Поведение при шизофрении. Элементы невербального поведения при шизофрении

Обновлено: 04.05.2024

Заболевание является хроническим и имеет тяжелое течение. Однако вовремя распознанное и правильно леченое, оно способно переходить в длительную ремиссию.

За несколько лет до

Первые признаки шизофрении способны проявиться задолго до расцвета заболевания. Они носят название форпост-синдрома. Мало кто способен заподозрить в них коварную болезнь.

Такие начальные симптомы шизофрении появляются за несколько лет (3–15) перед развитием недуга. Характерны астенические проявления, когда наблюдается быстрая утомляемость и невозможность длительно сохранять физическую и умственную активность. Сон нарушен, настроение неустойчивое, теряется самообладание, человек не контролирует свои эмоции и становится раздражительным.

К астении присоединяется апатия – бессилие, пониженное настроение, отсутствие желания выполнять привычные действия, безразличие к людям и происходящим событиям, снижение эмоционального фона.

К первому отсроченному признаку болезни также причисляют дисфорию. Это патологически заниженное настроение, сопровождающееся раздражительностью, неудовлетворенностью своей жизнью и всем происходящим вокруг. Наблюдается выраженная неприязнь к другим людям.

Изначально кажется, что такие проявления – это реакция на определенное неблагоприятное событие. Но впоследствии становится понятно, что они возникают сами по себе.

Агрессия, вспышки гнева, склонности к противоправным действиям также присущи подобному состоянию. Случается, что дисфория сопровождается восторженностью, приподнятостью духа. Человек становится чрезмерно болтливым, может развиться бред величия.

Обычно дисфория сохраняется от нескольких дней до нескольких недель. Затем проходит.

Естественно, что перечисленные признаки неспецифичны, и практически никто не подумает о том, что они способны предсказать развитие шизофрении.

Как дебютирует шизофрения

Расстройство считается типичным для подросткового и молодого возраста. Однако встречается оно и у пожилых людей, и у дошкольников. Причем то, в каком возрасте начинается болезнь, играет не последнюю роль в ее клинической картине. Чем меньше возрастной показатель больного, тем злокачественнее ее течение. Известно, что мужчины заболевают в более ранние годы, чем женщины.

Все начинается с эмоциональных изменений. Формируется чувство некоторого внутреннего дискомфорта, ощущения нахождения «не в своей тарелке». Общение с окружающими дается все сложнее, уходит непринужденность и легкость, появляется смущение, напряжение и робость. Теряется самоуважение и уверенность. Человек начинает ощущать себя выпавшим из общества.

Возможны вегетативные реакции в виде головной боли, скачков давления, повышенной потливости, изменений сердечного ритма.

Появляется раздражительность, больного все чаще сопровождает плохое настроение. Он не может сосредоточиться на выполнении какого-либо действия, становится рассеянным, физическая и умственная продуктивность его снижается либо формируется быстрая смена настроения.

Человек все чаще пребывает в состоянии напряжения, тревожности, ожидая, что должно произойти что-то нехорошее. Случаются эпизоды дереализации – действительность воспринимается как что-то нереальное. Все кажется странным, размытым, чужим. Звуки притупляются. Больные сравнивают такую обстановку с декорациями. Теряется яркость восприятия, и страдает память.

Деперсонализация также фигурирует на ранней стадии заболевания. Больные сами замечают, что с ними что-то не так. Они могут говорить о том, что ничего не чувствуют. Искажается восприятие своего «Я», пропорций тела, возраста, пола.

Развивается состояние, именуемое уплощенным аффектом. При этом снижается яркость и выразительность эмоций. Мимика и жесты больного становятся ограниченными. Создается впечатление, что на лицо надели маску, а тело стало деревянным.

Довольно показательный признак – эмоциональная холодность по отношению к родным и близким: детям, супругам, но чаще всего к матери. При этом больной не просто отстраняется, но и проявляет злобу и агрессию, но по отношению к людям, с которыми они общаются менее тесно, сохраняются адекватные эмоции. Человек может вести себя с ними, как и прежде.

Не реже наблюдаются неуместные эмоциональные реакции: больной может хохотать, когда не до смеха, а в ситуации, когда все смеются, он рыдает навзрыд или эмоции отсутствуют вообще. Если раньше человек не мог не улыбнуться даже на самый примитивный анекдот, то сейчас после рассказанной шутки в ответ не последует никакой реакции.

Еще одна серия симптомов – это обсессивно-компульсивные проявления. У человека постоянно в голове крутится навязчивая идея. Например, мысль о том, что его собьет машина, если он будет переходить дорогу. Или постоянная необходимость делать все в совершенстве.

Обязательно присутствуют различные ритуальные движения. Больной по 10–15 часов может рисовать в тетради просто линии или другие символы.

Страхи также наблюдаются в клинической картине, однако они носят другой характер, нежели при фобическом расстройстве. Человек рассказывает о них спокойно, безэмоционально, без тени непереносимости на лице. Страхи бывают нелогичными. К примеру, боязнь определенного слова или цвета.

Изменения в поведении и привычках

Среди внешних признаков шизофрении, выдающих ее начало, в первую очередь выделяют странности поведения. Больной замыкается в себе, отстраняется от людей. Может часами просиживать в закрытой комнате и валяться на кровати. Нарастают признаки апатии. Повышается стереотипность движений.

Одним из патогномоничных симптомов на заре шизофрении является парагномен. Это обескураживающее, неожиданное, не присущее в нормальном состоянии поведение больного. Например, он режет всю свою одежду на мелкие лоскуты, аргументируя свой поступок тем, что так компактнее можно уложить ее в шкафу.

Больной как бы плывет по течению, покоряясь всем жизненным обстоятельствам, не пытается улучшить свое существование, не стремится к достижениям, к реализации своих планов.

Типичным, характерным признаком шизофрении на ранней стадии становится утрата интереса к ранее значимым увлечениям, хобби. К примеру, раньше человек увлекался велоспортом, ездил на велосипеде по несколько часов практически ежедневно. Возможно, принимал участие в соревнованиях. А затем резко, без видимой причины забросил любимое дело, осел дома, изолировался.

Зато у него появляются новые пристрастия. Типичным становится увлечение сверхъестественным и метафизическим. Нередко предметом интереса больных выступают психология, философия, мистика, даже если раньше он не интересовался этими направлениями вообще. Но наиболее часто больные начинают увлекаться религией. Ученые связывают это с причудливостью и противоречивостью религиозных образов и картин, которые отвергают, ставят под сомнение общепринятые нормы развития окружающего нас мира. В дальнейшем эти образы становятся предметом бредовых идей, галлюцинаций.

Человека вообще перестает волновать что-либо. Он даже прекращает совершать элементарные гигиенические процедуры: чистить зубы, мыться, становится неопрятным, неряшливым. Одежда – грязная, волосы растрепаны, но ему все равно, как он выглядит.

В другом случае у него уходит на водные процедуры непривычно много времени. Например, больные способны провести в душе несколько часов.

Появляются странные пристрастия. Больной может ходить на свалку, собирать мусор и приносить его домой, накапливая там горы ненужного хлама. Может появиться тяга к воровству, поджогам. Но бывают и приятные изменения: больные углубляются в чтение. Но это также носит патологический характер, так как они стремятся читать все, что попадается им на глаза.

Они забывают о еде, способны не употреблять пищу по несколько дней. Или придумывают вычурные диеты, или предпочитают есть только один определенный продукт.

Дисморфофобия – симптом, являющийся проявлением многих психических расстройств. В том числе и шизофрении. У человека возникает убежденность об уродстве какой-либо части тела. Слишком большой нос, толстые ноги, оттопыренные уши. На самом же деле никого резонанса в его внешность эти органы не вносят.

Больной может скрывать свою озабоченность либо, наоборот, рассказывать окружающим, пользоваться любыми средствами, чтобы скрыть «изъян». Его зацикленность можно обнаружить, когда он часами простаивает возле зеркала, выискивая позы, в которых его «недостаток» не так заметен. Он отказывается фотографироваться, прячет свои фото от других. Такое извращенное восприятие себя иногда приводит к суицидальным попыткам. То есть, больной до такой степени не переносит свой мнимый недостаток, что не способен существовать с ним.

В целом, человек изолируется от социума, замыкается в себе, становится жадным на эмоции и странным в поведении.

Данные признаки заболевания часто игнорируются. Либо такие люди вызывают обиду у близких, недоумение и раздражительность у других людей. К врачу обращаются, как правило, уже в тех случаях, когда симптоматика начинает расцветать, и на арене появляются галлюцинации и бред.

Для всех ранних симптомов шизофрении характерна незавершенность, расплывчатость и эпизодичность. Это вызывает трудности с постановкой диагноза, сбивая с толку врачей. Поэтому они не спешат выдавать окончательное заключение до появления типичных признаков.

Хотя многие пациенты абсолютно уверены в том, что они здоровы, встречаются и такие, кто подразумевают, что с ними что-то происходит. Они штудируют информацию по поводу своего психического состояния, в итоге находя им обоснование, и даже сами способны выставить себе правильный диагноз.

Вот как описывает свою историю болезни один молодой человек. Это началось примерно в 25 лет. Сначала это была патологическая зацикленность на ошибке. Если он слышал слово, для него неправильно звучащее, он начинал повторять другие слова на эту букву. Это позволяло ему избавиться от напряжения. На некоторое время такой ритуал даже приносил удовольствие.

В другом случае неприятное событие, например, разбитая чашка, заставляло его создавать в мыслях череду, последовательность обратных действий: от негативного результата к началу события. Это также доставляло ему радость и снимало тревогу на некоторое время. Но если что-то прерывало его мысли, приходилось начинать заново.

Каждый раз казалось, что скоро это закончится. Но, стоило произойти какому-либо казусу, и все повторялось. Бывало, что, составляя свои цепочки, он проводил в постели или ходил по комнате 20 часов.

Вскоре появились голоса, нашептывающие неприятные мысли. Они были такими явными, что больному казалось, будто это его собственные. Затем обострились звуки вокруг. Приходилось ходить в наушниках, поскольку они очень раздражали нашего героя. Бывало так: проезжает машина, а он посмотрел на нее не таким взглядом. Тогда нужно было смотреть заново, правильно. Был страх того, что автомобиль уедет, и он не закончит свой ритуал.

За это время он неоднократно обращался к врачам, пока, наконец, не был установлен диагноз и не назначено правильное лечение.

Начало заболевания у детей

Детская шизофрения встречается не часто, однако известны случаи появления ее у детей 2-летнего возраста.

Вот признаки, которые должны заставить родителей задуматься о психическом состоянии ребенка:

  • малыш избегает общения с друзьями, становится замкнутым, предпочитает одиночество. Активным, подвижным играм предпочитает тихое, сидячее времяпрепровождение. Играет один, порой в придуманные им самим игры;
  • отказывается совершать гигиенические процедуры;
  • беспричинно портится настроение. Ребенок хнычет, капризничает без повода;
  • не может себя защитить, пытается скрыться от конфликтной ситуации;
  • нарушаются когнитивно-познавательный уровень. Ребенок как бы делает шаг назад в своем развитии. Плохо усваивает новый материал, ведет себя соответственно меньшему возрасту;
  • проявляет немотивированную агрессию по отношению к близким и сверстникам, неадекватные эмоциональные реакции: если другой ребенок ударился, ему больно, он плачет, то этот малыш начинает смеяться;
  • у ребенка появляются проблемы с речью. Возникают непонятные слова, речь скудная, обрывистая.

Обращает на себя внимание поведение таких детей. Например, они выдают себя за птичку. При этом их действия соответствующие: они имитируют полет, утверждают, что они не мальчик или девочка, а птичка, «клюют» еду.

В старшем возрасте дети называют себя другими именами, общаются с вымышленными друзьями.

В подростковом возрасте шизофрения проявляется эмоциональной отстраненностью. Подросток замыкается в себе, перестает общаться с друзьями. На начальном этапе развития болезни появляются извращенные влечения. Дети сбегают из дома, становятся членами бандитских группировок, где неукоснительно подчиняются главарю. Проявляют агрессию, садистские наклонности. Демонстрируют сексуальные перверсии, увлекаются наркотиками и алкоголем.

Особо показательно раздвоение поведения. Дома подросток ведет себя агрессивно, расхлябано, пререкается и грубит, много разглагольствует. А в школе становится другим человеком: тихим, замкнутым, скрытным.

Что касается такой тяжелой формы расстройства, как гебефреническая, то на заре ее развития такие дети становятся апатичными. Даже если в течение дня они не подвергались тяжелым умственным или физическим нагрузкам, то все равно чувствуют себя разбитыми, усталыми, буквально валятся с ног. Плохо усваивают новый материал. Нарушается сон, отмечается прилив мыслей перед засыпанием. Утрачивается интерес, появляется безразличие. Они бездействуют, забрасывают учебу, считая все усилия бесполезными.

Агрессия к близким, особенно к матерям, при сохранности нормального отношения к посторонним людям – очень показательный симптом. Дети называют родителей опекунами, считая, что настоящие папа и мама – очень влиятельные и богатые люди. Просто по какой-то веской причине они не могли воспитывать ребенка, и отдали его в приемную семью.

Установлен интересный факт. Среди детей, страдающих шизофренией, наибольшее количество составляют те, кто до болезни слыл послушным, покладистым, беспроблемным ребенком.

В детском и подростковом возрасте подобные проявления сложно трактовать правильно. Обычно их принимают за детские капризы, издержки воспитания или за подростковый кризис.

Шизофрения пожилого возраста

Шизофрения в старческом возрасте – явление также очень редкое. Проблема состоит в том, что ее симптомы принимают за старческое слабоумие, пока не появятся стойкий бред и галлюцинации.

Шизофрения у пожилого человека начинает проявляться с подозрительности и опасений, что ему хотят навредить, его хотят обидеть. Такой больной с настороженностью относится к людям, как правило, с агрессией. Предполагая опасность от каждого постороннего, человек изолируется от общества, замыкается в себе и прячется от всего мира. Становится, что называется, «противным старикашкой».

Эмоции стариков с шизофренией неадекватны. Они неуместно смеются или плачут, настроение их быстро меняется. В другом случае их поведение отличается застенчивостью, чрезмерной скромностью. Или же наблюдается эмоциональная тупость, безэмоциональность. Искажается речь, она характеризуется скудностью высказываний, спутанностью. Зачастую люди просто отмалчиваются.

Наблюдается эпизодическая дереализация, когда больной не понимает, где он находится, в какой эпохе живет, не узнает близких. Деперсонализация выражается в непонимании кто он сам.

Характерный симптом – явление к больному умерших родственников, друзей, знакомых.

В старческом возрасте чаще остальных развивается параноидная форма заболевания.

История Питера Уинстона

В ходе исследований было установлено, что довольно часто зрелые люди и дети, страдающие шизофренией, до болезни отличались незаурядными способностями, считались одаренными, сверхразвитыми личностями. Ну как здесь не вспомнить фразу: «Гениальность и безумие идут рука об руку». Кажется, ее автором стал великий Чезаре Ломброзо.

История юного шахматиста Питера Уинстона – яркий тому пример. Питер родился в Нью-Йорке в 1958 году. Его отец преподавал химию в Колумбийском университете, а мать была магистром Педагогического колледжа.

В 1 год и 6 месяцев Питер уже знал алфавит и читал Британскую энциклопедию. В 6 лет его отдали в школу для одаренных детей, где его характеризовали как остроумного и энергичного мальчугана, но с вычурной манерой поведения.

Шахматами он увлекся еще в начальных классах, причем обучился им сам, с подачи отца. Он повторял партии известных шахматистов. Очевидцы рассказывали, что на турнирах во время игры он как будто впадал в транс, а если проигрывал, то впадал в ярость. Его называли гениальным мальчиком. Будучи подростком, он даже получил предложение от известного издательства написать книгу о шахматах.

Проучившись год в престижной школе Линкольна, он забросил ее. Аргументировал это тем, что устал от этого занудства и «дерьма». Поступил в альтернативную школу, где дети самостоятельно контролировали учебный процесс. Но, когда его любимый учитель уволился, Питер также перестал посещать школу.

В 1972 году в возрасте 14 лет Питер Уинстон сыграл шахматную партию с гроссмейстером Уолтером Шоном Брауном, который носил титул чемпиона Австралии и трехкратного чемпиона США. Питер разгромил оппонента за 37 ходов. Это событие произвело фурор. Впоследствии партию называли просто «Игра».

На юниорском чемпионате США он разделил первое место с фаворитом того сезона, затем на чемпионате мира занял 6 место.

В 17 лет он поступил в колледж, увлекся политикой, а через полгода попал в психиатрическую больницу с психологическим кризом. Здесь ему и был поставлен диагноз шизофрения. В больнице он провел целый год. Его друг утверждал, что не мог узнать Питера. Уинстон твердил, что лекарства нарушают его способность игры в шахматы.

После выписки Питер продолжал участвовать в шахматных турнирах, но проигрывал все партии. Очевидцы говорили, что у него было много выигрышных ходов, но он их пропускал. Из-за его неопрятного вида, несоблюдения гигиены (матери его друга пришлось даже дезинфицировать постельное белье после того, как Питер у них ночевал) некоторые говорили о том, что парень употребляет наркотики. Хотя это мнение было ошибочным.

Друг, посещавший его квартиру, говорил, что Питер жил в ужасных условиях. Сам он выглядел так, как будто не спал несколько ночей, не мылся и не ел. Взгляд был блуждающим. Было видно, что в квартире засиживаются допоздна, играют в карты и шахматы на деньги.

Последний раз Питера видели, когда он посещал семью своего знакомого. Он был не в себе: беспокоен, собирался поехать в Техас на встречу с Уолтером Корном – одним из родоначальников шахмат. Называл его Богом. Затем он ушел, и его больше никто не видел.

Питер Уинстон пропал без вести в 1978 году в возрасте 20 лет. Его так и не нашли. Выдвигается несколько версий его исчезновения, которые, однако, не имеют официального подтверждения. Волшебное исчезновение Питера Уинстона считается одним из таинственных и резонансных событий шахматного мира.

Начальные симптомы шизофрении расплывчаты и неточны. Они становятся не только ее признаками, но и других психических расстройств. Однако альянс апатии, аутизма, странностей поведения, депрессии и патологического мышления дает повод обратиться к специалисту, чтобы не пропустить зарождение болезни.

Поведение при шизофрении. Элементы невербального поведения при шизофрении

Фенотипические проявления шизофрении. Невербальные признаки шизофрении у различных соматотипов

Для оценки демонстрируемых больными фенотипических прявлений учитывают: а) аномальные морфологические признаки (аномалии развития, особенности телосложения), которые маркируют патологию нейроэндокринной системы и динамически выражаются в близких к невротическому обоснованию симптомах, входящих в комплексы микрокататонии; б) особенности контакта, отражающие в большей степени нарушения коммуникации, проявляющиеся странностями, неадекватностью, нелепым поведением больных.

Почти весь регистр негативных проявлений в психопатологии базируется на субъективном впечатлении от нарушений коммуникативной сферы больных шизофренией. В данном случае происходит разрыв между понятными с клинико-биологической точки зрения симптомами микрокататонии и не имеющими под собой конкретного материального субстрата феноменами трансформации эмоций, снижения уровня личности, редукции энергетического потенциала, регресса поведения к более ранним онтогенетическим периодам. Между тем негативные проявления оцениваются по особенностям мимики, моторики, жестикуляции на интуитивно-эмпирическом уровне.
В связи с этим мы остановимся на некоторых особенностях габитуса, которые могут создать не всегда оправданное впечатление о больном при контакте.

проявления шизофрении

Квалификация невербальных признаков у лиц с различным соматотипом показывает, что существуют особенности, присущие определенному конституциональному типу и привнесенные болезнью. Мимическая экспрессия, моторика, жестикуляция по-разному демонстрируются каждым соматотипом. Если пикноатлетоидные конституциональные типы в достаточной степени обеспечены мышечным аппаратом, который во всем объеме может «изобразить» ту или иную гамму чувства, то астенический полюс конституционального континуума наименее выразителен в мимическом дисплее. Возможно, мимический компонент феномена эмоциональной тупости и находится в пределах неспособности продемонстрировать то или иное чувство посредством доступного мышечного действия.

Характерным признаком астенического соматотипа является отсутствие глубоких мимических морщин, которые у лиц с выраженной эмоциональной экспрессивностью являются свидетельством пережитых «бурных страстей». В целом же астеники, избегая активных движений, отличаются неловкостью, создают нажитой порочный круг потери грации; с большой осторожностью это явление можно применять в качестве диагностического признака. В ряде случаев, которые, несомненно, относятся лишь к соматотипам с астенической компонентой, применимы термины «вычурность» и «манерность». Как правило, упомянутые феномены подразумевают не свойственные нормальным индивидуумам телодвижения, жесты и мимику в контексте определенных событий. Достаточно сказать, что пластичность суставно-сухожильного аппарата у астеников в наибольшей степени проявляется в движениях, вплоть до поразительной гибкости.

У пикников движения обладают прирожденной гармоничностью, а у атлетиков из-за гипертрофии костно-мышечного аппарата возникает определенная неловкость, неуклюжесть. Естественно, факторы тренинга трансформируют эти предиспозиции, поэтому мы можем наблюдать ловких пластичных астеников, быстрых сильных пикников и гармонических, филигранных в моторике атлетиков. Однако при наблюдаемой патологии большинство конституциональных качеств предстает в своем нативном виде. Невыраженность элементов поведения, внешне напоминающего регрессивное и патологическое, у лиц с пикническим соматотипом и создает впечатление более благоприятного течения. Между тем даже в дефектном состоянии с полной потерей социальной адаптации и глубокими личностными изменениями больным свойственны природная грация телодвижений, жестикуляции.

В то же время при характерной для высокорослых астеников-евнухоидов простой форме с менее выраженными проявлениями дефекта клинические описания изобилуют упоминаниями о вычурности и манерности. Еще С. С. Корсаков предполагал, что многие неуместные и вычурные позы душевнобольных отражают нарушения в проприоцептивных связях нервной системы. Трудно себе представить тучного дефектного пикника или атлетика, который бы сумел «заплести» ноги наподобие косы. С другой стороны, только к больным с выраженным астеническим компонентом соматотипа в полной мере относится такое понятие, как гипомимия (амимия), в то время как у лиц с пикноатлетоидными компонентами нарушения мимики субъективно воспринимаются как парамимии. В определенной степени такой диагностический «сдвиг» при минимальной смене мимических движений обусловлен восприятием таких статических анатомо-морфологических образований, как выраженные надбровные дуги, гипертрихоз бровей, глубоко посаженные глаза, и других, которые могут придать больному гневливый дисфорический вид при полной душевной безучастности.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Психомоторные расстройства детского возраста. Невербальное поведение при детской шизофрении

В детском возрасте в основном проявляются психомоторные расстройства. В.В.Ковалев (1985) выделяет среди них следующие типы:
1) кататонические и кататоноподобные;
2) кататоногебефренные;
3) нарушения моторики в структуре синдромов аффективных расстройств;
4) навязчивые движения и действия;
5) психомоторные пароксизмальпые расстройства;
6) регрессивные расстройства психомоторики;
7) нарушения психомоторики при синдроме гиперактивности.

По данным В.М. Башиной (1980), рудиментарные кататонические (кататоноподобные) проявления ступора крайне редки. В возрасте до 3 лет преобладает кататоническое возбуждение. Оно выражается в бесцельной маятникооб-разной ходьбе, «манежном беге», стереотипных подпрыгиваниях, хлопанье в ладоши, импульсивных поступках, характерных вычурных движениях, неадекватных гримасах (нахмуриваниях, зажмуриваниях).

шизофрения у детей

Одновременно при этих состояниях отмечаются разнообразные изменения поведения с временным возвратом к незрелым формам, характерным для более ранних возрастных этапов нервно-психического развития. Регрессия является для ребенка защитной реакцией, способом преодоления психической перегрузки, связанной с изменениями условий жизни. Как только ребенок начинает себя чувствовать уверенно и спокойно, движение «вспять» обычно прекращается.

По мнению большинства авторов, по патогенетической сущности регрессивные расстройства близки к кататоническим, чем объясняется относительная частота сочетания этих расстройств у детей младшего возраста. По нашему мнению, в основе регрессивных явлений лежат поведенческие комплексы, характерные как для этапов психическога развития, так и для проявлений древней, менее дифференцированной, фазы биологической защитной кататонической реакции (Ц. П. Короленко, В. Г. Колпаков, 1976, 1978).

Зоопсихологи рассматривают кататонические проявления как глубинные филогенетические механизмы, представлявшие на определенной стадии развития целесообразные акты. Наиболее ярко различные аспекты типологии и механизмы дизонтогенеза можно проследить на примере шизофрении у детей.

Невербальное поведение при детской шизофрении

В связи с тем что в настоящее время к шизофрении у детей относят случаи психоза, проявившегося до 10-летнего возраста, объектом нашего исследования стали больные (42 ребенка), заболевшие в раннем детском (до 3 лет), предшкольном (от 3 до 5 лет) и дошкольном возрасте. Соотношение лиц мужского и женского пола — 1:3. Длительность заболевания от 1,5 года до 4 лет. 16 детей (40 %) наблюдались нами с первого посещения психиатрического диспансера. Срок наблюдения —до 2 лет. Все больные неоднократно находились на стационарном или амбулаторном лечении и осматривались как в момент обострения, так и в период ремиссии. В выборку взяты больные, у которых удалось выяснить подробный анамнез, динамику развития поведенческих расстройств.

С помощью клинико-психопатологического и клинико-катамнестического методов, с учетом прогредиентности шизофренического процесса и возраста начала заболевания мы разделили больных на 3 группы по 10 детей в каждой: 1) с манифестацией шизофренического процесса в раннем детском возрасте и высокой злокачественностью шизофренического процесса; 2) с манифестацией процесса в дошкольном возрасте со злокачественным или близким к нему течением; 3) с манифестацией в раннем и дошкольном возрасте с относительно благоприятным течением шизофренического процесса (приступообразным, малопрогредиентным).

В процессе наблюдения регистрировались простые и сложные поведенческие признаки. Время исследования одного больного — от 4 до 8 ч, количество наблюдений — в среднем 7. Сложные формы поведения регистрировались вне и во время стимула. Наблюдения проводились в группе детей, в игровых процессах, в помещениях, где они ранее бывали. Поведенческие элементы регистрировались после 30-минутного предварительного знакомства. В момент беседы ребенка с лечащим врачом детей фотографировали.

В истории изучения невербального поведения при шизофрении можно выделить следующие периоды.
1. Описание типологии ярких нарушений поведения при шизофрении, в частности ступора, возбуждения (кататонического, бредового, гебефренического). Этот период связан с работами классиков русской и зарубежной психиатрии с начала XIX в.
2. Описание типологии поведения на основе условно-рефлекторных методов в условиях физиологического эксперимента. Период связан с работами советских психиатров 30—50-х годов нашего века.
3. Первые работы по тонкому описанию мимики и пантомимики больных шизофренией на основе естественных наблюдений (П. М. Сухаребский, 1968; К. Leonhard, 1976).

Следует также отметить, что первому периоду предшествовало описание аномального поведения в мифопоэ-тике, фольклоре, трудах мыслителей древности, типологически сходное с некоторыми особенностями поведения при шизофрении (А. Н. Корнетов, В. П. Самохвалов, 1986; М. Foucault, 1961).

Предыдущие этапы подготовили почву для изучения «микроскопии» поведения (мимики, моторики, жеста), простых и сложных форм поведения и позволили подойти к изучению невербального поведения при шизофрении с позиций полифункциональности.

невербальное поведение

Средний возраст начала заболевания у мужчин — (26±3,4) года, у женщин — (27±4,2) года. Продолжительность заболевания к моменту обследования от 2 до 15 лет. В момент осмотра у 6 больных диагностирован депрессивный и депрессивно-параноидный синдром, у 54 больных — параноидный синдром, а у 30 — синдром Кандинского — Клерамбо и галлюцинаторно-параноидные синдромы (61 больной), у 24 — негативные, неврозоподобные и психопатоподобные синдромы, у 29 — кататонический и кататонопараноидные синдромы, у 49 больных — синдромы дефекта различной типологии (апатико-абулический, астенический, конечный, кататонический, смешанный) и выраженности.

В клинике шизофрении наблюдались той или иной степени выраженности негативные нарушения, чаще в форме редукции энергетического потенциала больных, утрате коммуникабельности, преобладании аутопсихичес-кой ориентации, аутизма.

В момент обследования 72 больных были в состоянии психоза, 45 — в состоянии ремиссии типа А и Б, 136 — в состоянии дефекта; среди них у 50 больных наблюдался начальный манифестный период. При диагностике шизофрении пользовались критериями выявления основных симптомов с учетом диагностики эмоционально-волевых нарушений и расстройств мышления, симптомов первого ранга по К. Schneider (A. H. Корнетов с соавт., 1984). Наряду с клинико-психопатологическим исследованием применяли методики наблюдения и фиксации признаков невербального поведения, описанные в главе III. Признаки фиксировались: а) визуально, б) фотометрически, в) телеметрически. Продолжительность наблюдения в течение одного сеанса — до 30 мин, общее время наблюдения каждого больного — от 2 до 26 ч.

Сознательно мы оставили схему описания особенностей невербального поведения по иерархическим уровням, предложенную в предыдущей главе, так как каждый из признаков или особенностей невербального поведения при шизофрении сопоставлялся с аналогичным признаком у психически здоровых. Среди наблюдаемых больных с параноидной формой было 181, с простой — 32, с гебефренической — 4, с кататонической — 37. По течению выделяли: с непрерывно текущей шизофренией— 177, с приступообразно-прогредиентной и периодической — 77 больных.

Кроме того, мы сознательно не включали в анализ больных с выраженными и заметными признаками нейролептической интоксикации, в значительной мере модифицирующей поведение. Обращали внимание также на особенности невербального поведения больных при общении с родственниками, другими больными, врачом. Больные были обследованы с различной степенью глубины, и из их числа формировались клинически однородные группы при сопоставлении особенностей невербального поведения в зависимости от клинической картины с учетом ведущего синдрома. Для однородности наблюдений учитывали также одинаковые условия и присутствие при обследовании одних и тех же врачей. Во всех случаях пытались соблюдать стандартные условия наблюдения, привычные для больных.

- Вернуться в оглавление раздела "Психиатрия."

ВЕБИНАР: Краткосрочное психологическое консультирование (КПК): личностная готовность, профессиональная позиция и практические навыки специалиста

ВЕБИНАР: Основы песочной терапии Юнга: индивидуальные и групповые формы работы

ВЕБИНАР: Практика образовательной кинезиологии. Детские рефлексы - основа гармоничного развития

Скоро

II Международная научно-практическая конференция «Давыдовские чтения»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы клинической психологии: теоретические и прикладные аспекты диагностики и коррекции»

Всероссийский психологический форум (в рамках VII Съезда РПО)

Международная научно-практическая конференция «Российская девиантологическая панорама: теория и практика»

III Межрегиональная конференция педагогов, психологов и психотерапевтов «Мир глазами ребёнка»

Международная научно-практическая конференция «Приверженность вопросам психического здоровья»

V Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

Международная научно-практическая конференция «Социально-психологические последствия войны»

Международная научная конференция «Ананьевские чтения — 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков — к новым достижениям и инновациям»

Всероссийская научная конференция «Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков»

Международный конгресс «Психология XXI столетия (Новиковские чтения)»

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

III Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии памяти Ф.Е.Василюка

Международный конгресс «Л.С.Выготский и А.Р.Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик»

Международная юбилейная научная конференция «История, современность и перспективы развития психологии в системе Российской академии наук»

Всероссийская научно-практическая конференция «Психология способностей и одарённости»

Невербальное поведение в терапевтической практике

Автор

/module/item/name

Статья А. Ежова «Невербальное поведение: партитура для терапевтической практики»:

Одним из важнейших аспектов диагностики шизофрении является невербальное поведение. В большинстве руководств по психиатрии этой теме внимание уделяется вскользь или вовсе игнорируется за стандартами и диагностическими критериями МКБ-10, DSM-IV и др.

Между тем, будучи неотъемлемой частью характера, темперамента, эмоций и личности в целом, невербальное поведение дополняет и, что самое важное, делает объективно наблюдаемым неповторимость и уникальность каждого человека. В психиатрии анализ неречевого, двигательного компонента занимает отдельное положение, так как в силу разных причин, больные могут отказываться от общения (мутизм, кататонический негативизм или приказывающие, т.н. «императивные» галлюцинации при шизофрении) или существенно искажать, скрывать имеющиеся симптомы бреда, галлюцинаций («голоса я никакие не слышу, а в больницу меня упекли родственники, я не знаю даже за что»), изменённого аффекта (как в случае с маскированной депрессией и ее специфического симптома «улыбка Пьеро»). В таких сложных диагностических ситуациях невербальное поведение становится едва ли не основной возможностью для диагностики.

В основе невербальной коммуникации лежат два источника – биологический и социальный, врожденный и приобретенный в ходе социального опыта человека.

На основе признаков намеренности (ненамеренности) невербальной коммуникации можно выделить три типа невербальных средств

  1. Поведенческие знаки, которые обусловлены физиологическими реакциями со стороны вегетативной нервной системы: побледнение или покраснение, а также потоотделение от волнения, дрожь от холода или страха и др.
  2. Ненамеренные знаки. Употребление таких знаков связано с привычками человека (их иногда называют самоадапторами или манипулятивным поведением): почесывание носа, верчение зажигалки в руках, качание ногой без причины, покусывание губ и т.д.
  3. Собственно коммуникативные знаки.

Эти знаки представляют собой сигналы, передающие информацию об объекте, событии или состоянии.

Описание типологии невербального поведения пациента возможно также с помощью объективизации визуального канала коммуникации, в который входят мимика, поза, жест и паралингвистические маркеры речи.

Мимика

Мимика представляет собой координированные движения мышц лица, отражающие разнообразные психические состояния человека. В психиатрии, как и в жизни, особое внимание в этом плане уделяется глазам. Начиная с области зрачка и таких симптомов как мидриаз (расширение зрачка при депрессии, интоксикации кокаином, атропин содержащими веществами) и миоз (сужение зрачка при употреблении опиатов), а также характеристики взгляда, такие как продолжительность (взгляд, непрерывно фиксированный на лице собеседника более 5-7 сек., относится к агрессивно-предупредительным элементам мимики и может представлять картину скрытой агрессии, типичной для параноидных пациентов), локализация (фиксация взгляда вниз и/или на источник света типична для депрессии или широко открытые, с редким миганием глаза, придающие больному изумленный вид, т.н. симптом Альцгеймеровского изумления).

Под позой мы понимаем не только положение, которое принимает человек, но и движения, которые изменяют это положение или влияют на него, как, например, перемещение центра тяжести при покачивании вперед-назад, с носка на пятку, смена ноги и т. п. Основой организации позы является соотношение элементов напряжения-расслабления сгибателей и разгибателей. Поза может быть маркером тревоги, депрессии, расслабления. Позу составляют элементы головы, плеч, туловища, ног. Так для депрессии типична поза подчинения, с тенденцией к уменьшению тела в размерах, опущенной голове, плечам, рукам. Для кататонической шизофрении характерной является эмбриональная поза или яркий симптом «воздушной подушки» (длительное приподнятое над подушкой положение головы), который наблюдается и в рамках кататонического симптомокомплекса.

Жестикуляция

Жестом называют движения свободной рукой, взаимодействие с предметом или объектом называют манипуляцией. Интенсивная манипуляция пальцами (симптом игры пальцев) – признак, отмечаемый при дефицитарной симптоматике, характерной для шизофрении, а такой симптом как кроцидизм (от греч. krokydismos – ощипывание шерсти) является одним из признаков неблагоприятной динамики в развитии алкогольного делирия (общеизвестного как «белая горячка»).

Паралингвистические маркеры речи

Анализируя этот канал коммуникации, мы фиксируем все явления, которые связаны с голосом и не требуют концентрации нашего внимания на содержании сказанного. Это интонация как таковая, мелодия речи, наличие и длительность пауз, громкость голоса, ритм речи и т. д., а также звуки несловесного содержания, например пощелкивание языком, вздохи, постанывания и т. п.

Замедление темпа речи, длительные (более 7 секунд) паузы, тихий, монотонный голос низкого тембра с большой вероятностью указывает на наличие депрессивного аффекта, даже если пациент не высказывает специфических жалоб. И наоборот, высокий тембр, ускоренная речь, отсутствие пауз указывает на психическое возбуждение.

Конечно же, стоит учитывать индивидуальные, культурные, этнические особенности невербального поведения, чтобы не вовлекаться в гипердиагностику и ненужную патологизацию пациентов, но, все-таки, если быть внимательным, вы сможете, подобно профессиональному музыканту, «с лёту» читать партитуру невербального поведения ваших пациентов – это определенно сделает мелодию терапевтического процесса еще более гармоничной и насыщенной.

Читайте также: