Эффективность психотерапии депрессии у детей и подростков

Обновлено: 17.05.2024

Организация детского отделения на базе частной клиники требует больших вложений, наличия педагогов, логопедов, особых систем безопасности и может быть невостребованным из-за многих ньюансов.

По данным клиники В.Л. Минутко на первом месте среди психических заболеваний у детей стоит синдром повышенной двигательной активности (СДВГ), затем - депрессия, обсессивно-компульсивные расстройства, аутизм, шизофрения. Такая эпидемиология и большая роль неврологических и соматических нарушений и ведет к низкой востребованности в стационаре клиники. Так как такие заболевания очень часто требуют амбулаторного лечения. Но Благотворительный фонд помощи душевнобольным работает на базе подросткового и детского отделений Московской психиатрической больницы. При оказании помощи детям, больным психическими заболеваниями, необходима четкая клиническая и параклиническая диагностика. Например, излишнюю двигательную активность при СДВГ очень трудно различить от аналогичной при биполярном расстройстве. Также лечение психических заболеваний у детей нельзя проводить без учета неврологической и соматической патологии.

Кроме того динамика психических болезней у детей определяется социальными факторами: наличием семейного конфликта, алкогольной зависимости у родителей, насилия. При назначении психотропных препаратов детям надо всегда учитывать их серьезные побочные эффекты и формирование стигмы -клейма психической болезни.

С детьми очень трудно установить гармоничное сотрудничество, так как у них нет понимания причины, клиники, патогенеза болезни.

Поэтому психотерапия детей с психическими заболеваниями более значима, чем лечение фармпрепаратами. У подростков доказана эффективность интерперсональной терапии и когнитивно-бихевиоральной терапии при лечении депрессий, тревоги и фобии. При помощи различных методов БОС (биологической обратной связи) можно добиться правильного структурирования поведения детей с СДВГ и плохой концентрацией внимания.

При лечении детей необходимо сочетать индивидуальную терапию с групповой и семейной терапией. Психообразование родителей -это большая помощь детям с биполярным аффективным расстройством. Оно улучшает течение и прогноз этого заболевания.

Лечение аутистических рассройств невозможно без когнитивных тренингов и тренинга социальных навыков.

Опыт клиники доктора медицинских наук В.Л. Минутко показывает, что не стоит назначать препараты СИОЗ детям, возраст которых менее 8 лет. Если дети более старшего возраста, то им более подойдет золофт, прозак. Детям старше 12 лет - ципралекс. При лечении резистентной депрессии у подростков лучше использовать венфлаксин по 37,5- 150 мг./ в день. Но необходимо помнить, что венфлаксин имеет побочные эффекты, которые проявляются повышением диастолического артериального давления, учащением пульса, аллергическими кожными реакциями.

Лечение обсессивно-компульсивного расстройства у детей старше 7 лет необходимо проводить медикаментами из группы СИОЗ, а кломипрамин назначать в резистентных случаях и детям старше 10 лет.

Эффективное лечение навязчивых состояний и ритуалов у подростков проводится комбинацией сертралина, арипипразола и конитивно-бихевиоральной терапии ( контроль стимулов, провоцирующих навязчивые состояния и ритуалы)

Депрессивные расстройства у детей и подростков

Депрессивные расстройства характеризуются унынием или раздражительностью, которые являются в достаточной степени серьезными или стойкими, чтобы мешать жизнедеятельности или вызывать значительные расстройства. Диагностика включает сбор анамнеза и обследование. Показано лечение антидепрессантами, поддерживающая и когнитивно-поведенческая терапия или сочетание этих вариантов.

Депрессивные расстройства у детей и подростков включают

Деструктивное расстройство дисрегуляции настроения

Большое депрессивное расстройство

Хроническое депрессивное расстройство (дистимия)

Термин депрессия часто ошибочно используется для описания плохого или удрученного настроения, которое возникает в результате разочарования (например, серьезного заболевания) или потери (например, смерти любимого человека). Тем не менее, такие подавленные настроения, в отличие от депрессии, происходят волнами, которые, как правило, привязаны к мыслям или напоминаниям об инициирующем событии, проходят, когда обстоятельства или события улучшаются, могут перемежаться с периодами положительных эмоций и юмора и не сопровождаются преобладающими чувствами неполноценности и ненависти к себе. Подавленное настроение обычно длится несколько дней, а не недель или месяцев, а мысли о самоубийстве и длительная потеря социальной функциональности гораздо менее вероятны. Такие подавленные настроения более уместно назвать деморализацией или печалью. Тем не менее, события и стрессовые факторы, вызывающие деморализацию и печаль, также могут спровоцировать большой депрессивный эпизод.

Общие справочные материалы

Симптомы и признаки депрессивных расстройств

Основные проявления депрессивных расстройств у детей и подростков сходны с таковыми у взрослых, но связаны с типичными проблемами детей, такими как школьные занятия и игры. Дети могут быть не в состоянии объяснить свое чувство или настроение. Депрессию следует учитывать, если дети с ранее хорошими проявлениями начинают плохо учиться, абстрагируются от общества или если несовершеннолетние совершают правонарушения.

У некоторых детей с депрессивным расстройством преобладающим настроением является раздражительность, а не печаль (важное различие между детской и взрослой формами). Раздражительность, связанная с детской депрессией, может проявляться как гиперактивность и агрессивное асоциальное поведение.

У детей с нарушениями интеллекта депрессивные или другие расстройства настроения могут проявляться в виде соматических симптомов и поведенческих отклонений.

Деструктивное расстройство дисрегуляции настроения

Проявления включают наличие следующих симптомов в течение ≥ 12 месяцев (без периода отсутствия всех симптомов в течение ≥ 3):

Тяжелые рецидивирующие вспышки ярости (например, вербальная ярость и/или физическая агрессия по отношению к людям или собственности), являющиеся сильными и несоответствующими ситуации, которые происходят в среднем ≥ 3 раз в неделю

Вспышки ярости, которые несовместимы с уровнем развития

Раздражительное, злобное настроение присутствует в течение, практически, всего дня и наблюдается другими (например, родителями, учителями, сверстниками)

Вспышки и гневное настроение должно происходить в 2 из 3 условий (дома или в школе, со сверстниками).

Большое депрессивное расстройство

Большое депрессивное расстройство является дискретным депрессивный эпизодом длительностью ≥ 2 недель. Оно развивается у 2% детей и 5% подростков. Большое депрессивное расстройство может впервые произойти в любом возрасте, но более часто встречается после полового созревания. Без лечения глубокая депрессия может длиться 6-12 месяцев. Риск рецидива выше у пациентов, которые имеют тяжелые эпизоды, у тех, кто моложе или у тех, кто имел несколько эпизодов. Стойкость даже мягких симптомов депрессии в период ремиссии является сильным предиктором рецидива.

Для постановки диагноза ≥ 1 из следующих симптомов должны присутствовать в течение большей части дня почти каждый день в течение того же 2-недельного периода:

Ощущение грусти или наблюдаемая другими грусть (например, слезы) или раздражительность

Потеря интереса или удовольствия почти во всех мероприятиях (часто выражается в глубокой скуке)

В дополнение, ≥ 4 из следующих симптомов должны присутствовать:

Снижение веса (у детей, неспособность достичь ожидаемого увеличения веса) или уменьшение или увеличение аппетита

Бессонница или гиперсомния

Психомоторное возбуждение или заторможенность, наблюдаемые другими (не самооценка)

Усталость или потеря энергии

Снижение способности думать, сосредоточиться и делать выбор

Повторяющиеся мысли о смерти (не просто страх смерти) и/или суицидальные мысли или планы

Чувство никчемности (те, чувство отвергнутости и нелюбви) или чрезмерное или ненадлежащее чувство вины

Хроническое депрессивное расстройство (дистимия)

Дистимия является постоянным депрессивным или раздражительным настроением, которое длится в течение большей части дня и присутствует больше дней, чем отсутствует, в течение ≥ 1 года плюс ≥ 2 признаков из следующих:

Снижение или усиление аппетита

Слабость или повышенная утомляемость

Симптомы могут быть более или менее интенсивным, по сравнению с такими, как при большом депрессивном расстройстве.

Эпизод глубокой депрессии может произойти до начала или в течение первого года (т.е. до того, как критерий длительности выполняется для постоянного депрессивного расстройства).

Диагностика депрессивных расстройств

Диагноз депрессивного расстройства ставят на основании симптомов и признаков, в том числе критериев, перечисленных выше.

Источники информации включают в себя беседу с ребенком или подростком и информацию, полученную от родителей и учителей. Для скрининга разработаны краткие опросники. Они помогают выявить некоторые депрессивные симптомы, но диагностику нельзя строить только на данных опроса. Конкретные закрытые вопросы помогают определить, имеют ли пациенты симптомы, необходимые для диагностики большой депрессии, на основе критериев Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders , 5-е издание (DSM-5).

Тщательный обзор анамнеза и соответствующих лабораторных исследований необходимы для исключения других заболеваний (например, инфекционного мононуклеоза Инфекционный мононуклеоз Инфекционный мононуклеоз вызывается вирусом Эпштейна - Барр (ЭБВ, герпесвирус человека тип 4), проявлениями заболевания является общая слабость, лихорадка, фарингит и увеличение лимфатических. Прочитайте дополнительные сведения

После выявления депрессии семья и социальное окружение должны быть исследованы для определения стрессов, которые могут вызывать депрессию.

Лечение депрессивных расстройств

Согласованные меры, направленные на семью и школу

Для подростков обычно антидепрессанты плюс психотерапия

Для детей в предподростковом возрасте психотерапия с последующим, в случае необходимости, применением антидепрессантов

Соответствующие меры, направленные на семью и школу, должны сопровождать прямое лечение ребенка для улучшения дальнейшего его функционирования и обеспечения соответствующей образовательной приспособляемости. Кратковременная госпитализация может быть необходима при острых кризисах, особенно, если выявлено суицидальное поведение.

Для подростков (как и для взрослых) сочетание психотерапии и антидепрессантов обычно значительно превосходит по эффективности раздельное применение этих методов (1 Справочные материалы по лечению: Общее Депрессивные расстройства характеризуются унынием или раздражительностью, которые являются в достаточной степени серьезными или стойкими, чтобы мешать жизнедеятельности или вызывать значительные. Прочитайте дополнительные сведения ). Для подростков ситуация менее ясна. Большинство клиницистов у младших детей выбирают психотерапию; однако, у детей младшего возраста могут быть использованы препараты (флуоксетин может быть использован у детей ≥ 8 лет), особенно когда депрессия является серьезной или ранее не получен отклик на психотерапию.

Обычно СИОЗС (см. таблицу Препараты для длительного лечения депрессии, беспокойства и связанных с ними расстройств [Drugs for Long-Term Treatment of Depression, Anxiety, and Related Disorders] Препараты для долгосрочного лечения депрессии, тревожности и связанных с ними расстройств ) являются препаратами первого выбора при показаниях к применению антидепрессантов (2 Справочные материалы по лечению: Общее Депрессивные расстройства характеризуются унынием или раздражительностью, которые являются в достаточной степени серьезными или стойкими, чтобы мешать жизнедеятельности или вызывать значительные. Прочитайте дополнительные сведения ). За детьми следует установить внимательное наблюдение с целью выявления поведенческих побочных эффектов (таких как расторможенность, активация поведения), которые проявляются часто, но обычно имеют легкую или умеренную степень проявления. Как правило, снижение дозы препарата или его замена на другой препарат устраняет или снижает эти эффекты. Изредка такие эффекты являются серьезными (например, агрессивность, повышенная склонность к суициду). Поведенческие побочные эффекты являются идиосинкразическими и могут возникать в ответ на прием любых антидепрессантов и в любое время в процессе лечения. В результате, детей и подростков, принимающих такие препараты, необходимо тщательно контролировать.

Исследования, проведенные у взрослых, показали, что антидепрессанты, которые действуют как на серотонинергическую, так и на адренергическую/дофаминергическую системы, могут быть немного более эффективными, однако такие препараты (например, дулоксетин, венлафаксин, миртазапин; определенные трициклические антидепрессанты, особенно кломипрамин) также, как правило, имеют больше неблагоприятных эффектов. Такие препараты могут быть особенно полезны при лечении резистентных случаев. Несеротонинергические антидепрессанты, такие как бупропион и дезипрамин, также могут быть использованы с селективными ингибиторами обратного захвата серотонина (СИОЗС) для повышения эффективности лечения. При очень тяжелой депрессии, а также при психотических и/или маниакальных симптомах может потребоваться лечение нейролептиками Антипсихотические препараты Антипсихотические препараты на основании их специфических активности и аффинности к рецепторам нейромедиаторов подразделяют на типичные нейролептики и нейролептики 2-го поколения. АПВП предоставляют. Прочитайте дополнительные сведения (3, 4 Справочные материалы по лечению: Общее Депрессивные расстройства характеризуются унынием или раздражительностью, которые являются в достаточной степени серьезными или стойкими, чтобы мешать жизнедеятельности или вызывать значительные. Прочитайте дополнительные сведения ).

Как и у взрослых, рецидивы распространены. Дети и подростки должны продолжать лечение по крайней мере год после того, как симптомы стихли. Большинство экспертов рекомендуют бессрочную терапию детям, которые испытали ≥ 2 эпизодов сильной депрессии.

Лечение депрессии у подростка


Депрессия в подростковом возрасте значительно ухудшает функционирование и может помешать нормальному психосоциальному развитию. Более того, он часто рецидивирует или сохраняется во взрослом возрасте. Уровень депрессии значительно возрастает в подростковом возрасте: у каждого пятого подростка в какой-то момент развивается глубокая депрессия. В подростковом возрасте депрессию можно ошибочно принять за подростковую тревогу или гормональную капризность, хотя это расстройство, связанное с серьезными последствиями. Молодежь с депрессией, вероятно, страдает от широких функциональных нарушений в социальной, академической, семейной и профессиональной сферах. Подростки с депрессией подвержены более высокому риску злоупотребления психоактивными веществами и других сопутствующих психических заболеваний. Кроме того, депрессивные расстройства с началом в детском возрасте имеют тенденцию быть более хроническими и изнурительными, чем депрессия, начавшаяся во взрослом возрасте.

Дети, обращающиеся за лечением, часто переживают свой первый эпизод депрессии, что затрудняет установление того, испытывают ли они униполярную депрессию или первый эпизод биполярного расстройства. Сильный семейный анамнез биполярного расстройства, симптомы психоза у ребенка и история фармакологически индуцированной мании или гипомании увеличивают вероятность возникновения биполярного расстройства в будущем. Для клиницистов целесообразно систематически проводить скрининг маниакальных или гипоманиакальных симптомов в анамнезе, потому что такой анамнез позволяет предсказать, какой молодой человек с большей вероятностью будет испытывать манию, вызванную лекарствами, при лечении антидепрессантами.

Однако важно отметить, что не все дети, которые становятся «активированными» или гипоманиакальными при приеме антидепрессантов, страдают биполярным расстройством. Распространенным побочным эффектом серотонинергических средств является акатизия или крайнее беспокойство и возбуждение. Эта реакция, скорее всего, возникнет в начале лечения (в течение нескольких дней) и будет заключаться в крайней двигательной гиперактивности без сопутствующих аффективных симптомов. Мания или гипомания, вызванная серотонинергическими агентами, также может включать гиперактивный двигательный компонент, но обычно это происходит позже в процессе лечения (через 2 или более недель) и будет сопровождаться приподнятым, эйфорическим или раздражительным настроением, грандиозностью, снижением потребности во сне и гиперсексуальность.

Различные медицинские состояния, включая гипотиреоз, анемию, аутоиммунные заболевания и синдром хронической усталости, могут имитировать депрессию или возникать одновременно с ней. Симптомы, общие для этих состояний и депрессии, могут включать усталость, упадок сил, нарушения сна и аппетита, а также нарушение концентрации внимания. Деморализация и низкая самооценка обычно проявляются как часть вышеупомянутых расстройств и также являются ожидаемыми симптомами депрессии. Таким образом, физическое обследование и скрининг на наличие таких состояний могут быть оправданы. Практикующие врачи должны помнить о обширном списке лекарств, которые могут вызывать депрессивные симптомы. Например, стимуляторы, кортикостероиды и противозачаточные средства часто вызывают ухудшение настроения или раздражительность. Они также могут нарушать сон и аппетит, а также вызывать изменения веса.

Фармакотерапия депрессии у подростков

Использование фармакологических препаратов для лечения детской депрессии в последние годы вызывает споры. Противоречие связано с относительной нехваткой контролируемых данных, подтверждающих эффективность антидепрессантов у молодежи, и некоторыми данными, демонстрирующими небольшой, но значительный сигнал о повышении суицидальных наклонностей, связанный с началом приема некоторых антидепрессантов. Многочисленные исследования изучали полезность трициклических антидепрессантов (ТЦА) для лечения детской депрессии, и все они были отрицательными. Эти данные вместе с относительно высоким потенциалом летального исхода при передозировке привели к консенсусу в отношении того, что ТЦА противопоказаны для лечения депрессии у молодежи. До недавнего времени единственным препаратом, получившим одобрение Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) по показанию большой депрессии у детей в возрасте от 8 до 17 лет, был флуоксетин. Недавно FDA одобрило эсциталопрам для лечения депрессии у подростков. Другие антидепрессанты до сих пор часто используются при детской депрессии, но их использование считается не по назначению. Для венлафаксина и миртазапина два неопубликованных испытания каждого соединения не продемонстрировали эффективность.

Самоубийство является третьей по значимости причиной смерти среди подростков в возрасте от 15 до 19 лет и четвертой по значимости причиной смерти среди подростков в возрасте от 10 до 14 лет. Одно исследование, в котором участвовали депрессивные дети во взрослом возрасте, показало, что риск самоубийства составляет 2,45%, при этом 44,3% выборки пытались покончить жизнь самоубийством хотя бы раз в жизни.

В дополнение к увеличению риска суицида, СИОЗС почти в два раза чаще, чем плацебо, вызывают повышенное возбуждение и враждебность во время острого лечения. Риск суицида наименее высок при приеме эсциталопрама , наиболее - венлафаксина , за последним по степени опасности в плане суицида следуют пароксетин и сертралин.

Психотерапия депрессии у подростков

Существует несколько семейных методов лечения подростковой депрессии, и их результаты противоречивы. Одна исследовательская группа сообщила, что у детей, которые участвовали в ежемесячных семейных собраниях в качестве дополнения к своей индивидуальной когнитивно - бихевиоральной , наблюдалось большее снижение симптомов депрессии по сравнению с контрольной группой.

Психотерапия и фармакотерапия депрессии у подростков

Межличностная психотерапия подростков - это психотерапевтическое вмешательство, разработанное для подростков с депрессией на основе хорошо зарекомендовавшего себя, ограниченного по времени, целенаправленного лечения взрослых амбулаторных пациентов с депрессией, не страдающих биполярным расстройством.

События, связанные с нанесением вреда, которые включали мысли или поведение, связанные с причинением вреда себе, а также причинению вреда другим, произошли у 11,9% пациентов, получавших только флуоксетин, у 8,4% флуоксетина с согнитивно - бихевиоральной терапией ( СBT) , у 4,5% только CBT и у 5,4% плацебо. В целом суицидальные наклонности снижались на фоне лечения. Улучшение было наибольшим у тех, кто получал комбинированное лечение, и наименьшим у тех, кто получал только флуоксетин. Важно отметить, что, хотя флуоксетин, по-видимому, не усиливал суицидальные мысли, побочные эффекты, связанные с нанесением вреда, чаще возникали у пациентов, получавших флуоксетин. Данные TADS показали, что добавление когнитивно-поведенческой терапии повышает безопасность лечения депрессии по сравнению с приемом только медикаментов.

Подростковая депрессия

Опасности подростковой депрессии. Статья, подготовленная специалистами клиники д.м.н. Минутко

Подростковая депрессия сопровождается растройсвами настроенияи, не связанными с внешними факторами. У подростка может быть плохое настроение и тоска. Он может быть агрессивным и озлобленным независимо от того, есть ли на это причина.

Депрессия у подростков может начаться из-за проблем с ровесниками, неудачной первой любви, развода или ссоры родителей и других психотравмирующих факторов

При депрессии у подростков наблюдаются перепады настроения. Девочки-подростки чаще подвержены депрессии, чем мальчики. Это объясняется тем, что девочки менее устойчивы в эмоциональном плане.

Симптомы подростковой депрессии

  • Подросток избегает общения со своими сверстниками из-за сниженного настроения;
  • Большую часть свободного времени проводит в своей комнате, замыкается в себе;
  • У ребенка снизилась успеваемость в школе;
  • Появились проблемы с родителями;
  • Ребенок перестал заниматься делами, которые раньше доставляли ему удовольствие;
  • Он стал рассеянным;
  • Постоянно находится в раздражении без причин;
  • У подростка появилась бессонница;
  • Сниженная работоспособность;
  • Ребенок жалуется на то, что ему все надоело; ему ничего не хочется делать;
  • У него плохой аппетит;
  • У него повышенная тревожность, он ощущает чувство вины;
  • Болезненно реагирует на критику;
  • Ребенок жалуется на головную боль, боль в животе и тошноту;
  • Прибегает к спиртным напиткам.

Иногда депрессия у подростков может спровоцировать употребление наркотиков, нередки случаи самоубийства.

Если у подростка наблюдается большинство этих симптомов, то необходимо его записать на прием к детскому психиатру. так как, депрессия -это не кризис подросткового периода, а заболевание, причиной которого является:

1. Нарушение баланса нейромедиаторов и гормонов.

2. Наследственный фактор.

3. Психотравмы детского возраста, в том числе и насилие.

4. Хронические заболевания: сахарный диабет, бронхиальная астма.

5. Злоупотребление алкоголем, никотином, наркотическими средствами.

Лечение подростковой депрессии в клинике д.м.н. Минутко
Лечение подростковой депрессии

Лечение депрессии должно быть комплексным и включать психотерапевтическую помощь и, если это необходимо, медикаментозную терапию.

Психотерапия проводится в виде беседы подростка с врачом психотерапевтом. Занятия могут быть индивидуальными, а также групповыми. Специалист помогает больному выяснить причины депрессивного состояния и найти выход из него. В случае, если депрессия имеет продолжительный характер, врач назначает антидепрессанты, которые стабилизируют эмоциональное состояние и возвращают психологическое равновесие.

Также специалист работает над изменением образа жизни пациента, советует посещать какие-либо мероприятия, заниматься спортом, который является действенным средством с симптомами депрессии.

Депрессия у подростков — очень частое явление и ошибочно полагать, что расстройство обязательно пройдет само. При появлении у вашего ребенка первичных признаков депрессии, обратитесь к квалифицированному специалисту.

Подростковая депрессия является серьезной медицинской проблемой и проявляется стойким чувством печали и потери интереса к какой-либо деятельности. Это отражается на мыслях, чувствах и поведении подростка и может вызывать эмоциональные, функциональные и физические проблемы.

Эффективность психотерапии депрессии у детей и подростков

Тематические страницы > Советы специалистов > Подростковая депрессия (что необходимо знать о расстройстве врачу общей практики)


Подростковый возраст является этапом жизни, который сопровождают многочисленные физические, эмоциональные, психологические и социальные изменения. Нереальные учебные, социальные или семейные ожидания могут создать сильное чувство отверженности и привести к глубокому разочарованию.

Около 11 % подростков страдают депрессивными расстройствами в возрасте до 18 лет. Девочки чаще, чем мальчики, склонны к депрессии. Риск развития депрессии увеличивается по мере взросления ребенка. По данным Всемирной организации здравоохранения, большое депрессивное расстройство является ведущей причиной инвалидности среди населения в возрасте от 15 до 44 лет и одной из ведущих причин смертности в этом возрасте. Считается, что около 20 % подростков будут испытывать подростковую депрессию, не достигнув зрелого возраста, от 10 до 15 % из них постоянно имеют отдельные симптомы депрессии, а 5 % — страдают от клинически выраженной депрессии. 8,3 % подростков страдают от депрессии в течение не менее одного года. От 20 до 40 % подростков будут иметь более одного эпизода в течение двух лет, а 70 % — более одного эпизода до начала взрослой жизни.

В ряде европейских стран подростковая депрессия рассматривается как серьезная проблема. Течение депрессии у подростков очень схоже с течением у взрослых, но подростки и дети могут испытывать свои эмоции более интенсивно и с более сильными внешними проявлениями. Также они крайне редко в подобных состояниях обращаются за помощью к окружающим. Нередко проблемой является и то, что у многих врачей и психологов возникают сложности с выявлением симптомов на ранних этапах.

Эффективность оказания помощи при депрессии коррелирует со временем выявления расстройства.

Чувство тревоги ввиду грядущего экзамена нормально, однако чувство тревоги или упадка сил в течение нескольких месяцев без особой причины может быть признаком не диагностированного депрессивного состояния. Небольшой процент подростков страдает от сезонной депрессии, как правило, в зимние месяцы в высоких широтах.

Известно, что молодежь, страдающая депрессией, может проявлять признаки, которые отличаются от типичных симптомов депрессии у взрослых. Дети, страдающие депрессией, могут жаловаться на плохое самочувствие, отказываться ходить в школу, цепляться за родителей или опекуна либо чрезмерно беспокоиться, что родитель может умереть. Дети старшего возраста и подростки могут дуться, попадать в неприятности в школе, быть отрицательными или ворчливыми либо чувствовать себя непонятыми.

Последние крупномасштабные клинические исследования определили, что наиболее эффективным в помощи подросткам с депрессией является сочетание психотерапии и фармакотерапии. Для элиминации суицидальных попыток у подростков и детей используют комплекс специализированной психотерапии, которая способствует уменьшению количества попыток. Отмечаются сложности с лечением депрессии у подростков при наличии сопутствующих расстройств, таких как злоупотребление психоактивными веществами. Имеется зависимость между эффективностью лечения и временем диагностики депрессии. Также необходим строгий контроль над состоянием подростков в первые дни и недели приема антидепрессантов.

С учетом хронического характера депрессии эффективность вмешательства в раннем возрасте и на ранних этапах влияет на течение расстройства в будущем и существенно снижает риск инвалидности.

Средняя продолжительность эпизода депрессии у детей и подростков составляет от 7 до 9 месяцев.

В этот период у детей отмечается грусть, они теряют интерес к формам деятельности, которые им нравились до этого, они начинают винить себя в своих неудачах, критиковать себя и начинают ощущать, что их критикуют другие. У них появляется чувство отверженности, безнадежности, появляются мысли о том, что не стоит жить, мысли о самоубийстве. В состоянии депрессии подростки часто становятся раздражительными, что нередко может приводить к агрессии. Они теряют в себе уверенность, появляются проблемы с концентрацией внимания, они ощущают недостаток энергии и мотивации, что в конечном итоге ведет к нарушению сна. Подростки могут не уделять достаточного внимания своей внешности и собственной гигиене.

В последних исследованиях установлена связь между депрессией и морфофункциональными изменениями мозга, некоторые из них могут предшествовать началу депрессии. Это исследование помогает определить биомаркеры и другие ранние показатели, которые могут привести к улучшению лечения или профилактики.

Технологии визуализации помогают ученым определить конкретные участки мозга, которые вовлечены в патологический процесс при депрессии, и это позволяет повысить эффективность лечения и диагностики расстройств.

Такие открытия помогут снизить уровень самоубийств, который стремительно растет и является одной из ведущих причин смертности среди молодых людей. В 2007 году это было одной из ведущих причин смертности среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет.

Хотя термином «депрессия» можно описывать и нормальные человеческие эмоции, он также может обозначать и психические расстройства. Депрессивный психоз у подростков определяется при долговременном сохранении состояния депрессии и влиянии его на способность подростка или ребенка нормально функционировать.

Депрессия является довольно распространенной в подростковом и детском возрасте. Около 5 % детей и подростков среди общей популяции страдают от депрессии. Подростки в состоянии стресса, борющиеся с потерей, или те, у кого есть нехватка внимания со стороны близких людей, имеющие сложности с обучением, проблемы с поведением или тревожные расстройства, находятся в группе риска. Девочки подростки имеют риск развития депрессии выше, так же как и юные представители национальных меньшинств. Одна из причин, которой объясняется большая распространенность депрессии у девочек подростков, состоит в том, что они более социально ориентированы, более зависимы от положительного социального отношения и более уязвимы к потерям в социальных отношениях, чем мальчики. Это приводит к увеличению их уязвимости и межличностных напряжений, которые одинаковы у подростков.

Подростки, у которых отмечаются депрессивные состояния, часто имеют проблемы в кругу семьи. Во многих случаях родители сами способствуют развитию депрессивных состояний у детей и подростков.

За последние десятилетия распространенность депрессий выросла, и в настоящее время они диагностируются все в более раннем возрасте. Отмечается связь между увеличением количества депрессий у детей и подростков и ростом количества самоубийств.

Нужно учитывать, что поведение подростков и детей во время депрессии может отличаться от поведения взрослых с депрессией. Психотические черты у подростков имеют отличия от таковых у взрослых, они не так часто проявляются. Слуховые галлюцинации характернее для подростков. Бред больше встречается у взрослых. У детей и подростков в состоянии депрессии чаще встречаются страхи разделения или нежелание встречаться с людьми и соматические симптомы подобно общим болям, болям в животе, головным болям. Пессимистическое мышление нехарактерно для детей до 5 лет, ибо формируется только после указанного возраста и может служить одной из причин малого количества депрессий и суицидов у детей.

Часто первыми симптомами депрессии выступают дистимии. Признаком может служить то, что ребенок или подросток находится в подавленном состоянии в течение большей части дня или много дней и симптомы не проходят в течение нескольких лет. Средняя продолжительность периода дистимии у детей и подростков составляет около 4 лет.

Иногда дети находятся настолько долго в депрессии, что они трактуют свое состояние как норму и, таким образом, не могут жаловаться на изменения своего настроения.

Очень важно проводить дифференциальную диагностику с биполярным расстройством, так как часто первым проявлением биполярного расстройства является депрессивный эпизод. А первые признаки маниакального эпизода могут наступить спустя значительный промежуток времени.

Часто у детей и подростков, имеющих коморбидные психические расстройства, такие как поведенческие расстройства или проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами, симптомы депрессии сглаживаются или приобретают новые черты.

Некоторые из основных симптомов депрессии, такие как изменения аппетита и сна, связаны с функцией гипоталамуса. Гипоталамус тесно связан с функцией гипофиза. Аномалии функции гипофиза, такие как увеличение концентрации циркулирующего кортизола и гипо- или гипертиреоза, хорошо известны как особенности депрессии у взрослых.

Тем не менее, гораздо меньше исследований было проведено в этой области среди детей и подростков.

У взрослых нарушения регуляции серотонинергической системы могут влиять на них, делать их импульсивные действия более интенсивными и провоцировать к крайним действиям, попыткам суицида. Тем не менее, еще мало изучена связь между нарушением метаболизма серотонина и суицидальным поведением у детей и подростков.

Наиболее частые симптомы подростковой депрессии не имеют прямых аналогов с симптомами классической депрессии, но есть определенное сходство.

Подростки, у которых встречаются частые приступы грусти, плач или плаксивость, часто подвержены депрессивным расстройствам. Подростки могут проявлять свою печаль в черной одежде, написании стихов о своих болезненных переживаниях или всецело увлекаться музыкой, которая несет в себе нигилистические темы. Они могут плакать без видимых причин.

Подростки могут чувствовать, что жизнь не имеет значения или что для этого следует прикладывать усилия, даже для того, чтобы поддерживать собственную гигиену или привычный для них внешний вид. Они могут считать, что негативная или травмирующая ситуация никогда не изменится, и видеть свое будущее в пессимистическом свете.

У детей и подростков часто может снижаться или пропадать интерес к деятельности или развиться неспособность получать удовольствие от ранее любимых занятий. Подростки могут стать апатичными и часто прекращают посещать клубы, спортивные и развлекательные мероприятия, которыми они ранее увлекались.

Нередко отмечаются появление скуки и снижение жизненной энергии, отсутствие мотивации посещать занятия или частые пропуски школы. В средних классах депрессия может проявляться ухудшением концентрации внимания или замедлением мыслительных процессов.

Ухудшение социальных взаимодействий, уменьшение общения с друзьями или семьей тоже могут быть признаками депрессии у подростков. Часто люди, которые проводили много времени с друзьями, начинают большую часть своего времени проводить в одиночестве. Они не могут поделиться своими чувствами с другими, считая, что они одиноки в этом мире, никто не хочет их выслушать, не заботится о них.

Дети могут испытывать чувство вины или понижать свою самооценку вследствие негативных событий или обстоятельств. Они могут иметь негативное мнение о своей компетентности и не иметь самоуважения, могут чувствовать себя неудачниками. Подросткам может казаться, что они «недостаточно хороши».

Многие тинейджеры становятся чувствительными к собственным неудачам и отвержению. Дети в состоянии депрессии, полагая, что они недостойны кого-либо или чего-либо, становятся еще более подавленными с каждым отказом или при отсутствии успеха.

Часто можно наблюдать повышенную раздражительность, гнев или враждебность со стороны подростка с депрессивным расстройством. Депрессивные особы выплескивают свою раздражительность большей частью на свою семью, могут нападать на других, если их критикуют, оскорбляют. В состоянии депрессии часто формируется убеждение, что нужно первым отказываться от своей семьи, прежде чем семья отвергнет тебя. Возникают трудности в отношениях, подростки не могут общаться, как раньше, или перестают поддерживать дружеские отношения.

Дети перестают ходить на встречи со своими друзьями и звонить им.

Подростки в состоянии депрессии могут предъявлять частые жалобы на физические заболевания, такие как головные боли и боли в желудке. Они могут жаловаться на дурноту или головокружение, тошноту и боли в спине. Другими распространенными жалобами являются: головные боли, боли в животе, рвота и нарушение менструального цикла у девушек.

Характерными также являются частые пропуски школьных занятий и ухудшение успеваемости в школе. Подростки и дети, у которых возникают проблемы внутри семьи или в стенах школы, на самом деле могут находиться в состоянии депрессии, но они не знают об этом и не понимают, что с ними происходит. Так как ребенок не всегда может казаться печальным, родители и учителя не могут понять, что поведенческие проблемы являются следствием депрессии.

У некоторых тинейджеров могут наблюдаться проблемы с концентрацией внимания. Проблемы могут проявляться при концентрации внимания во время подготовки школьных заданий, в ходе разговора или даже при просмотре телевизора либо во время игры в компьютерные игры.

Также могут наблюдаться изменения в питании, режиме сна и бодрствования. Нарушения сна могут проявляться как в просмотре телевизионных программ всю ночь напролет, так и в трудностях пробуждения и частых опозданиях в школу. Ребенок может быть сонлив на протяжении всего дня. Нарушения режима питания могут проявляться в виде потери аппетита, анорексии или булимии. Усиление аппетита и возрастание количества потребляемой пищи могут приводить к увеличению веса и ожирению.

Лица с начальными проявлениями депрессии могут совершать попытки бегства из дома или вести разговоры на тему ухода из дома. Бегство в данном контексте нужно рассматривать как крик о помощи. Это может быть первым шагом для понимания родителями, что у ребенка есть проблемы и он нуждается в помощи.

Мысли или разговоры о самоубийстве, попытки совершить суицид также свидетельствуют о депрессии у подростка. Дети, страдающие депрессией, могут говорить, что они хотят быть мертвыми, или говорить о суициде. Особы, находящиеся в состоянии депрессии, относятся к группе повышенного риска совершения самоубийства. Если ребенок или подросток говорит «я хочу покончить с собой» или «я собираюсь покончить с собой», то такие заявления нужно всегда рассматривать серьезно и настаивать на консультации психолога или психиатра и оценке состояния ребенка или подростка. Люди часто чувствуют себя не комфортно, говоря о смерти. Тем не менее, в состоянии депрессии или при затрагивании темы суицидов разговоры на подобные темы могут быть полезными. Очень важно, чтобы на подобные темы говорил специалист, имеющий опыт в подобных ситуациях, ибо подобными разговорами можно «вложить мысли в голову подростка» или дать возможность ребенку рассказать о своих проблемах.

Для улучшения собственного самочувствия подростки в состоянии депрессии могут начать злоупотреблять алкоголем или наркотическими веществами.

Дети, которым трудно говорить о своих чувствах и переживаниях, могут показывать свои эмоциональные переживания, внутреннее напряжение, физический дискомфорт в форме физического самоповреждения, например могут резать свое тело.

Своевременное и раннее выявление симптомов депрессивного расстройства влияет на исход течения расстройства и снижает риск затяжного его течения.

При адекватной помощи снижается в разы риск суицидальных попыток и улучшается прогноз для последующей жизни.

Более подробное изучение данной проблемы позволит в будущем внедрить скрининговые методики, повысить качество выявления начальных симптомов на ранних этапах расстройства.

Достаточно перспективным является изучение изменений регуляции серотонинергической системы улиц, страдающих депрессивными расстройствами.

Читайте также: