Влияние этаминал-натрия, скополамина на условные рефлексы. Рефлекторные эффекты диазепама

Обновлено: 04.05.2024

Употребление наркотиков наносит невосполнимый вред здоровью и представляет опасность для жизни!

Этаминал натрия – снотворное и противосудорожное лекарство класса барбитуратов. Обладает быстрым действием: эффект от применения наступает через 15-40 минут и продолжается в течение 4-6 часов. Высокие дозы вызывают остановку дыхания и смерть. В клинической практике применяется для лечения бессонницы, тревожности, эпилептического статуса, при подготовке пациентов к хирургическим операциям. В Европе и США препарат используется для выполнения эвтаназии людей и крупных животных. В России он входит в список наркотических средств и психоактивных веществ, оборот которых ограничен и строго контролируется. Нелегально Этаминал натрия употребляется в целях достижения наркотического опьянения и для совершения самоубийства.

Состав и механизм действия препарата

Препарат также известен как «Пентобарбитал», выпускается в форме таблеток, капсул и раствора для инъекций. При пероральном приеме в течение получаса всасывается из тонкого кишечника в кровь, связывается с белками плазмы и транспортируется к тканям нервной системы, оказывая на клетки угнетающий эффект. Распад пентобарбитала натрия происходит в печени. Выводится препарат в основном через почки.

Этаминал натрия угнетает функции центральной нервной системы. Он изменяет структуру мембран нервных окончаний, делая их более проницаемыми для нейромедиаторов – веществ, передающих нервные импульсы. Кроме этого, препарат повышает активность гамма-аминомасляной кислоты – трансмиттера с тормозящим действием. Его влияние на кору головного мозга и подкорковые структуры проявляется нарастанием сонливости, медлительности, расслабленности, снижением частоты дыхания и сердечных сокращений.

Самым страшным последствием является необратимая умственная деградация

Необходимо как можно раньше распознать зависимость и начать ее лечить.

Применение у наркозависимых

Этаминал натрия в дозе, которая превышает терапевтическую в 2-3 раза, вызывает состояние легкой эйфории. По этой причине препарат употребляют в немедицинских целях. При опьянении возникает ощущение комфорта, физического и психического расслабления, умиротворения. Больные чувствуют спокойствие, уверенность в будущем и в собственных силах. Все проблемы начинают восприниматься как несущественные, страхи и тревоги исчезают. Искажается восприятие окружающего: звуки, прикосновения, визуальные образы становятся необычными, наделенными смыслом. Через 30-60 минут после приема препарата проявляется его снотворный эффект, больной засыпает.

Формирование зависимости

У пациентов, принимающих Этаминал натрия в терапевтических дозах, привыкание к препарату формируется за 4-6 месяцев. Происходит адаптация организма к привычной дозе, эффективность лечения снижается, а прекращение терапии приводит к развитию депрессии, усилению тревожности и бессонницы. У наркоманов, употребляющих барбитурат часто и в большой дозировке, зависимость развивается за 2-3 недели.

Синдром отмены

После прекращения действия очередной дозы Этаминала натрия развивается абстинентный синдром. Это состояние, при котором уже выведен весь или почти весь препарат, его эффект прекратился, и организм не в состоянии самостоятельно поддерживать торможение в нервной системе. За время длительного регулярного употребления препарата нервные клетки адаптируются к избытку гамма-аминомасляной кислоты и специфические рецепторы становятся менее чувствительными. То количество нейромедиатора, которое организм активизирует сам, оказывается недостаточным. Человек начинает чувствовать сильную тревогу, страх, панику. Развивается бессонница, появляются ночные кошмары, судороги, суицидальные мысли.

Влияние этаминал-натрия, скополамина на условные рефлексы. Рефлекторные эффекты диазепама

Скополамин в малых дозах (0,03—0,05 мг/кг) не улучшал качество выбора, нарушенного сильным эмоциональным возбуждением, но и не ухудшал его. Меж сигнальное поведение от этих доз скополамина активизировалось, но способность правильно дифференцировать пусковые сигналы сохранялась. От более высоких доз скополамина (0,1—0,2 мг/кг) число ошибок возрастало вдвое, снижалась межсигнальная активность, нарушалась целесообразность выполнения инструментальной реакции.

Психостимулятор сиднокарб в доле 10 иг/кг по способствовал улучшению качества выбора, нарушенного сильным эмоциональным возбуждением. Увеличение дозы сиднокарба в условиях более упроченного навыка не вызывало достоверных изменений качества выбора. От больших доз возникают стереотипные движения и нарушается структура инструментальной реакции.
В третьем варианте опыта задача, поставленная перед кроликом, усложнялась в еще большей мере. Использовался прием условнорефлекторного переключения.

скополамин

Вырабатывалось два навыка. По условному сигналу (белый свет) кролик совершал побежку по правому коридору к правому кольцу н возвращался за барьер по левому (ситуация А). Во второй ситуации (Б) предварительно в качестве сигнала переключения загорался красный свет. Затем по тому же пусковому условному сигналу (белый свет) кролик должен был совершить побежку по левому коридору к левому кольцу и возвратиться за барьер по правому коридору.

Таким образом, пусковой сигнал в обоих случаях был идентичен. Сигнал переключения изменял состав обстановочной афферентации, сигнализировал о необходимости выполнения иной программы поведения. Включение сигнала переключения осуществлялось вне какого-либо стереотипа.

После упрочения навыка число ошибок после 16—24 ч голодания на протяжении 5 контрольных опытов в ситуации А составляло 4%, а в ситуации Б — 10%. На фоне увеличения срока голодания (до 48 ч) и возникающего эмоционального возбуждения (о чем свидетельствовало усиление реакции ожидания, межеигнальные реакции) число ошибок в ситуации Л возрастает в 6 раз, а в ситуации В — примерно вдвое.

Следовательно, при нарастании эмоционального возбуждения затрудняется правильный анализ комплекса обстановочных воздействий, что приводит к нарушению готовности (установки) животного к строго определенной деятельности в соответствие с ситуацией.

Диазепам (0,2—0,3 мг/кг) уменьшал число ошибочных реакций в ситуации А. В контроле повторение экспериментального сеанса всегда приводило к увеличению ошибок (в данной серии на +20%). Сопоставление этих данных подчеркивает разницу (т. е. нормализующее влияние диазепама) в большей степени. В более высоких дозах (0,5 мг/кг) диазепам полностью подавлял эмоциональное возбуждение (как обусловленное пищевой депривацней, так и реакциями рассогласования вследствие ошибочного выполнения инструментальных реакций).
При этом число ошибок в ситуации А не нарастало, а в ситуации Б—увеличивалось значительно], что свидетельствует о нарушениях опенки ситуации и значения сигнала переключения.

- Вернуться в оглавление раздела "Психиатрия."

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Влияние диазепама на пищевое поведение. Этаминал натрия и пищевое поведение

Реакция ожидания резко усиливалась по интенсивности ее проявлении: животное возбуждено, все время находится у барьера, периодически встает на пего передними лапами, вытягивается вперед, внимательно следит за экспериментатором. Под влиянием провоцирующих факторов или спонтанно кролик осуществляет выпрыгивания через барьер, но очень быстро (от 3 до 10 с) возвращается.

Усиление эмоционально-мотивационного возбуждения сопровождается появлением межсигнальных реакций. Острое неподкрепление правильно выполненного действия вызывает выраженную эмоциональную реакцию «рассогласования»: кролик резко и многократно дергает кольцо, царапает кормушку, пытается достать пищу, стучит задними лапами.

Результаты по изучению действия ряда нейропсихотропных средств на этой модели пищедобывательного поведения представлены в табл. 41 и 42 (Н. В. Петрясвская, 1971; И. В. Петрясвская и Б. В. Андреев, 1974). Выявлены существенные различия в действии отдельных соединений на разные элементы пищедобывательного поведения, на межсигнальные реакции, эмоциональное состояние животных.

пищевое поведение

Диазепам в малых дозах (0,2—0,3 мг/кг) не нарушает выполнение инструментальной реакции. Реакция ожидания либо резко ослаблена, либо полностью подавляется. Угнетаются спонтанные выпрыгивания, межсигнальные реакции, интенсивность реакции «рассогласования». Выполнение дифференцировки, нарушенной сильным эмоционально-мотивационным возбуждением, улучшается. В более высоких дозах диазепам увеличивает латентный период условнорефлекторной реакции вплоть до частичного или полного ее подавления. У кролика нарушается координация движений, что затрудняет адекватное выполнение реакции.

Этаминал-натрий в малых дозах (1—3 мг/кг) не вызывает видимых изменений инструментальной реакции. Интенсивность межсигнальных проявлений в 50% случаев снижается (но в 12%: случаев нарастала). Интенсивность реакции ожидания не меняется. Дифферснцировка, нарушенная сильным голоданием, улучшалась, но в меньшей мере, чем от диазепама. В дозах 10—15 мг/кг этамипал-натрий резко нарушает условнорефлекториое поведение.

Скополамин в дозах 0,01--0,03 мг/кг не оказывал заметного воздействия на условнорефлекторное поведение. Под действием дозы 0,05 мг/кг структура реакции менялась за счет межсигнального поведения. Спонтанные выпрыгивания нарастали, хотя число истинных межсигнальных реакций уменьшалось. Диффсренцировка резко нарушалась. В больших дозах (0,1—0,2 мг/кг) скополамин увеличивает временные параметры условной реакции и нарушает конечный элемент реакции (кролик кусает кольцо или дотрагивается до него мордой, но не выдергивает).

Реакция рассогласования не развивается. Возвращение за барьер задерживается (кролик сидит у кормушки, умывается, облизывает степы камеры), появляются ошибки в выборе коридора.

Разные уровни ориентировочной реакции. Влияние кофеина

Более отчетливо это выявляется при определении латентных периодов развития разных уровней ориентировочной реакции в период непрекращающегося электрического раздражения гипоталамуса. Однако с замедлением развития комплекса ориентировочной реакции и изменением его структуры связано не только запаздывание последующей поведенческой реакции, по и существенное изменение ее содержания.

Утрачивается прежняя целостность, направленность, целесообразность поведенческих проявлений. Так, в пищевом поведении это выражается угнетением пищенаправленного поиска, в исследовательском и поисковом — подавлением основного элемента этой реакции (активное обследование, оглядывание, обнюхивание окружающего пространства и предметов), в агрессивно-оборонительном — подавляется направленность атаки. И хотя моторная активность животного не изменялась (или даже в ряде случаев облегчалась — метамизил, морфии), все совершаемые действия производились как бы автоматически, бесцельно, без оценки окружающей обстановки.

На фоне действия таких психодепрессантов, как галоперидол, центральные холинолитики (метамизил, амизил, скополамин), при усилении стимуляции начальные компоненты ориентировочной реакции всегда могли быть получены вновь.

Но более сложный, финальный комплекс ориентировочной реакции, равно как и целенаправленность поведения, не восстанавливались. Появлялись отдельные резко выраженные моторные реакции типа старт-рефлекса, стремительного бегства постуральные реакции типа «реакции покрышки» и пр. В случае аминазина (до определенного диапазона доз) усилением стимуляции можно было воспроизвести весь комплекс ориентировочной реакции и последующего поведения.

ориентировочная реакция

Из данных, отчетливо видно, что по мере увеличения дозы галоперидола период от начала раздражения (при этом развивается «настораживание» учащение дыхания, движения глаз) до начала поведенческой реакции (ей предшествует III уровень ориентировочной реакции) резко увеличивается. Можно отметить, что в течение довольно длительного времени (10—20 с) животное делает повторные попытки начать какое-то действие, что выражается периодически повторяющимися циклами учащения дыхания, напряжением мышц. Но оьи ничем не завершаются. И лишь после развития четкого изменения позы (III уровень), т. е. завершения всего комплекса ориентировочной реакции, начинается целенаправленное поведение.

Эффект хлордиазепоксида характеризовался не подавлением, а лишь снижением интенсивности (до определенных доз), ростом латентных компонентов ориентировочной реакции и замедлением развития (но не угнетением) всего комплекса последующего целенаправленного поведения. В этом плане его эффект несколько напоминал аминазин, однако в отличие от последнего хлордиазепоксид в малых дозах (3—4 мг/кг) более избирательно подавлял эмоциональное возбуждение.

Условием для выявления действия веществ, обладающих психостимулирующими свойствами, было использование слабой, надпороговой интенсивности раздражающих стимулов, достаточной, однако, для развития начальных проявлений целенаправленного поведения.

Эффект небольших доз кофеина (2— 5 мг/кг) сводился к резкому сокращению латенции III уровня ориентировочной реакции. Наблюдаемое «облегчение», однако, мало отражалось па скорости или интенсивности вызванного целенаправленного поведения. Эффект фенамина существенно отличался от кофеина. Несмотря на отчетливое аналептическое действие (учащение дыхания, некоторое повышение мышечного тонуса), фенамин (0,05— 2 мг/кг) не влиял на интенсивность и скорость развития более сложного, финального комплекса ориентировочной реакции (III уровень), однако способствовал появлению гипермоторики ненаправленных судорожных реакций.
В больших дозах (2—5 мг/кг) фенамин оказывал выраженное облегчающее действие как тга ориентировочную реакцию, так и на последующее специфическое поведение.

Диазепам (Diazepamum)

Белый или белый со слабым желтоватым оттенком кристаллический порошок без запаха с молекулярной массой 284,74. Практически нерастворим в воде, трудно растворим в спирте, растворим в хлороформе.

Фармакологическое действие

Фармакологическое действие - анксиолитическое, миорелаксирующее, противосудорожное, седативное, снотворное, центральное.

Фармакология

Взаимодействует со специфическими бензодиазепиновыми рецепторами, расположенными в постсинаптическом ГАМКА-рецепторном комплексе в лимбической системе мозга, таламусе, гипоталамусе, восходящей активирующей ретикулярной формации ствола мозга и вставочных нейронах боковых рогов спинного мозга. Повышает чувствительность ГАМК-рецепторов к медиатору (ГАМК), что обусловливает повышение частоты открытия в цитоплазматической мембране нейронов каналов для входящих токов ионов хлора. В результате происходит усиление тормозного влияния ГАМК и торможение межнейронной передачи в соответствующих отделах ЦНС.

Анксиолитическая активность проявляется способностью купировать внутреннее беспокойство, страх, тревогу, напряжение. Оказывает антипаническое и амнестическое (преимущественно при парентеральном применении) действие.

При лечении нарушений сна применение диазепама в качестве снотворного средства целесообразно в тех случаях, когда одновременно желательно получить анксиолитическое действие в течение всего дня.

Центральный миорелаксирующий эффект связан с торможением полисинаптических спинальных рефлексов.

Обладает выраженным противосудорожным эффектом, применяется при эпилепсии для лечения судорожных пароксизмов, психических эквивалентов, для купирования эпилептического статуса.

При острой алкогольной абстиненции облегчает такие симптомы как возбуждение, нервное напряжение, беспокойство, тревога, тремор, а также уменьшает вероятность развития или признаки возникшего острого делирия, в т.ч. галлюцинации.

Эффективен в условиях парентерального введения у взрослых при острых состояниях, сопровождающихся психомоторным возбуждением, судорогами и др.

Седативный эффект наблюдается через несколько минут после в/в введения и через 30–40 мин после в/м. После снятия острых проявлений заболевания диазепам назначают внутрь.

В анестезиологической практике применяется для уменьшения страха, тревоги, напряжения и снижения острой стрессовой реакции в предоперационном периоде и при сложных, в т.ч. диагностических, вмешательствах в терапии и хирургии. В последнем случае может ослаблять воспоминания больного о проведенной процедуре (электроимпульсная терапия, катетеризация сердца, эндоскопические процедуры, вправление вывихов и репозиция костных обломков, биопсия, перевязка ожоговых ран и др.).

Диазепам способствует повышению эффективности вводного наркоза (премедикация с использованием диазепама может уменьшать дозу фентанила, требующуюся для того, чтобы вызвать эффект при вводном наркозе, и сокращать время до выключения сознания с помощью индукционных доз).

Увеличивает порог болевой чувствительности, оказывает антиаритмическое действие, понижает АД (при быстром в/в введении). Уменьшает ночную секрецию желудочного сока. Обладает способностью затруднять отток внутриглазной жидкости либо повышать ее секрецию и, тем самым, увеличивать внутриглазное давление.

В экспериментальных исследованиях показано, что ЛД50 диазепама при приеме внутрь составляет 720 мг/кг (мыши) и 1240 мг/кг (крысы).

Исследование репродукции у крыс при приеме диазепама в дозах 1, 10, 80 и 100 мг/кг внутрь в течение 60–228 дней до скрещивания показало, что при дозах 100 мг/кг наблюдалось снижение числа беременностей и выживаемости потомства (возможно, за счет седативного действия, приводящего к снижению интереса к скрещиванию и выкармливанию потомства). Дозы менее 100 мг/кг не оказывали влияния на неонатальную выживаемость.

После приема внутрь быстро и хорошо (около 75% дозы) всасывается из ЖКТ . После в/м введения абсорбируется полностью, но медленнее, чем при приеме внутрь (скорость всасывания зависит от места введения, наибольшая — при введении в дельтовидную мышцу). При ректальном введении раствор диазепама быстро всасывается. Cmax в крови достигается через 0,5–2 ч (при приеме внутрь), 0,5–1,5 ч (при в/м введении). Равновесная концентрация в крови при ежедневном приеме достигается через 5 дней — 2 нед. Подвергается биотрансформации (98–99% диазепама) в печени с образованием фармакологически активных метаболитов: дезметилдиазепама (нордиазепама), оксазепама и темазепама. Диазепам и его активные метаболиты связываются с белками плазмы крови (диазепам на 98%), проходят через ГЭБ , плаценту, проникают в грудное молоко (в грудном молоке обнаруживаются в концентрациях, составляющих 1/10 от концентраций в плазме матери). Объем распределения диазепама в равновесном состоянии 0,8–1,0 л/кг. Период полураспределения диазепама — до 3,2 ч. T1/2 у взрослых составляет 20–70 ч (диазепам), 30–100 ч (нордиазепам), 9,5–12,4 (темазепам), 5–15 ч (оксазепам). T1/2 может удлиняться у новорожденных, пациентов пожилого и старческого возраста, больных с заболеваниями печени. T1/2 не изменяется при почечной недостаточности. Клиренс диазепама составляет 20–30 мл/мин. Выводится преимущественно почками (0,5–2% в неизмененном виде, около 70% в виде глюкуронидов метаболитов) и с фекалиями (около 10%).

При повторном применении отмечается кумуляция диазепама и его активных метаболитов в плазме крови.

Читайте также: