Физический труд как мышечная радость. Трудовая доминанта

Обновлено: 03.05.2024

Как мы все знаем, что есть два вида трудовой деятельности: ФИЗИЧЕСКАЯ И УМСТВЕННАЯ.Как правило у каждой трудовой деятельности есть свои направления,у физической: ручной, механизированный, труд на конвейре и труд на автомате или полуавтомате, а в умственной деятельности: управленческий, творческий, операторский, труд преподавателей, учащихся врачей.

И так разберем физическую деятельность. Физический труд-это выполнение человеком энергетических нагрузок,при которой требуется значительная мышечная активность.Физический труд характеризуется прежде всего повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы - сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д. Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно в том случае, если он неправильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма. В современных видах трудовой деятельности чисто физический труд встречается редко. Современная классификация трудовой деятельности выделяет формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве; труд на конвейере, труд, связанный с дистанционным управлением, и интеллектуальный (умственный) труд.
Жизнедеятельность человека связана с затратами энергии: чем интенсивнее деятельность, тем больше затраты энергии. Так, при выполнении работы, требующей значительной мышечной активности, энергетические затраты составляют 20. 25 МДж в сутки и более.
При этом физическая работа подразделяется на два вида: динамическую и статическую.

Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве. Статическая работа с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя.

Труд на конвейере характеризуется скоростью и однообразием движений. Человек, работающий на конвейере, выполняет одну и туже, или несколько операций; поскольку он работает в цепочке людей, выполняющих другие операции, то время выполнения операций строго регламентировано. Это требует большого нервного напряжения и, в сочетании с высокой скоростью работы и ее однообразием, приводит к быстрому нервному истощению и усталости.

На полуавтоматическом и автоматическом производстве затраты энергии и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций - подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов.

Механизированный труд требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок. Однако механизированный труд характеризуется большей скоростью и монотонностью движений человека. Монотонный труд приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания. Повышается нагрузка на мелкие группы мышц, увеличиваются требования к точности и скорости движений. Типичным примером механизированного труда является работа станочника по обработке металлов.В индивидуальном производстве работа станочника достаточно многообразна, двигательные функции играют вспомогательную роль, основное — четкое программирование своей трудовой деятельности. В мелкосерийном производстве возрастает монотонность, повышается скорость работы вследствие повторяемости рабочих операций. В крупносерийном производстве двигательная функция упрощается и начинает преобладать фактор монотонности. Программирующая (умственная) трудовая деятельность сводится к минимуму.Следует отметить, что механизация вне зависимости от рассмотренных нами трех особенностей позволяет совершенствовать технологию, повышать качество и производительность труда. В то же время обслуживание механизмов требует знания их конструкции, определенной умственной нагрузки. Это существенно отличает механизированный труд от простого физического труда.

А теперь рассмотрим умственную деятельность.Умственный труд это деятельность связанная с оперированием информацией, ее приемом и переработкой. Профессии этой группы требуют постоянного напряжения мышления, внимания, памяти, а также эмоциональной сферы, зрительного и (или) слухового анализаторов. Главное отличие умственного труда от физического заключается в том, что головному мозгу приходится выполнять не только координирующие функции (то есть контролировать движения человека). При интеллектуальной работе мозг становится основным работающим органом Для умственного труда характерно снижение двигательной активности.Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность - ухудшается внимание, память, функции восприятия окружающей среды. Самочувствие человека и его состояние здоровья в значительной мере зависит от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятельность человека.Формы интеллектуального (умственного) труда разнообразны на такие как:операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Для работы оператора характерна большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение. Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций - памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с контрольными работами, экзаменами, зачетами.
Наиболее сложная форма умственной деятельности - творческий труд (труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников). Творческий труд требует значительного нервно-эмоционального напряжения, что приводит к повышению кровяного давления, изменению сердечной деятельности, увеличению потребления кислорода, повышению температуры тела и других изменений в работе организма, вызванных повышенной нервно-эмоциональной нагрузкой. Напряженная умственная работа, обусловленная большими объемами информации и сжатыми сроками выполнения (что встречается сегодня довольно часто), может привести к нервным перегрузкам, переутомлению. Нервные перегрузки, в свою очередь, могут стать причиной сердечно-сосудистых и нервных заболеваний. Кроме этого, частый спутник умственного труда - малоподвижный образ жизни, следствием которого являются нарушение осанки и проблемы с пищеварением.

Когда труд - радость

Многие стороны жизни требуют от человека умения трудиться. Например, общение с другими людьми - это уже труд. Как приучить ребенка к труду? Об этом мы беседуем со старшим духовником Московской епархии протоиереем Валерианом Кречетовым.

- Отец Валериан, наверное, мы не ошибемся, сказав, что труд в жизни каждого человека и в жизни общества в целом имеет определяющее значение. От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. Скажите, пожалуйста, взаимосвязаны ли труд обычный, земной, и труд духовный?

- Начнем с того, что Господь - Творец мира и человека. Больше того, человек создан по Его образу и по подобию. Господь взял персть от земли, сотворил человека и вдунул в него душу живую, дух жизни. Человек был сотворен сразу взрослым, и тело его было совершенно. Так как в основе видимого мира было положено земное, плоть, то возрастание души человека не могло происходить без телесного труда. «И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его» ( Быт. 2:15 ). Так что труд человеческий был заповедан как необходимое условие для жизни человека на земле.

Собственно, этим человечество и занимается на протяжении всей истории своего существования. Растения, приносящие плоды, которые были рассеяны повсюду, человеку хочется собрать в одном месте: он делает посевы, грядки. Поскольку Господь Сам творил видимый мир от простого к сложному, то и человеку, сотворенному по Своему подобию, Он дал возможность творчества: например, из диких яблонь человек научился культивировать самые разнообразные садовые сорта.

И вот еще один важный момент. Бог есть любовь, и Он хочет, чтобы Его любовь распространялась на творение, чтобы все сотворенные существа могли воспринимать ее. Поэтому в основе всей человеческой жизни лежит любовь. В раю была только любовь - смерти не было. А свойство любви таково, что без проявления себя, без деятельности она не может существовать, без этого она погибает. Вот почему любовь и дела любви всегда связаны, вот почему мы говорим: «Свидетельство любви - дела». А дела - это труд, поэтому совершенствование, возрастание без труда невозможно. И именно поэтому труд был заповедан даже безгрешным первозданным людям.

Другое дело, что преступление человеком заповеди воздержания обусловило кардинальные изменения во всем. Труд после грехопадения стал некоторым наказанием, земля стала взращивать волчцы и тернии. Теперь нужно было полоть сорняки, бороться с вредителями - в раю ничего этого не было.

Мы подошли к труду духовному - к молитве. В раю человеку была дана заповедь воздержания для того, чтобы он укреплял свою волю в добре. Человек преступил, нарушил эту заповедь, и воля его склонилась к злу. Поэтому с тех пор, как напоминание человеку о его непослушании Творцу, труд стал тяготой, которая, однако, при духовном к нему отношении облегчается: бремя становится легким. Почему молящиеся люди в труде не ропщут, не раздражаются? Труд молитвой облегчается. Почему сейчас для многих труд стал чуть ли не непосильным бременем? Потому что их духовное состояние плачевно.

- Получается, что всякий труд может быть творческим и всегда имеет духовную составляющую, и нет труда бесполезного, бессмысленного?

- Любой труд должен быть творческим, потому что человек создан по образу Творца. Примеры святых показывают, что физический труд - необходимый элемент жизни, а точнее низшая ступень, подводящая к духовному, возводящая на высшие ступени. Потому святые иногда песок таскали, камни перекладывали, заставляя тело подчиняться душе. И, конечно, пост телесный - воздержание плоти, помогает духовному, они переплетаются. Как тело и душа переплетены непостижимым образом, так телесное и духовное соединены между собой: совершается телесное - что-то происходит с душой, и наоборот. Немощствует тело - немощствует и душа; немощствует душа - сохнет тело.

Труд - необходимое условие духовного возрастания, без которого человек не может жить - мышцы атрофируются, а душа мертвеет.

- Вы сказали, что Адам был создан в совершенном теле, а младенец рождается в слабом? С какого возраста надо приучать его к труду?

- Дело в том, что труд начинается уже с рождения человека. У новорожденного появляется потребность в еде, грудное вскармливание для него труд, он потеет, трудится. При этом у младенца вырабатывается терпение, особенно если его не кормят беспорядочно, если есть режим. Правда, у нас теперь чуть ребенок пикнет, к нему бросаются и исполняют все его прихоти.

Сама жизнь свидетельствует: очень редко нужно спешить исполнять желание ребенка, даже грудного. Я не имею в виду, когда он болеет и поэтому надрывается, плачет. Но он часто проявляет характер, вполне понимая, что вот сейчас крякнул, вякнул - тут же прибегут, тут же принесут. Ну, так он и кричит, пока не дадут желаемое. Я часто вижу семьи, где ребенок, как повелитель, вокруг которого все пляшут. Такая избалованность и есть отсутствие труда родителей по воспитанию к воздержанию.

- Получается, что младенец уже в своем младенчестве начинает духовно трудиться?

- Первая заповедь, которая человеку была дана, заповедь труда - возделывать рай и хранить его. Вторая заповедь духовная - пост, воздержание: хочется телу, а душа говорит: нет, нельзя этого. Адаму, сотворенному телесно взрослым, первой была дана телесная заповедь, а затем и духовная. Младенцу, рожденному в немощном теле, - сначала духовное, а затем телесное! Он хочет - а ему не дают, это труд терпения, воздержания! Родителям, конечно, нужно следить за тем, чтобы у младенца не было надрыва, но важно знать, что ребенок начинает раздражаться очень рано.

Будем помнить, что один из первых и последних моментов духовного труда - это сдерживание гнева, раздражения. И младенец, и взрослый, и даже старый могут раздражаться: гнев - самое любимое дьявольское оружие. Если можно раздражить младенца и старика, то взрослого тем более. Чуть что - раздражение. Потому и пеленание детей приучает детей к неполной свободе, к неполной вольности. Физический труд начинается с того момента, когда ребенок начинает что-то соображать и двигаться: пирамидки собирать, игрушки за собой убирать - это очень серьезный труд.

- А у нас теперь почти повсеместно принято не пеленать детей. Может быть, с этого начинается своеволие?

- Не то, чтобы с этого, но в этом кроется один из серьезных элементов детской своевольности. Вообще причин много всяких, но самое главное - это состояние родителей и личный пример. Мы знаем, когда Адам и Ева вышли обиженные, что их изгнали из рая, у них родился Каин, но потом, когда они осознали свое грехопадение - у них родился Авель, первый мученик!

- Многие подростки сегодня не хотят учиться, не могут учиться, не могут заставить себя трудиться.

- Когда не хотят и не могут - это как раз паралич воли, поэтому трудолюбие нужно воспитывать, к нему нужно ребенка приучать. С младенчества нужно давать задания, которые воспитывают, например: «Вот уберешь игрушки - тогда получишь, а нет, значит, не получишь!» Приучать к тому, чтобы с трудом, заслуженно он получал то, что ему нравится, то, что ему нужно.

- Как быть, если уже пропустили момент, если ребенок уже ленив?

- Ну, голод не тетка! В основном-то, ему всегда чего-то хочется. Принцип тот же - вот сделаешь дело - и получишь. Как мы росли? У нас всегда было какое-то задание: вот прополешь грядку - побегаешь. А так просто - никаких игр. Должна быть последовательность в воспитании.

- Батюшка, расскажите, как вас в детстве приучали к труду.

- У нас было задание, например, по огороду. Надо было сначала вскопать, потом посадить, потом окучить, потом прополоть. Обязанности были распределены: это твое, а это твое. И правило такое было установлено: сначала сделать дело по дому, по хозяйству. Никуда без этого. И никакого другого разговора не было. Надо полить огород - так и поливали. Я, например, даже и не задумывался: нужно, значит нужно. Вот теперь, оглядываясь назад, вспоминаю и удивляюсь: до реки было метров сто, и когда пятьдесят раз сбегаешь с коромыслом туда и обратно - я помножил - получалось десять километров, из них пять - с полными ведрами! Ничего себе!

Конечно, такое трудовое воспитание современной молодежи и не снилось, наверное. Я помню, что и другие в то время так же жили, никого не нежили. У моего свояка с четырех лет по дому трудились, а с десяти лет - на поле.

Но вот сейчас в городах с их многоэтажками картина печальная: трудно воспитывать трудом - огорода нет, надо что-то придумывать. На самом деле деревенским в этом смысле было легче.

Да и школа мало помогает семье, из школы изгоняется труд, хотя это один из важнейших элементов духовного развития человека, без него человек деградирует как личность.

- Уже давно в родительской практике появилась такая «воспитательная мера» - платить детям за выполнение домашней работы и за оценки в школе…

- Не-е-ет! Этого нельзя делать! Ни в коем случае! Ни в коем! Деньги до сознательного возраста не должны участвовать в воспитании. В отношении детей в семье не может быть вообще разговора о денежных вознаграждениях: дети должны понимать, что они с ног до головы обязаны своим родителям, домашняя работа и учеба - их обязанность. У нас к несчастью, и родители-то не всегда понимают свои обязанности. Нужно внушать ребенку понятие долга.

- Стало быть, карманные деньги - это плохо?

- По-моему, очень вредно. Это ни к чему. У нас их не было. Да их и у родителей наших почти не было, и мы боялись истратить родительские деньги…

- А если поработать в каникулы, заработать?

- Да, это, конечно, труд. Но дело все в том, куда ребенок эти деньги понесет и на что использует. Очень важно, чтобы человек понимал, как использовать деньги. Пока он не понимает этого, по-настоящему ему нельзя давать деньги в руки. Вот вспомнилось мне, что в молодости я ездил на целину, а на заработанные деньги купил костюм, в котором венчался.

- Батюшка, а как правильно распределять обязанности в семье?

- Ну, по-настоящему, главным должен быть отец. Молитва «Отче наш», говорит, что главный у нас отец. Он - как бы законодательный утверждающий орган в семье, правда не всегда бывает дома при детях. Он зарабатывает, обеспечивает пропитание. А контролирующая, исполнительная роль остается за матерью: она с детьми. А уж когда она не справляется, ребенок выходит из послушания, привлекается отец, который должен строго наказывать. Об этом в Ветхом завете прямо сказано.

- Отец Валериан, вы часто сталкиваетесь с семейными проблемами. В чем, по-вашему, заключается основная ошибка родителей, бабушек, дедушек?

- Основная ошибка… Дело в том, что ошибки сплошные, мало правильного. Только Господь и поправляет своим Промыслом. Главное, что у нас, к несчастью, утеряно традиционное понимание роли отца и матери. Вот мы говорим: кто должен, что должен? Слово отца всегда было законом, за матерью - контроль и исполнение. Родители должны свои обязанности знать, а у нас, как правило, стараются знать свои права. Беда современных людей в том, что все, как говорится, «права качают». Обязанностей почти никто не знает, даже когда на работу устраиваются, спрашивают, в первую очередь, о зарплате, а не о самой работе. Я часто наблюдаю, как люди на работе говорят: «А этого я не должен!» Куда какую ложку положить и куда веник поставить заранее не распишешь. Получается, государство, в котором множество инструкций и законов на каждый шаг - это государство, в котором народ развращен.

Во всех фирмах круг обязанностей жестко прописывается. А человек сам должен видеть то, что необходимо делать! И в семье так.

И ребенка нужно научить самостоятельно, без подсказки, делать необходимое. Как этому научить? Как родители поступают, так и он поступает - дети копируют родителей. Какие родители - такие и результаты.

- С Божией помощью, думаю, можно! Но нельзя сказать, что всегда. Тут присутствует главный фактор - сам человек. Как говорится, Господь помогает, но насильно не спасает. Тут должен быть совместный труд отца, матери, родных и нельзя допускать разногласий, потому что лень искусно ищет слабое место.

- Случается, что некоторые родители придерживаются мнения, что не особенно и нужно учиться, главное, чтобы он в храм ходил…

- Учение необходимо для всех: не считай себя умным, век живи и век учись. Конечно, ребенок должен стать хорошим человеком, но и учиться он должен. Если он хороший, то он не посчитает себя самодостаточным, самым умным, а если это не так, то он уже не умный человек.

Хорошо ходить в церковь, молиться. Но плохая учеба в школе как раз часто вредит самому главному, потому что, по большому счету, ребенок, который не хочет учиться, и в духовной области ничего не может достигнуть. Да, он приходит в церковь, стоит, вроде молится. Но это состояние еще далеко от настоящей молитвы. Сказано: труднее всего Богу молится. Учеба и молитва друг другу не только не помеха, но и подспорье. Другое дело, что человеку может не даваться ученье, но не учиться - это лень. А лень в числе смертных грехов.

- Как научить ребенка духовно трудиться?

- Это надо во всех случаях и всякий раз разъяснять. Вот мои дети были маленькими. Как-то прихожу - они все в кроватках лежат, игрушки валяются, маме некогда. Я говорю: «Вот видите, вы сейчас лежите, игрушки валяются, а ведь вы за них недавно так дрались. Оказывается, все лишь для того, чтобы отнять. Чтобы отнять - нужна сила, а чтобы отдать - нужно смирение, нужна сила воли - а это выше». Они запомнили.

Другой раз двое схватились за игрушку, я говорю: «Ну, у кого смирение?» - игрушка между ними и упала, вспомнили! Дети все прекрасно понимают. А как-то раз один у другого отнимает, третий подходит: «Отдай, - говорит, - ему она не нужна, ему просто нужно ее отнять у тебя!» Тот отпустил. Вот это и есть духовный труд.

- Что нужно сделать родителям, чтобы ребенок понял необходимость духовного труда и смог воспроизвести опыт самостоятельного духовного делания?

- Родители должны приложить все усилия, чтобы как-то показать, рассказать, разъяснить, как жить и как трудиться, а все остальное делает Господь. И нужно усердно молиться за своих детей, тогда Господь создает обстоятельства, через которые ребенок начинает понимать, что и как.

Я с детства вырос в Церкви и вроде бы привык к молитве. Но вот я поступаю в институт, а мой брат мне говорит: «Вот к такому-то преподавателю математику не ходи сдавать - не поступишь». Я готовился: математика профилирующая. Прихожу на экзамен, сажусь, готовлюсь по билету. А подготовлен я был неплохо, думаю: сейчас сдам. А тут приходит как раз тот самый человек, к которому лучше не попадать. Он смотрит на меня и говорит: «Ну, идите отвечать».

Поначалу все шло неплохо, а потом просит построить отрезок функции. Сижу и ничего не соображаю! Кто-то рядом тоже «сыпется», я прошу: «Разрешите подумать». Он: «Пожалуйста, пожалуйста!» А что тут думать, когда в голове ничего нет? Вот тут я взмолился! И Господь послал мне решение. Я получил у этого преподавателя пятерку и на ней въехал в институт, потому что у этого преподавателя получить «отлично» было сверх всякого. Я понял, что нужно молиться. Да, на своем опыте я убедился в этом.

- Как научить ребенка молиться?

- Это, по-моему, самое сложное. Во-первых, самому нужно молиться. Я многих людей знал, которые в старости, вспоминая своих родителей, говорили: «Открою глаза - а папа или мама стоят, молятся!» Я тоже всегда вспоминаю, как молилась моя мама.

В семье, я бы так сказал, должна быть молитвенно-трудовая атмосфера, и главное, во всем нужен личный пример, а в молитве особенно, ребенок потом поймет!

- К сожалению, подростки начинают реже ходить в храм. Что можно сделать, чтобы они не избегали посещения храма?

- Общего рецепта нет. Правда, во всех случаях нужно стараться слегка удерживать ребенка рядом с храмом. Сколько ты удержишь, это вопрос… Не надо забывать, что мы живем в духовном мире, он совершенно реально существует и действует на каждого, враг воюет, старается детей с родителями столкнуть, нужно видеть действие другой силы. Иногда ребенок не то чтобы не хочет в храме быть, его просто подзуживают, выталкивают. Иногда надо просто поддержать: устал - посиди. Иногда отвлечь ребенка от сосредоточенности на своем усталом состоянии. Помнится мне, как я был духовником в одной паломнической поездке. Мы плыли на пароходе, была качка, всех укачало, побежали за таблетками. Тут я что-то интересное стал рассказывать, и, пока рассказывал, уже забыли про качку. Рассказать быть может о понятии «второе дыхание», которое есть у спортсменов: вот уже падаешь, уже нет сил - ничего подобного, не упадешь, дотянешь… Так и тут.

Но когда появляется «не хочу» - нужно понуждать.

- Можно ли трудиться духовно, не будучи церковным человеком? Часто приходится слышать: «Главное, что в душе, что внутри самого себя» или «Бог у меня в душе».

- Трудиться-то можно, только какой результат будет? Такой пример из жизни есть: одного ругают, а тот спокойно выслушивает. Кто-то удивился: такой молодой, а достиг такого состояния, и спросил у него, как он этого достиг. А тот отвечает: «Да кто они такие, чтобы на них обращать внимание?» Спрашивающий ужаснулся такому состоянию. Спрашивает другого, которого ругают, и тот тоже спокоен: «Почему ты спокоен, когда они тебя так ненавидят?» А тот отвечает: «Да ведь они меня тренируют!»

Видите, и здесь, и там есть какой-то духовный труд, только последний нашел правильный выход из положения, а первый - таблетку, и у него нет ничего общего с любовью, одно только презрение и пренебрежение к людям. В духовной области без духовного руководства и наставления очень легко заблудиться и ошибиться и можно прийти не в то состояние, хотя внешне все покажется нормальным. Так, например, внешнее спокойствие в йоге отличается от спокойствия в христианстве: там человек стремится погасить желание, сделать себя бесчувственным, а в христианстве наоборот, очистить чувства при сохранении полноты жизни.

- Связан ли сегодняшний кризис с отношением современного человека к труду?

- Кризис - это суд системы. Кроме того, экономический кризис - это производная от духовного кризиса. В сущности, получается, что безработица, сокращение учебных заведений - это результат того, что никто не хочет ни трудиться, ни учиться: «да даст тебе Господь по сердцу твоему». Бог попускает это, чтобы люди смогли оценить по-настоящему труд и учение. Не будешь учиться, не будешь трудиться - жизнь станет каторгой. Чем ближе человек к Богу, тем труд для него радостнее, а чем дальше, тем невыносимее.

Источник: Валериан Кречетов, протоиерей; Ф.Н. Савельева. Когда труд - радость : Как приучить ребенка к труду? // Виноград : журнал для родителей. 2009. №3 (29).

ВЛИЯНИЕ ТРУДА НА РАСТУЩИЙ ОРГАНИЗМ. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Организацию трудового обучения и профессионального образова­ния подростков следует рассматривать не только с учетом учебно-вос- питательного и общественно-хозяйственного значения, но также и с позиций положительного влияния труда на растущий организм.

Возможность положительного влияния трудовой деятельности на организм школьника доказана многочисленными исследованиями физиологов и гигиенистов. При рациональной организации физичес­кого труда у учашихся повышается уровень функционирования всех физиологических систем: стимулируется гемопоэз, увеличивается насыщение крови кислородом, усиливаются и уравновешиваются нервные процессы возбуждения и торможения, улучшается коорди­нация движений, увеличиваются мышечная сила и выносливость, повышается умственная и физическая работоспособность.

Занятия трудом, увеличивая двигательный компонент в режиме дня, являются также одним из способов профилактики гипокине­зии школьников. Они способствуют формированию положительных эмоций у детей и подростков, позволяют им увидеть конкретный результат затраченных усилий, что всегда приносит радость и чувство удовлетворения.

Вместе с тем все это достигается в динамике, в процессе форми­рования функциональной системы трудовой деятельности ребенка, которая имеет ряд особенностей.

С точки зрения теории функциональных систем в поведенческом акте выделяют следующие стадии:

2) принятия решения;

3) формирования АРД;

4) эфферентного синтеза;

5) целенаправленного поведения;

Стадия афферентного синтеза. Начальную стадию поведенческого акта любой степени сложности представляет афферентный синтез. Физиологический смысл этой стадии состоит в том, что в этот периодпроисходят тщательная обработка и синтез всей необходимой орга­низму для выполнения трудовых действий информации. В процессе афферентного синтеза стоят 3 вопроса: «Что делать?», «Как делать?», «Когда делать?» Решение их возможно при наличии 4 ведущих компо­нентов афферентного синтеза:

3) обстановочных стимулов;

4) пусковых стимулов.

Мотивационное возбуждение формируется на основе ведущей внутренней потребности. Деятельность человека обусловлена необ­ходимостью удовлетворения как биологических (голода, страха), так и социальных потребностей индивидуума. Социальные потребности человека в значительной степени определяются факторами социаль­ной среды и включают такие мотивы, как стремление к общему или специальному образованию, труду, творчеству. В условиях учебной производственной деятельности человека функциональные системы организма подчинены ведущей социальной потребности. В реальной жизненной ситуации каждый ребенок имеет не одну потребность. Это и желание получить новые знания или вынужденная необходимость формального присутствия на занятиях во избежание последующих «трудностей, проблем»; необходимость решить какие-то другие воп­росы в школе, ПУ, личные проблемы на предстоящей встрече с дру­зьями, выполнить какие-то задания по дому и, скажем, при всем при этом успеть в компьютерный центр или на дискотеку, киносеанс. При этом старшеклассник уже достаточно четко представляет, как он всего этого может добиться и в какой последовательности. Для достижения каждого из этих результатов строится своя функциональная систе­ма, которая занимает определенное место в общей иерархии систем. Иерархическое взаимодействие различных функциональных систем всегда базируется на открытом А.А. Ухтомским принципе доминанты. Это значит, что в каждый момент деятельность организма подчинена функциональной системе, обусловленной ведущей для организма потребностью. Все остальные потребности выстраиваются по отноше­нию к ведущей в субординационном порядке. После удовлетворения ведущей на данный момент потребности деятельностью организма овладевает следующая по социальной или биологической значимости потребность и т.д. Таким образом, для организма существует множес­тво полезных приспособительных результатов и их достижение обес­печивается совокупной деятельностью многих функциональных сис­тем. Однако всегда имеется доминирующая функциональная система, подчиняющая своей деятельности другие функциональные системы организма. Итак, принцип доминанты определяет взаимоотношение различных функциональных систем.

По принципу доминанты строятся и соотношения между мотива­цией. памятью и обстановочной афферентацией. При формировании поведенческого акта доминирующая мотивация извлекает из памяти знания и навыки, полученные в процессе обучения по специальнос­ти. собственной работы. Особенно велико значение следовых явлений о трудовых приемах, нагрузках на различные системы организма, о степени утомительности того или иного вида работ. Всего этого у ребенка, присту пающего к трудовому обучению нет. что, естественно, отражается на формировании его функциональной системы трудовой деятельности.

Трудовое обучение проводится в определенной обстановке — в учебной мастерской, мастерской УПК, в цехе базового предпри­ятия. Эта обстановочная информация, поступающая из окружающей срезы, является весьма существенным компонентом для правильного афферентного синтеза. Важна роль непосредственно пусковых сиг­налов. какими в условиях трудового обучения могут быть и обычный школьный звонок, и включение оборудования, и появление препода­вателя. В условиях трудового обучения часто пусковая афферентация представляет собой не единичный сигнал, а ситуацию определенного характера, тх. здесь пусковой сигнал и обстановочная информация сливаются. Сам фактор времени может выступать в качестве пуско­вого раздражителя для деятельности той или иной поведенческой функциональной системы.

В качестве примера можно привести анализ трудовой деятельности выпускника школы, получающего квалификацию токаря. За время урока в мастерской учебно-производственной базы ему предстоит выточить какое-то (в) количество заготовок. В формировании его «трудовой» мотивации важное место занимают желания выполнить плановое задание, получить положительную оценку преподавателя. Уже на стадии афферентного синтеза на основе этих мотивов из его собственного опыта, сформировавшегося в ходе обучения, извлека­ются воспоминания о подобных ситуациях в предыдущие дни про­изводственного обучения; приемы, с помошью которых он добился желаемого результата. В учебной мастерской перед началом работы

вил станка, заготовок, присутствие соучеников усиливают мотива­цию трудовой деятельности. Кроме того, мотивация осуществляет «фильтрацию» внешних обстановочных сигналов. Для правильного афферентного синтеза имеет важное значение следующая обстано­вочнаяинформация: вид обрабатываемого материала, состояние рабочего инструмента, уровень освещенности, шумовой фон в мас­терской, организация рабочего места, позы и др.

Обший принцип формирования стадии афферентного синтеза можно представить следующим образом. На основе исходной домини­рующей мотивации и прошлого опыта из всего разнообразия стимулов отбираются наиболее значимые для реализации данного вида трудовой деятельности. Итогом адекватного синтеза отобранной информации является выбор конкретного пути решения производственного зада­ния, максимально способствующего получению желаемого результата.

Теперь же от выпускника школы вернемся к ученику 5-го клас­са, который впервые приходит в учебную мастерскую на урок труда. Имеются ли у него все необходимые компоненты для нормального протекания стадии афферентного синтеза? Сам по себе полезный результат деятельности школьника, особенно на первых уроках труда, скорее связан с формальным присутствием, положительной оценкой преподавателя его поведения на уроке и отношения к нему, чем с кон­кретным видом трудовой деятельности. Что касается обстановочной и пусковой афферентации, то условия школьных мастерских, как правило, адекватны требованиям, необходимым для формирования функциональной системы.

Школьник не имеет вначале надежных механизмов памяти трудо­вых приемов обработки дерева, металла, ткани. Недостаточно высока и его мотивация освоения трудовых приемов обработки материалов. В процессе обучения у него воспитывается позитивное отношение к труду, формируется чувство долга, ответственности. Но как такового мотива к трудовой деятельности в условиях шкоды, как правило, не наблюдается.

Такимобразом, 2 из 4 компонентов афферентного синтезаушкольников вначале трудового обучения, как правило, отсутствуютЭто не можетне оказывать влияния как на сам процесс афферентного синтеза, так и напротекание последующих стадий целенаправленной деятельности.

Стадия афферентного синтеза, по мнению П.К. Анохина, дина­мически завершается стадией принятия решений. Значение этой стадии чрезвычайно важно. Любое принятие решения является выбором наиболее подходящих путей, приемов, позволяющих экономно осу­ществить именно то действие, когорое должно привести к запрог­раммированному результату. Принятие решения направляет человека на удовлетворение единственной доминирующей в данный момент времени потребности, т.е. ведет к формированию цели.

В приведенном примере для токарных работ принятие решения обусловлено выбором резца (при этом учитывается как его режущая способность, так и твердость обрабатываемого материала), подбором количества оборотов станка, на котором предполагается вести обра­ботку заготовок, определением времени, когда будет необходим «жес­ткий» (с помощью измерительного прибора) контроль за соответс­твием параметров детали чертежу. При этом ЦНС программируется и соответствующая активность мышечных групп, которые примут участие в трудовой деятельности.

Модель результата в нашем примере, по-видимому, включает про­изводственные показатели (выпуск некоторого количества деталей, соответствующих чертежам) и «показатели» утомления, поскольку оно представляет собой естественное физиологическое явление, а точнее степень отклонения показателей гомеостаза в результате трудовой деятельности (накопление метаболитов, снижение функциональных возможностей основных систем и органов, напряжение регулятор- ных механизмов организма). Эти 2 «показателя», как оба вместе, так и какой-то один, могут являться конечным результатом в зависимости от тяжести работы, тренированности учащегося, его мотивации труда.

АРД крайне трудно сформироваться, так как у ребенка нет ясного представления о результате его труда, он не умеет соотнести степень изменения своего функционального состояния в процессе труда с нагрузками, испытываемыми им в процессе работы. Поэтому часто возникают неадекватные реакции на нагрузки, высокая физиологи­ческая стоимость в общем неинтенсивных видов труда.

Стадия формирования АРД динамически последовательно сме­няется формированием самого целенаправленного действия. Однако ему предшествует стадия, когда действие уже сформировано как центральный процесс, но внешне еще не реализуется. Это стадия эфферентного синтеза, которая обеспечивает позиционное возбужде­ние, определяемое как предстартовое состояние. У учащихся в связи с предстоящей работой мышц в этот период можно зарегистрировать изменения дыхательной (увеличивается легочная вентиляция, пот­ребление кислорода) и сердечно-сосудистой систем (возрастают ЧСС, ударный и минутный объем кровообращения), повышение обмена веществ и энергии. Непосредственно в работающем органе - нервно- мышечном аппарате — также отмечаются сложные перестройки: повышение рефлекторной возбудимости мотонейронов, угнетение тормозных систем спинного мозга, предшествующие началу произ­вольного движения. Но к такой адекватной реакции организм ребенка приходит не сразу. «Дефекты» в формировании и развитии предшест­вующих стадий накладывают отпечаток и на характер предстартового состояния ребенка. Нередко регистрируется полное несоответствие настроя, состояния и первых реакций ребенка на незнакомое дейс­твие, обстановку. Все это связано с неадекватным будущей трудовой деятельности формированием АРД.

Пятая стадия — целенаправленное действие - представляет собой активное взаимодействие человека с орудиями и предметами труда для получения определенного результата. При этом в LIHC пос­тоянно поступают сигналы о реальных результатах действия, так называемая обратная афферентация. Эти сигналы сличаются с заданной программой в АРД. Если есть расхождения фактического и требуемого действия, то в аппарате сравнения возникают сиг­налы об ошибках — так называемые импульсы рассогласования. Соответственно этим импульсам в систему, управляющую дви­жениями, вносятся необходимые поправки — коррекции. Многие испытывали это на себе в ощущениях и действиях, когда по привычке входили на стоящий (неработающий) эскалатор. Без

Роль физического труда в воспитании

В физическом труде как специфически человеческом виде деятельности дети начинают принимать участие несколько позже, чем во всех других видах - общении, игре, учении. Лет до трех дети, как правило, еще не способны специально и достаточно длительное время прилагать усилия, направленные на изменение окружающих предметов. Правда, элементы трудовой деятельности могут быть введены в игру детей и двухлетнего возраста. Вот что пишет, например, воспитательница японского детского сада о двухлетних детях. «Каждый ребенок стремится сделать сам буквально все. Один наливает воду из крана, другой выжимает тряпку, третий вытирает стол. Кое-кто пытается орудовать даже большим веником, которым обычно пользуется воспитатель. Таким образом, дети приобретают все новые и новые навыки, привыкая выполнять самостоятельно некоторые виды деятельности. Участие в общей работе мы стараемся поощрять» * . Для трехлетних детей авторы этой книги рекомендуют организовывать какие-нибудь дела, которые нравились бы детям, не были бы слишком сложными и продолжались бы достаточно долго (например, изготовление робота из коробок в течение месяца и др.).

* Детский сад в Японии: Опыт развития 38 детей в группе / Пер. с яп. - М., 1987. - С.

Естественно, в этом возрасте основным заметным видом деятельности является игра, и элементы труда, вырастая из нее, тесно с игрой связаны, неотделимы от игры, но в то же время при правильной организации это уже работа, посильная для детей, интересная и целенаправленно осуществляемая ради получения конкретного результата.

По характеру затрачиваемых основных усилий трудовую деятельность можно разделить на несколько видов: труд физический, труд интеллектуальный, труд душевный (менее двух первых описанный в литературе и реже упоминаемый).

В теории и на практике с самых давних времен и до настоящего времени под трудом, собственно, в наибольшей мере и понимается именно труд физический. Ведь это в его результате создавались основные предметы, используемые человеком в жизни, а выполнение физических движений в процессе его осуществления способствовало укреплению здоровья. Участие в физическом труде оказывалось решающим фактором в формировании характера, твердых жизненных убеждений. К тому же физический труд по сравнению с другими его разновидностями раньше становится по-настоящему понятным и доступным ребенку и характеризуется большим разнообразием.

Физический труд можно разделить на труд по самообслуживанию (поддержание в порядке жилища, одежды, рабочего места, приготовление для себя пищи и т.п.); общественные работы (поддержание порядка в местах общего пользования: во дворе, на улице; благоустройство территории, ремонт и изготовление учебных пособий и оборудования и т.п. - все то, что выполняется не только для личного использования и не находит выражения в количественных и ценовых показателях); производительный труд (ремесленный - с использованием простых орудий и оборудования и индустриальный - организованный в условиях современного индустриального производства). Естественно, что разделение физического труда на виды весьма условно.

Представления о роли физического труда в формировании личности не всегда были одинаковыми. Так, в античной древности господствовало мнение об отрицательном влиянии физического труда на развитие свободного, гармоничного человека: развитие сильного и красивого тела должно осуществляться путем специальных физических упражнений, в гимнастических и военных занятиях. Физический же труд - удел рабов, а для свободного гражданина, как утверждал Аристотель (384-322 гг. до н.э.), мышление есть высшее блаженство и радость жизни.

В дальнейшем эту идею развивали И.Г. Песталоцци (1746-1827) и особенно Р. Оуэн (1771-1858), которому удалось и на практике показать образцы обучения и воспитания детей на основе привлечения их к обслуживающему, сельскохозяйственному и индустриальному труду. Его школа в колонии Гармони-Холл в Шотландии (40-е гг. XIX в.) называлась «индустриальной». Основы системы образования в ней заключались в соединении индустриального и земледельческого труда с обучением. В учебный план этой школы были введены курсы по изучению агрокультуры, садоводства и различных видов индустрии. Считая, что правильно организованные трудовые процессы могут доставить детям гораздо больше удовольствия, чем бесполезные игрушки, Р. Оуэн в своих колониях организовал посильное участие в труде детей с 5 лет. К 7 годам они должны были становиться добронравными и толковыми помощниками в домоводственном труде и садоводстве, а к 10-12 годам - «искусными работниками». С 12 лет дети в колонии начинали принимать участие в индустриальном труде, становясь «активными производителями ценностей». Именно это и составляло основу воспитательной системы Р. Оуэна: дети и подростки делали, производили что-то ценное в тех же условиях, в которых работали и жили взрослые. Наблюдения за результатами своих опытов позволили Р. Оуэну утверждать, что хотя обучение и полезно, однако индустриальное воспитание дает больше для счастья * .

* См.: Тумим-Альмедингеп Н.А. Педагогические опыты и взгляды Роберта Оуэна. - М., I960. - С. 130.

В России идеи Р. Оуэна поддерживали и развивали Н.А. Добролюбов (1836-1861), А.И. Герцен (1836-1870). Особенно большой вклад в теорию трудового воспитания в России сделал К.Д. Ушинский. Он пришел к совершенно определенному выводу о том, что без участия в труде человек не только не может развиваться, но не может и оставаться на одном месте. Он обязательно будет деградировать как личность, разрушаться в нравственном, умственном и эстетическом отношениях.

Можно уверенно утверждать, что все созданные в XX в. воспитательные системы, прославившиеся своими результатами, были основаны на использовании физического труда в качестве одного из важнейших средств воспитания. И чем разнообразнее и совершеннее по своей организации были разновидности трудовой деятельности, тем устойчивее и результативнее были воспитательные системы.

Труд по самообслуживанию(или самообслуживающий труд, как его иногда называют) раньше других становится доступным детям и сопровождает человека всю его жизнь за исключением периодов тяжелой болезни. Его воспитательные возможности исключительно велики, хотя внешне и проявляются не столь явно, как возможности других видов труда. Дело в том, что в результате труда по самообслуживанию предметы человеческого окружения вроде бы не изменяются, остаются прежними. Однако изменяются их положение, общий порядок, внешний вид. И благодаря этому наполненная теми же предметами среда становится другой: в ней человеку становится удобнее жить, расположение самих предметов радует своим порядком и эстетичностью, каждый предмет приобретает свою собственную значимость благодаря уже своему существованию и определенному местонахождению.

Добившийся этого человек ощущает себя создателем своей среды обитания и ее настоящим хозяином и вследствие этого по-иному начинает относиться к себе - как к ответственному за порядок вещей, свое отношение к ним, как к способному прямо, непосредственно, путем приложения своего труда и по своей воле придать существующим предметам иной облик, упорядочить их расположение и изменить благодаря этому условия своего существования. А.С. Макаренко утверждал, что труд позволяет человеку превратиться из раба вещей в их господина, научиться владеть вещами и командовать ими. Неумеющие же обслуживать себя всегда нуждаются то в няньках, то в дружеской услуге, то в помощи*. А такие разновидности труда по самообслуживанию, как приготовление пищи, ремонт одежды и обуви и подготовка их к использованию (чистка, глажение и некоторые другие), своим результатом имеют совершенно новые продукты или существенное изменение имеющихся. В этих случаях значительно расширяется спектр воздействия труда на сознание и чувства его участников, разнообразнее и содержательнее становятся сами действия.

* См.: Макаренко А. С. Сочинения: В 8 т. - М, 1984. - Т. 4. - С. 397.

Получив удовлетворение от результатов своего труда, человек одновременно обнаруживает и потребность постоянно иметь такой порядок вещей. Но вместе с тем он обнаруживает и то, что для поддержания порядка, для изменения в свою пользу самих вещей и их порядка необходимо приложение усилий, затрата труда. Систематическое приложение усилий требует развития и укрепления воли. Что укрепится в сознании и опыте поведения ребенка - стремление к преодолению препятствия в виде понуждения себя к улучшению среды и получению от этого удовольствия или желание избежать трудовых усилий, поскольку затраты не «окупаются» его результатами, - зависит от многих условий. Учесть их, создать необходимые, устранить препятствующие - задача взрослых.

Одним из самых важных условий воспитательной эффективности обслуживающего труда (как, между прочим, и всех других его видов) являются положительная эмоциональная постановка, постоянный наглядный пример взрослых, наличие у ребенка желания выполнить эту работу. И здесь воспитатель сталкивается с новым серьезным препятствием: дети в возрасте полутора - трех лет не хотят выполнять какие-либо целенаправленные действия, если цель прямо ставится воспитателем. Конечно, ребенка можно заставить выполнить действие и даже достаточно длинную цепь действий путем предъявления требования, угрозы, физического наказания. Воспитательная эффективность выполняемых при этом действий невелика, вернее, почти всегда отрицательная, причем настолько отрицательная, что может привести даже к психической травме ребенка. Правильный путь в этом случае - совместная работа взрослого с ребенком по поиску «пропавших» вещей, расположению их в каком-либо порядке. Участие взрослого, его пример, видимое изменение обстановки и одобрение действий ребенка создают необходимые эмоционально-психологические условия для эффективной в воспитательном отношении работы.

Кроме того, важно, чтобы начатая работа была завершена и совместно оценена. Ребенок должен получить удовольствие от выполненной работы в виде положительной эмоциональной оценки нового, измененного его деятельностью состояния предметов, с которыми он работал.

Работа по воспитанию навыков сомообслуживания и привычки к этому труду требует многократного, ненавязчивого повторения на протяжении месяцев и даже лет жизни. Это трудно. Другого пути нет. В ином случае формируется стойкая неприязнь к этому виду труда и даже к самим объектам труда (игрушкам, одежде, предметам домашнего обихода), вырабатывается сугубо утилитарное, грубо потребительское отношение, в котором эстетическому и нравственному началам не остается места.

Вот как описывают воспитатели японского детского сада процедуру приучения годовалых детей класть игрушки на место: «Воспитатели перед обедом или полдником подходили к полке для игрушек и говорили: «Где же, где они?» - и начинали искать игрушки. Постепенно, услышав запомнившееся «где же, где же», многие дети старались найти и принести игрушки. А если воспитатель еще кого-нибудь хвалил. то дети, обгоняя друг друга, спешили принести игрушки к полке, чтобы тоже заслужить похвалу» * .

* Детский сад в Японии: Опыт развития 38 детей в группе / Пер. с яп. - М., 1987. - С. 29.

Выработанная в раннем детстве и поддерживаемая позже привычка определять каждой вещи свое место и содержать ее в надлежащем виде поможет в подростковом и старшем возрасте еще в большей мере реализовать воспитательные возможности труда по самообслуживанию. Это связано с сознательной постановкой цели труда подростками, планированием его хода, выполнением работы, анализом его результатов и определением возможных способов их улучшения. В этом случае труд по самообслуживанию, как и производительный, интеллектуальный и другие его виды, приобретает завершенность (от постановки цели и планирования деятельности до совершенствования полученных результатов), все свойства подлинно человеческой деятельности по изменению предметов и условий в своих интересах.

Бытовой семейный труд - это труд более продолжительный, сложный по содержанию и требующий, как правило, большего напряжения сил, чем труд по самообслуживанию. Во многих случаях его лишь весьма условно можно отделить от труда по самообслуживанию. Основным признаком его выделения является выполнение работы не для себя или не только для себя. Причем результаты используются не сразу, не немедленно после его выполнения. Например, работа в саду и на огороде, уход за животными, покупка продуктов в магазине, участие в ремонте предметов домашнего обихода и квартиры и т.п. В процессе этого труда, как правило, не используется сложных технических приспособлений, хотя в последнее время намечается тенденция применения на огородах механизированных рыхлителей, культиваторов, приспособлений для борьбы с вредителями и болезнями растений. То же можно отметить и в приготовлении пищи, в подготовке корма для животных и др. Бесспорно, детскому труду с использованием техники предшествует более длительный период обучения выполнению трудовых операций, чем это было в недалеком прошлом или сейчас без использования сложного оборудования. Однако трудность и длительность подготовки к нему окупается высоким интересом подростков к участию в работе с механизмами.

Массовый характер для подростков приобретает труд ремесленный- с использованием простейших машин, инструментов, оборудования. Это связано с тем, что фактически во всех школах для учащихся V-IX классов введено трудовое обучение. Его завершением на отдельных уроках и по окончанию учебного года является изготовление каких-либо изделий. Девочки шьют фартуки, рукавицы, платья и др. Мальчики мастерят ящики, скамейки, совки, измерительные инструменты и др.

Большое значение придавал этой разновидности труда Г. Кершенштейнер (1854-1932). Он утверждал, что «не ради только одних умений нужны нам мастерские, не для того, чтобы наши сограждане научились практически работать, не для того, чтобы дети хорошо строгали, пилили, буравили, шили, ткали, учились стряпать. - нам нужны они потому, что не книга является носителем культуры, но работа, преданная, жертвующая себя на службу людям или какой-либо великой истины. . В мастерской, в лаборатории и школьной кухне, в саду, в рисовальном зале, в музыкальном классе каждый ребенок найдет себе работу, которую он в состоянии осилить» * .

* Школа будущего - школа работы // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981. - С. 483.

Как высшую форму производительного труда, к которому относится также ручной и ремесленный труд, можно рассматривать труд индустриальный. Многие великие педагоги считали, что использование в качестве средства воспитания высокомеханизированного индустриального труда создает наиболее благоприятные условия для формирования личности активного строителя новой жизни.

В России идею использования индустриального труда для воспитания подростков наиболее активно развивал П.П. Блонский. Он утверждал, что «лишь в индустрии труд подростка может быть источником интенсивного и широкого образования. . Чисто учебная школа давала только образование, лишенное воспитательного фундамента. Индустриально-трудовая школа, сочетающая знание с действием и образование с умением, является одновременно и школой воли, и школой интеллекта, воспитывая характер и образовывая мышление на одном и том же материале и в одном и том же процессе» * . Практическому приобщению школьников к индустриальному труду способствовало создание в СССР широкой сети учебно-производственных комбинатов, школьных производственных бригад, а также привлечение старшеклассников к труду в цехах базовых предприятий во время летней производственной практики.

* Блонский П. П. Трудовая школа // Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. - М., 1979. - Т. 1. - С. 89, 105.

Вероятно, выход не в том, чтобы пытаться всеми силами реализовать идею в силу ее привлекательности и несмотря на исключительные трудности в ее осуществлении. Практичнее во всех отношениях, в том числе и в плане учета индивидуальных особенностей воспитанников, привлекать детей и подростков к разнообразным видам труда, не гиперболизируя какого-либо из них и помня, что кроме физического труда есть и другие виды - труд интеллектуальный, труд душевный. Если же концентрировать внимание только на физическом труде, то у некоторых воспитанников может сложиться о нем впечатление, описанное поэтом О.С. Мандельштамом: «Настоящим адом для большинства неловких, не слишком здоровых и нервических детей был ручной труд. К концу дня, отяжелев от уроков, насыщенных разговорами и демонстрациями, мы задыхались среди стружек, не умея перепилить доску. Пила завертывалась, рубанок кривил, стамеска ударяла по пальцам; ничего не выходило. Инструктор возился с двумя-тремя ловкими мальчиками, остальные проклинали ручной труд» (И ты, Москва, сестра моя, легка. - М., 1990. - С. 124). А ведь учился поэт в одной из лучших школ своего времени, организованной известной просветительницей М.К. Тенишевой. Даже с учетом стремления к гиперболизации, свойственного поэтам, нельзя не увидеть справедливости характеристики меры пользы таким образом организованного труда.

Каким же должен быть физический труд, чтобы быть по-настоящему воспитывающим? Много педагогических требований к физическому труду сформулировано исследователями проблем трудового воспитания. Перечислим некоторые из них:

- привлекательность, общественная и личная значимость цели, четкость организации, производительность, моральная удовлетворенность результатами (Б.Т. Лихачев);

- современная техническая и технологическая оснащенность; положительная мотивация трудовой деятельности, возможность выбора детьми видов труда и форм его организации, связь труда с основной идеей школы и ее педагогической концепцией, с другими видами деятельности и в целом с жизнедеятельностью личности, с запросами и ожиданиями родителей (А.Г. Пашков);

- посильность, разнообразие, высокая нравственная основа, связь с учением, творческий характер, результативность, коллективность, поощрение успехов в труде (Н.И. Болдырева);

- «отвлеченность и мертвая книжность школ вредна, но грубый утилитаризм и мастеровщина в школе еще вреднее» (Каптерев).

Читайте также: