Произношение (артикуляция) согласных звуков

Обновлено: 01.05.2024

Среди 42 фонем русского языка, 36 – это согласные звуки. В их образовании в большей степени участвуют язык, зубы, губы и нёбо. Гласные звуки состоят только из голоса, т.к. в их образовании участвуют легкие и голосовые связки. Согласные же состоят из шума, но среди них есть такие, в которых присутствует значительная часть голоса. Их называют звонкими согласными (сонорными).

Сонорные звуки – это звонкие согласные звуки, которые почти не образовывают шума при звучании. Эта группа включает в себя 8 парных по мягкости-твердости и один мягкий непарный звук: [Л] – [Л’], [М] – [М’], [Н] – [Н’], [Р] – [Р’], [Й]. Сонорные звуки не имеют пар по глухости в отличие от большинства звонких согласных.

А, чтобы помочь ребенку грамотно говорить и писать, мы подобрали интересную игру
“Найди дом для слова”

С ее помощью вы сможете улучшить навык слогового анализа, пополнить словарь ребенка, повысить запоминание образов слов и обозначения звуков.

Узнать больше 👉


К сожалению, количество детей, у которых к 5-6 годам есть проблемы с произношением Р и других сонорных звуков, увеличивается. В связи с этим у родителей появляются серьезные опасения, ведь этот возраст пограничный, т.е. впереди обучение в школе, а ошибки в звукопроизношении неизбежно переносятся на ошибки в чтении и письме. Также могут встречаться насмешки со стороны ровесников, которые приведут к тому, что ребенок станет замкнутым и у него серьезно снизится самооценка.

Нарушения произношения звуков [Л], [Л’], [Р], [Р’]

Нарушения при произношении звуков Л и Л’ называют ламбдацизмами. Звук может вовсе отсутствовать в речи, произноситься межзубно или с какими-то другими искажениями (Л произносится как [нг], произносится мягко, как [Л’] и т.д.).

Другой формой этого нарушения являются параламбдацизмы, для которых характерна замена на другие звуки. [Л] может заменяться на [Р], [У], [Ы], [В] и т.д.

Нарушения при произношении звуков Р и Р’ называют ротацизмами:

  • Звук отсутствует.
  • Горловое произношение (велярное или увулярное).
  • Боковое (слышится [рл’]).
  • Носовое (слышится [нг]).
  • Одноударное.
  • Р произносится мягко, как Р’.

Другой тип нарушения параротацизмы, т.е. замена звуков на другие. [Р] может меняться на [Л], [Д], [Г], [Ы], [В], [Г] и т.д.

Если эти нарушения присутствуют у ребенка в возрасте до 4,5-5 лет, то это может считаться нормой (при условии нормального развития других компонентов речи). Если же проблемы встречаются после 5 лет, то это является весомым поводом для обращения к логопеду-дефектологу.

Правильная артикуляция звуков Р и Л

Артикуляция звука Р:

  • Губы разомкнуты и обнажают зубы.
  • Кончик языка в форме ложечки поднят и вибрирует у альвеол (при твердом Р) или у верхних зубов (при мягком Р).
  • Корневая часть языка опущена (при твердом Р) или поднята (при мягком Р).
  • Нёбная занавеска поднята – она преграждает выход воздушной струи через нос.
  • Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
  • Напряжение выдыхаемой струи воздуха достаточно сильное.

Артикуляция звука Л:

  • Положение губ зависит от последующих гласных звуков.
  • Язык упирается своим кончиком в верхние резцы или их десны.
  • Между краями языка и коренными зубами есть щель, через которую будет проходить воздушная струя.
  • Корневая часть при произношении Л приподнята (язык в форме седла), при произношении Л’ – опущена, приподнята передняя средняя часть спинки языка.
  • Нёбная занавеска поднята и преграждает выход струи воздуха через нос.
  • Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Артикуляция сонорных звуков

Постановка сонорных звуков – это сложный процесс, который включает в себя несколько этапов. Важна четкая последовательность действий – от простого к сложному. Начинать нужно с подготовительных мероприятий, которые являются своеобразной базой для последующей работы.

На начальном этапе проводятся различные упражнения артикуляционной гимнастики, направленные на развитие подвижности губ, языка, направленной воздушной струи т.д.

Вот несколько примеров таких упражнений:

  • «Улыбка – трубочка». Нужно поставить верхние резцы на нижние, растянуть губы в улыбке, обнажив все зубы. Такое положение нужно удерживать в течение 3-5 секунд. Затем вытянуть губы трубочкой, удерживая в таком положение те же 3-5 секунд. Повторять переключение между позициями нужно 5-7 раз. Важно следить за тем, чтобы в процессе переключения зубы не сдвигались и не размыкались.
  • «Футбол». Необходимо вытянуть губы трубочкой и продолжительно дуть на шарик из ваты, который лежит на столе перед ребенком. Цель – загнать «мяч» в импровизированные ворота (можно сделать из больших кубиков). Загонять шарик нужно на одном выдохе, при этом нужно следить, чтобы щеки не раздувались.
  • «Грибок». Раздвинуть губы в улыбке, обнажив зубы, затем приоткрыть рот и, прижав широкий язык к нёбу, широко открыть рот. Такое упражнение лучше всего выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как формируется импровизированный «гриб» (язык – это тонкая шляпка гриба, растянутая подъязычная связка – его ножка).
  • «Качели». Необходимо улыбнуться, обнажив зубы, приоткрыть рот, затем положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны). Такое положение нужно удерживать под счет от 1 до 5. Затем поднимаем широкий язык на верхние резцы (с внутренней стороны) и удерживаем под счет от 1 до 5. Положение нужно менять 4-5 раз.
  • «Чистим зубы». Открываем рот и кончиком языка «чистим» верхние резцы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. При этом губы должны быть растянуты в улыбке, нижние и верхние зубы обнажены. Нижняя челюсть не должна двигаться – только язык.
  • «Гармошка». Губы растянуты в улыбке, рот приоткрыт. Нужно приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Нужно следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.

Способы постановки сонорных звуков

Постановка сонорных звуков мало чем отличается от постановки других звуков. Она также предполагает использование нескольких методов: по подражанию, от опорного звука, от артикуляционного уклада и смешанный (от опорного звука с механической помощью и т.д.). Для примера приведем способы постановки звуков Л и Р.

Постановка звука Л по подражанию

Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (летящий в небе самолет и т.д.). Важно следить за правильной артикуляцией.

Постановка звука Л от артикуляционного уклада

Логопед подробно объясняет, какое положение занимают артикуляционные органы при произношении звука Л. Ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад, использовать правильную струю воздуха, определить наличие или отсутствие голоса. В итоге должен получиться правильный изолированный звук.

Постановка звука Л от опорного звука

Есть несколько способов:

  • «Пароход гудит». Ребенок должен зажать передними зубами кончик языка и произнести «ы-ы-ы».
  • «Песенка иголочки». Ребенок произносит «а-а-а» и одновременно «постукивает» кончиком языка по альвеолам.
  • Ребенок произносит «а-а-а», одновременно открывая и закрывая рот, прикусывая при этом кончик языка.
  • Ребенок произносит «а-а-а», одновременно касаясь кончиком языка к верхней губе (используется при смягчении звука).

Постановка звука Р по подражанию

Ребенку предлагает образец произношения Р в сочетании с игровыми образами (рычит тигр, ревет мотор и т.д.). Важно следить за правильной артикуляцией.

ОПИСАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

г) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Звук [п].

При произнесении звука [п]:

а) вначале губы спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха;

б) расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего за ним гласного;

в) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот;

г) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Звук [б].

При произнесении звука [б]:

а) губы спокойно сомкнуты, затем под напором воздуха они раскрываются;

в) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, так что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

Звук [ф].

При произнесении звука [ф]:

а) нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята;

б) верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;

в) положение языка зависит от следующего гласного звука;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Звук [в].

При произнесении звука [в]:

а) нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине образуется узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята;

в) язык принимает положение следующего гласного звука;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Звук [н].

При произнесении звука [н]:

а) губы находятся в положении следующего за [н] гласного;

б) видны передние зубы, они сближены, но не сомкнуты;

в) передняя часть спинки языка при сочетании [н] с гласными [a, o, у,ы ]

(твердый звук [н]) прижата к верхним зубам или альвеолам, образуя с ними смычку, которая при переходе к гласному мягко размыкается. При произнесении мягкого звука [н*] кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам; весь язык более напряжен;

г) мягкое нёбо опущено, вследствие чего выдох происходит через нос;

Звук [т].

При произнесении звука [т]:

а) губы находятся в положении следующего за [т] гласного;

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

в) передняя часть спинки языка при произнесении [т] в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый [т]) прижата к верхним зубам или альвеолам и образует смычку, взрываемой струей воздуха. При произнесении мягкого звука [т*] кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам, весь язык более напряжен;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук д.

При произнесении звука [д]:

а) губы находятся в положении следующего за [д] гласного;

в) передняя часть спинки языка при произнесении [д] в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый звук [д]) прижата к верхним зубам или альвеолам и образует с ним смычку, взрываемую выдыхаемой струей воздуха. При произнесении мягкого звука д* кончик языка опущен и упирается в нижние резцы.

Звук [к].

При произнесении звука [к]:

а) губы находятся в положении следующего за к гласного;

б) расстояние между резцами зависит от следующего за [к] гласного;

в) при произнесении к в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый звук [к]) кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов, задняя часть смыкается с мягким нёбом. При произнесении мягкого звука [к*] кончик языка опущен и касается основания нижних резцов, а спинка языка – твердого нёба;

г) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук [г].

При произнесении звука [г]:

а) губы находятся в положении следующего за г гласного;

б) расстояние между резцами зависит от следующего за г гласного;

в) при произнесении г в сочетании с гласными а, о, у, ы (твердый звук г) кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка смыкается с мягким нёбом. При произнесении мягкого звука г* кончик языка опущен и касается основания нижних резцов, спинка языка касается твердого нёба;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки; таким образом, проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот;

Звук [х].

При произнесении звука [х]:

а) губы находятся в положении следующего за [х] гласного;

б) расстояние между резцами зависит от следующего за [х] гласного;

в) при произнесении звука [х] в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый звук [х]) кончик языка опущен и слегка отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка, сближаясь с мягким нёбом, оставляет щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха.

При произнесении мягкого звука [х*] кончик языка продвигается вперед и, сближаясь с твердым нёбом, оставляет щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, таким образом проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот;

Звук [с].

При произнесении звука [с];

а) губы в улыбке, зубы видны;

в) широкий кончик языка находится за нижними резцами;

г) передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами;

д) боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, и только посередине остается узкая щель в форме желобка;

е) посередине языка идет хорошая струя воздуха, которая хорошо ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;

Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

з) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Звук [с']

Артикуляция звука [с'] (мягкого) такая же, как и с твердого, только средняя часть спинки языка поднята к твердому нёбу.

Звук [з].

При произнесении звука [з]:

е) посередине языка идет воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;

ж) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

з) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Звук [з'].

Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении мягкого звука [з*] такое же, как и при произнесении з твердого, только средняя часть спинки языка поднимается к нёбу.

Звук [ц].

При произнесении звука [ц]:

в) широкий кончик языка опущен за нижние резцы;

г) передняя часть спинки языка сначала образует смычку с верхними зубами, которая незаметно переходит в щель между ними;

д) посередине языка идет сильная короткая воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;

е) мягкое нёбо поднято к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

ж) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Звук [j].

Звук [j] (йот) относится к сонорным согласным, занимающим особое положение в системе звуков русского языка: они характеризуются преобладанием голоса над шумом и с этой стороны сближаются с гласными, но отличаются от последних наличием преграды в ротовой полости.

Артикуляция звука [j] почти такая же, как и [и]. Но [j] произносится с более сильной струей выдыхаемого воздуха и при большем подъеме средней части спинки языка к твердому нёбу.

При произнесении [j]:

а) губы приближены к зубам;

б) зубы сближены;

в) кончик языка находится за нижними резцами; боковые края языка прижаты с внутренней стороны к коренным зубам; средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу и образует с ним щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха;

Звук [ш].

При произнесении звука [ш]:

а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

в) широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого нёба и образует с ними щель; средняя часть спинки языка опускается, но края прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;

г) посередине языка идет теплая, широкая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;

е) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Звук [ж].

При произношении звука [ж]:

в) широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого нёба и образует с ним щель; средняя часть спинки языка опускается, но края прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;

г) посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

д) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;

е) голосовые складки напряжены, колеблются и дают голос.

Звук [ч].

При произнесении звука [ч]:

б) зубы не смыкаются;

в) кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в щель между ними;

г) посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;

д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук [щ].

При произнесении звука [щ]:

а) губы выдвинуты вперед, зубы видны;

в) широкий кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель;

г) посередине языка идет воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

д) мягкое небо приподнято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук [л].

При произнесении звука [л]:

а) губы в легкой улыбке, зубы видны;

в) кончик языка поднимается и образует смычку с альвеолами; передняя и средняя части языка вместе с его краями опускаются; задняя часть спинки языка приподнимается к мягкому нёбу;

г) воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой, отчего звук л и лазывается боковым;

е) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуются голос.

Звук [л']

Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука [л*] (мягкого) такое же, как и при произнесении л (твердого), только добавляется подъем средней части спинки языка к нёбу.

Звук р.

При произнесении звука [р]:

а) губы находятся в положении следующего гласного;

б) зубы на расстоянии нескольких миллиметров;

в) кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;

г) посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;

е) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Звук [р'].

Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении [р*] (мягкого) такое же, как и при произнесении [р] (твердого), только добавляется подъем средней части языка к нёбу.

а) губы в улыбке;

б) зубы сближены, но не сомкнуты, передние зубы обнажены;

в) кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Передняя часть спинки языка поднята к твердому нёбу, задняя часть спинки опущена;

Звук [э].

При произнесении звука [э]:

б) зубы сближены, но не смыкаются, передние зубы видны;

в) кончик языка касается нижних резцов. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Спинка языка приподнята;

Звук [ы].

При произнесении звука [ы]:

а) губы не напряжены;

б) зубы разомкнуты;

в) кончик языка отодвинут от нижних зубов, а вся спинка языка оттянута назад и высоко поднята к передней части мягкого нёба;

г) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенки глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки напряжены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Звук [а].

При произнесении звука [а]:

а) губы в спокойном положении;

б) зубы на расстоянии 1 – 1,5 см;

в) широкий распластанный язык лежит спокойно внизу. Кончик языка касается нижних зубов, боковые края языка слегка касаются нижних боковых зубов;

Звук [у].

При произнесении звука [у]:

а) губы трубочкой выдвинуты вперед;

б) зубы не смыкаются, они закрыты губами;

в) задняя часть языка высоко поднята к мягкому нёбу;

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, врезультате чего образуется голос.

Звук [о].

При произнесении звука [о]:

а) губы округлены немного выдвинуты вперед;

б) зубы закрыты округленными губами;

в) задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу;

Основы логопедии с практиком по звукопроизношению

/ Под редакцией Т.В. Волосовец

Вопросы для самоконтроля:

1. Возрастные особенности формирования звукопроизношения

2. Понятие нарушения звукопроизношения.

3. Общие и специфические причины нарушения звукопроизношения

4. Клиническая характеристика нарушения звукопроизношения

5. Характеристика нарушений звукопроизношения по основным формам проявления

6. Характеристика нарушений звукопроизношения по группам нарушенных звуков

Постановка и автоматизация сонорных звуков

В русском языке 42 фонемы, при этом 36 из них – это согласные звуки, в образовании которых участвуют губы, зубы, язык и нёбо. При образовании гласных звуков мы активно используем легкие и голосовые связки, поэтому они состоят из голоса. Согласные же состоят из шума, но среди них есть и такие, при произношении которых также активно используется голос. Такие согласные называются звонкими или, как их еще называют, «сонорными».

Эта группа звуков включает в себя восемь парных по мягкости-твердости и один мягкий непарный звук: [Л] – [Л’], [М] – [М’], [Н] – [Н’], [Р] – [Р’], [Й]. В отличие от большинства звонких согласных, они не имеют пар по глухости.

Современная тенденция такова, что все большее количество детей дошкольного возраста (5-6 лет) имеют проблемы с произношением Р и других сонорных звуков. Это особенно тревожный факт, учитывая, что впереди детей ждет обучение в школе и крайне важно избавиться от всех имеющихся проблем со звукопроизношением. В противном случае все ошибки перенесутся на ошибки в чтении и письме. Есть и другой, не менее важный момент – дети, которые не выговаривают какие-либо звуки, часто становятся жертвами буллинга в школе, что ведет к значительному ухудшению психоэмоционального состояния.

Неправильное произношение звуков [Л], [Л’], [Р], [Р’]

Ламбдацизмы – это различные нарушения при произношении звуков Л и Л’. Нарушения могут быть различными: полное отсутствие звука в речи, межзубное произношение, либо другие искажения (Л произносится мягко, как [НГ] и т.д.). Параламбдацизмы – это другая форма этого нарушения, для которой характерна замена Л на другие звуки.

Ротацизмы – это нарушения при произношении звуков Р и Р’. Они также могут быть различны: отсутствие звука в речи, носовой (слышится [НГ]), боковой (слышится [РЛ’]), горловое произношение (велярное или увулярное), одноударный. произношение Р как мягкого звука. Замена Р на другие звуки называется «параротацизмами».

Наличие вышеперечисленных нарушений звукопроизношения можно считать нормой только до определенного возраста – до 4,5-5 лет. И то только при том условии, что у ребенка нет других речевых нарушений и все его компоненты речи развиваются нормально. Если проблема сохраняется после 5 лет, то это серьезный повод для беспокойства и обращений к профильному специалисту – логопеду-дефектологу.

Правильная артикуляция Р и Л

Чтобы устранить дефекты произношения Р, Л и других сонорных звуков, необходимо знать артикуляционный уклад (положение языка, губ, мягкого нёба) этих звуков в норме.

  • Губы разомкнуты, зубы обнажены. Положение губ зависит от последующего гласного.
  • Нижняя челюсть, корень и средняя часть спинки языка напряжены.
  • Кончик языка в форме ложечки поднят и вибрирует у альвеол (при твердом произношении) или у верхних зубов (при мягком).
  • Корневая часть языка опущена (при твердом) или приподнята (при мягком).
  • Мягкое нёбо поднято, препятствуя выходу струи воздуха через нос.
  • Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
  • Положение губ при произношении звука Л зависит от того, какие гласные будут идти дальше.
  • Кончик языка упирается в верхние зубы.
  • Между краями языка и коренными зубами образуется щель, через которую будет идти выдыхаемая струя воздуха.
  • При произношении твердого Л язык в форме седла, его корень приподнят. При произношении Л’ корневая часть опущена, а передняя и средняя часть спинки языка – приподняты.
  • Мягкое нёбо поднято, преграждая выход струи воздуха через нос.
  • Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Постановка сонорных звуков – это достаточно сложный и длительный процесс, который представляет собой поэтапную работу. Важно понимать, что у детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием наблюдается низкий словарный запас, а также аграмматизмы во фразовой речи. При планировании своей работы логопеду важно учитывать следующие дидактические принципы:

  • правильная подача материала «от простого к сложному»;
  • занятия следует проводить в игровой форме;
  • доступность;
  • учет вида мышления дошкольника – наглядно-действенного и наглядно-образного.

На первом этапе проводится артикуляционная гимнастика, которая предполагает выполнение определенных групп упражнений на развитие артикуляционных органов.

Вот несколько таких упражнений:

  • «Улыбка-трубочка». Верхние зубы ставятся на нижние, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены. Такое положение необходимо зафиксировать на 3-5 секунд. Далее вытягиваем губы трубочкой – в таком положении держим 3-5 секунд. Повторяем переключения этих двух позиций 5-7 раз. При выполнении упражнения важно следить за тем, чтобы зубы всегда были сомкнуты.
  • «Змейка». Открываем рот. Узкий язык сильно выдвигаем вперед и убираем назад. При выполнении упражнения важно следить за тем, чтобы язык не прикасался к губам и зубам.
  • «Грибок». Губы раздвинуты в улыбке, зубы обнажены. Прижимаем широкий язык к нёбу и открываем рот. Данное упражнение лучше проводить перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как у него формируется «гриб».
  • «Гармошка». Губы раздвинуты в улыбке. Делаем «грибочек» (присасываем широкий язык к нёбу). Не отрывая язык, открываем и закрываем рот (зубы не смыкать).
  • «Лошадка». Необходимо присосать язык к нёбу, растягивая подъязычную уздечку. Щелкаем языком медленно и сильно.

Это лишь малая часть артикуляционных упражнений, которые можно использовать на практике. Кстати, их вполне можно проводить дома, четко соблюдая инструкции логопеда.

Какие есть способы постановки?

Постановка сонорных звуков возможна разными способами: по подражанию, от опорного звука, от артикуляционного уклада и смешанный способ (от опорного звука с механической помощью). Ниже мы рассмотрим постановку звуков Л и Р.

Постановка звука Л по подражанию

Данный способ предполагает, что ребенок учиться произносить звук на основании правильного примера. Важно сочетать его с игровыми образами – так дети лучше воспринимают информацию. Необходимо следить, чтобы артикуляция была правильной.

Постановка звука Л от артикуляционного уклада

Важно подробно объяснить ребенку правильное положение артикуляционных органов во время произношения этого звука. Далее он повторяет правильный артикуляционный уклад.

Постановка звука Л от опорного звука

В логопедической практике используется несколько методов:

  • «Песенка иголочки». Необходимо произносить «а-а-а», одновременно постукивая кончиком языка по альвеолам.
  • «Пароход гудит». Зажимаем передними зубами кончик языка, после чего произносим «ы-ы-ы».
  • Произносится «а-а-а», при этом нужно открывать и закрывать рот, прикусывая кончик языка.
  • Произносится «а-а-а», касаясь при этом кончиком языка к верхней губе (для мягкого Л’).

Постановка звука Р по подражанию

Данный способ аналогичен с постановкой звука Л, т.е. также предоставляется образец в сочетании с игровыми образами (к примеру, ревет мотор).

Постановка звука Р от артикуляционного уклада

Ребенку подробно рассказывается, какое именно положение занимают артикуляционные органы при произношении этого звука. Ребенок четко повторяет все эти действия, в результате чего должен получиться четкий изолированный звук.

Постановка звука Р от опорного звука

Выработка проторного звука Р: ребенок длительно произносит Ж, при этом его рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке, широкий язык за верхними резцами.
Выработка одноударного звука Р: ребенок длительно произносит Ж на одном выдохе, при этом отодвигая кончик языка вглубь полости рта.
После постановки обязательно проводится автоматизация сонорных звуков в слогах, словах, предложениях и т.д. Важно давать нагрузку постепенно, т.е. от простого к сложному. Нельзя переходить к следующему этапу, если предыдущий еще не освоен. Большинство занятий вполне подходит для дома, поэтому родители также должны принимать активное участие в этом процессе, постоянно консультируясь со специалистом.

Артикуляция - это образ ов ание звуков с помощью речевого аппарата. Чт об ы речь была ясной, четкой, красивой, надо добиться пра ви льного произношения каждой согласной и гласной в отдельности. Ознакомимся с устройством реч ево го аппарата. Полость рта спереди и с бо ко в ограничена зубами, сверху нёбом, снизу - языком. Эти органы ре ч евого аппарата и участвуют в обр а зовании членораздельных звуков.

Сзади твердого н ёб а слизистая оболочка формирует складку - мяг к ое нёбо. Его бока срастаются со стенками глотки, а нижняя ч ас ть остается свободной и переходит в язычок. П р остранство между мягким нёбом и корнем языка называется зе во м. За зевом идет полость глотки, разд ел яющаяся на пищевод и гортань или верхнюю часть дыхател ьно го горла. На первом кольце ды хательного горла лежит перстневидный хрящ, который как бы служит основанием г орт ани и остается неподви ж ным, но к нему прикрепляются мышцы, управляющие движением других х р ящей. На узкой, обращенной вперед ч а сти перстневидного хряща лежит подвижный щитовидный хрящ. По обе стороны задней рас ши ренной части находятся два меленьких черпаловидных хряща. Голо со вые связки натянуты между щ ит овидным и черпаловидными хрящами таким образом, что м е жду связками остается го л осовая щель.

Щитовидный хрящ может по дн иматься и опускаться, а черпал ов идные - смыкаться и раздвигаться. Благодаря этому голо со вые связки натягиваются и расслаб л яются. Высота тона зависит от напряжения и длины голо со вых связок (у женщин голос выше, так к ак у них связки короче, чем у мужчин). За гортанью след уе т дыхательное горло или трахея, бр онх и и легкие. Бронхи, войдя в легкие, делятся на веточки, заканчива ющ иеся пузырьками - альвеолами. Легк и е представляют собой два полуконуса, лежащие в грудной полости. Л ег кие ограничены снизу диафрагмой - мышечным ко ло колом, отделяющую грудную полость от брюшной.

Когда мы произносим гласные звуки, выдох д ол жен быть совершенно беззвучн ы м и теплым. Артикуляция звука У - рот складываем трубоч к ой. Воздух выдыхаем в у зк ое кольцо губ.

Звук Ы - губы раскры ва ем, зубы раздвигаем на расстояние ми зи нца, нижняя челюсть немного впереди (неправильный прикус), выд ых аемый воздух не должен стлать ся по стенкам гортани (это даст неприятный призвук), а выходить в с ер едину отверстия между зубами.
Артикуляция звука И - расстояние меж ду зубами - кончик мизинца, верхняя че лю сть над нижней (правильный прикус). Во время выд ох а следим, чтоб воздух шел прямо в от верстие между зубами, не ударяясь в верхние зубы, иначе бу д ет свист.

Звук О - рот в кольцо, б ол ее широкое, чем на У. Воздух выхо д ит теплой, широкой струёй.


Прежде чем пр ист упить к артикуляции звуков А и Э, следует нау чи ться широко открывать гортань. Для этого плотно закроем гу б ы, зажмем пальцами нос и произнесем не ск олько раз звук М (м-м-м). Ясно ощущается поднятие нёбной зан ав ески, расширение гортани и если обхв а тить горло рукой, то чувствуется выпирание зева вперед. Проделы ва йте эту гимнастику в течении двух не дель по двадцать раз каждый день, затем постарайтесь зевнуть по-н аст оящему, сохраняя тоже положение.

Звук Э - губы раскр ы ваем горизонтально, расстояние м еж ду зубами - большой палец, гортань открыта широко, нёбная занавеска п ри поднята. Выдох направляем в се ре дину зубов, воздух не должен стелиться по полости рта. Артикуляция звука А - го рт ань открыта широко, нёбная занавеска под н ята, рот - большое кольцо, нижние зубы закрыты губой. Вы д ох очень теплый.

Когда ус во ена артикуляция гласных звуков в отде ль ности, начинаем сочетать звуки:

У - У - Ы - Ы
У - У - И - И
У - У - О - О
У - У - Э - Э
У - У - А - А

Следим за равно ме рностью, плавностью движения диафрагмы (нельзя в ыд ыхать толчками) и за точностью открытия рта и разж им ания зубов. Нужно обратить в привычку пр ав ильное движение диафрагмы. С каждым днем делайте уп ра жнение быстрее и быстрее. Требу ет ся довести подвижность губ и диафрагмы до непринужденной л егк ости.

Артикуляция согласных звуков

Звук П - образуется при ра змы кании губ. Закройте рот, возьмите воздух, по ль зуясь нижним дыханием, подведите его к со мк нутым губам и разорвите их силой во зду шного потока.

Артикуляция Б - звук также образуется при размыкании губ. Крепко сомкните губы и сильным выдохом выбросьте их наружу. Не примешивайте какой-либо гласный звук.

Звук Т - образуется с помощью языка. Внимательно следите, чтобы воздух был направлен только на язык, не задевая связок, в противном случае это даст неприятный сиплый призвук. Над звуком Т нужно работать долго и упорно. Это уничтожает вялость языка, развивает его упругость, силу.

Звук Д - также образуется движе н ием языка. Кончик языка, упираясь в то же место, где образуется Т, как бы приклеивается к нёбу. Потоком воз ду ха язык отрывается вниз.
Звук Х - образуется при сбли же нии задней спинки языка с мягким нёбом. Если прои зн осить звук Х на сильном выдохе, он будет ре зк ий, неприятный. Если же с легким вы дох ом провести его через гортань, получится тихий, м ягк ий звук.
Звук К - происходит при см ык ании тех же органов речи, у мал ен ького языка. С помощью сильного короткого выдоха воздух моментально вы бр асывается из гортани.
Звук Г - также проис ход ит при смыкании задней спинки я зы ка с мягким нёбом, но ниже. Подражая грудному ребенку, произнесите "аг-г-гу". Вы яс но ощутите то место, откуда исх од ит звук. При произнесении звука Г следите, чтобы звук был чи сты й, без примеси К или Х.


Артикуляция звука Н - язык си ль но прижимаем к нёбу. Кончик яз ыка упирается в верхние зубы, которые слегка открыты. Губы образ ую т горизонтальную щель. Легкую струю в о здуха направляйте на кончик языка, но не в нос. Зажмите пал ьц ами ноздри и зафиксируйте полож ен ие речевого аппарата на звуке Н. Затем произносите Н с открыты м носом, не усиливая и не ослабляя зв ук а, иначе Н будет с примесью гнусавости.
Звук М - произно с ите М, зажав ноздри. Ясно чувствуется расш ир ение гортани, слабая струя воздуха направляется в губы, слег ка разрывая их. Зафиксируйте полож ен ие рта и направление воздуха, и затем произнесите М с открытым но сом , не ослабляя губ и не усиливая зв у ка, чтобы звук не стал гнусавым.

Во время произнесения согласных звуков С, З межзубное расстояние не больше 1 мм. Губы находятся в положении следующего за С или З гласного. Положение язык: кончик упирается в нижние резцы, спинка выгнута, боковые края прижаты к верхним зубам, посередине языка находится продольный желобок по которому выдыхаемый воздух идет к передним зубам.

Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского. Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Не суйся середа наперёд четверга. Не родит верба груши. Море по рыбе не тужит. Правда – свет разума. Упорный труд рождает мастера. Были бы руки, и жёрнов можно перетащить через реку. Трудолюбию учатся три года, лени – три дня. У работающего в руках дело огнём горит. Разбитому кораблю нет попутного ветра. У хорошей пряхи тканые рубахи. Ремесло не коромысло, плеч не оттянет.

Звуки В и Ф - происходят при о ди наковом положении рта. Верхняя губа п рип однята, верхние зубы обнажены, нижняя губа сопри ка сается с верхними зубами.
При артикуляции звука Ф силь н ый поток воздуха, подаваемый движ ен ием диафрагмы, стремится проникнуть в узкое отверстие между ве рхними зубами и нижней губой.
При звуке В нижняя губа сл ег ка прижимается к зубам. Выдыхаемый воздух проц е живается, напоминая звук виолончели. По чистоте п рои зношения, звук В - один из самых тру дн ых. Вначале струя воздуха должна быть незначительна, чтобы к В не п ри мешался звук Ф и В не потерял зву ч ность.

Артикуляция звука Л - внач ал е язык подтянут к нёбу, а кончик упи ра ется в верхние зубы там же, где образуется Т. Сильный п ото к воздуха, попадая на переднюю часть я зы ка, образует звук. Гортань при этом открывается. Проделайте нес ко лько раз, не отнимая языка. Когда ме сто образование языка ясно ощутите, произнесите Л с отры во м языка.
Звук Р - получается от быстрого к ол ебания или вибрации передней части яз ы ка. Если кончик языка мало подвижен, толст, сильно прои зн есите несколько раз звук Д и ср аз у же звук Р. Получится: д-ррр.
Звук Ч - губы мягко ра скр ыты. Нижняя губа не прижимается к зубам. Расс то яние между зубами очень узкое, передняя часть языка приб ли жается к зубной части нёба. Для произ н есения чистого Ч большое значение имеет сила выдоха. Сильным ко ро тким движением диафраг м ы дайте наибольшее количество воздуха, не затягивая выдоха. При длите льн ом выдохе Ч звучит как Щ.
Звук Ц - язык артикулирует к в ер хним зубам. Нижняя губа не прижата к зубам. И на че будет шепелявость. Сильный и короткий выдох, нап р авлен на нижнюю губу и подбородок. При дл ит ельном выдохе Ц превратится в С.
Чтобы Ц и Ч были корот ки ми, надо сразу после выбрасывания звука закрыть рот.


Звук С - язык легко припо дн ят к зубам. Раскрытые губы, ниж ня я губа слегка отстает от нижних зубов, чтобы не было шепелявости. Пр отя жный и сильный выдох, поток во зд уха направлен на подбородок. Следите, чтобы кончик яз ык а не был между зубами.
Звук Ш - зубы обнажены, губы ра ск рыты, расстояние между зубами незн ач ительное. Язык свободен, нигде не прижат, артикулирует к зубной ч ас ти нёба. Струя воздуха н апр авлена на нижние зубы, отчего они ощущают холод. Если нижняя губа пр иж ата к зубам, или нижняя челюсть бу де т впереди верхней, это вызовет шепелявость.
Звук Щ - поло ж ение рта - как и при Ш, но передняя часть я зы ка артикулирует ближе к зубной части нёба. Требуется очень протяжный и си л ьный выдох.


Звук З - полож ен ие рта - как при С. Звук З питается неболь ши м количеством воздуха. Воздушная струя еле ощутимо падает вниз. Кончик я зы ка приводится в легкое колебание. Если я зы к перестанет вибрировать, к звуку З может присоед ини ться С. Поэтому, чтобы звук З был чистым, ну ж но произнести его коротко и тотчас же закрыть рот.
Звук Ж - зубы об на жены, губы мягко раскрыты, расстояние между з уб ами небольшое, язык приподнят, но не соприкасается с нёбом и зубами. Ко ли чество выдыхаемого воздуха незна чит ельно, ощущается его колебание на языке.
Согласные звуки Т, Д, П, Б, К и Г образуются к ор отким движением воздуха. Эти звуки не льз я протянуть, не прибавив к ним какой-ли бо гласной.
В звуках Х, Л, Р, Ж, Ш, Щ, Н, М, В, Ф, З, С, к ро ме силы, есть и продолжительн ос ть звучания. Эти звуки вырабатываются как на нижнем, так и на ве рхнем дыхании.
Звуки Ч и Ц, если их пр отя нуть, обращаются в Щ и С. Для легкости и че тко сти произношения звуков Ц и Ч следует их повторять как можно ч а ще, соединяя со звуками:

П-Ч, Т-Ч, К- Ч, Ф-Ч, С-Ч, Х-Ч, Ш-Ч, Ц-Ч, Ч-Ч.
П-Ц, Т-Ц, К-Ц, Ф-Ц, С-Ц, Х- Ц, Ш-Ц, Ц-Ц, Ч-Ц

После того, как усв ое ны все твердые согласные, приступаем к работе над мя гкими согласными. Некоторые согласные звуки произн ос ятся только твердо (Ц, Ш, Ж), другие только м ягк о (Щ, Ч). Все остальные - мягко или твердо, все зави си т от гласной, которая следует за ними. Когда прои зн осим мягкие согласные столб воздуха, который их пит ае т, гораздо слабее. Особое внимание надо обратить на ДЬ и ТЬ, т ак как к ДЬ зачастую примешива ет ся звук З, а к ТЬ - звук Ц. Нужно более шире от кры вать рот. Кончик языка направлен к пер ед ней части нёба.

ЛЬ - размягчен ны й язык, отодвигается вглубь рта, его к он чик соприкасается с нёбом. Поток воздуха не стремится к кончику я зы ка, а стелется по его бо кам.
РЬ - язык вибр иру ет ниже, чем при твердом Р, бли ж е к верхним зубам. Иногда бывает, что язык плохо колеблется. В таком сл уч ае тренируйте: д-рь, д-р ь-д- рь… Затем переходите к чистому РЬ. Следите, чтобы вместо РЬ не появл я лось РИ.

В современном ли те ратурном языке произношение звука [г] - взрывное, мгн о венное, образующееся так же, как звук [к], но с голосом: б ога тырь, град, гость, Гавана, Гарибальди, Гюго. Вст р ечающееся в речи произношение [г] как звука длите л ьного, фрикативного (обозначается зна ко м h) противоречит орфоэпии.

Однако, в некоторых междометиях произношение [h] по но рм ам орфоэпии - сохраняется: ага, ого, гоп, господи - [ahа], [oho], [hoп], [ho]спо д и и в произношении отдельных за им ствованных слов, например: габитус - [hа]битус. Интересно, что в слове бухгал т ер вместо сочетания [хг] произносится [h]: бу[ha]лтер.

В отдельных словах звук [г] произносится как [х]: л ёг кий, мягкий. Формы косвенных падежей, а также производные: мягкотелый, легковесный, налегке, м яг че, легче, смягчить, облегчить, мягчайший, легчайший. В слове Бог на месте [г] пр ои зносится звук [х]. Но в косвенных падежах зв уч ит [г]: Бо[г]а, Бо[г]у, Бо[г]ом и т. д.

На месте буквы щ произ но сится долгий мягкий звук [ш]: щука- [ш':]ука, щ ел ь- [ш':]ель, роща - ро[ш':] а, Щедрин - [ш':]едрину, Щусев - [ш':] ус ев, Пущин - пу[ш':]ин. Бывает также произношение на месте буквы щ мягкого звука [ш] с оч ен ь слабым элементом [ч]: [ш'ч]ука, [ш'ч]ель, ро[ш'ч]а, [шч]едрйн, [ш'ч]у с ев, пу[ш'ч]ин. По правилам орфоэп ии нормативен первый вариант! В словах всенощная, помощник на м е сте щ произносится [ш] - всено[ш]ная, помо[ш]ник.

Звук [ц], - твердый, имеющий эле ме нт [т]. Произносится как бы сочетание [тс], но слитно, как один звук: цифра- [цы]фра, циркуль - [цы]ркуль, станция - стан[цы]я, лек ци я - лек[цы]я, Цимлянск - [цы]млянск, Цигаль- [цы]галь.
[ч] - мягкий звук, имеющий э ле мент [т']. Произносится как бы сочетание [т'ш'], но слитно.

Произношение звука [в] - губно-зубное. Он обра з уется путем приближения нижней губы к верхним зубам, но верхняя губа в образовании звука не участвует: ва л - [в]ал, весть - [в']есть, поворот - по[в]орот, Варна- [в]арна, Витебск - [в']итебск.

Произношение [в] как губ н о-губного звука, который образуется путём приближения нижней губы к верхней, свойственно некоторым говорам - не является ли тературным.

[л] - зубной звук образуется при п лотном смыкании передней части спинки языка с верхними зубами: лампа - [л]ампа, луч - [л]уч, холодный - хо[л]одный, Волга - во[л ]г а, Паланга - па[л]анга.

Как отступление от нормы орфоэ п ии бывает произношение, когда передняя часть спинки языка лишь приближается к верхним зубам, но не прижимается к н им. И вместо [л] начинает звучать [у] неслоговой или губно -губной согласный [в].

Произношение йот происходит перед уд ар ными гласными: едкий - [йэ]дкий, разъезд - раз[йэ]зд, Емецк - [йэ]мецк, Воейков - во[йэ]йков, ерш - [йо]рш, съемка - с[йо]мка, ю жн ый - [йу]жный, союз - со[йу]з, Юлемисте - [йу]лемисте, яблоко - [йа]блоко, пьяный - п[йа]ны й , Ява - [йа]ва, Поярково - по[йа]рково, а также в безударных слогах перед согласными: еловый - [йиэ]ловый, егип тя нин - [йь]гиптянин, Ереван - [йь]реван, юнец - [йу]нец, юбиляр- [йу]биляр, Юкатан- [йу]катан, Боюклы - бо[йу]кл ы , Яровой - [йь]ровой, Ядвига - [йиэ]двйга.

Произносится йот и на месте буквы й в начале слова: йог, йод, йотация, Йемен, Йоркшир, Йожеф, Йорген.
В положении между двумя [и] йот не пр о износится: армии - арм[ии], партии - парт[ии]. Но в некоторых иноязычных словах он сохраняется: Шантийи.

По правилам орфоэпии русского языка, не рекомен д уется пропускать йот в начале слова после предлогов на согласный: [с-ы]жом - с ежом, [в-ы]ловом лесу - в еловом лесу, [с- ы ]ичницей - с яичницей, [в-ы]вропе-в Европе. Правильное произношение: [с-йиэ]жом, [в-йиэ]лово м лесу, [с-йиэ]ичницей, [в-йиэ]вропе.


В конце слов на месте звонких с огл асных произносятся соответствующие глухие:
на месте б - произносится [п]: сугроб - сугро[п], ястреб - яс т ре[п], жалоб - жало[п], зыбь - зы[п'];

на месте в - [ф]: прилив - прили[ф], ул ов - уло[ф], трав - тра[ф], вплавь - впла[ф'], Канев - кане[ф], Бажов - бажо[ф], Глазунов - глазуно[ф];
на месте г - [к]: очаг - ога[к], разбег - ра збе [к], телег - теле[к], дорог-доро[к];
на месте д - [т]: запад - запа[т], небосвод - не босво[т], наград- награ[т], грудь - гру[т'];
на месте ж - [ш]: багаж-бага[ш], морж - м ор [ш], рогож- рого[ш], срежь - сре[ш];
на месте з - [с]- арбуз - арбу[с], заказ - зака[с], фр аз- фра[с], связь - свя[с'].

Неверна встречающаяся замена [г] на кон це слова не его парным глухим [к], что соответствует правилам орфоэпии (вдруг - вдру[к], враг - вра[к], снег-сне [к], фл аг - фла[к]), а согласным [х] (вдру[х], враг[х], снег[х], фла[х]).
В нерусифицировавшихся иноязычных слов ах , возможно произношение на конце слова звонкого звука: аноэро[б], штам[б], Зардо[б], Жако[б], форшла[г], Банду н [г], Гонкон[г], Голливу[д], трена[ж], корте[ж].

Если в конце слова находятся два зво н ких согласных, они оглушаются оба: визг-ви[ск], мозг - мо[ск], поезд-пое[ст], груздь - гру[с'т'], надежд - наде [ш т].
В редко встречающихся иностранных словах сохраняю т ся на конце оба звонких: смара[гд].

Если слово оканчивается на зв он кий согласный, то он оглушается не тол ь ко перед паузой, но и при её отсутствии, когда следующее слово на чи нается с глухого согласного, гласного или согласных [р], [л], [м], [н], [й], [в]. Например, произношение слова снег с глухим согл ас ным в конце происходит в таких сочетаниях:
сне[к] падает (перед глухим согла сн ым [п]), сне[к-ы]дёт (перед гласным [и]), сне[к] рыхлый (перед [р]), сне[к] лёгкий (перед [л]), сне[к] мягкий (перед [м]), сне[к] на бу хший (перед [н]), сне[к] я принёс (перед [й]), сне[к] ватный (перед [в]).

Данное правило касается и произно ше ния предлогов: близ (звучит бли[с']), сквозь, против, напротив, вокруг и частиц ведь, уж: близ пещеры - бли [с'-п']ещеры, в ок руг Падуи - вокру[к-п]адуи, сквозь изгородь - скво[с'-и]згородь, напротив Арбата - нап р оти[ф-а]рбата, близ реки - бли[с'-р']еки, близ Рангуна - бли[с'-р]ангуна, сквозь линзу - скво[с'-л']инзу, вокруг Ле й пцига - вокру[к-л']ейпцига, против медведя - проти[ф-м']едведя, близ Мацесты - бли[ с'- м]ацесты, напротив нас - напроти[ф-н]ас, вокруг Новосибирска - вокру[к-н]овосибирска.

Таким же образом произносятся имена на зв онкий согласный, если они находятся в сочетании с отчествами или фамилиями. Звонкий согласный оглушаетс я п еред гласными и перед согласными [р], [л], [м], [н], [й], [в]: Олег Иванович - оле[к-ы]ванович, В се волод Романович - всеволо[т-р]оманович, Глеб Леонтьевич - гле[п-л']еонтьевич, Любовь Евгеньевна - любо[ф'-йи е]вг еньевна, Леонид Викторович - леони[т-в']икторович, Глеб Успенский - гле[п-у]спенекий, Леонид Ан др еев - леони[т-а]ндреев.

Звонкие согласные оглушаются пер ед глухими в середине слова: трубка - тру[пк]а, травка - тра[фк]а, книжка - кни[шк]а, сказка - ска[ск]а, Ладожск ое озеро - ладо[шс]кое озеро, Ковпак - ко[фп]ак.

На месте глухих перед звонкими (кром е [в]), по правилам орфоэпии, произносятся соответствующие звонкие согласные. Так, на месте к произносится [г]: во кз ал - во[гз]ал, экзамен - э[гз]амен, на месте с- [з]: сгорел - [зг]орел, Солсбери - сбл[зб]ери, Белл ин сгаузен - беллин[зг]аузен, Уиледен-уил[ед]ен, на месте т - [д]: отгадать - о[дг]адать, отбросить - о[дб]росить, Атбасар - а[ дб ]асар и т. д.

Твердые и мягкие согласные

Большинство согласных бывают твёрдыми и мягкими. Это ви д но при сравнении звучания [л] в словах мел и мель, [р] в словах удар и ударь, [ т] в словах тук и тюк.

Отдельные согласные бывают только твёр ды ми: [ж], [ш], [ц]. Они не смягчаются ни в положении перед [и] и [э] (жир - [жы]р, Жильбер - [жы]льб ер , жесть - [жэ]сть, Жешув - [жэ]шув, ширь - [шы]рь, Шильон - [шы]льон, шерсть - [шэ]рсть, Шелли - [шэ]лли, цирк - [цы ]р к, цех - [цэ]х, Цеткин - [цэ]ткин), ни в положении перед мягкими (художник - худо [жн']ик, награждён - на гра[жд'] ён, Жвирка - [жв']ирка, здешний - зде[шн]ий, промышленный - промы[шл']енный, Перемышль - перемы[шл'], цве т - [цв']ет.

Смягчение твёрдых звуков [ж], [ш], [ц] возможно лишь в некоторых иностранных словах: жюри, Жюль, "Жюстис", пшют, пшютоватый, шютте, Шяуляй, К оц юбинский, Цюрих, Цюрупа.
Но в таких словах как: брошюра, бро шю рный, брошюровать, брошюровка и других с тем же корнем, а также в словах парашют, парашютизм, парашютировать, па ра шютист, парашютный произносится твёрдый звук [ш].

Только мягкими бывают - [ч] (поэтому при тра нс крипции, он не сопровождается знаком мягкости) и долгий [ш'], который обозначается б укв ой щ.
Отклонением от правил орфоэпии являе т ся произношение твёрдых согласных на месте ч и щ, которое появляется под влиянием белорусского языка и нек от орых русских говоров.

На месте буквы л перед а, о, у, ы, пер ед буквами, обозначающими согласные, а также на конце слова, произносится твердый [л]: палатка - па[л]атка, л од ка - [л]одка, валун - ва[л]ун, лыжник - [л]ыжник, полный - по[л]ный, угол - уго[л], Ларсен - [л]арсен, Пол о нский - по[л]онский, Луанда - [л]уанда, Чердаклы - чердак[л]ы, Колтуши - ко[л]туши, Оскол - оско[л].
Но в отдельных именах собственных, ко т орые пришли к нам из французского, итальянского, немецкого языков, на месте буквы л, произносится полумя гк ий звук, средний между [л] и [л']: "Ла Скала", Ла Валле Пуссен, Ла-Рошель.

Произношение согласных в конце приставо к перед разделительным ъ - твердое: объявление - о[б]ъявление, Объячево - о[б]ъячево, отъезд - о[т]ъезд, подъем - по [д]ъем.
Только для приставки с - и прист ав ок, которые заканчиваются на з, допустимо как мягкое, так и твёрдое произношение перед ъ: съезд - [с']ъезд и [с]ъезд, и зъ ять - и[з']ъять и и[з]ъять, безъярусный - бе[з']ъярусный и бе[з]ъярусный.

Произношение всех согласных перед разд ел ительным ь, кроме [ж] и [ш], - мягкое: бьёшь - [б']ьёшь, воронье - воро[н']ьё, пьют - [п']ьют, семья - се[м']ья, соловьи - со ло [в']ьи, Кабальерия - каба[л']ьерия, Сырдарья - сырда[р']ья, Сьерра-Невада - [с']ьерра-невада (од на ко в формах дрожью, брошью согласные [ж] и [ш] не смягчаются).

По правилам орфоэпии, конечный твёрдый с огласный звук предшествующего слова не должен смягчаться перед начальным [э] последующего слова, ес ли в произношении они сливаются: в этих - [в-э]тих, с этим - [с-э]тим, к элеватору - [к-э]леватору, в энцикло пе дии - [в-э]нциклопедии, с энтузиазмом - [с-э]нтузиазмом, в Экибастузе - [в-э]кибастузе. Если согласный пе ре д [з] смягчается - это просторечный стиль.

На месте -мь, -бь, -пь, -вь, -фь произн ося тся мягкие: семь -се[м'], восемь- восе[м'], дробь - дро[п'], прорубь - прору[п'], накипь - наки[пь], осыпь - осы[п'], в пла вь - впла[ф'], любовь - любо[ф'], верфь - вер[ф'].
Произношение твёрдых согласных звуков в мес то конечных мягких - недопустимо. Только в словах семьсот, восемьсот губной [м] может произноситься и т вё рдо.

В словах иностранного происхождения согласные п ере д е смягчаются: академия, демократия, декада, интеллект, легальный, мемориал, тенор, тера пе вт, Непал, Пенджаб, Легар, Рабле, Меринг и др.
Но во многих нерусифицировавшихся ин ост ранных словах согласные перед е не смягчаются. Не всегда смягчаются губные [п], [б], [в ], [ф], [м]:

[пэ] - купе, канап е, пери, Пер-Лашез, Лопе де Вега, Шопен, Чапек;
[бэ] - Бердем, Бени-Аббес, Бер на рд Шоу;
[вэ] - Бове, Веттерхорн, Сольв ей г, Эрве;
[фэ] - аутодафе, к афе ;
[мэ] - буриме, консоме, люм ен , метр (учитель, наст ав ник), реноме, Малларме, Мериме, Сомерсет Моэм.
Чаще сохраняют твёрдость пер ед е зубные согласные [т], [д], [с], [з], [н], [р].
[тэ] - интервью, компьютер, пан те он, стенд, термос, фортепьяно, эстетика, Ватерлоо, Монтевидео, Пастер, Пестель, Стендаль;
[дэ] - геодезия, демпинг, дельта, кодекс, мо дель, модерн, тенденция, шедевр. Аден, Баден, Дели, Декарт, Делиб, Мендельсон;
[сэ] - несессер, секста, с енс уализм, сепсис, шоссе, Сен-Готард, Сенека, Мюссе, Сен-Санс, Сент-Экзюпери;
[зэ] - безе, морзе, зейгерование, шимпанзе, Ба зель, Мозель, Бизе, Дузе, Земмеринг, Жозеф, Зегерс;
[нэ] - анестезия, бизнес, генети ка , кибернетика, пенсне, тоннель, турне, Мане, Мони, Нейгауз, Никсе, Нельсон, Неру;
[рэ] - каре, кредо, пюре, регби, рейхсвер, ти ре, тред-юнион, Альфред, Андре, Дюрер, Крейслер, Прево, Рейснер, Рерих, То рез .

В продолжении темы, читайте - произношение смягчённых согласных перед мягкими. Мягкий согласный перед мягким. Произношение отдельных грамматических форм. Также, посмотрите как произносятся слова с непроизносимыми согласными. После согласных переходите к произношению безударных гласных. Обязательно изучите особенности постановки ударения в русском языке.

Читайте также: