Физиология роста желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) у плода и новорожденного

Обновлено: 18.05.2024

Для цитирования: Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста. РМЖ. 2006;19:1397.

Учитывая анатомо-физиологические особенности ребенка, можно с уверенностью утверждать, что кишечные дисфункции в той или иной степени возникают практически у всех детей раннего возраста и являются функциональным, в какой-то мере «условно» физиологическим состоянием периода адаптации и созревания желудочно-кишечного тракта грудного ребенка [1].

Однако c учетом частоты жалоб и обращений со стороны родителей и различной тяжести клинических проявлений у ребенка, эта проблема по-прежнему вызывает интерес не только у педиатров и неонатологов, но и у гастроэнтерологов и невропатологов.
К функциональным относятся состояния желудочно-кишечного тракта, заключающиеся в несовершенстве моторной функции (физиологический гастро-эзофагальный рефлюкс, нарушение аккомодации желудка и антропилорической моторики, дискинезии тонкой и толстой кишки) и секреции (значительная вариабельность активности желудочной, панкреатической и кишечной липазы, низкая активность пепсина, незрелость дисахаридаз, в частности, лактазы), лежащие в основе синдромов срыгиваний, кишечных колик, метеоризма, диспепсии, не связанные с органическими причинами и не влияющие на состояние здоровья ребенка [2].
Дисфункции желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста наиболее часто клинически проявляются следующими синдромами: синдром срыгивания; синдром кишечной колики (метеоризм в сочетании со схваткообразными болями в животе и криком); синдром нерегулярного стула со склонностью к запорам и периодическими периодами послабления [3].
Характерной особенностью срыгиваний является то, что они появляются внезапно, без каких-либо предвестников и происходят без заметного участия мышц живота и диафрагмы. Срыгивания не сопровождаются вегетативными симптомами, не отражаются на самочувствии, поведении, аппетите ребенка и прибавке массы тела. Последнее является наиболее важным для дифференциальной диагностики с хирургической патологией (пилоростеноз), требующей срочного вмешательства. Срыгивания редко являются проявлением неврологической патологии, хотя, к сожалению, многие педиатры ошибочно считают, что срыгивания характерны для внутричерепной гипертензии. Однако внутричерепная гипертензия провоцирует типичные рвоты с вегето-висцеральным компонентом, состоянием продромы, отказом от кормления, отсутствием прибавки массы, сопровождается длительным криком. Все это значительно отличается от клинической картины функциональных срыгиваний.
Функциональные срыгивания не нарушают состояния ребенка, в большей степени вызывая волнение родителей. Поэтому для коррекции функциональных срыгиваний необходимо прежде всего правильно проконсультировать родителей, объяснить механизм срыгиваний, снять психологическую тревогу в семье. Также важно оценить вскармливание, правильность прикладывания к груди. При грудном вскармливании не нужно сразу изменять положение ребенка и «ставить его столбиком» для отхождения воздуха. При правильном прикладывании к груди аэрофагии не должно быть, а изменение положения ребенка может быть провокацией срыгивания. При использовании бутылочки, напротив, необходимо, чтобы ребенок отрыгнул воздух, и не важно, что это может сопровождаться небольшим отхождением молока.
Кроме того, срыгивания могут быть одним из компонентов кишечных колик и реакцией на спазм кишки.
Колика - происходит от греческого «коликос», что означает «боль в толстой кишке». Под этим понимают приступообразные боли в животе, вызывающее дискомфорт чувство распирания или сдавливания в брюшной полости. Клинически кишечные колики у младенцев протекают так же, как и у взрослых - боли в животе, носящие спастический характер, но у ребенка это состояние сопровождается длительным плачем, беспокойством, «сучением» ножек. Кишечные колики определяются совокупностью причин: морфофункциональная незрелость периферической иннервации кишечника, дисфункция центральной регуляции, поздний старт ферментативной системы, нарушения становления микробиоценоза кишечника. Болевой синдром во время колик связан с повышенным газонаполнением кишечника на фоне кормления или в процессе переваривания пищи, сопровождаемым спазмом участков кишечника, что вызвано незрелостью регуляции сокращений различных его участков. О патогенезе этого состояния в настоящее время нет единого мнения. Большинство авторов считают, что функциональные кишечные колики обусловлены незрелостью нервной регуляции деятельности кишечника [3,4]. Также рассматриваются различные диетические версии: непереносимость белков коровьего молока у детей, находящихся на искусственном вскармливании, ферментопатии, в том числе и лактазная недостаточность, что, по нашему мнению, достаточно спорно, так как в данной ситуации кишечная колика является лишь симптомом.
Клиническая картина характерна. Приступ, как правило, начинается внезапно, ребенок громко и пронзительно кричит. Так называемые пароксизмы могут продолжаться долго, может отмечаться покраснение лица или бледность носогубного треугольника. Живот вздут и напряжен, ноги подтянуты к животу и могут мгновенно выпрямляться, стопы нередко холодны на ощупь, руки прижаты к туловищу. В тяжелых случаях приступ иногда заканчивается только после того, как ребенок полностью изнурен. Часто заметное облегчение наступает сразу после дефекации. Приступы возникают во время или вскоре после кормления [5,6]. Несмотря на то, что приступы кишечных колик повторяются часто и представляют собой весьма удручающую картину для родителей, можно считать, что реально общее состояние ребенка не нарушено - в период между приступами он спокоен, нормально прибавляет в весе, имеет хороший аппетит.
Основной вопрос, который необходимо решить для себя каждому врачу, который занимается ведением детей раннего возраста: если приступы колик свойственны практически всем детям, можно ли назвать это патологией? Мы отвечаем «нет» и поэтому предлагаем не лечение малыша, а симптоматическую коррекцию этого состояния, отдавая основную роль физиологии развития и созревания [3].
Таким образом, мы считаем целесообразным изменить сам принцип подхода к ведению детей с кишечными коликами, сделав основной акцент на том, что это состояние функциональное.
В настоящее время многие врачи, не анализируя особенности состояния ребенка и ситуацию в семье, связанную с волнениями по поводу болевого синдрома у ребенка, предлагают сразу же 2 обследования - анализ кала на дисбактериоз и исследования уровня углеводов кала. И тот, и другой анализ практически всегда у детей первых месяцев жизни имеет отклонения от условной нормы, что позволяет в какой-то мере спекулятивно тут же ставить диагноз - дисбактериоз и лактазная недостаточность и предпринимать активные действия, вводя лекарственные препараты - от пре- или пробиотиков до фагов, антибиотиков и ферментов, а также изменения питания вплоть до снятия ребенка с грудного вскармливания. По нашему мнению, и то и другое является нецелесообразным, что доказывается абсолютным отсутствием эффекта от подобной терапии при проведении сопоставления групп детей, которые находились на этой терапии и без нее. Становление микробиоценоза у всех детей идет постепенно, и если у ребенка не было предшествующего антибактериального лечения или серьезного заболевания желудочно-кишечного тракта (что бывает крайне редко в первые месяцы жизни), у него вряд ли будет дисбактериоз, а формирование микробиоценоза в этом возрасте в большей степени обусловлено правильным питанием, в частности, грудным молоком, которое насыщено веществами, обладающими пребиотическими свойствами. В связи с этим начинать коррекцию кишечных колик с обследования на дисбактериоз вряд ли целесообразно. Кроме того, полученные анализы с имеющими отклонениями от условной нормы внесут еще большую тревогу в семью.
Первичная лактазная недостаточность является достаточно редкой патологией и характеризуется резким вздутием живота, жидким частым и обильным стулом, срыгиваниями, рвотами и отсутствием прибавки в весе [5].
Транзиторная лактазная недостаточность - довольно частое состояние. Однако в грудном молоке всегда имеется и лактоза и лактаза, что позволяет хорошо усваивать грудное молоко именно в период созревания ферментной системы у ребенка. Известно, что снижение уровня лактазы характерно для многих людей, которые плохо переносят молоко, испытывая дискомфорт и вздутие живота после потребления животного молока. Есть целые когорты людей, у которых в норме имеется недостаточность лактазы, например, люди желтой расы, северные народы, которые не переносят коровье молоко и никогда не употребляют его в пищу. Однако их дети прекрасно вскармливаются грудным молоком. Таким образом, даже если на грудном молоке отмечается недостаточное переваривание углеводов, что определяется повышенным его уровнем в кале это еще не означает, что целесообразно переводить ребенка на специализированную низко- или безлактозную смесь, ограничивая грудное молоко. Напротив, необходимо лишь ограничить мать в потреблении коровьего молока, но сохранить грудное вскармливание в полном объеме.
Таким образом, значимость и роль общепринятых диагнозов у детей раннего возраста - дисбактериоз и лактазная недостаточность - являются крайне преувеличенными, и их лечение может даже нанести ребенку вред.
Нами разработана определенная этапность действий при купировании кишечных колик, апробированная более чем на 1000 детей. Выделяются мероприятия для снятия острого болевого приступа кишечных колик и фоновая коррекция.
Первым этапом и, на наш взгляд, очень важным (чему не всегда придают большое значение) - это проведение беседы с растерянными и напуганными родителями, объяснение им причин колик, того, что это не болезнь, объяснение, как они протекают и когда должны закончиться эти муки. Снятие психологического напряжения, создание ауры уверенности также помогает уменьшить боль у ребенка и правильно выполнить все назначения педиатра. Кроме того, в последнее время появилось много работ, доказывающих, что функциональные расстройства ЖКТ значительно чаще встречаются у первенцев, долгожданных детей, детей пожилых родителей и в семьях с высоким уровнем жизни, т.е. там, где имеется высокий порог тревожности по поводу состояния здоровья ребенка [7]. В немалой степени это обусловлено тем, что напуганные родители начинают «принимать меры», в результате чего эти расстройства закрепляются и усиливаются. Поэтому во всех случаях функциональных расстройств деятельности ЖКТ лечение следует начинать с общих мероприятий, которые направлены на создание спокойного психологического климата в окружении ребенка, нормализацию образа жизни семьи и ребенка.
Необходимо выяснить, как питается мать, и при сохранении разнообразия и полноценности питания предложить ограничение жирных продуктов и тех, которые вызывают метеоризм (огурцы, майонез, виноград, фасоль, кукуруза) и экстрактивных веществ (бульоны, приправы). Если мама не любит молоко и редко пила его до беременности или после него усиливался метеоризм, то лучше и сейчас не пить молока, а заменить его кисломолочными продуктами.
Если у мамы достаточно грудного молока, вряд ли врач имеет моральное право ограничить естественное вскармливание и предложить матери смесь, пусть даже и лечебную. Однако надо убедиться, что грудное вскармливание происходит правильно - ребенок правильно прикладывается к груди, кормится по желанию и мать достаточно долго держит его у груди, так, чтобы младенец высасывал не только переднее, но и заднее молоко, которое особенно обогащено лактазой. Нет никаких строгих ограничений в длительности прикладывания к груди - одни малыши сосут быстро и активно, другие более медленно, с перерывами. Во всех случаях длительность должна определяться ребенком, когда он сам перестает сосать и затем спокойно выдерживает перерыв между кормлениями более двух часов. В ряде случаев только этих мер может оказаться достаточно, чтобы значительно уменьшить частоту, длительность и силу проявлений кишечных колик.
Если ребенок находится на смешанном и искусственном вскармливании, то можно оценить вид смеси и изменить питание, например, исключить наличие в ней животных жиров, кисломолочной составляющей, с учетом очень индивидуальной реакции ребенка на кисломолочные бактерии или частично гидролизированный белок для облегчения переваривания.
Вторым этапом являются физические методы: традиционно принято удерживать ребенка в вертикальном положении или лежа на животе, желательно с согнутыми в коленных суставах ножками, на теплой грелке или пеленке, полезен массаж области живота.
Необходимо разграничить коррекцию острого приступа кишечных колик, включающих в себя такие мероприятия, как тепло на живот, массаж в области живота, назначение препаратов симетикона, и фоновую коррекцию, способствующую снижению частоты и тяжести кишечных колик.
Фоновая коррекция включает в себя правильное вскармливание ребенка и проведение фоновой терапии. К препаратам фонового действия относятся растительные средства ветрогонного и мягкого спазмолитического действия. Наилучшие результаты дает применение такой лекарственной формы, как фито чай Плантекс. Плоды фенхеля и эфирное масло, входящее в Плантекс, стимулируют пищеварение, увеличивая секрецию желудочного сока и перистальтику кишечника, поэтому пища быстрее расщепляется и всасывается. Активные вещества препарата предупреждают скопление газов и способствуют их отхождению, смягчают спазмы кишечника. Плантекс можно давать от 1 до 2 пакетиков в день в виде заменителя питья, особенно при искусственном вскармливании. Поить ребенка чаем Плантекс можно не только перед кормлением или после кормления, но и использовать его в качестве замены всех жидкостей после месячного возраста.
Для коррекции острого приступа кишечных колик возможно использование препаратов симетикона. Эти препараты обладают ветрогонным действием, затрудняют образование и способствует разрушению газовых пузырьков в питательной взвеси и слизи ЖКТ. Высвобождаемые при этом газы могут поглощаться стенками кишечника или выводится из организма благодаря перистальтике. Исходя из механизма действия эти препараты вряд ли могут служить средством профилактики колик. Необходимо иметь в виду, что если в генезе колики преимущественную роль играет метеоризм, то эффект будет замечательный. Если в генезе преимущественно играет роль нарушение перистальтики за счет незрелости иннервации кишечника, то эффект будет наименьшим. Препараты симетикона лучше использовать не в профилактическом режиме (добавление в питание, как указано в инструкции), а в момент колики, при возникновении болей - тогда при наличии метеоризма эффект наступит через несколько минут. В профилактическом режиме лучше использовать препараты фоновой терапии.
Следующий этап - пассаж газов и кала при помощи газоотводной трубки или клизмы, возможно введение свечи с глицерином. К сожалению, дети, у которых имеется незрелость или патология со стороны нервной регуляции, будут вынуждены чаще прибегать именно к этому способу купирования колик.
При отсутствии положительного эффекта - назначаются прокинетики и спазмолитические препараты.
Отмечено, что эффективность этапной терапии кишечных колик одинакова у всех детей и может использоваться как у доношенных, так и у недоношенных.
В настоящее время обсуждается эффективность более широкого использования физиотерапии, в частности магнитотерапии у детей с незрелостью регуляции перистальтики кишечника, при отсутствии эффекта от вышеизложенных шагов поэтапной терапии
Мы провели анализ эффективности предложенной схемы коррекционных мероприятий: Использование только 1 этапа дает - 15% эффективности, 1 и 2 этапа - 62% эффективности, и только 13% детей потребовали использования всего комплекса мер для купирования болевого синдрома. В нашем исследовании не установлено снижения частоты колик и силы болевого синдрома при включении в предложенную схему ферментов и биопрепаратов.
Таким образом, предложенная схема позволяет с наименьшей медикаментозной нагрузкой и экономическими затратами проводить коррекцию состояния у подавляющего числа детей и лишь при отсутствии эффективности назначать дорогостоящее обследование и лечение.


Литература
1. Хавкин А.И. «Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста» Пособие для врачей, Москва, 2001г. стр.16-17.
2. Leung AK, Lemau JF. Infantile colik : a review J R Soc Health. 2004 Jul; 124 (4): 162.
3. Ittmann P.I., Amarnath R., Berseth C.L., Maturation of antroduodenalmotor activiti in preterm and term infants. Digestive dis Sci 1992; 37(1): 14-19.
4. Коровина Н.А., Захарова И.Н., Малова Н.Е. «Лактазная недостаточность у детей». Вопросы современной педиатрии 2002;1(4):57-61.
5. Соколов А.Л., Копанев Ю.А. «Лактазная недостаточность: новый взгляд на проблему» Вопросы детской диетологии, т.2 №3 2004г., стр.77.
6. Мухина Ю.Г., Чубарова А.И., Гераськина В.П. «Современные аспекты проблемы лактазной недостаточности у детей раннего возраста» Вопросы детской диетологии, т.2 №1 2003г. стр.50
7. Бердникова Е.К. Хавкин А.И. Кешишян Е.С. Влияние психоэмоционльного состояния родителей на выраженность синдрома «беспокойного ребенка». Тез. Докл на 2 Конгрессе «Современные технологии в педиатрии и детской хирургии» стр 234.

Заболевания желудочно-кишечного тракта у детей

Текстильная аллергия

Основные заболевания желудочно-кишечного тракта у детей

В последнее время наблюдается рост патологии органов пищеварения у детей в результате влияния многих факторов:
— плохая экология, тесно связанная с широким распространением вирусного, бактериального, паразитарного заражений;
— несбалансированное питание, употребление в пищу продуктов, содержащих консерванты и красители, ограниченное употребление пищевых волокон, большой вред наносит так называемое «быстрое питание», которое так любят дети — газированные и охлажденные напитки;
— рост аллергических реакций (детский аллерголог Москва — поликлиника «Маркушка»);
— возрастание роли нервно-психических факторов;
— неврозы и нейроциркулярные дисфункции (электроэнцефалограмма детям — поликлиника «Маркушка»);
— наследственность (выявляется в 90% случаев хронических патологий пищеварения у детей).

Детские гастроэнтерологи выявляют два основных возрастных пика патологий желудочно-кишечного тракта у детей: 5-6 лет и 9-11 лет. Лечение заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей должно проводиться только детским гастроэнтерологом.

Основными заболеваниями органов пищеварения у детей являются следующие.

Диарея (понос).

Следствие нарушения всасывания различных пищевых веществ вследствие снижения активности пищеварительных ферментов. Причиной диареи может быть как искусственное вскармливание, нарушение режима питания, так и инфекционно-воспалительные процессы в кишечнике. Острая длительная диарея может привести к сильному обезвоживанию организма ребенка.

Запоры.

Хроническая задержка опорожнения кишечника, продолжающаяся более 2-х суток. Причинами запоров могут быть: нарушение режима и сбалансированности питания, неправильное анатомическое строение отделов толстого кишечника, побочное действие медикаментов, психологические проблемы. Длительный запор у ребенка может привести к появлению слабости, снижению аппетита, бледности, головным болям, аллергическим реакциям, гнойничковым поражениям кожи.

Хронический гастрит.

Хронические воспаление слизистой оболочки желудка. У детей хронический гастрит, как правило, сочетается с поражением двенадцатиперстной кишки, желчевыводящих путей, поджелудочной железы. Часто возникает из-за нарушений питания. Значительную роль играет наличие в организме Helicobacter pylori. Основные симптомы - боли в эпигастральной области либо натощак, либо через 1,5-2 часа после еды, изжога, отрыжка воздухом, или кислым, тошнота, запоры или поносы. Язык обложен, может быть неприятный запах изо рта.

Острый гастрит.

Острое воспаление слизистой оболочки желудка. Возникает в результате приема пищи, содержащей болезнетворные бактерии, или при нарушении пищевого режима (большое количество грубой пищи, незрелые овощи и фрукты и т.п.). Может сопровождаться повышением температуры тела, тошнотой, слабостью, рвотой, схваткообразными болями в животе, вздутием живота.

Острый гастроэнтерит.

Воспалительное заболевание желудка и тонкого кишечника. Причины те же, что и у острого гастрита. Симптомы: повышение температуры тела, рвота, отсутствие аппетита,, боль по всему животу, урчание, вздутие живота, понос.

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.

Отмечается в основном у детей школьного возраста. Болезнь чаще всего имеет наследственную природу, а также бывает связана с особенностями нервной системы (повышенная возбудимость, реакция на стрессы). Характерны сильные длительные боли в эпигастрии и в области пупка, возникающие через 2-4 часа после еды, ночью или «голодные боли» натощак, иногда отдающие в поясницу, правое плечо, лопатку. Отмечаются тошнота, рвота, изжога, отрыжка. Течение у детей часто затяжное, с рецидивами. Важную роль в развитии язвенной болезни отводят Helicobacter pylori.

Хронический дуоденит.

Хроническое воспаление двенадцатиперстной кишки. У детей чаще всего возникает на фоне хронического гастрита, язвенной болезни, патологии желчных путей. Характерны боли ноющего характера в верхней области живота, тошнота, изжога, отрыжка.

Хронический энтероколит.

Воспалительное заболевание одновременно толстого и тонкого кишечника (энтерит - воспаление тонкого кишечника, колит - воспаление толстого кишечника). Возникает, как правило, после перенесенных острых инфекционных желудочно-кишечных заболеваний. Характерны частые болезненные или неустойчивые испражнения, метеоризм, спазмы, боли, общая слабость, отсутствие аппетита.

Дискенезия желчевыводящих путей.

Для детей характерно сочетание поражения желчевыводящих путей и гастродуоденальной зоны. Болезнь характеризуется болями в области печени и желчного пузыря, горечью во рту, иногда рвотой.

Хронический и острый гепатиты.

Воспалительные заболевания печени длительностью более 6 месяцев (хроническая форма) и до 6 месяцев (острый гепатит). Основная причина - вирусная инфекция (вирусы гепатита, цитомегаловирус), врожденные и наследственные заболевания, токсические поражения печени. Чаще всего дети жалуются на боли или тяжесть в правом подреберье, слабость, снижение аппетита. Иногда наблюдается желтушное окрашивание склер и кожи, тошнота, неустойчивый стул. Лечится в стационаре. Вакцинация детей от гепатита в детской поликлинике «Маркушка».

Хронический холецистит (холецистохолангит).

Хроническое воспалительное заболевание желчевыводящих путей, которым страдают дети дошкольного и школьного возраста. Вызывается инфекцией (кишечная палочка, стрептококки, стафилококки, энтерококк и др.), либо как осложнение после гепатита, энтеровирусной инфекции. Основной симптом - боли в правом подреберье, в области пупка, тошнота, рвота, повышенная температура тела.

Хронический панкреатит.

Хроническое воспаление поджелудочной железы. Характерны интенсивные боли в эпигастрии, в левом подреберье, иногда по всему животу, отдающие в поясницу, спину, левую руку. У ребенка возникает отвращение к еде, тошнота, повторная рвота, метеоризм, запоры или жидкий стул.

Это далеко не полный перечень заболеваний пищеварительной системы у детей. Лечение, лекарственная терапия должна назначаться только детским гастроэнтерологом и строго соответствовать поставленному им диагнозу.

Научная электронная библиотека


Пищеварительная система у глубоко недоношенных детей функционально незрелая. Желудочно-кишечный тракт таких новорожденных характеризуется незрелостью всех отделов, малым объемом и более вертикальным положением желудка. Для недоношенных новорожденных характерно отсутствие или недостаточное развитие сосательного рефлекса, а у некоторых детей нет и глотательного рефлекса, отсутствует согласованность между актами сосания и глотания. В связи с относительным недоразвитием мышц кардиального отдела желудка недоношенные дети предрасположены к срыгиваниям.

Слизистая оболочка пищеварительного тракта у недоношенных тонкая, легко ранимая, богато васкуляризована. Отмечаются низкая протеолитическая активность желудочного сока, недостаточная выработка панкреатических и кишечных ферментов, а также желчных кислот. Все эти особенности значительно затрудняют процессы переваривания и всасывания, способствуют развитию избыточного газообразования и нарушению роста индигенной микрофлоры. У 2/3 недоношенных детей, даже находящихся на естественном вскармливании, имеется дефицит бифидобактерий в кишечнике и избыточное количество условно-патогенных микроорганизмов. Характер стула ребенка определяется особенностями вскармливания; как правило, в копрограмме у недоношенных много нейтрального жира.

Таким образом, особенностями желудочно-кишечного тракта у недоношенных являются:

● снижение или полное отсутствие сосательного и глотательного рефлексов;

● слабое развитие нижнего пищеводного сфинктера, что приводит к частым срыгиваниям;

● слабое развитие продольных мышечных пучков стенки желудка, что обусловливает вялость и вздутие его даже при незначительном перекорме и попадании воздуха;

● медленная эвакуация содержимого желудка (130-140 минут); снижение секреции желудочного сока;

● недостаточная выработка панкреатических протеаз, липазы и дисахаридаз (особенно лактазы);

● высокая активность пептидаз кишечника; высокая степень абсорбции и ретенции белка; сниженное усвоение жиров и углеводов;

● низкая способность желчи эмульгировать жиры; замедленная и нерегулярная перистальтика кишечника; повышенная проницаемость слизистой оболочки кишки; высокая частота дисбиотических нарушений.

Вместимость желудка в первые 10 дней жизни на 1 кг массы тела составляет:

● 1-й день - 2 мл, 2-й день - 4 мл, 3-й день - 10,

● 5-й, 6-й день - 19 мл,

У недоношенных новорожденных выражена функциональная незрелость печени, в результате чего вырабатывается недостаточное количество ферментов, в частности, глюкуронил-трансферазы, а это предрасполагает к развитию пролонгированной желтухи. Малый уровень протромбина вызывает повышенную кровоточивость. Недоношенные дети предрасположены к дисфункции кишечника. В связи с тем, что кишечная стенка у таких детей обладает очень высокой проницаемостью, поэтому биологически активные вещества, токсины и другие вещества находящиеся в кишечнике, всасываются через кишечную стенку в кровь. Вследствие гипотонии кишечника и передней брюшной стенки часто отмечается выраженный метеоризм, в результате диафрагма приподнимается вверх, поджимает нижние отделы легких и нарушая их нормальную вентиляцию.

Организация рационального вскармливания на педиатрическом участке

Недоношенные новорожденные имеют повышенную потребность в питании, по сравнению с доношенными детьми, из-за различий в метаболизме и более высокой скорости роста. В связи с описанными выше особенностями неношеных детей возникает целый ряд сложностей: противоречие между относительно высокой потребностью недоношенных детей в пищевых веществах и энергии и ограниченной способностью к их получению и усвоению (эта особенность приобретает большее значение для детей, родившихся до 32-й недели гестации), сложности в обеспечении ребенка материнским молоком в связи с гипогалактией у большинства преждевременно родивших женщин, а также различные состояния, осложняющие течение неонатального периода у недоношенных младенцев.

Общепризнано, что внутриутробный рост является ориентиром для оценки потребностей в пищевых веществах и энергии у недоношенных новорожденных.

Комитет по питанию ESPGHAN (2010) выпустил рекомендации по питанию для недоношенных детей после выписки из стационара.

Согласно этим рекомендациям, необходим постоянный мониторинг роста во время пребывания в стационаре и после выписки, чтобы обеспечить адекватность пищевой поддержки. Дети с массой тела, соответствующей гестационному возрасту на момент выписки, при возможности должны вскармливаться грудным молоком. При искусственном вскармливании такие дети должны получать адаптированные специализированные смеси.

Учитывая морфофункциональную незрелость недоношенных детей, организация рационального вскармливания является достаточно сложной задачей для участкового педиатра. Как правило, к моменту выписки со 2-го этапа выхаживания у ребенка формируется удовлетворительный акт сосания. Рекомендуют режимное вскармливание детей с интервалами 3-3,5 часа (7-8 раз в сутки), в том числе и ночное время суток. Следует отказаться от свободного вскармливания в связи с неспособностью таких детей регулировать объем высосанного молока и высокой частотой перинатальной патологии. Расчет объема питания производится калорийным способом с учетом энергетической ценности как грудного молока, так и используемых специализированных смесей. К моменту рождения недоношенного ребенка энергетические потребности невысокие, однако к 17-му дню жизни энергоценность рациона возрастает до 130 ккал/кг/сут. При искусственном вскармливании калорийность питания не превышает данный уровень, тогда как при естественном или смешанном питании калорийность растет до 140 ккал/кг/сут. к 1 месяцу. С 2-месячного возраста детям с массой тела более 2000 г на момент рождения, калорийность рациона снижается ежемесячно на 5 ккал/кг до норм, принятых для доношенных детей, и составляет 115 ккал/кг. В группе недоношенных детей с массой тела менее 1500 г калорийность снижают в более поздние сроки - после 3-месячного возраста. Энергетические потребности недоношенных детей представлены ниже.

Потребности недоношенных детей в калориях в зависимости от возраста

Вес при рождении более 2000 г

Вес при рождении менее 1500 г

Естественное или смешанное вскармливание, ккал/кг/сут.

Искусственное вскармливание, ккал/кг/сут.

Женское молоко после преждевременных родов имеет особый состав: более высокое содержание белка, среднецепочечных триглицеридов, длинноцепочечных жирных кислот и натрия и меньше лактозы при одинаковом общем уровне углеводов. Данный состав молока, не перегружая желудочно-кишечный тракт ребенка, способен удовлетворить потребности в пищевых веществах. Однако дети с ОНМТ и ЭНМТ после окончания раннего неонатального периода постепенно начинают испытывать дефицит в белках, ряде минеральных веществ и витаминов. Сохранить основные преимущества естественного вскармливания и в то же время обеспечить высокие потребности недоношенного ребенка в пищевых веществах становится возможным при обогащении женского молока «усилителями», которые добавляют в свежесцеженное или пастеризованное женское молоко для устранения дефицита пищевых веществ. Другим способом восполнения дефицита пищевых веществ у детей с ОНМТ и ЭНМТ является введение специализированных смесей на основе высокогидролизованных белков. Целесообразным является введение в рацион питания детей, получающих женское молоко, таких продуктов в объеме 30-40 %. При отсутствии возможности использования указанных специализированных добавок и гидролизатов белка в питании преждевременно родившихся детей необходимо ввести специализированные смеси для недоношенных детей. Необходимо отметить, что, если ребенок находится на искусственном вскармливании, то назначаются только специализированные смеси для недоношенных детей. Отмена специализированных продуктов и перевод недоношенных детей на стандартные смеси осуществляются постепенно. Длительность применения специализированных смесей для недоношенных детей зависит от количества содержащегося в них белка. Если уровень белка не превышает 2,2 г/100 мл смеси, она может использоваться в полном объеме до достижения недоношенным ребенком массы тела 2500 г (калорийность за сутки не более 130 ккал/кг). Затем постепенно начинается введение стандартной смеси, но специализированный продукт не вытесняется полностью из рациона питания недоношенного ребенка, а сохраняется в определенном объеме (около 30 %) на протяжении нескольких недель или месяцев. Длительность комбинированного использования смесей зависит от гестационного возраста ребенка. В питании глубоконедоношенных детей специализированная смесь в объеме 1-2 кормлений может сохраняться до 6-9-месячного возраста. При более высокой концентрации белка в продукте (2,3-2,5 г/100 мл) смесь может использоваться в полном объеме до достижения детьми массы тела 1800 г, затем начинается введение стандартного молочного продукта. Длительное использование (до 6 месяцев и более) специализированных молочных смесей в небольшом количестве (1/3-1/4 суточного объема) позволяет в большей степени обеспечить глубоконедоношенных детей питательными веществами, увеличить скорость роста и предотвратить развитие остеопении. В настоящее время разрабатываются специальные смеси для недоношенных детей, которые необходимо использовать после выписки из стационара. По составу они занимают промежуточное положение между специализированными смесями для недоношенных детей и стандартными молочными смесями. Подобные специальные смеси могут быть использованы в питании детей до 9-12 месяцев, особенно у детей с ЭНМТ.

Введение прикорма недоношенным детям

Необходимо регулярно проводить оценку веса, длины, индексов пропорциональности (соотношение веса к длине), окружности головы, а также расчет питания недоношенных:

● при выписке из стационара;

● в предполагаемый срок родов (40 недель ГВ);

● затем каждые 2-4 недели после выписки до достижения индекса роста > -2 SD (стандарт ВОЗ ) или в первые 6 месяцев жизни ребенка.

● Сразу после выписки и в течение первой недели особое внимание следует обратить на детей:

● находящихся преимущественно на грудном вскармливании; имеющих хронические заболевания;

● недавно перешедших на другой тип/режим кормления.

Точное и последовательное измерение веса, длины и окружности головы с построением графиков облегчает раннее выявление проблем с питанием и здоровьем после выписки из больницы.

Следует регулярно осуществлять расчет потребления основных нутриентов и энергии на 1 кг массы тела (1 раз в 10 дней в первые 3 месяца жизни и не реже 1 раза в месяц на 4-12-м месяце жизни).

Индивидуальные пищевые потребности недоношенных в зависимости от гестационного возраста

Пищеварительная система ребенка

Как питается маленький ребенок и чем пищеварительный процесс новорожденного отличается от пищеварительного процесса взрослого человека? Как облегчить процесс адаптации малыша к прикорму?

Как устроен процесс питания ребенка во время беременности?

С процессом питанием дети знакомятся задолго до появления на свет. Собственная пищеварительная система у малыша начинает развиваться очень рано — уже в конце 3-ей недели внутриутробного развития. Постепенно совершенствуясь, к моменту рождения она уже готова выполнять свою основную функцию - переваривать и усваивать пищу.

Плод получает от матери необходимые для его роста и развития вещества, в том числе кислород, белки, жиры, углеводы, микроэлементы, биологически активные вещества. Одновременно малыш с помощью организма матери избавляется от ненужных веществ — углекислого газа, отработанных продуктов жизнедеятельности.

Пищеварительная система ребенка

Весь этот обмен между организмом матери и плода происходит через специальный орган, который функционирует только во время беременности - плаценту. В плаценте кровеносные сосуды матери и плода расположены близко друг к другу и таким образом, что между ними легко происходит обмен веществ.

Особенности пищеварительной системы новорожденного

Но вот ребенок родился, и все изменилось. Теперь процессы питания малыша не связаны с маминой плацентой, и новорожденному надо адаптироваться к новым, непривычным для него условиям.

Пищеварительная система новорожденного отличается от пищеварительной системы взрослого незрелостью и способностью переваривать и усваивать пока только один продукт - грудное молоко (или приближенные к нему по составу молочные смеси). Хватает ли ребенку питания, насколько адекватен режим кормлений, правильно ли мама освоила техники грудного вскармливания — все это должен оценить врач, который малыша наблюдает. Кормящей маме стоит поговорить с врачом об особенностях своей диеты, так как неправильное питание кормящей женщины может навредить малышу.

Особенности пищеварительной системы новорожденного

Незрелость пищеварительной системы новорожденного проявляется в повышенной проницаемости слизистой оболочки кишечника, недостаточности пищеварительных ферментов, некоординированности двигательной активности кишечника, а также отсутствии зубов и несовершенстве процессов глотания (твердой пищи) и жевания.

Проблемы с пищеварением у новорожденного ребенка

Родители часто беспокоятся, сталкиваясь с так называемыми функциональными — то есть, временными, не связанными с какой-либо патологией — нарушениями пищеварения у малышей. К ним относятся колики, срыгивания, запоры, вздутие живота. У детей первых месяцев жизни эти нарушения возникают как раз в связи с незрелостью пищеварительной и нервной систем и адаптации их к внеутробной жизни. Пищеварительная система малыша как бы «учится» принимать, переваривать и усваивать пищу. Обычно все эти проблемы проходят сами собой к возрасту 3-4 месяца — по мере созревания и адаптации желудочно-кишечного тракта малыша.

Проблемы с пищеварением у новорожденного ребенка

Однако, даже если нарушения пищеварения у малыша похожи на функциональные, при их появлении обязательно необходимо показать ребенка врачу. Нередки ситуации, когда колики, срыгивания или запоры не только не проходят, но и усиливаются, и к ним добавляются дополнительные симптомы. Чаще всего это случается при пищевой аллергии у ребенка, диагностировать которую может только врач.

Как понять, что ребенок готов к прикорму?

Схему и сроки введения продуктов прикорма необходимо обсудить с врачом, который ребенка наблюдает и знает его индивидуальные особенности развития и состояния здоровья. Сроки начала введения прикорма варьируют от возраста 4 месяцев до возраста 6 месяцев - именно в этот временной промежуток происходит созревание пищеварительной системы ребенка. Признаки готовности ребенка к введению прикорма определяет врач.

Что подразумевает понятие «общий стол»?

Когда же пищеварительная система ребенка становится похожей на ту, что у взрослого — и что подразумевает понятие «перевод на общий стол»?

Что подразумевает понятие «общий стол»

Понятие «взрослая» еда или «общий стол» для ребенка раннего возраста подразумевает только постепеннное снижение степени измельченности продуктов прикорма и некоторое расширение меню.

Но речь ни в коем случае не идет о том, что теперь в меню ребенка нужно вводить потенциально аллергенные или сложные для переваривания продукты. Жареный картофель, фастфуд, борщ с зажаркой, креветки и экзотические, нетипичные для нашей полосы фрукты — все это не подходит для питания детей младшего возраста. Если вы хотите добавить в рацион малыша какие-либо новые продукты, обязательно поговорите об этом с врачом, наблюдающем малыша.

Читайте также: