Достоинство личности в медицине. Принципы нравственности, честности

Обновлено: 26.04.2024

Статья посвящена изучению христианства как нравственной основы медицины.

Ключевые слова

Статья

Христианство как нравственная основа медицины

Научный руководитель: Павлова Д.А.

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Ключевые слова: христианская философия, религия, нравственность, медицина.

Аннотация. Медицина на протяжении всего своего существования была тесно связана с религией, в том числе с христианством. В христианстве присутствует та духовная составляющая, которая помогает воспитывать нравственность, а также этические нормы в обществе. В связи с этим изучение христианства в качестве нравственной основы медицины в процессе её развития является актуальным.

Для того, чтобы оценить влияние христианства на развитие медицины с точки зрения нравственной составляющей, необходимо сначала изучить понятие «нравственность». Под данным термином рассматривается личностная характеристика, которая объединяет такие качества и свойства, как доброта, честность, правдивость, справедливость, дисциплинированность, регулирующие индивидуальное поведение человека. Также нравственность можно рассматривать как систему правил поведения личности, в основе которой находятся ценности, имеющие особую значимость для человека. Нравственность составляет духовно-нравственный аспект медицины. Основным законодателем формирования нравственных основ в медицине стал Гиппократ. Все ключевые положения были заложены в знаменитой Клятве, они актуальны и в настоящее время. Помимо того, что в данной речи были закреплены нормы поведения будущего врача, здесь также была сделана попытка внедрения трансцендентной ответственности. Сущность такой ответственности заключалась в том, что за свои действия врач не только отвечает перед своей совестью, но и перед высшими силами. Реализация такой идеи в полной мере была отражена в христианской религии, где Бог, как центральная фигура, будет являться той высшей силой, которой каждый должен будет отдавать отчет о содеянном. Христианство является основой для духовности, оно способствовало развитию нравственности в различных эпохах человеческого существования.

Изучим отношения медицины и христианства с исторической точки зрения. Медики в период античности полагали, что медицинская помощь не должна оказываться тем людям, которые уже находятся на грани смерти. Считалось, что в случае оказания такой помощи боги будут оскорблены. Уже в период поздней античности с утверждением христианства забота о больных становится целью церкви. Василием Великим в окрестностях Кесарии Каппадокийской был создан городок для больных, или же обитель милосердия, как это место люди называли Василиадой в честь его основателя. Позже в Константинополе было принято решение о строительстве лечебниц за счёт церковных пожертвований. В V в. уставом св. Бенедикта монахам было поручено в обязанность оказывать уход за больными, их лечение. При монастырях были созданы госпитали и приюты. В IV веке св. Фабиола открыла хоспис для паломников, после чего монашеские общины старались приложить множество усилий к выполнению заповеди «Так, как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40). Было важно уделить внимание нуждающимся, одеть нагого, накормить алчущего, посетить больного. Данная заповедь является определяющей в благотворительности. В период Средневековья развитие медицины было тесно связано с христианской культурой. Так как христианство является религией, необходимо рассмотреть соотношение философии и христианства того времени. Средневековое мировоззрение выступало в качестве отдельного периода развития европейской философии, где на первый план выдвигалась религиозная составляющая. Этот период человеческой истории характеризовался активной разработкой религиозных концепций, что стало причиной становления патристики, как первого этапа формирования христианского учения. В это время формируются основные догматы христианства. Философия, как способ интеллектуального познания мира, утрачивает свою значимость. Но для создания окончательного набора доктрин, христианское учение обращалось к философии античности, а именно к философии Платона. Он утверждал, что душа вечна, что существует приоритет идеального над материальным, был уверен в существовании Бога. Однако нельзя утверждать о копировании христианским богословием платонических концепций и о том, что патристика была основа на традициях философии античности, так как между ними есть различия. В этот период католическая церковь становится властным институтом, который контролировал все сферы деятельности граждан. Создание законов сводилось к содержанию Библии, духовным ценностям, содержащихся в ней. Всё это в совокупности ослабило развитие философии и науки. К ХI веку возобновляется интерес к философии в следствие развития теологии. Спустя несколько веков богословие и философия становятся независимыми областями деятельности человека. Рассмотрим взаимосвязь христианской философии и медицины. В тексте Библии были отражены различного рода гигиенические правила, отмечается присутствие заметок об эпидемиях и болезнях, составлены рекомендации по сохранению и улучшению здоровья, также в Библии было описано, как необходимо проводить профилактику тех или иных заболеваний, рекомендации к соблюдению диеты: «Сын мой! в продолжение жизни испытывай твою душу и наблюдай, что для нее вредно, и не давай ей того; ибо не все полезно для всех, и не всякая душа ко всему расположена. Не пресыщайся всякою сластью и не бросайся на разные снеди, ибо от многоядения бывает болезнь, и пресыщение доводит до холеры; от пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни» [8]. При этом врач зачастую был наравне с Богом.

В культуре христианства было сформировано представление о том, что болезнь являлась наказанием Бога, либо же испытанием для человека. Религия во многом оказала влияние как явное и неявно на становление медицины. В этот период были введены принципиально новые термины, которые применяются и по сей день. Так был введен термин «плацебо», ранее означающий, что оздоровление пациента напрямую зависит от веры самого больного [11]. Был также введен термин «карантин» в честь 40 дней пребывания Христа в пустыне [12].

В период средневековья люди шли в церковь не только за утешением и верой, но и за исцелением. Именно монастыри в те времена выступали центрами по лечению различного рода болезней, хворей. В монастырях копили книги, на основе которых формировались знания, касающиеся медицины. Монахи выращивали лечебные травы, растения. Изначально церкви были богадельнями или ночлежками, где путешественники, паломники, а также странники совершали свой поход в Святую Землю. Цель таких заведений было помочь посетителю восстановить свои цели, а также помочь лечением в случае болезни, было важно окружить больного вниманием и заботой. Современные принципы работы подобных заведений основываются именно на началах, которые были заложены в период Средневековья.

С момента принятия христианства в Древней Руси уделялось особое внимание людям с различными отклонениями состояния здоровья, осуществлялась помощь немощным, детям-сиротам. Такой вид помощи был связан с монастырско-церковной деятельностью. Монастырская медицина помимо оказания медицинской помощи утверждала идеалы христианской морали относительно помощи. Так, подвижнический долг монахов состоял в заботе о больных. В летописях нередко можно встретить такие термины, как «лечец». Киево-Печерский патерик, являясь одним из самых известных произведений древнерусской литературы, описывает личностные качества, необходимые для врача, также описано должное отношение к больным: «Лечец должен был быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования; ради больного выполнять самые черные работы, быть терпимым и сердечным по отношению к нему; делать все, что в его силах для излечения больного и не заботиться о личном обогащении и профессиональном тщеславии» [9]. Церковь активно способствовала открытию множества столовых и больниц для бедного населения. Именно христианство наполнило ценностями, нормами нравственности и морали медицинскую науку. После нашествия монгольского ига помощь нуждающимся ограничивалась народным врачеванием. Православная нравственность, как существенная составляющая духовного подвига, выражается в исполнении заповедей Божьих. Источниками Нравственного Богословия являются: Св. Писание, Св. Предание, учение Церкви, основанное тысячелетнем соборном религиозном опыте святых Отцов Церкви, нравственных образцах святых подвижников. Высшим нравственным образцом является личность Иисуса Христа. Вся жизнь Христа прошла в благодеяниях, и тем установила закон общения людей друг с другом. Каждый каждому может и должен благотворить. «Бедность или неимение средств не служит отговоркой для нежелающего благотворить — говорил св. прав. о. Иоанн Кронштадтский, — вместо великого дара, принесем усердие. Ничего не имеешь? Утешь слезою. Великое врачевство злополучному, когда кто от души пожалеет о нем; несчастье много облегчается искренним соболезнованием» [10].

Согласно христианским учениям, выделяются три элемента человеческого существа. К ним относятся тело, душа и дух. Соответственно, выделяют три вида болезней: телесные, душевные и духовные. В христианстве существование личности человека возможно лишь при объединении данных трёх составляющих, должно присутствовать взаимоотношение между ними. К телесным болезням можно отнести те, которые являются причиной нарушения нормальной работы органов. Душевные же заболевания подразумевают изменения психологического состояния человека, такие изменения, как правило, не соответствуют общепринятым границам мышления и поведения индивида.

В современном обществе нравственность теряет главенствующее положение, отходя на второстепенный план. Основная цель существования человека сводится к получению выгоды, повышению уровня своего благополучия. Забота о ближнем, помощь нуждающемуся считается не столь важной потребностью.

Наличие таких проблем в обществе ведёт к принятию медициной данных постулатов, что негативно сказывается на здоровье людей, их качестве жизни. Помимо этого, сама государственная политика приводит к потере нравственности, причиной тому является снижение финансирования медицины, закрытие медицинских учреждений, неэффективное реформирование системы обучения медицинских работников. Всё это в совокупности привело к тому, что снизилась престижность профессии медика, а оставшийся медицинский персонал вынужден постоянно перерабатывать, что негативно сказывается как на отношении работников к пациентам, так их моральных и нравственных качествах, приводя порой к достаточно серьезным последствиям, что также негативно сказывается на престиже профессии медицинского работника.

Сегодня нравственность является одним из залогов предоставления качественных медицинских услуг, поскольку это позволяет пациенту получить необходимое внимание и заботу, а значит повысить шансы на выздоровление в будущем, позволяет быть уверенным, что ему окажут должную помощь.

Так, тема христианской философии как нравственной основы медицины находит отражение в текстах Священного писания, наследии отцов церкви, которые считали врачевание особой миссией, что находит отражение в тексте Ветхого завета, высказываниях апостолов, евангелистов. Святитель Фоефан Затворник говорил: «Докторов Бог дал, и к ним обращаться Божия есть воля» [13].

Выводы. Под нравственностью понимают систему норм поведения человека, сформированную обществом, где каждый его гражданин должен соблюдать эти нормы. Нравственность составляет духовно-нравственный аспект медицины. Христианская философия оказала значительное влияние на становление и развитие медицины как в России, так и в Европе, являясь для неё духовной составляющей, нравственным базисом. Христианская философия особое внимание уделяет любви к ближнему, а потому забота о нём является частью смысла жизни человека. В основе медицины лежит одна из главных ценностей данной религии - спасение жизни человека. Можно утверждать, что религия есть образ жизни. Медицина и религия стоят у истоков жизни. Именно христианство наполнило ценностями, нормами нравственности и морали медицинскую науку.

Честь и достоинство как категории профессиональной этики

Категории «честь» и «достоинство» отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в понятиях «достоинство» и «честь». Близкие по значению, они, между тем, имеют важные смысловые различия.

Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности. Достоинство же - это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом, во-вторых, достоинство человека должно получить общественное признание. Таким образом, механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному признанию.

Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ему локально, оценке здесь подлежат качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса, нации, сословия, коллектива). Поэтому обычно речь ведется о воинской, женской, профессиональной и т.п. чести, то есть о каких-то специализированных нравственных качествах, присущих представителям данной среды. Понятие достоинства более универсально. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Ведь независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в общественной оценке его личности. Итак, честь - это оценка с позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство - это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения.

Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него.

Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали весьма неоднозначно. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, честь семьи). В этом случае задача личности «не уронить», «не замарать» эту полученную в наследство ценность. Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью. В других концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение своей самости и присуще ему от рождения, а честь, напротив добывается в ходе жизни путем совершения проступков, вызывающих одобрение социума.

Понятия чести и достоинства развивались в единстве и параллельно друг другу, между ними определенно существуют различия, которые, возможно, и представляют наибольший интерес для этического анализа. Действительно, честь и достоинство - категории комплементарные, то есть они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Именно поэтому они одновременно и едины, и отличаются друг от друга. Так, если честь - это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство - объективная ценность личности, которая может быть и не связана с ее признанием или осознанием. Иными словами, честь - это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения, потому что он человек (человеческое достоинство). Таким образом, понятие чести связано с социальным статусом личности, ее соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым группе, к которой человек принадлежит, в то время как понятие достоинства безразлично к ним.

Моральная ценность личности, выражаемая в понятии «честь», связана с конкретным общественным положением человека, с родом его деятельности и выполняемыми им социальными ролями. Содержание понятия «честь» раскрывается в требованиях к поведению, образу жизни и поступкам человека, которые предъявляет общественная мораль к человеку как члену определенной группы, как носителю общественных функций. Отсюда совокупность конкретных требований к поведению мужчины, женщины, врача, мужская честь, женская, профессиональная.

Исторически понятие чести возникло в моральном сознании общества в виде представлений о родовой и сословной чести, в виде совокупных требований, предписывающих определенный образ жизни, образ действий. Нарушение, отступление от предписываемого общественной моралью образа жизни оценивалось резко отрицательно, вызывало чувство стыда и позора и поэтому осмысливалось как недостойное поведение, особенно ярко сознание чести проявилось в морали феодального общества, которое отличалось жесткой сословной структурой и подробнейшей регламентацией образа жизни каждой социальной группы. Достоинство человека в этой морали, в том числе и чувство собственного достоинства, определялось тем, насколько строго человек соблюдал эти сословные нормы морали.

Высшие моральные ценности в медицине

Нравственными основаниями врачевания являются общечеловеческие моральные ценности, принципы и нормы. К высшим моральным ценностям, которые задают предельно общие ориентиры медицинской профессии можно отнести - добро, сострадание, милосердие, свободу, долг, совесть, справедливость и др. В контексте биоэтического знания особое значение приобретает жизнь как ценность и цель врачевания.

Добро и зло являются центральными категориями этического знания. Они выступают критериями разграничения нравственного и безнравственного в любой деятельности человека, в том числе в медицине. В понятии добра отражаются наиболее обобщенные и устойчивые представления о благе и поступках человека, которые предполагают духовное возвышение и нравственное совершенство. В медицине в самом общем виде добро направляет врача на сохранение жизни и здоровья человека. Будучи высшей ценностью и нравственным ориентиром, добро абсолютно и едино. В реальной же жизни добро реализуется в многообразии поступков и явлений и проявляется через борьбу со злом и пороком.

В современной медицинской практике часто встречаются ситуации морального выбора между добром и злом, «меньшим» и «большим» злом. Осуществление морального выбора невозможно вне нравственной свободы - способности человека к самоопределению, автономии и волеизъявлению. В медицине нравственная свобода врача дает ему возможность предпринимать решительные действия, направленные на помощь больному, открывать и применять новые знания и методы в медицине, давать своим действиям нравственную оценку и т.д. Реализация свободы тесно связана с моральной ответственностью, т. е. способностью личности отвечать за совершенные поступки и действия.

Врач, как правило, имеет дело с пациентом, который в силу своего состояния испытывает физические или душевные страдания. Поэтому особое значение в медицинской профессии приобретают ценности сострадания и милосердия, которые предполагают сочувствие, сопереживание другому человеку, соединенные с желанием ему помочь, доброжелательность, заботу, любовь к ближнему. Им противоположны равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие.

Принципы биоэтики

В литературе по проблемам биоэтики предлагаются различные варианты систематизации универсальных принципов и норм биомедицинской этики. Наиболее широкое признание получила концепция, предложенная известными американскими специалистами Томом Бичампом и Джеймсом Чилдресом в работе «Принципы биомедицинской этики». Авторы выделяют следующие принципы:

Принцип «не навреди» (модель Гиппократа);

Принцип «делай добро» (модель Парацельса);

Принцип «соблюдения долга» (деонтологическая модель);

Принцип уважения прав и достоинств человека

Принципы «не навреди» и «делай добро» являются фундаментальными основаниями традиционной медицинской этики со времен Гиппократа, а принципы справедливости и уважения прав и достоинства личности становятся актуальными на современном этапе развития биомедицинской этики.

Принцип «не навреди» (Модель Гиппократа) в латинской формулировке выглядит как «Primum non nocere!», что означает «Прежде всего - не навреди!». Этот принцип восходит к этике Гиппократа и считается моральным основанием медицины. Принцип предполагает необходимость избегать вреда, который врач может нанести пациенту. Причинами вреда могут быть бездействие и неоказание помощи тому, кто в ней нуждается; небрежность и злой умысел; случайные ошибки и необдуманные или неквалифицированные действия врача. Врач также может нанести пациенту моральный вред, связанный с утаиванием информации и обманом пациента, разглашением врачебной тайны, грубым и невнимательным отношением и т. д. Безусловно, моральный долг врача - исключить из своей практики вред, вызванный этими причинами. Однако следует отметить, что любое медицинское вмешательство сопряжено с риском для пациента, и зачастую полностью избежать вреда невозможно. Поэтому, принимая решение о проведении лечебной, диагностической или профилактической процедуры, врач должен постоянно взвешивать выгоды и риски, связанные с конкретным вмешательством. Здесь важно, во-первых, чтобы причиняемый вред не превышал того блага, которое приобретается в результате медицинского вмешательства, и, во-вторых, чтобы при выбираемом варианте действий сам по себе этот вред был минимальным по сравнению со всеми другими возможными вариантами.

Принцип «делай добро» (модель Парацельса) требует активных действий, направленных на сохранение жизни и восстановление здоровья, облегчение боли и страдания пациента. В отличие от принципа «не навреди» эти действия предполагают не столько рациональные соображения, сколько такие чувства и эмоции, как сострадание и милосердие. При этом врач обязан заботиться не только о благе пациента, но и о благе общества (например, бороться с распространением эпидемий), а также о благе науки, без которой невозможен прогресс медицины. Трудности возникают, когда выявляются противоречия между этими видами блага. С позиции современной биомедицинской этики интерес науки не должен превалировать над интересами конкретной личности. Однако в исключительных случаях считается морально оправданным ограничение свобод отдельного человека во благо общества. «Модель Парацельса» - это такая форма взаимодействия медицинского работника с пациентом и его родственниками, в которой нравственные отношения между ними являются одним из главных элементов терапии. В модели Парацельса ведущее значение приобретает учет индивидуальных личностных особенностей пациента и установление доверительных отношений между врачом (и другими медицинскими работниками) и пациентом.

Принцип «соблюдения долга» (деонтологическая модель). Вошел в медицинскую этику вместе с учением о профессиональном долге медицинских работников. Согласно этому принципу, медработник должен строго выполнять предписанные медицинской этикой нормы и правила и в соответствии с ними свои профессиональные обязанности. Требования профессионального долга неукоснительны для исполнения. В соответствии с этим принципом для медицинского работника становится профессиональным долгом следование принципам «не навреди», «твори добро» и другим этическим принципам и нормам. Нарушение требований профессионального долга влечет за собой те или иные меры наказания (моральные, административные, правовые).

Принцип справедливости на уровне отношений врач-пациент предполагает оказание помощи больному вне зависимости от его пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, социального и материального положения, политических убеждений и вероисповедания, личных предпочтений врача; на уровне системы здравоохранения в целом - равный доступ всех групп населения к получению биомедицинских услуг и благ, доступность фармакологических средств, защиту наиболее уязвимых слоев населения. При распределении дефицитных ресурсов здравоохранения приходится обращаться к тем или иным критериям справедливости - равенства, учета индивидуальных потребностей или заслуг и др. Безусловно, ни один из них не может считаться абсолютным и часто для распределения ограниченных медицинских ресурсов используется несколько критериев.

Принцип уважения прав и достоинства личности основан на признании человека как безусловной ценности и предполагает свободный выбор личности в отношении своей жизни и здоровья (выбор лечебного учреждения, лечащего врача, согласие или отказ от лечения и т. д.). При этом выбор, который делает пациент, как бы он ни расходился с позицией врача, должен определять дальнейшие действия последнего. Этот принцип является в биоэтике ведущим, так как позволяет в наибольшей степени реализовать права пациента в отношении своей жизни и здоровья.

Кроме обозначенных принципов можно также отметить:

принцип уважения человеческого достоинства, предполагающий признание самоценности каждой личности, в том числе людей, которые в силу своего физического или психического состояния не обладают возможностью выразить свою волю;

принцип целостности, акцентирующий внимание на физической и психической тождественности личности самой себе и запрещающий манипуляцию или разрушение этого тождества;

принцип уязвимости, характеризующий хрупкость и конечность каждой жизни, а также требующий особой защиты и внимания по отношению к отдельным группам населения (бедным, малограмотным, детям, инвалидам).

В октябре 2005 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Всеобщую декларацию о биоэтике и правах человека. Декларация затрагивает этические вопросы, касающиеся медицины, наук о жизни и связанных с ними технологий, и утверждает 15 принципов, обеспечивающих в этих сферах деятельности уважение человеческого достоинства, прав человека и его основных свобод.

НРАВСТВЕННЫЙ ПОИСК В МЕДИЦИНЕ

Вигель Н. Л., Шаповал Г. Н.

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА МЕДИКОМ

Главная и основная задача медицинского работника- компетентное и нравственное выполнение им своих прямых профессиональных обязанностей, предусмотренных принципами этико-правового регулирования медицинского деяния. Это, прежде всего, оказание высококвалифицированной медицинской помощи населению, охрана здоровья всех людей, но особенно материнства и детства. Это пропаганда здорового образа жизни, гигиенические и санитарно-профилактические мероприятия. В связи с этим принятие им компетентного решения по всем вопросам, несущим в себе нравственный смысл, зависит успех лечения и упреждения заболеваний. Поэтому рост нравственного сознания у ученых, врачей связан с усвоением ими биоэтических парадигм и осознанием личной ответственности за всё то, что свершается впервые или в результате их инновационной деятельности. К числу таких нравственных акций относятся:

- установление критериев наступления фактической смерти человека;

  • - отношение к эвтаназии, ставшей актуальной в результате достижений науки и медицины по продлению активной жизни человека и освобождению его от жестоких предсмертных страданий;
  • - трансплантация органов и тканей человека и связанные с ними морально-правовые вопросы реанимирования;
  • - прерывание беременности, а также искусственное оплодотворение, установление критериев нормы и патологии человеческого зародыша;
  • - возможность клонирования человека;
  • - медико-биологические исследования, проводимые на человеке.

Все эти и ряд других действий учёного или медика свидетельствуют о весьма непростом выборе своей профессии вообще и повседневном морально- нравственном выборе тех или иных профессиональных решений, касающихся жизни, здоровья и смерти людей. Так, строгий нравственный выбор профессии и организации своей жизненной судьбы медицинского работника убедительно показан в романе Ю. Германа «Дорогой мой человек». Главный герой романа доктор Устименко, который не ищет простых решений в профессиональной работе медика, осознано сделал свой жизненный выбор врача в искреннем и бескорыстном служении людям. Для этого он пожертвовал выгодной карьерой, даже расстался с любимой женщиной. Всю свою жизнь и деятельность как врач он подчинил служению страдающим людям. Герой романа не терпел никакого лицемерия, пошлости и особенно профессионального цинизма. Этот пример предстает яркой иллюстрацией героического и высоконравственного труда медиков, которые фактически разделяют судьбу свою с судьбой своих пациентов.

Сегодня эта проблема многократно усложнилась. Нравственный выбор медиков сопрягается с нравственным выбором их пациентов. Можно сказать, что современные люди переживают кризис адаптации, которая в наибольшей степени становится зависимой не только от глубоких внешних изменений в природе и обществе, но и не в меньшей степени от их нравственных качеств. Это некая способность опираться на жизненный опыт, учиться на своих и особенно на чужих ошибках. Ведь всякие изменения в жизни побуждают человеческий разум и волю к поиску путей личного выживания. Поэтому во времена крутых перемен люди чувствуют себя неуверенно и нуждаются в физической, психологической и моральной помощи. Особенно это касается тяжелобольных людей. В таких случаях им необходима поддержка медика, который в силу профессионального образования проявляет по отношению к пациенту и философскую мудрость, и тонкий нравственный подход.

Не секрет, что люди всегда стремятся найти понимание с теми, в ком они особенно нуждаются. Что касается пациентов, то они, как правило, ищут людей, которые способны понять их, постичь причины заболевания, и могут лечить, консультируясь с ними самими. И, действительно, совместно с врачами, которые буквально окружают их своим вниманием, пациенты преодолевают барьер тяжелого переживания недуг и более успешно лечатся. А чтобы это взаимное общение было эффективным, необходимо врачам учиться «читать» по внешним проявлениям моральное состояние пациентов. Ведь все болезненные симптомы в поведении пациента связаны с его адаптивными функциями и необычным проявлением при общении, что и следует рассматривать с точки зрения нравственности при лечении больного. Поэтому, общаясь с пациентом, следует корректно сообщать ему только правду о ходе лечения, но не всю.

Кстати, как уверяют учёные, медицинские работники и особенно среди них лечащие врачи, обладающие неким врождённым нравственным качеством быть всегда нужным страдающим людям. Их нравственное кредо: нельзя быть подлым, бесчеловечным, попирать права других. Они призваны всем своим поведением внедрять в сознание своих пациентов надежду на выздоровление. При этом надо самим постоянно учиться, много трудиться, сохранять честь и достоинство медицинского работника. Конечно, в жизни и в работе медиков могут быть и достижения, и серьёзные промахи. Помимо врачебных ошибок, могут возникать и сугубо нравственные просчёты. Они могут проявляться на любом этапе лечебного процесса: и при обследовании больного, и при личном диагностировании, составлении плана действий, при практической реализации плана действий и оценке лечебных результатов.

Но главное в деятельности врачей - установление ими доверительных связей с пациентом с точки зрения нравственности фактически на всех этапах осуществления врачебных действий. Исходным моментом определения общего состояния здоровья пациентов, как правило, служит предельно искренний и доверительный разговор. Пациенты обычно сами всё рассказывают о себе. Это может быть сделано ими словами, взглядом, невербальными поведенческими особенностями. Для этого врачам и надо внимательно наблюдать за пациентами. Надо знать, на что следует в первую очередь обращать внимание, чтобы более точно определить признаки, свидетельствующие о том, какие же органы и какая часть нервной системы пациента остро задействованы в настоящий момент.

В межличностном общении врачей и пациентов исключительную роль играет их социально-культурный престиж (франц. prestige - уважение, влияние) в обществе как некая привлекательность и значимость. Он формируется в результате компетентной деятельности как медиков и их высоконравственного поведения в обществе. На становлении и укреплении престижа медицинских работников сказывается их положение в трудовом коллективе, статус профессии в обществе. Многое в престиже врача зависит от личных психических качеств (инициативность, интеллектуализм, нравственность и т. д.) и физических данных (красота, сила). В социально-культурном престиже врача отражается отношение к нему как со стороны других врачей, медицинских сотрудников, так и пациентов. А от этого зависит многое в деле организации лечения больного, но особенно в становлении его личной уверенности на успех в излечении и последующей работоспособности.

В связи с этим престиж медицинских работников тесно переплетается с их уважением, авторитетом (лат. auctoritas - власть, образец), что повышает их влияние на врачей, коллег и особенно пациентов. Авторитет врача воздействует на пациента как власть, которой он не в силах не подчиниться. Авторитет медиков - это результат нравственных межличностных отношений, когда человек смотрит на другого человека или духовное явление как на нечто высшее по отношению к себе, вызывающее особое доверие и даже почитание. Поэтому авторитет медицинских работников обладает как бы сакральной силой, которая многими пациентами воспринимается как некая духовная сила, поддерживающая их в излечении. В связи с этим все медицинские работники должны помнить об этом и повышать свой авторитет в глазах не только своих пациентов, но и широкой общественности. При этом многие пациенты обычно и даже не замечают роли и значения таких анонимных авторитетов, как общественное мнение, здравый смысл, национальная ментальность и т. д.

Авторитет медиков в современном здравоохранении предполагает их уважение людьми, достоинство, значимость всех работников медицины в их уникальной социально-культурной деятельности. Он имеет безоговорочное значение и влияние как харизматического медицинского работника, прежде всего врача на поведение пациентов, их родственников и друзей, обретённое в результате творчески- созидательного труда при восстановлении здоровья. В истории философской мысли авторитет широко использовался как этическое понятие, указывающее на всеобщее признанное влияние какого-либо лица или учения на жизнь других людей. Авторитет медиков, как правило, основывается на высоком интеллекте, нравственном достоинстве, личном жизненном опыте и закрепляется в традициях, морально-правовых культурных доминантах. Авторитет медиков предполагает уважение к личности, её достоинству, чести, значимости в любой области их жизни и деятельности. В медицинский сфере авторитет, как одна из форм осуществления моральной власти над пациентами, помогает им самим бороться со страхом перед смертью. Ведь всем людям хочется достойно по-человечески жить, а при наступлении смерти - достойно уйти из жизни.

Этические принципы сестринского дела

Четыре универсальных этических принципа включают в себя: милосердие, автономию, справедливость и полноту медицинской помощи. Прежде чем приступать к обсуждению применения принципов на практике, дадим краткую характеристику каждому из них.

Принцип автономии требует уважения к личности каждого пациента и его решениям. Каждый человек может рассматриваться только как цель, но не как средство ее достижения. С принципом автономии связаны такие аспекты оказания медицинской помощи, как конфиденциальность, уважение к культуре, религии, политическим и иным убеждениям пациента, информированное согласие на медицинское вмешательство и совместное планирование и осуществление плана ухода, а также самостоятельное принятие пациентом решений, либо принятие решений законным представителем данного пациента.

Принцип справедливости/не причинения вреда требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне зависимости от их статуса, положения, профессии или оных внешних обстоятельств. Этот принцип также определяет, что какую бы помощь не оказывал медицинский работник пациенту, его действия не должны нанести вреда ни самому пациенту, ни другим лицам. Сталкиваясь с ситуацией конфликта между пациентом и его близкими или другими медицинскими работниками, руководствуясь данным принципом, мы должны быть на стороне пациента.

Принцип полноты оказания медицинской помощи подразумевает профессиональное оказание медицинской помощи и профессиональное отношение к пациенту, применение всего имеющегося арсенала здравоохранения для проведения качественной диагностики и лечения, реализации профилактических мер и оказания паллиативной помощи. Данный принцип требует абсолютного соблюдения всех норм законодательства, связанных со здравоохранением, а также всех положений этического кодекса.

Основным этическим принципом сестринского дела является уважение к жизни, достоинству и правам пациента.

Этические обязанности медицинской сестры в процессе работы с пациентом — это определенный круг действий, безусловных для выполнения (например, уважать пациента и его право на самоопределение, т.е. выявление своей воли в отношении чего-либо; не причинять вреда; держать слово; сотрудничать с пациентом).

Пациент — это человек, который нуждается в сестринском (медицинском) уходе и получает его. В системе взаимоотношений «медицинский работник — пациент» им обоим принадлежит одинаково важная роль. Пациенты могут быть разного пола, возраста, национальности, специальности, социального статуса, состояния здоровья. Однако все они имеют право на то, чтобы медицинская сестра видела в них личность, заслуживающую уважения, внимания, сострадания. Особое внимание приобретает значение самоопределения (самостоятельности, автономности) пациента в лечебном процессе, защищенного посредством согласия на лечение, которое он дает после того, как получит информацию о состоянии своего здоровья.

Сотрудничество с пациентом означает совместную работу над решением проблем с его здоровьем. Взаимоотношения медицинских работников и пациентов должны быть партнерскими. В современной медицине надежность партнера зачастую определяет успех лечения, операции, диагностической или профилактической процедуры. Медицинские сестры не только участвуют в лечении, но и вносят в него очень важную часть, долю труда, без которой не может обойтись ни хирург, ни терапевт. В процессе таких взаимоотношений формируется коллектив (команда) — объединение людей, связанных постоянной совместной работой или деятельностью.

Медицинский коллектив — это больница и поликлиника, отделение и лаборатория, курс медицинского института и колледжа, бригада скорой помощи и эпидемиологический отряд. Коллектив может состоять из отдельных и совсем не одинаковых по возрасту, психологии, культуре, знаниям, опыту личностей. Эффективность труда медицинских работников повышается при правильно налаженном на основании сотрудничества лечении пациента.

Медицинская сестра должна стремиться быть профессионально грамотным, компетентным, независимым специалистом, обладающим необходимыми для данной работы личностными характеристиками, а также здоровьем. Чтобы осуществлять свои профессиональные обязанности, медицинскому персоналу очень важно поддерживать свое физическое и психическое здоровье, т.е. динамическую гармонию личности с окружающей средой, достигнутую посредством адаптации.

Этический принцип приносить добро другому, действие, направленное на благо другого человека или общности, называется благодеянием. Это не только доброжелательность, бескорыстие, щедрость, но и понимание другого человека, сострадание к нему, соучастие в его судьбе.

Философия, которая рассматривает человека как наивысшую ценность и поощряет его творческое и моральное развитие сознательным разумным путем, называется гуманизмом. Идея гуманности формируется уже в середине 1-го тысячелетия до н.э., встречается в Библии, у Гомера, в древнеиндийских, древнекитайских, древнегреческих философских источниках VI — IV вв. до н.э. Идея гуманности заложена уже в знаменитом «золотом правиле нравственности»: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Неотъемлемым качеством медицинской сестры в работе с любым пациентом является забота. Формы проявления заботы зависят от самой сестры, больного и ситуации, в которой проводится деятельность по уходу за больным.

Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе формирует в человеке достоинство. Осознание собственного достоинства наряду с совестью и честью является одним из способов понимания человеком ответственности перед собой как личностью. Совесть, в свою очередь, является внутренним контрольным механизмом, показывающим, в какой мере личность сохраняет верность своим нравственным убеждениям и в какой мере сами нравственные убеждения соответствуют принятым общественным образцам.

Если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении, то понятие «честь», наоборот, дифференцированно оценивает людей, что находит отражение в их репутации. Честь требует от человека поддерживать (оправдывать) ту репутацию, которой обладает он сам или коллектив, к которому он принадлежит. Репутация - это сложившееся у окружающих мнение о нравственном облике того или иного человека (коллектива), основанное на его предшествующем поведении и выражающееся в признании его заслуг, авторитета, в том, что от него ожидают в дальнейшем, какая мера ответственности на него возлагается и как оцениваются его поступки.

Читайте также: