Дозированные тренировки у танцоров. Лечебные физические упражнения при травмах танцоров

Обновлено: 26.04.2024

Как сохранить здоровье танцоров, при бешеном графике тренировок, постоянных конкурсах, переездах из города в город или из страны в страну - над этим задумываются сами спортсмены, их родители и тренеры постоянно. Боли в мышцах, суставах, «тяжесть» в ногах, «прострелы» в спине и шее очень часто сопровождают танцоров в процессе их спортивной деятельности.

Андрей Владимирович Чернов - врач - мануальный терапевт, бывший хирург, ныне специалист по массажу для спортсменов, с 10-летним стажем в данной области, с уверенностью заявляет, что одно из самых продуктивных средств реабилитации (восстановления) спортивного организма - МАССАЖ!

Что такое массаж, знает, наверное, каждый. И почти каждый испытывал эту процедуру на себе. Массаж, вероятно, один из самых древних приемов медицины человечества, потому что для этой процедуры не нужны специальные аппараты или химические средства, лишь профессиональные знания и умелые руки. Спектр применения массажа можно перечислять долго, он применяется для лечения десятков заболеваний и для профилактики многих из них, или даже просто для удовольствия и релаксации организма и души. С этим связано и многообразие вариантов и способов данной процедуры, от классического лечебного до точечного. Каждый из этих видов массажа создан для решения определенных проблем, и подбирается специалистом соответственно для конкретного человека.

В целом можно с уверенностью сказать, что, за исключением некоторых противопоказаний по ряду болезней, массаж нужно и можно делать каждому, особенно если говорить о здоровых людях. Даже образ жизни горожанина в мегаполиса - малоподвижный, стрессовый, с плохой экологией - уже является показанием к назначению этой процедуры. Детки в школах быстро приобретают нарушения осанки по причине неправильного положения при сидении за партами, да и дома тоже происходит то же, еще и благодаря компьютеру. И подобных примеров много.

Но если говорить о необходимости массажа для людей, то есть категории человечества, которая нуждается в нем постоянно и должна включить его в виде постоянного занятия для себя. Это, конечно, спортсмены. Тут имеют значение постоянные профессиональные тренировки, и об этом надо поговорить особо.

При активной физической нагрузке, часто высокой степени, что характерно для спортсменов, происходит ряд изменений, особенно в опорно-двигательной системе, куда входят все мышцы, связки, сухожилия, суставы и кости человеческого организма. Одно из этих изменений знакомо каждому спортсмену - это накопление молочной кислоты в мышечной ткани в результате биохимических реакций, возникающих при ее тяжелой и длительной работе. Результатом накопления кислоты, обычно на следующий день, является непосредственная усталость мышц: боль, оцепенение, малоподвижность и т.п. И тут поможет массаж, который улучшит кровообращения в мышцах, быстрее разгонит молочную кислоту. Но это известный факт. Есть и менее известные и даже малозаметные поначалу изменения опорно-двигательной системы.


Длительные физические тренировки высокой интенсивности вызывают повышенное напряжение мышц, связок и сухожилий. В первую очередь реагируют мышцы, поскольку они значительно эластичнее связок. Это состояние называется «гипертонус». От нормального тонуса мышц гипертонус отличается тем, что человек не может произвольно расслабить мышцу, находящуюся в гипертонусе, она постоянно находится в некоторой степени напряжения. Связки и сухожилия тоже подвергаются этому процессу, но значительно медленнее мышц, этот процесс на них менее заметен, но и бороться с ним сложнее, чем на мышцах. Со временем (речь идет о нескольких месяцах) гипертонус начинает расти, увеличивается его степень, и начинаются внешние проявления. Это в первую очередь боль, разной интенсивности и локализации. Кроме боли появляются заметные уже самому спортсмену признаки. «Забитые» ( то есть в гипертонусе) мышцы и связки понемногу теряют эластичность, способность сокращаться и расслабляться в полной мере, силу и пластичность, начинают уставать быстрее. Все эти изменения, безусловно, сказываются негативно на процессе тренировок и на возможностях спортсменов.

В качестве примера можно привести характерные процессы, происходящие в опорно-двигательной системе у танцоров, занимающихся спортивно-бальными танцами. У тех из них, кто занимается в большей степени по программе «стандарта», в гипертонус переходят мышцы спины (поясничного и верхнегрудного отделов), надплечий (трапециевидные, это когда плечи поднимаются или уходят вперед) и мышцы шеи (тут часто голова не может долго удержаться в нужной позиции). У «латинистов» в большей степени перенапрягаются мышцы и связки ног. Кроме того, начинают страдать суставы, опять же в первую очередь ног, такие как коленные или голеностопные. Механизм повреждений здесь отличается от изменений в мышцах. Каждый сустав сам по себе сложная биомеханическая система, состоящая из находящихся во взаимозависимости костей, хрящей и связок. При нагрузках на суставы в первую очередь страдает хрящевая ткань внутри, которая не дает костям сустава задевать друг друга при движениях, служа неким «амортизатором». Эти хрящи теряют воду, из которой состоят на 60-70%, истончаются и трескаются. Результат - поначалу легкие «хрусты», затем боли. Если не обращать внимание на это, то в отдаленные годы последствия развиваются, например, артроз - хроническое и сложно вылечивающееся заболевание в преклонном возрасте ожидает многих танцоров, которые сейчас не заботятся о своем здоровье.

Собственно для лечения и профилактики подобных болезней и нужен массаж. Гипертонус мышц и связок хорошо поддается массажу, целью которого становится расслабление перенапряженных участков мышц. Для предотвращения проблем с суставами применяются методики суставного массажа, восстанавливающего структуру хряща и его кровоснабжения. И даже просто усталость после долгой и плодотворной тренировки помогает преодолеть именно спортивный массаж.

Именно по описанным причинам массаж так нужен спортсменам, для восстановления возможностей организма, прицельного улучшения работы определенных частей тела, помощи при некоторых травмах вроде растяжений и просто для хорошего самочувствия.

Чернов А.В. отвечает на наиболее актуальные вопросы танцоров:

- После конкурса по европейской программе у меня «защемило» шею, не могу повернуть голову вправо, очень больно когда я опускаю подбородок вниз, «шейп» не получается, при прогибе острая боль в районе позвоночника!

- А.В.: Существует две основные причины, при которых проявляется подобная симптоматика. Это либо спазм одной или более мышц шеи и надплечий, либо сдвиг одного из шейных позвонков в сторону, буквально на 1-2 мм, с зажиманием нервов. При первой причине показан массаж, при второй, более серьезной, возникает необходимость в рентгеновском исследовании и последующей мануальной терапии.

- У моего сына партнерша ниже на 15 см, в последнее время возникла проблема в «стандарте» - поднимает плечи, «рамка» кривая, правый локоть опускается вниз. Можно ли массажем решить эти проблемы?

- А.В.: Обычно в таких случаях партнер начинает сутулиться, пытаясь встать на уровень партнерши, иногда - начинает «таскать» ее по паркету. Это значительно увеличивает нагрузку на мышцы плечевого пояса и верхнее трети спины. Возникает гипертонус. Массаж в таких случаях наиболее эффективен.

- Очень сильные боли в икроножных мышцах! Иногда ночью просыпаюсь от болезненных судорог в ногах, что делать?

- А.В.: Если существуют постоянные многочасовые, зачастую - ежедневные, тренировки, что характерно для танцоров, то икроножные мышцы - одни из самых страдающих групп мышц, они напрягаются более остальных, поскольку они расположены практически в самой нижней части организма и «носят» на себе почти всю массу тела. Тогда показан массаж, расслабляющий эти мышцы.

- Занимаюсь «растяжкой» с хореографом почти год. Он говорит, что у меня слишком зажатые связки и суставы. И он ничего не может сделать для того чтобы я сел на «шпагат». Пару месяцев назад надавил так, что что-то хрустнуло в паховой области и до сих пор болит.

- А.В.: Скорее всего, случилось локальное растяжение связок в указанной области. Растяжение - это, по сути, микроскопические поверхностные надрывы связок, сухожилий или мышц. Необходим массаж этой и сопредельной областей организма для скорейшего восстановления структуры связок, и, конечно, снижение нагрузки, если не смена метода, в хореографии.

- Танцую в Pro-Am, в детстве и юности занималась народными танцами. Мне за 30, на конкурсах пытаюсь выполнить все требования тренера, но очень болит спина после «стандарта», и мышцы ног после «латины» несколько дней. Массаж поможет устранить эти проблемы конкурсов?

- А.В.: К сожалению, с возрастом наши мышцы, связки и сухожилия теряют эластичность и другие свойства, при значительных физических нагрузках «устают» быстрее, чем в юности, и быстрее накапливают зоны гипертонуса. Массаж тут просто необходим, и следует подумать о регулярности этой процедуры для дальнейшего вашего здоровья.

- Занимаюсь танцами 12 лет, «S» класс La, ходил на массаж в местную поликлинику, но не было никакого эффекта. Спина как была зажата, так и осталась. Это особенность моего организма?

- А.В.: Вероятно, отсутствие эффекта обусловлено методикой конкретного массажиста. Дело в том, что специалисты в поликлинике не учитывают особенности опорно-двигательной системы людей, занимающихся спортивно-бальными танцами, да и просто редко имеют опыт работы со спортсменами. Я за годы работы, в основном с танцорами, не встречал случаев, когда зажатые мышцы не расслаблялись бы при условии корректно подобранного способа массажа.

- Мама нашего партнера, когда он занимается хореографией у вас в центре ходит к вам на корректирующий массаж. Очень хорошие результаты. Она похудела, мышцы и кожа заметно подтянулись. Возможна ли вероятность, независимо от того занимается мой ребенок или нет, попасть к вам на антицеллюлитный массаж для взрослых?

- А.В.: Конечно, возможно. Достаточно позвонить к нам в центр и записаться. Целлюлит - распространенная проблема половозрелых женщин, и она достаточно эффективно решается рядом методов, одним из основных среди которых является антицеллюлитный массаж. Как вариант, мы предлагаем и лимфодренажный массаж, также улучшающий качество кожи в проблемных зонах.


Различные массажные методы для специалиста с высшим медицинским образованием вполне понятны. Массажем можно скорректировать фигуру - убрать лишние локальные жировые отложения, освободить мышцы для «подкачки» или «закачки», то есть формирование красивой фигуры, убрать медицинские проблемы. Мужчины снимают усталость мышц спины и ног. Часто обращаются к легкой мануальной терапии, освобождению нагрузок позвоночника, плечевых, тазобедренных и коленных суставов.

Предупреждение травматизма на занятиях хореографии

В статье рассматриваются причины травматизма на уроках хореографии и способах его предупреждения.

Ключевые слова: Хореография, причины травмы.

Предупреждение травматизма на занятиях хореографии.

Танец - это прекрасный вид искусства, важная и неотъемлемая часть культуры, а также средство всестороннего и гармоничного развития ребёнка.

Как самый популярный и зрелищный вид искусства, хореография, на сегодняшний день стремительно развивается и совершенствуется. В соответствии с этим, требования предъявляемые к танцорам возрастают. Достигнуть успехов в хореографии, не имея высокого уровня развития выносливости, гибкости, координационных способностей невозможно.

Развитие профессиональных качеств и поддержание их для исполнителя в нужной физической форме - это процесс непрерывный и трудоемкий, и сопряженный различными травмами. Танцевальному травматизму особенно подвержены мышцы спины и ног. Травмы могут проявляться в виде растяжения мышц, разрывов связок, деформации суставов и позвонков.

В данной работе за объект исследования берется тема «Предупреждение травматизма на занятиях хореографии».

Все дисциплины в хореографии имеют в своей основе упражнения, формирующие двигательные навыки учащихся, учат сознательно управлять мышечным аппаратом и корректируют физические недостатки. На занятиях хореографией тренируются сила, выносливость, гибкость, быстрота и другие качества. Основным педагогическим условием успешного обучения хореографии являются задания с постепенно нарастающим уровнем трудности. Системность предполагает распределение элементов и движений танца таким образом, чтобы изучение новых опиралось на ранее усвоенный материал с постепенным увеличением нагрузки и увеличением сложности.

Дополняют классическую хореографию различные жанры современной и народной хореографии. Все они вносят свою лепту, расширяя физические возможности исполнителей. Травмы, связанные с занятиями танцами, происходят из-за неверной техники исполнения.

Причины травматизма и способы его предупреждения.

В процессе занятий хореографией применяются самые разнообразные и редко встречающиеся в жизненной и трудовой практике упражнения. Они состоят из сложных двигательных действий, а их выполнение связано со специфическими условиями, которые требуют от занимающихся высокой степени технического совершенства, развития двигательных способностей и психологической подготовки.

На занятиях по хореографии необходимо особенно строго соблюдать меры предосторожности, так как при выполнении многих упражнений возможны различные травмы.

Чтобы своевременно предотвратить возможные травматические повреждения, необходимо знать причины, вызывающие их.

Нарушение организации занятий.

Большое число учащихся на одного преподавателя или большое количество групп одновременно. Несоблюдение направления движения потоков занимающихся, в неправильном их размещении, несвоевременное начало и окончание занятий. Для устранения причин, преподавателю надо заранее продумывать организацию и проведение занятий, учитывая особенности групп учащихся.

Нарушение в методике обучения.

Несоблюдение принципов дидактики затрудняет овладение упражнениями, что приводит к физическому и эмоциональному перенапряжению и другим отрицательным последствиям. Для того чтобы не допустить этого, надо хорошо знать методы дидактики и правильно организовывать учебно-тренировочный процесс.

1.Каждое занятие должно начинаться с разминки. Разминочные упражнения, должны улучшать физическую деятельность и снижать вероятность травм. Разогревающий эффект разминочных упражнений проводится до ощущения теплоты в теле, а не до чувства скованности и усталости.

2. Проработка суставов и вся разминка идет сверху вниз. Любые упражнения на растягивание производятся в следующей последовательности, и она во многих видах спорта и искусства является стандартной:

- шейный отдел позвоночника;

- суставы пальцев рук;

- грудной и поясничные отделы позвоночника;

- суставы пальцев ног.

3. Проработка суставов обязательно должна проводиться симметрично. Это значит, что дозировка упражнений на правую и левую стороны тела должна быть одинаковой.

4. Растяжка не должна сопровождаться острыми болевыми ощущениями. При длительном выполнении комплекса растягивающих упражнений рекомендуется использовать минутное расслабление.

5. Сложность упражнений и увеличение амплитуды должны возрастать постепенно. Принцип « от простого к сложному » является самым фундаментальным принципом любого процесса обучения. Резкое возрастания процесса развития гибкости обычно приводит к тяжёлым травмам.

6. Упражнения, для развития подвижности в суставах, необходимо выполнять систематично. Даже небольшой перерыв в тренировочном процессе снижает показатели.

7. Упражнения, направленные на развитие подвижности в суставах нужно рекомендовать своим воспитанникам для систематического использования вне учебного процесса.

8.Развитие гибкости должно идти параллельно с развитием других физических качеств. Хорошая гибкость помогает придать определённую пластику танцевальным движениям, помогает раскрыть внутренний образ, создаваемый исполнителем на сцене.

9. В процессе развития гибкости и развития подвижности суставов педагогу нужно помнить, что данный процесс достаточно сложный и болезненный и очень важно, чтобы у воспитанников от тренировки оставались положительные эмоции. Для этого педагогу необходимо грамотно ставить реальные задачи на каждом этапе тренировочного процесса..

Недисциплинированность.

Может проявляться в виде эмоциональных срывов, вызванных трудностью изучения упражнения, нарушением методики обучения, утомлением, отсутствием индивидуального подхода со стороны педагога. Нарушение правил поведения на занятиях и выступлениях, недостаточной воспитанности учащихся.

Педагог не должен оставлять без внимания любое нарушение дисциплины. Надо разъяснять значение дисциплины, как на занятиях, так и в жизни. Систематическая воспитательная работа не только предупреждает травматизм, но формирует сознательное и активное отношение к занятиям, повышает качество учебного процесса. Нарушение трудовой дисциплины имеет большое значение в появлении перегрузок и травм: опоздание на урок, репетицию или даже выступление ведет к торопливости, ненужному волнению, не разогреванию ног перед танцевальным номером;

Неудовлетворительное состояние места занятий и оборудования.

Малые размеры зала, неровность пола, неисправность оборудования, небрежная эксплуатация и другие несоответствия требованиям. Занятия должны проводиться в помещении при температуре не ниже 16 градусов. На пол, надо положить небольшой коврик, на котором будут выполняться упражнения.

Несоответствие формы одежды и обуви.

Проявляется в том, что учащиеся приходят на занятия в неудобной одежде, в обуви не по размеру, со скользкой подошвой или толстой подошвой. Для занятий хореографией предусмотрены специальные костюмы и обувь. Категорически запрещается надевать различные броши, значки, цепочки и другие металлические предметы, а также носить часы, кольца, что может привести к нарушению точности движений, к травмам самого учащегося и других лиц. Форма для занятий должна быть удобной, не стесняющей любые движения.

Нарушение санитарно-гигиенических условий.

Несоответствие температуры в зале, плохое естественное и искусственное освещение, недостаточная вентиляция, избыточная влажность или сухость воздуха, отсутствие чистоты и порядка в зале, несоблюдение учащимися личной гигиены ухудшает состояние учащихся. Для устранения этих причин, нужно строгое соблюдение всех санитарно-гигиенических норм, необходимых для успешного проведения занятий. Особое значение придается личной гигиене учащихся, в частности прическе.

Недостатки медицинского контроля за физическим состоянием учащихся.

Несвоевременность и недостаточно тщательный профилактический медицинский осмотр, несоблюдение рекомендаций врача, перенапряжение во время занятий может привести к печальным последствиям. Для устранения этих причин необходимо строгое соблюдение требований врачебного контроля со стороны медицинских работников, родителей учащихся, а также учителей и педагогов.

При выполнении упражнений важно постараться сконцентрировать внимание воспитанников на тех частях тела, которые находятся в движении. Каждого ученика необходимо настроить, чтобы он научился прислушиваться к своему состоянию и мог чётко реагировать на любые изменения, протекающие в его организме для того, чтобы наиболее рационально спланировать тренировочную программу.

Недооценка и неправильное применение приемов страховки и помощи.

Пренебрежительное отношение к страховке.

Выполняя поддержку, или другое сложное движение, следует уделять внимание состоянию друг друга. Стоит помнить, что только длительные тренировки приводят к желаемому результату. Подсказки педагога на первом этапе будут просто необходимы. Преодолеваются страхи только при помощи постоянных тренировок, где элемент за элементом длительно отрабатываются все комбинации.

Эффективность занятий будет намного выше, если тренироваться с партнёром. В данном случае речь идёт о принудительном растяжении, при котором используется сила партнёра, т.е. развивается пассивная гибкость. Во время такой тренировки между партнёрами должно быть полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие. Соблюдение правил техники безопасности чрезвычайно важно для обоих партнеров. Партнерам необходимо поддерживать все мышцы тела в тонусе и выполнять проверенные действия, без импровизаций и добавления собственных элементов.

В профессиональной деятельности руководитель хореографического коллектива должен быть нацелен на максимальное развитие исполнительских качеств воспитанников и только методически правильная организация тренировочного процесса, призвана обеспечить наилучший результат, как с физической, так и с психологической стороны.

Список методической литературы

1.Барышниква Т. Азбука хореографии. М. «Рольф», 1999г.

2.Васильева Т.И. Балетная осанка. М., Высшая школа изящных

3.Собинов Б.М. «Танцующая» гимнастика. М., «Сов.Россия», 1972г.

4.Лисицкая Т.С. Ритмическая гимнастика. М., «Физкультура и спорт»,1985г.

5.Мавромати Д.П. «Упражнения художественной гимнастики. М., «Физкультура и спорт»,1972г.

1.Ваганова А.Я. «Основы классического танца», «Искусство», г.С.Пб,2002 г.

2.Звездочкин В.А «Классический танец», «Феникс»,г. Ростов-на-Дону

3.Костровицкая В. «100 уроков классического танца», г. Ленинград, 1972 г.

4.Пуртова Т.В., Беликова А.Н, Кветная О.В. «Учите детей танцевать», «Владос», г. Москва, 2004 г.

Проблемы травматизма в процессе обучения хореографическому искусству


Авторами затрагивается вопрос специфики воспитания и обучения исполнителей в хореографической деятельности в контексте систематических физических и эмоциональных нагрузок. Особое внимание уделяется профессиональному взаимодействию педагога-хореографа и врача - травматолога с целью предупреждения травматизма, а также разработки программы реабилитационных мероприятий.

Ключевые слова: врачебно-балетный диспансер, диагностика повреждения, причины травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата исполнителей в хореографической деятельности, общая и профессиональная трудоспособность танцовщиков, лечебная гимнастика, комплекс профессиональных движений в плане реабилитационных мероприятий, психологический стимулятор выздоровления танцовщика.

Исполнительское мастерство всегда вызывает восхищение и порождает неизменный вопрос, каким путём достигается столь высокая степень профессионализма? Законы любого искусства, в том числе искусства танца, пластическая гармония и красота форм, образное воплощение произведений познаются и достигаются огромным и систематическим трудом, который связан с перегрузками и опасностью травматизма. Искусство хореографии имеет особую специфику обучения и взращивания будущего исполнителя, сопровождающуюся ежедневными занятиями танцевальными дисциплинами, регулярной работой над развитием «балетных» данных, активной концертной деятельностью, что требует от обучающегося и педагога полноценной физической, эмоциональной отдачи.

Многие представляют себе жизнь танцовщиков, как сплошной праздник: яркий свет рампы, занавес, цветы, аплодисменты, забывая или не зная о том, что в силу профессиональной обусловленности физический износ организма у артистов балета происходит к 36-40 годам, с чем и связан ранний выход на пенсию. Прославленный педагог и репетитор труппы Большого театра Марина Тимофеевна Семёнова, воспитавшая «Семёновский полк» - Наталью Бессмертнову, Нину Тимофееву, Надежду Павлову, Наталью Косаткину, Николая Цискаридзе и многих других звёзд советского балета, когда-то сказала: «Балет - это каторга в цветах». [9]

Уровень развития танцевальной техники в прошлом столетии вызвал к жизни потребность в педагогических кадрах не просто высокой профессиональной квалификации, а выявил необходимость в специалистах новой формации. Хореография от тех, кто служит ей профессионально, требует эрудиции в различных отраслях искусства, литературы, музыкальной культуры, изобразительного искусства, драматического театра, психологии, педагогики, научных знаний анатомии и физиологии, а также умений и навыков оказания первой медицинской помощи.

В спортивной практике контакт врача и тренера является неотъемлемой частью всей профилактической работы. Более 90% случаев спортивного травматизма являются относительно легко устранимыми, и ликвидация их зависит от знания своего дела и энергии преподавателя, тренера и врача. В больших балетных труппах и хореографических училищах, такой контакт между врачами и педагогами тоже есть. Организована работа врачебно-балетных диспансеров, в штате которых терапевт, травматолог - ортопед, физиолог, диетолог и т.д. Они осуществляют контроль за состоянием здоровья артистов балета и учащихся.

Также существует практика дежурства врача за кулисами во время балетного спектакля, когда приходится решать задачу правильной диагностики повреждения сразу на месте, от чего зависит в последующем состояние здоровья танцовщика и завершение спектакля. «Ведущий танцовщик на спектакле «Щелкунчик» получил ожог спины паром во время эффекта костра. Дублёра не оказалось на спектакле, и врач после оказания помощи, разрешил танцовщику продолжить спектакль. Для этого танцовщику ввели обезболивающее средство, смочили костюм в месте ожога спины новокаином со спиртом для обезболивающего действия, и солист успешно довёл спектакль до конца» [10]

Легенда советского балета Марис Лиепа описывает комичный случай из своей практики: на гастролях в Будапеште он танцевал спектакль «Корсар», в заключительном акте во время боя на саблях ему рассекли железным клинком два пальца на руке. «По ходу спектакля ко мне на шею бросается спасённая Медора в своём белоснежном хитоне, а рука моя истекает кровью. И вот, пока Медора перед последним любовным адажио танцует короткую вариацию, я, встав на колено и следя за нею влюблёнными глазами, протягиваю в кулису окровавленную руку и с радостью чувствую, что пальцы обхватывают тугие витки бинта». [8]

Нельзя покинуть танцевальную площадку - такова специфика сценического исполнительства. Нельзя показать зрителю, что во время театрального действия на сцене, кроме четко выстроенной сюжетной линии, параллельно происходит что-то ещё. Оба примера подтверждают, что своевременные, профессиональные действия, способны не только сохранить здоровье исполнителя, но и уберечь театральные представления от провала.

В практике работы педагогов колледжей культуры и институтов (университетов) культуры, искусства, как правило, нет ни балетных диспансеров, ни врачей за кулисами во время концертных выступлений, а проблемы с травматизмом и нехваткой знаний в области анатомических сведений применительно к хореографии есть. Этих знаний о причинах травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также об осложнениях после мелких травм не хватает и студентам - будущим педагогам. В идеале педагог - хореограф должен работать в тесном контакте с врачом, поскольку этот контакт обогащает педагога медицинскими знаниями, а врача - тайнами хореографического искусства.

Каждый педагог должен знать, как оказать первую доврачебную помощь, так как качество оказания первой помощи в значительной степени влияет на последующее течение патологического процесса и скорость восстановления профессиональной формы. Необходимо помнить - у танцовщиков общая трудоспособность восстанавливается значительно раньше профессиональной трудоспособности.

при повреждении, прежде всего, необходимо обезболить повреждённое место и предупредить развитие гематомы, приложить холод (лёд, холодная вода, снег);

наложить фиксирующую бинтовую повязку, иногда необходима шина для фиксации места предполагаемого перелома;

пострадавшего доставить в травматологическое учреждение, где для подтверждения диагноза нужно обязательно сделать рентген;

обсудить с врачом вопрос об амбулаторном или стационарном лечении;

«Все повреждения с нарушением функции суставов, нарушением анатомической оси кости при переломах, полном разрыве сухожилий, связок, мышц, отрывом заднего отростка таранной кости («ахилл») требуют специализированной помощи в стационаре. Другие, более лёгкие, повреждения можно успешно лечить в амбулаторных условиях. Следует отметить, что артистам балета, при необходимости проведения фиксации лучше накладывать гипсовые повязки, а не лангеты, так как сухая гипсовая повязка освобождает от костылей и позволяет пользоваться тростью и он сможет после острого периода посещать класс для занятий и по возможности проводить некоторые профессиональные движения» [2].

Полученная травма не должна стать препятствием к продолжению занятий. Не следует прекращать выполнение балетных движений во время болезни и, если позволяет физическое состояние, нужно делать их, даже лёжа в постели. Иван Валерьянович Баднин в своей статье «Форму следует поддерживать постоянно» даёт такие рекомендации: «Одним из мощных факторов восстановления двигательной активности является лечебная гимнастика. Она проводится в виде изометрических напряжений мышц как здоровой, так и больной конечности (даже если она находится в гипсовой повязке). Напряжение мышц способствует улучшению в них кровообращения, а значит - улучшению питания тканей, быстрому их заживлению. Поднимание конечности (даже лёжа) способствует напряжению мышц и поддержанию необходимого их тонуса, в том числе и силы. Такое движение, как большой батман, является хорошим элементом в комплексе лечебной гимнастики». [3]

Если двигаться, возможности нет, то следует осуществлять занятия мысленно, например: полностью вспоминать класс, концертный номер и т.д. «Мысленное протанцовывание» даёт положительные результаты не только в качестве части реабилитационной программы по восстановлению профессиональной трудоспособности исполнителя. Используя этот приём можно значительно повысить качество и скорость проучивания и усваивания движенческих дисциплин и концертных номеров. Исследования физиологов показали, что аутотренировка вызывает благоприятное воздействие на тренируемые отделы организма. [11, 12]

В подтверждение этому приведём интересный пример, описанный в педагогическом опыте А.В.Никифоровой. На последней репетиции перед выпускным экзаменом её ученица Любовь Горшунова, впоследствии гордость новосибирской сцены, получила серьёзную травму - она сломала несколько костей стопы. Приговор медиков был категоричным: «О танцах не может быть и речи!». Но педагог по классическому танцу А.В.Никифорова отказалась с этим смириться. Не дожидаясь, пока девочка встанет с постели, Никифорова применила приёмы аутогенной тренировки. Долгие месяцы «постельного режима» были включены в учебный процесс. Через год Горшунова успешно окончила хореографическое училище. На такой эксперимент Алису Васильевну подтолкнула статья пианистки Веры Лотар-Шевченко, которая, будучи репрессированной, в тюрьме каждодневными в мыслях упражнениями сохранила пианистическую технику настолько, что смогла после освобождения выступать с сольными концертами. [ 11 ]

Если проанализировать различные случаи травматизма исполнителей в хореографической деятельности и выделить причины, то можно сделать вывод, что травмы чаще всего возникают в результате действия не одного, а нескольких факторов. М.С. Миловзорова предложила градацию на педагогические; медико-санитарные; организационно-технические причины возникновения травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. На наш взгляд к этой группе имеет смысл добавить ещё один аспект это - психологическая обусловленность травматизма исполнителей в хореографической деятельности.

Готовя специалистов - хореографов современного уровня, стоит говорить о преподавании студентам СУЗов и ВУЗов специально разработанного курса с интегрированной программой, включающей в себя разделы: анатомии, психологии, методики преподавания хореографических дисциплин, охраны труда и здоровья. Многие из перечисленных предметов есть в образовательных стандартах и учебных планах, но зачастую они преподносятся как отдельные самостоятельные курсы и не рассматриваются педагогами с точки зрения специфики хореографического искусства.

Баднин И.А. Изменение стопы у артистов балета // Балет. - 1988. №2. - С.62-64

Баднин И.А. Охрана труда и здоровья артистов балета. - М.: Медицина, 1987. - 206с.

Баднин И.А. Форму следует поддерживать постоянно // Балет. - 1985. №6. - С.64.

Дергач А.А., Исаев А.А., Педагогическое мастерство тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 375с.

Ивашкин В.Т., Султанов В.К. Болезни суставов. Пропедевтика, дифференциальный диагноз, лечение. - М.: Литера, 2005.-544с.

Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А. Анатомия человека: атлас.-М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.- 239с.: ил.

Лиепа М.Э. Вчера и сегодня в балете. - М.: Мол.гвардия, 1982. - 190с.

Лиепа М.Э. Я хочу танцевать сто лет. - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. - 344с., 144 с. ил.

Максимова Е.С. Мадам «Нет». - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 344с., 52л. ил.

Миловзорова М.С. Анатомия и физиология человека. - М.: Медицина, 1972. - 230с.

Никифорова А.В. Советы педагога классического танца. - СПб.: 2005. - 96с.

Хавилер Д.С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. - ООО Издательство Новое слово, 2007. - 112с.

Основные термины (генерируются автоматически): хореографическая деятельность, лечебная гимнастика, артист балета, врач, напряжение мышц, опорно-двигательный аппарат, педагог, причина травм, психологический стимулятор выздоровления танцовщика, хореографическое искусство.

Похожие статьи

Соблюдение правил приёма при поступлении.

В своей работе «К проблеме отбора детей в хореографические учебные заведения в

Причин здесь может быть несколько: 1. Неопытность педагога.

4. Миронова З. С., Баднин И. А. Повреждения и заболевания опорно-двигательного аппарата у артистов балета.

Значимость методов физической подготовки артистов балета.

Форма хореографического рисунка базируется на концепции круга и кругового движения в отличие от балета, который, напротив, подчеркивает концепцию линии.

Развитие гибкости детей младшего школьного возраста на.

Это- поиск оптимальных путей оздоровления организма, в частности опорно-двигательного аппарата.

Распластанный шпагат — это непревзойденное по своей эффективности упражнение на растягивание мышц для скалолазов и артистов балета.Когда приобретены.

Влияние занятий хореографией на человека | Статья в журнале.

Данное исследование проводилась в пяти хореографических коллективах города Томска.

Тренинги танцевально-двигательной терапии не редко используется в работе с будущими педагогами, т. е. студентами

Кроме того, танцы укрепляют мышцы ног, рук, пресса и спины.

Использование тренажеров в лечебной физической культуре для.

тренажер, занятие, упражнение, нагрузка, опорно-двигательный аппарат, лечебная физическая культура, лечебная гимнастика, физическая нагрузка, использование тренажеров, гимнастический комплекс.

Художественный образ в хореографическом искусстве

Несмотря на условность хореографического жанра, воздействие на зрителя возможно

Исполнительское творчество активно, танцовщик вкладывает в танец свое понимание

Когда и как будущий артист балета должен овладеть умением создавать психологический образ.

Горизонтальный пластический балет — технология.

Врачами — ортопедами было выявлено, что 96 % дошкольников с

Необходимо в практической деятельности определить как сохранные, так и нарушенные двигательные способности.

Они являются отличным средством развития и укрепления опорно-двигательного аппарата.

Влияние физической культуры на опорно-двигательный аппарат.

Изменение опорно-двигательного аппарата при тренировке.

Например, при патологических искривлениях позвоночника, деформациях грудной клетки (а причиной тому бывает слабость мышц спины и плечевого пояса) затрудняется работа легких и сердца, ухудшается.

Психологическая подготовка спортсмена-стрелка из штатного.

В результате происходит двигательная активность не только пальца, нажимающего на курок, но и ряд других групп мышц.

Психорегуляция в спорте — одна из актуальных тем в силу высокой значимости психологического фактора в спортивной деятельности.

Самые распространенные травмы в танцевальном спорте и как их избежать


Роскошные платья, красивые движения, долгожданные победы и досадные поражения, - все это видят зрители и поклонники бального танца, но это лишь одна сторона, которую принято называть искусством. На тренировках же танцор встречается именно со спортивной составляющей танца. К сожалению, как и в любом спорте, большую нагрузку сопровождают ее верные спутники, травмы. И сегодня мы расскажем Вам, как избежать таких неприятных моментов, чтобы танцевать долго и счастливо.

Танцы - это, конечно, полезное занятие. Многим детишкам рекомендуют заниматься ими для исправления осанки и развития координации движений. Но там, где начинается спорт, польза от физических нагрузок отходит на другой план.

Высокая психологическая мотивация на успех, не всегда обеспеченная возможностями организма, раннее начало высоких физических нагрузок, хроническая микротравматизация и травмы в период формирования организма, необходимость реабилитации в кратчайшие сроки, чтобы не потерять и не подводить партнера, - все это можно назвать неприятной спецификой нашего вида спорта. И сегодня мы постараемся сформулировать основные правила, чтобы не навредить самому ценному, здоровью.

Квалифицированный педагог - это важно

Занятия танцами, как правило, начинаются с того, что тренер объясняет своему ученику правильную (зачастую, лишь на его взгляд) постановку корпуса. Очень важно, чтобы с начинающими работал квалифицированный педагог. Ведь при неправильной постановке позиций слишком большие нагрузки выпадают на спину, что очень вредно для здоровья.


Также следует быть аккуратными с резкими, зачастую даже дергаными движениями. Порой только кажется¸ что такие старания будут оценены судьями, а на самом деле они только травмируют детей. Если преподаватель заложит неправильную "базу", то, скорее всего, в дальнейшем придется не только переучиваться, но и обращаться к врачу.

Но зачастую непрекращающиеся неудобства преследуют танцоров и на высоком уровне, и далеко не всегда это связано с тем, что мышцы еще не привыкли к новому движению.

К примеру, в "Юниорах" и "Молодежи" в европейской программе многих девочек мучает боль в шее. А ведь если на турнире станет не комфортно, что-то где-то зажмется, то это сразу отразится на танце. А связано это чаще всего именно с изначальной неправильной постановкой и тем, что многие пытаются сделать движения на зажиме. "И у меня шея отваливалась, и ко мне мама тоже между заходами бегала, что-то пыталась растереть. Но лишь сейчас я поняла, что я просто неправильно использовала свое тело", - поделилась с нами Олеся Каргина.

Безусловно, если бы все педагоги имели достаточное представление об устройстве человеческого тела, о том, как оно может и должно двигаться, то травм было бы гораздо меньше.

Разминка - не пустая формальность

Еще в школе на уроках физкультуры всем нам говорили о том, что перед активным занятием спортом необходимо правильно подготовить свое тело.

Тем более, после тяжелого рабочего или учебного дня моментально переключаться, к примеру, на зажигательный джайв или резкое танго порой не просто сложно, но даже вредно для здоровья. А уже через несколько минут легкой разминки в суставе начинается выделение специального секрета, который снижает трение в нем и приводит мышцы в тренировочное состояние.


Растяжение - одна из самых распространенных травм в нашем спорте. Это может быть как растяжение мышц и связок, так и сухожилий и других тканей без нарушения их анатомической целостности.

Растяжение мышц чаще всего возникает из-за большой физической нагрузки, непропорциональной возможностям танцора, а также от чрезмерно быстрых и активных движений при нагрузке на неразогретые мышцы. Вы можете почувствовать, как будто что-то рвется или лопается, когда мышцы натянуты. В таком случае, следует немедленно прекратить тренировку и приступить к лечению.

На поврежденное место следует наложить эластичную давящую повязку, и держать его в приподнятом положении. В течение первых двух суток каждые 4 часа рекомендуется прикладывать к больному месту лед, но кожу при этом лучше всего защитить тканью или салфеткой. И лишь через 48 часов можно использовать горячие компрессы. Кроме того, будет очень эффективно, если вы начнете делать легкие растягивающие упражнения в горячей ванной. Только не перестарайтесь! Вам необходимо лишь немного размять мышцу, а не травмировать снова!

Обычно на лечение растяжения уходит 1-6 недель, но после такой травмы мышца уже может потерять прежнюю эластичность. Если был слишком напряжен сустав, то могут порваться ткани связок и других поддерживающих сустав элементов.

Растяжение связок возникают при резких движениях в суставе, которые превышают его нормальную амплитуду и не совпадают с его направлением работы. Сильная боль, кровоизлияние на месте травмы, болезненное ощупывание, и резкое ограничение работы сустава, - верные симптомы этого растяжения.

Вы сами можете оказать себе первую помощь - такую же, как и в случае растяжения мышц. Но если у вас есть подозрение на перелом или смещение кости (это друзья растяжений), наблюдается изменения цвета кожи над суставом, и боль не уменьшается через три дня - спешите обратиться к врачу. Ведь в том случае, если у вас не просто растяжение, а надрыв или, что еще хуже, разрыв связки, Вам просто необходима помощь врача. Ведь для лечения самых сложных разрывов зачастую применяют и хирургический метод.

Конечно, такие неприятности могут возникнуть и в другой неудачной ситуации, но, конечно же, от них лучше всего постараться обезопасить себя заранее. Поэтому разминаться надо обязательно. Несколько демонстративных "потягушек" или поправление прически у зеркала - не в счет. К этому процессу следует подходить основательно.

Перед тренировкой по европейской программе первым делом не забудьте уделить особое внимание стопам, коленям и тазобедренному отделу, ведь именно они помогают Вам как можно лучше продемонстрировать красивое движение по паркету. Поэтому не стоит сразу переходить к исполнению сложных па, начните занятие с упражнений, а затем перейдите к основным фигурам.

Это не только поможет подготовить тело к нагрузке, но и не даст забыть о важности basic’а в танце. А чтобы сразу размять все важные мышцы и сразу потренировать баланс всегда можно сделать простое, но эффективное упражнение: медленно поднимаясь и опускаясь на одной ноге, балансируйте вперед-назад другой, и не забудьте держать руки в конкурсной позиции!

Для латинистов рецепт аналогичный: основные шаги еще никому не вредили! А если буквально одну мелодию румбы потанцевать "кукарачу", конечно же, не халтуря, то тело сразу настроится на нужный лад. Кроме того, перед началом основной тренировки можно сделать несколько поворотов - это сразу придаст Вам концентрации и ощущения контроля движений. Во избежание травм плечевого сустава не забудьте уделить ему достаточно внимания. Ведь один неудачный поворот от партнера, и о тренировках можно забыть минимум на неделю.


Боль в шее зачастую тоже является результатом недостаточной разминки. Поэтому перед тем, как отрабатывать резкость в танго и невообразимые волны, скажем, в самбе, выполните хотя бы элементарные упражнения. Кроме того, если у партнеров большая разница в росте (более 15 см), то с непривычки тоже могут возникать боли: многие не сразу привыкают постоянно смотреть так низко или наоборот, высоко. А чтобы это не отразилось на качестве танца, обязательно проконсультируйтесь у своего тренера.

А завершать тренировку рекомендуется растяжкой мышц. Это не только поможет Вам стать более гибкими, но и будет полезно для здоровья. Нагрузка должна как постепенно увеличиваться в начале занятия, так и постепенно сходить на "нет" в конце.

Но не стоит забывать, что задача любого танцора - развивать свое тело. И этот сложный и продолжительный процесс тоже может вызывать некоторые дискомфортные ощущения. Нередко после интенсивной нагрузки ощущаются боли и иногда даже судороги в мышцах.

Конечно, каждый спортсмен привык к такому "потягиванию" мышц после плодотворных тренировок. Но если боль действительно очень сильная и наблюдается ограничение подвижности - следует не только немедленно прекратить тренировку, но и ни в коем случае не напрягать эти мышцы в течение 1-2 дней.

Вследствие неправильной нагрузки на мышцы могут возникать болезненные уплотнения в виде узелков в мышце, так называемые "шишки". В качестве лечения очень хорошо подходит массаж, причем зачастую он может быть болезненным.

А многие танцоры борются с мышечной болью своими, народными, методами. К примеру, если полежать в горячей (до 40 градусов) ванной с морской солью или молоком, то на следующий день Ваши мышцы почувствуют себя гораздо лучше. Но не забывайте, что врачи рекомендуют тратить на такую процедуру не более 10 минут.

Аккуратно на трюках!


Конечно же, на определенном уровне каждый танцор начинает хотеть принести в танец что-то свое, что не сможет сделать никто другой. Наверное, именно благодаря этому в бальные танцы пришли различные трюки, в которых виртуозно сочетаются грация, красота и некоторая доля риска. И о последней составляющей никогда не стоит забывать.

Не следует экспериментировать с опасными элементами, пока этого не позволят класс и возраст. Ранние сложные позы и поддержки могут плохо отразиться на здоровье партнера, и в дальнейшем могут возникнуть проблемы со спиной и суставами. Ведь партнерша, даже самая хорошая и любимая, имеет вес, который в таких элементах возлагается на партнера. Но девочкам тоже приходится рисковать: не у каждого юноши к 14 годам формируется чувство ответственности за свою танцевальную половинку. А если партнер забудет вовремя поддержать или подхватить.

А что бы таких неприятных моментов не было, стоит всегда обращаться к педагогу, чтобы он объяснил, какие мышцы работают в той или иной позе и как правильно поднимать партнершу из низких позиций. Ведь все такие подъемы партнеры должны делать не с помощью спины, а с помощью ног, а задача партнерши - держать свое тело в тонусе и не расслабляться.

Тем не менее, вставляя в хореографию трюковой элемент, начните с медленной проработки, постепенно увеличивая темп. Если Вам надо садиться на колено, то не забудьте о защите в виде наколенника.


Нет, не о той несгибаемой пластмассовой штуке, которая входит в комплект для роликовых коньков - сейчас в магазине очень легко найти мягкую и эластичную защиту, которая не сковывает движения. Но если партнершам на турнире все же придется все исполнять с голыми ногами, то молодые люди могут не снимать наколенники - их совершенно не видно под конкурсными брюками.

К сожалению, верными спутниками сложных движений, падений и столкновений являются ушибы и переломы. Ушиб - это закрытое повреждение тканей без существенного нарушения их структуры. Особенно страдают мягкие ткани, которые во время удара прижимаются к кости.

К ушибленному месту следует немедленно приложить лед, использовать теплые компрессы и йодную сетку можно лишь спустя 24 часа. Но если боль не проходит, не ленитесь - обратитесь к врачу. Ведь иногда даже при сильном ушибе Вам могут наложить гипс на неделю.

Куда более неприятной травмой является перелом. В нашем виде спорта чаще всего встречаются закрытые переломы - когда кость сломана или треснута, но кожа не повреждена. Причиной перелома может стать не только удар или падение, но и чрезмерная нагрузка может привести к переломам мышц стоп, голени, берцовой кости, лодыжки.

Если вы замечаете деформацию кости, ограничение движений, сильную стреляющую боль - немедленно обратитесь к врачу! До получения медицинской помощи следует зафиксировать поврежденную кость, но так, чтобы не перекрыть кровообращение, и приложите к больному месту лед - это поможет уменьшить боль и воспаление.

Бережем колени и спину

Колени и спина - самые травмоопасные части тела танцора. Поэтому и относиться к ним следует с особым трепетом, ведь для реабилитации после травмы придется пожертвовать не только временем, но и, возможно, и всей танцевальной карьерой.


Среди травм колена лидируют повреждения менисков. Мениск - это образования хрящевидной структуры, которые участвуют в формировании коленного сустава, они как бы являются его амортизторами. Из них внутренний похож на букву С, а внешний - на букву О. Чаще всего, в 75% случаях, травмируется внешний мениск. Разрыв мениска - очень сложная травма, тем не менее, среди повреждений коленного сустава она занимает первое место.

Повышенные нагрузки, чрезмерное разгибание сустава из согнутого положения, а также различные микротравмы, - все это может привести к разрыву мениска. В остром периоде повреждения менисков больной чувствует резкую боль, ведь в суставе идет воспалительный процесс.

Кроме того, движения в суставе сильно ограничено, особенно на разгибание. Через 2-3 недели реактивные состояния в суставе стихают, и можно выявить характерные симптому повреждения мениска. В большинстве своем они основаны на снятии болевых проб при определенных движениях. Помимо этого, иногда при отрыве участка мениска можно услышать характерный щелчок при движении.

В остром периоде в качестве лечения применяется консервативный метод - устраняется блокада сустава, и применяются обезболивающие и противовоспалительные препараты. При повторных травмах мениска в качестве лечения назначается операция, которая заключается в удалении части или всех менисков.

Разрывы, происходящие в краевой части мениска лучше поддаются лечению, так как в этой области имеется хорошее кровоснабжение. А вот при повреждении внутренней части самостоятельно не заживают. Вот в этом случае как раз и может потребоваться полное или частичное удаление мениска. Но не стоит забывать, что полное удаление менисков неизбежно ведет к артриту.


Постоянные характерные скручивания, неправильная изначальная подготовка, удары от столкновений с соперниками, чрезмерные нагрузки, - все это ведет к различным болезням спины.

Одно из самых распространенных их низ - спондилолистез, дефект части позвонка, причиной которого является соскальзывание одного позвонка с другого. Наиболее частые симптомы - это боль в спине и боль в ноге.

Кроме того, иногда встречается такая форма заболевания, как истмический спондилолистез, когда тело одного позвонка соскальзывает с другого в виду перелома межсуставной части. Это очень тонкая пластинка с плохим кровоснабжением, которая часто подвергается перелому. Но ее перелом далеко не всегда и не у всех вызывает боль и другие дискомфортные ощущения. Но танцоры - народ внимательный. Особенно такому соскальзыванию позвонков подвержены подростки.

К счастью, в большинстве случаев соскальзывание не составляет свыше 50% и легко поддается лечению. Для лечения используют противовоспалительные препараты, физиотерапия, эпидральные инъекции (стероидный препарат вводится в область, окружающую спиной мозг) и мануальная терапия.

Только будьте аккуратны с проведением мануальной терапии самому себе: так часто можно увидеть танцора, который сам себе вставляет позвонки. Лучше лишний раз сходить к врачу и уделить особое внимание закачке и растяжению мышц спины, ведь если однажды злополучный позвонок соскользнет больше обычного - потребуется хирургическое вмешательство, а за ним - тяжелый период восстановления.

Самый важный совет

Танцоры, а также их родители! В погоне за ошеломляющими результатами не рискуйте собственным здоровьем и здоровьем своих детей! Ведь партнеры, чаще всего, приходят и уходят, а оно с нами навсегда, независимо от занятого места. Выбирайте квалифицированного педагога, который всегда объяснит, как правильно исполнить движение и не навредить организму.

И, самое главное, не забывайте, что ни одно прочтение статьи не заменит визита к врачу. Не стесняйтесь к нему обращаться. Будьте здоровы!

Читайте также: