. Чтение с губ имеет место и при слышащих людей, являясь некоторым дополнением к слуховому восприятию. Зрительное восприятие устной речи играет вспомогательную роль и в развитии речи маленьких слышащих детей. Но, конечно, совершенно особое значение приобретает чтение с губ у детей с нарушенным слухом, т.к. часто является для них единственным способом восприятия устной речи окружающих.

ВложениеРазмер
obuchenie_chteniyu_s_gub_detey_s_narusheniyami_sluha.docx 22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение чтению с губ детей с нарушениями слуха.

Дети с нарушением слуха лишены возможности воспринимать звуки улицы, проезжающих машин, автобусов, речь людей с помощью слуха; они воспринимают её с помощью зрения, а при наличии специальной аппаратуры с помощью тактильно-вибрационных ощущений.

Зрительное восприятие устной речи по видимым движениям речевых органов принято называть чтением с губ.

Чтение с губ имеет место и при общении слышащих людей, являясь некоторым дополнением к слуховому восприятию. Зрительное восприятие устной речи играет подсобную роль и в развитии речи маленьких слышащих детей. Но, конечно, совершенно особое, исключительное значение приобретает чтение с губ у глухих детей, так как часто является для них единственным способом восприятия устной речи окружающих .

Недостаточная чёткость оптического обзора слова и фраз обусловлена тем, что при произнесении большинства звуков остаются невидимыми движения речевых органов: работа мягкого нёба, мышц гортани и диафрагмы, часто недостаточно ясно видны движения языка. Вследствие этого одни звуки при чтении с губ уподобляются другим (между собой смешиваются звуки п, п', ц, т, д, н, л и др.). В результате вместо 42 фонем русского языка, которые хорошо улавливаются нашим слухом, при чтении с губ можно воспринять неполный оптический алфавит - всего 15 относительно различных артикуляций. Это приводит к значительным трудностям в обучении чтению с губ.

Главным требованием к обучению чтению с губ является его связь с работой по формированию словесной речи, а особенно с разговорной речью.

Упражнения необходимо строить на знакомом речевом материале, который берется из материала уроков развития речи и чтения.

Перед учащимися стоит задача научиться в процессе чтения с губ опираться на знакомый речевой материал, максимально мобилизовать речевую активность.

Обучение чтению с губ необходимо осуществлять в двух направлениях: путем специальных систематических упражнений и в связи с повседневным использованием устной речи в непосредственном общении с детьми, одно дополняет другое и составляет обязательное условие полноценного воспитания навыка.

Зрительное восприятие звуков речи представляет большую трудность в связи с тем, что значительная часть звуков речи скрыта для глаз, и при чтении с губ о слове, содержащем невидимые звуки (например, к, г, х), можно только догадываться по его значению в контексте в том случае, если это слово вообще известно ребенку. Как правило, при нормальной артикуляции незнакомое слово, содержащее невидимые звуки, не может быть считано с губ.

Чтение с губ - сложный процесс. У глухого ребенка, воспринимающего речь с губ, решающую роль в развитии этого навыка имеет общее и особенно речевое развитие. Именно они определяют способность понять речь из контекста.

Вот почему выполнение требования — развивать навык чтения с губ на знакомом материале, усвоенном предварительно в дактильном форме, способствует формированию этого навыка. До того как дети учатся читать с губ, они усваивают буквенный состав слова в дактильной форме и отраженно проговаривают его, что облегчает узнавание этого слова с губ. Таким образом, использование дактильной речи оказывает не только косвенное влияние на развитие устной речи (общее развитие), но и непосредственно обеспечивает воспитание навыка чтения с губ, необходимого для формирования устной речи.

Однако такое положительное влияние на развитие устной речи дактильная речь оказывает лишь в том случае, когда создаются необходимые условия и соблюдаются правила, необходимые для полноцепного обучения детей чтению с губ. Каковы же эти условия?

Первое из них - всестороннее развитие ребенка, накопление им запаса словесной речи в дактильной форме.

Другим важным условием развития у детей навыка чтения с губ является правильная артикуляция.

Для того чтобы обеспечить это второе условие, необходимо, во-первых, точно и четко произносить основные элементы видимых звуков, придерживаясь при этом единообразной артикуляции. Во-вторых, темп речи говорящего должен быть слегка замедленным по сравнению с нормальным, однако не слишком медленным, а тем более речь не должна быть скандированной, т. е. нельзя произносить слова по слогам или отдельным звукам. Если в специальных упражнениях темп речи на усвоенном материале можно постепенно убыстрять до нормального, то в непосредственном общении с глухими в дошкольных учреждениях он должен навсегда оставаться слегка замедленным, при плавной выразительной (без гримас) артикуляции.

Кроме перечисленных выше общих требований, для достижения положительных результатов следует в процессе специального обучения чтению с губ придерживаться определенных правил:

1) упражнения необходимо проводить на группах слов, связанных по смыслу (например, названия частей лица, игрушек, посуды, одежды и т. п.);

2) одновременно не следует работать с большим количеством групп слов, которые ребенок различают только глобально. Вводить новые группы слов можно лишь тогда, когда часть ранее данных слов уже усвоены аналитически (т. е. знают их буквенный состав);

3)на первом году обучения целесообразнее оперировать предметами, а не их изображениями;

4) количество слов, включенных в группы, не должно превышать пяти. Необходимо следить, чтобы рядом не стояли слова, близкие по артикуляции (уши— руки, рот— лоб).

Усвоение детьми материала аналитически позволяет постепенно расширять количество слов и словосочетаний для чтения с губ.

Как же проводить эти упражнения в чтении с губ?

Сосредоточив внимание ребенка установленным сигналом (например, подняв руки или сложив их на коленях).

Начинается занятие. Взрослый, а подражая ему, и ребенок хлопает в ладоши. Затем взрослый перестает хлопать и говорит: лоб— и указывает на свой лоб, побуждая малыша отраженно повторить движения. Потом вы, возобновляя хлопки, поступаете подобным же образом со словами: глаза, зубы, волосы.

Упражнение повторяется три раза. Слова каждый раз располагаются в одном и том же порядке. Спустя несколько дней (6—7), при таких ежедневных упражнениях взрослый делает попытку дать слова в другом порядке. В случае затруднения в различении слов вы повторяете слова в привычном порядке и обращаете внимание на разную артикуляцию слов. Затем поощряете за внимательность. Показывая разницу в артикуляции, возможно несколько утрировать эту разницу (Такая утрированная артикуляция допустима лишь с целью привлечь внимание ребенка к различиям в произнесении слов в процессе обучения чтению с губ), фиксируя внимание на опорных видимых звуках; в перечисленных словах — это следующие звуки: o (в слове лоб), а—а (в слове глаза), губы (в слове зубы), в—о—ы (в слове волосы). Затем взрослый снова повторяет слова при нормальной артикуляции. Через несколько дней упражнений ребенок начинает глобально различать слова «вразбивку» (т. е. в любом порядке). В зависимости от возраста, точности проведения упражнения и индивидуальных особенностей детей это различение наступает в сроки от 7 до 20 дней. Когда у ребенка наступает первичное, даже глобальное, различение, в упражнение включается еще одна группа слов (например, названия игрушек, частей комнаты или мебели). Каждая группа слов дается отдельно, т. е. слова из разных групп на этом этапе не смешивают. Порядок расположения слов в группах остается на первом этапе постоянным, установленным вами, исходя из правил, перечисленных выше. Со временем, когда малыш хорошо дифференцируют слова в пределах одной группы, вы даете сразу две группы слов вперемежку.

К этому времени дети уже накапливают некоторый запас слов, который они дифференцируют по табличкам, и слов, которые они умеют проговорить дактильно (по мере усвоения техники дактилирования). Эти слова включаются в упражнения, которые проводятся в форме игр. Слова, усвоенные предварительно дактильно, дети начинают дифференцировать гораздо скорее, чем при глобальном чтении с губ.

Упражнения на этом этапе отличаются от подготовительных упражнений тем, что дети должны, воспринимая слово, отраженно повторять его. На первых порах — это лишь лепетное повторение (его не следует смешивать с произношением лепетных слов). Речь идет не о том, чтобы дети вместо слов корова или мяч говорили му или оп-оп. Такой замены настоящего слова лепетным словом допускать нельзя. Говоря об отраженном лепете, мы имеем в виду следующее. Например, ребенку дается поручение: дай мяч. Необходимо, чтобы ребенок, читая это поручение с губ, повторял вслед за педагогом то, что он в состоянии повторить на основе зрительного восприятия, например: тама-. Таким образом, нужно, чтобы ребенок произнес в доступной форме то, что он уловил, и тут же сказал дактильно дай мяч. Устно это звучит как лепетное произнесение.

Например, при игре в лото дети так же отраженно повторяют за педагогом: у кого лошадка? у — ово ло-ат-а? И отвечают дактильно: у меня лошадка. Постепенно отраженное проговаривание становится все более точным. Дактильное ответное проговаривание на втором году сменяется совместным устным и дактильным и, наконец, на третьем году оно остается преимущественно устным.

Таким образом, специальные упражнения в чтении с губ, начавшись в младшей группе, все усложняясь, проводятся на протяжении всех лет обучения в детском саду.

Слова и выражения, используемые в специальных упражнениях по чтению с губ, употребляются потом уже и в общении в устной форме. Однако бывает, что, легко считывая с губ в упражнениях, дети неожиданно затрудняются в чтении с губ в общении. При затруднении ребенка понять слова с губ можно прибегнуть и к дактильному проговариванию и даже к табличке (последнее является наиболее легкой формой), но обязательным остается правило — на каждом этапе пользоваться высшей из доступных ребенку форм словесной речи, сохраняя такую последовательность (от более высокой к более низкой форме): чтение с губ, дактильная форма речи и, наконец, табличка.

Специальным упражнением в чтении с губ уже с конца первого года обучения служит и работа с картинками (открытками). В систему занятий по составлению предложений к картинкам в качестве обязательного занятия включается и занятие в чтении с губ подписей (табличек) к картинкам, ранее усвоенных в письменной и дактильной форме. Этот вид работы также проводится на протяжении всех трех лет обучения, усложняясь за счет содержания речевого материала.

Таким же упражнением в чтении с губ усвоенного словесного материала является игра в «Поручения», которая составляет обязательный элемент системы занятий по усвоению и уточнению слов и соответствующих понятий, предусмотренных программой. Так, если на первом году у детей уточнялись понятия холодный, теплый, большой, маленький, то эти слова обязательно должны быть включены в поручения и, следовательно, они обязательно будут содержанием одной из специальных игр в поручения, которая на последнем этапе усвоения проводится в устной форме. Это относится ко всем словам (и понятиям), которые дети усваивают в средней и старшей группах (одинаковые — разные, старый — новый, разбитый, сломанный, рваный, металлический, деревянный и т. п.).

Программа предусматривает выработку у ребенка умения весь усвоенный материал по речи обязательно считывать с губ, постепенно подводя -к этому ребенка, начиная с усвоения материала сперва в более доступной форме (по табличке и дактильно).

В итоге изложенного можно сформулировать некоторые методические правила обучения чтению с губ:

1. Необходимо создать у детей установку на чтение с губ на основе глобального восприятия слова до того, как начинается собственное воспитание навыка.

2. Следует воспитывать у детей навык отраженного повторения обращаемой к ребенку речи. Полезно иногда (на первом этапе усвоения) проводить упражнения в беглом считывании с губ поручений без отраженного проговаривания, чтобы воспитать быструю непосредственную реакцию действием на словесное обращение.

3. При обращении к ребенку нужно соблюдать нормальную артикуляцию при слегка замедленном темпе речи (ускорение темпа речи до нормального допускается только в специальных упражнениях на хорошо усвоенном материале). Не следует допускать послоговой речи.

4. Не нужно давать новый словесный материал в устной форме. Исключение составляет упражнение в глобальном чтении с губ в начальный период обучения. Небольшой словесный материал, используемый для этой цели, затем вновь включается в специальные упражнения после того, как он будет усвоен по табличке (общее правило). Проведение начальных упражнений в глобальном чтении с губ незнакомых слов не противоречит основным правилам обучения чтению с губ, обязательных для всего последующего периода. Цель этих упражнений — воспитать у детей установку на устную речь, а не обучать речи на основе устного ее восприятия.

5. Не следует повторять непонятое при чтении с губ слово более двух раз. При затруднении ребенка нужно повторить слово рукой или предъявить табличку, а затем вновь повторить это слово устно. В случае затруднения детей понять с губ одно из слов в предложении следует повторять не одно это слово, а всю фразу полностью. При этом ни в коем случае не следует изменять непонятную грамматическую форму, например, в предложении положи на скамейку ребенок не узнал новую форму знакомого ему слова скамейка. Недопустимо в этом случае вместо повторения всей фразы подсказать ему слово к скамейка.

6. Сопровождение устной речи дактилированием определяется целью, которую ставит перед собой сурдопедагог или воспитатель. Например, если дается новое слово в устной форме, то в этом случае обязательно дается одновременно и дактильное его проговаривание. Если же проводится специальное упражнение в чтении с губ или к ребенку обращаются с хорошо знакомым ему словом, выражением, то дактильное сопровождение устного слова является не только лишним, но и вредным. Ребенка отвлекают дактильные знаки, ослабляют его внимание к артикуляции.

7. Специальные упражнения в чтении с губ следует длительно проводить на однородном словесном материале, постепенно сменяя его новым и периодически возвращаясь к нему для повторения. Какой-то минимум слов и выражений включается в упражнения на всех годах обучения. Это составляет необходимое условие совершенствования навыка чтения с губ. Следует также заботиться о разнообразии методических приемов и характера упражнений, которые проводятся с детьми.

8. Материал для упражнений в чтении с губ на первом году обучения дается в определенной системе по этапам: сначала дети читают с губ слова в определенной последовательности в пределах одной группы, например: Дай куклу, паровоз, мяч, башенку. Спустя некоторое время дается вторая группа слов также в определенной последовательности: Покажи голову, лоб, ноги, руки и т. п. На следующем этапе дети учатся читать слова вразбивку в пределах каждой из групп. Наконец, на третьем этапе слова первой группы даются вперемежку со словами второй группы, что выглядит примерно так: Покажи голову, дай паровоз, дай мяч, покажи руки и т. д. Варианты эти каждый раз меняются, как меняется и игра, которая служит упражнением.

Обучение чтению с губ детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
консультация по теме

Обучение чтению с губ необходимо осуществлять в двух направлениях: путем специальных систематических упражнений и в связи с повседневным испольвованием устной речи в непосредственном общении с детьми, одно дополняет другое и составляет обязательное условие полноценного воспитания навыка.

Однако такое положительное влияние на развитие устной речи дактильная речь оказывает лишь в том случае, когда создаются необходимые условия и соблюдаются правила , необходимые для полноцепного обучения детей чтению с губ. Каковы же эти условия?

Кроме перечисленных выше общих требований, для достижения положительных результатов следует в процессе специального обучения чтению с губ придерживаться определенных правил :

Начинается занятие.Взрослый, а подражая ему, и ребенок хлопает в ладоши. Затем взрослый перестает хлопать и говорит: лоб— и указывает на свой лоб, побуждая малыша отраженно повторить движения. Потом вы, возобновляя хлопки, поступаете подобным же образом со словами: глаза, зубы, волосы.

Упражнение повторяется три раза. Слова каждый раз располагаются в одном и том же порядке. Спустя несколько дней (6—7), при таких ежедневных упражнениях взрослый делает попытку дать слова в другом порядке. В случае затруднения в различении слов вы повторяете слова в привычном порядке и обращаете внимание на разную артикуляцию слов. Затем поощряете за внимательность. Показывая разницу в артикуляции, возможно несколько утрировать эту разницу (Такая утрированная артикуляция допустима лишь с целью привлечь внимание ребенка к различиям в произнесении слов в процессе обучения чтению с губ), фиксируя внимание на опорных видимых звуках; в перечисленных словах — это следующие звуки: o (в слове лоб), а—а (в слове глаза), убы (в слове зубы), в—о—ы (в слове волосы). Затем взрослый снова повторяет слова при нормальной артикуляции. Через несколько дней упражнений ребенок начинает глобально различать слова «вразбивку» (т. е. в любом порядке). В зависимости от возраста, точности проведения упражнения и индивидуальных особенностей детей это различение наступает в сроки от 7 до 20 дней. Когда у ребенка наступает первичное, даже глобальное, различение, в упражнение включается еще одна группа слов (например, названия игрушек, частей комнаты или мебели). Каждая группа слов дается отдельно, т. е. слова из разных групп на этом этапе не смешивают. Порядок расположения слов в группах остается на первом этапе постоянным, установленным вами, исходя из правил, перечисленных выше. Со временем, когда малыш хорошо дифференцируют слова в пределах одной группы, вы даете сразу две группы слов вперемежку.

В итоге изложенного можно сформулировать некоторые методические правила обучения чтению с губ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект занятия по развитию речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Тема: "Осень. Овощи, фрукты"

Данное занятие по развитию речи продолжает изучение материала по теме: «Осень. Овощи - фрукты». Это занятие включает в себя приемы мнемоте.

Картотека игр, направленных на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Предлагаемую картотеку игр можно успешно применять в работе с детьми имеющими как нарушение слуха, так и любые другие особенности развития. Данные игры направлены на развитие всех психических п.

Картотека упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Данную картотеку упражнений можно успешно применять для развития детей со слуховой депривацией и для детей с другими обенностями развития. Упражнения направлены на развитие всех пси.

Презентация по ознакомлению с окружающим "Профессии" для детей дошкольного возраста с нарушением слуха 4, 5 года обучения.

Данная презентация знакомит детей дошкольного возраста с нарушением слуха с людьми наиболее распространенных профессий.

"Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста с нарушениями слуха танцевальным движениям"

Занимаясь много лет хореографией с неслышащими детьми (дошкольниками), я накопила определённый опыт по обучению их танцам.В данной методической разработке .

Формирование открытого слога у неговорящих детей, подготовка к обучению грамоте и обучение чтению открытых слогов детей дошкольного возраста. Раздел 1.
Методика изучения уровня сформированности элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха третьего года обучения

Диагностика в детском саду помогает определить уровень развития ребенка (интеллектуального, психического, физического и т.д.), врожденность или приобретенность определенных качеств личности, анализ ко.

Формирование навыков чтения с губ путём специальных упражнений
статья на тему

В данной статье показана акутальность и важность формирования навыков чтения с губ путём специальных упражнений.

ВложениеРазмер
formirovanie_navykov_chteniya_s_gub_putyom_spetsialnyh_uprazhneniy.docx 17.94 КБ

Формирование навыков чтения с губ путём специальных упражнений.

В связи с обучением устной речи, которое составляет одну из важнейших задач школы для глухих детей, возникает необходимость формирования навыков чтения с губ.

Механизм чтения с губ сложен. Он включает прежде всего зрительное восприятие речевых движений, которые лежат в основе звучащей речи.Многие из движений видны недостаточно ясно, а некоторые вовсе недоступны глазу. В результате возникают определённые трудности в восприятии звуков речи, ударении, интонации, и значит в восприятии слов и фраз.

Механизм чтения с губ включает также явное или скрытое отражённое повторение видимых речевых движений. Если читающий с губ владеет устной речью, то повторения этих движений, часто бывает достаточно, чтобы он целиком повторил соответствующие знакомые слова.

Важная роль в механизме чтения с губ принадлежит догадке, основанной на общем смысловом содержании воспринимаемой речи, на её грамматических формах, на внешней обстановке, в выразительных движениях говорящего.

Навыки чтения с губ формируются двумя путями: в процессе речевого общения и посредством специальных занятий.

Я более подробно остановлюсь на формировании навыков чтения с губ путём специальных упражнений.

Навыки чтения с губ получают своё развитие, так как устно-дактильная форма речи используется в средства общения и обучения. Также большое значение имеет специальная работа, направленная на развитие и совершенствование навыков чтения с губ. Задачи состоят в том, чтобы максимально развивать у учащихся быстроту и точность зрительного восприятия и отражённого повторения произносимого собеседником материала, выработать навык смыслового комбинированного, способность к догадке.

Для развития быстрого и точного восприятия и отражённого повторения произносимых собеседником слов и фраз более всего подходит материал разговорной речи, хорошо знакомый детям из повседневной практики. Это побудительные и вопросительные предложения, связанные с различными видами деятельности учащихся и предусмотренные программой по развитию разговорной речи. Фразы объединяются на занятии одной общей темой, например «Столовая», «Семья».

Учитель произносит слова и предложения в различном темпе и при разной степени чёткости артикуляции.

Для развития смыслового комбинирования подходящим является связный речевой материал в виде рассказов, описаний, бесед на определённую тему .Полезным приёмом является включение слов-паронимов в контекст фразы.

В 1 классе используются конкретные виды работ.

  1. Игра в лото. Это лото слов и фраз.
  2. Чтение с губ материала разговорной речи. Это чтение с губ поручений из материала развития речи. Правильность понимания фраз должна проверяться выполнением действия. Например, Прочитав с губ «Наташа, дай тетрадь», ученица должна выполнить поручение.

Сюда относится чтение с губ вопросов из повседневного обихода. Например, «Кто сегодня дежурный?» Ученик должен ответить на поставленный вопрос.

  1. Составление фраз и небольших рассказов из текста, разрезанного на слова.

Учитель произносит фразу, ученик подбирает соответствующие слова, написанные на табличках, и составляют из них текст.

  1. Чтение с губ вопросов по одной картинке или серии картинок.
  2. Диктант. В этом виде работ могут использоваться фразы из материала уроков развития речи и прочитанные ранее рассказы.

Во 2 и 3 классах могут быть использованы виды работ из 1 класса. Но материал должен быть более сложным, отвечающим уровню речевого развития и их умственному кругозору. Также во 2 и 3 классах используются и новые виды работ.

  1. Диалоги на определённую тему. Это прежде всего диалоги между учеником и учителем. Инициатива исходит от учителя, который завязывает диалог с помощью вопросов. Важно побуждать ученика самому задавать вопросы.

Диалог может быть представлен в рассказе учителя, изображающего разговор в лицах.

К 4 классу ученики приобретают речевое развитие, позволяющее проводить рассказанные виды работ по чтению с губ на более сложном речевом материале. Расширяются возможности работы над разговорной речью в форме тематических диалогов, бесед, упражнений в чтении с губ обиходного речевого материала.

Продолжение и расширение работы по чтению с губ связного материала способствует развитию навыка считывания с губ монологической речи.

Занимательные упражнения, способствующие формированию навыков чтения.

Занимательные упражнения,способствующие формированию навыков чтения.выступление на методическом объединении учителей-логопедовКочубеевского района("разбит" по страницам).

система упражнений для формирования навыка чтения при подготовке учащихся к ГИА

задания на различные виды чтения.

Упражнения, способствующие формированию навыков чтения

для старшего дошкольного возраста.

«Формирование навыков чтения у учащихся с нарушением интеллекта и методы их совершенствования в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида»

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе лежат сложнейшие механизмы взаимодействи.

"Специальные практические приемы по формированию навыка чтения"

quot; Специальные практические приемы по формированию навыка чтения"Основные качества чтения. Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение.

Представленные упражнения помогут устранить трудности и совершенствовать техническую составляющую процесса чтения, а следовательно помогут вашему ребёнку-школьнику в обучении в целом.

«Упражнения, способствующие формированию навыков чтения»

Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей практической работе я использую специальны.

Методы Ничи, Брукмана, Гепферта по обучению к чтению с губ

Обучение чтению с губ. Обучение чтению с губ осуществляется двояко: путем специальных систематических упражнений и в связи с повседневным испольвованием устной речи в непосредственном общении с Детьми, Одно дополняет другое и составляет обязательное условие полноценного воспитания навыка.

Обратимся сперва к специальным упражнениям.

Зрительное восприятие звуков речи представляет большую трудность в связи с тем, что значительная часть туков речи скрыта для глаз, и при чтении с губ о слове, содержащем такие невидимые звуки, можно только догадываться по его значению в контексте в том случае, гели это слово вообще известно. Как правило, при нормальной артикуляции неизвестное слово, содержащее такие невидимые" звуки, не может быть считано с губ.

Вот почему выполнение предусмотренного в программе требования — развивать навык чтения с губ на знакомом материале, усвоенном предварительно в дактильном форме, способствует формированию этого навыка. До того как дети учатся читать с губ, они усваивают буквенный состав слова в дактильной форме и отражению проговаривают его, что облегчает узнавание этого слова с губ. Таким образом, использование дактильной речи оказывает не только косвенное влияние на развитие устной речи (общее развитие), но и непосредственно обеспечивает воспитание навыка чтения с губ, необходимого для формирования устной речи.

Однако такое положительное влияние на развитие устной речи дактильная речь оказывает лишь в том случае, когда создаются необходимые условия и соблюдаются методические правила, необходимые для полно цепною обучения детей чтению с губ. Каковы же эти условия?

Первое из них - всестороннее развитие ребенка, накопление им запаса словесной речи в дактильной форме. Содержание программы обеспечивает это первое условие.

Читайте также: