Эпизодические двигательные нарушения у детей. Эпизодические сенсорные нарушения у детей.

Обновлено: 21.09.2024

В основном, принято считать, что дети подвержены простудам и различным вирусным болезням, хотя психоневрологические нарушения у детей встречаются довольно часто, и доставляют немало проблем как самим пациентам, так и их родителям.

А главное, могут стать фундаментом для дальнейших трудностей и проблем в социальном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в эмоциональном, в интеллектуальном и социальном развитии, причиной школьной «неуспешности», трудностей социальной адаптации.

Так же, как у взрослых больных, детские психоневрологические заболевания диагностируются на основании целого ряда симптомов и признаков, являющихся специфичными для определенных расстройств.

Но следует принимать во внимание, что диагностический процесс у детей бывает значительно более сложный, и некоторые поведенческие формы могут выглядеть, совсем ни как симптомы психических нарушений. Часто это сбивает с толка родителей и дает возможность долгое время «прятать» голову в песок. Этого делать категорически нельзя и очень ОПАСНО.

Например, в эту категорию входят странные пищевые привычки, излишняя нервозность, эмоциональность, гиперактивность, агрессия, плаксивость, «полевое» поведение, которые могут быть расценены, как часть нормального развития ребенка.

К нарушениям поведения у детей относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными, вызывающими или неадекватными поступками, доходящими до открытого несоблюдения соответствующих возрасту социальных норм.

Типичными признаками патологии могут быть:

- «полевое» поведение, невозможность усидеть на одном месте и сконцентрировать своё внимание;

- чрезмерная драчливость и намеренное хулиганство,

- жестокость к другим людям или животным,

- преднамеренная порча имущества,

- частые, беспричинные и тяжелые вспышки гнева;

- вызывающие провокационные поступки;

Любая из перечисленных категорий при достаточной выраженности является основанием для беспокойства не сама по себе, а как симптом серьезного заболевания.

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

  • Гиперактивное поведение
  • Демонстративное поведение

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм - отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство - стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость - в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

  • Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере, а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии.

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Значительная роль в коррекции поведенческих нарушений отведена психотерапевтическим, нейропсихологическим и коррекционным методам.

Коррекция нарушений поведения у детей в НейроЛогопедическом центре «Выше радуги»:

Этот метод позволяет ребенку безмедикаментозно преодолеть трудности поведения, развития или общения. Нейропсихологическая коррекция оказывает терапевтическое воздействие на организм — улучшает эмоциональное и физическое состояние, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает внутренние резервы и способности, развивает дополнительные скрытые возможности головного мозга.

В нашем центре в программу нейропсихологической коррекции интегрировано самое новейшее Инновационное оборудование и методики для достижения наибольшего и скорейшего результата, а также для того, чтобы была возможность проводить нейропсихологическую коррекцию даже в самых тяжелых случаях . Образовательные и коррекционные симуляторы мотивируют к работе даже самых маленьких, детей с гиперактивностью, агрессией, тиками, «полевым» поведением, синдромом Аспергера и тд.

Специалисты не имеющие в своем арсенале интерактивное и инновационное оборудование не в состоянии проводить качественную и результативную нейрокоррекционные занятия со сложными детьми.

Итак, в НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» в нейропсихологическую коррекцию по усмотрению (в зависимости от целей и задач индивидуальной программы) методиста и диагноста интегрируется огромное количество образовательного оборудования.

Форма проведения занятий индивидуальная.

В результате нейропсихологической диагностики составляется профиль трудностей ребенка, на основе которого разрабатывается нейропсихологическая программа коррекции.

    . Мозжечок — один из отделов головного мозга — отвечает за реализацию множества функций в организме человека, в том числе, за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, а также за развитие когнитивных функций. Мозжечок - диспетчер нашего мозга. Он связан со всеми частями мозга и перерабатывает всю информацию от органов чувств, которая поступает в мозг. На основе этой информации мозжечок проводит коррекцию движений и поведения. Нейропсихологи установили, что у всех детей с нарушениями развития и поведения эта система работает неправильно. Именно поэтому дети тяжело усваивают навыки, не могут регулировать свое поведение, плохо говорят, с трудом учатся читать и писать. Но функцию мозжечка теперь можно тренировать.

Программа мозжечковой стимуляции нормализует работу ствола мозга и мозжечка. Методика улучшает:

  • Поведение;
  • Взаимодействие и социальные навыки;
  • все виды памяти
  • координацию движений, баланс, походку, ощущение собственного тела

Проявление поведенческих нарушений нередко обусловлено различными нарушениями в работе мозжечка. Именно поэтому стимуляция, направленная на нормализацию функционирования лимбической системы, мозжечка и ствола мозга, помогает ускорить развитие речи, улучшить концентрацию внимания, нормализовать поведение и, как следствие, решить проблемы с успеваемостью в школе.

Широко используется система тренировок на балансировочной доске Learning Breakthrough («прорыв в обучении») разработчик программы Френк Бильгоу. Серия реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка.

Результаты достаточно быстро проявляются в улучшении поведения, внимания, речи ребенка, успехах в учебе. Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность любых коррекционных занятий.

3. Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой сенсорной интеграции и антигравитации.

СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - это естественный, неврологический процесс развития человека, который начинается в утробе и продолжается всю жизнь. Важно отметить, что наиболее благоприятное время для развития - это первые семь лет жизни.

СЕНСОРНАЯ ОБРАБОТКА - это процесс, в ходе которого мозг получает сенсорную информацию, обрабатывает ее и использует по назначению.
Если говорить об обычном процессе сенсорной обработки, продуктивном, естественном с «адаптивным ответом», то происходит следующее:
• Наша нервная система воспринимает сенсорную информацию
• Мозг организует и обрабатывает ее
• Затем дает нам возможность использовать ее согласно нашего окружения, чтобы достичь «все больше комплексных, направленных действий»

Нам нужно развивать способность сенсорной обработки для:
• Социального взаимодействия
• П
оведенческих навыков
Развития моторных навыков
• Умения концентрироваться,

Это система физических упражнений и особых телесноориентированных игр, направленных на развитие сенсомоторной интеграции - способности мозга объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств.

Эти занятия полезны всем детям, так как сенсомоторная интеграция - это обязательный этап психического развития каждого ребенка.

Формирование сенсомоторной интеграции начинается еще во внутриутробном периоде жизни на основе трех базисных систем: вестибулярной, проприоцептивной и тактильной.

Очень часто дети испытывают дефицит целенаправленной «правильной» двигательной активности, поэтому их мозг не получает достаточной информации, малыши «не чувствуют» собственное тело в пространстве. Процесс формирования сенсомоторной интеграции нарушается. Это мешает развитию высших психических функций (мышлению, вниманию, восприятию, памяти, речи и тд.).

4. Ритмотерапия интегрированная в программу сенсорной интеграции обеспечивает развитие чувства ритма и чувства времени, которые необходимы для успешного чтения, письма и других видов учебной деятельности. Эти занятия - многоуровневая стимуляция всех сенсорных систем, участвующих в формировании речи, чтения и письма. У многих детей, имеющих поведенческие проблемы, учебные затруднения, есть трудности с удержанием равновесия, проблемы с координацией движений и сенсорной интеграцией (обработкой мозгом информации от всех органов чувств).

Хотя эти трудности не всегда заметны, нарушения базовых функций мешают мозгу осваивать более сложные «продвинутые» виды деятельности, такие как речь, чтение, письмо. Мозг вынужден тратить слишком много сил времени и энергии на контроль положения тела и регуляцию простых движений.

Взаимодействие с ритмичной музыкой стимулирует развитие чувства ритма, внимания, стрессоустойчивости, способности организовывать свои мысли и движения во времени. Все эти способности развиваются благодаря тому, что в процессе коррекции обеспечивается стимуляция, улучшающая качество функционирования головного мозга и качество его связей с телом.

5. БОС с видеобиоуправлением Timocco назначается детям с различными нарушениями развития: поведенческими, задержками речи и общего развития, ДЦП, ЗПР, гиперактивность, нарушения внимания, нарушение развития школьных навыков .

Умение контролировать положение своего тела в пространстве является фундаментом для овладения всеми видами учебной деятельности.
У всех детей, имеющих нарушения в развитии есть трудности в этой области. Программа Timocco обеспечивает визуальную обратную связь, на основе которой ребенок быстрее учится управлять своим телом, выполняя все более сложные последовательности движений.

6. Высокотехнологичная развивающая методика, созданная компанией Interactive Metronome для преодоления нарушений речи, внимания и поведения, связанных с расчетом времени и планированием движений, с развитием чувства ритма и времени.

Занятия с интерактивным метрономом назначаются детям с проблемами поведения и развития, СДВГ, нарушениями аутистического спектра (ранний детский аутизм), задержкой психического развития, ДЦП, нарушениями темпа речи, детям после черепно-мозговых травм, повреждений спинного мозга, заиканием, тиками, синдромом навязчивых состояний, нарушением координации движений.

Детям часто очень трудно концентрироваться, запоминать и выполнять инструкции, состоящие из нескольких частей, выполнять всё до конца, не отвлекаться и не «перескакивать». Такие проблемы связаны с чувством времени и чувством ритма. Это основа для овладения любыми учебными навыками, в том числе чтением, письмом и счетом, решением задач.

Интерактивный метроном стимулирует мозговую активность, которая необходима для обработки сенсорной информации, поступающей извне. Это способствует развитию способности планировать свою деятельность, стабилизирует поведенческие реакции.

7. Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой OMI BEAM. Для нас это не просто яркий спецэффект и весёлая игра, в первую очередь это важный инструмент в руках специалиста, который помогает реализовывать важные цели и задачи при обучении и коррекции:

  1. развитие мелкой моторики и устранение непроизвольных движений (гиперкинезов);
  2. улучшение рисунка ходьбы;
  3. развитие и закрепление правильной осанки;
  4. улучшение общей подвижности;
  5. развитие ощущения собственного тела в пространстве;
  6. обучение способности слушать и концентрировать внимание;
  7. развитие мотивации;
  8. открытие способности к импровизации и творческой активности;
  9. развитие навыков общения;
  10. развитие настойчивости в достижении цели

8. Арт-терапия — наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры. Этот психотерапевтический подход применяется для того, чтобы помочь детям проработать их психологические проблемы и эмоционально травмирующие переживания или преодолеть поведенческие проблемы и сложности развития. В процессе терапии ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.

Специалист в игровой форме решает поведенческие и эмоциональные проблемы ребёнка:

— школьную дезаптацию, отсутствие мотивации к обучению;

— кризис трёх лет;

— трудности в общении с родителями и учителями;

— стрессовые ситуации (смерть родителей, развод, смена школы, сада);

— конфликты между детьми в семье;

— ревность к другим детям в семье и другим членам семьи;

В своей работе психолог применяет различные подходы и методы:

— элементы песко и глинотерапии;

— элементы арт-терапии;
9. Психолого-коммуникативные занятия.

Цель развития коммуникативных навыков - это развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками. В нашу программу развития коммуникативных навыков мы включаем — умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Для каждого ребенка после диагностического обследования создается индивидуальная программа коррекции и интегрируется специальное оборудование . Часто бывает так, что детям с одинаковым диагнозом или нарушением подходят совершенно разные программы с интеграцией различного оборудования. Индивидуальный подход очень важен, и дает возможность достичь быстрого и качественного результата. В нашем центре по другому не бывает. Наши специалисты гарантируют 100% результат при соблюдении всех рекомендаций. С наших пациентов после курса реабилитации снимают диагнозы аутизм, задержка речи, алалия, СДВГ, необучаемость.

Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.

Сенсорная система - это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная.
Сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет научить детей адекватно воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства. Сенсорное развитие - это развитие органов чувств и восприятия.

Сенсорное нарушение у детей - это нарушение, связанное с нарушением в части нервной системы ребенка, ответственной за восприятие. К сенсорным нарушениям относят нарушения слуха, зрения, опорно-двигательной функции.

Причинами сенсорных нарушений могут стать различные травмы (например, головы или спины), инфекционные и вирусные заболевания, как ребенка, так и матери во время беременности, венерические заболевания родителей, патологические состояния беременности и родов. Очень часто сенсорные нарушения наблюдают у глубоко недоношенных детей.

Сенсорные нарушения характеризуются : отсутствием реакции ребенка на звук, свет, нарушением речи, невозможностью выполнения произвольных движений. Дети, страдающие сенсорными нарушениями, часто пытаются привлечь к себе внимание посредством движений, в ходе разговора внимательно смотрят на движения губ собеседника, их речь затруднена, часть звуков произносится неправильно. Если нарушения ЦНС серьезны, то ребенок не может двигаться без посторонней помощи (при ДЦП, параличах и парезах).

При каких заболеваниях возникает сенсорное нарушение у детей?

ДЦП, параличи, слепота, глухота, парезы, последствия полиомиелита, нарушения ЦНС, умственная отсталость.

Весь окружающий мир ребенок познает с помощью органов чувств. Сенсорная (от лат. "sensus" - чувство, ощущение) система: слух, зрение, осязание, обоняние) - это датчик восприятия окружающего мира. Это система, которая считывает информацию извне, опираясь на раннее сформированные сенсорные эталоны. Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинестетических, обонятельных и др. Познание окружающей действительности у детей начинается с анализа информации, которую они получают при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, различных вкусах и т. д. Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Информация от них анализируется в соответствующих отделах головного мозга и выдает целостную картину.

Сенсорному развитию детей с различными нарушениями в развитии уделяли большое внимание такие известные ученые-исследователи как И. М. Сеченов (1952), П. Ф. Лесгафт (1956), Л. С. Выготский (1983), И. А. Соколянский (1989), Н. А. Бернштейн (1990), Н. П. Вайзман (1997), У. Кислинг (2010) и др. Все они сходятся во мнении, что взаимодействие органов чувств необходимо для движения говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. Чтобы нормально развиваться и работать мозг нуждается в постоянном поступлении сенсорной информации.

Среди аномальных детей значительную категорию составляют дети с различными выраженными отклонениями слуха.

Овладение речью одной из центральных, важнейших психических функций-в определяющей степени зависит от слуха.

Ребенок, имеющий серьезные дефекты слуха, не сможет самостоятельно научиться говорить, так как нечетко воспринимает звуковую речь, не слышит звуковых образцов. Слух имеет исключительное значение для формирования произносительной стороны речи. Ребенок с недостатками слуха не может контролировать собственное произношение. Соответственно от этого в значительной степени страдает его устная речь. Все эти факторы отрицательно влияют на процесс овладения всей сложной системой языка, а следовательно, ограничивают возможности обучения и познания окружающего мира. Речь лежит в основе развития других познавательных процессов, поэтому ее отсутствие или недоразвитие нарушает мыслительную деятельность.

Речь регулирует поведение и все виды деятельности ребенка. Поэтому воспитание детей с неполноценной речью вызывает определенные затруднения.

Такие нарушения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные нарушения слуха встречаются значительно реже (примерно у 25% детей с недостатками слуха), чем приобретенные. Неправильное внутриутробное развитие слухового органа может быть обусловлено влиянием наследственности. Так, могут быть унаследованы полная или частичная аплазия (недоразвитие) внутреннего уха, нарушения развития среднего и наружного уха в виде отсутствия барабанной полости и заращения наружного слухового прохода (атрезии). Наследственностью можно объяснить врожденную неполноценность слухового органа, которая определяет предрасположенность к тяжелым нарушениям слуха, вызванным сравнительно слабыми вредными воздействиями.

Социокультурная адаптация детей с нарушениями слуха часто (40%) осложняется эмоциональными и поведенческими расстройствами, которые формируются как вторичные за счет сенсорной и социальной депривации, возникающей при неадекватных условиях воспитания ребенка, как в семье, так и в детском учреждении. Такие дети в большинстве случаев замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, болезненно реагируют на случаи обнаружения их дефекта. Их речь характеризуется количественной недостаточностью и качественным своеобразием. Часто отмечаются нарушения звуко-буквенного состава слов: некоторые звуки ребенок не улавливает, другие воспринимает неправильно, отчетливо слышит только ударные части слова, недостаточно ясно дифференцирует на слух приставки, окончания слов. Таким образом, ребенок искаженно слышит слово, искаженно запоминает его и искаженно произносит, пишет. Все это обусловливает необходимость предельно раннего начала сурдологической учебно-воспитательной работы.

Наибольшее количество впечатлений о внешнем мире мозг получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. С помощью зрения познаются существенные признаки разнообразных объектов (свет, цвет, величина), осуществляется ориентировка в пространстве, воспринимается изобразительное и архитектурное искусство, наблюдаются сложные изменения в природе.

Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у ребенка значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужает общественные контакты, ограничивает его ориентировку, возможности заниматься многими видами деятельности.

Врожденное нарушение зрительного анализатора может быть вызвано воздействием на него различных патогенных агентов в период эмбрионального развития (токсоплазмоз и другие инфекции, воспалительные процессы, нарушение обмена веществ и пр.) или генетических факторов (наследственная передача некоторых дефектов зрения.

Фактор времени наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития слепого ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны отклонения, психофизические особенности и своеобразие развития. В зависимости от времени наступления нарушения функции зрительного анализатора выделяют слепорожденных и ослепших, т. е. лишившихся зрения после рождения.

Психическое развитие слепорожденных детей имеет те же закономерности, что и развитие зрячих детей, однако тяжелое первичное поражение зрения проявляется в различных вторичных отклонениях и особенностях психического развития детей.

Развитие высших форм познавательных процессов (внимание, логическое мышление и речь, память) у слепорожденных детей практически протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувствительных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии их мыслительной деятельности. У слепых детей с большим трудом формируется правильное соотношение между накопленными словесными (отвлеченными) знаниями и конкретными представлениями. Они легче усваивают отвлеченные понятия, нежели слова с конкретным значением.

В одних случаях своеобразие характера и поведения проявляется в неуверенности, пассивности, склонности и самоизоляции, в других в раздражении, возбудимости и даже агрессивности.

Такие дети часто пытаются "скрыть" или отрицать дефект, если о нем узнают окружающие. Они чувствуют себя скованно, неестественно и дискомфортно. Стесняются обращаться за помощью. Бывают ранимы и чувствительны к критике. При глубоких нарушениях зрения могут наблюдаться навязчивые движения. Дети надавливают на глаза, чтобы получить ощущение света, раскачиваются, издают стереотипные звуки.

Осязание также дает слепому необходимую информацию. Так, качество дорожного покрытия (бетон, асфальт, грунт), бордюрный камень тротуара, стены домов, витрины магазинов, телефонные будки, уличные киоски и т. д. помогают слепому ориентироваться в сложной окружающей обстановке городской улицы. Л. С. Выготский указывал на наличие так называемого шестого чувства (теплового) у слепых, позволяющего им на расстоянии замечать предметы.

Формирование обследовательских способностей решается в дидактических играх: «Угадай на ощупь», «Назови как можно больше признаков в предмете», «Убери лишние детали», «Что так, что не так», «Что бывает, чего не бывает», «Угадай, кто пришел», «Кто назвал?», «Найди путь исследования», «Угадай на вкус», «Какой это запах?»

Для обучения сериации, классификации, дифференциации используются мозаики, пирамидки разных размеров, лото, домино, разрезные картинки, пазлы.

Для формирования образов предметного мира используются игры, в которых упражняются в систематизации знаний во внешнем облике предмета и его функциональном назначении. При этом в процессе знакомства с предметом или объектом включаются по возможности все сенсорные ориентации. При использовании дидактической игры «Мама и детки» у детей уточняются представления о внешнем облике взрослого животного и облике их детенышей. А далее конкретизируется конкретное питание, среда обитания и взаимодействие с человеком.

Различные модели животных, птиц, картинки с их изображением создают у детей представления об их сходстве и различие как в облике, так и в образе жизни.

Дидактическая игра «Скотный двор» позволяет детям ориентироваться на слух, зрение, осязание и обоняние. Для этого можно подобрать записи реальных звуков (мычание коров, ржание лошади, крик петуха и т. д.).

Для формирования экологических знаний используются конструкторы, позволяющие детям воспроизводить загоны, пастбища для животных. Детей можно научить отличать продукты жизнедеятельности животных на осязание (мягкая шерсть, тонкий пух, теплая шубка и др.). детям можно предложить выделить по запаху мясные и молочные продукты, определить их качество как на обоняние, так и на вкус.

Сенсорные нарушения лишают ребенка важнейших источников информации, что обусловливает его отставание не только в психическом, но и в физическом плане. Степень выраженности отставания в значительной мере зависит от тяжести и времени возникновения сенсорных нарушений, а также раннего начала специальной коррекционно-реабилитационной работы .

Дисфункция сенсорных систем (тактильная, вестибулярная, проприоцептивная, слуховая, зрительная, расстройство осязания и вкусовая дезориентация)

Дети очень восприимчивы к внешним факторам. Но не нужно думать, что если ребенок отказывается от “колючего” свитера, вздрагивает от громких звуков и взволнован ярким светом, если его укачивает в транспорте, и он не любит кататься на качелях, часто падает или бьется головой, чтобы привлечь внимание или показать свое недовольство, закрывает уши от громких звуков, отдергивает руку от прикосновений, что это «так и должно быть», и малыш «перерастет». Необходимо срочно обратить внимание на его сенсорное развитие.
Что такое сенсорное развитие и сенсорная интеграция? Это способ сбора информации мозгом об окружающем мире от всех органов чувств.

Мозгу для комфорта требуется определенный уровень ответа от зрительных, слуховых, вестибулярных и тактильных рецепторов. Собирая и анализируя наиболее значимую информацию, нейроны головного мозга вырабатывают соответствующую ответную реакцию.

Если ребенка раздражает или отвлекает свет и звук, он не может понять того, что он видит или слышит, не может анализировать тактильные и двигательные стимулы, это будет плохо сказываться на его обучении и поведении в дальнейшем. И сейчас эти «странности» являются первым «звоночком», что что-то не так.
На наших занятиях мы уделяем огромное внимание сенсорному развитию детей с самого раннего возраста, так как это является важнейшим и первым шагом для интеллектуального и социального развития ребенка.

В том случае, если:
- ребенок путает право - лево, верх - низ;
- меняет руки, выполняя задание, хотя ему уже больше 5 лет;
- плохо справляется с заданиями, в которых задействованы обе руки и обе стороны тела;
- не может сидеть прямо или раскачивается на стуле;
-поворачивается всем телом, вместо того, чтобы протянуть руку или повернуть шею;
- не может удержать взгляд на движущемся предмете;
- постоянно хочет двигаться, не может усидеть и минуты;
- часто падает или неловок в спортивных играх;
- выглядит неорганизованным или демонстрирует резкие и неритмичные движения;

- закрывает уши от громких звуков;

- отдергивает руку от прикосновений;

- не любит играть с детьми, старается больше быть один;
-нормально развивается, но сталкивается с серьезными трудностями, при обучении чтению и письму;

Родителям необходима обязательная консультация нейропсихолога, специалиста по сенсорной интеграции и полное нейропсихологическое обследование.

У многих детей с речевыми нарушениями, нарушениями чтения и письма, математики есть трудности в обработке зрительной информации. Часто эти трудности связаны с нарушением взаимодействия между органами чувств.

Если говорить об обычном процессе сенсорной обработки, продуктивном, естественном с «адаптивным ответом», то происходит следующее:
• Наша нервная система воспринимает сенсорную информацию
• Мозг организует и обрабатывает ее
• Затем дает нам возможность использовать ее согласно нашего окружения, чтобы достичь «все больше комплексных, направленных действий»

Нам нужно развивать способность сенсорной обработки для:
• Социального взаимодействия
• Развития моторных навыков
• Умения концентрироваться, чтобы учиться
Если этот неврологический процесс где-либо нарушается, на этапе входа информации, организации или ответной реакции, тогда естественное развитие и адаптивные ответы мозга становятся невозможными.

Что оказывает серьезное влияние на обучение, физическое и эмоциональное развитие, также как впрочем, и на поведение. Как раз этот нарушенный процесс и есть неврологическая дисфункция называемая дисфункцией сенсорной интеграции или нарушение процесса сенсорной обработки.

Важно разделять симптомы дисфункции сенсорной интеграции на категории, согласно нашим чувствам (слух, зрение, осязание, обоняние, проприоцепция, вкус, координация).

СИМПТОМЫ ДИСФУНКЦИИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Признаки ТАКТИЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Отказ от игр, где можно испачкаться, отказ от навязчивых и легких прикосновений, поцелуев, отказ от грубой одежды, отказ от принятия ванны, душа или похода на пляж, отказ от игры с пластилином, тестом, песком;

Ребенок не ощущает, что руки или лицо испачканы, постоянно что-то трогает или чего-то касается, грубо играет со сверстниками, плохо чувствует боль или даже испытывает от нее удовольствие.
Признаки ВЕСТИБУЛЯРНОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Избегает детских площадок, качелей, каруселей на детских площадках, боится высоты, не нравится находиться вверх тормашками, боится упасть, не любит быстрые, внезапные или повторяющиеся движения.

Постоянно находится в движении, носится или кружится, кажется, что ни минуты не может посидеть на месте, ищет постоянного «возбуждения», качает ногами когда сидит, любит когда его подбрасывают, кажется, что он никогда не испытывает головокружения, полон энергии.

Признаки ПРОПРИОЦЕПТИВНОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Замедленная реакция:
Постоянно прыгает, рушит, громит, топает, нравится, когда его крепко обнимают, с силой сжимают, любит тесную одежду, грубо или даже агрессивно обращается с другими детьми.

Быстрая реакция:
Трудности с восприятием собственного тела в пространстве, неуклюжесть, натыкается на углы, объекты, спотыкается и за все цепляется.

Сложность оценить собственные силы:
Не понимает, какую силу надо приложить, чтобы сдвинуть предмет, не может оценить вес предмета, поэтому часто ломает предметы, не может рассчитать силу нажима и поэтому рвет бумагу , когда рисует.

Признаки СЛУХОВОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Закрывает уши руками на громкие, резкие звуки, которые у других не вызывают реакции. (Шум воды унитаза, фена, пылесоса, непереносимость шумных мест.)

Плохо откликается на речь, любит слишком громкую музыку или сам создает шум, не понимает, где находится звуковой источник, постоянно переспрашивает.

Разборчивость в еде, ограниченность в выборе продуктов. Может давиться твердой пищей, не может, как следует жевать и глотать, не любит зубных врачей, ненавидит зубную пасту и чистить зубы.

Облизывает, пробует несъедобные объекты, обожает пищу с ярким выраженным вкусом. Может наблюдаться обильное слюнотечение. Грызет ручки, карандаши или воротничок рубашки.

Признаки РАССТРОЙСТВА ОСЯЗАНИЯ:

Не переносит различные запахи, избегает места, где для него неприятно пахнет, выбирает пищу по запаху, реагирует на запахи острее, чем другие.

Не замечает неприятные или резкие запахи, занюхивает все, что встречает, плохо различает запахи.

Признаки ЗРИТЕЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Раздражается от яркого света, легко отвлекается на зрительный стимул, избегает зрительного контакта, возбуждается, если в комнате яркие стены или обои.

Плохо следит за движущимися объектами, путает схожие буквы, фокусируется на отдельных деталях картины, не замечая ее целиком, не может следить за строкой при чтении или списывании с доски.
Симптомы нарушения сенсорной интеграции не должны остаться незамеченными. И если Вы заметили у своего ребенка какие-либо из выше перечисленных симптомов, обратитесь к профессионалу, специалисту по сенсорной интеграции, который подтвердит или опровергнет Ваши опасения.

Очень часто дети испытывают дефицит целенаправленной «правильной» двигательной активности, поэтому их мозг не получает достаточной информации, малыши «не чувствуют» собственное тело в пространстве. Процесс формирования сенсомоторной интеграции нарушается. Это мешает развитию высших психических функций (мышлению, вниманию, восприятию, памяти, речи и тд.). И в последствие может привести к серьезным проблемам обучения.

У многих детей с речевыми нарушениями, нарушениями чтения и письма, математики есть трудности в обработке зрительной информации. Часто эти трудности связаны с нарушением взаимодействия между органами чувств (нарушение сенсорной интеграции). Мозг ребенка не успевает эффективно обрабатывать информацию из разных источников. Например, ребенок не может одновременно слушать инструкцию на уроке и записывать или выполнять задание и быстро реагировать на вопросы. При чтении часто теряет строку, не понимает смысла прочитанных слов, пропускает во время письма буквы.

Наши занятия помогают синхронизировать работу зрительной, слуховой и вестибулярной системы.

Ритмотерапия интегрированная в программу сенсорной интеграции и нейропсихологической коррекции в сочетании с чтением вслух обеспечивают развитие чувства ритма и чувства времени, которые необходимы для успешного чтения, письма и других видов учебной деятельности. Эти занятия - многоуровневая стимуляция всех сенсорных систем, участвующих в формировании речи, чтения и письма. Упражнения также способствуют развитию особых движений глазных яблок и увеличению поля зрения. Это очень важно для чтения.

Занятия могут проходить в «мокрой» среде, в сенсорной комнате, в Монтессори пространстве, в солевой комнате со множеством стимуляторов, массажным оборудованием, тренажерами, балансировочными и тактильными дорожками, где ребенок может получать различные ощущения, необходимые для созревания нервной системы.

Это упражнения на развитие равновесия, тактильной чувствительности, осознания пространства и границ своего тела, развитие билатеральной координации, правильного дыхания. В программу занятий входят упражнения из нейрокоррекционной программы, эвритмические задания (танец и движения под музыку на заданную тему), упражнения из йоги и нейройоги.

В арсенале специалистов огромное количество соответствующего оборудования — утяжеляющие жилеты, яйца Кислинга, чулок Совы, психологические парашуты, специальные качели и качалки, бочки и скалодромы, тунели и воздушные лестницы, тренажеры, былансировочное, тактильное, координационное оборудование.

Такие занятия очень важны для детей с аутичным спектром, задержками речи и психо-речевого развития для развития эмоций, мышления, речи и связей мозга с телом.
Такие занятия в нашем центре воспринимается не как лечение, а как веселая игра, в процессе которой дети учатся обрабатывать все виды поступающей информации.

Но только после грамотного нейропсихологического обследования ребенку прописывается индивидуальная программа коррекции, исходя из его особенностей, целей и задач на актуальный момент развития.

Мышечная дистония у ребенка

Мышечная дистония у ребенка — это нарушение двигательной функции, при котором происходит постоянное или эпизодическое самопроизвольное изменение тонуса. Патология возникает под действием наследственных, травматических и инфекционных факторов, но может иметь идиопатический характер. Симптомы зависят от конкретной клинической формы, включают стереотипные движения, отставание в моторном развитии, патологические позы. Диагностика состоит из неврологического осмотра, нейровизуализации (УЗИ, КТ, МРТ) и функциональных методов. Основу лечения составляет кинезиотерапия, массаж, ЛФК, реже схему дополняют медикаментами.

МКБ-10

Мышечная дистония у ребенка

Общие сведения

Мышечная дистония — распространенная проблема в современной педиатрии, разные проявления которой встречаются у каждого третьего-четвертого ребенка в течение первых 3 лет жизни. Тяжелые формы развиваются намного реже — 15,2 случая на 100 тыс. детского населения. В основном заболевание манифестирует до 2-летнего возраста (младенческая форма), реже бывают детская (3-12 лет) и подростковая формы (13-18 лет). Актуальность патологии обусловлена сложностью ее выявления на ранних этапах, полиэтиологической структурой, отсутствием четких критериев диагностики.

Мышечная дистония у ребенка

Причины

У малышей грудного возраста нарушения тонуса мускулатуры являются физиологическим явлением. Дистония на 1-3 месяцах жизни характеризуется гипертонусом, а после 6 месяцев возможна легкая асимметрия тонуса, что обусловлено расширением двигательной активности: сидением, стоянием, ходьбой. Признаки легкой мышечной дисрегуляции сохраняются у ребенка до 2 лет. Среди патологических причин дистонии выделяют следующие:

  • Наследственность. Существует ряд врожденных нарушений мышечного тонуса, связанных с точечными мутациями в генетическом аппарате. Выделяют аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный, Х-сцепленный и митохондриальный виды наследования.
  • Родовая травма. Мышечные дистонии у детей до 1 года обычно вызваны интранатальными осложнениями. Расстройство встречается при неаккуратном использовании акушерского инструментария, стремительных и травматичных родах, клинически узком тазе у женщины. Риск заболевания повышается при перенесенной перинатальной гипоксической энцефалопатии.
  • Нейроинфекции. Большинство внутриутробных инфекций протекают с поражением мозговой ткани, что после рождения проявляется мышечной дисфункцией. В таком случае выраженная дистония определяется у ребенка уже в неонатальном периоде.
  • Интоксикации. Развитие мышечной патологии возможно при отравлении солями тяжелых металлов, цианидами, 3-нитропропионовой кислотой. Иногда дистония возникает при неадекватном назначении ребенку противосудорожных препаратов и других психотропных медикаментов.

Патогенез

При первичных формах мышечной дистонии поражение появляется без органического дефекта нервных структур. Нарушение мускульного тонуса в подобных случаях вызвано снижением кортикального ингибирования, увеличением пластичности нервных процессов, расстройствами энергетического обмена в нейронах мозжечково-таламокортикального пути. Нейрофизиологические изменения носят преимущественно обратимый характер, но при запоздалой диагностике есть риск отдаленных последствий.

Вторичные варианты мышечной дистонии связаны с дефектами в структуре таламуса, базальных ганглиев или ствола мозга. При этом нарушается процесс нервно-мышечной передачи, импульсы неравномерно достигают разных мышц тела, что сказывается на походке и мелкой моторике ребенка. Ситуация усугубляется при нарушении обмена основных нейротрансмиттеров вследствие наследственных нейродегенеративных болезней.

Классификация

С учетом этиопатогенетических особенностей различают первичную и вторичную формы заболевания. По клинической картине выделяют изолированную и комбинированную дистонию. По характеру течения бывают персистирующий, действие-специфичный и пароксизмальный варианты. Для определения степени неврологического дефицита важна классификация по локализации, согласно которой существуют 5 форм дистонии:

  • Фокальная. Поражена только одна зона тела — блефароспазм, цервикальная дистония, ларингеальная дистония.
  • Сегментарная. Нарушения мышечного тонуса отмечаются в двух и более смежных зонах (краниальная или бибрахиальная формы).
  • Мультифокальная. Проблема локализована в 2 и больше областях на разных участках тела, например, на верхней и нижней конечности.
  • Генерализованная. Дистония поражает туловище и 2 другие зоны (конечности, шею, лицо).
  • Гемидистония. Наблюдается тотальное нарушение тонуса и двигательной активности на одной стороне тела.

Симптомы

Существует более 100 вариантов детской мышечной дистонии, у каждой из которых есть индивидуальные проявления. Вместе с тем, самые распространенные формы имеют ряд общих закономерностей. Чаще всего проявления развиваются на первом году жизни ребенка. Они отличаются легкой или средней степенью выраженности, поэтому родители не всегда могут вовремя заметить проблему и обратиться к специалистам.

Для мышечной дистонии в возрасте 2-8 месяцев типичен доброкачественный пароксизмальный тортиколлис — приступы кривошеи, во время которых голова поворачивается и наклоняется в одну сторону, а лицо смотрит в противоположном направлении. Эпизоды спонтанно купируются к 2-3 годам. В этом же возрастном периоде возможно приступообразное тоническое заведение взора, сочетающееся со сгибанием шеи.

У детей 3-12 месяцев частым признаком мышечной дистонии служит кивательная судорога — медленное качание головой в вертикальном или горизонтальном направлении. Симптом усиливается, когда младенец фиксирует взор на игрушке или лицах родителей. Зачастую признак сохраняется до 5 лет, после чего спонтанно исчезает. В возрасте около 6 месяцев может начинаться доброкачественная идиопатическая дистония младенцев.

Осложнения

Наследственные и вторичные мышечные дистонии характеризуются неуклонным прогрессированием от фокальных к генерализованным формам, что сопровождается нарушениями психомоторного развития и возможной инвалидностью ребенка. В зависимости от локализации поражения наблюдаются искривления позвоночника, деформации конечностей, дыхательные нарушения. Как правило, патологии сопутствуют невриты, артропатии, зрительные расстройства.

Диагностика

Детский невролог начинает обследование ребенка с детального сбора анамнеза. У младенцев врач обращает внимание на течение беременности и родов у матери, у старших пациентов — на перенесенные ЧМТ, нейроинфекции, принимаемые лекарственные препараты. Внешний осмотр помогает установить наличие мышечных нарушений, а для выяснения их причины проводится комплексная диагностика, включающая следующие этапы:

  • Неврологическое обследование. Специалист производит детальную оценку мышечной силы и тонуса на всех участках тела, чтобы обнаружить количество пораженных сегментов. При диагностике выявляют нарушения двигательной активности и координации, иногда определяют патологические рефлексы. При вторичных дистониях также нарушена чувствительность.
  • Инструментальные методы. Обнаружить воспаления, гематомы и церебральные новообразования у маленьких детей удается с помощью нейросонографии через большой родничок. Для уточнения диагноза назначается КТ или МРТ головного мозга, рентгенография позвоночника. Сохранность функции мышц оценивают, используя электронейромиографию (ЭНМГ).
  • Генетическое консультирование. При наличии отягощенного семейного анамнеза ребенку и родителям рекомендовано обследование у генетика с выполнением кариотипирования и генной диагностики. Высокоспециализированные методы показывают точечные мутации, ставшие причиной наследственной дистонии.

Лечение мышечной дистонии у детей

В педиатрической практике при нетяжелых нарушениях ограничиваются немедикаментозными методиками. Хороший эффект оказывает кинезиотерапия, в ходе которой неврологи и реабилитологи работают над развитием моторной активности ребенка согласно возрасту, ликвидацией патологических стереотипных движений. Чтобы сбалансировать мышечный тонус, рекомендуется лечебный массаж, плавание в бассейне, тейпирование.

Активно используется физиотерапия. Методики подбирают, учитывая преобладание гипотонуса или гипертонуса, возраст ребенка, основное заболевание. Комплексное лечение усиливают целенаправленным введением лечебных растворов путем электрофореза, локальной магнитотерапией и ультразвуковой терапией. Методы улучшают кровоснабжение и трофику пораженных мышц, способствуют восстановлению движений.

Системные лекарственные средства в детской неврологии имеют ограниченное применение. У старших детей для устранения чрезмерной нервной возбудимости назначают бензодиазепиновые транквилизаторы, антиконвульсанты, миорелаксанты. При некупируемых фокальных дистониях эффективна ботулинотерапия, которая ликвидирует мучительные тики и стереотипии.

Прогноз и профилактика

При функциональном характере поражения признаки мышечной дисфункции сохраняются только в раннем детстве, а затем бесследно исчезают. Прогноз для таких детей благоприятный. Вызывают опасения дистонии на фоне церебральных органических патологий, которые невозможно вылечить, поэтому качество жизни ребенка зависит от своевременности и полноты реабилитационных мероприятий.

Профилактика болезни у детей начинается с антенатальной охраны плода, выбора оптимального способа родоразрешения и предупреждения родового травматизма. Постнатальные превентивные мероприятия включают борьбу с инфекциями, которые могут воздействовать на нервную систему, ограждение малыша от влияний химических токсинов, рациональный подбор медикаментозной терапии.

1. Эффективность применения препарата ботулинистического токсина типа А в лечении мышечной дистонии у детей/ Л.Г. Хачатрян// Вопросы практической педиатрии. — 2019.

2. Дистония у детей (лекция)/ М.Ю. Бобылова, В.С. Какаулина, Е.С. Ильина, И.В. Некрасова// Русский журнал детской неврологии. — 2014.

3. Клинические рекомендации Всероссийского общества неврологов по диагностике и лечению дистонии. — 2014.

4. Современные классификации мышечных дистоний, стратегия лечения/ З.А. Залялова // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 2013.

Пирамидная недостаточность у детей

Пирамидная недостаточность у детей - это комплекс двигательных нарушений, который развивается при поражении элементов пирамидной системы. Состояние возникает вследствие функциональной незрелости детской нервной системы либо как признак заболеваний ЦНС: травм, нейроинфекций, опухолей. Клиническая картина включает мышечный гипертонус, уменьшение объема активных и пассивных движений, патологические рефлексы и автоматизмы. Диагностика основана на неврологическом осмотре, данных ЭЭГ, методах нейровизуализации (нейросонография, КТ и МРТ головного мозга). Тактика лечения определяется основным заболеванием, вызвавшем пирамидные симптомы.

Пирамидная недостаточность у детей

Исследование неврологического статуса

Пирамидная недостаточность - дискутабельный вопрос для специалистов в сфере неонатологии и педиатрии. С одной стороны, она представляет собой неспецифический синдром функциональной патологии нервной системы, а с другой, может быть первым признаком опасных поражений ЦНС. Подходы к ведению детей разнятся от динамического наблюдения до комплексного медикаментозного лечения. В связи с этим пирамидная недостаточность требует дальнейшего изучения, усовершенствования и стандартизации протоколов оказания медицинской помощи.

Пирамидная недостаточность у детей

У детей раннего возраста появление пирамидной недостаточности зачастую вызвано физиологическими факторами. Незрелость нервной системы, большое количество непривычных внешних раздражителей, активные процессы установления нейронных связей - все эти причины могут провоцировать неврологическую симптоматику. В таком случае двигательные нарушения возникают изолированно на фоне хорошего самочувствия и привычной активности ребенка.

Тяжелые или длительно сохраняющиеся нарушения чаще всего имеют патологическую причину. Они обусловлены органическим поражением структур ЦНС, в том числе коры больших полушарий и продолговатого мозга. Такое состояние более характерно для первых лет жизни ребенка, однако может встречаться в любом возрасте, вплоть до подросткового периода. Выделяют следующие группы причин пирамидной недостаточности:

  • Перинатальная энцефалопатия. Состояние сопровождается гипоксически-ишемическими поражениями разных отделов мозга, мелкими кровоизлияниями в мозговое вещество. Энцефалопатия новорожденных развивается на фоне гипоксии плода, родовой травмы, затяжных и осложненных родов.
  • Черепно-мозговые травмы. Легкое сотрясение мозга, которое возникает при падении ребенка и ударе головой, может пройти без явных клинических проявлений, но с признаками пирамидных нарушений. Специфической причиной является синдром тряски младенца, который формируется при чрезмерно активно укачивании, подбрасывании ребенка.
  • Нейроинфекции. Патология встречается при энцефалитах и миелитах - состояниях, поражающих вещество головного или спинного мозга. У детей заболевания чаще всего вызваны возбудителями группы герпесвирусов (вирус ветряной оспы, вирус Эпштейна-Барр), вирусом клещевого энцефалита, энтеровирусами.
  • Редкие причины. Пирамидная недостаточность может быть одним из проявлений врожденных пороков развития ЦНС. Причиной двигательных нарушений также выступают абсцессы, кисты и опухоли головного мозга, расположенные вблизи пирамидного тракта.

Пирамидная система - часть нервной системы, которая отвечает за управление произвольными движениями. Пирамидный путь начинается от нейронов двигательной коры головного мозга, аксоны которых расположены в стволе мозга. Нервные волокна делают перекрест на уровне пирамид продолговатого мозга, после чего до 90% волокон переходят на противоположную сторону. Аксоны достигают сегментов спинного мозга, где происходит контакт с телом следующего нейрона.

Явления двигательной недостаточности возникают при поражении нервных ядер и волокон на любом отрезке пути. Поражение затрагивает быстрые и медленные пирамидные волокна. Неврологические нарушения развиваются как при функциональных нарушениях работы нервной системы, так и при прямом повреждающем действии (при воспалении, кровоизлиянии, опухоли).


Симптомы пирамидной недостаточности у детей

Состояние имеет полиморфную клиническую картину, которая зависит от локализации и степени повреждения нервных структур. Пирамидная недостаточность диагностируется при одном или нескольких повторяющихся патологических движениях: нарушении походки, дрожании подбородка, запрокидывании головы назад. Одним из основных проявлений называют гипертонус икроножных мышц, из-за чего ребенок начинает ходить на носочках («симптом балерины»).

У детей младше 1 года патология манифестирует вынужденной позой (в виде дуги, с поворотом головы в одну сторону), скованностью движений ручек и ножек, постоянным беспричинным беспокойством. Встречаются нарушения сна: младенцы долго не могут заснуть, слишком часто просыпаются по ночам, успокаиваются только на руках у матери. Также характерны частые и обильные срыгивания, нарушения поискового, сосательного и хватательного рефлекса.

Недостаточность пирамидного пути у детей старше 1 года проявляется нарушениями позы: асимметрией тела, неестественной походкой. Наблюдается повышенный мышечный тонус, который можно определить на ощупь: мускулатура становится «деревянной», ручки и ножки плохо поддаются пассивному сгибанию. Зачастую возникают патологические сухожильные рефлексы, оральные и спинальные автоматизмы сохраняются дольше установленных сроков.

Функциональная пирамидная недостаточность не вызывает серьезных нарушений здоровья, в большинстве случаев исчезает самостоятельно по мере роста и развития ребенка. Если состояние сопряжено с органическими патологиями ЦНС, негативные последствия обусловлены основным заболеванием. К опасным осложнениям относят отек мозга, парезы и параличи, задержку нервно-психического развития. Чем младше ребенок, тем тяжелее протекают болезни нервной системы.

Проявления пирамидной недостаточности у детей требуют консультации врача-педиатра или детского невролога. Первичный прием начинается с детального сбора анамнеза: для врача важно установить время и условия появления симптомов, возможные провоцирующие факторы, анамнез беременности и родов. Для постановки диагноза назначаются такие методы обследования:

Дифференциальная диагностика

Задачей неврологов является дифференцировка органических и функциональных предпосылок пирамидной недостаточности. При появлении патологических признаков с рождения необходимо исключить родовую травму черепа, гипоксически-ишемическую энцефалопатию. При сочетании пирамидных симптомов с вялостью, срыгиваниями, лихорадкой следует проверить наличие энцефалита, менингита. Выраженные парезы и параличи требую дифференцировки с ДЦП.

Исследование неврологического статуса

Лечение пирамидной недостаточности у детей

Преходящие функциональные нарушения не требуют лечения. Ребенок находится под динамическим наблюдением участкового педиатра. Таким детям необходим контроль сроков моторного и психического развития, исследование неврологического статуса при каждом плановом посещении врача. По показаниям назначаются упражнения ЛФК, массаж для нормализации мышечного тонуса. Применение инъекционных витаминов и других препаратов признано нецелесообразным.

При подтвержденном органическом характере патологии проводится терапия первопричины двигательных нарушений. Нейроинфекции требуют интенсивной антибиотикотерапии или противовирусной терапии в сочетании с дезинтоксикационными мероприятиями, поддержанием витальных функций. При травмах и энцефалопатии назначаются витамины группы В, ноотропы и нейрометаболические средства. При объемных образованиях и кровоизлияниях необходима помощь нейрохирургов.

В большинстве случаев пирамидная недостаточность имеет функциональное происхождение и не представляет угрозы для здоровья. При развитии симптоматики на фоне органического поражения ЦНС прогноз определяется тяжестью основного заболевания. Для предупреждения патологии необходима профилактика детского травматизма, рациональное ведение беременности и родов, вакцинация ребенка против ветряной оспы, которая может стать причиной неврологических симптомов.

1. Неврология. Национальное руководство. В 2-х томах/ под ред. Е.И. Гусева, А.Н. Коновалова, В.И. Скворцовой. - 2019.

Читайте также: