Диагностика в психотерапии - схема, задачи

Обновлено: 18.05.2024

Автор: Дмитрий Викторович Ковпак, доцент кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Северо-Западного Государственного Медицинского Университета им. И. И. Мечникова, президент Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии, вице-президент Российской Психотерапевтической Ассоциации, член Координационного Совета Санкт-Петербургского Психологического Общества, член Исполнительного Совета Международной Ассоциации Когнитивной Психотерапии (IACP board member), член Международного Консультативного Комитета Института Бека (Member of the Beck Institute International Advisory Committee).

Ключевые слова: когнитивно-поведенческая терапия, методы когнитивной терапии, когнитивная модель, протокол СМЭР

Существует масса полезных средств для измерения тяжести симптомов, часть которых широко используется в клинической практике. Из такого разнообразия порой сложно выбрать один, наиболее подходящий для решения конкретных задач. На данный момент опубликованы три очень полезных и полных обзора, где описаны эмпирически проверенные инструменты для работы со взрослыми клиентами, имеющими тревожные (Antony et al., 2001) и депрессивные расстройства (Nezu et al., 2000), а также сложности с выражением гнева (Ronan et al., 2014). Кроме того, есть подробный обзор (Antony & Barlow, 2010) подходов к оценке в процессе работы с другими психологическими проблемами. Исчерпывающий список психологических тестов для всех сфер, а также отсылки к актуальным исследования по теме можно найти в 19-м выпуске психодиагностического ежегодника (The Nineteenth Mental Measurements Yearbook; Carlson, Geisinger, & Jonson, 2014).

Ведущим диагностическим инструментарием КПТ является анализ, позволяющий выявить как внешние проявления, так внутренние процессы, способствующие формированию и развитию дисфункций, расстройств, дисскоммуникаций и конфликтов. КПТ опирается на теории научения и проясняет модели, построенные человеком на основании полученного им опыта. С точки зрения КПТ, человек обучается шаблонам обработки поступающей информации, ее интерпретации и предписаний, формируемых на их основе. Часть таких моделей становится в силу ряда разных причин дисфункциональными. К этим причинам относятся, например, специфические детско-родительские отношения. Ребёнок может не получать достаточного внимания, эмоциональной поддержки, проявлений любви и заботы. Ребенок во многом обучается подкреплением со стороны значимых взрослых. Эмоционально холодная мать (например, находящаяся в депрессии или страдающая расстройством личности) или ее отсутствие, может привести к дефицитам формирования навыков эффективной коммуникации, саморегуляции и социальных компетенций. Система убеждений человека может включать в себя ряд дисфункциональных схем, верований разного уровня, возникших в результате травматичного опыта и значимо влияющих на его восприятие, мышление и поведение. Реализация собственных потребностей от базовых до социальных у такого человека будет вызывать затруднения. Глубинные убеждения непринятия или беспомощности заставят его выстроить систему правил, редуты защит и компенсаторных стратегий, призванных защитить его от новой боли, разочарований и провалов. Но весь этот арсенал превращается в удушающий кокон, не защищающий, а отдаляющий человека от других и мира, надежно препятствующий реализации его потребности контакта.

Для первичного анализа данных, изучения и прояснения клиентам простых связей в когнитивной модели (в отличие от системы сложных связей, описанных в концептуализации) в нашей Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии уже более двадцати лет используется протокол СМЭР (Ковпак Д.В., 1999, © 2007, 2015). Задачи этого протокола - сбор данных, дескриптивно описанных феноменов активирующего события/тригерной ситуации (суммой первых и вторых сигналов по И. П. Павлову), когнитивной сферы (условно упрощенно обозначенной для клиентов/пациентов в качестве общей категории «Мысли» включающей вербальный и имагинативный (образный) компоненты. В протоколе в колонке «Мысли» используются описания как вербального, так и образно-символического мышления - картинок, образов, «клипов», фрагментов воспоминаний. Этот раздел характеризуется описанием вторых сигналов по И. П. Павлову и высших психологических функций по Л. С. Выготскому, с прояснением понятий знак/значение/означаемое в «рече-мыслительных» процессах, а разделы «Эмоции» и «Реакции (физиологии и поведения)» в качестве «последствий» по Эллису - эмоциональных, физиологических и поведенческих реакций. СМЭР - интегративный диагностический инструмент, опирающийся на формулу необихевиоризма S → O → R и ее авторское описание, данное А. Эллисом для облегчения коммуникации с клиентами - A → B → C. Это формат сбора линейных «простых» связей, описанных в психологии необихевиористами и в психотерапии школами Эллиса и Бека.

Диагностика в когнитивно-поведенческой терапии. Часть 1

Статья Д.В. Ковпака посвящена прояснению роли и функциям диагностики в методологии когнитивно-поведенческой терапии. В первой части статьи вашему внимаю предлагается схема развития многоаспектного социопсихологического взаимодействия, которая касается как предмета развития самой практической психотерапии, так и теорий, лежащих в основании практики.

В следующей части статьи будет подробно рассмотрена динамика взаимодействия в биопсихосоциальной модели, а также предствлена “Диаграмма Когнитивной модели” (Институт Бека).


Диагностика в когнитивно-поведенческой терапии

Источник: Сборник научных статей. VII международный съезд АКПП (CBTFORUM), СПб, Издательство СИНЭЛ, 2021 г.

Специалисты в области ментального здоровья являются свидетелями кризиса систем классификации/ диагностики психических расстройств, а также ребалансировки влияния биологически-центрированных моделей, применяемых к психическому здоровью и его курации.

Пересмотр классификации и диагностических моделей неизбежная необходимость. Мы не можем эффективно оперировать только механической суммой клинических феноменов, превращая их в безжизненные ярлыки формальных диагнозов, выхолащивающих сложные механизмы генеза и поддержания дисфункций и патологий психики и организма.

Текущие модели DSM и ICD концептуально критиковались многократно. И эта критика во многом имеет существенные основания. Современные классификации в большей степени создают удобство для использования организаторам здравоохранения и страховым компаниям, чем клиницистам и практикам. Они удобны для отчетов, но чаще создают иллюзию понимания расстройств, чем раскрытие их базовых механизмов для лечения причин, а не последствий, устранения патогенеза, а не симптомов. Мировое сообщество специалистов в области ментального здоровья наблюдает, что МКБ-11 (ICD - 11) вносит существенные изменения по сравнению с МКБ-10. Однако, в соответствии с общей стратегией большинство изменений направлено на гармонизацию МКБ-11 с DSM-5, чем на создание нового фундамента и принципов для классифицирования. Отмечая несовершенство обеих систем, неизбежное при отсутствии действительной нормо- и патопсихофизиологической основы, это тоже желательный шаг, поскольку диагностические метки в основном представляют собой попытку сформировать общий глобальный язык описания наблюдаемых клинических феноменов и их генеза, но, к сожалению, до сих пор очевидно недостаточный для практикующих специалистов.

Мы по-прежнему стоим перед рядом загадок — что из себя представляет сознание, как в точности функционируют ведущие психические процессы и как именно они соотносятся с нейроанатомическими структурами. Давнее выражение, что мы лечим пациента и личность, а не диагноз и болезнь призывает нас видеть за деревьями симптомов лес и ландшафты, как минимум, биопсихосоциальной модели описания их системы взаимосвязей. Человек — это открытая сложная система, включенная в суперсистемы микро- и макросоциума, биогеонооценоза. Эта система гораздо сложнее, чем ярлыки с разных сторон на нее наклеенные. Насколько широки взаимосвязи человека в его колоссальное по емкости нейрональной сети с 86 миллиардами нейронов и многими триллионами их связей (100 - 150 по разным подсчетам исследователей), настолько же широки на ее основе внутренние программные взаимосвязи (в результате научения не только простым условным рефлексам, но также речи и мышлению, знаково-символической системы или второй сигнальной системы по Ивану Павлову, как основы своего рода программного «софта», наполняющего еще большим содержательным многообразием биологический «хард» нейросети) и внешние социальные связи (от микросоциума — системы под названием «семья», до макросоциальных государственных, этно-культуральных, поло-гендерных, профессиональных, религиозно-конфессиональных, политических или иных ценностных систем со своими системами транслируемых кодов и программ).

Игнорирование этих факторов и взаимосвязей критично редуцирует медицинскую и психологическую помощь до уровня специалиста по отдельному органу, ткани или синдрому, рассматривающего его как независимо от мироздания существующую идеальную модель сферического коня в вакууме.

Для эффективной помощи ментальному здоровью человека, раскрытия черного ящика его как феномена (а также попутно «ящиков» Уотсона и Скиннера) необходимо включение в терапию клиента/пациента не в форме пассивного объекта для манипуляций и интервенций, а в статусе активного актора терапии и равноправного партнера во всех процессах, интегрируемых системным терапевтическим подходом. Только в ходе рабочего альянса и развития терапевтических отношений возможна системная работа над актуализацией потенциала человека и его масштабных внутренних и внешних ресурсов. Для формирования альянса и терапевтических отношений критически важны качества и навыки квалифицированных терапевтов. Навыки и компетенции психотерапевтов и психологов в построении эффективной коммуникации выходят далеко за рамки клинической модели. Они касаются так же и межличностных отношений, работы с семьей, группы и организациями. То, что А. Бек в 2014 году постарался сформулировать как Генеративную когнитивную модель (The Generic Cognitive Model) [1], методология которой помогает выйти далеко за рамки терапии и медицинской модели, формируя системный контекст новой междисциплинарной формы когнитивной модели.

Сигнальную функцию возможностей «точек входа» в систему несут в себе категории проблематики клиентов/пациентов, переводимые профессионалами из разрозненных «жалоб» к системной проблеме и осознанию «запроса» на решение системного кризиса. Проблемная ориентация КПТ проясняет направление терапевтического пути от симптомов и синдромов, конфликтов и кризисов, к системному анализу биоспихосоциальной модели человека и системным решениям, тропным к каузальным в ней взаимосвязям и решениям. Интрапсихические/психологические и интерпсихические/психологические конфликты не просто тесно связаны со спецификой мышления и поведения, они являются характерными отражениями специфики системы отношений. Эта система, как и весь человек представляет собой холистический феномен. И только мы, как наблюдатели, замечаем лишь пазлы его частей, а как исследователи дробим на составляющие несистемным анализом. Рассекая объект исследования на части, мы можем заглянуть внутрь этой «машины», но можем не увидеть процессы связующие ее элементы в некий «дух в машине» — псюхе, яркий пример эмерджентности, системного эффекта.

Конфликты обнажают принципы функционирования этого «духа» на пике противоречия, наглядно демонстрируя как они работают в реальной жизни (а не in vitro) и в живую. Опыты на препарированных мышах могут оказаться неудовлетворительной моделью и очевидно неполным аналогом. Карта не есть территория.

Данная статья является продолжением статьи «Практическая методология Когнитивно-Поведенческой Терапии» [6] и посвящена прояснению роли и функциям диагностики в методологии КПТ. Помня о том, что методология — это учение о методах, методиках, способах и средствах познания, логично сосредоточить на этом направлении исследования когнитивной (в том числе познавательной) психотерапии. Это позволит не только вывести на новый уровень научную обоснованность этого ведущего направления современной психотерапии, но и помочь практикующим специалистам более четко ориентироваться в поле своей деятельности, качественнее формировать «мишени» терапии, этапы, схемы и алгоритмы лечения [3,4]. Методология, по одному из определений [7], является дисциплиной об общих принципах и формах организации мышления и деятельности, что комплементарно целям и задачам когнитивно-поведенческой психотерапии.

Методологию следует рассматривать в двух основных направлениях: теоретическую, формируемую разделом философского знания гносеологией, и практическую, — ориентированную на решение практических проблем и целенаправленное преобразование. Теоретическая стремится к модели идеального знания, практическая же — это программа (алгоритм), набор приёмов и способов того, как качественнее достичь желаемой практической цели посредством знаний. Качество (успешность, эффективность) метода проверяется практикой, решением научно-практических задач — то есть, поиском принципов достижения цели, реализуемых в комплексе реальных дел и обстоятельств.

Мы хорошо знаем классическую схему психологии деятельности: цель - мотив - способ - результат. Вашему вниманию предлагается следующая схема развития многоаспектного социопсихологического взаимодействия. Эта схема касается как предмета развития самой практической психотерапии, так и теорий, лежащих в основании практики. В том числе и, в первую очередь, когнитивно-поведенческой психотерапии. Более того, подобная схема прослеживается и в динамике взаимодействия диады психотерапевт - пациент.

Схема 1. Динамика взаимодействия в биопсихосоциальной модели (Ковпак Д.В., 2003, 2015) [6]

Виды и методы психотерапии

Психотерапия - виды и методы

  • Арт-терапия
  • Клиент-центрированная психотерапия
  • Когнитивно-поведенческая терапия
  • Телесная терапия
  • Психоанализ
  • Десенсибилизация и переработка при помощи движения глаз
  • Танцевально-двигательная терапия
  • Семейная терапия
  • Гештальт-терапия
  • Гипноз
  • Юнгианский анализ
  • Психодрама

Если вы приняли решение посетить психотерапевта, то есть большая вероятность, что вскоре вы столкнетесь с разными видами и методами терапии и встанете перед выбором: какой из них предпочесть? Ведь методики ориентированы на разных людей, разные проблемы и имеют разные конечные задачи. Чтобы получить максимально возможный результат от психотерапии, стоит изучить ее виды.

Рассказываем все подробности о видах и методах психотерапии, чтобы помочь с непростым выбором как психологам, так и пациентам.

Для чего разбираться в видах психотерапии?

Психотерапия - виды и методы

Термин «психотерапия» подразумевает гигантское количество направлений, подходов и методов, начиная с индивидуальных бесед и заканчивая играми, танцами и тестами. Все методики помогают исследовать человеческие эмоции и найти маршрут к улучшению жизни.

Сегодня многие обращаются за помощью к специалистам или хотя бы задумываются о таком шаге. Однако, выбрать не так-то просто: кто-то из терапевтов работает с парами, а кто-то с семьями или группами людей, кто-то - с детьми и подростками, а кто-то со взрослыми, а самих направлений такое множество, что несложно запутаться. Знакомые могут порекомендовать хорошего врача, излечившего их от депрессии, но ведь ваша ситуация, скорее всего, абсолютно другая. Сами же специалисты чаще всего предлагают использовать лишь те методы, которые практикуют. И люди задаются логичным вопросом: а что конкретно поможет именно мне?

Основные виды и методы психотерапии

Арт-терапия

Психотерапия - виды и методы

Уникальная методика, основанная на лечении посредством разговорной терапии и творчества, суть которой заключается в гипотезе, что творчество - это внешнее выражение внутренних эмоций, грамотно считывать которые - и есть основная задача арт-терапевта.

  • метод не имеет противопоказаний и используется в работе как со взрослыми, так и с детьми;
  • индивидуальным пациентам, парам, семьям, группам, сообществам;
  • детям и взрослым с нарушениями речи;
  • клиентам, которые испытывают трудности с самовыражением;
  • людям, пережившим травму;
  • подверженным детским страхам и соматическим расстройствам;
  • пациентам, испытывающим проблемы в общении;
  • испытывающим трудности в учебе и образовании.

Театральные постановки, музыка, рисование, лепка, создание скульптур, любое другое искусство.

Клиент-центрированная психотерапия

Психотерапия - виды и методы

Один из самых популярных методов у современных психотерапевтов, в основе которого бытует утверждение о том, что пациент способен самостоятельно стать лучшей версией себя, выявить причины своих проблем и найти решение по их устранению.

  • людям, которые испытывают недостаток понимания, сочувствия, тепла;
  • стремящимся исследовать свои мысли;
  • подверженным неврозам, тревогам и депрессиям;
  • желающим разрешить социальные и семейные конфликты;
  • в решении проблем развития ребенка.

Терапевт путем доверительного диалога только сопровождает и направляет клиента, предлагает, на что обратить внимание.

Когнитивно-поведенческая терапия

Психотерапия - виды и методы

Терапевт и пациент вместе исследуют, при каких ситуациях автоматически возникают негативные мысли. При помощи методов смягчения жестких убеждений и специальных упражнений закрепляются новые навыки, и постепенно пациент учится жить с более гибкими взглядами.

Телесная терапия

Психотерапия - виды и методы

  • страдающим психосоматическими заболеваниями;
  • при депрессивных, стрессовых и тревожных состояниях;
  • для повышения уровня здоровья в целом;
  • людям, имеющим пагубные привычки;
  • подверженным паническим атакам.

Психоанализ

Психотерапия - виды и методы

Родоначальник этого популярного учения - Зигмунд Фрейд - положил в основу психоанализа задачу распознать бессознательные процессы пациента (посредством анализа слов, мыслей, снов и фантазий), обнаружить истинные внутренние проблемы и выстроить новые отношения с внешним миром.

  • желающим ответить на свои внутренние вопросы и выстроить позитивные отношения с окружающими;
  • при различных невротических состояниях;
  • людям с заниженной самооценкой.

Сеанс проходит так: пациент ложится на кушетку, старается максимально расслабиться и рассказывает вслух все, что приходит ему в голову. Основной метод психоанализа - свободные, гибкие ассоциации, дающие терапевту доступ к подсознанию пациента.

Десенсибилизация и переработка при помощи движения глаз

Психотерапия - виды и методы

Метод работы с травматическими и негативными воспоминаниями пациента.

  • неуверенным в себе людям;
  • при посттравматическом стрессовом расстройстве;
  • для избавления от последствий эмоциональной травмы;
  • пациентам с низкой самооценкой;
  • при навязчивых мыслях, обидах, чувстве вины.

Во время сеанса психотерапевт просит клиента вообразить прожитые негативные ситуации и одновременно водит пальцем или указкой перед лицом, запуская механизм переработки информации при помощи специфических движений глаз. После такого метода память о произошедших болезненных событиях сохраняется, но человек больше не воспринимает случившееся остро.

Танцевально-двигательная терапия

Психотерапия - виды и методы

Одна из самых динамичных и экспрессивных форм психотерапии, основанная на взаимосвязи тела и разума. Движение под музыку способствует самовыражению, улучшению эмоционального состояния и внешнего вида, формирует положительный образ себя самого, поэтому пациенты с удовольствием занимаются танцами. Психотерапевты включают танцевально-двигательную терапию в свои реабилитационные программы, потому как этот метод практически не имеет противопоказаний и подходит детям и взрослым.

  • людям любого пола и возраста, желающим улучшить самооценку, двигательные и координационные функции;
  • стремящимся проработать эмоциональные зажимы;
  • подверженным депрессиям;
  • страдающим эмоциональными расстройствами и нарушениями межличностного общения.

Семейная терапия

Психотерапия - виды и методы

  • семьям, желающим урегулировать детско-родительские и супружеские отношения;
  • семьям, имеющим проблемного непослушного ребенка;
  • любому члену семьи с невротическим или психосоматическим расстройством;
  • людям, тяжело переживающим утрату члена семьи.

Специалист беседует со всей семьей и с каждым ее членом в отдельности. В процессе консультаций используются тесты, рисунки, игры и домашние задания для создания новых взаимоотношений и поведения, которые устроят всех членов семьи.

Гештальт-терапия

Психотерапия - виды и методы

Метод психотерапии, основанный на убеждении, что люди стремятся к душевному и физическому здоровью, но шаблонные модели поведения создают для этого препятствия. Гештальт-терапия при помощи специальных упражнений помогает человеку проработать непрожитые чувства и незавершенные истории, учит жить «прямо сейчас», активизируя ответственность за свое поведение, тягу и способность к полноценной жизни. Гештальт-терапия - это эффективный подход в работе с детьми и подростками.

  • стремящимся к полноценной жизни;
  • при склонности к подавлению чувств и желаний;
  • людям, испытывающим сложности в общении;
  • при страхах, тревогах, апатии, плохом настроении;
  • желающим разобраться со своим прошлым;
  • пациентам, испытывающим сильное волнение в незнакомом обществе;
  • при неконтролируемой агрессии.

Индивидуальные или групповые консультации, в процессе которых осваиваются методики самостоятельного выбора поведения. На первой беседе психотерапевт и клиент(-ты) договариваются о желаемом результате и обсуждают способы его достижения, планируют продолжительность и количество встреч.

Гипноз

Психотерапия - виды и методы

Гипнотерапия вводит пациента в глубокое состояние расслабленности и измененного состояния, в котором бессознательный разум способен беспрепятственно воспринимать новые возможности, мысли и установки поведения.

  • при решении конкретной проблемы;
  • тем, кто хочет изменить поведение или отношение к острой ситуации;
  • для лечения болей;
  • при стрессах, беспокойстве и тревоге;
  • стремящимся избавиться от вредных привычек;
  • людям, желающим развиваться.

Психотерапевт во время беседы использует особый метафорический язык, чтобы затронуть бессознательное пациента.

Юнгианский анализ

Психотерапия - виды и методы

Аналитические тактики Юнга основаны на анализе архетипов личности и сновидений и способны расширить сознание пациента с целью выстроить новые ценности и достичь эмоциональной гармонии.

  • в достижении гармонии и целостности личности;
  • в решении семейных и межличностных проблем;
  • людям, переживающим кризисную ситуацию;
  • людям, стремящимся к позитивному восприятию окружающего мира;
  • маленьким детям для коррекции сильных и болезненных переживаний;
  • для купирования психологической боли и страданий;
  • при тревожных расстройствах, депрессиях и других невротических состояниях.

Доверительная беседа, в процессе которой клиент говорит обо всем, что приходит в голову - запретных тем не существует. Терапевт также приглашает клиента к творчеству - выразить свои чувства и мысли посредством рисунка, ведения дневниковых записей, стихов. Словом, используется все то, что может помочь человеку понять себя.

Психодрама

Психотерапия - виды и методы

Область психотерапии, подразумевающая участие группы людей в ролевой игре, в которой разыгрываются острые жизненные ситуации из реальной жизни одного из участников.

  • желающим увидеть свои эмоции со стороны и начать противостоять конфликтам;
  • стремящимся научиться новым эффективным способам решения проблем.

Инсценировка действий по сюжету реальных событий, прожитых одним из участников, в ходе которой он сам и состоящие в группе люди погружаются в стрессовую ситуацию, «проживают» ее, с целью получить ответы на свои вопросы. Поддержка участников группы и психотерапевта помогает найти верное решение в конкретной ситуации.

Какой вид психотерапии выбрать?

Психотерапия - виды и методы

Мы рассказали лишь об основных терапевтических методиках, коих в практике действующих коррекционных специалистов великое множество.

Сразу ответим, что нет идеального вида психотерапии, который был бы лучше и эффективней всех остальных. Выбор должен зависеть от особенностей личности пациента, его поведения, взглядов и убеждений, от конкретной проблемы и от искреннего желания ее решить.

Изучите свои цели, посоветуйтесь со специалистом, прислушайтесь к своим внутренним ощущениям. Возможно, какой-то метод откликнется именно вам, и вы с энтузиазмом пожелаете испробовать его действие.

Важным будет полное понимание своих задач и их соответствие возможностям существующих методов психотерапии. К примеру, когнитивно-поведенческая терапия исследует, как мысли человека влияют на поведение; клиент-центрированный метод помогает самостоятельно разобраться в своих проблемах; экзистенциальный подход отвечает на главные жизненные вопросы и т.д.

На что еще обратить внимание при выборе психотерапевта?

16.jpg

Для достижения результата важен не только метод, который будет применяться терапевтом в процессе консультаций, но и ваша взаимная симпатия и понимание - насколько специалист внимательно слушает, принимает ваши проблемы и уважительно к вам относится.

Что такое когнитивно-поведенческая психотерапия?

Техники и методики КПТ

Существует большая вероятность, что источник проблем и знакомое многим состояние психологического дискомфорта находятся в самом человеке и не зависят от жизненных ситуаций. Разобраться в причинах тревог и страхов, научиться верно реагировать на внешние раздражители, контролировать свои эмоции, убеждения и поведение - все это необходимо нам в условиях ощутимо меняющихся событий в мире.

Давайте поговорим об одной из эффективных психологических методик, которую давно и успешно применяют психологи с целью благотворного воздействия на мышление человека и исправления ошибок в его поведении, - о когнитивно-поведенческой психотерапии.

Основы и задачи когнитивно-поведенческой психотерапии

Chto_takoe_kognitivno-povedencheskaya_psixoterapiya.jpg

Когнитивностью считается способность человека воспринимать и умственно перерабатывать внешние события в соответствии со своими убеждениями.

С самого детства человек приобретает ряд правил и привычек - как здоровых, так и вредоносных, мешающих жить. Когнитивно-поведенческая терапия - это направление в психологии, основанное на принципе, что мышление и поведение зависят от привычной реакции человека. Что это значит? Определенный человек подсознательно реагирует на внешние раздражители определенным образом, присущим только ему.

Как мы обычно реагируем на тревожное событие? Переживаем, боимся или ощущаем невозможность повлиять на ситуацию. Если долгое время находиться под властью таких негативных эмоций - это неизбежно приведет к расстройству психики. Но от такой «вредной привычки» можно отказаться, научившись воспринимать события по-другому, чтобы легче справляться с трудностями и избежать стресса.

Основной задачей психолога КПТ будет научить пациента верной работе со своими мыслями и новому отношению к возникающим непростым ситуациям. Такая терапия проводится в несколько этапов и постепенно формирует жизнеутверждающие стереотипы сознания. В конечном итоге пациент осваивает техники, направленные на снижение уровня тревог, и преодолевает пугающие его ситуации без привычных паник и страхов.

  • выявить тревожные мысли, которые способствуют возникновению страхов, депрессий, фобий, панических атак;
  • пересмотреть образ жизни и трансформировать его в здоровую норму (к примеру, избегать перегрузок, поменять распорядок дня, избавиться от вредных привычек);
  • закрепить новое мышление и в будущем верно противостоять возникающим негативным ситуациям;
  • преодолеть стыд за свои слабости и тревоги, научиться делиться проблемами с близкими людьми и с благодарностью пользоваться их поддержкой.

Какие преимущества у КПТ?

Техники и методики КПТ

Наиболее важным достоинством применения КПТ является устойчивый долговременный результат. После прохождения когнитивно-поведенческой психотерапии пациент умеет сам контролировать, диагностировать и лечить сложные состояния и становится сам себе психологом, поэтому рецидив практически исключен.

Помимо этого, КПТ имеет еще целый ряд преимуществ:

  • высокую эффективность, доказанную множеством клинических испытаний;
  • краткосрочность - обычно требуется примерно 10-15 консультаций;
  • дает качественную научную базу, так как подход основан не только на психологии, но и на психофизиологии, нейробиологии и других научных течениях;
  • понятный пациенту и терапевту план действий;
  • преследует конкретные задачи и решает конкретные проблемы, которые обсуждаются в начале проведения сессий;
  • признана на уровне страховых компаний, то есть расходы на КПТ в некоторых случаях осуществляются посредством медицинского страхования.

Основные принципы КПТ

Техники и методики КПТ

На чем же стоит когнитивно-поведенческая психотерапия?

Основными принципами нового мышления будут:

Ваши переживания - это только ваше личное видение и личная оценка конкретной ситуации, а не результат прошлого опыта.

Можно кардинально изменить свою оценку произошедшего события и мысли, связанные с ним.

Ваши негативные убеждения, хоть и кажутся правдоподобными, не являются истиной. И именно от этих убеждений вы испытываете психологический дискомфорт.

Ваши тревожные переживания - это схема мышления, к которой вы привыкли. Вы в силах изменить образ мышления и проверить наличие ошибок в привычных убеждениях.

Когда поможет когнитивно-поведенческая терапия?

Техники и методики КПТ

Когнитивно-поведенческая терапия успешно применяется психологами для преодоления и коррекции у пациентов:

  • тревожных расстройств;
  • шизофрении;
  • депрессивных состояний;
  • разновидностей зависимости;
  • расстройств пищевого поведения;
  • фобий;
  • обсессивно-компульсивных расстройств;
  • нарушений сна;
  • асоциального поведения;
  • психосоматических заболеваний.

Кроме того, в последнее время психологи предлагают применять методы КПТ для помощи пациентам с хроническими заболеваниями. Однако, результативность такого подхода пока не имеет стойких доказательств. Но уже сейчас существует перечень болезней, при которых КПТ может успешно дополнить медицинский план лечения. Это - бронхиальная астма, гипертония, острый психоз, синдром раздраженного кишечника, неприятные симптомы менопаузы.

Резюмируя возможности методики КПТ, можно говорить о том, что такая терапия может эффективно применяться для коррекции психоэмоциональных расстройств и неврологических нарушений, а в некоторых случаях способна стать хорошим дополнением к стандартной схеме лечения хронических заболеваний. Поэтому знание КПТ-подхода рекомендуется освоить желающим получить профессию психолога, практикующим психологам и психотерапевтам любых направлений, врачам и студентам старших курсов психологических и медицинских факультетов. Всем заинтересовавшимся мы предлагаем пройти дистанционный курс обучения, который поможет в приобретении востребованной профессии психолога или в совершенствовании имеющихся знаний.

Методы и техники когнитивно-поведенческой терапии

Техники и методики КПТ

В своих сессиях психологи КПТ, в зависимости от ключевой проблемы, применяют разнообразные техники, помогающие выявить, проанализировать и скорректировать тревожное восприятие человеком ситуации. Зачастую человек заранее боится того, что сам себе напророчил, на подсознательном уровне ожидает плохого. Так и начинается паника. При помощи методик КПТ человек изменяет свое мышление и ощутимо снижает действие негатива на свое психоэмоциональное состояние.

Рассмотрим основные существующие техники КПТ:

    Один из самых распространенных методов - это сократовский диалог. Терапевт задает пациенту вопросы таким образом, чтобы тот сам смог найти источник своих устоявшихся правил. Специалист слушает ответы и обращает внимание клиента на логические противоречия. Далее совместно обсуждаются аргументы за и против, исследуются значение и влияние мысли на психологическое состояние. В итоге пациент выказывает готовность пересмотреть свои убеждения, приходит к новым выводам и, соответственно, к новому поведению.

Подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что когнитивно-поведенческая психотерапия дает явное понимание о происхождении негативных реакций и отрицательных эмоций человека и предлагает конкретные маршруты к нормализации эмоционального состояния. Психолог КПТ показывает клиенту, что нет ничего невозможного, и даже в самой сложной ситуации можно радоваться жизни и контролировать свои страхи.

Когнитивно-поведенческие упражнения

Эффективные упражнения КПТ

В сложных жизненных ситуациях современные люди перестали стесняться обращаться к психологу. Часто специалист предлагает разобраться в причинах проблем, расстройств или страхов при помощи когнитивно-поведенческих упражнений.

Что такое когнитивно-поведенческая терапия и какие упражнения помогут избавиться от депрессии, бессонницы, тревоги и других опасных состояний - рассказываем в нашей статье.

Основные принципы КПТ

Эффективные упражнения КПТ

Психологи уверяют, что зачастую источник проблем кроется в самом человеке, в его мышлении и убеждениях. С раннего детства мы постигаем правила поведения в обществе, учимся понимать, что хорошо, а что плохо, приобретаем привычки - как здоровые, так и вредоносные, мешающие гармоничному существованию.

Когнитивностью в психологии называется способность человека реагировать на происходящее вокруг в соответствии со своими убеждениями. Когда мы переживаем трудности, то испытываем страх, бессилие, злость. Эти негативные реакции - наша «привычка» именно так воспринимать тревожные события. А такие установки могут заставлять нас совершать необдуманные поступки, неадекватно общаться с окружающими, паниковать. Именно когнитивно-поведенческая психотерапия помогает в осознании этих ошибок в мышлении и поведении, а специальные упражнения побуждают человека отказаться воспринимать события искаженно, по привычке, учат смотреть на проблему с новой позиции и легко справляться с трудностями.

Задачи когнитивно-поведенческих упражнений

Эффективные упражнения КПТ

КПТ достаточно популярна, давно и успешно используется специалистами не только для профилактики и коррекции психических расстройств, но и как метод, способный изменить мышление и поведение на более рациональные и полезные.

Психотерапевт учит пациентов техникам и упражнениям, которые:

направлены на выявление негативных и тревожных мыслей;

помогают пересмотреть внутренние стереотипы и установки;

  • учат верно реагировать на внешние раздражители и контролировать свои эмоции;
  • формируют жизнеутверждающее поведение;
  • оказывают успокоительное действие.

В конечном итоге человек, усвоивший упражнения КПТ и выполняющий их регулярно, проходит через стрессовые и пугающие ситуации без привычных тревог.

учиться, развивать умственную и двигательную деятельность.

Кому помогут КПТ-упражнения, а кому нет?

Эффективные упражнения КПТ

Применение когнитивно-поведенческого подхода может помочь:

желающим разобраться в причинах своих тревог и страхов;

людям, подверженным депрессиям, фобиям, паническим атакам;

пациентам, страдающим разными видами зависимостей (наркомания, алкоголизм, зависимые отношения, игромания, нарушения пищевого поведения и другие);

людям, подверженным психосоматическим недугам;

желающим повысить стрессоустойчивость и самоконтроль;

стремящимся наладить общение с окружающими;

пациентам с нарушениями сна.

Когнитивно-поведенческая терапия и ее упражнения подходят не всем. Людям с тяжелыми психическими расстройствами (например, с шизофренией) необходимо серьезное лечение, в том числе, медикаментозное. В таких случаях только врач может помочь избавиться от острых психологических симптомов заболевания и предотвратить опасные последствия.

Самые эффективные упражнения когнитивно-поведенческой терапии

Эффективные упражнения КПТ

УПРАЖНЕНИЕ ПЕРВОЕ «Избавление от тревоги при помощи гештальт-терапевтической техники»:

Это поэтапное упражнение поспособствует уменьшению тревожных симптомов.

1. Задайте себе вопросы и постарайтесь быть максимально честным в ответах:

Не портит ли волнение за мое будущее качество моей настоящей жизни?

Я тревожусь, потому что мои проблемы большие и неразрешимые? Или я ничего не делаю, чтобы их решить?

Я могу прямо сейчас совершить то, чего боюсь? (Например, спланировать дальнейшие действия или серьезно побеседовать с человеком, с которым долгое время откладывался разговор).

3. Сконцентрируйтесь на окружающей действительности.

Подумайте, что вы чувствуете в данную минуту, какие звуки слышите, обращайте внимание на цвета и запахи.

Напишите на бумаге все, что чувствуете.

4. Прислушайтесь к внутренним ощущениям (к ритму ударов сердца и дыханию) и тоже запишите, что именно ощущаете. Отвечайте на вопрос: «Все ли части тела я ощущаю?». И если нет, попробуйте повторить анализ ощущений, акцентируя внимание именно на той части тела, которая бездействовала.

УПРАЖНЕНИЕ ВТОРОЕ: «Как преодолеть страх по методике психолога Альберта Эллиса»:

Посмеяться над своими страхами. Подумайте, для чего вам необходимо одобрение других людей, например, по приготовленному блюду. А если бы суп оказался недосоленным или невкусным, то они бы сказали об этом и не стали есть. А раз все молчат и обедают - значит суп удался. Посмейтесь над собой и над тем, что вы ожидали признания со стороны близких.

Откровенно поделиться своим страхом с близким человеком и расскажите ему, что вы чувствуете при этом.

Найти ложную причину страхов и трансформировать ее в разумную.

Понаблюдать за своими переживаниями, признаться, что они мелкие и незначительные. Например, если вы страшитесь показаться другим слабым человеком из-за того, что сильно переживаете, нужно сознаться в том, что вы стесняетесь своих эмоций, и это необоснованный страх, ведь каждый имеет право на чувства.

Читайте также: